Сказка

Русская народная сказка лиса и рак: Сказка Лиса и рак — читать онлайн – Лиса и рак. Русская народная сказка

Лиса и рак, читать сказку онлайн для детей

Лиса и рак русская народная сказка картинка читать онлайн крупный шрифт детская литература книга щкола детский сад

Лиса и рак русская народная сказка картинка читать онлайн крупный шрифт детская литература книга щкола детский сад

О сказке

Русская народная сказка «Лиса и рак»

Известный ученый и литератор Михаил Васильевич Ломоносов еще в XVIII веке определил за сказочным вымыслом серьезную и глубокую суть. По его словам, в народном сказочном фольклоре имеет место правило придавать «бессловесным животным слово». Иными словами, каждый зверь в сказке подобен человеку, он не только может говорить, но, так же как и мы, хитрит, думает, печалится и плачет. Такой вымышленный фантастический мир, несмотря на всю свою неправдоподобность, является отражением мира реальных людей. Казалось бы, в сказке говориться только о зверях, человеку там вроде бы нет места совсем, но между тем эти фантастические истории воспроизводят ситуации, так похожие на те, с которыми сталкивается человек в реальной жизни.

Каждая история – это не только и не столько забава, призванная развлечь и повеселить маленького читателя, в ней заключен целый пласт мировоззрения народа, его представления о жизнеустройстве и принципах, на которых строятся взаимоотношения. Сказка поучительна, но в ней нет того откровенного морализаторства, которое так не любят дети. Поэтому воспринять урок из подобной интересной и захватывающей истории ему гораздо легче, чем слушать наставления взрослых.

Сказка о животных – это целая энциклопедия, из которой можно почерпнуть знания о том, каких животных надо опасаться, как необходимо вести себя в различных ситуациях и прочее.

В русской народной сказке «Лиса и рак» представлена нетипичная для национального фольклора ситуация, когда у лисы нет откровенно отрицательного характера, ей даже не предоставляется возможность никого обхитрить и обмануть. Как раз наоборот, лиса оказывается обманутой. По всей видимости, эта сказка рассчитана на искушенного и знакомого с устным народным творчеством читателя. Именно поэтому в ней нет ни долгого зачина с описанием места действия и характеров персонажей, ни поступательного или кумулятивного развития событий. В тексте присутствует рассказ только об одном событии из жизни лисы. Это дает возможность предположить, что сказка является логичным дополнением и продолжением всех прочих фольклорных рассказов о похождениях этой героини национального эпоса. Такая динамичность развития событий делает сказку «Лиса и рак» похожей на анекдот или небольшую притчу с поучительным, а не нравоучительным основанием. Результатом прочтения и осмысления сказки станет вывод о том, что и на старуху (то бишь лису) бывает проруха.

В сказке повествуется о том, как лиса предложила раку бежать наперегонки, рассчитывая, по всей видимости, одержать легкую победу, ведь всем известна медлительность и нерасторопность раков. Но, вот незадача, рак оказался силен не скоростью своих конечностей, а умом и смекалкой. Он уцепился клешнями за хвост лисе, которая махнула им и тем самым забросила рака на финишную черту. Обескураженная лиса потерпела поражение.

Читайте русскую народную сказку «Лиса и рак» онлайн на сайте бесплатно и без регистрации.

 

Лиса и рак стоят вместе и говорят промеж себя.

Лиса говорит раку:

— Давай перегоняться!

— Что же, лиса, давай.

Начали перегоняться.

Лиса побежала, а рак уцепился лисе за хвост.

Лиса до места добежала, обернулась посмотреть, вильнула хвостом, рак отцепился и говорит:

— А я уж давно тут тебя жду.

Читаем, смотрим и слушаем детские сказки:

Сказка Лиса и Рак

Лиса и рак стоят вместе и говорят промеж себя. Лиса говорит раку:

— Давай с тобой перегоняться.

Рак:

— Что ж, лиса, ну давай!

Начали перегоняться. Лишь лиса побежала, рак уцепился лисе за хвост. Лиса до места добежала, а рак не отцепляется. Лиса обернулась посмотреть, вернула хвостом, рак отцепился и говорит:

— А я давно уж жду тебя тут.

Задания к сказке:

Перед чтением:

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять

Дети в лес пошли гулять (пальцы шагают по столу)

Там живет лиса (рукой показать хвост)

Там большое озеро (руки смыкаем в кольцо)

Мы идем в волшебный лес,

Полный сказок и чудес. (опять шагаем пальчиками по столу)

Обязательно проработайте понятия «быстро-медленно»-это основное в данной сказке.

Словарь: 

большой – маленький

Сильный – слабый

Быстро – медленно

Перегонки – перегоняться

Загадка:

Хвост пушистый,

Мех золотистый,  

В лесу живет,

В деревне кур крадет (Лиса)

-Как в сказках называют лису ласково?  (лисичка-сестричка, лисонька, Лиса -Патрикеевна)Беседа по сказке:

  1. Что лиса предложила раку? Как можно об этом сказать по другому?

(Бегать наперегонки, кто вперед добежит, кто скорее прибежит)

  1. Почему лиса предложила «перегоняться» раку?
  2. Что сделал рак?
  3. Про лису можно сказать, что она хитрая. А какой рак? (еще хитрее. Он догадался,  уцепиться ей за хвост. Так рак перехитрил лису.)

— Рак хитрый – прехитрый, хитрющий.

Чистоговорка:

Саша в лесу встретил лису

Поделка Рак

Источник картинки:

для-детей.net/upload/medialibrary/e42/lisa-i-rak.png

handmadehelp.ru/wp-content/uploads/2013/02/wpid-ED0MjuO2SpI.jpg

Хотите получать игры по почте?
Заполняйте форму!

  • Прищепочная сказка

    СКАЗКА С ПРИЩЕПКАМИ Прищепки будут отличным материалом для сказки. Выберите любой сюжет и обыграйте его. Вот вариант развивающей сказки: • Однажды летом Тима вышел на улицу. Было так хорошо, красиво, тепло. Что же он увидел…

  • Сказка Лиса и Дрозд

    Дрозд на дереве гнездышко свил, яички снес и вывел детенышей. Узнала про это лисица. Прибежала и — тук-тук хвостом по дереву. Взглянул дрозд из гнезда, а лиса ему: — Дерево хвостом подсеку, тебя, дрозда, съем и…

  • Сказка Лисица и тетерев

    Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит: — Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать. — Спасибо на добром слове, — сказал тетерев. Лисица притворилась, что не расслышала,…

Лиса и рак

Лиса и рак стоят вместе и говорят промеж себя. Лиса говорит раку:

— Давай с тобой перегоняться.

Приглашаем вас на Семейный Новогодний Адвент! 
Что такое Новогодний Адвент?! 

Это задания на каждый день, которые позволят вашей семье увлекательно и весело провести месяц в ожидании самого чудесного праздника в году — Нового года. 

Участие бесплатное! Хотите с нами? Тогда переходите: https://vk.com/advent_vmeste

Рак:

— Что ж, лиса, ну давай!

Начали перегоняться. Лишь лиса побежала, рак уцепился лисе за хвост. Лиса до места добежала, а рак не отцепляется. Лиса обернулась посмотреть, вернула хвостом, рак отцепился и говорит:

— А я давно уж жду тебя тут.

Еще читать с ребенком ….

  • Лиса и тетерев

    Лиса увидела тетерева — на дереве в леску сидит, — подошла к нему и говорит: — Терентьюшко-батюшко, приехала я из города; слышала указ: тетеревам не летать по деревам, а ходить по земле. — Так что, я слезу. Да вон, лиса, кто-то идет, да что-то на плече-то несёт, да за собой…

  • Лиса и кувшин

    К одному мужику повадилась лиса ходить, кур красть. Мужик повесил кувшин. Ветер в кувшин дует. Он гудит: бу-у-у, бу-бу-у! Приходит лиса и слушает, что такое гудёт. Увидала кувшин, схватила его за обрывок и надела себе на шею. — Погоди, кувшинище-дурачище, я тебя, — говорит, — утоплю. И понесла кувшин в…

  • Лиса и козел

    Бежала лиса, на ворон зазевалась — и попала в колодец. Воды в колодце было немного: утонуть нельзя, да и выскочить — тоже. Сидит лиса, горюет. Идет козёл — умная голова, идет, бородищей трясёт, рожищами мотает; заглянул от нечего делать в колодец, увидел там лису и спрашивает: — Что ты там,…

  • Лиса и журавль

    Лиса с журавлем подружилась. Даже кумой ему стала, когда у медведицы появился медвежонок. Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости: — Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу! Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по…

  • Лиса и тетерев

    Вариант 1 Лиса увидела тетерева — на дереве в леску сидит, подошла к нему и говорит: «Терентьюшка-батюшка, приехала я из города, слышала указ: тетеревам не летать по деревам, а ходить по земле!» — «Так что, я слезу! Да вон, лиса, кто-то идет, да что-то на плече несет, да за собой что-то ведет».— «Тот, кого ведут,— хвост не крючочком ли?» —…

Энциклопедия сказочных героев: «Лиса и рак»


Русская народная сказка «Лиса и рак»

Жанр: народная сказка о животных

Главные герои сказки «Лиса и рак» и их характеристика

  1. Лиса. Хитрая, обманщица.
  2. Рак. Медлительный, но находчивый.

План пересказа сказки «Лиса и рак»
  1. Спор Лисы и Рака
  2. Предложение Лисы
  3. Бег на перегонки
  4. Лисий хвост
  5. Рак — победитель

Кратчайшее содержание сказки «Лиса и рак» для читательского дневника в 6 предложений
  1. Встретились Лиса и Рак
  2. Предложила Лиса наперегонки побежать
  3. Побежала лиса быстро
  4. Уцепился Рак за хвост
  5. Лиса прибегает, оглядывается
  6. А рак говорит, что уже давно ее ждет

Главная мысль сказки «Лиса и рак»
Нельзя недооценивать соперника.

Чему учит сказка «Лиса и рак»
Сказка учит проявлять смекалку и находчивость. Находить выход из любой ситуации. Учит не сдаваться и трезво оценивать свои возможности.

Отзыв на сказку «Лиса и рак»
Эта смешная сказка мне очень понравилась прежде всего тем, что была посрамлена вечная обманщица Лиса. И так же тем, каким неожиданно хитрым в ней показан Рак.

Пословицы к сказке «Лиса и рак»
Что хитро, то и просто.
Хитрый всегда лазейку найдет.
Где глупый кичится, умный отмолчится.
Не козырист парень, да находчив.

И сила уму уступает.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Лиса и рак»
Встретились как-то на берегу пруда Лиса и Рак, и разговорились. Лиса начала хвастать, что быстрее всех в лесу бегает, и никто ее никогда не догонит. Рак стал сомневаться в правдивости Лисы, а Лиса предложила Раку сбегать с ней наперегонки, уверенная в том, что легко обгонит Рака.
Рак согласился и Лиса побежала. Да только не заметила, что Рак успел ей за хвост уцепиться.
Прибегает довольная Лиса до нужного места, оглядывается, чтобы посмотреть, где-там Рак потерялся. А Рак уже от лисьего хвоста отцепился и говорит Лисе, что давно ее тут поджидает, даже устал ждать, когда Лиса наконец прибежит.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Лиса и рак»



Конспект по литературному чтению на тему «Лиса и рак» (1 класс)

— Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг другу в глаза, глазками пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь учебный день.

— Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю Вам всем хорошего рабочего настроения, творческих открытий. Садитесь.

Водная беседа:

— Послушайте стихотворение:

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца. (В. Берестов)
— Вы догадались, что мы сегодня будем читать на уроке? Сказки-вешаю слово на доску

— На какие группы мы делим сказки? Волшебные, бытовые, о животных-вешаю слова на доску

Сегодня у нас необычный урок. Мы пригласили в гости сказочных героев из самой известной русской народной сказки. Ваша задача вспомнить название сказки.

Жил – был в лесу медведь

Мед:Мужик, мужик давай с тобой дружить

Муж:Ладно . Только в дружбе всё сообща нужно делать. Я вот репу сажать буду

Мед: Ладно. Ты сажай, а я собирать буду

посеял мужик репу. Настало время собирать урожай.тут и явился медведь.

Мед: Давай , мужик ,урожай делить.

Муж:— хорошо, я беру корешки, а ты вершки забирай.

Прошел год. Пришел мужик сажать пшеницу. А медведь тут как тут.

Мед: ты сажай а я собирать урожай буду.

Мужик посадил, поливал,полол. Пришло время урожай собирать. Медведь тут как тут.

Мед: Нет, мужик, ты меня теперь не обманешь. Я возьму вершки, а ты корешки бери (обменялись корзинами)

Попробовал медведь корешки и заревел от злости, с тех пор с мужиком не дружит.

Учитель: Спасибо, ребята, за спектакль. Вы были хорошими актёрами. Нам понравилась сказка в вашем исполнении.

1)Ребята кто докажет что этот спектакль действительно сказка. Что характеризует сказка?

3) что волшебного происходит в сказке :Медведь говорит, дружит,думает,сделал вывод, что нужно брать вершки.

Значит, звери могут думать, размышлять, говорить как люди ( но это, конечно, только в сказке!)

Во всех сказках звери тоже разговаривают и думают как люди ? Нет.

Ребята, если мы говорим о говорящих животных какая у нас сегодня тема урока?

— Скажите, к какой сказке мы отнесем сказку «Мужик и медведь»?

Учитель: Предлагаю узнать, кто будет героями нашей сегодняшней сказки?

« Рыжая плутовка бежит по лесу ловко, следы заметает хвостом, ищет зайца под кустом». Кто это? (дети называют лису)

На доску вывешивается карточка со словом «лиса»

— Лисица снова героиня нашего урока. Давайте вспомним, какая она бывает в русских народных сказках?

Кто зеленый и усатый
Прочный шлем надел и латы?
Клешнями на дне речном
Защитит себя и дом.
(Рак )

Каким вы представляете себе рака?

3. Работа с текстом учебника.

1. Работа с текстом до чтения.

1) Чтение заглавия.

– Какой народ сочинил эту сказку?

2) Рассматривание иллюстрации.

– Какой момент изображён на иллюстрации?

– Как вы думаете, что здесь происходит? Сумеет ли обхитрить лиса рака?

Сегодня мы с вами будем читать сказку о лисице и раке . А вот удастся ли лисе обмануть рака, мы узнаем прочитав сказку. Ваша задача — активно работать: слушать, наблюдать, читать, искать ответы в тексте.

2. Фонетическая зарядка.

Итак, мы начинаем чтение как всегда с фонетической и словарной разминки.

1) Словарная разминка

— Прочитайте эти слова ещё раз про себя, «молчаливое чтение». Прочитает слова классу Кирилл, Лэйла,Вика Е. Молодцы!

гнать

до– гнать

пе– ре– го– нять

на– пе– ре– гон– ки

3. Чистоговорка (хором)

— Жи- жи- жи — сказку расскажи.

— Ша-ша-ша — сказка хороша.

— Ву-ву-ву — сказка наяву.

— Ра-ра-ра — нам читать пора.

— А теперь разминка для мышц.

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем мы читать

Отдыхать умеем тоже

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше,
И легко, легко подышим.

4. Слушание «Лиса и рак»

— Понравилась ли вам сказка?

-Кто вам большн всего понравился? Почему?

5. Словарная работа

Наперегонки, уцепился, вильнула, уж

6. Чтение по цепочке.

-Что предложила лиса раку?

-Почему Лиса предложила Раку бежать на перегонки?

Как рак перехитрил Лису?

Почему Рака можно назвать сообразительным? Как еще его можно назвать?

У: Но обычно лису изображают хитрой. Почему же рак оказался хитрее?

Д: Он знал, что проиграет и думал какой бы найти выход. 

У: Рассмотрим Ситуацию. Лиса и рак решили перегоняться. Анализ ситуации. У: Какие задачи герои должны решить?

Д: Задача каждого героя придти к финишу первым, хотя лиса и так знала, что она победит в этом соревновании, она хотела одержать легкую победу

У: Какие трудности должны преодолеть?

Д: мнения уч-ся.

У: Трудности должны были быть у рака, но он сам согласился участвовать в соревновании, значит, и у него был свой план победы.

У: Как они будут это делать?

Д: лиса большая сильная, а рак маленький хитрый.

У: Для того, чтобы решить поставленную задачу, каждый использовал свои ресурсы: лиса – свои физические данные, а рак – находчивость, смекалку и самонадеянность лисы.

Д: Это сказка о хитрости и находчивости.

У: . Эта сказка о том, что и маленький может одержать победу над большим, а слабый над сильным, если использует свои умственные способности и сумеет распознать слабые стороны противника . Это сатирическая сказка о хитрости, находчивости, смекалке.

Физминутка

Приглашаем в сказку вас

С вами в лес пойдём сейчас,

Звонко – звонко мы кричи,

Громко ножками стучим

Мы минуту помолчим,

Не кричим и не стучим,

Ветерок пускай летает,

Веточки кустов качает.

На лесных тропинках зверя

Можем с вами повстречать

Постараемся от зверя

Побыстрее убежать

Не пугайтесь : зверь — из сказки!

Это самый добрый зверь!

Мы все сказки прочитали:

Знаем сказки все теперь!

5. Закрепление

1 Выборочное чтение

(подбор текста к картинкам)

2. Самостоятельное чтение детьми (определить героев, отметить, где говорит автор, лиса , рак)

— Поработайте в парах – определите, где слова лисы, где слова тетерева, а где слова автора.

3. Текст с дырками

6. Рефлексия

– Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок».

-Какой урок дали нам эти две сказки?

А сказки этой поученье такое:

Под маской зверя всегда скрывается человек. Если примерить вам маску лисы?(у каждого ребёнка на голове маска с изображением зверя)какие вы будите?(хитрая,ловкая,умная) .Но ведь лисичка обижает зверей ,а обижать никого нельзя..

— Что особенно запомнилось на уроке?

— Какое задание было наиболее интересным?

Давайте выстроим лесенку мудрости(рисуем лесенку мудрости, на каждую ступень прикрепляем животное)

Перечислите сказки и героев-зверей. Кто из них , по-вашему самый мудрый?

Чему он учит?

Не сдаваться в трудной ситуации ! думать как можно выйти из сложного положения , рак сумел перехитрить лису.

Конспект урока по чтению «Русская народная сказка. Рак и Лиса.»

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

Факультет специального образования

Кафедра специальной педагогики и специальной психологии

Конспект урока чтения во 2 Б классе ГБС(К)ОУ №113 на тему:

«Русская народная сказка. Рак и Лиса.»

Студентки 5 курса

заочной формы обучения

профиль олигофренопедагогика

Шило Валентины Николаевны

Оценка:

Учитель: Смагина Ольга Николаевна

Самара 2015

Тема: «Русская народная сказка. Рак и Лиса.»

Цель: Формировать навык правильного, осознанного чтения.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

  2. Формировать навык правильного, осознанного чтения.

  3. Знать содержание сказки;

Коррекционно-развивающие:

  1. Обогащать словарный запас, умение отвечать полным ответом;

  2. Развивать концентрацию внимания;

  3. Развивать словесно-логического мышления — обобщение;

  4. Развивать словесно-логическую память;

  5. Формировать умение четкого выполнения инструкций;

Воспитательные:

1. Воспитывать положительную учебную мотивацию;

2. Воспитывать умение работать в коллективе.

Формируемые БУД:

Личностные:

• развивать настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности;

• проявление эмоционального отношения к учебно –познавательной деятельности

• развитие уважительного отношения учеников друг к другу.

Познавательные:

• обучаться работе с разными видами информации;

• умение понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний.

• умение преобразовывать, структурировать и применять запас знаний с учётом решаемых задач.

Регулятивные:

• умение формулировать тему урока, цель урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

• высказывать свое предположение; умение работать по плану;

• находить и исправлять ошибки самостоятельно;

Коммуникативные:

• обосновывать высказанное суждение;

• умение сотрудничать в паре и группе, отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Технологии: здоровьесберегающие технологии, информационно-

коммуникационная технология.

Оборудование: доска, видео рак в аквариуме, картинный материал, учебник.

Словарь: Лиса, рак, вильнула, клешни, уцепился.

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие учащихся

Приветствие учителя и друг друга

Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний.

— Какой рассказ вы читали дома? О чем в нем говориться?

Сейчас давайте прочитаем его еще раз по цепочки по одному предложению. Начиная с … читаем, напоминаю один читает вслух, а другие следят.

Ответы на вопросы учителя.

Работа по вопросам к произведению.

Краткий пересказ содержания сказки, по цепочке.

Чтение сказки по цепочке, ученики следят за тем, кто читает.

Основная часть

— Сегодня мы познакомимся с новой сказкой. Называется она «Рак и Лиса».

Сейчас я покажу вам видео-материал «Рак и его среда обитания», вы внимательно посмотрите и скажите на что вы обратили внимание. Беседа о раке.

Про рака мы поговорили, о ком мы забыли сказать? (Лиса)

— Кто -нибудь из вас видел живую лису? Опишите ее внешний вид, а как ее описывают ее в сказках. Как еще ее называют? (Кума)

— Я прочитаю сказку, а вы внимательно послушайте, о чем она.

— Ребята, о чем рассказ?

— Я повторно читаю, после чего мы будем отвечать на вопросы.

Просмотр видео материала. Рассказывают, что заполнилось после просмотра видео.

Участвуют в беседе на основе личного опыта.

Внимательно слушают содержание сказки.

Отвечают на вопросы. Краткий пересказ сказки после прочтения учителем.

Физминутка

Вышли уточки на луг:

— Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел веселый жук:

— Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Гуси шеи выгибают:

— Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал:

— Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)

Зашептал в воде камыш:

— Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)

И опять настала тишь:

Ш-ш-ш.

Выполняют физминутку, повторяя движения за учителем и озвучивая.

Основная часть.

— Давайте мы читаем сказку «Рак и Лиса» по цепочке по одному предложению. Начиная с … читаем, напоминаю один читает вслух, а другие следят.

Краткий пересказ сказки нескольких учеников с определенного момента.

Повторное чтение.

— А сейчас мы разыграем эту сказку по ролям: я буду лисой, а … раком. (Работа в парах, с помощью учителя)

Чтение сказки по цепочке.

Ученики следят за читающим.

Краткий пересказ содержания сказки с определенного момента.

Принятие ролей главных героев прочитанной сказки.

Обобщение.

Домашнее задание.

— Какую сказку мы читали на уроке?

О чем она?

Дом. зад. Прочитать сказку 2 раза.

Отвечают на вопросы учителя.

Итог урока.

Рефлексия.

Сегодня с вами мы решили все поставленные перед нами задачи.

— Ребята, что вам понравилось на уроке?

— Как вы думаете, кто справился с заданием лучше всех?

Вы все молодцы и хорошо работали.

Подводят итоги урока.

Оценивают свою работу и работу одноклассников на уроке.

Окончание занятия.

Учитель просит убрать рабочее место и приготовиться к следующему уроку.

Учащиеся убирают пенал

и дневник в портфель.

Задвигают за собой стул

и выходят на перемену.

Leave a Reply