Разное

Солдат из сказки каша из топора какой: Attention Required! | Cloudflare – Каким был солдат в сказке каша из топора

«Каша из топора» 📚 анализ русской народной сказки, краткое содержание произведения, характеристика главных героев, основная мысль, тема и мораль

Сказка «Каша из топора»

Анализ произведения

Жанровая разновидность представляет собой фольклорную бытовую русскую сказку. Если сказать коротко, она является частью устного народного творчества. Тема и смысл сказки «Каша из топора» — использование собственной находчивости и смекалки для выхода из разных жизненных неурядиц.

Сюжет разворачивается вокруг ситуации, в которую попал главный герой — самый обычный солдат. На пути домой ему попалась скупая старуха. Характеристика и описание этой героини:

Солдат шел на побывку и зашел к старухе

  • жадная;
  • глупая;
  • не понимает простых уловок;
  • отказалась кормить постояльца.

Характеристика солдата полностью противоположная. Особенность этого персонажа заключается в сообразительности и остром уме. Он достойно выходит из сложившейся ситуации, перехитрив скупую бабку.

Он говорил, какая вкусная получится каша даже из топора, и что это его любимое блюдо. Но во время приготовления солдат сначала просил: «Дай-ка котёл». Но потом постепенно бабка сама начала предлагать продукты, когда парень говорил, что было бы неплохо добавить соль и крупу.

Композиционный вид сказки «Каша из топора» — трёхчастный. В виде зачина выступает часть, где солдат встретился с бабкой, основная часть — варка каши. В конце довольный и сытый солдат уходит от старухи с топором.

Особенность сказки заключается в применении просторечий, которые характеризуются образностью и яркостью выражений. Примеры таких слов:

  1. Варево — похлёбка, жидкая еда.
  2. Коли — если бы.
  3. Вдоволь — достаточно.
  4. Служивый — солдат.
  5. Смётка — смекалка.

Большая часть произведения построена на диалоге между старухой и солдатом. Среди средств выразительности можно выделить восклицательные интонации, большое количество эпитетов и употребление устаревших выражений.

Идея сказки выражается воспитательными и познавательными функциями. Она знакомит юных читателей с русскими традициями и народным бытом, параллельно приобщая их к устному творчеству. Мораль описывается пословицами. Например, сюда можно отнести «скупой платит дважды». Основная мысль сказки «Каша из топора» заключается в том, что при должной находчивости можно решить любые проблемы.

Краткое содержание

Начинается произведение с того, что солдат возвращался на побывку, но в дороге очень устал и проголодался. Он зашёл в деревню и постучался в первый попавшийся дом.

Вышла старуха, а служивый попросил её впустить отдохнуть и дать перекусить. Бабка сказала, что сама сидит голодная, хотя солдат видит, что у неё всего вдоволь.

Тогда парень сказал, что можно сварить кашу и из топора. Старуха принесла котелок и топор, налила воды и поставила греться.

Можно сварить кашу и из топора

Служивый попробовал своё варево и сказал, что скоро будет готово и хорошо было бы добавить соли. Бабка согласилась и дала. После этого снова попробовал, похвалив похлёбку. Солдат сказал, что хорошо бы заправить её ещё горсточкой крупы. Старуха принесла крупу, а затем ещё и масло.

Теперь служивый говорит, чтобы бабка несла хлеб и они начнут есть. Та попробовала и удивилась: «Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить». Солдат поел, положил топор в ранец и ушёл.

Исходя из анализа и сюжета, можно сделать вывод, что сказка учит детей находить выходы из различных ситуаций с помощью своего ума. В произведении заложено, что нельзя превращаться в жадного человека и нужно всегда уважительно встречать гостей, как и заведено у русского народа.


Литературоведческий анализ сказки «Каша из топора»

Литературоведческий анализ

русской народной сказки «Каша из топора»

  1. Краткая характеристика времени написания.

Русская народная сказка создана народом, передавалась из уст в уста. Сказка записана в глубокой древности. Раньше сказки назывались «байками» от слова «баять», т.е. говорить. В современном значении слово «сказка» доходит до нас с 17 века. Бытовые сказки во многом отражают сущность нашей повседневной жизни. Порой сюжеты и ситуации в таких рассказах настолько реальны, что читая их, невольно возникает ощущение, будто мы сами проживаем их из дня в день. В сказках найдется место и юмору, и колоритным персонажам, а вот магии и чудес практически не бывает. Но, несмотря на отсутствие фантастических пейзажей и мифических персонажей чтение бытовых сказок приносит детям массу позитивных эмоций.

2. Жанр произведения – это сказка фольклорная – произведение устного народного творчества, вымышленное по содержанию и прозаическое по форме. Разновидность сказки – бытовая, герой такой сказки — обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец.

3. Тема произведения – Как солдат кашу сварил, обхитрив старуху.

4. Идея произведения – Догадка, смекалка и находчивость помогает в жизни. Пословицы, подходящие по смыслу:

  • Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.

  • Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.

5. Идея раскрывается через:

А. Сюжет. Шел на побывку старый солдат, устал, есть хочется. Попросился в одну избу на отдых. Только хозяйка жадная попалась, не захотела накормить. Тогда находчивый солдат предложил сварить кашу из топора. Удивленная старуха и крупы дала, и соли, и масла, чтобы в воду к топору добавить. Сели есть, вкусная каша получилась. А солдат не только поел, а еще и топор с собой унес!

Б. Композиция.

Зачин. «Старый солдат шёл на побывку.» 

Основная часть, в которой рассказывается, как солдат кашу варил.

Концовка. «Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!»

В. Характеристика действующих лиц

Старуха олицетворяет жадного, ленивого, глупого человека (Старушка была жадная, даже не предложила солдату перекусить, сказала, что у неё ничего в доме нет из еды.).

Солдат олицетворяет умного, смекалистого человека (Солдат оказался находчивым и смекалистым и предложил сварить кашу из старухиного топора. Поставил котёл на огонь, положил в него топор и налил воды. Затем он с шуткой выпросил у старухи соль, горсточку крупы, масло. Когда каша сварилась, пригласил старушку есть. Старуха спрашивала, а когда топор будем есть? Солдат ответил, что он ещё не уварился и забрал его с собой.).

Г. Язык сказки близок к разговорному языку народа. Он прост, но в то же время отличается образностью, красочностью языковых выражений. В основном сказка построена на диалогах. Есть просторечная лексика отворила, варево. Присутствуют эпитеты добрый (человек), добрая (каша). Часто употребляется восклицательная интонация Пустите отдохнуть дорожного человека!/ Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы!/

Ох, и каша хороша!/ Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!/ Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю и позавтракаю!/ Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!

6. Автор на стороне добра, смекалки. Высмеивает жадность и глупость старухи. И подчеркивает ум солдата — Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!

7. Познавательная, воспитательная, эстетическая ценность произведения. Сказка знакомит с русским фольклором и бытом русского народа. Приобщение детей к устному народному творчеству. Развивает воображение. Развивает речь.

Сказка Каша из топора читать или слушать онлайн

Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:

— Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь отворила старуха.

— Заходи, служивый.

— А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

— Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.

— Ну, нет так нет,- солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор.

— Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора.

Хозяйка руками всплеснула:

— Как так из топора кашу сварить?

— А вот как, дай-ка котёл.

Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь.

Старуха на солдата глядит, глаз не сводит.

Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

— Ну, как? — спрашивает старуха.

— Скоро будет готова,- солдат отвечает,- жаль вот только, что посолить нечем.

— Соль-то у меня есть, посоли.

Солдат посолил, снова попробовал.

— Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы! Старуха засуетилась, принесла откуда-то мешочек крупы.

— Бери, заправь как надобно. Заправил варево крупой. Варил, варил, помешивал, попробовал. Глядит старуха на солдата во все глаза, оторваться не может.

— Ох, и каша хороша! — облизнулся солдат.- Как бы сюда да чуток масла — было б и вовсе объеденье.

Нашлось у старухи и масло.

Сдобрили кашу.

— Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!

— Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить, — дивится старуха.

Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает:

— Служивый! Когда ж топор будем есть?

— Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!

Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню.

Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!

Конспект по литературе по теме: «Каша из топора» — русская народная бытовая сказка.

Тематическое планирование уроков литературного чтения во 2 классе, на период практики.

1.Планирование уроков во 2 классе по программе (1-4) 4 часа +1час внеклассного чтения в неделю. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. образовательная программа «Школа России».

2. Учебник: Литературное чтение. Родная речь для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва «Просвещение» 2009 год.

3.Основное содержание:

Тема раздела

Тема урока

дата

Основные цели, задачи урока

Устное народное творчество. Сказки.

1. «Каша из топора» — русская народная сказка.

4.10

— Ознакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора».

— Отрабатывать навыки выразительного чтения.

— Обогащать речь учащихся.

— Учить работать с текстом.

— Развивать мышление, внимание, память.

2. «Гуси – лебеди» — русская народная сказка.

5.10

— Ознакомить детей с русской народной сказкой «Гуси-лебеди».

— Ознакомить с новым видом сказок.

— Учить делить текст на части.

— Обогащать словарный запас детей.

—  Развивать мышление, внимание, память.

— Развивать творческие способности детей и навыки выразительного чтения.

— Учить анализировать сказку, отвечать на вопросы по тексту.

3.Урок внеклассного чтения. Устное народное творчество.

6.10

— Развивать творческие возможности детей, фантазию, наблюдательность.

— Прививать интерес к чтению.

— Воспитывать чувство ответственности, умение принимать решение.

4.Обобщение по теме.

7.10

— Обобщить знания учащихся по пройденному разделу.

— Учить работать в группе, проявлять свои творческие способности.

— Развивать речь, мышление, память.

5.Контрольная работа по литературному чтению.

11.10

— Контроль знаний и умений по пройденному материалу.

Люблю природу русскую. Осень.

6.Вводный урок по разделу. Загадки об осени.

12.10

— Ввести в новый раздел «Люблю природу русскую. Осень.».

—  Развивать речь, мышление, память.

7.Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…». К. Бальмонт «Поспевает брусника…». Анализ лирического текста.

13.10

— Ознакомить со стихотворением Ф.И.Тютчева «Осень».

— Ознакомить учащихся со стихотворением К.Бальмонта.

— Обучать правильному чтению стихов.

—  Развивать речь, мышление, память.

8.Образ осени в произведении А.Плещеева. А.А.Фет «Ласточки пропали…».  Анализ лирического текста.

14.10

— Ознакомить учащихся со стихотворениями   А.Плещеева, А.А.Фета.

— Развивать речь учащихся, образное мышление, внимание к слову.

— Воспитывать любовь к природе и русской словесности.

9.А.Н.Толстой «Осень. Осыпается весь наш бедный сад…». С.Есенин «Закружилась листва золотая…».  Анализ лирического текста.

18.10

—  Ознакомить учащихся со стихотворениями    А.Н.Толстого,  С.Есенина.

— Учить понимать и читать стихи.

—  Развивать речь, мышление, память.

10.Осень в произведении В.Брюсова «Сухие листья…» и в произведении И.Токмаковой «Опустел скворечник…».

19.10

—  Ознакомить учащихся со стихотворениями   В.Брюсова и  И.Токмаковой.

—  Обучать правильному чтению стихов.

—  Развивать речь, мышление, память.

11.Сравнение научно – популярного и художественного текстов. В.Берестов «Хитрые грибы».

20.10

— Ознакомить детей с произведением В.Берестова.

— Отрабатывать навыки выразительного чтения.

—  Развивать речь, мышление, память.

— Воспитывать бережное отношение к природе.

12.Сравнение художественных текстов. М.Пришвин «Осеннее утро».

И. Бунин «Сегодня так светло кругом…».

21.10

— Ознакомить детей с рассказом М.Пришвина «Осеннее утро».

— Отрабатывать навыки осознанного чтения.

— Развивать умение работать в группе.

— Воспитывать любовь к природе.

13.Урок внеклассного чтения. Книги об осени.

25.10

— Обобщить знания учащихся по пройденному разделу.

— Учить работать в группе, проявлять свои творческие способности.

— Развивать речь, мышление, память.

14.Обобщение по теме.

26.10

— Повторить и обобщить пройденный материал.

— Развивать память, внимание, мышление, речь.

— Воспитывать любовь к чтению, литературе.

15. Контрольная работа по литературному чтению.

27.10

— Контроль знаний и умений по пройденному материалу.

Конспект по чтению, проведённого во 2 классе.

Учебник: Литературное чтение. Родная речь для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва «Просвещение» 2009 год.

Тема: «Каша из топора» — русская народная бытовая  сказка.

Цель: познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой.

Задачи:

— Отрабатывать навыки выразительного чтения.

— Обогащать речь учащихся.

— Учить работать с текстом.

— Развивать мышление, внимание, память.

— Расширение и обогащение словаря учащихся.

Оборудование:

1) Учебник: Литературное чтение. Родная речь для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва «Просвещение» 2009 год.

2)Рисунки учащихся к сказке «Лиса и Журавль».

3)Аудиозапись для физ.минутки.

Оформление доски:

 «Каша из топора» — русская народная бытовая  сказка.

Около кола – колокола,

И на колах – колокола.

Служивый – солдат, военнослужащий.

Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время.

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Вдоволь – достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовой.

Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.

Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли – если бы.

Этакую – такую.

Смётка – смекалка.

А)Догадка и смекалка не хуже разума.        

Б)Смётка дороже всего.

В)Глупый киснет, а умный всё промыслит.

План урока:

I.Организационный момент.

II.Речевая разминка.

III.Проверка домашнего задания.

IV.Постановка цели урока.

V.Изучение нового материала.

VI.Физ.минутка.

VII.Закрепление изученного материала.

VIII.Итог урока.

IX.Организационный момент.

Ход урока:

I.Организационный момент.

— Проверьте готовность к уроку литературного чтения.

II.Речевая разминка.

— Сегодня на речевой разминке мы будем произносить скороговорку, которая написана на доске:

Около кола – колокола,

И на колах – колокола.

— Вспомним, как работаем со скороговоркой.

— Первый раз читаем медленно, потом чуть быстрее, ещё быстрее, очень быстро.

— Самое главное, правильно произносить все слова.

— Потренируемся сначала хором, затем индивидуально.

III.Проверка домашнего задания.

Детям было задано перечитать сказку «Лиса и Журавль» и подготовить иллюстрацию понравившегося отрывка.

На магнитной доске (заранее) вывешиваются рисунки учеников. Дети зачитывают отрывки к своим иллюстрациям (2-3 человека).

IV.Постановка цели урока.

Учитель:

— Давайте вспомним, какие виды сказок мы  знаем?

Ученик:

— Волшебные, о животных, бытовые.

Учитель:

— О чём рассказывают бытовые сказки?

Ученик:

— В бытовых сказках говориться о бедных или богатых людях.

Учитель:

— В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

— Сегодня мы познакомимся с одной такой сказкой. Откройте учебники на странице 44, прочитайте название сказки.

Ученик:

— Каша из топора.

Учитель:

— Можно ли по названию сказки определить главных героев?

Ученик:

— Можно предположить, что это будут деревенские жители: топор используют, чтобы рубить дрова, а дрова используют в деревне.

V.Изучение нового материала.

1)Текст читают хорошо читающие дети, по ходу чтения ведётся словарная работа. Слова выписаны на доске.

Служивый – солдат, военнослужащий.

Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время.

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Вдоволь – достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовой.

Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.

Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли – если бы.

Этакую – такую.

Смётка – смекалка.

2)Первичная проверка понимания текста.

— Понравилась сказка? Чем понравилась?

— Удивило ли вас название сказки? О чём вы подумали, когда прочитали его?

— Зачем солдат постучал в избу?

— Кто там жил?

— Что попросил солдат у старухи?

— Как старуха отреагировала на просьбу солдата?

— Что придумал солдат?

— Что он сначала попросил у старухи?

— А потом?

— Что получилось у солдата сварить из топора?

— Какой показана старуха в сказке?

— Каким – солдат?

— Почему он так поступил?

VI.Физ.минутка.

— Сделаем небольшую паузу. Выполним упражнения под музыку.

VII.Закрепление изученного материала.

1)Работа над пословицами (на доске).

— Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.

— Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?

А)Догадка и смекалка не хуже разума.

Б)Смётка дороже всего.

В)Глупый киснет, а умный всё промыслит.

Ученик:

— Лучше всего по смыслу подходит вторая поговорка – смётка дороже всего.

В сказке идёт речь не о том какой солдат умный, а о том, что смекалка помогает ему выжить в тяжёлых условиях, когда нет еды, одежды, денег и т.д.

2)Повторное чтение.

Учащиеся читают сказку по цепочке, после по ролям.

— Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. Прочитайте в тексте.

— И как лицемерно отвечает ему старуха. Прочитайте.

— За ласковыми словами кроется подтекст. Эмоции не всегда выражаются прямолинейно, их можно выявить через поступки персонажей.

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

— Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.

3)Работа с иллюстрацией.

— А ещё эмоции можно изобразить на иллюстрации.

— Рассмотрим иллюстрацию на странице 45.

— Какие строчки из сказки подходят к иллюстрации?

Ученик:

— Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

Учитель:

— Объясните, почему именно эти строки выбрали? Какие эмоции можно увидеть?

Ученик:

— Солдат пробует ложкой кашу. Руку отвёл в сторону, показывает как ему вкусно. Старуха стоит удивленная. Руки сложила под подбородком, рот открыла.

4)Работа над текстом.

— Возьмите простые карандаши и подчеркните слова в тексте, с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев.

Притомился солдат в пути, есть хочется – состояние усталости.

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой – пожадничала и решила обмануть.

Глядит старуха, оторваться не может – сильное удивление у старухи.

А солдат ест, да посмеивается – про себя смеётся над глупостью и жадностью старухи. Относится к старухе с иронией (скрытая насмешка).

Учитель:

— С симпатией в сказке изображен бывалый солдат, который умеет суп варить из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть глупую старуху. Служивый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуации. И в этом обнаруживается ирония.

— Дайте характеристику солдату. Какой он? (Вопрос можно прочитать в учебнике на стр. 47.)

  1. Смекалистый
  2. Рассеянный
  3. Находчивый
  4. Добрый
  5. Смелый

Ученик:

— Смекалистый солдат, потому что сообразил, как кашу сварить «из ничего», перехитрил старуху. Также можно его назвать находчивым. Он не стал старуху упрашивать дать ему поесть, сам придумал, как выйти из ситуации. Ещё солдата можно назвать добрым. Он ни одного слова плохого не сказал старухе, вежливо, по-доброму с ней обращался.

— Что вы можете сказать о старухе? Какая она? Выберете:

  1. Добрая
  2. Жадная
  3. Весёлая
  4. Умная

Ученик:

— Про старуху можно сказать, что она жадная и глупая. Она так и не поняла, что обманула сама себя.

VIII.Итог урока.

— С какой новой сказкой познакомились на уроке?

— Что в сказке фантастическое (сказочное), а что действительно могло случиться в жизни?

Ученик:

— Сказочное, что солдат сварил кашу из топора, что старуха разрешила в своём доме хозяйничать совершенно незнакомому, постороннему человеку.

— Реальное то, что солдат шёл на побывку, остановился на ночлег, что его кормить не хотели, старуха, живущая в деревне. Солдат мог перехитрить старуху.

Учитель:

— Добился ли солдат своего? Что ему помогло?

Ученик:

— Да, добился. Хотел поесть и поел. Помогла ему смекалка, доброе обращение со старухой, вежливость. Наказал старуху за жадность.

Учитель:

— Прав ли солдат?

Ученик:

— Так поступать солдата жизнь заставила, иначе от голода бы умер.

Учитель:

— Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?

Ученик:

— Сказитель на стороне солдата. Какие бы трудности не свалились на солдата, он не унывает. Находит выход из любой ситуации. Жадность и глупость должны быть наказаны. Только старуха этого не поняла. Солдат очень симпатичен сказителю.

Учитель:

— Запишите домашнее задание: подготовиться к чтению по ролям (либо инсценировать сказку, можно помочь детям подготовиться в группе продлённого дня).

IX.Организационный момент.

Выставление оценок за работу на уроке.

— Готовьтесь к следующему уроку.

Самоанализ  урока литературного чтения.

Урок был проведен во 2 классе. Тема урока: «Каша из топора» — русская народная сказка.

Это седьмой урок в системе. На первых уроках происходит знакомство со статьёй Ю.Коваля «Сказки», а также со стихами Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт…». На следующих уроках изучаются русские народные сказки о животных.

На первых уроках  формируется понятие что такое сказка, почему все любят сказки, чему учат сказки. На последующих уроках  формируется понятие «сказки о животных». Седьмой урок посвящен изучению понятия «бытовая сказка». Далее дети знакомятся с волшебной сказкой.

На протяжении всех уроков  продолжается работа над умением выразительно читать. На  обобщающем  уроке, дети  имеют возможность продемонстрировать свои знания и умения.

 Цель урока познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора» была достигнута.

Задачи урока также были решены: отрабатывались навыки выразительного чтения. На доске были выписаны слова, которые в на сегодняшний день редко употребляются, проводилась работа по разъяснению смысла этих слов. Тем самым расширялся словарный запас учащихся, и обогащалась их речь. На уроке отрабатывалось умение работать с текстом, находить нужный ответ.

Цели и задачи урока были достигнуты. Цель оправдана содержанием программы, художественной природой произведения, возрастом класса. Учитель опирается на уже имеющиеся знания учеников.  На этом фоне вводится новое понятие – бытовая сказка.

В ходе урока формируются читательские и речевые умения и навыки (рассмотрены после анализа). Отрабатывается навык  выразительного чтения, ролевое чтение. Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.

На уроке анализируется сказка достаточно подробно. Анализ отвечает требованиям.

Вопросы  задаются аналитического, поискового характера, обеспечивающие вычитывание подтекстовой информации.

Например:

1)- Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.

— Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?

2) — Какие строчки из сказки подходят к иллюстрации?

Ученик:

— Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

Учитель:

— Объясните, почему именно эти строки выбрали? Какие эмоции можно увидеть?

3)- Что значат слова: «А солдат ест, да посмеивается » – про себя смеётся над глупостью и жадностью старухи. Относится к старухе с иронией (скрытая насмешка).

        С симпатией в сказке изображен бывалый солдат, который умеет суп варить из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуации. И в этом обнаруживается ирония.

      Так как вопросы носят аналитический характер, то они побуждают учеников обращаться к тексту, самостоятельно перечитывать фрагменты и думать над прочитанным. На уроке формируется навыки: беглости, правильности, осознанности и особенно выразительности.

На данном уроке после прочтения сказки дети рассматривают  иллюстрацию и соотносят с прочитанным. Изучая  иллюстрацию, дети лучше осознают детали произведения, учатся определять эмоции. Рассматривание книжной иллюстрации  позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения.         Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.

Так же  ведется  работа по уточнению и расширению словарного запаса, формирование монологической и диалогической речи, формирование богатства, выразительности, точности речи.

        Поскольку учеников больше, чем времени на уроке (а всем хочется выступить), то те кто не успел выступить или получилось мало, расстроились, даже нервничали. Работа над выразительностью чтения (особенно по ролям) все-таки требует большего количества времени.  Тем не менее, достаточное количество учеников смогли проявить свои способности и умения. Судя по результатам, учителю удалось достичь желаемого.

Работа на уроке была достаточно четко продумана, каждый вопрос раскрыт и объяснен. Этому способствовал продуманный план урока. В качестве поощрения учителем использованы доброжелательные слова, в конце поставлены положительные оценки.

Урок прошел в приподнятой эмоциональной атмосфере, поэтому степень активности детей достаточно высока. Этому способствовали самые разнообразные  формы работы со сказкой.

  Пример вопросов и заданий:

1. Дать характеристику персонажа (каков тот или иной из них).

2. Объяснить, почему произошло то или иное событие.

3. Показать, что становится объектом насмешки народа.

4. Прочитать в лицах сказочные диалоги, выделяя голосом характерные особенности персонажа.

5. Установить различие между словами и поступками персонажей. Дать нравственную оценку этому расхождению.

6. Отметить использование в сказке поговорок, пословиц и другое.

7. Охарактеризовать тональность речи того или иного персонажа, соответствие интонации его мыслям и поступкам.

8. Просьба подобрать к какому-то слову или выражению близкие по значению слова и выражения.

9. Беседа о том, что поучительного можно извлечь из сказки.

Работа детей организована правильно, так как дети четко знали, что от них хотят получить.

Домашнее задание связано со следующим уроком непосредственно. Урок достиг поставленной цели.

Пожелания: больше времени на работу над выразительностью чтения. Иногда можно задавать читать тексты дома, следовательно, увеличится время на творческую работу.

Анализ посещенного урока по литературному чтению во 2 классе.

Тема: Устное народное творчество.

Задачи урока:
• Повторить и обобщить известные детям понятия по теории литературы.
• Сформировать у учащихся навыки осмысленного чтения и понимания на примере русских народных сказок.
• Научить детей образному восприятию художественного текста литературного героя.
• Сформировать навыки совместного группового взаимодействия.
• Научить ребят творчески решать проблемные задания.

Краткое описание хода урока: 
Учащиеся сидят по заранее сформированным группам (принцип формирования групп произвольный).
1.Мотивация к учебной деятельности.
2 Постановка познавательной задачи.
3. Работа по группам
Задание №1 «Угадай, к какому малому фольклорному жанру относится»
4.Беседа.
Артикуляционная разминка
Физкультминутка
5. Продолжение работы в группах.
Задание №2 « Отгадай сказку»
Задание №3. « Инсценировка»
4. Викторина « Вспомни пословицу».
5. Подведение итогов урока.
6.Домашнее задание

    На уроке учащиеся воспроизводили  знания, полученные на предыдущих уроках о малых фольклорных жанрах и сказках.
    Учитель помогал  поднять самооценку ученикам собственной успешной учебной деятельностью  на уроке, а также словесно поощрял детей.
    Развивалось  умение учащихся сравнивать малые фольклорные жанры, виды сказок. Уделялось место воспитанию  гуманного отношения  к животным, любви  к окружающему миру.
        Учитель  использует различные средства и методы обучения, что помогает  достижению поставленной цели.

-текст в учебнике, как опора;

-иллюстрации в учебнике и не только;

— загадки, пословицы;

— игра «отгадай сказку»;

— инсценировка;

— работа в группах;

     Данные методы и средства позволяют учителю организовать процесс обучения так, чтобы повторить  и  закрепить  пройденный материал.

       Учащиеся сравнивают, анализируют, обобщают и делают выводы, расширяют умения работать с дополнительной литературой, воспитывают чувство толерантности.
    Данный урок расширяет, предоставляет учащимся возможность проявить инициативу и самостоятельность.  Стимулирует использование разнообразных методов изучения темы: исследование, анализ литературных источников, материалов взятых из Интернета;

Тема урока раскрыта.  Приготовленная наглядность использовалась во время и к месту.

    Чередование различных  видов деятельности позволяло сохранить интерес на протяжении всего урока. Смена деятельности также даёт возможность воспринимать информацию различными способами (прочитать, послушать, посмотреть, проиграть).

Учащиеся активно работали на уроке.

      Дети давали хорошие, правильные ответы, следовательно, цели урока, поставленные учителем, были достигнуты. В конце урока были выставлены оценки в дневники  активным ученикам. Также в конце урока дети получили домашнее задание.  Урок проведён методически грамотно, с учётом возрастных, индивидуально- психологических особенностей учащихся. Учитель поощрил работу всех учеников, мотивировал дальнейшую деятельность путём формирования положительного отношения к предмету.

Учитель:

        

Находчивый солдат: Каша из топора — Русские сказки

Однажды царь Пётр решил в гости к одному из своих генералов заехать.
Как только стало об этом известно — во дворце генерала началась суматоха. Ещё бы! Сам царь-государь гостем будет! Чем царя потешить? Чем угостить? Нельзя лицом в грязь ударить, опозориться, хуже других-прочих его принять!
Впрочем, за угощение генерал не особенно волновался. Он сам поесть любил, в кушаньях толк знал и на своей кухне держал отменных поваров из разных царств-государств.
Любил генерал похвалиться перед другими князьями и генералами: вот я, мол, какие кушанья хочу, такие и ем — хоть самые заморские-призаморские, хоть из тридевятого-тридесятого царства!
Накануне царского приезда самый толстый повар, который считался самым главным, пришёл к генералу и сказал:
— На кухне, ваше превосходительство, нам, поварам, одним не управиться. Кто будет котлы таскать-ворочать, печи топить-разжигать, дрова рубить-подносить?
— Немедля пригнать на кухню мужиков! — приказал генерал слугам. — Да смотрите за ними, чтоб они ни крошки не съели, пока возле котлов да жаровен топтаться будут!
Помчались слуги в село, согнали мужиков, погнали их в усадьбу.
Попал на генеральскую кухню и отставной солдат. Он верой и правдой отслужил-отвоевал в царской армии двадцать пять годков.
Вернулся в родное село — как ушёл: ни с чем. Однако жил не тужил, потому что горазд был на всякую выдумку.
Царя-то ещё только к вечеру ожидали, а мужиков пригнали на кухню рано утром, они дома даже поесть не успели. До чего уж мужики к голодухе были привычны, но в середине дня у них животы стало от голода подводить.
А слуги генеральские да повара за ними смотрят-присматривают: чтоб никто без работы не оставался. Только и слышно:
— Быстрей! Поворачивайся! Пошевеливайся! Не смей есть — это не про вашу честь! Скорей!
— На тебя вся надёжа, — говорят мужики солдату. — Придумай, как бы хоть кус хлеба здесь добыть. Этакие злыдни кругом — человек от голода помирать будет, они крошки ему не дадут! Выручай, служивый!
— Сам добудешь — сыт и будешь! — усмехнулся солдат. — Кланяться никому не станем, а своё возьмём. Дайте срок — всех накормлю!
Чем ближе к вечеру, тем больше всякого припаса на кухне жарилось и парилось, тушилось и пеклось. Вот-вот уж и царь прибудет.
Сам генерал, его превосходительство, к поварам спустился; во все сковородки и котлы заглянул, все жаровни и кастрюли осмотрел.
— Не осрамите! — погрозил он поварам. — Такое-этакое выдумайте, чтоб царь-батюшка от вашей стряпни в изумление пришёл! А не то я с вас не только колпаки — головы поснимаю!
Солдат встал как положено, смирно, кочергу, как ружьё, в руки взял и обратился к генералу:
— Ваше превосходительство! Разрешите мужичкам кашу сварить, а то они скоро от голода с ног повалятся!
— Кашу?! — засмеялся генерал. — Какую-такую кашу? Из чего? Тут у нас мужицкой еды нет! Не велики бояре — поголодаете денек!
— Ваше превосходительство! — говорит солдат. — Господской каши нам не нужно. Дозвольте, я кашу сварю из топора!
— Что? Из топора? — генерал даже рот раскрыл от удивления. — Не может такого быть!
— Так точно, ваше превосходительство, может! — отвечает солдат. — Сами увидите!
Повара заморские за животы хватаются, смеются.
— Ладно, — сказал генерал, — дайте ему топор. Пусть варит. Но если каша не получится — пеняй, солдатик, на себя. Запорю! Эй, слуги, не забудьте у него потом топор забрать!
И ушёл. Солдат выбрал себе котёл, взял топор побольше.
— Этот, пожалуй, наваристее будет! — подмигнул он поварам.
Положил топор в котел, залил его водой.
— Воды жалеть — каши не видать!
Повара уже не смеются, во все глаза смотрят — небывалая топоровая каша вариться начинает!
— А вы и не знали, что топор варят, жарят, коптят, парят? — рассмеялся солдат. — Эх вы, кашевары заморские! Топор еще можно мочить, тушить, солить, настой на нем делать! Вот сейчас он у меня разварится — любо-дорого на него будет смотреть. Идите, идите пока по своим делам — позову, когда каша поспеет!
И солдат прогнал поваров.
Когда вода в котле с топором забулькала, запузырилась, солдат подошёл к самому толстому, самому главному повару и сказал:
— Навар топоровый получился хорош! Но в него для вкуса нужно немного просяной крупы добавить.
Толстяк приказал дать солдату проса — сколько нужно. Уж очень хотелось заморскому повару попробовать кашу из топора!
Просо сварилось быстро. Каша набухла, крышка котла задышала, зашевелилась, как живая.
Солдат опять к толстому повару подошёл:
— Каша всем хороша, да от топора немного железом отдаёт — старый, видно, топор попался, жёсткий. Сальца бы нужно несколько кусков. Слышали, как у нас на Руси говорят: кашу салом не испортишь!
Поглядывая на котел с кашей, повар спросил:
— Сколько тебе сала?
— Мне самому ничего не нужно! — усмехнулся солдат. — Каша себе сала требует! Вот если эту жаровню натопить — как раз и хватит!
Положили сало на жаровню, поставили на огонь. Сало зашипело, зашкворчило.
— Топоровая каша очень лук уважает, — словно между прочим, сказал солдат, беря лук, лежащий возле толстого повара. — Дюжину луковиц мне… вот этих… хватит! Да порубить их помельче… вот так…
Солдат бросил рубленый лук в жаровню с салом. Лук поджарился, стал румяным. Тогда солдат всю жаровню опрокинул в котёл с кашей. Из котла пошел такой зазывный, сладкий запах, что у изголодавшихся мужиков коленки дрогнули, а все повара, как по команде, носы к солдату повернули.
Солдат кашу с салом-луком поварёшкой перемешал, подмигнул землякам-сотоварищам:
— Распоясывайся, будем свою мужицкую кашу из топора есть!
Повара заморские вокруг столпились: диковина!
Попробовали — вкусна!
— Как выбирается топор для каши? — с уважением спросил толстый повар солдата. — Какой топор разваривается лучше, а какой хуже? Дерево, из которого сделано топорище, имеет значение или нет? Молодой, то есть новый, топор сочнее старого?
Солдат только усмехается — ответить не может, кашу за обе щеки уплетает. Ведь с утра крошки во рту не было!
И мужики от него не отстают — так на кашу навалились, что уже и топор, который на дне котла лежал, показался.
Хороша каша получилась! А сверху, из генеральских палат, бегут слуги, руками размахивают, кричат:
— Царь-батюшка сейчас в кухню пожалует! Чтоб всё тихо! Чтоб порядок был! А не то…
Не успели мужики с усов и бород кашу обтереть, как зашумело на лестнице, зашуршало, зазвякало — спускается из парадных палат самолично царь Пётр. А за ним — князья, графы и много всяких прочих. И у всех на груди — ордена, звезды, медали, ленты разноцветные.
Царь Пётр оглядел кухню и спросил:
— Сказывали мне, что тут какой-то солдат кашу из топора варил?
— Так точно, ваше императорское величество! — отрапортовал солдат. — Я варил. Вот тут, на донышке, на самом топоре, еще осталось немного.
— Желаю пробу снять! — сказал царь Пётр и подошел к котлу.
Ему тотчас поднесли длинную ложку-поварёшку. Царь зачерпнул со дна каши, попробовал.
В кухне тишина наступила. Князья, графы и все прочие в рот царю смотрят: понравилось или нет?
— Хороший кулеш получился из топора! — весело сказал царь Пётр. — Ай да солдат, ай да молодец! Хвалю!
Следом за царём все стали кашу пробовать и хвалить. Даже топор весь облизали.
— Он, ваше императорское величество, из моего топора варил! — сказал генерал. — И сам солдат этот — мой мужик, из моего села!
— Ну, солдат, как же ты кашу варил? — спросил царь Пётр.
Солдат рассказал, а повара заморские кивали головами, подтверждая его слова.
Царь так захохотал, что от смеха долго не мог слова произнести.
На него глядя, захохотали князья, графы и прочие.
— Вот каков русский солдат! — наконец проговорил царь Пётр. — Всех заморских поваров объегорил! Хвалю за смекалку! Чем бы тебя наградить, солдат?
Царь огляделся, вырвал из рук какого-то графа топор, на котором уже ни одной крупинки каши не осталось, протянул его солдату.
— Вот, служивый, дарю тебе топор!
Князья, графы и прочие закричали:
— Виват царю Петру!
Солдат взял топор, поклонился:
— Спасибо за царский подарок, ваше императорское величество!
Тут генерал засуетился-закланялся:
— Царь-батюшка, на стол жареных лебедей понесли, их нужно горячими есть, не то они во вкусе много теряют…
Царь Пётр повернулся, зашагал к лестнице, а за ним пошли пировать и князья, и графы, и все прочие.
А слуги генеральские закричали на мужиков:
— Быстрей! Поворачивайся! Пошевеливайся! Скорей!
Солдат засунул царский подарок за пояс и пошёл котлы ворочать.

Народная сказка «Каша из топора». Читательский дневник

Автор: народ

Название: “Каша из топора”

Жанр: народная бытовая сказка

Тема произведения: смекалка

Число страниц: 4

Главные герои и их характеристика

  1. Солдат. Хитрый, находчивый, смекалистый.
  2. Старуха. Жадная, негостеприимная.

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Солдат попросился отдохнуть с дороги, но жадная старуха не хотела его накормить. Солдат вызвался сварить кашу из топора и хорошо покушал.

Сюжет — краткое содержание

  1. Солдат шел со службы и попросился отдохнуть в доме у старухи.
  2. Старуха пустила солдата, но сказала, что у нее нечего есть.
  3. Солдат предложил сварить кашу из топора, и старуха заинтересовалась.
  4. Она дала солдату топор, крупы, соли и масла.
  5. Солдата сварил отличную кашу, и они со старухой хорошо поели.
  6. Солдат сказал, что топор еще не сварился, и забрал его себе.

Понравившийся эпизод

Мне понравился финал этой сказки. Когда старуха спросила, не пора ли съесть топор, солдат хитро улыбнулся и сказал, что топор еще сырой, и его еще надо доварить. А потому он просто забрал топор себе.

План произведения для пересказа

  1. Просьба солдата;
  2. Негостеприимная старуха;
  3. Предложение солдата;
  4. Приготовление каши;
  5. Недоваренный топор.

Главная мысль

Жадность всегда наказуема, а накормить защитника Отечества святое дело.

Чему учит эта книга

Сказка учит не быть жадным, не жалеть угощения для гостей. Учит гостеприимству и добрососедству. Учит отзывчивости и щедрости. Учит проявлять смекалку и находчивость. Учит все оборачивать в свою пользу.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне понравилась эта замечательная и веселая сказка. И особенно мне понравился хитрый солдат, который не просто сумел выпросить у жадной старухи еды, но и сумел наказать ее жадность. Ведь топор солдат унес с собой.

Новые слова и выражения

Побывка — кратковременный отпуск у солдат.

Варево — нечто вареное, суп, каша.

Пословицы к произведению

В корысти и жадности нет ни прока, ни радости.

Жадность всякому горю начало.

Скупой платит дважды.

Назад к содержанию

Похожее

Каша из топора | Развивайка

Каша из топора (читать с иллюстрациями)

Каша из топора

Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:
— Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь отворила старуха.
— Заходи, служивый.
— А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
— Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.
— Ну, нет так нет,- солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор.
— Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора.
Хозяйка руками всплеснула:
— Как так из топора кашу сварить?
— А вот как, дай-ка котёл.
Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь.
Старуха на солдата глядит, глаз не сводит.
Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.
— Ну, как? — спрашивает старуха.
— Скоро будет готова,- солдат отвечает,- жаль вот только, что посолить нечем.
— Соль-то у меня есть, посоли.
Солдат посолил, снова попробовал.
— Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы! Старуха засуетилась, принесла откуда-то мешочек крупы.
— Бери, заправь как надобно. Заправил варево крупой. Варил, варил, помешивал, попробовал. Глядит старуха на солдата во все глаза, оторваться не может.
— Ох, и каша хороша! — облизнулся солдат.- Как бы сюда да чуток масла — было б и вовсе объеденье.
Нашлось у старухи и масло.
Сдобрили кашу.
— Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!
— Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить, — дивится старуха.
Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает:
— Служивый! Когда ж топор будем есть?
— Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!
Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню.
Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!

 

Другие сказки

Каша из топора

4.4 (87.59%) от 29 голосующих

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о