Сказки ходжа насреддин: Ходжа Насреддин — притчи, сказки. Все сказки мира.
Ходжа Насреддин — притчи, сказки. Все сказки мира.
- «Ах» и «Ох»
- «Дайте» и «Нате»
- «Только вода мешает!»
- А вдруг заметит
- А сам не плошай
- А то расплескаюсь
- А это чей был выстрел?
- Азраил и табибы
- Аллах-старьевщик
- Альтернатива
- Ангел смерти
- Ангелы и воры
- Афанди-арбакеш
- Афанди-пророк
- Афанди — свидетель
- Афанди — заноза
- Афанди — проповедник
- Афанди — стрелок из лука
- Афанди бежит от носильщика
- Афанди в роли святого
- Афанди в тандыре
- Афанди выдает дочь замуж
- Афанди занимается торговлей
- Афанди и зеркало
- Афанди и падишах
- Афанди и сутяга
- Афанди на скачках
- Афанди покупает коня
- Афанди поспешил
- Афанди похвастался
- Афанди продает землю
- Афанди прячется от намаза
- Афанди расширяет свое поле
- Афанди смеется
- Афанди стал муллой
- Афанди стыдится своей бедности
- Афанди торгует веерами
- Афанди учит сына
- Ах и ох
- Баклажаны и постоянство
- Барабан загремит завтра
- Баран все сказал
- Баранья голова
- Бегство целого племени
- Без головы
- Бездельник
- Беззубые гурии
- Беседа о классиках
- Беспокойный бай
- Бессловесная тварь
- Бессмертный Афанди
- Бессовестный
- Бесхвостый осел
- Благодарность за побои
- Благодарность за спасение
- Благородный гусь
- Благочестивое умиление
- Боевые слоны в мирное время
- Божественная воля
- Божья благодать
- Болезнь жены Афанди
- Больной глаз
- Больной зуб
- Борода
- Борода иблиса
- Борода мусульманина
- Бульон из гусятины
- Бутылка
- Бывает хуже
- Бык и собака
- Бык на скачках
- Бык Насреддина
- Была ли у муллы голова
- В голове пусто
- В гостях у скупого
- В грязи
- В два раза меньше
- В доме воры!
- В жарких странах
- В заботе о потомках
- В какую сторону молиться
- В лавке
- В обиде на аллаха
- В поисках совершенства
- В расчете
- В роли соловья
- В рубашке мог быть я
- В старой могиле
- В тени облака
- В чем дело
- В чем дело?
- В чем мать родила
- В чужом винограднике
- В шкуре собаки
- В шкуре собаки
- Важная мысль
- Ваша правда
- Вашими молитвами
- Вверх дном
- Величина мира
- Верблюжий помет
- Верблюжье родство
- Верёвка для белья
- Верёвка и небо
- Верная примета
- Верное средство
- Взгляд с высоты на землю
- Взломщики
- Взялся за ум
- Видишь, как он свесил голову!
- Владелец всех пивных
- Владетель
- Вниз головой
- Внимательный слушатель
- Внутреннее око
- Вовремя убрался
- Возвращение
- Воины Тимура
- Волшебная палка
- Волшебная плетка
- Волшебная сумка
- Волшебник
- Воля повелителя
- Вор в доме Муллы
- Ворота мечети
- Ворота Самарканда
- Воры в доме
- Воспитание осла
- Впал в неверие
- Время и результат
- Всё зависит от погоды
- Все знает
- Все от бога
- Все хорошо
- Всего-навсего просветление
- Всемирное ликование
- Встречают по одёжке
- Вся одежда
- Вчерашняя голова
- Выжил из ума
- Выздоровление
- Высшая добродетель
- Где же кошка?
- Где находится рай?
- Где правая, где левая рука
- Где пребывает аллах?
- Главное оружие
- Глупая нога
- Голова — вместилище справедливости
- Голос издалека
- Голос муэдзина
- Голос невинных младенцев
- Голубые бусы
- Голубые бусы
- Город кондитерских
- Горячая похлебка
- Горячие лепешки
- Горячие пельмени
- Гость аллаха
- Грозная супруга
- Груз двух ослов
- Дай и мне умереть!
- Даровые хлеба
- Даю слово!
- Два выхода
- Два светопреставления
- Дверь
- Двойное купание
- Действие
- Дела идут в гору
- Делёж «по-божески»
- Дело самого аллаха
- Демонстрация
- Денег, а не советов!
- День недели
- День, когда Афанди потерял рассудок
- Деньги растаяли
- Дерево-свидетель
- Длина и ширина
- Длинный язык
- Для чего Афанди рыл яму?
- Добрые и злые жены
- Добрые намерения
- Добрый совет
- Догадливый Афанди
- Долг правителя
- Долг превыше всего
- Долгая жизнь мужа
- Долголетие
- Дом моей мечты
- Дорогое лечение
- Дорогой сон
- Достиг цели
- Достойный желудок
- Достойный подражания
- Друг осла
- Друзья и враги
- Друзья познаются в беде
- Думай о хорошем
- Духовный наставник
- Его превосходительство
- Единоборство с медведем
- Единственный недостаток
- Ей нужнее, чем мне
- Если Богу будет угодно
- Если не тревожить верблюдов
- Жадная собака
- Жадность
- Жадный гость
- Жадный хозяин
- Жажда мести
- Жаль, что я не хозяин лавки
- Жареные семена
- Жареный гусь
- Жена велела
- Женская арифметика
- Жену пожалел
- Женщина так уж создана
- Жертва создателю
- Жесткая подушка
- За всё надо платить
- За двух мулл — одного дехканина
- Забота Моллы
- Забыл сказать
- Заветы отца
- Загадка и разгадка
- Задом наперед
- Зажгите свечу
- Займись делом!
- Занёс ветер
- Заноза
- Запах шашлыка
- Записи на лепешках
- Запоздавшая холера
- Зачем пришли на этот свет?
- Здесь больше света
- Здесь я не вырасту
- Злая собака
- Злость Муллы
- Знак
- Знание закона
- Золотая монета
- Золотая рыбка
- Золотой сон
- Зря бегать
- Зубное средство
- Зуд в ладони
- И палицы для них мало
- И помечтать нельзя!
- Иблис
- Игра воображения
- Из-за чего был шум?
- Из лгуна судьи не получится
- Из чего сделана материя?
- Извинение
- Изгнание
- Или — или
- Именем повелителя
- Имя волка
- Имя жены
- Индюшка Муллы
- Интересный сон
- Интересный человек
- Искусство верховой езды
- Искусство художника
- Исполнение желаний
- Исправление ошибки
- Испугался
- Истина или победа
- Источник жизни
- Ишак-торговец
- Ищи халат!
- Ищу яйца
- Каверзный вопрос
- Казий побеждён
- Казнь для сплетников
- Казнь египетская
- Как аллах делил осла
- Как Афанди вернул себе долг
- Как Афанди догонял осла
- Как Афанди обманул сам себя
- Как Афанди попал на свадьбу
- Как Афанди потерял сам себя
- Как Афанди служил мишенью
- Как Афанди смолил своего осла
- Как велик мир?
- Как вылечить глаз
- Как вырос из горшочка кувшин
- Как выстроить минарет
- Как едят виноград
- Как ехать на осле
- Как же отличают?
- Как заставили Афанди признать аллаха
- Как зовут жену иблиса?
- Как иметь дело с аллахом!
- Как Насреддин делил воровскую добычу
- Как научить грамоте осла
- Как нужно есть урюк
- Как отгонять сон
- Как появляются минареты
- Как рыба спасла жизнь Насреддину
- Как собаке стать злой
- Как сосчитать звёзды?
- Как стать умным?
- Как угодить людям
- Как украли осла
- Каков господин, таковы и слуги
- Каков учитель, таковы и ученики
- Какое суждение правильное?
- Какой нынче день?
- Какой сегодня день?
- Калым
- Камни в хурджуне
- Капризная чалма
- Кауш на отдыхе
- Кетмень казикалана
- Клок бороды
- Когда Афанди был муэдзином
- Когда имама назначат казием
- Когда надо плакать
- Когда сам вынырнет
- Коли так, кушай!
- Компромисс
- Кому верить
- Кому какое дело?
- Кому можно показаться?
- Конец света
- Конец света
- Контрабанда
- Коровы времен Адама
- Кошка-то мокрая
- Кошка и собака
- Кратким путём
- Круглый идиот
- Кто был отцом
- Кто в отца, а кто и в мать
- Кто ел попону
- Кто как стреляет
- Кто кого купил
- Кто кого перехитрил?
- Кто первый
- Кто прав
- Кто рождается
- Кто станет молиться
- Кто старше
- Кто умнее?
- Кто упрямее?
- Кувшин без дна
- Кувшин золота
- Куда девается старая луна?
- Куда девалась моя голова?
- Куда девался кот
- Куда несут человека
- Куда повесить свои вещи
- Куда угодно ослу
- Кукурузные лепешка
- Культурная делегация
- Купец-дьявол
- Кусок льду
- Кусок мыла
- Лампа в руках
- Легко говорить!
- Лекарство от бедности
- Лекция Насреддина
- Ленивая нога
- Ленивый бай
- Лепешки взаймы
- Лестница пророков
- Лжесвидетель
- Лжецы
- Ливень
- Лиса-имам
- Лицо на подоконнике
- Лишился того, чего не было
- Ловчая птица
- Ложное предсказание
- Луна в колодце
- Лучше поздно, чем никогда!
- Лучше пойти в ад
- Лучший из господ
- Лучших свидетелей не найти
- Льняное масло
- Любезное предложение
- Людоед
- Маленькие и большой
- Мамаша дьявола
- Мастерица готовить
- Мёд и кунжут
- Медлительный осел и лучший скакун
- Месть Насреддина Афанди
- Месяц и луна
- Метод потения
- Мешки
- Мешки
- Мешок и счастье
- Мешок муки
- Милосердие аллаха
- Милость аллаха!
- Могут ли умирать котлы?
- Может, что и потеряют
- Можешь ли ты хранить секрет?
- Можно ли заполнить рай и ад?
- Молитва детей
- Молитва за упокой
- Молла и десять слепцов
- Морковь и редька
- Мудрое решение
- Мудрость мудрецов
- Мудрый совет
- Мулла и виноград
- Мулла и семь ослов
- Мулла Насреддин и дети
- Мулла Насреддин и осёл
- Мулла стреляет в собственный кафтан
- Муха в плове
- Мухи-женщины
- Мышиная отрава
- Мясо ест мясо
- На виду
- На две ладони
- На краю земли
- На море и на суше
- На проповеди
- На своем месте
- На соседа надейся, а сам не плошай!
- На том свете
- На чем проехать в рай?
- На что похож дом?
- Наводнение
- Награда за вежливость
- Награда и время
- Над чем смеялась лошадь Афанди
- Над чем смеялся Афанди
- Надзиратель над поварами
- Надоело
- Надоумили
- Надпись на воротах
- Назидание ишаку
- Наказанный судья
- Напраслина
- Наследственность
- Насморк
- Насреддин Афанди и вор
- Насреддин даёт взаймы
- Насреддин и бриллиант
- Насреддин и кадий
- Насреддин и мудрецы
- Насреддин и носильщик
- Насреддин и ученик
- Насреддин на дереве
- Насреддин на скачках
- Насреддин умер
- Настоящий мужчина
- Настоящий торгаш
- Настоящий человек
- Находчивость Афанди
- Начальник над поварами
- Начальник ослов
- Не беда
- Не было дома
- Не всё отобрали
- Не до этого
- Не знаю
- Не знают языка
- Не интриган и не осел
- Не очень ловкий
- Не очень умный пёс
- Не плохая весть
- Не сомкнул глаз
- Не спеши!
- Не тот ключ
- Не умещается в руке
- Небесный дар
- Неблагодарные гости
- Неблагодарные куры
- Небольшая разница
- Небольшой дворец
- Небылица
- Недогадливый сосед
- Недолго ждать
- Нездоровая местность
- Нельзя роптать
- Ненасытный гость
- Необходимое зло
- Необыкновенные воробьи
- Необыкновенный заяц
- Необыкновенный младенец
- Неопытный цирюльник
- Неполученное письмо
- Нерадивый писарь
- Нерайская гурия
- Несправедливость
- Нестойкое серебро
- Несчастный Афанди
- Нет веры словам казия
- Нет ли чего на дне
- Неудачная рыбалка
- Нечистое животное
- Никому не верь
- Никто не сможет
- Ничего
- Ничего не будет
- Ничто за ничто
- Ничтожество
- Новая кухня
- Новый осел
- Норов осла
- Нужная реакция
- Нужный камень в тягость не бывает
- Нырнуть и посмотреть
- О вкусах не спорят
- О чем умолчал шариат
- О, юность!
- Обиженный жених
- Обиженный зайчонок
- Обманул лекаря
- Обманул созвездия
- Обманутый хитрец
- Обстоятельства изменяют доводы
- Объедки с дастархана повелителя мира
- Обыкновенный пахарь
- Огорчения Афанди
- Одна виноградинка
- Одна подкова
- Одно только здесь неверно
- Одноногий гусь
- Он же не придет
- Он знает ответ
- Оплакивать некогда
- Орех или арбуз
- Ореховая халва
- Осел-предсказатель
- Осел-простак
- Осел — настоятель мечети
- Осел в должности казия
- Осел в медресе
- Осел в мечети
- Осел градоправителя
- Осел учит грамоту
- Ослиная голова
- Ослиная попона
- Ослица вышла замуж
- Останутся целы
- Ответ по существу
- Отличная корова
- Отличная кухня
- Отличный повар
- Отпущение грехов
- Отрава
- Отчего бывает сердцебиение
- Отчего вода в море соленая?
- Отшельничество
- Охота на волка
- Очень просто
- Очки
- Очная ставка
- Палки и плети
- Перемени тему
- Перехитрил воров
- Персики
- Пешком в рай
- Пирог из печени
- Письмо верховного казия
- Письмо от султана
- Плата за «Ух»
- Плата за знание
- Плата за покрякивание
- Плов
- Плод того дерева
- Плохая примета
- Плохие шутки
- По закону
- По корану
- По справедливости
- Погрелся
- Под присягой говорят только правду
- Подарки
- Подкрадываясь к самому себе
- Поздравления
- Полезный камешек
- Получайте долг!
- Польза луны
- Помочь горю
- Попрошайка
- Попугай и гусь
- Поразительно
- Порция баклажанов
- После плова
- Последнее удовольствие
- Постелите одеяло на землю
- Посты про запас
- Потеря осла
- Потерялся бы вместе с ослом
- Потерянный кошелек
- Потогонное средство
- Похвальба повелителя
- Похож на своего отца
- Почему Афанди задирал голову?
- Почему мы ждём?
- Почему не каждый день праздник?
- Почему не хвалил?
- Почерк Афанди
- Почет халату
- Почетное место в аду
- Правила поведения
- Правильный ответ
- Правители ада
- Практика
- Превосходный учитель
- Превращения осла
- Предел
- Предзнаменования
- Предосторожность не помешает
- Предусмотрительный отец
- Приблудная овца
- Приблудная овца
- Привычка
- Приглашение
- Приказ Азраилу
- Пример мудреца
- Пример мудреца
- Пример осла
- Приметы глупца
- Принципы спасения жизни
- Приснившийся долг
- Приступил к своим обязанностям
- Притяжение денег
- Причина драки
- Причина дурного настроения
- Причина печали
- Причина развода
- Проба голоса
- Проба опиума
- Проверим!
- Проверка
- Проверка на глупость
- Продавец солений
- Проигранная пщеница
- Проклятие Насреддина
- Пропавший хурджун
- Проповедь
- Проповедь в мечети
- Просторная могила
- Прощение аллаха
- Птенец ворона
- Птичка из кувшина
- Пустой котел
- Пусть убираются!
- Путешествие эмира
- Путь в рай
- Пьяный Насреддин
- Пять братьев
- Работать головой
- Равновесие мира
- Разбух под дождем
- Разговор с казием
- Разговор с решетом
- Разговор с султаном
- Разделение труда
- Разделил по совести
- Разница между табибом и мясником
- Райские пери
- Райское яблоко
- Рано вставать
- Рано или поздно
- Расплата с долгами
- Рассказчик историй
- Расчет
- Рациональный человек
- Редкий товар
- Редкость
- Репы тяжелее
- Рецепт-то у меня
- Рецепт и печёнка
- Родственник эмира
- Рубаха Насреддина Афанди
- Рыбы не быки
- С высоты минбара
- С высоты не разглядеть
- С другими, как с собой
- С чего вы взяли!
- Саван
- Сам попросил
- Сам расписался
- Сам сказал
- Самая большая ложь
- Самая лучшая музыка
- Самое жадное животное
- Самое приятное и самое неприятное
- Самое справедливое наказание
- Самые крепкие люди
- Самый великодушный
- Самый глупый человек
- Самый храбрый
- Сапоги
- Сбежал сон
- Свет для других
- Светопреставление
- Светопреставление
- Свод законов
- Своим умом
- Свойства повелителя мира
- Своя правда
- Святые изречения
- Секреты воспитания
- Сила в старости
- Скажи мне, кто твой друг
- Скипидар
- Сколько лет Афанди
- Сколько стоит баран
- Сколько стоит падишах?
- Сколько я вам должен?
- Скупая паства
- Скупой
- Скупцы
- Скупые прихожане
- Следует ли соблюдать пост
- Следуя хорошим советам
- Слепой
- Слишком длинен второй конец
- Слово — мир
- Слово аллаха
- Сложная загадка
- Сложный вопрос
- Сломанный посох
- Случай в бане
- Случай в зиндане
- Случай на охоте
- Смелость не всегда к месту
- Смертный грех
- Смотря кому
- Снаружи или изнутри
- Сначала сами попробуйте
- Сновидение
- Снотворное средство
- Совершенство и справедливость
- Совестно перед табибом
- Совет
- Совет матросам
- Советы дьявола
- Сократите потребление упряжи
- Солдатчина
- Солнце и тень
- Соль и хлопок
- Сон
- Сон — тоже деятельность
- Сон Афанди
- Сон мудреца
- Сообразительный маклер
- Сорокалетний уксус
- Соседка виновата
- Соседка похлебки
- Соседский козел
- Сочинение о бережливости
- Спасение ростовщика
- Спать в сапогах
- Спины заболели
- Список глупцов
- Спор о добродетелях
- Спор ходжи и дехри
- Способ разгонять тигров
- Справедливая награда
- Средство от бессонницы
- Срок
- Срок до завтра
- Ссора с женой
- Стакан молока
- Старые луны
- Стершаяся таньга
- Стихи падишаха
- Стоит ли зазнаваться?
- Странное гостеприимство
- Странный голубь
- Страх
- Страх сильнее жажды
- Страшилище
- Страшное событие
- Строптивый телёнок
- Стряпня на свече
- Суд Анастратина
- Сумасшедший Насреддин
- Суп из утки
- Суп с мятой
- Счет времени
- Сшей себе сапоги!
- Сын в отца
- Так еще не поступал
- Так, как иностранцы
- Таньга
- Твоя бедная старая мать
- Твоя правда
- Темно в глазах
- Темно в глазах
- Тень эмира
- Терпеливое животное
- Тимур и Мулла Насреддин
- Титул
- Тихая беседа
- То-то же!
- Толкования сна
- Толковый человек
- Только не внутри
- Только не посередине
- Только не при мне
- Только пять пальцев
- Траур по ослу
- Третье яблоко
- Трещины на человеке
- Три вопроса
- Туфли Насреддина
- Ты бы про Ходжу спросила!
- Ты кому больше веришь?
- Тыквенная голова
- Тяните
- У аллаха хватило ума
- У кого могут родиться дети?
- У страха нет любимчиков
- Убедительное молчание
- Убил вора
- Уважение с завтрашнего дня
- Угадывание мыслей
- Угодная молитва
- Уголек
- Удачная ошибка
- Удивительная кошка
- Удовольствие от покупок
- Уздечка
- Узнавание
- Украли халат
- Уксус семилетней давности
- Укусил себя за ухо
- Улетевший казанкабоб
- Ум жены
- Умение плавать
- Умер бы я
- Умереть дешевле
- Умная невеста
- Умные волки
- Умный орех
- Упавший и пострадавший
- Упал с ишака
- Упрёк правителю
- Упрямая теща
- Уроки музыки
- Услужливые лягушки
- Утонувший верблюд
- Утонувший верблюд
- Учась на трудностях
- Ученый спор
- Философская тема
- Халат
- Халат верховного казия
- Халат верховного казия
- Халва
- Халва — сборник законов
- Хвастливый военачальник
- Хвастовство
- Хладнокровный человек
- Ходжа бежит в деревню
- Ходжа высмеивает дервиша-мелами
- Ходжа забыл, что у него украли только уздечку
- Ходжа и морская вода
- Ходжа и одноногий гусь
- Ходжа преклоняется перед мудростью Аллаха
- Ходжа разбирает тяжбу красавиц
- Ходжа укротил гнев Тимурленга
- Хозяин рубахи
- Хозяин своих слов
- Хоть немного помог
- Хочу невозможного
- Царь развалин
- Целесообразность мира
- Цена молитвы
- Цена проклятия
- Цена уважения
- Ценители пения
- Ценность прошлого
- Цыплячий траур
- Чалма
- Чалма вспоминает молодость
- Чем кусается собака
- Черешни
- Черная кость
- Черты подлинно человеческие
- Четверо под одним одеялом
- Четвероногие
- Четвертый совет
- Четыре циновки
- Четыре червонца
- Чехол от кетменя
- Числа нет
- Чистая совесть
- Что было бы, если бы у верблюдов выросли крылья
- Что есть судьба?
- Что лучше?
- Что останется?
- Что относится к правителю города
- Что случилось раньше
- Что стоит за событиями мира
- Что такое голубцы
- Что упало
- Чтобы ветром не сдуло
- Чтобы воры не украли
- Чтобы не скучать о друге
- Чудеса, да и только
- Чудесная охота
- Чудо
- Чья клятва сильнее
- Чья клятва сильнее
- Шкура казикалана
- Штаны и рубаха
- Шутки и правда
- Щедрость Муллы
- Я бы показал вам
- Я вижу кто ты
- Я возьму и девять
- Я говорю коротко
- Я её лучше знаю
- Я крепко сплю
- Я подумал, что это я
- Яблоневый сад
- Яйцо
- Яичница из десяти яиц
Ходжа Насреддин и семь Мамедов (узбекская сказка)
Ходжа Насреддин шел по базару и вел на поводу своего верного ишака. Он распевал во все горло песню и глазел по сторонам. А кто смотрит по сторонам, тот не видит, что творится у него за спиной. Так и было. Хитрый вор увел ишака, а конец повода привязал к поясу сборщика податей. Ходжа потянул за повод, но повод не подавался. Ходжа рассердился.
– Эй, лентяй, долго ты будешь стоять на месте! – закричал он на весь базар и обернулся. Ай, как удивился Ходжа, увидев вместо осла жирную спину ханского чиновника!
– В первый раз вижу, чтобы молодой ишак так быстро превратился в старого волка! – воскликнул он.
Конечно, чиновник не пропустил этих слов мимо ушей. Он покраснел от ярости и пригрозил шутнику тюрьмой-зинданом. Но народ окружил своего любимца, и проворный Ходжа скрылся, как месяц за облаками.
Он вышел за городские ворота и стал думать, что делать дальше.
– Ночь близка, – сказал он сам себе, – а ночью мудрый человек старается быть ближе к дому, а если дома нет, то хотя бы к дереву!
Он взобрался на карагач, росший возле самой дороги, и уселся там поудобнее, чтобы провести ночь среди ветвей. Но скоро взошла луна, и Ходжа увидел, что по дороге приближаются какие-то люди. Это были семь разбойников, семь братьев Мамедов. Они расположились под деревом, на котором сидел Ходжа, и принялись делить добычу. Один стащил у купца кусок китайского шелка, другой срезал саблю с пояса ханского визиря. Когда же очередь дошла до седьмого брата, он сказал:
– А я увел осла у одного ротозея, а повод привязал к поясу сборщика податей!
И все рассмеялись.
– Ого! – подумал Ходжа, который все еще сидел на дереве: – Мой осел нашелся! – и от радости так подпрыгнул, что ветка под ним переломилась, и он, как спелая груша, свалился на головы разбойников.
– Держи его! – закричали братья. – Это ханский шпион, он нарочно забрался на дерево, чтобы подглядывать за нами.
Ходжа Насреддин очень испугался, но не подал виду.
Он изобразил удивление, громко чихнул и спросил:
– Эй, скажите мне, добрые люди, где я, – на земле или все еще на луне?
– Вы слышите, от страха у него помутился разум! – захохотали разбойники. – Неужели ты не можешь отличить землю от луны?
– Ах, – глубоко вздохнул хитрый Ходжа, – когда-то делал я это без труда, но с тех пор как шесть дней и шесть ночей летел по воздуху, я уже ничего не разбираю!
– Не хочешь ли ты сказать, что побывал на луне? – спросил Ходжу атаман.
– О чем тут спрашивать! – махнул рукой Ходжа. – Посмотрите лучше, не зацепилась ли за мой халат какая-нибудь падучая звезда!
Разбойники всплеснули руками, а атаман в нетерпенье воскликнул:
– Так расскажи нам скорее, как ты попал на эту самую луну!
– Очень просто, – начал свой рассказ Насреддин. – Когда луч луны коснулся кровли моего дома, я уцепился за луч и взлетел выше звезд. Вот как это было.
Разбойники разинули рты, а атаман заторопил рассказчика:
– Говори скорей, что же ты видел на луне?
– Всего и за сорок дней не перескажешь! – вздохнул Ходжа, а сам потихоньку посматривал на рощу, не спрятан ли там его ишак.
– Я гулял по полям из чистого серебра, собирал цветы из жемчуга и алмазов. .. – продолжал хитрец.
В это время за деревом закричал ишак. Теперь уже Ходжа знал, что ему делать.
– Но самое прекрасное на луне, – воскликнул он, – это была красавица Пери! – и, продолжая свой рассказ, он стал помаленьку двигаться поближе к роще.
– А ты ее видел? – в один голос спросили разбойники.
– И вы можете увидеть ее! – отвечал хитрец. – Стоит только попристальней присмотреться! – И он указал пальцем на луну. – Видите, видите, она там гуляет, на ней платье из белой парчи. Да вы только присмотритесь!
Все семь разбойников уставились на луну, они карабкались на дерево, чтобы поближе рассмотреть лунную Пери, указывали на луну пальцами и строили тысячи догадок, а Ходжа тем временем спокойно добрался до рощи, сел на своего ишака и погнал его в пески.
Он нахлестывал его изо всех сил, но ишак не конь, и скоро Ходжа услышал за спиной стук копыт: его настигали разбойники. Он поднялся на крутой бархан, надеясь скрыться за ним от своих преследователей, и в ужасе остановился: прямо на него мчался сам сборщик податей с отрядом воинов.
– Ах вот ты где! – закричал толстяк. – Именем грозного хана – хватайте его! – И воины бросились к Насреддину. А сзади, горяча коней, беднягу настигали обманутые Мамеды. Но Ходжа Насреддин не растерялся, иначе он не был бы самим собой. Он хлестнул ишака и отскочил в сторону. Разъяренные воины с разбега налетели на взбешенных разбойников, и тут началась такая свалка, что хитрый Ходжа не спеша мог уехать хоть на край света.
– Ночь хороша, и спешить нам некуда! – распевал он во все горло, спокойно похлопывая по спине своего старого друга, а издали долго еще доносились крики и стоны сражающихся разбойников и стражников грозного хана.
Пересказала А. Александрова.
Рисунки В. Орлова.
Мулла Насреддин Ходжа — крупный герой мусульманской сатирической литературы
Метки:
Афганистан — арабы — Азербайджан — греки — Иран — Литература — Османы — Люди — персы — Места — Турция — Турки —Мулла Ходжа Насреддин — мудрец, известный во всем мусульманском и некоторых частях немусульманского мира с 16 века. Исторические документы показывают, что он жил в 13 веке в Анатолии (сегодня Турция). Он был ученым (алим) или, по крайней мере, образованным человеком. Его шутки веками рассказывались между людьми для разных целей, некоторые для юмора, а некоторые для того, чтобы рассказывать истории, полные смысла и мудрости.
Введение
Рисунок 1: Назад, не меньше… Статуя Муллы Насреддина в Акшехире. (Источник). |
Насреддин Ходжа, известный также как Мулла Насреддин или просто Насреддин, является главным героем огромного количества забавных сказок, рассказываемых в регионах по всему миру, особенно в странах Ближнего Востока или рядом с ним. В каждой сказке Насреддин изображен в разной ситуации, и с его точки зрения они с юмором раскрывают комментарии и уроки на различные жизненные темы. Большое очарование сказок Муллы Насреддина заключается в том, что они забавны, а также наполнены уроками, философскими идеями и заставляют задуматься.
По разным данным Насреддин Ходжа был философом, мудрым, остроумным человеком с хорошим чувством юмора. Его истории рассказывались почти повсюду в мире, распространялись среди племен тюркского мира и в Персию, Аравию, Африку, вдоль Шелкового пути в Китай и Индию, а позже и в Европу. Конечно, все эти истории, которые в настоящее время приписывают Ходже около 700 лет, произошли не от него. Большинство из них являются продуктом коллективного юмора не только тюрков, но и других представителей исламской и азиатской культур. Насреддин известен нам под разными именами в мире. Основные варианты: тюрки говорят «Насреддин Ходжа», казахи – «Коджа Насреддин»; Греки называют его «Ходжа Насреддин», а азербайджанцы, афганцы и иранцы называют его «Молла или Мулла Насреддин». в фольклоре арабских народов Ближнего Востока и Северной Африки он «Джуха». Некоторые варианты написания арабской формы его имени Наср ад-Дин: Насреддин, Насреддин или Наср эд-дин. 19 год96-й год был провозглашен ЮНЕСКО «Годом Насреддина Ходжа». Ему сейчас, в 2007 году, 799 лет.
Биографический очерк
Рисунок 2: Вечно улыбающийся Ходжа верхом на бронзовом осле в Бухаре. (Источник). |
Насреддин был ярлыком самого популярного персонажа юмористических прозаических повествований во всей зоне тюрко-исламского влияния, от Балканского региона до тюркоязычных народов Средней Азии и в других регионах исламского мира. Это известная личность, историческое существование которой до сих пор остается проблематичным, поскольку различные теории относительно его биографии не смогли установить определенные факты. Начиная с 16 века, эта личность все больше служила точкой кристаллизации бесформенной популярной традиции афоризмов, эпиграмм, шуток, шуток и анекдотов различного происхождения.
Истории, приписываемые Насреддину Ходже, можно найти в рукописях еще 15 века. Самая ранняя история встречается в « Салтук-наме » Эбул-Хайр-и Руми (1480 г. ). Согласно анекдотам в этой книге, Насреддин был дервишем Сейида Махмуда Хайрани в Акшехире, на северо-западе современной Турции. Другие анекдоты о нем на турецком языке цитируются в сборнике рассказов Лами Челеби (ум. 1531) Летаиф. Однако среди летописцев нет единого мнения относительно подлинной личности Ходжи Насреддина. В то время как Лами Челеби упоминает Насреддина как современника Шейада Хамзы (14 век), решающее влияние на последующую народную традицию и, в частности, на более поздние европейские научные дискуссии, оказывает Эвлия Челеби, который посетил предполагаемую гробницу Насреддина в Акшехире в 17 веке и цитирует анекдот, в котором Насреддин изображен вместе с умершим позднее монгольским правителем Тимур-ленгом (ум. 1405).
В более поздние века Хусейн Эфенди (ум. 1880), муфтий Сиврихисара, пишет в Mecmua-i Maarif , что Насреддин родился в 1208 году в деревне Хорту (сегодня Насреддин Ходжа Кёю) в районе Сиврихисар и умер в 1284 году в Акшехире, городе, куда он иммигрировал. Согласно этому источнику, он получил образование соответственно в школах Сиврихисар и Конья. Он изучил фикх (юриспруденция) и встретил Мауляну Джалал ад-Дина аль-Руми (1207-1273) в Конье и научился у него суфизму. Он последовал за Сейидом Махмудом Хайрани как за своим шейхом. Сделав это, он отправился в Акшехир и женился там. Там он стал имамом, а затем и судьей. В этом городе его высокое чувство юмора и умные комментарии, решения и анекдоты сделали его заметным и востребованным членом общества.
Имеются два разных акта доверительного управления ( waqf-nâme ), в которых упоминается существование Насреддина в середине 13 века в Конье. Один из них принадлежит Сейиду Махмуду Хайрани в 1257 году, а другой — хаджу Ибрагиму Султану в 1266-67 годах.
Тем не менее, достоверных фактов о жизни Насреддина Ходжи немного. Точно известно, что он жил в Анатолии во второй половине 13 века. Приемлемым фактом также является то, что он родился в Хорту, деревне в Сиврихисаре в районе Акшехира в конце 13 века, а затем поселился в городе Акшехир, а затем в Конье. Его могила находится в городе Акшехир, недалеко от Коньи. В его могиле есть железная дверь с огромным навесным замком. Но если кто-то собирается нанести ему визит, то не нужно унывать из-за запертой двери. Вокруг могилы нет стен!!
Рисунок 3: Рисунок Насреддина, воспроизведенный в статье в Википедии, без описания. (Источник). |
Еще один элемент связан с биографией Насреддина Ходжи. На кладбище мауляны Джалал ад-Дин аль-Руми есть надгробный камень, который, как говорят, принадлежит дочери Насреддина Фатиме. Согласно надгробному камню, она скончалась в 1326 году. Этот надгробный камень подтверждает, что Наср ад-Дин жил в конце 13 века недалеко от Коньи.
Ранняя рукописная традиция анекдотов о Наср ад-Дине представляет собой сравнительно небольшую коллекцию, которая в последующие века постоянно пополнялась. Печатные сборники на северо-западных и среднеазиатских тюркских языках в основном происходят из первых татарских отпечатков, которые представляют собой почти идентичные переводы из османско-турецких источников. Истории Насреддина начали собирать с 15 века. Но впервые они были напечатаны в 1837 году в Стамбуле в Матбаа-и Амире (Королевская типография) под названием Letaif-i Hâce Nasreddin (Приятные истории Ходжи Насреддина). Первая его миниатюра была нарисована в рукописи XVII века, хранящейся сейчас в библиотеке-музее дворца Топкапы. На этой миниатюре он изображен сидящим задом наперед на своем осле.
Начавшись в турецкой традиции, репутация Насреддина вскоре распространилась по всем провинциям османской территории, в то время как персонаж интегрировал повествовательные материалы, изначально связанные с другими персонажами. Помимо Турции, сам Насреддин и его анекдоты хорошо известны в разных уголках мира, особенно в арабском и персидском фольклоре. Его истории рассказывают в самых разных регионах и переводят на многие языки. Во многих областях Насреддин является важной частью культуры, и его часто цитируют или упоминают в повседневной жизни. Поскольку существуют тысячи разных историй о Насреддине, можно найти одну, подходящую почти для любого случая. Его рассказы известны в различных регионах и языках, таких как албанский, арабский, азербайджанский, бенгальский, боснийский, хинди, пушту, персидский, сербский и народные традиции урду, хорватский и кавказский языки, даже на китайском языке с похожим названием.
Взаимозаменяемость дополнительного репертуара, введенного таким образом в арабской и персидской версиях, с турецкой традицией еще не изучена. Тем не менее очевидно, что самое позднее к концу 19-началу 20 века Насреддин приобрел такую популярность во всем регионе под османским владычеством, что происхождение прилагаемых к нему повествовательных материалов не играло никакой роли. Решающую роль. Наоборот, стало позволено привязывать к персонажу любую сказку, которая могла вписаться в общую рамку, очерченную народной чуткостью.
С точки зрения, современной рукописной традиции, можно с уверенностью предположить, что эти сказки не представляли собой серьезного нарушения; скорее следует предположить, что они представляют собой юмористические отношения прямого и откровенного рода, еще не подчиняющиеся ограничениям по содержанию и форме, установленным впоследствии утонченными литературными разработками. Хотя должно оставаться сомнение в том, что ранние сборники представляют собой что-либо, что можно было бы с уверенностью назвать «народной» литературой, кажется совершенно определенным, что этот вид грубой истории до сих пор пользуется большой репутацией.
Рисунок 4: Статуя верхом на спине, изображающая Насреддина в парке развлечений Анкары. Фотография сделана Невитом Дильменом в 2007 году. |
Помимо преднамеренно оскорбительных частей, репертуар рассказов, приписываемых Насреддину, содержит большое количество рассказов, иначе задокументированных в международной повествовательной традиции. Для этих рассказов привязанность к персонажу Насреддина часто является лишь одной остановкой на пути их путешествия по Ближнему Востоку, Балканскому региону и Средиземноморью.
В этом контексте вполне можно утверждать, что большинство историй, приписываемых Ходже, могут быть по своему происхождению продуктом общинного юмора, философии и ума тюркского народа, которые были широко распространены в этих областях в культурном и лингвистически связано с турецким влиянием.
Стоит только назвать имя Ходжи, и каждый турок расхохотается. Он не сомневается, что вот-вот услышит историю, которая ему понравится. Даже в историях, которые другим могут показаться скучными, турку всегда есть что-то интересное. Возьмем, к примеру, историю, в которой Ходжа бросает дрожжи в соленое озеро близ Акшехира. Он прекрасно знает, что небольшое количество дрожжей не может превратить великое озеро в йогурт. Но ладно, а если надо! Разве это не было бы прекрасно?
Сменялись поколения, добавлялись новые истории, другие изменялись, а персонаж и его рассказы распространялись по другим регионам. Сюжеты сказок стали частью фольклора ряда народов и выражают национальные представления самых разных культур. Хотя большинство из них изображают Насреддина в ранней обстановке маленькой деревни, в сказках речь идет о концепциях, которые имеют определенную вневременность.
Рассказы о Насреддине
Рассказы о Насреддине известны на всем Ближнем Востоке и дошли до культур во всем мире. По-видимому, большинство историй о Насреддине можно рассказывать как шутки или юмористические анекдоты. Их бесконечно рассказывают и пересказывают в кофейнях и караван-сараях Азии, Северной Африки и других мест, их можно услышать дома и по радио. Но истории Насреддина присуще то, что ее можно понимать на многих уровнях. Есть шутка, за которой следует мораль — и обычно небольшое дополнение, которое немного продвигает сознание потенциального мистика на пути к реализации.
Анекдоты, приписываемые Насреддину, раскрывают сатирическую личность с острым языком, который он не боялся использовать даже против самых тиранических правителей своего времени. Он является символом ближневосточной саркастической, иронической и сатирической комедии и бунтарских настроений людей против династий, когда-то правивших этой частью мира. Часть предыстории рассказов также представляет собой критическое отношение к господствующей социальной морали, когда люди преследуют корыстные интересы, не обращая реального внимания на принципы хороших поступков.
Некоторые истории о Насреддине также адаптированы и используются в качестве обучающих историй последователями суфийского ордена . Это настолько распространенная практика, что, учитывая характер многих шуток Насреддина, следует ожидать множественных интерпретаций.
Рисунок 5: Взято из Ахмета Якупоглу, Истории покойного Наср Эд-Дина Ходжи (Стамбул: Конья Бююкшехир Беледиеси, 1999). |
Несколько анекдотов о Ходже
Всем не угодишь
Покойный Ходжа Насреддин ехал с сыном в деревню. Мальчик ехал на их ослике. По дороге они встретили двух женщин и услышали, как одна говорит другой.
«О, дни юности! Мальчик спокойно едет, а его старый отец ходит. Удивительно!»
– Отец, – воскликнул мальчик, – ты настоял, чтобы я поехал верхом, не так ли? Давай, не упрямься. Ты едешь на осле!» и они пошли дальше по дороге, Ходжа ехал верхом, юноша шел через некоторое время они встретили двух стариков, хромающих в одиночестве. — Эй, старик! сказали
«Ваши кости уже старые и сухие. Ты одной ногой в могиле. Но этот молодой росток, он заслуживает того, чтобы засохнуть, как ты? Пусть катается!»
После того, как они прошли, Ходжа втащил сына с собой на осла. Они шли под жарким солнцем, а затем подошли к группе занятых людей, сидевших у дороги.
Рис. 6: Взято из Ахмета Якупоглу, Рассказы покойного Наср Эд-Дина Ходжа (Стамбул: Конья Бююкшехир Беледиеси, 1999). |
«О, жестокость! Бедное животное. Это слишком, два человека едут! Бедный зверь вот-вот умрет. Посмотрите на этого парня, и он даже Ходжа!»
– О, ради бога, – сказал Ходжа. Он слез с осла, и они пошли вместе, ведя осла впереди себя.
Но в следующее мгновение они столкнулись с двумя мужчинами, стоящими у дороги.
«Алла Аллах, посмотрите на этих идиотов! Осел идет вперед, прыгая и прыгая без груза на спине, а они идут сзади, мокрые от пота и покрытые пылью. Какие глупые люди есть на свете!» Наконец Ходжа повернулся к сыну и сказал:
«Смотри сюда! Ура тому, кто может сбежать с языков людей! Всегда найдется кто-то, кто недоволен вашими делами. Так что работайте только для того, чтобы угодить Аллаху».
Задом на осле
Однажды Ходжа и его ученики ехали на урок. Ходжа сидел задом наперед на своем осле. «Ходжа, они спросили его: «Какого черта ты так сидишь? Разве это не неудобно?»
– Если бы я сидел в другую сторону, – ответил он, – вы все были бы позади меня, и мы не были бы лицом к лицу. Ехать так лучше».
Рисунок 7: Взято из Ахмета Якупоглу, Истории покойного Наср Эд-Дина Ходжи (Стамбул: Конья Бююкшехир Беледиеси, 1999). |
Разве мы не переезжаем сюда?
Однажды ночью в дом Ходжи проник вор и украл всякие вещи. Уходя, Ходжа схватил первое, что попалось ему под руку, оказалось ситечко, и последовал за ним за дверь. Он преследовал вора до самого его дома и даже пытался зайти за ним. Удивленный вор сказал: «Что ты делаешь в моем доме?»
«Ты несешь сюда все наши вещи… Я думал, мы тоже переезжаем.
Знающие могут рассказать другим
Однажды мастер Насреддин Ходжа выступал с кафедры в мечети.
«О верующие, знаете ли вы, что я вам скажу?»
Аудитория ответила «НЕТ», поэтому он заявил: «У меня нет желания говорить с людьми, которые даже не знают, о чем я буду говорить», после чего сошел с кафедры и вышел из мечети.
Рисунок 8: Взято из Ахмета Якупоглу, Истории покойного Наср Эд-Дина Ходжи (Стамбул: Конья Бююкшехир Беледиеси, 1999). |
Люди смутились и снова перезвонили ему на следующий день. В другой день он подошел к кафедре и задал тот же вопрос, и на этот раз все ответили:
«Мы знаем»,
«Ну, так как вы уже знаете, что я собираюсь сказать, я не буду тратить зря больше вашего времени», и он снова оставил их.
Все были очень озадачены.
«В следующий раз, когда он придет, мы скажем, что кто-то из нас знает, а кто-то нет».
Действительно, наступил другой день, и Ходжа стоял на кафедре и задавал тот же вопрос. Те, что слева, сказали: «Мы знаем»,
А те, что справа, сказали: «Мы не знаем».
«Ну, — сказал Насреддин, — та половина, которая знает, что я собираюсь сказать, расскажи другой половине» и ушел!
Рисунок 9: Взято у Ахмета Якупоглу, Истории покойного Наср Эд-Дина Ходжи (Стамбул: Конья Бююкшехир Беледиеси, 1999). |
Неверный расчет
В один Рамадан покойный Насреддин Ходжа сказал себе: «Почему я должен поститься, как все? Я найду горшок и каждый день буду бросать в него камень. Когда в нем будет тридцать камней, я устрою пир!»
Но через несколько дней его дочь увидела, что он задумал, и тоже бросила туда горсть камней!
Через несколько дней кто-то спросил: «Ходжа, какой сегодня день Рамадана?»
«Подождите немного, и я дам вам знать», — сказал он. Он пошел домой, опорожнил горшок и начал считать камни. Когда он нашел сто двадцать камней, он подумал про себя:
«Если я скажу им правду, они скажут, что я сумасшедший». Он вернулся к ним и сказал:
«Сегодня сорок пятое Рамадана».
«Ходжа, что ты говоришь? В Рамадане всего тридцать дней!»
«О, да я и в самом деле очень разумен! Если исходить из расчета горшка, это будет сто двадцать пятое Рамадана!»
Избранные ссылки
- Арьянпур Кашани, Аббас, Аббас, Истории Муллы Наср-ад-Дина. Тегеран: Гольшан Принт. Дом, 1970.
- Арслан, Мехмет, Пачачиоглу, Бурхан., Летаиф-и Ходжа Насреддин. Сивас [Турция]: Dilek Ofset Matbaacilik, 1996.
- Али Эльми, Книжный магазин Хадж Мухаммад, Китаби Мулла Насреддин Мусаввар / Книга Муллы Насреддина , иллюстрированная, Elmi Press, 1331 персидский солнечный год, 5-е изд.
- Алекузей, Рабани, Süsse Geschichten [фон] Мула Насреддин. «Aus dem AltperYakupoglu, Ahmet», Истории покойного Наср Эд-Дина Ходжа , Стамбул: Конья Бююкшехир Беледиеси, 1999.
- Айхан, В.А., «Турецкий юморист и мудрец: Наср ад-Дин Ходжа». В Интернете по адресу: http://www.fountainmagazine.com/articles.php?SIN=6d5dad82e3&k=606&1342323154&show=part1.
- Batu, Hâmit, Nasrettin Khodja, L’humour Philosophique , Анкара, Imprimerie Ajansturk: [sd].
- Бехаи, Летаифи-Насреддин Ходжа [Плесантри Насреддина Ходжа], Стамбул, 1926 г.
- Бедикян, С. В., Турецкие драгоценные камни; Сказки моего детства. Alleghany, Pa., Press of TA M’Nary, 1896.
- Беламри, Рабах. L’Âne de Djeha , Paris: L’Harmattan, 2000.
- Дарвич, Джихад, Мудрецы и злобы Насреддина, le fou qui était sage. Париж: Альбин Мишель, 2000.
- Дэвис, Д., Гоха: Истории арабского мира . Нью-Йорк: Macmillan Education.
- «Джеха-Ходжа Насреддин: библиография». В Интернете по адресу: http://ahama.9online.fr/bibliographie.htm.
- Думан, Мустафа, Книги Насреддина Ходжи: пояснительная библиография (1480-2004) , Стамбул: Туркуаз Яинлари, 2005.
- Федаи, Харид, «Ходжа Насреддин или Ходжа Аслани Кипра». Памяти Ходжи Насреддина. Стамбул: Мемориальные книги Олака, 1996.
- Федаи, Харид, «Мулла или Ходжа Насреддин глазами кипрских турок и греков», Фольклор: Электронный фольклорный журнал , vol. 16 (2001). На сайте: http://haldjas.folklore.ee/folklore/vol16/mulla.pdf.
- Gölpinarli, Abdülbaki, Nasreddin Hoca , Стамбул: Remzi Kitabevi, 1961.
- Хикмет, Мурат, Один день Ходжа , Анкара, 1959 год.
- Лерой, Дидье, Афганский мудрец Насреддина. Париж: Editions de l’Aube, 2002, «Коллекция: L’Aube poche».
- Марзолф, У., «Наср ад-Дин Ходжа», Энциклопедия ислама , 2-е издание, издание на компакт-диске, v.1.1.
- Насреддин Ходжа, Летаиф-и Ходжа Насреддин Рахметулла-и алейх , Издатель. Бахаи, Стамбул: 1909.
- Несин Азиз. 1988. Сказки Насреттина Хока. (иллюстрировано). пересказана на английском языке Талатом Халманом и Зеки Финдикоглу (иллюстратор). Стамбул: Дост Яинлари, 1988. .
- Оебсион, Родни, Коллекция мудрости. Издательство Иммедекс, 2004.
- Озкан, Иса, «Историческая личность и тонкости Ходжи Насреддина», Исследования по турецкому фольклору (Анкара), 1983.
- Шах, Идрис, Подвиги несравненного Муллы Насреддина , Лондон, 1966.
- Течер, А. К., «Насреддин Ходжа», Ислам Ансиклопедиси , Стамбул, том. 9 (1964): стр. 109-114.
- Теннер, Иоан Теннер, «Библиография истории Насреддина: книги и публикации». Составлено Иоаном Теннером, 2004 г. Онлайн по адресу: http://tenner.thinkhost.com/stories/Bibliography%20Nasrudin%20130104.htm.
4.7 / 5. Голосов 161
Голосов пока нет! Будьте первым, кто оценит этот пост.
Насреддин — Викицитатник
Изображение Насреддина XVII века
Насреддин (по-разному Насреддин, Насреттин и т. д.) — легендарный народный персонаж Ближнего Востока и Средней Азии, изображаемый как мудрый дурак, умный простак или поучительный шутник.
Ничего достоверно не известно о человеке, который изначально вдохновил истории, но популярная традиция считает его второстепенным священнослужителем из Анатолии в 13 или начале 14 века. Самые старые сохранившиеся рукописи, содержащие рассказы о Насреддине, датируются 16 веком и являются турецкими. К 1920-го века рассказы о древнем арабском персонаже-обманщике Джухе стали частью преданий Насреддина.
Содержание
- 1 Котировки
- 2 Цитаты о Насреддине
- 3 Каталожные номера
- 4 Внешние ссылки
- Насреддин Ходжа велел своим ученикам, когда он чихал, приветствовать его хлопками в ладоши и восклицать: «Хаир уллах, Ходжа», то есть «Процветание тебе, о Учитель!» И вот случилось так, что в один из дней ведро упало в колодец […] он спустился, поймал ведро, и мальчики уже подтягивали его, как только он подходил к краю ну, он случайно чихнул. Тогда они, помня о повелении господина, отпустили веревку и, радостно хлопая в ладоши, хором воскликнули: «Хаир Оллах, Ходжа», Насреддин с силой бросился в колодец, ушибившись о борта. […] «Ну, мальчики, это была не ваша вина, а моя: слишком много чести человеку не к добру».
- Джордж Фредерик Эбботт, Македонский фольклор (1903: Издательство Кембриджского университета), с. 114
- «Насреддин, твой осел пропал».
«Слава богу, меня тогда не было на осле, а то я бы тоже пропал.»- Пол Бленкирон, Истории и аналогии в когнитивно-поведенческой терапии (2010), ISBN 047005896X , с. 43
- Насреддин вошел в дом и воскликнул: «Луна полезнее солнца».
«Почему?» его спросили.
«Потому что ночью нам больше нужен свет.»- Пол Бленкирон, Истории и аналогии в когнитивно-поведенческой терапии (2010), ISBN 047005896X , с. 43
- Жена Несреттен Хока : В нашем обществе к нам относятся так, как будто у женщин нет собственных имен — ты всегда жена такого-то и такого-то. Я однажды упомянула об этом мужу — и, поверьте, я сделала это не для того, чтобы кого-то упрекнуть или поругать. Он был глубоко тронут и опечален. Он сказал мне: «Ты права, моя дорогая жена. Отныне, когда меня спросят, как меня зовут, я буду говорить: «Я муж жены Насреттина Хоки». »
- Güngör Dilmen, I, Анатолия (1984), Акт II; тр. Талят Саит Халман (1991)
- Насреддин каждый день перевозил через границу осла с корзинами, нагруженными соломой. Поскольку он признался, что занимается контрабандой, когда каждую ночь плелся домой, пограничники снова и снова обыскивали его. Его обыскивали, соломинку набивали, мочили в воде, время от времени даже сжигали. […] Один из таможенников встретил его спустя годы.
«Теперь ты можешь сказать мне, Насреддин,» сказал он. «Что бы это ни было, что вы провозили контрабандой, когда мы никогда не могли вас поймать?»
— Ослы, — сказал Насреддин.- Н. Ханиф (ред.), Биографическая энциклопедия суфиев: Центральная Азия и Ближний Восток (2002), ISBN 8176252662 , с. 335
- «Я вижу в темноте. »
«Может быть и так, мулла. Но если это правда, то почему ты иногда несешь ночью свечу?»
«Чтобы другие люди не наткнулись на меня.»- Н. Ханиф (ред.), Биографическая энциклопедия суфиев: Центральная Азия и Ближний Восток (2002), ISBN 8176252662 , с. 343
- «Ну, Насреддин. Я знаю, что ты потерял своего единственного осла. Жизнь без него может быть трудной. Но ты не грусти, брат», — попытался подбодрить его мужчина.
«Я выгляжу грустным?»
«Да, ты выглядишь очень грустным. Ты выглядел гораздо печальнее, чем когда умерла твоя жена.» […]
«В то время вы все пытались меня подбодрить, говоря: «Не печалься, брат мой Насреддин. Мы найдем тебе новую жену». Но теперь вы видите, никто не предлагает мне осла взамен моего потерянного».- Сугенг Хариянто, Насреддин, Человек, который никогда не сдается (1998), ISBN 9789796721597 , с. 13
- [Насреддину пришлось надеть свой лучший костюм, чтобы попасть на шикарный обед. ]
Он потянулся, взял кусок мяса и засунул его себе в рубашку. Он сунул следующий кусок в пояс. Затем он засунул по одному в каждый карман штанов. Все взгляды были прикованы к Насреддину, когда он собирал длинные рукава своего плаща и опускал их в миску с горячим соусом.Ошеломленный гость вскочил на ноги и потребовал: Эффенди! [Сэр!] В чем смысл вашего возмутительного поведения?»
«Ну, — сказал Насреддин Оджах, — когда ты оказываешься в месте, где одежда более желанна, чем человек в ней, ты должен накормить Сначала одежда, а потом человек!»
- Флора Джой, Сокровища Европы: рассказы и занятия в классе (2003), «Одежда Насреддина Оджаха (Македония)», ISBN 1563089637 , с. 104
- Знание подобно морковке, немногие знают, глядя на зеленую верхушку, что лучшая часть, оранжевая часть, находится там. Как морковь, если над ней не работать, она завянет и сгниет. И, наконец, как и с морковью, с ней связано великое множество ослов и ослов.
- Дэн Кединг, Elder Tales: истории мудрости и отваги со всего мира (2008), ISBN 1591585945 , с. 151
- Однажды Насреддина пригласили прочитать проповедь. Поднявшись на кафедру, он спросил: Знаете ли вы, что я собираюсь сказать? Аудитория ответила «нет» , поэтому он объявил, У меня нет желания говорить с людьми, которые даже не знают, о чем я буду говорить! и ушел.
Люди смутились и перезвонили ему на следующий день. На этот раз, когда он задал тот же вопрос, люди ответили да . Итак, Насреддин сказал: Ну, так как вы уже знаете, что я собираюсь сказать, я не буду больше тратить ваше время! и ушел.
Теперь люди были действительно озадачены. Они решили попробовать еще раз и снова пригласили муллу выступить на следующей неделе. Он снова задал тот же вопрос – Знаете, что я сейчас скажу? Теперь люди были готовы, поэтому половина из них ответила «да», а другая половина — «нет». Так Насреддин сказал Пусть половина, которая знает, что я собираюсь сказать, расскажет той половине, которая не знает,0426 и ушел.- Алиса Келси, Однажды Ходжа (1943), ISBN 0679251014
- Он был глубоко впечатлен красноречием истца, и, выслушав его показания, он воскликнул: «Вы правы! »
Секретарь суда пояснил, что он не должен делать подобных замечаний, пока не выслушает дело защиты. Сделав это, Насреддин воскликнул: «Я верю, что ты прав!»
— Да не могут они оба быть правы, — возразил приказчик.
«Я считаю, что вы правы», — сказал мулла.- Айвор Лукас, Дорога в Дамаск (1997), ISBN 1860641520 , с. 84
- «Насреддин, четыре года назад ты был здесь, и я спросил тогда также, сколько тебе лет, и ты сказал мне сорок лет. Теперь это совершенно непоследовательно — как тебе еще сорок?»
Насреддин сказал: «Я человек последовательный. Однажды сорок, я всегда остаюсь сорока. Когда я ответил один раз, я ответил навсегда! Вы не можете ввести меня в заблуждение. отвечать.»- Ошо, И осыпались цветы (2003), ISBN 817182210X , с. 204
- Во время обеда Насреддин не обнаруживает мяса на столе. Он спрашивает жену: «Что случилось с мясом?»
Жена отвечает: «Кошка съела».
Насреддин врывается на кухню, кладет кота на весы и обнаруживает, что кот весит три фунта. Насреддин насмешливо спрашивает результат: «Если мясо, которое я принес домой, весило три фунта, то где же кошка? И, если это кошка, то что случилось с мясом?»- Хасан Бюлент Паксой, Алпамыш: Центральноазиатская идентичность под властью России (1979, 1989), ISBN 0962137901 , с. 5–6
- «Мулла, я хочу одолжить твоего осла».
«Извините, — сказал мулла, — но я уже отдал его взаймы».
Как только он сказал это, осел заревел. Звук исходил из конюшни Насреддина.
«Но Мулла, я слышу там осла!»
Закрывая перед носом человека дверь, Насреддин с достоинством сказал: «Человек, который верит слову осла, а не моему слову, не заслуживает того, чтобы ему что-либо одалживали».- Идрис Шах, Удовольствия невероятного Муллы Насреддина (1968), ISBN 0525473068 , с. 62
- Звонил мужчина, желая одолжить веревку.
«Вы не можете получить его», сказал Насреддин.
«Почему бы и нет?»
«Потому что он используется.»
«Но я вижу, что он просто лежит на земле.»
«Правильно: это его использование.»- Идрис Шах, Удовольствия невероятного муллы Насреддина (1968), ISBN 0525473068 , с. 152
- «Мулла, Мулла, мой сын написал из Обители Учения, что он полностью закончил учебу!»
«Утешайте себя, сударыня, тем, что бог, несомненно, пошлет ему еще».- Идрис Шах, Тонкости неподражаемого Муллы Насреддина (1973), ISBN 0525473548 , с. 134
- Некоторые дети видели, как Насреддин выходил из виноградника с двумя корзинами, полными винограда, нагруженными на ослика. Они собрались вокруг него и просили дать им попробовать.
Насреддин взял гроздь винограда и дал каждому ребенку по виноградине.
— У вас так много, а вы нам так мало дали, — заныли дети.
— Нет никакой разницы, полная у тебя корзинка или маленький кусочек. Все они на вкус одинаковы, — ответил Насреддин и продолжил свой путь.- Идрис Шах, Тонкости неподражаемого Муллы Насреддина (1985), ISBN 0863040403 , с. 60
- Один из соседей нашел Насреддина, разбрасывающего крошки по всему дому.
«Зачем ты это делаешь?» он спросил.
— Я отпугиваю тигров, — ответил Насреддин.
— А здесь нет тигров, — сказал сосед.
— Верно, — сказал Насреддин. — Видишь, как хорошо это работает?- Энгельберт Талер, Преподавание английской литературы (2008 г.), ISBN 3825229971 , с. 82
- Мулла потерял кольцо в гостиной. Он искал его некоторое время, но так как не мог найти, то вышел во двор и стал искать там.
Leave a Reply