Сказка

Курочка рябушечка сказка: Народные русские сказки (Афанасьев)/Курочка — Викитека – Сказка Курочка — Русская народная сказка в обработке Афанасьева Александра Николаевича скачать бесплатно или читать онлайн

Содержание

Народные русские сказки (Афанасьев)/Курочка — Викитека

70

Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте[1] под окошком: пёстро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось.

Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идёт просвирня[2], спрашивает: что они так плачут?

Старики начали пересказывать:

— Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пёстро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась.

Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?

Она пересказала ему всё горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола.

Идёт поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил?

Дьячок пересказал всё горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.

 

Как у нашей бабушки в задворенке
Была курочка-рябушечка;
Посадила курочка яичушко,
С полки на полку,
В осиновое дупёлко[4],
В кут под лавку.
Мышка бежала,
Хвостом вернула —
Яичко приломала!
Об этом яичке строй[5] стал плакать,
Баба рыдать, вереи[6] хохотать,
Курицы летать, ворота скрипеть;
Сор под порогом заку́рился,
Двери побутусились[7], тын рассыпался;
Поповы дочери шли с водою,
Ушат приломали,
Попадье сказали:
«Ничего ты не знаешь, матушка!
Ведь у бабушки в задворенке
Была курочка-рябушечка;
Посадила курочка яичушко,
С полки на полку,
В осиновое дупёлко,
В кут под лавку.
Мышка бежала,
Хвостом вернула —
Яичко приломала!
Об этом яичке строй стал плакать,
Баба рыдать, вереи хохотать.
Курицы летать, ворота скрипеть,

Сор под порогом заку́рился,
Двери побутусились, тын рассыпался;
Мы шли с водою — ушат приломали!»
Попадья квашню месила —
Всё тесто по полу разметала;
Пошла в церковь, попу сказала:
«Ничего ты не знаешь…
Ведь у бабушки в задворенке
(Снова повторяется тот же рассказ.)
   ……… тын рассыпался;
Наши дочери шли с водой —
Ушат приломали, мне сказали;
Я тесто месила —
Всё тесто разметала!»
Поп стал книгу рвать —
Всю по полу разметал!

Примечания

  1. ↑ Угол в избе, прилавок, ларь, в котором зимой держали кур.
  2. ↑ Женщина при церкви, которая пекла просвиры — хлебцы особой формы.
  3. ↑ Записано в Архангельской губ. А. Харитоновым.
  4. ↑ Кадочка, выдолбленная из цельного дерева или пня.
  5. ↑ Нищий, калека.
  6. ↑ Вереи — столбы, на которые навешиваются ворота (Ред.).
  7. ↑ Покривились.

Русская народная сказка «Курочка Ряба»

Варианты текстов русской народной сказки «Курочка Ряба»

Воронежская обл.
Курочка рябушка

Жили были дед и баба. И была у них курочка рябушка. Курочка была не простая, значит, и несла яички золотые. Вот снесла рябушка золотое яичко, крупное такое, любо смотреть. Увидел яйцо дед и зовёт бабушку. Стали они хвалить курочку рябушку. А потом дед и говорит: «Надоть-то яичко на хорошее место положить, чтобы видно было. Ну, и положили. Положили и не налюбуются. Весь день любовались. А у бабушки с дедушкой был кот мурлыкушка, очень до мышей злой. И вот когда дед с бабушкой легли спать, стал мурлыкушка за мышкой бегать. Съесть её удумал. Мышка и туда и сюда — никуда от кота не денешься. Увидала она яичко, хотела за него спрятаться и — нырь на полку. А яичко на полке не удержалось и на пол упало и разбилось. Утром встают дед и бабушкой. Дай, думают, на яичко полюбуемся. Глядь, а яичка на полке нет. Валяется на полу и разбито всё как есть. Заголосили дед и бабушка и пошли жалиться к рябушке. А курочка им и говорит: «Не плачь, дед, не плачь, бабушка! Снесёт вам курочка рябушка другое золотое яичко, лучше прежнего».

(От Даньшиной Натальи Михайловны (1892), с. Красовка, Грибановского р-на, в 1969г.//Народная сказка Воронежской области. Современные записи. Воронеж 1977 под. ред. Кретова. Стр. 17, № 1.)

Саратовская обл.
Дорогое яичко

Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Попова дочь за водой пошла, вёдра разбила, пришла домой без воды. Попадья спрашивает: «Что ты, дочь, без воды пришла?» Она рассказывает: «Какое на меня горе, какое на меня великое: «Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, вёдра разбила, коромысло разбила. Хоть ты, попадья, покидай с горя пироги за окошко!» Попадья с горя и выкинула пироги за окошко. Поп идёт: «Что это ты, попадья, делаешь?» А она отвечает: «Какое на меня горюшко, какое на меня великое. Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Наша дочь за водой пошла, вёдра разбила, коромысло разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко. А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!» Поп разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять. Вот какое яичко-то дорогое!

(Сказки Саратовской области. Саратов, 1937. Стр. 147-148).

Вологодская обл.
Был старик, да старуха

Был старик, да старуха. А у них была пестра курочка. Снесла яичко у Кота Котофеича под окошком на шубном лоскуточке. Глядь-ка, мышка выскочила, хвостом вернула, глазком мигнула, ногой лягнула, яйцо изломала. Старик плачет, старуха плачет, веник пашет, ступа пляшет, песты толкут. Вышли на колодец за водой поповы девки, им и сказали, что яйцо изломали. Девки вёдра изломали с горя. Попадье сказали, та под печку пироги посадила без памяти. Попу сказали, поп-от побежал на колокольню, в набат звонить. Миряне собрались: «Что же сделалось?» Тут между собой миряне стали драться с досады.

(Соколовы, 142. От Елезаветы Пантелеевны Чистяковой, д. Покровская, Пунемской волости, кирилловского уезда, Новгородской губ.)

Украинский сюжет

Черниговская обл.
Курица Ряба

Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое — золотое. Дед бил, бил — не разбил. Баба била, била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: — Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое — простое!

(с. Плоское, Нежинского уезда. Черниговской губернии).

Рябонька Курыця

Жыв дид, да баба. У дида була курыця рябенька. Курыця на яечко, а мышь на оконце искочила, хвостиком матнула, яйце упало и розбилось. Стали воны плакать. Курыця знесла ще яйце; тоды курица через два дни пропала.

(с. Плоское, нежинского у. Черн. г.).

«Курочка Ряба» это одна из самых коротких и простых но, одновременно, одна из самых загадочных русских сказок. На бытовом уровне в ней бессмысленно всё. В длинных вариантах сказки легко угадывается попытка оправдать бессмысленность основного сюжета с помощью нравственного назидания, в смысле «не раздувать из мухи слона».

Вместе с тем, космологическое содержание сказки тоже одно из наиболее лёгких и ясных. Весь короткий сюжет построен на прохождении летней полуоси великого небесного креста через созвездия Северная Корона и Волопас, при участии астеризма Голова Змеи. Дед здесь, как и во многих других случаях такого рода, аллегория Солнца, а Бабка — аллегория Луны.

Не трудно сообразить, что сказочное яйцо это созвездие Северная Корона. Оно становится золотым на время прохождения через него летней полуоси креста. Золото — это признак летнего солнцестояния. Ту же природу имеет «Золотая Рыбка» (астеризм Западная Рыба в зодиакальных Рыбах). Такова же «Жар-птица» (созвездие Орёл) и «перо Жар-птицы» (созвездие Дельфин).

В скифской генеалогической легенде, пересказанной Геродотом, золотые предметы, упавшие с неба, и полыхавшие огнём при приближении старших братьев, тоже обнаруживают признаки соседства с точкой летнего солнцестояния.

Древняя космология традиционно оформляла выход полуоси креста за пределы созвездия как смерть персонажа. А при возможности (если персонаж — зверь), ещё и со снятием шкуры. Разбитое яйцо это погибшее яйцо, разбитая скорлупа — снятая «шкура». Именно по этой причине Дед и Бабка так горько плачут — Солнце и Луна тяжело переживают гибель одного из самых симпатичных созвездий северного неба.

Если внимательно посмотреть, то в фигуре созвездия Волопас можно увидеть и контур курицы—несушки, сидящей на гнезде. Волопас — самый талантливый и самый востребованный актёр небесного театра.

Неустранимая прецессия медленно переводит летнюю полуось от созвездия Северная Корона на созвездие Волопас. И оно тоже становится причастным к летнему солнцестоянию. В арийской космологии такое событие знаменуется приобретением «фарна» — божьей благодати и права на верховную власть. В сюжете русской сказки Волопас — это Курочка Ряба, а потому никаких катаклизмов в связи с этим не происходит.

Между двумя обозначенными положениями полуоси лежит довольно длительный интервал времени (не менее 200 лет) и яйцо, бывшее, (уже теперь давно), золотым, может быть заменено простым яйцом. Но всё той же Северной Короной. Вот почему Курочка Ряба обещает Деду и Бабке в качестве утешительного приза простое яичко. Солнце и Луна могут быть спокойны — в звёздном хозяйстве всё под контролем и Северная Корона вновь оживёт. Однако в последнем украинском варианте сказки курица сносит ещё одно яйцо, но при этом умирает сама. Пропала — значит умерла.

Мышка в сказке обязательна. А иначе как объяснить разбитое яичко? Летней полуосью? Мышка, как астеризм Голова Змеи, находится рядом и в очень удобном для такого действия положении. В сюжет можно добавить и кота (зодиакальный Лев), который гоняет звёздную мышку.

Однако есть и другая космологическая возможность связать в один сюжет все три созвездия (Северная Корона, Волопас, Голова Змеи). Все три созвездия одновременно пронизывает осенняя полуось великого небесного креста эпохи Аркаима (28 век до н.э.).

Осталось ответить на самый трудный вопрос: зачем сами Дед и Бабка пытались, правда, безуспешно, разбить золотое яйцо? Глупые ответы, вроде того, что немощные старики были очень голодны и пытались съесть последний съестной припас в доме (яйцо «золотое» потому, что последнее), в расчёт брать нельзя. И не только потому, что тот, кто не может разбить яйцо, уже не должен жить. Нужно понять, почему это нужно Солнцу и Луне. Почему они заинтересованы в прецессии?

Блажен и счастлив тот народ, для которого Волопас это Курочка Ряба. Для многих других народов Волопас в эпоху прохождения через него летней полуоси возвышался в звёздном небе как главное божество. И у этих народов начиналась бурная и трагическая история. В те времена для греков он был Прометеем, для индийских ариев Индрой и Варуной, для иранских ариев Йимой, для хаттов и хурритов Тешубом, для германцев Тором, для славян Перуном, для прибалтов Перкунасом. Северная Корона играла роль космического оружия «ваджры», лука Геракла и рога Гьялахорн. Да и эпоха та называлась «Сотворением Мира» — 5500 г до н.э., близкой к вожделенному главному «магическому числу» 5400 г до н.э.. Впрочем, и эпоха прохождения летней полуоси через Северную Корону, тоже может быть названа эпохой «Великой матери» —

7200 г до н.э. И это тоже главное «магическое число». (О «магических числах» см. книгу Быструшкин К.К. «Феномен Аркаима. Космологическая архитектура и историческая геодезия». М.: Белые Альвы. 2003, стр. 70 — 111).

Так что, коротенький сюжет русской сказочки «Курочка Ряба» описывает переход Мира от магической эпохи «Великой матери» к магической эпохе «Сотворения Мира». Очень неслабый смысл сказки для очень маленьких детей.

Читать онлайн электронную книгу Народные русские сказки А. Н. Афанасьева в трех томах. Том 1 — Курочка бесплатно и без регистрации!

Как у нашей бабушки в задворенке

Была курочка-рябушечка;

Посадила курочка яичушко,

С полки на полку,

В осиновое дупёлко [233]Кадочка, выдолбленная из цельного дерева или пня.,

В кут под лавку.

Мышка бежала,

Хвостом вернула —

Яичко приломала!

Об этом яичке строй [234]Нищий, калека. стал плакать,

Баба рыдать, вереи [235] Вереи — столбы, на которые навешиваются ворота ( Ред. ). хохотать,

Курицы летать, ворота скрипеть;

Сор под порогом заку́рился,

Двери побутусились [236]Покривились., тын рассыпался;

Поповы дочери шли с водою,

Ушат приломали,

Попадье сказали:

«Ничего ты не знаешь, матушка!

Ведь у бабушки в задворенке

Была курочка-рябушечка;

Посадила курочка яичушко,

С полки на полку,

В осиновое дупёлко,

В кут под лавку.

Мышка бежала,

Хвостом вернула —

Яичко приломала!

Об этом яичке строй стал плакать,

Баба рыдать, вереи хохотать.

Курицы летать, ворота скрипеть,

Сор под порогом заку́рился,

Двери побутусились, тын рассыпался;

Мы шли с водою — ушат приломали!»

Попадья квашню месила —

Все тесто по полу разметала;

Пошла в церковь, попу сказала:

«Ничего ты не знаешь…

Ведь у бабушки в задворенке

(Снова повторяется тот же рассказ.)

  ……… тын рассыпался;

Наши дочери шли с водой —

Ушат приломали, мне сказали;

Я тесто месила —

Все тесто разметала!»

Поп стал книгу рвать —

Всю по полу разметал!

План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему: Курочка-рябушечка

Муниципальное автономное учреждение дошкольного образования

города Ялуторовска

«ДЕТСКИЙ САД № 9»

«Курочка-рябушечка».

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе.

Воспитатель

Марина Николаевна Тендентник

г.Ялуторовск

2017г.

Цель:  Знакомство с русской народной песенкой «Курочка-рябушечка».

Задачи:

Развивать умение рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено;

Обогащать словарный запас детей прилагательными и глаголами;

Развивать речевое дыхание, интонационную выразительность речи.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поедим в гости к одной маме, а кто она отгадайте:

Водит за собой цыплят,

Словно няня в детский сад.

Дети: Курочка.

В.: Правильно, это – курочка. А где курочка живет?

Д.: На ферме, в курятнике, на птичьем дворе.

В.: Если курочка живет на птичьем дворе, чтобы навестить ее, куда мы должны отправиться?

Д. На птичий двор.

В.: Тогда поехали.

Проводиться подвижная игра на стихи И. Токмаковой «Поиграем»

На лошадке ехали, 
До угла доехали. 
Сели на машину, 
Налили бензину. 
На машине ехали, 
До реки доехали. 
Трр! Стоп! Разворот. 
На реке — пароход. 
Пароходом ехали, 
До горы доехали. 
Пароход не везёт, 
Надо сесть в самолёт. 
Самолёт летит, 
В нём мотор гудит: 
У-у-у!

Останавливаются около картины «Птичий двор».

Куда мы с вами попали?

Д.: На птичий двор.

В.: Кого же мы видим?

Д.: Петушка, курочек, цыплят, гусей, гусят, индюка и т.д.

В.: А как их всех назвать одним словом?

Д.: Птицы.

В.: Какие это птицы?

Д.: Домашние.

В.: Чем домашние птицы отличаются от диких?

Д.: Домашние птицы живут около человека, и человек о них заботиться.

В.: Ребята, посмотрите, какие курочки ждали нас на птичьем дворе?

Д.: черные, белые,  разноцветные.

В.: Разноцветные курочки называются – пестрыми. А ласково – рябушечка. Про одну такую курочку-рябушечку даже есть песенка. А помогут мне кукла Настя и ее рябушечка (достает игрушки и обыгрывает песенку)

– Курочка-рябушечка,

Куда ты пошла?

– На речку

– Курочка-рябушечка,

За чем ты пошла?

– За водичкой.

– Курочка-рябушечка,

Зачем тебе водичка?

– Цыпляток поить.

– Курочка-рябушечка,

Как цыплятки просят пить?

– Пи-пи-пи, пи-пи-пи!»

Педагог повторяет песенку, а дети отвечают на вопросы, поставленные в стихотворении. Далее можно организовать драматизацию песенки. Воспитатель задает вопросы, а ребенок-курочка отвечает на них. Драматизация повторяется 2–3 раза.

В. Ребята, я предлагаю вам вместе со мной рассказать сказку, о том, как живут курочка и все ее семья. Как зовут папу в этой семье?

Д.: Петушок.

В.: Маму?

Д.: Курочка.

В.: А их детей?

Д.: Цыплята.

В.: (распределяет роли, выбираются петушок, курочка, остальные дети – цыплята). Я буду рассказывать, а вы показывайте, все, что в сказке происходило:

Жили-были петушок и курочка.

Вот идет петушок,        

Гордо поднял гребешок.        

Красная бородка,        

Важная походка.

Вышла курочка гулять,        

Свежей травки пощипать,

И были у них маленькие цыплятки. Цыплята очень хотели поскорее вырасти.

Сначала буду маленьким,        

К коленочкам прижмусь.        
Потом большим я вырасту,        

До мамы дотянусь.                  

 Ходят цыпки целый день,

Нагибаться им не лень.

Зернышек не видно,

Малышам обидно.

Пошла курочка гулять со своими цыплятами, и хотя она им наказывала: «Ко-ко-ко, не ходите далеко» они взяли и спрятались от своей мамы.

«Куд – куда?» — спрашивала курочка-мама.

В.: Ребята, посмотрите какие непослушные дети у мамы курочки. Спрятались и не может курочка их найти. Давайте поможем курочке отыскать цыплят. Какие детки у курочки мамы по цвету? (Желтые).

А если их потрогать, погладить, то какие они? (Мягкие, пушистые).

У вас на рабочих столах есть листочки, на них нарисован контур цыплят. А мы будем их раскрашивать. Поможет нам волшебная кисточка. Кисточка сегодня будет «танцевать» по контуру, будет прыгать вверх-вниз. (Показ педагогом).

А теперь возьмите кисть и покажите, как она будет прыгать. Наберите на кисть жёлтую краску и начинайте раскрашивать контур цыплят. Кто закончил, промойте кисти и положите на баночку.

Чего не хватает цыплёнку, чтобы он мог бегать по траве, смотреть и петь песенки? (ответы детей)

Конечно, нужно дорисовать лапки, глаза и клюв. Возьмите тонкую кисть, наберите коричневую краску и дорисуйте деткам цыплятам клюв, глаза, лапки.

Ну а теперь наша курочка довольна? Мы нашли твоих цыплят.

Курочка благодарит вас за то, что помогли ей найти деток, и говорит вам спасибо!

Какие цыплята получились у вас красивые, пушистые, жёлтенькие. Все вы очень постарались сегодня.

        

        

Курочка ряба. Русская народная сказка

Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко, не простое — золотое.

Дед бил, бил — не разбил.

Баба била, била — не разбила.

Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.

– Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое — простое!

Борис Заходер считал, что «Курочка Ряба» — это сказка о человеческом счастье: «Счастье — это золотое яйцо — люди бьют его и так и эдак, а пробежала мышка, хвостиком махнула…». Такое толкование встречает поддержку: «Попробуйте рассказать счастье и о легкости его утраты как-то понятнее, образнее, целостнее… Каждый понимает, что сказка об этом»

Сказка про курочку Рябу на самом деле была не совсем такой, как нам в детстве рассказывали, а немного посложнее. Это образец “цепочной” сказки (это когда одно действие вызывает цепь событий).
В разных областях бытовали разные варианты. Так что и вы решайте, какую лучше рассказать своим детям.

Саратовская обл.
Дорогое яичко

Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко.
Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Попова дочь за водой пошла, вёдра разбила, пришла домой без воды.
Попадья спрашивает: “Что ты дочь, без воды пришла?” Она рассказывает: Какое на меня горе, какое на меня великое: “Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, вёдра разбила, коромыс разбила. Хоть ты попадья покидай с горя пироги за окошко!”
Попадья с горя и выкинула пироги за окошко. Поп идёт: “Что это ты, поподья, делаешь?” А она отвечает: “Какое на меня горюшко, какое на меня великое. Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Наша дочь за водой пошла, вёдра разбила, коромыс разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко.
А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!”
Поп разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять. Вот какое яичко-то дорогое!

(Сказки Саратовской области. Саратов, 1937. Стр. 147-148).

Воронежская обл.
Курочка рябушка

Жили были дед и баба. И была у них курочка рябушка. Курочка была не простая, значит, и несла яички золотые. Вот снесла рябушка золотое яичко, крупное такое, любо смотреть. Увидел яйцо дед и зовёт бабушку. Стали они хвалить курочку рябушку. А потом дед и говорит: “Наддать-то яичко на хорошее место положить, чтобы видно было. Ну, и положили. Положили и не налюбуются. Весь день любовались. А у бабушки с дедушкой был кот мурлыкушка, очень до мышей злой. И вот когда дед с бабушкой легли спать, стал мурлыкушка за
мышкой бегать. Съесть её удумал. Мышка и туда и сюда – некуда от кота не денешься. Увидала она яичко, хотела за него спрятаться – и нырь на полку. А яичко на полке не удержалось и на пол упало и разбилось. Утром встают дед и бабушкой. Дай, думают, на яичко полюбуемся. Глядь, а яичка на полке нет. Валяется на полу и разбито всё как есть. Заголосили дед и бабушка и пошли жалиться к рябушке. А курочка им и говорит: “Не плачь, дед, не плачь, бабушка! Снесёт вам курочка рябушка другое золотое яичко, лучше прежнего”.

(От Даньшиной Натальи Михайловны (1892), с. Красовка, Грибановского р-на, в 1969г.//Народная сказка Воронежской области. Современные записи. Воронеж 1977 под. ред. Кретова. Стр. 17, N 1.)

Вологодская обл.
Был старик, да старуха

Был старик, да старуха. А у них была пестра курочка. Снесла яичко у Кота Котофеича под окошком на шубном лоскуточке. Глядиька, мышка выскочила, хвостом вернула, глазком мигнула, ногой лягнула, яйцо изломала. Старик плачет, старуха плачет, веник пашет, ступа пляшет, песты толкут. Вышли на колодец за водой поповы девки, им и сказали, что яйцо изломали. Девки вёдра изломали с горя. Попадье сказали, та под печку пироги посадила без памяти. Попу сказали, поп-от побежал на колокольню, в набат звонить. Миряне собрались:
“Что же сделалось?” Тут между собой миряне стали драться с досады.

(Соколовы, 142. От Елезаветы Пантелеевны Чистяковой, д. Покровская, Пунемской волости, кирилловского уезда, Новгородской губ.)

Украинский сюжет
Черниговская обл.
Курица Ряба

Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое – золотое. Дед бил, бил – не разбил. Баба била, била – не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: – Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое – простое!

(с. Плоское, нежинского у. Черн. г.).

Рябонька Курыця

Жыв дид, да баба. У дида була курыця рябенька. Курыця на яечко, а мышь на оконце искочила, хвостиком матнула, яйце упало и розбилось. Стали воны плакать. Курыця знесла ще яйце; тоды курица через два дни пропала.

(с. Плоское, нежинского у. Черн. г.).

Полтавская обл.
Дид и Баба

Був соби дид и баба. Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла, баба хижу мила, яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче, ворота скрипять, сорока стрекоче.
Полетила сорока, сила на дубочку. Питае дуб сороки: “Чого ты стрекочешь?”, “Ей дубе, дубе. Коли б ты знав, то б и листья поопускав. Дуб листье попускав”.
Був соби дид и баба. Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла, баба хижу мила, яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче, ворота скрипять, сорока стрекоче, дуб листье поопускав.
Прийшов бычок. Бычок питае: “Чого ты листья поопускав?” “Як бы ты знав, то ты б и рыужки позбывав”.
Був соби дид и баба. Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла, баба хижу мила, яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче, ворота скрипять, сорока стрекоче, дуб листье попускав,бычок рыужки позбывав.
Пошел бычок до воды. Вода питае: “Чого ты рыужки позбивав?” “Ей водо, водо, як бы ты знала, то ты б кровавою стала”.
Був соби дид и баба. Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла, баба хижу мила, яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче, ворота скрипять, сорока стрекоче, дуб листье попускав,бычок рыужки позбывав, вода кровью стала.
Прийшла наймичка попова по воду: “Водо, водо, чого ты кровью стала?” “Дивко, дивко, як бы ты знала, то ты б и видра побыла”.
Був соби дид и баба. Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла, баба хижу мила, яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче, ворота скрипять, сорока стрекоче, дуб листье попускав,бычок рыужки позбывав, вода кровью стала, наймичка видра побыла.
Пришла наймичка до дому. Пыуп питае: “На що ты видра побыла?” “Ей попе, попе, як бы ты знав, то ты б усе з церквы повыкидав”.
Був соби дид и баба. Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла, баба хижу мила, яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче, ворота скрипять, сорока стрекоче, дуб листье попускав,бычок рыужки позбывав, вода кровью стала, наймичка видра побыла, пыуп усе з церкви повыкидав.
Прийшов пыуп до поподди. Поподдя пытае: “Попе, попе, на що ты з церквы повыкыдав?” “Ой попаддя, попадя, як бы ты знала, то ты б проскуры повыкидав”.
Був соби дид и баба. Мали соби курочку рябушечку.
Курочка яечко знесла, баба хижу мила, яечко разбила.
Дид плаче, баба плаче, ворота скрипять, сорока стрекоче, дуб листье попускав,бычок рыужки позбывав, вода кровью стала, наймичка видра побыла, пыуп усе з церкви повыкидав, попаддя проскурыц повыкидав.

(М. Борисполь, Переяславского у., Полтавской губ. Чубинский. Труды этнографически-статистической экспедиции в Зап.-Руск. край. М-лы и исл-ия, собранные Чубинским. Т.2 Малорусская сказка. СПб. 1878 отд. 1, 2)

Харьковская обл.
Про курочку рябу

Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее , золотее. Дид бив – не разбив, баба била – не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять.
Стоит дуб. “Двери, двери, що вы рыпите?
“Поспускай гилля, так скажу. Дуб и поспускав гилля.
“Як же, кажуть, нам не рыпыты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив – не разбив, баба била – не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав.
Иде баран воды пыты: “Дубе, дубе, що ты гилля поспускав?” “Збый соби рогы, так скажу. Вин взяв и позбывав.
“Як же мени не поспускаты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив – не разбив, баба била – не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля позбивав. Баран рогы збыв.
Прийшов баран до рички.
“Баран, баран, щ ты рогы позбывав? “А стань кривяною, так скажу. Ричка кривяною стала. “Як же мени рогы не позбываты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив – не разбив, баба била – не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Баран рогы збыв. Ричка кривяною стала.
Приходе до рички попова дивка тарилок баныты: “Ричка, ричка, чого ты кривяною стала?”
“А побый отту посуду, так скажу. Дивка и побыла.
“Як же, каже, мени кривяною не статы: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее , золотее. Дид бив – не разбив, баба била – не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Баран рогы збыв. Дивка посуду побыла.
Прийшла дивка до дому, а попадя саме дижу ученила. “Чого ты, пыта, посуду побыла?
А поразкыдайте цю розчыну по хати, так скажу. Поразкыдала попаддя розчыну, дивка и каже:
“Як же мени не побыты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее, золотее. Дид бив – не разбив, баба била – не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Баран рогы збыв. Дивка посуду побыла. Попаддя розчыну по хати поразкыдала.
Приходе пип: “Що це ты наробыла?
“А одриж косу, так скажу. Пип узяв, так и одризав.
“Як же мени не розкыдаты: Був соби дид та баба, а у йих курочка ряба, та знесла яечко, не простее , золотее. Дид бив – не разбив, баба била – не разбила. Положили в черепочку, поставили у куточку. Мышка бигла, хвостыком зачепила и розбыла. Дид плаче, баба плаче, курочка кудкудаче, соломьяни двери рыплять. Дуб гилля поспускав. Дуб гилля позбивав. Баран рогы збыв. Дивка посуду побыла. Матушка розчыну по хати порозкыдала. Пип косу одризав.

(Манжура И. И. Сказки, пословицы и т. п. записанные в Екатеринославской и Харьковской губ. Сборник Харьковского филологического общества. Т. 3, вып. 2 Харьков. 1890.)

Белорусский сюжет

Жили были дед, да баба. И была у них курочка ряба. И снесла курочка яечка. Дед бив, бив, бив – не разбив. Баба била, била, била – не разбила. Надо яйки складать в лукошко, а воны – на вокошко. Не завернули у трапицу, положили на полицу. Бегла мышка (а их страсть сколько было!) по полице, хвостиком крутанула (жест рукой), яечка задела. Яечка покатилось, покатилось – бах, тарарах! И разбилось. Баба плачит: “А-а-а, а-а-а, а-а!” (высоким голосом). Дед плачит: “У-ы-ы! У-ы-ы! У-ы-ы! (басит). А курочка бегаить: Куды-куды!
Куды-куды! Не плачьте, дед с бабой! Я снесу вам яечко такое, такое: “Не простое яечко – золотоя! И снесла золотое яечко. Дед яго продав и купив печь, чтоб было где лечь. А к печи – трубу, а к трубе – избу, а в избу – лавцы. Завели ребят – все по лавкам сидят, кашу едят, хлеба рушають, да сказки слушають.

(Мельников М. Н. Рус. Дет. Фольклор. М., 1987).

План-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему: Конспект НОД на тему :«Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка — рябушечка». ОО Познание

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Трубчевский детский сад комбинированного вида

                «Белочка»

242220, Брянская обл. г. Трубчевск, ул. Володарского, 2 В

Конспект

НОД Развитие речи/

 художественная литература

ОО «Познание»

на тему:

«Чтение и драматизация русской народной

песенки «Курочка — рябушечка».

Рассматривание сюжетной картины «Дети

кормят курицу и цыплят»»

II младшая группа общеразвивающей

 направленности

Воспитатель 1 кв. категории:

Воробьёва Т.И.

Трубчевск,

2012 г.


Программное содержание:

  • Вспомнить с детьми русскую народную песенку «Курочка — рябушечка».
  • Формировать умение вести диалог, участвуя в драматизации песенки.
  • Продолжать учить и рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено, слушать рассказ воспитателя, составленный по картине, при повторном рассказывании добавлять отдельные слова и фразы.
  • Закреплять знания домашних животных и их детёнышей.
  • Обогащать словарь детей словами: миска, на корточках, активизировать в речи детей слова — клевать, сыпать.
  • Развивать внимание, память, мышление.
  • Воспитывать любовь к животным, заботливое к ним отношение.

Материал:        

Картина: «Дети кормят курицу и цыплят», игрушка курочка, маски курочки и цыплят, картинки домашних животных и их детенышей, фланелеграф.

Ход:

I.        Организационный момент

  • Посмотрите, сколько у нас гостей. Поздоровайтесь со всеми.
  • А теперь улыбнитесь гостям и друг другу, чтобы у всех было хорошее настроение.

II.        Чтение и драматизация русской народной песенки «Курочка — рябушечка»

  • Ребята, у нас сегодня еще будут гости, а кто, узнаете, когда отгадаете загадку:

Квохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крылья подбирает

  • Правильно, это курочка. Вот она какая. Красивая. На голове у неё красный гребешок, бородушка. Сама пестрая. Курочки бывают разные: черные, белые, красные и пестрые, как наша. Пестреньких кур иногда называют ласково — рябушечка. Про одну такую курочку — рябушечку даже есть песенка. Послушайте, я вам её напомню, а вы мне будете помогать.

— Курочка — рябушечка.

Куда ты пошла?

  •  На речку.
  •  Курочка — рябушечка,

Зачем ты пошла?

  •  За водичкой.
  •  Курочка — рябушечка,

Зачем тебе водичка?

  •  Цы пляток поить.
  •  Курочка — рябушечка,

Как цыплятки просят пить?

-Пи — пи — пи — пи!

Молодцы, ребята, вспомнили песенку. А теперь поиграем. Лера будет курочка — рябушечка (одеваю маску курочки). Я буду задавать курочке вопросы, а она на них будет отвечать, (драматизация повторяется два раза).

III Рассматривание сюжетной картины «Дети кормят курицу и цыплят»

  • А вот этой красно-коричневой курочке не надо ходить за водичкой, (показываю картину).
  • Как вы думаете почему?
  • Что делают дети?
  • Давайте рассмотрим детей, которые заботятся о курочке с цыплятами.
  • Посмотрите, девочка в каком сарафанчике? С синим бантом.
  • Что делает девочка? (сыплет зёрнышки)

(хоровые и индивидуальные ответы)

  • Где она берет зернышки? (в красной мисочке).
  • А вот мальчик в красном комбинезоне, что он делает? (присел на корточки, смотрит на цыплят).
  • Покажите, как присел мальчик (дети показывают).
  • Мне кажется, мальчик не только смотри, но и что — то говорит цыпляткам, которые не хотят есть.
  • Как вы думаете, что он говорит? (высказывания детей).
  • Мальчик говорит: «Клюйте, клюйте зёрнышки, они очень вкусные!»
  • Что говорит мальчик? Повторите (хоровые и индивидуальные ответы).
  • Что можно сказать про курочку? Какая она? (большая,        пестрая, клюёт зерна).
  • А цыплята какие? (маленькие, жёлтенькие, хорошенькие, пушистые комочки, так и хочется их потрогать).
  • Чем заняты цыплята? (Два едят, остальные смотрят).
  • Посмотрите внимательно на картину, о чем мы ещё не говорили? Что не заметили? (забор, кусты, берёза)
  • Подумайте и скажите, чем ещё можно кормить цыплят? (крошками, червяками, кашей, свежей травой).
  • А что пьют цыплятки?
  • Давайте покажем, как цыплятки пьют водичку (дети показывают)
  • Посмотрите на картину, что можно сказать, холодно здесь детям или тепло, (тепло, лето, дети раздеты).
  • Послушайте сейчас рассказ по этой картине:

Был теплый летний день. Дети вышли во двор. «Цып — цып — цып», — позвали они. И к ним прибежала курочка и цыплятки, маленькие, жёлтенькие, хорошенькие. Девочка насыпала зернышек на землю и в большую тарелку. Курочка и два цыпленка клюют зернышки. А остальные цыплята не едят, по сторонам смотрят Мальчик присел на корточки и уговаривает цыплят: «Клюйте, клюйте зернышки, они вкусные!»

Я ещё раз расскажу вам, как дети кормят курочку и цыплят, а вы будете мне помогать, (воспитатель повторяет рассказ, дети помогают, добавляя отдельные слова и фразы)

  1.  Подвижная игра «Курочка и цыплята»
  2.  Дидактическая игра «У кого кто?»
  • Где живут курочка с цыплятами? (живут у людей, люди о них заботятся, домашние птицы).
  • Есть и другие домашние животные. Посмотрите, у курочки — цыплята, а у кошки — … (котята), у собачки — … (щенята), (показываю картинки, дети называют животных и их детенышей).
  1. Подведение итогов

Ребята, какие вы молодцы! Вы и песенку вспомнили про курочку — рябушечку, и играли хорошо. Мы рассмотрели картину «Дети кормят курицу и цыплят». Вы отвечали на вопросы хорошо, повторяли за мной, помогали мне. Правильно назвали всех животных и их детенышей. И курочке понравилось, как вы работали. Молодцы! А сейчас давайте покажем курочке всю нашу группу.

Сказка Курочка — Читать сказки Афанасьева А.Н.

Русские народные сказки Афанасьева А.Н.

Курочка (вариант сказки 1)

Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась». Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?

Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.

Курочка (вариант сказки 2)

Как у нашей бабушки в задворенке
Была курочка-рябушечка;
Посадила курочка яичушко,
С полки на полку,
В осиновое дупёлко,
В кут под лавку.
Мышка бежала,
Хвостом вернула —
Яичко приломала!
Об этом яичке строй стал плакать,

Баба рыдать, вереи хохотать,
Курицы летать, ворота скрипеть;
Сор под порогом закурился,
Двери побутусились, тын рассыпался;
Поповы дочери шли с водою,
Ушат приломали,
Попадье сказали:
«Ничего ты не знаешь, матушка!
Ведь у бабушки в задворенке
Была курочка-рябушечка;
Посадила курочка яичушко,
С полки на полку,
В осиновое дупёлко,
В кут под лавку.
Мышка бежала,
Хвостом вернула —
Яичко приломала!
Об этом яичке строй стал плакать,
Баба рыдать, вереи хохотать.
Курицы летать, ворота скрипеть,
Сор под порогом закурился,
Двери побутусились, тын рассыпался;
Мы шли с водою — ушат приломали!»
Попадья квашню месила —
Все тесто по полу разметала;
Пошла в церковь, попу сказала:
«Ничего ты не знаешь…
Ведь у бабушки в задворенке
(Снова повторяется тот же рассказ.)
……… тын рассыпался;
Наши дочери шли с водой —
Ушат приломали, мне сказали;
Я тесто месила —
Все тесто разметала!»
Поп стал книгу рвать —
Всю по полу разметал!

Другой текст сказки — Курочка Ряба

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о