Марья моревна народная сказка: Марья Моревна — краткое содержание для читательского дневника
Марья Моревна — Русская народная сказка слушать онлайн или читать
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич; у него было три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья — Анна-царевна. Отец и мать у них померли; умирая, они сыну наказывали:
— Кто первый за твоих сестер станет свататься, за того и отдавай — при себе не держи долго!
Царевич похоронил родителей и с горя пошел с сестрами в зеленый сад погулять. Вдруг находит на небо туча черная, встает гроза страшная.
— Пойдемте, сестрицы, домой! — говорит Иван-царевич.
Только пришли во дворец — как грянул гром, раздвоился потолок, и влетел к ним в горницу ясен сокол, ударился сокол об пол, сделался добрым молодцем и говорит:
— Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я ходил гостем, а теперь пришел сватом; хочу у тебя сестрицу Марью-царевну посватать.
— Коли люб ты сестрице, я ее не держу, — пусть идет!
Марья-царевна согласилась, сокол женился и унес ее в свое царство.
Дни идут за днями, часы бегут за часами — целого года как не бывало; пошел Иван-царевич с двумя сестрами во зеленый сад погулять. Опять встает туча с вихрем, с молнией.
— Пойдемте, пойдемте, сестрицы, домой! — говорит царевич.
Только пришли во дворец — как ударил гром, распалась крыша, раздвоился потолок, и влетел орел, ударился об пол и сделался добрым молодцем:
— Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я гостем ходил, а теперь пришел сватом. И посватал Ольгу-царевну. Отвечает Иван-царевич:
— Если ты люб Ольге-царевне, то пусть за тебя идет; я с нее воли не снимаю. Ольга-царевна согласилась и вышла за орла замуж; орел подхватил ее и унес в свое царство.
Прошел, еще один год; говорит Иван-царевич своей младшей сестрице:
— Пойдем, во зеленом саду погуляем! Погуляли немножко; опять встает туча с вихрем, с молнией.
— Вернемся, сестрица, домой!
Вернулись домой, не успели сесть — как ударил гром, раздвоился потолок и влетел ворон; ударился ворон об пол и сделался добрым молодцем; прежние были хороши собой, а этот еще лучше.
— Ну, Иван-царевич, прежде я гостем ходил, а теперь пришел сватом; отдай за меня Анну-царевну.
— Я с сестрицы воли не снимаю; коли ты полюбился ей, пусть идет за тебя.
Вышла за ворона Анна-царевна, и унес он ее в своё государство. Остался Иван-царевич один; целый год жил без сестер, и сделалось ему скучно.
— Пойду, — говорит, — искать сестриц. Собрался в дорогу, идет и видит — лежит в поле рать-сила побитая.
Спрашивает Иван-царевич:
— Коли есть тут жив человек — отзовись! Кто побил это войско великое?
Отозвался ему жив человек:
— Все это войско великое побила Марья Моревна, прекрасная королевна.
Пустился Иван-царевич дальше, наезжал на шатры белые.
Выходила к нему навстречу Марья Моревна, прекрасная королевна:
— Здравствуй, царевич, куда тебя бог несет — по воле аль по неволе?
Отвечал ей Иван-царевич:
— Добрые молодцы по неволе не ездят!
— Ну, коли дело не к спеху, погости у меня в шатрах.
Иван-царевич тому и рад, две ночи в шатрах ночевал, полюбился Марье Моревне и женился на ней.
Марья Моревна, прекрасная королевна, взяла его с собой в свое государство; пожили они вместе сколько-то времени, и вздумалось королевне на войну собираться; покидает она на Ивана-царевича все хозяйство и приказывает:
— Везде ходи, за всем присматривай; только в этот чулан не заглядывай!
Он не вытерпел; как только Марья Моревна уехала, тотчас бросился в чулан, отворил дверь, глянул — а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован.
Просит Кощей у Ивана-царевича:
— Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил — совсем в горле пересохло! Царевич подал ему ведро воды, он выпил и еще запросил:
— Мне одним ведром не залить жажды, дай еще!
Царевич подал другое ведро; Кощей выпил и запросил третье, а как выпил третье ведро — взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал.
— Спасибо, Иван-царевич! — сказал Кощей Бессмертный. — Теперь тебе никогда не видать Марьи Моревны, как ушей своих! — И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил ее и унес к себе.
А Иван-царевич горько-горько заплакал, снарядился и пошел в путь-дорогу:
— Что ни будет, а разыщу Марью Моревну!
Идет день, идет другой, на рассвете третьего видит чудесный дворец, у дворца дуб стоит, на дубу ясен сокол сидит. Слетел сокол с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал:
— Ах, шурин мой любезный! Как тебя господь милует?
Выбежала Марья-царевна, встретила Ивана-царевича радостно, стала про его здоровье расспрашивать, про своё житьё-бытьё рассказывать.
Погостил у них царевич три дня и говорит:
— Не могу у вас гостить долго; я иду искать жену мою, Марью Моревну, прекрасную королевну.
— Трудно тебе сыскать ее, — отвечает сокол. — Оставь здесь на всякий случай свою серебряную ложку: будем на нее смотреть, про тебя вспоминать.
Иван-царевич оставил у сокола свою серебряную ложку и пошел в дорогу.
Шел он день, шел другой, на рассвете третьего видит дворец еще лучше первого, возле дворца дуб стоит, на дубу орел сидит. Слетел орел с дерева, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал:
— Вставай, Ольга-царевна! Милый наш братец идет!
Ольга-царевна тотчас выбежала навстречу, стала его целовать-обнимать, про здоровье расспрашивать, про своё житьё-бытьё рассказывать. Иван-царевич погостил у них три денька и говорит:
— Дольше гостить мне некогда: я иду искать жену мою, Марью Моревну, прекрасную королевну.
Отвечает орел:
— Трудно тебе сыскать ее; оставь у нас серебряную вилку: будем на нее смотреть, тебя вспоминать.
Он оставил серебряную вилку и пошел в дорогу.
День шел, другой шел, на рассвете третьего видит дворец лучше первых двух, возле дворца дуб стоит, на дубу ворон сидит.
Слетел ворон с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал:
— Анна-царевна! Поскорей выходи, наш братец идёт.
Выбежала Анна-царевна, встретила его радостно, стала целовать-обнимать, про здоровье расспрашивать, про своё житьё-бытьё рассказывать.
Иван-царевич погостил у них три денька и говорит:
— Прощайте! Пойду жену искать — Марью Моревну, прекрасную королевну. Отвечает ворон:
— Трудно тебе сыскать её; оставь-ка у нас серебряную табакерку: будем на нее смотреть, тебя вспоминать.
Царевич отдал ему серебряную табакерку, попрощался и пошел в дорогу.
День шел, другой шел, а на третий добрался до Марьи Моревны.
Увидела она своего милого, бросилась к нему на шею, залилась слезами и промолвила:
— Ах, Иван-царевич! Зачем ты меня не послушался — посмотрел в чулан и выпустил Кощея Бессмертного.
— Прости, Марья Моревна! Не поминай старого, лучше пойдем со мной, пока не видать Кощея Бессмертного, авось не догонит!
Собрались и уехали. А Кощей на охоте был; к вечеру он домой ворочается, под ним добрый конь спотыкается.
— Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду? Отвечает конь:
— Иван-царевич приходил, Марью Моревну увез.
— А можно ли их догнать?
— Можно пшеницы насеять, дождаться, пока она вырастет, сжать ее, смолотить, в муку обратить, пять печей хлеба наготовить, тот хлеб поесть, да тогда вдогонь ехать — и то поспеем!
Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича.
— Ну, — говорит, — первый раз тебя прощаю, за твою доброту, что водой меня напоил, и в другой раз прощу, а в третий берегись — на куски изрублю!
Отнял у него Марью Моревну и увез; а Иван-царевич сел на камень и заплакал.
Поплакал-поплакал и опять воротился назад за Марьей Моревною, Кощея Бессмертного дома не случилося.
— Поедем, Марья Моревна!
— Ах, Иван-царевич! Он нас догонит.
— Пускай догонит, мы хоть часок-другой проведем вместе.
Собрались и уехали. Кощей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый конь спотыкается.
— Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?
— Иван-царевич приходил, Марью Моревну с собой взял.
— А можно ли догнать их?
— Можно ячменю насеять, подождать, пока он вырастет, сжать, смолотить, пива наварить, допьяна напиться, до отвала выспаться да тогда вдогонь ехать — и то поспеем!
Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича:
— Ведь я ж говорил, что тебе не видать Марьи Моревны, как ушей своих!
Отнял ее и увез к себе.
Остался Иван-царевич один, поплакал-поплакал и опять воротился за Марьей Моревной; на ту пору Кощея дома не случилося.
— Поедем, Марья Моревна!
— Ах, Иван-царевич! Ведь он догонит, тебя в куски изрубит.
— Пускай изрубит! Я без тебя жить не могу. Собрались и поехали. Кощей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый конь спотыкается.
— Что ты спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?
— Иван-царевич приходил, Марью Моревну с собой взял.
Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича; изрубил его в мелкие куски и поклал в смоленую бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в синее море, а Марью Моревну к себе увез.
В то самое время у зятьев Ивана-царевича серебро почернело.
— Ах, — говорят они, — видно, беда приключилася!
Орел бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на берег, сокол полетел за живой водою, а ворон за мертвою. Слетелись все трое в одно место, разбили бочку, вынули куски Ивана-царевича, перемыли и склали как надобно.
Ворон брызнул мертвою водою — тело срослось, соединилося; сокол брызнул живой водою — Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит:
— Ах, как я долго спал!
— Еще бы дольше проспал, если б не мы! — отвечали зятья. — Пойдем теперь к нам в гости.
— Нет, братцы! Я пойду искать Марью Моревну! Приходит к ней и просит:
— Разузнай у Кощея Бессмертного, где он достал себе такого доброго коня.
Вот Марья Моревна улучила добрую минуту и стала Кощея выспрашивать.
Кощей сказал:
— За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекою живет баба-яга; у ней есть такая кобылица, на которой она каждый день вокруг света облетает. Много у ней и других славных кобылиц; я у ней три дня пастухом был, ни одной кобылицы не упустил, и за то баба-яга дала мне одного жеребеночка.
— Как же ты через огненную реку переправился?
— А у меня есть такой платок — как махну в правую сторону три раза, сделается высокий-высокий мост, и огонь его не достанет!
Марья Моревна выслушала, пересказала все Ивану-царевичу и платок унесла да ему отдала.
Иван-царевич переправился через огненную реку и пошел к бабе-яге. Долго шел он не пивши, не евши. Попалась ему навстречу заморская птица с малыми детками.
Иван-царевич говорит:
— Съем-ка я одного цыпленочка.
— Не ешь, Иван-царевич! — просит заморская птица. — В некоторое время я пригожусь тебе. Пошел он дальше, видит в лесу улей пчел.
— Возьму-ка я, — говорит, — сколько-нибудь медку. Пчелиная матка отзывается:
— Не тронь моего меду, Иван-царевич! В некоторое время я тебе пригожусь.
Он не тронул и пошел дальше, попадает ему навстречу львица со львенком.
— Съем я хоть этого львенка; есть так хочется, ажно тошно стало!
— Не тронь, Иван-царевич, — просит львица. — В некоторое время я тебе пригожусь.
— Хорошо, пусть будет по-твоему!
Побрел голодный, шел, шел — стоит дом бабы-яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый.
— Здравствуй, бабушка!
— Здравствуй, Иван-царевич! Почто пришел — по своей доброй воле аль по нужде?
— Пришел заслужить у тебя богатырского коня.
— Изволь, царевич! У меня ведь не год служить, а всего-то три дня; если упасешь моих кобылиц — дам тебе богатырского коня, а если нет, то не гневайся — торчать твоей голове на последнем шесте.
Иван-царевич согласился, баба-яга его накормила-напоила и велела за дело приниматься. Только что выгнал он кобылиц в поле, кобылицы задрали хвосты, и все врозь по лугам разбежались; не успел царевич глазами вскинуть, как они совсем пропали. Тут он заплакал-запечалился, сел на камень и заснул.
Солнышко уже на закате, прилетела заморская птица и будит его:
— Вставай, Иван-царевич! Кобылицы теперь дома. Царевич встал, воротился домой; а баба-яга и шумит, и кричит на своих кобылиц:
— Зачем вы домой воротились?
— Как же нам было не воротиться? Налетели птицы со всего света, чуть нам глаза не выклевали.
— Ну, вы завтра по лугам не бегайте, а рассыпьтесь по дремучим лесам.
Переспал ночь Иван-царевич, наутро баба-яга ему говорит:
— Смотри, царевич, если не упасешь кобылиц, если хоть одну потеряешь — быть твоей буйной головушке на шесте.
Погнал он кобылиц в поле, они тотчас задрали хвосты и разбежались по дремучим лесам. Опять сел царевич на камень, плакал-плакал да и уснул.
Солнышко село за лес, прибежала львица:
— Вставай, Иван-царевич! Кобылицы все собраны. Иван-царевич встал и пошел домой; баба-яга пуще прежнего и шумит, и кричит на своих кобылиц:
— Зачем домой воротились?
— Как же нам было не воротиться? Набежали лютые звери со всего света, чуть нас совсем не разорвали.
— Ну вы завтра забегите в сине море. Опять переспал ночь Иван-царевич, наутро посылает его баба-яга кобылиц пасти:
— Если не упасешь — быть твоей буйной головушке на шесте.
Он погнал кобылиц в поле; они тотчас задрали хвосты, скрылись с глаз и забежали в сине море; стоят в воде по шею. Иван-царевич сел на камень, заплакал и уснул.
Солнышко за лес село, прилетела пчелка и говорит:
— Вставай, царевич! Кобылицы все собраны; да как воротишься домой, бабе-яге на глаза не показывайся, пойди в конюшню и спрячься за яслями. Там есть паршивый жеребенок — в навозе валяется, ты укради его и в глухую полночь уходи из дому.
Иван-царевич встал, пробрался в конюшню и улегся за яслями; баба-яга и шумит, и кричит на своих кобылиц:
— Зачем воротились?
— Как же нам было не воротиться? Налетело пчел видимо-невидимо со всего света и давай нас со всех сторон жалить до крови!
Баба-яга заснула, а в самую полночь Иван-царевич украл у нее паршивого жеребенка, оседлал его, сел и поскакал к огненной реке. Доехал до той реки, махнул три раза платком в правую сторону — и вдруг, откуда ни взялся, повис через реку высокий мост. Царевич переехал по мосту и махнул платком на левую сторону только два раза — остался через реку мост тоненький-тоненький! Поутру пробудилась баба-яга — паршивого жеребенка видом не видать! Бросилась в погоню; во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает.
Прискакала к огненной реке, взглянула и думает: “Хорош мост!”
Поехала по мосту, только добралась до середины — мост обломился, и баба-яга упала в реку; тут ей и лютая смерть приключилась! Иван-царевич откормил жеребенка в зеленых лугах, стал из него чудный конь. Приезжает царевич к Марье Моревне; она выбежала, бросилась к нему на шею:
— Как же ты опять живой?
— Так и так, — говорит. — Поедем со мной.
— Боюсь, Иван-царевич! Если Кощей догонит, быть тебе опять изрубленым.
— Нет, не догонит! Теперь у меня славный богатырский конь, словно птица летит.
Сели они на коня и поехали.
Кощей Бессмертный домой ворочается, под ним конь спотыкается.
— Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?
— Иван-царевич приезжал, Марью Моревну увез.
— А можно ли их догнать?
— Бог знает! Теперь у Ивана-царевича конь богатырский лучше меня.
— Нет, не утерплю, — говорит Кощей Бессмертный, — поеду в погоню.
Долго ли, коротко ли — нагнал он Ивана-царевича, соскочил наземь и хотел было сечь его острой саблею; в те поры конь Ивана-царевича ударил со всего размаху копытом Кощея Бессмертного и размозжил ему голову, а царевич доконал его палицей. После того положил царевич груду дров, развел огонь, спалил Кощея Бессмертного на костре и пепел его пустил по ветру.
Марья Моревна села на Кощеева коня, а Иван-царевич на своего, и поехали они в гости сперва к ворону, потом к орлу, а там и к соколу.
Куда ни приедут, всюду встречают их с радостью:
— Ах, Иван-царевич, а уж мы не чаяли тебя видеть. Ну, да недаром же ты хлопотал: такой красавицы, как Марья Моревна, во всем свете поискать — другой не найти! Погостили они, попировали и поехали в свое царство. Приехали и стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать.
(Илл. Т. Шеваревой, изд. Малыш, 1990 г.)
Русская народная сказка — Марья Моревна
Русская народная сказка «Марья Моревна» в пересказе А. Афанасьева.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич. У него было три сестры: одна Марья-царевна, другая Ольга-царевна, третья Анна-царевна.
Отец и мать у них померли. Умирая, они сыну наказывали: — Кто первый за троих сестёр станет свататься, за того и отдавай — при себе не держи долго.
Царевич похоронил родителей и с горя пошёл с сестрами во зелёный сад погулять.
Вдруг находит на небо туча чёрная, встаёт гроза страшная,
— Пойдёмте, сестрицы, домой,- говорит Иван-царевич.
Только пришли во дворец — как грянул гром, раздвоился потолок, и влетел к ним в горницу ясен сокол. Ударился сокол об пол, сделался добрым молодцем и говорит:
— Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я ходил гостем, а теперь пришёл сватом: хочу у тебя сестрицу Марью-царевну посватать.
— Коли люб ты сестрице, я её не держу — пусть идёт. Марья-царевна согласилась. Сокол женился и унёс её в своё царство.
Дни идут за днями, часы бегут за часами — целого года как не бывало. Пошёл Иван-царевич с двумя сестрами во зелёный сад погулять. Опять встаёт туча с вихрем, с молнией.
— Пойдёмте, сестрицы, домой, говорит царевич.
Только пришли во дворец — как ударил гром, распалась крыша, раздвоился потолок, и влетел орёл. Ударился орёл об пол и сделался добрым молодцем.
— Здравствуй, Иван-царевич! Прежде я гостем ездил, а теперь пришёл сватом.
И посватал Ольгу-царевну. Отвечает Иван-царевич:
— Если ты люб Ольге-царевне, то пусть за тебя идёт, я с неё воли не снимаю.
Ольга-царевна согласилась и вышла за орла замуж. Орёл подхватил её и унёс в своё царство.
Прошёл ещё один год. Говорит Иван-царевич своей младшей сестрице:
— Пойдём, во зелёном саду погуляем.
Погуляли немножко. Опять встаёт туча с вихрем, с молнией.
— Вернёмся, сестрица, домой!
Вернулись домой, не успели сесть — как ударил гром, раздвоился потолок, и влетел ворон. Ударился ворон об пол и сделался добрым молодцем. Прежние были хороши собой, а этот ещё лучше.
— Ну, Иван-царевич, прежде я гостем ходил, а теперь пришёл сватом: отдай за меня Анну-царевну.
— Я с сестриць! воли не снимаю. Коли ты полюбился ей, пусть идёт за тебя.
Вышла за ворона Анна-царевна, и унёс он её в своё государство.
Остался Иван-царевич один. Целый год жил без сестёр, и сделалось ему скучно.
— Пойду,- говорит,- искать сестриц.
Собрался в дорогу, шёл, шёл и видит: лежит в поле рать — сила побитая. Спрашивает Иван-царевич:
— Коли есть тут жив человек, отзовись: кто побил это войско великое?
Отозвался ему жив человек:
— Всё это войско великое побила Марья Моревна, прекрасная королевна.
Пустился Иван-царевич дальше, наезжал на шатры белые, выходила к нему навстречу Марья Моревна, прекрасная королевна.
— Здравствуй, царевич. Куда тебя бог несёт — по воле аль по неволе?
Отвечает ей Иван-царевич:
— Добрые молодцы по неволе не ездят.
— Ну, коли дело не к спеху, погости у меня в шатрах.
Иван-царевич тому и рад: две ночи в шатрах ночевал. Полюбился Марье Моревне и женился на ней.
Марья Моревна, прекрасная королевна, взяла его с собой в своё государство. Пожили они вместе сколько-то времени, и вздумалось королевне на войну собираться. Покидает она на Ивана-царевича всё хозяйство и приказывает:
— Везде ходи, за всем присматривай, только в этот чулан не заглядывай.
Он не вытерпел; как только Марья Моревна уехала, тотчас бросился в чулан, отворил дверь, глянул — а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован.
Просит Кощей у Ивана-царевича:
— Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не ел, не пил — совсем в горле пересохло.
Царевич подал ему целое ведро воды; он выпил и ещё запросил:
— Мне одним ведром не залить жажды. Дай ещё! Царевич подал другое ведро. Кощей выпил и запросил третье, а как выпил третье ведро — взял свою прежнюю силу, тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал.
— Спасибо, Иван-царевич,- сказал Кощей Бессмертный,- теперь тебе никогда не видать Марьи Моревны, как ушей своих.
И страшным вихрем вылетел в окно, нагнал на дороге Марью Моревну, прекрасную королевну, подхватил её и унёс к себе.
А Иван-царевич горько-горько заплакал, снарядился и пошёл в путь-дорогу: «Что ни будет, а разыщу Марью Моревну».
Идёт день, идёт другой, на рассвете третьего видит чудесный дворец.
— Ах, шурин мой любезный!
Выбежала Марья-царевна, встретила Ивана-царевича радостно, стала про его здоровье расспрашивать, про своё житьё-бытьё рассказывать. Погостил у них царевич три дня и говорит:
— Не могу у вас гостить долго: я иду искать жену мою, Марью Моревну, прекрасную королевну.
— Трудно, тебе сыскать её,- отвечает сокол.- Оставь здесь на всякий случай свою серебряную ложку: будем на неё смотреть, про тебя вспоминать.
Иван-царевич оставил у сокола свою серебряную ложку и пошёл в дорогу.
Шёл он день, шёл другой, на рассвете третьего видит дворец ещё лучше первого. Возле дворца дуб стоит, на дубу орёл сидит.
Слетел орёл с дерева, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал:
— Вставай, Ольга-царевна, милый наш братец идёт!
Ольга-царевна тотчас прибежала, стала его целовать, обнимать, про здоровье расспрашивать, про своё житьё-бытьё рассказывать.
Иван-царевич погостил у них три денька и говорит:
— Дольше гостить мне некогда: я иду искать жену мою, Марью Моревну, прекрасную королевну.
Отвечает орёл:
— Трудно тебе сыскать её. Оставь у нас серебряную вилку: будем на неё смотреть, тебя вспоминать.
Он оставил серебряную вилку и пошёл в дорогу.
День шёл, другой шёл, на рассвете третьего видит дворец лучше первых двух. Возле дворца дуб стоит, на дубу ворон сидит.
Слетел ворон с дуба, ударился оземь, обернулся добрым молодцем и закричал:
— Анна-царевна, поскорей выходи, наш братец идёт!
Выбежала Анна-царевна, встретила его радостно, стала целовать, обнимать, про здоровье расспрашивать, про своё житьё-бытьё рассказывать.
Иван-царевич погостил у них три денька и говорит:
— Прощайте. Пойду жену искать, Марью Моревку, прекрасную королевну.
Отвечает ворон:
-Трудно тебе сыскать её. Оставь-ка у нас серебряную табакерку: будем на неё смотреть, тебя вспоминать.
Царевич отдал ему серебряную табакерку, попрощался и пошёл в дорогу.
День шёл, другой шёл, а на третий добрался до Марьи Мо-ревны.
Увидала она своего милого, бросилась к нему на шею, залилась слезами и промолвила:
— Ах, Иван-царевич, зачем ты меня не послушался — посмотрел в чулан и выпустил Кощея Бессмертного?
— Прости, Марья Моревна, не поминай старого. Лучше поедем со мной, пока не видать Кощея Бессмертного. Авось не догонит.
Собрались и уехали. А Кощей на охоте был. К вечеру он домой ворочается, под ним добрый конь спотыкается.
— Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?
Отвечает конь:
— Иван-царевич приходил, Марью Моревну увёз.
— А можно ли их догнать?
— Можно пшеницы насеять, дождаться, пока она вырастет, сжать её, смолотить, в муку обратить, пять печей хлеба наготовить, тот хлеб поесть да тогда в догонь ехать — и то поспеем.
Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича.
— Ну,- говорит,- первый раз тебя прощаю за твою доброту, что водой меня напоил; и в другой раз прощу, а в третий берегись — на куски изрублю.
Отнял у него Марью Моревну и увёз» А Иван-царевич сел на камень и заплакал.
Поплакал-поплакал и опять воротился назад за Марьей Моревною. Кощея Бессмертного дома не случилось.
— Поедем, Марья Моревна!
— Ах, Иван-царевич, он нас догонит!
— Пускай догонит. Мы хоть часок-другой проведём вместе.
Собрались и уехали.
Кощей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый конь спотыкается.
— Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?
— Иван-царевич приходил, Марью Моревну с собой взял.
— А можно ли догнать их?
— Можно ячменю насеять, подождать, пока он вырастет, сжать-смолотить, пива наварить, допьяну напиться, до отвалу выспаться да тогда в догонь ехать — и то поспеем.
Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича:
— Ведь я ж говорил, что тебе не видать Марьи Моревны, как ушей своих!
Отнял её и унёс к себе.
Остался Иван-царевич один, поплакал-поплакал и опять воротился за Марьей Моревною. На ту пору Кощея дома не случилось.
— Поедем, Марья Моревна!
— Ах, Иван-царевич, ведь он догонит, тебя в куски изрубит!
— Пускай изрубит, я без тебя жить не могу! Собрались и поехали.
Кощей Бессмертный домой возвращается, под ним добрый конь спотыкается.
— Что ты спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?
— Иван-царевич приходил, Марью Моревну с собой взяд, Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича, изрубил его в мелкие куски и поклал в смоляную бочку; взял эту бочку, скрепил железными обручами и бросил в синее море, а Марью Моревну к себе увёз.
В то самое время у зятьёв Ивана-царевича серебро почернело.
— Ах,- говорят они,- видно, беда приключилась! Орёл бросился на сине море, схватил и вытащил бочку на берег. Сокол полетел за живою водою, а ворон — за мёртвою.
Слетелись все трое в одно место, разрубили бочку, вынули куски Ивана-царевича, перемыли и склали как надобно.
Ворон брызнул мёртвою водою — тело срослось, соединилось. Сокол брызнул живой водою — Иван-царевич вздрогнул, встал и говорит:
— Ах, как я, долго спал!
— Ещё бы дольше проспал, если б не мы,- отвечали зятья.- Пойдём теперь к нам в гости.
— Нет, братцы, я пойду искать Марью Моревну. Приходит к ней и просит:
— Разузнай у Кощея Бессмертного, где он достал себе такого доброго коня.
Вот Марья Моревна улучила добрую минуту и стала Кощея выспрашивать. Кощей сказал:
— За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекою живёт Баба Яга. У ней есть такая кобылица, на которой она каждый день вокруг света облетает. Много у неё и других славных кобылиц. Я у неё три дня пастухом был, ни одной кобылицы не упустил, и за то Баба Яга дала мне одного жеребёночка.
— Как же ты через огненную реку переправился?
— А у меня есть такой платок — как махну в правую сторону три раза, сделается высокий-высокий мост, и огонь его не достанет.
Марья Моревна выслушала, пересказала всё Ивану-царевичу. И платок унесла да ему отдала.
Иван-царевич переправился через огненную реку и пошёл к Бабе Яге. Долго шёл он не пивши, не евши. Попалась ему навстречу заморская птица с малыми детками. Иван-царевич говорит:
— Съем-ка я одного цыплёночка!
— Не ешь, Иван-царевич,- просит заморская птица.- В некоторое время я пригожусь тебе.
Пошёл он дальше. Видит в лесу улей пчёл.
— Возьму-ка я,- говорит,- сколько-нибудь медку, Пчелиная матка отзывается:
— Не тронь моего мёду, Иван-царевич. В некоторое время я тебе пригожусь.
Он не тронул и пошёл дальше. Попадается ему навстречу львица со львёнком.
— Съем я хоть этого львёнка. Есть так хочется, ажио тошно стало.
— Не тронь, Иван-царевич,- просит львица.- В некоторое время я тебе пригожусь.
— Хорошо, пусть будет по-твоему.
Побрёл голодный. Шёл, шёл — стоит дом Бабы Яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голве только один незанятый.
— Здравствуй, бабушка!
«Здравствуй, Иван-царевич. Почто пришёл — по своей доброй воле аль по нужде?
— Пришёл заслужить у тебя богатырского коня.
— Изволь, царевич, у меня ведь не год служить, а всего-то три дня. Если упасёшь моих кобылиц — дам тебе богатырского коня, а если нет — то не гневайся: торчать голове на последнем шесте,
Иван-царевич согласился. Баба Яга его накормила, напоила и велела за дело приниматься»
Только что выгнал он кобылиц в поле, кобылицы задрали хвосты и все врозь по лугам разбежались. Не успел царевич глазами вскинуть как они совсем пропали.
Тут он заплакал-запечалился, сел на камень и заснул.
Солнышко уж на закате, прилетела заморская птица и будит его:
— Вставай, Иван-царевич! Кобылицы теперь дома. Царевич встал, домой пошёл. А Баба Яга и шумит и кричит на своих кобылиц»
— Зачем вы домой воротились?
— Как же нам не воротиться! Налетели птицы со всего света, чуть нам глаза не выклевали.
— Ну, вы завтра по лугам не бегайте, а рассыпьтесь по дремучим лесам.
Переспал ночь Иван-царевич. Наутро Баба Яга ему говорит:
— Смотри, царевич, если не упасёшь кобылиц, если хоть одну потеряешь — быть твоей буйной головушке на шесте!
Погнал он кобылиц в поле. Они тотчас задрали хвосты и разбежались по дремучим лесам.
Опять сел царевич на камень, плакал-плакал да и уснул. Солнышко село за лес.
Прибежала львица:
— Вставай, Иван-царевич! Кобылицы все собраны. Иван-царевич встал и пошёл домой. Баба Яга пуще прежнего и шумит и кричит на своих кобылиц:
— Зачем домой воротились?
— Как же нам было не воротиться! Набежали лютые звери со всего света, чуть нас совсем не разорвали.
— Ну, вы завтра забегите в сине море.
Опять переспал ночь Иван-царевич. Наутро посылает его Баба Яга кобылиц пасти:
— Если не упасёшь — быть твоей буйной головушке на шесте.
Он погнал кобылиц в поле. Они тотчас задрали хвосты, скрылись с глаз и забежали в сине море, стоят в воде по шею. Иван-царевич сел на камень, заплакал и уснул.
Солнышко за лес село, прилетела пчёлка и говорит:
— Вставай, царевич! Кобылицы все собраны. Да как воротишься домой, Бабе-Яге на глаза не показывайся, поди в конюшню и спрячься за яслями. Там есть паршивый жеребёнок — в навозе валяется. Ты возьми его и в глухую полночь уходи из дому.
Иван-царевич пробрался в конюшню и улёгся за яслями. Баба Яга и шумит и кричит на своих кобылиц:
— Зачем воротились?
— Как же нам было не воротиться! Налетело пчел видимо-невидимо со всего света и давай нас со всех сторон жалить до крови.
Баба Яга заснула, а в самую полночь Иван-царевич взял у неё паршивого жеребёнка, оседлал его, сел и поскакал к огненной реке. Доехал до той реки, махнул три раза платком в правую сторону — и вдруг, откуда ни взялся, повис через реку высокий, славный мост.
Царевич переехал по мосту и махнул платком на левую сторону только два раза — остался через реку мост тоненький-тоненький.
Поутру пробудилась Баба Яга — паршивого жеребёнка видом не видать. Бросилась в погоню. Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает,
Прискакала к огненной реке, взглянула и думает: «Хорош мост».
Поехала по мосту, только добралась до середины — мост обломился, и Баба Яга в реку свалилась. Тут ей и лютая смерть приключилась.
Иван-царевич откормил жеребёнка в зелёных лугах; стал из него чудный конь.
Приезжает царевич к Марье Моревне. Она выбежала, бросилась к нему на шею:
— Как тебе удалось от смерти избавиться?
— Так и так,- говорит,- поедем ео мной.
— Боюсь, Иван-царевич! Если Кощей догонит, быть тебе опять изрублену.
— Нет, не догонит. Теперь у меня славный богатырский конь, словно птица летит.
Сели они на коня и поехали.
Кощей Бессмертный домой ворочается, под ним конь спотыкается.
— Что ты, несытая кляча, спотыкаешься? Али чуешь какую невзгоду?
— Иван-царевич приезжал, Марью Моревну увез.
— А можно ли их догнать?
— Не знаю. Теперь у Ивана-царевича конь богатырский лучше меня.
— Нет, не утерплю,- говорит Кощей Бессмертный,- поеду в погоню!
Долго ли, коротко ли — нагнал он Ивана-царевича, соскочил наземь и хотел было сечь его острой саблею. В те поры конь Ивана-царевича ударил со всего размаху копытом Кощея Бессмертного и размозжил ему голову, а царевич доконал его палицей.
После того накидал царевич груду дров, развёл огонь, спалил Кощея Бессмертного на костре и самый пепел его пустил по ветру.
Марья Моревна села на Кощеева коня, а Иван-царевич на своего, и поехали они в гости сперва к ворону, потом к орлу, а там и к соколу. Куда ни приедут, всюду встречают их с радостью:
— Ах, Иван-царевич, а уж мы не чаяли тебя видеть! Ну, недаром же ты хлопотал: такой красавицы, как Марья Моревна, во всем свете поискать — другой не найти.
Погостили они, попировали и поехали в своё царство. Приехали и стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать.
Пересказ А. Афанасьева, Рисунок Н. Кочергина
Вы можете следить за комментариями к этой записи через ленту RSS 2.0.
Сказка Марья Моревна — «ixtira TV» — развитие, обучение и развлечение для детей
Марья Моревна
— русская народная сказка с интереснейшим сюжетом и участием различных сказочных персонажей. Сказку Марья Моревна
можно читать онлайн или скачать текст в формате PDF и DOС.
Краткое содержание сказки можно начать с того, как у Ивана – царевича и его трех сестер умерли отец и мать. Вся ответственность за сестер легла на плечи Ивана. Он удачно выдал их замуж за царевичей из других государств, а сам стал жить один. Но вскоре ему стало скучно без сестер, и он отправился на их поиски. По дороге он встречает прекрасную королеву Марью Моревну, они женятся и живут в ее государстве. Когда королева уезжала из дому, попросила Ивана – царевича следить за хозяйством, но не в коем случае не заглядывать в чулан. Иван не послушался наказа своей жены и первым делом отправился в запрещенное место. Там сидел Кощей Бессмертный, который попросил Царевича дать ему напиться воды. Это безобидная просьба, привела к большим последствиям и беде. Кощей вырвался из чулана, вылетел в окно, подхватил Марью Моревну и унес к себе. Иван – царевич отправился на поиски своей жены в кощеево царство. По пути он заезжал к своим сестрам и рассказывал о случившимся горе. Так царевич добрался до Кощея, увидел Марью Моревну, посадил на коня и увез. Но, у Кощея был богатырский конь, поэтому он догнал их, изрубил Ивана на мелкие кусочки, а царевну снова вернул к себе в царство. На этом можно и сказку заканчивать, но Ивана царевича спасают его зятья – мужья сестер. Он достает у Бабы Яги доброго коня и снова отправляется спасать Марью Моревну. Победив Кощея Бессмертного, Иван забрал свою прекрасную царевну, и стали они жить поживать, добра наживать, да медок попивать.
Читать сказку Марья Моревна
можно детям любого возраста. Благодаря захватывающему сюжету с элементами волшебства и мистики, сказка заинтересует не только детей, но и взрослых. Основная мысль и смысл сказки в том, что сила любви не имеет преград на своем пути, а добро всегда побеждает зло. Сказка учит тому, что семья и любимые люди самое важное и главное, что есть в жизни. Родные люди должны защищать и, беречь друг друга, помогать в трудных ситуациях.
Сказка Марья Моревна
наглядный пример многих народных пословиц. Пословицы про любовь: Любовь все победит
, Для влюбленного и сто верст не расстояние
, Любовь на замок не закроешь
, У истиной любви есть начало, а конца нет
, Хоть в плавь плыть, а у милого быть
, Где любовь да совет, там горя нет
, К любящему страх не идет
, Любящих и бог любит
, Куда б не идти, только с милым по пути
, Милый далеко, сердцу не легко
, Ради милого себя не жаль
.
Пословицы про семью: В семье согласно, так идет дело прекрасно
, Вся семья вместе, так и душа на месте
, Дерево держится корнями, а человек семьей
, Земля без воды мертва, человек без семьи пустоцвет
, Любовь да совет, там горя нет
, В семье где помогают друг другу, беды не страшны
, Согласие да лад, в семье клад
, Человек без семьи, что дерево без плодов
.
Автор — С. Марина источник: www.ixtira.tv
© Использование информации без гиперссылки на источник запрещено!
Марья Моревна — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ма́рья Море́вна (девица Синеглазка, Царь-девица, Усоньша-богатырша, Белая Лебедь Захарьевна) — дева-богатырша, королевна, героиня русских народных сказок, обладающая большой колдовской силой и заковавшая в цепи Кощея Бессмертного[1][2]. Она красива, мудра, справляется с невыполнимыми заданиями[3]. Её должен добыть и взять себе в жёны главный герой сказки[4]
Тот же женский образ выступает под именем Марьи-царевны, Василисы/Елены Премудрой, Елены Прекрасной[5][3].
Трактовка слова «Моревна» различна — это дочь морского царя[6][7]; по другим, образ «степной богатырши» или «царь-девицы» отсылает к матриархальным представлениям[источник не указан 456 дней].
Сказочный образ
В одном из сказаний о Марье Моревне происходит следующее: после смерти родителей Иван-Царевич выдаёт замуж трёх сестёр, а сам женится на степной воительнице Марье Моревне, пленившей Кощея прекрасной королевне. Через некоторое время Марья Моревна отъезжает и говорит супругу: «Везде ходи, за всем присматривай; только в этот чулан не моги заглядывать», не то «худо нам будет». Но не послушался Иван-Царевич и открыл чулан, отворил дверь — а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован. Выпив три ведра воды, принесённые ему Иваном-царевичем, Кощей разрывает двенадцать цепей и освобождается из подземелья. При этом он похищает саму Марью.
Иван-царевич решает её вернуть, и идёт за помощью к мужьям своих сестёр: Ворону Вороновичу, Соколу Соколовичу и Орлу Орловичу — могущественным оборотням, которые умеют превращаться из птиц в добрых молодцев. С помощью их советов Иван несколько раз освобождает Марью Моревну из Кощеева плена, но Кощей всё время настигает его на своём волшебном быстроногом коне. Два раза он щадит Ивана (из-за того, что тот ему помог), на третий — убивает последнего, расчленив его при помощи сабли. Ворон, Сокол и Орёл оживляют Ивана и дают ему добрый совет: добыть волшебного коня у Бабы-Яги. Когда у Ивана появляется такой же волшебный конь, как у Кощея, они сходятся в поединке, Иван убивает Кощея булавой или бросив на землю яйцо со смертью Кощея, сжигает тело на костре и освобождает Марью Моревну.
В сказке отразились представления времён матриархата, когда женщина была более сильной по положению и уважаемой, чем мужчина, и жених должен был укротить невесту перед браком[4]. Также в ней имеются параллели с античным мифом о похищении Аидом Персефоны[источник не указан 457 дней].
В кино
См. также
Примечания
- ↑ Метева, 1991, с. 120.
- ↑ Капица, 2000, с. 90.
- ↑ 1 2 Энциклопедия сказочных героев, 2003, с. 129.
- ↑ 1 2 Будур, 2005, с. 281.
- ↑ БСЭ, 1971.
- ↑ Коринфский, 1901, с. 69.
- ↑ Свиридова, 2007, с. 80.
Литература
- Будур Н. В. Марья Моревна // Сказочная энциклопедия / общ. ред. Н. В. Будур. — М.: Олма-Пресс, 2005. — С. 281. — ISBN 5-224-04818-4.
- Василиса Премудрая // Брасос — Веш. — М. : Советская энциклопедия, 1971. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 4).
- Василиса премудрая // Энциклопедия сказочных героев. Русские сказки / Всуп. ст. Н. З. Соломко. — М.: Олма-Пресс, 2003. — ISBN 5-224-04070-1.
- Сказки. Марья Моревна / рисунки И. Я. Билибина. — СПб. : Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1903. — 12 с.
- Коринфский А. А. Сине море // Народная Русь : Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. — М. : Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 67—82.
- Медведев, Ю. М.; Грушко, Е. А. Про Кощея, Ивана-царевича и Марью Моревну // Русские легенды и предания : иллюстрированная энциклопедия. — 2004.
- Марья Моревна / Ф. С. Капица // Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы : справочник. — М. : Флинта : Наука, 2000. — С. 90.
- Метева Е. Русский фольклор. — София: Университетское издательство «Климент Охридски», 1991. — 299 с.
- Царь-девица // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Свиридова Л. М. Русское устное народное поэтическое творчество : учебное пособие. — М.: ПИППКРО, 2007. — 291 с. — ISBN 5-98892-012-8.
Ссылки
открытый урок по литературе по сказке «Марья Моревна» | План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему:
/*Волшебная сказка «Марья Моревна»: герои, сюжет, язык
Предварительная подготовка к уроку
Ученикам предлагается внимательно прочитать предварительную статью в учебнике «Русские народные сказки»,!!! Есть тема , предваряющая работу с текстом сказки: «Сказка как популярный жанр народного творчества». Дети должны быть теоретически подготовлены учителем к работе над текстом сказки. Домашнее задание для 5 класса слишком большое. а потом внимательно ознакомиться с самой сказкой «Марья Моревна». Школьники должны четко знать, что такое сказка, какие бывают сказки, значение слов «присказка», «зачин», «бахарь», «концовка», что такое прием троекратного повторения. Учителю нужно подготовить больших бумажных кукол, изображающих героев изучаемого произведения.
Цели:
1) ознакомить учащихся с русской народной сказкой «Марья Моревна»;
2) воспитать интерес к сказке, вообще к тексту;
3) развивать внимательность при чтении текста, умение анализировать произведение, выразительно читать текст и комментировать его. !!! Меняем местами цели
Оборудование: бумажные куклы, изображающие Ивана-царевича, Марью Моревну, трех различных девушек в русских народных костюмах, орла, сокола, ворона, Кощея Бессмертного и Бабы Яги; учебник (автор-составитель Т. Ф. Курдюмова).
Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний
Вид урока: урок-путешествие в сказку.
Ход урока
I. Повторение изученного
Учитель: Сегодня мы обратимся к одному из интереснейших жанров русского фольклора – к сказке. Вы уже знакомились с ними на уроках чтения в начальной школе, но сейчас вы уже знаете гораздо больше о сказках, чем раньше. Дома вы прочитали вступительную статью «Русские народные сказки» и замечательную сказку «Марья Моревна».
— Так кто же нам скажет, что такое сказка? (Короткая история фантастического характера).
— Какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, о животных).
— Какие персонажи вам часто встречались в разных сказках? (Иван-царевич, Иванушка-дурачок, Баба Яга и т. д.).
— Кого в старину называли бахарем? (Рассказчика сказок).
— Для чего в сказке используется присказка? (Присказка вводит слушателя в атмосферу сказки).
— О чем обычно говорится в зачине сказки? (О героях, событиях и месте действия сказки).
— Как в недавно прочитанной вами сказке («Марья Моревна») используется прием троекратного повторения? (У Ивана-царевича три сестры, три раза они выходят в сад погулять, потом трижды повторяется гром во дворце, раздвоение потолка и явление женихов Марьи, Ольги и Анны; три ведра воды подал Иван Кощею в чулане; три предмета оставил Иван своим троим шуринам; три раза Иван сбегал от Кощея с Марьей Моревной, три дня Баба Яга посылала Ивана пасти своих кобылиц).
II. Работа над новым материалом
Учитель: А теперь мы постепенно переходим к изучению сказки «Марья Моревна». Посмотрите на доску. На боковой доске в ряд прикреплены бумажные персонажи сказки, а на центральной доске написаны имена:
Ольга — Кощей Бессмертный
Марья Моревна — Ясный сокол
Баба Яга — Иван-царевич
Анна — Орел
Марья – Ворон
Вызванному к доске ученику нужно правильно распределить этих персонажей по парам, а потом к их именам прикрепить соответствующих бумажных кукол.
(Персонажей правильно будет распределить так: Ольга – Орел; Марья Моревна – Иван-царевич; Баба Яга – Кощей Бессмертный; Анна – Ворон; Марья – Ясный сокол).
Учитель: Какой у этой сказки зачин? (Ученик зачитывает: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич…».).
— Что наказали Ивану-царевичу отец с матерью перед смертью? (Они сказали сыну, чтобы он выдавал сестер замуж за первого, кто за них будет свататься).
— Чем руководствовался Иван, выдавая сестер замуж? (Ответ примерно такой: «Если ты люб ей (Марье-царевне, Ольге-царевне или Анне-царевне), то пусть она идет за тебя, я с сестрицы воли не снимаю»).
— Как произошло знакомство Ивана-царевича с Марьей Моревной? (На поле брани, у белого шатра).
— Что необычного вы увидели в начальных отношениях Ивана с Марьей Моревной? (Жена идет на войну, а муж остается дома; по логике вещей все должно быть наоборот).
— Куда Марья Моревна запретила заглядывать Ивану-царевичу? (В чулан).
— Как вы думаете, какое чувство подхлестнуло Ивана-царевича все-таки заглянуть в запретный чулан? (Любопытство).
— Сколько цепей было на Кощее в чулане? (Двенадцать цепей).
— Сколько лет сидел Кощей взаперти? (Десять лет).
— Как вы думаете, почему Иван согласился и дал Кощею напиться воды? (Иван пожалел его).
— Кого называют шурином? (Брата жены).
— Какой столовый предмет Иван-царевич оставил соколу? (Серебряную ложку).
— Какую вещь Иван оставил орлу? (Серебряную вилку).
— Что подарил Иван на память о себе ворону? (Серебряную табакерку).
— Что конь посоветовал Кощею в первый побег Ивана-царевича? (Ученик зачитывает: «Можно пшеницы насеять. ..» до «…и то поспеем!»).
— Какой выход предложил конь своему хозяину-злодею во второй раз? (Ученик читает: «Можно ячменю насеять…» до конца абзаца).
— Как вы помните, перед каждой попыткой побега Марья Моревна предостерегала мужа. Как Иван объяснял свою решимость все равно забрать жену у Кощея? (В первый раз: «Пускай догонит; мы хоть часок-другой проведем вместе». Во второй раз: «Пускай изрубит! Я без тебя жить не могу»).
— Как добры молодцы узнали, что Иван в беде? (Серебро почернело).
— Каким образом зятья спасли шурина? (Ученик находит в тексте и зачитывает со слов «Орел бросился на сине море…» до «Пойдем теперь к нам в гости»).
— Какие черты характера помогли Марье Моревне разгадать тайну могущества Кощея? (Хитрость и изобретательность).
— Какой волшебный предмет Марья Моревна забрала у Кощея и дала Ивану-царевичу? (Волшебный платок для того, чтобы через огненную реку перебираться).
— Какие животные и насекомые повстречались Ивану по пути к Бабе Яге? (Сначала заморская птица с птенцами, потом пчелиный рой, затем львица с детенышем).
— Сколько шестов было вокруг дома Бабы Яги? (Двенадцать).
— Как животные и насекомые помогли Ивану-царевичу справиться с заданием Бабы Яги? (И птицы, и пчелы, и львы загоняли кобылиц домой к Бабе Яге).
— Назовите точное время, когда Иван-царевич украл у Бабы Яги паршивого жеребенка. (Ровно в полночь).
— Как Иван-царевич в конце концов расквитался с Кощеем Бессмертным? (Ученик зачитывает со слов «Долго ли, коротко ли – нагнал он Ивана-царевича…» до «…пепел его пустил по ветру»).
— Какова концовка сказки «Марья Моревна»? (Ученик зачитывает: «…и стали себе жить-поживать, добра наживать да медок попивать»).
— Если вы внимательно читали сказку, то, наверное, заметили, что в тексте встречаются старинные слова. Приведите примеры таких слов и объясните их значения. (Ученики находят старинные слова и выражения: «Не унимать» значит «не останавливать»; «ворочаться» — «возвращаться»; «глазами вскинуть» — «осмотреться»; «не чаять» — «не думать»).
III. Подведение итогов
На уроке мы работали над сказкой «Марья Моревна», отвечали на вопросы по тексту; повторили ранее изученный материал; проверили, насколько вы внимательно прочитали произведение.
IV. Анализ и оценка итогов работы
V. Домашнее задание
Прочитать любую другую русскую народную сказку на выбор, пересказать ее и нарисовать к ней иллюстрацию.
«Марья Моревна» краткое содержание — Kratkoe.com
«Марья Моревна» краткое содержание русской народной сказки напомнит только главные события для читательского дневника.
«Марья Моревна» краткий пересказ
У Ивана Царевича было три сестры Марья, Ольга, Анна. Раз в год прилетала особая птица и оборачивалась красавцем. Так женились Марья, Ольга и Анна. Он вышли замуж за сокола, орла и ворона.
Соскучился Иван Царевич и поехал сестер проведать. По дороге он встретил Марью Моревну, прекрасную королевну и полюбил ее. Поженились они и жили счастливо.
Марья Моревна, отправляясь на войну, запрещает мужу заглядывать в один из чуланов. Но он, ослушавшись, смотрит — а там прикован Кощей Бессмертный. Иван-царевич даёт Кощею пить. Тот, набравшись сил, разбивает цепи, улетает и по дороге уносит Марью Моревну.
Погоревал Иван Царевич и поехал супругу выручать. По дороге посетил всех трех сестер и оставил им для связи серебряные ложку, вилку и табакерку. Добрался до замка Кощея и похитил Марью Моревну. Но догнал его Кощей легко, и простил на первый раз, за то, что Иван Царевич напоил его в подвале. Три раза пытался Иван Царевич увести Марью Моревну и на третий раз Кощей его разрубил на мелкие кусочки, забил ими бочку и отправил ее в море.
Помутнело серебро у сестер и поняли они, что беда с Иваном Царевичем. Сокол, орёл и ворон находят разрубленное тело, вспрыскивают его мёртвой и живой водой. Царевич оживает.
Кощей Бессмертный рассказывает Марье Моревне о том, что своего коня он взял у Бабы Яги, что за огненной рекой. Королевна крадёт у Кощея и передаёт мужу волшебный платок, с помощью которого можно переправиться через огненную реку.
Поехал Иван Царевич к Бабе Яге, а по дороге подружился с заморской птицей, пчелиной маткой и львицей.
Баба Яга дала задание Ивану Царевичу три дня сторожить табуны. А лошади и разбежались, в первый день, во второй, в третий. Но каждый раз их загоняли сперва птицы, потом львы и звери, а потом и пчелы. Ну а Иван в это время плакал.
Забрал тайком Иван жеребенка, а баба Яга узнала и в погоню бросилась. Иван перебрался по мосту через огненную реку, а сам дважды платком махнул и мост стал очень тонким. Не выдержал он веса бабы Яги и упала она в огонь.
Вырастил Иван Царевич из жеребенка прекрасного коня и все таки смог Марью Моревну в четвертый раз похитить. Кощей бросился в погоню и догнал было Ивана Царевича, но конь Ивана пнул его копытом и убил. А Иван Царевич добавил палицей, а потом останки его сжег и развеял.
И стали Иван Царевич и Марья Моревна жить да поживать, а Иван Царевич больше не плакал.
«Марья Моревна» краткое содержание для читательского дневника:
- Иван Царевич выдает своих сестер замуж за Сокола, Ворона и Орла, а сам встречает Марью Моревну.
- Иван Царевич случайно освобождает Кощея, а тот уносит Марью Моревну.
- Трижды Иван пытался освободить супругу, и в последний раз Кощей изрубил его на кусочки.
- Зятья Ивана собрали его и оживили и отправился он к Бабе Яге за хорошим конем.
- С помощью львицы, птиц и пчел, он сберег коней и забрал жеребенка.
- Баба Яга в погоне за Иваном гибнет на мосту через огненную реку.
- Кощей в погоне за Иваном гибнет от копыта и палицы.
- Жили они долго и счастливо.
«Привет, князь!»
она сказала. «Куда ты идешь, в свободу или в рабство?»
Так Принц
Иван платком переправился через Огненную Реку,
и поспешил найти ведьму Бабу Ягу. Он шел
снова и снова, ничего не находя
есть или пить. Наконец ему довелось увидеть птицу
с ее маленькими цыплятами, и он сказал ей: « Я должен есть
одна из ваших цыпочек. » |
01 | 06:05 | |||||
02 | 04:50 | |||||
03 | 05:34 | |||||
04 | 03:25 | |||||
05 | 03:33 |
Разоблачение истории русских сказок — Жизнь в России
(Весь опрос начался с того, что я попытался понять, что мне не нравится в изображении Поляницы, увиденной где-то, высокой девушки в железе с длинным клинком в руке, женщины-воительницы, подходящей для любого цикла Былина. В этом слове был какой-то древний вкус, и я постарался отделить его от всего более позднего. Я был весьма удивлен, увидев, как далеко это меня завело.)
Русская культура всегда была более степной, чем культура других славянских народов. Это связано с тем, что корни России уходят глубоко в дохристианскую культуру Приднепровья, задолго до контакта с классическими греками, а регулярные поселения там появились гораздо раньше, чем под Ладогой на севере.
Геродот упоминает разделение между «скифами» и «пахари-скифами».Он упоминает множество различий между этими культурами: культурные, религиозные, их отношение к войне, их способы питания, места их проживания. Современные ученые часто упускают из виду, что эти описания на самом деле относятся к двум отдельным этническим группам, поскольку ни религии (пахари-скифы никогда не поклонялись Мечу, как скифы-кочевники), ни образу жизни (пахари-скифы были единственными пахарями региона) объединил их.
Геродот упоминает несколько имен. Одно из них — «сколоты» — так называют себя «пахари-скифы».Это имя имеет корень «коло», то же самое объяснил Геродот, когда трактовал имя «Колоксай» (царь Солнце) как «солнце». Мы находим корень «коло / коло» во многих русских словах тогда и сейчас — «коловорот» (что означает «круговое движение», первоначально относившееся исключительно к пути Солнца), «околица» (границы села, обычно круговые). , «Колесо» (колесо).
После религиозной реформы 980 года, когда русские дохристианские верования были стандартизированы в пантеон из пяти богов, Владимир I получил новый титул, никогда не упоминавшийся ранее: Владимир Красно Солнышко (Красное / Красивое Солнце).
Для создания новой русской религии реформисты развили и переняли идеи, имеющие региональное значение из прошлого. Так, например, Семаргл из пантеона 980-х годов был вариантом более старой персидско-иранской крылатой собаки Сенморв. Поскольку реформаторы Владимира пытались создать объединяющую русскую религию, чтобы конкурировать с христианством, мы должны предположить, что они не заимствовали бы что-то у того, что они считали другой нацией.
Тем не менее, мы можем сказать, что они жили в симбиозе, делясь некоторыми способами жизни в других областях, помимо зарабатывания на жизнь.Некоторые идеи были заимствованы и повторно заимствованы, и иранские и праславянские племена развили своего рода интеграцию. Это были две нации, жившие в непосредственной близости. Пока сколоты пахали землю и сеяли пшеницу, скифы ездили на лошадях в степи, занимаясь скотоводством, охотой и грабежом. Хотя сколоты использовали большую часть скифских способов верховой езды, а скифы носили (может быть, даже шили и ткали) коноплю и льняное полотно, которое сколоты использовали для выращивания. Эти два народа использовали похожие инструменты, когда делали похожие вещи, они обменивались словами и идеями и явно были очень похожи на греческих купцов, которые были единственными, кто напомнил их историкам и летописцам.Вот почему Геродот прямо не описывает их как два совершенно разных народа, для его читателей различия были слишком незначительными, а детали слишком скромными.
Сравнительно мирное сосуществование племенных групп (иранских и праславянских) закончилось примерно в IV веке до нашей эры, когда скифы были изгнаны, почти сметены наступающими сарматскими кочевниками (еще одна племенная группа иранского происхождения и близкая к ней). родственники скифов).
Сарматы загнали скифов в Крым, или Таврию, где родили несколько иной народ — тавроскифов.
Что касается сколотов, то они убежали в леса правого берега Днепра. Есть много славянских памятников, разрушение которых датируется тем временем. Сколоты были изгнаны в дикие места, где они жили несколько столетий, пока не смогли на равных общаться с захватчиками.
Этот процесс хорошо описан — но не в летописях, так как немногие источники имеют дело с такими неважными вещами, как «северо-восточные варвары». Отличный источник подробностей этой ценной информации — русские сказки.
Анализируя структуру русской сказки, мы мало что видим из того, что традиционно считалось неотъемлемой частью стиля. Такие вещи, как феи в цветочной чашке, волшебники с волшебными палочками и тому подобное, как описано в книге Дж. Р. Р. Толкина «О сказках», обычно не слишком древние, вместо этого мы должны пойти дальше. Многие ученые видят убедительные доказательства того, что элементы русских сказок содержат обширные источники мифологии и этнической истории. Хороший обзор (хотя и слишком сфокусированный на идее, что все сказки изображают обряды посвящения доисторических охотничьих кланов) сделан профессором Проппом, «Исторические корни Волшебной сказки», Петербург. около 1922 г.Некоторые подробности упоминает и Рыбаков в его «Язычестве Древней Руси», Москва, 1988.
Среди них есть важный жанр сказок, где героя проводят по какому-то квесту к Бабе Яге. Как упоминает Рыбаков, в сказках действительно две бабы-яги.
Первый, лесной, подробно описан Проппом. Она — жрица, проводящая обряд посвящения в глубине леса, или, что более важно, согласно Рыбакову, страж на границе царства мертвых. Мы видим это, например, в классическом рассказе «Василиса Премудрая», в не менее классических «Иди-незнаю-где, возьми-не-знаю-что» и «Лягушка. Принцесса ». Эти сказки можно найти в классическом сборнике народных сказок, собранном Афанасьевым к концу 19 века.
Вторая Баба Яга степная. Она живет не в хижине на куриных ножках в глубине леса, а в степях у моря. Это может быть связано с другой структурой. Время от времени в сказках мы натыкаемся на «Змея из моря», «Змея из Черного моря», «Змея с юга» — сильный образ злой силы, живущей у моря в юг и время от времени вторгаясь на «родину».
Эта степная баба-Яга — не скрытый страж. Она военачальник. У нее множество вооруженных девушек. (сказки «Девичья армия» или «Мария Моревна» из сборника Афанасьева). Свое жилище она окружает частоколом, а на каждом шесте есть отрубленная человеческая голова. И — она разводит лошадей. Понятно, что это образ кочевой женщины. Большой интерес представляет вариант сюжета Марии Моревны из книги 1930-х годов «Сказки Карельского Беломорья (Беломорье)» под редакцией А. Нечаев. В степи живет баба-яга, а ее лошади пасутся в море, а к закату возвращаются домой.
Мы знаем, что среди иранских племен сарматы были довольно эгалитарными в отношении роли женщин. Хотя скифы позволяли женщинам принимать участие в битвах, они в основном ограничивались использованием оружия дальнего боя. Только сарматы разрешали женщинам носить «мужское оружие» — кинжал Акинак (короткий меч) и использовать его в ближнем бою. Некоторые древнегреческие источники даже называли сарматов «управляемыми женщинами» за то, что они позволяли женщинам участвовать как в гражданской жизни, так и в военных делах почти наравне с мужчинами, что было невероятным для «цивилизованных» греков.Это очень хорошо соответствует образу смертоносной старой ведьмы Бабы Яги.
В своем поиске или во время поиска похищенного любовника герой может встретить либо эту очень враждебную Бабу-Ягу, либо нейтральную, но, тем не менее, опасную странствующую женщину-воительницу Марию Моревну. Обратите внимание, что это имя снова связано с морем — morie, или, возможно, со смертью, mor.
С любой из женщин у героя есть только один способ избежать верной смерти — строгие правила гостеприимства. Укрывшись под покровительством гостеприимства, герой может покорить Бабу Ягу или очаровать и жениться на Марии Моревне.Даже в рассказах, в которых герой снимает ничего не подозревающую женщину, спящую в своей палатке, те же правила гостеприимства не позволяют ей отомстить за изнасилование.
В итоге герой не остается на земле женщины, а выполняет свой квест (обычно — волшебный конь) и оставляет Бабу Ягу, чтобы вернуться домой, или берет с собой любимую поляницу Моревну.
Это подводит нас к рассмотрению термина «поляница». Оно образовано от «Поли», означающего «степь», с добавлением по структуре значения «жилище / блуждание / пребывание в степи».Сравните в качестве примеров: половцы — степные кипчаки, поляны — вероятно, самое степное жилище восточнославянских племенных союзов, «на полях» — в степях, и, возможно, наиболее близко — «поли богатырское» — степи, где находились богатыри проявили мужество и отслужили князю.
Существуют постоянные более поздние свидетельства об этих женщинах-воительницах. Так, например, былалина «Происхождение Дунай (Дунай)», существующая во многих вариантах. Согласно этой легенде, жил когда-то герой по имени Дунай (в былине — один из богатырей киевского князя), женившийся на полянице.В пьяном виде он убил беременную жену и, поняв, что натворил, упал на свой меч. Поток его крови породил великую реку, носящую его имя. Краткий вариант этого сюжета вошел в старейший сборник Былинаса «Песни Кирши Данилова».
Также былина о Василисе Микуличне, которая освободила мужа из киевской тюрьмы, притворившись послом из степей, нуждавшегося в этом человеке (и, спасая мужа, выиграла турниры по стрельбе из лука и борьбе).
Мы также можем вспомнить историю дочери Ильи Муромца, хотя в ней слишком много параллелей с Шах-Наме, чтобы рассматривать ее как первоисточник, и мы также знаем, что муромецкая часть Киевского цикла не была полностью сформирована и систематизирована. примерно до XIV века.
Более конкретно, Александр Гильфердинг в своей «Истории балтийских славян» («История балтийских славян»), напечатанной в 1895 году, цитирует немецкую хронику, в которой говорится, что жены западнославянских военачальников могли вести вооруженное войско или владеть кораблем в их собственное право.
Кроме того, к концу XII века русские сформировали с кипчаками единую двухнациональную культуру, и мы видим, что некоторые из каменных фигур кипчаков (бабасов), стоящих в степи, изображают женщин в боевое снаряжение.
Но по большей части сказочные сюжеты связаны с древнейшими временами. Есть много сюжетных элементов с участием вооруженных девушек, чудесных коней с моря, женитьбы героя или даже его изнасилования на спящей женщине-воительнице, возвращение пленных родственников, которых держат где-то на юге или у моря.Хотя сказки касаются Киева и Юга, их собирали в основном на Русском Севере, в Архангельской области. Это не противоречие. Интересно то, что, хотя Архангельск находится недалеко от Новгорода (дальше Москва, не говоря уже о Киеве), этот регион заселяли киевляне, спасаясь от постоянных волнений в своем регионе с XII века. Таким образом, в то время как многие новгородские купцы были хорошо интегрированы в североевропейскую торговлю, сама культура региона сформировалась из Киева, сохранив былины киевского цикла, которые превосходят по численности новгородский цикл.Поток переселенцев прекратился примерно в XIV веке, когда Киев и вся Украина были присоединены к Великому княжеству Летува (Литва), впоследствии ставшему частью Ржеча Посполитой. Таким образом, былины и сказки уже были в обращении к тому времени, когда поселенцы бежали на север, то есть не позднее XII-XIII веков. Что касается сказок, нас тянет дальше, к докыпчакским временам, поскольку сказки показывают нам общие и фантастические образы степных захватчиков, а не изображения конкретных ханов (в отличие от былин, в которых сохранились их имена, среди прочих — Итлар, «Идолище Поганое», или Тугоркан,
«Тугарин Змеевич»), и они не хранят никаких следов степных правителей Руси, если попытаться связать их с хазарским периодом.Мы вынуждены признать, что настоящая национальная память была намного глубже, чем мы думали. Сарматский период достаточно хорошо сохранился в памяти, ведь даже в летописи XI века «Повесть Временных лет» рассказывается о Свароге, который был первым правителем, выступившим против степи в первом тысячелетии до нашей эры, дав славянам закон и знание ковочное железо. Эта история нашла отражение в украинской сказке о братьях-кузнецах, которые остановили Змея (змея) с юга, запрягли его и распахали великие насыпи — Змиевы Вали (вторая половина I тысячелетия до н.э.), которые до сих пор можно увидеть на востоке. Украина.
Таким образом, очевидна глубина исторической памяти в регионе. Народ хорошо знал всех своих соседей и никогда не считал их «варварами», как это делали европейские летописцы. Во времена «исторически зафиксированных» кочевников, таких как кипчаки или печенеги, знание степи было настолько глубоким, что рассказчик просто называл упомянутых военачальников по имени, и только гораздо более ранняя история была лишена деталей в сказках. сохранение памяти хотя бы таким образом.
Итак, следы легендарной Поляницы привели нас не к высокой красивой, одетой в железо женщине с мечом, подходящей любому эпическому герою, а к невысокой и стройной девушке с луком, которая чрезвычайно горда носить акинак в позднем подростковом возрасте, которая совершает набеги на славянские поселения с множеством похожих на вид девочек и мальчиков, побеждая скорее числом и неожиданностью, чем военным искусством (каким военным искусством вы владеете, если вражеский разведчик насилует вас собственная палатка?).Более поздние рассказы описывали эту личность, хотя и изменяли ее в лучшую сторону, как они ее понимали. Человек стал выше и сильнее, стал более обаятельным и опасным. Но в самых глубоких корнях всех историй стоит самая первая — о вооруженной глупой девушке в кафтане, очень гордой собой, и своей тете, бабушке или женщине-старшине, которые послали ее забрать то, что принадлежит им, у этих мягких людей. пахарей.
Нравится:
Нравится Загрузка .
Leave a Reply