Смысл пословицы красна речь поговоркой: Attention Required! | Cloudflare – Красна речь пословицей (исследовательская работа)
План-конспект урока русского языка (4 класс) по теме: Красна речь пословицей
Красна речь пословицей
Ход занятия
1. Сообщение темы урока
–Сегодня на уроке мы поговорим об очень интересном явлении в русском языке, которое называется…
-Ах, какая жалость — «слово рассыпалось». Ваша задача – «собрать» главное слово нашего занятия.
ЦОВСПОАИЛ (пословица)
2. Выставка книг с пословицами и поговорками
–Перед вами сборники русских пословиц и поговорок. В этих книгах собрана мудрость народа.
3.Основная часть
-Что такое пословица?
Пословица — краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.
-Прочитайте пословицу «Поговорка- цветочек, пословица- ягодка»
-Объясните смысл?
(На месте цветочка ягодка образуется, из поговорок складываются пословицы.)
ЦЕЛЬ: Сегодня на уроке мы будем о них говорить, узнаем много новых пословиц и поговорок. Чем они отличаются друг от друга.
-Пословица и поговорка обычно изучаются вместе. На практике их часто путают. Но очень важно видеть в них отличие.
-Что же общего между ними?
В них присутствует: краткость, связь с речью, широкая употребляемость, принадлежность к искусству слова.
-Чем пословица отличается от поговорки?
(Пословица — это изречение, народная мудрость. Это всегда суждение, в
ней содержится определённый вывод, обобщение; а поговорка — просто меткое слово. Пословица – законченное предложение, а поговорка – лишь часть его. Поговорка всегда имеет переносное значение. Назначение поговорки — как можно ярче, образнее,
охарактеризовать то или иное явление или предмет действительности, украсить речь)
А) -Отгадайте, где пословица, а где поговорка?
Человек без Родина – что соловей без песни. (Пословица)
Как сыр в масле катается. (Поговорка)
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. (Пословица)
Готовь сани летом, зимой — телегу. (Пословица)
Говорит — что рублём дарит. (Поговорка)
Ему говорить — что к стенке горох лепить. (Поговорка)
Велик пень, да дупляст; мал золотник, да дорог. (Пословица)
Решетом воду носит. (Поговорка)
Б) Русские писатели
Высоко ценили значение пословиц, поговорок. Вот некоторые высказывания великих писателей. (Зачитываю)
«Чтение сборника пословиц составляет для меня одно из любимых – не занятий, но наслаждений» Л.Н.ТОЛСТОЙ
«Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов… В них отразилось много свойств наших; в них всё есть: издёвка, насмешка, попрёк, — словом, всё шевелящее и задирающее за живое… Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами» Н.В. ГОГОЛЬ
«Русский народ создал огромную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки… Напрасно думать, что эта литература была плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом. Природой и почитанием отцов и дедов» А.Н. ТОЛСТОЙ
В) Пословицы о пословицах.
Русский народ сочинил пословицы и о самих пословицах. Объясните их смысл.
Пословица недаром молвится.
Пословица ведётся, словно веником метётся.
Пословица — всем делам помощница.
-Кто придумал пословицы и поговорки? (Народ)
-Когда появились пословицы и поговорки?
-Кто собирал и записывал пословицы, поговорки? (учёные, поэты, писатели)
-Таким писателем был Владимир Иванович Даль?
(Портрет)
Г) Владимир Иванович Даль — собиратель пословиц и поговорок.
Даль Владимир Иванович — известный русский писатель, лексикограф, этнограф, член-корреспондент Петербургского Академии наук . Родился 10 ноября 1801 г. в Екатеринославской губернии в Луганском заводе. Умер в 1871 году. Окончив курс в морском корпусе, даль несколько лет служил во флоте. Но, не вынося моря, вышел в отставку и поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. Походная жизнь его, как военного доктора, сталкивала его с жителями разных областей России, и материалы для будущего «Толкового словаря», которые он начал собирать очень рано. За работу (1863-1866) Даль был удостоен звания почетного академика Петербургской Академии наук. В 1861-1862 году ученый создал сборник «Пословицы русского народа».
4. Игры, конкурсы, занимательные задания.
(Класс делится на три команды, дети получают задания)
А) Игра «Перепутаница»
-К нам приехал мальчик иностранец. Ему понравились русские пословицы и поговорки, и он их быстро выучил, но они перепутались. Помогите ему их собрать.
Что с возу упало, того не вырубишь топором.
( Что с возу упало, то пропало. Что написано пером, не вырубишь топором)
Не плюй в колодец, вылетит – не поймаешь.
(Не плюй в колодец, пригодится водицы напиться. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.)
Хочешь есть калачи , не откладывай на завтра.
( Хочешь есть калачи – не сиди на печи. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня)
Заставь дурака Богу молиться, а хомут найдётся.
( Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт. Была бы шея, а хомут найдётся)
Б) Догадайся по картинкам, о каких пословицах идёт речь.
(За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)
(Не рой яму другому, сам в неё попадёшь)
В) Игра «Закончи пословицу»
(Начало пословицы читается поочерёдно каждой команде)
Терпение и труд…………(всё перетрут)
Что посеешь,……………….(то и пожнёшь)
Чтение – свет, а……………….(неученье – тьма)
Чтение — лучшее………….(учение)
Поспешишь — ………..(людей насмешишь)
Сделал дело -……………(гуляй смело)
С волками жить……..(по-волчьи жить)
Худой мир….(лучше доброй ссоры)
На безрыбье……..(и рак рыба)
Шила в мешке……(не утаишь)
Один в поле…..( не воин)
Новый враг хуже……(старых двух)
Г) Переставь буквы так, чтобы получилась пословица.
Ввклооо бостьяя – в есл ен диотхь
Д) Конкурс «Магические числа»
Проверка домашнего задания (Один с сошкой, семеро с ложкой)
Ж) Конкурс «Собери пословицу»
Пословицы рассыпались.
(ДО ДОВЕДЁТ ЯЗЫК КИЕВА)
(ВОЗИТЬ ЛЮБИШЬ ЛЮБИ САНОЧКИ И КАТАТЬСЯ)
(СДЕЛАЛ СМЕЛО ДЕЛО ГУЛЯЙ)
З) Конкурс «Поле чудес»
На доске квадратики, по числу букв в пословице. Командам предлагается назвать 6 букв, по две от команды, а потом отгадайте всю пословицу.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
У | Ч | Е | Н | Ь | Е | — | С | В | Е | Т | , | Н | Е | У | Ч | Е | Н | И | Е | — | Т | Ь | М | А |
|
|
Е) Конкурс «Угадай»
Досказать пословицу
Любишь……..(кататься, люби саночки возить)
Москва………(слезам не верит). Москва не сразу строилась)
Дарёному……..(коню в зубы не смотрят)
Жизнь………(прожить — не поле перейти)
Овчинка…….(выделки не стоит)
5. Заключительная часть(рефлексия).
-Вот и подошло наше занятие к концу.
-С чем мы сегодня знакомились на уроке?
Я надеюсь, что вы теперь сможете отличить их друг друга.
-Что было самым интересным?
-Какую роль в речи играют пословицы и поговорки?
Красна речь пословицей
Ход занятия
1.Сообщение темы урока
–Сегодня на уроке мы поговорим об очень интересном явлении в русском языке, которое называется…
-Ах, какая жалость — «слово рассыпалось». Ваша задача – «собрать» главное слово нашего занятия.
ЦОВСПОАИЛ (пословица)
2.Выставка книг с пословицами и поговорками
–Перед вами сборники русских пословиц и поговорок. В этих книгах собрана мудрость народа.
3.Основная часть
-Что такое пословица?
Пословица — краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.
-Прочитайте пословицу «Поговорка- цветочек, пословица- ягодка»
-Объясните смысл?
(На месте цветочка ягодка образуется, из поговорок складываются пословицы.)
ЦЕЛЬ: Сегодня на уроке мы будем о них говорить, узнаем много новых пословиц и поговорок. Чем они отличаются друг от друга.
-Пословица и поговорка обычно изучаются вместе. На практике их часто путают. Но очень важно видеть в них отличие.
-Что же общего между ними?
В них присутствует: краткость, связь с речью, широкая употребляемость, принадлежность к искусству слова.
-Чем пословица отличается от поговорки?
(Пословица — это изречение, народная мудрость. Это всегда суждение, в
ней содержится определённый вывод, обобщение; а поговорка — просто меткое слово. Пословица – законченное предложение, а поговорка – лишь часть его. Поговорка всегда имеет переносное значение. Назначение поговорки — как можно ярче, образнее,
охарактеризовать то или иное явление или предмет действительности, украсить речь)
А) -Отгадайте, где пословица, а где поговорка?
Человек без Родина – что соловей без песни. (Пословица)
Как сыр в масле катается. (Поговорка)
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. (Пословица)
Готовь сани летом, зимой — телегу. (Пословица)
Говорит — что рублём дарит. (Поговорка)
Ему говорить — что к стенке горох лепить. (Поговорка)
Велик пень, да дупляст; мал золотник, да дорог. (Пословица)
Решетом воду носит. (Поговорка)
Б) Русские писатели
Высоко ценили значение пословиц, поговорок. Вот некоторые высказывания великих писателей. (Зачитываю)
«Чтение сборника пословиц составляет для меня одно из любимых – не занятий, но наслаждений» Л.Н.ТОЛСТОЙ
«Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов… В них отразилось много свойств наших; в них всё есть: издёвка, насмешка, попрёк, — словом, всё шевелящее и задирающее за живое… Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами» Н.В. ГОГОЛЬ
«Русский народ создал огромную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки… Напрасно думать, что эта литература была плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом. Природой и почитанием отцов и дедов» А.Н. ТОЛСТОЙ
В) Пословицы о пословицах.
Русский народ сочинил пословицы и о самих пословицах. Объясните их смысл.
Пословица недаром молвится.
Пословица ведётся, словно веником метётся.
Пословица — всем делам помощница.
-Кто придумал пословицы и поговорки? (Народ)
-Когда появились пословицы и поговорки?
-Кто собирал и записывал пословицы, поговорки? (учёные, поэты, писатели)
-Таким писателем был Владимир Иванович Даль?
(Портрет)
Г) Владимир Иванович Даль — собиратель пословиц и поговорок.
Даль Владимир Иванович — известный русский писатель, лексикограф, этнограф, член-корреспондент Петербургского Академии наук . Родился 10 ноября 1801 г. в Екатеринославской губернии в Луганском заводе. Умер в 1871 году. Окончив курс в морском корпусе, даль несколько лет служил во флоте. Но, не вынося моря, вышел в отставку и поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. Походная жизнь его, как военного доктора, сталкивала его с жителями разных областей России, и материалы для будущего «Толкового словаря», которые он начал собирать очень рано. За работу (1863-1866) Даль был удостоен звания почетного академика Петербургской Академии наук. В 1861-1862 году ученый создал сборник «Пословицы русского народа».
4. Игры, конкурсы, занимательные задания.
(Класс делится на три команды, дети получают задания)
А) Игра «Перепутаница»
-К нам приехал мальчик иностранец. Ему понравились русские пословицы и поговорки, и он их быстро выучил, но они перепутались. Помогите ему их собрать.
Что с возу упало, того не вырубишь топором.
( Что с возу упало, то пропало. Что написано пером, не вырубишь топором)
Не плюй в колодец, вылетит – не поймаешь.
(Не плюй в колодец, пригодится водицы напиться. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.)
Хочешь есть калачи , не откладывай на завтра.
( Хочешь есть калачи – не сиди на печи. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня)
Заставь дурака Богу молиться, а хомут найдётся.
( Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт. Была бы шея, а хомут найдётся)
Б) Догадайся по картинкам, о каких пословицах идёт речь.
(За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)
(Не рой яму другому, сам в неё попадёшь)
В) Игра «Закончи пословицу»
(Начало пословицы читается поочерёдно каждой команде)
Терпение и труд…………(всё перетрут)
Что посеешь,……………….(то и пожнёшь)
Чтение – свет, а……………….(неученье – тьма)
Чтение — лучшее………….(учение)
Поспешишь — ………..(людей насмешишь)
Сделал дело -……………(гуляй смело)
С волками жить……..(по-волчьи жить)
Худой мир….(лучше доброй ссоры)
На безрыбье……..(и рак рыба)
Шила в мешке……(не утаишь)
Один в поле…..( не воин)
Новый враг хуже……(старых двух)
Г) Переставь буквы так, чтобы получилась пословица.
Ввклооо бостьяя – в есл ен диотхь
Д) Конкурс «Магические числа»
Проверка домашнего задания (Один с сошкой, семеро с ложкой)
Ж) Конкурс «Собери пословицу»
Пословицы рассыпались.
(ДО ДОВЕДЁТ ЯЗЫК КИЕВА)
(ВОЗИТЬ ЛЮБИШЬ ЛЮБИ САНОЧКИ И КАТАТЬСЯ)
(СДЕЛАЛ СМЕЛО ДЕЛО ГУЛЯЙ)
З) Конкурс «Поле чудес»
На доске квадратики, по числу букв в пословице. Командам предлагается назвать 6 букв, по две от команды, а потом отгадайте всю пословицу.
УЧЕНЬЕ-СВЕТ,НЕУЧЕНИЕ-ТЬМА
Е) Конкурс «Угадай»
Досказать пословицу
Любишь……..(кататься, люби саночки возить)
Москва………(слезам не верит). Москва не сразу строилась)
Дарёному……..(коню в зубы не смотрят)
Жизнь………(прожить — не поле перейти)
Овчинка…….(выделки не стоит)
5.Заключительная часть(рефлексия).
-Вот и подошло наше занятие к концу.
-С чем мы сегодня знакомились на уроке?
Я надеюсь, что вы теперь сможете отличить их друг друга.
-Что было самым интересным?
-Какую роль в речи играют пословицы и поговорки?
Методическая разработка по чтению (4 класс) на тему: Внеклассное мероприятие » Красна речь пословицей»
Красна речь пословицей
Цели.
– обобщение знаний учащихся о жанре фольклора – пословицах; обогащение словарного запаса учащихся;
– умение оформлять свои мысли в устной речи, готовить выступление, отвечать на вопросы;
– высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, слушать других;
– развитие памяти, артистических способностей;
– воспитание уважения к истокам культуры своего народа, истории русского народа
Ход занятия.
« Все великие люди, от Пушкина до Суворова
и Петра, благоговели перед нашими пословицами».
Н. В. Гоголь
Учитель. Сегодня наше занятие посвящено пословицам. Пословица — крылатая мудрость любого народа. Едва ли найдётся человек, который не пользуется мудрыми изречениями. Недаром в народе говорится: « Без угла дом не строится, без пословицы речь не молвится. Эпиграфом нашего занятия будут слова великого русского писателя Н.В. Гоголя. ( слайд)
Ученики
1. Пословицы – бесценное наследие нашего народа. Они накапливались веками, задолго до появления письменности и устно передавались от поколения к поколению. Это древнейший жанр фольклора.
2.Трудно сказать, с каких времен берут начало пословицы – устные краткие изречения. Можно предположить, что их возникновение уходит корнями в глубокую древность, во времена язычества или в те времена, когда появилась человеческая речь.
3. Возможно, первые пословицы были изображены на стенах, в виде картинок – ведь уже тогда человек нуждался в передаче своих наблюдений и умозаключений. Для людей, не владеющих грамотой, пословицы наряду с поговорками, сказками, притчами стали своеобразной формой сохранения и передачи своих наблюдений, своего жизненного опыта, который передавался из уст в уста из поколения в поколение.
4. Они прочно вошли в жизнь человека, благодаря тому, что легко запоминаются, что красят речь, делая её выразительной и образной, благодаря своей краткости, меткости изложения. Поскольку зародились пословицы в простой народной речи, то и отразили они различные этапы народной жизни.
5. Пословицы рождались из наблюдений над действительностью, на основе народного опыта, связи с трудом и бытом народа. Пословицы отображают жизнь народа той эпохи, когда создана эта пословица.
6. Существует много пословиц на разные темы, и рассказывают они о разных сторонах жизни человека. Пословицы учат честности и доброте, смелости, мудрости, внимательности, воспитывают любовь к Родине, родителям, уважение к старшим. Они же могут высмеивать жадность, трусость, глупость. Знание пословиц обогащает нашу речь, заостряет ум и развивает память.
Учитель О самих пословицах народ сложил много пословиц. Вот некоторые из них. (чтение пословиц с доски).
— Так что же такое пословица? ( слайд)
Учитель Крупнейший собиратель фольклора В. И. Даль во второй половине XIX века сформулировал такое определение пословицы:
« Пословица – коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение».
— Можно в Толковом словаре встретить и такое пояснение:
Пословица – это краткое изречение, в которой выражены жизненные наблюдения и правила житейской мудрости, имеющие законченное суждение.
Примеры: Сделал дело – гуляй смело. Гусь свинье не товарищ.
Учитель
Сегодня на нашем занятии мы выявим лучших знатоков пословиц
1.Конкурс
«Закончи пословицу»
1 команда.
Труд человека кормит,( а лень портит).
Кто много говорит,( тот мало делает).
Повторенье – (мать ученья).
Тот никогда не ошибается, (кто ничего не делает).
2 команда.
Не спеши языком – (торопись делом).
Сделал дело – (гуляй смело).
Ученье-свет,( а неученье – тьма).
Куй железо, (пока горячо).
2 Конкурс
« Вспомнить пословицы или поговорки о следующих предметах».
( дети из мешка достают предметы)
Книга. (С книгой жить – век не тужить.)
Иголка. (Куда иголка, туда и нитка.)
Шило. (Шила в мешке не утаишь.)
Яблоко. (Яблоко от яблони недалеко падает.)
Камень. (Под лежачий камень вода не течёт.)
Перо. (Что написано пером – не вырубишь топором.)
Ложка. (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой.)
3 Конкурс
«Магическая цифра».
Число 7 – символ обновления. Через 7 месяцев прорезываются зубы у младенца, в 7 лет обновляются зубы у ребёнка.
Большое значение числу семь придаёт христианская религия. «Бог создал мир за 7 дней», посвятив седьмой день отдыху. На Руси применялось в колдовстве и заклинаниях, лечили больных приёмами многократного повторения «святой» семёрки. «Сделай настой из семи трав на семи водах, пей семь дней по семь ложек».
— Назовите пословицы, в которых встречается число 7:
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Семеро одного не ждут.
Семь пятниц на неделе.
Тайна за семью печатями.
Семеро с ложкой, а один с сошкой.
Семь бед – один ответ.
У семи нянек дитя без глазу.
Семеро – не один, в обиду не дадим.
Лук от семи недуг.
Семь ворот, да все в огород.
4 конкурс
«Собери части пословицы».
– сколько волка ни корми
– век живи
– любишь кататься
– лучше поздно
– семь бед
– за спрос
– он все в лес смотрит
– век учись
– люби и саночки возить
– чем никогда
5 Конкурс
«Угадайка…»
— В этом конкурсе вы должны по иллюстрации отгадать пословицу.( слайды)
Домашнее задание: каждая команда иллюстрирует две пословицы
6 Конкурс
«Найди ошибку».
1 команда.
Два сапога – тара.
Ус хорошо, а два лучше.
Один в золе не воин.
2 команда.
Трус своей лени боится.
Нашла коза на камень.
Не зная броду, не суйся в моду.
7.Конкурс
Инсценирование пословицы
Ведущий:
-На этом наше занятие заканчивается
вы еще раз убедились:
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
Подведение итогов
Пословицы о речи. Примеры
Речь занимает важное место в жизни любого современного человека. С помощью языка мы взаимодействуем друг с другом, учимся определять настроение человека, его намерения и взгляды на мир. Пословицы о речи полностью отражают мировоззрение русского человека, его привязанность к конкретным традициям и культуре. Главный акцент всегда делается на умении слушать, понимать собеседника, быть ему максимально полезным, а значит, делать что-то и для общества в целом.
Русские пословицы о речи наполнены глубиной и имеют психологический подтекст. Каждое высказывание можно применить к нашей повседневной жизни.
«Речи, как мед, а дела, как полынь»
Имеется в виду то обстоятельство, что люди часто бросают на ветер собственные слова. Необдуманные фразы, сказанные случайно, не могут принести пользы, не затрагивают глубин души другого человека, не могут сделаться для него максимально полезными. Люди, живя в обществе, очень рано научаются лукавить и играть определенную роль перед окружающими. Человек может в лицо говорить ласковые речи, быть максимально вежливым и приветливым, а за глаза проявлять холодность и отчужденность. Большинство людей вообще говорят совсем не то, что они чувствуют и думают в данный момент. Чаще их мысли бывают настолько горькими, что если бы окружающие о них знали, совсем отказались бы от взаимодействия с этими людьми.
В нашей жизни так мало искренности и все потому, что мы сами зачастую не умеем быть в достаточной степени правдивыми. Детей не учат проявлять эмоции в школе и не говорят им, что самое важное в жизни – это сохранить свою индивидуальность. Эмоциональное воспитание полностью находится на плечах семьи. А как по-настоящему немного удовлетворенных людей! Пословицы о речи помогают понять этот феномен.
«Красна речь слушаньем»
Важно не столько уметь произносить красивые слова, сколько научиться слушать оппонента. Молчание – великая вещь. Глубокое эмпатийное слушание позволяет лучше сфокусироваться на озвучиваемом вопросе, достичь понимания, прийти к определенному соглашению. Но как мало людей действительно умеют слушать своих собеседников! Многие хотят только, чтобы им одним уделяли достаточно времени и внимания, а сами не желают ничего вкладывать в отношения. Пословицы и поговорки о речи как нельзя лучше подчеркивают эту особенность.
«Лучше недоговорить, чем переговорить»
Иногда мы ненароком можем обидеть близкого человека одним лишь неосторожно произнесенным словом. Следует знать, что не всегда нужно говорить голую правду напрямую. Иногда полезно что-то умолчать, если это подействует во благо. Важно то, с каким настроением мы строим привычные слуху фразы.
Некоторые люди могут и не заметить того, что обидели собеседника, вывели его из состояния внутреннего равновесия. Пословицы о речи изобилуют многовековой народной мудростью, в них знание сливается с непреходящими человеческими ценностями. В беседе нужно стараться давать оппоненту ровно столько, сколько он просит: ни больше, ни меньше. К сожалению, совсем немногие готовы действительно принимать благо. Большинство закрываются от потоков энергии любви и благодарности.
«Речи слышим, а сердца не видим»
Люди часто общаются друг с другом чисто механически, не заглядывая внутрь. Лишь меньшинство способно искать и найти за словами собеседника внутренний смысл. Необходимо не просто слушать фразы, но и улавливать темп голоса, настроение, с каким они произносятся. Мы зачастую привыкли жить настолько механически, что не видим, не замечаем того, что происходит вокруг и с ними самими.
Таким образом, пословицы о речи заключают в себе культурную и национальную ценность. С помощью этих нехитрых высказываний прошлые поколения делятся с нами неиссякаемым источником мудрости, нужно только уметь его принять.
Красна речь пословицей
4
Красна речь пословицей
Сценарий представления, составленный из пословиц.
Действующие лица: Фома
Ерема
Тетка Маланья
Сцена 1
Фома и Ерема выбегают друг другу навстречу, сталкиваются.
Фома: Ты что бежишь, как на пожар?
Ерема: А ты что несешься, словно под тобой земля горит?
Фома: Да вот, думаю, пойду, похожу, на добрых людей погляжу, молодо-зелено – погулять велено!
Ерема: Надо, надо и на людей посмотреть, и себя показать.
Фома: Друг сердечный, а как зовут тебя не знаю.
Ерема: Зовут зовуткой, величают уткой, такое прозвание, что с морозу не выговоришь. Ерема я.
Фома:
Ерема: Живем как у Христа за пазухой, не хуже людей, не лаптем щи хлебаем.
Фома: И мы живем как можем: есть хлеб, гложем, а нет – попищим да и так посидим.
Ерема: Ну что, давай сядем рядком, да поговорим ладком. Умная беседа оживляет дух. А с тобой поговорить, что меду напиться.
Фома: А что это ты тощ, как хвощ? Посмотришь на тебя – щека щеку ест и кости, как крючья: хоть хомут вешай. И ростом мал, и силой не взял, от горшка два вершка. То ли дело я – молод да пригож – всюду вхож. А без осанки и конь – корова.
Ерема: Такую ты чепуху несешь, что уши вянут! Погоди, задам я тебе перцу. В бараний рог скручу, в дугу согну!
Фома: Медведь грозился, да в яму свалился.
Ерема:
Будешь ты у меня по ниточке ходить, отдам туда, где козам рога правят. Ни дна тебе, ни покрышки, ни еловой шишки. Вот возьму за хвост да перекину через мост. Задам так, что небу жарко станет.Фома: А ты не пугай сокола вороною. За угрозы по рукам вяжут. И на крапиву есть морозы, и на грозителей есть грозы. Ты что это как с цепи сорвался, мечешься, как угорелая кошка.
Ерема: Да нужен ты мне, как собаке пятая нога!
Фома: А ты мне, как прошлогодний снег.
Ерема: А ты мне, как корове седло.
Фома: А ты мне, как гвоздь в сапоге.
Ерема: А ты мне, как беззубому орех.
Фома: А ты мне горчица после ужина.
Ерема: Ну, нам наследство не делить, так нечего ссориться. А ты не обижайсам, не будешь и обижен.
Фома: Ладно, без спорного слова не беседа.
Ерема: Ну а всякая ссора красна мировою.
Фома: Не в деньгах счастье, а в добром согласии. (Обнимаются)
Ерема: Ну, вот и отлегло от сердца.
Фома: Гора с плеч свалилась.
Ерема: Хорошо, что нас двое, одному и поссориться не с кем. Двое – не один, маху не дадим!
Сцена 2.
Появляется тетка Маланья.
Фома: О! Тетка Маланья! Явилась как красное солнышко!
Ерема: Для дорогого гостя и ворота настежь!
Фома: Тетка Маланья, ты дело ищешь или от дела бегаешь?
Тетка Маланья: Да мои дела как сажа бела. Хлопот полон рот, верчусь, как белка в колесе, за делами дня не вижу.
Фома –Ереме: Тетка Маланья и белится, и румянится, а все не приглянется. Лицо, как воронье яйцо!
Ерема: Уродила мама, что не принимает и яма!
Тетка Маланья – Ереме: А ты и в шапке дурак, и без шапки – дурак! Зато я личиком бела, и с очей мила. Брови собольи , алый цвет по лицу расстилается, белый пух по груди рассыпается. Поступь павлиная, речь соловьиная.
Фома: Может, и красива, да сквозь румяна не видно.
Ерема: От ворон отстала, а к павам не пристала!
Тетка Маланья: Да я красней красного солнышка, ясней ясного месяца!
Фома: Так хвастает, что уши вянут!
Тетка Маланья: А у тебя хоть кафтанчик и шитый, а дурак ты набитый!
Фома: Дураками свет стоит!
Ерема: Тетка Маланья за ответом в карман не полезет. Палец ей в рот не клади. Без острого словца ни на шаг.
Тетка Маланья – Ереме: А тебя, неряху, видно по грязной рубахе. Одна нога обута, другая разута, а если бы третья была, не знаю как бы пошла.
Ерема: Алмаз и в грязи виден!
Фома: Тетка Маланья, тебя не переговоришь. Язык у тебя как крапива.
Тетка Маланья: Находчивость – великая сила, от нее врагам — могила!
Сцена 3.
Фома: Сколько ни говорить, а с разговору сытым не будешь.
Ерема: Да, без обеда не красна беседа.
Тетка Маланья: Милости прошу к нашему шалашу хлебать лапшу. Я тут наготовила, как на Маланьину свадьбу. Все есть, кроме птичьего молока.
Фома: Что есть в печи, все на стол мечи.
(Тетка Маланья подает на стол)
Тетка Маланья: Щи да каша – пища наша!Ерема: Щи – всему голова. Щами мир стоит.
Тетка Маланья: Если хорошие щи, так другой пищи не ищи.
Фома: Эх, хороша кашка, да мала чашка!
Тетка Маланья: А ты, милок, выпей чайку – позабудешь тоску.
Ерема: Чай пить – не дрова рубить, вспотеешь, но не устанешь.
Тетка Маланья: Всем досталось по куску, а кто смел, тот и два съел.
Фома: Чужой хлеб слаще калача.
Ерема: Тетка Маланья, а давай жить сообща: ты купишь, а есть вместе будем.
(Хохочут)
Тетка Маланья: (Возмущенно) Да я смотрю, вас дешевле похоронить, чем накормить. На работу спина болит, а на еду – за ушами трещит!
Фома: Мы хоть в работе отстаем, зато за столом обгоняем.
Ерема: А еще Фома музыку разумеет, а Ерема плясать умеет!
Ерема: (Поет и пляшет) Без гармони, без дуды ходят ноги не туды!
Тетка Маланья: Не к лицу бабке девичьи пляски.
Фома: Под хорошую музыку и змеи пляшут.
Ерема: Кто поет, того горе не берет. Запою соловьем, а пройдусь лебедем!
Фома: Голосу нет – душа поет!
(Поют и пляшут)
Тетка Маланья: Фу! Устала, как будто на мне воду возили.
Фома: Терпи, казак, атаманом будешь!
Ерема: Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Тетка Маланья: Ладно, хватит, гуляй, да не загуливайся. Сами знаете: гостям два раза рады – когда они приходят и когда уходят.
Фома: Ну что ты брюзжишь, как муха осенью, мы готовы и уйти – голому одеться – только подпоясаться!Ерема: Да, сколько не тяни, а быть концу. Спасибо за хлеб, за соль. Прощайте!
( Уходят)
Тетка Маланья: Прощевайте, родимые! Вот уж два сапога пара, одного поля ягоды. Скажу я вам – хозяина у них в голове нет, одни квартиранты. С такими держи ухо востро. Да бог с ними! Мне-то белой лебедушке серый гусь не товарищ. Ну что же, гости дорогие, всякое дело концом хорошо. Конец – всему делу венец! Прощевайте и вы!
Конец
Литература:
Даль В.И. Пословицы русского народа. – М., 2005.
Живая вода. Сборник русских народных песен, пословиц, загадок. – М., 1986.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки./ Составитель Ю.Г.Круглов. – М., 1990
Составитель: Латушкина Л. В.
Leave a Reply