Разное

Какое несуществующее животное лучше нарисовать для психолога: Тест на самокопание «Рисунок несуществующего животного» — Психолог

Тест несуществующее животное. Проективная методика Нарисуй животное.

На собеседовании при приеме на работу или любом другом часто просят нарисовать несуществующее животное. «Детский» тест с серьезным смыслом или о чем расскажет рисунок вымышленного животного.

Тест несуществующее животное. (Проективная методика «Нарисуй животное»):

Инструкция.

Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием.

Ключ.

Метод исследования личности с помощью проективного теста «Несуществующее животное» построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально- “Всякая мысль заканчивается движением”).

Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление — мысль). Так например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста испол

Содержание

Тест «Несуществующее животное»: интерпретация

Среди множества психологических методик исследования личности особое место занимает проективная методика «Несуществующее животное». Это объясняется тем, что ее интерпретация дает обширную информацию о личности при затрате минимального количества времени на выполнение задания. Тест не только простой, но и очень интересный, доступен как взрослым, так и детям.

Автор Arne Olav

Представьте себя в роли психолога

Тест создан отечественным психологом М. З. Дукаревич, исходя из особенностей психомоторной связи. Когда человек рисует, то лист бумаги в это время является особой моделью пространства, в котором с помощью движений доминантной (у большинства людей правой) руки фиксируется отношение к этому пространству, следуя словам И. М. Сеченова о том, что любая мысль заканчивается движением.

Главной целью методики является общее исследование личности, на основе которого психолог выдвигает гипотезу о некоторых ее особенностях, ни в коем случае не делая однозначных выводов о человеке без комплексной диагностики.

Тест «Несуществующее животное» начинается простой инструкцией: «Возьмите лист бумаги, простой карандаш и нарисуйте несуществующие животное, такое, которого на самом деле нет, и никогда не было на планете. Назовите его несуществующим именем».

Время на выполнение рисунка не ограничивается. Иногда люди отказываются выполнять тест, объясняя свой отказ неумением рисовать. В таком случае важно объяснить, что психолог не оценивает художественные способности, что тест несет более глубокий психологический смысл, чем просто умение красиво рисовать.

Методика «Несуществующее животное» проста в исполнении, ведь нарисовать необычное несуществующее животное не только просто, но и увлекательно. Но ее интерпретация требует глубоких знаний психологии человека. Если вы желаете получить качественный достоверный результат после того, как выполните тест, воспользуйтесь основными правилами его интерпретации:

Расположение рисунка на бумаге.

В норме рисунок расположен в средней части листа, который находится в вертикальном положении. Если рисунок расположен в верхней части листа, это говорит о высокой самооценке и недовольством своей роли в обществе, где человек чувствует недостаток признания. Чем ниже расположен рисунок на бумаге, тем ниже его уровень самооценки. Такой человек неуверен в себе, его не волнует признание социальный статус.

Основная часть рисунка.

  • Голова смотрит вправо – человек деятельный и решительный, доводит дела до конца, реализует свои планы.
  • Голова смотрит влево – человек склонен к самоанализу и рефлексии. Он больше думает, чем делает, вместо конкретных действий предпочитает глубокие размышления о них.
  • Голова «смотрит» вперед, на рисующего – свидетельство эгоцентризма. Если на голове присутствуют органы чувств – глаза, уши, рот, то это говорит о важности информации, о зависимости от чужого мнения.
  • Открытый рот и язык, но без губ могут означать высокую вербальную активность, и даже болтливость. Наличие губ говорит о чувственности. Открытый рот без губ и языка говорит о склонности к тревогам и страхам, о недоверии. У детей и подростков можно увидеть зачеркнутый рот круглой формы, что свидетельствует о боязни и тревоге.
  • Наличие зубов говорит о вербальной агрессии, которая используется как защита в виде грубого ответа на порицание или осуждение.
  • Важную роль имеют глаза. Они являются символом страха, если человек четко прорисовывает радужку. Наличие ресниц говорит о демонстративности личности, о желании обратить на себя чужое внимание своей красотой и манерами, а у мужчин является показателем женственных черт характера.
  • Следует обратить внимание на размер головы: если она нарисована непропорционально телу, то человек ценит интеллект и рациональность.
  • Рога, когти, иглы на коже животного говорят об агрессии, защитной либо спонтанной. Перья на теле животного являются показателем демонстративности и самолюбования. Шерсть или грива говорят о сексуальности и желании подчеркнуть свой пол.

Нижняя часть рисунка.

  • Ноги (лапы) животного оцениваются по размерам относительно туловища животного. Если ноги большие и крупные, то это свидетельствует о рациональности, обдуманности в принятии решений, о формировании планов и четких структур перед совершением действия. Маленькие короткие ноги говорят об импульсивности и легкомыслии в принятии решений. Особенно эти качества можно подчеркнуть, если ноги совсем отсутствуют на рисунке.
  • Стоит обратить внимание на характер соединения ног с туловищем. Если соединение нечеткое и недостаточное, то человек сам по себе довольно небрежный, невнимательный, недостаточно контролирует свои суждения.
  • Направление ног в одну сторону и их однотипность говорят о конформности, стереотипности и банальности суждений. Разнообразность формы говорит об обратном: человек склонен к оригинальности и самобытности.

Дополнительные детали рисунка.

Это крылья, перья, бантики, еще одни ноги или лапы, кудри, цветы и различные другие украшающие детали. Все эти особенности говорят о уверенности в себе, о высоком уровне энергии, которую человек умеет распределять в разные сферы деятельности. Иногда это выливается в притеснении других людей, о делании концентрировать внимание только на своей личности. Это может быть человек, увлеченный своей профессией, стремящийся к самореализации.

Наличие хвоста говорит об отношении к собственным решениям и действием, к продуктам своей деятельности. Хвост, направленный вправо – отношение к действиям, поведению. Хвост, направленный влево – отношение к мыслям и возможностям. Направленность хвоста вверх или вниз говорит о восприятии человеком этого отношения: вверх – позитивное, вниз – негативное.

Контур рисунка.

Автор Arne Olav

Анализируется наличие панцирей, выступов, затемнений, прорисовки четких линий. Эти детали свидетельствуют о стремлении защититься от других людей. Если присутствуют острые углы – это агрессивная защита, если есть затемнения – есть тревога и страх, если линия двойная – есть подозрительность и ощущение опасности.

Тип животного.

Можно условно разделить животных на:

  • угрожающих,
  • угрожаемых
  • и нейтральных (соответственно, похожих на льва, зайца или собаку).

Выбор типа животного говорит об отношении к собственной личности, к своему «Я». Человек выбирает тот типа животного, с которым себя идентифицирует. Если животное «очеловеченное», в одежде, с двумя лапами, прямостоящее, с руками вместо лап, то это говорит об инфантильности и незрелости эмоциональной сферы автора.

Название рисунка.

Существует шесть основных типов названий для несуществующего животного:

  • соединяющие смысловые части («котосмех», «зайцежер») – говорят о рациональности и адаптированности;
  • близкие к научному («тридерикус», «глинолиус») – говорято демонстративности;
  • поверхностные и неосмысленные («лаласа», «мрама») — о легкомысленности и неосторожности;
  • юмористические («пузырька», «чурунда») – о снисходительном отношении к другим;
  • простые («ля-ля», «сим-сим») – об инфантильности;
  • удлиненные («пратомина-кароза») – о склонности к фантазированию.
Читать далее…
Проективный тест «Несуществующее животное» — интерпретация

тест несуществующее животное интерпретация
Тест «несуществующее животное» достаточно популярен в психологии. По полету фантазии, творческому самовыражению, их незначительным деталям, на которые, как правило, испытуемые не обращают внимание, можно сказать, как человек ощущает себя в этом мире.

В рисунке несуществующего животного проблемы человека проявляются на подсознательном уровне. Тут все важно — нажим, количество деталей, место расположения, прорисовка отдельных частей…

Особенно удобен этот тест для психологической диагностики детей и подростков. Он много может сказать психологу и родителям о том, какие трудности есть у ребенка в общении, в восприятии мира и поможет лучше его понять.

Инструкция к тесту

Придумать и нарисовать НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ, потом назвать его.

Рисовать лучше мягким карандашом (а не ручкой, не фломастером).

Интерпретация теста » Несуществующее животное»

Так какая же расшифровка возможна к тесту, рисунку несуществующего животного?

 Положение рисунка на листе

  • Если рисунок расположен по средней линии нормального листа А4, то это можно считать нормой.
  • Положение рисунка выше середины позиционируется как недовольство нынешним положением дел,  недостаточностью признания у окружающих, желанием занимать более высокое положение, продвинуться, самоутвердиться, быть признанным. Высокая самооценка.
  • Положение рисунка внизу листа скажет о подавленности, низкой самооценке, неуверенности в своих силах, нерешительности в принятии решений.

Центр фигуры (обычно голова)

  • Если голова смотрит вправо — человек ориентируется больше на практическую деятельность, реализацию планов. Не свойственны голословные заявления.
  • Голова смотрит влево — испытуемый больше рассуждает, обдумывает, чем делает. Лишь небольшая часть планов реализуется. Часты нерешительность, страх деятельности, многочасовые переживания по поводу правильности решения.
  • Голова смотрит прямо — свойственен эгоцентризм.

Глаза на рисунке

Глаза символизируют страхи человека. Они особенно выражены, если видна прорисовка радужки.

Ресницы указывает на демонстративность в характере, желание всеобщего внимания и восхищения.

Уши

При хорошей прорисовке органов слуха — очень ценится получаемая информация, особенно мнение других о испытуемом.

Рот

  • Слегка приоткрытый рот, наличие языка — болтливость, если сильно прорисованы губы — чувственность.
  • Просто открытый рот — легко возникает недоверие, опаска к новому.
  • Наличие зубов на рисунке — показатель вербальной агрессии, человек защищается от нападок, критики зачастую грубостью.
  • Округлый рот символизирует тревожность.

Аксессуары к голове

Более большая голова, чем надо — человеком больше ценится рациональное, полезное, во главу угла ставится ум, широкая эрудиция.

Наличие на рисунке рогов говорит о агрессии, защите. Особенно, если они присутствуют вместе с другими агрессивными элементами (ногти, иголки, щетина).

Перышки свидетельствуют о некоторой демонстративности и украшательству себя перед другими.

Шерсть, грива, прическа указывают на чувственность.

Ноги (или элементы их заменяющие)

  • Если основа крепкая, устойчивая, она скажет психологу об основательности, рациональности, взвешенности ее обладателя. Если же ножки маленькие или тонкие — возможна поверхностность суждений, зачастую импульсивность, легкомысленность.
  • Стоит обратить внимание на крепление ног к корпусу, если прорисовка небрежна, слаба — малый контроль за своими решениями и сделанными выводами. Если конечности основы однотипны и однонаправленные — для человека характерны конформизм (соглашательство с авторитетами), банальность.
  • И от обратного, если присутствует в рисунке несуществующего животного разнообразие несущих деталей, то человеку свойственно творческое начало, самостоятельность в суждениях и установках.

Элементы над основной частью фигуры

Они делятся на две части — для украшения и сугубо функциональные.

  • Первые скажут о  демонстративности, выпячивании себя, манерности.
  • А вторые говорят об энергии, уверенности, любознательности, увлеченности своими проектами, склонности к завоеванию своего места под солнцем.

Контур животного

Острые углы, затененность, штриховка — агрессивная защита, довольно большой страх и напряженность, если есть обводка линий по контуру — подозрительность и опаска.
Играет роль и «направление» защиты.

  • Вверх — значит, человек защищается от вышестоящих людей (учителей, начальников, строгих родителей).
  • Вниз — против непризнания сверстников, насмешек, страх осуждения.

Направление защитных элементов в разные стороны скажет о готовности к защите в любой ситуации, хронической настороженности.

Общие дополнения к тесту Несуществующее животное

Энергия испытуемого зависит от количества деталей, если только необходимые детали — экономия расхода энергии, склонность к астении, хронические заболевания.

  • Нажим на карандаш тоже важен, если человек сильно продавливает бумагу — большая тревожность.

Если только один элемент рисунка резко продавлен — это скажет, на что больше направлена тревога, негативные эмоции.

  • Так как  животное — это символ самого себя, идентификация, то и отнесение животного к хищникам или безобидным животным, дает представление об отношении человека к миру. Завоеватель и сильный зверь или слабая робкая жертва.
  • Если несуществующее животное слишком похоже на человека (две нижние конечности, одежда, лицо) — это свидетельствует о эмоциональной незрелости. Если фигура животного напоминает колобка (круг), да еще почти пустого внутри, то это скажет о замкнутости, скрытности, нежеланием делиться, показывать себя в тесте.

Сексуальная атрибутика на рисунке несуществующего животного говорит о проблеме в сексуальной сфере, невозможности наладить контакт с противоположным полом.

  • Наличие механических деталей, вмонтированных в животное чаще всего скажет о проблемах с психикой, вплоть до шизофрении.
  • Если нарисовано существующее животное  -это говорит об отсутствии фантазии, творческого начала или полного нежелания рисовать, участвовать в тестировании.

Название несуществующего животного

  • звуковые без осмысления поведают о некоторой поверхностности, легкомысленности;
  • образования с латинскими окончаниями, научные  указывают на приоритетность разума, широкой эрудиции для человека и о демонстрации превосходства ума;
  • повторяющиеся звуковые элементы — об инфантильности;
  • чрезвычайно длинное название скажет о склонности к фантазированию;
  • рациональное соединение частей слова по смыслу — о практичности человека.

О конкретных примерах интерпретации теста «несуществующее животное», его расшифровке мы поговорим в следующий раз.

Заключение по рисунку несуществующего животного. Психологический тест «Несуществующее животное»: расшифровка результатов

Тест «Несуществующее животное»

Данный тест позволяет выявить особенности характера человека, его склонности и предпочтения. Желающим пройти его раздайте чистые листы бумаги и простые карандаши (фломастер или ручка не подходят) и предложите нарисовать несуществующее животное и придумать ему несуществующее имя. Затем соберите рисунки и охарактеризуйте их, воспользовавшись следующим описанием.

Интерпретация рисунков

Положение животного на листе

Расположение рисунка в центре листа является нормой и свидетельствует о гармоничности личности. Отклонения от центра говорят о наличии тех или иных качеств.

Расположение животного ближе к верхнему краю листа

Это говорит о том, что у этого человека:

Высокая самооценка;

Недовольство своим положением в обществе;

Отсутствие признания со стороны окружающих;

Стремление к продвижению по карьерной лестнице;

Тенденция к самоутверждению.

Расположение животного в нижней части листа

Это свидетельствует о:

Неуверенности в себе;

Низкой самооценке;

Подавленности;

Нерешительности;

Незаинтересованности в своем положении в обществе;

Отсутствии стремления к самоутверждению.

Центральная часть фигуры (голова или то, что изображено вместо нее)

Голова обращена вправо

Это говорит о наличии у человека таких качеств, как:

Деятельность;

Стремление добиваться поставленных целей;

Стремление к самореализации.

Голова обращена влево

У этого человека имеются:

Повышенная рефлексия;

Склонность к размышлениям;

Отсутствие стремления к деятельности;

Нерешительность;

Боязнь активных действий.

Голова нарисована прямо

Человеку, изобразившему это животное таким образом, свойственны:

Эгоцентризм;

Сосредоточенность на собственных переживаниях и проблемах.

На голове, как правило, рисуются органы чувств: уши, рот и глаза.

Уши – указание на заинтересованность человека в получаемой им информации, а также на значимость мнения окружающих его людей о нем.

Рот – указание на целый ряд признаков. Изображение приоткрытого рта с языком, но без губ свидетельствует о болтливости. Такой же рот, но с прорисованными губами говорит о чувственности. Открытый и зачерченный рот без языка и ярко выраженных губ считается признаком недоверия, страхов и частых опасений по поводу чего-либо. Рот с прорисованными зубами является не чем иным как вербальной агрессией в ответ на осуждение и порицание, защитой от критики. Округлая форма зачерченного рта в рисунке ребенка или подростка выдает чувство тревожности и боязливости.

Глаза имеют особое значение. Наличие в душе человека страха выдают глаза с тщательной прорисовкой радужки. Ресницы свидетельствуют о истероидно-демонстративной манере поведения, стремлении человека к признанию его окружающими, их восхищению его внешней красотой и манерой одеваться.

Также имеет значение размер головы. Если она выглядит больше по сравнению с телом животного, это говорит о том, что человек в себе и других ценит ум и способность принимать рациональные решения.

Наличие на голове рогов и других деталей особенно в сочетании с щетиной, когтями и

иглами) является признаком агрессии по отношению к окружающим.

Перья – явно выраженная тенденция к демонстративному типу поведения, самооправданию и самоукрашению.

Шерсть на голове или грива указывают на чувственность, сексуальность и подчеркивание своей мужественности или женственности.

Лапы, ноги, постамент, на котором изображена фигура

При интерпретации таких деталей рисунка, как ноги, лапы или постамент, на котором нередко изображается животное, большое значение имеет их размер по отношению ко всей фигуре.

Большие лапы, ноги и постамент

Это говорит о:

Стремлении к обдумыванию решений;

Основательности во всем;

Рационализме;

Опоре в выводах на проверенную информацию.

Маленькие лапы, ноги и постамент или их отсутствие

Человеку, изобразившему эти детали таким образом или вообще не нарисовавшему их, свойственны:

Поверхностность суждений;

Легкомысленность;

Неосновательность суждений;

Импульсивность в принятии решений.

Немаловажное значение имеет и характер соединения лап или ног с корпусом. Однонаправленность и однотипность формы лап или ног говорят о банальности принимаемых решений и стандартности мышления. И наоборот, разнообразие форм и положений конечностей свидетельствует об оригинальности суждений, своеобразии установок, самостоятельности и стремлении к творческому самовыражению.

Детали рисунка, поднимающиеся над фигурой

Такие детали могут быть чисто функциональными (крылья, щупальца, дополнительные конечности или части панциря) либо носить украшающий характер (бантики, перья, кудри-завитушки, цветочки и т. д.).

Функциональные детали

Их наличие на рисунке говорит о том, что у такого человека имеются:

Способность разбираться в различных областях знаний и деятельности;

Склонность к диктату;

Уверенность в себе;

Любознательность;

Активная жизненная позиция;

Стремление к завоеванию своего места под солнцем;

Увлеченность;

Смелость.

Украшающие детали

Они свидетельствуют о таких характеристиках личности, как:

Склонность к эпатажу;

Манерность;

Зависимость от мнения окружающих.

По хвосту можно судить об отношении человека к самому себе, своим решениям, поведению и словам При этом нужно обращать внимание на то, в какую сторону повернута эта деталь рисунка.

Хвост повернут вправо

Повернутый вправо хвост выражает отношение к своим поступкам. Если он направлен вверх, это означает, что автор рисунка доволен своим поведением и не допускает критики в свой адрес. Если хвост опущен, то это свидетельствует о низкой самооценке. Если он изображен и не приподнятым и не опущенным, это говорит об объективном отношении к себе

Хвост повернут влево

По повернутому влево хвосту можно предположить об отношении человека к своим мыслям и речам. Положительная или отрицательная окраска этого отношения также зависит от положения хвоста по вертикали.

Контуры фигуры

При анализе несуществующего животного имеют значение и его контуры (отсутствие или наличие шипов, щитов, игл, панцирей и т. п.), а также качество прорисовки контуров. Многочисленные выступы (особенно острые углы) и тщательная прорисовка контуров свидетельствуют о наличии агрессии по отношению к окружающим, а также о том, что человек ощущает угрозу со стороны общества и подсознательно стремится защитить себя от опасности.

Так называемые запачканные контуры фигуры говорят о том, что автор рисунка пребывает в страхе и тревоге. А удвоение контурной линии, щиты и всевозможные заслоны подсказывают, что в душе такого «художника» есть место подозрительности и опасениям по поводу чего-либо.

Стоит обратить внимание на то, какую направленность имеют выступы: направленные вверх (верхний контур) означают защиту от вышестоящих или старших по возрасту, направленные вниз (нижний контур) – от неуважения со стороны подчиненных, их насмешек и осуждения, направленные в стороны (боковые контуры) – готовность к защите в любой ситуации. Также об этом говорят и детали типа щитов, изображенные внутри основного контура, то есть на теле животного. Причем рас

Тест «Несуществующее животное»: описание, проведение и интерпретация

Для кого-то рисование – искусство, для кого-то – развлечение, у кого-то – повод для зависти. А психологи знают, что рисунок – прекрасный способ узнать много интересного о личности его создателя.

Рисуночных или графических тестов в психодиагностике много. Обычно люди, не слишком хорошо знакомые с психологией, относятся к ним скептически. А зря. Эти тесты относятся к проективным методикам, и с помощью их можно очень точно определить и настроение, и личностные характеристики человека.

Рисунок как отражение психического состояния

Проективные методы в психологии основаны на том факте, что все внутренние психические процессы, а также особенности характера проецируются вовне, отражаются на поведении человека.

Какое несуществующее животное лучше нарисовать для психолога: Тест на самокопание «Рисунок несуществующего животного» - ПсихологС изменением настроения меняется не только выражение лица, но и характер движений. Например, у рассерженного, раздраженного человека движения резкие, угловатые, часто плохо скоординированные. Его мышцы сильно напряжены – достаточно вспомнить сжатые в гневе кулаки или желваки на скулах из-за того, что слишком плотно, до скрежета сжимаются зубы.

Если такому человеку дать в руки карандаш и попросить что-то нарисовать, то его состояние отобразится на листе бумаги. Линии рисунка будут такими же напряженными и резкими, угловатыми и колючими, как и движения. А из-за мускульного напряжения появляется такой сильный нажим, что карандаш даже может рвать бумагу. Да и рисовать в этом настроении человек будет, скорее, какого-нибудь злобного зубастого монстра, а не маленькую пушистую киску.

А вот когда мы находимся в добром, благодушном настроении, расслаблены и довольны, то и движения у нас плавные, округлые, неторопливые, аккуратные. И такие же округлые, плавные и аккуратные линии появятся на листе бумаги, если мы захотим что-то нарисовать. И даже страшный дракон на рисунке окажется милой, улыбающейся зверушкой.

В рисунках отражается не только ситуативное настроение, но и устойчивые черты и особенности психики:

  • состояние волевой сферы;
  • особенности эмоций;
  • черты темперамента;
  • отношения человека к миру и к самому себе;
  • общительность или замкнутость, болтливость или молчаливость;
  • уровень агрессии;
  • уровень интеллекта и креативности.

Один из самых интересных и показательных рисуночных тестов – «Несуществующее животное». Его можно провести самостоятельно, а потом посмотреть интерпретацию, расшифровку. Конечно, более глубоко и детально разобраться в особенностях вашего характера и эмоциональной сферы сможет только психолог.

Проведение теста «Несуществующее животное»

Для того чтобы провести этот тест, вам понадобится лист бумаги (желательно формата А4, но можно и тетрадный лист), а также карандаш. Шариковая ручка меньше подходит, потому что у нее не так заметен нажим.

Положите лист вертикально и нарисуйте на нем несуществующее животное. Постарайтесь, чтобы это был не образ, подсмотренный вами в кинофильме или в мультфильме, а самостоятельно придуманное существо. Включите свою фантазию, можно комбинировать в изображении элементы разных существ, украшать вашего зверя на свое усмотрение клыками и шипами или бантиками и цветами. Никаких ограничений не накладывается – рисуйте что хотите.

При выполнении этого теста у человека может возникнуть одна проблема – неумение рисовать. Люди часто теряются, когда получают такое задание. Как нарисовать какое-то животное, да еще и фантастическое, если я простой домик с трубой не нарисую? Это не должно вас смущать и останавливать. Никто ваши художественные дарования оценивать не станет. Любой ваш рисунок будет правильным. Растерянность нужно преодолеть и нарисовать то, что придет в голову, и так, как получится.

После того как вы посчитаете, что рисунок полностью завершен, назовите вашу зверушку. Так как животное у вас несуществующее, то и название надо придумать соответствующее.

Один из вариантов несуществующего животное

Несуществующее животное

Интерпретация рисунка

Итак, после того как животное нарисовано и названо, можно в соответствии с «ключом» расшифровать значения его элементов.

Расположение на листе

Рисунок может располагаться по центру, в верхней или нижней части листа, а также ближе к правому или левому (от рисующего) краю.

Расположение изображения ближе в верхней половине говорит о завышенной самооценке, в нижней – о заниженной. Ближе к правому краю размещают рисунок люди, живущие будущим, а к левому, ориентированные на прошлое, ностальгирующие.

Характер линий

Этот показатель едва ли не самый главный в рисуночных тестах. По характеру линий можно определить и общий уровень энергии, и настроение человека.

  • Слабые, тонкие линии говорят о низком уровне жизненной энергии, о робости и нерешительности.
  • Линии прерывистые, дрожащие – свидетельство тревоги, страха и неуверенности в себе.
  • Четкие, непрерывные линии с хорошим нажимом – это показатель хорошей жизненной энергии устойчивого позитивного настроения, уверенности и адекватной самооценки.
  • Жирные линии с сильным нажимом, нередко с резкими, острыми углами – показатель состояния повышенного возбуждения, чаще всего раздражения, неудовольствия, гнева. Такие линии также характерны для самоуверенных людей с завышенной самооценкой.

Правда, следует учитывать, что неуверенные линии могут быть и из-за того, что человеку приходится выполнять непривычное задание – рисовать.

А вы знаете, что означают непроизвольные рисунки?

Основная часть фигуры: голова

Один из вариантов несуществующего животноеГолова – это очень важная деталь, рисунок ее может много сказать о человеке, потому, что и сами люди,  в первую очередь, обращают внимание на голову и лицо своих партнеров по общению.

Если голова изображенного существа повернута вправо, то это показатель того, что автор рисунка ориентирован на деятельность. Это человек дела, который быстро от планирования переходит к реализации планов.

Повернутая влево голова означает склонность к рефлексии, к размышлениям. Автор этого рисунка любит планировать, но боится переходить к активным действиям.

Голова анфас – признак эгоцентризма и даже эгоизма.

Детали головы

Основное внимание при интерпретации результатов теста уделяется глазам и рту нарисованного зверя.

Большие глаза, занимающие значительную часть морды животного – признак страха, тревоги, беспокойства.

Тщательная прорисовка глаз: ресничек, радужки – свидетельство склонности к демонстративным манерам. У мужчин – проявление женственности, у женщин – кокетства, заинтересованности в восхищении окружающих.

Рот животного характеризует особенности общения, взаимодействия с окружающими.

Большой рот, особенно открытый и с высунутым языком – склонность к болтливости, несдержанности в разговоре. И, напротив, маленький, почти незаметный ротик животного свидетельствует, что его нарисовал человек неразговорчивый.

Зубы и клыки – показатель вербальной агрессии, но, преимущественно, защитной. Об агрессивности говорят и такие детали на голове, как рога, шипы, острый гребень. А вот изображение украшающих голову перьев, пышной гривы, подобия прически свидетельствует о склонности автора рисунка к самоукрашению и демонстративности.

Туловище животного

Чем более основательно, солидно по отношению к голове смотрится тело, тем более рационально и прагматично склонен поступать человек. Если же тело животного хилое, неустойчивое, а то и вовсе витающее в облаках, то и автор этого рисунка не любит принимать продуманные решения. Поступки его часто спонтанны. импульсивны и часто легкомысленны.

Детали за пределами основной фигуры

Один из вариантов несуществующего животноеК таким деталям относятся шипы, гребень, перья, крылья, бантики, детали панциря или торчащая шерсть.

Количество этих «украшающих» фигуру деталей в целом говорит об уровне энергии, и о наличие (или отсутствии) фантазии, воображения. Но сами детали могут носить разный характер.

Если несуществующий зверь буквально ощетинился разнообразными колюче-кусачими элементами, то это говорит об агрессии его автора, как правило, защитной. Если иглы, шипы, жало на хвосте направлены вверх, то человек испытывает потребность защититься от тех, кто выше его по статусу – начальства, родителей, преподавателей. Если же вниз – то агрессия направлена против нижестоящих – подчиненных, детей и т. д.

Уровень интеллекта и креативности

Рисование способствует развитию мышления, а эти характеристики тесно связаны с количеством и сочетаемостью деталей, продуманностью изображения, наличием у животного «индивидуальности». Дело не только в наличие необычных, оригинальных деталей, но и в их сочетании с другими элементами и функциональности.

Название изображенного существа тоже имеет значение. Слишком примитивные названия, такие как, например, «бегемотокот» или «летающая собака» — свидетельство стандартного мышления и не слишком развитой фантазии. Названия из произвольных звукосочетаний, несвязанных с характером изображения (лыдник, фурында и т. д.), чаще говорят о легкомысленности. А соединение частей русских и иностранных слов – об эрудиции и о желании ее продемонстрировать.

***

Представленная здесь интерпретация может произвести впечатление, что человек, создавая образ «несуществующего животного», как бы рисовал автопортрет. Только изображал не внешнее сходство, а внутренние особенности личности. Так вот, это впечатление абсолютно верное. Действительно, та странная зверушка, которую вы нарисовали – это своеобразная проекция вашего внутреннего мира.

  • Вам нравится? Это прекрасно. Человек, довольный собой, не склонен к конфликтам и открыт миру.
  • Вам не нравится ваш образ? Ну, что же, значит, пора задуматься о том, как изменить свой внутренний мир.

Автор – Марина Голубева

Может быть интересно

тест, его методика и расшифровка

Метод исследования личности с помощью проективного теста «Несуществующее животное» построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально- “Всякая мысль заканчивается движением”).

Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление — мысль). Так например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве:

Удаление,

Приближение,

Выпрямление,

Падение.

При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

По своему характеру тест “Несуществующее животное” относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах. По составу данный тест – ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.

Инструкция

Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ названием.

Показатели и интерпретация

Положение рисунка на листе

В норме рисунок рас
Тест «Рисунок несуществующего животного» — Лидия Панькова

Тест «Рисунок несуществующего животного» относится к проективным методикам.

Цель: диагностика личностных особенностей.

Описание: методика является проективной, т.к. не имеет стимульного материала и не является стандартизированной. Методика используется при обследовании детей и взрослых в качестве ориентировочной методики, данные которой помогают выдвинуть гипотезу об особенностях личности. Все признаки интерпретируются символично.

Процедура проведения: Предлагается лист А4, толщина средняя, простой карандаш, 6 цветных, ластик, точилка.

Инструкция: «Придумайте и нарисуйте животное, которое не существует, его не существовало раньше ни в кино, ни в мультфильмах, ни в сказках, ни в компьютерных играх и назови несуществующим названием».

Психолог отмечает все реакции: — вербальные; — невербальные; — стирания и к чему они приводят; — порядок рисования объектов, наличие пауз. По окончанию рисования ему предлагают придумать название и ответить на вопросы: (уточнение рисунка, беседа: где живет, с кем, чем питается, какое оно по характеру, настроение у него, что любит, а что нет, есть ли друзья, враги, как с ними борется, чего боится). Представь себе, что оно встретило волшебника, который может исполнить три желания и что оно загадает. Анализ данных проводится путем интерпретации рисунка и особенности рассказа. Признаки агрессии на рисунке: — острые импульсивные линии, сильный нажим; — общий характер агрессивный, нападающий; — наличие агрессивных приспособлений (когти, шипы, иглы, пластины и т.д.) — вербальная агрессия (жало, пасть, зубы, изрыгает огонь) Иногда животное снабжено агрессивными приспособлениями, но характер использования будет указывать не на агрессию, а на страх агрессии. Распознать это поможет интерпритация беседы. Если ребенок говорит, что это нужно чтобы защищаться, обороны и т.д., то можно говорить о страхе агрессии. Признаки агрессии в рассказе: — злой характер; — питается животными, людьми; — очевидные указания на агрессию (рушить, ломать, убивает, поедает), причем, если признаки агрессии не наблюдаются в поведении, а в рисунке, рассказе они не выявлены – это агрессия подавляемая; — удаленное место жительства; — одиночество животного.

Интерпретация.

Общие замечания. Метод интерпретации рисуночных тестов, в том числе и «Рисунка несуществующего животного» построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: «Всякая мысль заканчивается движением»). Если реальное движение по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление — мысль). Так, например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона (соответствующая доминантной правой руке) — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей. Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием и нерешительность (вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно). Положение «анфас», т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств—уши, рот, глаза. Значение детали «уши» — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность). Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы—также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья—тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.


Несущая, опорная часть фигуры. 
К ней относятся (ноги, лапы, иногда — постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирование суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер контроля за рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность формы лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Они могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению Детали-символа — крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью — если выставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия. Оценивается количество изображенных деталей — только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае —экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание (то же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бумаге», не нажимая на него). Обратный же характер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Линии. Оценка характера линии (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Типы животных. Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих и нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о собственном положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.

Агрессивность. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса. Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа. Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного —рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.

Творческие возможности. Выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название. Может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т.п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т.п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными. Наблюдаются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», лю-лю», «кус-кус» и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон», «гулобарниклета-миешиния» и т.п.).

Что еще почитать?

Метод несуществующего животного — Справочник практического психолога на 2 часа Система работы психолога с детьми разного возраста —

Метод несуществующего животного

Для изучения личности старшеклассника можно использовать проективный тест «Несуществующее животное». Для работы вам понадобится лист бумаги, простой мягкий карандаш и резинка. Лист бумаги лучше брать белым. Карандаш средней мягкости, ручка или фломастер не умеет рисовать.Вы можете предложить субъекту оформить лист бумаги так, как он пожелает — вертикально или горизонтально. Лучше вообще об этом не упоминать, а просто наблюдать за тестом.

Инструкции для субъектов: «Создай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим именем».

ИНДИКАТОРЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Положение чертежа на листе. Обычно чертеж располагается вдоль центральной линии стандартного вертикального листа. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем отчетливее) интерпретируется как высокая самооценка и неудовлетворенность собственной позицией в обществе, непризнание со стороны других, как претензия к продвижению, признанию, склонности к самоутверждению.Положение рисунка внизу страницы показывает противоположные показатели: неуверенность в себе, низкая самооценка, депрессия, нерешительность, незаинтересованность в своем социальном положении, признание, отсутствие склонности к самоутверждению.

Центральная семантическая часть фигуры (голова или части, которые ее заменяют). Голова повернута вправо — устойчивая тенденция к активности: почти все, что задумано или спланировано, выполняется или, по крайней мере, начинает реализовываться, даже если это не доведено до конца (человек активно проходит до реализации своих планов, наклонностей).Голова повернута влево — тенденция к отражению, отражению. Субъект не человек действия, только малая часть планов реализуется или начинает реализовываться. Часто бывают нерешительность, страх, боязнь активных действий (именно это нужно выяснить дополнительно).

Положение в анфас, то есть голова, направленная на рисунок, рассматривается как эгоцентризм. На голове детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза.

Особое значение придается глазам — это символ присущего человеку страха, что особенно подчеркивается резким рисунком радужной оболочки.Необходимо обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц, потому что ресницы являются показателем истерично-показательных манер, а также интереса к окружающей внешней красоте и манере одеваться, придавая ей большое значение. Однако у мужчин женские черты характера с радужной оболочкой или зрачком редко совпадают.

Значение детализации ушей напрямую: интерес к информации, важность мнений окружающих для предмета. Кроме того, другими словами, их комбинация определяет, предпринимает ли субъект что-либо, чтобы получить положительную оценку других, или только вызывает соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, горе) для своей оценки, не изменяя своего поведения.Таким образом, слегка открытый рот в сочетании с языком рассматривается как болван, в сочетании с рисунком губ — как чувственность, а иногда и то и другое. Открытый рот без рисунка губами и языком, особенно нарисованным, трактуется как легкость возникновения страхов и страхов, недоверия. Рот с зубами — словесная агрессия, в большинстве случаев защитная: огрызание, защита, грубость в ответ на осуждение или осуждение. Для детей и подростков рот круглой формы означает страх и беспокойство. Увеличенный по отношению к фигуре в целом, размер головы предполагает, что субъект ценит рациональный принцип и, возможно, эрудицию в себе и других.

Дополнительные детали часто находятся на голове:

• рога — защита, агрессия. В сочетании с другими признаками (когтями, щетинками, иголками) необходимо определить характер агрессии — спонтанный или защитный — ответ;

• перья — склонность к самокрашению или самооправданию и демонстративности;

• грива, волосы, подобие прически — чувственность, подчеркивающая его пол, иногда концентрирующаяся на его сексуальной роли.

Поддерживающая или поддерживающая часть фигуры (ноги, ступни, постамент). Мы рассматриваем основательность этой части по отношению ко всей фигуре по размеру и форме. Надежность является свидетельством обдуманного, рационального принятия решений, опоры на содержательную и значимую информацию, материально-правовых положений. В противном случае возникает поверхностность и необоснованные суждения, несерьезные выводы, иногда импульсивные решения, особенно при отсутствии или почти без ног. Здесь следует обратить внимание на характер связи ног с телом: они связаны точно, осторожно или небрежно, слабо или вообще не связаны.Все это характеризует контроль над рассуждениями, выводами, решениями. Однородность и однонаправленность, а также повторяемость формы ног свидетельствуют о соответствии суждений и взглядов, банальности в принятии решений. Разнообразие в положении указанных деталей говорит об уникальности взглядов и суждений, независимости и небанальности; необычная форма — о творческом начале (в норме) или несогласном (ближе к патологии).

Части выше уровня фигуры. Элементы над рисунком могут быть функциональными (крылья, дополнительные ноги, щупальца, части раковины, перья) или , украшающими (лук, что-то вроде кудри, кудри, цветы и т. Д.). Наличие функциональных деталей означает энергию, охват различных областей человеческой реальности, уверенность в себе, самомнение, неразборчивые, неразборчивые отношения с другими или любопытство, соучастие в как можно большем количестве событий, завоевание «мест под солнцем», энтузиазм за их деятельность, мужественную деятельность.Отделка деталей — демонстративность, желание привлечь внимание, манеры.

Хвост выражает отношение к собственным действиям, действиям, решениям, размышлениям, словесным продуктам. По повороту хвоста вправо (положительное соотношение) или влево (отрицательное соотношение) судите об окраске этих отношений. Дополнительным показателем в оценке является направление хвоста: вверх — уверенность, положительная оценка, бодрость; Вниз — неудовлетворенность собой, депрессия, сожаление, раскаяние и т. Д.Особое внимание следует обратить на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, особенно хвосты великолепные, длинные, разветвленные. Их ориентация также имеет значение: справа — недовольство своими действиями или поведением, слева — своими мыслями, решениями, пропущенными моментами, собственной нерешительностью.

Форма контура. Важно, чтобы были или не было выступов (шипы, панцири, иголки, рисование или затемнение контурных линий), которые выполняют функцию защиты от других.Агрессивная защита имеет место, если рисунок сделан с острыми углами; страх или беспокойство, если происходит потемнение контурной линии; страх и подозрение, если установлены, «щиты». Направление выступов вверх — защита от людей, у которых есть возможность наложить запрет, принуждение к принуждению, т.е. против старших, родителей, учителей, боссов, лидеров. Направление выступов вниз — защита от насмешек, непризнания, отсутствия авторитета среди подчиненных, страха осуждения.Боковые выпячивания — недифференцированная осторожность, готовность к защите и самооборона любого порядка и в разных ситуациях. То же самое можно сказать и об элементах защиты, которые расположены не по контуру или внутри контура, а на теле животного: справа — по большей части защита в процессе реальной деятельности, слева — защита мнений, убеждений, вкусов.

Общая энергия чертежа. Энергия оценивается по количеству показанных деталей.Отмечено, нарисованы ли только необходимые элементы, чтобы дать представление о животном (тело, голова, конечности и т. Д.), Заполнены ли контуры, есть ли штриховки и дополнительные линии или щедро изображены не только необходимые, но и также усложняет конструкцию дополнительных деталей. Чем выше энергия, тем больше деталей и, наоборот, недостатка таких — энергосбережение, астеническое, органическое. В этом случае можно предположить хроническое соматическое заболевание. То же самое подтверждается характером линий: при астении линия слабая, похожая на паутину.Тем не менее, противоположный характер линий (толстый от давления) не является полярным — это свидетельство тревоги, а не энергии. Особенно следует обратить внимание на нажатые линии, видимые даже с тыльной стороны листа (судорожный, высокий тонус мышц на руке — резкое беспокойство). Важно отметить, к какой части, какой символ сделан таким образом, к чему прикреплено беспокойство.

Тема рисунка. Тематически животные делятся на угрожающих, угрожаемых и нейтральных.Все это свидетельствует об отношении субъекта к своему «я», идее своего положения в мире, отождествления себя по смыслу с животными. В этом случае животное представлено представителем рисунка.

Животное находится в положении прямой ноги (tw

.

Да, животные думают и чувствуют. Вот как мы знаем

Чувствуют ли животные сочувствие? Есть ли у слона сознание? Может ли собака планировать заранее? Вот некоторые из вопросов, которые выдающийся писатель-эколог Карл Сафина дразнит в своей новой книге « Beyond Words: Как животные думают и чувствуют» .

Находясь повсюду в мире, от Национального парка Амбросели в Кении до Тихоокеанского северо-запада, он показывает нам, почему важно осознавать сознание животных и как захватывающие новые открытия о мозге разрушают барьеры между нами и другими людьми. животные.

Выступая в Университете Стони Брук на Лонг-Айленде, штат Нью-Йорк, где он является приглашенным профессором в школе журналистики, он объясняет, как слоны обычно проявляют сочувствие; почему подводные испытания военно-морского флота США на северо-западе Тихого океана следует прекратить; и как его собственные домашние собаки доказывают его теории.

Ваша книга предполагает, что у животных есть мыслительные процессы, эмоции и социальные связи, которые так же важны для них, как и для нас. Почему это важно знать?

Важно знать, с кем мы здесь на Земле.Мы говорим о сохранении животных по номерам, но это только цифры. Наблюдая за животными всю свою жизнь, меня всегда поражало, насколько они похожи на нас. Я всегда был тронут их узами и был впечатлен — иногда напуган — их эмоциями.

Жизнь очень жива для животных. Во многих случаях они знают, кто они есть. Они знают, кто их друзья и кто их соперники. У них есть амбиции для более высокого статуса. Они соревнуются. Их жизнь идет по карьерной лестнице, как и наша.Мы оба пытаемся остаться в живых, получить еду и укрытие, а также воспитать молодых для следующего поколения. Животные ничем не отличаются от нас в этом отношении, и я думаю, что их присутствие здесь, на Земле, чрезвычайно обогащает.

Вы заявляете, что сознание — это не просто человеческий опыт, и цитируете Кембриджскую декларацию сознания , составленную в 2012 году. . Расскажите нам об этой новой интерпретации и о том, как она относится к нашим собратьям.

Проблема сознания, как и многих аспектов поведения животных, смущена отсутствием определений, по которым люди согласны.Мы склонны использовать слово «сознание» для обозначения множества разных вещей. Некоторые люди говорят, что если вы можете планировать годы вперед, это показывает сознание, но это только показывает планирование.

Если у вас есть умственный опыт, вы сознательны. Вопрос в том, действительно ли у других видов есть умственные переживания или они ощущают вещи, не ощущая того, что они испытывают? Как датчик движения ощущает движение, но он, вероятно, не ощущает движения. Животные реагируют на движение: борьба, бегство или любопытство.

Для меня невероятно, что до сих пор ведутся споры о том, являются ли животные сознательными, и даже споры о том, могут ли люди знать, что животные находятся в сознании. Если вы посмотрите на млекопитающих или даже птиц, вы увидите, как они реагируют на мир. Они играют. Они действуют испуганно, когда есть опасность. Они расслабляются, когда все хорошо. Нам кажется нелогичным думать, что животные могут не иметь сознательного умственного опыта игры, сна, страха или любви.

Собаки, говорит автор, точно знают, кто мы, и часто очень, очень счастливы, точно так же, как этот ретривер Лабрадор на Мусхед-Лейк, штат Мэн.

Так почему же многие ученые противятся идее, что животные обладают сознанием?

В начале почти не было неврологии, ничего не было известно о том, как работают психические процессы.Поведение животных основывалось на баснях: лисы умны, черепахи настойчивы. Поэтому ученые сказали: «Все, что мы можем знать о животных, основано на том, что они делают. Мы можем только описать, что они делают. Мы ничего не можем знать об их умах ». К сожалению, это переросло в предположение о том, что если мы не можем ничего знать об их умах, мы не можем подтвердить сознание.

Тем временем люди десятилетиями наблюдали за дикими животными. Люди, которые наблюдают за дикими животными, не задаются вопросом, сознательны они или нет, потому что мы видим невероятные тонкости поведения и широкий спектр личностей.Я говорю о позвоночных животных: млекопитающих, таких как слоны и кошки, а также птиц.

Совершенно очевидно, что животные осознают тех, кто их наблюдает. Они должны быть для того, чтобы делать то, что они делают, и делать выбор, который они делают, и использовать суждения, которые они используют. Однако в лабораториях сохраняется догма: не думайте, что животные думают и имеют эмоции, а многие ученые настаивают, что они этого не делают.

С общественностью, я думаю, это совсем другое. Многие люди просто предполагают, что животные действуют осознанно и основывают свою веру на своих домашних животных или домашних животных.Другие люди не хотят, чтобы животные были в сознании, потому что нам легче делать с животными то, что было бы трудно сделать, если бы мы знали, что они несчастны и страдают.

Слоны играют в Дамараленде, Намибия. «Исследователи проводят десятилетия, наблюдая за этими существами и видя людей, — пишет автор Карл Сарафина.

Мне нравится, как вы раскрываете важные аспекты игры в мире животных и отношения между взрослыми и детьми, настолько похожие на наши.

Когда публика видит диких животных, им повезло увидеть слонов, или они могут пойти в Йеллоустоун и увидеть диких волков. Исследователи проводят десятилетия, наблюдая за этими существами и видя людей. Многие исследователи имеют имена для животных и узнают разные личности. Некоторые смелые; некоторые стесняются. Некоторые более агрессивны; некоторые мягче; некоторые дети гораздо более напористые.

Они видят, что впервые матери не уверены в том, что делать, а опытные матери более расслаблены и уверены в себе.Они видят, что некоторые волки очень напористы и агрессивны, а другие — волки. Если происходит бой, некоторые волки убивают других волков, но другие волки не убивают, даже если они бьют их в бою.

То, что вы видите, когда вы действительно знакомитесь с дикими животными, очень отличается от случайного наблюдения. Если бы вы увидели, что люди делают только пить воду или бегают по полю, думаете ли вы, что это все, что есть для людей? Если вы знаете людей, пьющих воду или бегающих вокруг, у вас другой опыт наблюдения за ними.

Горбатый кит матери и ребенок ныряют в тихоокеанские воды у Мауи. Имеется документально подтвержденная история о том, что горбатый человек спрятал тюленя на спине вдали от атакующих косаток.

Эмпатия — это еще одна особенность, которую разделяют животные и люди.Можете ли вы рассказать нам больше о том, как эмпатия выражается животными в необычных обстоятельствах — как с людьми, так и с другими животными?

Многие люди думают, что эмпатия — это особая эмоция, которую показывают только люди. Но многие животные выражают сочувствие друг к другу. Есть документированные истории о слонах, которые находили людей, которые были потеряны. В одном случае пожилая женщина, которая плохо видела, заблудилась и была найдена на следующий день со слонами, охранявшими ее. Они заключили ее в клетку из веток, чтобы защитить ее от гиен.Это кажется нам необычным, но это естественно для слонов.

Люди также видели, как горбатые киты помогают тюленям охотиться на косаток. Есть документально подтвержденная история о том, что горбатый человек спрятал тюленя на спине из воды, подальше от косаток. Эти вещи кажутся нам необычными и новыми, потому что мы только недавно зарегистрировали эти инциденты. Но они, вероятно, делали подобные вещи миллионы лет.

Слоны и косатки несут огромные потери в своей популяции.Соедините этих двух существ для нас и с какими проблемами они сталкиваются в современном мире?

Я пытался сделать перерыв в написании статей о сохранении, чтобы написать о том, что делают животные в их естественной жизни. Я сосредоточился на трех наиболее защищенных популяциях животных в мире: слонах в национальных парках в Кении, волках в Йеллоустонском национальном парке и косатках на тихоокеанском северо-западе; во всех трех случаях я обнаружил, что эти защищенные животные все еще убивают людей.

Слоны подвергаются огромной бойне с 2009 года, когда силы, которые будут определены Китаем, могли импортировать слоновую кость из мертвых слонов. В результате популяция слонов опустошается браконьерами по всей Африке и Азии.

В случае с волками в Йеллоустонском национальном парке США удалили статус исчезающих видов у волков за пределами парков. Поэтому, когда волки из парков выходят наружу, их часто застреливают, и обычно убивают лидеров альфа-стаи.Когда волчьи стаи теряют альфа-самца или самку, они часто распадаются. У молодых волков нет знаний, чтобы выжить, как у взрослых.

Ученый, изучающий выживание животных, держит волка в Военно-морской лаборатории Соединенных Штатов в Барроу, Аляска.

У косаток очень плохое размножение, потому что запас лосося, от которого они зависят, настолько истощен, что они не получают достаточно пищи и не находятся в достаточно хорошем состоянии, чтобы вынашивать молодь.Молодые тоже не выживают хорошо. Косатки полны ядовитых химикатов, которые они получают из своей пищи и загрязненных вод, где они плавают вокруг штата Вашингтон и западного побережья Соединенных Штатов. Несмотря на то, что они находятся под угрозой исчезновения, и им должна быть предоставлена ​​самая строгая защита, ВМС также продолжают испытывать живые бомбы в районах, где плавают эти киты.

Одна стручок, который отчаянно нуждался в молодой, здоровой женщине, убил свою единственную молодую самку в результате массивного кровоизлияния в ушные каналы.Взрыв бомбы ВМФ был зафиксирован на прослушивающих устройствах исследователей китов в день ее смерти. Очень печально, что даже когда мы, якобы, защищаем этих животных, они не защищены нашим собственным правительством.

У вас есть животные в повседневной жизни? Если это так, расскажите нам, как они подтверждают или опровергают ваши теории.

Я никогда не был собачником, потому что меня интересовали свободноживущие дикие животные, но у меня сейчас две собаки, и я не могу поверить, насколько я люблю этих собак и насколько они являются частью нашей семьи.

Они точно знают, кто мы. Они знают, кто незнакомцы. Они часто очень, очень счастливы. Иногда их пугают странные вещи, или они не уверены, что происходит.

Единственное, что они не могут сделать, это говорить с нами в полных предложениях, но они общаются постоянно. Они знают, что они хотели бы сделать, и они могут планировать немного. Они могут не планировать, что они собираются делать на следующей неделе, но они знают, когда они хотят выйти или когда они хотят заставить нас взять их на пробежку.

Когда мы проводим их до определенного пляжа, они точно знают, что там происходит, даже если мы не были на этом пляже несколько месяцев. Когда мы отводим их к моей матери, они вспоминают, что в сарае на ее заднем дворе есть кролики-ватники, и они всегда бегут прямо к сараю, чтобы провести расследование.

Вы используете термин «яркий» для описания жизни животных. Объясните.

Я много изучал диких животных, и меня всегда удивляло, насколько они бдительны и насколько хорошо они чувствуют, что происходит вокруг них.Они намного более осведомлены, по сравнению с людьми. Современные люди выходят на улицу и плохо видят, слышат или чувствуют. Наши чувства притупились за тысячи лет цивилизации и оседлости. Я думаю, что жизненный опыт животного гораздо острее и понятнее. Вот почему я использую термин «яркий».

Саймон Уорралл куратов Book Talk. Следуйте за ним на Twitter
,
BBC — Этика — Этика животных: эксперименты на животных

Полезны ли эксперименты на животных?

Полезны ли эксперименты на животных?

Эксперименты на животных приносят пользу людям только в том случае, если их результаты достоверны и могут быть применены к людям.

Не все ученые убеждены, что эти тесты являются действительными и полезными.

Моральный статус экспериментаторов

Экстремисты по защите прав животных часто изображают тех, кто экспериментирует с животными, настолько жестокими, что лишаются какого-либо собственного морального положения.

Но спор о том, являются ли эксперименты морально правильными или неправильными. Общий моральный облик экспериментатора не имеет значения.

Что важно, так это этический подход экспериментатора к каждому эксперименту. Джон П. Глюк предположил, что этого часто не хватает:

Глюк предлагает этот совет для людей, которым может потребоваться эксперимент на животных:

Эксперименты на животных и права животных

Проблема экспериментов на животных проста, если мы примем, что животные имеют права: если эксперимент нарушает права животного, то это морально неправильно, потому что неправильно нарушать права.

Возможные выгоды для человечества в проведении эксперимента совершенно не имеют отношения к морали дела, потому что права никогда не должны нарушаться (за исключением очевидных случаев, таких как самооборона).

И как писал один философ, если это означает, что есть некоторые вещи, которые человечество никогда не сможет выучить, так тому и быть.

Этот мрачный результат принятия решения о морали экспериментов на животных на основе прав, вероятно, является причиной того, что люди всегда оправдывают эксперименты на животных на основополагающих основаниях; показывая, что польза для человечества оправдывает страдания животных.

Обоснование экспериментов на животных

Те, кто поддерживает эксперименты на животных, говорят, что добро, нанесенное людям, перевешивает вред, нанесенный животным.

Это — аргументалистский аргумент, потому что он рассматривает последствия рассматриваемых действий.

Он не может быть использован для защиты всех форм экспериментов, поскольку существуют некоторые формы страданий, которые, вероятно, невозможно оправдать, даже если выгоды являются исключительно ценными для человечества.

Этическая арифметика

Эксперименты на животных и этическая арифметика

Последовательное обоснование экспериментов на животных можно продемонстрировать, сравнив моральные последствия выполнения или не проведения эксперимента.

Этот процесс нельзя использовать математически, чтобы помочь людям решать этические вопросы на практике, но он действительно демонстрирует проблемы очень четко.

Основная арифметика

Если проведение эксперимента принесет больше вреда, чем его отсутствие, то этично неправильно проводить этот эксперимент.

Вред, который может быть вызван невыполнением эксперимента, является результатом умножения трех вещей:

  • моральная ценность человека
  • число людей, которые выиграли бы
  • ценность выгоды, которую не получит каждый человек

Вред, который нанесет эксперимент, является результатом умножения вместе:

  • моральная ценность экспериментального животного
  • количество животных, страдающих в эксперименте
  • отрицательная величина вреда, причиненного каждому животному

Но это не так просто, потому что:

  • практически невозможно присвоить моральную ценность существу
  • практически невозможно присвоить значение вреду, причиненному каждому человеку
  • вред, который будет нанесен экспериментом, известен заранее, но польза неизвестна
  • вред, нанесенный экспериментом, вызван действием, в то время как вред, вызванный неиспользованием, вызван упущением

Определенный против потенциального вреда

В теоретической сумме, приведенной выше, вред, который эксперимент нанесет животным, сопоставляется с вредом, нанесенным людям, если не проводить эксперимент.

Но это две концептуально разные вещи.

  • Вред, который будет нанесен животным, наверняка произойдет, если эксперимент будет выполнен
  • Вред, нанесенный людям, не выполняя эксперимент, неизвестен, потому что никто не знает, насколько вероятно, что эксперимент будет успешным или какие выгоды он может принести, если он будет успешным

Таким образом, это уравнение совершенно бесполезно как способ решить, является ли этически приемлемым проведение эксперимента, потому что до тех пор, пока эксперимент не будет проведен, никто не может знать ценность выгоды, которую он приносит.

И еще один фактор, отсутствующий в уравнении, который обсуждается в следующем разделе.

Акты и упущения

Уравнение не касается моральной разницы между действиями и упущениями.

Большинство специалистов по этике считают, что мы несем большую моральную ответственность за то, что мы делаем, чем за то, что мы не можем сделать; то есть, что морально хуже причинять вред, делая что-то, чем вредить, не делая что-то.

Например: мы думаем, что человек, который намеренно утопил ребенка, сделал что-то гораздо более неправильное, чем человек, который отказывается пробираться в мелкий бассейн, чтобы спасти тонущего ребенка.

В контексте эксперимента на животных, если эксперимент проводится, экспериментатор будет выполнять действия, которые наносят вред вовлеченным животным.

Если эксперимент не состоится, экспериментатор ничего не сделает. Это может нанести вред людям, потому что они не получат лечения от своей болезни, потому что лекарство не будет разработано.

Таким образом, аргумент действия и упущения может привести нас к тому, что

  • для экспериментатора морально хуже причинять вред животным, экспериментируя с ними
  • , чем (потенциально) навредить некоторым людям, не проводя эксперимент, который мог бы найти лекарство от их болезни.

И поэтому, если мы хотим продолжить арифметику, которую мы начали в предыдущем разделе, нам нужно добавить дополнительный и различный фактор с каждой стороны уравнения, чтобы иметь дело с различными моральными ценностями действий и упущений.

,

BBC — Этика — Этика животных: Права животных

Дело против прав животных

Ряд аргументов выдвигается против идеи, что животные имеют права.

  • Животные не думают
  • Животные на самом деле не в сознании
  • Животных посадили на землю, чтобы служить людям
  • Животные не имеют души
  • Животные не ведут себя морально
  • Животные не являются членами «морального сообщества»
  • Животным не хватает свободного морального суждения.
  • Животные не думают

Св. Фома Аквинский учил, что животные действовали чисто инстинктивно, в то время как люди занимались рациональным мышлением.

Это различие обеспечивало границу между людьми и животными и считалось подходящим критерием для оценки морального статуса существа.

Животные на самом деле не в сознании

Французский философ Рене Декарт и многие другие учили, что животные — не более чем сложные биологические роботы.

Это означало, что животные не относились к тому, что имело право иметь какие-либо права или вообще никакого морального соображения.

Животных посадили на землю, чтобы служить людям

Эта точка зрения изначально взята из Библии, но, вероятно, отражает основное отношение человека к другим видам.

Христианские богословы развили эту идею — святой Августин учил, что «по наиболее справедливому таинству Создателя мы можем использовать как их жизнь [животных], так и их смерть».

Св. Фома Аквинский учил, что вселенная была построена как иерархия, в которой существа на более низком уровне были там, чтобы служить тем, кто над ними.

Поскольку люди в этой иерархии были выше животных, они имели право использовать животных любым способом, который они хотели.

Однако, как указал С.С. Льюис:

Животные не имеют души

Христианские богословы учили, что только существа с душами заслуживают этического рассмотрения.

Животные не имели душ и, следовательно, не имели никаких моральных прав.

Этот аргумент больше не считается полезным, поскольку идея души очень противоречива и неясна даже среди религиозных людей.Кроме того, невозможно установить существование души (человека или животного) действительным экспериментальным путем.

Это также затрудняет утверждение, как это сделали некоторые богословы, о том, что животные должны иметь права, потому что у них есть души.

,

Leave a Reply