Сказка журавль и цапля по ролям: Сценарий сказки В.Даля «Журавль и Цапля на современный лад» – Русская народная сказка — Журавль и цапля. Читать онлайн
Сценарий сказки В.Даля «Журавль и Цапля на современный лад»
Сценарий сказки В.Даля «Журавль и Цапля на современный лад»
Тема: «О Дале великом промолвим мы слово…»
Цель:
дидактическая
— расширить знания студентов о творчестве В.И.Даля;
— посредством инсценизации выявить нравственную актуальность его сказок;
— привить интерес к русскому языку, устному народному творчеству.
воспитательная
— развивать логическое мышление, познавательные и творческие качества студентов.
Форма проведения: литературный журнал
Методы работы: проблемные, поисковые, игровые
Студенческая аудитория, приглашенные: студенты, проживающие в общежитии, кураторы учебных групп, преподаватели, представители администрации
Журавль и Цапля на современный лад
Автор Пришла весна по зиму и ну ее солнышком гнать-допекать, а травку-муравку из земли вызывать. Потянулась из-за моря перелетная птица: гуси да лебеди, журавли да цапли, кулики да утки, певчие пташки и хвастунья-синичка. Все слетелись к нам гнезда вить, семьями жить. Вот разошлись они по своим краям: по степям, по лесам, по болотам, по ручьям.
Автор Стоит журавль один в поле, по сторонам все поглядывает, головушку поглаживает, а сам думает:
Журавль. Надо бы мне хозяйством обзавестись, гнездо свить да жену-красавицу найти.
Автор Вот построил он у болота скромный трехэтажный домик, сел на террасу и по сторонам смотрит. Невест высматривает. Глядь, а недалеко сидит очаровательнейшая долгоносая цапля. Сидит, на журавля поглядывает да про себя посмеивается:
Цапля
: Ведь уродился же неуклюжий какой!Автор Тем временем надумал журавль:
Журавль: Дай, посватаю цаплю-красавицу, ведь один ее клюв чего стоит. Она в наш род пошла: все при ней и на ногах высока.
Автор Вот одел журавль рубаху новую, клюв начистил, брови подчесал, перья гелем прилизал, лягушек в сетку наловил и пошел к цапле свататься.
Журавль: А дома ли красавица-цапля?
Цапля. Здесь она. Что надо?
Журавль. Иди за меня замуж.
Цапля. Да сейчас, пойду я за тебя, за долговязого: на тебе рубаха не модная, ходишь ты пешком, а я на «лан крузери» ездить люблю. Скупо живешь, меня одними лягушками кормить будешь!
Автор Слова эти показались журавлю обидными. Молча он повернул да и пошел домой: тяп да тяп, тяп да тяп.
Журавль: Тоже мне, королевна, нашлась. Да я таких невест себе найду.
(Открывает страничку ВК и ОК ищет невест. Жаба Клава, Змея Джоли)
Автор Цапля, сидя дома, задумалась:
Цапля. А что ж, и вправду, для чего я ему отказала, неужели мне лучше жить одной? Он из хорошей семьи, зовут его «щегольком», хохолок прилизан, клювик начищен, да и домик с терраской. Пойду к нему, дам свое согласие. И лягушек жирненьких очень захотелось. На моем болоте не такие.
Автор Пошла цапля, а так как ее вольц-ваген «Жук» на СТО, пришлось идти пешком, а путь-то к вилле журавля не близок. Все пяточки сбила цапля, все ногтики с французским маникюром обломала, еле дошла, замуж ведь хочется.
Цапля: Журавль! А, Журавль, я иду за тебя!
Журавль: Нет, цапля, уж я раздумал, не хочу на тебе жениться. Иди туда, откуда пришла!
Автор Стыдно стало цапле, одела она очки, чтоб журавль не видел, как слезы навернулись на ее глаза, и пошла потихоньку домой. А Журавль тем времен места себе не найдет. Сидел-сидел, думал-думал, смотрел-смотрел ей вслед. И решил:
Журавль: Нет. Если побегу за ней, она все равно не простит. Удивлю я красавицу-цалю. Сделаю предложение так, как никто не делал.
Автор Довольный своей мыслью журавль пошел воплощать задуманное в реальность
Журавль: (Играет на гитаре) Ца-а-пля! Цаплюшечка! Я беру тебя за себя.
(стоя на одном колене играет другую мелодию) Я беру тебя за себя!
Автор А цапля сидит сердитая-пресердитая и говорить с журавлем не хочет.
Журавль: Слышь, сударыня-цапля, я беру тебя за себя.
Цапля: Ты берешь, да я не иду.
Автор Нечего делать, пошел опять журавль домой.
Журавль: Злюка-бобриха, теперь точно ни за что не возьму ее! Женюсь на первой встречной. А кто будет первой встречной сейчас подумаем.
Автор: Думал-думал Журавль. И надумал
Журавль: (Мелодия «Кукушка»). Вот на ней я и женюсь. (Видит надпись «Отдам детей в хорошие гнезда» и передумывает). Буду искать…
Автор Засел Журавль за сайт знакомств , чтоб невесту выбрать и глядеть не хочет в ту сторону, где цапля живет. А та опять передумала:
Цапля: Лучше жить вдвоем, чем одной. Пойду помирюсь с ним и выйду за него.
Автор .Вот и пошла опять, ногтики подточила, клювик подкрасила. И не беда, что путь до журавля долог, ведь мерится, идет:
Цапля: Журонька, послушай-ка, так и быть, я иду за тебя!
Автор .А журавль, попивая холодную, очищенную на сосновых шишках болотную воду с сушеными жабьими лапками и говорит ей:
Журавль: Нейдет Федора за Егора, а и пошла бы Федора за Егора, да Егор не берет.
Автор. Сказав такие слова, журавль отвернулся. Цапля ушла.
(ролик Цапля – моя любовь!»
Автор. Думал, думал журавль да опять пожалел, для чего было ему не согласиться взять за себя цаплю, пока та сама хотела; встал скорехонько и пошел опять по болоту.
Автор .Вот так-то и по сию пору ходят они друг за дружкой; дорожку проторили, а пива не сварили.
Инсценировка сказки для детей подготовительной группы «Сказка про журавля и цаплю»
Инсценировка сказки для детей подготовительной группы.
Сказка про журавля и цаплю.
(для показа в театральном кружке подготовительной группы)
Воспитатель: Шенгелия Н.О.
Дата проведения: 10.04.18г.
Сказочница:
Сказку мы расскажем вам
И большим и малышам.
В ней про цаплю с журавлём
Речь сегодня поведём.
Всё случилось вдалеке,
Не в лесу, не на реке,
Не у дяди, не у тёти,
Дело было на болоте.
Длинноногий там журавль
В одиночку проживал,
Скучно стало одному-
Завести решил жену!
Журавль:
Я журавль, красавец видный,
Одному мне жить обидно,
К цапле свататься пойду
И с собою уведу!
Мы наловим с ней лягушек,
Приготовим их на ужин,
Сядем песню запоём,
Будет весело вдвоём.
Сказочница:
На другой конец болота
Наш журавль пошёл охотно,
Шлёп да шлёп, шлёп да шлёп,
Путь у журавля далёк.
(Журавль шагает по «болоту», появляются лягушки, прыгают, поют частушки)
Лягушки:
Мы лягушки — непоседы,
Целый день мы ква, да ква,
Вот и все наши слова!
Аппетит у нас здоров,
Ловим мошек, комаров,
Поиграем, полежим,
А потом опять едим!
Мы зелёные лягушки,
Спать не любим на подушке.
Если будем долго спать,
Могут запросто поймать!
(Лягушки смеются и убегают)
Журавль:
Показался дом знакомый,
Тук, тук, тук, хозяйка дома?
Выходи ка поскорей,
Принимай к себе гостей!
Всё болото я прошёл,
Свататься к тебе пришёл!
Цапля:
Эх, журавль ты длинноногий,
Уходи с моей дороги,
Мне жених такой не нужен,
Проживу одна, без мужа!
Сказочница:
Ушёл журавль не солоно похлебавши,
Замуж цаплю так и не взявши,
Зашагал по болоту: тяп да тяп,
Слёзы капали кап, кап, кап.
А лягушки —насмешницы тут как тут,
Бедного журавля как засмеют!
Квакают, квакают и хихикают,
Вокруг журавля весело прыгают!
Также очень интересная инсценировка:
Сценарий развлечения для детей подготовительной группы детского сада «Сказки про краски»
Лягушки: (поют частушки)
Журавль свататься ходил
И отказ он получил.
Ква-ха-ха-ха, ква-ха-ха,
Как нам жалко жениха!
Цапля замуж не идёт,
А журавль наш слёзы льёт,
Ква-ха-ха-ха, ква-ха-ха,
Как нам жалко жениха!
Будет смех на всё болото,
Посмеяться всем охота,
Ква-ха-ха-ха, ква-ха-ха,
Как нам жалко жениха!
(Прыгают, смеются и убегают)
Сказочница:
Ушёл журавль, а цапля одна,
Села, задумалась крепко она.
Цапля:
Зачем же обидела журавля,
Пойду лучше замуж я!
Сказочница:
Цапля собралась я в дорогу,
И еды взяла немного,
По болоту идёт, шагает,
Ноги высоко поднимает.
А на болоте веселье и смех,
Лягушки снова насмешили всех,
Песни поют, развлекаются,
Над цаплей и журавлём потешаются!
Лягушки: (поют частушки)
Мы про цаплю с журавлём,
Всем частушку пропоём,
Вы подумайте, друзья,
Делать так совсем нельзя!
Цапля замуж не пошла,
Жениха прочь прогнала,
Передумала потом,
Догоняла босиком!
Мы смеёмся целый день,
Веселиться нам не лень,
Развесёлые подружки,
Мы лягушки-хохотушки.
Цапля:
Вот и домик журавля,
Постучусь скорее я.
Цапля зябнет у дверей,
Открывай, журавль, скорей!
(выходит журавль)
Я пришла сюда не зря,
Выйду замуж за тебя,
Будем дружной мы семьёй,
Вместе будем жить с тобой!
Журавль:
Передумал, цапля, я
Замуж не возьму тебя,
Уходи ка ты домой,
У дверей моих не стой!
Сказочница.
Цапля слёзы пролила
И назад домой пошла..
А журавль решил опять
Цаплю снова в жёны звать!
Так и ходят друг за другой,
По болоту круг за кругом,
То журавль, то цапля —нет,
Вот такой у них ответ.
Нет конца у этой сказки,
Скажем вам мы до свидания,
И спасибо за внимание!
Журавль и цапля — русская народная сказка. Читать онлайн.
Сказка про журавля и цаплю, которые построили избушки по концам болота. Скучно стало журавлю, пошел к цапле свататься. Цапля отказалась, потом передумала и сама пришла к журавлю проситься в жены, да тот не захотел. До сих пор ходят, никак не женятся! (в пересказе А.Н. Афанасьева, т.1)
Журавль и цапля читать
Летела сова — веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала…
Это присказка, а сказка вот какая.
Жили-были на болоте журавль да цапля. Построили они себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться.
— Дай, пойду посватаюсь к цапле!
Пошел журавль, — тяп-тяп! — семь верст болото месил.
Приходит и говорит:
— Дома ли цапля?
— Дома.
— Выдь за меня замуж!
— Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!
Пошел журавль домой несолоно хлебавши. Цапля после раздумалась и сказала:
«Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля».
Приходит к журавлю и говорит:
— Журавль, возьми меня замуж!
— Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся.
Цапля заплакала со стыда и воротилась назад.
Журавль раздумался и сказал:
«Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж».
Приходит и говорит:
— Цапля! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!
— Нет, журавль, не пойду за тебя замуж!
Пошел журавль домой. Тут цапля раздумалась:
«Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду».
Приходит она свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сию пору один на другом свататься, да никак не женятся.
(Илл. Е.Громов)
Пожалуйста, оцените произведение
Подтвердить оценкуОценка: 4.5 / 5. Количестов оценок: 83
Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!
Напишите причину низкой оценки.
Спасибо за отзыв!
Прочитано 4476 раз(а)
Журавль и цапля. Русская народная сказка
О братьях наших меньших
Ответы к стр. 18
Журавль и цапля.
Русская народная сказка
Летела сова – весёлая голова.
Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела – летела, летела и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела – летала, летала…
Это присказка, а сказка вот какая.
Жили-были на болоте журавль да цапля. Выстроили они себе по концам болота избушки.
Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться. “Дай, пойду посватаюсь к цапле!”
Пошёл журавль, – тяп-тяп! – семь вёрст болото месил.
Приходит и говорит:
– Дома ли цапля?
– Дома.
– Выдь за меня замуж!
– Нет, журавль, не выйду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!
Пошёл журавль домой несолоно хлебавши.
Цапля после раздумалась: “Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля”.
Приходит к журавлю и говорит:
– Журавль, возьми меня замуж!
– Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не возьму тебя замуж. Убирайся!
Цапля заплакала со стыда и воротилась домой.
Ушла цапля, а журавль раздумался: “Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно”.
Приходит и говорит:
– Цапля! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!
– Нет, журавль, не пойду за тебя замуж!
Пошёл журавль домой. Тут цапля раздумалась: “Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду”.
Приходит она к журавлю свататься, а журавль не хочет.
Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся.
1∗. Допиши предложение. Если затрудняешься, посмотри в учебник.
Присказка – это вступление или завершение сказки в виде шутки, прибаутки, небылицы.
2. Какими изображены в сказке журавль и цапля? Отметь ответ + или запиши свой.
добрыми +нерешительными
умными расчётливыми
3. Отгадай загадки. Подчеркни слова-признаки. Запиши отгадки.
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязный,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек.
Аист
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
Цапля
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №2. 2 класс. Ефросинина Л. А. 2014 г.
ГДЗ. 2 класс
Урок литературы на тему «Сказка «Журавль и Цапля»
Цели урока:
- Формировать навыки анализа художественного произведения: учащиеся должны знать художественные особенности сказки как фольклорного произведения; уметь выявлять основную нравственную проблему в произведении, опираясь на текст.
- Формировать представления о нравственных ценностях: согласии, терпимости, благожелательности.
- Развивать речевые умения: учащиеся должны уметь выстраивать связный развёрнутый ответ на поставленный вопрос, использовать аргументы, цитаты в своих ответах.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прочитайте русские пословицы. О чём говорится в каждой из них? (Приложение 2).
- Сказка складом, песня ладом красна.
- Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
- Согласие питает, раздор объедает.
Опираясь на пословицы, продумайте: какие три цели мы ставим сегодня на уроке?
(На уроке мы будем изучать художественные особенности сказок, подумаем, чему учит нас сказка “Журавль и цапля”, а также поговорим о том, что мешает нам достигать согласия и как мы можем его достичь).
II. Работа с текстом. Особенности слова в художественном произведении.
1. Знакомство с текстом.
Начнём мы, разумеется с текста. Прочитаем сказку “Цапля и журавль”.
(Чтение текста: читать может сам учитель, ученики могут подготовить выразительное чтение дома).
2. Особенности русских народных сказок. Повторение.
Какой жанр литературы перед нами, докажите.
(Ученики вспоминают особенности русских народных сказок: виды сказок, структура, средства выразительности – и приводят примеры зачина, концовки, эпитетов, повторов из текста).
3. Научный и художественный текст: сравнительный анализ.
Поговорим об особенностях сказочного слова, как оно помогает нам увидеть мир глазами совсем неизвестного рассказчика, а может быть, как оно помогает увидеть мир глазами русского человека. Но сначала обратимся совсем к другому стилю. (Приложение 1).
Прочитайте описание серого журавля из научной статьи:
Это крупные, длинноногие и длинношеие птицы, их высота составляет 90-155 см, размах крыльев 150—240 см, а вес 2-11 кг. В отличие от похожих на них, но имеющих очень отдалённое родство цапель, в полёте вытягивают ноги и шею. Голова маленькая, с острым прямым клювом. На голове у большинства видов участки неоперенной и ярко окрашенной кожи. Третьестепенные маховые перья крыльев слегка удлиненны, так что хвост кажется длинным и пышным, когда птица стоит на земле. Оперение чаще всего серое или белое. Если визуально сравнивать журавлей с другими болотными птицами, то по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а шея более вытянутая; а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее, а клюв пропорционально меньше.
Из сказки “Журавль и цапля” мы также узнаём, каким был журавль. Какую черту во внешнем облике журавля подметил русский народ. Найдите и выделите, в каком месте словарной статьи упоминается именно об этой черте.
(В сказке обращается внимание только на длинные ноги журавля. В отрывке из научной статьи об этом упоминается три раза: “это крупные, длинноногие … птицы”, “в полёте вытягивают ноги”, “по сравнению с цаплями их ноги, как правило, длиннее, а по сравнению с аистами тело изящнее, ноги длиннее”). (Приложение 2)
Посмотрим, как создаётся описание в русской народной сказке. Выпишите из текста слова, которые помогают создать внешний облик журавля.
Сравните описание научное и художественное: чем они отличаются? Можем ли мы предположить “характер”, особенности какого-нибудь конкретного журавля, читая научный текст? Как относится автор научного текста к описываемым птицам? А автор художественного?
(Отношения автора научной статьи мы не видим. А вот автор сказки посмеивается над журавлём, он выглядит несколько нелепо: ноги у него не длинные, а “долгие”, сам не высокий, а “долговязый”, по болоту он не идёт, а “тяпает” - “тяп, тяп”).
4. Вывод.
Чем описание художественное отличается от научного?
(1) Художественное описание не только даёт представление о внешности, но и даёт возможность представить черты характера персонажа, а также передаёт отношение автора к персонажу, отношение других героев к персонажу.
2) Художественное описание не обязательно является единым отрывком текста, оно может создаваться из разрозненных фрагментов).
Каким предстаёт перед нами журавль в сказке? Можем ли мы предположить его внешность, характер. Представьте, что вы режиссёр театра и вам необходимо выбрать актёра на роль журавля: опишите этого актёра или назовите кого-нибудь из известных вам актёров. Объясните свой выбор.
А какой мы видим цаплю, что мы узнаём о ней? Рассмотрите иллюстрации. (Приложение 2). Опишите, какой представлял себе цаплю каждый художник, какие черты он отобразил на иллюстрации. Чем похожи образы, чем отличаются. Какая иллюстрация ближе вам.
III. Работа с текстом. Содержание художественного произведения.
1. Первичное восприятие текста.
Посмотрим, насколько хорошо мы разобрались в сказке. Выполните задание по тексту на карточке (Приложение 1, II). Ответьте на вопросы:
1) где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга. Выпишите выражение, которое помогает вам это понять;
2) Почему журавль решил жениться на цапле? Выберите ответ, и рядом выпишите выражение, которое помогло вам это понять;
3) почему цапля отправилась свататься к журавлю? Запишите ответ и выпишите слово, которое помогает вам это понять;
4) почему цапля заплакала после отказа журавля? Запишите ответ и выпишите выражение, которое помогло вам это понять.
(Журавль и цапля живут далеко друг от друга: журавль “семь вёрст болото месил”. Невесело, одиноко стало журавлю: “показалось скучно показалось жить одному” — вот он и решил посвататься к цапле. Цапля отказала, а потом передумала: “раздумалась”, как говориться в сказке. Когда журавль отказал цапле, ей стало стыдно: она “заплакала со стыда”, – а может быть, и обидно).
2. Углубление представлений о содержании сказки.
Совпадают ли желания цапли и журавля? Почему же тогда они так и не выполнили задуманного, что им помешало?
(Хорошо, если учащиеся приведут несколько ответов: дело не только в неумении договориться, но и в обидчивости, и в неумении определиться в своих желаниях: не так-то уж, видно, и хочется каждому из них жениться).
Вспомните другие произведения русской литературы, в которых бы раскрывалась та же тема.
(И. А. Крылов “Лебедь, щука и рак”)
IV. Вывод.
Перечитаем концовку сказки.
Как вы думаете, что могут сделать журавль и цапля, чтобы как-нибудь исправить ситуацию (они ведь до сих пор ходят друг к другу)?
Только ли о женитьбе эта сказка? Вспомните (или придумайте) похожие ситуации из жизни и расскажите, как следовало поступить, чтобы не обижать друг на друга, жить и работать сообща.
Чему же учит нас сказка “Журавль и цапля”? Что высмеивает русский человек, над чем задумывается? Какие выводы вы сделали для себя, прочитав эту сказку.
Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы их? Прокомментируйте.
V. Домашнее задание. (Приложение 2).
Выберите одну из цитат и напишите небольшое сочинение-рассуждение, используя выбранную цитату как тему. В качестве одного из примеров в вашем рассуждении приведите сказку “Журавль и цапля”:
- “Есть согласие – есть и счастье”. (Пословица)
- “Согласие к хорошему приводит, а спор противников находит”. (Пословица).
- “Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука”. (И. А. Крылов)
- “Главное — ладить с самим собой”. (Вольтер).
- “Как ни коротки слова “да” и “нет”, всё же они требуют самого серьёзного размышления”. (Пифагор).
Методическая разработка (подготовительная группа) по теме: Сказки «Гуси-лебеди», «Про журавля и цаплю», «Кто сказал «мяу», «Морозко».
Сказка «Морозко»
Действующие лица: сказочница, Машенька, мачеха, Марфушенька, Морозко, заяц, белка, медвежонок, ветры, снежинки.
Ширма закрыта, перед ширмой дом и скамейка, на ней лежит Марфушенька, рядом сидит Машенька, выходит мачеха.
Сказочница
Жила-была одна женщина, и было у неё две дочери: родная дочь Марфушенька, а не родная Машенька. Свою дочку женщина очень любила и баловала, а Машеньку только ругала и работать заставляла.
Мачеха
Ну-ка, Машка, поднимайся,
За работу принимайся:
Воды принеси, полы подмети,
Пирогов напеки
И Марфушеньку накорми!
Машенька берёт веник, подметает, берёт вёдра и уходит.
Марфушенька
Надоело мне лежать,
Буду я ворон считать!
Считает, загибает пальцы
Две улетели, одна прилетела, опять улетела….
Надоело мне считать,
Буду лучше снова спать!
Мачеха
Спи, Марфушенька – душенька, отдохни
На, баранку погрызи, а я мух от тебя погоняю.
Машет веером и поёт
Спи, Марфуша, сладко, сладко, баю-бай,
В своей тепленькой кроватке засыпай,
Тише, тише не шумите, мою дочку не будите,
Глазки закрывай, баю-бай!
Появляется Машенька с вёдрами.
Мачеха
А ну, Машка, не шуми здесь, видишь, Марфушенька спит.
Ты быстрее одевайся,
В лес дремучий отправляйся
Шишки, хворост собирай,
Ими печку растопляй!
Звучит музыка, Машенька уходит, открывается ширма, на сцене декорации зимнего леса, выходят зверушки.
Заяц
Заяц я весёлый, белый
Прыгаю по лесу смело,
Не боюсь я никого,
Даже волка самого.
Путаю следы я ловко,
Не найдёт лиса – плутовка!
Белка
С ветки скок на ветку скок
Я белка, маленький зверёк!
На ночь спать в дупле устроюсь,
Хвостиком своим закроюсь!
Медвежонок
Должен я в берлоге спать,
Что бы зиму переждать,
Но проснулся я и вот –
Ждёт меня лесной народ!
С ними буду я играть,
А потом обратно –спать!
Белка
Ой, кто-то идёт!
Заяц
Надо скорей спрятаться!
Звери прячутся, появляется Машенька
Машенька
Какая красивая полянка, сколько здесь шишек и хвороста! А кто это здесь прячется?
Заяц прячась
Белый комочек из пуха
Очень длинное ухо,
Путаю следы я ловко.
А ещё люблю морковку!
Машенька
Это же зайка ! (Можно попросить зрителей угадать загадку) Зайка выбегает.
Белка прячась
Очень ловкий я зверёк.
Я по веткам скок и скок!
Машенька
Это же белочка! (Можно попросить зрителей угадать загадку) Белочка выбегает.
Медвежонок прячась
Я в берлоге зиму спал,
Тут в меня снежок попал,
Я проснулся, стал реветь,
Угадай, я кто?
Машенька
Медведь! (Можно попросить зрителей угадать загадку) Медвежонок выбегает.
Исполняется танец зверей с Машей (по выбору воспитателя, в ходе которого собирают шишки)
Машенька
Вот я и набрала целую корзину, спасибо вам за помощь, пора мне домой возвращаться, до свидания, лесные зверушки.
Ширма закрывается, появляются мачеха и Марфуша.
Мачеха
Что так долго ты ходила,
Неужели заблудилась?
Ты, давай-ка не зевай,
Быстро печку растопляй!
Марфушенька совсем замёрзла!
Марфушенька
У-у-у какая метель за окном, холодно..
Мачеха
Возьми, доченька, пирожок горячий.
Марфушенька
Пироги! Баранки! Пряники! Не хочу, надоели! (топает ногами)
Хочу земляники лесной!
Иди, Машка, поищи под сосной,
В лес иди по тропинке,
Принеси мне ягод в корзинке!
Машенька
Земляника зимой не растёт,
Подожди, когда время придёт.
Солнце выйдет, растает снежок
Я найду земляничный лужок!
Побегу рано в лес по тропинке,
Принесу земляники в корзинке!
А сейчас за окошком метель,
Воет ветер и просится в дверь.
Мачеха
Ты слышала, что Марфушенька сказала? Быстро иди в лес и без ягод не возвращайся!
Машенька одевается и уходит.
Марфушенька
Пусть идёт, замёрзнет там, нам и тут хорошо.
Поют песню на мотив «Пусть бегут неуклюже..»
Вот послали мы Машу
Принести земляники,
В лес прогнали холодной зимой.
Там метель громко воет,
Злой мороз заморозит,
И она не вернётся домой!
Припев
Мы сидим у печки тёплой,
Пироги опять жуём!
Мы избавились от Маши,
Будем жить вдвоём!
Ширма открывается, на сцене декорации леса, Машенька идёт по лесу, выбегает заяц.
Заяц
На улице холод и сильный мороз,
У бедного зайчика хвостик замёрз!
Лапки зябнут , вот беда,
Не согреюсь никогда!
Машенька
Чтоб не зябли ножки,
Возьми мои сапожки,
Одевай их поскорей,
Лапочки свои согрей! (снимает сапожки и отдаёт зайцу)
Заяц
Спасибо тебе, Машенька.
Заяц убегает, появляется белка.
Белка
Спинка зябнет у меня,
Не пропрыгаю и дня,
Я не знаю, как мне быть,
Где платочек раздобыть?
Машенька
Возьми платочек поскорей,
Спинку ты свою согрей!
Белка
Спасибо, Машенька, спасла ты меня от холода.
Белка убегает, появляется медвежонок.
Медвежонок
Стужа, ветер и мороз
Что-то я совсем замёрз,
Отморозил лапки,
Где бы взять перчатки?
Машенька (отдаёт рукавички)
Рукавички ты оденешь,
Лапки сразу отогреешь!
Медвежонок
Спасибо тебе, Машенька, а ты уходи домой поскорее, сюда Морозко идёт, заморозит тебя. (убегает)
Машенька (поёт песню на мотив «В лесу родилась ёлочка»
Зимою очень холодно,
Опять метель метёт,
А дома печка тёплая
И стужа не придёт!
И ягодки все спрятались,
Под снегом крепко спят…
Вот здесь под ёлкой сяду я
И буду замерзать…(садится под ёлку, появляется Морозко)
Морозко
Самый главный я — Мороз,
Много снега в лес принёс,
Ветер, вьюгу , да метель,
Закрывайте крепко дверь!
А это кто здесь сидит,
Из-за ёлочки глядит?
В лес нельзя ходить сейчас
Заморожу всех я в раз!
Стучит посохом
Морозко
Дуйте, ветры, дуйте вьюжны!
Закружитесь в танце дружно!
Исполняется танец ветров группой мальчиков.
Морозко
Тепло ли тебе девица?
Машенька
Тепло, Морозко, тепло!
Морозко (стучит посохом)
Снежинки — подружки, летите!
Снежинки – подружки, пляшите!
Исполняется танец снежинок группой девочек.
Морозко
Тепло ли тебе, девица?
Машенька
Тепло, Морозко, тепло!
Морозко
Вижу я девочка ты хорошая,
На сестру свою не похожая!
Ты зверушек пожалела
Их от холода согрела.
Мне приветливое слово,
Ты сказать всегда готова.
Всем понравилась ты очень,
Наградить тебя не прочь я!
Стучит посохом, появляются звери, несут шубку, шапку, рукавички, сапожки, одевают Машеньку.
Морозко
Что в лесу искала, знаю
Земляникой угощаю! (даёт Машеньке землянику)
Я ведь добрый Дед Мороз,
И подарки я принёс! (даёт Машеньке мешок с подарками)
Ну, а мачехе с сестрою
Не встречаться бы со мною!
А теперь пора прощаться
И домой всем возвращаться!
Все уходят, ширма закрывается, перед ширмой мачеха и Марфуша, подходит Машенька.
Марфушка
Красная вот земляника,
А добра то, посмотри — ка!
Мачеха
Где взяла, скорей скажи,
Да дорогу покажи!
Машенька
Всё Морозко подарил,
Да напомнить вам просил,
Коль пойдёте в лес сейчас,
Заморозит быстро вас!
Марфушка
Слушать мы тебя не будем
И подарки раздобудем,
В лес вдвоём тот час пойдём,
Мы Морозко там найдём! уходят
Сказочница
Ушли в лес мачеха с Марфушкой, да и не вернулись. А Машенька стала жить –поживать, да и сейчас живёт, в гости всех ждёт!
Конспект урока по литературному чтению на тему «Русская народная сказка «Журавль и цапля»
Литературное чтение
во 2 классе
«Русская народная сказка «Журавль и цапля»
(УМК «Начальная школа XXI века»)
Тема урока: Русская народная сказка «Журавль и цапля»
Тип урока: урок открытия нового знания
Раздел: «О братьях наших меньших». Произведения о животных.
Цель урока: Полноценно воспринимать литературное произведение, глубоко понимать текст и специфику его литературной формы.
Задачи:
Образовательные: Учить детей слушать и слышать художественное слово, анализировать текст русской народной сказки с присказкой. Совершенствовать навык выразительного чтения.
Развивающие: Развивать способности осуществлять продуктивные речевые действия, расширять кругозор учащихся.
Воспитательные: Воспитывать нравственность и культуру общения через анализ содержания художественного произведения, обогащать нравственный опыт учащихся.
Основные понятия: Сказка, виды сказок, присказка, зачин, концовка (развязка), герой произведения, диалог.
Планируемые результаты:
Личностные результаты – пополнять жизненный опыт учащихся, учащиеся примут во внимание необходимость уважать мнение других людей.
Предметные результаты – познакомятся с русской народной сказкой «Журавль и цапля», научатся находить в тексте слова, характеризующие героев фольклорного произведения.
Метапредметные результаты – продолжать находить информацию в тексте, формировать навыки общения в парах, уметь участвовать в обсуждении, в дискуссии.
Оборудование:
Для учителя: карточки с заданиями для групповой работы, мультимедийная презентация, лист бумаги для моделирования обложки.
Для учащихся: Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Ч. 2/ Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф), Литературное чтение: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: Ч. 2/ Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф.
Ход урока
I. Организационный момент.
Улыбнемся, детвора!
Заниматься нам пора.
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
ІІ. Проверка домашнего задания.
Чтение по ролям отрывка К. Ушинского «Плутишка кот».
ІІІ. Актуализация знаний
1) — К какому виду жанров отнесём это произведение?
— Какие бывают сказки? (Сказка народная или авторская?)
— Авторская, написал автор К.Ушинский.
— А кто является автором народных сказок?
IV. Постановка цели и задач урока
Мы сегодня будем знакомиться с новой сказкой.
— Ребята, откройте рабочие тетради на стр.18 и найдите задание 3. Прочитайте загадку. Кто это? (Цапля.)
— Какие слова помогли отгадать загадку?
— Запишите отгадку.
— Прочитайте вторую загадку.
(слайды)
— Как вы думаете, о ком будет произведение? (О журавле и цапле)
— Что вы знаете об этих птиц? (Это птицы, живут на болоте, питаются лягушками, имеют длинные ноги и клюв)
— Какую цель на уроке себе поставите? (Познакомиться со сказкой, найти в ней мудрые мысли, исследовать построение русской народной сказки, познакомиться с устаревшими словами, уметь договариваться, сотрудничать друг с другом)
(Учитель фиксирует на доске цели урока на ранее заготовленных карточках)
— Итак, сегодня на уроке вы становитесь исследователями русской народной сказкой «Журавль и цапля».
— Откройте учебники и прочитайте ещё раз название сказки.
— Есть у неё автор? Как называются такие сказки?
V. Первичное восприятие произведения (слушание)
Ну вот мы и снова у сказки в гостях,
Никто не услышит о том в новостях.
Да мы и не думаем шум создавать,
А будем тихонько страницы листать.
— Ребята, давайте внимательно прочитаем новое произведение и найдем доказательства, что это народная сказка. (Читает учитель)
— Какой жанр литературы перед нами? (Русская народная сказка)
— Как называется? («Журавль и цапля»)
— Улыбнитесь, если сказка понравилась.
— Какие непонятные слова, выражения встретились в тексте? Определим их значение.
VI. Словарная работа
СВАТАТЬСЯ – договариваться о свадьбе
НОГИ ДОЛГИ – длинные ноги
ХУДО ЛЕТАТЬ – плохо летать
ДОЛГОВЯЗЫЙ – высокий
ВЕРСТА – старинная русская мера длины (около 1060 м)
РАЗДУМАЛСЯ, РАЗДУМАЛАСЬ – передумал(а)
БОЛОТО МЕСИЛ – тяжело бежал (ноги вязнут)
НЕСОЛОНО ХЛЕБАВШИ – остаться ни с чем
СКУЧНО — ску [ШН] о Журавлю стало скучно жить одному…
VII. Чтение и анализ русской народной сказки «Журавль и цапля».
— Ребята, давайте внимательно прочитаем произведение и найдем доказательства, что это народная сказка. (Повторное чтение детьми)
— Сколько героев в этой сказке? Назовите. (Три: Сова, журавль и цапля.)
— Кто является главными героями сказки? (Журавль и цапля.)
— А что же сова? Какой вы представляете ее? (Сова – непоседа. Она наблюдала за всем происходящим со стороны. Живет на дереве и поэтому видит все, что происходит на ближайшем болоте.)
— Где живут журавль и цапля? Насколько далеко друг от друга? (На болоте. Семь верст – это более 7 км, далеко)
— Что построили журавль и цапля? (Они построили себе избушки.)
— В какое время года происходит действие сказки? (В теплое время года, т.к. журавль «месил болото»)
— А еще почему вы так думаете? (Эти птицы перелетные, улетают на зиму в теплые края).
— Ребята, докажите, что это народная сказка. (Ученики вспоминают особенности русских народных сказок, зачитывают примеры из текста.)
— Чем необычно начало сказки? (Начинается с присказки)
— Что такое присказка? Найдите ответ:
Присказка – это вступление или завершение сказки в виде шутки, прибаутки, небылицы.
— Зачем нужна присказка? (Чтобы заинтересовать читателя, привлекает его внимание.)
— Прочитайте присказку. Помните, присказка читается по-особому – скороговоркой (быстро, четко, правильно).
— Какие слова повторяются? Как вы думаете, зачем? (Повадки совы)
VIII. Физкультминутка
Ребята «превращаются» в СОВУ из присказки и показывают ее действия в режиме скороговорки. Первый раз медленно, второй и третий раз – с ускорением, по памяти.
Летела сова – весёлая голова.
(Взмахи руками в стороны)
Вот она летела, летела и села, (Приседания)
Да хвостиком повертела,
(Повороты туловища влево-вправо)
Да по сторонам посмотрела
(Круговые вращения головой)
И опять полетела…
(Взмахи руками в стороны)
IX. Анализ сказки. Продолжение
— Как начинается сама сказка? Найдите зачин, прочитайте.
«Жили-были на болоте …»
— Почему журавль решил жениться? Выберите верный ответ, докажите словами из сказки. («Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться»)
— Почему цапля отправилась свататься к журавлю? («Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля»)
— Сколько раз журавль сватался к цапле? А цапля? (2 раза, повторы)
— Почему цапля заплакала после отказа журавля? (Стало стыдно и обидно)
— Исполнилось ли их желание? Почему? (Не могут договориться, отказывают друг другу)
— Есть развязка у сказки? (Нет)
— Как закончилась сказка? Прочитайте. («Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся).
— Почему же так произошло? Давайте разберемся. (Работа в группах)
X. Работа в группах.
Подумайте, какими изображены в сказке журавль и цапля, используя слова-признаки на карточках
упрямый(ая) умный(ая)
смешной(ая) несговорчивый(ая)
капризный(ая) придирчивый(ая)
нерешительный(ая) хвастливый(ая)
добрый(ая) четный(ая)
Проверка.
Вывод: журавль и цапля очень похожи. Оба нерешительны, не могут договориться, глупо и смешно выглядят со стороны.
XI. Инсценировка отрывка с диалогами главных героев.
XII. Выполнение модели обложки.
Групповое моделирование обложки: на доске лист бумаги для обложки, наверху листа Ф.И.О. автора, внизу — название произведения, а посередине, с помощью условных знаков и цвета, определяют его жанр и тему. Работают с комментариями.
Выполните модель обложки. Покажите свои модели.
Сравните свою модель с моделью на доске. Поднимите руки, у кого такая же модель обложки.
XIII Игра «Собери пословицу» (слайд)
ЕСТЬ СОГЛАСИЕ – ЕСТЬ И СЧАСТЬЕ.
— Подходит ли эта пословица к сказке «Журавль и цапля?» Объясните.
IVX. Итог урока.
Вернемся к цели и задачам, которые мы ставили вначале урока. Достигнуты ли они?
Сегодня я узнал ….
Меня взволновало …….
Сказка помогла мне понять …..
Я для себя сделал вывод …
— Могла ли эта история приключиться с людьми? (Да, могла.
Люди часто не могут договориться между собой, не умеют решать проблемы, не думают о том, что говорят друг другу).
— Чему учит эта сказка? (Сказка даёт возможность посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки).
— Представьте, что к вам пришли журавль и цапля из сказки, что бы вы им сказали?
VX. Домашнее задание.
Чтение по ролям сказки c. 23-24
2) Повторное чтение детьми.
3)Работа по содержанию сказки.
— Чем необычно начало сказки? (Начинается с присказки)
— Вспомните, что такое присказка? Найдите ответ на с.18 учебника.
— Зачем нужна присказка? (Привлекает наше внимание)
— Прочитайте присказку.
— Помните, присказка читается по-особому – скороговоркой.
(Быстро, чётко, правильно)
— Какие слова повторяются?
– Как начинается сказка? Прочитайте. ( Жили-были). Как называется? Зачин
— Почему журавль решил жениться? Прочитайте.
— Сколько раз сватался журавль к цапле? (2 раза)
— Исполнилось ли его желание? Почему? (Не могут договориться, отказывают друг другу)
— Есть развязка у сказки? (Нет) Как она называется? (Концовка)
— Как закончилась сказка? Прочитайте.
4) Работа в парах (по карточкам) Прочитайте словосочетания и подберите их устойчивое выражение.
** ноги долги ** длинные ноги
худо летать плохо летать
долговязый высокий
несолоно хлебавши остаться ни с чем
5) Работа в группах.
Подумайте, какими изображены в сказке журавль и цапля, используя слова-признаки на карточках
*** упрямый(ая) умный(ая)
смешной(ая) несговорчивый(ая)
капризный(ая) придирчивый(ая)
нерешительный(ая) хвастливый(ая)
добрый(ая) четный(ая)
Проверка.
Вывод: журавль и цапля очень похожи. Оба нерешительны, не могут договориться, глупо и смешно выглядят со стороны.
6) Физминутка.
7). Чтение по ролям диалога журавля и цапли.
Инсценировка отрывка с диалогами главных героев.
Игра «Кто лишний?»
— Ребята, подумайте и скажите, кто же здесь лишний? (Изображения КОТА, ЖУРАВЛЯ, ЦАПЛИ И СОВЫ)
— Почему? (Лишний – КОТ, это герой сказки К.Д. Ушинского «Плутишка кот», он — зверь, а остальные – птицы, они не являются героями этого произведения.)
— Кто может назвать всех этих птиц? (Сову дети определяют верно, а вот назвать правильно, где ЦАПЛЯ, а где ЖУРАВЛЬ, затрудняются.)
— Как вы думаете, почему так трудно различить этих птиц? (Они похожи внешне: длинные ноги, клювы и шеи, цвет оперения тоже похож.)
— Кто знает что-нибудь о жизни этих птиц? (Дети могут сказать о месте обитания – болоте, и о том, что питаются они лягушками.)
— Этой информации недостаточно, чтобы распознать этих птиц. Где мы еще можем добыть интересующую нас информацию? (Найти в интернете, в энциклопедиях, книгах о птицах, из видеофильмов, можно спросить у взрослых.)
Leave a Reply