Смотреть лиса и тетерев: Мультфильм лиса и тетерев 2 класс
Лиса и Тетерев 1 класс для читательского дневника
Лиса и Тетерев читать русскую народную сказку, текст сказки, краткое содержание, герои сказки. Все это находится в данной статье.
Встретив в лесу Тетерева, сидящего на дереве, Лиса решила подманить к себе пернатого. И начала Лиса всячески нахваливать его. Сначала нахваливать его, голос, но Тетерев не поддался. Тогда Лиса начала врать о том, что издан указ запрещающий зверям нападать друг на друга. Тогда, Тетерев сказал, что Лисе нечего бояться Собак которые бегут к месту где они болтают. Лиса поспешила сбежать, сославшись на то, что собаки возможно не слышали об новом Указе.
Лиса и тетерев для читательского дневника
Как то раз лиса увидела тетерева. Он сидел на дереве, и она решила поприветствовать его. Поприветствовать его, лиса выразила восхищение его голосу. Тетерев её поблагодарил, но лиса сделала вид, что не слышит его. Лиса предложила ему спуститься с дерева и пообщаться нормально, так как с дерева ей трудно что-то услышать.
Тетерев пояснил, что он боится покидать дерево, так ка это опасно, он может стать лёгкой добычей для какого нибудь зверя. Хитрая лиса сделала удивлённый вид. И сказала тетереву, что слышала новый указ, который запрещает обижать зверей и птиц, они должны жить в мире и согласии. Тетерев оценил этот указ, но сказал, что раньше про него не слышал.
Вдалеке он заметил бегущих собак, которых всегда опасалась лиса. Но по-новому указу ей больше нечего боятся, ведь её никто не тронет. Услышав собачий лай, лиса испугалась и стала убегать. Тетерев же попытался её остановить, напоминая о новом указе. Лиса сказала, что собаки вряд ли слышали о нем, поэтому ей угрожает опасность. Она быстро скрылась в лесном массиве.
Главные герои
Тетерев — рассудительный и умный
Лиса — хитрая, но глупая
Вывод
Зказка о сообразительности и осторожности. С начала нужно думать, к чему приведет, то или иное действие. Ум и сообразительность способны победить хитрость и коварство.
Не смотря, что Лиса считается самым хитрым животным в сказке, в этой ей попадается достойный противник. Ей не удается до конца обмануть Тетерева. Который в самый последний момент обводит ее вокруг пальца. Тем самым избежав расправы над собой.
Тетерев поигрывает Лисе в ее же обмане, про мирный указ для всех зверей. Сообщая, что на опушке появилась целая стая собак. Так как указ придумала лиса, она поспешила убежать.
Лиса и Тетерев русская сказка читать текст целиком
Читать
етерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:
— Здравствуй, Тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.
— Спасибо на добром слове, — сказал Тетерев.
Лисица притворилась, что не расслышала и говорит:
— Что говоришь? Не слышу. Ты бы Тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.
Тетерев сказал:
— Боюсь я сходить на траву. Нам птицам опасно ходить по земле.
— Или ты меня боишься? — сказала Лисица.
— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал Тетерев. — Всякие звери бывают.
—Нет, Тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.
— Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.
Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.
— Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.
— А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указ не слыхали.
И убежала.
Аудиосказка Лиса и Тетерев
Мы в VK
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Русские народные сказки — читать сказки, смотреть картинки
Сказки о животных0506
Упала лиса в яму, а над ямой стояло дерево, а на дереве
Сказки о животных Лиса и журавль0332
Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить
Сказки о животных0283
Жили-были лиса да заяц. У лисы была избёнка ледяная
Сказки о животных0215
0317
Жила — была кума Лиса; надоело Лисе на старости
Сказки о животных Лиса и тетерев0241
Бежала лисица по лесу, увидела на дереве тетерева и
Сказки о животных Лисичка со скалочкой0678
Шла лисичка по дорожке, нашла скалочку. Подняла и пошла дальше.
Бытовые сказки0398
В одной деревне жили-были старик со старухой, и был
Волшебные сказки Марья Моревна 0247Жил-был царь. У царя был сын, по имени Иван-царевич
Сказки о животных Маша и медведь0554
Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька.
Сказки о животных Медведь-липовая нога0260
Жили-были старик со старухой. Посеяли они репку.
Волшебные сказки Медное, серебряное и золотое царства0112
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь.
Волшебные сказки0327
Жили-были старик и старуха. У старика своя дочка, у
Волшебные сказки Морской принцДалеко-далеко, за дремучими лесами, широкими полями
Бытовые сказки0294
Ехали два брата: один бедный, другой именитый.
Бытовые сказки Мудрая девица и семь разбойников0154
Жил-был крестьянин, у него было два сына: меньшой
Бытовые сказки Мудрые ответы0197
Служил солдат в полку целые двадцать пять лет
Сказки о богатырях На заставе богатырской0131
Под городом Киевом, в широкой степи Цицарской стояла
Волшебные сказки Наказанная царевна089
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был
Сказки о богатырях Никита Кожемяка0198
В старые годы появился невдалеке от Киева страшный змей.
Сказки о животных О Ваське-Муське0158
В некотором царстве, некотором государстве, а именно
Сказки о богатырях О князе Романе и двух королевичах0148
На чужой стороне, на Уленове, жили-были два брата
Волшебные сказки Окаменелое царствоВ некотором царстве, в некотором государстве
Бытовые сказки Охотник до сказок0121
Жил себе старик со старухою, и был старик большой охотник
Бытовые сказки Пастушья дудочка0163
Жили в одном селе старик да старуха, бедные-пребедные
Сказки о богатырях Первый бой Ильи Муромца0105
Как хватил Илья коня плёточкой, взвился Бурушка-Косматушка
Сказки о животных Перепелка и волк0142
Летела, летела перепёлка, устала, села под куст и задремала.
Волшебные сказки Перышко Финиста ясна сокола0333
Жил-был старик, и было у него три дочери.
Навигация по записям
Открытый урок чтения на тему «Русская народная сказка «Лиса и тетерев»
Урок чтения в 3 классе
Тема: Русская народная сказка «Лиса и тетерев»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: знакомство с русской народной сказкой «Лиса и Тетерев».
Задачи урока:
образовательные: познакомить с русской народной сказкой, совершенствовать навыки сознательного и выразительного чтения.
Коррекционно-развивающие: развивать речь, пополнять словарный запас, умение работать с текстом, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы, объяснять своё отношение к прочитанному при составлении ответов на вопросы;
Воспитывающие: прививать интерес к русскому народному творчеству, положительное отношение к героям и их поступкам; способствовать формированию коммуникативных компетенций, навыков учебного сотрудничества.
Средства (оборудование): учебник «Чтение 3 класс» С. Ю. Ильина, А.К. Аксенова; карточки с заданиями, рисунок дерева, тетеревов и лисы, проектор, компьютер, интерактивная доска.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
характеризовать героев произведения на основе его намерений и поступков;
читать текст произведения осознанно, выразительно и без ошибок;
работать с содержанием текста произведения;
читать по ролям.
Формируемые БУД:
Личностные:
оценивать поступки героев произведения под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей;
учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
чувство ответственности за выполнение своей работы;
Познавательные БУД:
формировать умение выделять главную мысль произведения, умение характеризовать героев произведения на основе их поступков; формировать несложные выводы, основываясь на тексте произведения.
Регулятивные УД: определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно, выполнять учебное задание в соответствии с целью;
осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные УД:
формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Ход урока
1.Орг. момент. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Девочки за парты сели,
Мальчики за парты сели.
На меня все посмотрели.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
— А сейчас еще раз поприветствуем друг друга, но не как обычно, а пальчиками. Начиная с больших пальчиков касаемся соседа по парте и говорим: Желаю (большой палец) слайд
Успеха (указательный)
Большого (средний)
Во всем (безымянный)
И везде (мизинец)
Привет! (вся ладонь)
— Ребята, я тоже вам желаю успеха на нашем уроке! Прежде чем начнём работать, потренируем наши язычки.
Чтение скороговорки с доски.
Тетерев сидел в клетке, а тетёрка в лесу на ветке.
Чтение чистоговорок с доски тихо, громко, радостно, грустно. слайд
Са-са-са – это хитрая лиса.
Су-су-су – она живёт в лесу.
Сы-сы-сы – много дел у лисы.
Со-со-со – она крутит колесо.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
— Кто помнит, какой раздел вы начали изучать на уроках чтения? (Чудесный мир сказок).
— Сегодня на уроке мы продолжим изучать данный раздел.
— Кто был внимательным и вспомнит, о ком говорилось в скороговорке, а о ком в чистоговорке? (О тетереве и лисе)
— Попробуйте отгадать название сказки, с которой мы сегодня познакомимся. (Лиса и Тетерев). слайд
— Есть автор этой сказки? (нет, это русская народная сказка)
— А что значит народная сказка?
— Народные сказки составляет народ, и они передаются из поколения в поколение, т.е. от бабушек детям. А если это русская народная сказка, значит эту сказку составил русский народ.
— Можем предположить по названию сказки, кто её главные герои? (Лиса и Тетерев)
— Как мы можем узнать наверняка? (Прочитать сказку).
— Перед чтением сказки давайте определимся, какие задачи ставим перед собой? Начните говорить с помощью слов на экране: слайд
— узнать……
— познакомиться с …….
— учиться …….
(узнать о тетереве, познакомиться с новой сказкой, учиться выразительно читать её, учиться слушать друг друга).
— Кто из этих животных чаще встречается в сказках? (Лиса)
— А какие сказки вы знаете о лисе? (Колобок, Заюшкина избушка, Лиса и журавль, лисичка со скалочкой…)
— Вот некоторые из сказок, где героем является лиса. Слайд
— Какая лиса в сказках? (хитрая, обманщица, плутовка…)
— Вот мы сказали, что лиса в сказках всегда хитрая, всех обманывает, ворует кур, а всегда ли она самая хитрая и умная? Слайд
— Давайте попробуем доказать, что лиса самое хитрое и умное животное в сказках, прочитав еще одну сказку о лисе.
3. Первичное усвоение новых знаний
— А кто такой тетерев? (Это птица. Живёт в лесу)
— Поработаем в группах. Я вам дам небольшие сообщения. 1 группа о лисе, 2 группа о тетереве. В группе вы должны выбрать одного человека, кто читает лучше всех, послушать его и все вместе подготовить ответы на вопросы. Вопросы на доске. Слайд Где живёт? Чем питается? Чем интересен?
— Какая группа начнёт свой рассказ? (дети рассказывают сообщения)
— Мы с вами предположили, что главными героями сказки будут лиса и тетерев. Из ваших сообщений мы узнали, что это лесные жители, что лиса питается мышами, птицами, зайцами, а тетерев ягодами, семенами, почками деревьев. Из всего что узнали, мы может предположить, где будет проходить действие в сказке? (В лесу)
— Сейчас послушаем сказку. Вы внимательно послушаете, правильно ли мы предположили, что главными героями сказки будут лиса и тетерев, и что действие будет проходить в лесу.
(чтение сказки учителем)
— Понравилась вам сказка?
— Правильно ли мы предположили, о ком эта сказка и где будет проходить действие? (да)
Словарная работа
— В сказке встретилось слово указ, как вы понимаете это слово? (Распоряжение, постановление высшей власти) слайд
— Раньше все распоряжения властей шли из города и все жители должны были им подчиняться.
— Прежде чем начнёте читать сказку самостоятельно, давайте вместе потренируемся читать слова, которые вам встретятся в сказке. слайд
П ри-тво-ри-лась притвориˊлась
Теˊтерев те-те-ре-во-чек тетеревоˊчек
— А сейчас прочитайте сказку про себя. Обратите внимание на лису в данной сказке – самая ли хитрая и умная она окажется.
(чтение детьми про себя)
— Оправдались ли ваши ожидания и лиса оказалась Самой хитрой и умной? (Нет. Тетерев оказался умнее и хитрее лисы)
— Итак, оказывается лиса не всегда бывает самой хитрой и умной. В сказке «Лиса и Тетерев» Тетерев оказался умнее лисы и смог её перехитрить. На этот раз лисе не удалось обмануть.
4. Первичная проверка понимания
Анализ прочитанной сказки:
Как лиса называла тетерева? Почему она к нему обращалась так ласково?
О чём лиса попросила тетерева? Зачем ей это было нужно?
Почему тетерев не захотел выполнить просьбу лисы? Как вы думаете, поверил тетерев лисе, что вышел такой указ? Прочитайте.
Как тетерев перехитрил лису? Прочитайте эти строчки.
Чем сказка закончилась? (Лиса сбежала)
Как вы думаете, ребята, о чем думала лиса, когда убегала? (быстрее убежать).
Физминутка + гимнастика для глаз слайд
На охоту лиска шла.
И следы хвостом мела.
На лугу тетеревок,
От лисицы скок-поскок.
Осторожно, не зевай,
Вверх на дерево взлетай.
5. Первичное закрепление
— А сейчас прочитаем сказку по ролям. Как вы думаете, какой голос у лисы? (хитрый, ласковый). А какой у тетерева? (спокойный, уверенный) при чтении старайтесь голосом показать характер своего героя.
(чтение детьми по ролям)
— А сейчас поработаем в парах. Каждая пара получит карточку с предложениями из сказки. В каждом предложении допущена ошибка. Вы должны её найти и сказать правильное предложение.
(Работа в парах)
— Молодцы! Все отлично справились с заданием!
— Ребята, почему план Лисы не удался? Чему учит сказка? (Нельзя обманывать, не всегда можно доверять ласковым, льстивым словам. Сказка учит различать, где добро, а где зло, учит мудрости).
— Действительно, через сказку мы учимся строить свои отношения по законам правды, а не лжи.
-Кто из героев представляет добро, а кто зло? (Лиса – зло, тетерев – добро).
— Из предложенных пословиц, выберите ту, которая подходит к сказке.
Работа с пословицами
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
На всякого хитреца найдётся свой хитрец.
Делу время, потехе час.
8. Подведение итогов урока
— Понравилась ли вам сказка «Лиса и тетерев»?
— Действительно ли лиса самая умная и хитрая в сказках?
— Чему учит нас сказка?
7. Рефлексия
— Оцените свою работу.
На доске рисунок дерева.
Если настроение отличное и вы довольны своей работой, урок понравился – посадите на дерево тетеревочка, не понравилось и настроение плохое – под дерево посадите лису.
— Какое красивое дерево получилось! С каким хорошим настроением вы заканчиваете урок! Спасибо всем!
Оценивание учителем
Лиса
Лиса – это хищное животное. У неё серовато-рыжая шерсть, длинный и пушистый хвост, узкая и длинная мордочка, а также хитрые и умные глазки. По своим размерам лисица напоминает небольшую собаку.
Лисы весьма ловкие и быстрые звери. Они способны запутывать следы и прибегать к различным уловкам, добывая себе еду.
Лисица ест кроликов, мышей, зайцев, раков и рыбу. Но любимым лакомством лисицы остается птица. Так же она ест овощи, яблоки и ягоды.
В глубокой норе лисица выводит своё потомство и потом заботится о нём.
Лисица известна на весь мир своим ярким, привлекающим взгляд мехом; особую любовь это существо завоевало своим пышным хвостом.
__________________________________________________________
Тетерев
В лесах нашей страны живет тетерев – красивая черная птица с красными бровками и необычным хвостом. Летом и осенью тетеревов чаще всего можно увидеть на земле — тут они кормятся. А ночуют на деревьях.
Вся забота о потомстве лежит на матери. Она высиживает яйца, она водит появившихся птенцов, она же защищает их.
Зимой наоборот: из-под снега доставать корм невозможно, поэтому птицы отыскивают его на деревьях (березовые сережки и почки, хвоя). А ночевать спокойнее, теплее и безопаснее на земле, точнее, в снегу. Тетерев отлично умеет нырять. Но только не в воду, а в снег. Слух у тетерева отличный. Если, сидя в снегу, он услышит, как скрипит снег под лапами лисицы или под лыжами охотника, тетерев моментально выбирается из сугроба и улетает от опасности.
__________________________________________________________
Тетерев сидел на траве.
Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сел мне на нос.
Нам, птицам, опасно ходить по веткам.
Нынче указ объявлен, чтобы по всей земле праздник был.
Лисица услыхала про волков и хотела бежать.
Тетерев сидел на траве.
Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сел мне на нос.
Нам, птицам, опасно ходить по веткам.
Нынче указ объявлен, чтобы по всей земле праздник был.
Лисица услыхала про волков и хотела бежать.
_________________________________________________
Тетерев сидел на траве.
Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сел мне на нос.
Нам, птицам, опасно ходить по веткам.
Нынче указ объявлен, чтобы по всей земле праздник был.
Лисица услыхала про волков и хотела бежать.
_________________________________________________
Тетерев сидел на траве.
Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сел мне на нос.
Нам, птицам, опасно ходить по веткам.
Нынче указ объявлен, чтобы по всей земле праздник был.
Лисица услыхала про волков и хотела бежать.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
На всякого хитреца найдётся свой хитрец.
Делу время, потехе час.
______________________________________
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
На всякого хитреца найдётся свой хитрец.
Делу время, потехе час.
______________________________________
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
На всякого хитреца найдётся свой хитрец.
Делу время, потехе час.
______________________________________
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
На всякого хитреца найдётся свой хитрец.
Делу время, потехе час.
______________________________________
Тетерев и петух
Страница 1 из 2
Город, в котором я вырос, встарину был крепостью. Построили его у реки, на холмах, — чтобы издалека высмотреть неприятеля. Далеко во все стороны видно с наших холмов.
Разлеглись леса с перелесками, с полянами до самого синего края, откуда белые облака ползут.
Наш дом на самом высоком холме стоит.
Как наступит весна, я на крышу залезаю. А там все по-другому — не то, что внизу. Внизу — во дворах грязища, навоз. А там — чисто, просторно. Только крыши, дождем вымытые, да небо, да лес дальний. И шум наверху какой-то другой, особенный, звонкий шум. Жаворонок прямо над головой висит, будто на ниточке подвешенный.
По самой высоте гуси летят. Вытянулись длинной вожжой, переговариваются — гогочут.
И журавли курлыкают где-то, — их и не видно.
А еще выше какие-то белые пятнышки поблескивают, — так высоко, что глазу больно на них смотреть. Это лебеди летят.
Заглядишься на них — и вдруг над самой твоей головой как просвистит что-то. Это низко-низко, на сажень от труб, проносится табунок уток.
Утки маленькие — чирочки! Они с голубя, даже меньше. Ух, работают! Так и слышно, как воздух крыльями режут.
А за ними кто-то толстый поспевает, намахивает.
Ага! Это кряква-утка. От своих, видно, отбилась да и пристала по пути к чужой компании — к чиркам. Трудно ей с ними вровень лететь. Отстает бедняга.
Я уж не первый год весной на крышу забираюсь.
Всех перелетных птиц по голосу и полету знаю. Лежу, с боку на бок поворачиваюсь.
А устанут глаза в даль смотреть, в синюю вышину, я для отдыха свою же крышу разглядываю. Она тоже весной особенная.
Изо всех щелок, где труха сырая скопилась, начинает выбиваться из-под досок какая-то травка. Крыша-то у нас старая, трухлявая.
На трубе нашей кирпичной, на самом солнопеке, муха сидит, вся бронзовая, зеленая. Греется.
Красивая муха.
Да ну ее, муху. Не ради мухи я на крышу залез. Я на речки, на лес смотрю, на озера, на луга дальние. Они так и ходят в нагретом воздухе, колышутся, будто живые.
Вон озерко с гривенник величиной. А по-настоящему-то оно большое.
Наверно, на нем утки пролетные сейчас сидят, отдыхают.
А вон осинник, — там тетерева должны быть.
Вон полянка за осинником. Уж это ясно, что тетеревиная полянка — ток тетеревиный.
Туда тетерева-косачи слетаются по утрам драться, чуфыкать и бормотать. А тетерки, что курицы, квохчут, смотрят с елок, как мужья на земле сшибаются.
Тут-то в самый раз и стрелять косачей!
Вот слез я с крыши, пошарил на кухне, нет ли чего-нибудь съедобного — хлеба, сухарей, картошки, хоть сырой, хоть вареной. Соли в бумажке захватил, Чайничек в темных сенцах нащупал. Ружье за спину — и айда!
Пока не найду тетеревиную полянку, домой не вернусь.
* * *
Хорошо, мягко итти по весенней земле.
Мнут мои болотные сапоги сырую землю — как из губки воду выжимают, причавкивают. Иду я лесом, полем, лугом.
Да где же она, эта полянка моя? Куда задевалась? Ведь с крыши-то я ее как на ладони видел. Поправей соснового бора, полевей длинного озера.
Вот и бор, вот и озеро, — а полянки нет.
Все вблизи кажется другим, непохожим.
А лес все темней да сырей. Свет полосами упирается в мох, в ягоды прошлогодние, в ландышевые поросли. Моховая кочка вся в клюкве, как подушка в бисере. Рядом пень трухлявый, дряхлый, так и рассыпается рыжей мукой. Гляжу — в самой середине пня ямка, а в ямке тетерочье перо, пестрое, полосатое — желтое с черным. Видно, купалась тут тетерка в сухой трухе, барахталась, на боку лежала, крыльями хлопала, черным куриным глазом глядела.
Эх, обидно мне стало, когда я это перо нашел. Ведь есть же, значит, здесь поблизости тетерева, — может, рядом сидят, а не найти их.
Будто провалилась моя полянка сквозь землю.
Искал я ее, искал, километров двадцать в этот день исходил. И в такую глушь забрел — в самый глухой бор, в темный, густой, заваленный.
Совсем не туда попал.
Мне нужен молодой лес, светлый, с полянами, с прогалинами.
Тетерева всегда на чистое место слетаются. Им, как бойцам, площадка нужна. А здесь в бору — не подерешься. Того и гляди, лиса или куница из-за дерева выскочит и за хвост ухватит.
Пока плутал я в бору, лазил по валежинам, на корнях спотыкался, — совсем свсчерело. Наступила ночь.
Стал я с горя складывать костер, — ночевать уже собрался. И вдруг далеко сквозь стволы, сквозь ветки засветился огонек.
Избушка в самом лесу оказалась.
Конспект урока «Лиса и тетерев» по литературе для 9 класса
ГБС(К)ОУ школа – интернат № 7 станицы Казанской Краснодарского края
Конспект урока
по чтению и развитию речи
в 9 классе по теме:
Русская народная сказка
«Лиса и тетерев»
Подготовила и провела
учитель русского языка
ГБС(К)ОУ школы – интернат № 7
станицы Казанской
Краснодарского края
Недобега Наталья Ивановна
Чтение и развитие речи 9 класс
Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и тетерев»
Цель урока:
— Систематизировать представление учащихся о жанрах сказки, через работу над текстом, наглядности.
Задачи:
— образовательные: выявить степень сформированности умения находить главную мысль, мораль в сказке, учить анализировать текст;
— коррекционные: развивать восприятие, мышление, память (зрительную, слуховую), речь детей, обогащать словарный запас.
— воспитывающие: формировать умение сравнивать поступки и характеры героев; воспитывать у учащихся искренность, честность, скромность на примере сказочных персонажей.
Оборудование: мультимедийная доска, презентация, запись сказки в исполнении мастеров слова, иллюстрации, карточки.
Ход урока:
Организационный момент.
Психологический настрой на урок.
Слайд 1
— Орешек знаний тверд, но все же
Мы не привыкли отступать,
И расколоть его мы сможем,
Ведь мы хотим, как можно больше знать!
3. Сообщение темы и цели урока
— Ребята, на уроке мы познакомимся с русской народной сказкой, научимся делать выводы, будем работать над выразительным чтением.
4. Беседа.
Прежде чем мы приступим к чтению, давайте вспомним, что называется сказкой.
Слайд 2
Сказка – это рассказ о вымышленных событиях, о том чего не бывает.
Слайд 3
— А какие бывают сказки?
— Сказки бывают волшебные, о животных и бытовые.
— Вспомните названия волшебных сказок, которые вы уже читали.
— «Волшебное кольцо», «Сказка про Василису Премудрую», «Морозко».
— Какие препятствия преодолевали герои этих сказок?
— На пути главных героев стоит много преград и опасностей, которые они преодолевают, для того чтобы обрести счастье, любовь, богатство и славу.
— Вспомните названия сказок о животных. Кто герои этих сказок?
— «Росомаха и лисица», «Лиса и волк», «Журавль и цапля».
— Какие отличительные особенности есть в сказках о животных?
— Животные говорят на человеческом языке, совершают невероятные поступки. Все, что происходит, кажется нам естественным, потому что это сказка.
— Какие бытовые сказки вы уже читали?
— «Чудесный клад», «Умный мужик», «Три дочери».
— Что особенного в бытовых сказках?
— В бытовых сказках не встречается волшебство. В них говорится о богатых и бедных. Как правило, богач обманывает бедняка, но справедливость всегда торжествует, и находчивый бедняк с честью выходит победителем из любой ситуации.
— А что остается неизменным во всех сказках?
— Добро всегда побеждает зло.
— Молодцы, ребята! А для того, чтобы узнать какую сказку мы будем сегодня читать, отгадайте загадки:
1. Я, сознаюсь, виновата,
Я хитра и плутовата.
Я в курятник вечерком
Часто бегаю тайком. (Лисица).
— А как выглядит лиса?
— Рыжая, красивая, хвост пушистый.
Слайд 4
-Вспомните из сказок характер лисы
— Плутовка, хитрая, коварная.
2. Очень красивый лесной петушок:
Красные брови, как гребешок,
Хвостик косицами, чёрные перья,
Любит весною танцы, веселье.
Песни поёт, говорят, что токует.
Знаешь ли ты птицу такую? (Тетерев)
— А как выглядит тетерев?
—Птица средней величины. Большую часть жизни тетерев проводит на земле. Черный, с синим или зеленым блеском на голове. На крыле — белая поперечная полоса, крылья сильно загнуты наружу.
Слайд 5
— Как поет тетерев?
— Он не поет, а токует.
— Сегодня на уроке мы познакомимся с русской народной сказкой «Лиса и Тетерев».
— Кто является главными героями нашей сказки?
— Лиса и тетерев.
— Значит, какого жанра эта сказка?
— Сказка о животных.
Слайд 6
5. Словарная работа.
— В сказке вам встретится слово указ, что же это такое? Подумайте и дайте ваши варианты ответов.
Указ — вид и название нормативного или индивидуального документа, обычно издаваемого главой государства.
6. Знакомство со сказкой.
— А теперь, ребята, послушаем сказку «Лиса и Тетерев» и узнаем, какая история приключилась с нашими героями.
Слайд 7
Прослушивание сказки в исполнении мастера слова.
— Какая же история приключилась с Лисой и Тетеревом?
— Удалось Лисе обмануть Тетерева?
Слайд 8
7. Работа с текстом сказки.
— Самостоятельное чтение сказки учащимися.
8. Чтение сказки вслух.
— Давайте попробуем прочитать эту сказку выразительно. Постарайтесь читать так, чтобы слушатели увидели перед собой мудрого Тетерева, а рядом хитрую лживую плутовку Лису.
9. Физкультминутка:
Я называю качества характера, если они положительные вы хлопаете в ладошки, а если — отрицательные, то вы топаете ногами.
(Хитрость, жадность, отзывчивость, доброта, лесть, злоба, зависть, прилежность, храбрость, лицемерие, скупость, аккуратность, правдивость, справедливость, эгоизм, назойливость, ложь, беспечность, зазнайство, хвастовство, подхалимство, лень, неблагодарность)
10. Чтение сказки по ролям. Передайте при чтении приторно – сладкий, ласковый, хитрый тон Лисы и размеренно – спокойный, уверенный тон Тетерева.
11. Закрепление материала.
1.Что придумала Лиса, для того чтобы выманить Тетерева?
Какие уменьшительно – ласкательные слова использовала для этого Лиса?
Каким тоном она их произносила?
Почему Лисе не удался её обман?
Каким, по вашему мнению, был Тетерев: хитрым или мудрым? В чем различие этих качеств?
Слайд 9, 10
Объясните смысл пословиц:
Речи, как мед, а дела, как полынь.
Не рой яму другому, сам в неё попадешь.
Подходят ли они к данной сказке? Докажите почему.
Слайд 11
12. Характеристика персонажей басни.
На доске карточки со словами, характеризующие персонажей сказки, а также иллюстрации с изображением Лисы и Тетерева. Учащиеся выбирают карточку, крепят под персонажем и обосновывают свой выбор.
(Мудрый, хитрая, льстивая, рыжая, догадливый, шустрая, прозорливый, недоверчивый, плутовка, уверенный, ласковая, спокойный).
13. Итог урока.
В сказках о животных всегда подразумеваются события, которые происходят в жизни людей, черты характера, которые свойственны человеку. Какие реальные события из жизни людей вы можете назвать, прочитав эту сказку?
Скажите, а встречали вы такие черты характера как у наших героев у знакомых вам людей?
Что вы возьмёте с урока и запомните на всю жизнь?
14. Домашнее задание (запись в дневники): 1 группа — читать по ролям, отвечать на вопросы стр. 30 -32, подготовить на черновиках изложение по сказке «Лиса и Тетерев»; 2 группа – читать, отвечать на вопросы с. 30 – 32.
Слайд 13
Выставление оценок.
Список использованных источников
Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. Москва, Владос,1999
Аксенова А. К., Шишкова М. И. Чтение 9 класс, учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва, Просвещение, 2006
Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. М.: АСТ, 2004
www.dityachi-zagadky.org.ua/tag/
http://www.google.ru/ ru.wikipedia.org/wiki
Тетерев и лиса / Л.Н. Толстой
Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:
– Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.
– Спасибо на добром слове, – сказал тетерев.
Лисица притворилась, что не расслышит, и говорит:
– Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошёл на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.
Тетерев сказал:
– Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.
– Или ты меня боишься? – сказала лисица.
– Не тебя, так других зверей боюсь, – сказал тетерев. – Всякие звери бывают.
– Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.
– Вот это хорошо, – сказал тетерев, – а то вот собаки бегут, кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.
Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.
– Куда ж ты? – сказал тетерев. – Ведь нынче указ, собаки не тронут.
– А кто их знает! – сказала лисица. – Может, они указа не слыхали.
И убежала.
Скачать Epub 28 Кб
Для электронных книг и мобильных устройств
Скачать doc 13 Кб
Для программы Microsoft Office Word с возможностью редактирования текста
Лев Толстой. Тетерев и лиса.
Оцените произведение
Submit RatingОценка / 5. Количество оценок
Конспект урока по изобразительному искусству на тему:Иллюстрирование по сказке «Лиса и тетерев»
Конспект урока по изобразительному искусству
Тема урока: Иллюстрирование по сказке «Лиса и тетерев»
Учитель: Кардапольцева Л.В
Класс: 2
УМК: Школа России
Тип урока: комбинированный
Цель: Сформировать у учащихся умение иллюстрировать литературное произведение.
Задачи:
- сформировать понимание «иллюстрация»;
- совершенствовать умение самостоятельно выбирать сюжет для иллюстрирования и его рисовать;
- обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование; презентация ; бумага, карандаш, цветные краски.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
-Ребята я приглашаю вас на мини- выставку книг .
(на столе лежат разные книги сказки)
-Что вы здесь видите?
(книги, сказки).
-Какой должна быть книга по вашему мнению?
-Что обязательно должно присутствовать в книге?
2. Постановка учебной проблемы
-Вспомните из уроков литературного чтения, по авторству: на какие группы делятся сказки? (Народные и авторские)
-По содержанию, какие бывают сказки? (Волшебные, сказки про животных, бытовые)
-Посмотрите, перед вами лежат книги со сказками, полистайте их.
-Интересно их смотреть? (Да)
-А что привлекло ваше внимание? (Рисунки).
— А нравятся ли вам сказки без картинок? ( нет.)
-Почему?
— Чтобы узнать, как называются картинки в книге, вам надо расположить цвета от светлых тонов к темным. ( к каждому цвету своя буква).
— Что у вас получилось? (Иллюстрация)
— Как вы думаете , что такое иллюстрация?
3. Открытие «нового» знания.
Мы сегодня познакомимся с иллюстрацией.
Иллюстрация — это вид книжной графики, ее основа.
Термин «иллюстрация» можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст.
В узком, смысле иллюстрации — это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения.
-Как называют художника иллюстрирующего литературное произведение? (Художник)
-Иллюстратор – художник, оформляющий книгу, раскрывающий средствами художественной графики содержание литературного произведения.
-Чем рисуют художники иллюстрации (рисунки)? (Карандашами, углем, фломастерами и.т.д).
Художники очень любят иллюстрировать сказки. Как вы думаете, почему?
-Какую сказку мы проходили недавно? (Сказка «Лиса и тетерев»)
— Давайте вспомним её, сейчас я прочитаю её для вас.
-Какой сюжет хотели бы проиллюстрировать?
Холерик: Изобразит в движении, когда лиса сказала: — А кто их знает!. — Может, они указ не слыхали. И убежала.
Флегматик: Тетерев сказал:— Боюсь я сходить на траву. Нам птицам опасно ходить по земле. Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал Тетерев. — Всякие звери бывают.
Меланхолик: Что говоришь? Не слышу. Ты бы Тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.
Сангвиник: Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.
4. Самостоятельная работа.
— Попробуйте создать иллюстрацию к эпизоду сказки. (Выполняют работу).
5. Рефлексия
(Демонстрация детских рисунков. Анализ)
-Как называют картинки в книгах?
-Что такое иллюстрация?
-Можно ли по иллюстрации догадаться о чем книжка?
Спасибо всем за роботу.
Приложение. Сказка «Лиса и тетерев»
Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:
— Здравствуй, Тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.
— Спасибо на добром слове, — сказал Тетерев.
Лисица притворилась, что не расслышала и говорит:
— Что говоришь? Не слышу. Ты бы Тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.
Тетерев сказал:
— Боюсь я сходить на траву. Нам птицам опасно ходить по земле.
— Или ты меня боишься? — сказала Лисица.
— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал Тетерев. — Всякие звери бывают.
—Нет, Тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.
— Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.
Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.
— Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.
— А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указ не слыхали.
И убежала.
Вранье-ложь-обман-лукавство-ловкость-хитрость
1. Чего хотела добиться лисица?
2. С помощью какого качества лиса попыталась добиться своего?
3. Найдите в тексте, как зазывает спуститься лисица тетерева
4. Почему лисица испугалась собак?
5. Что помогло тетереву не спуститься вниз?
6. Каким качеством воспользовался тетерев?
7. В каких случаях можно схитрить?
8. Чем отличается хитрость от лжи?
Сохранение тетерева — Фонд охраны дичи и дикой природы
Содержание
Птица возвышенности
Тетерев — птицы окраинных местообитаний. Им нравится, в частности, переходная зона между северным лесом и вересковой пустошью. В этой среде обитания они могут укрыться в лесу в самую суровую зимнюю погоду, питаться почками деревьев весной, а летом могут гнездиться на открытом грунте и кормиться своими птенцами среди трав и кустарников вересковых пустошей.
У тетерева впечатляющая общинная система разведения.Весной на рассвете самцы (черный петух) собираются на традиционных выставочных площадках (называемых леками). Здесь они раскалывают небольшие участки земли, на которые заманивают самок для спаривания.
Самки (грейхены) загадочно окрашены в крапчатый коричневый цвет и откладывают яйца в густой растительности в пределах километра или около того от реки. После вылупления они берут выводки на корм среди высокой травы, камыша и кустарников вересковых пустошей, где питаются сначала насекомыми, затем почками, цветами и семенами.
Питание тетерева | ||
Основными продуктами питания тетерева являются вереск и черника, а у тетерева — почки, листья, цветы, семена, стебли и даже споры мхов и ветки нескольких деревьев. | ||
Пружина | Лето | Осень и зима |
Тетерев предпочитает бутоны пушицы и лиственницы.Другие продукты — это такие травы, как лютик, щавель и календула, растущие на неулучшенных пастбищах и сенокосных лугах. | Летом тетерев предпочитают цветы, плоды и семена, а не листья. Они любят семена трав, камыша и осоки, а также цветы трав на влажных болотах, богатых травами грубых пастбищах и сенокосных лугах. Плоды черники и брусники едят взрослые, но молодым цыплятам для начала нужны насекомые. | Осенью важны ягоды черники, брусники, водяники и рябины, а также семена трав и вереска.После снегопада тетерев выходят на деревья, поедая почки и сережки березы и лещины, а также то, что осталось от ягод. |
Большинство птенцов тетерева вылупляются в середине июня и остаются семейной стаей до сентября. Молодые самцы, как правило, живут рядом с домашним током, тогда как самки часто расходятся на несколько километров в другие подходящие места обитания, где есть другие популяции тетерева.
Закат тетерева
Среда обитания и распространение тетерева Подходящая среда обитания (на основе анализа карты земного покрова Центра экологии и гидрологии) показана либо синим, если тетерев в настоящее время присутствует, либо зеленым, если он отсутствует.На основе «Нового атласа гнездящихся птиц в Великобритании и Ирландии: 1998–1991» и последних данных. |
Последняя оценка численности тетерева в Великобритании в 2005 г. составила 5 000 особей мужского пола, при этом население сосредоточено в нескольких ключевых горных районах Шотландии, северной Англии и Уэльса. 150 лет назад тетерев были более многочисленными и широко распространенными, их можно было встретить на многих пустошах южной и восточной Англии. Уменьшение ареала, похоже, началось около века назад после постепенного улучшения сельского хозяйства.
Больше всего беспокоит то, что в конце 1990-х годов численность тетерева снижалась со скоростью около 8-10% в год, а географический ареал продолжал сокращаться.
Динамика численности тетерева, отстрелянного из британских поместий в ХХ веке. Данные из набора ключевых данных Национальной переписи диких животных о 84 поместьях, у которых есть 80% полных записей с 1900 года. Примерно в 30+ из этих мест в период между войнами стреляли тетерева.
Сегодняшние продолжающиеся убытки, похоже, связаны со следующим:
- Мозаика утраты среды обитания. Использование земель смешанное. Тетерев предпочитает лоскутное одеяло из сельхозугодий, прилегающих к болотам и лесам, и им нужна чистая сельская местность, чтобы поддерживать свое население. Смежные районы разбиты блочным лесным хозяйством и интенсивным земледелием.
- Чрезмерный выпас. Высокая плотность овец и благородных оленей поедает напочвенный покров, сокращая тем самым численность гусениц, в которых нуждаются птенцы тетерева.
- Изменения в лесном хозяйстве. Тетерев похожи на напочвенный покров молодых насаждений, но по мере того, как они развиваются в сплошные хвойные заросли, они, как правило, уходят.Опушка леса переходила в пустошь через переход разрозненных деревьев; сегодняшние леса жестко окаймлены.
- Повышенная смертность. Вороны, лисы, горностаи и некоторые хищные птицы, так как в настоящее время они более распространены, вызывают высокие ежегодные потери. Кроме того, заборы из лесных оленей убивают много птиц.
Почему стоит увидеть тетерева лека и куда пойти посмотреть
Одним из самых невероятных зрелищ года в дикой природе является ежегодный лек черного тетерева, когда эти птицы выставляют напоказ свои перья во время своего ежегодного ритуала ухаживания.Мероприятие проходит с марта по апрель, и вы можете увидеть его в Йоркшир-Дейлс.Тетерев, картина Роберта Э. Фуллера |
Дисплей завораживает, хотя временами немного комичен. Самцы носятся вокруг, их причудливо изогнутые хвосты развернуты и приподняты, крылья раскрыты и опущены, издавая при этом громкий непрерывный булькающий звук. Затем, время от времени, они прыгают в воздух и кричат, прежде чем возобновить кружение.В мгновение ока это делает их похожими на игрушку с дистанционным управлением. Тем временем самки с тусклыми перьями беспечно выходят из суматохи, время от времени взмахивая хвостовыми перьями и заигрывая с самцами. Для картин выше и ниже мне нужно было несколько действительно хороших фотографий, чтобы рисовать.
Тетерев лек в апреле и будет использовать одно и то же место для демонстрации в течение многих лет. Потребовалось довольно много телефонных звонков, чтобы получить разрешение от землевладельцев на фотосъемку на двух участках: одно возле Хауза в Дейлсе, а второе в Аппер Тисдейл.В каждом месте я находил местного представителя, который помогал мне найти лек. В начале апреля я отправился в Дейлс на неделю. В брачный период самцы и самки тетерева собираются рано утром для совместной демонстрации ухаживаний, поэтому было важно добираться туда задолго до того, как каждый день начнется мероприятие. Мой гид согласился позволить мне использовать шкуру, которую он построил рядом с током, и я согласился встретиться с ним в 4.45 утра на дне болота. Я последовал за ним по каменистой тропе, которая, казалось, вела высоко в болото в облака.Было 3 ° C, и ветер дул так сильно, что меня чуть не сбило с ног, когда я вышел из машины. Небо было черным, и только с помощью фар моего гида я мог различить брезентовую шкуру, защищенную от ветра. Веревки были натянуты, а колышки были утяжелены валунами, чтобы шкура не разлетелась. Когда я забрался внутрь со всем своим фотоаппаратом и начал настраивать, мне вспомнился первый раз, когда я сфотографировал тетерева на северо-западе Шотландии. Там было еще холоднее; Мне приходилось бороться с снежными ливнями, и тогда, когда я использовал пленочные фотоаппараты, фотографировать при слабом освещении было тяжелой работой.На этот раз я был лучше подготовлен с более теплой одеждой и цифровыми фотоаппаратами, но погода все еще была против меня.Я как раз установил камеры на штативе, когда услышал безошибочный крик черного петуха «вон», за которым вскоре последовал еще один. Это немного похоже на то, как внезапно катится шина. Вскоре я увидел семь птиц-самцов, их белые попки светились в темноте. С приближением рассвета шум достиг кульминации. Курица была на горизонте. Она бродила по току, небрежно осматривая каждого самца.Они были безумны, чтобы произвести на нее впечатление, и вскоре между ними вспыхнули ссоры.
Но она беспечно прошла сквозь них, прежде чем подойти к краю лека и пристально наблюдать, как на сцене появляется еще одна женщина — самкам нравится не торопиться, прежде чем выбрать самого приспособленного и сильнейшего самца. Было прекрасное утро, но к 8 утра все действия закончились, и куропатки ушли кормиться. Как только их хвосты снова опущены и больше не развеваются, они выглядят как совершенно другой вид, на самом деле, больше похож на тетерева.В течение следующих двух дней погода испортилась, и когда я проснулся в 4 часа утра, дождь так сильно бил оконные стекла, что я решил снова заснуть. На следующий день я, как обычно, проснулся в 4 часа утра. Погода была плохая, но я не хотел терять третий день, поэтому все равно отправился на ток. Когда я начал движение высоко в облаках холма на болоте, ветер и дождь стучали по моему лобовому стеклу. Но я выдержал, и к 7 утра погода немного улучшилась.
Я получил неплохие снимки, но становился резким; У меня оставалось всего два дня, а у меня все еще не было фотографий, которые я хотел.Я почувствовал облегчение, когда посмотрел прогноз погоды в ту ночь: все было настроено на улучшение. На пятый день поездки проснулась даже раньше обычного, отдернула шторы и выглянула в окно. Я видел, как ярко мерцали звезды, обещая, наконец, ясный день. Когда я залез в шкуру, было еще темно. Облака не было видно, но сильный ветер все еще был. Черный петух прибыл в 5 утра и начал течь, но когда солнце показалось над холмом, мимо пролетела ушастая сова.Взрыв завихрения крыльев, и в одно мгновение все птицы улетели. К счастью, они появились через 20 минут и снова начали течь. Результатом остался очень доволен; так приятно видеть их с небольшим количеством солнца на спине, которое подчеркивает их переливающийся блеск. Но опять к 8 утра они были отключены.
Я должен был вернуться домой в субботу и решил сделать последний шанс этим утром. В небе снова не было ни облачка, но впервые за неделю ветер утих.Пока я ждал в укрытии в темноте, я мог слышать преследующий крик кронштейнов, звенящих над болотом, за которым последовал сигнальный свисток золотого ржанки. Когда черный петух прибыл и тоже начал звать, я знал, что это будет то утро, которого я ждал. Я четыре дня просыпался в 4 часа утра, и в последний день этой поездки, казалось, все складывалось вместе.Ближе к концу месяца я совершил вторую поездку, на этот раз в Верхний Тисдейл, на гораздо больший ток, которым пользовались до 20 мужчин. На этот раз мне пришлось вставать в 3 часа ночи, чтобы до рассвета поймать токящих птиц.Снова меня мучил резкий холодный ветер, но солнце выходило каждый день, и я смог получить больше фотографий — много, чтобы забрать их в студию и рисовать.
Наблюдение за птицами в Швеции — тетерев / Орре
Тетерев или тетерев или тетерев (Tetrao tetrix) — крупная дичь в семействе тетеревов. Это оседлый вид, гнездящийся на севере Евразии, в болотах и болотах, недалеко от лесов, в основном в северных районах. Тетерев является близким родственником кавказского тетерева.Самка серо-коричневая и кудахтанье. Она берет на себя всю ответственность за гнездование и уход за птенцами, как это типично для диких птиц.
В 2014 году секвенировали геном тетерева.
Распространение и среда обитания
Тетерев встречается по всей Европе (особенно в швейцарско-итальянско-французских Альпах) от Великобритании (но не Ирландии) через Скандинавию и Эстонию до России. В Восточной Европе их можно найти в Венгрии, Латвии, Литве, Польше, Беларуси, Румынии и Украине.Есть популяция в Альпах и отдельные остатки в Германии, Франции, Бельгии и Нидерландах.
Ранее он встречался в Дании, но Датское орнитологическое общество (DOF) с 2001 года считает его вымершим. Этот вид исчез из Болгарии в 19 веке.
Карта ареала с сайта www.oiseaux.net — Орнитологический портал Oiseaux.net
www.oiseaux.net — одна из тех страниц, которые ДОЛЖНЫ посетить, если вы хотите понаблюдать за птицами.Там можно найти практически всеРаспространение тетерева в мире
Автор работы и пространственных данных Красного списка МСОП, CC BY-SA 4.0,
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=40680141
Крупный план распространения тетерева в Европе
https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=40680140
Таксономия и наименование
Тетерев — один из многих видов, впервые описанных в 10-м издании Systema Naturae в 1758 году Карлом Линнеем, и до сих пор носит свое первоначальное биномиальное название.И Тетрао, и Тетрикс произошли от древнегреческих слов, относящихся к какой-либо форме игровой птицы.
Самцов и самок иногда называют их народными именами «черный петух» и «грейхен» соответственно. Эти имена впервые встречаются в литературе у Джона Рэя в 1674 году. Хиткок и Хитхен также являются общими именами.
Описание
Тетерев — крупная птица, самцы которой составляют около 53 сантиметров в длину и весят 1000–1450 г, а самки — около 40 см и весят 750–1110 г.Петух очень самобытный, с черным оперением, не считая красных бородок и белой перемычки, а также лировидный хвост, который в полете кажется раздвоенным. Его песня громкая, пузырящаяся и в чем-то похожа на голубь.
Слушайте тетерева
Замечания рекордиста Записано с помощью моего портативного диктофона ZOOM H5. Фильтр высоких частот, примененный с Audacity Записанные со шкуры, они начинаются в 4 часа, и мы можем видеть только белый хвост в виде серых пятен, движущихся по болоту / болоту. 5 тридцать и можно начинать фотографировать. |
Замечания рекордиста Записано с помощью моего портативного диктофона ZOOM H5. Фильтр высоких частот, примененный с Audacity Записанные со шкуры, они начинаются в 4 часа, и мы можем видеть только белый хвост в виде серых пятен, движущихся по болоту / болоту. 5 тридцать и можно начинать фотографировать. |
Длина: | 60 см |
Размах крыла: | 65-80 см |
Вес: | 1000–1 450 г (самец) 750–1110 г (самка) |
Долговечность: | 6 лет |
Отличительный признак | |
• | |
Похожие виды | |
• Из опуса на www.birdforum.net |
Разведение
У тетерева есть очень характерный и хорошо зарегистрированный ритуал ухаживания или игры. Весной на рассвете самцы расхаживают по традиционным местам и выставляют напоказ, делая очень характерный брачный зов. Этот процесс называется лек — говорят, что глухарь текает.
В Западной Европе в этих сборищах редко бывает больше 40 птиц; в России 150 — не редкость, а 200 зарегистрированы.
Отношение к человеку
Хвосты черных петухов с конца викторианской эпохи были популярным украшением шляп с платьем Хайленд. Чаще всего ассоциируются с кепками Glengarry и Balmoral или Tam o ‘Shanter, их по-прежнему носят волынщики гражданских и военных оркестров.
С 1904 года все чины королевских шотландцев и королевских шотландских пограничников носят их в своих парадных головных уборах, и эта традиция продолжается в парадных костюмах нынешнего шотландского суперполка, Королевского полка Шотландии.
Ваш браузер не поддерживает видео тег.
Ваш браузер не поддерживает видео тег.
Статус сохранения
Хотя этот вид сокращается в Западной Европе, он не считается уязвимым в глобальном масштабе из-за большой популяции (глобальная оценка составляет 15-40 миллионов особей) и медленных темпов сокращения. Его сокращение связано с потерей среды обитания, беспокойством, хищничеством лисиц, ворон и т. Д., А также постепенным вымиранием небольших популяций.
МСОП реализовал План действий по тетереву на 2007–2010 годы. При этом изучалось местное население, уязвимое для вихря вымирания. Например, в Штирии в Австрии.
В Соединенном Королевстве тетерев водится в горных районах Уэльса, Пеннинских островов и большей части Шотландии. Лучше всего искать на сельскохозяйственных угодьях и вересковых пустошах с близлежащим лесным хозяйством или разбросанными деревьями. У них есть традиционные места леков, где выставляются самцы.
Они пришли в упадок в некоторых частях Великобритании (особенно в Англии), исчезнув из многих из своих прежних мест обитания.В настоящее время они искоренены в Ланкашире, Дербишире, Эксмуре, Восточном Йоркшире, Нью-Форесте, Ноттингемшире, Вустершире, Кванток-Хиллз, Корнуолле, Дартмуре, Кенте, Уилтшире и Суррее.
Программа по возвращению тетерева в дикую природу началась в 2003 году в районе Верхней долины Дервент Пик Дистрикт в Англии. В октябре 2003 года было выпущено 30 тетеревов, за ними последовали 10 самцов тетерева в декабре 2004 года и еще 10 самцов и 10 самок в апреле 2005 года. Программа осуществляется совместно Национальным фондом, Северн Трент Уотер и Национальным парком Пик Дистрикт.
Группы охраны природы, помогающие возродить тетерева, включают RSPB и Фонд охраны дичи и дикой природы.
Во Франции было проделано много работы, касающейся птиц и их риска попасть в подъемники.
Статус сохранения
Красный список видов, находящихся под угрозой исчезновения МСОП. Версия 2013.2. Международный союз охраны природы. Проверено 26 ноября 2013 года.Из Википедии, бесплатной энциклопедии
The Bird — Sage Grouse Initiative
Характеристики
Самцы шалфейного тетерева, самые большие из всех тетеревов Северной Америки, почти в два раза больше и весят самок.У обоих полов маленькие головы и длинные хвосты с черным животом и чистыми белыми нижними крыльями, которые легко заметить в полете. Обратите внимание: у самки пестрые грудь и шея, а у самцов белая грудь и белые перья на шее над черным кольцом на шее.
У обоих полов черноватые животы, которые резко контрастируют с белыми подкрыльевыми кроющими, когда птицы в полете. Самки, кажется, кидаются из стороны в сторону во время полета. Взрослые самцы больших тетеревов имеют длину от 26 до 30 дюймов и средний вес от 4 до 7 фунтов; взрослые самки колеблются от 19 до 23 дюймов в длину и 2.От 5 до 3,5 фунтов в весе. Гуннисонский тетерев составляет примерно две трети размера больших тетеревов.
Flying Power
Несмотря на свое тяжелое тело, шалфейные тетерева — сильные летчики с зарегистрированной скоростью до 78 км / час (почти 50 миль в час) и одиночными полетами на расстояние до 10 км (шесть миль). Однако чаще глухари предпочитают прогулки. На коротких ногах сложно бегать. Скрытие или бегство — их лучший ответ на угрозы.
Птица с множеством имен
Когда вы слышите термин «шалфейный тетерев», это обычно относится к большому шалфейному тетерева.Другие распространенные имена, которые вы можете услышать для этой птицы, включают: шалфей (талисман колледжа Помона и Питцер-колледж в Калифорнии), шалфейный петух или шалфейный цыпленок. По иронии судьбы, собственные прозвища Льюиса и Кларка — петух равнин или петух вереска — не прижились.
Два вида
Шалфейный тетерев делится на два отдельных вида: шалфейный тетерев ( Centrocercus urophasianus ) и шалфейный тетерев ( Centrocercus minimus ).
К большим видам шалфейных тетеревов относятся также шалфейные тетерева, проживающие вдоль границы Калифорнии и Невады, географически обособленная подгруппа. Щелкните здесь , чтобы узнать больше о шалфейных тетеревах Bi-State.
Гуннисонский тетерев меньше по размеру, отличается другим генетическим строением, рисунком перьев на хвосте и криком к спариванию. Они населяют полынные холмы на высоте около 9500 футов. В основном этот вид обитает в бассейне Ганнисона в Колорадо, как свидетельствует их название, хотя небольшие популяции существуют в других районах Колорадо и Юты. Щелкните здесь , чтобы узнать больше о шалфейных тетеревах Ганнисона.
Знакомство с семьей
Шалфейные тетерева относятся к семейству Phasianidae. Они тесно связаны с другими видами тетерева, а также с курицей прерий, дикими индейками, фазанами, куропатками и старосветскими перепелами. Голубой тетерев, еловый тетерев и рябчик обитают в лесной среде обитания, в то время как острохвостый тетерев и малые степные куры живут на открытой местности, как шалфейный тетерев. Вот еще немного о ближайших родственниках шалфейного тетерева:
Малая луговая курица
Подобно шалфейному тетерева, малые степные куры полагаются на обширные прерийные и степные ландшафты, разделяемые сельскохозяйственными производителями, в первую очередь животноводческими хозяйствами.Когда-то они населяли обширные ареалы, но их среда обитания в диких прериях сократилась на 85 процентов.
Малая луговая курица сегодня населяет ограниченные территории в пяти штатах южной части Великих равнин: Колорадо, Канзас, Нью-Мексико, Оклахома и Техас. Вид занесен в список находящихся под угрозой исчезновения в соответствии с Законом об исчезающих видах.
Узнайте больше об Инициативе NRCS по малым степным цыплятам
Послушайте меньшего лугового цыпленка
Острохвостый тетерев
Острохвостый тетерев в своем ареале пересекается с шалфейным, но может использовать больше мест обитания, особенно крутые каньоны и гористую местность, которых шалфейный тетерев избегает.Их популяция стабильна. Мужчины, танцующие на леке, впечатляют и служат источником вдохновения для танцев коренных американцев по всей стране.
Слушайте острохвостого тетерева
Посмотрите видео их причудливого танца ног
Наблюдение за дикой природой — как смотреть с уважением
На западе вы найдете несколько возможностей понаблюдать за изумительным весенним танцем шалфейных тетеревов. Мы призываем вас выйти туда и лично увидеть рассветное событие, но призываем вас с уважением относиться к ним, так как эти птицы чрезвычайно чувствительны к беспокойству.
Посещение реки с гидом или экскурсия помогает свести к минимуму неудобства для спаривающихся птиц. Если вы, например, в шторы, вы должны прийти в темноте до того, как птицы соберутся вместе, промолчать и уйти после того, как птицы уйдут. Мы рекомендуем следующие варианты просмотра тетерева: Дни Дюбуа Гроуз в Айдахо; смотрибельные места дикой природы в Колорадо, идентифицированные Sisk-a-dee, или леками, перечисленными в этом руководстве по рыбе и охоте штата Вайоминг.
Советы по этическому восприятию шалфейного тетерева
• Прибытие на ток по крайней мере за час до восхода солнца.
• Не двигайтесь по течению или рядом с ним и паркуйтесь подальше от края течения.
• Выключите двигатель и фары и оставайтесь в автомобиле.
• Используйте бинокль и зрительную трубу для наблюдения за птицами.
• Не издавайте громких звуков и резких движений.
• Не покидайте место лека, пока не покинут птицу.
• Держите домашних животных в автомобиле или, еще лучше, оставьте их дома.
• Не вторгайтесь на частную землю.
• Отложите визит, если дороги грязные.
• Конец апреля — лучшее время для посещения леков, поскольку большая часть размножения завершена, но самцы все еще активно передвигаются.
Тетерев лек из шкуры, Наблюдение за животными
Впечатляет увидеть тетерева с близкого расстояния. Дисплей петухов и звуки
— прекрасные впечатления на свежем воздухе. Из нашей шкуры вам дается хороший шанс изучить /
сфотографировать их показ.
При тусклом свете обычно заходят первые петухи тетерева. Вы слышите взмахи крыльев, а когда они приземляются, вы даже можете их видеть. У них есть назначенные места и они занимают свои места, чтобы начать ток.Во время лека они дуют и кидаются друг в друга, бегают, свесив крылья, расправляют хвост и сражаются в рукопашной с другими петухами. Это фантастическое зрелище с невероятными пьесами.
Лек начинается ранней весной, и, если повезет, на детскую площадку может прийти даже тетерев. Обычно они остаются на окраинах, а потом их навещают победоносные глухари. Лек проводится каждое утро в течение нескольких месяцев до 2-3 часов. Когда утро подходит к концу, ток обычно заканчивается, и куропатки взлетают и садятся на деревья.
— В последние сезоны тетерева были замечены в 95% походов. Всего было не менее 12-18 петухов и иногда 3-8 кур. Виды (помимо тетерева), которые были замечены, — это канюки, тетеревятники, журавли и следы лисицы и рыси.
Глухарь находится в 3-7 метрах от укрытия. Некоторые играют примерно в 15-25 метрах от укрытия.
Для фотографии хорошо подойдет объектив 100-400 мм. Конечно, также хорошо использовать более простое оборудование, например, карманную / мобильную камеру.
— Шкуры сделаны из ткани, с еловыми ветками на земле, а затем с покрытием сверху. Есть кресла-мешки для 2-х камер.
— В сиденье 2 стула со спинками и утеплителем из овчины.
— Вылезать из шкуры нельзя, потому что вы отпугнете тетерева. Ведро для мочи на случай чрезвычайной ситуации находится в шкуре.
— Наши шкуры имеют 4 места (2 в лежачей шкуре и 2 в сидячей шкуре)
— Мы собираемся в Wild Nordic Gallery, за 2 часа до восхода солнца.- Едем на машине около 10 км, потом 200 метров пешком по болоту.
— Вы будете перенесены в шкуры и подобраны проводником.
Эта деятельность осуществляется на условиях природы, и нет никаких гарантий, что мы увидим / услышим / испытаем.
Организатор: Wild Nordic
Подробнее
Факты и информация о тетеревах
Глобальное распространение
Тетерев водится по всей северной Евразии, с непрерывным распространением от Великобритании до юго-восточной Сибири.Наиболее южные популяции встречаются в Кыргызстане и Северной Корее, а северная часть ареала — северная Норвегия. В Западной и Центральной Европе его популяция сильно фрагментирована: популяции очень малы и изолированы в ряде стран, а в Дании они больше не размножаются. Его общее население сократилось, особенно в Европе, хотя его население более стабильно в русской цитадели. Тетереву обычно требуется мозаика мест обитания, в идеале включая вереск и болото, а также открытый лес и кустарник для укрытия.Считается, что существует семь или восемь подвидов тетерева, единственный из которых географически изолирован — самый западный из всех, британский Tetrao tetrix britannicus .
Распределение в Шотландии
Этот тетерев когда-то был распространен на большей части территории Великобритании. Однако его численность резко сократилась за последнее столетие, а его ареал быстро отступил на север. Опрос 2005 года, координируемый Королевским обществом защиты птиц, показал тревожное снижение на 22% за предыдущие десять лет.Основное население страны в настоящее время проживает в Шотландии, где, по оценкам, 3 344 человека из 5 078 Великобритании — мужчины. Население меньше в северной Англии и Уэльсе, хотя в последнем сокращение фактически обратилось вспять.
Причины этого снижения разнообразны и сложны. Изменения в методах ведения сельского хозяйства и, в частности, увеличение поголовья овец, привели к чрезмерному выпасу богатых травами и влажных пастбищ, что привело к сокращению численности насекомых, необходимых для выживания молодых тетеревов.Кроме того, чрезмерный выпас овец и оленей нанес ущерб вересковым болотам; вереск ( Calluna vulgaris ) является важным источником зимней пищи для тетерева. Чрезмерный выпас также препятствовал восстановлению естественных лесных массивов, лишая птиц некоторых ценных источников пищи, а также убежища от хищников. Осушение болот (которые являются важными местами кормления цыплят) также способствовало сокращению, в то время как коммерческое лесоразведение затенило важные ягодные растения, такие как черника ( Vaccinium myrtillus ).Высокопрочные заборы для оленей представляют серьезную опасность для тетерева: в случае тревоги эти птицы, как правило, летают довольно низко и ищут убежища на близлежащих деревьях. Часто они не видят заборов вовремя и погибают при ударе по ним. Кроме того, незаконный отстрел во время сезона размножения может повлиять как на популяцию, так и на успех размножения. Климат еще больше усложняет картину, поскольку холодная и влажная погода в июне и июле увеличила смертность только что вылупившихся птенцов, которые не могут регулировать температуру своего тела и поэтому уязвимы для плохой погоды.
Для увеличения популяции тетерева используется ряд мер, включая восстановление предпочтительных местообитаний, а также борьбу с хищниками. Избыточные заборы удаляются, а те, которые необходимы для восстановления лесных массивов, помечены различными способами, чтобы сделать их более заметными, и стратегически расположены так, чтобы представлять меньшую опасность. В противном случае альтернативные методы, такие как выбраковка оленей, являются предпочтительными способами стимулирования регенерации. Спелые открытые сосновые и березовые леса, болота и пустоши когда-то были гораздо более широко распространены в Шотландии, и восстановление этих местообитаний играет ключевую роль в восстановлении тетерева.
Почему эта рыжая лисица черная? Захватывающее зрелище: Sycamore Land Trust
Шейн Гибсон, директор по экологическому просвещению
Лисица — хитрое создание. Я живу в сельской местности округа Монро три года и каждую весну теряю цыплят из-за лисы. Никогда не видел лисиц возле курятника. Но я уверен, что это лиса. Я видел это только один раз в свете фар своей машины, когда возвращался домой ночью. Куры пропали в нескольких футах от окна нашей гостиной в два часа дня, когда мы смотрели телевизор прямо по ту сторону окна.Количество пропавших без вести цыплят значительно превышает количество наблюдений за лисами. Лисица хитра.
Итак, представьте себе трепет моей соседки и члена Сикамора Пэм Тайри, когда утром 12 июня рыжая лиса промчалась в пятнадцати футах от ее палубы. Это не ржаво-рыжая рыжая лисица. А черный рыжий лис. Делая снимок на свой телефон и стараясь не беспокоить лису, она нежно постучала по окну, чтобы привлечь внимание своего мужа, Тобина. Экран приглушил стук, так что Пэм — наша единственная свидетельница.Но у нее есть фото:
«Пэм только что это видела. Черная лиса? » Текстовое сообщение от моего соседа, Тобина Тайри, через несколько мгновений после того, как его жена Пэм увидела лису.
Эта лисица не была первой собакой неожиданно темного окраса на северо-востоке округа Монро. Прошлой осенью мы с сыном ехали домой и заметили черную «собаку». Недавно у нас были две бродячие черные собаки возле нашего дома, и я сказал: «Таннер, похоже, эти собаки снова на свободе». Но это была не одна из бездомных собак. Когда я увидел большие треугольные уши и длинную узкую морду, я понял, что это койот с черным мехом.Это было всего в пятидесяти ярдах от дороги, достаточно близко, чтобы я мог различить черты койота и домашних собак.
Два разных клыка с черной фазой на милю друг от друга в течение девяти месяцев. Вот мне было действительно любопытно!
Итак, я связался с биологом-зоотехником Шоном Росслером из Департамента природных ресурсов штата Индиана. Он сказал мне: «Меланистические [темные] собаки редки, но мы ежегодно получаем несколько сообщений о койотах с черной фазой и рыжей лисицах.Черная фаза у собак иногда возникает [из-за генетической мутации]. За последние несколько лет отчеты поступали из округов Монро (не считая этих наблюдений), Виго и Костюшко.
Шон продолжил: «Черные морфы рыжей лисицы встречаются чаще, чем койоты. Три самых распространенных морфа рыжей лисы — это красный, серебристый и крестовый. Красный — нормальная окраска. Серебряный морф в основном черный с серебристым, смешанным на спине и боках. Поперечная морфа более темная, с хорошо выраженным крестом на плечах.”
Я навестил Пэм и Тобин на их каюте, когда вернулся домой из офиса Sycamore Land Trust. Когда лес заслонял палящее солнце, мы начали процесс позитивной идентификации. Я попросил Пэм взглянуть на серую лису, рыжую лису и койотов в разных цветовых фазах. Сравнение фотографий убедило ее, что это действительно был рыжий лис в черном цвете. Пятно красного меха на задних конечностях было очень заметно. Размер был отличным. В конце концов, он был всего в пятнадцати футах от него.
В тот день я перехитрил лиса. Я держал цыплят взаперти. Лиса обошла и вернется. Лисица не обращала внимания ни на причудливую хижину в лесу, ни на ее обитателей.
В тот день Пэм повезло? Нет, не повезло. Когда вы проводите время на свежем воздухе, случаются хорошие вещи. Как смотреть, как коробчатая черепаха переплывает ручей. Или тетерев в пределах десяти футов от вас на поваленной верхушке дерева. Или попросите вашего четырехлетнего сына принести вам змею с круглой шеей, которую он нашел в дупле дерева.Или увидеть черную рыжую лисицу. Эти случаи встречаются нечасто. Но все это не было удачей. Хорошие вещи случаются, когда вы проводите время на природе.
.
Leave a Reply