Скорочтение плюсы и минусы: работает или нет? Часть 1 / ITMO University corporate blog / Habr – Плюсы и минусы скорочтения
работает или нет? Часть 1 / ITMO University corporate blog / Habr
Можно ли прочесть «программу на лето» за неделю и изучить рекомендованную литературу к экзамену за одну ночь? Разбираемся в вопросе, который всегда был актуален для студентов./ Фото Craig Sunter / CC
Фантастические возможности «быстрого чтения»
Каждый из нас в среднем успевает прочесть 200-400 слов в минуту, тогда как «скорочтецы», по их признаниям, могут увеличить этот показатель в 3-4 раза (до 1 000 или даже 1 700 слов в минуту соответственно). Пожалуй, один из самых известных скорочтецов – президент США Джон Ф. Кеннеди. По собственным словам, он не только владел этим навыком и (по некоторым оценкам) читал со скоростью 1 200 слов в минуту, но и стремился к тому, чтобы члены его команды также учились скорочтению и посещали курсы Эвелин Вуд (Эвелин Вуд в конце 1950-х гг. разработала основы обучения скорочтению, которые стали базой для ее учебника и школы «динамического чтения»).
Однако успехи Кеннеди меркнут на фоне других «звезд скорочтения» – Ким Пик (Kim Peek), прототип героя Дастина Хоффмана из фильма «Человек дождя», мог читать со скоростью 10 000 слов в минуту (8-10 секунд на стандартный книжный разворот). При этом он мог «распараллеливать процессы» – читать две страницы книги одновременно. Такая удивительная способность, правда, была достигнута не только (и не столько) упражнениями: Пик родился с врожденным пороком, который характеризуется отсутствием в мозге мозолистого тела (это сплетение нервных волокон обеспечивает связь между полушариями мозга), и потому (по некоторым предположениям) его полушария могли обрабатывать информацию независимо друг от друга.
Тем не менее, и рекорд в 10 000 слов в минуту оказался побит. Материалы американского исследования 1963 года сообщали о скорочтеце, который умудрялся прочитать более 17 000 слов в минуту. Самым быстрым чтецом в мире, согласно Книге рекордов Гиннеса (издание за 1990 год), оказался Говард Берг (Howard Berg), который утверждал, что читает книги со скоростью 25 000 слов в минуту (в среднем это более 80 стандартных страниц текста за 60 секунд). Чтение книги в таком режиме выглядит просто как быстрое перелистывание страниц!
Результаты, которых добиваются скорочтецы, действительно поражают. Тем не менее, далеко не все из них стоит принимать за чистую монету – об этом мы расскажем чуть позже, а пока стоит разобраться, чем скорочтение отличается от «обычного чтения», и что по этому поводу думают исследователи.
Чтение и скорочтение: в чем разница
Несмотря на то, что чтение кажется нам непрерывным и плавным процессом, это не совсем так. При чтении наш взгляд фиксируется на слове или группе слов (это занимает примерно четверть секунды). Затем мы переводим взгляд к следующей группе. Такие скачкообразные движения взгляда по странице называется «саккадами» и сами по себе отнимают у нас примерно одну десятую секунды.
После нескольких скачков мы снова останавливаемся, чтобы «переварить» прочитанную фразу или предложение. На это обычно тратится еще 0,3–0,5 секунды. Поэтому Кит Рейнер (Keith Rayner), психолингвист из Массачусетского университета в Амхерсте признавал, что большинство людей, владеющих навыком чтения на уровне школьника старших классов или студента, и читающих «для удовольствия», делают это примерно с одинаковой скоростью – порядка 300 слов в минуту.
Как выглядит скорочтение
Разумеется, при скорочтении мы (чаще всего) точно так же движемся взглядом по странице, на некоторое время задерживаясь на группах слов или символов. Тем не менее, методики, которые обычно применяются в скорочтении, отличаются от того, как «обычно» читают текст. Одни из наиболее популярных методик скорочтения: поверхностное чтение, слежение за текстом, быстрое последовательное визуальное предъявление и некоторые другие.
Слежение за текстом – одна из наиболее старых техник, ускоряющих процесс чтения. В самом простом виде это – использование указателя (пальца, линейки), который необходимо водить по строчкам (чем-то напоминает то, как учатся читать дети). Более сложные вариации на тему слежения за текстом предполагают еще и поиск специфических ключевых слов, что (по словам адептов этой методики) помогает дополнительно ускорить процесс.
Быстрое последовательное визуальное предъявление (Rapid Serial Visual Presentation) – метод, который чаще других используется в современных программах по обучению скорочтению. Он состоит в том, что текст выводится на экран устройства пословно. По мере обучения растет и скорость смены слов на экране (один из наиболее известных примеров проектов, обучающих этой технике скорочтения, – Spritz) [ о приложениях, проектах и методиках, помогающих читать если не быстрее, то качественнее, мы подробно расскажем во второй части материала].
Поверхностное чтение – это, по сути «просматривание» текста, помогающее найти наиболее важные его части (ключевые слова, тезисы) и отсеять лишнее, «достроить» весь текст по его части. Пожалуй, эта техника скорочтения вызывает больше всего дебатов.
Поверхностное чтение направлено в первую очередь на «просеивание» текста на предмет ненужной или неважной информации и не подразумевает прочитывание текста как таковое. Поэтому, по мнению некоторых авторов, к скорочтению оно не относится, поскольку не влияет на скорость
Другие авторы, наоборот, считают, что практически все методики скорочтения так или иначе связаны с поверхностным чтением и отсеиванием «лишнего»:
Просматривание – это не чтение. Если вы ранее не читали текст, который просматриваете, вы упустите массу информации. А курсы скорочтения учат именно просматриванию, а не чтению, хотя (в большинстве своем) и не признают этого– Тимоти Ноа (Timothy Noah), писатель, редактор Politico, ведущий автор в Slate (2000–2011гг.)
Журналист Тимоти Ноа в своих предположениях оказывается не одинок – с ним соглашался в том числе и уже знакомый нам Кит Рейнер. Его исследования, а также работы некоторых других ученых можно свести к следующему заключению:
Скорочтение – это не чтение [что бы это ни значило]
Выводы Рейнера оказываются не беспочвенны: научную работу, в которой они опубликованы, автор назвал «Движения глаз при чтении и обработке информации: результаты 20 лет исследований» ( Eye movements in reading and information processing: 20 years of research). В этой работе Рейнер подтвеждает, что доля людей, читающих «на уровне студента колледжа» (в данном случае имеется в виду, что испытуемый имеет базовое образование и умеет читать не «по слогам»), попадающих по скорости чтения в интервал от 200 до 400 слов в минуту, составляет 95% (средняя скорость чтения, повторимся, равна примерно 300 словам в минуту).
Читать быстрее без существенной потери понимания смысла прочитанного могут буквально единицы. А следовательно, методики скорочтения, обещающие научить практически любого человека читать в несколько раз быстрее, имеют один, но очень весомый минус – они не позволяют в полной мере понять смысл написанного:
Я окончил курсы скорочтения – нас заставляли водить пальцем вдоль страниц, – и прочел «Войну и мир» за двадцать минут. Там что-то про Россию– Вуди Аллен
Рональд Карвер (Ronald Carver), автор книги «Причины высоких и низких достижений в чтении» («The Causes of High and Low Reading Achievement») (издана в 1990 году) и профессор в сфере педагогики и психологии Университета Миссури в Канзас-Сити, также активно занимался вопросами изучения скорости чтения. Он тщательно изучил различные техники «ускорения» чтения и провел ряд собственных исследований. В частности, для тестирования он отобрал группу из 16 «суперзвезд» скорочтения. В нее входили как победители конкурсов по скорочтению, так и профессионалы, в чьи рабочие обязанности входило чтение большого объема текстов (среди них – колумнист «Нью-Йоркера» Фред Шапиро и редактор медицинского журнала).
Карвер предложил участникам теста прочесть отрывки из изданий «Ридерз дайджест». Выяснилось, что ни один из испытуемых не смог читать материалы со скоростью выше, чем 600 слов с минуту, сохраняя достаточное (75% и выше) понимание содержания текста. Разумеется, это в два раза быстрее, чем стандартная скорость чтения, но до десятков тысяч слов в минуту скорочтецам оказалось далеко.
Но, может быть, Карвер собрал слишком маленькую группу добровольцев? Или они были недостаточно квалифицированы в скрочтении – в конце концов, не каждый скорочтец может поставить мировой рекорд. Такие возражения вполне обоснованны, однако это исследование дало повод усомниться в «сверх-достижениях» индустрии, которая к моменту проведения тестирования существовала уже несколько десятков лет.
Что стоит за впечатляющими результатами скорочтецов
К сожалению, выдающиеся результаты многих скорочтецов (за исключением Кима Пика) обусловлены их эго, а не реальными возможностями. Все тот же Карвер отмечает, что достижения Кеннеди в реальности могли быть более скромными – скорее всего, он мог читать со скоростью 500-600 слов в минуту, а бегло просматривать текст – со скоростью порядка 1000 слов в минуту (хотя это все равно в два раза быстрее «обычного» чтения).
Что касается других выдающихся результатов, то исследование 1963 года (кейс скорочтеца, читающего по 17 040 слов в минуту) относится к разряду неподтвержденных данных. В то время для фиксации достижений не применялись специализированные тесты, и результаты были основаны на самооценке испытуемого – которая вряд ли была точной.
То же самое относится и к достижениям Говарда Берга. По словам Марка Пеннингтона (Mark Pennington), специалиста по вопросам чтения, «Представители Книги рекордов Гиннеса в то время не отличались любовью к перепроверке рекордов, которые они публиковали, и этот рекорд не был зафиксирован ими лично. Они поверили Бергу на слово, а он, вероятно, просто выдумал свой рекорд».
Кстати, в 1998 году Берга привлекла к ответственности Федеральная Торговая Комиссия США за «неверные» и «вводящие в заблуждение» маркетинговые приемы, связанные с продажей его продуктов по повышению скорости чтения. В итоге Бергу было запрещено рекламировать свой продукт как «систему, позволяющую любому – ребенку, взрослому, человеку с инвалидностью – научиться читать со скоростью в 800 слов в минуту и выше».
Итак, вкратце:
Мы читаем дискретно – переводим взгляд от одной группы слов к другой. Такие скачки, или саккады, а также необходимость осмыслить и проговорить про себя прочитанное, отнимают у нас ценное время.
Скорочтение – это совокупность различных механик, позволяющих сэкономить время на изучение текстового материала (за счет сокращения количества движений глазами по строке, умения составить мнемоническую схему материала и ряда других техник).
Скорочтение отличается от обычного чтения – не только по «механике работы», но и потому, что увеличение скорости чтения невозможно без потери понимания текста.
Супер-результаты скорочтецов – как правило, результат саморекламы. Если вы захотите обучиться какой-либо методике скорочтения, стоит рассчитывать на то, что вы сможете читать со скоростью 500-600 слов в минуту без существенной потери понимания текста. Результат в несколько тысяч (или десятков тысяч) слов в минуту едва ли достижим. Но даже 600 слов в минуту – это в два раза быстрее средней скорости чтения практически у всех, кто окончил школу или вуз.
Во второй части материала мы остановимся на том, какие методы скорочтения помогают сэкономить время, а какие не имеют ничего общего с физиологией и реальными возможностями человека. А также расскажем, какие еще методы и лайфхаки помогают узнавать из книг и статей больше за меньшее время.
P.S. Другие материалы от Университета ИТМО:
Плюсы и минусы скорочтенияМногие люди слышали про курсы скорочтения, про обучение скорочтению. Если верить рекламе, то благодаря скорочтению вам больше не потребуется тратить много времени на то, чтобы прочесть нужную вам книгу или вызубрить словарь по иностранному языку, всё будет происходить в считанные минуты. По свидетельству современников, множество выдающихся личностей того или иного времени: Лев Толстой, Наполеон Бонапарт, Юлий Цезарь очень быстро читали, т.е. обладали навыками скорочтения. Можем ли мы надеяться, что тоже сможем после обучения обладать феноменальными навыками и использовать их во благо себе? Об этом сайт Otebe.info хочет рассказать в этой статье. Феномен или навык? Давайте немного приоткроем завесу и разберёмся в системе обучения скорочтению. В течение первых двух недель вы будете учиться читать не одно слово, а сразу несколько. Для этого вам придётся тренировать расфокусировку взгляда по несколько часов в день. Потом вас научат расширять кругозор и следующие две недели вы читаете как по горизонтали, так и по вертикали. Следствием такого метода становится умение «съедать» сразу кусок информации из книги. Совершенствуясь таким образом в нехитрых упражнениях с таблицами и схемами, ещё примерно через месяц вы научитесь читать целыми строками одновременно, и вот тогда, когда вы уже обрадуетесь тому, что у вас всё получается, вас и ждёт шок. Оказывается это умение собственно и не нужно, так как использовать его вы не будете. И вот теперь вас научат основе основ – Граалю Скорочтецов: читать целыми страницами. Суть упражнений проста до безобразия, выработать в себе рефлекторное восприятие информации, даже не читая её. Путём долгих и упорных тренировок, некоторые таки выработали это умение, но, как оказалось, этих немногих оказалось немногим более 1% от общей массы учеников. И дело вовсе не в том, что одни ленились, а другие упорно тренировались, — все учились одинаково прилежно. Просто сама система обучения адаптирована на людей с определённым складом ума, более творческого характера и те, кто в большей степени в своей жизни руководствуются логикой, просто не в состоянии понять принципы работы с подсознанием, так как оные не имеют под собой почти никаких рациональных основ. Делая выводы, можно сказать, что скорочтение и чтением то назвать нельзя, скорее околомеханической обработкой информации, которая осуществляется больше подсознательно, нежели сознательными волевыми усилиями. А это значит, что даже прочитав книгу таким методом, вы ничего не запомните из неё, но знания будут находиться в вашей голове и приходить к вам на помощь в состоянии стресса. Так давайте вернёмся к теме и разложим по полочкам все плюсы и минусы скорочтения. Плюсы скорочтения:
Минусы скорочтения:
Скорочтение, как и многие другие навыки, хорошо в меру. Никто не говорит о том, что читать это плохо, скорее наоборот, чтение выдаёт высокодуховного и умного человека, но превращать нечто приятное в настоящую манию, это значит впадать в бесполезную крайность… Автор Махнов Олег специально для http://otebe.info/ Еще статьи: |
подходит ли методика для младших школьников?
Здравствуйте, мои любимые читатели! Недельку назад мы с вами познакомились с такой интересной техникой как скорочтение, посредством которой можно буквально за считанные часы проштудировать громадный объём информации, усвоив для себя только самое необходимое.
Сегодня, в продолжение темы, мы постараемся с вами понять, нужно ли скорочтение для детей, применима ли такая методика для школьников и можно ли ей заниматься дома самостоятельно.
Когда начинать учиться скоро читать?
Из предыдущего урока мы с вами уяснили, что скорочтение – это совсем не то, что школьное чтение на скорость. Это специальная техника, позволяющая среди информационного массива быстро найти нужные данные, усвоив их за короткий промежуток времени.
Согласна, что многие родители сталкиваются с плохой техникой чтения у детей, особенно в первом-втором классе. Но спешу вас огорчить, дорогие родители, что скорочтение в данном случае – не выход из положения.
При знакомстве ребёнка с чтением как таковым, главным для него становится научиться читать сначала правильно, а не быстро. А правильно – это значит, проговаривая все буквы, складывая слоги в слова, ничего не пропуская и главное! — понимая, про что. Скорочтение здесь – не помощник, более того, оно может и навредить.
Рано освоенная техника скорочтения станет выступать стимулятором для школьника поспешить, поторопиться. В результате мы получим абсолютно противоположный результат, когда смотрит в книгу, а видит определённую конфигурацию из пальцев рук, создаёт видимость, что читает, а на самом деле вовсе нет, либо читает настолько невнимательно, что на перечтение потребуется вдвойне больше времени. Надо ли это нам?
Более того, в основе скорочтения лежит и умение по первым слогам догадываться о «хвостике», по первым словам узнавать о том, что последует далее, а как, скажите мне, неопытный, ещё малоэрудированный школьник лет семи-восьми с этим справится? В результате возникнет неправильная интерпретация текста, недопонимание мысли автора и ошибки при пользовании полученной информацией.
Поэтому-то многие педагоги рекомендуют начинать обучение младших школьников скорочтению лишь тогда, когда ребёнок повзрослеет и начнёт ставить для себя цели получения информации самостоятельно, отделяя «зерна от плевел», информационный мусор от ценных данных.
Вот именно тогда методика скорого чтения сможет оказать ему незаменимую услугу. А этот период взросления, безусловно, у каждого свой, но обычно приходится на возраст не ранее 10-12 лет.
Причиной того, что не стоит торопиться с обучением скоро читать, становится также физиологическая особенность детей младше 10 лет усваивать лишь ту информацию, которая считывается со скоростью, как мы говорим. А это значительно медленнее, чем предполагает техника.
Ещё одним аргументом против раннего скорочтения в полном его смысле для младших школьников у многих педагогов является то, что в школе дети не читают отраслевую литературу, которую надо проштудировать быстро, как студентам в ночь перед экзаменом.
Ученики младших классов читают красивые художественные произведения, заслуживающие их пристального внимания, предполагающие наслаждение литературным текстом и книгой в целом, и должны от этого процесса получать удовольствие. А этого ну никак не сможет дать скорочтение, и мы с вами это уже проходили.
Какое скорочтение подходит для детей?
То, что скорочтение больше подходит для подростков и взрослых – это факт.
Однако, это вовсе не значит, что нельзя использовать упражнения на развитие быстроты чтения для детей, и уже в первом классе можно начать заниматься, что станет полезным подспорьем для развития читательских навыков. Хорошо и быстро читающие легко запоминают и пересказывают объёмные блоки информации, а для школьников это чрезвычайно важно. Низкая же скорость овладения данными затормаживает выполнение учебных задач, и мы с вами не понаслышке это знаем.
Основным условием для начала обучения является умение ребёнка свободно читать. Среди часто используемых приёмов для младших школьников большинство основано на игре. Они не требуют особенных усилий и напряжения и довольно просты для выполнения дома:
- можно потренировать угол зрения, когда взгляд концентрируется в разных направлениях, особенно хороши для этого таблички Шульте, есть специальные программы, развивающие боковое и бинокулярное зрение, рассчитанные на тренировку восприятия текста сетчаткой глаза,
- чтобы освоить «неправильное чтение» рекомендуется читать слова задом наперёд, это запустит процесс угадывания слов,
- упражнение на поиск слова в тексте «кто быстрее» учит эффективно пользоваться текстом,
- помогает наращивать скоростные темпы быстрое и лаконичное чтение скороговорками,
- есть приёмы, когда после медленного выразительного чтения знакомого материала, например, стиха, сразу предлагается незнакомый текст, читать который следует ускоренным темпом.
Как подготовиться к наращиваю читательских скоростей?
Если вы поставили цель к определённому возрасту занять ребёнка освоением навыков скорочтения, то вот эти домашние заготовки вам помогут:
- увеличьте не длительность чтения, а частоту тренировок,
- запланируйте порционные пятиминутки чтения на каждый день с перерывами, когда ребёнок читает пару-тройку строк, а затем делает кратковременный отдых, для такого процесса хороши кадры с субтитрами наподобие ранешних диафильмов, когда ребёнок читает строчки к картинке, а затем, изучая её, отдыхает,
- развивайте оперативную память написанием зрительных диктантов,
- возьмите за правило читать перед сном,
- устраивайте соревнования по чтению на время.
Сегодня существует множество методических пособий, позволяющих обучаться скорочтению дома, то есть бежать за знаниями и навыками куда-то совсем необязательно. Но для ленивых и тех, у кого терпения не хватает учить своё чадо самостоятельно, можно записаться на курсы и тренинги, где зачастую используются авторские методики.
Даже школы есть специальные по обучению скорочтению и развитию интеллекта. И обстановка там рабочая, дружеская, способствует тому, чтобы плодотворно и интересно поучиться. В общем, созданы все условия, было бы желание.
Желающие позаниматься дома, следите за нашими новостями. Скоро мы предложим вам практический набор упражнений, которые лежат в основе обучения детей технике скорочтения. Не забудьте подписаться на новости блога, чтобы не пропустить)
До новых встреч!
Ваша «ШколаЛА»
простые советы / ITMO University corporate blog / Habr
Краткое содержание второй части: мы рассмотрели одни из наиболее популярных механик скорочтения (чтение по диагонали, чтение без пауз, подавление субвокализации и RSVP) и пришли к выводу, что все эти техники оказываются «не без изъяна». Чтение по диагонали вряд ли даст какой-либо эффект, чтение без пауз и подавление субвокализации в чистом виде невозможны, метод RSVP работает, но подходит не для всех текстов.В этой (заключительной) части расскажем о том, какие советы (в том числе одобренные скорочтецами) помогут не только быстро читать, но и лучше понимать прочитанное – без сложных схем и долгих тренировок.
/ Фото Ulisse Albiati / CC
Как обойтись [практически] без скорочтения
Итак, мы выяснили, что приложения и большинство техник для скорочтения обладают одним весомым недостатком: чем быстрее мы читаем (и чем интенсивнее используем ту или иную технику), тем меньше запоминаем и тем хуже понимаем текст. Так что же может гарантированно помочь нам читать быстрее без потери качества чтения?
Все зависит от того, какой ограничивающий фактор считать наиболее серьезным. Мы убедились, что проговаривание текста про себя, паузы и движения глаз отнимают у нас время, но стремление к полному устранению этих факторов ухудшает восприятие текста – в итоге мы фиксируемся на процессе (чтении), но упускаем суть (понимание материала). Поэтому ученые предлагают сфокусироваться не на форме, а на содержании: нашей способности максимально быстро распознавать слова и понимать их смысл.
Что предлагают исследователи чтения взамен техник и приемов? Для начала, попросту больше читать, уделяя внимание разным жанрам и стилям. Такой подход позволит расширить внутренний словарь легко распознаваемых слов и их комбинаций (о нем мы как раз говорили во второй части материала). Это, в свою очередь, поможет быстрее проговаривать слова про себя и, в итоге, повысит не только скорость, но и качество чтения.
Второй довольно очевидный совет, который помогает читать быстрее, состоит в том, чтобы фокусироваться на тексте. В действительности большинство проблем с чтением и восприятием материала проистекает не из-за того, что читатель не использует те или иные «специальные приемы», а потому, что он часто отвлекается – в итоге одно и то же предложение или абзац приходится перечитывать по несколько раз.
Такие проблемы характерны не только для детей, которые учатся читать, – слишком сложные материалы приходится перечитывать, чтобы уловить их суть. А читая что-то важное, но скучное, многие ловят себя на том, что взгляд продолжает скользить по странице, в то время как мысли оказываются где-то далеко.
Подобные проблемы нередко испытывают и те, кто учится скорочтению: фокусируясь на процессе чтения, человек перестает думать о тексте как таковом. Поэтому «рассеянное чтение» вредит читателю куда больше, чем незнание специальных методик.
Пользователи Quora, например, советуют перед началом чтения (особенно это полезно для сложных – например, научных, текстов) попробовать сделать несколько глубоких вдохов-выдохов, настраиваясь на процесс, а также заранее продумать, что вы ожидаете получить от статьи или книги: узнать ответ на конкретный вопрос, составить общее представление о теме и т.д.
Нелишним будет заранее оценить уровень своих базовых знаний, а также прикинуть, сколько у вас есть времени на чтение. Такой подход помогает сохранить фокус и дать мозгу сигнал о том, что вам предстоит сложная работа. Это – простые советы, которые мы обычно применяем при решении более серьезных, комплексных задач, однако они отлично подходят и для чтения.
Еще один работающий прием, который не требует развития особых навыков, сводится к тому, чтобы начинать читать в чуть более быстром (по сравнению с обычным) темпе и постепенно замедляться до своей «стандартной» скорости. Это особенно удачный прием для тех, кто действительно испытывает проблемы с чтением – чья скорость ниже средних 300 слов в минуту.
Несмотря на то, что ученые, занимающиеся проблемами чтения, часто называют скорочтение малоэффективным, один из постулатов множества техник скорочтения все-таки важно принимать во внимание: иногда наше желание вернуться к уже прочитанному тексту – это действительно вредная привычка. Понаблюдайте за собой: если сейчас вам не нужно штудировать большой объем текста, и у вас есть возможность провести эксперимент, проследите, как часто вы возвращаетесь к уже прочитанному.
Лучше всего проверить это на «нейтральном» отрывке – не слишком сложном для восприятия (возвращаться к сложным пассажам и «зависать» над новыми словами – это наша естественная реакция, ничего вредного в ней нет). Если вы чувствуете, что у вас есть проблема с «возвратами» – вас так и тянет перечитать одно и то же снова и снова – попробуйте использовать детскую уловку и водить по строке пальцем или карандашом. Это не только будет «мягко» напоминать вам о том, что не нужно возвращаться к прочитанному так часто, но и поможет лучше сфокусироваться на чтении.
По сути это – одна из наименее агрессивных техник скорочтения, которая действительно помогает читать быстрее и при этом лучше понимать прочитанное. Причем помогает не только рассеянным чтецам, но и тем, кому действительно тяжело читать без «особых методик».
Кому все-таки важно скорочтение и кейс Энн Джонс
Скорочтение – не просто набор необычных механик: иногда это одна из немногих возможностей читать с удовольствием для тех, кто испытывает трудности с «обычным» чтением. В эту группу попадают те, кому сложно фиксироваться на больших текстах, а также люди, страдающие различными формами дислексии.
Например Энн Джонс (Anne Jones), шестикратная чемпионка мира по скорочтению (многим она известна тем, что в 2007 прочитала «Гарри Поттера и дары смерти» за 47 минут, сидя в лондонском книжном магазине), обучает методикам быстрого чтения именно тех, кому «просто читать» оказывается тяжело. Скорость чтения у таких людей действительно увеличивается в разы – но, учитывая, что до этого она была невелика, речь идет скорее о том, чтобы поднять ее до нормы «обычного чтения»:
Я очень горжусь мальчиком с дислексией [с которым я занималась]. Он в 10 лет читал на уровне шестилетнего ребенка, но смог за один час «ускориться» с 26 до 60 слов в минуту. Это изменило его жизнь– Энн Джонс
Самой Энн, кстати, тоже не удалось избежать критики – некоторые ее рекорды, по словам исследователей, обусловлены тем, что она читает относительно знакомый материал. В частности, историю с Гарри Поттером они объясняют так: Джонс читала предыдущие книги из серии и была в целом знакома с фабулой, персонажами и лексикой романа, что облегчило ей задачу.
Достижения большинства скорочтецов также часто ставят под сомнение, утверждая, что погоня за скоростью приводит к тому, что читатель «видит только то, что хочет видеть» или может без потери восприятия читать быстро только на те темы, которые и так ему уже хорошо знакомы.
С другой стороны, уникальные случаи здесь тоже возможны – например, существует компромиссное мнение, согласно которому «заявления организаторов курсов по скорочтению заметно преувеличены» (кстати, курс самой Энн не дает обещаний увеличить скорость чтения до некоторой заданной величины), «в том числе потому, что людей, читающих со стандартной скоростью, и скорочтецов не стоит объединять в одну группу. Возможно, «настоящие» скорочтецы действительно работают с информацией не так, как обычные читатели».
Кстати, метод RSVP (быстрое последовательное визуальное предъявление) Энн Джонс не жалует – по ее мнению, он лишает читателя контекста, в итоге полученную информацию становится невозможно запомнить. С ее точки зрения лучший помощник в деле быстрого чтения – линейка или карандаш, которым нужно водить по строчкам.
Важный момент: чтобы достигать своих супер-рекордов, Энн также следует одному из приведенных выше советов – она читает действительно много разнообразной литературы (по ее словам, «тренируется как спортсмен перед соревнованиями»). Сложно утверждать, что в этом случае оказывает решающее влияние на результат: врожденные способности Энн, «обширный словарный запас» и привычка много читать или «секретные» техники скорочтения.
Альтернативный подход: медленное чтение
Многие эксперты сходятся в одном: чтобы читать легко и быстро, стоит сначала научиться читать медленно. То есть внимательно и вдумчиво работать с текстом, пополняя внутренний словарь. Рост популярности так называемого медленного чтения (slow reading, close reading – оба этих термина обычно переводят как «медленное чтение») в последние годы связан в том числе и с критикой методик скорочтения.
Однако, несмотря на то, что «медленное чтение» называют частью «медленного движения», которое призывает «перестать суетиться и начать жить», и появилось в 80-е годы прошлого века, техники медленного чтения существовали уже давно, в том числе у многих народов в виде институтов толкования сакральных текстов.
Медленное чтение в его «классическом» варианте предполагает не просто внимательное отношение к тексту, но и работу с экспертом по данной теме. Эксперт может объяснить читателю сложные и непонятные места и дать ему недостающий контекст – рассказать об особенностях (исторических, культурных и т.д.), которые не отражены в тексте напрямую, но привели к тому, что он выглядит именно так, а не иначе.
Еще один любопытный формат медленного чтения – «reading like a writer», то есть стремление читать так, как если бы вы сами писали эту книгу вместе с ее автором. Этот подход предполагает исключительное внимание к деталям, тексту, формированию абзацев, изучению диалогов, специфической лексики автора – все это позволяет читателю накопить багаж знаний, помогающих писать книги самостоятельно на основе «лучших практик» мировой литературы.
Итак, вкратце:
Чтобы читать сложные тексты быстрее и при этом лучше их запоминать и понимать, определенно стоит попробовать несколько простых советов:
- Уделите внимание подготовке к работе с текстом (дайте себе ответ на вопрос, зачем вы будете читать материал и что вы хотите от него получить), настройтесь на чтение и помните о том, что не отвлекаться и сохранять сфокусированность важнее знания «особых методик».
- Начинайте читать в темпе чуть выше среднего (для вас). Это позволит не потерять «запал» и не «зависнуть» посреди абзаца через пару страниц.
- Проверьте, есть ли у вас привычка возвращаться к уже прочитанному (и понятому) отрывку. Если вас часто «тянет назад», попробуйте читать с карандашом – эффективность этого ненавязчивого метода подтверждает чемпионка мира по быстрому чтению.
- Читайте больше разнообразной литературы. Это увеличит ваш «внутренний вокабуляр» и поможет в дальнейшем тратить на субвокализацию слов меньше времени. С этой же целью стоит обратить внимание и на медленное чтение – этот подход помогает не только читать быстрее (парадокс), но и писать лучше.
P.S. Часть 1 и Часть 2.
P.P.S. Другие материалы от Университета ИТМО:
Скорочтение. Есть ли польза или вред?
Умение быстро читать (скорочтение) афишируется в определенной среде человечества, желающей получать много информации очень быстро. Казалось бы — научись этому делу, используя тренировки — и дело в шляпе. Теперь, обладая навыками скорочтения вы сможете стать обладателем энциклопедических знаний, да и просто интеллектуальн развитым человеком. Все это произойдет за небольшой промежуток времени. Но не все так просто…
Техника чтения
Особенности чтения у человека имеют определенные ограничительные возможности и сам процесс чтения у всех людей одинаков. Происходит все примерно так: вы смотрите на слово или пару слов. Это называется фиксацией и требует приблизительно 0,25 секунды. Дальше вы перемещаете глаза на следующее слово или группу слов. Это называется скачком и занимает в среднем 0,1 секунды. После нескольких таких повторений вы делаете паузу, чтобы понять фразу, которую только что прочли. На это уходит примерно 0,3–0,5 секунды. И так по кругу. Таким образом в процессе нормального чтения происходит несколько видов необходимых задержек. В итоге получаем, что средний читатель осиливает около 200 слов в минуту.
Особенности техники скорочтения
Вся суть скорчтения заключается в том, что оно сокращает продолжительность задержек и их количество, за счёт чего и увеличивается общая скорость чтения.
Среди основных техник скорочтения обычно выделяют четвёрку наиболее распространённых.
- При методе беглого скольжения человек оценивает области текста и выделяет из них важные части. Несмотря на то, что такой подход причисляют к методам скорочтения, вы не учитесь читать быстрее, а тренируетесь в поиске отрезков текста, которые можно перескочить.
- При методе исключения регрессий человек ведёт свои глаза вдоль строк с определённым ритмом при помощи ручки (или без неё), исключая тем самым непроизвольное возвращение и перечитывание фраз.
- При методе расширения периферического зрения человек охватывает больший объём текста за один зрительный контакт, уменьшая количество переводов взгляда. Дополнительное преимущество этой техники — снижение нагрузки на глаза.
- При методе быстрой визуальной последовательности весь текст дробится на отдельные слова, которые одно за одним вспыхивают с большой скоростью посередине экрана любого электронного устройства. Движение глаз не происходит вообще.
Почему скорочтение не дает той пользы, на которую рассчитывают
Виной всему человеческие возможности. Анатомические и возможности мозга. Восприятие информации при чтении завист от анатомических возможностей глаз. Так вот, острота зрения и уровень сосредоточенности заметно снижаются, если вы стараетесь сразу охватить большой обен знаковой информации. Буковки и слова просто начинают сливаться, когда зрение слишком напряжено.
Вы можете натренировать себя и увидеть хоть 1000 слов за одну минуту, но оперативная память человеческогомозга тоже имеет предел: при скорчтении вы просто не будете усваивать, а тем более хорошо запоминать прочтенный материал. Увы. И это подтверждают исследования ученых. Например, это утверждают ученые-исследователи из группы когнитивных психологов из США под руководством Кейта Рейнера (Keith Rayner) — одного из самых авторитетных учёных в области изучения движений глаз, визуального восприятия и чтения.
Нужно ли использовать методы скорочтения и когда
Несмотря на недостатки скорочтения, оно имеет положительные стороны. Использовать его можно при изучении материалов, котороые не требуют глубокой мыслительной деятельности и тщательного запоминания содержания текста. Например новости из почти (газетной или электронной) — вы хорошо знаете предложенный материал и хотите уточнить лишь некоторые детали.
Постоянная практика чтения позволяет нам усваивать и запоминать новые слова — увеличивать словарный запас. В свою очередь, этот запас позволяет, без ущерба для усвоения прочитанного, быстрее изучать материал, тем самым увеличивая скорость чтения.
А вы практикуете скорочтение? Можете ли опровергнуть (или подтвердить) результаты исследований ученых?
(Visited 1 times, 1 visits today)
разбор методик / ITMO University corporate blog / Habr
Краткое содержание первой части: скорочтение – это набор разных механик, которые [в некоторых случаях] помогают получать информацию из текста быстрее, чем при обычном чтении. Тем не менее, даже скорочтение не поможет читать с «пулеметной» скоростью – ваши способности возрастут, но вряд ли превысят 500-600 слов в минуту (среди комментаторов к предыдущей части материала, правда, были и те, кому удалось развить скорость чтения и до 700 слов в минуту). Большинство громких заявлений скорочтецов, ставивших мировые рекорды в тысячи слов в минуту, – не более чем самореклама и неподтвержденные данные (исключение – «человек дождя» Ким Пик).Однако, как свидетельствуют исследования, не все методики скорочтения «одинаково полезны». Эффективность некоторых не подтверждена или спорна, но есть и такие техники, которые попросту идут вразрез с тем, что мы знаем о человеческой физиологии. Попробуем разобраться в возможностях наиболее популярных методик быстрого чтения.
/ Фото Kevin Thai / CC
Чтение «по диагонали»
Под этим собирательным названием можно объединить сразу несколько техник скорочтения: во-первых, чтение «зигзагами» (зигзагообразные движения взгляда по странице), во-вторых, «охватывание» страницы целиком, «одним взглядом». По словам скорочтецов, практикующих эти методики, подобный подход позволяет им читать, используя периферийное зрение.
Что говорят ученые: читать таким образом едва ли возможно. Вся проблема в том самом периферийном зрении. Ученые доказывают, что периферийное зрение (при всех его плюсах) не позволяет нам адекватно воспринимать и распознавать текст – в таких условиях мы просто не можем его прочесть.
Мы можем читать только тот текст, который попадает в зону нашего фовеального зрения (центральное в 1.5–2° поле зрения): для сравнения, примерно в эту область попадает наш большой палец, если вытянуть руку перед собой. Поэтому человеческому глазу не удается прочесть абзац или даже всю страницу целиком – вы просто не увидите текст.
При «чтении по диагонали» наш взгляд выхватывает отдельные слова или фразы, что не позволяет нам полноценно читать. Тем не менее, используя этот подход, мы можем, к примеру, получить некоторое представление о материале, если мы его уже когда-то прочли, и с тех пор в текст не были внесены изменения.
Вердикт: физиологически этот вид чтения невозможен.
Вы можете читать немного быстрее 500 слов в минуту, но вы ограничены возможностями ваших глаз и анатомией сетчатки. Чтобы понимать текст, вам нужно перемещать взгляд так, чтобы область фовеального зрения находилась в том участке [страницы], на котором вы хотите сфокусироваться. Вне этой области острота зрения заметно ниже – вы не можете различать слова и текст далеко за пределами центрального поля зрения. Это – фактор, ограничивающий скорость чтения и обработки информации мозгом– Кит Рейнер, один из наиболее известных исследователей чтения (работал в Массачусетском университете в Амхерсте), книга «Движения глаз и обработка информации в процессе чтения»
Чтение без остановки
Еще одна стратегия скорочтения предполагает чтение без остановки. Для того, чтобы понять, чем оно отличается от обычного чтения, придется вспомнить то, о чем мы рассказывали в первой части: наше «стандартное» чтение – это дискретный процесс. Мы фиксируемся на определенной группе слов, затем скачкообразным движением переводим взгляд на другую группу и так далее. После нескольких скачков (или саккад), мы делаем небольшую паузу (во время которой мозг получает дополнительную возможность обработать прочитанное).
На эти регулярные паузы уходит от четверти до половины секунды – и скорочтение без остановки направлено на их подавление. Однако не все так просто: таким образом вы не только экономите время, но и не даете себе возможность лучше осознать и запомнить прочитанное. Более того, полностью подавить желание «дать себе передышку» не так-то просто – скорее всего, такие паузы у вас все-таки будут (пусть и реже), но качество восприятия прочитанного все равно ухудшится.
Вердикт: физически такое чтение вполне возможно. Проблема лишь в качестве восприятия текста. Некоторые читатели нашей первой части разграничивали «чтение с пересказом» и «чтение без пересказа» и не случайно – чтобы пересказать прочитанный текст, важно не просто пробегать глазами по строчкам «на одном дыхании».
Подавление субвокализации
Субвокализация – это «голосок у нас в голове», который звучит, когда мы читаем текст. На субвокализацию или проговаривание также уходит драгоценное время, которое экономят скорочтецы. В некоторых случаях такое проговаривание приводит к тому, что скорость чтения про себя оказывается равной скорости чтения вслух. Поэтому многие техники скорочтения учат подавлять желание проговорить про себя прочитанный материал и помогают настраиваться на «чтение глазами».
Проблема здесь в том, что субвокализация – важный элемент распознавания текста, и подавляя это желание, мы начинаем хуже понимать прочитанное:
Вы можете попрактиковаться и, вероятно, ваша скорость чтения возрастет, но, читая слишком быстро, вы перестанете понимать текст. Избавление от субвокализации применяется в большинстве методик скорочтения. Исследования [1, 2] показывают, что если текст при этом достаточно сложный, его становится невозможно понять.– Кит Рейнер, там же
Более того, и Рейнер, и Рональд Карвер (другой исследователь скорочтения и профессор в сфере педагогики и психологии Университета Миссури в Канзас-Сити) в своих исследованиях показали, что полностью избавиться от проговаривания текста невозможно – субвокализацию используют даже те, кто читает со скоростью 720 слов в минуту, и те, кто бегло просматривает текст (они проговаривают ключевые слова).
Доказано это было следующим образом – к горлу испытуемых подключали электромагнитные сенсоры, которые фиксировали слабые нервные импульсы, посылаемые к мышцам. В итоге выяснилось, что проговаривают текст даже те, кто утверждает, что не делает этого вовсе – наш мозг попросту не может обойтись без субвокализации.
Этот внутренний голос или «subvocal speech» даже стал предметом исследований NASA – там хотели понять, можно ли использовать эту особенность, чтобы отдавать «беззвучные команды»:
Биологические сигналы возникают при чтении или внутреннем диалоге – вне зависимости от того, фиксируется ли при этом движение губ и лицевых мышц. Человек, использующий субвокализацию, думает о каких-то словах и проговаривает их про себя так тихо, что этого невозможно услышать, но язык и голосовые связки все равно получают речевые сигналы от мозга.– Чак Йоргенсен (Chuck Jorgensen), глава команды разработчиков системы субвокальной регистрации, NASA
Кстати, чемпионы по быстрому чтению необязательно должны быстро говорить или читать вслух, у них просто обширнее «внутренний словарь легко распознаваемых слов». Незнакомые слова мы проговариваем про себя медленнее, слова, которые уже есть в нашем внутреннем словаре – быстрее.
Вердикт: полностью избавиться от субвокализации невозможно. Более того, чтобы читать быстрее с учетом проговаривания слов, полезно сначала «учиться читать медленнее» – расширять внутренний словарь терминов, внимательно изучая новые и незнакомые слова, чтобы легче было проговаривать их, встретившись с ними вновь.
Быстрое последовательное визуальное предъявление, Rapid serial visual presentation, RSVP
Быстрое последовательное визуальное предъявление – метод, чем-то похожий на чтение без пауз. Однако за отсутствие пауз между демонстрацией слов тут отвечает не сам читатель, а приложение. RSVP – это метод вывода информации на дисплей, когда слова или группы слов показываются на экране «небольшими порциями». Эта технология вызывает множество дебатов, поскольку существуют исследования, свидетельствующие как за, так и против нее.
Часто разработчики RSVP-приложений строят свою аргументацию на том, что «только 20% времени в процессе чтения тратится на осмысление текста, а 80% – на движения взглядом по странице». Поэтому техника, позволяющая зафиксировать взгляд в одной точке, должна значительно сэкономить время читающего.
Здесь ученые могут поспорить: в действительности наш «процесс осмысления» текста не прекращается ни на минуту (мы думаем о тексте и когда читаем его, и когда переводим взгляд с одной группы слов на другую, и когда делаем паузы, чтобы «переварить» прочитанное). Поэтому техники RSVP действительно могут сэкономить нам какое-то время, но точно не увеличат скорость чтения на 80%.
Тем не менее, в защиту RSVP-техник свидетельствуют и более убедительные аргументы. Например, в исследованиях методики Spritz утверждается, что основа успеха этой техники – не только последовательный вывод на экран небольших порций слов, но и правильное выравнивание слов и подбор верной скорости и ритма их вывода.
Скорость и ритм здесь действительно играют важную роль: с ростом скорости, по словам Рейнера, наша возможность воспринимать и обрабатывать увиденное снижается. В итоге читающий перестает понимать, о чем, собственно, он читает.
Кроме того, приложение не «знает», какие слова будут для читателя знакомыми, а какие он видит впервые (все тот же «внутренний словарь»), поэтому не может адаптировать скорость вывода информации с учетом этого фактора. А вот при «обычном чтении» мы автоматически дольше удерживаем взгляд на менее знакомых словах, чтобы запомнить их и пополнить свой «словарик».
Все это усложняется тем, что в случае с большинством приложений, работающих по механике RSVP, пользователю не так-то просто «отмотать текст назад» – как правило, такая опция возможна, но при обычном чтении вернуться к прочитанному нам, само собой, намного легче.
Вердикт: техники быстрого последовательного визуального предъявления действительно помогают читать быстрее – как минимум за счет сокращения движения взгляда по экрану. Однако с увеличением скорости вывода слов на экран качество нашего восприятия может ухудшиться – фактически, чем быстрее будут выводиться слова, тем меньше будет запоминать читатель. Из-за того, что в приложениях невозможно дольше удерживать взгляд на всех незнакомых словах и сложно отматывать текст назад, такой метод вряд ли подойдет для изучения новой, сложной дисциплины.
По тем же причинам оказывается непросто использовать его и для чтения художественной литературы – колумнист Lifehacker, например, отметил, что метод RSVP может помочь переработать массу информации, но ощутить удовольствие от чтения с ним будет непросто. Поэтому в The Atlantic советуют использовать его для чтения новостных заметок и небольших статей – то есть текстов, которые не требуют глубокого погружения в тему. Если вы все-таки решите попробовать этот метод, посмотрите в сторону приложений из этих списков: 1 и 2.
Итак, вкратце:
Чтение по диагонали и попытка охватить взглядом всю страницу целиком вряд ли имеют что-то общее с реальным чтением. Большая часть текста в этом случае попадает в зону периферийного зрения и попросту не может быть прочитана. Эти методики не позволяют читать текст, однако их можно использовать, чтобы быстро пробежаться по уже знакомым материалам.
Чтение без остановки – также не самый удачный способ сэкономить время. Этот подход заметно снижает нашу способность к восприятию материала. В итоге вы сможете быстро читать текст, но запомнить и пересказать его содержание будет крайне трудно.
Подавление субвокализации – еще один плохо работающий прием. Исследования показывают, что читатель всегда проговаривает про себя текст, даже если уверен в обратном. Более того, субвокализация помогает нам лучше понимать прочитанное. Вместо того, чтобы подавлять ее, стоит расширять свой вокабуляр – на внутреннее проговаривание знакомых слов у нас уходит меньше времени, и этот навык не связан с умением быстро читать вслух.
RSVP – эта методика работает, но с ограничениями. Вы сможете читать быстрее, но вряд ли многократно увеличите скорость чтения. Кроме того, особенности этой методики делают ее использование затруднительным в случаях, когда нужно прочесть сложный материал (например, статью из научного журнала по новой для читателя теме). Читать для удовольствия в таком формате тоже неудобно. Идеальный вариант – почта, новостные заметки и статьи вроде этой.
В третьей [и последней] части мы расскажем о случаях, когда без скорочтения все-таки не обойтись, что такое «медленное» чтение и как сэкономить время на чтении «серьезной» научной литературы – не прибегая к сложным техникам.
P.S. Другие материалы от Университета ИТМО:
3 причины научиться читать быстро. Для взрослых и детей от 13 лет
Содержание:
Обычно к концу начальной школы у детей формируется устойчивый базовый навык чтения по одному слову. Большинство людей не занимаются дальнейшим увеличением скорости чтения, оставляя ее на уровне 4–6-го классов. До появления интернета и последующего информационного взрыва такое положение многих устраивало, но сейчас для достижения успеха этого уже недостаточно. Почему?
Первый минус медленного чтения: смотрю в книгу — вижу фигу
Попробуйте ответить на вопрос, который я всегда задаю во время занятий по скорочтению: «Бывает ли у вас так, что, читая какой-то текст, вы отвлекаетесь на посторонние мысли?» Ответ «да» выбирают 99% людей, потому что чтение на первой скорости (когда человек проговаривает каждое слово) слишком медленно по сравнению со скоростью восприятия мозгом информации. Поэтому при таком чтении мозг автоматически занимает себя чем-то еще.
Другими словами, скорость мышления и восприятия информации среднестатистического человека обычно втрое или вчетверо выше, чем скорость чтения по одному слову. Наше мышление слишком развито, чтобы не отвлекаться во время медленного чтения. Приведу пример из жизни.
Обычный человек прочитывает на скорости I страницу книги формата А5 за две минуты, а его мозг способен понять написанное за 30 секунд, что чаще всего и происходит. В итоге у человека остаются полторы минуты, которые мозг пытается занять хоть чем-то более-менее полезным и отвлекается от чтения.
Плохо ли это? В принципе это свидетельствует о вашем стремлении к эффективности и оптимизации времени и одновременно о неумении добиться этой эффективности без ущерба качеству чтения. Приведу еще один пример.
Если вы водите машину, то вспомните свои ощущения, когда попадаете в пробку. Пока машина двигалась, вы были целиком сосредоточены на дороге. Встав в пробке, вы уже не можете использовать лошадиные силы и потенциал своего автомобиля на полную мощность, а потому начинаете переключаться на другое: слушаете радио, звоните маме, находите себе еще какое-то занятие.
Чтобы меньше отвлекаться во время чтения, вам нужно поднять его скорость минимум в два раза и довести ее хотя бы до скорости вашего мышления. Однако некоторые люди, стараясь уравнять скорости чтения и мышления, совершают ошибки, из-за которых возникает второй минус медленного чтения.
Второй минус медленного чтения — быстрая утомляемость
Позвольте задать вам второй вопрос (который я задаю своим слушателям): «Бывает ли у вас, что во время чтения вы быстро устаете? Или что вам становится скучно работать, например, с договорами, документацией, учебниками и тому подобными материалами?». Около 60% участников наших занятий отмечают, что регулярно сталкиваются со вторым минусом медленного чтения — быстрой утомляемостью и скукой. Очень часто дети не хотят брать в руки книгу из-за того, что им просто скучно медленно читать тексты, а другой скоростью они еще не владеют.
Когда возникает утомляемость? Когда человек старается удержать всю мощь своего разума на низкой скорости восприятия, адаптируя ее под медленное чтение. На то, чтобы медленно воспринимать текст и не давать мышлению отвлекаться на другие важные мысли, тратится громадное количество энергии, и именно из-за этого человек очень быстро устает.
Вспомните пример водителя, попавшего в пробку. Представьте, что он пытается чем-то себя занять, а все свое внимание концентрирует на дороге: его машина десять минут стоит на одном месте, и все это время человек потеет, внимательно наблюдая за задом автомобиля, стоящего перед ним. Казалось бы, это здорово — такой внимательный водитель! Но после подобной поездки человек чаще всего вылезает из машины, выжатый как лимон, у него не останется сил ни на что.
Самый главный плюс медленного чтения на скорости I состоит в том, что вы умеете читать. Возможно, иногда текст читается медленно, скучно, его содержание трудно понять и запомнить. Но если вы в принципе можете прочесть написанное, понять его суть и даже запомнить, значит на 99,9% уже умеете осмысленно работать с текстами.
Третий минус медленного чтения — последствия информационного взрыва
А теперь я задам третий вопрос: «Знаете ли вы, что, согласно статистике, объем цифровой информации удваивается каждые 18 месяцев, число информационных блогов в Сети удваивается каждые полгода? Чувствуете ли, что вам не хватает все большего количества времени на изучение всего, что вы должны знать?»
С конца XX века в мире начался глобальный информационный взрыв. Появляются все новые и новые технологии. Человек приобрел одну профессию, а через 5–10 лет она перестает существовать. Например, в 1980–1990 годы эксперт по фотоаппаратам Polaroid процветал, но после появления цифровых фотокамер ему срочно нужно было переучиваться.
Повышается скорость обработки компьютерных данных: пять тысяч операций в секунду в 1944 году у первого компьютера ENIAC, один квадриллион у IBM Roadrunner в 2008 году, 20 квадриллионов операций в секунду у Titan в 2012 году — и эта гонка постоянно продолжается!
А увеличивают ли люди свою способность быстрее обрабатывать возникший поток информации? Тренируют ли свое мышление работать быстрее и качественнее? Вспомните первую фразу, которую начальник говорит выпускнику вуза в его первый рабочий день: «А теперь забудь все, что ты учил в институте. Первое задание — освоить вот это направление». Если человек не сможет быстро обучиться и включиться в новый для него процесс, то так и будет болтаться на низовых позициях.
Cтратегия прошлого века — выучить что-то одно в какой-то области и потом всю жизнь только этим и заниматься, особо ничему другому не обучаясь. Как научился вязать лапти, так и используешь одни и те же полученные навыки. Вряд ли так можно достичь успеха в наше время. Даже если вы открыли свой магазин и научились вести учет на бумаге, то современные розничные сети вытеснят вас из больших городов своими современными системами, оптимизацией затрат, вследствие этого — меньшими ценами и многими другими используемыми современными инструментами.
Leave a Reply