Колобок тема сказки: Анализ сказки Колобок – Attention Required! | Cloudflare
Анализ сказки Колобок
Колобок – это сказка о том, как бабка спекла из остатков продуктов колобок и решила положить его на окно, чтобы тот остыл. Но Колобок решил, что скучно ему лежать на окне у бабы с дедом и быть съеденным, поэтому решает спрыгнуть с окна и отправиться в путешествие.
Он катиться по разным дорожкам, встречает других героев, но от всех благополучно сбегает и отправляется дальше. Каждому из героев он поет странную песенку, благодаря которой его каждый раз отпускают. Но только лиса делает вид, что она его не слышит, поэтому решает не отпускать его, поэтому лиса его съедает. Она не ведется на разговоры колобка, поэтому решает поступить по-своему. У Лисы собственное представление об окружающем мире, поэтому она не намерена слушать Колобка.
Ключевыми героями в произведении является Лиса и Колобок, оба героя являются противоположностями друг друга. Если Лиса – это олицетворение хитрости и ласковости, она готова сделать все, чтобы добиться поставленной цели, то Колобок добродушный и простой парень, достаточно смелый и предприимчивый. Герои встречаются, но в их противостоянии побеждает тот, кто оказывается хитрее.
Данная сказка показывает, что необходимо больше пользоваться своими мыслительными процессами, а не говорить. Колобок же поступал наоборот, поэтому и остался в проигравших. Он не предположил, что Лиса может сделать собственный выбор и путешествие Колобка закончится.
Несмотря на то, что сказка предназначена для младшего и среднего школьного возраста, мораль в ней содержится намного глубже.
Колобок не стесняется своего происхождения, он постоянно говорит, что его смели по сусекам, но при этом данный факт его не радует. Это просто позволяет ему спастись от рук обманщиков животных.
Лиса же плохо слышит, кроме того у нее достаточно плохой вкус, что не заставляет ее задуматься о том, что колобок приготовлен из некачественных продуктов и что данная затея может закончится для нее далеко отрицательно.
И в последнем случае разговорчивость Колобка приводит его к смертельному исходу.
Эта история учит детей тому, что необходимо адекватно смотреть на окружающие вещи, обращать внимание даже на незначительные вещи, не общаться с незнакомцами, делать все правильно. Если ты отправляешься в дальнюю дорогу, то необходимо взвесить все последствия, предположить, чем закончится дальняя дорога и к чему может привести необдуманные поступки.
Анализ №2
Русская народная сказка Колобок в самом простом варианте представляет собой историю о том, как дед с бабкой лепят колобка (так называется некое подобие хлеба) он оживает и укатывается по тропинке. По дороге встречает различных зверей, которые хотят его скушать, но он ото всех укатывается кроме лисы, которая лестью заманивает его сесть себе на язычок и проглатывает. Таким образом, в целом, сказка довольно жестокая и печальная, более того, вероятно, эта интерпретация, если учитывать вообще традицию настоящих народных сказок, является довольно мягкой.
Анализ подобных произведений может выполняться на разных уровнях. К примеру, если мы рассматриваем сказку как воспитательный инструмент, то ту внушается ребенку потребность бдительно относиться к внешнему миру.
Сюжет собственно и представляет собой выход незащищенного юного существа во внешний мир, где полно опасностей, которые предстают в форме животных. Тем не менее, колобок уходит от этих опасностей и его поведение также возможно рассматривать как своеобразную инструкцию для юных читателей. Когда сказка завершается трагично для колобка, такой финал становится уроком для слушающего ребенка, и он получает знание о том, что внешний мир может приносить гибель и не следует доверять каждому его представителю.
Если рассматривать сакральные трактовки сказки, то она полна разнообразных образов и смыслов. К примеру, вполне очевидным образом колобок указывает на Солнце, его символ шар. Также Колобок может символизировать мир или идеальную фигуру, нечто непорочное, как известно, сфера является идеальной фигурой.
Четыре зверя, которых встречает главный герой, могут представлять собой времена года. Заяц, волк, медведь, лиса – каждый символизирует отдельный сезон и лиса, которая выступает как завершение цикла, съедает Солнце, для того чтобы оно снова появилось, то есть было испечено бабкой с дедом и повторило свой путь по небосводу.
Также колобок может олицетворять и человеческую жизнь, а встреченные им звери являются этапами человеческой жизни, которые сменяют друг друга приходя к своему логическому завершению. Если говорить о мистической трактовке, то также сказку некоторые рассматривают как инструкцию или поверхностную схему путешествия души по иномирью. Душа встречает различных духов, которые условно предстают в образах животных и сообщает им особую повторяющуюся формулу-ключ, которая позволяет двигаться на следующий уровень.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ сказки Колобок
Популярные сегодня темы
- Анализ и мораль басни Мартышка и очки Крылова
Одной из основных целей всех басней Крылова было высмеивание человеческой глупости. На самом деле, если рассмотреть детально, то именно глупость является причиной вообще практически всех людских бед.
- Анализ и мораль басни Ларчик Крылова 6 класс
Произведение, в свойственной 18-19 веку назидательной манере, высмеивает человеческие недостатки, выраженные в форме простого рассказа.
- Сочинение по картине Дейнеки Зима. Девочка у окна
Картина «Зима. Девочка у окна» относится к творчеству талантливого, советского, художника Александра Александровича Дейнеки. Она была написано им в 1931 году. Как и само творчество художника
- Сочинение рассуждение Гордость и смирение
Уважать и ценить себя должен каждый человек, вне зависимости от внешности, пола, возраста, социального статуса. Равно, как и иметь чувство собственного достоинства. Именно чувство собственного достоинства
- Про Родину
Сочинения на тему Родина
Колобок: анализ сказки — КУЛЬТУРОЛОГ — LiveJournal
Несмотря на бурный XX-й век, переломивший историю России, русский человек не потерял своего духовного корня. Русский культурный код во многом сохранился, не столько адаптировавшись к большевизму, сколько адаптировав коммунистическую идеологию под себя. Уцелел он и в годы перестройки, пытавшейся устроить мышление русского человека на западный лад.Откуда эта вызывающая удивление устойчивость? Быть может, стоит поискать её истоки в русском фольклоре? Шаблоны советской пропаганды или насаждаемый ныне культ успеха (он же – культ золотого тельца) способны инфицировать уже довольно развитое сознание. Но гораздо раньше, когда мы только подступались к познанию мира, мы сталкивались с совсем другой культурной посылкой. Однажды мама открывала книжку и начинала читать нам сказку – из тех, что для самых маленьких. Например, сказку про Колобка. И мы впитывали слова, структурирующие нас на самом фундаментальном, базовом уровне. Им мы обязаны многим, и тем, что наши ценностные ориентиры таковы, каковы они есть, — в первую очередь.
Чему же способен научить нас «Колобок»? Вернее, чему нас он уже научил?
Это – весьма незатейливая, но богатая в духовном плане история.
Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик: — Испеки мне, старая, колобок. — Да из чего испечь-то? Муки нет.
Дело происходит летом. Зерно прошлого года давно всё смололи да съели, а новый урожай снимать ещё рано. Запаса на год не хватило, значит, бедно живут. Гораздо беднее, чем любой из слушателей-читателей этой сказки. И что же, старик унывает? Сидит, слёзы льёт? Нет.
— Эх, старуха! -, говорит старик. — По амбару помети, по сусекам поскреби — вот и найдется.
Первый урок сказки: не давай места унынию. Старик рук не опускает: уж как-нибудь, а какой-никакой выход найти всегда можно. Но что это будет за мука? Мучная пыль, которая попала в щели, налипла на деревянные стенки, смешалась с обычной пылью. Явно не высший сорт. И вот второй урок сказки: радуйся малому, цени то, что имеешь.
А что же старуха? Сказала ли она то, что высказали бы многие на её месте: «ишь чего выдумал, старый!»? И ещё бы пальцем у виска покрутили…
Старуха же молча сделала, как ей был сказано. Намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала в колобок, изжарила в масле и положила на окно простыть.
Мы видим смирение и послушание. Но не только. Откуда вдруг взялась в тесте сметана? Старик о сметане ничего не говорил. Это уже инициатива старухи. Сметана добавлена, чтобы было повкуснее, чтобы старик порадовался. Колобок был приготовлен не абы как, чтобы лишь выполнить порученное, а с любовью. Колобок в этой сказке это – дар любви.
И вот он положен на окошечко студиться, и с этого момента начинается собственная история Колобка. Открытое окно – это символ, знак открытой возможности. И Колобок ею воспользовался.
Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на завалинку, с завалинки на травку, а с травки на дорожку.
|
История личности всегда начинается с выбора. В тот момент, когда мы делаем свой первый самостоятельный выбор, мы сдаём экзамен как личность: что из нас получилось, какие пути мы выбираем. Стоит разобраться, какой выбор сделал Колобок.
Сначала – отчего он отказался? Очевидно, что от своего предназначения. Предназначение Колобка сугубо утилитарно – его должны были съесть старик со старухой. Но за этим буквальным прочтением в сказке есть и символический план. Предназначение Колобка – послужить тем, кто его создал таким румяным и аппетитным, послужить до конца. А если копнуть совсем глубоко, то выходишь на мысль, что предназначение всякой твари — служить своему Творцу.
Знал ли о своём предназначении Колобок? Несомненно. Ведь пел же он в своей песенке «Я от дедушки ушёл. Я от бабушки ушёл». Значит, понимал, что его должно было ожидать, и начинал отсчёт своих подвигов именно с бунта против предназначения.
Предназначение не может быть навязано силой. Личность свободна, и принять волю своего Создателя она должна добровольно. Колобок эту волю отверг. Но что ей предпочёл? В пользу чего он сделал свой выбор?
И тут оказывается, что у Колобка не было никакой особенной цели. Сбежать-то он сбежал, а что делать дальше – не слишком задумывался. Катился, куда глаза глядят, куда дорожка ведёт. А дорожка вела в лес – всё глубже и глубже…
Это так узнаваемо. Мы тоже часто делаем выбор лишь из чувства протеста. Нам важно отвергнуть то, что предлагается, а к чему приведёт наш отказ, задумываться как-то не хочется. Интересно также, что в одном из вариантов сказки, путешествие Колобка начинается со слов: «надоело Колобку лежать, он и покатился…». Это тоже узнаваемо: что-нибудь сделать со скуки. Пусть будет абы что, что именно — не очень важно, важно – что это что-то новенькое, не то, что до сих пор было…
И вот катится Колобок по дороге, а навстречу ему Заяц: — Колобок, Колобок! Я тебя съем!
Колобок пытается с Зайцем договориться: «— Не ешь меня, Косой. Я тебе песенку спою». Фактически он предлагает сделку: Заяц слушает песенку и отказывается от притязаний на Колобка. Но сделка эта – нечестная. Песенка служит лишь обманным манёвром. «И от тебя, Зайца, не хитро уйти!» — торжествуя, поёт, убегающий Колобок. Он не доверяет Зайцу. Он никому не доверяет. Он верит только себе. Он вообще полон восхищения от собственной личности. С какой любовью он описывает себя в своей песенке: Я колобок, колобок! По амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешан, в печку сажен, на окошке стужен. Все труды старухи превращены в предикаты собственной персоны, как будто Колобок обязан своим появлением на свет исключительно себе. Дары, полученные от Создателя, не признаются дарами, в результате Создатель оказывается как бы ни при чём, и может быть отринут. Колобок ни в ком не нуждается, он верит в свою способность перехитрить любого врага, самостоятельно выпутаться из любой ситуации.
Первоначальный успех его окрыляет. Он не замечает, что дорога заводит его всё глубже в лес, и звери, которые ему встречаются, становятся всё страшнее.
Порядок зверей в сказке нарушен. Правильным был бы порядок Заяц-Лиса-Волк-Медведь, как, например, в Теремке. Но Колобок встречает Лису после Медведя. И в этом сбое порядка – мудрость сказки. Сказка говорит, что самый страшный враг – не тот, кто грозен физически, а тот, кто опасен духовно.
Лиса коварна, она не угрожает Колобку, а льстит: «какой ты хорошенький да пригоженький». И песенка у Колобка «славная». Этого оказалось достаточно, чтобы Колобок потерял не только свою подозрительность, но и простую осмотрительность, и вспрыгнул сначала лисе на мордочку, а потом и на язык. Известный собиратель русского фольклора А.Афанасьев приводит вариант, в котором сказано прямо, без экивоков: «Колобок сдуру прыг ей на язык, а лиса – ам его! И скушала».
В духовном ослеплении мы теряем разум и даже обычную житейскую рассудочность. Побуждаемые собственной греховностью и искушением врага, действуем сдуру и гибнем.
А как ещё могла закончиться история Колобка? Мог ли быть у неё счастливый конец? Нет. Дальше Колобка ждал уже совсем непроходимый лес, и гибель в том или ином виде была для него неизбежна. Об этом же говорит семантика русского языка. Катиться (в отличие от «бежать» или «ехать»), можно только куда-то вниз. И рано или поздно, когда ты окажешься в совсем не надлежащем месте, про тебя скажут — «докатился».
Поэтому Колобка всерьёз не жалко. Дети, конечно, переживают за героя, но без слезы. Они чувствуют, что произошло то, что должно было случиться. Колобка должны были съесть и съели. Но, поскольку он отринул своё предназначение, ему не удалось послужить добрым людям, и достался он персонажу коварному и хитрому. На нашего хитреца Колобка, нашёлся ещё больший хитрец. Таков духовный закон.
Эти уроки по своей природе — глубоко христианские. И мировоззрение, которые мы получаем благодаря нашим первым сказкам, формирует христианский характер русского народа. Это вселяет надежду. Пока наши матери читают своим детям такие сказки, мы сможем сохранить нашу культурную идентичность и противостоять злому духу века сего.
Предыдущая сказка («Волк и семеро козлят»)
В начало
Скачать единый файл с анализом всех сказок
Анализ сказки «Колобок»- тема моей курсовой работы. Пара мыслей.
Итак,
что же из себя представляет сказка колобок. Многие задумывались над содержанием
этой сказки и недоумевали, отчего же она дошла до наших дней и зачем же, зачем
мы непроизвольно пересказываем её детям? Что в ней такого, что так хорошо
укладывается в память?
Попробую
последовательно передать знания полученные от преподавателей и исследователей
фольклора, с которыми мне довелось на эту тему общаться.
Первое,
с чего стоит начинать при анализе любого текстового произведения — композиция.
Всегда проще следовать сюжету и разбирать попадающиеся смыслы последовательно.
Итак,
с чего начинается Сказка?
Жили-были
дед и баба.
Первые
слова вводят ребенка в конкретный мир, где сущее состоит из двух дополняющих
друг друга противоположностей — женского и мужского начала. То есть наш мир.
Вселенная начинается с разъединения на начала.
И
говорит дед бабе — испеки мне, баба, колобок.
-Так
ведь нет ничего!- отвечает баба.
-А
ты по амбару помети, по сусекам поскреби, и наберется для колобка.
Как
и во многих философских традициях и восточных школ, и европейских, мужчина —
инициатор. Он дает идею, он закладывает семя жизни бабе (в сказке — идею испечь
колобок, по жизни — «идею» создания ребенка), он побуждает бабу к
действию. помимо этого, он разрабатывает план. Это показывает нам гендерные
роли: мужчина придумал и составил план, женщина посильно участвует.
Пошла
баба, по амбару помела, по сусекам поскребла,
набрала
муки две горсти, на сметане замесила,
в
печи запекла, на окошко студиться поставила.
Баба
исполнила просьбу деда и испекла колобок (читай: баба-Вселенная-роженица, ибо
колобок это их дитя, и, родив его, они дают ему смотреть на окружающий мир из
окошка) Колобок (ребенок) смотрит из окна на то, что есть за пределами отчего
дома. Но видит он ограниченную часть. Так, дома ребенок видит маму и папу, а
через их связи с окружающим миром, он понимает, что они не только его мама и
папа, но ещё и социальные единицы — врачи, бухгалтеры, спортсмены, бухари,
гопники, менеджеры или кто они там.
Здесь
же проявляется первый смысл мотива еды. для чего дед попросил бабу испечь
колобок (приготовить еды?) — чтобы скушать. зачем люди рожают детей? чтобы те
кормили их в старости. это преемственность. чтобы дарили свои теплые эмоции,
оберегали, ухаживали.
Однако
стоит отметить, что когда дети слишком долго «остывают у окошка» и
никуда не «катятся», родители начинают их поглощать раньше времени.
есть такая фраза даже «поедом едят». так что ещё одна мысль —
соблюдение своевременности.
А
колобок прыг с окошка и покатился по лесу.
Ну
тут довольно ясно. Ребенок, узнав достаточно о мире и будучи готовым,
отправляется во «взрослую жизнь». Лес как аллегория жизни.
И
тут навстречу ему Заяц.
-Колобок,
колобок, я тебя съем!
При
вступлении во взрослую жизнь, человек начинает встречать разных людей, которые
приходят к нему с разными словами, но смысл остается неизменным — дай мне
что-нибудь от тебя. позволь мне взять тебя в свою жизнь.
-Не
ешь меня,-говорит Колобок,- я тебе песенку спою.
Я
Колобок, Колобок,
по
амбару метён,
по
сусекам скребён,
в
печке запечён,
на
окошке стужён,
я
от бабы ушёл,
я
от деда ушёл,
а
от тебя, Заяц,
и
подавно уйду.
И это второй смысл мотива еды — общение. получение чего-либо себе, обмен. Ты
хочешь что-то получить от меня, мою энергию, мои силы, моё время, но я тебе
этого не дам, я могу с тобой просто пообщаться. И, как мы видим, Зайцу хватает
этого общения, поскольку колобок катится дальше. Порой люди хотят от тебя
чуть-чуть внимания, а не страшных жертв.
Надо
обратить также внимание на то, что песенка колобка — это универсальная
песенка-выручалочка из жизненного кризиса.
разберемся
детальнее-
Я
Колобок, Колобок — Я есть Человек, и моё имя Такое Вот. Идентификация самого
себя.
По
амбару метён,
По
сусекам скребён,
В
печке запечён,
На
окошке стужён, — Это то, что со мной происходило. Это моя биография. Я был
там-то и там-то, видел то и это, знаю чего да как.
Я
от бабы ушёл,
Я
от деда ушёл,— у меня уже были кризисы, но я смог их преодолеть. Я нашел выход
из ситуации.
А
от тебя, Заяц,
И
подавно уйду,- я справлюсь с тем, что сейчас идет не так, я это переживу, я
найду решение проблемы.
Вот
такая незатейливая песенка самовоодушевления и подбадривания. Этот рецепт
предки нам передали с помощью песенки колобка, господа.
Катится
колобок дальше,
а
навстречу ему Волк.
-Колобок,
колобок, я тебя съем!
-Не
ешь меня, Волк,
я
тебе песенку спою:
Я
Колобок, Колобок,
по
амбару метён,
по
сусекам скребён,
в
печке запечён,
на
окошке стужён,
я
от бабы ушёл,
я
от деда ушёл,
я
от Зайца ушёл,
а
от тебя, Волк,
и
подавно уйду.
Справившись
с одной проблемой, человек сталкивается с другой, и если
Колобок (Русская народная сказка). 2 урок
Конспект урока по предмету речевая практика 1 класс
Тема: Колобок (Русская народная сказка). 2 урок
Цель: развитие связной речи школьников.
Задачи:
Учить детей описывать животных, называть их характерные признаки, разгадывать загадки.
Развивать память и воображение, логическое мышление и интонационную выразительность речи.
Обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей; учить детей пересказывать знакомую сказку от «лица» разных героев этой сказки.
Воспитывать интерес к родному языку, умение внимательно слушать рассказчика, прививать любовь к русским народным сказкам и воспитывать доброе отношение к их героям.
1. Организационный момент.
— Вот и прозвенел звонок
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь,
И работать не ленитесь.
— Итак, на уроке слушаем меня внимательно и стараемся чётко проговаривать слова.
2. Актуализация знаний.
Вы много знаете сказок и их героев.
— Скакой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?
Ребята, сегодня на уроке мы с вами вспомним эту сказку. А знаете ли вы, кто сочинил эту сказку?
Ответы детей.
Это русская народная сказка. Другими словами, у нее нет автора. Создатель этой сказки — народ.
Вспомним героев этой сказки.
Загадки.
А теперь отгадаем загадки:
Он главный герой этой сказки. Для того, чтобы узнать его имя, надо правильно отгадать загадку:
Формой он похож на мяч.
Был когда-то он горяч.
И от бабушки ушел.
У него румяный бок…
Кто же это?
Колобок.
Давайте вместе проговорим чистоговорку.
Чистоговорка: ОК-ОК-ОК – пришел к нам в гости Колобок.
На доску вывешивается картинка с изображением Колобка.
Мама Колобочка
В стареньком платочке.
Поскребла и помела –
Колобочка испекла. (Баба)
На доску вывешивается картинка с изображением бабы.
Он живет, но не в лесу,
Любит хлеб и колбасу,
Но, коль есть одна мука,
Съесть готов и Колобка. (Дед)
На доску вывешивается картинка с изображением деда.
— Молодцы. А как вы думаете, Колобок был послушным или нет?
— Непослушным, потому что он убежал от дедушки и бабушки.
— А что потом произошло?
— Колобок покатился в лес.
— Ребята, если сейчас вы правильно отгадаете мою загадку, то узнаете, кто первый повстречался Колобку в лесу:
Есть в лесу большой трусишка,
Любит кушать он морковку,
Очень ловко скачет в горку. (Заяц.)
— Давайте проговорим чистоговорку.
Чистоговорка: АЙ-АЙ-АЙ – зайку ты скорей встречай.
На доску вывешивается картинка с изображением зайца.
Ребята, давайте посмотрим на картинку и опишем зайчика (какой он, что он ест)
Зайка серенький, пушистый, с длинными ушками. Любит морковку и капусту.
— А теперь давайте отгадаем следующую загадку и узнаем, кого Колобок повстречал вторым в лесу?
На собаку он похож.
Зубы острые, как нож!
Он голодный день и ночь,
На овцу напасть не прочь. (Волк.)
— Правильно. Давайте с вами проговорим чистоговорку.
Чистоговорка: ЖУ-ЖУ-ЖУ – волк не страшен лишь ежу.
ГИ-ГИ-ГИ – от нас волк скорей беги.
На доску вывешивается картинка с изображением волка.
Давайте опишем волка.
Серый, злой, страшный, с острыми зубами.
— Давайте порычим, как волк.
— Р-р-р.
Колобок убежал от волка?
— Да.
— Для того, чтобы узнать, кого следующего он встретил на своем пути, надо правильно отгадать загадку:
Он большой и косолапый,
Очень любит кушать мед.
Зиму всю он спит в берлоге,
Лапу бурую сосет. (Медведь)
— Правильно. Давайте все вместе проговорим чистоговорку.
Чистоговорка: ЁТ-ЁТ-ЁТ – мишка очень любит мед.
На доску вывешивается картинка с изображением медведя.
— Кто из вас знает, что делают медведи зимой?
— Спят в берлоге.
Колобку повезло, он смог уйти от зайца, волка и медведя. А кого потом встретил Колобок? Узнаем, если правильно отгадаем загадку:
Живет в лесу хитрый зверек,
С пушистым рыжим хвостиком.
Волку серому сестра,
А зовут ее… ( Лиса.)
Правильно. Давайте проговорим чистоговорку.
На доску вывешивается картинка с изображением лисы.
Дети, кто из вас может описать лису?
Рыжая, игривая, ласковая, хитрая, с длинным пушистым хвостом.
— Ребята, а удалось ли Колобку уйти от хитрой лисы?
— Нет. Лиса притворилась глухой, она попросила Колобка сесть ей на носок и пропеть свою песенку, а сама съела Колобка.
— Да, перехитрила лиса Колобка. Поэтому, ребята, чтобы не попасть в беду, надо слушаться родителей, не убегать от них и не разговаривать с незнакомыми.
3. Физкультминутка «Колобок»:
Замесила бабушка ни булку, ни оладушки,
(руки месят тесто)
Доставала из печи
(руки вверх, в стороны, вниз)
Ни пирог, ни калачи,
(повороты туловища влево — вправо, руки в стороны)
Как поставила на стол
(приседания)
Он от бабушки с дедушкой ушел.
(прыжки)
Кто же бегает без ног?
(хлопки в ладоши)
Это желтый Колобок.
4. Инсценировка сказки.
— Ребята, а кто-нибудь из вас ходил в театр?
— А что делают в театре? (смотрят спектакли)
— А кто знает, как называют людей, которые работают в театре и показывают нам спектакли?
— Давайте представим, что вы актёры и сейчас мы покажем спектакль.
— У меня есть теремок, в котором живут герои сказки «Колобок».
(достаю героев, называем их, раздаю героев)
— А теперь все актёры выйдите сюда, а зрители вам похлопают. Молодцы, садитесь на место.
— Вам понравилось быть актёрами?
5. Работа с разрезными картинками.
6. Итог урока.
— А теперь давайте вспомним, какая сказка к нам приходила в гости?
— «Колобок».
— Кто ее сочинил?
— Народ.
— Все ли герои сказки вам понравились?
— Нет. Не понравилась лиса, потому что она обманула Колобка и съела его.
— Я с вами согласна, дети. Лиса поступила плохо. Но и Колобку надо было вести себя осторожнее. Ребята, мы с вами очень хорошо потрудились, вы были внимательными, послушными и сообразительными.
НОД по речевому развитию «Рассказывание сказки «Колобок»» для детей средней группы
НОД по речевому развитию
«Рассказывание сказки «Колобок»
для детей средней группы
Программное содержание:
— Учить употреблять слова, обозначающие состояние, качества и характеристики.
— Называть любимую сказку и рассказывать понравившиеся сюжеты из неё.
-Совершенствовать умение детей использовать разнообразные выразительные средства: интонацию, темп, тембр речи, пластику, движения, умение передавать образ героя, придумывать фантазировать,
учить драматизировать (инсценируют) с помощью взрослого небольшую сказку («Колобок»)
-воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству.
— развивать связную речь.
Словарная работа: радость, трусливый, злой, голодный, грубый, коварная, толстый, сердитый, хитрая.
Материал: иллюстрации к сказке «Колобок» маски с изображением сказочных героев, простейшие декорации.
Подготовка: чтение р.н.с. «Колобок», инсценировка сказки, отгадывание загадок по сказкам, рассматривание книг с русскими народными сказками.
ХОД НОД:
Беседа по сказке «Колобок»
Много сказок мы читали, мы очень любим сказки, и сегодня все сказки собрались и пришли к нам в гости (дети рассматривают книги со сказками). Посмотрите, ребята среди наших знакомых книг появилась одна совершенно новая книга. Вы уже догадались, как называется эта книга? («Колобок»).
— Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем
Вместе мы перенесемся
В гости к сказочным героям.
(Дети закрывают глаза, воспитатель тем временем выставляет красочные картинки из сказки «Колобок»).
— Мы попали в гости к сказочным героям. В какую сказку мы попали (В сказку «Колобок»)
Игра на внимание «Колобок»
Я буду перечислять различных животных, а вы, если они являются героями сказки «Колобок» — похлопайте в ладоши, а если нет – потопайте ногами:
Медведь, волк, собака Жучка, лиса, курочка Ряба, заяц, мышка — норушка, комар-пискун, лягушка-квакушка.
-Ребята, а вы помните любимую песенку колобка?
(ответы детей, индивидуальное и хоровое пение)
-Кто первым встретился колобку на лесной тропинке? (заяц)
-Какой был заяц по характеру? (трусливый, робкий, пугливый, беззащитный)
-А что сказал заяц колобку, при встрече? (ответы)
-Катился колобок, катился и встретил он того, кто зимой холодной ходит злой голодный. Кто это? (волк)
-Каким был волк, в сказке? (злым, голодным, страшный)
— Вы бы испугались, если бы встретили волка в лесу?
-Как вы думаете, испугался колобок волка? (ответы). Значит, колобок был еще и смелым.
-Каким голосом говорил волк? (хриплым, грубым, дети имитируют голос волка)
-А как ходит волк по лесу? Глазами сверкает, озирается.
-Катился колобок, а навстречу ему косолапый и большой, спит в берлоге он зимой, любит шишки, любит мед. Ну- ка, кто же назовет? (медведь)
-Какой был в сказке медведь? (толстый, неповоротливый, большой, косолапый)
-А каким голосом говорил медведь? (грубым, сердитым)
— Что сказал медведь, при встрече? Как повел себя колобок? (не побоялся и спел песенку)
-Катится колобок, а навстречу ему «Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живет и кур крадет» (лиса)
-Какая же была лиса в сказке? (хитрая, коварная, ловкая, обманщица)
-Каким голосом говорила лиса? (хитрым, тоненьким, ласковым)
— Почему лиса так разговаривала тоненьким ласковым голоском? Разве она ласковая?
(она хотела перехитрить колобка, чтобы он ей поверил)
-Ребята, давайте вспомним, чем закончилась сказка? (ответы детей) Вам понравился конец этой сказки? (ответы)
Почему лиса съела колобка? (Потому что колобок вел себя не осторожно. Был непослушным и шаловливым.)
Физкультурная минутка «Колобок» Замесила бабушка не булку, не оладушки
(Руки сцеплены в замок, круговые движения влево — вправо)
Доставала из печи не пирог, не калачи
(Повороты туловища влево — вправо, руки в стороны)
Как поставила на стол —
(Наклон вперед и руки вытянуть)
Он от бабушки ушел! (Прыжки на месте)
Кто же бегает без ног? (Бег на месте)
Ну, конечно, Колобок! (Хлопки в ладоши)
Драматизация сказки. — А хотели бы вы, превратится в героев этой сказки? А у меня для вас есть сюрприз, посмотрите какие красивые маски
Дайка в глазки погляжу,
Сказку детям расскажу.
Глазки весело ваши глядят,
Слушайте сказку про колобка.
Подведение итогов: По окончании сказки беседа:
-Понравилась вам сказка?
-Кто из героев понравился больше всего?
-Почему колобок убежал от лисы?
-Молодцы!
Поощрение детей подарками за хорошо сыгранные роли.
-Теперь мы попрощаемся со сказочной поляной и обязательно сюда еще вернемся.
В конце занятия дети играют
Подвижная игра. «КОЛОБОК И ЛИСА»
Колобок, колобок,
Подрумяненный бок,
В жаркой печке печён,
На окошке стужён,
И от дедушки ушел,
И от бабушки ушел,
Вот такие чудеса,
Только ждет тебя лиса.
Описание хода игры: играющие водят хоровод, в центре которого – колобок , проговаривая или напевая слова. Как только песенка кончилась, играющие поднимают руки, не размыкая их – «дверки открываются», колобок выбегает наружу и бежит от лисы, поджидавшей его за пределами хоровода.
Психоаналитическое понимание сказки «Колобок».
Сказка про колобка (Word),
также этимология слова, кулинарное изделие.
Эссе на тему русской народной сказки «Колобок»
«Преследующая» мать и формирование психики ребёнка»
Попросил старик старуху по коробу поскрести, да по сусекам помести и наскрести муки на колобок. Наскребла старуха муки горсти две, да замесила муку, состряпала колобок, да изжарила в масле и на окошко студить положила.
Лежал колобок, лежал на окошке, со своим поврежденным в процессе рождения психическим аппаратом. Мать будущего ребенка в пренатальном периоде нафантазировала лишнего, да и зависть к пенису давала о себе знать, в итоге ребенок оказался с нарциссическим подъёмом и маниакальным всемогуществом- фаллический ребёнок.
Возникшее было после кормления ощущение всемогущества быстро проходило, а мать все не шла, мать была отсутствующая — плохая, колобок раздирала ненависть, страдания колобка становились невыносимыми. Перенести это было невозможно, даже аутоэротизм не мог помочь, руки-то не слепили! Галлюцинации тоже уже не помогали, есть хотелось всё сильнее. Плохая мать интроецировалась колобком вместе с ненавистью и становилась преследующей.
В ужасе колобок рухнул с окошка, несколько раз приложился о лавку, об пол, да о крыльцо, пока не покатился по земле и не выкатился за ворота.
Далее колобок встречается с интроецированным образом первичного объекта в виде зайца, волка и медведя. Каждый раз объект преследующий, но с помощью галлюцинаций, колобку удается удержать перевозбуждение в пределах возможности их пережить, и не быть разрушенным.
Хотя первичный объект предстаёт в образе бабушки:
«Я от бабушки ушёл…»
Так же вместо отца предстаёт дедушка:
«Я от дедушки ушёл…»
Тут нужен более глубокий анализ семейных отношений.
Далее преследующий объект появляется в образе лисы, причем попытка справится с помощью обычного способа — галлюцинирования, дает первоначальный эффект, но дальнейший рост возбуждения не позволяет справиться психическому аппарату с таким напряжением и он повреждается. Преследующая мать превращается в пожирающую. Психический аппарат повреждён — колобок съеден.
Сладко облизнувшись, лиса вспомнила Андрэ Грина: «Единственное чем мы можем обидеть пациента, это если он уйдёт неуслышанным», и оглянулась по сторонам, ища новую жертву.
Гуляев С. Н. 1 курс
Первое впечатление у меня об этой сказке было довольно таки ироничное (после прочтения в настоящее время, конечно). И первой мыслью было что-то вроде сочувствия к колобку – который совершенно хоть и не опытный, но смышленый – убежал от целых трех зверо-мужчин, однако в противовес благодаря, может быть, неопытности, был поглощен лисо-женщиной.
У меня создалось впечатление, что «Колобок» либо объясняет процесс деторождения, жизни нарциссической, процесс идентификации или может быть сказкой для преодоления страха поглощения. Скорее даже все это вместе.
Странным показалось, что старик и старуха. Во мне появились мысли, что раньше так назывались люди, которым уже больше двадцати лет. Сказка же русская народная.
Вот, тебе уже больше двадцати и ничего больше не остается, как испечь колобка. Старик говорит старухе, чтобы та поскребла на хлебобулочное. Опять же интересно, что муки нет, а со сметаной и маслом у них все хорошо.
По неизвестным причинам, колобок «взял, да и покатился», резко сепарировавшись от окошка (старика и старухи). Почему колобок убегает, пока не понятно.
На пути нарциссический хлеб встречает тех, кто хочет его съесть. Желание животных очень сильное, потому что они даже не здороваются. И почему они только говорят о том, что съедят, а не делают?
Животные-мужчины озвучили свое желание съесть колобка, а он в ответ рассказывает историю своего рождения и хвалится своей сеперационной историей.
Если колобок знал как его сделали, то он и подозревал, что его съесть хотят. Тогда его желание убежать становится понятным. Плюс прямая угроза от встречаемых мужских животных.
На вопрос лисы (а не угрозу, как в предыдущих случаях) «Колобок, колобок, куда ты катишься?» — он отвечает: «Качусь по дорожке». Либо она так околдовала его, что он так дизориентировался, либо он сам не знает сознательно куда он.
Сознал был колобок для того лишь, чтобы быть съеденным и вот он нашел достойную кандидатуру, которая его поглотит.
И зачем прыгать на язык к лисе, если там нет ушей?
Выборных Анастасия, 1 курс.
Жили были старик со старухой. Бездетной. Речь идет, очевидно, о супружеской паре, в том возрасте, когда уже поздновато рожать детей,
Вот и просит старик: — Испеки мне, старая, колобок.
Можно предположить, что старику захотелось-таки стать родителем, кого-то повоспитывать на старости лет, чтобы было чем заняться в свободное время. Есть такое чувство, что идея эта была спонтанной.
Но старуха попыталась сопротивляться: — Да из чего испечь-то? Муки нет.
Мол, не способна я, нет уже тех «ресурсов».
Но дед решил все-таки настоять на своей воле, он же — мужчина, последнее слово должно остаться за ним. Но при этом, как бы, ответственность возложил на жену:
— Эх, старуха, по амбару помети, по сусекам поскреби — вот и наберется.
Похоже, что старик не был хорошим хозяином в своем доме, не заботился о запасах, но при этом знал, что жена как-нибудь справится, только поворчит, как обычно.
Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его на масле и положила на окно простынуть.
Поддалась, таки, старуха; уступила воле мужа. Все сделала, как он приказал. Появился поздний ребенок — Колобок. При том, что муки в доме не было, сметана и масло нашлись. Их, с психоаналитической точки зрения можно рассматривать как половые продукты мужчины и женщины.
То, что ребенок — Колобок был сделан, чтобы потом его «сожрать», подразумевается по сюжету сказки. «Поскребла» по сусекам — поздний ребенок так и назывался на Руси «поскребышем».
«Положила на окно простынуть…»
«Простынуть» — ассоциируется с простудами детей (и взрослых), которые случаются от сквозняков. Старуха сама положила только испеченного колобка. Можно предположить, что ей не приходило в голову, что он может не только остыть, но и простудиться там, а так же и скатиться — убежать.
В общем, так же как и сделали Колобка, небрежно, так и заботиться о нем никто толком не собирался. Как получится, тем более, что ребенок — Колобок, рано или поздно должен был быть съеден собственными же родителями.
Но, возможно, старуха, помимо материнской деструктивности, обладала какими-то зачатками чувств к Колобку. Оставив окно приоткрытым, она как бы давала ему возможность избежать той участи, что ждала его в родительском доме. Открытое окно вызывает ассоциации: вид, перспектива, пространство, некие возможности. Старуха как бы давала их Колобку, оставив его на подоконнике.
Хотя о Колобке говорится в сказке в мужском роде — «он» не создает конкретного впечатления о поле ребенка. Мною он воспринимается, как существо среднего рода: кругленький, обтекаемый, без каких бы то ни было половых признаков.
Можно предположить, что у Колобка не образовалось в психике собственной половой идентификации.
«Надоело колобку лежать» — скука в родительском доме, отсутствие будущего. И Колобок сбежал: «— Покатился с окна на завалинку, с завалинки на травку, с травки на дорожку». Все вокруг было новое, интересное, обещающее приключения.
«Покатился по дорожке» — по жизни.
Но родительский фантазм, что их дитя должно быть съедено, явился в судьбе колобка определяющим.
Все, кого он встречал на своем пути, обещали его съесть, и намеревались это сделать.
Первым колобку встретился заяц. Этот персонаж сказки вызывает ассоциации с мальчишкой-подростком. А подростки часто склонны проявлять жестокость по отношению к тем, кто «не такой, как все». Часто подростки выбирают кого-то слабого, и начинают «задираться», И всячески преследовать такого ровесника.
Но мне кажется, что бессознательно они хотят все таки своими выходками растормошить такого человечка до «взрыва» чтобы он перестал быть таким забитым, а возмутился бы и стал «нормальным», как все. Именно забитость и приниженность вызывает у них бунт, а не сам сверстник.
Так и заяц, бессознательно почувствовал в Колобке «брак родительского воспитания», что он не такой как все. «Я тебя съем…».
А может быть, Колобок просто понравился ему, и Заяц захотел присвоить себе его путем поглощения.
Но колобок однажды уже прибегнул к хитрости, чтобы спастись, и при встрече с Зайцем и угрозе своей жизни он решил прибегнуть к тому же методу. Он решил отсрочить расправу над собой и начал петь зайцу песню, в которой рассказал свою историю. В конце песенки было: «Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл, от тебя заяц, нехитро уйти…» и покатился дальше — только его заяц и видел.
У колобка отложился этот паттерн: достаточно «заговорить» собеседника, и тогда можно избежать неприятностей.
Встретившийся ему далее Волк, так же хотел съесть колобка. Тот прибегнул к уже проверенному методу: пропел свою историю. в конце похвалился, что и и от дедушки, и от бабушки, и от Зайца ушел. «От тебя волк нехитро уйти». Сам-то Колобок считал, что он очень даже хитро ушёл от всех, и начал верить в свою исключительность, даже во всемогущество. Эта смелость Колобка — некое реактивное образование на страх быть съеденным. Но вряд ли сам Колобок это осознаёт.
С Медведем опять повторилось то же самое — его опять хотели съесть. Если Волка Колобок еще просил не есть его, то Медведю он уже нагло заявил: «Ну, где тебе, косолапому съесть меня!» Но Медведь — фигура, очевидно более крупная и сильная чем Волк, и Колобок на всякий случай смягчает свое пренебрежение: «Послушай, лучше мою песенку».
И опять он пропел свою историю, как он был «по амбару метен, по сусекам скребен, на метане мешан». И пока Медведь слушал, Колобок видел, что он опять хитростью добился своего — спасся, и от Медведя тоже
Но когда ему встретилась Лиса, все вдруг пошло совсем по другому сценарию. Лиса поздоровалась с ним и похвалила. Колобок растерялся, ведь никто не хотел его съесть. Он обрадовался, что его похвалили, и запел свою песенку — ведь это уже стало его привычным способом общения — надо ли, не надо ли.
«А Лиса слушает, да поближе подкрадывается». В песенке Колобок опять рассказал свою историю. и как он ушел ото всех, и дабы поднять себя в глазах похвалившей его Лисы, а заодно и обозначить границы в общении с ней — обещал от нее тоже уйти — мол, как я решу, так и будет.
Это говорит о том, что Колобок никому не доверял, из тех кто ему встречался на жизненной дорожке. И неудивительно: его собственные родительские фигуры намеревались его съесть. Но старуха, все-таки дала ему возможность улизнуть, оставив его на окне без своего присмотра. Что он и сделал.
Но намерения старика-инициатора его появления на свет — у Колобка не оставляли сомнений. Угроза исходила от отца: бессознательно Колобок чувствовал её. Все мужские фигуры: заяц, волк, медведь — так же представляли угрозу; страх быть съеденным своим отцом был перенесен на них тоже. Но жить хотелось, и приходилось прибегать к хитрости.
А с Лисой произошло следующее: с одной стороны — она была «добрая» и не угрожала его съесть. Но до конца он и ей не доверял: «От тебя леса нехитро уйти!». Но ведь другая женская фигура (старуха) дала ему в свое время уйти. А вдруг и здесь так будет?
Колобок на какое-то время потерял бдительность: его никто, никогда не хвалил и ласково с ним не обращался. У него не было опыта, что за лаской и добротой может скрываться обыкновенная лесть. На эту лесть он и попался. И был все-таки съеден, как ему и предназначалось.
Колобок – это новорожденное дите «бабки» и «дедки», над которым довольно долго возилась бабка, оставив его «остывать» на окошке (читайте, открыла ему дверь в большой мир, дала шанс сепарироваться от отчего дома. Молодец бабка, а вот про деда мы кроме как о создателе, больше ничего и не слышали).
Надо заметить, интересная история его зачатия. Дед, заняв активную позицию, советует бабке поскрести по сусекам, помести по коробу… Примечательно, что до этого старик лежал на печи (по одной из версий сказок). Был абсолютно пассивен (от того, наверное, и старик), и тут он вдруг решается обзавестись потомством, при этом намекая свое бабке, что ждет от нее активных действий. Нам не известно, какие до этого были отношения у бабки с дедкой, но то, что она не особо радовалась его затей – ясно. Видимо, не самое приятное занятие в ее жизни «колобки деду печь». Но он ей подсказывает, намекаешь, что, мол, бабка, нечего головной болью прикрываться, у тебя в коробах да сусеках для меня где-нибудь да найдется. И да, нашлось, да еще и масло у бабки было, и сметанка! Так вот на свет он и появился.
Что же дальше? А дальше он созрел («остыл»), потребность в первичных объектах отпала и он покатился себе искать новый объект. Причем, все эти барьеры, которые он преодолевал могут быть теми стадиями сексуального развития, которые вновь все повторяются и проходятся в подростничестве. Так мы понимаем, что колобок уже подросток и либидо его «бьет по мозгам», вот и отправился он на приключения. История отношений бабки и колобка – классический пример Эдипа. Странно только, как при таком пассивном папочке, колобок смог успешного его пройти. Да и успешно ли? Посмотрим дальше…
Что же мы видим дальше. Он покатился «в люди», но тут его поджидали неприятели, все его хотели съесть. На мой взгляд, это ни что иное, как символическое выражение страха быть поглощенным, на котором, возможно, произошла фиксация у колобка. Тем более, что ситуация повторяется каждый раз в точности. Причем все эти поглащающие фигуры – мужские, и чем дальше, тем больше! Еще бы, родной-то папаша мечтал его съесть! Но Колобку не суждено было разобраться с этим и вот почему.
На пути нашего героя встречается Лиса – символ хитрости, мудрости и красоты! Перед такой обольстительницей разве мог устоять наш юный Колобок! А Лиса тоже хороша: комплиментами его Эго усладила, самолюбие его потешила «Ах, песенка хороша». И тут же придумала, как заполучить себе этот юный лакомый кусочек. (Кстати, вероятно, мы сталкиваемся здесь со случаем перверсии: с чего вполне зрелой лисе соблазнять юнца?) И обманом усадила его к себе сначала на нос, потом и на язык. (Опять же тема оральности, преследовавшая Колобка с самого рождения). Ну и проглотила его! А Колобок может и рад… Он нашел свой объект!
За сим постановим, что у сказки вполне себе счастливый конец! А кто не слушал – жить тому и радоваться, что всего этого он не узнал! 🙂
Исаева Юлия, 1 курс
Круглая форма Колобка способствовала его движению, причем его динамичное движение было неосознанным «лежал, лежал Колобок и покатился». Колобок катился без видимой цели, а значит его движениями и поступками сознание не управляло. Движение Колобка, хотя и было заложено особенностями его формы, но явилось для него полной неожиданностью. Но что особенно интересно, вызвало у него не страх перед новым, а радость. Колобок чувствовал себя прекрасно и свою радость выражал через песню.
Но если задастся вопросом, почему сбежал из дома Колобок? Вероятно, ему не хватало родительского внимания и заботы, ведь его без присмотра оставили остывать на окне одного. Бабка и дедка вместо того, чтобы заниматься только что испеченным Колобком, не уделили ему должного внимания, и отправились на боковую.
Катился катился Колобок и каждому встречному рассказывал о своей индивидуальности. Он вступал в диалоги со зверями, пел песенку и игнорируя сообщения окружающих, что они хотят его съесть, катился дальше. Вроде бы как хитро и изобретательно убегал от них, сообщая «и от тебя уйду». Контакт со зверями у колобка получался однобоким, он больше рассказывал о себе, нежели слушал, это говорит о его беззаботности и отсутствии каких либо переживаний в виде осознания опасности. Вероятно Колобок все же не умел думать, так как думать ему было нечем.
Колобок обладает лёгкостью мысли и доброжелательностью, так что ему удается удрать от мужских персонажей сказки зайца, волка и медведя, но он попадается на уловку лисы и таки съедается ею.
Лиса переступила нравственный запрет на убийство и съела Колобка. Хотя лиса сразу его могла съесть, так как Колобок находился на расстоянии вытянутой лапы, она все же проявила свою хитрость, вероятно, хотела показать, что каким бы Колобок не был подвижным и веселым, все равно здравый смысл и логика движут миром. Для того, чтобы обмануть доверчивого Колобка, лиса сыграла на его нарцисическом начале, она его хвалила, обращала внимание на его способности, подкрепляя этим текст песни. Лиса женский персонаж. Своей хитростью и шармом она зачаровала Колобка и тем самым усыпила его бдительность. После, добавив немного жалости «…плохо слышу, ….стара, стала», она окончательно свела его с намеченного пути. Конечно попав к Лисе на нос, он уже не может отвертеться и Лиса делает с ним что хочет.
Вывод: Каждый использует для достижения целей свои методы. Заяц, волк и медведь твердили: съем, съем, съем, а лиса поняв, что таким образом ничего не получится, включила свою женскую хитрость…и получила желаемое.
Раздел «Статьи»
Другие статьи преподавателей и студентов института:
Психоаналитическое эссе на тему сказки «Аленький цветочек»
Психоанализ сказки о мертвой царевне и семи богатырях
Эссе на тему сказки Шарля Перро «Синяя Борода»
Психоаналитическое резюме на аниме Pandora Hearts
Проекции и контрперенос в работе с подростком
Сравнение отношения ко Злу/Тени
Эссе на сказку «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»
Я чувствую – значит Я существую!
Конспект НОД на тему: «Путешествие по сказке «Колобок»
Конспект НОД на тему:
«Путешествие по сказке «Колобок»
Данный конспект интегрированного занятия рассчитан на детей 3 – 4 лет, вторая младшая группа
Цель: обобщить знания детей о русской народной сказке «Колобок».
Задачи:
Образовательные:
– учить детей участвовать в рассказывании сказки;
– продолжать знакомить детей с народной культурой посредством сказки «Колобок»;
– создание нового вида театра – театр на компьютерных дисках с помощью аппликации.
Развивающие:
– развивать устойчивый интерес к русским народным сказкам, мелкую моторику, воображение.
Воспитательные:
– вызвать интерес детей к преобразованию сюжета сказки, желание участвовать в игровой и театральной деятельности;
– воспитывать нравственные чувства: чуткость, доброжелательность, умение прийти на помощь герою сказки.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Колобок» и рассматривание иллюстраций в книге, разучивание пальчиковой гимнастики и подвижной игры, беседа на тему: «Кто живёт в лесу».
Материал и оборудование: игрушки – Колобок, заяц, медведь, лиса, «карта» + магнитные дорожки к ней, дидактическая игра «Угости зайца» (картинки), компьютерные диски, клей ПВА, кисти для аппликации, подставки для кистей, салфетки, прищепки по 2 на каждого ребёнка.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Ход мероприятия:
Здравствуйте ребята!
1.Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие по сказке.
1, 2, 3! В сказку попади,
Друг за другом повернись
И на стульчики садись!
2.Загадка о Колобке.
Чтобы узнать, в какую сказку мы отправимся, вам надо отгадать загадку.
Формой он похож на мяч,
Был когда – то он горяч.
Спрыгнул со стола пол
И от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)
3.Карта
Какое же путешествие без карты? У нас тоже есть карта. На ней есть все персонажи сказки, лес, не нет дорожки, по которой катился Колобок. Мы с вами вместе Вспомним сказку и поставим все дорожки.
4.Рассказывание. Дед и баба.
В маленькой избушке жили – были дед и баба и была у них… Кто? Нет не Курочка Ряба, а была у них печка. Однажды говорит дед бабе:
– Испеки мне, бабушка, Колобка.
– Почему же не испечь, только мне помощники нужны, чтобы тесто замесить, да Колобка в печку посадить.
5.Импровизация.
Дети, давайте поможем бабушке.
(Дети жестами показывают, как они месят тесто, лепят колобка, ставят в печку)
6.Испекла бабушка Колобка и посадила на окошко студиться. А Колобок прыгнул с окошка и покатился. Куда? (в лес)
7.Пальчиковая игра «В лесок»
Мы с вами тоже отправимся в лес. Приготовили пальчики.
1, 2, 3, 4, 5,
Мы пошли в лесок гулять.
Этот пальчик – по дорожке,
Этот пальчик – по тропинке,
Этот пальчик – за грибами,
Этот пальчик – за малиной,
Этот пальчик с Колобком
Тайно встретился тайком.
А с кем встретился Колобом мы узнаем, посмотрев на карту.
8.Встреча Колобка с зайцем.
(поставить 1 – ю дорожку)
Встретил Колобок зайца, а зайчик был голодный, он захотел скушать Колобка. Давайте голодного зайчика угостить тем, что он любит кушать.
Дидактическая игра «Угости зайца»
(из предложенных картинок выбрать угощение для зайчика – морковку, капусту, кору дерева)
9.Встреча Колобка с волком.
(поставить 2 – ю дорожку)
Не успел зайчик ускакать, как из леса появился волк. Что же нам делать?. Давайте волка запутаем – все превратимся в зайчиков.
Подвижная игра «Зайцы и волк»
Мы будем прыгать, как зайчики, а когда вы услышимте фразу: «Волк идёт», все должны убежать на свои стулья.
Зайцы скачут – скок – скок – скок
Да на беленький снежок.
Греют лапки, греют ушки,
Ставят ушки на макушке,
Приседают, слушают
Не идёт ли волк.
Волк идёт!!!
10.Встреча Колобка с медведем.
(поставить 3 – ю дорожку)
Покатился Колобок дальше, а на встречу ему медведь. Захотел и медведь Колобка скушать. Что же делать?
Дыхательная гимнастика «Ветер»
Давайте – ка, сильно подуем на медведя, он подумает, что началась сильная метель, и уйдёт в свою берлогу.
11.Встреча Колобка с лисой.
(поставить 4 – ю дорожку)
Покатился Колобок по дорожке и встретил лису. Лиса тоже захотела скушать нашего колобка. Колобок: «Не надо меня кушать, я лучше спою тебе песенку»
Ребята, пойдёмте сядем на коврик и послушаем, какую песенку споёт лисе Колобок.
Лиса: «Я совсем старая стала, ничего не слышу, сядь ко мне на носик, и спой ещё разок»
Дети, если Колобок сядет лисе на носик, что с ним случиться? (Лиса его съест)
Не стал Колобок садиться лисе на носик, а покатился к дедушке и бабушке.
(поставить 5 – ю дорожку).
12.Дети, настало время вернуться из сказки в детский сад 1, 2, 3, покружись,
И в детском саду окажись.
Давайте посмотрим на нашу карту. Мы поставили все дорожки. В какую сказку мы путешествовали? Вам понравилось?
12.Разыгрывание сказки ( настольный театр.)
Ну а сейчас мы с вами покажем сказку всем деткам. Театр наш будет необычный, героев озвучивать будете вы.
Leave a Reply