Советские сказки слушать бесплатно в хорошем качестве: Русские народные сказки слушать онлайн и скачать
Морозко. Смотреть сказку онлайн и бесплатно в хорошем качестве.
Кино
Каталог фильмов
Семейное
100 фильмов для школьников
Сказки и мультфильмы
1964
84 мин
СССР
Начать просмотр
Считается, что тринадцать — число несчастливое. Для мастера киносказки Александра Роу примета сработала наоборот: именно тринадцатый фильм стал самой известной его работой. Киносказка «Морозко» была дублирована на несколько языков и попала в прокат Великобритании, ГДР, США, Мексики, Финляндии и других стран. До сих пор фильм остается одной из главных новогодних картин России, а также Чехии, где сказку любовно называют «Мразик».
Сценаристы Николай Эрдман и Михаил Вольпин соединили в этой киноленте две самостоятельные истории: непосредственно «Морозко» и сказку об «Иване с медвежьей головой». Киновед и историк Кира Парамонова говорила о сценарии Эрдмана и Волыпина как о лучшем сказочном киноповествовании, самом гармоничном и остроумном. Во многом литературная основа и привела фильм к успеху. Режиссер и сценаристы создали особый мир, близкий и детям, и взрослым. Здесь не все решается силой и колдовством, зато с помощью доброты и трудолюбия можно преодолеть любые преграды. В сказке Роу и солнце готово взойти позже, чтобы Настенька успела довязать чулок и не попасть под горячую руку мачехи, и цветы на сухом пне расцветают. Вот только добро должно быть искренним, иначе оно не победит чары: долго ведь Ивану пришлось проходить с медвежьей головой, пока он не исправился.
От начала и до конца картина выдержана в стилистике народной сказки: поэтичные образы положительных героев, грубые и безобразные личины отрицательных, красивые костюмы в стиле билибинской живописи, монолитный и продуманный сюжет. Лента не стала «очередным» фильмом Роу. Режиссер не повторяется, он ищет новые пути повествования. Так Баба-яга, одна из самых частых героинь любых сказок, у Роу меняется. В исполнении Георгия Милляра лесная ведьма приобретает человеческое лицо. Временами она похожа на старую сварливую кухарку: совсем по-старушечьи трет спину, устало присаживаясь на порог избушки, пакостничает и заботится о куче домашних животных. При этом связь персонажа с потусторонним миром, о которой говорил филолог Владимир Пропп, у Бабы-яги Милляра не утрачивается. Актер, совместно с режиссером, создали одновременно и зловещий, и обаятельный образ «хранительницы леса».
Натурные съемки картины проводились на Кольском полуострове под Оленегорском. Роу любил работать на природе, отважился даже на то, чтобы в Заполярье построить настоящий украинский хутор для «Вечеров на хуторе близ Диканьки», а уж превратить кольские леса в сказочный лес Морозко — сам бог велел. Киносказочник был уверен, что на природе всякое чудо удается гораздо лучше, чем в павильонах. Разделяла ли его уверенность юная студентка ГИТИСа Инна Чурикова, которая действительно мерзла в сцене знакомства Марфуши и Морозко, сказать трудно. Но актриса, впоследствии ставшая звездой советского кинематографа, стоически переносила холод и самоотверженно ела головки лука, которые положил в корзину вместо яблок экономный реквизитор.
Инна Чурикова попала на эту роль случайно. Марфушку должна была сыграть Тамара Носова, но ассистент режиссера увидела Чурикову в коридоре института и привела ее на съемочную площадку. А дальше — дело техники: обеим претенденткам предложили погрызть орехи, и Чурикова, видимо, настолько хотела сниматься, что не жалела зубов. Волей случая в картине оказалась и Наталья Седых, исполнившая роль Настеньки. Александр Роу увидел пятнадцатилетнюю девушку в номере фигурного катания «Умирающий лебедь», который транслировали по ТВ. Конкуренток у юной Натальи было достаточно и, по воспоминаниям самой актрисы, на успех она не надеялась. Режиссер лично настоял на участии девушки в съемках.
Сейчас едва ли возможно представить других актеров на месте Настеньки, Марфушки, Иванушки и даже старика со старухой. Киносказка Роу признана не только зрителями, но и профессионалами в области кинематографа. Так Стивен Спилберг считал, что «Морозко» повлиял на создание многих шедевров Голливуда. Картина была удостоена главного приза «Лев святого Марка» на XVII Международном кинофестивале в Венеции в программе детских и юношеских фильмов, а также получила награду Award of Excellence за лучший киносценарий для семейного просмотра от Консультативного совета по кинематографии США.
Информация для учителя.
Лекция о фильме «Морозко»
«Морозко» (Александр Роу, 1964)
Александр Шпагин201613 мин
Лекторы: кинокритик Александр Шпагин, актрисы Елена Бирюкова и Ирина Лачина.
В ролях: Александр Хвыля, Наталья Седых, Эдуард Изотов, Инна Чурикова, Павел Павленко, Вера Алтайская
Режиссёр: Александр Роу
Детское
Каталог фильмов
Фильмы
Семейное
100 фильмов для школьников
Сказка
В подборках
Праздник на экранах
Зимние сказки
Кинотворцы Студии имени Горького
Детское кино для взрослых
Сказки Александра Роу
10 новогодних фильмов
15 советских киносказок
Георгий Милляр: «Я — вся нечистая сила нашего синематографа»
Смотрите также
Все фильмы
Малые народы большой страны. Камчатский край
документальное202260 мин
Джазист
документальное2021
Лятиф (Лицом к лицу / Большое в малом)
агитфильм193049 мин
Госфильмофонд России
Его превосходительство (Губернатор и сапожник)
драма192758 мин
Госфильмофонд России
Кендлиляр (Крестьяне)
историко-революционный193982 мин
Госфильмофонд России
Граница (Старое Дудино)
драма193581 мин
Госфильмофонд России
Н+Н+Н (Нини, налог, неприятность)
комедия192416 мин
Госфильмофонд России
Суд должен продолжаться (Парад добродетели)
агитфильм193063 мин
Госфильмофонд России
Булат-Батыр (Пугачевщина)
историческое192764 мин
Госфильмофонд России
Вор (Легкая кавалерия / Васька-забияка / Вася и Дружок)
мультипликационный193410 мин
Госфильмофонд России
Поп и коза
мультипликационный194110 мин
Госфильмофонд России
Однажды ночью
военный194478 мин
Госфильмофонд России
Предатель
драма192623 мин
Госфильмофонд России
Его призыв (23 января)
драма192564 мин
Госфильмофонд России
Рождество обитателей леса
мультипликационный19126 мин
Госфильмофонд России
Подпишитесь на рассылку портала «Культура. РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2022, Минкультуры России. Все права защищены
Контакты
E-mail: [email protected]
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна
Аудиокниги жанра Классика — слушать онлайн
2369 аудиокниг
Все Рассказы Романы Случайная
Классика
17
7
3,2K
Чехов Антон — В Париж!
Двух приятелей покусала дворняжка, и их отправляют в Париж к Пастеру лечиться. Примечание «— Знаешь, что, Вася? Поедем! Накажи меня господь, поедем! Ведь Париж, заграница… Европа! — Чего я там не… Классика8
2
2,5K
Твен Марк — Как меня выбирали в губернаторы
Короткий, но феноменальный рассказ Марка Твена о грязной политической игре, которая нас давно уже утомила и оттолкнула, была хорошо известна даже 100 лет назад.Новинки
Показать все книгиИнтересное за неделю
Все лучшиеПрямой эфир скрыть
YuRgEn 3 минуты назад
Отличная фантастика, автору большое спасибо.
Волченко Павел — Цикл смерти
Яна 18 минут назад
Не всегда. Я же не писатель! Сочинять не умею.))) Как обыватель, могу, конечно, иногда и приукрасить-раскрасить…
Темир Руслан — Цыганское проклятье
Яна 41 минуту назад
А что на родине Чарльза Джона Хаффема Диккенса или в других странах вокруг острова как-то иначе? Писатель полторы. ..
Диккенс Чарльз — Повесть о двух городах
Мартина Снежинка 56 минут назад
Очень хороший спектакль! Кроме Дурова и Табакова, которых уже назвали в комментариях, играют и другие замечательные…
Высоцкий Сергей — Анонимный заказчик
Виктория Радионова 1 час назад
Благодарю за внимание к рассказу, что находите время на обратную связь.
Радионова Виктория — Валенки, валенки…
Валерий Марданов 2 часа назад
Точно также…
Тургенев Иван — Дворянское гнездо
Арсен 2 часа назад
Очень нравится цикл. Озвучка огонь 🔥!
Суржиков Роман — Стрела, монета, искра. Том 1
Casper Valter 2 часа назад
Поморье) Местный говор не только оканьем славится, но и растягиванием окончаний, чем тоже страдал и, кажется, до сих…
Паркер Стив — Выживший
little lamplighter 3 часа назад
Аня знала его, и, пожалуй, лучше других. Она прочла все его книги, он писатель был. И в книгах он раскрыл свою душу…
Крашенинников Николай — Девственность
Emma Lovina 5 часов назад
А мне понравилось) И сюжет, и концовка, и озвучка, благодарю!
Гарин Андрей — Гимназия
Катерина Sokol 5 часов назад
Отличное прочтение, рассказ — нормальная короткая страшилка для рассказов у ночного костра. ГГ, с безразличием…
Темир Руслан — Призраки старого дома
TellyHo 6 часов назад
Не разделяю претензий к автору и исполнителю. Каждый на своем месте. Чтец нейтральный, не превносит ничего своего,…
Браннер Джон — Зыбучий песок
Аргентум С 6 часов назад
какое-то словоблудие, впустую потраченный час.
Ди Филиппо Пол — Пожизненное заключение
Konstans Konstans 6 часов назад
Честно говоря, ждала другую развязку. После того, как скоропостижно скончалась мышь и дедушка сдал и вдруг перенёс…
Плоджер Филип — Дитя на все времена
Олег 6 часов назад
И правда фрик какой-то, на 2 минуты хватило
Замошная Екатерина — Водобоязнь
Taina 6 часов назад
Стихи прекрасные (у меня есть книга), но в аудиокниге не смогла осилить даже 1-ый трек! Музыкальные вставки,. ..
Ду Фу, Ли Бо — Из классической китайской поэзии
Rizard Shadou 7 часов назад
да, после столь многочисленных споров и размышлений, все же отдам должное работе. очень приятно было наткнуться тут…
Оркас Анатолий — Командировка в Таврополье
Rizard Shadou 7 часов назад
действительно, отличная вещь. спасибо автору!
Оркас Анатолий — Экзамен
Alexei Karabanov 7 часов назад
Херня…
Брэдбери Рэй — Мертвец
Alexei Karabanov 7 часов назад
Херня полная
Кинг Стивен — Загробная жизнь
Духовный смысл сказок.
Славянская мифология ИзданиеВсе больше и больше людей готовы принять тот факт, что сказки не только для детей. Тем не менее, на рассказы по-прежнему часто накладывают клеймо «несерьезная литература». (Возьмите, например, эту недавнюю статью). Толкин выступил против элитизма в своем замечательном эссе «О сказках». К. С. Льюис также часто писал об этом. Об этом пишет Лиза Крон в своей замечательной книге Story Genius (очень рекомендуется!)
Недавно мне попалась лекция о духовном значении рассказов, которую читал замечательный Иван Ильин (мой герой), эмигрантский русский философ и писатель, на эту же тему. Вот мой перевод этой лекции. Обратите внимание, что это было доставлено для русской аудитории, поэтому тема обязательно о русских сказках. Но вы можете смело вставлять практически любое другое этническое обозначение, и оно все равно будет работать.
Еще одно. Его замечание о фольклоре страны, возникшем из глубокой истории нации, — это очень важно для размышления всех нас, американцев, тем более, что многие представители нашей культурной элиты больше заинтересованы в том, чтобы подавить или даже разрушить нашу общая культура (такая, какая она есть), а не возвращение к ней, а также вдохновение. Что-то думать о.
Духовный смысл историй , лекция, прочитанная в Берлине 3 мая 1934 года. посетить вас по поводу вашего собственного будущего, а может быть, вся ваша жизнь кажется невыносимой раной – вспомните русскую сказку. Послушайте ее тихий, древний, мудрый голос.
Не думайте, что сказка — детская забава, не заслуживающая внимания взрослого человека. И не думайте, что взрослые умные, а дети глупые. Не воображайте, что взрослому приходится «одурманивать» себя, чтобы рассказать сказку ребенку.
Не наоборот ли? Разве не наш разум является источником большинства наших бед? И вообще, что такое глупость? Всякая ли глупость опасна или постыдна? Или, быть может, есть умная разновидность глупости, нечто желанное и благословенное, начинающееся с глупости, а кончающееся мудростью? Может быть, есть два вида глупости? Одно от слепого самодовольства, другое от здорового скептицизма? Один одурманивает гордыней и ведет к пошлости, а другой одурманивает смирением и ведет к мудрости…
Такого рода глупость, или, может быть, лучше назвать простота , точно описывает все народные сказки, особенно русские народные сказки.
Сказка ни на чем не настаивает. Никому не мешает. Это нисколько не надумано. Не хочешь слушать, не слушай! Он похож на цветок, но не из возделываемого сада. Это подобно дикому цветку в поле, который сеет сам себя, укореняется, протягивает лепестки своих цветов к солнечному свету Бога. Этот цветок дает свой собственный мёд, чудесный и ароматный мёд, который может собрать только простой и мудрый пчеловод.
То же самое и с духовным смыслом сказки. Он похож на очищенный и благоухающий мед. Капнув на язык, вы почувствуете всю неизъяснимую суть русской природы — запах земли, жар солнца, аромат цветов и еще что-то тонкое и богатое, что-то вечно юное и но вечно древний. Все это в своем невыразимом вкусе и запахе.
Этот аромат копился сотни лет в душах людей, в душах русских, незримо расцветших и увядших на равнинах той широкой земли. Русская сказка таит в себе сотни и тысячи лет духовного опыта своего народа. История русского народа насчитывает всего тысячу лет; однако возраст нации не ограничивается памятью о ее истории. Ведь тысячу лет назад Русь только пробудилась и стала мыслить себя народом, и только после крещения.
Россия мало что помнила о своем дохристианском прошлом. Но это прошлое, утраченное в его памяти, не было утрачено русским духом. Все, что было раньше, затерялось в памяти, русский народ унес с собой и унес в свою историю. Это не летопись и не эпическая поэма, не житие святого и не легенда. Это сказка.
Нет, ничего из этого на самом деле не происходило. Никогда и нигде не жили эти князья и воины. Ни одного из этих серых волков или бессмертных духов никогда не существовало. Ни эти Бабы-Яги, ни Змеи Горынычи, ни Иваны-дураки никогда не ходили по русской земле. И только тот, кто изучает историческую науку, но порывает с наукой о духовном опыте, считает сказки глупыми.
Только тот, кто преклоняется перед алтарем фактов и утратил способность созерцать состояние бытия, игнорирует сказки. Только тот, кто хочет видеть одними своими физическими глазами, вырывая при этом свои духовные глаза, считает сказку мертвой.
Ладно. Назовем сказку упрощенной. Но он, по крайней мере, скромен в своей простоте. И за его скромность мы прощаем ему его глупость. В конце концов, нужно мужество, чтобы быть таким простым! Сказка не скрывает своих неточностей. Он не стыдится своей простоты. Не боится строгих вопросов и насмешливых улыбок.
Наконец, мы прощаем сказки, потому что они верят в свой взгляд на мир. Сказка с благоговением относится к событиям своего повествования. Она живет своими образами и ждет своего разрешения, своего последнего вздоха в искренности этих самых образов.
Сказки искренни, и поэтому мы их прощаем. Как искры, вылетающие из костра и освещающие тьму, так и видение историй взлетает прямо из сердец людей, из их любви и ненависти, из их страхов и надежд. Поднявшись из этих глубин, рассказы освещают серость и мрак будней.
Темы этих историй обитают в мудрых глубинах человеческого инстинкта, где-то глубоко внутри тех святых глубин, где покоятся узлы национальной сущности и национального характера, где они ждут своего окончательного разрешения, завершения и освобождения. Никакой гордый человек, никакой трус, никакая неверная, кривая душа не может проникнуть в эти глубины народно-духовного опыта. Только доверчивый, искренний, созерцательный простак, храбрый в своей поэтической серьезности, может достичь этих глубин и выйти оттуда богатым сказками.
Для такого человека эти сказки не выдумки и не выдумки, а поэтическое озарение, сущностная реальность, даже начало всей философии. Сказки не устаревают, если мы теряем мудрость жить ими. Нет, это мы извратили нашу эмоциональную и духовную культуру. И мы рассеемся и вымрем, если потеряем доступ к этим сказкам.
Что это за доступ к сказкам? Что мы должны сделать, чтобы сказка, как дом на курьих ножках, «повернулась спиной к лесу и лицом к нам»? Как мы можем увидеть его и жить им, как мы можем осветить его пророческую глубину и прояснить его истинный духовный смысл?
Для этого мы не должны цепляться за трезвый ум дневного сознания со всеми его наблюдениями, его обобщениями, его «законами природы». Сказки видят иначе, чем дневное сознание. Он видит другие вещи и другими способами.
Он видит меньше , потому что видит только короткие, упрощенные, концентрированные фрагменты из жизни героев. Эта краткость является результатом творческой редукции. Историю можно рассказать за двадцать минут, но она охватывает, пожалуй, двадцать лет. Ведь, как говорили сказители, «быстро рассказывается история, но медленно разворачивается история». Краткость сказки художественная. Его простота стилизована. Его концентрация символична. Ибо сказка – это фрагмент национального искусства.
История сама по себе уже искусство. Он скрывает и раскрывает в своих словах целый мир образов, и эти образы символизируют глубокие душевные состояния. Но в то же время сказка не совсем искусство, потому что она живая, ибо передается от рассказчика к рассказчику и не имеет единого, полного, конкретного варианта. Каждый вправе рассказывать сказку по-своему, как считает нужным. Поэтому сказка является некой национальной темой для личных сновидений .
Это делает сказку и мифами, и песнями, и украшениями на вышивке или на крышах тех русских причудливых домов. Миф говорит поэту: «Возьми меня в свое созерцание и дай мне окончательную форму и тело». И Гомер, и Овидий, и Гёте, и Вагнер, и Пушкин — все ответили на этот миф. Песня говорит всем певцам: «Возьми меня своим слухом и своей душой и пой меня из своей глубины, как Бог вдохновляет тебя». И все менестрели, миннезингеры, арфисты и народные композиторы откликаются на зов.
Украшение говорит мастеру: «Вот я! Опиши свой образ жизни с помощью моего узора». И откликаются на зов все народные умельцы, столяры, металлурги, от Сиены до Архангельска.
Это психологическое место сказки. Это своего рода искусство, подобное мифам, песням и украшениям. Оно исходит из того же места, что и сны, предчувствия и пророчества. Вот почему рождение истории одновременно художественно и волшебно. Он не только рассказывает историю, но и воплощает ее в жизнь. И чем больше поет сказка, тем легче она входит в душу, и тем сильнее ее волшебная сила успокаивать, упорядочивать и просветлять душу. Сказка исходит из того же источника, что и песни магов, с их властной силой. Вот почему истории так часто повторяют фразы и образы.
Вот почему величайшие русские поэты Жуковский и Пушкин воспевали свои любимые истории в стихах, наполняя народный миф силой волшебной песни и упорядочивая сказку в совершенное и неизменное украшение своих слов.
Но сказка видит гораздо больше и чем дневное сознание. Природа и ее дневное сознание имеют свою собственную сущностную неизбежность и свои собственные естественные невозможности. Но сказка не ограничена ни неизбежностью, ни невозможностью. У него есть владеют «неизбежностью» и «невозможностью». Это разные, духовные, внутренние, таинственные.
Сказка не подчиняется ни законам природы, ни гравитации, ни времени, ни пространству. Оно подчиняется только законам творческого воображения и законам народно-героического эпоса. Он подчиняется законам магии. Оно заложено законами пророческого сновидения, вдохновенного экстаза и озарения от созерцания. Эти законы мистические. Вы можете почувствовать их, но не можете легко сформулировать. Их сила, однако, вечна и творит мир. Это вещи, которые делают сказку жизнью и дышат.
Так что не слушайте сказку при ярком свете дня или своим прозаичным и бескрылым сознанием. Слушайте сказку вечером или при свете, в волшебной тьме, снимающей с вещей привычность и придающей им новый, неожиданный, загадочный вид. Сказки надо слушать с помраченным сознанием между сном и бодрствованием. Слушай из глубины своего бессознательного, где живет твоя душа, как ребенок, где она по-детски «глупа» и не стыдится своей глупости, где она входит в рассказ с полной серьезностью и страстью надежды и отчаяния, а не даже помня, что все это выдумки.
Там ты найдешь саму жизнь — битву, победу и конец .
Если вам понравился этот пост, вы также можете получить удовольствие от моего причудливого исследования дикого и прекрасного мира русских сказок, Как выжить в русской сказке. Чтобы бесплатно скачать свою электронную книгу и получать больше вдохновляющих поучительных историй из Интернета, присоединяйтесь к моему кругу историй. Просто дайте мне знать, куда отправить бесплатную электронную книгу:
10 Характеристики сказок [+ Известные истории, которые не являются сказками]
Что такое сказка, а что нет? Если вы сомневаетесь, этот пост в блоге поможет вам с характеристиками сказок.
Как понять, что это сказка?
Как профессиональный рассказчик, у меня большой опыт работы со сказками. Люди задают мне вопросы о том, является ли рассказ сказкой. Часто мне трудно ответить на их вопросы, потому что мои знания в основном интуитивны. Этот пост в блоге помог мне сломать его.
10 Характеристики сказок
Пожалуйста, включите JavaScript
10 Характеристики сказок
Википедия пишет о сказках:
Сказка, волшебная сказка, волшебная сказка, волшебная сказка или Мэрхен является примером европейского фольклора жанр, выполненный в форме рассказа. В таких историях обычно фигурируют мифические существа (…) и обычно магия или чары. В большинстве культур нет четкой границы, отделяющей миф от народной или сказки; все это вместе образует литературу дописьменных обществ.
Статья в Википедии о «Сказках»
Имея это в виду, давайте более подробно рассмотрим характеристики сказок.
1. Сказки короткие рассказы
Сказки не очень длинные. Почему? Потому что раньше люди рассказывали им (или читали вслух) и слушали их. Существует ограничение на то, как долго люди могут слушать историю.
Большинство сказок легко рассказать за 15 минут, и почти все сказки можно рассказать менее чем за час.
Более длинные сказки часто объединяют несколько эпизодов в одну рамку. Примеры: на ум приходят «Снежная королева» Ганса Христиана Андерсена и «История юноши, который отправился узнать, что такое страх» братьев Гримм.
2. Сказки содержат волшебство
Сказки – это волшебные истории; возможно, наиболее очевидная характеристика сказок. Можно с уверенностью сказать, что сказка остается сказкой только тогда, когда в ней есть хоть немного волшебства.
Что такое магия? Скажем так: все, что не происходит естественным образом. Мы также включим сюда «религиозные акты» для удобства, хотя у людей разные мнения о них.
В некоторых сказках вы найдете пользователей магии, таких как ведьмы и волшебники. В других случаях происходит волшебное превращение. Кроме того, есть предметы с магическими свойствами или волшебные существа.
N.B.: Не все сказки в сборнике сказок братьев Гримм на самом деле сказки! Там много басен, легенд, потешек и т. д.
Сказки волшебные. Но как работает магия в сказках? Кто его использует? К хорошему, к плохому, к безобразному?
3. В сказках часто фигурируют королевские особы.
В сказках часто фигурируют короли, королевы, принцы или принцессы. Или графы, шахи или султаны. Это не является определяющей характеристикой сказок, но верно для многих из них.
Почему?
Есть несколько вероятных причин.
Во-первых, сказки полны сильных контрастов. Контрасты в устном рассказе создают сильное повествование. Главный герой часто беден и бессилен, поэтому его противоположность должна быть богатой и могущественной: королевской особой.
Во-вторых, слушателям нравится слушать о королевских особах и их жизни. Зачем слушательнице слушать о скучной жизни, которую, по ее ощущениям, она ведет сама? Нет, она (или он) хочет историй о принцах и принцессах, желая, чтобы однажды она стала ими.
В-третьих, король, королева, принц и принцесса являются архетипическими персонажами. У них есть смысл. Пример: Когда у царя есть проблема, это можно интерпретировать как проблему внутреннего правителя в царстве нашего собственного сердца. Сказка подскажет, как ее можно решить.
4. Чемпион сказок, маленький парень
Сказки почти всегда на стороне проигравших, самых маленьких, тех, кого никто не видит и до которых нет дела.
Золушка — известный тому пример. Впрочем, есть и немало малоизвестных сказок о буквальных маленьких человечках (Дюймовочка, Дюймовочка), о третьих непутевых сыночках (русские сказки с Иваном), о ничтожных богатырях в приключениях (Дюймовочка). Храбрый портняжка).
5. Сказки часто превращаются из грязи в князи
Бедняжка выходит замуж за принца или короля. Простой парень становится королем. Гадкий утенок становится прекрасным лебедем. Большинство сказок заканчиваются долго и счастливо.
Во-первых, сказки живут большими контрастами. Изменения всегда внешние и видимые. Внутренняя трансформация может иметь место, но внешние изменения точно есть. Это оставляет нам два варианта: подняться из ничего ко всему или упасть от всего к ничему.
Во-вторых, сказки связаны с мечтой их слушателей: стать больше, чем они чувствуют себя сейчас: более процветающими, более влиятельными, более счастливыми.
6. В сказках ясно, кто хороший, а кто плохой
Сказочные персонажи либо добрые, либо злые, либо нейтральные. Здесь нет места сложному герою, у которого есть хорошие и плохие стороны.
Помните, что сказки возникли из устно рассказанных историй. Вы не можете вернуться к предыдущей главе, когда история рассказывается в прямом эфире. Так что всем слушателям должно быть очень ясно, кто герой, а кто злодей.
7. Сказки вне времени и места
Давным-давно, далеко-далеко, в далекой стране…
Сказки случаются в сказочное время. Время, которое мы интуитивно знаем и которое часто выглядит подозрительно похожим на Средневековье. Это также делает сказки вечными. Они не имеют никакого отношения к истории или событиям реального мира.
Сказки происходят в мире сказок, хотя сказки часто имеют предысторию страны, из которой они родом. Обычно нет четких указаний на то, где происходит действие. Однако иногда все же встречаются намеки на места и ориентиры.
8. В сказках присутствуют так называемые плоские персонажи.
Очевидной особенностью сказок является то, что они содержат почти только так называемые плоские персонажи.
- Они стереотипны: плохая мачеха, король, ищущий любви, девушка, которая хочет стать принцессой.
- У них нет сложной личности, и мы мало что знаем о том, что происходит внутри них.
- У них не так много развития характера. Если есть внутреннее развитие, то оно всегда сопряжено с внешними изменениями.
9. Сказки – это динамичные истории
Сказки, берущие свое начало в устной традиции, перетекают из действия в действие. Постоянно что-то происходит.
Конечно, когда люди рассказывали эти истории, они добавляли к истории больше, когда видели, что их аудитория была очарована. Каждый рассказ был другим.
В сказках два человека часто меняют темп.
Первый редактор. Например, многие сказки братьев Гримм становились длиннее между последующими изданиями, потому что Вильгельм Гримм «делал их лучше»9.0005
Второй — писатель. Писатели, сочинявшие литературные сказки, могли слишком долго мазать. Их рассказам не нужно было привлекать внимание слушателей.
10. В сказках часто встречается «правило трех»
Хотя я бы не назвал это определяющей характеристикой сказок, во многих сказках вы найдете правило трех.
Три сына, три квеста, три волшебных предмета. Трижды Румпельштильцхен прядет золото для девушки, которая должна будет отдать ему своего ребенка.
Узнайте больше о числах в сказках здесь:
3 сестры, 3 сына, 3 квеста. Почему число 3 так часто встречается в сказках? А как же 7-ки? 7 гномов, 7 братьев и т. д. Давайте посмотрим на числа в сказках.
Сказка или нет? Используя характеристики сказок
Итак, давайте рассмотрим некоторые практические вопросы. Используя характеристики сказок, изложенные выше, можно ли считать эти истории сказками?
Алиса в стране чудес — это сказка?
Алиса в стране чудес — это не сказка, вопреки утверждениям автора Льюиса Кэрролла. Это детская книга, а не рассказ. Там, где сказки обладают внутренней логикой и последовательностью, «Алиса в Стране чудес» наполнена сказочным хаосом и рассматривается как образец жанра литературного бреда.
Смельчак — это сказка?
Храбрая сердцем (фильм Pixar) — это не сказка, хотя в ней много элементов сказки, и ее сценарист Бренда Чепмен считает таковой. Тем не менее, у него есть четкое установленное место (Шотландия) и продуманная сюжетная линия, в которой представлены круглые многогранные персонажи и сосредоточено на их внутреннем развитии.
Золушка — это сказка?
Золушка — сказка, возможно, самая известная сказка в мире. Варианты этой истории существуют во всем мире, и ее рассказывали уже 2000 лет назад. Перро, Базиль и Гримм собирали его для своих сборников сказок.
Энканто — это сказка?
Энканто (фильм Диснея) — это не сказка. Действие сказок происходит в сказочном мире, но Энканто начинается с вооруженного конфликта в Колумбии и бегства беженцев. В сказках фигурируют плоские персонажи; Encanto фокусируется на внутреннем развитии персонажей и их отношениях.
Холодное сердце — это сказка?
«Холодное сердце» (фильм Disney) — это не сказка. Однако он вдохновлен сказкой Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева». В отличие от сказки, здесь нет четкого разделения между добрыми и злыми персонажами, а основное внимание уделяется внутреннему миру множества круглых персонажей.
Златовласка — это сказка?
Златовласка и три медведя — сказка. Британская сказка 19 века, если быть точным. Впервые он был записан и опубликован в 1837 году английским писателем и поэтом Робертом Саути. Неизвестно, придумал ли кто-нибудь эту сказку, но она была рассказана до того, как он ее записал.
Гарри Поттер — это сказка?
Гарри Поттер — это не сказка. Это слишком длинный и всеобъемлющий набор историй, чтобы классифицировать его как сказку. Вместо этого он классифицируется как фэнтези. Однако он содержит много элементов, которые также можно найти в сказках, в первую очередь использование магии и магических предметов.
Геракл — это сказка?
Геркулес (фильм Диснея) — это не сказка, а частично основанная на греческой мифологии. Фильм фокусируется на внутреннем развитии Геракла и его отношениях с Мэг, в отличие от плоских персонажей сказок. Это слишком длинно и подробно, чтобы считаться сказкой.
Шалтай-Болтай — это сказка?
Шалтай-Болтай — это не сказка, а персонаж короткой английской детской песенки: «Шалтай-Болтай сел на стену, Шалтай-Болтай сильно упал. Все королевские лошади и все королевские люди не смогли снова собрать Шалтая».
Король Лев — это сказка?
Король Лев (фильм Диснея) — это не сказка. Он не содержит заметных магических элементов. Кроме того, история сосредоточена в основном на внутреннем развитии Симбы и его отношениях, а не на плоских персонажах, как в сказках.
Красная Шапочка — это сказка?
Красная Шапочка — сказка из устной традиции. Он был собран и записан в 18-19 веках Перро и братьями Гримм (среди прочих). Он содержит магические элементы, явного злодея, плоских персонажей и динамичный.
Властелин колец — это сказка?
Властелин колец — это не сказка. Это слишком долго для сказки. Хотя в нем много магических элементов, его главные герои в основном круглые, способные как на добро, так и на зло, и имеющие внутреннее развитие. Поэтому «Властелина колец» лучше отнести к жанру фэнтези.
Моана — это сказка?
Моана (фильм Диснея) — это не сказка. Он основан на полинезийских легендах и фольклоре, но не основан на одной истории. История слишком сложна и слишком много внимания уделяет внутреннему путешествию персонажей, чтобы ее можно было считать сказкой.
Мулан — это сказка?
Мулан (фильм Диснея) — это не сказка, а пересказ древней китайской поэмы о легендарной женщине-воине Хуа Мулан. В то время как большинство персонажей сказок — так называемые плоские персонажи, Мулан фокусируется на развитии круглого главного героя.
Питер Пэн — это сказка?
Питер Пэн не сказка, а возникла как часть книги. Дж. М. Барри написал о нем пару глав в своей книге «Маленькая белая птичка». По мере того, как Питер Пэн становился все более популярным, было создано больше историй и пьес, что в конечном итоге привело к появлению теперь уже известного диснеевского фильма.
Покахонтас — это сказка?
Покахонтас (фильм Диснея) — это не сказка. Он основан на реальной истории Матоаки, дочери вождя Поухатана. Рассказ расположен в месте и времени, в отличие от сказок. В фильме больше внимания уделяется романтике и внутреннему развитию, чем сказкам.
Рапунцель — это сказка?
Рапунцель сказка. В то время как версия братьев Гримм является наиболее известной, Джамбаттиста Базиле рассказал ее задолго до этого, в 1634 году. Рапунцель обладает классическими характеристиками сказок: королевская власть, из грязи в князи, магия, плоские персонажи, добро против зла и так далее. .
Робин Гуд — это сказка?
Робин Гуд — это не сказка, а пересказ легенд о легендарном преступнике из Англии. Он жил во времена короля Ричарда, в основном скрывался в Ноттингемском лесу. Истории о Робин Гуде не содержат никаких магических элементов.
Шрек — это сказка?
Шрек (фильм Dreamworks) — это не сказка, но игра со многими сказочными элементами. Однако его можно было бы выдать за изломанную сказку, потому что в нем много шуток, отсылающих к известным сказкам.
Каменный суп — это сказка?
Каменный суп — это не сказка, а народная сказка. В ней нет магических элементов, как и почти все остальные характеристики сказок. Многие варианты этой сказки известны по всей Северной Европе и России.
Три поросенка — это сказка?
Три поросенка — это не сказка. Это сказка, а может быть, даже лучше, басня. В нем есть говорящие животные, но нет магии. Конечно, правило трех занимает видное место в этой истории.
Заключительные слова о характеристиках сказок
Когда Джордж Макдональд, один из вдохновителей жанра фэнтези, ответил на вопрос «Что такое сказка?» в эссе он написал:
Если бы меня еще попросили описать сказка , или определить, что это такое, я бы ответил, что я должен скорее думать об описании абстрактного человеческого лица или о том, что должно быть, чтобы составить человеческое существо. Сказка — это просто сказка, как лицо — это просто лицо; и из всех сказок, которые я знаю, я думаю, что Ундина самая красивая.
Джордж Макдональд, «Фантастическое воображение»
То, что я написал о характеристиках сказок, нужно воспринимать с недоверием; есть исключения, которые можно найти для каждой характеристики.
Leave a Reply