Русская народная сказка 12 месяцев: Двенадцать месяцев, читать сказку с картинками, Маршак С.Я.
Двенадцать месяцев, читать сказку с картинками, Маршак С.Я.
О сказке
Знаешь ли ты, сколько месяцев в году?
Двенадцать.
А как их зовут?
Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.
Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу ещё не бывало так, чтобы февраль пришёл раньше, чем уйдёт январь, а май обогнал бы апрель.
Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.
Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу.
Как же это случилось? А вот как.
В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить.
Что ни сделает падчерица — всё не так, как ни повернётся — всё не в ту сторону.
Дочка по целым дням на перине валялась да пряники ела.
А падчерице с утра до ночи и присесть некогда было: то воды натаскай.
То хворосту из лесу привези, то бельё на речке выполощи, то грядки в огороде выполи.
Знала она и зимний холод, и летний зной, и весенний ветер, и осенний дождь.
Потому-то, может, и довелось ей однажды увидеть все двенадцать месяцев разом.
Была зима. Шёл январь месяц.
Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер.
Люди сидели в домах и топили печки.
В такую-то пору, под вечер, злая мачеха приоткрыла дверь, поглядела, как метёт вьюга, а потом вернулась к тёплой печке и сказала падчерице:
— Сходила бы ты в лес да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница.
Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду посылает её в лес? Страшно теперь в лесу!
Да и какие среди зимы подснежники!
Раньше марта месяца они и не появятся на свет, сколько их ни ищи. Только пропадёшь в лесу, увязнешь в сугробах. А сестра говорит ей:
— Если и пропадёшь, так плакать о тебе никто не станет!
— Ступай да без цветов не возвращайся. Вот тебе корзинка.
Заплакала девочка, закуталась в рваный платок и вышла из дверей.
Ветер снегом ей глаза порошит, платок с неё рвёт. Идёт она, еле ноги из сугробов вытягивает.
Всё темнее становится кругом.
Небо чёрное, ни одной звёздочкой на землю не глядит, а земля чуть посветлее. Это от снега.
Вот и лес. Тут уж совсем темно — рук своих не разглядишь.
Села девочка на поваленное дерево и сидит. Всё равно, думает, где замерзать.
И вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонёк — будто звезда среди ветвей запуталась.
Поднялась девочка и пошла на этот огонёк. Тонет в сугробах, через бурелом перелезает. «Только бы, — думает, — огонёк не погас!»
А он не гаснет, он всё ярче горит. Уж и тёплым дымком запахло, и слышно стало, как потрескивает в огне хворост. Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла.
Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костёр горит, чуть ли не до самого неба достаёт. А вокруг костра сидят люди — кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют.
Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? На охотников будто не похожи, на дровосеков ещё того меньше: вон они какие нарядные — кто в серебре, кто в золоте, кто в зелёном бархате.
Стала она считать, насчитала двенадцать: трое старых, трое пожилых, трое молодых, а последние трое — совсем ещё мальчики. Молодые у самого огня сидят, а старики — поодаль.
И вдруг обернулся один старик — самый высокий, бородатый, бровастый — и поглядел в ту сторону, где стояла девочка.
Испугалась она, хотела убежать, да поздно. Спрашивает её старик громко:
— Ты откуда пришла, чего тебе здесь нужно?
Девочка показала ему свою пустую корзинку и говорит:
— Нужно мне набрать в эту корзинку подснежников. Засмеялся старик:
— Это в январе-то подснежников? Вон чего выдумала!
— Не я выдумала, — отвечает девочка, — а прислала меня сюда за подснежниками моя мачеха и не велела мне с пустой корзинкой домой возвращаться.
Тут все двенадцать поглядели на неё и стали между собой переговариваться.
Стоит девочка, слушает, а слов не понимает — будто это не люди разговаривают, а деревья шумят.
Поговорили они, поговорили и замолчали.
А высокий старик опять обернулся и спрашивает:
— Что же ты делать будешь, если не найдёшь подснежников? Ведь раньше марта месяца они и не выглянут.
— В лесу останусь, — говорит девочка. — Буду марта месяца ждать. Уж лучше мне в лесу замёрзнуть, чем домой без подснежников вернуться.
Сказала это и заплакала.
И вдруг один из двенадцати, самый молодой, весёлый, в шубке на одном плече, встал и подошёл к старику:
— Братец Январь, уступи мне на час своё место!
Погладил свою длинную бороду старик и говорит:
— Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля.
— Ладно уж, — проворчал другой старик, весь лохматый, с растрёпанной бородой. — Уступи, я спорить не стану! Мы все хорошо её знаем: то у проруби её встретишь с вёдрами, то в лесу с вязанкой дров. Всем месяцам она своя. Надо ей помочь.
— Ну, будь по-вашему, — сказал Январь. Он стукнул о землю своим ледяным посохом и заговорил:
Не трещите, морозы,
В заповедном бору,
У сосны, у берёзы
Не грызите кору!
Полно вам вороньё
Замораживать,
Человечье жильё
Выхолаживать!
Замолчал старик, и тихо стало в лесу. Перестали потрескивать от мороза деревья, а снег начал падать густо, большими, мягкими хлопьями.
— Ну, теперь твой черёд, братец, — сказал Январь и отдал посох меньшому брату, лохматому Февралю. Тот стукнул посохом, мотнул бородой и загудел:
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте что есть мочи!
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землёю.
Пусть бежит в полях позёмка
Белою змеёю!
Только он это сказал, как зашумел в ветвях бурный, мокрый ветер. Закружились снежные хлопья, понеслись по земле белые вихри. А Февраль отдал свой ледяной посох младшему брату и сказал:
— Теперь твой черёд, братец Март. Взял младший брат посох и ударил о землю. Смотрит девочка, а это уже не посох. Это большая ветка, вся покрытая почками.
Усмехнулся Март и запел звонко, во весь свой мальчишеский голос:
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи,
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи!
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
Девочка даже руками всплеснула.
Куда девались высокие сугробы?
Где ледяные сосульки, что висели на каждой ветке?
Под ногами у неё — мягкая весенняя земля.
Кругом каплет, течёт, журчит.
Почки на ветвях надулись, и уже выглядывают из-под тёмной кожуры первые зелёные листики.
Глядит девочка — наглядеться не может.
— Что же ты стоишь? — говорит ей Март. — Торопись, нам с тобой всего один часок братья мои подарили.
Девочка очнулась и побежала в чащу подснежники искать.
А их видимо-невидимо!
Под кустами и под камнями,
На кочках и под кочками — куда ни поглядишь.
Набрала она полную корзину, полный передник —
И скорее опять на полянку, где костёр горел, где двенадцать братьев сидели.
А там уже ни костра, ни братьев нет: Светло на поляне, да не по-прежнему.
Не от огня свет, а от полного месяца, что взошёл над лесом.
Пожалела девочка, что поблагодарить ей некого, и побежала домой. А месяц за нею поплыл.
Не чуя под собой ног, добежала она до своих дверей — и только вошла в дом, как за окошками опять загудела зимняя вьюга, а месяц спрятался в тучи.
— Ну, что, — спросили её мачеха и сестра, — уже домой вернулась? А подснежники где?
Ничего не ответила девочка, только высыпала из передника на лавку подснежники и поставила рядом корзинку.
Мачеха и сестра так и ахнули:
— Да где же ты их взяла?
Рассказала им девочка всё, как было.
Слушают они обе и головами качают — верят и не верят. Трудно поверить, да ведь вот на лавке целый ворох подснежников, свежих, голубеньких. Так и веет от них мартом месяцем!
Переглянулись мачеха с дочкой и спрашивают:
— А больше тебе ничего месяцы не дали?
— Да я больше ничего и не просила.
— Вот дура так дура! — говорит сестра.- В кои-то веки со всеми двенадцатью месяцами встретилась, а ничего, кроме подснежников, не выпросила! Ну, будь я на твоём месте, я бы знала, чего просить. У одного — яблок да груш сладких, у другого — земляники спелой, у третьего грибов беленьких, у четвёртого — свежих огурчиков!
— Умница, доченька! — говорит мачеха.- Зимой землянике да грушам цены нет. Продали бы мы это и сколько бы денег выручили. А эта дурочка подснежников натаскала! Одевайся, дочка, потеплее да сходи на полянку. Уж тебя они не проведут, хоть их двенадцать, а ты одна.
— Где им! — отвечает дочка, а сама — руки в рукава, платок на голову.
Мать ей вслед кричит:
— Рукавички надень, шубку застегни!
А дочка уже за дверью. Убежала в лес!
Идёт по сестриным следам, торопится. «Скорее бы, — думает, — до полянки добраться!»
Лес всё гуще, всё темней. Сугробы всё выше, бурелом стеной стоит.
«Ох, — думает мачехина дочка, — и зачем только я в лес пошла! Лежала бы сейчас дома в тёплой постели, а теперь ходи да мёрзни! Ещё пропадёшь тут!»
И только она это подумала, как увидела вдалеке огонёк — точно звёздочка в ветвях запуталась.
Пошла она на огонёк. Шла, шла и вышла на полянку. Посреди полянки большой костёр горит, а вокруг костра сидят двенадцать братьев, двенадцать месяцев. Сидят и тихо беседуют.
Подошла мачехина дочка к самому костру, не поклонилась, приветливого слова не сказала, а выбрала место, где пожарче, и стала греться.
Замолчали братья-месяцы. Тихо стало в лесу. И вдруг стукнул Январь-месяц посохом о землю.
— Ты кто такая? — спрашивает. — Откуда взялась?
— Из дому, — отвечает мачехина дочка. — Вы нынче моей сестре целую корзинку подснежников дали. Вот я и пришла по её следам.
— Сестру твою мы знаем, — говорит Январь-месяц, — а тебя и в глаза не видали. Ты зачем к нам пожаловала?
— За подарками. Пусть Июнь-месяц мне земляники в корзинку насыплет, да покрупней. А Июль-месяц — огурцов свежих и грибов белых, а месяц Август — яблок да груш сладких. А Сентябрь-месяц — орехов спелых. А Октябрь:
— Погоди, — говорит Январь-месяц. — Не бывать лету перед весной, а весне перед зимой. Далеко ещё до июня-месяца. Я теперь лесу хозяин, тридцать один день здесь царствовать буду.
— Ишь какой сердитый! — говорит мачехина дочка.- Да я не к тебе и пришла — от тебя, кроме снега да инея, ничего не дождёшься. Мне летних месяцев надо.
Нахмурился Январь-месяц.
— Ищи лета зимой! — говорит.
Махнул он широким рукавом, и поднялась в лесу метель от земли до неба — заволокла и деревья и полянку, на которой братья-месяцы сидели. Не видно стало за снегом и костра, а только слышно было, как свистит где-то огонь, потрескивает, полыхает.
Испугалась мачехина дочка.
— Перестань! — кричит. — Хватит!
Да где там!
Кружит её метель, глаза ей слепит, дух перехватывает. Свалилась она в сугроб, и замело её снегом.
А мачеха ждала-ждала свою дочку, в окошко смотрела, за дверь выбегала — нет её, да и только. Закуталась она потеплее и пошла в лес. Да разве найдёшь кого-нибудь в чаще в такую метель и темень!
Ходила она, ходила, искала-искала, пока и сама не замёрзла.
Так и остались они обе в лесу лета ждать.
А падчерица долго на свете жила, большая выросла, замуж вышла и детей вырастила.
И был у неё, рассказывают, около дома сад — да такой чудесный, какого и свет не видывал.
Раньше, чем у всех, расцветали в этом саду цветы, поспевали ягоды, наливались яблоки и груши. В жару было там прохладно, в метель тихо.
— У этой хозяйки все двенадцать месяцев разом гостят! — говорили люди.
Кто знает — может, так оно и было.
—Конец сказки—
Маршак Самуил Яковлевич
Я знаю, что надо придумать, стихи, Агния Барто
Теремок, С.Я.Маршак, аудиосказка (1985)
Сказка о сильном и храбром непобедимом богатыре Иване-царевиче и о прекрасной его супружнице царь-девице
Святая простота
Почему смеялась рыба
По щучьему веленью-2
Нефритовый император и двенадцать животных
Неопознанный самолет
Незнайка в Солнечном городе
Мудрая Унах
ВСЕ СКАЗКИ С КАРТИНКАМИ
← Предыдущая
Следующая →
Двенадцать месяцев сказка читать онлайн
Словацкие сказки
Оригинальная версия
Было у матери две дочки: одна — родная, другая — падчерица. Родную она очень любила, а падчерицу терпеть не могла, и все из-за того, что Марушка красивей Олены была. Но Марушка не знала о своей красоте, у нее и мысли такой быть не могло: мачеха как только на нее взглянет, так и нахмурится. И она думала, что, наверно, чем-нибудь мачехе не угодила.
Пока Олена то наряжалась да прихорашивалась, то по горнице расхаживала или на дворе прохлаждалась, то на улице разгуливала, Марушка в доме чистила, прибирала, варила, стирала, шила, пряла, ткала, траву для скота косила, коров доила — всю работу делала. А мачеха знай бранит ее да ругается целый день. И не смягчало ее то, что та все терпеливо сносила,— напротив, от этого она обращалась с бедной девушкой все хуже и хуже. А все из-за того, что Марушка с каждым днем становилась все красивей, а Олена — все безобразней.
И подумала мачеха: «Какая мне радость держать красавицу падчерицу в доме? Будут приходить парни в гости, станут влюбляться в Марушку и не захотят любить Олену».
Потолковала она с Оленой, и надумали они такое, что никому другому и в голову бы не пришло.
Однажды — было это вскоре после Нового года, в трескучий мороз,— захотелось Олене фиалок понюхать. Она и говорит:
— Ступай, Марушка, в лес, набери мне букет фиалок. Хочу его к поясу приколоть: очень мне хочется фиалочек понюхать.
— Боже мой! Милая сестрица, что это тебе в голову пришло? Слыханное ли дело, чтобы под снегом фиалки росли? — ответила бедная Марушка.
— Ах ты гадкая грязнуха! Как ты смеешь разговаривать, когда я тебе приказываю? — закричала на нее Олена.— Ступай сейчас же вон! И коли не принесешь мне фиалок, я тебя убью!
И мачеха выгнала Марушку из дому, дверь за ней захлопнула да на ключ заперла.
Заливаясь слезами, пошла девушка в лес. Снегу там целые сугробы, и нигде ни следа ноги человеческой. Долго бродила Марушка по лесу. Голод ее мучил, мороз до костей пробирал. Вдруг видит вдали огонек. Пошла она на тот огонек и пришла на вершину горы. Там горел большой костер, а вокруг костра лежало двенадцать камней, и на тех камнях сидели двенадцать человек: трое из них с белыми, седыми бородами, трое помоложе, трое еще моложе и трое совсем молодых. Сидят тихо, молча, неподвижно глядя на огонь. Это были двенадцать месяцев. Январь сидел на самом высоком камне. Волосы и борода у него были белые как снег, а в руке он держал палку.
Испугалась Марушка, совсем от страха помертвела. Но потом набралась храбрости, подошла поближе и попросила:
— Люди добрые, позвольте мне погреться, я дрожу от холода. Январь кивнул головой и спрашивает ее:
— Зачем пришла, девица? Чего здесь ищешь?
— Я пришла за фиалками,— ответила Марушка.
— Не время теперь фиалки рвать, кругом снег…— возразил Январь.
— Знаю,— сказала Марушка,— да сестра моя Олена с мачехой велели принести им из лесу фиалок. А коли не принесу, они меня убьют. Прошу вас покорно, дяденьки, скажите, где бы мне фиалок нарвать?
Тут сошел со своего места Январь, подошел к самому младшему месяцу, дал ему в руку палку и сказал:
— Братец Март, садись теперь ты наверх, на мое место. Месяц Март взобрался наверх, на самый высокий камень, и
взмахнул палкой над огнем. Огонь взвился вверх столбом, снег начал таять, деревья покрылись почками, под молодыми буками зазеленела трава, и в траве закачались бутоны цветов. Наступила весна. Среди кустарников, укрывшись под листьями, зацвели фиалки. И увидела Марушка, что вся земля словно голубым платком покрыта.
— Рви скорей, Марушка, рви скорей! — стал торопить ее молодой Март.
Марушка обрадовалась, стала рвать фиалки и скоро нарвала большой букет. Потом сказала месяцам спасибо и поспешила домой.
Удивилась Олена, удивилась и мачеха, когда увидели, что она спешит домой с фиалками. Отворили они ей дверь, и весь дом наполнился запахом фиалок.
— Где же это ты их нарвала? — сердито спросила Олена.
— Они растут высоко на горе, под кустами. Их там видимо-невидимо,— спокойно ответила Марушка.
Олена вырвала букет у нее из рук, прицепила его себе к поясу, стала нюхать сама и матери давала нюхать, но сестре не сказала: «Понюхай».
На другой день сидела Олена у печки, и захотелось ей ягод.
— Ступай, Марушка, принеси мне ягод из лесу.
— Боже мой! Милая сестрица, что это пришло тебе в голову? Слыханное ли дело, чтобы под снегом ягоды росли?
— Ах ты гадкая грязнуха! Как ты смеешь разговаривать, когда я тебе приказываю? Ступай сейчас же, и коли ты мне ягод не принесешь, я тебя убью! — пригрозила Олена.
Мачеха выгнала Марушку вон, дверь за ней захлопнула и на ключ заперла.
Заливаясь слезами, пошла девушка в лес. А там сугробы снега стеной стоят, и нигде ни следа человеческого. Долго бродила Марушка по лесу. Голод ее мучил, мороз до костей пробирал. Вдруг видит вдали тот же огонек. И опять она, идя на огонек, пришла к костру. Вокруг него опять сидели двенадцать месяцев, и выше всех — Январь, белый и бородатый, с .палкой в руке.
— Люди добрые, позвольте мне погреться, я совсем замерзла,— попросила Марушка.
Январь кивнул головой и спрашивает ее:
— Зачем опять пришла, девица? Чего здесь ищешь?
— Пришла по ягоды,— ответила девушка.
— Да ведь теперь зима, на снегу ягоды не растут,— промолвил Январь.
— Знаю,— печально ответила Марушка.— Да сестра Олена с мачехой велели ягод им набрать. А коли не наберу, они меня убьют. Прошу вас покорно, дяденьки, скажите, где бы набрать ягод?
Тут сошел со своего места Январь, подошел к тому месяцу, который сидел напротив него, и сказал:
— Братец Июнь, садись ты теперь на мое место.
Июнь взобрался на самый высокий камень и взмахнул палкой над огнем. Огонь взвился в три раза выше, снег в несколько мгновений растаял, деревья покрылись листьями, кругом защебетали птицы, всюду зацвели цветы. Наступило лето. Под кустами стало белым-бело, словно там насыпали белых звездочек, и белые звездочки эти на глазах стали превращаться в ягоды, которые зрели и становились красными.
— Собирай скорей, Марушка, собирай скорей! — стал торопить ее ласковый Июнь.
Марушка обрадовалась и быстро набрала ягод полный передник. Потом сказала месяцам спасибо и поспешила домой.
Удивилась Олена, удивилась и мачеха, когда увидали, что Марушка спешит домой и ягод у нее полный передник. Отворили ей дверь, и весь дом наполнился запахом ягод.
— Где же это ты их набрала? — сердито спросила Олена.
— Они растут высоко на горе, их там видимо-невидимо,— спокойно ответила Марушка.
Олена взяла у нее ягоды и наелась досыта; наелась и мачеха. Но Марушке они не сказали: «Возьми себе ягодку».
Полакомилась Олена, а на третий день захотелось ей уж яблока отведать.
— Ступай, Марушка, в лес, принеси мне яблок румяных,— приказала она.
— Боже мой! Милая сестрица, что это пришло тебе в голову? Слыханное ли дело, чтобы зимой яблоки зрели?
— Ах ты гадкая грязнуха! Как ты смеешь разговаривать, когда я тебе приказываю? Ступай сейчас же в лес, и, коли мне румяных яблок не принесешь, убью! — пригрозила Олена.
Мачеха выгнала Марушку из дому, захлопнула за ней дверь и на ключ заперла.
Заливаясь слезами, пошла девушка в лес. Сугробы снега там стеной стоят, и нигде ни следа ноги человеческой. Долго бродила Марушка по лесу. Голод ее мучил, мороз до костей пробирал. Вдруг видит — вдали опять тот же огонек; пошла Марушка на него и пришла к костру. Двенадцать человек — двенадцать месяцев — сидели вокруг словно прикованные, и выше всех Январь, белый и бородатый, с палкой в руке.
— Люди добрые, позвольте мне погреться. Мороз меня совсем донял,— попросила Марушка.
Январь кивнул головой и спросил:
— Зачем опять пришла, девица?
— Пришла за яблоками румяными,— ответила девушка.
— Теперь зима. Разве зимой зреют румяные яблоки? — говорит Январь.
— Знаю,— печально ответила Марушка.— Но Олена и мачеха пригрозили, что, коли я не принесу им румяных яблок из лесу, они меня убьют. Очень прошу вас, дяденьки, помогите мне еще раз.
Сошел со своего места Январь, подошел к одному из старших месяцев, дал ему палку в руку и сказал:
— Братец Сентябрь, садись на мое место.
Сентябрь взобрался на самый высокий камень и взмахнул палкой. Огонь взметнулся вверх, снег растаял. Но листья на деревьях не распустились, а, пожелтелые, понемногу стали падать на землю. Наступила осень. Не увидела Марушка ярких цветов, да она и не искала их. Она смотрела теперь только на деревья. И вдруг увидела яблоню, а на ней высоко-высоко на концах ветвей висят румяные яблоки.
— Тряси, Марушка, тряси скорей! — сказал Сентябрь. Марушка тряхнула яблоню, и с нее упало яблоко; тряхнула
другой раз — упало другое.
— Бери, Марушка, бери скорей и беги домой! — крикнул Сентябрь.
Схватила она два яблока, сказала месяцам спасибо и поспешила домой.
Удивилась Олена, удивилась и мачеха, когда Марушка вернулась. Отворили они ей, и она подала им два яблока.
— Где же это ты их сорвала? — спросила Олена.
— Они растут высоко на горе. Там еще много,— ответила Марушка.
Только она сказала, что их много, как Олена накинулась на нее:
— Ах ты гадкая грязнуха! Почему же ты больше не принесла? Верно, сама по дороге съела?
— Милая сестрица, не ела я ни кусочка. Когда я первый раз дерево тряхнула, одно яблоко упало. Второй раз тряхнула — упало второе. А больше трясти мне не дали. Крикнули, чтоб я домой шла,— сказала Марушка
— А, чтоб тебя нелегкая взяла! — забранилась Олена и кинулась бить ее.
Мачеха не захотела отставать и схватила дубинку. Но Марушка не далась им в руки, убежала на кухню и спряталась где-то за печью. Лакомка Олена перестала браниться и набросилась на яблоко. Другое дала матери. Таких сладких яблок они ни разу в жизни не едали. В первый раз отведали.
— Мама, дай мне сумку, я сама в лес пойду. Эта дрянь непременно все съест по дороге. А я найду то место и все яблоки стрясу, хоть сам черт на меня напустись!
Так кричала Олена, и мать напрасно ее отговаривала. Повесила Олена сумку на плечо, набросила платок на голову, закуталась хорошенько и пошла в лес. Мать только руки ломала в отчаянии от того, что ее дочка задумала.
Пришла Олена в лес. Сугробы снега там стеной стоят, и нигде ни следа ноги человеческой. Бродила Олена, бродила, потому что охота яблочков поесть гнала ее все дальше и дальше,— ну просто мученье! Вдруг увидала она вдали огонек, пошла на него и пришла к костру, вокруг которого сидели двенадцать человек — двенадцать месяцев. Но она не поклонилась им, не попросила пустить ее к костру, а просто протянула руки и стала греться, будто огонь для нее и разведен.
— Зачем пришла? Чего тебе надо? — рассердился Январь.
— Что ты меня расспрашиваешь, старый дурак? Не твое дело, куда хожу, зачем хожу! — отрезала Олена и пошла на гору, словно яблоки там только ее и ждали.
Январь нахмурился и взмахнул палкой у себя над головой. В одно мгновение небо покрылось тучами, костер погас, повалил снег, подул холодный ветер. Олена ничего не видела на шаг перед собой и все больше и больше тонула в глубоких сугробах. Руки и ноги у нее замерзли, колени подломились, и; наконец, она упала в изнеможении…
Ждет мать Олену, глядит в окошко, выходит посмотреть за дверь. Проходит час, другой, а Олены все нет и нет «Что она, от яблок не может никак оторваться, что ли? Пойду сама погляжу»,— решила мать, взяла сумку, закуталась шалью и пошла дочку искать.
Снег валит все гуще, ветер дует все сильней, сугробы стоят, как стены. Шагает она по сугробам, зовет Дочь — ни одна душа не отзывается. Заблудилась, сама не знает, куда забрела, ругает Олену. Руки и ноги у нее замерзли, колени подломились, упала и она…
А Марушка дома приготовила обед, прибрала в избе и подоила корову. Ни Олены, ни матери все нету.
— Что же это они так долго? — беспокоится Марушка, садясь вечером за прялку. Сидит она за прялкой до поздней ночи, а о них ни слуху ни духу. — Ах боже мой! Что с ними приключилось? — волнуется добрая девушка и с тоской смотрит в окошко.
Там ни единой души — только после у гихшей вьюги сияют звезды, земля искрится от снега да крыши Трещат от мороза. Печально опустила Марушка занавеску. С утра опять стала ждать их и к завтраку, и к обеду, но так и не дождалась ни Олены, ни матери: обе замерзли в лесу.
После них остались Марушке домик, коровка, садик, поле и лужок возле дома. А пришла весна, нашелся и хозяин всему этому богатству — красивый парень, который женился на доброй Марушке, и они славно зажили в любви и мире. Мир да любовь всего дороже!
Категория: Сказки народов Европы
Двенадцать месяцев (Театр) — TV Tropes
http://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/theatre/thetwelvemonths
СледующийПерейти к
Двенадцать месяцев — русская сказка Самуила Маршака, написанная в 1942–1943 годах и впервые поставленная в 1947 году. Она до сих пор остается очень популярной в странах Восточного блока, с тремя экранизациями, оперой С. Баневича и оперой. Р. Щедриным на его основе.
Основанный на народной сказке из Юго-Восточной Европы, он имеет в целом стандартный сказочный сюжет, действие которого происходит в канун Нового года и на следующий день. Две основные сюжетные линии сосредоточены вокруг красивой девушки-сироты, которую, естественно, оскорбляет Злая мачеха, и избалованного отродья королевы, чей указ принести подснежники во дворец в середине зимы фактически запускает большую часть сюжета. Главная героиня по приказу мачехи отправляется на безнадежные поиски подснежников в зимний лес, но там встречает сочувствующих Двенадцатимесячников, которые собираются в лесу для собственного празднования Нового года.
- Рассеянный профессор: Королевский профессор часто говорит длинные и очень академически звучащие слова и практически забывает о сути.
- Адаптационное комическое облегчение: Королева получает это в опере Щедрина изначально Избалованная девчонка, но ведет себя лучше, чем в пьесе, также из-за возрастного лифта она подражательница роковой женщины, и из-за того, что она взрослая женщина, ее нелепые указы выглядеть особенно идиотски.
- Адаптационный придурок: В опере Щедрина у мая и июня ужасно хвастливое «Я велик!» Песня. Ничего подобного в оригинале нет.
- Adapted Out:
- В опере Щедрина нет ни Послов, ни Профессора, ни Главной фрейлины, ни Молодого солдата, ни говорящих животных.
- В художественном фильме ворон и волк не появляются.
- Age Lift: Королева, которой в пьесе четырнадцать лет, взрослая женщина, которая проводит время с любовниками в опере 2015 года.
- Удивительно подходящий внешний вид: весенние и летние месяцы — это молодые люди, одетые в зеленое, осенние месяцы — люди среднего возраста, одетые в желтое и коричневое, а зимние месяцы — старые и одетые в белые шубы.
- Бит Персонаж: Поскольку на сцене их двенадцать, вполне естественно, что некоторые из них получат меньше характеристик, чем другие. Месяцы с мая по ноябрь мало что могут сказать или сделать (например, у августа нет даже строк, кроме песни у костра Месяцев).
- Break the Haughty:
- Королева брошена большинством своих придворных и чуть не замерзла в лесу, а позже вынуждена просить о помощи девушку, которой она ранее угрожала казнью.
- Мачеха и сводная сестра превращаются в собак и должны оставаться такими как минимум три года.
- Королева брошена большинством своих придворных и чуть не замерзла в лесу, а позже вынуждена просить о помощи девушку, которой она ранее угрожала казнью.
- Умные вороны: Старый и мудрый лесной ворон постоянно перехитрил волка, не давая ему напасть на падчерицу.
- Крутая Лошадь: Лошади, которые Месяцы дарят Падчерице, великолепны и невероятно быстры. Как говорит Старый Солдат, таких лошадей нет даже в царских конюшнях.
- Дева в беде: Падчерица чуть не замерзла в лесу в первом акте из-за того, что мачеха послала ее собирать подснежники, и почти казнена Королевой во втором акте после отказа раскрыть, где она их собрала.
- Невозмутимый хохотун: Королева всех людей иногда бывает не в себе.
Старшая фрейлина : Природа сводит меня с ума!
Королева : Я знала, что это в твоей природе. Мне очень жаль вас, бедняжка.
Старшая фрейлина
: Нет, Ваше Величество, я просто хотела сказать, что безумно люблю природу.Королева : Но, похоже, она тебя не так сильно любит. Твой нос весь посинел.
- Понижен до экстра:
- В пьесе «Патриарх Двенадцати месяцев» — это январь, а в опере Щедрина — декабрь, а в январе всего несколько строк. В пьесе декабрь играл существенную роль только в первых сценах.
- В полнометражной адаптации лесные животные появляются только в начальной сцене. В пьесе они появляются позже.
- Отчаянная мольба о доме: Королева, которая начинала как главный королевский отродье, застряла в зимнем лесу и была покинута большинством ее придворных. Когда Январь предлагает исполнить любое ее желание, она только умоляет его позволить ей вернуться во дворец.
- Все называют его «Бармен»: Имен нет вообще, за исключением в каком-то смысле Двенадцати Месяцев. В русско-японской версии Девочке/Падчерице дается имя Анна (поскольку в версию добавлено несколько эпизодов о жизни девочки с Мачехой и Сводной сестрой, вероятно, это было сделано для того, чтобы избежать их постоянного Эй, Ты!).
- Толстая сука: в пьесе никогда не говорится прямо, но в большинстве адаптаций мачеха и сводная сестра делаются толстыми, чтобы показать, что красота равна добру, и подчеркнуть тот факт, что падчерица недоедает.
- Изменение пола: разные персонажи Месяцы часто изображаются женщинами.
- Боже, храни нас от королевы!: Очень даже так, особенно если вы находитесь в ее ближайшем окружении, так как она очень быстро приказывает казнить. Поскольку большая часть фактического управления осуществляется министрами, простых людей это не слишком беспокоит. Падчерица почти ничего не знает о королеве, пока ей не расскажет старый солдат.
- Хорошо не хорошо: Февраль обычно довольно суров, даже по отношению к главной героине, и поначалу кажется, что он не хочет ей помогать. Однако постепенно выясняется, что он добросердечный, просто очень, очень строгий и законопослушный.
- Зеленый Эзоп: В пьесе несколько раз подчеркивается важность бережного отношения к природе. Когда восхваляют Падчерицу, месяцы особенно упоминают, что она никогда не сломала бы напрасно ветку и не сорвала бы ягоду, если бы она не созрела.
- Золотые волосы, Золотое сердце: в экранизации у доброй и невинной падчерицы светлые волосы.
- HeelFace Turn:
- В конце концов Королева начинает исправляться, доброжелательно разговаривая со Старым Солдатом, решая загладить свою вину перед Падчерицей и в целом обещая, что она не забудет уроки, которые она усвоила.
- Падчерица считает, что ее мачеха и сводная сестра изменились к лучшему после превращения в собак.
- «Я есть» Песня: В опере все месяцы есть.
- Невыполнимая задача: сначала королева требует свежих весенних цветов посреди зимы, затем мачеха отправляет героиню в ночь, чтобы собрать эти цветы.
- Неподкупная Чистая Чистота: Падчерица, как и ожидалось. Несмотря на то, что над ней издеваются весь день, она остается мягкосердечной.
- Легче и мягче: Опера 2015 года, тем более, что почти весь сюжет «Queen» вырезан.
- Любовь с первого взгляда: Преуменьшено, но Девушка утверждает, что всегда любила апрель в целом, даже до встречи с Антропоморфным воплощением.
- Может быть когда-нибудь после: В конце концов, падчерица стремится поддерживать связь с Эйприл и хранит подаренное им обручальное кольцо, но она возвращается домой, чтобы жить своей собственной жизнью, и ни один из них не говорит о каких-либо дальнейших обязательствах или планах. из этого.
- МагглМаг Романтика: человеческая падчерица без магических способностей и олицетворение апреля.
- Никогда не верь названию: Опера Родиона Щедрина почему-то называется Рождественская сказка , хотя события сюжета происходят в канун Нового года, как и в оригинале, а Рождество вообще нигде не упоминается.
- «Число предметов» Название: Для олицетворений двенадцати месяцев года.
- Игра в больную: В экранизации художественного фильма Сводная сестра притворяется, что у нее ужасный кашель… до тех пор, пока падчерица не выходит из дома.
- Практически разные поколения: преуменьшено, так как это касается бессмертных существ, но показано, что весенних Месяцев не более двадцати, а зимние Месяцы — это пожилые седобородые. Подразумевается, что речь идет не только об их внешности, но и о некоторой фактической разнице в возрасте (или, возможно, существует психологическая разница в возрасте
- Pretty in Mink: присутствует в пьесе, но явно показан в экранизации. Падчерица надевает бело-серебристую шубку и шапку, и Эйприл почти ошеломлен от восхищения, увидев ее.
- Сжатие отношений: Опера 2015 года. В первом акте вообще ничего не указывает на чувства Эйприл к девушке (разве что он называет ее красавицей, но это когда все месяцы ее за то или иное хвалят), или ее к нему — весь план помощи Девушка родом из декабря, и героиня большую часть времени лежит без сознания на снегу. Во втором акте Эйприл поет ей что-то вроде серенады, и следующее, что мы знаем, она падает в обморок из-за его кольца.
- Спасательный роман: чувства Падчерицы к Эйприл расцветают очень быстро, так как он первым предлагает ей место у костра, он тот, кто предлагает Месяцам переупорядочить время, чтобы помочь ей, и вдобавок ко всему, это его цветов, которые ей нужны.
- Правило трех: если мачеха и сводная сестра исправятся, через три года они снова станут людьми. Если им понадобится больше времени, чтобы изменить свой образ жизни, чары будут сняты через шесть лет, или через девять, или… как понимает Старый Солдат, собаки могут не жить так долго.
- Дикие волки: волк в лесу голоден, зол и готов стать людоедом. К счастью, он также трус.
- Сумасшедшая белка: В начальной сцене в лесу белки дразнят зайца, играя с ним в погоню, а затем насмехаясь над ним, что он не может прыгать достаточно высоко.
- Обновление настроек: действие оперы 2015 года разворачивается в неоднозначный период времени, нечто среднее между современностью и восемнадцатым веком.
- Грузоотправитель на палубе: Быстро показано, что несколько месяцев, особенно январь и март, активно доставляют Эйприл и девушку. Тем более в художественном фильме, где это видно по их жестам и мимике.
Девушка (кланяется Январю): Спасибо!
Январь (со смехом и мерцанием, провожая апрель): Поклонись не мне, а моему младшему брату, месяцу апрелю. Это он просил нас помочь тебе, и принес подснежники из-под земли.
- Братская команда: Месяцы — братья и всегда работают вместе, достигая компромисса, если возникают какие-либо проблемы.
- Избавлены адаптацией: мачеха и сводная сестра не превращаются в собак в опере.
- Threat Backfire: Когда послы убегают во время шторма в финальном акте и забирают лошадей королевы, королева угрожает казнить их. Они напоминают ей, что их могут казнить только их собственные монархи.
- Вернее тексту: Художественный фильм 1972 года намного ближе к оригиналу, чем мультфильм 1956 года или аниме 1980 года, причем большинство сцен из пьесы адаптированы дословно.
- Неопределенный возраст:
- Падчерица «не моложе королевы» (ей около четырнадцати), и это все, что мы получаем. Вероятно, это было сделано намеренно, чтобы романтический сюжет можно было разыграть, приуменьшить или полностью убрать, в зависимости от постановки.
- Точно так же в разных интерпретациях весенние месяцы (описанные в пьесе как очень молодые, в отличие от просто «молодых» летних месяцев) могут быть любого возраста от десятилетнего до двадцати с лишним лет.
- С этим кольцом: Многие проблемы падчерицы связаны с тем, что а) сводная сестра украла ее волшебное обручальное кольцо и б) она никогда не должна никому говорить, кто его ей подарил.
Русская сказка – Двенадцать месяцев – Жизнь в России
Русская сказка – Двенадцать месяцев
Опубликовано by archecotech
Жила-была злая, жадная женщина, которая любила собственную дочь и ненавидела добродетельную, трудолюбивую падчерицу. В очень холодный январский день она отправила бедную падчерицу в лес собирать подснежники на день рождения сводной сестры.
«Но подснежники не будут цвести еще как минимум два месяца!» — воскликнула бедная девочка. Ее мачеха сказала: «Я не хочу об этом слышать. Иди туда, найди их и не возвращайся, пока не найдешь».
Поскольку у девушки не было выбора, она пошла по замерзшему лесу. Она шла все дальше и дальше и становилась все холоднее и холоднее, но не было видно ни одного живого существа. Подул ветер и пошел снег.
Внезапно она вышла на поляну, где увидела двенадцать мужчин, от очень молодых до очень старых, одетых в богатые одежды. Ее спросили, почему она гуляла ночью в лесу во время метели. Она вежливо поклонилась им и сказала, что мачеха приказала ей собрать подснежники для сводной сестры. Двенадцать месяцев пожалели ее и решили ей помочь.
Январь, похожий на очень старого человека, взял свою трость, ударил ею по земле и произнес заклинание. Вокруг них этот холодный первый месяц года пролетел за считанные секунды. Затем он отдал трость Февралю, и случилось то же самое, а затем трость досталась Марту, который заставил цветы расцвести по всей поляне. Она набрала огромные охапки нежных весенних цветов и сложила их в свою корзину.
Когда она вернулась домой и рассказала, что с ней случилось в лесу, ревнивая мачеха отпустила родную дочь на поляну просить у двенадцати месяцев ягод, грибов, яблок и огурцов. Девушка нашла поляну и двенадцать месяцев вокруг большого костра. Но эта дочь нагрубила им и ничего не получила. Январь махнул рукой, и она утонула в толстых слоях снега. Ее мать пыталась найти ее, но тоже замерзла насмерть.
Добросердечная падчерица жила долго и счастливо. В мае у нее в доме были самые свежие цветы, в июне — лучшие ягоды, а в сентябре — лучшие яблоки. Люди говорили, что эти двенадцать месяцев регулярно посещали ее и всегда благословляли.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Posted in Жизнь в РоссииTagged Январь, сбор подснежников для сводной сестры, Россия, русские сказки, подснежники, двенадцать месяцевЧто есть в моем блогеВыберите категориюЖИЗНЬ в России (1,171) Культура (160) Причина посетить Россию (7) Древняя Русь (32) Направления в России (24) Русский фольклор (25) Русские города-призраки (9) Русский юмор 30) Русские рецепты (11) простая жизнь (14) Чем заняться в Казани (1) Мы вместе (2) Гостевые блогеры (18) Зеркальные отражения (205) М. Р. Африка (33) (14) M.R. Европа (54) M.R. Ближний Восток (9) M.R. Северная Америка (2) M.R. Южная Америка (16) M.R. Юго-Восточная Азия (7) M.R. Южная часть Тихого океана (9) Reflections – Thoughts of an Expat (21) Кто сумасшедший (14) Русская пословица (14) Русская «десятка» и поговорки (89) От восхода до заката (8) Простая жизнь (1)Фотография (193) Болгар (21) Казань – Владимир – Суздаль (32) Картина дня (110) Юта (3) Вашингтон – Орегон (24) Размышления – мысли эмигранта (8)Три М о России (7) Тайны России (1)Мысли о Боге (11)
Введите свой адрес электронной почты, чтобы следить за этим блогом и получать уведомления о новых сообщениях по электронной почте.
Адрес электронной почты:
Присоединиться к 861 подписчику
Недавно я решил, что пора упростить навигацию по «Жизни в России». Когда вы войдете на любую страницу моего блога (перечисленную выше), у вас будет возможность найти все сообщения, связанные с этой страницей, внизу каждого раздела. В настоящее время на их странице есть ссылки на все сказки, а также пословицы, поговорки и идиомы. Остальные еще строятся, но, надеюсь, скоро будут готовы. Спасибо за ваше терпение, поскольку я продолжаю улучшать способ доступа к сообщениям.
- K’ CLIPs
- Rotimi Onayemi : For The God of Super Freaks
- Plumber and Hardware
- HORN PEACE PRESS DAILY NEWS
- Bhutadarma
- The Godly Chic Diaries
- An Information Ecology
- iceland experiment
- VANESSA INSPIRZ
- Доверяй и верь в невидимое
- Creations for Concoctions
- MPA Travels
- Greatest Animals Ever
- Mountains and Mustard Seeds
- flashlight batteries — Ali Grimshaw
- Robert Constructions
- Ramani’s blog
- स्पंदन
- naze16
- Jesus San Agustin
Пинтерест
- hague6185.files.wordpress…
- hague6185.files.wordpress…
- siberiantimes.com/ecology…
- en.
Leave a Reply