Литературное чтение 3 класс сказка о мертвой царевне и семи богатырях: Конспект урока литературного чтения в 3 классе по развивающей системе Занкова :«А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». – Литературное чтение 3 класс «А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».Обобщение»
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по развивающей системе Занкова :«А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по развивающей системе Занкова
Составила : Волосникова Т.А.
«А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Тип урока: урок обобщения знаний.Цели:
Учить анализировать поступки героев, выделить героев сказки и разделить их по группам.
Обучать выразительному чтению. Развивать логическое мышление, память, речь.
Воспитание правдивости, дружелюбного отношения друг к другу.
Личностные результаты.
У учащихся будут формироваться:
эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой;
познавательная мотивация учения;
ориентация на понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.
У учащихся могут быть сформированы:
чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
устойчивое желание следовать в поведении моральным нормам;
результаты освоения.
Регулятивные
Учащиеся научатся:
планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;
самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;
планировать собственную читательскую деятельность.
Познавательные
Учащиеся научатся:
находить нужную информацию
выделять существенную информацию из текстов разных видов;
сравнивать
устанавливать причинно-следственные связи
устанавливать аналогии.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;
сравнивать и классифицировать
строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
работая в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
аргументировать собственную позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке решения;
точно и последовательно передавать партнеру необходимую информацию;
оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
владеть диалогической формой речи;
корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.
Предметные результаты освоения курса
Речевая и читательская деятельность
Учащиеся научатся:
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного
находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами;
объяснять смысл
определять тему и главную мысль
ставить вопросы
составлять план
различать последовательность, ориентироваться в учебном тексте
полученную информацию.
Учащиеся получат возможность научиться:
Методические приёмы: творческое чтение, работа в группах , работа с учебником.
ХОД УРОКА
1. Самоопределе ние к деятельности.
Цель:Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне
— Здравствуйте, уважаемые гости.
Мы рады вас приветствовать на нашем уроке литературного чтения!
— Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев говорил, если хотите поднять себе настроение прочитайте или послушайте несколько стихотворений А.С. Пушкина. Какое время года было любимым у поэта? (Осень) Давайте поднимем себе настроение и начнём наш урок с творческого задания которое вы готовили в группах .
-Напомните какое было задание?( Представить в интересной форме стих. Пушкина об осени) /5 групп представляют отрывки из стх. Пушкина:
1 «Унылая пора! Очей очарованье!»
2. «Октябрь уж наступил»
3. «У осени холодною рукою»
4. « Уж небо осенью дышало!»
5. « Дни поздней осени бранят ..»
— Чему учат стих. Пушкина? ( Видеть неповторимую красоту русской природы!)
— Где были написаны эти стихи ? ( В Болдино)
— А какое ещё известное вам произведение было написано в Болдино? (1833 « Сказка о мёртвой царевне …»
2. Целеполагание
-Сегодня мы ещё раз окунёмся в мир этой волшебной сказки
-Попробуйте определить тему нашего урока.( Обобщение знаний по сказке Пушкина «Сказка о мёртвой царевне..»
-Сформулируйте цели нашего урока по схеме «Вспомнить – учиться- проверить» ( Вспомнить: интересные факты из жизни Пушкина , историю создания сказки, содержание сказки.
Учиться : слушать и слышать друг друга, анализировать сказку, работать в группе, выразительному чтению.
Проверить : знания содержания сказки .
3. Актуализация знаний учащихся.
— Прежде , чем мы ещё раз окунёмся в мир сказки А. С. Пушкина давайте вспомним некоторые интересные факты из его жизни и проведём блиц – опрос для групп . Посовещайтесь в группе и выберете кто будет участвовать в опросе.
1)Блиц –опрос «Интересные факты из биографии Пушкина»
1группа :- Дата рождения Пушкина (6июня 1799)(фото), в каком городе родился (Москва), имена родителей (Сергей Львович , Надежда Осиповна), сколько братьев и сестёр было у Пушкина( 2 сестры и 5 братьев).Имя старшей сестры и младшего
Брата (Ольга, Лев)(фото)
2 группа : — Имя бабушки ( Мария Алексеевна Ганнибал) (фото) — Имя няни ? ( Арина Родионовна Яковлева) (фото) Что вы знаете о прадеде Пушкина? (Абраам Петрович Ганнибал) (фото)
3 группа : — В каком возрасте Пушкин поступил в лицей ? (12 лет)
Любимые предметы ? ( Русская и французская литература , фехтование) Как называли Пушкина в лицее? ( француз)
4 группа : — Где Пушкин познакомился со своей женой ? ( на балу)
Какие строки увидев ее впервые сочинил? ( У удивлён , я очарован , короче , я огончарован) (фото)
Сколько детей было у Пушкина ( Мария, Григорий , Александр, Наталья) (фото)
5 группа: — Какая дуэль по счёту и с кем стала для Пушкина смертельной ? ( 21 дуэль с Дантесом) ( фото ) Кем приходился Пушкину Дантес? ( был мужем родной сестры Натальи Гончаровой) Когда умер Пушкин? (10 февраля 1837 г. в возрасте 37 лет )
-Какие интересные факты из жизни Пушкина вы хотели бы озвучить ещё?
3. Истоки сказки.
— Кто помнит историю возникновения сказки о мёртвой царевне?(В основу была положена русская народная сказка «Самоглядное зеркало», которую Пушкин услышал от крестьян
Жуковский и Пушкин вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Жуковский тогда написал сказку «Спящая царевна»., Пушкин – «Сказку о мёртвой царевне…».)
4. Аналитическая беседа по сказке. Выборочное чтение и анализ сказки.
Игра «Гонка за лидером»
-Я думаю у каждого из вас в этой сказке есть любимый отрывок. Откройте учебник и найдите его. Предлагаю поиграть в игру «Гонка за лидером» Напомните , как проходит эта игра? ( Лидер начинает читать отрывок, класс пытается найти его и подстроится за чтением « лидера» , по сигналу ведущего «гонка» прекращается.)
Выборочное чтение.
— Давайте проверим насколько хорошо вы знаете содержание сказки. Я задаю вопрос , свой ответ вы подтверждаете словами из теста.
1. —В какое время дня «Издалече, наконец, воротился царь отец»?
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
2.-В какой праздник царица родила дочь? Какое это время года? (В сочельник. Это ночь перед рождеством. Зима.)
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
3. — Что в этот момент случилось с царицей?
(Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.)
4.-Через какое время царь женился на другой? (Год)
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой
5.-Что за приданое было у молодой царицы? (волшебное зеркальце)
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
6.- С чем сравнивает Пушкин царевну? (С цветком)
Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела…
7.- Назовите имя её жениха? (Елисей)
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.
8.-Что приказала царица Чернавке?
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.
9.-Что сделала Чернавка с царевной?
Та, в душе её любя,
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
“Не кручинься, бог с тобой”.
А сама пришла домой.
10.-Что сделал королевич Елисей, узнав, что царевна пропала?
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой.
11-Куда попала царевна, блуждаю в лесу?
Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла
И на терем набрела.
12.- Сколько богатырей жило в тереме?
Семь богатырей,
Семь румяных усачей.
13.-Что случилось с царицей, когда она надкусила ядовитое яблоко?
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила,
Плод румяный уронила,
Закатилися глаза,
И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала…
14.-Прочитайте, где и как ожила царевна?
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила.
15.- Какими словами заканчивается сказка?
Я там был, мёд, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
Анализ сказки.
1.-Что особенно понравилось , запомнилось в сказке?(Добро побеждает зло, чудесное зеркальце, преданный Саколко…)
2.- Кто в сказке в центре внимания автора? (Царица – мачеха и царевна Представляют собой добро и зло)
3.-Откуда в царице такая ненависть к царевне?
(Зеркало сказало правду , что царевна красивее её, чем вызвало ненависть царицы)
4.-Почему в приданое царице было дано лишь зеркало?(Она любовалась своей красотой –это для неё было самым важным)
5.-Можно ли о человеке судить только по внешней красоте ? Почему? ( Внешняя красота должна дополнятся душевной красотой)
6.-Чему же учит сказка?(Добру, верности, что главное в человеке его душа, а не внешняя красота)
4.Работа в группах
-А сейчас я предлагаю поработать в группах.
-Две группы инсценируют отрывок из сказки.
— Две группы составляют вопросы по содержанию сказки .
-Одна группа вспоминает текст составляет план сказки .
1. Рождение царевны и смерть матери
2. Новая супруга царя
3. Чудо-зеркальце
4. Зависть царицы
5. Чернавка в лесу
6. Царевна у семи богатырей
7. Царица дарит яблоко
8. Хрустальный гроб
9. Солнце, месяц и ветер
10. Елисей находит гроб
11. Смерть царицы
12. Свадьба
5. Тестовая работа по произведению А.С. Пушкина
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
ФИ ________________________
1. Впиши пропущенные слова из текста сказки
а) И жених сыскался ей
___________ Елисей.
б) Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая __________.
в) Ей в приданое дано
Было _____________ одно.
2. Объясни значение слов:
Очи:________________
Уста: _______________
Персты — __________
3. Вспомни день рождения царевны.
а) зима б) весна в) лето г) осень
4. Через сколько времени царь женился на другой?
а) через 3 года б) через 10 дней в) через 1 год г) через 2 года
5. Подчеркни слова, которыми можно охарактеризовать Царицу-мачеху:
Гордая, добрая, ревнивая, послушная, милая, своенравная, завистливая, злая.
6. Кто указал Елисею дорогу к невесте?___________
7. Чем закончилась сказка?____________________________
5. Рефлексия.
—Давайте вспомним цели нашего урока . Получилось ли их достичь?
Домашнее задание.
— У меня для вас есть сюрприз. Ваши родители тоже приняли участие в нашем уроке . Нарисовали иллюстрации к своим любимым сказкам Пушкина. Я предлагаю вам дома прочитать вместе с родителями их любимую сказку Пушкина .И на
следующем уроке её представить.
—Урок я хочу закончить небольшим стихотворением:
«Читайте Пушкина друзья,
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна тепла и ласки.
Читайте Пушкина друзья вот вам подсказка
И пронесёте сквозь года вы радость сказки»
Спасибо за урок!
Литературное чтение 3 класс «А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».Обобщение»
Ход урока
I. Орг. момент.
Психологический настрой.
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Владимировна. Я рада приветствовать вас. Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Разве милы нам хмурые лица,
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
— Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок. Урок у вас буду вести я, а еще к нам с вами пришли гости. Повернитесь к ним, пожалуйста, лицом и улыбнитесь, чтобы у вас и у наших гостей поднялось настроение. Спасибо. Присаживайтесь. Давайте с таким настроением и начнем наш урок.
Урок литературного чтения. ( Слайд)
II.Актуализация знаний.
— Прочитайте высказывание и скажите, какое слово пропущено?
( — ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.)
— Как вы понимаете это выражение?
— Кто автор этих замечательных строк, ребята? (А.С.Пушкин)
(Слайд. Портрет Пушкина)
-Мы знакомы с его сказками с раннего детства. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения А.С. Пушкина. Прошло много лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему все не ослабевает. А стихи и сказки становятся все ближе, дороже и нужнее. Обратите внимание, ребята, на выставку книг сказок Пушкина. Какие красивые книги
издаются сегодня, неправда ли? Хочется их читать снова и снова. А как вы думаете, чем интересны эти произведения детям 21 века?
— А сейчас я вам прочитаю стихотворение, о близком человеке для Пушкина, а вы догадайтесь, кто это.
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя,
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
В твоих наморщенных руках. (Ответы детей)
(Слайд. Портрет няни)
— Александр Сергеевич очень любил разговаривать с няней. Бывало, начнёт она сказки рассказывать, так он и не шелохнётся, боится слово пропустить. Арина Родионовна и привила маленькому Саше любовь к сказкам… На основе этих рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете.
— Назовите их. (Ответы детей)
-А сейчас я предлагаю вам по одной иллюстрации к сказкам, а вы попробуйте догадаться, что это за сказка.
( Интерактивная доска).
Кораблик («Сказка о царе Салтане»)
Зеркало («Сказка о мёртвой царевне»)
Корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)
Яблоко («Сказка о мёртвой царевне»)
Балда («Сказка о попе и его работнике Балде»)
Месяц («Сказка о мёртвой царевне»)
Лебедь («Сказка о царе Салтане»)
-Вижу, дружите вы со сказкой.
Со сказками все дружат, и сказки дружат с каждым.
Они необходимы, как солнышка привет.
Кто любит слушать сказки, тому они расскажут
О том, что, может, было, а, может быть, и нет.
III.Постановка темы и цели урока.
— Наш урок будет проходить в форме деловой игры «Заседание редакционного совета». Нам предстоит подготовить к выпуску очередной номер стенгазеты «Лукоморье»
— Ребята, как вы считаете, что означает слово «лукоморье»? (Ответы)
— Слово «лукоморье» происходит от старого слова «лука» — что означает «изгиб». Когда – то слово «лука» находилось в родстве со словом «лук». Но не с тем, который обозначает лук репчатый или зеленый, а со словом – названием оружия. Ведь лук, из которого стреляли, делался из изогнутого прута.
Так что лукоморье – это не луковое море и не морской лук, а изогнутый берег, выступающий далеко в море, нечто вроде полуострова.
— Вот такая интересная информация для вас. А мы продолжаем. Наш класс мы разделили на 4 группы – отделы:
1 – «Информационный отдел»
2 – «Отдел писем»
3 – «Оформительский отдел»
4 – «Аналитический отдел» (Расставляем таблички с названиями отделов)
— Я буду выполнять роль главного редактора. У каждого отдела будет своё задание. Вам придётся поработать так, чтобы выпуск газеты получился интересным. Какой теме он будет посвящён, вы определите самостоятельно, выполнив следующее задание. Вам нужно сложить пазлы и получить картинку с изображением героя. (Проверка.Слайды)
— Что объединят этих героев? (Ответы)
— Назовите тему выпуска стенгазеты. Это будет тема нашего урока. Какую цель мы поставим перед собой? (Ответы)
-Я думаю, что вы с интересом прочитали сказку А.С.Пушкина, а некоторые уже не в первый раз обратились к этому прекрасному произведению.
-Перед началом работы проведём небольшую разминку. Поиграем в игру, которая так и называется «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (Интерактивная доска)
IV.Самоопределение деятельности.
— А сейчас я назову задание для каждой группы – отдела и вы приступите к работе.
Задание отделу писем.
— В нашу редакцию пришло несколько писем. Вам необходимо узнать, кто написал их.
1. «Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше,
Хоть весь мир, мне ровной нет
Так ли?» ( «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
2. «Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей…» («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
3. «Жизнь моя! В чем, скажи, виновна?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя». («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
4. «Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал.
Да хозяев поджидал».( «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
Задание информационному отделу.
— Вам необходимо восстановить полный текст пушкинских строк:
…Ветер дале побежал.
Королевич …
И пошёл к пустому месту,
На прекрасную …
Посмотреть ещё хоть раз.
Вот идёт; и поднялась
Перед ним гора …
Вкруг неё страна пустая;
Под горою тёмный …
Он туда скорей идёт.
Перед ним, во тьме печальной,
Гроб качается
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным …
И о гроб невесты милой
Он ударился всей …
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумлёнными …
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
« Как же долго я …
И встаёт она из гроба…
Ах!.. и зарыдали оба.
В руки он её …
И на свет из тьмы …
И, беседуя приятно,
В путь пускаются …
И трубит уже молва:
Дочка царская …
( Хрустальный, вход, зарыдал, крутая, невесту, сном, глазами, несёт, спала, силой, жива, берёт, обратно.)
Задание оформительскому отделу.
-Какие пословицы, по- вашему мнению, могут быть отнесены к царице-мачехе, а какие – к царевне?
1.При солнышке тепло, а при матери добро. (Царевна.)
2.Злой человек – как уголь: если не жжет, то чернеет. (Царица.)
3.На языке мед, а на сердце – лед. (Царица.)
4.Терпенье и труд все перетрут. (Царевна.)
5.Белые руки чужие труды любят.(Царица)
6.Берут завидки на чужие пожитки.(Царица)
7.Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.(Царевна)
8.Не всё то золото, что блестит.(Царица)
— Найдите в сказке эпизоды, в которых даётся описание царицы и царевны.
Задание аналитическому отделу.
— Вашему отделу я предлагаю написать небольшую статью на тему «О чём заставила задуматься нас сказка «О мёртвой царевне и о семи богатырях»?
— Все отделы ознакомлены с заданием. Напоминаю, по окончанию работы каждая команда должна будет предоставить презентацию своих работ для оформления газетного выпуска. Немного отдохнём и за работу.
Физкультминутка.
— Отдохнули? Тогда за дело. (Дети выполняют задания под тихую спокойную музыку)
— Пришло время подвести итоги. (Презентация работ. Оформление газеты на доске)
V.Итог урока. Рефлексия.
— Очередной выпуск стенгазеты «Лукоморье» готов.
-Вы довольны своей работой, дети?
-Что помогло вам сделать газету такой красочной и интересной?(Ответы детей).
-А как вы считаете, мы достигли поставленной цели?(Ответы детей)
— Я попрошу вас продолжить следующие фразы: (Слайд)
Сегодня на уроке я узнал, что…
Сегодня на уроке я понял, что…
Сегодня на уроке я научился…
Сегодня на уроке мне понравилось…
-Думаю, что ребятам из других классов будет интересно ознакомиться с разделами газеты. Пригласите их к себе в гости на перемене.
VI.Оценивание. Самооценивание.
— Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие слова. Вы сегодня очень хорошо работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что эта рыбка исполнит все ваши желания, а ваши желания всегда будут только добрыми. Дома вам предстоит ответить на вопрос «Что значит быть хорошим человеком?», а ответ нужно будет записать на этой золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все качества, которые вы напишите, будут присущи вам и вашим близким людям.
Выставление оценок учителем.
— За работу на уроке отметки получают следующие учащиеся………
— Особенно хотелось бы отметить работу ………
Оценивание детьми своей деятельности.
— Часто в волшебных сказках встречается яблонька с наливными яблочками. Вот и у нас выросла яблонька, но нет пока на ней ни яблочек, ни цветочков, ни даже листиков. Давайте украсим её.
Яблочки – всё получилось.
Цветочки – испытывали затруднение.
VII.Заключительное слово учителя.
— Я хочу поблагодарить вас, ребята, за хорошую работу на уроке. Мне было приятно познакомиться с вами. А в завершении нашей встречи я хочу вам сказать следующие слова:
Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна тепла и ласки.
Читайте Пушкина всегда – вот вам подсказка.
И пронесёте сквозь года вы радость сказки!
Литературное чтение 3 класс «А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».Обобщение»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 с. Казаки
Елецкого муниципального района Липецкой области
Литературное чтение
3 класс
Тема урока:
«А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».Обобщение»
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №2 с.Казаки
высшая категория
Семёнова О.В.
2014
Тип урока – обобщение
Цели урока:
-обобщение и углубление изученного по творчеству А.С.Пушкина;
-проверка знания текста, оценка знаний учащихся;
Задачи урока
1. Обучающая: расширять читательский кругозор учащихся, формировать способность у учащихся к полноценному восприятию литературного текста; обучать анализу художественного текста;, эмоциональное вовлечение детей в нравственную проблему, поставленную текстом; продолжить работу над формированием навыка правильного сознательного чтения целыми словами.
2. Развивающая : развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, театральных данных; умения сравнивать, обобщать, анализировать.
3. Воспитательная : способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся, эмоционально- ценностному отношению к действительности; воспитанию устойчивого желания и стремления читать доступную возрасту литературу.
Планируемые результаты.
Личностные УУД:
Способность к самооценке критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
Уметь определять и формировать цель на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
уметь высказывать свое предположение на основе работы с учебным материалом;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять свои мысли в устной речи;
Слушать и понимать речь других;
Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
Уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Предметные УУД:
Уметь анализировать художественный текст;
Тип урока: обобщение знаний.
Вид деятельности: продуктивный, проблемный, деятельностный.
Методы: проблемно-поисковый, наглядный, практический.
Формы проведения урока: индивидуальная, работа в группах.
Оснащение: интерактивная доска, раздаточный материал, выставка книг.
Урок по литературному чтению в 3 классе на тему «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.»
Тема: А. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях .
Цели урока:
1) развивать стойкий интерес к литературе, диалогическую и монологическую речь, воображение;
2) накапливать читательский опыт;
3) закрепить понятия: авторская сказка, волшебная сказка, второстепенные герои;
4) воспитывать любовь к литературным произведениям отечественных авторов, нравственные чувства, способности к творческой деятельности.
1. Мотивационно-целевой этап.
Актуализация опорных знаний.
Перед тем, как начать читать эту сказку и работать над ней, мы с вами проведем небольшую разминку. Я буду задавать вам вопросы и предлагать варианты ответов. Вы слушаете внимательно и выбираете правильный вариант ответа.
1. От кого А.С. Пушкин узнал русские народные сказки:
А) от мамы
Б) от няни Арины Родионовны
В) от дедушки
2. Сколько всего сказок написал А.С. Пушкин
А) 3
Б) 5
В) 7
3. Перечислите сказки А.С. Пушкина
4. Узнай сказку по сказочным предметам и персонажам.
Откуп, старик, изба, царица.
Зеркало, яблоко, семь богатырей.
Царь, петушок.
Лебедь, корабль, белка.
Веревка, Поп, мешок, зайцы.
5. Угадай, из каких сказок эти строки.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
– Кабы я была царица, –
Говорит одна девица…
…
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
…
Навстречу ему Балда
Идет, сам не зная куда.
– Что ты, батька, так рано поднялся?
Чего ты взыскался?
…
6. Объясни значения слов.
поведать — рассказать
ветхая землянка – …старая изба из дерева, без фундамента
простофиля – …наивный, глупый
пуще прежнего– …еще больше
кликать – …кричать, звать
корысть – …выгода, польза
тужит – …грустит
оброк — ……..
русский авось -………….
2. Операционный этап
-Кто написал сказку?
-Можно ли её назвать народной? Почему?
-Это авторская литературная сказка. Правило в учебнике с.42
Чтение сказки учителем.
— Дайте характеристику этой сказке А.С. Пушкина. Какая она?
(ответы детей: авторская, волшебная)
— Почему она волшебная? Докажите.
(Ответы детей): 1) есть волшебные предметы: говорящее зеркальце + яблоко, усыпившее царевну;
2) происходят чудеса: солнце, ветер, месяц разговаривают, оживает царевна;
— Назовите главных героев этой сказки?
— На какие группы их можно разделить? (отрицательные и положительные;)
— А каких еще главных героев мы встречаем в сказке, которые не являются людьми, но тоже разговаривают и помогают людям? (неодушевленные: солнце, ветер, месяц).
Вот о волшебных предметах и неодушевленных героях сказки у нас сегодня и пойдет с вами разговор.
— Давайте с вами найдем зачин сказки, то с чего сказка начинается = ожидание царицей царя
— Но ведь сказка-то волшебная с волшебными предметами и главным из них является…..? (правильно, говорящее зеркальце).
Найдите в тексте описание этого волшебного предмета. Чтение по ролям отрывка: разговор мачехи и зеркальца. Читают 3 человека по ролям
— Обратите внимание на то, что только с зеркальцем царица была добродушна и мила.
— Почему она была радостной, милой с ним? (Оно говорило ей приятные слова о ее красоте).
— Но вот почему-то, однажды, зеркальце изменило свое мнение! Найдите в тексте отрывок, в котором указывается причина изменения мнения зеркала.
— Почему царица решается убить падчерицу? (Т.к. она была красивее её, милее).
— Давайте наш ответ отметим в тетради, где в первом задании у вас спрашивают, какая была царевна.
— Царица совершает зло – отправляет свою падчерицу в лес на съедение волкам. Но умирает ли царевна, после того, как Чернавка привела ее в лес?
(ответы детей)
— Правильно. Чернавка жалеет царевну и отпускает её, а придя во дворец говорит царице, что ту съедят звери.
— Что же дальше происходит с царевной и кто ей еще помогает? (богатыри, она остается жить у них).
— А в это время царица решает вернуться к любимой забаве и поглядеться в зеркальце? Что же на этот раз говорит оно ей? Найдите в тексте
— Успокоилась царица? (Дети: нет)
— Что она решает сделать снова? (отравить царевну яблоком)
— Яблоко еще один волшебный предмет этой сказки. Почему волшебный? Ведь яблоко отравлено? (после него царевна лишь уснула)
Ребята, в этом отрывке вам встречается старое русское слово «рогатка». Какое значение мы придаем этому слову сегодня? (ответы детей) А раньше это слово обозначало оружие, имеющее форму длинной деревянной палки с металлическим наконечником, похожее на копье.
Физкультпауза: Ребята берут в руки зеркала, пытаются изобразить царицу перед ним и воспроизвести ее слова.
«Свет мой, зеркальце! Скажи. Да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ: «Ты, конечно, спору нет; Ты, царица, всех милее, всех румяней и белее».
— Как в это время ведет себя королевич Елисей?
— Что же решают сделать богатыри, после того как видят отравленную царевну? (с.62)
— А в это время царевич Елисей скачет по свету, пытаясь отыскать свою невесту. Но не может ее найти. К кому он обращается за помощью, уже почти отчаявшись? (ответы детей)
Вот и первое чудо в сказке! С Елисеем разговаривает само солнце!
— Давайте найдем в тексте отрывок разговора Елисея с солнцем! Обратите внимание на то, как Елисей обращается к солнцу = уважительно, искренне. Давайте запишем в тетрадь.
— Но солнце не смогло помочь Елисею и советует обратиться за помощью к месяцу.
— Найдите в тексте обращение Елисея к месяцу. Запишите это обращение в тетрадь.
— Месяц советует Елисею обратиться к ветру. Что же ветер сообщает Королевичу? Найдите разговор в тексте Запишите обращение Елисея к ветру.
— Итак, ветер помогает королевичу. Но, к сожалению, весть для Елисея печальная и чтобы в последний раз увидеть свою невесту он едет к горе, где в хрустальном гробе покоится его невеста. Но, сказка волшебная, в ней происходит чудо и царевна оживает. И главные герои счастливо возвращаются во дворец.
Первичное закрепление.
— В этой сказке, наверное, как и в любой другой, добро побеждает зло! Справедливо ли злая, своенравная мачеха была наказана за злость и себялюбие? (ответы детей).
— И заканчивается сказка чем? (ответы детей, чтение = присказка).
— Какие чувства у вас вызвала эта сказка?
— Чему она нас учит?
Работа в группе
— Давайте теперь нарисуем модель обложки к данному произведению.
(Работа детей — постер).
— А сейчас я вам буду читать пословицы, а вы будете говорить, к какому герою сказки она подходит.
Завистливый по чужому счастью сохнет.
Немил и белый свет, когда милого нет.
Смерть злым, а добрым вечная память.
— Ребята! Мы закончили с вами работу над сказками А.С. Пушкина. Мы характеризовали героев сказки, работали с текстом, выделяли главную мысль сказки и создавали модель обложки.
Итог урока.
В заключение урока, мне бы хотелось представить ваши творческие работы по сказкам А.С. Пушкина.
(Ребята выходят с постерами, читают отрывки из сказок, а одноклассники догадываются к какому отрывку сказки сделана иллюстрация).
3.Рефлексивный этап.
«Я — в уроке, урок – во мне».
Каждому обучающемуся предлагается бланк, на котором отражены 4 лестницы по 4 ступеньки на каждой. На первой лестнице ученик оценивает свое «Желание работать на уроке» (соответственно, нижняя ступень – «не было желания работать», верхняя ступень – «желание работать присутствовало в течение всего урока»). Вторая лестница – «Понимание материала» (принцип оценивания тот же). Третья лестница – «Работоспособность». Четвертая лестница «Настроение на уроке».
4. Контрольно-оценочный этап.
За работу на уроке отметки получают следующие учащиеся………
Особенно хотелось бы отметить работу ………
Всем спасибо за работу на уроке!
Домашнее задание: учебник стр. 43-51 – выразительное чтение. В тетр.: Портрет царицы, царевны.
План-конспект урока по чтению (3 класс) по теме: Урок литературного чтения . А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, читательских) учащихся 3Г класса через их включение в технологию РКМЧП. (учебная стратегия «Чтение с остановками»)
Задачи: формирование грамотного квалифицированного читателя на основе учебной стратегии. Чтение с остановками в технологии критического мышления.
I. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
— формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
— формирование представлений о нравственных и безнравственных поступках;
— воспитание лучших качеств личности: чуткость, сопереживания, доброты, трудолюбия, целеустремленности, терпения;
— воспитывать интерес к литературному творчеству и урокам литературного чтения.
II. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
— формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.
Ход урока:
- Организационный момент.
У. — Любим мы читать и слушать
Сказки и стихи про дружбу,
Ритм ногами отбивать
И героев оживлять
Здравствуй, сказка и рассказ,
Что готовишь нам сейчас?
(хором)
- Вступительная беседа.
Уч. — Почему этими строками начинаем мы наш урок?
У. Урок лит. чтения, говорим о произведениях А.С.Пушкина.
Уч. — А.С.Пушкин был не только великим поэтом, но и сказочником. Мы впервые слышим его в самом раннем детстве, еще не умея читать, повторяем наизусть строки из его произведений. Дальше с его произведениями мы знакомимся в 1, 2, 3 классах, перейдя в среднее звено, вы тоже будете читать его произведения.
Уч. – Послушайте, какое стихотворение посвятила А.С.Пушкину известная поэтесса А.Ахматова.
Смуглый отрок бродил по аллеям
У озерных глухих берегов
И столетия мы лелеем
Еле слышный шелест шагов (слайд №1, портрет)
Уч. – Вспомните, когда и где родился А.С.Пушкин?
— Кто был лучшим другом поэта?
— Где учился А.С.Пушкин?
— С кем из известных писателей дружил А.С.Пушкин?
Слайд №2
6 июня 1799г., в Москве
Арина Родионовна
В Царском лицее
В.А.Жуковский
Уч. – Какие стихи А.С.Пушкина вы знаете наизусть?
° Учащиеся читают наизусть стихи А.С.Пушкина.
Уч. – Ребята, многие люди в мире знают этого человека (портрет).
Давайте еще раз назовем имя того, кто подарил миру столько замечательных произведений.
У. – Это великий русский поэт А.С.Пушкин.
Уч. – А какие сказки А.С.Пушкина вы знаете? (слайд №3)
- У. – Сказка о рыбаке и рыбке
- Сказка о золотом петушке
- Сказка о царе Салтане
- Сказка о попе и работнике его Балде
Уч. – Хорошо ли вы знаете эти сказки, мы сейчас проверим, разгадав кроссворд. (слайд №4)
- Как старуха называла старика в сказке «Золотая рыбка»?
- Птица, которая была посажена на спицу для охраны границ?
- Лесной зверек, живший в хрустальном дворце.
- Пристают к заставе гости ….. Гвидон зовет их в гости.
- Глядь: опять пред ними землянка, а перед нею разбитое …..
- И послушалась ……
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько.
Уч. – Какое слово объединяет все отгаданные слова?
Работа над сказкой
— А какую сказку А.С.Пушкина мы с вами прочитали?
- Сказку о мертвой царевне и семи богатырях
(слайд №5)
Уч. – Сегодня на уроке мы еще раз прочтем эту сказку, но будем читать с остановками, для того, чтобы лучше понять содержание и дать характеристику героям этой сказки.
- Уч. – Какое домашнее задание вы должны были подготовить?
У. – Разбить большой текст на части (остановки)
Уч. – Для чего это необходимо?
У. – Чтобы удобнее было понять прочитанное и дать характеристику героям этой сказки.
4. Чтение учащимися сказки с остановками (4 остановки)
- Учащиеся читают начало, и конец каждой части.
5.Дерево предсказаний. Работа в группах.
- У учащихся карточки с вопросами.
Уч. – Выберите вопрос, который вы бы поставили к вашей части и ответьте на него.
6. Проверка задания каждой группы.
7. Работа в группах.
Уч. – У вас на столе карточки с заданиями. У каждой группы свое задание. Каждая группа должна дать характеристику героям.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Презентация проекта.
- Самооценка своей деятельности.
Приложение.
Дерево предсказаний.
Дерево предсказаний.
Карточка №2 Группа №1 Характеристика царицы Задание: Найти в сказке отрывки, характеризующие царицу, ответить на поставленные вопросы, дать характеристику главной героини сказки. Подумать, какую иллюстрацию можно нарисовать к прочитанной части. — Какую иллюстрацию вы бы нарисовали в своем воображении? — Прочитать описание царицы. — Что было дано ей в приданое? — Какое свойство имело зеркальце? — Вспомни разговор мачехи с зеркальцем. Что ответило ей зеркало? — Как повела себя царица с зеркалом? — О каком качестве царицы говорит этот поступок? -Как вы думаете, царица, страдающая черной завистью, способна на какие поступки? | Карточка №2 Группа №2 Характеристика царевны Задание: Найти в сказке отрывки, характеризующие царевну, ответить на поставленные вопросы, дать характеристику главной героини сказки. Подумать, какую иллюстрацию можно нарисовать к прочитанной части. — Какой была молодая царевна? — Как звали ее жениха? — Какое приданое приготовил царь своей дочери? — Почему девушка служанка отпустила царевну? — Как повела себя царевна в гостях у богатырей? — О каком качестве характера это говорит? — Как вела себя царевна при встрече с богатырями? — Почему царевна не приняла предложение братьев? — Почему с вашей точки зрения, царевна не поняла поведения верного пса? | |
Карточка №2 Группа №3 Характеристика королевича Елисея Задание: Найти в сказке отрывки характеризующие королевича Елисея, ответить на поставленные вопросы, дать характеристику герою сказки. Подумать, какую иллюстрацию можно нарисовать к прочитанной части. — Что же помогает королевичу Елисею найти царевну и вернуть ее к жизни? — Какими качествами наделил поэт королевича Елисея? Прочитайте разговор королевича с солнцем, месяцем, ветром. — Почему природа помогала ему? Прочитайте слова: «И о гроб невесты милой, Он ударился всей силой» — Что чувствовал в это время Елисей? | Карточка №2 Группа №4 Характеристика семи богатырей Задание : Найти в сказке отрывки, характеризующие братьев, ответить на поставленные вопросы, дать характеристику героев сказки. Подумать, какую иллюстрацию можно нарисовать к прочитанной части. — Почему царевна, войдя в чужой дом, решила, что «тут люди добрые живут » Прочитайте отрывок. Прочитайте, что сказал старший брат, когда понял, что в доме кто-то есть. — Какие качества братьев открылись в этих словах? — Как выглядели хозяева дома, в который зашла царевна? Перечитайте слова старшего брата, предложившего стать женою одного из них. — С каким чувством, по-вашему, произнес эти слова старший брат? | |
ЗЕЛЕНЫЙ. — У меня все здорово. — Я узнал много нового. — Было очень интересно. — Я старался и у меня все получилось. — Я чувствую себя отлично. — Завтра я буду работать еще лучше. — Я доволен собой. — Я был внимателен. — Я счастлив. | ЗЕЛЕНЫЙ. — У меня все здорово. — Я узнал много нового. — Было очень интересно. — Я старался и у меня все получилось. — Я чувствую себя отлично. — Завтра я буду работать еще лучше. — Я доволен собой. — Я был внимателен. |
I. Организационный момент II. Речевая разминка I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Ребята, давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи. Сегодня на уроке у нас присутствуют будущие учителя, давайте порадуем их и себя и меня своей работой на уроке. — Прочитайте самостоятельно. Собирайтесь вокруг меня все старушки, молодцы и молодушки. Садитесь на шесток, кто на лавку, да не делайте давку! — Прочитаем медленно (еще: с ускорением, с замедлением темпа, выразительно). _Давайте с вами вспомним с творчеством какого поэта мы с вами познакомились? . Какие стихи Пушкина вы выучили наизусть? -Какую иллюстрацию нарисовал бы ты к этому стихотворению? — Какое чувство возникает у тебя при чтении этого стихотворения? А. С. Пушкин писал произведения разных жанров. С ними мы и познакомимся на уроках литературного чтения. Особенности, какого жанра перечислены у меня на доске: зачин, концовка, волшебство, трёхкратные повторы? Д. Это сказка. У. Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете? Д. “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о царе Салтане…”. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают стихотворения наизусть на оценку. | Выделять существенную информацию. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта | II. Сообщение темы урока. Определение целей | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. Сегодня мы начнем читать одну из самых замечательных лиричных, добрых сказок. Возможно, сказка вам уже знакома, может быть вы даже видели мультфильм. — В основе этой сказки – народная сказка, рассказанная няней, Ариной Родионовной. Многие элементы введены поэтом. Пушкин написал сказку в стихах. -А какая сказка называется народной?
-Можно сказку написанную А.С. Пушкиным отнести к народным? – Какие виды сказок знаете? – Скажите, какая общая задача всех сказок? – К какой группе относится сказка, которую мы будем читать сегодня на уроке? – Что делает любую народную сказку поэтичной, похожей на поэтическое произведение? – А теперь поработаем над текстом авторской сказки и найдем ответ на такой вопрос: «В сказке А. С. Пушкина есть та поэтичность, которая идет из народного творчества, из народной сказки?» | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения. – Мы познакомимся со «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях». – Сказки делятся на волшебные, о животных, бытовые. – Задача сказок – раскрыть и оценить характер, поступки, мысли и чувства человека. – Это авторская, волшебная сказка. – В народной сказке есть рифма, ритм, сюжет, особые речевые обороты, композиция, образные средства, волшебство превращения обычного в необычное, повторы. | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Строить речевое высказывание в устной форме. Согласовывать усилия по решению учебной | III. Чтение сказки по частям Беседа по прочитанному Физкультминутка Прогнозирование содержания сказки. Самостоятельное чтение учащимися. С. 71 – 74 Работа в парах | Прежде чем перейти к знакомству с этой сказкой мы разберём значение некоторых слов, которые встретятся в тексте. Лексическая работа. – Объясните значения устаревших слов. Инда очи разболелись – глаза разболелись Сочельник – вечер накануне Рождества Перст – палец Девичник – вечеринка. — Ребята, вы сейчас прослушайте 1 часть сказки, внимательно слушаете, т.к. нужно будет отвечать на вопросы Учитель проводит беседу по прочитанному произведению. — С какими героями сказки вы познакомились? Кто добрая героиня? Кто злая? – Как народная сказка представляет положительных и отрицательных героев? — Какое время года описывается в данной части? — Сколько месяцев ждала царица своего царя? — Какое чудо произошло накануне Рождества? — Когда воротился царь-отец? — Что произошло с царицей? — Через сколько времени царь женился на другой? _ Молодцы, вы внимательно слушали, и поэтому правильно отвечали на мои вопросы. Вы, наверное, устали? — Ребята, как на ваш взгляд будут развиваться события дальше? – Можем мы вместе представить главных героинь сказки А. С. Пушкина? – Что же вы можете сказать о царевне? Подтвердите свои слова примерами из текста. – Что можно сказать о царице-мачехе? – На карточках слова, значения которых мы сейчас повторим, они понадобятся нам для дальнейшей работы. – Ограничивается ли характеристика героинь только описанием их внешности? Говорит ли что-нибудь А. С. Пушкин об их характерах? – Пушкин представляет героинь одинаково красивыми, чтобы обратить наше внимание на их внутреннюю противоположность. – К какому типу народной сказки ближе эта сказка? – Прочитайте, что пишет А. С. Пушкин о волшебном зеркальце. – Здесь мы видим особый ритм, характерный для народной поэзии, который создается повтором речевых конструкций. Найдите в тексте композиционный повтор. – Кто отвел в лес молодую царевну? – Как Пушкин написал это слово? Почему, разве это имя? – Какую работу поручила выполнить царица Чернавке? – Какой бы краской вы обозначили это поручение? – Получается, что царица поручила Чернавке выполнить черную работу. А царевна верит в то, что Чернавка способна причинить ей зло? – Оправдались ли надежды царицы на Чернавку и подозрение царевны? – Почему же Чернавка не исполнила приказ? Есть ли у А. С. Пушкина ответ на этот вопрос? – Царевна была спасена. Почему? Какая сила помогла ей? – Дает ли А. С. Пушкин характеристику Чер-навке? Есть ли в ней внешние и внутренние стороны? | Читают текст произведения. Отвечают Объясняют значения новых слов: – Главные герои сказки – царица-мачеха и царевна. – В народной сказке положительные качества героя сочетаются с его красивой внешностью. Отрицательные качества сочетаются с безобразной. Зима 9 месяцев Родилась у царя дочь Рано утром Умерла Через год – Мы может представить героинь сказки. А. С. Пушкин описывает своих главных героинь: мачеха – высока, бела, царевна – белолица, черноброва. Обеих героинь поэт рисует одинаково красивыми. – Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову. – Царица-мачеха красивая, умная, ревнивая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей, и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой – от этого полностью зависит ее настроение и вся ее жизнь. – Царица – отрицательная героиня, а царевна – положительная. Учащиеся подтверждают сказанное примерами из текста. Объясняют значения слов: Нрав – характер, душевные качества. Кроткий – незлобливый, покорный, смирный. Гордый – сознающий свое превосходство. Ломлива – от слова «ломаться», то есть кривляться, воображать о себе слишком много. Своенравный – упрямый, капризный, поступающий так, как вздумается. Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей. – Сказка относится к волшебным. Волшебный предмет – зеркальце. – «И царица хохотать… глядясь». Читают диалог царицы и зеркальца. – Чернавка – это служанка. Чернавка делает черную работу. – Слово «Чернавка» написано с большой буквы. Называя ее с большой буквы, А. С. Пушкин как бы намекает на значительность Чернавки. – Черной краской. – Царевна догадалась и «до смерти испугалась». – «Та в душе ее любя…» – Сила – любящая душа Чернавки помогла Царевне. – Внешнее описание – это работа Чернавки, внутренние – ее душа | Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату |
План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Нравственные уроки в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»
— А с чем пришла в мир молодая царевна (с любовью, кротостью, добротой)
— Похожа царевна на свою родную мать? (приветлива, доброжелательна, вежлива, отзывчива)
— Как Пушкин описывает ее красоту?
Но царевна молодая
Тихомолком расцветая…
— Почему поэт сравнивает ее с цветком?
— А с каким цветком: полевым или садовым вы ее сравните?
— И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из них мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?
— В каких эпизодах сказки лучше всего раскрывается характер царевны?
— Как повела себя царевна в незнакомом доме? А при встрече с богатырями? Как ее это характеризует?
(Во всем поведении чувствуется добрый нрав и скромность
Дом царевна обошла,
Все порядком убрала… ( Она трудолюбивая, хозяйственная, почтительная, помнит о Боге и старается сделать что-то хорошее для них)
— А когда пришли богатыри?
…царевна к ним сошла…
— Обратите внимание, царица ведет себя по всем правилам этикета ( в пояс низко поклонилась, просит прощения за нежданный визит, из вежливости принимает угощение, отказывается от вина)
— За что полюбили богатыри царевну (кротость, нежность, трудолюбие)
А хозяюшкой она
В терему меж тем одна…
— Почему царевна отказывает богатырям, когда те пришли свататься? Как это характеризует ее?
Коли лгу, пусть Бог велит…
(Любит своего жениха Елисея и верна ему. Еще раз с такой верностью вы встретитесь у Пушкина, когда Татьяна Ларину будет отвечать Евгению Онегину
…но я другому отдана,
И буду век ему верна…
— А богатыри обиделись на нее?
Любовь – это главное содержание жизни царевны. Это подтверждает и эпизод с черницей.
-царевна и здесь следует заповедям добра: «просящему у тебя дай, и не оскудеет рука дающего»
— О чем нам рассказывает поведение пса Соколко в этом эпизоде? Как вы думаете. Почему он так предан царевне?
— Как вы думаете, зачем Пушкин ввел этот эпизод в сказку? Что ему важно показать, подчеркнуть? (Любит царевну, чует беду, хочет предупредить молодую хозяйку, жертвует жизнью ради нее)
— Вот в руках у царевны опасное яблоко. Красивое оно? Аппетитное? Хочется его съесть?
Конечно, ведь оно…. Продолжите дальше так, чтобы нам всем захотелось этого яблока.
— Да. Яблоко очень соблазнительное и ароматное. А на самом деле что оно несет? (Смерть)
— О ком напоминает это яблоко? (О красивой царице-мачехе, душа которой была черной.)
— С каким чувством Пушкин говорит о смерти царевны? (С болью и печалью рассказывает о ее смерти, ведь он любит ее)
Leave a Reply