Детей

Упражнения каратэ для детей: Особенности организации тренировочного процесса детей 5-6 лет – Занятия каратэ детям

Занятия каратэ детям

Упражнения каратэ для детей: Особенности организации тренировочного процесса детей 5-6 лет – Занятия каратэ детям

Приветствую всех любителей здорового образа жизни и спорта!

Если ваша ребенок гиперактивный и ему скучно просто заниматься общей физической культурой, можете привлечь его к занятиям в секции каратэ.Сегодня мы рассмотрим, что дают уроки и занятия каратэ для детей.

Занятия каратэ в секции для детей

уроки в секции каратэ для детей

Кто не знает или забыл хочется напомнить, что КАРАТЭ или КАРАТЭ-ДО от японского словосочетания «путь пустой руки» одно из древнейших боевых искусств, в котором применяются приемы защиты и нападения без оружия.Отличие от других боевых видов борьбы, заключается в минимальном контакте с противником используя точные удары в жизневажные места тела.Наверно нет в нашей стране мужчины средних лет,как мне кто в начале 90-х годов не смотрел видеофильмы и не посещали по вечерам спортзалы в школах.Как сейчас помню у меня учителем(сенсей) был Сан Саныч Дурандин.

Ну теперь перейдем непосредственно к теме статьи.

Любой вид спорта должен присутствовать в жизни вашего ребенка, поэтому вы можете выбрать секцию любого вида спорта по душе вашему ребенку. Как выбрать секцию для ребенка вы можете ознакомиться в этой статье.Но если вы хотите, чтобы ваш мальчик или девочка направили свою неугомонную энергию в нужное русло при этом психофизическая подготовка была на высшем уровне.Смело идите и записывайте своего малыша в секцию каратэ.Занятия боевым искусством поможет не только развить у вашего ребенка гибкость,растяжку силу но и память, внимательность.В секциях по каратэ дети учатся дисциплине,беспрекословному исполнению,преодолевают собственную лень а для некоторых личные амбиции,привыкают заниматься в разновозрастном коллективе.И главное уроки каратэ позволят детям постоять за себя и близких,они станут сильнее физически,и при этом духовное воспитание в подобных секциях научат детей не обижать слабых и уважать старших.

С какого возраста можно отдавать детей на занятия каратэ

В наше время, мы были юными подростками и ходили в подобные секции по своей инициативе на волне восхищение от видеофильмов.Сегодня мы уже сами отдаем своих ребятишек в секции каратэ.Самым оптимальным считается возраст 10-14 лет, в этом возрасте у ребенка уже хорошо развита способность к обучению и сознательность при получении мастерства этого вида спорта и исправлении ошибок в процессе обучения.

На сегодняшний день в секции каратэ принимают детей с 5 лет,если вы хотите раньше то лучше воспользоваться индивидуальными занятиями.Уроки по каратэ проходят в группах не более 15 человек,причем разного возраста.Почему именно 15 человек,потому-что учитель это главный человек в зале( зал по японски-додзе),он должен видеть каждого ребенка и помогать ему при выполнении различных упражнений и при оттачивании техники выполнения.Кроме этого самые юные и менее опытные каратисты будут наблюдать за старшими ребятами,и стремиться за ними.

сенсей проводит уроки детям в секции каратэ

Хочется напомнить,что учитель(тренер) в секции каратэ это сенсей. Он вводит вашего малыша в боевой и духовный мир каратэ и здоровья.Обратите внимание на достижения учителя.При разговоре вы сразу можете понять насколько профессиональный будущий сенсей вашего чада.Да и внешний вид в подобных секциях говорит сам за себя.Это люди которые большую часть своей жизни отдали этому виду спорта и по настоящему хотят передать свои знания и умения будущим атлетам. Сенсей учит только тому,что умеет сам,при этом на собственном примере демонстрирует это. Сенсей это человек слова, мужчина с сильным характером.Учит детей отвечать за свои поступки,держать слово,не допускать полученных знаний боевого искусства во вред другим.К нему можно обратиться с любым вопросом и он придет на помощь.Именно такое взаимоотношение учителя и ученика присутствует на занятиях в секции каратэ для вашего ребенка.

Что изучают на занятиях дети в секции каратэ

Основными элементами уроков в каратэ являются

  • Кихон-в переводе означает ки-энергия, хон-основа.Это такая форма обучения, на которой отрабатывается техника без реального партнера. Кихон изучает технику сначала на месте, затем в процессе перемещения с использованием стоек и комбинаций.
  • Кумите- тренировка с партнером, это поединок свободного боя, когда участники показательно наносят по различным частям тела удары ногами и руками в район головы или по верхней части тела.На соревнованиях практикуется такой элемент, и победитель оценивается по трех бальной системе оценок (иппон, нихон, санбон).
  • Ката-формальные упражнения, так называемый бой с тенью.Блок упражнений для занятий в секции для детей демонстрирует единое целое движение.Ката может быть атакующим и защитным.В спортивных соревнованиях проводятся одиночные выступления и групповые.

Тренировка каратэ для детей

Занятия по каратэ для детей проводятся в течении 2 часов без перерывов и состоит из разминки, растяжки, техники и практики.На разминку обычно отводиться 40 минут, где задействованы элементы общих физических упражнений, гимнастики и при этом постоянная разминка суставов в процессе бега.Одна из самых тяжелых частей тренировочного процесса в каратэ.Но для детей это время проходит легче чем для взрослых, энергии в наших детях достаточно.После разогрева начинается растяжка продольных мышц и занимает 20 минут.Затем в течении 40 минут сенсей объясняет и показывает новую технику и проверяет отработку ранее усвоенный ребятами материала.Затем 20 минут проходит работа в парах,так называемый спарринг с партнером.Один раз в месяц на занятиях в детских секциях каратэ проводятся занятия по прикладному виду единоборств-нунчаку, детям это и интересно.

Если вы в первый раз пришли в секцию для вас обычно проведут его бесплатно, затем уже будет месячная оплата.На первых нескольких занятий достаточно будет для вашего ребенка взять футболку и спортивные брючки и возможно чешки, в основном занятия проводятся босиком.Затем нужно будет приобрести кимоно, обычно приветствуется белый цвет.Для первых 2 лет приобретайте кимоно из 100 % хлопка с запасом на 10-15 см большего размера,чтобы после нескольких стирок оно село и подходит идеально вашему малышу.Затем можно купить кимоно из рифленого материала.Пояс выбирайте таким образом,чтобы можно было дважды обернуть ребенка по талии,таковы правила в каратэ по экипировке.Для девочек обязательно наличие футболки.Кимоно одевается на голое тело.А вот для занятий кумите в секции каратэ для детей необходимо в будущем приобрести индивидуальный шлем, ракушку для паховой зоны,накладки на ноги, нагрудник и перчатки.

Главный момент, постарайтесь в течении тренировки и в ожидании окончания находиться вне зала, чтобы не привлекать внимание детей к вам, и дайте вашему ребенку сконцентрироваться только на учителя и технику выполнения.Для оценки результатов который получила ваша девочка или мальчик раз в полгода проводятся аттестационные экзамены и соревнования.Где вы можете насладиться успехом вашего ребенка.Полученный результат в каратэ отмечается наградами в виде присвоения пояса.

Цвет пояса определяет какой уровень имеет боец в иерархии боевого искусства. Новички носят пояс белого цвета, но и его надо заслужить.Цветные пояса говорят о пошаговом «кю» продвижении.Белый-6 «кю», желтый 5 «кю», красный -4 «кю», зеленый – 3 «кю», синий -2 «кю», коричневый – 1 «кю». Черный пояс — это самый наивысший пояс и говорит о достижении наивысшего искусства его владельца. Кроме этого и черный пояс подразделяется на «даны» в зависимости от уровня мастерства.

И напоследок хотелось бы вам дорогие родители напомнить негласные правила, которые веками соблюдались всеми почитателями каратэ и которые соблюдаются по сегодняшний день. А вы постарайтесь простым языком донести их до вашего малыша.Ведь каратэ это серьезный вид спорта.

Правила при занятиях каратэ которые должны соблюдать дети

  1. В зал нужно входить в сменной обуви, которая уже подготовлена рядом с краем татами.
  2. При входе и выходе из зала совершается ритуальный поклон, затем поклон сенсею.
  3. Перед занятиями необходимо снять все украшения, это касается девочек.
  4. Кимоно одевается на голое тело, за исключением нижний части тела, девочки одевают под куртку кимоно футболку.
  5. Все ученики садятся в ряд перед учителем, согласно полученным поясам.Занятие началось, когда все сели лицом к сенсею.
  6. Во время разминок и тренировки исключаются любые разговоры.Все команды сенсея беспрекословно исполняются.Во время индивидуального объяснения учителя ученик обязан поклониться учителю и произнести «ос».
  7. В процессе занятия каратэ дети не должны что-либо жевать, или кушать.
  8. Татами во время тренировки разрешается покинуть только с разрешения учителя, при обращении обязателен поклон.
  9. Если вы опоздали на начало занятий обязательно опоздавший должен подойдите к учителю поклониться произнесите «ос» и после разрешения садится в последний ряд.Даже если и обладаете поясом выше.
  10. После окончания занятий по каратэ обязательно выразите благодарность татами поклоном.

Надеюсь это статья поможет вам и вашему ребенку выбрать правильный путь и поможет при занятиях в секции каратэ.Если у вас возникли вопросы или хотите поделиться пишите, буду очень рад.С Уважением Сергей.

Понравилась статья? Поделись с друзьями

Методический материал по каратэ для детей с 6 лет

Образовательная программа «спортивное каратэ»

для детей с 6 лет.

Искусство каратэ — это физическое и эстетическое развитие человека. Каратэ можно в некотором роде считать наукой. Наукой, которую человек приспосабливает не только к своему уму, но и к телу.

Обучение каратэ — педагогический процесс, направленный на овладение знаниями, умениями и навыками на физическое, умственное и нравственное совершенствование учеников.

В рамках президентской программы «Развития физкультуры, детского и юношеского спорта, начиная со школы и заканчивая вузом» — на базе Учебно-тренажерного центра Калининградского морского рыбопромышленного колледжа был организован Спортивный клуб каратэ.

Программа занятий по каратэ составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральным Законом от 13.01.96 г. №12-фз и Типовым Положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства РФ от 07.03.95 №233), нормативными документами Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму, регламентирующими работу спортивных школ.

Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена как важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки, физическая культура входит обязательным компонентом в гармоничное развитие личности, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.

Младший школьный возраст – наиболее благоприятный период для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание в этом возрасте следует уделять всестороннему развитию координационных способностей элементарной быстроте (реакция и частота движений) выносливости к умеренным нагрузкам скоростно-силовых способностей. Отличительной способностью детей младшего школьного возраста является их большое желание, интерес, познавательная деятельность, высокая эмоциональность во время занятий

Спортивная деятельность требует от человека широкого диапазона пространственно-двигательной ориентировки точности быстроты устойчивости к разносторонней координации движений во времени и пространстве. Поскольку все двигательные качества довести до совершенства невозможно следует уделять большое внимание арсеналу двигательных умений и навыков.

При подготовке каратистов информация касающаяся техники спортсменов имеет первостепенное значение поскольку именно разнообразие двигательных умений совершенствование этой функции ускоряет процесс овладения сложными двигательными навыками.

В настоящий момент достаточно большое количество детей младшего школьного возраста занимаются в различных спортивных секциях в том числе и каратэ.

Данная программа занятий по каратэ соответствует современным технологиям спортивной подготовки и непосредственно используется в учебно-тренировочном процессе.

Программа по каратэ составлена с изучением навыков по видам спорта на основе материала который дети изучают на уроках ФК в школе дополняя их с учетом интересов детей и тем видам спорта которые пользуются популярностью повседневной жизни.

Программа составлена в соответствии с общей концепцией дошкольного, школьного воспитания и современными методиками и формами обучения каратэ. Каратэ для детей прежде всего является отличной системой психофизической подготовки и направляют в нужное русло бьющую через край детскую энергию: они занимаются гимнастикой, растяжкой, развивают память и внимательность, учатся дисциплине, преодолевают собственную лень и амбиции, адаптируются к разновозрастному коллективу. Программа направлена на гармоничное развитие личности, на формирование у воспитанников спортивных навыков, что способствует повышению общей культуры ребенка.

Процесс обучения включает в себя деятельность учителя-тренера и деятельность учеников. Эти два вида тесно связаны и взаимосвязаны между собой. Обучение каратэ носит воспитывающий характер.

Оно неразрывно связано с формированием личности (мировоззрением, нравственным поведением выработкой определенных черт характера, воли, привычек и вкусов, развитием физических качеств).

Основная цель программы – вовлечение детей в полезную развивающую деятельность, формирование физической культуры личности, гармоническое развитие занимающихся, повышение качества технической и тактической подготовки начинающих спортсменов.

Конкретная цель обучения определяет сроки обучения, состав обучаемых, содержание, методы и формы обучения. Для достижения поставленной цели в процессе подготовки спортсмена, решаются следующие задачи:
1) укрепление здоровья;

2) развитие физических и волевых качеств;
3) усвоение знаний по теории каратэ;

Две подгруппы целей:

  • «Классические» цели. Во-первых — самозащита, во-вторых — крепкое здоровье и его укрепление. Это, «первоначальные» цели, для достижения которых люди и начинают заниматься каратэ.

  • Вторую группу целей составляют в некотором роде «продвинутые» цели: совершенствование тела, характера, духа и всего человека в комплексе. К этим целям обычно приходят, прозанимавшись достаточно долго, и начав понимать истинную сущность каратэ.

Основные задачи обучения, в свою очередь, включают в себя целый ряд частных задач: приобретение знаний и умений по методике обучения и тренировки, по правилам соревнований профилактике травматизма и т. д.

Задача привития занимающимся умений и навыков каратэ включает овладение общеразвивающими и специальными упражнениями, действиями и упражнениями из других видов спорта, приемами, защитами, сложными техническими и тактическими действиями.

Задачи:

  1. укрепление здоровья, физического развития и повышение работоспособности детей;

  2. воспитание нравственных качеств (взаимовыручку коллективизм дружбу) воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;

  3. приобретение знаний в области гигиены и медицины необходимых понятий и теоретических знаний по физической культуре и спорту;

  4. целенаправленное развитие двигательных качеств совершенствование двигательных навыков изученных на занятиях каратэ;

  5. вовлечение детей младшего школьного возраста в занятия спортом с дальнейшей ориентацией на здоровый образ жизни.

 

Содержание:

Занятия проводятся в течении всего календарного года В каникулярное время учащиеся находятся и тренируются в спортивно-оздоровительном лагере. Основной формой учебно-тренировочного процесса являются: учебно-тренировочные и теоретические занятия тестирование и контроль, а также участие в соревнованиях.

Организация занятий

 

В организации тренировочного процесса исключительное значение имеет направляющая деятельность тренера-педагога которую не может заменить ни одна даже самая совершенная электронно-вычислительная машина

Содержание и организация занятий определяется с учетом возраста детей и проводится в различных формах Основной формой для детей младшего школьного возраста является групповое тренировочное занятие которое состоит из подготовительной основной и заключительной частей продолжительностью соответственно 10-15 мин 75-80 мин и 5 мин. Интерес детей мы достигаем через вызов положительных эмоций используя игровой и соревновательный методы.

 

Схема УТЗ (учебно-тренировочного занятия)

Часть УТЗ

 

Содержание тренировки

 

Подготовительная

часть

Общая часть

Разминка дыхательные упражнения

 

Специальная часть

Подводящие упражнения для работы в основной части

 

Основная

часть

Общая часть

Повторение пройденного материала

Специальная часть

Обучение новым двигательным действиям

Заключительная

часть

 

Упражнения на дыхание и расслабление

 

Состав занимающихся однородный по возрасту и подготовленности . Продолжительность одного занятия для младшего школьника не должна превышать 2-ух академических часов (т. е. 90 мин) и быть не менее 45 мин (для детей дошкольного возраста) Количество занятий в неделю – не менее 3-х раз.

В подготовительной части мы занимаемся организацией тренирующихся (построение определение задач тренировочного занятия упражнения на внимание) подготовкой организма к предстоящему изучению (повторению) материала в основной части занятия совершенствованием навыков и развитием двигательных качеств Здесь мы применяем главным образом ОРУ (обще-развивающие упражнения) специальные упражнения подвижные игры и эстафеты

В основной части проводится обучение технике тактике развитие физических качеств и воспитание волевых качеств На каждом занятии решаются 3-4 задачи одна из которых главная В зависимости от этого мы подбираем средства и распределяем время на отдельные упражнения

В задачу заключительной части входит организованное завершение занятия Применяются упражнения на расслабление используются дыхательные упражнения и упражнения на внимание В конце занятия мы подводим его итоги и определяем задания для самостоятельной работы дома

Тщательно проанализировав все возможности мы определяем тренировочный и соревновательный режим на год Устанавливаем количество академических часов количество тренировочных занятий клубных контрольных и официальных соревнований

Педагогический и врачебный контроль

Наряду с планированием важной функцией управления является контроль определяющий эффективность учебно-тренировочной работы с занимающимися

Педагогический контроль является основным видом контроля для получения информации о состоянии и эффективности деятельности спортсменов Он применяется для оценки эффективности средств и методов тренировки для определения динамики спортивной формы и прогнозирования спортивных достижений

Основные задачи педагогического контроля:

  1. Учет тренировочных и соревновательных нагрузок

  2. Определение различных сторон подготовленности детей

  3. Выявление возможностей достигнуть запланированный спортивный результат

  4. Оценка поведения ребенка на соревнованиях

Основными методами педагогического контроля являются педагогические наблюдения и контрольные испытания (тесты)

В процессе деятельности тренеру необходимо знать пределы изменения двигательных качеств а также изменения состояния ОДА (опорно-двигательного аппарата) и функциональных систем ответственных за моторные проявления которые опосредуются тренировочными процессами.

 

  1. Воспитательная работа

 

Одной из основных задач дополнительного образования детей нашей школы является обеспечение необходимых условий для личностного развития. Мы тренеры-преподаватели стараемся профессионально влиять на атмосферу в группе. Создаем благоприятную и доброжелательную обстановку с едиными педагогическими требованиями

Значительное место в воспитательной работе мы отводим соревнованиям, где особенно ярко проявляются личностные качества ребенка. Поэтому мы фиксируем не только результаты своих воспитанников но и комментируем их поведение во время соревнований отмечаем выявленные недостатки морально-психологической подготовленности настраиваем юных спортсменов, как на достижение определенных результатов так и на проявление морально-волевых качеств

Нас интересуют не только спортивные достижения детей, но и их успехи в учении.

Формы организации воспитательной работы:

  • Постоянно проводятся собрания и беседы с учащимися начальной школы

  • Достаточно часто организуются родительские собрания

  • Проводятся оздоровительные и культурно-массовые мероприятия ( в летнее время выезд в спортивно-оздоровительный лагерь экскурсии в каникулярное время поездки на соревнования за пределы калининградской области)

  • Дети информируются о спортивных событиях в  школе,колледже, академии и в г Калининграде

  • Эстетическое оформление помещения спортивного зала

  • Постоянное оформление стендов

Специфика воспитательной работы в нашей начальной школе состоит в том что мы можем проводить ее во время учебно-тренировочных занятий а дополнительно в спортивно-оздоровительных лагерях где используется свободное время.

Прогнозирование результатов

Деятельность тренера проявляется в умении вырабатывать новые способы воздействия на младшего школьника в способности находить новые варианты решения педагогических и воспитательных задач в предвидении изменения состояния ребенка в зависимости от педагогического воздействия Самым сложным в прогнозировании состояния спортсмена является подбор методов обучения двигательным умениям и навыкам

Методы – способы которые позволяют конкретно решать определенные педагогические задачи

Методический прием – решает более узкую педагогическую задачу.

Классификация спорта 

Спорт – органическая часть ФК направленная на специальную морфофункциональную и психическую подготовку для проявления своих способностей в условиях спортивных состязаний

Спорт классифицируется на:

  • Детский спорт

  • Школьный спорт

  • Юношеский спорт

  • Спорт высших достижений

  • Профессиональный спорт

Детский спорт рассматривается как разновидность деятельности ребенка состоящей из специальной подготовки и выступлений на соревнованиях При этом имеет место оптимальное проявление способностей в определенных видах двигательной деятельности

В детском спорте все виды подготовок имеют свои особенности и требуют специфического подхода к принципам спортивной тренировки В первую очередь необходимо учитывать что для ребенка младшего школьного возраста достижение высоких результатов в большинстве случаев выступает как достаточно отдаленная цель

На первых этапах спортивной тренировки юных каратистов техническая подготовка и контроль строятся на усвоении основного состава элементарных технических навыков доводя их до уровня тонко отточенных по форме движений

 

Методические рекомендации

  • Занятия каратэ ведутся с учетом возраста детей и возрастной психологии поэтому все дети у нас разделены на группы– 5-6, 7-8, 9-10 , 11-12,13-14,15-16,17-18,19-20 лет.

  • Используются общепедагогические принципы воспитывающего обучения

  • Учитывается оптимальное соотношение различных сторон подготовленности ребенка в процессе обучения

  • Надо отдавать предпочтение упражнениям динамического характера приучая занимающихся к различному темпу их выполнения искать и использовать средства позволяющие решать одновременно несколько задач (например: сочетание физической и технической подготовки)

  • Моделировать соревновательную деятельность в тренировочном процессе

Подготовка занимающихся каратэ в нашем клубе рассчитана на 5 лет

На протяжении этого периода дети проходят несколько возрастных этапов на каждом из которых предусматривается решение определенных задач:

— спортивно-оздоровительный этап – 1 года

— этап начальной подготовки – 2 года

— учебно-тренировочный этап – 2 года

 

Учебно-тематический план занятий (час) на различных этапах спортивной подготовки

Сор-я

5

9

6

Контрольные

Сор-я

2

3

7

Официальные

Сор-я

2

6

8

Мед

обследование

2

2

2

9

Итого

124

137

149

 

Соотношение средств физической и технико-тактической подготовки по годам обучения

подготовки

СОГ

ГНП

УТГ

1

ОФП

33

31

30

2

СФП

21

19

16

3

ТТП

6

12

17

 

Тестирование по ОФП учащихся начальной школы осуществляется 2 раза в год: в начале и в конце учебного года

Перед тестированием проводится разминка

Примерный комплекс контрольных упражнений по ОФП включает следующие тесты:

Бег 30 м

Прыжок в длину с места

Челночный бег 3 х 10 м

Подтягивание на перекладине из виса

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

Бег 1000 м

Результативность

Благодаря своей программе нам удалось получить следующие результаты: 

  • Развитие координационных способностей детей

  • Формирование стойких умений и навыков

  • Формирование у детей целостного представления о ФК и ее возможностях

  • Повышение работоспособности и улучшение состояния здоровья занимающихся

  • Воспитание личности способной к самостоятельной творческой деятельности

Занятия по каратэ являются важным аспектом в организации двигательного режима обеспечивающего достаточно высокий уровень двигательной активности детей

За этот период проделана довольно большая по объему работа

Наши дети успешно выступают на соревнованиях различного масштаба являясь там победителями и призерами:

  • Первенства области

  • Командные Кубки по каратэ

  • Первенства России

  • Международные кубки и турниры (Беларусь Литва Польша)

Данные результаты нам удалось достичь благодаря своей программе в основе которой лежит:

  1. личностно-ориентированный подход (все дети у нас разделены на группы с учетом их возраста и возрастной психологии – это группы 5-6, 7-8, 9-10, 11-12, 13-14, 15-16, 17-18, 19-20 лет.) и в содержании обучения обязательно присутствует отношение к познанию.

  2. регламентированные методы обучения (метод основан на избирательном подходе в освоении двигательных умений и навыков).

  3. системный подход (стабильность посещения занятий – 3 раза в неделю использование основных дидактических принципов: сознательности и активности наглядности доступности и индивидуализации систематичности и прочности использование разнообразных методических приемов).

  4. использование нетрадиционных методов и приемов (основа – сюжетно-ролевая игра или занятие построенное на образах использование разнообразного спортивного инвентаря влияющую на мелкую моторику мышц: кубики капсулы от «киндер-сюрпризов» с заданием мячики-«ежики» для массажа ладоней мешочки с песком счетные палочки) .

Примечания: 

Программа обучения по спортивному каратэ предусматривает занятия три раза в неделю, продолжительность одного занятия — один час. Продолжительность занятий обусловлена возрастными особенностями детей. Преподаватель строит работу таким образом, чтобы не нарушать целостный педагогический процесс, учитывая тренировочные цели, задачи спортивного воспитания и конкретные перспективы развития детей.

К основным принципам, в соответствии с которыми строится процесс обучения каратэ, относятся: сознательность, активность, наглядность, систематичность, доступность и прочность.

Планирование тренировочного процесса и проведение занятий строятся с учетом индивидуальных особенностей каждого занимающегося. Индивидуальные особенности спортсменов устанавливаются в процессе изучения: анкетных данных, бесед, предварительных испытаний и наблюдений в процессе занятий.

Обучение построено таким образом, чтобы к концу изучения материала или в момент постановки задачи спортсмены были подготовлены к ее выполнению. Для этого необходимо в предшествующих занятиях или прямо на уроке провести работу по подготовке к решению последующих задач.

Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

  1. в результате литературного анализа и собственного опыта установлено смещение акцентов в тренировке каратистов младшего школьного возраста с воспитания силы и выносливости на воспитание двигательных умений и навыков а именно техническую подготовку.

  2. разнообразие двигательных умений и навыков является важным структурным компонентом подготовленности юных каратистов к эффективной соревновательной деятельности.

  3. нами разработана и опробирована методика индивидуализации технической подготовки каратистов младшего школьного возраста состоящая из 3-х этапов контроля и учебно-тренировочных занятий.

Неавтоматизиро-

ванные движения

 

Относительная

Расчлененность

Двигательных

действий

 

 

Нестабильность

действий

 

 

  

Стереотипный повтор

упражнений

  

Автоматизиро-

ванный

режим

 

Слитное выполнение двигательного действия

 

Стабильное выполнение упражнения


Первая заповедь тренера — «Не навреди!» » Каратэ киокушинкай в мире единоборств

Уважаемые пользователи SuperKarate, сегодня Вашему вниманию мы хотим представить мастер-класс от лучшего детского тренера г. Кемерово и призера двух последних Чемпионатов России (IFK) в весовой категории до 70 кг, Стародубцева Дмитрия Саматовича.

Возможно, данный мастер-класс не раскроет Вам каких-либо особых секретов, но, честно говоря, мы и не преследовали такую цель. Мы хотели показать более правильный подход к тренировкам юных бойцов Так как многие тренера от своего желания достичь быстрых результатов, забывают о растущем и требующем особого внимания детском организме. И так, начнем.

 

Специально для superkarate.ru

интервью подготовила Улитина Ксения

 

Дима, в прошлом году ты получил звание лучшего детского тренера г. Кемерово. Как тебе это удалось? Благодаря каким качествам ты его заслужил?

— По-моему, это не профессиональная награда, а больше в поддержку моей тренерской деятельности. Награда за то, что я первый взялся за эту работу, потому что раньше никто не тренировал детей в таком юном возрасте (5-7 лет). То есть, первопроходец в этом – это я!

По поводу качеств.  Во-первых, это трудолюбие и самоотдача детям. Детям нужно отдаваться полностью, и, в первую очередь, готовиться к тренировочному процессу. Это составление плана (либо в тетрадке, либо у себя в голове), и стараться придерживаться его, причем ни на одну или две тренировки, а на определенный период, в зависимости от того идет ли соревновательная подготовка, либо подготовка на какой-то семинар или экзамен.

 

Упражнения каратэ для детей: Особенности организации тренировочного процесса детей 5-6 лет – Занятия каратэ детямС какого возраста ты рекомендуешь начинать тренировки детям?

— Тренировки, как и в гимнастике, можно начинать с 4-5 лет. В принципе, в таком возрасте каратэ, как такового, преподается мало. Детям в большей степени даются упражнения на общефизическую подготовку. Это большое количество гимнастических упражнений, акробатика, упражнения на координацию и, конечно же, немного специализированной техники. Для боевого навыка дети еще малы.

 

Какими-то еще данными ребенок должен обладать для занятий каратэ (помимо возраста)?

— Именно в каратэ остальные анатомические данные не имеют значения. Это может быть в каких-то игровых видах спорта (баскетбол, волейбол), где отслеживают специфику физических и генетических данных. Мы же тренируем разных детей. На тренировках в таком раннем возрасте главная цель – воспитание ребенка. Дисциплина, умение держать себя, умение хотя бы час тренироваться и не отвлекаться, не баловаться. Это, наверное, самое главное на первые года два занятий именно каратэ.

 

Есть ли различие между спецификой подготовки детей 5-7 летнего возраста и 8-10, например?

— Младшей возрастной группе нужно давать упражнения на построение, марш, различные повороты, определение правой/левой сторон, то есть самые элементарные упражнения.

У детей постарше (8-10 лет) идет уже направленность на боевую технику.  В возрасте 12-13 лет в любой группе, в любом зале, в любом городе уже есть дети, которые хотят драться, которые заряжены на борьбу. И уже отсюда идет направленность тренировки на соревновательную подготовку. Уже можно потихонечку набирать объем, и, в конце концов, разогнать ребенка до Первенства России (12-13 лет).

 

А какие упражнения ты не рекомендуешь для детей 5-7 лет?

— Не рекомендую много ходить в стойках. Детям это тяжело дается, потому что у них очень слабая спина, они не могут держать спину ровно. Если не следить за этим, то в последствии это может привести к искривлению осанки. Особенно в таком возрасте все упражнения должны быть направлены на укрепление позвоночника. Поэтому моя задача, как тренера, — придать детям прямую осанку, чтобы все упражнения и стойки выполнялись с прямой спиной.

 

Как правильно растянуть детей, и научит их выпрямлять ноги?

— Да, это проблема, выпрямлять ноги. Потому что, сидя на шпагате, они любят сгибать колени, либо опускать таз на пол. Здесь помогут различные подводящие упражнения. От простых наклонов до махов. Можно создать так называемый «неправильный образ» у ребенка. Я, например, создал такой образ у тех, кто сгибает ноги – «куриные лапки». После этого ребенок уже с большим энтузиазмом старается исправить этот неправильный образ на правильный. Дети мыслят образами в этом возрасте, поэтому им легче представить что-либо, чем понять, что вы там ему пытаетесь объяснить.

 

* Важно! Здесь нельзя путать создание «неправильного образа» с унижением, оскорблением или любым другим негативным воздействием на ребенка.  Это делается в мягкой и игровой форме! И при этом очень важно (при создание «неправильного образа»), отслеживать реакцию ребенка, чтобы он не заплакал, не ушел в себя, не разозлился (например, к рядом стоящему партнеру).

 

— Плюс наглядный способ, конечно, очень эффективен. Потому что зрительно поглощается более 80% всей информации.

Растяжка обязательна в этом возрасте, так как дети очень гибкие, косточки у них еще не окостеневшие и легко поддаются растяжке. Но, конечно же, какой-то ребенок лучше растягивается, какой-то — хуже, но тянуть их всех нужно- это 100%! 

 

Упражнения каратэ для детей: Особенности организации тренировочного процесса детей 5-6 лет – Занятия каратэ детям

 

Когда рекомендуешь вводить боевую технику? С чего начать? И как это правильно делать?

— Боевую технику я даю после 1.5-2 лет занятия тренировок (это если ребенок тренируется с 5 лет). Но, естественно, и к боевой технике необходимы подводящие упражнения. Это различные хлесты голени, растяжка, махи, это большая работа на воздухе, и различные упражнения в парах (например: пятнашки, наступашки, для того, чтобы ребенок чувствовал дистанцию и партнера, держал руки). Может, как таковой боевой техники еще нет, но очень много упражнений, которые ее подразумевают.

Группа постарше у меня уже работает в парах, держат макевары, бьют потихонечку друг друга. Потому что уже эти дети выступают на соревнованиях и им это просто необходимо. Без этого дальнейшего роста не будет. Это все для того, чтобы они поняли, как и куда правильно бить, чтобы чувствовали удары.

 

А как ты поддерживаешь дисциплину в группе?

— Во-первых, это, конечно же, нужно объяснить детям, для чего им необходимо тренироваться. С ними нужно разговаривать. Немного! Потому что они быстро устают от монотонных разговоров. Но иногда нужно их «подстегивать», мотивировать как-то. Разговаривать о том, для чего это делается, зачем, какие будут результаты, объяснять, что они хотят стать сильными, растянуться, или просто научиться какому-либо удару или блоку. То есть, чтобы ребятишки понимали, какой смысл в этом тренировочном процессе.  Их нужно заинтересовать. Ребенок заинтересованный уже думает об этой цели и о том, как ее достичь.

Во-вторых, это наказания, по методу «кнута и пряника». Наказания различные. Если ребенок вялый, нужно его наказать так, чтобы он немного подвигался — отжимания или приседания помогут (но нужно учесть, что они плохо отжимаются в этом возрасте, но зато хорошо приседают). Если ребенок наоборот, активный, то садится в дзадзен (на пятки) и читает этикет додзё. Прочитал раз пять, понял, что там написано (разговаривать и баловаться нельзя — там это написано), и в строй.

Плохая дисциплина – это скорей проблема младшей группы (5-7 лет). Они очень подвижны. Их тяжело удержать на месте даже один час. Чтобы добиться хоть какой-то дисциплины, над этим нужно работать, может быть, даже в течение всего первого года обучения. Но результат обязательно придет через какое-то время. 

Дима, вот ты говоришь, нужно заинтересовать ребенка. Как это сделать?

—  Ой, бывают разные способы. Это от самого обычного – объяснения «для чего тренироваться», до того, что можно раздавать плакаты, вымпела, проводить интересные конкурсы, соревнования, вручать дипломы и шоколадки. Потому что детям это интересно. И до того, что нужно сдать на пояс. Если ребенок правильно делает технику, то он повышает свою квалификацию (сдает на пояс). Значит, он будет стоять не сзади, а впереди, потому что когда сдаешь на пояс, то двигаешься по шеренге вперед. И у ребенка уже появляется стремление стоять впереди шеренги. Дети за это очень активно борются.

 

Рекомендуешь ли ты тренироваться дома, без надзора специалиста/тренера? 

— Да, задаю домашнее задание. Оно зависит от их возможностей. От самых простых, до более-менее сложных. Например, научиться считать по-японски, научиться различать правую/левую руку, построение, отжимания, пресс, какие-то виды упражнений на постановку удара и так далее.

 

Когда следует выставлять ребенка на соревнования?

— В зависимости от соревнований. Если это кумитэ (бои), то дети выступают с 8 лет. Я провожу соревнования для детей 6-го возраста. Это соревнования по общефизической подготовке. Главное, чтоб это было им по силу. Например: приседания, прыжки на скакалки, прыжки в длину, отжимания (с коленок). Также у нас недавно прошли соревнования среди детей (с 7 лет) по сумо. Было очень интересно, обошлось без травм, но был такой накал эмоций, как на настоящих соревнованиях по взрослым.

То есть соревнования нужно проводить различные. Можно даже провести соревнования внутри группы (по прыжкам в длину, например), после которых раздаются дипломы и подарки. Детям приятно и их это очень стимулирует.

 

Должны ли родители принимать участие в тренировочном процессе?  

— Да. Есть родители, которые принимают участие в тренировочном процессе. Есть, например, у меня такой родитель, который остается после тренировки с двумя своими дочками и сыном, и продолжает отработку ударов на мешках после основной тренировки. Он хочет, наверное, чтобы они были чемпионами. На недавно прошедшем «Первом татами», кстати, они все трое стали первыми! Сразу видна работа родителя плюс моя работа — это дает двойной результат.

 

* Важно! Детей нельзя насильно заставлять тренироваться после основной тренировки, если видно, что ребенок устал и с неохотой делает упражнения.

 

Дима, а как ты настраиваешься на работу с детьми? Ведь не всегда, твое настроение совпадает  с настроением детей.

— Бывает так, что приходишь заряженный, а дети наоборот — не настроены на тренировку, то здесь, естественно, можно поменять план работы (если такой имеется). Если видишь, что дети не справляются, им тяжело выполнить данную работу, тогда нужно ввести больше игровых упражнений, чтоб дети маленько разгрузились. Это эстафеты, игры, борьба, чтоб им было интересно, но, в то же время, присутствовала соревновательность. Но такие тренировки часто проводить не следует, потому что дети быстро привыкают, и потом им тяжело собраться, и настроиться на работу.

 

А когда наоборот, дети настроены на работу, а ты нет?  Как перестраиваешься?

— Конечно, иногда приходишь уставший. Но, как ни странно, дети дают заряд, они могут, как забирать всю энергию из тебя, так и отдавать ее. Если они настроены на работу, то они отдают энергию.

 

Как тебе удается совмещать тренерство и большой спорт?

— Тяжело! Если особенно хочешь достичь и там, и там результатов. Как многие говорят, это невозможно, но сейчас я не ставлю задач сделать из детей чемпионов России. Я отдаю себя им по мере возможности. Например, когда у меня идет соревновательный период, я эмоции свои немного сдерживаю. Иногда не получается, поэтому работаю в ущерб своей спортивной карьере, и на свои тренировки эмоций немного не хватает. Тяжело, но справляюсь.

 

На данный момент у тебя цель реализоваться как тренер или как спортсмен?

— Пока как спортсмен, пока я выступаю на соревнованиях. Когда закончу спортивную карьеру, то тогда уже серьезно возьмусь за тренерство, тогда я буду воспитывать (по крайне мере) чемпионов России. А пока моя цель в тренерстве — чтобы ребятишки у меня были здоровыми, с прямой спиной, веселые, активные, знали различную технику. То есть были развиты не в узком направлении, а получили общее развитие. Моя цель – чтобы моя работа не прошла бесследно, чтоб они получили знания.

 

Упражнения каратэ для детей: Особенности организации тренировочного процесса детей 5-6 лет – Занятия каратэ детямДима, и последний вопрос, он касается твоего отличного выступления на последнем, Чемпионате России, где ты стал вторым, и на котором ты, скорей всего, прошел отбор на Объединенный Чемпионат Европы.  Началась ли подготовка? 

— Да, подготовка идет. Она никогда у нас с моим сэнсэем, Романом Борисовичем, не останавливается. Пока идет восстановительный период. Поэтому сейчас другая работа. Работа на силу — идет кач, набираем силенок. Далее, думаю, начнутся серьезнее тренировки. Думаю, если меня утвердят в сборную России, то там уже планируем выезд в Геленджик, на гору. Будем на сборах готовиться, набирать объем. До 5 тренировочных часов в день! Нужно будет на Европе очень здорово выступить!


 

P.S. Также выражаем глубокую признательность и уважение маме Дмитрия, Стародубцевой Нине Михайловне. За то, что она одна вырастила такого прекрасного Человека и отличного спортсмена! Ос!

Уроки карате

Мы предлагаем вашему вниманию видео уроки карате (каратэ) для начинающих. Посмотрев видеоуроки, вы сможете в обычных домашних условиях освоить технику карате, основные удары и приемы, блоки и стойки. Научитесь основам одного из самых популярных в мире японского боевого искусства!

Удары ногами в карате

Видео, в котором показано, как проводить удары ногами в карате киокушинкай и приводятся их названия.

Подробнее…

Ката в карате

Видео карате для начинающих. Урок 6. Базовая простейшая ката, силовые упражнения для тренировки удара.

Подробнее…

Перемещение в карате

Видео карате для начинающих. Урок 5. Удары и блок в передвижении, перемещении, простейшие стойки.

Подробнее…

Блоки каратэ

Видео карате для начинающих. Урок 4. Основные блоки руками в карате, их названия, техника выполнения.

Подробнее…

Прямой удар рукой в карате

Видео карате для начинающих. Урок 3. Прямой удар рукой — чоку дзуки. Техника удара, его выполнение.

Подробнее…

Разминка

Видео карате для начинающих. Урок 2. Разминка перед тренировкой.

Подробнее…

История карате

Видео карате для начинающих. Урок 1. История возникновения, развития карате, смысл этого боевого искусства.

Подробнее…

Приобретай оригинальную одежду и аксессуары по японской тематике в нашем магазине. Выделись среди серой массы, купив футболку, худи, штаны с изображением самурая!

Перейти в магазин Jamato

Спортивные единоборства. Обучение детей карате. Детский спорт

Прежде чем говорить о возможности или невозможности обучения стилевому карате маленьких детей в возрасте до 7 лет, давайте попробуем разобраться, что представляет собой стилевое карате как объект изучения, что представляет собой ребенок как субъект обучения и чем он отличается в этом плане от взрослого человека.

Карате является одной из японских систем самообороны. Основу технического арсенала карате составляют удары руками и ногами, но наряду с этим используется техника бросков (наге-ваза), болевого воздействия на суставы (кансетсу-ваза), ударов по жизненно важным точкам человеческого тела и др.

На протяжении веков формирования и практики карате трансформировалось в боевое искусство путем синтеза техники с философскими, этическими и эстетическими принципами, на которых базировалась японская культура.

Оставив в стороне философско-этические аспекты, поговорим о технике. Занятия карате, как правило, начинаются с обучения технике. Вся техника карате основывается на резкости движения и на концентрации энергии в нужный момент, придающей удару мощь. Движения должны быть энергоэкономными и оптимальными с точки зрения биодинамики. Чтобы выработать такой тип движений, необходимо не только понимание их механизма, но и ломка сложившихся к моменту начала обучения двигательных стереотипов.

Программа обучения карате состоит из трех обязательных разделов: кихон, ката и кумите.

Кихон — это выделенные из ката базовые атакующие и защитные движения и их комбинация на основе различной техники перемещений.

Ката — формализованные комплексы, исполнение которых в карате стандартизовано.

Кумите — упражнение с партнером, бой с противником.

Все три раздела изучаются параллельно. Перешагнуть ученический уровень в стилевом карате может человек, не только физически хорошо подготовленный (тренированный), но и имеющий развитый интеллект и определенные черты характера. Эффективным и достаточно быстрым процесс обучения карате может быть в том случае, если занимающийся способен не только к запоминанию, но также к анализу и самокоррекции.

Теперь давайте попробуем разобраться, что из программы стилевого карате могут усвоить маленькие дети. Отметим при этом некоторые особенности детского восприятия.

Обычные дети, не вундеркинды (а таких подавляющее большинство), и именно их мы учим карате, не способны к сложным логическим построениям. Их уровень мышления так и называется — дологический. Они воспринимают только конкретику. Если вы хотите, чтобы восприятие маленького ребенка было четким, т.е. чтобы он запомнил все детали, объем предлагаемой ему информации должен быть очень небольшим. Ребенок запоминает информацию образно, поэтому она должна быть представлена ему в удобном для этого виде. В каком именно, зависит от способа восприятия конкретного ребенка. Этот способ можно установить путем наблюдения или специальным тестированием для выявления модальности (способа восприятия и запоминания).

По способу восприятия и запоминания люди — в том числе и маленькие дети, у которых это особенно сильно выражено — делятся на так называемых визуалов (воспринимающих в основном зрительно, запоминающих зрительный образ), аудиалов (воспринимающих в основном со слов, запоминающих речевой образ), и кинестетиков (воспринимающих в основном через движение, с хорошо развитой «мышечной» памятью). Есть еще четвертая группа — дискретники, которые не относятся ни к одной из этих групп, но их мало, и в своей практике мы с ними не сталкивались.

Когда занятия проводятся в группе, в этой группе всегда будут находиться обладатели разных модальностей. Поэтому на занятиях карате нужно не только показывать, но и описывать словами каждое движение. При этом нужно использовать понятный ребенку образ. Если кто-то из детей все равно ничего не понимает и делает все неправильно, значит, скорее всего, перед вами кинестетик. Нужно подойти к нему, правильно поставить ему ноги и сделать его руками или ногами требуемое движение, дать ему почувствовать, как работают мышцы. Обязательно надо показать и дать возможность ощутить, для чего это движение нужно. Если движение хорошо прочувствовано, кинестетик запомнит его очень прочно, даже лучше, чем визуал или аудиал, несмотря на то, что «доходит» до него медленнее.

Различие модальностей — одна из причин, по которой с детьми можно заниматься карате продуктивно только в маленьких группах — не более 10 человек на одного инструктора. Почти каждый ребенок требует персонального внимания и индивидуального подхода.

Намного легче обучать взрослого человека, у которого сформирован понятийный аппарат, развита логика и способность структурировать материал, который умеет управлять своим вниманием (да, кстати, маленькие дети не умеют и этого, и их вниманием приходится управлять за них), у которого есть мотивация к обучению (у детей мотивация бывает редко, в лучшем случае она есть у родителей, а ребенку просто вдруг «захотелось» и через час «расхотелось») и волевой контроль (у детей его в помине нет, есть только настроение, которое обучающему приходится создавать). К тому же взрослый сам знает, что ему надо сделать, чтобы запомнить информацию — он уже интуитивно выработал технику запоминания, соответствующую особенностям его восприятия. Поэтому взрослому можно предлагать достаточно большой по объему материал для усвоения. По этой же причине занятия со взрослыми могут продолжаться около двух часов, а с малышами — обычно не больше часа. Большая часть занятия должна проходить в виде игр, информационную нагрузку надо увеличивать постепенно.

Ребенок воспринимает информацию целостно. Например, совсем маленький ребенок может не понять адресованных ему слов, но общий смысл обращения он, скорее всего, поймет. Дело в том, что основная часть информации идет невербально, т.е. помимо слов. Взрослый, благодаря своему опыту словесного общения, начинает в первую очередь осмысливать сами слова. А малыш в первую очередь воспримет интонацию, мимику, телодвижения, позу (так называемый, «иероглиф тела»), тембр голоса и т.д. И сразу поймет то, что до взрослого дойдет некоторое время спустя. Например, «этот дядя притворяется сердитым, а на самом деле — добрый», или «тетя хочет казаться доброй, а на самом деле — плохая». Не потому, что ребенок такой умный, а взрослые — дураки, а потому, что анализировать другой слой информации он пока как следует не способен. Специально обученный взрослый тоже может анализировать невербальную часть информации, но, в отличие от ребенка, осмысленно управляя этим процессом.

Из этого можно сделать следующие выводы.

Первое. Если инструктор приходит на занятие в детскую группу в плохом настроении или плохо себя чувствует, не может сосредоточиться, испытывает негативные эмоции, дети мгновенно это почувствуют, и управлять группой станет невозможно. Поэтому самоконтроль инструктора, который ведет занятия с маленькими детьми, должен быть идеальным.

Второе. Маленьких детей, у которых еще не развит в достаточной мере речевой аппарат — т.е. до 4-летнего возраста — можно, конечно, учить несложным вещам, в том числе и готовить к занятиям карате. Но такая подготовка может проводиться только индивидуально.

Детское восприятие отличается, как известно, яркостью. Мы говорим: свежесть восприятия. Давайте попробуем проанализировать этот феномен. Что это значит — яркость и свежесть восприятия? На самом деле все довольно просто. У ребенка еще нет картины мира, которая по сути своей является шаблоном. В том числе — шаблоном восприятия. Между воспринимаемыми образами и явлениями ребенок пока не установил связей, поэтому мир кажется странным, удивительным, захватывающе интересным, поэтому образы буквально впечатываются в память. Вспомните себя: что вам запоминается лучше всего? То, что удивляет и поражает. Что сопровождается сильной эмоцией. Так вот, ребенка удивляет все, и все сопровождается эмоциями. Поэтому и впечатления у него яркие. Но то, о чем ребенок уже знает, что это такое, про что ему объяснили, что это — «то-то и то-то», перестает вызывать интерес и привлекать внимание. В детстве шаблоны складываются очень быстро, и они оказываются на редкость прочными.

Поэтому, во-первых, на занятиях с маленькими детьми ни в коем случае не должно многократно повторяться одно и то же упражнение в одной и той же форме — вы просто не заставите детей делать его как следует, они будут выполнять его чисто формально, так как уже «все знают» и им неинтересно.

Во-вторых, нужно все-таки постоянно возвращаться к пройденному, показывая детям, что они знают об этом не все — желательно в такой форме, чтобы вызвать у детей удивление или эмоциональный отклик.

В-третьих, если у ребенка уже сложился неправильный шаблон, например, выполнения какого-либо движения, надо поставить его в такие условия, в которых он не сможет использовать этот шаблон и вынужден будет сам контролировать свои действия.

Например, если ребенок, выполняя мае-гери кеаге (хлесткий удар ногой вперед), не сгибает ногу в колене, можно поставить перед ним препятствие (скамейку) или посадить партнера на определенном расстоянии, при этом так, чтобы ребенок не мог отойти назад — например, чтобы за спиной была стенка. Тогда, чтобы не зацепиться за препятствие, он вынужден будет сгибать колено при махе ногой.

Карате, как мы уже говорили, не относится к простым дисциплинам. Осмысление очень облегчает и ускоряет выполнение и запоминание движений. Чем лучше структурирован у человека процесс мышления, тем легче его учить карате. Людей с техническим образованием учить карате легче, чем гуманитариев, вероятно из-за свойственной им точности мышления. Никакая приблизительность в карате недопустима.

Широко используется и другой способ: постепенное осмысление в процессе выполнения, как результат многократных повторений. Другими словами — «делай до тех пор, пока не поймешь». Но в любом случае, для того, чтобы учиться карате, понимание необходимо, будет ли оно отправным моментом или появится как следствие.

Чтобы у ребенка «пошел» процесс обучения более-менее сложным действиям, необходимо наличие у него:

  • контроля внимания (его надо воспитывать),
  • контроля своих действий и согласованности их с действиями инструктора,
  • понятийного аппарата (его нужно сформировать, и для этого ребенку необходим опыт),
  • логического мышления (большие полушария головного мозга должны пройти процесс формирования, кроме того, ребенку нужно помочь научиться мыслить, а не использовать готовые шаблоны, что проще),
  • волевого контроля, или управления намерением (достигается воспитанием и самовоспитанием).

Без этого обучение сложным предметам невозможно. Целостность восприятия и яркость впечатлений — это замечательно. Но без понимания взаимосвязей, без умения дифференцировать и интегрировать — иными словами, разбивать на составляющие и составлять из частей целое, без умения сосредотачиваться ничего в голове не уложится. Поэтому обучаемость у ребенка приходится формировать. Из-за особенностей детского восприятия и мышления обучение детей — процесс намного более трудоемкий и длительный, чем обучение взрослых.

Карате называют искусством. Можно, конечно, назвать искусством рисунки 5-летнего ребенка, но даже если он талантлив, вы не поставите их в один ряд, скажем, с «Девятым валом» Айвазовского. Скорее их можно назвать упражнениями в рисовании. Точно также и мы занимаемся с детьми не карате как таковым, а подводящими и формирующими упражнениями, в том числе базовой техникой. Потому что базовая техника в карате по сути тоже является формирующими упражнениями. Никто из высококвалифицированных специалистов карате не дерется базовой техникой — для этого нужны другие траектории, скорости и ритм.

Карате можно в некотором роде считать наукой. Наукой, которую человек приспосабливает не только к своему уму, но и к своему телу. И сам при этом приспосабливается к ней: учит свое тело работать по науке.

Любой инструктор стилевого карате знает, что техника ни в позднем, ни в раннем возрасте не достигается «естественностью движения». Естественные движения для ребенка, как и для любого человека — те, которые он привык совершать в своей повседневной жизни, предшествовавшей занятиям карате. То есть движения с привычной для него координацией. А привычная координация у многих малышей такая, что они и ложку до рта не могут донести, не расплескав.

Есть, конечно, дети, ловкие от природы — к сожалению, их меньшинство, — но координация движений карате для детей совершенно непривычна, хотя она и оптимальна с точки зрения биодинамики. Например, прямой удар рукой является продуктом тренировки, а не естественным движением. Технику такого удара приходится нарабатывать, используя специальные подводящие упражнения. Точно так же приходится «ставить» технику стоек, перемещений, ударов ногами, блокирующих движений и т.д. Это — тяжелый труд, и для ребенка, и для инструктора. Зато когда координация карате становится привычной, движения и выглядят, и ощущаются более естественными, чем у человека нетренерованного. Это относится к любому виду специализированной деятельности. Вот и получается, что естественность — это продукт тренированности. А спонтанность — результат естественности.

Занятиям карате очень мешает шаблонность. С детьми в этом плане возникает больше проблем, чем со взрослыми. Нам могут возразить: как же так? Ведь взрослый всегда обладает большим количеством шаблонов, он за свою жизнь их накопил столько, что ребенку и не снилось. И, тем не менее, это так. Потому что взрослый может осознать свои шаблоны и осознанно заменить их или трансформировать, а ребенок на это не способен. За него все приходится делать инструктору, приходится использовать множество специальных упражнений для формирования новых типов движений. При этом неправильные шаблоны «пристают» к ребенку моментально, а если есть шаблон — движение перестает быть осознанным и не поддается контролю. Отучение ребенка от уже ставшего привычным для него неправильного выполнения — занятие очень трудоемкое. Поэтому все базовые движения разучиваются с детьми по разделениям, с промежуточными фазами и контролем на каждом участке траектории. С помощью специальных упражнений синхронизируется работа всех частей тела.

Для малышей особенно сложным всегда бывает волевой контроль за движениями периферийных частей тела — кистей рук и ступней ног. У большинства детей руки от запястий до кончиков пальцев и ноги ниже голени существуют как бы сами по себе, детей нужно научить чувствовать эти мышцы и произвольно управлять ими. Если инструктор не уделяет этому внимания, большинство базовых техник будут выполняться детьми неправильно.

Инструктор должен понимать и научить этому детей, что есть схема выполнения движений, а есть конкретные варианты, зависящие от ситуаций. Иначе в дальнейшем у ребенка возникнут проблемы с вариативным применением техники и с восприятием различных модификаций, отличающихся от базового варианта.

Такой же подход должен вырабатываться у детей и по отношению к ката (специализированным формализованным упражнениям), которые ни в коем случае нельзя считать шаблоном. Скорее, их можно сравнить с иероглифами.

Иероглиф — это символ, заключающий в себе несколько смысловых слоев. Точно так же множество смысловых слоев — способов трактовки и применения — имеет каждая ката. Не прозанимавшись карате N-ное количество лет и не приспособив эту и все предыдущие ката к своему телу и разуму, невозможно научиться исполнять ее правильно — т.е. осмысленно и технически грамотно. За осмысленным и технически грамотным исполнением ката стоит понимание, что ката в карате — это не анахронизм, а метод обучения биодинамическим принципам карате, пластике и ритму.

Подведем итог. Несмотря на то, что карате никак нельзя отнести к простым вещам, заниматься с маленькими детьми стилевым карате можно, нужно и полезно.

Во-первых, действуя аккуратно, можно значительно развить и усовершенствовать природные данные ребенка — например, гибкость, подвижность суставов.

Во-вторых, можно исправить недостатки его координации и скорректировать дефекты развития его опорно-двигательного аппарата, для этого существуют специальные упражнения.

Таким образом, можно избавить ребенка от физических недостатков, которые наложили бы ограничения на его технику. В более позднем возрасте такого рода недостатки приходится компенсировать, используя более доступную технику из арсенала карате.

Можно также освоить с ребенком базовую технику и выучить простейшие ученические ката. На это потребуется 3-4 года (взрослому — 1 год), но это создаст предпосылки для быстрого прогресса в дальнейшем. Для ребенка, который занимается достаточно долго (несколько лет), координация карате становится привычной, т.е. естественной; кроме того, вырабатывается очень важный навык — быстрого и осмысленного усвоения новой координации.

Ребенок учится правильно дышать, что тоже очень важно для карате, а так же быстро переходить от напряжения мышц к их расслаблению и наоборот. Дети обычно более расслаблены, чем взрослые, поэтому, если техника у них хорошо поставлена, скорость движений у них выше, чем у взрослых. Для обучения Шотокан карате, где вся техника построена на скорости, координации и концентрации в нужный момент, это целесообразно использовать.

Кроме того, занятия стилевым карате под руководством квалифицированного инструктора стимулируют у детей умственное развитие — учат сосредотачивать внимание, развивают память, учат ребенка использовать особенности и компенсировать недостатки свойственной ему системы репрезентации (способа восприятия информации), уводят от стереотипного мышления, развивают как логическое, так и образное мышление, и т.д.

Занятия стилевым карате влияют на формирование характера ребенка — он становится более уверенным в себе, учится сдержанности, самоконтролю, целеустремленности. Ребенок поймет, что уважения окружающих можно добиться только трудом и адекватным поведением. Замечено, что в детской группе наибольший авторитет имеют не те дети, которые всевозможными способами пытаются привлечь к себе внимание — таких как раз не принимают всерьез, — а самые старательные и при этом спокойные, у которых самая хорошая техника.

Мы постоянно повторяем слова «стилевое карате». Все вышесказанное не относится к так называемому «просто» карате, «внестилевому» карате-до, «контактному» карате, русскому карате и т.д. Можно понимать карате по-разному и давать ему разные определения, но основные принципы карате должны соблюдаться, иначе это будет не карате.

Если ребенок занимается регулярно и достаточное время, результат всегда есть, независимо от исходных данных. Качественные изменения обычно проявляются после года занятий. Устойчивых результатов можно добиться за 2,5-3 года.

Под результатами мы подразумеваем в первую очередь значительное повышение обучаемости (что обусловлено отходом от привычных стереотипов восприятия, мышления и движения, развитию контроля внимания), затем — владение базовой техникой, повышение психической устойчивости, коррекция поведения. Большинству детей, чтобы результат был выраженным, требуются дополнительные индивидуальные занятия, хорошо, если инструктор имеет возможность их проводить.

По поводу целесообразности занятий единоборствами в раннем возрасте можно добавить следующее. В первую очередь надо определиться родителям — чего они хотят для своего ребенка. Если они хотят, чтобы он вырос здоровым, сообразительным, стал пластичнее, научился саморегуляции и упражнениям, которыми он сможет заниматься для поддержания здоровья и хорошей формы всю жизнь, стал более спокойным и уверенным в себе, тогда ребенка нужно отдать в стилевое карате к хорошему инструктору (а не чемпиону). От занятий боксом у ребенка здоровья и сообразительности, сами понимаете, не прибавится (у меня есть, например, информация, что около 80 % мастеров спорта по боксу состоят на учете в психиатрических диспансерах), да и никто не возьмет ребенка в бокс с 5 лет. Вообще в спорт детей обычно берут с 10-14 лет, причем не всех, а только «перспективных». Методика подготовки спортсмена построена на развитии природных качеств, а не на воспитании нужных.

Нам кажется, целесообразнее учить ребенка тому, чем он сможет заниматься всю жизнь. Стилевым карате не заканчивают заниматься по причине «возрастной непригодности». Если занимающийся перестал участвовать в соревнованиях, это не значит, что он перестал совершенствоваться в технике. Вообще между прогрессом в карате и участием в соревнованиях нет прямой зависимости. Огромную пользу и удовольствие от занятий карате можно получать в любом возрасте, при этом занятия карате не мешают, а способствуют умственной деятельности. Все известные мастера карате прожили долгую жизнь (по их убеждению, благодаря занятиям карате) и практиковали карате всю жизнь. Современные крупные мастера, такие как Каназава, Асаи, Эноеда, Казе, Кеннет Фунакоши и другие, в этом плане ничем от них не отличаются. А вот бывшие спортсмены (все спортсмены неизбежно в конце концов становятся бывшими) обычно не могут похвастаться хорошим самочувствием, да и кроме самочувствия у них много проблем.

А. Плескачев, старший преподаватель
кафедры физической культуры,
инструктор карате,
Н. Матросова,
аспирант ВНИИФК, инструктор карате

Занятие карате для детей — спорт и мораль

В последнее время все большей популярностью среди других видов спорта  пользуются секции восточных единоборств, в которых занимаются не только взрослые, но и дети.

Занятия карате для детей, что это? Дань моде или уникальная возможность не только обеспечить физическое развитие ребёнка, но их научить его элементарным навыкам самообороны?

Карате и его особенности

Все знают, что карате – это одна из наиболее известных и распространённых систем японской самообороны. Основные виды движений, составляющие основу этой борьбы – это удары, которые наносятся ногами и руками. Параллельно с этим активно практикуется техника бросков и резких выпадов тела, а также воздействие на суставы атакующего болью, которая появляется в результате ударов по специфическим точкам тела человека.

Помимо физической подготовки и получения навыков самообороны, эти занятия предполагают интеллектуальный фон. Ведь такой вид борьбы – это не только полезная гимнастика, благодаря которой ваш ребёнок будет в отличной форме, это ещё и определённая философия, образ мышления.

Именно поэтому занятия  карате для взрослых отличаются от тренировок, которые проводят с маленькими детьми. Ведь преподаватели этой разновидности единоборств, занимающиеся с малышами должны быть не только отличными каратистами, но также педагогами и психологами.

Карате для детей, в каком возрасте начинать занятия?

На родине этого вида боевого искусства, в Японии, обучение карате являются частью культуры воспитания подрастающего поколения. Поэтому занимающиеся этим видом борьбы дети возрастом 4-5 лет там совсем не исключение. Зачастую десятилетние японцы уже имеют определённый дан (уровень, ступень мастерства) по карате.

В России ситуация обстоит несколько по-другому. Так как обучение маленьких детей восточным единоборствам ещё не стали широкой традицией (как, например, занятия плаванием или футболом), то количество секций, которые могут похвастаться профессионалами высокого класса, умеющими и любящими работать с дошкольниками не так уже велико.

Средний возраст, в котором дети начинают тренировки,  у нас приближается к 7-8 годам. Именно в этот период  детская мотивация к тренировкам и достижению успехов выбранном виде спорте становится ярко выраженной.

Особенности обучения карате детей

Малышам-дошкольникам возраста 5-6 лет очень сложно сознательно контролировать движения ступней ног и кистей рук. У многих детей в этом возрасте конечности часто живут своей жизнью, поэтому занятия карате нет смысла начинать, пока малыши не научатся чувствовать периферийные мышцы рук и ног, и впоследствии управлять ими в произвольном порядке.

Преподаватели, работающие в детских группах, отмечают, что наиболее благоприятный период  для начала занятий определяется возрастными рамками 6-8 лет, когда дети поступают в школу. Связано это с тем, что в таком возрасте они начинают ощущать себя полноправными членами коллектива, и понимают, чего ждёт от них преподаватель. Если начальный этап занятий в школе совпадает со стартом тренировок карате, то качественный уровень проводимых тренировок становится существенно выше.

Что развивают занятия карате

Развитие телесных и физических навыков:

  • Совершенствуются и развиваются физические данные малыша, повышается гибкость и подвижность его суставов.
  • Тренируется координация движений, специальные упражнения способствуют корректировке отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата
  • На занятиях карате дети учатся правильному дыханию, овладевают навыками контроля  своего мышечного аппарата, учатся расслаблять и мышцы напрягать тогда, когда это необходимо.

Умственное развитие

Этот вид восточной борьбы способствуют развитию умения концентрировать внимание, что является  чрезвычайно полезным и необходимым навыком для современных детей. Ведь зачастую им трудно сосредоточиться даже на уроках в школе, выполняя задания преподавателя. Помимо этого тренировки  отлично способствует улучшению  детской памяти, учат избегать стереотипов в мышлении.

Можно говорить, что у детей, занимающихся этим видом борьбы, гармонично развиваются оба полушария мозга, таким образом, обеспечивая полноценное формирование не только образного, но и аналитического, логического типа мышления.

Влияние на личность

В процессе регулярных занятий карате неуверенный и стеснительный ребёнок становится более уверенными в себе и своих силах, целеустремлёнными, владеющими базовыми навыками самоконтроля.

Занятия этим видом борьбы в течение продолжительного периода времени являются отличной иллюстрацией для детей, демонстрирующей, как можно добиться успеха, если подходить к этому последовательно и добросовестно. В результате  регулярных тренировок  ребёнок многократно убеждается в существовании тесной связи между упорным трудом и результатом.

Когда можно говорить об успехах

Если дети занимаются с удовольствием и под руководством профессионального педагога, то уже к концу первого года занятий они могут добиться успехов. Однако серьёзные качественные сдвиги в  овладении навыками карате можно ожидать не ранее, чем через 2,5-3 года после начала занятий.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Передача про занятия карате для детей:

Занятия каратэ для дошкольников

ДЕТСКИЕ ЗАНЯТИЯ КАРАТЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Одним из наиболее жестких стилей боевых искусств считается стиль кеку-шинкай. Но что это такое, и вообще, какую пользу может принести занятия карате для детей дошкольного или младшего школьного возраста? А ответ очень простой. У малышей значительно укрепляется иммунная система, пропадает плохая осанка, прививается правильный образ жизни и они становятся более крепкими и выносливыми. И это еще не весь перечень той пользы, которую могут принести такие занятия.

Кто приходит на занятия?

Елена Карташова – чемпионка мира по карате, и, в то же время, детский тренер по этому виду боевых искусств рассказывает, что карате – такой вид спорта, который будет доступным почти каждому ребенку без исключения. Там, где она тренирует детей, еще ни одному малышу не отказали в занятиях. Женщина рассказывает, что бывали такие случаи, когда родители приводили к ним детей, не видя другого выхода, ведь лыжный спорт им противопоказан, бег, катание на велосипеде или плавание тоже. А в секцию принимают даже тех, у кого очень плохое зрение или астматический бронхит. И уже через год постоянных занятий этим видом спорта тех детей, которые были очень слабыми и без конца болели, практически не узнать. Они стали крепкими, выносливыми, и их иммунная система намного лучше противостоит вирусам и инфекциям. Карате закаляет детей и укрепляет их иммунитет. Все занятия в спортивном зале проводится только босиком. Поначалу родители, опасаясь за здоровье своего малыша, оставляют его в носочках, но, спустя некоторое время, все их опасения улетучиваются. В секцию приходит много детей у которых наблюдается плохая осанка или сутулость. Но в чем кроется причина этого. Все достаточно просто. Из-за того, что ребенок физически не развивался, он не занимался спортом или специальными упражнениями, мышцы спины, которые отвечают за осанку, стали слабыми, и не могут удерживать позвоночник в нужном положении. А на занятиях по карате с малышами делают упражнения, которые положительно влияют на все группы мышц, укрепляя и развивая их. Ребенок развивается, причем не только в физическом, но и в духовном плане. И, спустя два года, от былой сутулости не осталось и следа – спина стала прямой и ровной, а выпиравшиеся лопатки исчезли. 

Иногда родители отдают свое чадо на занятия восточными единоборствами по той причине, что его очень часто обижают другие дети в садике, школе или просто на улице. Таким папам или мамам тренер сразу говорит, что хорошо драться они их малыша не научат, а вот уверенность с собственные силы вселить смогут. 

Есть еще одна категория детей, которых приводят за занятия. Это гиперактивные малыши, которых родители хотят хоть чуть-чуть успокоить, и направить энергию, которая так и бьет из них ключом, в нужное русло.

Какие качества должны быть присущи малышу, чтобы он мог нормально заниматься карате? На этот вопрос нет однозначного ответа. Иногда в спортзал приходят такие слабые дети, что тренеры начинаю думать о том, выдержат ли они более месяца. А другой малыш наоборот, очень активный и подвижный, и все схватывает прямо на лету. А спустя год оказывается, что слабенький ребенок показывает явные успехи и все делает как нужно, а его активный товарищ давно оставил занятия.

 Елена вспоминает такой случай. Однажды родители привели к ним маленького и слабого мальчика Сашу, как бы в нагрузку к старшему брату, который занимался тут же. Он был не только меньше, но и младше остальных детей. Поначалу у него совсем ничего не получалось, и тренеры уже махнули на него рукой, считая, что ничего путного из него не выйдет. Прошло четыре года, и когда он вошел в спортзал после летних каникул, его невозможно было узнать. От былого «хлюпика» почти ничего не осталось. Был виден резкий скачек вперед и в плане техники, и в плане выносливости и связки. Сейчас этот ребенок стал одним из лучших учеников, который показывает очень даже неплохие результаты.    

25 минут на разминку

Первое, что должен сделать ребенок при входе в спортзал, это сделать поклон-приветствие, или «ос», как его называют тренеры. Дело в том, что много слов в секции произносится на оригинальном японском языке, ведь именно Японию считают родиной этого вида боевых искусств. Детям также известно, что сейчас перед ними стоит не тетя Лена, которая проводит с ними занятия, а «сэмпая», что в переводе означает «учитель». По-японски здесь также ведется счет до десяти: «ич, ни, сан… и так далее». Малышам это приходится по душе, ведь теперь они могут похвастаться перед другими детьми в садике или в школе: «Если хочешь, я могу тебе посчитать до десяти по-японски…». Все связки, которые изучаются, также именуются японскими названиями. 

Перед началом занятий малыши строятся. Затем все медитируют две минуты, что способствует лучшей настройке детей. Для этого все садятся на колени, руки упирают в бока и закрывают глаза. И очень серьезно слушают все, что говорит тренер, ведь непослушание или неуважение недопустимо. После этого начинается разминка.  

Маленькие дети по своей натуре такие, что махать кулаками, стоя в стройных рядах, им совершенно не интересно. Намного веселее постоянно бегать и суетится. Целью разминки будет укрепление не только мышц позвоночника, но и всего мышечного корсета. Если начать объяснять детям цель и порядок выполнения упражнения так, как это делается взрослым, они ничего не поймут. Именно поэтому тренер старается применять больше игровых приемов и методик.

Во время разминки применяются следующие игровые приемы: игра в «крокодильчиков», при которой все детишки ползают на кулачках, «возим тачку с песком», когда все малыши выстраиваются парами, а затем ходят на руках, по очереди держа один другого за ноги. Это упражнение очень полезно для развития мышц позвоночника. Они подражают разным животным, что подразумевает под собой исполнение различных приемов. Например, изображая лягушку, дети прыгают из приседа, а изображая зайчика – просто прыгают. Подражаю таракану, все дружно садятся вперед ногами и затем так бегают.

Есть большое количество и других упражнений, но все они несут в себе единую цель – развить у занимающихся ребят постоянный дух соперничества.

Дети выполняют также акробатические приемы. Это могут быть кувырки как вперед, так и назад, с разбега или комбинированные, кувырки через партнера. Они позволяют развить у малышей гибкость. После кувырков все выполняют гимнастический мостик, находясь в положении лежа. А в это время тренер ходит между рядов и смотрит, у кого это гимнастическое упражнение получилось лучше всех. Если у ребенка что-то не получается, руководитель занятий не говорит это прямо, а старается выложить все в шуточной форме: «Ну, посмотри на свой мостик. Он получился у тебя как будто бы в старой заброшенной деревне: весь трухлявый и хлипкий, гляди вот-вот и развалится. А ну, немного выпрями ручки, прогни спинку. Молодец, вот видишь, у тебя все получилось». Детям нравится такое отношение, и они стараются изо всех сил.

Формула успеха: старательность плюс хорошая дисциплина

Каждое занятие в секции по карате начинается с хорошей разминки, главной целью которой служит укрепление мышечного корсета, научить ребенка правильно и четко координировать свои движения, развить у него гибкость и ловкость, а также умение хорошо владеть своим телом. Маленькие каратисты выполняют большое количество всевозможных гимнастических упражнений. И даже если у них все получается не сразу, малышей это не очень смущает, и наиболее трудные элементы они повторяют снова и снова, пока все не будет так, как должно быть.

Без баловства и слез

Основная часть тренировки длится около двадцати минут. Первые десять из них малыши занимаются над изучением техники. Для этого они выстраиваются в один ряд и выполняют определенные движения ногами или руками «по воздуху» в такт со счетом тренера. А он, в это время, ходит между детьми и поправляет положения кулачков, ножки или ручки, делает небольшие замечания. В таком возрасте ребятам совершенно не интересна техника, они не могут понять, для чего им это нужно – махать по воздуху руками и ногами. Спустя несколько минут таких занятий малыши начинают зевать, ковыряться в носу, что служит для руководителя занятий сигналом для того, чтобы переключить их внимание на что-то другое, так как от продолжения упражнений по технике толку будет немного. Далее все берут специальные снаряды, которые называются лапами, с которыми отрабатывают удары еще около десяти минут. Для этого всех детей выстраивают парами. И пока один из них держит лапу, другой под счет тренера учится наносить удары. В секции хотели приучить их к самостоятельности, чтобы каждый малыш выполнял упражнение в том ритме, который ему подходит. Только из этого ничего путного не получилось. А вот под счет все делают четко. 

Каждое движение обучаемые исполняют строго по команде старшего. Любое баловство пресекается сразу. Если этого не сделать, результат может быть плачевным: дети падают, сильно ударяются и разбивают друг другу носы. Один держит лапу, и, немного зазевавшись, выглядывает из-под нее, а второй ребенок в это время наносит удар. Результат – синяк под глазом, слезы и сопли. А ведь всего этого можно было не допустить, главное – в точности выполнять все команды тренера. А вот плакать если что-то не получается не разрешают никому. Ребенка спрашивают, зачем он сюда пришел, реветь или заниматься. Ведь если другие малыши в садике или в школе узнают, что он плакал, вот позору то будет!

Настоящего спортсмена кимоно обязывает ко многому

Каждое движение во время занятий, как уже говорилось, нужно выполнять строго по команде и только под счет тренера. Это, конечно, будет непросто, и первые два или три года занятий дети осваивают азы выполнения движений, которые в дальнейшем помогут им изучить саму технику борьбы, а не технические приемы. И только после того, как малыши перейдут в более старшую группу и станут носить кимоно, с ними начнут серьезно работать, чтобы сделать из них настоящих спортсменов.

Кодекс чести

Заключительной частью тренировки является поощрительная игра за хорошо исполненную работу. Детишки играют в «караси и щуку», «волка и сову», «вышибалы» или «колдунчики». 

Занятия длятся один час и проводятся по два раза в неделю. Один раз в месяц занимаются в тренажерном зале, где малышей ждут  маленькие 500-граммовые гантели.

Детей учат подтягиванию на турнике. А вот мам и пап в зал, где они занимаются, не пускают. Дело в том, что дети, когда видят своих родителей, начинают беситься и делать все напоказ. Им, видите ли, нужно подурачиться.

Кимоно детям одевают не сразу. Сначала они занимаются в трикотажных шортах или  спортивных брюках, на верхнюю часть тела одевают майки. Многие родители стремятся сразу облачить их классическое одеяние каратистов, вот только они не хотят понимать, что маленьким детям, которым едва исполнилось пять – семь лет, это неудобно. Тренеру вместо того, чтобы учить их, придется только то и делать, что завязывать всем пояса. И тем более, зачем нужны лишние траты. Ведь вполне может случиться, что ребенок месяц-второй позанимается и все бросит. 

А вот когда ребята переходят в старшую группу, что происходит в семь-восемь лет, тренер уже требует от родителей, чтобы они сами купили ему кимоно. Ведь оно обязывает детей, и они начинают серьезно относиться к тренировкам, будто бы сразу становятся взрослыми.

Всем ученикам постоянно напоминают, что им в руки дают страшное оружие – карате, умение пользоваться своим телом, и они не должны использовать его в иных случаях, кроме как для самозащиты, или защиты тех, кого несправедливо обижают. Они должны помогать своей маме или сестре, подруге или другу, но никогда не нападать первыми. 

Тренер рассказывает, что однажды в их секции произошел случай. Мальчик стал обижать младших и разбивать носы первоклассникам. Им из школы, где он учился, поступила жалоба. Узнав это, тренер, во время очередной тренировки, вызвала его на середину зала, и вместе с другими детьми немного пристыдила. Его вполне серьезно предупредили, что еще одна подобная жалоба, и из спортивной секции его выгонят. А если он так сильно хочет подраться, для этого существуют соревнования. После этого он исправился. 

И теперь немного о соревнованиях. В них могут принимать участие дети различных возрастных категорий. Однажды в секции, о которой написана эта статья, по просьбе родителей провели эксперимент, и устроили спортивные турниры между детьми 7-8 лет. Только в отличие от взрослых спортсменов на них были надеты шлемы, снарядные перчатки и защитные жилеты. Делалось это ради их безопасности, чтобы кому-то ничего не разбили. Детишки в таком одеянии немного напоминали черепашек, такие они были смешные и неуклюжие. Зато сами ребята все восприняли очень серьезно и выкладывались на все сто процентов. Участие в подобных соревнованиях могут принимать все без исключения. 

Leave a Reply