Сказка

Текст лиса и козел русская народная сказка: Лиса и козел — сказка, текст читать. Русские народные сказки – Лиса и козел — русская народная сказка. Читать онлайн.

Содержание

Лиса и козел — русская народная сказка. Читать онлайн.

Сказка о том, как лиса случайно в колодец попала. Сидит, выбраться не может, проходит мимо козел, а лиса этим и воспользовалась!

Лиса и козел читать

Бежала лиса, на ворон зазевалась — и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить — тоже. Сидит лиса, горюет.

Лиса и козел - русская народная сказка
Идет козел — умная голова. Идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидал там лису и спрашивает:

— Что ты там, лисонька, поделываешь?

Лиса и козел - русская народная сказка

— Отдыхаю, голубчик, — отвечает лиса, — там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь!

А козлу давно пить хочется.

— Хороша ли вода-то? — спрашивает козел.

— Отличная, — отвечает лиса. — Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.

Лиса и козел - русская народная сказка

Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил. А она ему:

— Эх, бородатый дурень, и прыгнуть-то не умел — всю обрызгал.

Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.

Лиса и козел - русская народная сказка

Чуть было не пропал козел с голоду в колодце. Насилу-то его отыскали и за рога вытащили.

Пожалуйста, оцените произведение

Подтвердить оценку

Оценка: 4.9 / 5. Количестов оценок: 149

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Спасибо за отзыв!

Прочитано 5273 раз(а)

Сказка Лиса и Козел. Русская народная сказка ~ Я happy МАМА

Сказка Лиса и Козел о последствиях глупых поступков. Ваши дети часто совершает необдуманные поступки? Обязательно прочитайте им эту коротенькую поучительную сказку онлайн и смоделируйте вместе с ними несколько похожих ситуаций из жизни.

Сказка Лиса и Козел читать

Загрузка текста сказки…

Кто автор сказки

Автор сказки Лиса и Козел известный русский педагог и мыслитель К. Ушинский. Сюжет для нее взят из одноименной русской народной сказки.

Краткое содержание сказки

Упала Лиса в колодец. Но рыжая плутовка всегда была хитрой и находчивой. Когда Козел к колодцу подошел, Лиса сообразила, как ей из западни выбраться. Льстивыми речами стала Лиса дружка заманивать в колодец. Тот сдуру и прыгнул. Запрыгнула Лиса Козлу на спину и была такова. А спасителю пришлось долго посидеть в холодной воде, пока оттуда его не вытащили. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Анализ сказки Лиса и Козел

Персонажи сказки олицетворяют определенные человеческие типы: Лисичка – хитрость и коварство, Козел – тупость. Нужно жить своим умом – эту мысль мы повторяем часто. Именно она и раскрывается в сказке Лиса и Козел. И еще раз напомнинает слушателям о необходимости быть более рассудительными. Чему учит сказка Лиса и Козел? Сказка учит не следовать безумно советам других, обдумывать наперед свои действия, чтобы не стать «козлом».

Мораль сказки Лиса и Козел

Умный человек сначала подумает, а потом сделает. Нужно помнить, что в современном мире много проходимцев, которые пытаются подобно «лисичке» затащить доверчивых и глупых людей в различные «колодцы». Мораль сказки предостерегает от необдуманных поступков.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Прежде чем войти, подумай, как выйдешь.
  • Хитрее лисы зверя нет.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Читать все Русские народные сказки

Лиса и козел, читать сказку онлайн для детей

Лиса и козел русская народная сказка картинка иллюстрация для детей читать крупный шрифт книга онлайн

Лиса и козел русская народная сказка картинка иллюстрация для детей читать крупный шрифт книга онлайн

О сказке

Русская народная сказка «Лиса и козел»

Русская народная сказка «Лиса и козел» — очередной пример истории про рыжую плутовку. Тем, кто привык, что хитрая лиса в финале сказочного сюжета чаще всего сама же и страдает от своего чрезмерного коварства, этот рассказ покажется необычным. Вопреки принятому в сказке «добро побеждает зло», лиса здесь не наказана за свою подлость и ложь: ей обманом удается выйти из сложной ситуации и одержать верх над другим персонажем сказки. Прежде чем попытаться разобраться в причине такой несправедливости, необходимо кратко описать сюжет сказки. Итак, главное действующее лицо – лиса, она попала в колодец, засмотревшись на ворон. На ее счастье колодец был наполовину пересохший, почти без воды, поэтому лиса не утонула, но выбраться из него все же не смогла. Благо, мимо колодца проходил козел – еще один персонаж сказки, любопытство заставило его заглянуть в колодец. Лиса, недолго думая, принялась расхваливать, как там хорошо и приятно. Бедный козел, которому и без того хотелось пить, поверил хитрой лисе и прыгнул в колодец. Плутовка же взгромоздилась ему на спину, со спины перелезла на рога и так выкарабкалась наружу. Козел в колодце чуть не погиб от голода, но был спасен добрыми людьми.

Развитие событий в сказке, хотя и кажется на первый взгляд несправедливым, но отлично справляется со своей идейной задачей. Лиса в сказке одерживает верх, но не для того чтобы зло восторжествовало. Цель сказки совсем другая – показать, что глупость и чрезмерное любопытство могут завести героя в беду. Козел прыгнул в колодец, совершенно не подумав о последствиях, это и является предметом осмеяния и порицания в данном рассказе. Еще одним смысловым акцентом этой поучительной истории является установка, что физическая сила не всегда залог успеха, ум и осторожность необходимы для благополучного существования героя.

Любопытно, что рассказчик как будто нарочито подтрунивает над козлом, называя его умной головой. Эта своеобразная издевка над персонажем, распространенный прием в русском фольклоре.

Стоит отметить, что речевой строй сказки «Лиса и козел» заслуживает отдельного внимания. В тексте присутствует авторское описание одного из главных героев, для его характеристики используются формы слов с увеличительным значением («бородище», «рожища»), что делает образ козла, с одной стороны, более грозным и опасным. Но в тоже время, такая характеристика противоречит остальному поведению козла и речи его самого. Что касается лисы, то отбор речевых средств, которые она использует, отчетливо различается в зависимости от ситуации. Когда она пытается заманить козла в ловушку, речь ее ласкова и изобилует уменьшительно-ласкательными существительными («голубчик», «водица»). Но как только ей удается достичь цели, отбор слов резко меняется, в речи появляется грубая лексика (например, «дурень»). Таким образом, речь героев сказки создает для читателя дополнительное поле для понимания сути каждого образа и сказки в целом.

Читайте русскую народную сказку «Лиса и козел» на нашем сайте онлайн бесплатно и без регистрации.

Бежала лиса, на ворон зазевалась — и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить — тоже. Сидит лиса, горюет.

Идет козел — умная голова; идет, бородищей трясет, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидел там лису и спрашивает:

— Что ты там, лисанька, поделываешь?

— Отдыхаю, голубчик, — отвечает лиса, — там, наверху, жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно да хорошо! Водицы холодненькой — сколько хочешь!

А козлу давно пить хочется.

— Хороша ли вода-то? — спрашивает козел.

— Отличная, — отвечает лиса. — Чистая, холодная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет.

Прыгнул сдуру козел, чуть лисы не задавил. А она ему:

— Эх, бородатый дурень, и прыгнуть-то не умел — всю обрызгал.

Вскочила лиса козлу на спину, со спины на рога, да и вон из колодца.

Чуть было не пропал козел с голоду в колодце; насилу-то его отыскали и за рога вытащили.

Читаем, смотрим и слушаем детские сказки:

Лисица и козёл рассказ басня Льва Толстого читайте короткие детские сказки онлайн

Отзыв к рассказу сказке Льва Толстого «Лисица и козёл»

Лев Толстой придумал для детей интересную сказку, в которых он описал навязчивость идей и то, к чему может привести, если эти идеи превращаются в достижение цели. Иногда эти усилия могут превратиться в напрасную трату времени.

Пересказ сказки о козле и лисе

Козёл решил напиться, для чего ему пришлось спуститься к самой кручи, где был расположен колодец. Когда он утолил жажду, то стал больше весить. Забраться наверх ему стало сложно, а сделать это надо было, тогда козёл заревел, сколько было сил. А всё это увидела лисица и очень удивилась поведению глупого животного. «Бестолковый ты, козёл. Тебе бы ума набраться столько, сколько волос в твоей бороде. Сначала нужно было решить, как подниматься наверх станешь, а потом уже спустился бы», — решила лиса объяснить всё козлу.

В чём мораль?

В каждом произведении есть своя мораль, своя мудрость. Люди в своей жизни совершают разные поступки, иногда их действия спонтанны. Текст сказки учит тех, кто прочитал её и вник в суть содержания, как нужно принимать решения. Необходимо подумать о последствиях, оценить, чем герой рискует, не окажутся ли все его усилия напрасными. Иногда чего-то страстно желаешь, но нужно ли это желаемое? Может быть, вложить придётся гораздо больше, чем можно получить в будущем от воплощённой идеи.

Для взрослых

Книга сказок рассчитана на детскую аудиторию, но такие повествования могут прочитать и мамы, и папы малышей. Взрослые люди столько нового и поучительного готовы почерпнуть из авторских произведений Льва Николаевича. Хорошо, когда рядом с человеком, который движется к осуществлению своей цели, находится тот, кто укажет на ошибки и поможет добрым советом избежать их в дальнейшем. А в сказке у Толстого лисица только обозвала козла глупым. Как она ему помогла? Никак. Такой ли помощи ожидает попавший в беду? Наверное, нет. Можно подумать, что козёл сам не догадался, что все его беды из-за того, что он доверху наполнил свой желудок водой, а теперь прибавил из-за этого в весе. Так и человек в настоящей жизни пытается больнее уколоть попавшего в беду. А как же «человек человеку — друг, товарищ и брат»? Люди отличаются умом, а потому поступать, так как козёл – нельзя! Нужно подумать и несколько раз взвесить своё решение. Но и уподобляться лисе тоже ни в коем случае не стоит! Помоги товарищу в беде, а потом и он ответит тем же. Ведь в нашей жизни бывает всякое. иногда говорят о том, что Земля наша круглая.

Читайте текст рассказа русского писателя Льва Николаевича Толстого про лису и козла онлайн бесплатно и без регистрации.

 

Русская народная сказка « Лиса и козёл»

План-конспект урока чтения во 2 классе

Тема: Русская народная сказка « Лиса и козел»

Цели: знакомство с русской народной сказкой «Лиса и козёл»

Формируемые УУД:

Личностные:

оценивать поступки героев произведения под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей;

учебно- познавательный интерес к учебному материалу;

чувство ответственности за выполнение своей работы;

Познавательные:

Совершенствовать навык чтения целыми словами, развивать умения 
работать с текстом, упражнять в выразительном чтении диалога действующих персонажей, формировать  умение выделять главную мысль произведения, умение характеризовать героев произведения на основе их поступков; формировать несложные выводы, основываясь на тексте произведения.

Регулятивные: определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно, выполнять учебное задание в соответствии с целью;

осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные:

формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок, начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Игра «Обмен настроением»

Улыбнитесь друг другу.

Тому, кто улыбается, смеется,

Все в жизни удается.

— Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.

II. Артикуляционная гимнастика.

– У нас урок чтения и нам предстоит много читать и говорить, поэтому начнём как всегда с фонетической разминки

Мы расселись по порядку,

Дружно делаем зарядку,

Не ногами, не руками,

А своими язычками.

  1. Артикуляционная гимнастика:

Упражнение «улыбка»

       -Чтоб понравиться лягушкам

         Тянем губки прямо к ушкам.

    Упражнение «хоботок»

        — Подражаю я слону –

          Губки хоботком тяну.

2. Споем песенку гласных (с разным ударением)

А-У-И-О-Ы АОУЫИЭ АЫОУЭИ ОУАЭИЫ УЫОИАЭ ЫЭАОИУ

3. Чистоговорка (хором)

— Жи- жи- жи — сказку расскажи.

— Ша-ша-ша — сказка хороша.

— Ву-ву-ву — сказка наяву.

— Ра-ра-ра — нам читать пора.

4. Скороговорка

Гусь Гога и гусь Гага 
Друг без друга никуда. 

— сначала читаем все вместе медленно. 
— читаем с весёлой интонацией. 
— читаем с вопросительной интонацией. 
— читаем шёпотом.
— все вместе читаем с ускорением. 

5. Упражнения в чтении.

— Найди среди букв и прочитай знакомые слова.

ГУСИЛУГЛИСАПЕСНЯСКАЗКИ

  1. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

– Хорошо. Прочитайте ещё раз последнее слово, которое получилось – (СКАЗКИ).

-Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по сказкам.

Гимнастика для глаз
Глазки широко открыли
Огляделись, удивились
Глазки закрываем – они у нас отдыхают
Снова глазки открываем
Быстро, быстро все моргаем
Глазки отдохнули – глубоко вздохнули
Глубоко вздохнули – вот как отдохнули!

  1. Проверка д/з:

— Читать сказку «Гуси и лиса» — по ролям.

Физкультурная минутка.

Много сказок есть на свете     дети шагают

Эти сказки любят дети           дети приседают

Про лисичку и зайчонка,         дети имитируют движения

И про Машу с медвежонком    

И семь беленьких козлят,         

руки в стороны, потом к плечам

Съесть которых волк был рад.

А сейчас все вместе глазки закрывайте,

И волшебные слова дружно повторяйте:

«Раз, два, три, в сказку попади!»     движения по смыслу

V. Основная часть.

Подготовка к восприятию сказки

– Сегодня мы познакомимся с новой сказкой. Название сказки вы узнаете, если найдете из предложенных вам слов лишние слова.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

– Прочитайте слова на розовой карточке: собака – корова – лиса – кошка.

– Какое слово здесь лишнее? Почему?

– Правильно, слово «лиса» – лишнее, т.к. обозначает название дикого животного.

– Прочитайте слова на голубой карточке: волк – козёл – белка – заяц.

– Правильно, слово «козёл» – лишнее, т.к. обозначает название домашнего животного.

– Какие слова мы выделили? (Лиса, козел)

– Молодцы, мы с вами узнали название сказки. Сказка называется «Лиса и козел».

Знакомство с произведением «Лиса и козёл»

 Настало время познакомиться со сказкой “Лиса и козел”. Сядьте удобно.

слушание сказки  и рассматривание  слайдов 

1. Чтение сказки учителем с нацеливанием.

-Куда провалилась лиса?

2. Словарная работа.

– Ребята, вы внимательно прослушали русскую народную сказку «Лиса и козёл». В сказке лиса провалилась в колодец. А как вы думаете, что означает слово «колодец»? – Правильно. Из колодцев люди берут воду для употребления в пищу и бытовых нужд. Это сейчас у нас у всех в квартирах есть кран, и вода течет по трубам. А в деревнях и сёлах есть колодцы, и люди ходят к нему за водой. Раньше колодец рыли всем селом. Колодцы очень глубокие, и вода в них очень чистая и холодная.

Стенки колодца укрепляют, чтобы в них земля не осыпалась.

Посмотрите на картинке изображено, что колодец сделан из бревен. Эти бревна называются срубом. Над колодцем делают крышу или закрывают крышкой.

– Зачем на колодце нужна крыша? (Чтобы снег и дождь не капали, чтоб листья и мусор не попадали в воду.)

– Правильно, ребята. А зачем укрепляют стенки колодца? (Чтобы не осыпалась земля.)

– Чем укрепляют стенки колодцев? (Брёвнами.)

– Как называются бревна? (Сруб.)

– Молодцы!

3. Чтение трудных слов.

Читайте правильно.

Про-хлад-но

Вы-ско-чить

Ко ско вско вско-чи-ла

4. Чтение сказки (жужжащие)

Зрительная гимнастика.

Ах, как долго читали,

Глазки у ребят устали. – Поморгали глазами.

Посмотрите все в окно, – Головой не вертим, бегают одни глазки.

Посмотрите все на дверь.

Посмотрите все наверх.

Посмотрите вниз.

Глазки бегают влево, вправо, как часики (1-2, 3-4, 5-6).

Зажмурили глаза, открыть и поморгали.

5. Ребята, теперь приготовились читать сказку по цепочке. Внимательно следим по тексту. (Дети читают по 1–2 предложения).

6.Первичное закрепление материала

Беседа по содержанию сказки

– Как лиса попала в колодец? (Лиса упала в колодец.)

— Почему  лиса попала в колодец? ( Лиса попала в колодец, потому что не смотрела под ноги.)

– Могла лиса сама вылезти из колодца? Почему? (Нет, не могла. Вылезти было трудно, потому что выскочить было трудно.)

— А зачем заглянул в колодец Козёл? ( Ему  интересно было, пить захотел.)

— Как лиса объяснила козлу свое пребывание в колодце?  

– Как лиса вылезла из колодца? (Она обманула козла, залезла ему на спину и выскочила из колодца.)

Дети выбирают характеристику героя.

 (хитрая, лживая,  грубая, справедливая,)
глупый,  доверчивый, находчивый, упрямый, 

– Какая лиса в этой сказке? (Хитрая.)

– А каким оказался козёл? (Доверчивым, глупым.)

-Хорошо ли поступила лиса? А вы бы как поступили?(попросили бы помощи)

7.Выборочное чтение:

-прочитайте разговор лисы и козла. Не забудьте передать хитрый и ласковый тон лисы.

8. чтение эхом за учителем.

VI. Итог. Рефлексия.

Учитель: С какой сказкой познакомились?

Ученики: Лиса и козёл.

Учитель: Кто автор этой сказки?

Ученики: народ

Учитель: Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Какой урок вы вынесли из этой сказки?

Ученики: Сначала нужно подумать, а потом делать что-то.

Учитель: Если вам понравилась ваша работа на уроке – выберите улыбающееся 
личико.

— Если не совсем довольны своей работой – выберите грустное личико.

— Если считаете, что могли бы работать лучше – выберите серьёзное личико.

VII. Оценивание. Дом.задание.

1й уровень: читать 5 раз (выразительно) c.42

2й уровень: учиться читать по ролям (сколько действующих лиц? Автор, лиса и козел)

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: ОО «Речевое развитие» Конспект НОД по развитию речи «Пересказ русской народной сказки «Лиса и козёл» в подготовительной группе

МАДОУ «Центр развития ребенка- детский сад №14» г.о Саранск

ОО «Речевое развитие»

Конспект НОД по развитию речи

 «Пересказ русской народной сказки
«Лиса и козёл»
в подготовительной группе

                                                        Провела воспитатель:               Ишмуратова Н.Н

Саранск

Цель: продолжать учить детей пересказывать сказку близко к тексту.

Задачи:

1. закрепить знания о русских народных сказках, где есть героиня – лиса;

2. познакомить с новой русской народной сказкой «Лиса и козёл»;

3. закрепить умение отвечать полным предложением  на вопросы по содержанию сказки;

4. развивать умение слушать других детей, продолжать начатый пересказ;

    развивать память, внимание, мышление;

5. совершенствовать навык придумывать слова – прилагательные, давая характеристику героям сказки;

7. воспитывать умение давать оценку своим товарищам, дополнять или исправлять.

Материалы: книжка с русской народной сказкой «Лиса и козёл», иллюстрации с главными героями, графический план в виде схемы (мнемотехника), костюмы героев сказки.

 

Ход НОД:

1. Воспитатель загадывает загадку: «Хвост пушистый, мех золотистый – кто это?»

Воспитатель: Ребята давайте вспомним, какие русские народные сказки вы знаете, чтобы там была героиня – лиса.

Воспитатель: Какая лиса в этих сказках? (хитрая, изворотливая, рыжая, лживая).

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой, где тоже героиня – лиса.

2. Послушайте внимательно (воспитатель читает сказку).

Воспитатель: Кто главные герои сказки? Воспитатель: Что случилось с лисой?

Воспитатель: Как же она выбралась из колодца?

Воспитатель: Как же козёл выбрался из колодца?

Воспитатель: Какая лиса в этой сказке?

Воспитатель: Почему лисе удалось перехитрить козла?

Скажи по-другому: «на ворон зазевалась», «лиса горюет», «коли хочешь» — если захочешь , «вон из колодца» -выйти ,«насилу отыскали» — с трудом.

Воспитатель: А сейчас я ещё раз прочитаю сказку, а вы послушайте внимательно, вы будете её пересказывать. (Воспитатель читает сказку.)

Чтобы рассказать сказку, нужно знать, что происходило в ее начале, середине и конце. Сегодня мы составим схему, которая вам поможет рассказать сказку.

Воспитатель: Какого цвета лиса?

Дети: Она пушистая и рыжая, поэтому ее можно обозначить оранжевым кругом.

Воспитатель: Какого цвета козел?

Дети: Серого.

Воспитатель: На какую фигуру похожа его голова?

Дети: Треугольник, так как он с рогами и бородой.

Воспитатель: Хозяин на какую фигуру похож?

Дети: Он высокий, с веревкой; его можно обозначить прямоугольником с линией.

Использование мнемотехники. Дети подставляют необходимые в каждой части условные заместители, обозначающиегероевсказки.

Как начинается сказка? Какое название можно придумать к ее началу?

Дети: Лиса в колодце.

Воспитатель: О чем говорится в середине? Какое название к ней подходит?

Дети: Глупый козел в колодце.

Воспитатель: Чем закончилась сказка? Какое название можно придумать к ее концовке?

Дети: Спасение козла.

Воспитатель: Теперь расскажите сказку по частям с использованием красивых слов, чтобы вас интересно было слушать.

Первый ребенок целиком рассказывает. (Пересказывают.)

Каким голосом лиса говорила? (ласковым, нежным, мягким).

Вспомните слова лиса, произнесите их так, чтоб все поняли, что лиса говорит ласково. «Отдыхаю, голубчик, там наверху жарко, так я сюда забралась».

А как лиса стала разговаривать с козлом потом? (сердито, громко, грубо, гневно).

Вспомните слова лисы, покажите голосом, что лиса сердилась.

«Эй, борода ты, дурень! И прыгнуть- то не сумел, всю обрызгал.

А теперь девочки повторите слова лисы, когда лиса говорила с козлом – ласково.

А мальчики, повторяют слова лисы, когда лиса говорила сердито.

Воспитатель: Молодцы! Смогли показать характер лисы.

Воспитатель: пересказываем по частям (один ребёнок начинает, а другой продолжает).

Физкультурная минутка.

Много сказок есть на свете     дети шагают

Эти сказки любят дети           дети приседают

Про лисичку и зайчонка,         дети имитируют движения

И про Машу с медвежонком    

И семь беленьких козлят,         руки в стороны, потом к плечам

Съесть которых волк был рад.

А сейчас все вместе глазки закрывайте,

И волшебные слова дружно повторяйте:

«Раз, два, три, в сказку попади!»     движения по смыслу

Воспитатель: А теперь давайте поиграем в театр, вы не просто дети, вы артисты.

Распределяем роли и пересказываем по ролям. Следующий вид пересказывания – по ролям (лиса – девочка, мальчик – козёл). Дети сами оценивают.

Воспитатель: А теперь, кто попробует пересказать без помощи схемы? (Дети пересказывают.)

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно запомнили сказку.

3. Существует поговорка: «Сказка ложь — да в ней намек, добрым молодцам урок»

Как вы понимаете слово — ложь? (неправда).

Значит сказка — это неправда, придуманные события.

А слово намек — указание на что-то плохое или хорошее.

Добрым молодцам урок — совет молодым людям о том, что хорошо, чему учиться, а что плохо, приносят зло, чего делать не стоит.

Не всегда легко отличить хорошее от плохого и сказка этому учит.

Хотим мы быть похожими на героев сказки? Почему? (ответы детей).

Мы с вами познакомились со сказкой «Лиса и козел» скажите, подходит ли к этой сказке пословица «Речи как мед, а дела как полынь»? Почему? Речи — сладкие, а дела – горькие.

Воспитатель: Ребята, а мне жалко козла за то, что он такой доверчивый, что его обманула лиса. Давайте предупредим его, чтобы в следующий раз он не попал в такую ситуацию, Я приготовила конверты и листочки. Вы их возьмите домой и напишите нашему герою письмо. Давайте придумаем ему имя (…. )

Письмо у нас будет начинаться так: Здравствуй, козел Яша! Разве ты не знал, что…

Воспитатель: Скажите, чем мы с вами занимались? Что вам запомнилось больше всего на занятии? Что показалось сложным? Почему? и т .д

Воспитатель подводит итог занятия: отмечает самых активных детей на занятии, обращает внимание на ответы детей.

Урок чтения. Русская народная сказка «Лиса и козел»

Цель: Расширять и систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки».

Задачи:

  • Образовательные.
Обобщить и систематизировать знания детей по русским народным сказкам. Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Лиса и козёл». Продолжать формировать умения работы с текстом и оценивания персонажей по их поступкам и особенностям речи.
  • Коррекционно-развивающие.
  • Развивать диалогическую речь посредством беседы. Развивать и активизировать словарь учащихся через уточнение и объяснение значения «трудных» слов и выражений;
  • Воспитательные.
  • Воспитывать нравственные качества личности детей через анализ содержания художественного произведения.

    Тип урока: комбинированный

    Оборудование: растяжка на классную доску «Чудесный мир сказок»; буквы на магнитах для составления слова, сюжетные иллюстрации к сказке на формате А-4; раздаточный материал на каждого учащегося: цветные карточки со словарным материалом для читающих детей и предметными картинками для не читающих детей; набор сюжетных иллюстраций, отображающих последовательность событий в сказке, набор лиц, отображающих эмоциональные состояния людей, конверт с пословицей, разрезанной на слова.

    Продолжительность урока: 40 минут.

    Ход урока

    1. Организационный момент

    – Сядьте удобно, правильно и приготовьтесь работать.

    Глаза смотрят и все видят,
    Уши слушают и все слышат,
    Ноги и руки не мешают, а помогают.
    Поднятая рука – это сигнал о том,
    Что вы знаете и готовы сказать…
    А голова думает…

    Артикуляционная гимнастика

    – У нас урок чтения и нам предстоит много читать и говорить, поэтому начнём с артикуляционной гимнастики.

    Мы расселись по порядку,
    Дружно делаем зарядку,
    Не ногами, не руками,
    А своими язычками.

    – Приготовились и чётко произносим гласные буквы сначала слева направо, а затем справа налево. (Читают со школьной доски по цепочке, дети с нарушением зрения работают с индивидуальными карточками).

    АОУЫИЭ АЫОУЭИ ОУАЭИЫ УЫОИАЭ ЫЭАОИУ

    2. Актуализация знаний

    – Хорошо. Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работать по лексической теме «Чудесный мир сказок».

    – Перед вами иллюстрации к знакомым произведениям («Теремок», «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка»). Чтобы определить жанр этих произведений вам надо собрать слово из отдельных букв (СКАЗКА).

    – Правильно, это всё русские народные сказки. А почему они так называются? (Придумал русский народ, и сказки передаются из поколения в поколение).

    – А сейчас мы с вами поиграем и узнаем, как хорошо вы знаете русские народные сказки. Я буду вам читать загадки, а вы должны отгадать сказку и поднять карточку с её названием. (Детям раздаются карточки с названием сказок, а не читающим детям – карточки с иллюстрациями).

    Сказки просят:
    – А сейчас
    Вы, друзья,
    Узнайте нас!

    Дидактическая игра «Отгадай сказку»

    Мышка дом себе нашла.
    Мышка добрая была:
    В доме том, в конце концов
    Стало множество жильцов. (Теремок)

    – Как выскочу,
    Как выпрыгну
    Пойдут клочки
    По закоулочкам! (Заюшкина избушка)

    Испекла бабуля деду –
    Дед остался без обеда:
    В лес мальчишка убежал,
    На носок лисе попал. (Колобок)

    Что за сказка: кошка, внучка,
    Мышь, ещё собака Жучка
    Деду с бабой помогали,
    Корнеплоды собирали? (Репка)

    Возле леса, на опушке,
    Трое их живёт в избушке.
    Там три стула и три кружки,
    Три кроватки, три подушки.
    Угадайте без подсказки,
    Кто герои этой сказки? (Три медведя)

    – Молодцы, вы хорошо знаете сказки.

    Физкультминутка

    Цель: снятие напряжения мышц плечевого пояса.

    Потрудились – отдохнём,
    Встанем, глубоко вздохнём.
    Руки в стороны, вперёд,
    Влево, вправо поворот.
    Три наклона, прямо встать.
    Руки вниз и вверх поднять.
    Руки плавно опустили,
    Всем улыбки подарили.

    – Молодцы, садимся на свои места, расправили плечи и продолжаем работать.

    3. Основная часть

    Подготовка к восприятию сказки

    – Сегодня мы познакомимся с новой сказкой. Может быть, кому-то эта сказка уже знакома, но мы постараемся найти в ней что-то новое и интересное. Название сказки вы узнаете, если найдете из предложенных вам слов лишние слова.

    Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

    (Читающие дети работают со словарным материалом, а не читающие дети с предметными картинками).

    – Прочитайте слова на розовой карточке: собака – корова – лиса – кошка.

    – Какое слово здесь лишнее? Почему?

    – Правильно, слово «лиса» – лишнее, т.к. обозначает название дикого животного.

    – Прочитайте слова на голубой карточке: волк – козёл – белка – заяц.

    – Правильно, слово «козёл» – лишнее, т.к. обозначает название домашнего животного.

    – Какие слова мы выделили? (Лиса, козел)

    – Молодцы, мы с вами узнали название сказки. Сказка называется «Лиса и козел».

    Знакомство с произведением «Лиса и козёл»

    1. Чтение сказки учителем.

    2. «Трудные слова».

    – Ребята, вы внимательно прослушали русскую народную сказку «Лиса и козёл». В сказке лиса провалилась в колодец. А как вы думаете, что означает слово «колодец»? – Правильно. Из колодцев люди берут воду для употребления в пищу и бытовых нужд. Это сейчас у нас у всех в квартирах есть кран, и вода течет по трубам. А в деревнях и сёлах есть колодцы, и люди ходят к нему за водой. Раньше колодец рыли всем селом. Колодцы очень глубокие, и вода в них очень чистая и студёная.

    – Как вы понимаете выражение «студёная вода»? (Очень холодная.)

    Стенки колодца укрепляют, чтобы в них земля не осыпалась.

    Посмотрите на доску, на картинке изображено, что колодец сделан из бревен. Эти бревна называются срубом. Над колодцем делают крышу или закрывают крышкой.

    – Зачем на колодце нужна крыша? (Чтобы снег и дождь не капали, чтоб листья и мусор не попадали в воду.)

    – Правильно, ребята. А зачем укрепляют стенки колодца? (Чтобы не осыпалась земля.)

    – Чем укрепляют стенки колодцев? (Брёвнами.)

    – Как называются бревна? (Сруб.)

    – Молодцы!

    3. Чтение по цепочке

    – Ребята вы внимательно послушали сказку. Мы выяснили значение трудных слов и выражений, а теперь приготовились читать сказку по цепочке. Внимательно следим по тексту. (Дети читают по 1–2 предложения).

    Первичное закрепление материала

    1. Беседа по содержанию сказки

    – Как лиса попала в колодец? (Лиса упала в колодец.)

    – Могла лиса сама вылезти из колодца? Почему? (Нет, не могла. Вылезти было трудно, потому что было глубоко.)

    – Как лиса вылезла из колодца? (Она обманула козла, залезла ему на плечи и выскочила из колодца.)

    – Какая лиса в этой сказке? (Хитрая.)

    – А каким оказался козёл? (Доверчивым, глупым.)

    Зрительная гимнастика

    Цель: снятие зрительного переутомления.

    Ах, как долго читали,
    Глазки у ребят устали. – Поморгали глазами.
    Посмотрите все в окно, – Головой не вертим, бегают одни глазки.
    Посмотрите все на дверь.
    Посмотрите все наверх.
    Посмотрите вниз.
    Глазки бегают влево, вправо, как часики (1-2, 3-4, 5-6).
    Зажмурили глаза, открыть и поморгали.

    Выборочное чтение. Подбор сюжетных картинок.

    2. Работа с пословицей

    Детям выдаются конверты, и предлагается составить пословицу и прочитать.

    Мы с вами познакомились с русской народной сказкой «Лиса и козел». Скажите, подходит ли к этой сказке пословица «Речи как мед, а дела как полынь»? Почему? (Речи – сладкие, а дела – горькие.)

    Домашнее задание

    Читать разговор лисы и козла по ролям.

    Рефлексия. Итог урока

    – Ребята у вас на партах лежат две картинки: один малыш улыбается, а другой плачет. Если вам на уроке было интересно, то поднимите карточку, где малыш улыбается. А если вам было грустно и неинтересно, то поднимите карточку, где малыш плачет.

    – Я очень рада, что вам урок понравился. И хочу похлопать в ладоши …(Имя ребёнка) за хорошую работу. …(Имя ребёнка), а кому похлопаешь ты?

    Давайте все похлопаем …(Имя ребёнка).

    (Имя ребёнка), а ты кому похлопаешь?

    Прозвенел для всех звонок.
    Всем спасибо за урок.

    Список литературы:

    1. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г.
    Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось-89, 2001. – 240 с.
  • Настольная книга педагога-дефектолога / Т. Б. Епифанцева [и др.] – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 564, [1] с.: ил. – (Сердце отдаю детям).
  • Чтение: коррекционно-развивающие занятия /авт.-сост. Л.И. Рудченко. – Волгоград: Учитель, 2007. – 150 с.
  • Leave a Reply