Сказка

Как лиса ловила ворон сказка смотреть онлайн: Как лиса ловила ворон мультфильм – Мультфильм как лиса ловила ворон

Как лиса ловила ворон — стр. 11

КАК ЛИСА ЛОВИЛА ВОРОН

Лиса была голодна. Увидев ворон, она решила поохотиться.

Лиса легла на дороге, притворившись мертвой. Три вороны опустились около нее. Улучив момент, лиса схватила одну из них. Две вороны улетели.

Своей находчивостью и хитростью лиса утолила голод.

б) Работа по картинке, с. 74.

Вопросы:

– Дайте имена девочке и мальчику.

– Что делает девочка?

– Что делает мальчик?

в) Сопоставление выражений:

Лиса ловит ворон.

Мальчик на уроке ловит ворон.

Во втором значении «ловит ворон» – невнимателен, отвлечен от дела, зазевался.

Физкультминутка

1. Разгадывание ребусов, с. 74.

Детям разъясняется принцип разгадывания ребусов.

Слог тык находится внутри буквы а, получается тык в а – отсюда слово тыква. Таким же образом разбираются остальные ребусы.

Ворона, корова, ворота.

На рисунке изображен сук дерева, вместо с вставлена буква

л, получается слово лук.

  • Чтение и анализ слов в столбиках (с. 75), сопоставление их со схемами этих слов, заранее начерченными на доске.

Учитель сообщает, что эти слова встретятся в тексте, который сейчас будем читать.

Дети отвечают на вопросы:

– Кто вырастил лук? А салат?

– Что еще вырастили дети?

По ответам детей учитель выясняет, как они поняли содержание. Предлагает ребятам подобрать заголовок к тексту, например: «Урожай», «Наш урожай» (варианты детей).

По тексту дается задание:

– прочитать только те слова, в которых встречается буква в. (Какие из этих слов встретились в столбиках?)

– Прочитать слова, в которых есть мягкие согласные звуки (вырастил, Лариса).

Физкультминутка

2. Беседа. Учитель выясняет у детей помогают ли они родителям на огороде и в саду. Что они сажали? Какой получили урожай? (Ответы детей.)

Рассматривают рисунки и сообщают, что Ирина и Вова раскрасили не так. (Конь – синий; в природе таких не бывает, может быть только в сказках.)

Учитель выясняет, как учащиеся понимают его смысл.

3. Дети повторяют все изученные буквы, которые помещены на «ленте букв», с. 75.

III. Итог урока.

– Что повторяли на уроке?

– Были ли какие-нибудь затруднения в выполнении заданий?

– Что понравилось? Почему?

Урок 40. гласная буква Ее

Цели: познакомить учащихся с гласной буквой Е е; развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Постановка целей и задач урока.

1. Учитель сообщает детям, что на уроке они узнают особую гласную букву.

На доске – рисунок с изображением трех елей. Дети называют деревья:

Это ели.

Проводится слого-звуковой анализ слова ели.

Слово учителя.

– Произнесите слово ели по слогам.

– Сколько слогов в слове ели?

– Какой первый? Какой второй?

– Какие это слоги?

Выясняется, что оба слога в слове ели – это слоги-слияния. Рассматривается схема данного слова. Еще раз произносится первый слог. Определяется, что он состоит из двух звуков, образовавших слияние [й’э], но принято весь слог обозначать не двумя буквами, а одной.

Детям показывается буква

Е е. Учитель сообщает, что когда мы называем эту букву, то сразу произносим два звука [й’э].

Чтобы убедиться, поняли ли дети объяснение, предлагается еще раз рассмотреть схему слова ели и ответить на вопрос:

– Сколько надо взять букв, чтобы обозначить первый слог слова ели, в котором два звука? (В слоге е два звука, но, чтобы их обозначить, нужна только одна буква.)

Дети читают слово ели под схемой по слогам.

2. Проводится работа на магнитной доске.

Предлагается составить слово ели, предварительно сказав, сколько в нем слогов и сколько надо взять букв, чтобы обозначить первый слог слова ели. Слово дети читают.

Заранее на магнитной доске составлены слова высоки и красивы.

Слова читаются. Учитель добавляет букву е в конце каждого слова. Просит детей прочесть, что получилось.

Читаются слова высокие и красивые.

Учитель предлагает, объединив все эти слова, составить предложение: между словами высокие и красивые вставляется буква и, в конце предложения ставится точка. Дети читают предложение:

Ели высокие и красивые.

Делается вывод, почему буква е особая: она одна служит для обозначения целого слога-слияния, то есть обозначает не один, а два звука; употребляется такая буква в начале слова (ели) и после гласных (высокие).

  1. Физкультминутка

3. На что похожа буква Е?

На дворе – такая жалость! –

Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась,

Буква Е зато осталась.

– Что напоминает буква

Е? (Ответы детей.)

4. Печатание буквы Е е учащимися в тетрадях.

5. Дети читают столбики слов (с. 74) со вспомогательными пометками. Проводится работа над значением таких слов, например: еловые, лает, роет, воет, кусает. Делается вывод: чтобы прочитать букву Е, надо произнести два звука [й’э].

– Найдите и прочтите слова, в которых буква е обозначает два звука [й’э].

Выясняется, что гласная буква е обозначает мягкость предшествующего согласного звука.

Дети рассматривают рисунок, с. 77.

– Назовите предметы, изображенные на рисунке, в названии которых есть буква е. (Белка, снегирь, ели, снег, высокие, красивые.)

  1. Физкультминутка

– Узнайте сказку.

– Как зовут героя сказки? Как она называется?

Вымолвил словечко –

Покатилась печка.

Прямо из деревни

К царю да царевне.

И за что, не знаю,

Повезло лентяю.

(Емеля из сказки «По щучьему велению».)

Дети рассматривают иллюстрацию к сказке. Составляют предложения, отвечая на вопросы:

– Какого сказочного героя мы вспомнили?

– Вы узнали на иллюстрации Емелю?

– На чем едет Емеля?

– Что у него в санях?

– Кто бросился навстречу Емеле?

– Как ведут себя прохожие?

– Опишите одежду Емели и прохожих.

Учитель выясняет, как учащиеся понимают их смысл. Просит прочесть только те слова, в которых встречается буква е.

III. Итог урока.

– Что нового узнали сегодня на уроке?

– Что особенно понравилось?

– Что вызвало затруднение? Почему?

Урок 41. обозначение буквой

Е ГЛАСНОГО ЗВУКА [э] ПОСЛЕ МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ В СЛИЯНИИ

Цели: познакомить с обозначением буквой е гласного звука [э] после мягких согласных; развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование: учебник, предметные картинки.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Постановка целей и задач урока.

Определите позицию е в словах:

Ева, след, место, песня, сетка, дело, единица, ежевика, енот, высокие, низкие, ель.

1. Хором дети за учителем проговаривают скороговорку.

Еле-

Еле

Елизар

Едет-

Едет

На базар.

А с базара,

А с базара

Не догонишь Елизара.

2. Учитель сообщает, что на уроке дети узнают новое о букве

Е.

– Отгадайте загадку:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью умирает,

Весной оживает. (Лес.)

С использованием схемы (на доске) анализируется слово лес. Внимание сосредотачивается на слиянии ле.

Слово учителя.

– Произнесите слияние ле, чтобы хорошо слышался гласный звук [л’э-э-э]. Слышится гласный звук [э]. Как произносится согласный звук в слиянии, твердо или мягко? [л’э] – согласный звук мягкий.

Учитель делает обобщение: если в слиянии после мягкого согласного звука слышится звук [э], то пишется буква е. Другими словами, буква е после согласных обозначает звук [э] и мягкость предшествующего согласного звука.

Примечание. Несмотря на то, что при ознакомлении с буквой е учитель и учащиеся произносят звуки [й’] и [э], буквы

й и э, еще не изученные детьми, естественно, не используются.

  1. Физкультминутка

а) При затруднении в чтении отдельные слова печатают на доске с дополнительными пометками, анализируют и читают. Слова эти печатаются также в тетрадях.

б) Проводится беседа по содержанию рассказа.

Вопросы:

– Какие деревья росли в лесу?

– Сколько лет они росли?

– Каким другим словом можно заменить слово красивы? (Прекрасны, великолепны.)

3. Работа со словами-антонимами, с. 78.

Дети вспоминают, что антонимы – это слова противоположные по смыслу.

Старые – новые

Высокие – низкие

Толстые – тонкие

Учащиеся подбирают слова, отвечающие на вопрос что? Составляют словосочетания.

Старые дома, новые ворота, высокие сосны, низкие кустарники, толстые стволы, тонкие ветки.

4. Учащиеся под руководством учителя от слов во множественном числе образуют слова, отвечающие на вопрос какие?

Сосны – (какие?) сосновые (шишки)

Осины – (какие?) осиновые (листья)

Ели – еловые (лапы).

Выясняется, что оно – перевертыш: А в Енисее синева.

  1. Физкультминутка

5. Учитель просит учащихся отгадать загадку:

Течет, течет –

Не вытечет,

Бежит, бежит –

Не выбежит. (Река.)

6. Дети рассматривают иллюстрацию, с. 78–79. Составляют рассказ по картинке, отвечая на вопросы:

– Что изображено на картинке?

– Какая река?

– Какие деревья растут около реки?

– Кого видим на берегу реки? Чем он занят?

Отвечают на вопросы по содержанию:

– Около чего протекает река?

– Что находится в реке?

– Что находится в иле и тине?

III. Итог урока.

– Какие знания получили сегодня на уроке?

– Что было особенно интересным?

– Какие были затруднения?

Урок 42. чтение слов с буквой Е
(закрепление)

Цели: закрепить знания учащихся о гласной букве е; развивать речь, логическое мышление, память.

Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Закрепление опорных знаний.

Придумайте слова, начинающиеся со слога е (ель, енот, ежиха, Егор, единица, ежевика и т. д.).

Составить слова со слогами: ле, ре, е, се, ло, ет, ли, ка, са, ла. (леса, река, ели, село, лает, лиса, ела).

лес – леса река – реки

село – сёла ива – ивы

трава – травы

Вопросы:

– Где происходит действие рассказа?

– Что сделал Сева? Откуда он нырнул?

– Кто был в реке?

– Кто ловил раков?

  1. Физкультминутка

1. Составление предложений по вопросам.

Вопросы:

– Какие ели? Ели такие красивые.

– А сосны какие? А сосны такие высокие.

– А осины? А осины такие нарядные.

Дети делают вывод, что слова, которыми они дополнили предложения, отвечают на вопрос какие?

2. Работа по рисункам, с. 81. Разбор значений слов селó, сéло.

Дети рассматривают рисунок с изображением села (слово селó – в значении населенный пункт) и рисунок с изображением заходящего солнца (слово сéло – солнце спряталось, опустилось за горизонт).

Написание слов одинаковое, разные ударные слоги – и значение слов тут же изменилось.

  1. Физкультминутка

3. Чтение предложений (дополнить их словами, изображенными на предметных картинках).

а) На доске:

Вова ел (рис. яблоко).

Лена ела (рис. пирожок).

Вопросы:

– Сколько звуков в слове ел? Сколько букв?

– Сколько звуков в слове ела? Сколько букв?

– Почему? Как надо читать букву е в начале слова и после гласных?

– Произнесите два звука слитно: [й’э].

б) Слова ел, ела, ели составляются из букв на магнитной доске. Перед ними выставляются слова он, она, они.

Дети читают полученные предложения.

Он ел. Она ела. Они ели.

Дети дополняют устно предложения.

Я ем. Он ест. Он поест.

Проговаривание скороговорки, с. 81.

  • Чтение учащимися слов в столбиках, с. 81. Дети определяют, что от имен могут образовываться новые имена по мере взросления человека.

Света – Светлана, Лена Елена

(Дети приводят примеры, например: Саша Александр, Коля Николай и т. д.)

4. Дети повторяют все изученные буквы, которые помещены на «ленте букв», определяют место гласной буквы е.

III. Итог урока.

– Что повторяли на уроке?

– Какие задания вызвали интерес?

– Были ли затруднения? В чем?

Урок 43. согласные звуки [п],[п’], БУКВА Пп

Цели: познакомить учащихся со звуками [п], [п’], буквой П п; развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Формирование новых знаний, умений и навыков.

Постановка целей и задач урока.

1. Дети рассматривают иллюстрацию на с. 82–83.

Слово учителя.

Вы видите Петра I (его еще называли Великим) – русского царя (правил с 1689 г.), первого российского императора (с 1721 г.). Он был основателем новой столицы – Петербурга, основоположником кораблестроения в стране.

На иллюстрации вы видите императора в рабочей одежде, потому что он, помогая рабочим, сам выполнял плотницкие работы.

Учитель просит учеников внимательно рассмотреть иллюстрацию и назвать предметы, в названиях которых встречаются звуки [п], [п’]. (Петр, топор, парик, пила, шляпа, парус, плотник.)

2. Учитель выделяет два слова плотник, пила. Слова выкладываются на магнитной доске. На классной доске заранее начерчены схемы к этим словам, они открываются. Из слов плотник и пила выделяются согласные звуки [п] и [п’], указывается отличие согласных от гласных (при произнесении [п] и [п’] преградой являются сомкнутые губы). Согласные звуки [п] и [п’] характеризуются: [п] – твердый глухой, [п’] – мягкий глухой.

3. Усваивается буква, которой обозначаются твердый и мягкий звуки.

Дети читают слоги-слияния в столбиках на с. 83.

Делают вывод, что гласная и показывает мягкость предшествующего согласного звука [п’], а гласная о и согласные, следующие за звуком [п] – его твердость.

Учитель сообщает, что согласные звуки [п], [п’] на письме обозначаются буквой П п.

  1. Физкультминутка

4. На что похожа буква П?

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

Ну-ка, милый, не ленись,

Подойди да подтянись.

– На что похожа буква П? (Ответы детей.)

Фонетическая зарядка.

– Как пищат птенцы?(Пи-пи-пи).

5. Дети читают стихотворение В. Берестова на с. 83.

Задание:

– Подчеркните слова, в которых встретилась буква П.

Учитель выясняет, как учащиеся поняли их смысл.

6. По отдельным предложениям дети читают текст «Скоро конкурс», с. 84.

Физкультминутка

7. Дети дополняют предложения, пользуясь предметными картинками.

Вопросы по тексту:

– Что скоро будет в классе?

– Что нарисовала Вера? А Павел?

– Что нарисовал Виктор? А Полина?

Ответив на вопросы, дети легко дополняют предложения, пользуясь картинками.

III. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно запомнилось?

– Что вызвало затруднения?

Урок 44. чтение слов с буквой П
(закрепление)

Цели: закрепить знания учащихся о согласных звуках [п], [п’], букве П п; развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование: учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Закрепление опорных знаний.

1. В игровой форме проводится упражнение в преобразовании слова полка пилка – палка.

На магнитной доске выкладывается слово полка. Учитель показывает детям предметную картинку с изображением пилочки. Дети называют слово пилка. Вместо буквы о вставляется буква и. Дети читают слово пилка. Показывается рисунок палки. Дети называют слово палка. Вместо буквы и, вставляется буква а. Дети читают слово палка.

Читать сказку Лиса и ворон (Керекская)

Лиса и ворон (керекская сказка)


Лиса ленилась добывать себе пищу, поэтому и жила плохо, голодала. Однажды она сказала дочери:
— Обману-ка я ворона. Скажу, что замуж вышла, богато жить стала.
Дочь говорит:
— Не надо обманывать! Лучше попроси у него еды по-хорошему.
Не послушалась лиса. Взяла старую мокрую сетку для рыбы, в мешок затолкала, завязала, пошла к ворону. Ворон услышал, что кто-то идёт, спрашивает:
— Кто там?
А лиса уже в сенях отвечает:
— Это мы с мужем пришли. Ворон удивился:
— Смотрите-ка! Двоюродная сестрица замуж вышла. Пусть мужа покажет.

Лиса говорит:
— Муж не может при свете находиться. Его предки в темноте жили, и он темноту любит. Он как будто слепой — ничего не видит.
Тогда ворон говорит:
— Ну что ж, потушите светильники. Пусть заходят.
Когда лиса зашла, ворон спросил:
— Что будете есть? Лиса ответила:
— У нас пищи много. Ешьте сами. Пошла жена ворона в кладовую за едой, а лиса тихонечко за ней пробралась и стала еду в мешок складывать. Полный мешок наложила, завязала, в сени вынесла, в угол поставила.
А ворон всё удивляется:
— Вот ведь наконец-то двоюродная сестрица замуж вышла!
А лиса всё хвастает:
— У моего мужа много оленей. Два больших табуна. А у вас нет ли яиц? Мой муж очень любит яйца. В обмен обещаю вам оленьи шкуры. Вот они, шкуры, в мешке. Пощупай.
Ворон пощупал мешок. Действительно, там что-то мягкое, как оленьи шкуры. Обрадовался ворон: «Вот богатство — всем на одежду хватит». Велел он мешок в полог [отгороженная оленьими шкурами часть жилища] положить.
Жена ворона говорит:
— У нас есть сын, у вас дочь. Вот бы их сосватать!
Лиса подумала и сказала:
— Если ваш сын захочет, сосватаем. Так разговаривая, попили они чаю. Потом лиса сказала, как бы обращаясь к мужу:
— Идём домой, а то наши олени испугаются и убегут.
Распрощалась она с вороном и его женой, в сенях мешок с пищей захватила, нагрузилась так, что едва до дому дошла. Дома сказала дочери, смеясь:
— Смотри-ка, ведь обманула я ворона. Он думает, я и вправду замуж вышла. И старую сеть за оленьи шкуры принял.
Дочь опять сказала:
— Зачем ты обманываешь? Нужно было по-хорошему попросить.
Лиса сердито ответила:
— А ты не учи меня, а то без еды оставлю!
Замолчала дочь, а лиса закусила яйцами и стала варить мясо.
Тем временем ворон радовался, что так легко добыл оленьи шкуры. Вдруг в пологе что-то закапало. Жена ворона воскликнула:
— Что это капает?
— Наверное, лиса дорогой шкуры подмочила, — ответил ворон.

В это время пришёл их сын. Когда ему рассказали про шкуры, он сказал:
— А ну-ка, покажите своё богатство! Мать достала мешок, развязала, вытащила сетку, удивилась:
— Смотрите-ка — нет ничего! Только старая мокрая сетка!

Рассердился ворон, приказал:
— Двери в кладовой завесьте сеткой. Если лиса ещё придёт, пусть сама еду возьмёт. Сунет лапу в мешок и попадёт в капкан.

И правда, через некоторое время лиса опять пришла, снова лживые речи ведёт:
— Вот мы с мужем опять пришли. Шкуры принесли.
Жена ворона притворилась больной, говорит:
— Ах, сегодня у меня голова болит. Не могу выйти.
Лиса говорит:
— Ну, тогда до свидания, мы торопимся.
А сама к кладовой пробралась, лапу в мешок сунула. Застряла лапа в мешке. Дёрнула лиса лапу, хотела убежать, но в сетке запуталась, закричала:
— Ой, что вы со мной делаете? А ворон говорит:
— Ты сама себе плохо сделала. Зачем нас обманула? Зачем вместо шкур старую сетку дала? Зачем в чужие кладовые лазаешь?

Заплакала лиса, стала просить, чтобы её освободили, но никто её не выручил. Наконец ей удалось порвать сеть и выскочить на улицу. А лапа её в капкане. Так с ним домой и прибежала.
— Освободи меня, — просит она дочь.
Не хотела дочь помогать матери, потому что она обманщица, но всё же пожалела, освободила.
Так ворон проучил воровку и обманщицу лису.


— КОНЕЦ —

Народная Керекская сказка с картинками Пересказала: Винокурова. Иллюстрации: Гусаров

Ворон и лиса — сказка, текст читать. Эскимосские народные сказки

Жил один ворон. Ушел ворон от своих и поставил землянку на берегу Берингова моря.

Увидела землянку лиса и стала расхваливать ворона:
 — Ах, какой ты хороший, ах, какой ты красивый. Когда солнышко всходит, твои перышки поднимаются!

Слушает ворон лису, и сердце его радуется. Позвал он лису к себе в землянку жить.

 — Вот хорошо! — согласилась лиса, — у меня нора маленькая и темная, а у тебя землянка высокая да светлая.

И стали ворон с лисой жить вместе. Ворон пищу добывает, а лиса землянку прибирает.

Сделал ворон копье, гарпун и пошел по льду в море. Увидел отдушину во льду, а возле — дохлую нерпу. Вонзил он копье в нерпу и принес домой; Лиса спрашивает:
 — Отнял или сам убил?
 — Убил! — сказал ворон. Начала хвалить его лиса:
 — Ах, какой ты хороший, ах, какой ты красивый! Когда солнышко всходит, твои перышки поднимаются!

Разделили они нерпу и стали есть — лиса по лисьи, а ворон по-вороньи. Съела лиса все мясо, а ворон половину. Отдал он лисе свое мясо, а сам пошел опять на добычу.

Подходит он к отдушине, видит — поднялась нерпа из воды, вздохнула и ушла в море. Стал ворон ждать.

Вынырнула нерпа. Бросил ворон в нее гарпун. Нырнула нерпа в воду — а ворон крепко держит ремень гарпуна. Ходила-ходила нерпа в море, опять подошла к отдушине. Метнул ворон копье и вытащил нерпу на лед. Принес домой. Похвалила его лиса, а ночью думает: Как же это он ловит нерп? Пойду-ка я сама добуду, а уж ворону не дам! Вышла она потихоньку из землянки, взяла гарпун и копье, понюхала след и пошла.

Подходит к отдушине и думает, что сначала бросать — гарпун или копье? Вынырнула нерпа в отдушину. Лиса бросила в нее гарпун, уцепилась за конец ремня и держит. Ходила-ходила нерпа в море, подошла к отдушине. Бросила лиса копье. Да копье не удержала и про ремень гарпуна забыла — и ушла нерпа под лед, утащила и гарпун и копье. Испугалась лиса, прибежала домой. Легла и притворилась спящей.

Проснулся ворон, собрался на охоту. Искал, искал гарпун и копье, спрашивает лису:
 — Сестра, кто взял гарпун и копье?

Лиса сквозь сон отвечает:
 — Ты же сам знаешь, что я из землянки никуда не выхожу.

«Что ж теперь делать, — думает ворон, — чем добыть пищу?» Ходил-ходил, думал-думал и надумал удочкой ловить рыбу.

Пошел ворон на берег, сделал прорубь. Сидел-сидел. Холодно стало… Чувствует он — что-то тяжелое подцепилось ему на крючок. Потянул удочку, и вытащил чудо морское — все обросшее тиной, голова громадная, глаза висят на щеках, а ко всему телу прилипли рыбы. Снял он рыб, а чудо бросил в воду. Так ходил он каждый день и всегда приносил рыбу.

Думает лиса: «Как это он ловит рыбу? Пойду-ка я сама попробую!» Вышла лиса потихоньку, взяла со стены удочку, понюхала след и пошла по тропинке на берег.

Подошла лиса к проруби, опустила удочку, и попалось ей что-то тяжелое. Тянет она из всех сил и думает: «Ворону не дам!» Показалось чудо морское над водой. Испугалась лиса, бросила удочку, и ушло чудо на дно вместе с удочками. Прибежала лиса домой. Притворилась спящей.

Встал ворон, собрался ловить рыбу. А удочек нет нигде! Кричит он лисе:
 — Сестра, сестра, кто взял удочки?
 — Что ты мне спать не даешь? Ты же знаешь, что я из землянки и не выхожу…

Остались голодные ворон и лиса. Ходил-ходил ворон по тундре, вышел на морской берег и подумал: «В ту сторону я никогда не ходил». И пошел…

Шел-шел, прошел кошку, а дальше — отвесная скала., Стал он скалу переваливать. Поднялся высоко. Стал смотреть во все стороны и увидел далеко на берегу землянку.

Подошел он к землянке, залез на крышу, посмотрел в дымоход и увидел: посредине землянки сидит женщина, заплетает косы, а вокруг нее ходят белые и черные олени. Начинает она расплетать косы — поворачивают олени в другую сторону.

Каркнул ворон от удивления, и попала его слюна на маленького теленка — упал олененок и подох. Взяла женщина олененка и выбросила. Ворон сделал петлю, надел через голову на плечи и пошел домой со своей добычей.

Увидела его лиса и завела свою песню: «Когда солнце поднимается, твои перышки тоже поднимаются».

Так ходил ворон каждый раз, как у них кончалась пища.

Лежит лиса и думает: «Где он мясо достает? Не пойти ли и мне туда поохотиться?» Встала она и пошла по следам ворона. Пришла к землянке. Взглянула в дымоход. Видит: сидит женщина, заплетает косы — вокруг нее идут олени в одну сторону, расплетает косы — олени идут в другую сторону,

Высмотрела лиса самого большого оленя и плюнула на него. Упал олень. Взяла женщина оленя за ноги и выбросила наружу. Обвязала лиса оленя ремешком, сделала петлю, надела на плечи, взялась тащить да и с места не сдвинет — намучилась. Полезла она тут на землянку и крикнула женщине в дымоход:
 — Эй, помоги оленя поднять!
 — Сейчас иду, — сказала женщина, а сама подумала: «Так вот кто у меня оленей ворует!» Взяла женщина палку, доску, на которой шкуру обдирают, подошла к лисе, ударила по затылку и ушла в землянку.

Ждал-ждал ворон лису и подумал: Наверно, она ушла к своим! Пошел ворон за олененком к той землянке. Подошел и увидел: где стояла землянка — там лежит нижняя челюсть кита, вместо женщины — черный камень, вместо оленей — белые камни вокруг. «Кто же это мне опять испортил?» — подумал он. И увидел он лису возле оленя.

 — Так вот кто это сделал! — сказал он и похоронил лису. Пошел домой и стал жить один.

Скучно стало ворону. «Вот жила со мной лиса, рассказывала мне о своем отце, а я о своем отце рассказывал ей, и весело нам было!» — так говорил ворон самому себе каждый день. Скучает, лису вспоминает — как она его ждала, как они пищу пополам делили.

Встретил ворон другую лису и позвал к себе жить в землянку. И опять стал ворон пищу добывать, а лиса в землянке прибирать.

И вот лиса говорит ворону:
 — Тебе бы, ворон, жениться надо!
 — И то правда! — сказал ворон, и пошел жениться. Рассердилась на него лиса и думает: Ну, погоди, я покажу тебе, как на других жениться! А ворон шел да шел по морскому льду, увидел на льду рыбку и спрашивает:
 — Ты что тут делаешь?
 — Да хочу замуж выйти, вот жду жениха!

И женился ворон на рыбке, а про лису и не подумал. А лиса затаила злобу на ворона и его жену. Ушел ворон как-то на охоту. Лиса согрела воду в корыте, посадила туда рыбку и выплеснула наружу. Приходит ворон с охоты, увидел свою жену у порога и запел от радости, что она его поджидает. А жена и слова сказать не может.

Принес ворон рыбку в землянку. Лиса и говорит ему:
 — Братец-ворон, рыбка привыкла жить на просторе, а ты ее посадил в землянку!

На следующий день, едва ворон ушел в тундру, лиса посадила рыбку в горячую воду и выплеснула на снег. Вернулся ворон, а жена еле-еле дышит.

А лиса свое твердит:
 — Рыбка привыкла к простору, а ты ее держишь в землянке!

На третий день, только ворон ушел на охоту — лиса вскипятила воду, посадила туда рыбку и выплеснула наружу. Потом сложила в мешок свои вещи: костяную иглу, жильные нитки, костяной наперсток и меховые лоскутки. Пошла на сопку, легла на камень и стала ждать.

Пришел ворон поздно вечером, голодный, увидел свою рыбку на снегу. Кинулся к лисе, а ее нет. Выскочил, походил туда-сюда, да и съел рыбку.

Вернулся в землянку ворон и загоревал — опять он остается один. И решил ворон умереть: повесил он петлю и прыгнул в нее, да попал не головой, а ногой.

Кричит ворон. Лиса от любопытства умирает, а идти боится. Потом тихохонько подошла и увидела ворона в петле вниз головой. Стала она прыгать вокруг него и дразнить.

Забился ворон в петле. Оборвалась петля, упал ворон прямо на лису и вцепились они друг в друга — только перья да шерсть клочьями летят. Устанут, полежат рядышком, отдышатся и снова начнут… Так и растерзали они друг друга.

БАСНЯ «Ворона и лисица» читать онлайн + слушать аудио версию бесплатно!

басня Ворона и лисица картинка

Басня «Ворона и лисица»: читать текст + слушать аудио

Автор: Иван Крылов

Краткое содержание для читательского дневника

Главные герои:
  1. Ворона. В басне Крылова она представляется глуповатой и простой, очень падкой на лесть и похвалу, пусть даже и ложную. Ворона ещё не научилась различать фальшь от истины, добро от зла, правду от обмана.
  2. Лисица. Как и все её персонажи в различных сказках и баснях, лиса хитрая и предприимчивая, бессовестная врунья и обманщица. Заговорила добродушную и доверчивую Ворону лестью о красоте и ангельском голосе, уговорила ту спеть, а когда сыр выпал, схватила убежала прочь.

Краткое содержание:

Однажды Ворона раздобыв кусочек сыру взобралась на ель, решив позавтракать. Мимо, как назло, проходила плутовка Лиса. Лиса учуяла сырный запах и решила хитростью забрать сыр у Вороны. Подошла плутовка Лиса к ели и вертя хвостом завела хвалебные речи о красоте Вороны. Услышала Ворона лестные слова и позабыла обо всём. Попросила Лиса спеть, сказав, что при такой красе она и петь должна быть мастерица, тогда она и вправду будет царь-птица. Каркнула в ответ Ворона, сыр и выпал. Подхватила Лиса сыр и сбежала с ним.

Басня учит нас не слушать льстивых речей, не верить неискренним людям и помнить о том, что льстец преследует выгоду для себя.

Смотреть мультфильм — Ворона и лисица


Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, —
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Басня Крылова Ворона и Лисица читать онлайн бесплатно

Басня Ивана Крылова «Ворона и Лисица»

Эту басню можно без сомнения назвать самой известной у Крылова, с этим согласятся все, от мала до велика. Весь текст произведения давно разобран на цитаты, герои непременно вызывают симпатию, а количество аллюзий в искусстве, кинематографе и мультипликации и вовсе сложно сосчитать. Да-да, речь идёт о басне «Ворона и Лисица».

Иван Андреевич Крылов написал это ироничное произведение в 1807 году, а через год опубликовал в журнале «Драматический вестник». С тех пор, басня обречена на успех и популярность у русскоязычной публики.

Идея басни не оригинальна – сюжет прошёл долгий путь, переходя из «рук в руки» разных выдающихся литераторов. Впервые басню с аналогичной фабулой написал Эзоп, затем её переиначил французский баснописец Лафонтен, а после уже Крылов в XIX веке. Хотя и другие русские поэты переводили лафонтеновскую басню до Крылова – например, Сумороков и Тредиаковский. Но заслуга Крылова в том, что он не стал заниматься литературным переводом, а на основе известной ситуации создал совершенно новую басню с национальным русским колоритом.

Сюжет басни

Наверно, невозможно найти человека, который не смог бы пересказать сюжет этой незатейливой истории. В центре сюжета проворная, но глуповатая Ворона и очаровательная хитрая Лиса. Однажды Ворона смогла раздобыть где-то сыр – «бог послал», указывает нам автор на туманные обстоятельства обретения лакомства пернатой.

Желая полакомиться в «гордом одиночестве», птичка забралась на верхушку ели, но на её беду заприметила её Лисица. Вернее не её, а аппетитный сыр. Как достать лакомство? Не трясти же дерево?! На помощь нашей героине пришла хитрость, вернее лесть. Стала она восхищаться красотой птицы, делать комплементы, сокрушаясь при этом, что не может послушать голосок столь дивного создания. Заслушав такие речи и желая продемонстрировать голос, Ворона «каркнула во всё воронье горло». Сыр упал прямо в лапы Лисы и «с ним была плутовка такова».

Поучительное наполнение басни

Столбик текста с морализаторским содержанием автор размещает в начале произведения, превратив в его в своеобразный поучительный эпиграф.

Крылов очень красноречиво и изобразительно рассказывает своим читателям о разрушительной силе лести. Порою не в силах здраво себя оценить, человек хватается за льстивые слова других, попадая при этом в глупую ситуацию. А льстецов, к сожаленью, всегда много вокруг. Тем более, если человек обладает властью или может быть чем-нибудь полезным. Вот и начинает хитрое окружение «петь» дифирамбы жертве, преследуя только лишь личную выгоду.

При этом баснописец, утверждает, что большинство людей знает про то, что нужно быть начеку с такими вот льстивыми «подпевалами», но устоять часто невозможно. «Гнусная вредная лесть» всегда найдёт «уголок в сердце» человека, особенно если он не отличается очевидными талантами.

Роль в искусстве и отсылки в культуре

Кроме того, что басня буквально вся была разобрана на цитаты, украсив тем самым русскую речь устойчивыми выражениями, произведение не раз нашло претворение в виде намёков, аллюзий или прямых цитат в кинематографе, изобразительном искусстве и особенно мультипликации. На ум сразу приходит «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег» и «Белка и Стрелка», где ворону заменил крыс Веня, говорящий голосом Евгения Миронова. Это уже не говоря о мультфильмах, дословно передающих текст.

Яркий понятный язык, симпатичные герои, отличное чувство юмора и глубокий смысл делают басню «Ворона и Лисица» самой читаемой и любимой у взрослых и, конечно, детей, которые знакомятся с произведением уже в начальной школе.

Ниже вы можете прочитать полный текст басни «Ворона и Лисица» и выучить её наизусть, а также посмотреть видео и послушать выразительное чтение этой басни.

 

Басня Крылова Ворона и лисица

Хитрая лиса преподает урок вороне, которой бог послал кусочек сыра, но она не смогла его удержать по своей глупости. Басня Крылова Ворона и лисица словно говорит: верь своим глазам, а не ушам.

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, —
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

Мораль басни Ворона и лисица

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Басня Ворона и лисица — анализ

Ребята, лисичка в басне льстивая и очень хитрая, но совсем не плохая, простой её также не назовешь. Сообразительности и находчивости ей не занимать. А вот ворона наоборот была немного глупа, что поверила в уговоры лисы и каркнула во всё свое горло, ведь петь то на самом деле не умела и ангельским голоском похвастаться не могла, но как же ей приятно было слушать хвальбу лисы. Упустила свой кусочек сыру, а лиса и была такова. Интересно, а на чьей стороне находитесь вы?

Основное противоречие в басне Ворона и лисица заложено в нестыковке текста и морали. Мораль утверждает, что льстить – это плохо, но лиса, которая себя именно так и ведет – оказывается победительницей! Текст басни демонстрирует как игриво и остроумно ведет себя лиса, а далеко не осуждает её поведение. В чем же секрет? А тайны никакой на самом деле нет, просто в каждом возрасте и положении, человек по-разному относится к лести и льстецам, иной раз кому-то поведение лисы покажется – идеалом, а в другой раз – некрасивым поступком. Единственное, что остается неизменным – это глупость одураченной вороны – уж тут всё без изменений.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о