Разное

Русские народные сказки история: Доклад на тему Народные сказки 3, 5 класс сообщение

Доклад на тему Народные сказки 3, 5 класс сообщение

Сказки – это сокровища народной мудрости. В далёком прошлом с помощью устного народного творчества люди могли выражать свои мысли, отношение к окружающему миру, к действительности. В каждой сказке присутствует высокая воспитательная направленность, для того чтобы дети с самого юного возраста учились поступать правильно: быть справедливыми, добрыми, честными, смелыми, отзывчивыми, а также уважали старших и умели отличать добро от зла.

Сказки делятся на три группы: волшебные, бытовые, о животных. Бытовые – отражают сущность повседневной жизни. Как правило, в сюжете присутствуют колоритные персонажи, благодаря которым высмеиваются различные отрицательные качества человека: жадность, глупость, высокомерие. К данному виду сказок относятся, например: «Репка», «Мужик и барин», «Каша из топора».

В волшебных сказках читатель погружается в невероятный, фантастический мир, где добрые силы и правда сражаются с несправедливостью и злом. Главный герой обычно наделён храбростью, мужественностью и сообразительностью. А целая «армия зла»: Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч – посылают главным героям испытания и беды, с которыми они должны достойно справиться. Например, в сказке «Морозко» Настенька никогда не унывала и не жаловалась, несмотря на тяжелую судьбу. Она ко всем была добра и почтительна, не ленилась и верила в чудеса, это помогло ей обрести друзей и жить счастливо.

Благодаря сказкам о животных дети узнают больше и о взаимоотношении между людьми. Ведь животным присваивают особые качествами, черты характера, как у большинства людей. Медведь обычно добродушный, сильный, заяц – трусливый, а лиса – коварная и хитрая. Использование в произведениях таких образов помогает детям лучше понять жизненные ценности, сформировать правильное и позитивное восприятие мира. Например, сказка «Царевна-лягушка» учит тому, что нельзя судить человека только по его внешности, нужно обращать внимание на поступки и душевные качества, которые иногда скрываются «под лягушачьей кожей».

Сказки – это один из самых любимых и популярных жанров фольклора. Они нравятся не только детям, но и взрослым, потому что в них присутствует глубина идей, интригующий сюжет и поучительное, иногда даже философское заключение. Некоторые сказки пробуждают интерес к жизни, расширяют кругозор, приобщают к культуре, к родному языку, а главное, к мудрому народному опыту.

Доклад №2

Сказки любят не только дети, но и взрослые. Они дают людям всё то, чего им не хватает в реальной жизни: волшебство, далёкие путешествия и тот факт, что добро всегда побеждает зло.

С давних пор люди сочиняли сказки. В них они выражали свои мечты, надежды и желания: всё, чего не было в тяжёлой жизни народа. Таким образом возник жанр народной сказки. Кто именно придумал эти сказки и является подлинным автором произведений  выяснить невозможно. Сказки передавались из поколения в поколение. Что-то оставалось неизменным, а что-то сочинялись и прибавлялось к уже существующей истории.

У каждого народа были свои сказки. И хотя герои сказок отличаются, но смысл и суть сказаний очень похожа. Добро всегда должно победить зло. Отрицательные персонажи сказок оказываются наказаны, а положительные герои получают награду.

Самыми распространенными народными сказками являются сказки о животных и волшебные сказки. В русских народных сказках самыми популярными героями можно назвать лису, волка, зайца, медведя, кота, собаку, Бабу-ягу, Кощея Бессмертного, царя, мужика и тому подобных персонажей. Они олицетворяют определённые качества характера и пороки: лиса — хитрость, медведь — силу, кот — находчивость.

Народные сказки были отдушиной для простого народа, который не мог открыто противостоять богачам. Только в сказке бедный мужик мог перехитрить царя и получить большую награду. Простой парень мог жениться на царевне и сам стать царём. Когда у людей не было достаточно еды, они сочиняли сказки о скатерти-самобранке. Бедный народ не имел возможности путешествовать по миру. Тогда в сказках и появлялся корабль-самолет и сапоги-скороходы, которые могли в мгновенье ока перенести человека в любую страну.

Самыми же увлекательным были и будут сказки о волшебство. Каждый мечтал иметь волшебную палочку или цветик-семицветик. Ведь как здорово получить желаемое и не трудиться для этого продолжительное время.

Сказки были и будут любимы всеми людьми, ведь они дают возможность окунуться в волшебство и отвлечься хоть на мгновенье от трудностей жизни.

3, 5 класс по литературе, для детей

Народные сказки

Популярные темы сообщений

  • Компьютерная мышь

    Компьютерная мышь — это устройство, которое преобразует механическое движение в управляющий сигнал. Пользователь перемещает мышь по плоской поверхности, а курсор повторяет эти движения на экране компьютера.

  • О рыбах Щука, карась, окунь

    По своей природе щука относится к хищникам. Она буквально стала грозой не только рек, но и озер. Эти места полностью стали родным домом этой рыбы. Она выбирает себе водоем, в котором обязательно должны быть камыши и разнообразные

  • Комнатные растения

    Комнатные растения играют важную роль в украшении дома. В отличие от фарфоровых статуэток, они приносят пользу здоровью людей. Цветы и другие зелёные растения очищают воздух и убивают микробов.

определение понятия, история возникновения и бытования, современное состояние жанра. Классификация.

 Народная сказка – устное повествовательное художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел, рассказываемое в воспитательных или развлекательных целях. «Сказка-ложь, да в ней намек, добру молодцу урок».
Сказку всегда относили к разновозрастной аудитории, но только в ХХ веке стала в основном принадлежать детям. Само название появилось не сразу, Н.В. Новиков предполагает, что в Древней Руси разнообразные устные рассказы назывались «байками»(«баять» — говорить)Сказка-документ, основанный на фактах(«ревизская сказка» именно в таком значении употребляли Пушкин, Гоголь). Скорее всего к середине ХIХ веке байка была названа сказкой.

Сказка пришла на смену мифу. Э.В. Померанцева(фольклорист ХХ в.) свидетельствует: первые упоминание относятся к Киевской Руси. История русской сказки богата событиями.
В конце XVIII века сказку стали записывать, на основе народных стали создавать литературные сюжеты.
Классификация: В.Г, Белинский делил на два рода сказок: 1. богатырские 2. сатирические(быт народа, его домашняя жизнь, нравственные понятия, и этот лукавый русский ум).
Афанасьева классифицировала по времени создания и сюжету. Выделяет:
-сказки о животных(самые древние)
-волшебные сказки
-бытовые сказки
-авантюрные сказки
-докучные сказки.
Архитектоника или эстетический план построения сказки имеет общие для всех видов элементы.(Присказка- подготовить слушателей к восприятию сказки «Ай, потешить вас сказочкой?..».
Зачин- начало сказочного действия, уводит читателей в сказочный мир «В некотором царстве..». он определяет: 1.место действия, 2.время действия, 3.героев сказки.
Основная часть сказки- трехступенчатое строение сюжета: подготовительная цепь действий, центральное действие и развязка.
Исход или концовка- заключительная часть сказки. «Стали жить поживать и добра наживать..»
Художественное время сказки не выходит за пределы поступательного развития действия(действие движется только вперед, не зная побочных линий и ретроспективы), никогда не имеет точного обозначения и реального соответствия чему-либо. Художественное пространство сказки не имеет реальных очертаний. Оно неопределенно, легко преодолимо. Герой не знает никаких сопротивлений среды: «поезжай отсюдова, куда глаза глядят…»
Стилистические формулы- фразы без изменения или с незначительными изменениями переходящие из сказки в сказку: «жили-были, утро вечера мудренее..».
Ретардация- формула утроения: трижды кот наказывает петуху не откликаться на зов лисы.

Народная сказка – устное повествовательное художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел, рассказываемое в воспитательных или развлекательных целях.(Чичеров В.И.)
А. Синявский говорит о том, что сказка преследует, прежде всего, развлекательно-эстетические задачи, а не задачи утилитарные или воспитательные. Сказка не учит, как надо жить, а если и учит то делает это попутно и без нажима.
У сказки специфическая поэтика. Сказка – жанр эпический, прозаический. Сказка всегда бытовала в разновозрастной аудитории и только в 20 веке стала в основном принадлежать детям. Н.В.Новиков предполагает, что в Древней Руси разнообразные устные рассказы назывались байками (баять — говорить). Человек, рассказывающий сказки назывался бахарем.

Наиболее распространенное мнение о том, как появилась сказка следующее: сказка пришла на смену мифу. Миф (Пропп) это рассказ о божествах или божественных существах, в действительность которых народ верит. Иссякающая вера превращает миф в сказку.
Первые упоминания о русской народной сказке относятся к Киевской Руси (10-11века, Померанцева). Отношение к сказке было двояким: развлекательный жанр, интерес к его содержанию, запрещение сказки, гонения на сказочников. Не только фольклорные, но и литературные сказки перестали издавать в 20 веке.
В 1930е гг в защиту этого жанра выступил М.Горький. Он признал право на жизнь старых сказок и призвал создавать новые, которые будут способствовать развитию в человеке творческого начала, будут признаками новой культуры.
С конца 18 века, в отдельных случаях и раньше, сказку стали записывать, на основе народных создавать литературные сюжеты. Большую роль играла личность сказочника. Сказки разыгрывались – театр одного актера. Ценилось знание и разнообразие сказочных сюжетов.
В.Г.Белинский в статье «О народных сказках» предпринял первую попытку классифицировать их, разделив на два рода – богатырские и сатиристические (виден быт народа, его домашняя жизнь, лукавый русский ум). От Белинского остался призыв записывать сказки под диктовку народа.
А.Н. Афанасьев систематизирует сказки, положив в их основу классификации время создания сказок и сюжет. Он выделяет сказки о животных, волшебные, бытовые, авантюрные (новеллистические) и докучные сказки. Вне этой классификации сказки условно делятся на произведения для детей и произведения для взрослых, а так же сказки и для той и другой аудитории. Бродячий сюжет (см пред вопрос)

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Все авторы — Русские народные сказки

Классические  Русские народные сказки. Самые популярные русские народные сказки с иллюстрациями (цветными и черно-белыми). В старину на Руси красивые, добрые, умные, работящие девицы назывались красные, или красны девицы.

Сивка-бурка — русская народная сказка  в обработке М. А. Булатова. рисунки С.Ярового Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурачком звали. Посеял раз старик пшеницу. Добрая …

Морозко Русская народная сказка художник П.Г.Помаренко Жили-были дед и баба. У деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься — бита и недовернешься — бита. А родная …

МОРОЗКО (Русская народная сказка) У мачехи была падчерица да родная дочка, родная что ни сделает, за всё её гладят по головке да приговаривают: умница! А падчерица как ни угождает — ничем не угодит: …

ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА (Русская народная сказка) В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицею; у него было три сына — все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, …

НИКИТА КОЖЕМЯКА (Русская народная сказка) Около Киева появился змей. Много народа потаскал он в свою берлогу, потаскал и съел. Пришёл черёд царской дочери. Схватил змей царевну, потащил её к себе в …

Буря-богатырь Иван коровий сын В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король со своей королевою; не имели они детей, а жили вместе годов до десяти, так что король послал по всем царям, …

Волк и козлята Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет — козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится …

Волк-лентяй. Дал однажды человек волку кусок хлеба. Волк съел и говорит: —Ох и вкусно! А как его делают?  —Надо землю вспахать.  —И тогда можно есть?  —Нет ещё. Надо боронить. —И можно есть?  …

Гуси-лебеди Русская народная сказка Жили-были муж и жена. Была у них дочка Машенька да сын Ванюшка. Собрались раз отец с матерью в город и говорят Маше: — Ну, дочка, будь умница: никуда не уходи, береги …

Золушка Жил-был вдовец, у которого была прелестная добрая дочка. Однажды он решил жениться вновь и взял в жены злую, эгоистичную женщину. У нее были две дочери, которые по характеру были как две капли …

ИВАН — КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они — не ленились, целый день трудились, …

КАША ИЗ ТОПОРА. (Русская народная сказка.) Шёл солдат на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу: —Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь открыла …

Крошечка Хаврошечка Русские народные сказки в пересказе Алексея Николаевича Толстого Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким-то и попала …

Лисичка сестричка и волк сказка с иллюстрациями Лиса и волк * * * Жил себе дед да баба. Дед говорит бабе: «Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой». Наловил рыбы и везет домой целый воз. Вот …

Мальчик с пальчик Русские народные сказки в пересказе Алексея Николаевича Толстого Жил старик со старухою. Раз старуха рубила капусту и нечаянно отрубила палец. Завернула его в тряпку и положила на …

ПОДИ ТУДА — НЕ ЗНАЮ КУДА, ПРИНЕСИ ТО — НЕ ЗНАЮ ЧТО — Русская народная сказка  Рисунки В.А.Милашевского В некотором государстве жил-был царь, холост — не женат. Был у него на службе стрелок по имени …

МОРОЗКО (Русская народная сказка.) Живало-бывало — жил дед, да с другой женой. У деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернёшься — бита и не довернёшься — бита. …

Царевна лягушка Русская народная сказка В некотором царстве, некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич. Позвал однажды царь сыновей и говорит им: — Дети …

Снегурочка Сказка I. Жили-были на свете дед да баба. Жили они, жили и состарились. А детей у них не было. И очень они о том горевали. Вот раз зимой выпало снегу по колено. Выбежали ребятишки на улицу …

Летучий корабль — Русские народные сказки

Жили-были старый крестьянин с женой. У них было трое сыновей. Двое старших были умны. Старуха их любила. Она готовила им вкусные блюда и стирала им одежду. Младший, которого звали Иван, был грязным и считался дураком.
Однажды царь послал вестников, чтобы объявить, что он хочет построить летающий корабль, и тот, кто построит его, получит руку своей дочери в браке, а также половину его королевства.
Два старших брата решили попытать счастья и построить такой корабль. Их мать испекла им пироги, жареного цыпленка и гуся, чтобы они были в пути, и дала им свое благословение.
Братья пошли в лес и начали рубить деревья. Они срубили много веток и не знали, что потом делать. Они начали оскорблять друг друга и вдруг заметили стоящего рядом старика.
— За что ругаетесь? — он спросил.
— Уходи, нищий! — ответили братья.
Через некоторое время братья вернулись домой.Спустя несколько дней Иван умолял родителей тоже попытать счастья.
— Вы никогда не сможете совершить такое путешествие и, вероятно, будете съедены дикими животными по дороге, — сказала мать.
Самый младший настоял на своем решении и отправился в путь. Мать дала ему толстый кусок черствого хлеба и отправила в путь.
Иван пошел в лес, упал с высокой сосны и начал строить летающий корабль. К нему подошел старик и спросил:
— Что ты здесь делаешь?
— Я строю летающий корабль, — ответил Иван.
— Построить такой корабль сложно.
— Старики мудрые, дайте, пожалуйста, дельный совет, — попросил Иван.
Старик проинструктировал Ивана, как построить летающий корабль, и Иван построил его с большой легкостью. Старик похвалил Ивана за хорошую работу и предложил перекусить.
— Предлагаю только черствый хлеб. — гадко, — грустно сказал Иван.
— Неважно, дай мне свой хлеб, — ответил старик.
Иван подал ему хлеб, и он превратился в свежеиспеченный пшеничный хлеб, как только старик к нему прикоснулся.После трапезы они отправились в плавание, и старик наставил Ивана:
— Ты должен взять на борт каждого попутчика, которого встретишь!
Иван горячо поблагодарил старика. Едва он сел в корабль, как он поднялся в воздух, взлетая высоко над верхушками деревьев, реками и широкими полями. Летя, он заметил внизу человека, стоящего на коленях и прижатого ухом к земле. Иван очень удивился и спросил мужчину:
— Что ты делаешь, прижав ухо к земле?
— Я слушаю, как поют птицы в далеких Южных землях.Я слышу все, что происходит, где бы это ни было, — ответил мужчина.
— Присоединяйтесь ко мне на моем летающем корабле! — воскликнул Иван.
Мужчина согласился, поднялся на борт и они улетели в голубое небо. Они не улетели далеко, когда увидели человека, прыгающего на одной ноге с привязанной к уху другой. Иван потребовал у него:
— Почему ты на одной ноге прыгаешь, а другую привязанную к уху?
— Если я этого не сделаю, я мгновенно перешагну через мир, — ответил мужчина.
— Тогда приходите и присоединяйтесь к нам на моем летающем корабле! — предложил Иван, опуская корабль на берег.
Человек на одной ноге запрыгнул в корабль и улетел, и они снова пролетели над лесом и лугом, пока не заметили человека, стреляющего в небо из своего ружья в никуда. Иван опустил свой корабль и спросил человека, почему он целится в небо, когда птицы не видно.
— Я целю из ружья в грейхена, который сидит на дереве в тысяче километров отсюда, — ответил мужчина.
— Присоединяйтесь! — сказал Иван.
Когда он был на борту, Иван отплыл. Снова и снова они плыли по бескрайнему небу, пока не увидели внизу человека, несущего на спине мешок хлеба. Иван довел корабль до уровня человека и спросил:
— Куда ты идешь с таким грузом?
— Я еду в город за хлебом к обеду, — ответил мужчина.
Иван растерялся и воскликнул:
— А у тебя же на спине целый мешок хлебов!
Человек ответил:
— Ничего подобного.Я мог проглотить это залпом и при этом остаться голодным, — ответил мужчина.
— Присоединяйтесь к нам! — крикнул Иван, садясь на корабль рядом с Голодным, принявшим предложение.
Как только он поднялся на борт, они взлетели. Они не ушли далеко, когда увидели человека, ходящего вокруг озера. Иван его спросил:
— Почему ты идешь вокруг озера?
— Я хочу пить, но не могу найти воды, — ответил мужчина.
— Но перед вами целое озеро! — сказал Иван.
— Я бы проглотил это озеро залпом и все равно захотелось пить, — ответил мужчина.
Иван пригласил его присоединиться к его путешествию, и Жаждущий поднялся на борт. Один они летели, пока не увидели человека, идущего в лес с пучком хвороста за спиной.
— Зачем хворост в лес везешь? — спросил Иван.
— Это не просто хворост. Стоит только разбросать его по равнине, и вырастет целая армия.
Этот человек также присоединился к кораблю, и вскоре после этого они встретили человека, несущего тюк сена.Но это было не обычное сено. Каким бы жарким ни было солнце, ему достаточно было только разложить сено по земле, и поднялся прохладный ветерок, а вслед за ним снег и мороз.
Он был последним путником, присоединившимся к группе на корабле. Они продолжили путь и вскоре достигли королевского двора. В это время царь завтракал. Увидев приземляющийся летающий корабль недалеко от дворца, он немедленно приказал своим слугам выяснить, кто были посетители. Слуги сказали ему, что пришли простые крестьяне и нет ни одного знатного человека.Царь был крайне недоволен. Как он мог позволить дочери выйти замуж за простого крестьянина? Он попросил бояр помочь ему, и они дали ему следующий совет:
— Вы должны поставить перед этими крестьянами невыполнимые задачи, и вы сможете избавиться от них, не отступая от своего слова.
И царь приказал Ивану принести ему два кувшина: кувшин с водой жизни и кувшин с водой смерти — и принести их ему, прежде чем он закончит завтракать! Иван был в шоке, потому что не смог выполнить этот приказ.Giantsteps сказал:
— Не волнуйтесь, я принесу кувшины через минуту!
Гигантский Шаг отцепил ногу от уха, побежал в далекое королевство и собрал кувшины. Тогда он подумал про себя: «У меня много времени, и можно отдохнуть». Он сел под большим дубом и задремал. Вернувшись во дворец, царь как раз заканчивал свой завтрак, и людям на летающем корабле стало не по себе. Первый странник (тот, кто мог слышать малейший звук вблизи и далеко) приложил ухо к земле и услышал могучий храп гигантских шагов под большим дубом.Стрелок взял ружье и выстрелил в дуб. Желуди упали на голову Ступеньки гиганта и разбудили его. Гигантские шаги вскочили и за несколько секунд понесли воду. Царь посмотрел на кувшины с Воды Жизни и Воды Смерти и решил испытать волшебную воду. Слуги поймали петуха и облили его водой смерти. Петух сразу умер. Тогда слуга плеснул на него Живой водой, и петух вернулся к жизни.
Провалив первое задание, царь поставил второе. На этот раз это было еще более невозможно: съесть дюжину жареных быков и дюжину свежеиспеченных хлебов за один присест.Иван простонал:
— Я не мог за неделю съесть ни одного быка!
Голодный мужик успокоил Ивана и сказал:
— Не волнуйся, этого хватит только на аппетит!
Итак, Голодный Человек съел двенадцать жареных волов и двенадцать свежеиспеченных хлебов одним глотком — а затем потребовал еще! Царь был в ярости. Он приказал налить по сорок ведер пива в каждую из сорока бочек и приказал выпить все это одним глотком.
И снова Иван удручился. Но Жаждущий его подбодрил:
— Я могу выпить их всех одним глотком, и еще останется место для большего!
Так и было.На этот раз царь был в отчаянии. Он приказал нагреть железную баню до белого каления. Ивану пришлось провести в нем ночь, парясь. «Это наверняка положит ему конец, — подумал царь.
Иван вошел в баню в компании Соломенного Человека, который рассыпал сено по железному полу. Из-за этого температура падала так медленно, что Иван едва умылся, как вода превратилась в лед. Когда на следующее утро царь отпер баню, Иван вышел, вымытый, чистый и свежий, как ромашка!
Царь был вне себя от ярости.Он приказал Ивану к утру собрать целый полк. Наконец, он нашел лучшее решение всей проблемы, ибо где простой крестьянин мог собрать армию? Он избавится от Ивана раз и навсегда!
Иван огорчился, потому что не смог выполнить этот заказ. Хворост внезапно воскликнул:
— Ты меня забыл! Я могу воспитать целую армию воинов в мгновение ока. И если после этого царь откажется отдать дочь, наша армия завоюет его королевство!
Утром Иван и его друг пошли в поле и расстелили хворост на траве, и в мгновение ока показалась огромная армия конницы, пехоты и артиллерии.
Когда царь проснулся на следующее утро и увидел перед своим дворцом армию со знаменами и вымпелами, развевающимися на утреннем ветру, он испугался и приказал своим генералам отвести царскую армию. Царское войско проиграло битву, и Иван ворвался во дворец. Царь очень испугался, он пресмыкался у ног Ивана, прося его жениться на его дочери. Иван сказал:
— Я тебя больше не буду подчиняться!
Иван выгнал царя из царства и женился на царевне. После этого Ивана больше никто не называл «Дурак».Он стал умным правителем, справедливым по отношению к простым людям. Все его любили и уважали, особенно принцессу, с которой он счастливо прожил остаток своих дней.

Собрано и отредактировано Михаилом Терлецким

: Обычаи, обычаи и традиции :: Культура и искусство :: Россия-Инфоцентр

Куклы всегда были одними из самых любимых детских игрушек и были неотъемлемой и важной частью любой культуры. Базовые представления о человеческих отношениях и сложном мироустройстве передаются ребенку с помощью всевозможных игрушек.Что касается традиционных народных кукол, то на протяжении веков они были средством передачи священных общих ценностей и знаний следующему поколению.

Русская народная кукла имеет богатые традиции и историю. Было время, когда куклы спасали жизни людей, заменяя людей жертвами в ритуалах жертвоприношения. Куклы-манекены, которые приносились в жертву различным богам, носили свои особые имена, такие как Кострома, Морена, Купало, Ярило и т. Д. (Некоторые из них соответствовали именам идола). Взамен люди просили счастливой любви, обильных урожаев, здоровья и благополучия.

Куклы были импровизированы из всего, что было под рукой: из соломы, глины, дерева, луба, кукурузных початков, корней травы, золы, веток и сучьев деревьев и т. Д.

Во времена старых кукол никогда не оставляли в доме перевернутыми, а «бережно хранили в корзине, или в сундуках с тиснением, либо в лаптях. Таким образом они переходили от одной девушки к другой ». Дело в том, что в те времена крестьянские семьи были очень большими, до 11-15 детей в каждом доме. Они считали, что для того, чтобы в будущем стать хорошей мамой, девочка должна играть в куклы.

Виды и назначение кукол

Куклы делятся на три большие группы по своему назначению: куклы-амулеты, игровые и ритуальные куклы.

Кукла-амулет . Интересно отметить, что у кукол из ткани не было лица. Обычай был связан со старинными поверьями, в частности, с ролью талисмана куклы как магического предмета. Эти «безликие куклы» служили чурингами: отсутствие лица показывало, что кукла была неодушевленной вещью и, таким образом, не была доступна злым силам, чтобы поселиться в ней.Кукольные платья всегда были яркими и расшиваемыми значимыми магическими символами.

Куклы игровые предназначались для детских забав. Их изготавливали методом сшивания или складывания. Сложенные куклы не нуждались ни в игле, ни в нитке: деревянную палку обматывали толстым куском ткани и обвязывали веревкой; затем к палке привязывали голову и руки, которые потом нарядно одели. Некоторым играющим куклам не требовалась даже палка: кусок ткани просто обматывали вокруг его оси и завязывали ниткой.Таким же образом были сделаны голова и руки.

Ритуальные куклы . Многочисленные обряды в Древней Руси проводились с помощью специально изготовленных кукол. Ритуальные куклы считались священными и хранились в Святом углу избы. Считалось, что если в доме будет домашняя кукла Плодородия, она принесет хороший урожай и будет наслаждаться богатством.

Кукла Купальщица символизировала начало купального сезона. Его сплавляли по реке, и ремни, привязанные к его рукам, уносили с собой все болезни и горести людей — такова была концепция всеочищающей силы воды.

Знаменитая ритуальная большая кукла Масленицы была сделана из соломы или лыка, но с непременным тонким стеблем березы.

Кукла из золы была подарена молодожёнам на свадьбе как старинный символ продолжения рода и посредник между живым и потусторонним миром. В каком-то смысле он символизировал обращение духа предков к своим потомкам.

Некоторые ритуальные куклы использовались для исцеления. Среди них были куклы Козьмы и Демьяна из целебных трав, таких как тысячелистник, ромашка и другие.

К сожалению, в наши дни старые традиции изготовления кукол утратили свою популярность и практически канули в Лету. Исключение составляют, пожалуй, большая кукла-кукла Масленицы, которую сжигают на Масленичной неделе, прощаясь с зимой, и куклы-домовые, которые хранятся в некоторых домах как амулеты, а точнее как забавные сувениры.

Подробнее: Матрешка Матрешка


Источники:
paganism.ru
talantik.ru


Фото:
рустой.ru
mk.ru
naivmir.ru

Русские сказки знает каждый русский

Сцена из русской сказки | © Иван Билибин / Wikimedia Commons

Хотя сказки могут казаться просто сказками для детей, они имеют гораздо большее культурное значение, чем мы думаем. Сказки отражают убеждения людей, их моральные ценности и часто их невероятное воображение. Русские не новички в сказках, и чтение сказок детям — часть их пути к их воспитанию.Вот краткий список историй, которые знает каждый россиянин и которые глубоко укоренились в коллективном сознании.

Жар-птица — один из самых узнаваемых персонажей русского фольклора. Несмотря на красивый внешний вид, эта птица не так уж и хороша. В сказке она постоянно крадет золотые яблоки из королевского сада. Король отправляет своих сыновей на поиски этого мифического существа и обещает найденному полцарства. Из названия ускользает, что это сделал младший сын Иван.Чтобы понять, какое место занимает серый волк во всей этой истории, вам просто нужно прочитать ее самому.

Ловля перышка Жар-птицы | © Иван Билибин / Wikimedia Commons

Слегка абсурдная и болезненная сказка, но, тем не менее, она очень нравится детям. Младший брат, Иванушка, постоянно пытается напиться воды из луж, но сестра предупреждает его, что, сделав это, он может оказаться животным. С третьей попытки Иванушка действительно превращается в козла.Но даже в качестве козла Иванушка попадает в беду и попадает в плен к Бабе Яге (ведьма-злодейка в русских сказках). Баба Яга продолжает топить сестру, оставив обоих братьев и сестер в небольшом фиаско. Вам нужно прочитать рассказ, чтобы узнать, как сестре удается «развеяться» и как брат снова становится человеком.

Как и во многих сказках в западных культурах, жестокие мачехи — постоянные злодеи во многих русских сказках. Так обстоит дело и с этой историей. У старика и старухи две дочери; одна была довольно непривлекательной, но младшая, Настя, была умелой и красивой.Мачеха или мать, как рассказывают некоторые истории, не любили их одинаково. Она хотела выйти замуж за свою любимую дочь, которая была менее привлекательной, но все потенциальные мужья моментально предпочли Настю. Старуха решает отослать Настю. Она велит мужу отвезти ее в лес посреди зимы и оставить там умирать. Жители леса, в том числе Дед Мороз, который в основном олицетворяет холод, решают помочь Насте из-за ее доброго сердца.

Настю в гостях у Деда Мороза | © Иван Билибин / Wikimedia Commons

Репа — это классическая русская сказка, которую многие знают наизусть с самого раннего возраста. Синопсис очень прост: старик вырастил очень большую репу. Вскоре он решил, что пора вытащить его из-под земли, но у него не было сил. Он стал звать всех членов семьи одного за другим, включая животных, чтобы они начали дергать за этот упрямый овощ. В конце концов, конечно, они добились своего, отметив победу своей групповой работы.История не раскрывает, что происходит с репой потом.

Кащей появляется в различных русских сказках, в том числе в одной, названной его именем. Он злой волшебник, который часто крадет красивых женщин, особенно благородных. Многие герои пошли за ним, и им повезло, ведь он не так уж и бессмертен. В одной истории есть тщательно продуманный способ убить его, но он настолько длинный и запутанный, что никто не может этого сделать. Чтобы убить Кащей, отважной душе нужно найти безымянный остров; на этом острове они должны найти дерево; под этим деревом есть сундук; в этом сундуке кролик; в кролике — утка; внутри утки находится яйцо; а в яйце — смерть Кащея, какой бы формы она ни была.Легко!

Кащей Бессмертный | © Иван Билибин / Wikimedia Commons

Это очень популярная детская сказка о теремоке (деревянный домик) , который пустовал в лесу. Впервые его обнаруживает мышь, которая начинает жить внутри. Постепенно различные животные просят разрешения на заселение, и количество жителей продолжает расти. Последним заселился медведь, который не влезет внутрь и решает поселиться на крыше, стремительно раздавливая весь дом.Удивительно, но животные не остаются расстроенными. Они просто решают перестроить дом и сделать его еще лучше. Мораль истории? Важно учиться на своих ошибках, но также — хорошо быть разборчивым в соседях по комнате.

И снова злые мачехи за работой. Василиса была красивой дочерью купца, который женился во второй раз после смерти первой жены. Мачеха ненавидела Василису и давала ей много тяжелой работы, которую девушка тупо выполняла. Мачеха решила переселить семью поближе в лес, где жила русская злая ведьма Баба Яга.Была надежда, что Баба Яга съест девушку, но она так и не забрела в хижину ведьмы одна. Однажды ночью мачеха и другие дочери решили отправить ее прямо туда.

Русский сказочный злодей Баба Яга | © Иван Билибин / Wikimedia Commons

Колобок — это большой круглый кусок теста. В этой истории пожилая женщина оставила на окне круглый кусок теста (при условии, что она оставила его там, чтобы подняться). И все же этот кусок теста имеет собственный ум и выкатывается в окно.Во время своего путешествия колобок встречает различных животных, рассказывая им, как он умеет убегать. Однако очень скоро его перехитрила лиса, которая лестью заманила колобка на нос, где тот его съел. Мораль истории: если вы большой кусок теста, не становитесь слишком самоуверенным.

Грузинские народные сказки

Было и не было совсем (Божьего да будет лучше!) жила когда-то женщина. Муж этой женщины умерла молодой, и у нее осталось четверо маленьких детей: три мальчика и один девушка.

Когда дети выросли, их мать сказала: «Дети, почему ты не заботишься о своей вотчине? почему ты так оставляешь заброшены? »Дети ничего об этом не знали вотчину и спросили у матери, где оно. Мать сказала им что это было в таком-то месте, но детям придется пойти длинный путь. Они спросили свою мать: «Поскольку это так далеко, когда мы иди на работу, кто нам принесет еду и питье? »Мать ответил: «Я пришлю твою сестру с твоей едой.’

Братья были довольны предложением матери и готов к запуску. Мать дала им лук и чеснок с ними, и сказал: «По дороге срежь шкурку и брось: когда твоя сестра принесет твою еду, она увидит это и знает, куда найду тебя. ‘

Братья пошли работать, а по дороге скинули шкуры как предложила их мать.

Рядом с этой тропой жила деви с сотней голов.однажды Мать Деви видела, как луковые очистки рассыпаны на путь; она собрала их все и положила на дорогу, ведущую к ней дом. Прошло три дня, и мать подумала, что ее сыновья еда должна быть почти закончена. Она приготовила для них еще, положила в сумке, отдал ее [69] дочери, и отправил к ней братья. Девушка вышла и пошла за луковой очисткой.

Она шла и шла и пришла к дому. В доме сидел старая женщина.Девушка закричала: «Мама, мама, ты можешь сказать? меня, если мои братья здесь работают? » Что ты хочешь с твоими братьями здесь? — спросила старуха. ‘Это дом деви с сотней голов; он скоро придет домой, так что мне лучше спрятать тебя, потому что, если он увидит тебя, он съест тебя. ‘

Мать деви взяла девушку и спрятала ее. В деви появился, неизвестно откуда. Он нес мертвую дичь и дрова.Он отвязал их от своей спины, вошел и сказал: «Мама, я чувствую запах человека! Кто сюда пришел? — Почему ты спрашиваешь? — спросила старуха; ‘Из страха перед тобой, птица не может летать на небесах, и червь не может ползать по земле ». Деви настоял, и его мать наконец уступила, и сказала: «У меня есть девушка, на которой я хочу, чтобы ты женился; если ты не хочешь съешь ее, я дам тебе ее увидеть ». Сын пообещал, и его мать вывела девочку. Когда деви увидел ее, она ему понравилась очень понравилось, и не ел ее.

Братья ждали и ждали свою сестру, и когда она пришла не пришли они встали и пошли домой. Они упрекали свою мать, говоря: «Почему ты не прислал нам еды?» Когда их мать услышала они говорят это, она заплакала и сказала: «Возле дороги живет стоголовый деви , и я боюсь, что он — пусть он проклят! — съел ее ». Братья не знали об этом devi , и когда они услышали о нем, они встали и пошли в доставить их сестру.

Пройдя хороший путь, они подошли к дому деви . В то время их сестра и деви мама сидела на крыше. Материнская пила деви они [70] подошли вдалеке и сказали ей невестка: «Смотри! ты ничего не видишь идете? »Ее невестка ответила:« Я вижу что-то вроде рой мух ». Горе их матери и моей мать сына! »- сказала мать devi , и спросил ее снова, через короткое время, что она видела. devi ’s жена ответила: «Я вижу троих мужчин». «Горе их матери и матери моего сына! — простонала старуха.

Три брата наконец пришли в дом деви . Там они увидели воду, но никак не могли перейти ее. Oни бросал камни и перешагивал так. Потом девушка увидела, что они были ее братьями; она спустилась и обняла их. Когда devi мать узнала, кто они такие, она приняла их, дала им еду, а затем спрятали их, говоря: «Если мой сын придет домой и видит тебя, он тебя съест.’

Потом пришла стоголовая деви , неизвестно откуда. На на одном плече у него были дрова, а на другом дохлая дичь. У двери он снял ношу и, войдя, сказал: «Я чувствую запах человека; кто пришел сюда? »Его мать пыталась скрыть правду, но ее сын не хотел оставлять ее одну, поэтому, наконец, она сказала: «Если хочешь, обещай не есть братьев твоей жены, я покажу им Тебя ». деви обещал, и старуха принесла три брата.

Вскоре после этого деви сказал жене братья: «Пойдем, приготовим ужин». Все пришли и начал очищать игру, которую принесла devi . Пока три Братья сняли шкуру с одного оленя, деви сняли шкуру с шестидесяти, разрезали их и бросил их в горшок. Потом он подошел, схватил оленя его зятья снимали шкуру и бросали в котел. [71]

Когда они сели ужинать, деви спросил у жены братья: «Вы едите кости или мясо?» Они ответил: «Что нам делать с плотью? Кости достаточно хороши для нас.Деви наполнил его рот, оторвал плоть, и бросил кости трем братьям. Потом он снова спросил: «Будете ли вы пить из doki 2 или из qantsi ? ’3‘ Из qantsi , — ответили братья. деви вылил doki вина себе, а он налил qantsi для них.

Когда они закончили ужинать и собирались ложиться спать, devi снова спросила: «Вы хотите спать в кровати или в конюшня? — А что нам делать с кроватью? поместите нас в конюшня! — ответили братья. деви лег в его кровать, а братья спали в хлеву. Утром, когда Деви проснулась, он сказал своей матери: «Мама, я голоден! » Мать понимала, что он имеет в виду, и не желая позволять ей невестка поняла, она так ответила: «Иди, сын, в стабильный; там, в хлебнице, три плохо приготовленных хлеба. Взять их и ешьте ».

Деви вошел в конюшню, где лежали братья. Он проглотил одного из них в дверях, два других положил в карман, и пошел в лес.

Между тем мать братьев ждала и ждала, и когда они не вернулись, она подумала: « devi должен съели моих сыновей ». Она горько плакала, слезы текли, пока они достигли небес. В этот момент мимо проходил мужчина. Он спросил причиной слез, и женщина сказала ему, что они были для потеря ее детей.

Тогда тот человек дал ей яблоко и сказал: «Разрежь это яблоко на сто штук и ешьте каждый день по три; когда [72] Яблоко готово, у тебя будет сын, и ты назовешь его имя Asphurtzela.’

Женщина сделала, как он сказал. Она яблоко на сто кусочков разрезала, и каждый день ел по три. Когда яблоко было закончено, она произвела сын, и назвал его по имени Asphurtzela. Asphurtzela росла как много в день, как другие дети растут за год.

Однажды, когда Аспуртзела играла с группой маленьких мальчиков, женщина прошла с кока 4, полная воды на ней плечо. Именно тогда Аспуртзела бросил свои кодчи ; 5 — кодчи . закружился в воздухе, ударил женщину кока и сломал Это.Женщина рассердилась и крикнула: «Да будет ты проклята! Но как я могу проклясть тебя, единственный сын твоей матери? За эту уловку может твои братья и сестра никогда не будут избавлены от когтей devi ! ’

Аспуртзела этого не понимала. Он поспешил внутрь и сказал его мать: «Дай мне пососать, мама!» «Какое время просить о таком, — сказала его мать. Но мальчик не стал бы подожди, значит, его мать исполнила его желание.

Аспуртзела укусил мать за грудь и сказал: «Скажи мне, мать, есть ли у меня братья? »Мать не хотела, чтобы он знаю, но ей было так больно, что она рассказала ему все.когда Асфуртзела услышал ее рассказ и приготовился уходить. Его мать умоляла его не оставлять ее, но мальчика не уговаривали, и изложил.

Он блуждал далеко и близко, и дошел до открытого поля, где увидел мужчины вспахивают землю. Он крикнул им: «Берегитесь, спасайтесь, идет стоголовая деви ! »Мужчины были охвачены ужасом и разбежались во все стороны. [73]

Аспуртзела перекинул плуг ему за спину, отнес его кузнецу и сказал: «Сделай мне из этого железа пару туфель, лук и стрелка.Кузнец так и сделал; Аспуртзела надела железную обувь, взяла лук и стрелы, и отправился на поиски стоголового деви .

Он отошел на некоторое расстояние и подошел к дому деви . В то время мать деви сидела на крыше, и, увидев, что кто-то идет, сказала невестке своей: «Ты видишь кого-нибудь, или мои глаза обманывают меня?» Когда она невестка заверила ее, что это был кто-то, Мать Деви простонала: «Горе матери его. груди, и горе груди матери моего сына! »

Тем временем Аспуртзела подошла совсем близко к дому и прыгнула. над ручьем и подошли к двери.Он увидел там молодую девушку, и сказал: «Конечно же, ты моя сестра!» Девушка знала только ее трое братьев, и не хотел этого признавать, но когда Аспуртзела сказала ей его рассказ, она поверила ему.

Тогда пришла мать деви и сказала: «Пойдем, дитя, я поставлю тебя в безопасность и скрою тебя, чтобы мой сын не съел тебя когда он вернется домой ». « Иди туда, собака старухи! май Бог посрамит тебя и твоего сына! — сказала Аспуртзела, и он с нетерпением ждал возвращения devi .

Как раз тогда появился devi с игрой, перекинутой через его плечо, и корни деревьев просунулись под его руку. Когда он увидел странное мальчик, смело стоя перед своим домом, он сказал себе: «Из страха передо мной птица не смеет летать на небесах, а червь ползет дальше. Земля. Кем может быть этот мальчик, который так расхаживает? по неосторожности? »

Деви обезумел от ярости, когда увидел его. Пламя вырвалось из его глаза; он бросил на него сердитый взгляд и [74] крикнул out: «Кто ты? и что ты здесь делаешь? » «Сказать тебе, кто я? Я брат твоей жены; я — Приди, чтобы быть твоим гостем, значит, ты должен быть моим хозяином, — сказала Аспуртзела.«Хорошо, — ответил devi , — заходите и приготовим ужин. Мы должны снять шкуру с дичи и приготовить ее ». начали снимать скин с игры, но к тому времени, когда devi снял скин с одного зверь, Asphurtzela закончила всю игру, бросила в горшок и приготовил.

Деви смотрела на Аспуртзелу с неподдельным удивлением. когда еда была приготовлена, и они сели ужинать, деви , по его обычаю, задай гостю вопрос: «Ты Пожиратель костей или плоти? » « Передай мне плоть, зачем мне есть кости? я собака, которая должна сделать это? » ответила Asphurtzela.Деви дала ему плоть и спросила: «Хочешь ли ты пить из qantsi или из doki ? »« Не обращайте внимания на doki , почему я должен a qantsi ? » devi дал ему doki , и погрузился в глубокие размышления. Когда пришло время ложиться спать, devi спросил: «Ты будешь спать в хлеву или в постели?» «Я мужчина, что мне делать в конюшне? Дай мне кровать, — сказала Аспуртзела.

Так было, что Аспуртзела спала в постели, и деви легла в конюшню. Он лег, но, увы! он мог бы не спать. Его единственная идея заключалась в том, как избавиться от этого неприятный гость. Когда он подумал, что Аспуртзела, должно быть, спит, он взял огромный меч и стал его точить. Шум заточки разбудил Аспуртзела, и он, угадав дизайн деви , вскочил с постели и положил под одеяло бревно.Затем он спрятался в комнате. Когда деви сделал свой меч ярким, как алмаз, он тихонько выскользнул, открыл дверь и бесшумно пошел к постели Аспуртзелы. Он поднял [75] свой меч изо всех сил и ударил с такой силой, что все пыль в кровати поднялась, и бревно было рассечено средний. Затем devi ушла и закрыла дверь.

Аспуртзела встряхнул свою кровать и мирно заснул.Утром, когда деви проснулся и увидел своего зятя, он посмотрел на него в изумлении, и сказал: «Чувствовал ли ты боль в ночь? — О нет! — сказала Аспуртзела. «Даже укус блох? — Нет. — Тогда давайте поборимся. «Очень хорошо», — сказала Аспуртзела, и бой начался.

Деви боролся и боролся, но не мог сдвинуть шурин. Тогда Асфуртзела напала на него и похоронила в измельченный до шеи.Он взял лук и стрелы, нацеленные на devi , и закричал: «Скажи мне скорее, что ты сделал с моими братьями, или я застрелю тебя ». devi был испугался и сказал: «Не убивай меня, я скажу тебе. В моем грудь — это сундучок, в нем лежат мертвые; там тоже есть платок, положи на них, и они оживут снова. ‘

Когда Аспуртзела услышал это, он разрезал деви груди, достал сундук, вынес своих братьев, поставил платок на них, и они ожили.Затем он выстрелил в свой стрелка на стоголового деви и убила его. Когда он разрезал на мелкие кусочки, он пошел к матери деви и убил и ее. Затем он узнал историю своих братьев и рассказал им его взамен.

Братья поверили Аспуртзеле, но в их сердца вошла зависть. когда они обнаружили, насколько он храбрее их. Наконец они все встал и пошел к дому. По дороге им пришлось проехать через открытое поле, где росло дерево, такое большое, что все поле было под его тенью.Асфуртзела сказал своим братьям и сестре: «Давайте отдохнем [76] здесь, я очень устала и закрываю глаза немного ». Братья согласились.

Аспуртзела легла у подножия дерева и заснула, как мертвый. Его братья сели рядом с ним и начали шептать один на другой: «Теперь, когда он убил стоголовую деви , что хорошего он может нам сделать? Пойдем, привяжем его к этому дереву и уйдем его здесь ». Они взяли тряпки, крутили их по кругу и привязал его к дереву так сильно, что кровь текла из его пальцев.когда его сестра увидела это, она умоляла их пощадить его, но они не слушай ее. Они крепко связали его, взяли сестру и пошли Главная.

Как только они вошли в дом, девочка сказала матери все. Мать вызвала проклятия на трех своих сыновей.

Когда Аспуртзела проснулся и увидел, что привязан к дереву, он изо всех сил пытался уйти, но не мог пошевелиться. Он оглянулся и увидел что его братьев больше не было.Он везде смотрел, а потом молился Богу: «О Боже, если я обманул своих братьев, пусть это дерево окрепнет, но если меня обманули, могу ли я вытащить его корни ». Сказав это, он попытался снова, и дерево пришла с корнем.

Тогда Асфуртцела встал и пошел домой, неся с собой дерево. Он пришел в дом и крикнул своим братьям: «Немедленно выходите. и отпусти мои руки! »Его братья побледнели и потеряли сознание от страха, но они вышли и освободили его.После этого Аспуртзела не пожелала жить со своими братьями, и приготовился уйти из дома. Его сестра и мать умоляла его остаться, но Аспуртзела не уступила.

Он ушел и скитался, пока не пришел в поле [77], где человек пахал; когда он поднял комок, он бросил его в рот и проглотил. Асфуртзела смотрела, смотрела и наконец сказала: «Человек, почему ты глотаешь эти комья?» «Есть в этом нет причин для удивления; Аспуртзела убила стоголовая деви , что там примечательного в моем глотании комья? — сказал глотатель комков.«Я Аспуртзела, так что пусть мы будем братьями », — сказала Аспурцела. Они пошли вместе.

Пройдя некоторое расстояние, они подошли к другому полю, где был человек с привязанными к ногам мельничными колесами, и в кармане были два зайца. Он отпустил обоих зайцев, а потом снова поймал обоих. Асфуртзела пристально посмотрела на этого человека, а затем сказала: «Человек, что ты делаешь? как ты можешь поймать этих зайцев? » «Аспуртзела убила стоголовую деви , что там замечательно поймал двух зайцев? зайцевод.6 «А это Аспуртзела, и он Будь тебе братом, если хочешь, — сказал глотатель комьев. Итак, они все пошли вместе.

По дороге товарищи договорились, чтобы каждый стрелял своей стрелой. в свою очередь, и на том месте, где он застрял, они должны съесть свою трапезу. В первую очередь выстрел глотателя комков. Его стрела застряла в очень неудобном место, но они пришли и поужинали там.

Потом заяц пустил стрелу, которая тоже застряла в неудобной место.Они подошли к нему и съели свой обед.

Последним бросил Аспуртзела свою стрелу, и она застряла на полке Дом, в котором жили трое девисов . В то время devis были женаты на трех прекрасных девушках. Они видели, как стрела воткнула их полку, и прекратили свадьбы. [78] Они пытались вытащить стрелой наружу, они боролись и боролись, но не могли сдвинуть ее. потом они сказали: «Так как мы не можем вытащить эту стрелу, пойдем прочь, на случай, если тот, кто стрелял, придет и поселится здесь.’ Oни оставили в доме только одного хромого деви , которого они спрятали в дымоход.

Трое друзей вошли, разложили ткань и приготовили свои ужин. Они от радости закинули шапки. Тогда они сказали: «Пойдем, пусть каждый из нас по очереди останется дома и приготовит еда. ‘

В первый день глоток комков оставался дома. Он приготовил еду. и одел его, когда вот! хромой деви сошел с дымохода, и сказал глотателю комьев: «Дай мне поесть и напиток.Он накормил его. «Дай мне поесть и напиться», сказал devi снова. Он снова дал ему поесть. Когда он сделал на то же самое требование в третий раз, глоток комков ответил: «Если ты все ешь и пьешь, что мне сказать моему товарищи? »Деви сказала:« Дайте мне есть и пить, или я съем тебя и твою провизию ». испугался и побежал к двери. devi сел и закончил вся еда.

Товарищи пришли домой и увидели, что еды нет, но какая имело значение? В тот день они справились, а на следующее утро покинули зайцевод в домашних условиях. С ним случилось то же самое, что и с комок-глотатель. Затем настала очередь Аспуртзелы.

Он приготовил для своего товарищи. Потом хромой деви вышел из дымохода, и сказал: «Дай мне поесть и напиться». Аспуртзела так и сделала. «Дайте мне поесть и попить», — снова сказала деви .Аспуртзела так и сделала. Когда он спросил в третий [79] раз, Аспурцела сказал: «Если я отдам тебе все, что будут делать мои товарищи?» «Если ты не дашь мне есть, я съем тебя и твою пищу ». Асфуртзела улыбнулся про себя, взял лук и стрелы и выстрелил в деви через сердце, и разрезать его пополам.

Голова деви покатилась в одну сторону, а тело в другую. Голова закричала: «Счастлив тот, кто последует за мной». тело закричало: «Горе человеку, который следует за мной.’ В тем временем товарищи Аспуртзелы вернулись. Они съели, а потом сказал: «Давайте пойдем и посмотрим, что голова деви обещал. ‘

Головка devi покатилась и упала в яму. Аспуртзела заглянула и увидела трех прекрасных девушек. Он был доволен, и сказал: «Давайте выведем их и поженим их». проскользнул глотатель комков, но, не дойдя до дна, он крикнул: «Горю, горю, вытащи меня», и они взяли его из.Потом заяц соскользнул, и то же самое случилось с ему. Затем настала очередь Аспуртзелы.

Он сказал своим товарищам: «Когда я кричу:« Я горю, я сжечь, дай мне спуститься в яму ». Он позвал многих раз: «Я горю», но товарищи только опустили его дальше.7

Он спустился в яму и увидел девушек, каждая превосходила другую, но младший был определенно самым красивым из всех. Он взял старший, и крикнул глотателю комьев: «Это твое! » Затем он послал вторую сестру, крикнув зайцевод: «Это твое!» отправить младшего в качестве его жены, но она возразила, сказав: «Иди ты первый, потом я приду, потому что я боюсь, что твои товарищи предадут тебе.[80] Аспуртзела была упрямой и настояла на том, чтобы иду первым. «Хорошо, — сказала девушка, — я иди, раз ты хочешь, чтобы я сделал это, но знай, твои товарищи будут не подтянуть тебя, закроют завесу ямы, и ты останешься здесь. Здесь будут протекать три потока; один черный, один синий и один белый; не подставляйте голову ни под что, кроме белой воды, дабы не утонуть ».

Все было так, как она сказала. Когда все три девушки встали, двое мужчин положил камни в устье ямы и покинул Аспуртзелу.Он был таким возмущенный тем, что тотчас же сунул голову под черную пружину, и сразу отнес в нижние регионы. Он бродил здесь и там, и пришел наконец к старухе хижине. Он крикнул: «Мама, мама, дай мне воды напиться». ребенок, — сказала старуха, — в настоящее время нет, мы получит его снова, когда дракон унесет наши принцесса ». « Какой дракон? » — спросила Аспуртзела. Старый женщина ответила: «Нашу воду удерживает дракон. ( гвелашапи ), и если мы не предложим ему в пищу человеческую жертву, вода не потечет.Мы все заплатили этот долг, кроме короля, и сегодня его дочь должна быть принесена в жертву. сосуд с водой, мама, я должен сейчас же спешить к колодцу ». — сказала Аспуртзела.

Женщина просила его не уходить, но он ее не слышал. Старый женщина встала и принесла ему сосуды. Аспуртзела разбила эти маленькие кувшинов с водой и сказал: «У тебя нет квеврис ? 8 принеси их мне ». Старуха показала ему, где квеврис шт.Асфуртзела взяла их и ушла.

Когда он подошел к берегу ручья, он увидел богато одетую [81] девушка сидит, проливая горькие слезы. Он спросил ее причину, и когда он узнал, что это дочь царя, он сказал: «Я буду здесь спать; когда придет дракон, разбуди меня. положил голову девушке на колени и заснул.

Вскоре появился дракон. Девушка боялась разбудить Аспуртзелу, и она плакала больше, чем когда-либо. Одна из ее слез упала Щека Аспуртзелы, и он проснулся.Когда он увидел дракона, он воскрес вверх, пустила стрелу и рассекла ее на куски.9 Дева, обрадовавшись, немедленно поспешила домой к отцу и сказала: «Так и так случилось: дракон мертв». Царь сначала не поверил этому, но когда другие поверили в рассказ, он послал искать молодежи. Он хотел, чтобы он женился на принцесса, и решил отдать ему половину королевства.

Они искали и искали, но не могли найти его. Тогда старуха пришел во дворец и сказал: «Могущественный государь! помилуй мне и моему сыну.Король знал, что у нее нет сына, и сказал: «У тебя раньше не было сына, где ты нашел это один? » Бог дал мне для моего сына юношу, который убил — наш враг дракон, — ответила старуха.

Царь обрадовался, что нашелся юноша. Он отправил свой министры, чтобы привести его во дворец. Когда пришла Аспуртзела, царь предложили ему большие подарки, но он не стал их брать и сказал: «Если ты отправишь меня обратно в мою страну света, я буду счастлив, это все, что я желаю.«Король был очень меланхоличен, он умолял его, но это было бесполезно, поэтому он пообещал.

После этого Аспуртзела снова пошел к своей приемной матери. В пути он увидел большое дерево, а на его вершине был [82] грифон ( phascundzi ) гнездо. С высоты полетел дракон, и птички сели испуганный крик. Когда Аспуртзела увидела, что должно было произойти, он натянул лук, и в мгновение ока дракон мертвый.

Мать грифона слетела, и ее птенцы рассказали ей, что получилось. Тогда благодарный грифон подошел к Аспуртзеле и сказал: «Скажи мне, чего ты хочешь, и я могу оказать тебе услугу». Асфуртзела сказала: «Я ничего не желаю, кроме того, чтобы снова попасть в страна света ». « Мне будет трудно, но почему не должен ли я сделать это ради тебя? — сказал грифон и велел ему добыть еду и подготовиться к путешествию. Asphurtzela вернулся к королю и попросил у него провизии.

Когда все было готово, грифон уложил Асфуртзелу на спину. и улетел. По дороге, когда грифон вскрикнул, Аспуртзела поставила еда во рту. Как только они собирались войти в мир света, — снова громко закричал грифон. У Аспуртзелы больше не осталось еды, но он отрезал голень своей ноги и бросил ее в грифон рот. Этот кусочек был настолько вкусным, что грифон его не ел, но держала это на кончике языка.

Когда они прибыли, грифон сказал: «Прощай! прыжок вниз и уходи.Аспуртзела спустился и ушел, но он ходил как хромой. Грифон сказал: «Что с тобой? что ты хромая? — сказал он ей. Затем грифон взял кусок плоти, которую она держала на своем языке, положила его на место, сделала его целиком и ушел.

Аспуртзела отправился искать своих товарищей. Он продолжал и продолжал, пока не пришел в определенное место. Там он увидел двух своих товарищей, собирающихся жениться красивые девушки. [83] Он прицелился из лука и стрел, и крикнул: «Были ли виноваты мужчины или женщины?» Младшая сестра ответила: «Как могла быть вина женщин? Это было Мужской.’Аспуртзела выстрелил своей стрелой и убил двух своих товарищи. Затем он взял с собой прекрасных девушек, женился на младший, а двух старших отдал своим братьям.10

Издано русских народных сказок индологов

Представьте себе русского ученого, настолько увлеченного Индией и буддизмом, что он приехал в страну, разговаривал с простыми людьми и записывал их рассказы почти сто пятьдесят лет назад.

Иван Минаев все это делал и записывал свои впечатления от путешествий.

Иван Павлович Минаев был одним из первых русских востоковедов и филологов и первым российским индологом, посетившим Южную (и Юго-Восточную) Азию. Один из первых в Европе специалистов по пали и истории буддизма на пали, Минаев развил этот интерес, будучи учеником профессора Василия Васильева в Санкт-Петербургском университете. Он ездил за границу, чтобы подготовить каталог рукописей пали в Британском музее в Лондоне и Париже, и составил каталог рукописей пали (которые до сих пор не опубликованы) в Национальной библиотеке в Париже в 1860-х годах.

Член Русского географического общества, он впервые побывал в Индии, Цейлоне, Непале и Бирме в 1874–75. Его пожизненный интерес к истории буддизма привел к тому, что он дважды посетил Индию в 1880 и 1885–1886 годах. Большой труд Минаева «Буддизм: Untersuchungen und Materialien» был напечатан в 1887 году. Он был одним из первых европейских ученых, которые почувствовали, что изучение буддизма и пали жизненно важно для правильного понимания древнеиндийской истории и общества.

Во время своего первого визита он посетил регион Кумаон в предгорьях Гималаев, где берет начало река Ганга, вокруг которой окутаны многие эпические легенды Индии.Во время своего первого визита в поисках легенд об основателе буддизма Сиддхарте Гаутаме (который стал «Буддой») он записал народные сказки и легенды жителей региона Кумаон, которые составляют предмет сборника рассказов. , «Умные жены и счастливые идиоты».

Книга «Умные жены и счастливые идиоты», переведенная на английский язык двумя выдающимися авторами, Бюльбюлем Шармой и Мадху Маликом, очень хорошо знакомых с регионом Кумаон, выходит в Нью-Дели. Понедельник (5 октября).

Минаев родился 21 октября 1840 года в семье скромного чиновника Тамбовской области. Тяжелая работа и разжигание крайнего интереса к буддизму под руководством вдохновляющих учителей позволили ему стать одним из выдающихся восточных ученых того времени с учениками, включая Сержа Ольденбурга, Федора (Ф.Т.) Щербацкого и Дмитрия Кудрявского. Многогранная личность, Минаев был основоположником изучения южного буддизма, автором лучшей палийской грамматики того времени (переведенной на многие европейские языки), историком, написавшим книгу «Древняя Индия» (об Индии в 15 веке). , во времена Афанасия Никитина), знатока исторической географии (труды по Ближнему Востоку, перевод книги Марко Поло), путешественника, изучавшего и собравшего древние материалы по Индии, Цейлону и Бирме, фольклориста, который оставил, среди прочего, очень интересную коллекцию народных сказок и легенд Кумаона (в сегодняшнем штате Уттаракханд).

Только в Кумаоне Минаев систематически и тщательно записывал местный фольклор. Во время своих кратких путешествий он написал около пятидесяти рассказов, более двадцати легенд и несколько народных песен на местном языке пахари (горный). Эти записи стали основой для обширной книги и нескольких статей, опубликованных как при жизни автора, так и посмертно.

В этом увлекательном сборнике рассказов, первоначально написанных на русском языке в 1875 году, записаны народные сказки, мифы и легенды Кумаона, а также впечатления Минаева об этом регионе.Его рассказ, сохраненный как бы в янтаре и никогда ранее не переводившийся на английский язык, имеет как историческую, так и архивную ценность, а также очарование нового народного повествования о Кумаоне.

«Эти народные сказки, записанные в 1875 году великим индологом Иваном Минаевым, имеют как литературную, так и академическую ценность. Это истории земли, и они говорят многим поколениям. В их кажущейся простоте заключена великая мудрость », — сказал доктор Капила Ватсьяян, ведущий индийский исследователь классического искусства и историк.

«Коллекция Ивана П. Минаева эклектична и уникальна, это такие сказки и анекдоты, которые рассказывают у костра на обочине горной тропы. Несмотря на то, что они были переведены с кумаони и хиндустани на русский, а затем и на английский, они как свежие и забавные сегодня, какими они должны были быть в 1875 году ». Стивен Альтер, автор книги «Стать горой».

Издание «Ятра» Букс при поддержке Фонда Михаила Прохорова, Москва, «Умные жены и счастливые идиоты» — это живой набор анекдотических историй о мужьях и женах, недалеких сыновьях и умных матерях, князьях и простых людях, кто может быть где угодно.

Минаев, современник, но менее известный, чем более старый немецкий филолог и востоковед Макс Мюллер, умер в 1890 году и еще не получил должной оценки за то, что он был такой разносторонней и богатой личностью и феноменальным ученым ни в Индии, ни в России, ни за рубежом.

Умные жены и счастливые идиоты: Сказки Гималаев Кумаона, собранные и пересказанные Иваном Минаевым, с предисловием Намиты Гохале; Yatra Books, 2015.

Перевод: Бюльбюль Шарма и Мадху Малик (Бюльбуль Шарма — писатель и художник, широко переводящийся на разные языки, а также член-основатель Санниди, неправительственной организации, которая работает в сельских школах.
Профессор Мадху Малик имеет степень в области славянского фольклора и 25 лет проработал профессором русского языка и литературы в Университете Бакнелла в Пенсильвании. Сейчас она работает над переводом современной русской фантастики.)

Российский редактор: Сергей Серебряный (директор Гуманитарного института им. Е.М.Мелетинского РГГУ, Москва).

Yatra Books, многоязычная издательская компания, была основана Намитой Гокхале и Нитой Гуптой в январе 2005 года.Название «Ятра» означает межкультурные литературные путешествия, включая переводы. Yatra имеет ключевые партнерские отношения с международными организациями, такими как Фонд Михаила Прохорова, который оказывает поддержку в переводе работ Минаева на английский язык.

Издается при поддержке Фонда Михаила Прохорова, Москва.

Все права принадлежат Российской газете.

Значение народных сказок в русской истории Очерки

Современные знания о ранней истории России существуют благодаря народным сказкам.В развивающемся российском обществе между 1100 и 1400 годами нашей эры, страдающем от бедности, монгольского нашествия и, что наиболее важно, безграмотности, о сохранении письменной истории прошлых событий, очевидно, не могло быть и речи, и устная традиция передавалась по наследству. история из поколения в поколение. Хотя мифологические и фантастические, народные сказки неоднократно изображают основные элементы повседневной жизни россиян и предоставляют исторически точные детали, которые дают современным историкам представление о русской культуре в период ее зарождения.
Рассказы передают значение ключевых факторов, таких как отсутствие пахотных земель в зависимом от сельского хозяйства обществе, степень бедности в стране и важность автократического правления. Практически каждое отверстие выглядело примерно так: «В одной деревне жил крестьянин …» (Семь Симеонов), «В одном городе когда-то жили купец и его жена …» (Парень, который знал) Язык Птиц) и «В определенном королевстве, в определенном королевстве когда-то жил солдат, который служил королю… »(Окаменелое Королевство), читатель сразу же может определить несколько основных характеристик. Слово« определенный »перекликается с проблемами и неопределенностями того времени и подчеркивает важность роли устной традиции в сохранении истории нации. В противном случае, уже с первого предложения очевидно, что рассказ будет затрагивать главную тему ранней истории России, будь то сельское хозяйство, бедность или автократия. Народные сказки используются в основном для установления моральных и этических норм в обществе.В каждой истории проводится различие между тем, что правильно, а что неправильно, что приемлемо, а что неприемлемо, что морально, а что аморально. Подчинение власти то ли царю «, он решил отвести его к царю и попросить его взять .

Leave a Reply