Пять сказок пушкина: Сказки Пушкина — Википедия – Сказки Пушкина для детей (10 шт.)
Сказки А.С. Пушкина (полный список всех сказок)
Время, которое А.С. Пушкин провел в селе Михайловское (1824-1825), не случайно считают расцветом в его творчестве. Этот период ознаменован переходом от романтизма, присущего более ранней его лирике, к реализму и интересу к жизни и быту народа. Именно в Михайловском Пушкин смог собрать ценнейший фольклорный материал, который лег затем в основу его знаменитых сказок. Парадоксально, но именно реалистическое мировосприятие породило впоследствии наименее реалистичные произведения.
В Михайловском Пушкин начинает исследовать природу русского фольклора. Он наблюдает за бытом крестьян, слушает их речь, записывает пословицы и поговорки, а также небывалые истории народных сказителей. Обладая идеальным языковым чутьем, он прекрасно понимает, что именно в простой, живой речи русский язык раскрывается во всем своем великолепии, достигает пика выразительности и точности. И именно она является ключом к самой душе русского народа.
По-настоящему восхищенный крестьянской манерой разговора и повествования, Пушкин старается ей подражать. Первыми опытами написания произведений в манере и стилистике русского фольклора стали баллады «Жених» (1825) и «Утопленник» (1828).
В сказках Пушкин экспериментирует как с формами, так и со стилем. В одних сказках поэт максимально старается приблизиться к стихотворным народным жанрам (прибауткам, песням) – это «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке». Он сам как бы становится народным сказителем – в текстах широко используется просторечная лексика и простые синтаксические конструкции, а используемая Пушкиным форма стиха по звучанию очень напоминает манеру исполнения сказителей. Другие сказки больше тяготеют к понятию литературной сказки – это «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о золотом петушке». Для их написания поэт выбрал форму четырехстопного хорея – это более сложный и поэтичный размер. Пушкин экспериментирует с формой, но стремится к одной цели – к выражению русского характера и народного духа.
За основу «Сказки о попе и о работнике его Балде» (1830) Пушкин взял сюжет народной сказки, записанной в Болдино. В ее центре – острый социальный конфликт между представителями привилегированного (поп) и низшего (Балда) сословий. Смекалка и предприимчивость крестьянина, способного обвести вокруг пальца даже черта, противопоставлена скупости и узколобости барина – вся сказка проникнута ироничным тоном и напоминает народную прибаутку.
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди» (1832) – это вольная обработка народного сюжета, в результате которой появилась самобытная история о молодом князе, волей судьбы оказавшегося вдали от отца и восстановившего семью, разрушенную злыми и завистливыми людьми.
За основу «Сказки о рыбаке и рыбке» (1833) Пушкин брал не только русские, но и иностранные источники – сюжет о жадной без меры жене, требующей от мужа исполнения самых ее невероятных капризов, а в итоге остающейся «у разбитого корыта», распространен в фольклоре разных народов.
В «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» (1833) Пушкин также экспериментирует с несколькими источниками, в том числе зарубежными – прослеживается явная связь этого произведения с текстом «Белоснежка и семь гномов» тех же братьев Гримм. Это тоже история о самовлюбленной и завистливой мачехе, пытающейся изжить падчерицу. Но главную героиню Пушкина – добрую, отзывчивую и смиренную девушку, – как и в сказке Гримм, спасает в итоге истинная Любовь.
Последняя сказка – «Сказка о золотом петушке» (1834) – уникальна тем, что в основу сюжета русской сказки поэт положил литературный авторский материал – произведение Вашингтона Ирвина «Легенда об арабском звездочете». Здесь максимально раскрылось мастерство поэта – фантастическую западную новеллу с литературными персонажами Пушкин превратил в образец русской народной поэзии.
Неоконченная «Сказка о медведихе» повествует о горюющем медведе, жену-медведицу и трех детишек-медвежат убил мужик с рогатиной. Название сказки условное, у Пушкина его не было.
Будучи не только поэтом, но и исследователем, Александр Сергеевич провел огромную работу по сбору материала и его переработке. Мастерски подбирая мотивы и сюжеты, поэт перерабатывал их, придавая текстам сказок истинно русский колорит и мелодичное звучание.
напишите 5 названий сказок А. С. Пушкина
<a rel=»nofollow» href=»http://lukoshko.net/menupush.shtml» target=»_blank»>http://lukoshko.net/menupush.shtml</a> Сказка о рыбаке и рыбке У лукоморья дуб зелёный Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди Сказка о попе и о работнике его Балде Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях Сказка о золотом петушке Песнь о Вещем Олеге
сказка о попе и работнике Балде, сказка о царе Салтане, сказка о рыбке и рыбаке, сказка о мёртвой царевне и семи богатырях, скзка о золотом петушке.Сказка о рыбаке и рыбке, сказка о царе салтане, золотой петушок, скзка о попе и работнике его балде, и еще сказка что-то там про яблочко на тарелочке :))
Сказка о рыбаке и рыбке Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях Сказка о золотом петушке Сказка о попе и о работнике его Балде Сказка о царе Салтане
» Сказка о мертвой царевне и семи богатырях! «, «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о его сыне Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о медведихе»,»Жених»Сказка о царе Салтане и сыне его князе Гвидоне Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях Сказка о рыбаке и рыбке Сказка о попе и работнике его Балде Сказка о золотом петушке
Сказка о золотой рыбке, О царе Салтане, О попе и работнике его Балде, О золотом петушке, О мертвой царевне
О рыбаке и рыбке О царе Салтане О Попе и работнике его Балде О Золотой рыбке О Мертвой царевнеЛитературный конкурс «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина» (5-й класс)
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации к сказкам, выставка книг.
Розыгрыш билета на конкурс среди команд учащихся пятых классов.
(5 команд)
Задания для розыгрыша:
— Сколько сказок написал А.С.Пушкин? (пять)
— Дать полное название «Сказки о царе Салтане»
(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
— Назвать имя бабушки Пушкина. (Арина Родионовна Яковлева).
— Произнесите зачин «Сказки о попе и о его работнике Балде».
(Жил-был поп,
Толконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-
Какого товару.)
— Назовите все пять сказок Пушкина.
(- Сказка о царе Салтане:
— Сказка о рыбаке и рыбке.
— Сказка о попе и его работнике Балде.
— Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.
— Сказка о золотом петушке).
Конкурс «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина».
Задание I.
Узнай сказку:
— Море синее кругом,
Дуб зелёный над холмом.
Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук,
Со креста снурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку тросточку сломил,
Стрелкой лёгкой завострил
И пошёл на край долины
У моря искать дичины.
(Сказка о царе Салтане).
— Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство».
(Сказка о рыбаке и рыбке).
— Теперь моя череда,
Условия сам назначу,
Задам тебе, вражонок, задачу.
(Сказка о попе:..).
— В руки он её берёт
И на свет из тьмы несёт,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно:
(Сказка о мёртвой царевне…).
— Вдруг шатёр
Распахнулся: и девица,
Шамаханская царица,
Вся сия как заря,
Тихо встретила царя.
(Сказка о золотом петушке).
Задание II.
Продолжить сказку:
— Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
(Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей).— Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
Дорогой за себя дам откуп:
(Отпусти ты, старче, меня в море!
Откуплюсь чем только пожелаешь)— Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
(Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят
Кораблю пристать велят).— Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка в нём живёт ручная,
Да чудесница какая!
(Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые,
Ядра — чистый изумруд;)
— Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелка
(Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка;
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика. )
Задание III.
Аукцион: кому принадлежат эти предметы?
Участники поочередно отвечают на вопросы викторины, на ответ дается не более пяти секунд, при неправильном ответе одного из участников право ответа на этот вопрос переходит к следующему.
Разбитое корыто? (Старуха)
Невод? (Старик)
Белочка? (Князь Гвидон)
Волшебное зеркальце? (Злая Царица-мачеха)
Золотой петушок? (Царь Дадон)
Дубовый лук? (Князь Гвидон)
Прялка? (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», три девицы из «Сказки о царе Салтане»)
Собака? (Семь богатырей)
Молодое наливное яблочко (Царица молодая)
Верёвка? (Балда)
Задание IV.
Юный редактор (вставить пропущенные строки)
1. Жил-был поп,
…(Толоконный лоб)
Пошёл поп по базару
…(Посмотреть кой-какого товару.)
Навстречу ему Балда
:::::::::(Идёт, сам не зная куда.)
2. Только вымолвить успела,
…(Дверь тихонько заскрипела,)
И в светлицу входит царь,
…(Стороны той государь.)
3. И сказал ей ласковое слово:
:::::::::(«Бог с тобой, золотая рыбка!)
Твоего мне откупа не надо;
…(Ступай себе в синее море,)
Гуляй там себе на просторе».
4. Но невеста молодая,
…(До зари в лесу блуждая,)
Между тем всё шла и шла
:::::::(И на терем набрела.)
И в глазах у всей столицы
…(Петушок спорхнул со спицы,)
К колеснице полетел
…(И царю на темя сел:)
V. Конкурс капитанов — чтение наизусть сказки (отрывок)
VI. Подведение итогов.
VII. Награждение.
Внеклассное занятие по литературе в 5 классе на тему «В мире сказок Пушкина»
Внеклассное занятие по сказкам А.С.Пушкина в 5-м классе.
Цель образовательная: на основе изученного материала и жизненного опыта детей проверить знания учащихся о сказочном творчестве Пушкина;
подвести их к выводу о ярком творчестве автора.
Цель развивающая: Развивать речь, память, мышление, воображение, познавательный интерес, творческие способности учащихся, навыки сотрудничества, самооценки.
Цель воспитательная: воспитывать у учащихся чувство прекрасного, общечеловеческую культуру.
I. ИНДУКЦИЯ – «включение» чувств.
Песня «В гостях у сказки», муз. В.Дашкевич, сл.Ю.Кима
— Здравствуйте, дорогие друзья, мои ученики и коллеги! Как Вы поняли по этой песне, сегодня мы попали в гости к сказке, а именно в мир чудесных сказок А.С.Пушкина, которые никого не оставляют равнодушными: ни детей, ни взрослых. С этими сказками мы знакомимся в раннем детстве, когда еще не умеем самостоятельно читать. И можно перечитывать в любом возрасте заново, увлекаясь чудесами сказок, постигая их мудрость.
— Сегодня у нас урок внеклассного чтения, а значит, повторения и обобщения по сказкам А.С.Пушкина. Итак, что мы должны с вами сделать на уроке? (вспомнить сказки Пушкина, образы сказок, повторить особенности сказки).
— Сегодня у нас необычный урок, урок-творческая мастерская. Как вы думаете, почему наш урок называется «творческая мастерская»?
(Значит мы что-то и сами смастерим, сотворим, создадим).
— А как мы можем творить, мастерить на уроке литературы? (Ответы)
— Работаем мы в группах. Каких правил мы должны придерживаться, работая в группе?
II. СОЦИАЛИЗАЦИЯ.
— Что такое «ложь с намеком» и для всех людей с «уроком»? (Сказка.)
— А что такое сказка? (Занимательный рассказ о вымышленных и фантастических событиях.)
— Слышали ли вы когда-нибудь такое выражение: «Сказка — ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок». А знаете ли вы, кому принадлежат эти слова? (А.С. Пушкину.)
III. ИНДУКЦИЯ
Ветер по морю гуляет,
Дует в паруса.
Никогда не перестанем
Верить в чудеса.
Где царевна оживает
Злу наперекор,
Где красавиц похищает
Мрачный Черномор,
Где Балда с чертями спорит,
Белочка поет,
Где разбитые корыта
Рыбка раздает,
Где шумит волна морская,
Нас туда зовет
Лукоморье, цепь златая
И ученый кот.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кощей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
V. САМОКОНСТРУКЦИЯ.
— Есть здесь такие строки: «Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей…» Я думаю, ваши воображение и фантазия хорошо развиты. Я предлагаю вам нарисовать, какие «следы невиданных зверей» вы бы увидели на «неведомых дорожках» Лукоморья.
VI. АФИШИРОВАНИЕ.
(Учащиеся рисуют, затем вывешивают свои работы. Звучат комментарии детей.)
VII. ИГРА «Сюрпризы золотой рыбки»
Перед вами – игровое поле. Команды по очереди выбирают квадрат под любым номером, называют цифру. Какой же сюрприз вас ожидает?
«РАЗМИНКА»
— Продолжите строки. Узнайте, из какой сказки они.
(отвечают команды по очереди)
1.Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Кабы я была царица, —
Говорит одна девица…
2.Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке…
3.Свет мой, зеркальце, скажи!
Да всю правду доложи…
КОНКУРСЫ:
1. «Маски»
— Кто из героев А. С. Пушкина скрывается под описанием внешности?
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело,
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить. Царь Дадон
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
А как речь — то говорит,
Словно реченька журчит. Царевна – Лебедь
До светла всё у него пляшет,
Лошадь запряжет, полоску вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит… Балда
…с женой простяся,
На добра коня садяся,
Ей наказывал себя поберечь, его любя. Царь Салтан
…пошёл, забывши горе,
Сел на башню, и на море
Стал глядеть он; море вдруг
Всколыхалося вокруг. Князь Гвидон
Под кобылу подлез,
Понатужился, понапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки протянул. Бес
…Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого. Царевна молодая
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла,
Горда, ломлива,
Своенравна и ревнива. Царица-мачеха
В муху он оборотился,
Полетел и опустился
Между моря и небес
На корабль – и в щель залез. Князь Гвидон
2. «Пазлы»
— Соберите из пазлов картинку. (команды выбирают конверты)
3. «Внимательный читатель»
— Ответьте на вопросы:
1. В каких насекомых превращался Гвидон? (Комар – муха – шмель)
2. Кого назвал Балда своим братцем? (Зайца)
3. Как звали старшего чёрта? (Бес)
4. Чем должен был платить поп Балде за работу? (Щелчками по своему лбу)
5. Что любил есть Балда? (Полбу)
6. Что грызла белочка (Золотые орешки с изумрудными ядрами)
7. Кем доводился бесёнок Бесу? (Внуком)
8. Какие животные помогли Балде выиграть соревнование по бегу?
(Зайцы, сивая кобыла)
9. Что стало с попом после 1-го, 2-го и 3-го щелчков?
(После 1-го – прыгнул до потолка, после 2-го – лишился поп языка, после
3-го — вышибло ум у старика)
10. У кого было приданое «7 торговых городов да 140 теремов»?
(У молодой царевны)
11. Кто выезжал «дружною толпою» «погулять, серых уток пострелять»?
(7 братьев-богатырей)
12. Кем хотела стать старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»7
(столбовою дворянкой, вольною царевной, владычицей морскою)
13. К каким природным силам обращался Елисей за помощью?
(Солнце, месяц, ветер)
14. Что пробудило царевну ото сна? (Удар Елисея о гроб)
За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей? (За 3 года)
В какой сказке царица умерла от радости?
На него она взглянула,
Тяжелёхонько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
Какой величины родился ребенок у царицы из сказки о царе Салтане?
(«Сына бог им дал в аршин…»)Какими словами старик обращался к золотой рыбке?
(«Смилуйся, государыня рыбка»)
Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (Соколко)
Какую песню исполняла белка-чудесница в «Сказке о царе Салтане»?
(«Во саду ли в огороде»)
21. Какое отчество у пушкинского князя Гвидона? (Салтанович)
4. «Музыкальная мозаика»
— Послушайте отрывки из музыкальных произведений Римского-Корсакова, определите, образ какого героя сказок изобразил композитор.
(«Полет шмеля» — шмель
«Три чуда» — белочка,
«О золотом петушке» — петушок)
5. «Бюро находок»
— В сундуке лежат потерянные вещи героев сказок. Определите, кому принадлежат эти предметы.
(веретено, веревка, зеркальце, орешки, яблоко, кусок черного хлеба, черный платок, перышко белое, месяц, лапоть)
6. «Толковый словарь»
1. И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
2. Собери-ка с чертей оброк мне полный…
3. Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице…
4. На полати взобралась
И тихонько улеглась…
5. Есть же мне давай варёною полбу.
6. На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке.
7. Театральный экспромт «Оживи сказочные строки»
— Распределите роли и покажите инсценировку отрывка сказки без репетиции
(реквизиты лежат в сундуке)
1. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
— Кабы я была царица…
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
— Кабы я была царица,
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
— Кабы я была царица,
Я б для батюшки царя
Родила богатыря.
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь.
2. Вот пошёл старик к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
— Чего тебе надобно, старче?
Ей с поклоном старик отвечает:
Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось.
Отвечает золотая рыбка:
Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто.
3. Пёс залаял, и девица
Видит: нищая черница
Ходит по двору, клюкой
Отгоняя пса. «Постой,
Бабушка, постой немножко,
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу»…
Пёс ей под ноги и лает,
И к старухе не пускает…
«На ж, лови! – и хлеб летит.
Старушонка хлеб поймала;
«Благодарствую, — сказала.
И к царевне наливное,
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит.
8. «Кот ученый»
— Сочинить стихотворение по данным рифмам.
……. взморье,
……. Лукоморье,
……. краски,
……. сказки.
9. Физминутка
Изобразите:
— как «море слегка разыгралось»,
— «на море черная буря: так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют»,
— как князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу в коршуна, спасая белую лебедь,
— изобразите царевну-лебедь – гордая осанка, красивая шея,
— Царевна-лебедь «крылами замахала, воду с шумом расплескала и обрызгала его»,
— «тут он в точку уменьшился, комаром оборотился, полетел и запищал»,
— «бедненький бес под кобылу подлез, понатужился, понапружился, приподнял кобылу»,
— «сел Балда на кобылу верхом да версту проскакал, так что пыль столбом».
— Сели за парты, расправили плечи, продолжим работу.
VIII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА
Что объединяет сказки А.С.Пушкина? (волшебные чудеса, превращения).
Чему учат эти сказки? (Доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать перед трудностями, преодолению препятствий. Высмеивается зло, жадность, скупость, клевета, зависть, невежество).
В чем же сила сказок Пушкина? (Добро побеждает зло).
IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
– Да, мир пушкинских сказок – это мир чудес, тайн. Богатое, удивительное наследство – свои сказки – оставил нам А.С.Пушкин. Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Надеюсь, что добро, которое побеждает в сказках Пушкина, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдется места.
— А как вы думаете, состарятся ли сказки А.С.Пушкина, выйдут ли из моды?
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина, друзья! –
Вот вам подсказка!
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!
Х. РЕФЛЕКСИЯ
Сегодня в нашей мастерской каждый из вас попробовал быть мастером: художником, поэтом, артистом.
— Вспомните, ребята, а что такое эпитеты?
— А какой эпитет вы можете подобрать к сегодняшнему уроку?
— Как вы можете оценить работу нашей творческой мастерской?
— Завершая урок, я желаю вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!»
Д/з: написать мини-сочинение «Чем мне интересны сказки А.С.Пушкина?»
Познавательная игра «Сказки А.С. Пушкина»
Цели игры:
- Развитие интереса к чтению художественной литературы;
- Развитие навыков читательской деятельности – умение работать с художественным текстом;
- Развитие навыков коммуникативной деятельности учащихся: умение слушать и слышать, уважительное отношение к чужому мнению, умение отстаивать свою точку зрения, умение соглашаться и принимать чужую точку зрения;
- Развитие умения работать в группе.
Организация игры. Класс разбит на три команды. У каждой команды есть название, капитан. Столы, за которыми сидят участники игры расположены группами. На столах визитные карточки команд. У капитана сигнальная карточка, которой он оповещает о готовности команды к ответу на вопрос. Правильность ответов участников игры оценивает жюри, из числа приглашённых родителей.
Оформление и оборудование игры.
- Компьютер для учителя (ведущего игры), мультимедийный проектор, экран.
- Мабуки для учащихся (передвижной мобильный компьютерный класс) – 3 штуки;
- Презентация Power Point (Приложение 1)
- Интерактивный кроссворд в электронном виде, выполненный в программе Hot Potatoes (Приложение 2)
- Интерактивный тест на установление соответствия, выполненный в программе Hot Potatoes (Приложение 3)
- Конструкторы «Лего».
- Три конверта с героями сказок.
- Листы оценивания.
- Сигнальные карточки.
Если школа не располагает техническими возможностями, необходимыми для оборудования игры, то презентация, кроссворды, тесты могут быть заменены распечатанными бумажными вариантами, также как и иллюстрации, картины, рисунки и т.д.
Ход игры
Ведущий. Итак, друзья, начнём программу.
Затей у нас большой запас!
А для кого они? Для вас!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки.
Сегодня мы вспомним любимые вами сказки А.С.Пушкина. У каждого из нас свой Пушкин. Он входит в нашу жизнь в самом её начале и уже не покидает никогда. Наше первое знакомство происходит с этим гением, когда мы читаем его сказки. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Так писал Александр Сергеевич своему брату Лёвушке. Эти же слова мы может с полным правом отнести к сказкам самого Пушкина. Мы начинаем игру.
Представление команд.
Каждая команда представляет название команды, её девиз и капитана.
Конкурс 1. «Лучший знаток сказок А.С. Пушкина»
Каждая команда должна ответить на пять вопросов по сказкам Пушкина. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
Вопросы:
- Каким словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?
- Расплачиваясь с Балдой поп подставил лоб. Что же «приговаривал Балда с укоризной»?
- Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане»?
- Есть ли сказках Пушкина Баба-Яга?
- Есть ли в сказках Пушкина Кощей бессмертный?
- Есть ли в сказках Пушкина Леший?
- В кого превращала царевна Лебедь князя Гвидона?
- Назовите чудеса из «Сказки о царе Салтане»?
- Что отвечало зеркальце царице?
- Кого подарил мудрец царю Дадону?
- Что кричал петушок, сидя на спице?
- В чем совершили своё первое путешествие князь Гвидон и его мать?
- Сколько лет рыбачил старик?
- К кому обращался Елисей во время поисков царевны?
- Каким словами обращался старик к золотой рыбке?
Конкурс 2 «Отбери героев сказки»
Капитаны команд выбирают один из трёх конвертов. В каждом конверте находятся имена героев сказок:
- «Сказка о царе Салтане…»
- «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
- «Сказка о попе и работнике его Балде».
Задача команд отобрать героев только означенной сказки, убрав лишних. Конкурс оценивается в три балла.
Конверт 1 «Сказка о царе Салтане…»
- мачеха
- царевна Лебедь
- Салтан
- три девицы
- дядька Черномор
- шамаханская царица
- семь богатырей
- белка
- зеркальце
- сватья
- бесёнок
- гонец
- попадья
- коршун
Конверт 2 «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
- мачеха
- царевна
- Царевич Елисей
- Чернавка
- дядька Черномор
- шамаханская царица
- семь богатырей
- Солнце
- зеркальце
- Соколко
- бесёнок
- Ветер
- Месяц
- коршун
Конверт 3 «Сказка о попе и работнике его Балде»
- мачеха
- Балда
- зайка
- три девицы
- поп
- шамаханская царица
- семь богатырей
- конь
- зеркальце
- старый бес
- бесёнок
- гонец
- попадья
- коршун
Конкурс 3 «Разгадай кроссворд»
Команды должны разгадать кроссворд, составленный по текстам сказок Пушкина. Кроссворд представлен в электронном виде (Приложение 2). Участники работают с мабуками. Максимальный балл за кроссворд – 15 баллов. Удобство электронной версии – программа сама посчитает процент выполнения задания.
Конкурс 4 «Ты – мне, я – тебе»
Каждая команда заранее готовит по одному вопросу командам – соперницам. Таким образом, каждая команда в этом конкурсе отвечает на два вопроса. Правильный ответ оценивается в один балл. За оригинальность вопросов жюри может дать дополнительный балл команде. Итого: максимальный балл за конкурс – 3 балла.
Конкурс 5 «Лего-конкурс»
Используя детали конструктора Лего, за 7-10 минут команды должны сконструировать как можно больше героев из сказок Пушкина. Оценивание конкурса: 1 балл за каждого героя. Жюри может дополнительно оценить эстетичность, оригинальность представленных поделок – 1 балл.
Конкурс 6 «Конкурс капитанов»
Для участия в этом конкурсе приглашаются капитаны команд. Конкурс состоит из двух частей.
1. Узнай, чей портрет. Кто это?За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальный балл – 3 балла
-
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает… -
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.. -
Высока стройна бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива. -
Белолица, черноброва
Нраву кроткого такого… -
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело. - Вся, сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи.
2. Соотнеси героя и его имя
Капитаны работают на мабуках и выполняют тестовое задание (Приложение 3). Оценивание – по 1 баллу за каждое правильно, установленное соответствие. Максимальный балл – 10 баллов
Конкурс 7 «Иллюстрация к какой сказке?»
Конкурс проводится во время выполнения капитанами второй части заданий. Командам предлагаются иллюстрации к сказкам Пушкина. Участники должны отгадать, к какой сказке относится иллюстрация. Оценивание – за каждый правильный ответ 1 балл. Максимальный балл – 3 балла.
Конкурс 8 «Камера потерянных вещей»
В ходе этого конкурса участники команд должны отгадать, кто из героев сказок А.С.Пушкина потерял представленные вещи. Оценивание – за каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальный балл – 4 балла.
Потерянные вещи (Приложение 4):
Подведение итогов.
В конце игры жюри подводит итоги и оглашает результаты.
Конкурсы | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Итог | Место |
Максимальные баллы | 5 | 3 | 15 | 3 | по 1 | 12 | 3 | 4 | 45 + по 1 за Лего | |
Команда 1 | ||||||||||
Команда 2 | ||||||||||
Команда 3 |
Победители награждаются памятными сувенирами. Все участники приглашаются на чай с пирогом.
Leave a Reply