Сказка

Литературное чтение 3 класс сказка о мертвой царевне и семи богатырях: Конспект урока литературного чтения в 3 классе по развивающей системе Занкова :«А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». – Литературное чтение 3 класс «А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».Обобщение»

Содержание

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по развивающей системе Занкова :«А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по развивающей системе Занкова

Составила : Волосникова Т.А.

«А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Тип урока: урок обобщения знаний.

Цели:

  • Учить анализировать поступки героев, выделить героев сказки и разделить их по группам.

  • Обучать выразительному чтению. Развивать логическое мышление, память, речь.

  • Воспитание правдивости, дружелюбного отношения друг к другу.

Личностные результаты.

У учащихся будут формироваться:

  • эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой;

  • познавательная мотивация учения;

  • ориентация на понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.

У учащихся могут быть сформированы:

  • чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

  • устойчивое желание следовать в поведении моральным нормам;

результаты освоения.

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

  • вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

  • самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;

  • планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить нужную информацию

  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • сравнивать

  • устанавливать причинно-следственные связи

  • устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

  • сравнивать и классифицировать

  • строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • работая в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • аргументировать собственную позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке решения;

  • точно и последовательно передавать партнеру необходимую информацию;

  • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

  • владеть диалогической формой речи;

  • корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

  • задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Предметные результаты освоения курса

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного

  • находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами;

  • объяснять смысл

  • определять тему и главную мысль

  • ставить вопросы

  • составлять план

  • различать последовательность, ориентироваться в учебном тексте

  • полученную информацию.

Учащиеся получат возможность научиться:

Методические приёмы: творческое чтение, работа в группах , работа с учебником.

ХОД УРОКА

1. Самоопределе ние к деятельности.

Цель:Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне

— Здравствуйте, уважаемые гости.

Мы рады вас приветствовать на нашем уроке литературного чтения!

— Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев говорил, если хотите поднять себе настроение прочитайте или послушайте несколько стихотворений А.С. Пушкина. Какое время года было любимым у поэта? (Осень) Давайте поднимем себе настроение и начнём наш урок с творческого задания которое вы готовили в группах .

-Напомните какое было задание?( Представить в интересной форме стих. Пушкина об осени) /5 групп представляют отрывки из стх. Пушкина:

1 «Унылая пора! Очей очарованье!»

2. «Октябрь уж наступил»

3. «У осени холодною рукою»

4. « Уж небо осенью дышало!»

5. « Дни поздней осени бранят ..»

— Чему учат стих. Пушкина? ( Видеть неповторимую красоту русской природы!)

— Где были написаны эти стихи ? ( В Болдино)

— А какое ещё известное вам произведение было написано в Болдино? (1833 « Сказка о мёртвой царевне …»

2. Целеполагание

-Сегодня мы ещё раз окунёмся в мир этой волшебной сказки

-Попробуйте определить тему нашего урока.( Обобщение знаний по сказке Пушкина «Сказка о мёртвой царевне..»

-Сформулируйте цели нашего урока по схеме «Вспомнить – учиться- проверить» ( Вспомнить: интересные факты из жизни Пушкина , историю создания сказки, содержание сказки.

Учиться : слушать и слышать друг друга, анализировать сказку, работать в группе, выразительному чтению.

Проверить : знания содержания сказки .

3. Актуализация знаний учащихся.

Прежде , чем мы ещё раз окунёмся в мир сказки А. С. Пушкина давайте вспомним некоторые интересные факты из его жизни и проведём блиц – опрос для групп . Посовещайтесь в группе и выберете кто будет участвовать в опросе.

1)Блиц –опрос «Интересные факты из биографии Пушкина»

1группа :- Дата рождения Пушкина (6июня 1799)(фото), в каком городе родился (Москва), имена родителей (Сергей Львович , Надежда Осиповна), сколько братьев и сестёр было у Пушкина( 2 сестры и 5 братьев).Имя старшей сестры и младшего

Брата (Ольга, Лев)(фото)

2 группа : — Имя бабушки ( Мария Алексеевна Ганнибал) (фото) — Имя няни ? ( Арина Родионовна Яковлева) (фото) Что вы знаете о прадеде Пушкина? (Абраам Петрович Ганнибал) (фото)

3 группа : — В каком возрасте Пушкин поступил в лицей ? (12 лет)

Любимые предметы ? ( Русская и французская литература , фехтование) Как называли Пушкина в лицее? ( француз)

4 группа : — Где Пушкин познакомился со своей женой ? ( на балу)

Какие строки увидев ее впервые сочинил? ( У удивлён , я очарован , короче , я огончарован) (фото)

Сколько детей было у Пушкина ( Мария, Григорий , Александр, Наталья) (фото)

5 группа: — Какая дуэль по счёту и с кем стала для Пушкина смертельной ? ( 21 дуэль с Дантесом) ( фото ) Кем приходился Пушкину Дантес? ( был мужем родной сестры Натальи Гончаровой) Когда умер Пушкин? (10 февраля 1837 г. в возрасте 37 лет )

-Какие интересные факты из жизни Пушкина вы хотели бы озвучить ещё?

3. Истоки сказки.

Кто помнит историю возникновения сказки о мёртвой царевне?(В основу была положена русская народная сказка «Самоглядное зеркало», которую Пушкин услышал от крестьян

Жуковский и Пушкин вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Жуковский тогда написал сказку «Спящая царевна»., Пушкин – «Сказку о мёртвой царевне…».)

4. Аналитическая беседа по сказке. Выборочное чтение и анализ сказки.

Игра «Гонка за лидером»

-Я думаю у каждого из вас в этой сказке есть любимый отрывок. Откройте учебник и найдите его. Предлагаю поиграть в игру «Гонка за лидером» Напомните , как проходит эта игра? ( Лидер начинает читать отрывок, класс пытается найти его и подстроится за чтением « лидера» , по сигналу ведущего «гонка» прекращается.)

Выборочное чтение.

— Давайте проверим насколько хорошо вы знаете содержание сказки. Я задаю вопрос , свой ответ вы подтверждаете словами из теста.

1. —В какое время дня «Издалече, наконец, воротился царь отец»?

Рано утром гость желанный,

День и ночь так долго жданный,

Издалеча наконец

Воротился царь-отец.

2.-В какой праздник царица родила дочь? Какое это время года? (В сочельник. Это ночь перед рождеством. Зима.)

Вот в сочельник в самый, в ночь

Бог даёт царице дочь.

3. — Что в этот момент случилось с царицей?

(Восхищенья не снесла

И к обедне умерла.)

4.-Через какое время царь женился на другой? (Год)

Год прошёл, как сон пустой,

Царь женился на другой

5.-Что за приданое было у молодой царицы? (волшебное зеркальце)

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

6.- С чем сравнивает Пушкин царевну? (С цветком)

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась — и расцвела…

7.- Назовите имя её жениха? (Елисей)

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей.

8.-Что приказала царица Чернавке?

Весть царевну в глушь лесную

И, связав её, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам.

9.-Что сделала Чернавка с царевной?

Та, в душе её любя,

Не убила, не связала,

Отпустила и сказала:

“Не кручинься, бог с тобой”.

А сама пришла домой.

10.-Что сделал королевич Елисей, узнав, что царевна пропала?

Королевич Елисей,

Помолясь усердно богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей душой,

За невестой молодой.

11-Куда попала царевна, блуждаю в лесу?

Но невеста молодая,

До зари в лесу блуждая,

Между тем всё шла да шла

И на терем набрела.

12.- Сколько богатырей жило в тереме?

Семь богатырей,

Семь румяных усачей.

13.-Что случилось с царицей, когда она надкусила ядовитое яблоко?

Пошатнулась не дыша,

Белы руки опустила,

Плод румяный уронила,

Закатилися глаза,

И она под образа

Головой на лавку пала

И тиха, недвижна стала…

14.-Прочитайте, где и как ожила царевна?

Перед ним, во мгле печальной,

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила.

15.- Какими словами заканчивается сказка?

Я там был, мёд, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

Анализ сказки.

1.-Что особенно понравилось , запомнилось в сказке?(Добро побеждает зло, чудесное зеркальце, преданный Саколко…)

2.- Кто в сказке в центре внимания автора? (Царица – мачеха и царевна Представляют собой добро и зло)

3.-Откуда в царице такая ненависть к царевне?

(Зеркало сказало правду , что царевна красивее её, чем вызвало ненависть царицы)

4.-Почему в приданое царице было дано лишь зеркало?(Она любовалась своей красотой –это для неё было самым важным)

5.-Можно ли о человеке судить только по внешней красоте ? Почему? ( Внешняя красота должна дополнятся душевной красотой)

6.-Чему же учит сказка?(Добру, верности, что главное в человеке его душа, а не внешняя красота)

4.Работа в группах

-А сейчас я предлагаю поработать в группах.

-Две группы инсценируют отрывок из сказки.

— Две группы составляют вопросы по содержанию сказки .

-Одна группа вспоминает текст составляет план сказки .

1. Рождение царевны и смерть матери

2. Новая супруга царя

3. Чудо-зеркальце

4. Зависть царицы

5. Чернавка в лесу

6. Царевна у семи богатырей

7. Царица дарит яблоко

8. Хрустальный гроб

9. Солнце, месяц и ветер

10. Елисей находит гроб

11. Смерть царицы

12. Свадьба

5. Тестовая работа по произведению А.С. Пушкина

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

ФИ ________________________

1. Впиши пропущенные слова из текста сказки

а) И жених сыскался ей

___________ Елисей.

б) Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая __________.

в) Ей в приданое дано

Было _____________ одно.

2. Объясни значение слов:

Очи:________________

Уста: _______________

Персты — __________

3. Вспомни день рождения царевны.

а) зима б) весна в) лето г) осень

4. Через сколько времени царь женился на другой?

а) через 3 года б) через 10 дней в) через 1 год г) через 2 года

5. Подчеркни слова, которыми можно охарактеризовать Царицу-мачеху:

Гордая, добрая, ревнивая, послушная, милая, своенравная, завистливая, злая.

6. Кто указал Елисею дорогу к невесте?___________

7. Чем закончилась сказка?____________________________

5. Рефлексия.

Давайте вспомним цели нашего урока . Получилось ли их достичь?

Домашнее задание.

— У меня для вас есть сюрприз. Ваши родители тоже приняли участие в нашем уроке . Нарисовали иллюстрации к своим любимым сказкам Пушкина. Я предлагаю вам дома прочитать вместе с родителями их любимую сказку Пушкина .И на

следующем уроке её представить.

Урок я хочу закончить небольшим стихотворением:

«Читайте Пушкина друзья,

Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна тепла и ласки.

Читайте Пушкина друзья вот вам подсказка

И пронесёте сквозь года вы радость сказки»

Спасибо за урок!

Литературное чтение 3 класс «А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».Обобщение»

Ход урока

I. Орг. момент.     

 Психологический настрой.

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Владимировна. Я рада приветствовать вас. Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Разве милы нам хмурые лица,

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

— Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок. Урок у вас буду вести я, а еще к нам с вами пришли гости. Повернитесь к ним, пожалуйста, лицом и улыбнитесь, чтобы у вас и у наших гостей поднялось настроение. Спасибо. Присаживайтесь. Давайте с таким настроением и начнем наш урок.

Урок литературного чтения.    ( Слайд)

II.Актуализация знаний.

— Прочитайте высказывание и скажите, какое слово пропущено? 
( — ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.)

(Ответы детей). (Слайд)  
— Как вы понимаете это выражение?

— Кто автор этих замечательных строк, ребята? (А.С.Пушкин)

(Слайд. Портрет Пушкина)

-Мы знакомы с его сказками с раннего детства. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения А.С. Пушкина. Прошло много лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему все не ослабевает. А стихи и сказки становятся все ближе, дороже и нужнее. Обратите внимание, ребята, на выставку книг сказок Пушкина. Какие красивые книги

издаются сегодня, неправда ли? Хочется их читать снова и снова. А как вы думаете, чем интересны эти произведения детям 21 века?

— А сейчас я вам прочитаю стихотворение, о близком человеке для Пушкина, а вы догадайтесь, кто это.

Подруга дней моих суровых, 
Голубка дряхлая моя, 
Одна в глуши лесов сосновых 
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы 
Горюешь, будто на часах, 

И медлят поминутно спицы 
В твоих наморщенных руках. (Ответы детей)

(Слайд. Портрет няни)

— Александр Сергеевич очень любил разговаривать с няней. Бывало, начнёт она сказки рассказывать, так он и не шелохнётся, боится слово пропустить. Арина Родионовна и привила маленькому Саше любовь к сказкам… На основе этих рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете.

— Назовите их. (Ответы детей)

-А сейчас я предлагаю вам по одной иллюстрации к сказкам, а вы попробуйте догадаться, что это за сказка.

( Интерактивная доска).

Кораблик («Сказка о царе Салтане»)

Зеркало («Сказка о мёртвой царевне»)

Корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)

Яблоко («Сказка о мёртвой царевне»)

Балда («Сказка о попе и его работнике Балде»)

Месяц («Сказка о мёртвой царевне»)

Лебедь («Сказка о царе Салтане»)

-Вижу, дружите вы со сказкой.

Со сказками все дружат, и сказки дружат с каждым.

Они необходимы, как солнышка привет.

Кто любит слушать сказки, тому они расскажут

О том, что, может, было, а, может быть, и нет.

III.Постановка темы и цели урока.

— Наш урок будет проходить в форме деловой игры «Заседание редакционного совета». Нам предстоит подготовить к выпуску очередной номер стенгазеты «Лукоморье»

— Ребята, как вы считаете, что означает слово «лукоморье»? (Ответы)

— Слово «лукоморье» происходит от старого слова «лука» — что означает «изгиб». Когда – то слово «лука» находилось в родстве со словом «лук». Но не с тем, который обозначает лук репчатый или зеленый, а со словом – названием оружия. Ведь лук, из которого стреляли, делался из изогнутого прута.

Так что лукоморье – это не луковое море и не морской лук, а изогнутый берег, выступающий далеко в море, нечто вроде полуострова.

— Вот такая интересная информация для вас. А мы продолжаем. Наш класс мы разделили на 4 группы – отделы:

1 – «Информационный отдел»

2 – «Отдел писем»

3 – «Оформительский отдел»

4 – «Аналитический отдел» (Расставляем таблички с названиями отделов)

— Я буду выполнять роль главного редактора. У каждого отдела будет своё задание. Вам придётся поработать так, чтобы выпуск газеты получился интересным. Какой теме он будет посвящён, вы определите самостоятельно, выполнив следующее задание. Вам нужно сложить пазлы и получить картинку с изображением героя. (Проверка.Слайды)

— Что объединят этих героев? (Ответы)

— Назовите тему выпуска стенгазеты. Это будет тема нашего урока. Какую цель мы поставим перед собой? (Ответы)

-Я думаю, что вы с интересом прочитали сказку А.С.Пушкина, а некоторые уже не в первый раз обратились к этому прекрасному произведению.

Поэтому трудности вам не страшны.

-Перед началом работы проведём небольшую разминку. Поиграем в игру, которая так и называется «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (Интерактивная доска)

IV.Самоопределение деятельности.

— А сейчас я назову задание для каждой группы – отдела и вы приступите к работе.

Задание отделу писем.

— В нашу редакцию пришло несколько писем. Вам необходимо узнать, кто написал их.

1. «Но скажи: как можно ей

Быть во всем меня милей?

Признавайся: всех я краше.

Обойди всё царство наше,

Хоть весь мир, мне ровной нет

Так ли?» ( «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

2. «Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей…» («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

3. «Жизнь моя! В чем, скажи, виновна?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя». («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

4. «Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал.
Да хозяев поджидал».( «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

Задание информационному отделу.

— Вам необходимо восстановить полный текст пушкинских строк:

…Ветер дале побежал.

Королевич

И пошёл к пустому месту,

На прекрасную

Посмотреть ещё хоть раз.

Вот идёт; и поднялась

Перед ним гора

Вкруг неё страна пустая;

Под горою тёмный

Он туда скорей идёт.

Перед ним, во тьме печальной,

Гроб качается

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным

И о гроб невесты милой

Он ударился всей

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг

Изумлёнными

И, качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла:

« Как же долго я

И встаёт она из гроба…

Ах!.. и зарыдали оба.

В руки он её

И на свет из тьмы

И, беседуя приятно,

В путь пускаются

И трубит уже молва:

Дочка царская

( Хрустальный, вход, зарыдал, крутая, невесту, сном, глазами, несёт, спала, силой, жива, берёт, обратно.)

Задание оформительскому отделу.

-Какие пословицы, по- вашему мнению, могут быть отнесены к царице-мачехе, а какие – к царевне?

1.При солнышке тепло, а при матери добро. (Царевна.)

2.Злой человек – как уголь: если не жжет, то чернеет. 

(Царица.)

3.На языке мед, а на сердце – лед. (Царица.)

4.Терпенье и труд все перетрут. (Царевна.)

5.Белые руки чужие труды любят.(Царица)

6.Берут завидки на чужие пожитки.(Царица)

7.Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.(Царевна)

8.Не всё то золото, что блестит.(Царица)

— Найдите в сказке эпизоды, в которых даётся описание царицы и царевны.

Задание аналитическому отделу.

Вашему отделу я предлагаю написать небольшую статью на тему «О чём заставила задуматься нас сказка «О мёртвой царевне и о семи богатырях»?

— Все отделы ознакомлены с заданием. Напоминаю, по окончанию работы каждая команда должна будет предоставить презентацию своих работ для оформления газетного выпуска. Немного отдохнём и за работу.

Физкультминутка.

Отдохнули? Тогда за дело. (Дети выполняют задания под тихую спокойную музыку)

— Пришло время подвести итоги. (Презентация работ. Оформление газеты на доске)

V.Итог урока. Рефлексия.

— Очередной выпуск стенгазеты «Лукоморье» готов.

-Вы довольны своей работой, дети?

-Что помогло вам сделать газету такой красочной и интересной?(Ответы детей).

-А как вы считаете, мы достигли поставленной цели?(Ответы детей)

— Я попрошу вас продолжить следующие фразы: (Слайд)

Сегодня на уроке я узнал, что… 

Сегодня на уроке я понял, что… 

Сегодня на уроке я научился… 

Сегодня на уроке мне понравилось… 

-Думаю, что ребятам из других классов будет интересно ознакомиться с разделами газеты. Пригласите их к себе в гости на перемене.

VI.Оценивание. Самооценивание.

— Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие слова. Вы сегодня очень хорошо работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что эта рыбка исполнит все ваши желания, а ваши желания всегда будут только добрыми. Дома вам предстоит ответить на вопрос «Что значит быть хорошим человеком?», а ответ нужно будет записать на этой золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все качества, которые вы напишите, будут присущи вам и вашим близким людям.

Выставление оценок учителем.

За работу на уроке отметки получают следующие учащиеся………

— Особенно хотелось бы отметить работу ………

Оценивание детьми своей деятельности.

— Часто в волшебных сказках встречается яблонька с наливными яблочками. Вот и у нас выросла яблонька, но нет пока на ней ни яблочек, ни цветочков, ни даже листиков. Давайте украсим её. 
Яблочки – всё получилось. 
Цветочки – испытывали затруднение. 

Листики – было всё непонятно. 

VII.Заключительное слово учителя.

— Я хочу поблагодарить вас, ребята, за хорошую работу на уроке. Мне было приятно познакомиться с вами. А в завершении нашей встречи я хочу вам сказать следующие слова:

Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна тепла и ласки.

Читайте Пушкина всегда – вот вам подсказка.

И пронесёте сквозь года вы радость сказки!

Литературное чтение 3 класс «А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».Обобщение»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 с. Казаки

Елецкого муниципального района Липецкой области

Литературное чтение

3 класс

Тема урока:

«А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».Обобщение»

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2 с.Казаки

высшая категория

Семёнова О.В.

2014

Тип урока – обобщение

Цели урока:
-обобщение и углубление изученного по творчеству А.С.Пушкина;

-проверка знания текста, оценка знаний учащихся;

Задачи урока

1. Обучающая: расширять читательский кругозор учащихся, формировать способность у учащихся к полноценному восприятию литературного текста; обучать анализу художественного текста;, эмоциональное вовлечение детей в нравственную проблему, поставленную текстом; продолжить работу над формированием навыка правильного сознательного чтения целыми словами.

2. Развивающая : развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, театральных данных; умения сравнивать, обобщать, анализировать.

3. Воспитательная : способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся, эмоционально- ценностному отношению к действительности; воспитанию устойчивого желания и стремления читать доступную возрасту литературу.

Планируемые результаты.
Личностные УУД:
Способность к самооценке критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
Уметь определять и формировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
уметь   высказывать   свое   предположение   на   основе   работы   с   учебным материалом;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной речи;
Слушать и понимать речь других;
Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД:
Уметь   ориентироваться в   своей системе знаний.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные УУД:

Уметь анализировать художественный текст;

Тип урока: обобщение знаний.
Вид деятельности: продуктивный, проблемный, деятельностный.
Методы: проблемно-поисковый, наглядный, практический.
Формы проведения урока: индивидуальная, работа в группах.
Оснащение: интерактивная доска, раздаточный материал, выставка книг.

Урок по литературному чтению в 3 классе на тему «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.»

Тема: А. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях .

Цели урока: 

1) развивать стойкий интерес к литературе, диалогическую и монологическую  речь, воображение;

2) накапливать читательский опыт;

3) закрепить понятия: авторская сказка, волшебная сказка, второстепенные герои;

4) воспитывать любовь к литературным произведениям отечественных авторов, нравственные чувства, способности к творческой деятельности.

1. Мотивационно-целевой этап.

Актуализация опорных знаний.

 Перед тем, как начать читать эту сказку и работать над ней, мы с вами проведем небольшую разминку.  Я буду задавать вам вопросы и предлагать варианты ответов. Вы слушаете внимательно и выбираете правильный вариант ответа.

1. От кого А.С. Пушкин узнал русские народные сказки:

       А) от мамы

        Б) от няни Арины Родионовны

       В) от дедушки

2. Сколько всего сказок написал А.С. Пушкин

      А) 3

      Б) 5

      В) 7

3. Перечислите сказки А.С. Пушкина

4.  Узнай сказку по сказочным предметам и персонажам.

  • Откуп, старик, изба, царица.

  • Зеркало, яблоко, семь богатырей.

  • Царь, петушок.

  • Лебедь, корабль, белка.

  • Веревка, Поп, мешок, зайцы.

5. Угадай, из каких сказок эти строки.

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
– Кабы я была царица, –
Говорит одна девица… 

Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года. 

Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
– Что ты, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?

6. Объясни значения слов.

поведать — рассказать

ветхая землянка – …старая изба из дерева, без фундамента
простофиля – …наивный, глупый
пуще  прежнего– …еще больше
кликать – …кричать, звать
корысть – …выгода, польза
тужит – …грустит

оброк — ……..

русский авось -………….

2. Операционный этап

-Кто написал сказку?

-Можно ли её назвать народной? Почему?

-Это авторская литературная сказка. Правило в учебнике с.42

Чтение сказки учителем.

— Дайте характеристику этой сказке А.С. Пушкина. Какая она?

(ответы детей: авторская, волшебная)

— Почему она волшебная? Докажите.

(Ответы детей): 1) есть волшебные предметы: говорящее зеркальце + яблоко, усыпившее царевну;

2) происходят чудеса: солнце, ветер, месяц разговаривают, оживает царевна;

— Назовите главных героев этой сказки?

— На какие группы их можно разделить? (отрицательные и положительные;)

— А каких еще главных героев мы встречаем в сказке, которые не являются людьми, но тоже разговаривают и помогают людям? (неодушевленные: солнце, ветер, месяц).

Вот о волшебных предметах и неодушевленных героях сказки у нас сегодня и пойдет с вами разговор.

— Давайте с вами найдем зачин сказки, то с чего сказка начинается = ожидание царицей царя

 — Но ведь сказка-то волшебная с волшебными предметами и главным из них является…..? (правильно, говорящее зеркальце).

Найдите в тексте описание этого волшебного предмета. Чтение по ролям отрывка: разговор мачехи и зеркальца. Читают 3 человека по ролям

— Обратите внимание на то, что только с зеркальцем царица была добродушна и мила.

 — Почему она была радостной, милой с ним? (Оно говорило ей приятные слова о ее красоте).

 — Но вот почему-то, однажды, зеркальце изменило свое мнение!  Найдите в тексте отрывок, в котором указывается причина изменения мнения зеркала.

 — Почему царица решается убить падчерицу? (Т.к. она была красивее её, милее).

 — Давайте наш ответ отметим в тетради, где в первом задании у вас спрашивают, какая была царевна.

 — Царица совершает зло – отправляет свою падчерицу в лес на съедение волкам. Но умирает ли царевна, после того, как Чернавка привела ее в лес?

(ответы детей)

— Правильно. Чернавка жалеет царевну и отпускает её, а придя во дворец говорит царице, что ту съедят звери.

 — Что же дальше происходит с царевной и кто ей еще помогает? (богатыри, она остается жить у них).

 — А в это время царица решает вернуться к любимой забаве и поглядеться в зеркальце? Что же на этот раз говорит оно ей? Найдите в тексте

 — Успокоилась царица? (Дети: нет)

 — Что она решает сделать снова? (отравить царевну яблоком)

 — Яблоко еще один волшебный предмет этой сказки. Почему волшебный?  Ведь яблоко отравлено? (после него царевна лишь уснула)

Ребята, в этом отрывке вам встречается старое русское слово «рогатка». Какое значение мы придаем этому слову сегодня? (ответы детей) А раньше это слово обозначало оружие, имеющее форму длинной деревянной палки с металлическим наконечником, похожее на копье.

Физкультпауза: Ребята берут в руки зеркала, пытаются изобразить царицу перед ним  и воспроизвести ее слова.

«Свет мой, зеркальце! Скажи. Да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ: «Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее».

 — Как в это время ведет себя королевич Елисей?

— Что же решают сделать богатыри, после того как видят отравленную  царевну? (с.62)

 — А в это время царевич Елисей скачет по свету, пытаясь отыскать свою невесту. Но не может ее найти. К кому он обращается за помощью, уже почти отчаявшись? (ответы детей)

Вот и первое чудо в сказке! С Елисеем разговаривает само солнце!

 — Давайте найдем в тексте отрывок разговора Елисея с солнцем! Обратите внимание на то, как Елисей обращается к солнцу = уважительно, искренне. Давайте запишем в тетрадь.

 — Но солнце не смогло помочь Елисею и советует обратиться за помощью к месяцу.

 — Найдите в тексте обращение Елисея к месяцу. Запишите это обращение в тетрадь.

 — Месяц советует Елисею обратиться к ветру. Что же ветер сообщает Королевичу? Найдите разговор в тексте Запишите обращение Елисея к ветру.

 — Итак, ветер помогает королевичу. Но, к сожалению, весть для Елисея печальная и чтобы в последний раз увидеть свою невесту он  едет к горе, где в хрустальном гробе покоится его невеста. Но, сказка волшебная, в ней происходит чудо и царевна оживает. И главные герои счастливо возвращаются во дворец.

Первичное закрепление.

 — В этой сказке, наверное, как и в любой другой, добро побеждает зло! Справедливо ли злая, своенравная мачеха была наказана за злость и себялюбие? (ответы детей).

 — И заканчивается сказка чем? (ответы детей, чтение = присказка).

— Какие чувства у вас вызвала эта сказка?

 — Чему она нас учит?

Работа в группе

— Давайте теперь нарисуем модель обложки к данному произведению.

(Работа детей — постер).

 — А сейчас я вам буду читать пословицы, а вы будете говорить, к какому герою сказки она подходит.

Завистливый по чужому счастью сохнет.

Немил и белый свет, когда милого нет.

Смерть злым, а добрым вечная память.

— Ребята! Мы закончили с вами работу над сказками А.С. Пушкина. Мы  характеризовали героев сказки, работали с текстом, выделяли главную мысль сказки и создавали модель обложки.

Итог урока.

 В заключение урока, мне бы хотелось представить ваши творческие работы по сказкам А.С. Пушкина.

(Ребята выходят с постерами, читают отрывки из сказок, а одноклассники догадываются к какому отрывку сказки сделана иллюстрация).

3.Рефлексивный этап.

«Я —  в уроке, урок – во мне».

Каждому обучающемуся предлагается бланк, на котором отражены 4 лестницы по 4 ступеньки на каждой. На первой лестнице ученик оценивает свое «Желание работать на уроке» (соответственно, нижняя ступень – «не было желания работать», верхняя ступень – «желание работать присутствовало в течение всего урока»). Вторая лестница – «Понимание материала» (принцип оценивания тот же). Третья лестница – «Работоспособность». Четвертая лестница «Настроение на уроке».

  4. Контрольно-оценочный этап.

За работу на уроке отметки получают следующие учащиеся………

Особенно хотелось бы отметить работу ………

Всем спасибо за работу на уроке!

Домашнее задание: учебник стр. 43-51 – выразительное чтение. В тетр.: Портрет царицы, царевны.

План-конспект урока по чтению (3 класс) по теме: Урок литературного чтения . А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Цель:  формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, читательских) учащихся 3Г класса через их включение в технологию РКМЧП. (учебная стратегия «Чтение с остановками»)

Задачи:  формирование грамотного квалифицированного читателя на основе учебной стратегии. Чтение с остановками в технологии критического мышления.

I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

— формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир;

— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

— формирование представлений о нравственных и безнравственных поступках;

— воспитание лучших качеств личности: чуткость, сопереживания, доброты, трудолюбия, целеустремленности, терпения;

— воспитывать интерес к литературному творчеству и урокам литературного чтения.

II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

— формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

— формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

У.  — Любим мы читать и слушать

Сказки и стихи про дружбу,

Ритм ногами отбивать

И героев оживлять

Здравствуй, сказка и рассказ,

Что готовишь нам сейчас?

                                  (хором)

  1. Вступительная беседа.

Уч. — Почему этими строками начинаем мы наш урок?

У.  Урок лит. чтения, говорим о произведениях А.С.Пушкина.

Уч. —  А.С.Пушкин был не только великим поэтом, но и сказочником. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве, еще не умея читать, повторяем наизусть строки из его произведений. Дальше с его произведениями мы знакомимся в 1, 2, 3 классах, перейдя в среднее звено, вы тоже будете читать его произведения.

Уч. – Послушайте, какое стихотворение посвятила А.С.Пушкину известная поэтесса А.Ахматова.

Смуглый отрок бродил по аллеям                        

У озерных глухих берегов

И столетия мы лелеем  

Еле слышный шелест шагов                 (слайд №1, портрет)

Уч. – Вспомните, когда и где родился  А.С.Пушкин?

— Кто был лучшим другом поэта?

— Где учился А.С.Пушкин?

— С кем из известных писателей дружил А.С.Пушкин?

Слайд №2

6 июня 1799г., в Москве

Арина Родионовна

В Царском лицее

В.А.Жуковский

Уч. – Какие стихи А.С.Пушкина вы знаете наизусть?

                ° Учащиеся читают наизусть стихи А.С.Пушкина.

Уч. – Ребята, многие люди в мире знают этого человека (портрет).

Давайте еще раз назовем имя того, кто подарил миру столько замечательных произведений.

У. – Это великий русский поэт А.С.Пушкин.

Уч. – А какие сказки А.С.Пушкина вы знаете?                (слайд №3)

  • У. – Сказка о рыбаке и рыбке
  • Сказка о золотом петушке
  • Сказка о царе Салтане
  • Сказка о попе и работнике его Балде

Уч. – Хорошо ли вы знаете эти сказки, мы сейчас проверим, разгадав кроссворд.         (слайд №4)

  1. Как старуха называла старика в сказке «Золотая рыбка»?
  1. Птица, которая была посажена на спицу для охраны границ?
  1. Лесной зверек, живший в хрустальном дворце.
  1. Пристают к заставе гости ….. Гвидон зовет их в гости.
  1. Глядь: опять пред ними землянка, а перед нею разбитое …..
  1. И послушалась ……

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

Уч. – Какое слово объединяет все отгаданные слова?

Работа над сказкой

— А какую сказку А.С.Пушкина мы с вами прочитали?

  • Сказку о мертвой царевне и семи богатырях

(слайд №5)

Уч. – Сегодня на уроке мы еще раз прочтем эту сказку, но будем читать с остановками, для того, чтобы лучше понять содержание и дать характеристику героям этой сказки.

  1. Уч. – Какое домашнее задание вы должны были подготовить?

У. – Разбить большой текст на части (остановки)

Уч. – Для чего это необходимо?

У. – Чтобы удобнее было понять прочитанное и дать характеристику героям этой сказки.

4. Чтение учащимися сказки с остановками (4 остановки)

  • Учащиеся читают начало, и конец каждой части.

5.Дерево предсказаний. Работа в группах.

  • У учащихся карточки с вопросами.

Уч. – Выберите вопрос, который вы бы поставили к вашей части и ответьте на него.

6. Проверка задания каждой группы.

7. Работа в группах.

Уч. – У вас на столе карточки с заданиями. У каждой группы свое задание. Каждая группа должна дать характеристику героям.

  1. Самостоятельная работа учащихся.
  2. Презентация проекта.
  3. Самооценка своей деятельности.

Приложение.

Дерево предсказаний.Литературное чтение 3 класс сказка о мертвой царевне и семи богатырях: Конспект урока литературного чтения в 3 классе по развивающей системе Занкова :«А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». – Литературное чтение 3 класс "А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».Обобщение"

Дерево предсказаний.

        

        Карточка №2

Группа №1

Характеристика царицы

Задание: Найти в сказке отрывки, характеризующие царицу, ответить на поставленные вопросы, дать характеристику главной героини сказки.  Подумать, какую иллюстрацию можно нарисовать к прочитанной части.

— Какую иллюстрацию вы бы нарисовали в своем воображении?

— Прочитать описание царицы.

— Что было дано ей в приданое?

— Какое свойство имело зеркальце?

— Вспомни разговор мачехи с зеркальцем. Что ответило ей зеркало?

— Как повела себя царица с зеркалом?

— О каком качестве царицы говорит этот поступок?

-Как вы думаете, царица, страдающая черной завистью, способна на какие поступки?

Карточка №2

Группа №2

Характеристика царевны

Задание: Найти в сказке отрывки, характеризующие царевну, ответить на поставленные вопросы, дать характеристику главной героини сказки. Подумать, какую иллюстрацию можно нарисовать к прочитанной части.

— Какой была молодая царевна?

— Как звали ее жениха?

— Какое приданое приготовил царь своей дочери?

— Почему девушка служанка отпустила царевну?

— Как повела себя царевна в гостях у богатырей?

— О каком качестве характера это говорит?

—  Как вела себя царевна при встрече с богатырями?

— Почему царевна не приняла предложение братьев?

— Почему с вашей точки зрения, царевна не поняла поведения верного пса?

 Карточка №2        

 Группа №3

Характеристика королевича Елисея

Задание: Найти в сказке отрывки характеризующие королевича Елисея, ответить на поставленные вопросы, дать характеристику герою сказки.

Подумать,  какую иллюстрацию можно нарисовать к прочитанной части.

— Что же помогает королевичу Елисею найти царевну и вернуть ее к жизни?

— Какими качествами наделил поэт королевича Елисея?

Прочитайте разговор королевича с солнцем, месяцем, ветром.

— Почему природа помогала ему?

Прочитайте слова:

«И о гроб невесты милой,

  Он ударился всей силой»

— Что чувствовал в это время Елисей?

 Карточка №2

 Группа №4

 Характеристика семи богатырей

 Задание : Найти в сказке отрывки, характеризующие братьев, ответить на поставленные вопросы, дать характеристику героев сказки. Подумать, какую иллюстрацию можно нарисовать к прочитанной части.

— Почему царевна, войдя в чужой дом, решила, что «тут люди добрые живут »

 Прочитайте отрывок.

 Прочитайте, что сказал старший брат, когда понял, что в доме кто-то есть.

— Какие качества братьев открылись в этих словах?

— Как выглядели хозяева дома, в который зашла царевна?

Перечитайте слова старшего брата, предложившего стать женою одного из них.

— С каким чувством, по-вашему, произнес эти слова старший брат?

ЗЕЛЕНЫЙ.

— У меня все здорово.

— Я узнал много нового.

— Было очень интересно.

— Я старался и у меня все получилось.

— Я чувствую себя отлично.

— Завтра я буду работать еще лучше.

— Я доволен собой.

— Я был внимателен.

— Я счастлив.

 ЗЕЛЕНЫЙ.

— У меня все здорово.

— Я узнал много нового.

— Было очень интересно.

— Я старался и у меня все получилось.

— Я чувствую себя отлично.

— Завтра я буду работать еще лучше.

— Я доволен собой.

— Я был внимателен.

        

План-конспект урока по чтению (3 класс): урок литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи. Сегодня на уроке у нас присутствуют будущие учителя, давайте порадуем их  и себя и меня своей работой на уроке.

— Прочитайте самостоятельно.

Собирайтесь вокруг меня все старушки, молодцы и молодушки.

Садитесь на шесток, кто на лавку, да не делайте давку!

—  Прочитаем медленно (еще: с ускорением, с замедлением темпа, выразительно).

_Давайте с вами вспомним с творчеством какого поэта мы с вами познакомились? . Какие стихи Пушкина вы выучили  наизусть?

-Какую иллюстрацию нарисовал бы ты к этому стихотворению?

— Какое чувство возникает у тебя при чтении этого стихотворения?

 А. С. Пушкин писал произведения разных жанров. С ними мы и познакомимся на уроках литературного чтения.

Особенности, какого жанра перечислены у меня на доске: зачин, концовка, волшебство, трёхкратные повторы?

Д. Это сказка.

У. Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?

Д. “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о царе Салтане…”.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают о выполненной дома работе. Читают стихотворения наизусть на оценку.

Выделять существенную информацию. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

II. Сообщение темы урока. Определение целей
урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова.

Сегодня мы начнем читать  одну  из самых замечательных лиричных, добрых сказок. Возможно, сказка вам уже  знакома, может быть вы даже  видели мультфильм.

—  В основе этой сказки – народная сказка, рассказанная няней, Ариной Родионовной. Многие элементы введены поэтом. Пушкин написал сказку в стихах.

-А какая сказка называется народной?

 

-Можно сказку написанную А.С. Пушкиным отнести к народным?

– Какие виды сказок знаете?

– Скажите, какая общая задача всех сказок?

– К какой группе относится сказка, которую мы будем читать сегодня на уроке?

– Что делает любую народную сказку поэтичной, похожей на поэтическое произведение?

– А теперь поработаем над текстом авторской сказки и найдем ответ на такой вопрос: «В сказке А. С. Пушкина есть та поэтичность, которая идет из народного творчества, из народной сказки?»

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

– Мы познакомимся со «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях».

– Сказки делятся на волшебные, о животных, бытовые. – Задача сказок – раскрыть и оценить характер, поступки, мысли и чувства человека.

– Это авторская, волшебная сказка.

– В народной сказке есть рифма, ритм, сюжет, особые речевые обороты, композиция, образные средства, волшебство превращения обычного в необычное, повторы.

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Строить речевое высказывание в устной форме. Согласовывать усилия по решению учебной
задачи

III. Чтение сказки по частям

Беседа по прочитанному

Физкультминутка

Прогнозирование содержания сказки.

Самостоятельное чтение учащимися.  С. 71 – 74

Работа в парах

Прежде чем перейти к знакомству с этой сказкой мы разберём значение некоторых слов, которые встретятся в тексте.

Лексическая работа.

 – Объясните значения устаревших слов.

Инда очи разболелись – глаза разболелись

Сочельник – вечер накануне Рождества

Перст – палец

Девичник – вечеринка.

— Ребята, вы сейчас прослушайте 1 часть сказки, внимательно слушаете, т.к. нужно будет отвечать на вопросы

Учитель проводит беседу по прочитанному произведению. 

— С какими героями сказки вы познакомились? Кто добрая героиня? Кто злая? 

– Как народная сказка представляет положительных и отрицательных героев?

—  Какое время года описывается в данной части?

—  Сколько месяцев ждала царица своего царя?

—  Какое чудо произошло накануне Рождества?

— Когда воротился царь-отец?

— Что произошло с царицей?

— Через сколько времени царь женился на другой?

_ Молодцы, вы внимательно слушали, и поэтому правильно отвечали на мои вопросы.

Вы, наверное, устали?
НУ, тогда все дружно встали. 
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо ниже наклоняйся. (4 наклона)
Влево тоже наклоняйся, (4 наклона)
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись. 
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем. 
Открываем. Поморгаем
И читать мы начинаем. 

— Ребята, как на ваш взгляд будут развиваться события дальше?

– Можем мы вместе представить главных героинь сказки А. С. Пушкина?

– Что же вы можете сказать о царевне? Подтвердите свои слова примерами из текста.

– Что можно сказать о царице-мачехе?

– На карточках слова, значения которых мы сейчас повторим, они понадобятся нам для дальнейшей работы.

– Ограничивается ли характеристика героинь только описанием их внешности? Говорит ли что-нибудь А. С. Пушкин об их характерах?

– Пушкин представляет героинь одинаково красивыми, чтобы обратить наше внимание на их внутреннюю противоположность.

– К какому типу народной сказки ближе эта сказка?

– Прочитайте, что пишет А. С. Пушкин о волшебном зеркальце.

– Здесь мы видим особый ритм, характерный для народной поэзии, который создается повтором речевых конструкций. Найдите в тексте композиционный повтор.

– Кто отвел в лес молодую царевну?

– Как Пушкин написал это слово? Почему, разве это имя?

– Какую работу поручила выполнить царица Чернавке?

– Какой бы краской вы обозначили это поручение?

– Получается, что царица поручила Чернавке выполнить черную работу. А царевна верит в то, что Чернавка способна причинить ей зло?

– Оправдались ли надежды царицы на Чернавку и подозрение царевны?

– Почему же Чернавка не исполнила приказ? Есть ли у А. С. Пушкина ответ на этот вопрос?

– Царевна была спасена. Почему? Какая сила помогла ей?

– Дает ли А. С. Пушкин характеристику Чер-навке? Есть ли в ней внешние и внутренние стороны?

Читают текст произведения. Отвечают
на вопросы.

Объясняют значения новых слов:

– Главные герои сказки – царица-мачеха и царевна.

– В народной сказке положительные качества героя сочетаются с его красивой внешностью. Отрицательные качества сочетаются с безобразной.

Зима

9 месяцев

Родилась у царя дочь

Рано утром

Умерла

Через год

– Мы может представить героинь сказки. А. С. Пушкин описывает своих главных героинь: мачеха – высока, бела, царевна – белолица, черноброва. Обеих героинь поэт рисует одинаково красивыми.

– Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.

– Царица-мачеха красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей, и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой – от этого полностью зависит ее настроение и вся ее жизнь.

– Царица – отрицательная героиня, а царевна – положительная.

Учащиеся подтверждают сказанное примерами из текста.

Объясняют значения слов:

Нрав – характер, душевные качества.

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

Гордый – сознающий свое превосходство.

Ломлива – от слова «ломаться», то есть кривляться, воображать о себе слишком много.

Своенравный – упрямый, капризный, поступающий так, как вздумается.

Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.

– Сказка относится к волшебным. Волшебный предмет – зеркальце.

– «И царица хохотать… глядясь».

Читают диалог царицы и зеркальца.

– Чернавка – это служанка. Чернавка делает черную работу.

– Слово «Чернавка» написано с большой буквы. Называя ее с большой буквы, А. С. Пушкин как бы намекает на значительность Чернавки.

– Черной краской.

– Царевна догадалась и «до смерти испугалась».

– «Та в душе ее любя…»

– Сила – любящая душа Чернавки помогла Царевне.

– Внешнее описание – это работа Чернавки, внутренние – ее душа

Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату

План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Нравственные уроки в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»

— А с чем пришла в мир молодая царевна (с любовью, кротостью, добротой)

— Похожа царевна на свою родную мать? (приветлива, доброжелательна, вежлива, отзывчива)

— Как Пушкин описывает ее красоту?

Но царевна молодая

Тихомолком расцветая…

— Почему поэт сравнивает ее с цветком?

— А с каким цветком: полевым или садовым вы ее сравните?

— И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из них мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

— В каких эпизодах сказки лучше всего раскрывается характер царевны?

— Как повела себя царевна в незнакомом доме? А при встрече с богатырями? Как ее это характеризует?

(Во всем поведении чувствуется добрый нрав и скромность

Дом царевна обошла,

Все порядком убрала… ( Она трудолюбивая, хозяйственная, почтительная, помнит о Боге и старается сделать что-то хорошее для них)

— А когда  пришли богатыри?

…царевна к ним сошла…

— Обратите внимание, царица ведет себя по всем правилам этикета ( в пояс низко поклонилась, просит прощения за нежданный визит, из вежливости принимает угощение, отказывается от вина)

— За что полюбили богатыри царевну (кротость, нежность, трудолюбие)

А хозяюшкой она

В терему меж тем одна…

— Почему царевна отказывает богатырям, когда те пришли свататься? Как это характеризует ее?

Коли лгу, пусть Бог велит…

(Любит своего жениха Елисея и верна ему. Еще раз с такой верностью вы встретитесь у Пушкина, когда Татьяна Ларину будет отвечать Евгению Онегину

…но я другому отдана,

И буду век ему верна…

— А богатыри обиделись на нее?

Любовь – это главное содержание жизни царевны. Это подтверждает и эпизод с черницей.

-царевна и здесь следует заповедям добра: «просящему у тебя дай, и не оскудеет рука дающего»

— О чем нам рассказывает поведение пса Соколко в этом эпизоде? Как вы думаете. Почему он так предан царевне?

— Как вы думаете, зачем Пушкин ввел этот эпизод в сказку? Что ему важно показать, подчеркнуть? (Любит царевну, чует беду, хочет предупредить молодую хозяйку, жертвует жизнью ради нее)

—  Вот в руках у царевны опасное яблоко. Красивое оно? Аппетитное? Хочется его съесть?

Конечно, ведь оно…. Продолжите дальше так, чтобы нам всем захотелось этого яблока.

— Да. Яблоко очень соблазнительное и ароматное. А на самом деле что оно несет? (Смерть)

— О ком напоминает это яблоко? (О красивой царице-мачехе, душа которой была черной.)

— С каким чувством Пушкин говорит о смерти царевны? (С болью и печалью рассказывает о ее смерти, ведь он любит ее)

Leave a Reply