Мордовская сказка врозь плохо вместе хорошо: Энциклопедия сказочных героев: «Врозь плохо, вместе хорошо» – ВРОЗЬ – ПЛОХО, ВМЕСТЕ – ХОРОШО — Сказки для больших и маленьких — Стихи
Энциклопедия сказочных героев: «Врозь плохо, вместе хорошо»
Мордовская народная сказка «Врозь плохо, вместе хорошо» («Пахарь, кузнец и плотник»)
Жанр: народная бытовая сказка
Главные герои сказки «Врозь плохо, вместе хорошо» и их характеристика
- Пахарь. Сеял хлеб, кормил свою семью и семьи братьев.
- Кузнец. Ковал, делал косы, топоры и прочее.
- Плотник. Рубил дома.
План пересказа сказки «Врозь плохо, вместе хорошо»
- Три брата-мастера
- Река высыхает
- Свара женщин
- Ссора братьев
- Угрозы
- Голодный плотник
- Пожар
- Сломанный топор
- Сбор дождя
- Строительство плотины.
Кратчайшее содержание сказки «Врозь плохо, вместе хорошо» для читательского дневника в 6 предложений
- Жили три брата, три мастера
- Поссорились они из-за воды, разругались.
- Плотник голодает, липу жует, кузнец голодает, терпит.
- Пожар уничтожает дома, новые строить нечем
- Строительство плотины и мир.
Главная мысль сказки «Врозь плохо, вместе хорошо»
Все люди в мире должны жить в мире, иначе всем будет плохо.
Чему учит сказка «Врозь плохо, вместе хорошо»
Эта сказка учит уважать и ценить труд другого. Учит жить дружно со своими соседями, со своими родственниками. Учит помогать друг другу. Учит трудиться на общее благо. Учит мужчин не встревать в женские разборки.
Отзыв на сказку «Врозь плохо, вместе хорошо»
Это сказка-притча, которая показывает, что ссора всегда плоха. Что в любом конфликте победителей не бывает. Страдают все и всем становится плохо. Мне понравилось, что герои сказки это поняли, пусть и не сразу, и научились действовать сообща, для общей пользы.
Пословицы к сказке «Врозь плохо, вместе хорошо»
Что есть — вместе, чего нет — пополам.
Вместе и горе легче переносится.
В тесноте, да не в обиде.
В тесноте люди песни поют, а на просторе волки воют.
Жили в давние времена три брата. Кузнец, пахарь и плотник. И у каждого была своя семья.
А лето в тот год вышло засушливое, река обмелела, вода за ночь скапливалась в ямках, а утром, кто первый скотину напоит и сам напьется, тот и прав.
И женщины постоянно ругались из-за воды. Мужчины сперва посмеивались, а потом тоже ругаться начали. Слово за слово и рассорились совсем. Пахарь отказался братьям хлеб давать, Кузнец отказался им инструмент делать, Плотник отказался дома чинить и рубить.
И вот первым начал голодать Плотник. Пошел в лес, нашел липовую гнилушку. Принес домой, жена ее месить начала. Стали Плотник с семьей худыми.
Кузнец тоже голодал, но крепился.
И вот случился пожар и все три дома сгорели. Отказался Плотник братьям дома чинить, топор взял, хотел себе сруб срубить. А топор сломался.
И все три брата встали под дождь с шапками.
А потом кто-то предложил на речку пойти и запруду сделать. Чтобы пруд был, и воды всегда было в достатке. Пруд сделали — мельницу поставили, рыбу запустили. Пахарь хлеб посеял, Кузнец инструмент изготовил, Плотник дома срубил. Живут счастливо.
Вот и получилось, что врозь братьям было плохо, а вместе хорошо.
Рисунки и иллюстрации к сказке «Врозь плохо, вместе хорошо»
ВРОЗЬ – ПЛОХО, ВМЕСТЕ – ХОРОШО — Сказки для больших и маленьких — Стихи
ВРОЗЬ – ПЛОХО, ВМЕСТЕ – ХОРОШО
Где, когда, не стану врать я,
Все ль упомнишь, наконец? –
Жили по соседству братья:
Плотник, пахарь и кузнец.
Они ссорились друг с другом
Из-за каждой ерунды.
Ну а чаще была ругань
Из-за питьевой воды.
Братья, жёны и их мамки
На сухой реке из ямки
Воду выбрала до дна?
Жили склочно, жили худо.
Как-то стал кузнец кричать:
«Вам серпы точить не буду,
Кос не буду отбивать!»
Плотник: «Я чинить не стану
Ни окна вам, ни стены!
И вы все, как тараканы,
Вымерзнете до весны!»
Жёны меж собой бранятся,
Сплетни-вымыслы плетут.
Братья друг на друга злятся,
Не здороваясь, живут.
Как у плотника хлеб вышел,
Съеден хлеб у кузнеца.
Пахарь-брат о том прослышал,
Ждёт поклонов у крыльца.
Не идёт с поклоном плотник,
Ест лепешки из травы.
И кузнец, поесть охотник,
Не склоняет головы.
Лето зноем землю жарит
И, как в самом страшном сне,
Разгулялись вдруг пожары.
Три избы уже в огне.
Все имущество сгорело.
Где телега? Борона?
Ничего нет. Уцелела
Только кузница одна.
Пепелище не остыло.
Плачут жёны, детвора.
Вдруг на погорельцев хлынул
Так и вьются змеи-струи,
По промокшим спинам бьют.
Братья воду дождевую
Набирают в шапки, пьют.
Чистой не нашли посуды,
Копоть в каждом котелке.
— А не сделать ли запруду, —
Молвил пахарь, — на реке?
И «давайте!» в один голос
Поддержали все его.
Через год на месте голом
Столько сделано всего!
Пруд. И мельница. И нива.
Ловит рыбу детвора.
Три избы стоят красивых –
Мир согласия, добра!
Незамысловата сказка,
Но от всех душевных ран
В этой сказке есть подсказка
Для народов разных стран.
Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Мордовская народная сказка «Врозь – плохо, вместе – хорошо».
Тема: Мордовская народная сказка «Врозь – плохо, вместе – хорошо».
Цели: Формирование умений выделять необходимые эпизоды из текста для ответа на вопросы; оценивать поступки персонажей, рассказывать сказку от лица разных персонажей.
Характеристика деятельности учащихся:
Уметь выделять необходимые эпизоды из текста для ответа на вопросы; оценивать поступки персонажей; читать по ролям; рассказывать от лица разных персонажей
Ход урока:
Организационный момент.
Предлагаем поиграть в игру «Доброе утро».
— Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем, каждому из вас.
Доброе утро, ребята!
— Я скажу слова «Доброе утро…» и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой – значит, вы услышали меня и отвечаете на приветствие.
Попробуем?
Доброе утро всем девочкам!
Доброе утро всем мальчикам!
Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном!
Доброе утро всем, кто любит конфеты!
Доброе утро всем, кто сегодня будет хорошо работать на уроке!
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
— Я желаю, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.
II. Сообщение темы и целей урока.
— Сегодня мы в гостях у сказки. А может быть сказка у нас.
Ведь где читают дружно,
Пересказывают умело,
Там сказке можно появиться смело.
— Чтобы определить тему нашего урока я предлагаю выполнить вам задание. Перед вами синквейн. ( Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
3 строка – три глагола.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.)
1.————
2.сплоченный, единодушный
3. общаться, переживать, выручать
4. доверие укрепляет ее и делает прочнее
5. взаимоотношения
Вопрос:
— Определите первое слово синквейна? (Дружба)
— Вы узнали , о чем будет сказка?
— Что для вас обозначает слово дружба?
Дружба предполагает взаимопонимание, откровенность, открытость, доверительность, активную взаимопомощь, интерес к делам и переживаниям друг друга, искренность и бескорыстие чувств.
Важнее что всего на белом свете?
Ответы ищут много-много лет
Артисты, музыканты и поэты –
Наверное, ответа просто нет!
Зато мы знаем, что всего дороже –
Дороже дружбы нету ничего.
И если руку протянул прохожий,
Ты этот жест не отвергай его!
Если ты идёшь своей дорогой,
Вот тогда тебе моя рука!
И пускай нелёгок путь,
Всё равно когда-нибудь
Друга ты найдёшь наверняка!
Подготовка к чтению произведения.
Формирование познавательного интереса.
— Откройте учебники на стр.67. и прочитайте к какому народному творчеству относиться сказка. (Мордовская народная сказка).
Всякий народ есть нечто целое, особенное частное и индивидуальное; у всякого народа своя жизнь, свой дух, свой характер, свой взгляд, своя манера
понимать и действовать.На доске иллюстрация:
… всё это по большей части народ крупный, высокого роста, здоровый, с открытым и чистым лицом, смелым взглядом, с свободными, непринуждёнными движениями.»
Ведущую роль в традиционном хозяйстве мордвы издавна играло пашенное земледелие, основными полевыми культурами были ячмень, просо, рожь, горох, конопля, лен, выращивались также огородные культуры. Со 2-й половины 19 в. стал распространяться картофель. На втором месте по значимости находилось животноводство – разведение крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, свиней, домашней птицы. Значительную роль играли подсобные занятия, связанные с использованием лесов и водоемов – охота (у средневековой мордвы беличьи шкурки выступали в качестве менового эквивалента), рыболовство, бортничество. Из ремесел особое значение имели железоделательное и кузнечное, важны были прядение и ткачество, керамическое производство, деревообработка, углежжение, смолокурение и др.
Костюм мордвы самобытен и красочен. В состав женской одежды входила рубаха, которую носили с поясом, а у эрзи со сложным набедренным украшением (пулай, пулагай, пулакш), который девушка надевала в первый раз в день совершеннолетия. На вороте находилось специальное украшение-застежка (сюлгам, сюлгамо). Обильны были другие украшения – сложные нагрудники из бисера, шерстяных кисточек, монет, бусы, серьги, браслеты, кольца. Эрзянки носили высокие головные уборы с длинной, спускавшейся на спину украшенной лопастью из холста, мокшанки – двурогие головные уборы и тюрбанообразные повязки. Женщины носили остроносые кожаные сапожки со сборками, украшенные красным сафьяном, повседневной обувью были лапти. Мокшанки носили вязаные наколенники.
Словарная работа.
На доске:
ПЛОТНИК
КУЗНЕЦ
БОРОНА
СОХА
БОРОНА
ЗАПРУДА
НАКОВАЛЬНЯ
Задание: найти слово по его значению.
Кузнечный станок, железная подставка особой формы для ковки металла (НАКОВАЛЬНЯ).
Рабочий, занимающийся грубой обработкой лесного материала, постройкой деревянных зданий, выделкой деревянных частей сооружений или простой деревянной мебели (ПЛОТНИК).
Временная плотина, устраиваемая с целью вызвать искусственный подъем воды, запрудить воду (ЗАПРУДА).
Земледельческое орудие, состоящее из рамы с вертикально направленными зубьями, служащее для мелкого рыхления почвы (БОРОНА).
Рабочий, мастер, занимающийся ковкой железа(КУЗНЕЦ).
Простое земледельческое орудие для распахивания земли (СОХА).
Первичное чтение сказки.
Чтение учителем и хорошо читающими учениками.
— Какие впечатления у вас после прочтения сказки?
— Почему ссорились братья и их жены?
Физкультминутка. (дети выполняют в парах)
Ты человек и я человек (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга (обнимаются).
Повторное чтение и анализ произведения.
Выборочное чтение.
Прочитайте, что произошло в жизни каждого брата, после того как они поссорились.
— Что помогло братьям помириться?
-Какими словами заканчивается сказка?
Прочитайте пословицы на доске:
Был Филя в силе — все други к нему валили, а пришла беда — все прочь со двора.
Ласковое слово лучше сладкого пирога.
Дружба заботой да подмогой крепка.
Объясните их значение и подумайте, какая из пословиц может быть эпилогом нашей сказки?
Эпилог – заключительная часть произведения.
Итог урока.
— Какие чувства после прочтения сказки?
— Какие моменты запомнились?
— Что хотелось бы изменить?
Дружба! Какое чудесное слово.
Кто не дружил, тот его не поймёт!
Чистая дружба на подвиг готова,
Дружбе конец, если друг подведёт.
Мордовская народная сказка «Врозь- плохо, вместе- хорошо»
Конспект
Учителя начальных классов
Хайровой Эльвиры Фяритовны
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 2
Тема Мордовская народная сказка «Врозь- плохо, вместе- хорошо»
Цель: знакомство учащихся с мордовской народной сказкой «Врозь- плохо, вместе- хорошо»
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с творчеством мордовского народа
Познакомить со сказкой «Врозь- плохо, вместе- хорошо»
Развивающие:
Развивать мышление, речь, внимание, память
Умение доказывать свою точку зрения.
Воспитательные:
Формируемые УУД:
-Познавательные: анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения, формулировать тему урока, искать и выделять необходимую информацию.
-Регулятивные: понимать учебную цель; организовывать самостоятельную деятельность.
— Коммуникативные: общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.
План урока:
Организационный момент
Приветствие
Проверка готовности к уроку
Психологический настрой
Словарная разминка
Актуализация знаний
Работа над фразой «Врозь- плохо, вместе- хорошо»
Открытие новых знаний
Рассказ о фольклоре мордовского народа
Физкультминутка
Первичное чтение произведения
Вторичное чтение произведения
Чтение произведения по частям
Работа с иллюстрацией
Информация о домашнем задании
Рефлексия
Придумано кем- то мудро и просто
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро и солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
Сегодня урок литературного чтения проведу я, Эльвира Фяритовна. Желаю вам хорошего настроения на весь день и успехов в учебной деятельности.
Встали, поприветствовали учителя.
2
Словарная разминка
Посмотрите на доску. Прочитайте первое слово.
Что значит это слово? Найдите значение слова в словаре, который находится в конце вашего учебника, прочитайте.
Прочитайте второе слово. Что значит это слово?
Найдите значение слова в словаре и прочитайте.
Прочитайте следующее слово? Что значит это слово? Найдите значение в словаре и прочитайте.
Прочитайте последнее слово. Что оно значит? Найдите значение слова в словаре и прочитайте.
Плотник- рабочий, который строит деревянные здания, изготавливает мебель.
Борона- сельскохозяйственное орудие в виде рамы с зубцами для мелкого рыхления, вспахивания почвы.
Запруда- плотина, насыпь из земли и камня, которую устраивают, чтобы поднять уровень воды.
Наковальня- железная подставка особой формы, на которой тяжелым молотом бьют по металлу, куют, создают какое-то изделие.
8
Актуализация знаний
Посмотрите на доску. Прочитайте предложение.
Как вы понимаете данную фразу?
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Врозь- плохо, вместе- хорошо.
Если делать работу, жить вместе, то все получится; если врозь- ничего хорошего не выйдет.
На уроке речь пойдет о том, чтобы жить в мире и согласии. А если этого не делать, то жить на свете будет очень трудно.
3
Открытие новых знаний
Сегодня мы познакомимся с мордовской народной сказкой «Врозь- плохо, вместе- хорошо!»
Что значит народная?
Устное народное творчество по- другому называется фольклором.
Фольклор мордовского народа богат, красив, необычаен. Устное народное творчество данного народа тесно связано с трудом человека.
Особое место у них занимала сказка. В ней они раскрывали особенности жизни: что хорошо, а что плохо; что имеет большое значение в жизни.
С чем связано устное народное творчество мордовского народа?
Какой жанр занимал особое место в фольклоре?
Что народ в ней раскрывал?
Сказка придумана народом, людьми.
Связанно с трудовыми процессами человека, людей.
Особое место занимала сказка.
Раскрывал особенности жизни.
5
Физкультминутка
Проведем физкультминутку- загадку.
Вырос шарик у дорожки
На зеленой хрупкой ножке.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар.
Какой шарик спрятался в загадке?
Одуванчик
2
Первичное чтение произведения
Сейчас я буду читать сказку, а вы внимательно следите по учебнику. В любой момент я могу остановиться и попросить продолжить чтение кого-то из вас.
После прочтения сказки, вы ответите на вопрос: почему сказка носит название «Врозь- плохо, вместе- хорошо»?
А вы согласны с тем, что жить без согласия плохо, а в согласии- хорошо? Почему?
8
Вторичное чтение произведения
Прочитаем сказку еще раз.
1 часть чтения: чем в жизни занимались три брата?
Посмотрите на иллюстрацию (страница 67). Найдите предложение, которое подходит к данной картинке.
2 часть чтения: из- за чего братья поссорились?
3 часть чтения: что произошло в жизни каждого брата, после того как они поссорились?
Посмотрите на иллюстрацию, расположенная на странице 69. Что изображено на иллюстрации?
Найдите в сказке предложение или предложения, которые подходят к этой картинке.
4 часть чтения: что помогло братьям помириться?
Один хлеб сеял, другой был плотник, третий- кузнец.
За ночь вода набиралась в ямке.
Братья поссорились из- за того, что каждый из них хотел набрать воды из ямы, а ее было мало.
Каждый из них не хотел разговаривать друг с другом. У них закончился хлеб, сгорели дома. Плотник не мог построить дом, потому что сломался его топор, пахарь- посеять хлеб, так как телега сгорела, соха сломалась. К кузнецу никто не приходил заказывать работу.
Плотник взял свой обгорелый топор, начал строить новый дом. Ударил топором по суковатому бревну- сломался топор.
Помириться братьям помог дождь, совместная идея построить пруд.
10
Информация о домашнем задании
Откройте дневники, запишите домашнее задание: страница 67- 70, пересказ.
1
Рефлексия
Со сказкой какого народа вы познакомились на уроке?
Как называется сказка?
Чему она учит?
За урок отметку «5» получают…
Мордовского народа
Врозь- плохо, вместе- хорошо.
1
Конспект урока по литературному чтению «Врозь- плохо, вместе- хорошо» (2 класс)
Конспект
Учителя начальных классов
Мироновой Виктории Сергеевны
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 2 «Б»
Тема Мордовская народная сказка «Врозь- плохо, вместе- хорошо»
Цель: знакомство учащихся с мордовской народной сказкой «Врозь- плохо, вместе- хорошо»
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с творчеством мордовского народа
Познакомить со сказкой «Врозь- плохо, вместе- хорошо»
Развивающие:
Развивать мышление, речь, внимание, память
Умение доказывать свою точку зрения.
Воспитательные:
Формируемые УУД:
-Познавательные: анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения, формулировать тему урока, искать и выделять необходимую информацию.
-Регулятивные: понимать учебную цель; организовывать самостоятельную деятельность.
— Коммуникативные: общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.
План урока:
Организационный
Доброе утро, ребята!
Желаю вам хорошего настроения на весь день и успехов в учебной деятельности.
Речевая гимнастика. (Слайд1)
Работа над скороговоркой. (Слайд 2)
Повторение пройденного.
Ребята, давайте вспомним прочитанные ранее сказки.
Тесты
Напиши, из каких сказок эти предложения.1. «Не один, не два раза просила мать».
_________________
2. «Да что ты Зоренька».
_________________
3. «И рыбу мать сама на реке ловила».
_________________
4. «Не без дела я сижу, матушка, пряжу пряду».
_________________
5. «И вдруг малица перьями покрылась».
_________________
6. «Я сегодня ещё медные тазы не вычистила»,
________________
Обведи правильный ответ.
1. Лезгины жывут
а) в Лезгинии,
б) в Дагестане,
в) на севере.
2.В каких сказках говорится о мамах?
а) Как проверяется дружба,
б) Три дочери,
в) Каша из топора.
3.Окончание сказки «Кукушка»
а) весёлое,
б) грустное
в) не знаю.
План сравнения
«Хаврошечка»
«Каша из топора»
Название народа
Тема сказки
Герои
Поступки героев
Предлагаю вам поиграть в игру, а заодно и проверим, насколько хорошо вы знаете сказки. Я буду зачитывать по одному предложению из произведения, а вы угадываете название сказки.
а) “– Сестрица Алёнушка, я пить хочу!” (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” – русская народная сказка.)
б) “– Коровушка-матушка! Меня бьют – журят, хлеба не дают, плакать не велят”
(“Хаврошечка” – русская народная сказка.)
в) “Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется : конь идет, соха орет, а человека нет!”
(“Мальчик с пальчик” – русская народная сказка.)
г) “– Ох добрый человек и сама сегодня ничего не ела: нечего.” (“Каша из топора” – русская народная сказка.)
— Что объединяет все эти произведения?
— Кто написал эти сказки?
— Только ли русский народ сочинял сказки?
Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним народным творчеством.
— Посмотрите на слайды. На центрально-европейской части нашей России живёт мудрый народ – мордва. Дружно они живут, и гостей всегда встречают с хлебом и солью. А своим гостям рассказывают хорошие сказки. И в нашей книге получила почетное место мордвинская сказка «Врозь – плохо, вместе – хорошо».
-Давайте сперва проведем словарную работу. Что значат слова:
ПЛОТНИК, БОРОНА, ЗАПРУДА, НАКОВАЛЬНЯ?
Плотник— рабочий, который строит деревянные здания, изготавливает мебель.
Борона— сельскохозяйственное орудие в виде рамы с зубцами для мелкого рыхления, вспахивания почвы.
Запруда— плотина, насыпь из земли и камня, которую устраивают, чтобы поднять уровень воды.
Наковальня— железная подставка особой формы, на которой тяжелым молотом бьют по металлу, куют, создают какое-то изделие.
-Понравилось вам эта сказка?
-Какие чувства вы испытывали при чтении?
-Из-за чего часто ссорились братья?(Из-за воды)
-Почему им воды не хватало?( в жаркие дни вода в речке высыхала)
-Кому доставалась вода?(Кто рано вставал)
-Как сильно повздорили братья?
-Живут каждый сам по себе, не хотят больше знаться друг с другом. О каком качестве человека тут говорится?(О гордыне)
-Почему у них ничего не получалось?(У каждого чего-то не стало. Они не смогли сделать свое дело.)
-Что помогло братьям прийти к согласию?(Пошел дождик.)
-Кто же предложил пруд прудить?
-Как они начали жить?(..дружно, хорошо, помогать друг другу)
-Они поняли, что вместе жить хорошо?
Докажите, что вместе лучше? (Когда вместе, можно всё сделать. Когда дружно, дела ладятся.)
— Какими словами закончилась сказка?
(Хорошо жить вместе. Порознь – плохо!)
-Объясни, как эти слова связаны с историей братьев?
-Как вы думаете, какую работу с текстом мы должны выполнить?
— Да, нам нужно будет разделить текст на части и подобрать заголовки, и конечно же, мы будем учиться выразительному чтению.
— Кому бы вы рассказали сказку?
— Для того, чтобы вас было интересно слушать, подготовим пересказ по плану.
1 часть. «Жили три брата»
— Как они жили?(В ссоре, не дружно, плохо)
2 часть. «Однажды братья сильно поругались».
— Что они наговорили друг другу?
( зачитать, чтение по ролям)
— Как они начали жить?(Живут каждый сам по себе).
-Долго или они смогли жить друг без друга?
3 часть. «Лето было засушливое»
— Что случилось в засушливое лето? (зачитать)
— Смогли братья один справиться с бедой?
4 часть. «Дождик пошел»
-Что дождик принес старикам? (Радость)
-Как попытался кузнец воду собрать?(Зачитать)
— Что поняли Старики?
5 часть. «Хорошо жить вместе».
— Почему хорошо жить вместе?
-Когда у них всё получилось?
-В мире все профессии важны?
-Они могут обходиться друг без друга?
-Ещё какие пословицы знаете про то, что вместе лучше?
«Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
Берись дружно – не будет грузно.
Не мил и свет, когда друга нет.
Один в поле – не воин.
Одной рукой и узла не завяжешь».
Друзья, вы получили листочки со словом. Составьте в тетради синквейн на тему данного вам слова.
Плотник, Борона, Запруда, Наковальня
Рефлексия
Со сказкой какого народа вы познакомились на уроке?
Как называется сказка?
Чему она учит?
За урок отметку «5» получают…
Мордовского народа
Врозь- плохо, вместе- хорошо.
Этап урока | Содержание | Деятельность педагога | Деятельность детей, планируемые результаты личностные – Л, познавательные – П, регулятивные – Р, коммуникативные – К, предметные – ПР | Организационный момент | Общая готовность детей к уроку.
| Проверка готовности.
Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем.
— Сегодня у нас необычная встреча. Для начала давайте улыбнитесь друг другу. Повернитесь ко мне и подарите мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы. |
Реакция на учителя, гостей
| I этап до чтения
|
1. Появление темы урока.
2. Антиципация чтения (предугадывание предстоящего чтения)
3. Появление целей урока.
Проведение словарной работы.
| Скороговорка:
Три сороки – три трещотки — Какое число повторялось в скороговорке? _Вам это число что-нибудь не напоминает? СЛАЙД
— С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? — Кто автор? СЛАЙД -Что вы о ней запомнили?
— Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним народным творчеством. — Посмотрите на слайды. На центрально-европейской части нашей России живёт мудрый народ – мордва. Дружно они живут, и гостей всегда встречают с хлебом и солью. А своим гостям рассказывают хорошие сказки. И в нашей книге получила почетное место мордвинская сказка «Врозь – плохо, вместе – хорошо». Помните, в сказках часто говорится, что было у стариков три сына. Например: сказка Ершова «Конек-горбунок» начинается со слов Жил старик в одном селе. У старинушки три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак. В башкирской сказке «Курай» также говорится про трех сыновей:
А ненецкая сказка так и называется «Три сына».
-А мы про кого будем сегодня сказку читать? Правильно, про трёх сыновей. -Давайте сперва проведем словарную работу. Что значат слова: ПЛОТНИК, БОРОНА, ЗАПРУДА, НАКОВАЛЬНЯ? слайды -Эти предметы сегодня нужны? -Слова мы объяснили. После того как мы прочитаем сказку, вы ещё больше узнаете, кому нужны борона и наковальня. | Здоровьесбережение, тренировка артикуляционного аппарата. К – умение слушать и оценивать ответ товарища. Выставление отметки -кружки Красный – 5 Зелёный — 4
ПР – рассматривание портрета писателя
П – умение определять по общим признакам объект
РП – чтение заглавия, рассматривание иллюстрации к тексту. На основании заглавия и иллюстрации дети высказывают предположение содержании текста. Объяснение непонятных слов.
Р – принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста. |
П этап во время чтения |
1. Первичное чтение.
2. Проверка усвоения содержания.
3. Динамическая пауза.
4. Перечитывание текста. |
Чтение текста цепочкой по абзацам (вслух).
-Понравилось вам эта сказка? -Какие чувства вы испытывали при чтении? -Из-за чего часто ссорились братья?(Из-за воды) -Почему им воды не хватало?( в жаркие дни вода в речке высыхала) -Кому доставалась вода?(Кто рано вставал) -Как сильно повздорили братья? -Живут каждый сам по себе, не хотят больше знаться друг с другом. О каком качестве человека тут говорится?(О гордыне) -Почему у них ничего не получалось?(У каждого чего-то не стало. Они не смогли сделать свое дело.) -Что помогло братьям прийти к согласию?(Пошел дождик.) -Кто же предложил пруд прудить? -Как они начали жить?(..дружно, хорошо, помогать друг другу) -Они поняли, что вместе жить хорошо? Докажите, что вместе лучше? (Когда вместе, можно всё сделать. Когда дружно, дела ладятся.) — Какими словами закончилась сказка? (Хорошо жить вместе. Порознь – плохо!) -Объясни, как эти слова связаны с историей братьев?
— Сейчас мы ещё раз перечитаем этот текст. -Как вы думаете, какую работу с текстом мы должны выполнить? — Да, нам нужно будет разделить текст на части и подобрать заголовки, и , конечно же, мы будем учиться выразительному чтению.
— Кому бы вы рассказали сказку? — Для того, чтобы вас было интересно слушать, подготовим пересказ по плану.
1 часть. «Жили три брата» — Как они жили?(В ссоре, не дружно, плохо)
2 часть. «Однажды братья сильно поругались». — Что они наговорили друг другу? ( зачитать, чтение по ролям) — Как они начали жить?(Живут каждый сам по себе). -Долго или они смогли жить друг без друга? 3 часть. «Лето было засушливое» — Что случилось в засушливое лето? (зачитать) — Смогли братья один справиться с бедой? 4 часть. «Дождик пошел» -Что дождик принес старикам? (Радость) -Как попытался кузнец воду собрать?(Зачитать) — Что поняли Старики? 5 часть. «Хорошо жить вместе». — Почему хорошо жить вместе? -Когда у них всё получилось? -В мире все профессии важны? -Они могут обходиться друг без друга? -Ещё какие пословицы знаете про то, что вместе лучше? «Дружно не грузно, а врозь хоть брось. Берись дружно – не будет грузно. Не мил и свет, когда друга нет. Один в поле – не воин. Одной рукой и узла не завяжешь».
Кто заметил, чем необычен наш план? (каждый пункт плана озаглавлен строчкой из текста) Это цитатный план. |
Р, ПР – самостоятельное слежение, слушание.
Л – наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту. Умение выразить свои чувства, мысли.
П – проверка своих предположений о содержании и героях текста, рефлексия. — Почему прогноз оказался неточным?
Л – эмоциональное переживание П, ПР – умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения.
К – проявление внимания к суждения товарищей, стремление найти и отгадать авторские подсказки в тексте. Л К – умение сотрудничать в парах
К – управление поведение партнёра, взаимодействие П – моделирование, работа со схемой | Рефлексия
Оценка Домашнее задание | -Я вам предлагаю ответить на вопросы маленького опросника. Вы мне ответы запишете на бумаге. Отметьте на бумаге цифру 1.Напротив этой цифры вы напишете букву правильного ответа. Итак, внимание на доску. Вопрос 1: А) волшебная; В) бытовая; С) о животных. Вопрос 2 Профессии стариков А)рыбак, охотник, пахарь; Б)пахарь, кузнец, рыбак; С)пахарь, кузнец, плотник. Вопрос 3 Старики ссорились: А)Из-за воды; Б)из-за земли; С)из-за рыбы. Вопрос 4 Врозь им жилось: А)голодно; Б)холодно; С)плохо. Вопрос 5 Семьи начали жить: А)дружно; Б)плохо; С)врозь, — Какой вывод можно сделать из прочитанной сказки? (что жить надо дружно. Если только в семье братья будут вместе, у них всё будет, всё получится)) — Как вы оцениваете свою работу на уроке? — Какое настроение у вас после урока? — Выберите картинку, которая соответствует вашему настроению. — А какую отметку вы бы себе поставили за работу на уроке?
По выбору — Подготовиться к чтению сказки по ролям. -А для тех, кто хочет получить ещё одну пятёрку, я предлагаю выполнить задание 5 на стр.70 учебника (зачитать)
| П, ПР – умение отвечать на вопросы учителя с опорой на текст, уровень самостоятельности работы.
Л — оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности
|
слушать онлайн, читает Надежда Рогожина
Это увлекательное путешествие в мир народных сказок, собранных со всех концов света. Вместе со сказочными персонажами вас ждут загадочные приключения и удивительные чудеса. Автор и ведущая программы Надежда Рогожина поможет извлечь из сказок жизненные уроки нравственности, доброты, честности и самоотверженности, которые во все времена и во всех странах передаются из поколения в поколение как самое драгоценное наследство. Яркое музыкальное оформление сказок даст возможность вам и вашим детям познакомиться с богатством разных культурных традиций и глубже ощутить красоту Божьего мира во всем его многообразии.
Выпуск 1 Время звучания: 03:04:1601. Красная шапочка
02. Аленушка и братец Иванушка
03. Кот и лиса
04. Зимовье зверей
05. Колобок
06. Кот, петух и лиса
07. Иван — крестьянский сын
08. Горячие сани
09. Врозь плохо, вместе хорошо
10. Старуха Ема и две девушки
11. Четыре лентяя
12. Огонь и человек
13. Птичка, мышка и колбаска
14. Три совета отца
15. Шурале
16. Чудесная мельница
17. Рыбина — большой живот
18. Подарки Лаймы
19. Солнце, месяц и ветер
20. Про двух девочек и бабушку Марту
21. Подарок от души
22. Горшок
Выпуск 2 Время звучания: 05:04:00
Русские народные сказки
01. Иванушка-дурачок
02. Счастливое дитя
03. Терёшечка
04. Наитый дурак
05. Иван-царевич и серый волк
Сказки народов Севера и Сибири
06. Три сына
07. Сердитый Удяка
Сказки народов Кавказа и Средней Азии
08. Лентяй
09. Гамбар
10. Мудрость стариков
11. Трудовые деньги
Сказки народов Европы
12. Яблоня здоровья
13. Кто стучит
14. Умная Эльза
15. Четверо братьев
Сказки народов Прибалтики и Северо-Запада
16. Морская невеста
17. Благодарные твари
18. Лиса-королева
19. Жених из чужой земли
Сказки народов Дальнего Востока и Алтая
20. Три мешка слов
21. Как заяц овцу спас
22. Дети Мааны
Сказки народов Японии
23. Соловьиный дом
24. Откуда пошли золотые жуки
Выпуск 3 Время звучания: 04:46:00
Сказки народов Европы
01. Поющий мешок
02. Эй, с дороги
03. Маттео и Мариуча
04. Янак и Ханка
Сказки народов Прибалтики и Северо-Запада
05. Волшебные дудочки
06. Неразрешимая загадка
07. Горбунок-музыкант
08. Хитрый Ромас
09. Старуха Ёма и две девушки
Русские народные сказки
10. Крошечка-Хаврошечка
11. Снегурочка
12. Никита Кожемяка
13. Соль
14. Загадка
Сказки народов Крайнего Севера и Сибири
15. Три девушки – три невесты
16. Два брата и великан
Сказки народов Дальнего Востока и Алтая
17. Благородный олень
18. Решетчатые двери
Сказки народов Кавказа и Средней Азии
19. Сообразительный Зарнияр
20. Научись ремеслу
21. Макмут
22. Что дороже
23. Тулпар
Японские сказки
24. Колпак – чуткие уши
Выпуск 4 Время звучания: 06:34:22
01. Злая судьба. Часть 1
02. Злая судьба. Часть 2
03. Кола-рыба
04. Королевский сокол
05. Пастух и месяц март
06. Тайна Флорио
07. Пастух из Кальтанисетты
08. Похлёбка из камней
09. Три апельсина. Часть 1
10. Три апельсина. Часть 2
11. Три сказки попугая.Первая сказка попугая. Часть 1
12. Три сказки попугая.Первая сказка попугая. Часть 2
13. Три сказки попугая.Вторая сказка попугая.
14. Три сказки попугая.Третья сказка попугая.
15. Генерал Фанта — Гиро. Часть 1
16. Генерал Фанта — Гиро. Часть 2
17. Как шут Гонелла бился об заклад
18. Легенда о сокровище Кьяпаццы. Часть 1
19. Легенда о сокровище Кьяпаццы. Часть 2
20. Дары феи Кренского озера. Часть 1
21. Дары феи Кренского озера. Часть 2
22. Человек, который искал бессмертия. Часть 1
23. Человек, который искал бессмертия. Часть 2
24. Что важнее
25. Дрозды и скворцы
26. Маттео и Мариучча. Часть 1
27. Маттео и Мариучча. Часть 2
28. Буйвол и баран. Эй , выводи лошадь.
29. Гарпалиону — владыка львов.
30. Кочан капусты. Дурман-трава
Leave a Reply