Сказка липовая нога: Фольклорное произведение «Медведь — липовая нога»
Медведь — липовая нога (стихотворение)
«Скырлы, скырлы, скырлы,
На липовой ноге,
На берёзовой клюке.
Все по селам спят,
По деревням спят,
Одна баба не спит –
На моей коже сидит,
Мою шерсть прядёт,
Моё мясо варит».
(Русская народная сказка
«Медведь – липовая нога»)
Что там скрипит за порогом?
Может быть, нежить шалит,
Или в овине убогом
Ветер приблудный скулит?
Щиплет шерстинки старуха,Сонно косясь на окно,
Стонет визгливо под ухом
Старое веретено.
Ждут мыши позднего часа,
Прячась в дырявом мешке,
Стынет медвежее мясо
В чёрном от сажи горшке.
Бросит теперь косолапый
Репу чужую таскать:
Капай, кровинушка, капай, –
Ногу ему не сыскать.
Нет драгоценней залога,
Чем плоть велесовых чад;
Полнится рёвом берлога,
Крепкие липы трещат.
Так повелось уж от века –
Сила людей не в клыках:
Хитрость дана человеку,
Чтоб превозмочь лютый страх.
Молча старик отирает
Ветхой рогожкой топор,
А за окном не смолкает
Жуткого скрипа укор.
Вдруг затрещала избёнка, –
Ёкало сердце не зря, –
Лай потонул собачонки
В рыке лесного царя.
– Что же, старик, ты содеял?
Чем я тебе досадил:
Мирно пахал ты и сеял,
Справно я репу делил?
Помню, порой доставались
Мне лишь сухие вершки,
Ну, а тебе попадались
Сладенькие корешки.
Разве же был я в обиде,
Разве тебя я корил?
Ты ж меня возненавидел –
Ногу во сне отрубил!
Мясо моё уплетаешь,
Шёрстку родную прядёшь!
Или ты, аспид, не знаешь,
С кем злую тяжбу ведёшь?
Среди бескрайнего леса
Я лишь – хозяин и царь,
Призванный волей Велеса
В доисповедную старь.
Коль не вернёшь мою ногу,
Сам испытаешь тогда
Ярость медвежьего бога
И беспощадность суда.
Липким наполнились страхом
Души скупых стариков:
Принялась бабка тут ахать,
Всех проклиная врагов.
– Нечего, – старая ноет, –
Ногу ему отдавать,
Если мы дверь не откроем,
Нас он не сможет задрать.
Что он стращает напрасно,
Ломким тряся костылём:
Даже ежу не опасно
Встретиться с этим «царём».
Хмуро старик препирался
С жадной, ворчливой женой,
Но уговорам поддался
И закричал, как шальной:
– Прочь уходи, непутёвый!
Я твою ногу не крал:
Может быть, в драке бедовой
Сам ты её потерял.
Или в глубоком овраге
Сдуру в капкан угодил, –
Вот, и отгрызли собаки,
В лес их когда уводил…
Дико взревел гость незваный,
Наглый услышав ответ:
– Выйдет тебе, окаянный,
Боком твой подлый навет.
Время предъявит к оплате
Всё, что коварством обрёл!
……………………………………….
Ногу покрепче приладил
И восвояси побрёл.
Страхи к утру улеглися,
День миновал, и другой,
Снегом покрылися листья,
Осень сменилась зимой.
Долго старуха мудрила
С лапой, что муж приволок:
Шерсти медвежьей хватило
Только на пару носок.
В лес мужика провожая,
Вспомнила баба при них:
– Стужа, гляди-ка, какая,
На, не замёрзнешь старик.
Видишь: меня ты послушал,
И отступила беда,
Вкусного мяса откушал,
Сплёл два исправных кнута.
Ловко напялил обнову
На ноги глупый старик,
И бурой шерстью суровой
Весь он покрылся в тот миг.
Звякнули стёкла кривые,
Рёв его множа вокруг,
С хрустом согнулася выя,
Когти полезли из рук.
Охнув, осела старуха, –
Сердца взорвался комок,
Треснув, рассыпался глухо
Сажей покрытый горшок.
Молния в небе блеснула,
Мрачный ощерился лес, –
Избу, как взрывом, тряхнуло,
И зверь несчастный исчез…
И.Е.Алексеев, 3 декабря 2010 г.
Tags: Мои стихи
Медведь-липовая нога. Мультик 1984 г.
Мультяшки
Интересная история произошла с главным героем неуклюжим медведем. Захотелось полакомиться мёдом медвежонку, он и залез головой в колоду, а вот выбраться не смог. Все звери пытались помочь ему, но не вышло. И тут медведю приходиться обратиться к хозяину, у которого он воровал ульи с мёдом….
Год выпуска: 1984
Режиссер: Галина Баринова
Автор сценария: Виктор Мережко
Оператор: Михаил Друян
Почему МЕДВЕДЬ спит зимой
и, правда ли, что он сосёт лапу?
О том, что медведь сосет во сне свою лапу, слышали все. Потому, что это помогает ему пережить зимнюю бескормицу (в лапе жира много), – самая распространенная версия, объясняющая эту особенность поведения мишки. Правда, заднюю или переднюю, расходятся во мнениях. У этой легенды достаточно долгий жизненный цикл. При современном уровне техники, почти не осталось тайн животного мира, которые не были бы зафиксированы видеоаппаратурой. Так вот, нет ни одной съемки, которая подтверждает то, что медведь сосет лапу в берлоге.
У зоологов существуют вполне логичные объяснения появления этой забавной легенды. Медведь во время сна принимает позу «калачика»: задние лапы поджаты, передние закрывают морду. Это могло вводить в заблуждение охотников, которые обнаруживали спящего в такой позе медведя.
Второе, что могло породить легенду: у медведя очень толстый слой огрубевшей кожи покрывает подошвы лап. Он напоминает настоящую подметку и даже не трескается. Это даже породило еще одно прозвище – «толстопятые». «Подметка» позволяет зверю безболезненно ходить по каменистой почве. Зимой, когда медведь спит, под старым слоем огрубевшей кожи продолжает расти новая кожа. Медведю это причиняет определенные неудобства, поэтому он и делает «педикюр»: скусывает грубую отслоившуюся корку, чтобы унять зуд. Факт, что у медведей весной подошвы в лохмотьях кожи. Так что взрослый медведь лапу не сосет, тем более от голода.
Сосут лапу медвежата, живущие в неволе. Медведица приносит медвежат зимой, в берлоге. Единственный источник питания и тепла для медвежонка – мама-медведица. Соски у медведицы располагаются в самых теплых участках тела (в подмышках и паху), а не по продольной линии живота. Медвежонок держит в пасти сосок и питается, а когда засыпает, то может потерять сосок. Но в пасти медвежонка расположен ряд рецепторов, которые дают сигнал к пробуждению, как только это происходит. Он просыпается и хватает сосок снова. Всю зиму новорожденный медвежонок проводит лежа на материнской шкуре, не оставляя ее. В зоопарке медвежат выкармливают из соски.
медвежонок
Покормили – все: сыт, иди, играй. А ему очень не хватает контакта с матерью, вот он и компенсирует его задней лапой. Она еще мягкая, теплая, какая-никакая – замена маме. С взрослением это проходит, но остаются особи, которые продолжают сосать и не обязательно лапу. У зоопсихологов это расценивается, как поведенческая патология.
А что там насчёт спячки?
Одна из главных особенностей медвежьего племени, которую знают все, – зимняя спячка. Этой теме посвящены сказки и детские песенки.
Это связано с особенностями питания медведей. Медведи – самые крупные хищные млекопитающие на Земле. В зависимости от вида, вес медведя составляет 150-350 кг, у медведей гризли и камчатских медведей этот показатель доходит до 700 кг. Длина тела от головы до кончика хвоста – 150-250 см, высота в холке – 100-130 см. Этой махине необходимо большое количество пищи, чтобы поддерживать свою роскошную форму. Медведь, являясь хищником, всеяден, т. е. ест все, что похоже на пищу. Но это плохо помогает зимой, когда снегом засыпает половину пищевого рациона, а энергозатраты, в связи с значительным понижением температуры, увеличиваются. Одной животной пищи, например, бурому медведю просто не хватит, чтобы прокормиться. Поэтому он уходит в спячку, которая может продолжаться тоже в зависимости от вида, от 4 до 6 месяцев.
В отличие от бурых, у белых медведей в спячку уходят только медведицы с медвежатами. Самцы белых медведей обходятся без сна. Это тоже обуславливается пищевым рационом. Белый медведь, в отличие от бурого медведя, может перекрывать свою потребность в пище, питаясь рыбой и жиром тюленей (мясо тюленей они едят редко).Сон у медведя чуткий, скорее дрема, а не сон. Это не анабиоз грызунов и других животных, которые ложатся в зимнюю спячку. Медведя очень легко побеспокоить во время сна, он быстро просыпается. Правда, бывает очень недоволен тем, что разбудили. Тогда случается такая неприятность, как медведь-шатун. Разбуженный медведь очень опасен.
Маша и Медведь
Первое Рождество медведя Йоги .
Морозко. Фильм-сказка (1964)
Почему медведь зимой спит.
Раз морозною зимой
Вдоль опушки лесной
Шел медведь к себе домой
В теплой шубе меховой.
Шел он, шел к своей берлоге
По проселочной дороге
И, шагая через мост,
Наступил лисе на хвост.
Подняла лисица крик —
Зашумел темный лес.
И медведь с испугу вмиг
На сосну большую влез.
На сосне веселый дятел
Белке домик конопатил
И промолвил: «Ты, медведь,
Должен под ноги смотреть!»
С той поры медведь решил,
Что зимой нужно спать,
По тропинкам не гулять,
На хвосты не наступать.
Он в берлоге безмятежно
Спит зимой под крышей снежной
И доволен неспроста,
Что родился без хвоста.
Мамы и папы, помните, когда у нас день, у них там ночь! И все МИШКИ спят!
(вебкамера в зоопарке Са-Диего) / Сан-Диего, Соединенные Штаты
ЧАСТОТА ОБНОВЛЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ: ONLINE.
Автоматическое обновление происходит ONLINE.
Мари и липа – дух деревьев
Русская сказка
В пересказе Никюка
Приближалась Пасха, но у Розы не хватило дров, чтобы приготовить что-нибудь в печи, и она разбудила мужа Мари.
«Мужик, у меня теста на блины полно, а ты дров не насобирал», — возмущалась она.
Муж Со Роуз взял большой топор и пошел в лес за дровами, где нашел огромную дупло липу, которую начал рубить. Шир.-шир. Вдруг из-за липы раздался голос: «Эй, Мари, подожди, пожалуйста, не руби меня!»
— Я слишком занята, чтобы говорить с тобой сейчас, — сказала Мари дереву. «Мне нужно тебя порубить, чтобы мы могли испечь блины из кислого теста».
«Пожалуйста, не рубите меня!» — взмолилось дерево. «Иди домой, и ты увидишь, что тебя уже ждет куча наколотой липы».
Мари, подумав, решил поверить дереву, вернулся домой и увидел, что там дров достаточно, чтобы наполнить печку раза два-три.
Поев несколько дней вкусных блинов из кислого теста, он снова обнаружил, что в них закончились дрова, поэтому вернулся к старой липе и начал колоть: лат-лат .
«Что ты делаешь, Мари?» дерево снова заплакало.
«Мне нужно собрать еще дров», — объяснила Мари.
«Иди домой, там будет еще дров», — пообещала Липа. Итак, еще раз Мари вернулась домой и обнаружила уже нарубленную большую кучу дров.
В ту ночь, когда он лег рядом с женой, он начал думать о том, как они бедны в своем маленьком коттедже, поэтому они с женой придумали план. На следующий день он вернулся к липе.
«Что тебе нужно, Мари?»
«Ну, хлеба нет, скотины нет, денег настоящих нет, а экономика плохая, так что надежды очень мало», — объяснил он дереву. «Дайте мне огромный амбар, полный скота, и мельницу, полную муки, чтобы я делал хлеб».
— Иди домой, — сказал ему голос. «Ложись сегодня спать, а завтра все будет так, как ты хотела».
Итак, Мари пошла домой и легла спать. На следующее утро он проснулся и обнаружил амбары, полные скота, и огромный дом вокруг него с сундуками, полными денег.
Богаче, чем он когда-либо мог себе представить, Мари обленилась и какое-то время считала себя довольной. Затем однажды он решил, что хочет стать вождем, поэтому он снова отправился к старой липе и снова начал ее бить : широта-широта .
«Что тебе нужно, Мари?» Голос спросил еще раз.
«Я хочу стать Шефом! Нам больше не нужно продолжать жить без силы или цели». объяснила Мари.
«Иди домой и спи». — сказало ему дерево, — а завтра вся деревня соберется, чтобы сделать тебя своим вождем.
Итак, Мари пошел домой и лег спать, а на следующее утро, когда он проснулся, деревня начала собираться, и они призвали Мари присоединиться к ним. Как и обещал голос, они сделали его богатым деревенским старейшиной. Но в конце концов Мари наскучила эта борьба, поэтому он снова вернулся к липовому дереву и постучал по нему, широта-широта-широта .
«Что тебе нужно, Мари?» Голос спросил еще раз.
«Я хочу быть смотрителем региона», — сказала Мари.
«Иди домой, ложись спать, а завтра народ соберется, и ты выберешь старшего мастера».
Итак, Мари пошел домой и лег спать, а на следующее утро мужчина разбудил его стуком в окно.
«Надзиратель, вставай, деревня собирается», — сказал ему мужчина.
Мари встала, позавтракала и пошла в райотдел, где Мари получила повышение и выбрала себе на замену прораба. Теперь Мари везде ездил верхом и не должен был идти пешком, и колокольчики возвещали о его приезде, куда бы он ни шел.
Через три года этого ему все равно не хватило, поэтому он вернулся к Липе и ударил по ней Широта-лат-лат .
«Что тебе нужно, Мари?» Голос спросил еще раз.
«Я устал быть надзирателем. Я хочу стать большим человеком, которому не нужно так много работать и который может спать на перине».
«Иди домой, ложись спать, а завтра будет!» сказала ему Липа.
Итак, Мари пошел домой и лег спать, а утром он проснулся в гигантской перине с самым теплым одеялом, которое у него когда-либо было. А на завтрак жена подала ему самые вкусные блины из кислого теста, которые он когда-либо ел.
Комментарий
Эта сказка происходит из Мариэльской области России, где проживает единственный народ в Европе, никогда не принявший христианство или мусульманскую религию. Тот факт, что они сохранили большую часть своей первоначальной системы верований, представляет интерес, поскольку позволяет нам сравнивать их сказки с сказками остальной Европы, чтобы найти религиозные элементы. Липа была одним из самых священных деревьев в Восточной Европе и Германии, под ним могли проводиться судебные заседания.
Мари верят, что боги и духи, известные как керемет, правящие миром, живут в дикой местности, особенно среди деревьев. Таким образом, для марийцев священность лип является прямым следствием того, что они являются домом для могущественных духов, таких как тот, что в этой сказке.
Сравнение этой сказки с английской сказкой «Три желания» невозможно избежать, несмотря на то, что жители Мариэля, откуда происходит эта сказка, живут более чем в тысяче миль от Англии на окраине Европейской России. В «Трех желаниях» лесоруб выходит срубить дерево, когда выскакивает фея и предлагает ему три желания, если он не повредит дереву. Мужчина соглашается и ждет, чтобы подумать о желаниях, но случайно загадывает их в течение своей жизни, поэтому опыт оборачивается для него плохо. (см., например, http://zeluna.net/threewishes-celtictale.html)
Идея угрожать фееподобному существу внутри дерева, чтобы получить желаемое, была распространена по всей Европе. Фрейзер в «Золотой ветви» обсуждает ряд ритуалов, в которых люди угрожали срубить дерево, если не будет хорошего урожая. В то же время такие угрозы могли быть опасны, так как деревья и растения проклинали бы тех, кто причинил им вред. В норвежской сказке на некоторых детей нападает дух бузины, который все еще живет в их мебели, в кельтской сказке дух мертвых пней бродит по сельской местности, вызывая безумие и смерть. Керемет марийцев боятся за то, что они вызывают болезни и разрушения. Таким образом, отношения с духами в старой Европе всегда были сложными, поскольку можно было угрожать духам или делать им подношения, чтобы получить то, что они хотели, и в то же время они могли легко причинить вред людям.
Для марийцев большое внимание уделялось возможности получить то, что им нужно от этих духов, идея, которая, вероятно, укрепилась, когда их вера была брошена на вызов мусульманами и христианами. Тот факт, что марийцы — единственные люди в Европе, которые никогда полностью не обращались в одну из этих религий, является свидетельством силы их убеждений. Конечно, они относились к кереметам с благоговением и страхом так же, как кельты с благоговением и страхом относились к феям, но марийские легенды часто рассказывают о победах, в то время как люди почти никогда не оказывались лучше в своих отношениях с хитрыми феями.
Источники
Эта сказка была переведена Zeluna.net
Джейкобс, Джозеф (1890) «Английские сказки»
Себеок, Томас и Ингеманн, Фрэнсис (1956) «Этюды в Черемисе: Сверхъестественное» Фрейзер, Джеймс (1922) «Золотая ветвь»
Биография
Нукюк — художник, писатель и рассказчик, выросший в сельской Аляске, где старейшины его деревень долгими зимними ночами рассказывали ему традиционные народные сказки и мифы, сказки, в которые люди до сих пор верят. поощрял ранний интерес к традиционным историям и рассказыванию историй. Получив степень в области иллюстрации, он начал иллюстрировать детскую книгу, чтобы обучать гавайских детей их языку и культуре для «Гавайского языкового центра».
В то время как он иллюстрировал детские книги, он изучал межкультурную психологию в Гавайском университете в 2005 году. Нукиук начал обширное изучение евразийских фей и сказок, и в настоящее время у него есть несколько ранее непереведенных сказок на английский язык. Вы можете прочитать больше русских сказок, которые он перевел, на http://zeluna.net/russian-fairy-tale.html.
Вы можете увидеть сжатый список всех видов сказок, которые он переводил, на http://zeluna.net.
Липа | А. Х. Вратислав
А А А
А А А
Однажды вечером Ванюша (Джонни) сидел с дедом и спросил у деда: «Откуда это медвежьи лапы, как наши руки и ноги?» Дед ответил: «Слушай, Джонни. Я скажу вам то, что сам слышал от древних людей. Древние люди говорили, что медведи похожи на людей, на нас, православных христиан. В одной деревне жил бедный дачник. Его коттедж был жалким; у него не было пони; корова, о которой он даже не думал; у него не было дров. Наступила зима, и в его неотапливаемой комнате стало холодно. Крестьянин взял свой топор и пошел с ним в лес. Перед его взором предстало заколдованное дерево — липа. Он ударил его своим топором, и теперь, чтобы срубить его; но липа обратилась к нему человеческим языком: «Я дам тебе все, что ты хочешь. Если у тебя нет богатства, если у тебя нет жены, я отдам тебе все». Крестьянин сказал: «Очень хорошо, матушка, если ты сделаешь меня богаче всех крестьян. Но у меня нет ни пони, ни коровы, да и изба у меня убогая. Липа сказала: «Иди домой; все будет твоим». Крестьянин пошел. У него был новый дом: заборы из крепких досок, лошади, готовые к полету, и кладовые, полные кукурузы. Дачник не был доволен, потому что его жена не была красивее. Что делать? — Я пойду скорей к матушке-липе. Он взял топор и пошел в лес.
‘Он пошел в лес к липе и ударил ее топором. «Что ты хочешь?» «Матушка Липа, среди людей есть жены и жены, но моя такая неприятная. Окажите мне услугу: дайте мне красивую жену. Липа сказала: «Иди домой». Крестьянин пошел. Жена вышла ему навстречу — такая красавица — кровь и молоко, и кладовые, полные всего хорошего. Ну, зажил дачник со своей молодой женою и подумал: «Хорошо нам жить богатыми, а мы под начальством вышестоящим. Неужели я сам не могу быть высшим авторитетом?» Он обдумывал это с женой. Он снова пошел к заколдованной липе.
‘Вошел в лес, ударил топором. — Чего тебе, крестьянин? «Что, в самом деле, матушка-липа! Нам хорошо жить в богатстве; но мы находимся под высшей властью. Неужели я сам не могу быть головорезом?» «Хорошо: иди домой; все будет твоим». Не успел дачник вернуться домой, как за ним пришло письмо: «Дачник должен был быть в головном районе». Крестьянин привык жить мещанством и подумал про себя: «Хорошо быть мещанством, но все под контролем помещика. Неужели я сам не могу быть господином?» Он обдумал дело с женой, они посовещались, и он опять ушел на липу.
‘Он подошел к ней и ударил топором. Дерево спросило его: «Чего ты хочешь?» «Спасибо тебе, матушка, за все; а как не снять шапку перед барином, чтобы самому стать барином?» «Что с тобой делать? Идти домой; все это будет твоим». Едва он вернулся домой, как подъехал лорд-лейтенант и принес ему письмо от короля, в котором говорилось, что «он должен стать джентльменом». Быть джентльменом было выгодно. Он стал устраивать угощения и банкеты. «Хорошо быть джентльменом, но без официального положения! Неужели нельзя было ему стать чиновником?» Они подумали и обсудили это. Он подошел к липе и ударил ее топором. — Чего тебе, крестьянин? «Благодарю тебя, матушка, за все; а разве мне нельзя быть чиновником?» — Ну, так иди домой! Не успел он вернуться домой, как пришла царская грамота — его обложили орденами. «Хорошо быть награжденным, но все находится под контролем лорда-лейтенанта. Неужели я сам не могу быть лорд-лейтенантом? Подумал он с женою, ушел в лес к заколдованному дереву, липе.
‘Он подошел к липе и ударил ее топором. Он сказал: «Чего ты хочешь, крестьянин? Чем вы недовольны?» «Благодарю тебя, матушка, за все; но разве нельзя мне самому быть лордом-наместником и иметь богатое имение? «Осуществить это сложно.
Но что с тобой делать? Идти домой!» Едва крестьянин вернулся домой, как пришло письмо, крестьянин должен был стать лордом-лейтенантом и получил наследственное поместье. Дачник привык жить барином-поручиком, ведь по происхождению он не был крестьянином. «Мне хорошо жить как лорд-лейтенант, но все находится под контролем короля». Он подумал; ушел в лес к заколдованному дереву, липе.‘Он подошел к ней и ударил топором. Дерево спросило: «Что тебе нужно?» «Все отлично; Я благодарю вас за все; а нельзя ли мне самому быть королем?» Липа стала уговаривать его. «Глупец, чего ты просишь? Подумайте, кем вы были и кем вы стали. Из дачника ты сделался знатным человеком и все такое; но император выбирается Богом». Липа всякими доводами пыталась убедить его, что лучше не просить, но все напрасно. Дачник не шелохнулся, но настаивал на том, чтобы он стал императором. Липа сказала ему: «Этого сделать невозможно, и не будет; вы потеряете и то, что уже приобрели!» Но дачник все равно настаивал. Липа сказала: «Стань медведем, а жена твоя медведицей!» И он стал медведем, а она медведицей.
Leave a Reply