Разное

Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком

Содержание

Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком

Развитая мелкая моторика — это не только ловкие руки, умелые движения и красивый почерк, но и правильная речь. Дело в том, что речевой и моторный центр находятся рядом в головном мозге. Когда мы тренируем моторику, речевой центр развивается вместе с ней.

Вот почему развитию мелкой моторики у детей так важно уделять внимание. И не только у детей: заниматься советуют и взрослым, которые хотели бы улучшить память, укрепить умственные и творческие способности. Кроме того, такие занятия будут полезны для нормализации тонуса мышц и профилактики болезней суставов.

Среди эффективных способов развития мелкой моторики рук: игры с маленькими предметами, рисование, рукоделие, пальчиковая гимнастика и массаж. Мы разберем комплекс упражнений с массажным мячом, который можно приобрести в аптеке.

Как выбрать мяч? Для ребёнка можно подобрать маленький мячик диаметром 3-5 см., а для взрослого подойдет мяч побольше, чтобы он занимал ладонь полностью, но его можно было удобно захватить пальцами.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком

 

Упражнения с мячом:

1. Покатайте массажный мяч между ладонями вверх и вниз, пальцы важно держать вместе.

2. Круговыми движениями покатайте мяч между ладонями.

3. Возьмите мячик подушечками. Перебирая пальцами, прокручивайте его по направлению от себя.

4. Удерживайте мяч подушечками пальцев обеих рук и надавите ими на мяч 4-6 раз.

5. Снова возьмите мячик подушечками. Перебирая пальцами, прокручивайте его по направлению к себе.

6. Возьмите мячик двумя руками, подкиньте на высоту 20—30 см и поймайте его. Повторите несколько раз.

7. Зажмите мяч ладонями, пальцы сцепите над мячом в замок, локти разведите в стороны. Надавите на мяч 4-6 раз.

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

В конце можно немного размять мышцы рук. Положите одну руку на стол ладонью вниз, а второй круговыми движениями помассируйте мячом кисть, предплечье и плечо – двигайтесь снизу вверх. Сильно не давите на мяч и будьте осторожны.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком

При ежедневной тренировке мелкой моторики, результат не заставит себя ждать!

У занятий с массажным мячом есть противопоказания, в числе которых: воспаления и повреждения кожи, раны, ушибы, переломы и др.  Проконсультируйтесь с врачом.

Пальчиковые игры с массажным мячиком. Блог Лого-Эксперт

Благодаря пальчиковым играм развиваются творческие способности, скорость реакции, малыши лучше усваивают такие понятия, как «выше», «ниже», «лево», «право», разучивают счет, да и просто улучшается настроение. Для малышей можно объединять несколько строчек в одно действие, так как маленькие детки могут не успевать выполнять все движения.


Массажный мячик — эффективное средство развития кистей рук ребенка, движений его пальцев, разработки мышц. Ребристая игольчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный мячик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком

Закруглённые массажныешипы на поверхности мячика воздействуют на биологически-активные зоны кожи головы, туловища и конечностей, способствуют улучшению состояния всего организма. Массажный мяч положительно сказывается на развитии детей. Эта забавная упругая игрушка обогащает сенсорную среду малыша, стимулируя его психомоторное развитие.

Веселый счет 

«Ежик» в руки нужно взять, (берем массажный мячик) 

Чтоб иголки посчитать. (катаем между ладошек) 

Раз, два, три, четыре, пять!

(пальчиками одной руки нажимаем на шипики) 

Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку) 

Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)  

«Колючий еж» 

Гладь мои ладошки , еж! 

Ты колючий, ну и что ж? 

Я хочу тебя погладить! 

Я хочу с тобой поладить! (Катаем мячик между ладошками, гладим его, дотрагиваемся пальцами до отдельных «колючек». 

Можно катать стопой по полу, заменив «ладошки» на «ножки», делать массаж тела, называя все соответственно)  

Мячик 

Я мячом круги катаю 

Взад-вперед его гоняю 

Им поглажу я ладошку, 

А потом сожму немножко.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком  

Каждым пальцем мяч прижму 

И другой рукой начну.

 А теперь последний трюк- 

Мяч летает между рук. (Движения соответствуют тексту)  

Испечем мы каравай 

Месим, месим тесто, (Сжимаем мяч, мяч в правой руке) 

Есть в печи место. (перекидываем в левую руку и сжимаем) 

Испечем мы каравай, (несколько раз энергично сжимаем мяч обеими руками) 

Перекидывай , валяй! ( катаем мяч между ладошками)  

Этот шарик не простой 

Этот шарик не простой 

Весь колючий, вот такой. 

Меж ладошками кладём 

Им ладошки разотрём. 

Вверх и вниз его катаем 

Свои ручки развиваем! 

Можно шар катать по кругу 

Перекидывать друг другу. 1, 2, 3, 4, 5 

– Всем пора нам отдыхать! (Движения соответствуют тексту)  

Мячик-Ежик 

Мячик-ежик мы возьмем, (берем массажный мячик) 

Покатаем и потрем. (катаем между ладошек) 

Вверх подбросим и поймаем, (можно просто поднять мячик вверх) 

И иголки посчитаем.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком

 (пальчиками одной руки нажимаем на шипики) 

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол) 

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик) 

И немножко покатаем… (ручкой катаем мячик) 

Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)  

Игра с Ежиком 

Мы возьмем в ладошки «Ежик» (берем массажный мячик) 

И потрем его слегка, (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему) 

Разглядим его иголки, (меняем ручку, делаем то же самое) 

Помассируем бока. (катаем между ладошек) 

«Ежик» я в руках кручу, (пальчиками крутим мячик) 

Поиграть я с ним хочу. 

Домик сделаю в ладошках – (прячем мячик в ладошках) 

Не достанет его кошка. (прижимаем ладошки к себе) 

Методическое пособие направленное на развитие мелкой моторики»Играем мячиками


ВВЕДЕНИЕ

Игры с мячом известны с древних времен, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком

Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространенными из игр.

В России игры с мячом также были известны издавна. В простонародье мячи чаще всего делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка — ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.

В некоторых областях мячи делались из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до тех пор, пока комок не делался плотным, после чего его бросали в кипяток. Затем его вынимали из воды, вновь катали и просушивали. Такой мяч был легким и мягким, а по своей упругости не уступал резиновому. Настоящие же резиновые мячи могли позволить себе только дети из богатых семей.

Теперь любой ребенок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества — на любой вкус.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком Как правило, ребенка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие.

Однако опросы родителей за последние три года показали, что играм с мячом уделяется мало внимания. Не у всех детей дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым. Не знают родители и игр с мячом, соответственно не могут научить им и своих детей. Из множества существующих игр большинство родителей называли футбол.

Мы давно использовали мяч в играх с детьми логопедической группы и обратили внимание на то, что он может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике.

Последние три года, углубленно работая в этом направлении, мы сделали следующие выводы о значении игр с мячом в развитии детей с нарушениями речи:

1. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают его к общению.

2. Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком

3. Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.

4. Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

5. Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.

6. Регулируют силу и точность движения.

7. Движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.

8. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.

9. Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.

10. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов — легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком

Мы предлагаем подборку игр с мячом, которые могут быть использованы на различных этапах коррекционной работы.

Представленные в практическом пособии игры с мячом удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат и могут быть рекомендованы логопедам, воспитателям и родителям. )

В данном блоке представлены игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики.

Это пособие рекомендовано учителям – логопедам, педагогам, работающим с дошкольниками и младшими школьниками, родителям желающим разнообразить досуг детей с пользой для их развития. Желаю удачи в работе!!!

Для полноценного формирования навыков устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

В практике работы с детьми речевой группы прослеживается прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием моторики пальцев рук у каждого отдельного ребенка.

Детям логопедической группы предлагаются разнообразные и многочисленные задания для развития мелкой моторики, среди которых ведущее место занимают игры с мячом. В играх и упражнениях этого блока используем небольшие мячики, шарики, массажные шарики- ёжики или разноцветные каучуковые шарики, которые легко помещаются в ладошках детей.

Упражнение: «ЛИСТОК»

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: силуэт или предметная картинка, небольшие

шарики.

Ход упражнения: ребенку предлагается прокатывать шарик поочередно различными пальцами левой и правой руки с проговариванием небольшого текста.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

Упражнение: « Огород »

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: силуэт или предметная картинка, небольшие

шарики.

Ход упражнения: ребенку предлагается прокатывать шарик поочередно различными пальцами левой и правой руки с проговариванием небольшого текста.


Осень дарит урожай,

Не ленись и собирай.

« Баклажан»

Баклажан весь посинел

Бок на солнце перегрел.

«Тыква»

Тыква вроде бы из долек.

Только вот вопрос: из скольких?


«Морковь»

Из земли торчит пенек,

На затылке хохолок.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком

Это сладкая морковка,

Вниз растет ее головка.

Упражнение: « Сад »

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: силуэт или предметная картинка, небольшие

шарики.

Ход упражнения: ребенку предлагается прокатывать шарик поочередно различными пальцами левой и правой руки, имитируя движение яблока с проговариванием небольшого текста.

« Яблочки»

Наши яблочки, как мед

А не кто их не берет.

Тут оно висеть устало

На зеленый луг упало.

Упражнение: « По грибы, по ягоды »

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: силуэт или предметная картинка, небольшие

шарики- массажные.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком

Ход упражнения: ребенку предлагается прокатывать шарик- массажный поочередно различными пальцами левой и правой руки, имитируя сбор грибов или ягод с проговариванием небольшого текста.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.


Упражнение: « Птички — невелички »

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: силуэт или предметная картинка, небольшие

шарики- массажные.

Ход упражнения: ребенку предлагается прокатывать шарик- массажный поочередно различными пальцами левой и правой руки, имитируя полет попугая в клетку с проговариванием небольшого текста.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком

Воробей чирикает, скачет по дорожке,

Тут и там мелькает, собирает крошки.

Спорить попугай устал,

По дорожке поскакал,

Быстро и ловко, не поймает Вовка.



Упражнение: « Два козленка »

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: силуэт или предметная картинка, небольшие

шарики- массажные.

Ход упражнения: ребенку предлагается давить на шарик- массажный поочередно различными пальцами левой и правой руки, имитируя козлят с проговариванием небольшого текста.

Два козленка мяч бодали,

И другим козлятам дали.

Ох, и славно порезвились,

Даже с мостика свалились.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком



Упражнение: « Поможем маме »

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: силуэт или предметная картинка, шарики из разных

фактур ткани

Ход упражнения: ребенку предлагается прокатывать «шарик- утюг» поочередно различными пальцами левой и правой руки с проговариванием небольшого текста.

Тюг – тюг- тюг – быстро гладит мой утюг.


Упражнение: « каблучок »

Наши ножки шагают по дорожке.

(ритмично ударяем мячом о стол)

Чок – чок – чок – так стучит наш каблучок.

(ритмично ударяем мячом о стол)

Обуем туфельки на ножки,

И пойдем мы по дорожке.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком

Упражнение: « Накорми зверей »

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: силуэт или предметная картинка, небольшие

стеклянные шарики.

Ход упражнения: ребенку предлагается прокатывать шарик-стеклянный поочередно различными пальцами левой и правой руки, имитируя движение животного к угощению.




Упражнение: « Снежинка »

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: силуэт или предметная картинка, небольшие

стеклянные шарики.

Ход упражнения: ребенку предлагается прокатывать стеклянные шарики одновременно левой и правой рукой, всеми пальцами, имитируя движение снежинок с проговариванием текста.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком

С холодного неба снежинки слетают,

Летят и на солнышке зимнем сверкают.


Упражнение: « Помоги Маше »

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: силуэт или предметная картинка,

шарики- ежики

Ход упражнения: ребенку предлагается прокатывать шарики левой и правой рукой, имитируя размещение мебели в комнате у Маши с проговариванием текста.


Аф – аф – аф – мне купили шкаф

Ул – ул – ул – мне купили новый стул

Ать – ать – ать кресло будет здесь стоять

Ол – ол – ол – мой любимый стол


Упражнение: « Чайник — ворчун »

Цель: развитие мелкой моторики рук.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком

Оборудование: силуэт или предметная картинка, небольшие

шарики.

Ход упражнения: ребенку предлагается прокатывать шарик поочередно различными пальцами левой и правой руки с проговариванием небольшого текста.

Я чайник – ворчун.

Хлопотун, сумасброд,

Я всем на показ выставляю живот,

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

— Эй, люди, я с вами чай пить хочу!!!


Упражнение: « Ёлочка »

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: силуэт или предметная картинка, небольшие

шарики.

Ход упражнения: ребенку предлагается прокатывать шарик поочередно различными пальцами левой и правой руки с проговариванием небольшого текста и имитируя украшение ёлки.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком


Ли – ли – ли – ёлку мы купили,

Ой – ой – ой – принесли ее домой,

Дим – дим- дим – ёлочку нарядим.






Упражнение: « Сом »

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: силуэт или предметная картинка, шарики массажные

Ход упражнения: ребенку предлагается прокатывать шарик по контуру картинки, поочередно различными пальцами левой и правой руки с проговариванием небольшого текста.

Под корягой, под мостом,

Жил в реке усатый сом.

Он лежал на дне часами,

Шевеля во сне усами.


Упражнение: « Полей цветок »

Цель: развитие мелкой моторики рук.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком

Оборудование: силуэт или предметная картинка, шарики массажные

Ход упражнения: ребенку предлагается прокатывать шарик по дорожке , имитируя полив цветка с проговариванием небольшого текста.

Ли – ли – ли – мне цветок купили,

Ать – ать – ать – я его буду поливать.



Упражнение: « Машина », «Лодочка»

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: силуэт или предметная картинка, шарики резиновые

Ход упражнения: ребенку предлагается прокатывать шарик по дорожке , имитируя движение машины или лодки с проговариванием небольшого текста.

Едет – едет по дорожке

И пыхтит четвероножка.

На ногах – четыре шины,

А зовут ее – машина.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком


Я – отважный мореход,

Ловкий и умелый.

В море парусник плывет

С капитаном смелым.

Упражнение: « Портняжка »

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: силуэт или предметная картинка, шарики – ёжики

Ход упражнения: ребенку предлагается прокатывать шарик по контору рубашки, имитируя пошив изделия с проговариванием небольшого текста.

Если вам нужна обнова,

Позовите вы портного:

По размеру, в самый раз

Он заказ сошьёт для вас.

Всё исполнит по науке –

И ходите руки в брюки.


Упражнение: « Парашютисты »

Цель: развитие мелкой моторики рук.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком

Оборудование: силуэт или предметная картинка, шарики из разных фактур ткани.

Ход упражнения: ребенку предлагается прокатывать шарик по дорожке, имитируя полет парашюта с проговариванием небольшого текста.

Мы летим на парашюте,

Мы серьезны и не шутим.

Вместе с ветром мы вдвоем

Эту песенку поем.





Упражнение: « Дождик »

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: силуэт или предметная картинка, шарики стеклянные

Ход упражнения: ребенку предлагается прокатывать шарик поочередно различными пальцами правой или левой руки, имитируя дождик, движения сопровождаются стихотворением:

Дождик крапал, капал, лил

И по улице бродил.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком

Намочил он всех прохожих,

Друг на друга не похожих.

Лишь под зонтик не попал:

Капнул в лужу — и пропал!


Упражнение: « Спираль »

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: силуэт или предметная картинка, шарики из пуговиц.

Ход упражнения: ребенку предлагается прокатывать шарик поочередно различными пальцами правой или левой руки, имитируя полет бабочки, движения сопровождаются стихотворением:

Не ползет и не бежит —

Над цветком она кружит.

За витком идет виток —

Вот и села на цветок.




Комплекс упражнений: « Фокусник »

Цель: развитие мелкой моторики рук.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком

Оборудование: предметная картинка, шарики из пуговиц, каучуковые шарики,

Ход упражнения: движения сопровождаются стихотворением:


Ловко с мячиком играем

И предлоги называем.

За рукой и под рукой,

Из-под кисти — на покой.


Над рукою мяч кружит,

От нее теперь бежит.


Между пальцев подержу

И в ладошку положу.

Из руки его достану,

Справа, слева ставить стану

Вдоль ладони, через палец

И вокруг запястья танец.

Мяч с одной рукой играет

И к другой перебегает.

Дружит он с моей рукой

Вот я фокусник какой.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком



Упражнение: « Царь зверей »

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: предметная картинка, шарики из пуговиц, каучуковые шарики, массажные шарики.

Ход упражнения: ребенку предлагается прокатывать шарик по контуру картинки, поочередно различными пальцами левой и правой руки с проговариванием.

Лев, лев, левушка- желтая головушка.


Упражнение: « Весна – красна »

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: предметная картинка, шарики из пуговиц, каучуковые шарики, массажные шарики.

Ход упражнения: ребенку предлагается прокатывать шарик по дорожкам, поочередно различными пальцами левой и правой руки с проговариванием.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком Это упражнение могут выполнять несколько ребят одновременно

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?




Упражнение: « Космическое путешествие »

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: спираль с предметными картинками, шарики из пуговиц, каучуковые шарики, массажные шарики.

Ход упражнения: ребенку предлагается прокатывать шарик по спирали, поочередно различными пальцами левой и правой руки с проговариванием.

В небо ракета стрелою взлетела,

В ней космонавт сидит сильный и смелый




Упражнение: « Прогулка по городу »

Цель: развитие мелкой моторики рук.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком

Оборудование: предметная картинка, шарики из пуговиц, каучуковые шарики, массажные шарики.

Ход упражнения: ребенку предлагается прокатывать шарик по дорожкам, поочередно различными пальцами левой и правой руки с проговариванием. Это упражнение могут выполнять несколько ребят одновременно.

Мой любимый городок,

Улицы, дорожки

Мы гуляем здесь с тобой,

Машей и Антошкой.







Упражнение: « Собери портфель »

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: предметная картинка, шарики из пуговиц, каучуковые шарики, массажные шарики.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком

Ход упражнения: ребенку предлагается прокатывать шарик по дорожкам, поочередно различными пальцами левой и правой руки с проговариванием. Это упражнение могут выполнять несколько ребят одновременно.






Комплекс упражнений: « Разминка »

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: предметная картинка, шарики из пуговиц, каучуковые шарики,

Ход упражнения: движения сопровождаются стихотворением:


Мячик сильно посжимаю

И ладошку поменяю.


«Здравствуй, мой любимый мячик!» —

Скажет утром каждый пальчик.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком


Крепко мячик обнимает,

Никуда не выпускает.


Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет.

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу;

Вправо-влево — как хочу.


Танцевать умеет танец

На мяче мой каждый палец.


Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю.


Мячик мой не отдыхает —

Между пальцами гуляет.


Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол.


Сверху левой, снизу правой

Я его катаю — браво.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком


Поверну, а ты проверь —

Сверху правая теперь!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адашкевичене Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М., 1992.

2. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966.

3. Вику лов А. Д., Бутин И. М. Развитие физических способностей детей. Ярославль, 1996.

4. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М., 1985.

5. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М., 1991.

6. Волина В. В. Веселая грамматика. М., 1995.

7. Гизатуллина Д. X. Русский язык в стихах. СПб., 1996.

8. Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М., 1972.

9. Запорожец А. В. Психическое развитие ребенка (Избранные психологические труды в двух томах.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком ) М., 1986.

10. Игры в логопедической работе с детьми / Ред.-сост. В. И. Селиверстов. М., 1987.

11. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. М., 1986.

12. Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. М., 1996.

13. Лопухина И. С. Логопедия — речь, ритм, движение. СПб., 1997.

14. Новоторцева Н, В. Развитие речи детей. Ярославль, 1995.

15. Корпев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб., 1995.

16. Парамонова Л. Г. Как подготовить ребенка к школе. СПб., 1997.

17. Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. СПб., 1996.

18. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. М., 1988.

19. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать / Сост. ГавринаС. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. Ярославль, 1997.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком

20. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. М., 1993.

21. Сорокина А, И. Дидактические игры в детском саду. М., 1982.

22. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. Детям о времени. Ярославль, 1996.

23. Фесюкова Л. Б. От трех до семи. СПб., 1996г.

Картотека игр на развитие мелкой моторики с шариком Су – Джок для детьми дошкольного возраста.

Использование Су – Джок терапии в работе с детьми дошкольного возраста

В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в арсенале педагогов, занятых воспитанием и обучением детей с такими нарушениями, имеется обширный практический материал, включающий традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные технологии.
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су-Джок терапия.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком Метод Су-Джок — это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины. Первые публикации о методе Су-Джок в международной печати появились в 1986 г. С этого времени Су-Джок терапия широко распространилась по всему миру. В ряде стран метод Су-Джок входит в государственные программы здравоохранения и образования. В переводе с корейского «Су» – кисть, «Джок» – стопа.
Создатель метода Су-Джок — южно-корейский профессор Пак Чжэ Ву. В основе его метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. По мнению самого автора, кисти и стопы являются, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов. Таким образом, с помощью Су-Джок терапии доступно лечить любую часть тела, любой орган, не прибегая к помощи врача.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком
Су-Джок терапию можно и нужно использовать в коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия.
Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, массаж стоп. Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов-массажеров, один из которых представляет собой шарик – две соединенные полусферы, внутри которого, как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком Формы работы с Су-Джок – самые разнообразные. Прежде всего, это различные пальчиковые упражнения как шариком Су-Джок, так и с эластичным кольцом. Движения могут быть различными — круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д. Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т.д.
Эту работу можно проводить в течение 1-2 минут перед выполнением заданий, связанных с рисованием, лепкой, письмом, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях.

Достоинства Су – Джок:
— Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
— Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не эффективно.
— Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком  

Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться всю жизнь.
Су – Джок с виду — симпатичный шарик с острыми шипами, но, удивительно, сколько пользы он может принести. 

Попробуйте покатать его между ладонями — тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. 

Приемы Су – Джок терапии:
Массаж специальным шариком. 
Массаж эластичным кольцом.
Массаж стоп.
Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей.
Рассмотрим некоторые формы работы с детьми:

1.Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Этот шарик непростой, -(любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. — (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть — (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем -(катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком
Как колобок мы покатаем, -(катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём, 
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки. 

«Шарик»
Шарик я открыть хочу. 
Правой я рукой кручу. 
Шарик я открыть хочу. 
Левой я рукой кручу.
Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.

2.Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)
«Дорожка»
Кольцо на пальчик надеваю. 
И по пальчику качу. 
Здоровья пальчику желаю,
Ловким быть его учу.

3.Рассказывание сказок с использованием шарика
СКАЗКА «ЁЖИК»
Жил был ёжик (показываем шарик-массажёр).Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки). Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони). Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно), вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони), опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу), заметил речку, побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу), снова вернулся на полянку (между ладонями), посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику), вернулся на полянку и увидел горку, решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему). Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони), увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его). Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку.
Дыхательная гимнастика: Вдох через нос, выдох на ладонь руки, повторить 2 раза.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком
Открываем шарик и достаём массажное колечко. Поочерёдно надеваем его на каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз.
Ёжик увидел грибок и поспешил сорвать его (на большой палец), заметил цветочек и понюхал его (на указательный), нашёл красивый листочек и подбежал его посмотреть (на средний), приметил ягодку и сорвал её (на безымянный), нашёл шишку и взял её для своей мамы в подарок (на мизинчик). Ёжик так весело гулял по лесу, что не заметил, как стало темнеть. Наступал вечер. Довольный прогулкой он отправится домой (закрываем шарик, катаем между ладонями).
Это лишь некоторые примеры использования Су – Джок терапии в нашей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком
Систематически выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Поэтому мы рекомендуем шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук.

«Использование стеклянных камушков «Марблс» для развитии мелкой моторики и мыслительных операций.

Консультация для родителей.

«Использование стеклянных камушков «Марблс» для развития мелкой моторики и мыслительных операций».

Вся жизнь ребенка – игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, — необходимый элемент в системе логопедического воздействия.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком Применение камушков «Марблс» это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

В ходе упражнений предусмотрено, с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой – приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в разных видах деятельности.

Шарики получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные). Современные Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки. Красота камушков завораживает настолько, что и взрослым и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.

Далее предложенные задания предназначены для детей от 3-х лет и до 7-8 летнего возраста, а также для детей с отклонениями в развитии (ДЦП, ЗПР, ОНР, ФФНР).Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре.

В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется педагогом.

Цели использования данного пособия:
1. Формировать правильный захват шарика кистью руки;
2. Развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук;
3. Развивать в ориентировку на плоскости;
4. Работать над дифференциацией цветов;

5. Упражнять в счете;
6. Обогащать словарный запас;
7.Развивать фразовую речь;
8. Развивать внимание, память и мышление;
9. профилактика дисграфии;
10. Воспитывать положительный эмоциональный настрой ребенка на занятии.

Перечень игр с Марблс и их описание:

1. Использование камушков Марблс при изучении лексических тем.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком

«Собери по образцу». Предлагается картинка — образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.

Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.

Упражнение «Помоги»

Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой деятельности. Усвоение названий цветов.

2. Выложи по контуру.

Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация.

«Заполни пустой шаблон»

Цель: развитие мелкой моторики рук, усидчивости, зрительного внимания, воображения, логического мышления.

Детям предлагается заполнить пустую картинку, которая имеет только контур, учитывается цветовая гамма.

«Продолжи»

Детям предлагается продолжить дорожку или ряд.

«Любопытные гусенички»

Цели:

  • развивать фантазию ребенка,

  • обогащать словарь,

  • подбирать камешки определенных размеров и цветов.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком

Дети подбирают камешки определенных цветов и размеров и украшают гусениц.

Обратить внимание, что гусеницы ползут к норкам, а кто может жить в этих норках. Далее идет работа с шариками.

Подбор по цвету, счет, заполнение норок мелкими блестящими бусинками.

 Придумать продолжение сказки.

Жила – была маленькая гусеничка. Она знала, что однажды станет прекрасной бабочкой. Но время шло, шло, все ее подружки уже давно порхали над цветами, а бедная гусеничка никак не могла превратиться даже в куколку………

Продолжение сказки придумывают дети.

 «Бабочка красавица»

«Волшебный мешочек».

1 вариант. Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком

2 вариант. Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камушек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. жёлтый камушек — жёлтая репка, жёлтое солнце, и т. д.

4. Составление предложений.

Цель: Развитие связной речи, закрепление предложно-падежных конструкций.

1. Составление предложений с предлогами.

2. Составление предложения с заданным словом.

3. Сосчитать сколько слов в предложении

5. Развитие пространственных представлений

1. Помоги бабочке долететь до цветка.

2. Помоги двум друзьям встретиться.

3. Поможем Дюймовочке выбраться из болота, построив дорожку из камушков, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом ИК. Например: мячик, столик, фантик и т. д. Цель: Учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Задание: Педагог дает устные задания типа: Положите красный камушек в центр листа.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком Синий — в левый верхний угол, зеленый — в правый верхний угол, синий — в правый нижний; зеленый — в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом. Педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.

«Разноцветные дорожки» Следуя, по дорожке описывай свой путь. Например: «Я иду  по зеленой дорожке, которая идет вверх, направо, вверх  налево, вверх, направо, вверх». Я иду по красной дорожке. Дорожка идет налево, вверх, налево, вниз, налево, вверх, направо, вверх.  Я иду по желтой дорожке. Желтая  дорожка идет:  вверх, налево, вверх, направо, вниз, направо, вверх, направо.

Последнюю дорожку выложи камушками синего цвета, опиши ее маршрут, используя слова направо, налево, вверх, вниз.  

«Лабиринты». Цель: Развитие пространственных отношений

6. Развитие тактильных ощущений.

Упражнение «Найдем предмет» или «Угадай-ка».

Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камушков «Марблс» (Например: небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком д.) Оборудование: емкость глубокая, камушки «Марблс», игрушки из киндер-сюрпризов. Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.

«Золушка».

А). Разбери по цвету.

В общей емкости большого объема находятся цветные камешки одной формы, но разных цветов, необходимо разобрать в меньшие емкости камешки по цветам.

Б). Разбери по форме.

Так же, как и предыдущая, только камешки разной формы – овальные, круглые.

В). Разбери по размеру.

Так же, как и предыдущие, только камешки разных размеров – большие и маленькие.

7. Работа по коррекции дисграфии.

Игра «Зеркало». Детям рассказывается история о буквах — модницах, которые так любили смотреть в зеркало, что, в конце концов, запутались; где они и где их отражения. Детям предлагается помочь буквам, убрать их неправильные отражения.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком Игра «Техники». Восстанавливаем сломанные слоги (АП, КИ, УХ). Игра «Разгляди буквы».

7. Знакомство с буквой.

Цель: закрепить зрительный образ изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук. Оборудование: камушки «Марблс», карточки с образцами букв для наложения камушков. Для детей с низкими моторными навыками специально подготовленные камушки и образцы .

8.Развитие внимания, памяти и мышления.

«Крестики – нолики»

Как обычные крестики — нолики, только фигурами одного размера, но разного цвета; разного размера; разной формы.

9.Развитие счета.

«Весёлый счёт»

Выложить столько камешков на столе, сколько:

— У человека носов?

— Сколько пальцев на одной руке? на двух?

— Сколько ушей у собаки?

— Сколько глаз у кошки?

— Сколько крыльев у птицы?

— Сколько ножек у стола? и т. д.

10. Положительный эмоциональный настрой.

Самостоятельные игры.Шарики для развития мелкой моторики рук: Развиваем мелкую моторику: упражнения с мячиком Дети придумывают сюжет сами.

Игра в Марблс признана детскими психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камушков пробуждают в ребенке чувство прекрасного.

Как играть с игрушкой шнуровкой? Для развития мелкой моторики рук и речи!

2018-03-14 16:14:37   0