Разное

Проблема в сказке колобок: Сказка — ложь? 5 скрытых смыслов в сказке «Колобок» – Литературоведческий анализ сказок «Колобок» и «Репка»

Сказка — ложь? 5 скрытых смыслов в сказке «Колобок»

Проблема в сказке колобок: Сказка — ложь? 5 скрытых смыслов в сказке «Колобок» – Литературоведческий анализ сказок "Колобок" и "Репка"

Сказку «Колобок» мы знаем с раннего детства, знаем, что он и от дедушки, и от бабушки уйдёт, а в конце сказки его съест лиса. Есть теории, согласно которым конец сказки вовсе не такой трагичный, как кажется на первый взгляд. Наш блогер Алексей Демин рассказывает, какие неочевидные смыслы скрыты в знакомом произведении.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Колобок знаком нам с детства и кажется весьма понятным: круглый хлебец сбежал от родителей, «троллил» голодных лесных жителей, но в конце концов был съеден лисой. Сказка о том, что хвастаться нехорошо и что на каждого хитреца найдётся ещё больший хитрец. Так считал и я до недавнего времени, но наткнулся на интересное исследование и увидел Колобка по-новому.

Почему вообще в «Колобке» может быть что-то зашифровано?

Оказывается, эта сказка — одна из самых распространённых в индоевропейском эпосе. Исследователи насчитывают у разных народов 39 вариантов сюжетов со сбежавшим хлебом в главной роли: белорусский «Сбежавший пирог», шведская «Маленькая Лиза», английский «Джонни-пончик», шотландские «Лиса и маленькая пышечка» и «Овсяная лепёшка», ирландский «Завороженный пудинг», узбекская «Лиса и волк» и другие. Вряд ли разные народы пересказывали бы сказку из поколения в поколение исключительно ради развлечения.

Столь широкий ареал распространения сказки «Колобок» неоспоримо свидетельствует о её важности в передаче неких сакральных знаний новому поколению. Не случайно её очень высоко ценил педагог К. Д. Ушинский, настолько высоко, что даже сделал свой вариант литературной обработки этой сказки (В. Ю. Слабинский).

«Колобок» — это непростая сказка. Попробуем расшифровать послание предков. Из большого количества интерпретаций смысла я выбрал пять наиболее достоверных, на мой взгляд: астрономическую, юнгианскую, мистическую, архетипную и интерпретацию личностного роста.

1. Астрономическая

Проблема в сказке колобок: Сказка — ложь? 5 скрытых смыслов в сказке «Колобок» – Литературоведческий анализ сказок "Колобок" и "Репка"

При интерпретации сказки чаще всего в Колобке угадывают солнце. Это одна из самых популярных трактовок персонажа. Древние славяне (и другие народы) почитали солнце, считая его центром природы. В сказке воплощены их представления о рождении солнца и важных астрономических событиях, связанных с ним.

Старик со старухой — это боги-прародители — Сварог и Сва (Слава). Они «замесили» и испекли колобка-солнце. Люди верили, что Сварог — бог неба, который наблюдает за миром через окошки-звёзды. В одно из таких «окошек» и выкатился Колобок. Согласно этой теории, известна и конкретная дата ежегодного появления Колобка-солнца — день весеннего равноденствия, 22 марта. Дальнейший сюжет — это четыре важных временных точки на пути солнца:

  • Заяц ассоциировался с месяцем, и встреча Колобка с зайцем — это встреча луны и солнца, то есть первое полнолуние после весеннего равноденствия.
  • «Пришёл волк — весь народ умолк» — так народная пословица говорила о пришествии ночи. Волк в сказках всегда серый — символ тьмы, ночи. Его встреча с солнцем означала убыль полной луны.
Проблема в сказке колобок: Сказка — ложь? 5 скрытых смыслов в сказке «Колобок» – Литературоведческий анализ сказок "Колобок" и "Репка"
  • Встреча с медведем — это первое новолуние после весеннего равноденствия. В это время медведи пробуждались от зимней спячки. Солнце-колобок, обхитрив медведя, вступало в свои полные права — дни становились длиннее ночей.
  • Последний лесной зверь, лиса, на пути Колобка съедает его — в её образе зашифрован день летнего солнцестояния (22 июня), после которого «солнце поворачивает на зиму» и световой день постепенно уменьшается.

Существует мнение, что в «Колобке» описан не солнечный, а лунный цикл, но это ошибочная интерпретация.

2. Юнгианская интерпретация

Проблема в сказке колобок: Сказка — ложь? 5 скрытых смыслов в сказке «Колобок» – Литературоведческий анализ сказок "Колобок" и "Репка"

Опираясь на знакомые образы, психологам проще объяснить абстрактные психологические явления и их взаимосвязи. «Колобок» не стал исключением и тоже не избежал психоанализа. Исследование в рамках юнгианского метода говорит, что в сказке описан процесс поиска себя. Автор исследования уточняет, что главный герой — избалованный ребёнок, который на протяжении сюжета сталкивается с комплексами, — это «ложная, теневая Самость, подверженная инфляции».

Желание персонажей съесть шарообразного героя «означает интеграцию с Тенью [то есть Колобком] каждого из этих комплексов, два из которых, несомненно, являются родительскими, а остальные воплощают очень хорошо известные всем характерные общечеловеческие черты, которые в первую очередь являются инстинктивными (так как их символизируют животные)».

Старик со старухой символизируют родительские комплексы — негативные эмоции, связанные с родителями. Ребёнок с такими комплексами отвергает собственное мнение, заменяя его мнением мамы и папы, и действует с оглядкой на возможное родительское мнение, даже когда вырастает.

  • Заяц — это комплексы, которые сформировались от страха за свою жизнь, неуверенность, тревожность.
Проблема в сказке колобок: Сказка — ложь? 5 скрытых смыслов в сказке «Колобок» – Литературоведческий анализ сказок "Колобок" и "Репка"
  • Волк — символ агрессии и воплощение комплексов ребёнка, сталкивающегося с грубостью в жизни.
  • Медведь воплощает в себе принцип удовольствия, еды, склонность к лени и довольствованию имеющимся.
  • Лиса — «одержимость Анимой», проявление таких черт личности, как капризность, излишняя эмоциональность, злоба, обида.

Возможно, с помощью «Колобка» наблюдательные предки предостерегали своих детей от попадания в ловушки собственной души, учили искать себя, преодолевая неуверенность, агрессию, лень и самодовольство.

3. Мистическая

Проблема в сказке колобок: Сказка — ложь? 5 скрытых смыслов в сказке «Колобок» – Литературоведческий анализ сказок "Колобок" и "Репка"

Для создания Колобка бабка поскребла по сусекам. Что это значит? В. Ю. Слабинский предполагает, что речь о последнем сыне в семье: «Идею, что Колобок имеет человеческую природу, разделяют Толстой, Кабакова, Цивьян и другие. Старик и старуха — его родители, а сам Колобок — поскрёбыш — последний, уже нежданный сын. Таких детей считали даром богов и наделяли особой магической силой».

Н. И. Толстой задался вопросом, почему Колобка не съели лесные звери, и нашёл ответ в том, что секрет — в его песенке-обереге: «…с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше».

Учёный сравнил тексты сказки и древнерусских заговоров и заметил их сходство в повторяющейся истории, «дробной последовательности». Описание приключений Колобка подобно заговору или молитве. Колобок будто заговаривал опасных встречных. Таким способом предки могли защищать свои дома и детей, которым читали сказку, от бед и напастей.

4. Архетипная

Проблема в сказке колобок: Сказка — ложь? 5 скрытых смыслов в сказке «Колобок» – Литературоведческий анализ сказок "Колобок" и "Репка"

Многие считают конец сказки трагичным, но, согласно следующей теории, она формирует положительный жизненный сценарий ребёнка. В «Колобке» заложена «технология родительского программирования судьбы младших сыновей» (В. Ю. Слабинский).

По представлениям древних славян и других индоевропейских народов, программа-минимум для мальчика была следующей.

Старик со старухой являются символами не только родителей, но и родовой общины. Мальчик (последний сын) в определённый момент жизни должен был покинуть общину и отправиться на поиски приключений.

  • Заяц — символ жизненной энергии, плодовитости, ловкости. «Мальчик-зайчик» (название не случайно) набирается ловкости и энергии.
  • Волк — символ воинской доблести. Юноша должен научиться охотиться и воевать с недругами.
  • Медведь — символ доброты, силы и мудрости. Заматерев, мужчина становится «жрецом-медведем».
  • Лиса — это женщина. Набравшись мудрости, мужчина находит для себя пару и основывает свой род. История приобретает циклический характер.
Проблема в сказке колобок: Сказка — ложь? 5 скрытых смыслов в сказке «Колобок» – Литературоведческий анализ сказок "Колобок" и "Репка"

Мы видим, что лиса никого не съедает, это всего лишь метафора необходимости осесть в одном месте, остановиться, завершить путь.

5. Личностного роста

Проблема в сказке колобок: Сказка — ложь? 5 скрытых смыслов в сказке «Колобок» – Литературоведческий анализ сказок "Колобок" и "Репка"

Есть одна лингвистическая деталь, на которую раньше не обращали внимания, но она даёт возможность нового прочтения сказки и, соответственно, открытия нового смысла. Самый древний вариант текста «Колобка» записан А. Н. Афанасьевым, в нём главный герой, говоря о своих приключениях, использует предлог «у»: «Я у дедушки ушёл, я у бабушки ушёл…»

«В современных пересказах Колобка используется предлог „от“, но в славянских языках предлогу „у“ соответствует не предлог „от“, а предлог „в“. Получается, Колобок поёт о том, чему он учится по ходу сюжета: „Я в дедушку пошёл, / Я в бабушку пошёл, / В тебя, заяц, не хитро пойти! / В тебя, волк, не хитро пойти! / В тебя, медведь, не хитро пойти! / В тебя, лиса, и подавно пойду!»»

В таком варианте мы читаем о последовательном развитии ребёнка: он берёт опыт родителей, у зайца учится осторожности, у волка — смелости, у медведя — силе, а у лисы — хитрости и находчивости. Вновь мы встречаем вариант истории со счастливым концом.


Итак, знакомый всем «Колобок» оказался вовсе на так прост. Возможно, наши предки действительно зашифровали в этой сказке движение солнца и детские комплексы, заговоры, этапы развития характера и жизненный сценарий. А возможно, они хотели научить нас относиться с любопытством к окружающему миру и делать неожиданные открытия в привычных вещах.

Проблема в сказке колобок: Сказка — ложь? 5 скрытых смыслов в сказке «Колобок» – Литературоведческий анализ сказок "Колобок" и "Репка"

Источники:

  • Афанасьев А. Народные русские сказки: feb-web.ru.
  • Орлов В. Причастие солнцем: history-ryazan.ru.
  • Мершавка В. Колобок. Юнгианская интерпретация: psyoffice.ru.
  • Слабинский В. Психологические коды сказки «Колобок»: dr-slabinsky.livejournal.com.
  • Цивьян Г. Роковой путь Колобка: proza.ru

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Колобок глазами психолога — Официальный блог CROSS club — LiveJournal

Здравствуйте, уважаемые кроссовцы!

Очень рад возможности присоединиться к вам. Постараюсь не подвести. И сразу же предлагаю интересную на мой взгляд тему

Незрелые Личности воспитанные классикой

Все мы знаем, кто такие НЛ и как они получаются. А я тут подумал, что не только родители являются источником формирования НЛ. Разумеется из роль огромна, но в многообразии информации, которая окружает нас, очень часто всеми нами любимые (или нелюбимые) произведения известных авторов (которые сами могут быть теми еще НЛ) воспитывают в нас невротиков и заставляют думать неправильно.

Часто, когда мы еще не зная просто СИСТЕМЫ клуба КРОСС ищем ответы на важные вопросы мы обращаемся иногда к произведениям литературы. И вот что происходит, когда автор сам является НЛ.

Мы воспринимаем его позицию, как не требующую доказательств. Еще бы, ведь это написал САМ (вставить фамилию автора). И частенько не задумываясь о причинах, начинаем использовать в своей жизни позицию автора.

За что у меня огромная благодарность Михаилу Ефимовичу — он научил меня мыслить самостоятельно. Научил в рассуждениях прежде всего опираться на логику. И через долгое время изучения СИСТЕМЫ — я согласился с нею сам. Потому что она логична и я реально вижу положительный результат ее применения в своей жизни.

А теперь в качестве развлечения, предлагаю вам свои мысли по поводу некоторых произведений, на которые взглянул недавно другими глазами.
Начну с основ — с русских народных сказок для детей. Это всего лишь мое видение — буду рад любым комментариям и замечаниям и предложениям.

КОЛОБОК ГЛАЗАМИ ЗРЕЛОГО ЧЕЛОВЕКА

Вступление.

Не секрет, что люди пишут книги (а также стихи песни, сценарии к фильмам) в основном с двумя целями: 1. Рассказать о себе и своих переживаниях, как умело они из них вышли (или не вышли) 2. Заработать трохи денег.

Причем второй пункт удается гораздо качественнее, если целью был первый + недюжий талант автора. Если все акценты были расставлены правильно – произведение вообще становится бестселлером. Под правильными акцентами имею в виду все эти грамотные писательские приблуды, как: логически выстроенный сюжет (завязка-конфликт-решение), у героя обязательно должна быть простая и понятная цель и негативная черта, и проч.

Теперь об обществе. Сложилось так, что здоровых людей подавляющее МЕНЬШИНСТВО. Большинство людей, при всех их внешних признаках благополучия: явные невротические натуры. А невротическое состояние обязательно приведет или к депрессии (лучший вариант), неврозу (средний вариант), поражающей болезни (тяжелый вариант). При этом, мое глубокое убеждение – все болезни кроме переломов – от нервов.
Раньше я думал, что я идеалист и заблуждаюсь, но почитав ведущих Михаила Ефимовича – обнаружил, что он говорит о том же самом: все болезни – от нервов. Или говоря научным языком, от невротического состояния, в котором пребывает подавляющее большинство людей.

А теперь посудите сами – о ком интереснее читать невротикам? Конечно же, о переживаниях таких же невротических натур. Жизнь здоровых людей для них скучна и неинтересна. Это я конечно грубовато выразился, но смысл такой.

Ну а пока –

отец всех сказок, легендарный чувак из теста — Колобок.

колобСюжет мы помним все. Дедушка и бабушка жили-были, детей у них не было, но в отличии от невротических стариков из Снегурочки, колобковские особо по этому поводу не переживали. Захотели они поесть, слепили Колобка, а он ожил и свалил из дома. С точки зрения психологии – здравый поступок здорового человека. Это, своего рода базис психологии, основа человеческого счастья и обязательное условие для того чтобы начать думать выходить например из депрессии – начать жить самостоятельно. Стать независимым материально и финансово в первую очередь. Зависимостей принято считать основных три: финансовая, сексуальная, психологическая. Находясь в любой из них – забудьте о счастье. Депрессия – ваш друг и товарищ до тех пор, пока не станете на свои ноги.

Люди, которые это понимают – к психологам не обращаются. Которые не понимают – вот это, как говориться, их клиент.

Поэтому пока Колобок поступил как здоровый человек – ушел. Далее, как и любого из нас, его начали подстерегать трудности жизни, умело представленные авторами сказки в виде хищных (выбивается только заяц) зверей. Ну а что размусоливать – сказка, это по сути кратчайший алгоритм взаимодействия с жизнью, который стремятся до нас донести самым простым и понятным даже детям путем.

Между Колобком и зверьми постоянно происходит следующий диалог:

Волк

— Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок

— Не ешь меня, Волк, я тебе песенку спою.

Опять же, с точки зрения психологии общения (с точки зрения транзактного анализа Э. Берна) – абсолютно здоровое общение на уровне «взрослый – взрослый». Причем Колобок абсолютно адекватно предлагает что-то взамен. Актуально оно для Волка или нет – второй вопрос, конечно же пожрать лучше, чем послушать сомнительную песню, но Волк соглашается! Так и в жизни происходит, мы настолько привыкли вуалировать все наши просьбы, что бывает сами уже все знаем, что от нас хочет человек, но мучительно ждем, как он к этому подведет. Тратим свое время. И если вдруг человек говорит прямо чего он собственно хочет — от неожиданности мы можем и согласиться. Или отдавая дань уважения за наглость. Если более общо – то в диалоге Колобка и зверей соблюдается одно из главных правил общения:

«Говорите прямо, то что вам нужно».

Если будете постоянно намекать, подразумевать что собеседник догадывается, о чем вы говорите, просить косвенно, и проч. – не удивляйтесь, что рано или поздно вы впадете в депрессию стиля «Меня никто не понимает!» Говорите прямо и сразу. Речь об обратной связи. Не терпите и не ждите. Если что-то не нравиться – скажите об этом сразу, пока можете это сказать максимально спокойно и мягко. Потом, когда накопиться – собеседник может и не понять, почему вы взорвались, да еще так бурно, вроде раньше спокойно реагировали на его тупую критику, например.

Ну а заканчивается сказонька весьма и весьма печально. Чел (в нашем случае Кол) делал все правильно по жизни: к самостоятельности ушел, диалоги вел с людьми правильные, а за то что был открытым и доверчивым – его просто сожрали.

Про доверие — тоже немаловажный момент – прежде всего, доверяйте людям, если не знаете что делать. Вы достаточно умны, чтобы почувствовать, когда вами начинают манипулировать с целью полакомиться. А если ситуация непонятная – то лучше довериться и посмотреть, как человек воспользуется вашим доверием. Обманет – больше с ним дела не имейте никогда. На первый раз вы ему все равно ничего глобального не доверите. А поменять на опыт – так это даже приобретение.

В итоге своей концовкой сказка воспитывает невротическую личность. Сиди дома, с родителями, если не хочешь, чтобы тебя съели (и никогда не станешь самостоятельным=счастливым) Не верь никому, если не хочешь, чтобы тебя съели (а значит рано или поздно ты останешься один, ты ведь не проверяешь людей обманут-не обманут, а тупо не веришь всем подряд. А ведь бывают и честные, порядочные люди)

Итог – настоящая мораль сказки заложена гораздо глубже, чем просто «Не верь рыжим!»

Спасибо)

Психологические коды сказки «Колобок» (фрагмент новой книги)

14064057_609898459192003_4289483314176308279_n.jpg
© Слабинский В.Ю. Психологические коды сказки «Колобок» (фрагмент новой книги), Санкт-Петербург, 2010
© Слабинский Владимир Юрьевич, кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии Санкт-Петербургской Государственной Медицинской Академии им. И.И. Мечникова; руководитель Санкт-Петербургского института Позитивной Динамической Психотерапии и Психологии Отношений

Начнем разговор с двух цитат признанных классиков.

Первое слово Владимиру Яковлевичу Проппу: «Сказка настолько богата и разнообразна, что изучать все явление сказки целиком во всем его объеме и у всех народов невозможно. Поэтому материал должен быть ограничен…».

«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». – Александр Сергеевич Пушкин.

Сразу оговоримся, что в фокусе нашего разговора будут, прежде всего, психологические аспекты, поэтому многие, несомненно, важные и интересные факты, гипотезы, выводы будут опушены. Так, мы не будем рассматривать связь сказки с космогоническими представлениями, хотя, несомненно, это очень интересный ракурс, и, несмотря на то, что выбранная для разбора сказка как раз дает широкое поле для космогонических интерпретаций.

Сказка «Колобок» является не только одной из самых распространенных, но и одной из самых загадочных сказок индоевропейского эпоса.

В разных вариациях эта сказка встречается, по-видимому, у всех индоевропейских народов. Наталья Викторовна Лозовская приводит 39 вариаций этой сказки. В качестве примера можно упомянуть: белорусскую сказку «Сбежавший пирог»; украинскую cказочку про коржика; норвежскую сказку о пироге; шведскую сказку «Маленькая Лиза»; английскую сказку «Джони-пончик»; шотладские сказки «Лиса и маленькая пышечка»; «Овсяная лепешечка»; ирландскую сказку «Завороженный пудинг»; литовскую сказку «Лисьи сночки»; узбекскую сказку «Лиса и волк». Кроме того, эта сказка известна чехам, полякам, моравам, туркменам и другим народам.

Столь широкий ареал распространения сказки «Колобок» неоспоримо свидетельствует о ее важности в деле передачи неких сакральных знаний новому поколению. Отнюдь неслучайно эту сказку очень высоко ценил педагог К.Д. Ушинский, настолько высоко, что даже сделал свой вариант литературной обработки этой сказки.

Однако, наиболее архаичный и полный вариант сказки про колобка был записан Афанасьевым в заповеднике старины – на Русском Севере.

Будем исходить из того, что содержание сказки всем знакомо с детства, поэтому текст сказки приводиться не будет. Начнем с небольшого лингвистического комментария Афанасьва:
1.Колобок – сдобная, пресная лепешка.
2.Короб – ящик с замком для поклажи.
3.Сусек – засек, закром.
4.Пряжон – жарен (Ред.).

Обратимся к словарям:
1.Колобок – небольшой, круглый хлебец – Толковый словарь Ушакова
2.Колобок (в женском роде – Клецка) – комок из пресного теста, иногда скоромный (не постный), в похлебку. – Словарь живого великорусского языка Даля.

У протопопа Аввакума, в его «Житии…» (вторая половина XVII века) читаем. «…Фекла Симеоновна: оне нам от смерти голодной тайно давали отраду, без ведома ево, – иногда пришлют кусок мясца, иногда колобок, иногда мучки и овсеца».

По Наумову, в Симбирской губернии начала XIX века «колебятка» означало последний хлеб из квашни. Есть и гастрономические аналоги у других народов.

Галушки – отваренные в горячей воде кусочки теста — едят в Украине, Польше, Словакии, Чехии, Венгрии.

Кнедли / кнедлики / клецки – блюдо немецкой, австрийской, чешской, словацкой, латышской, венгерской, польской, норвежской кухни.

Джажылы букче (Волшебные колобки) – туркменское праздничное блюдо. К слову, в туркменской сказке колобок – девочка.

Аранчини (маленькие апельсины) – блюдо сицилийской кухни, Представляет собой обжаренные или, в некоторых случаях, запечённые шарики из риса диаметром до 10 см., начиненные мясом с сыром моцареллой и зелоным горошком. В прежние времена аранчини готовились из пшеничной муки. Свое название блюдо получило благодаря насыщенному желто-оранжевому цвету после обжаривания. Аранчини – это маленькое Солнце.

Фалафель – блюдо древнеегипетской кухни, представляющее собой фритированные шарики из пюрированных бобовых. Блюдо распространено во всех ближневосточных кухнях, а также в Северной Африке, то есть в южном сегменте Средиземноморья. В древнегреческом пантеоне бобовые считались растениями солнечного Аполлона.

Баурсаки – традиционное среднеазиатское блюдо, распространено у казахов, киргизов, татар, башкир, монголов, уйгуров. Небольшие круглые пончики из пресного или дрожжевого теста, готовятся путём жарки во фритюре в казане. Баурсаки являются непременным атрибутом праздничного стола, в виде горки в отдельном блюде. В этом случае их поливают медом. Используются как ритуальное блюдо в свадебной церемонии.

В казахском языке «бауырсак» – почитающий родственников; радушный по отношению к родственникам или шире – добрый, отзывчивый. «Бауыр» – брюхо, живот, печень, кровный родич, а «сак» в сочетании с другими словами означает «осторожный». Выходит, что дословно казахский собрат колобка баурсак – это осторожный и радушный родич.

Сделаем первый вывод – сказка «Колобок» не только широко распространена у индоевропейцев, но и имеет гастрономическое соответствие – блюдо, использующееся в ритуальной кухне.
Выходит, знания, передающиеся посредством этой сказки, имели особую значимость для предков, не для каждой сказки придумывается особое блюдо.

Е.С. Новик (2004) в результате анализа связи ритуального действа и сопровождающего его текста, изучения соотношения вербальных и невербальных текстов как двух взаимосвязанных манифестаций единой устной традиции, порожденных идентичными механизмами, отметила параллелизм структуры шаманского камлания и морфологической схемы фольклорного нарратива (по В.Я. Проппу). Основываясь на своих исследованиях, Новик предложила универсальную типологию повествовательных и обрядовых традиций.

С.Ю. Неклюдов (2008) отмечает, что народная культура (да и не только народная) склонна многократно передавать свои сообщения в различных кодовых системах, тем как бы самым страхуя их от содержательных потерь. Причем подобный синкретизм тем сильнее, чем архаичнее традиция, например, в соответствующие синкретические контексты, жестко вписана магическая поэзия или обрядовые песни.

Какие же знания хранит эта сказка?

Ответ на данный вопрос искали многие исследователи. В эру интернета, наверное, нет смысла проводить подробный анализ проведенных разными авторами исследований, желающие могут найти и прочесть первоисточники. Однако, необходимо упомянуть работы, с которыми стоит ознакомиться прежде всего: Толстого, Фефеловой, Кабановой, Цивъян, Мершавки, Орлова.

К сожалению, авторы оказались в плену профанического (термин Рене Генона) восприятия текста и пошли по пути вульгарного толкования, причиной тому явилась концовка сказки, которая буквально их заворожила. Чего стоит название статьи Цивъян «Роковой путь колобка». Орлов вообще настаивает, что конец сказки потерян, так как не может, мол, сказка завершаться столь трагично.

Мы придерживаемся идеи, что сказка, сохранившаяся на такой огромной территории, среди большого числа народов, и вдобавок подкрепленная ритуальным пищевым кодом, не может нести отрицательный, разрушающий смысл. Однозначно, «Колобок» – положительная сказка. Это необходимо принять как аксиому. Нужно только понимать сказку не через призму современного невротичного мышления, а в контексте Традиции. Психология человека традиционного общества сильно отличается от психологии нашего современника. Напомним, что, по мнению Лазурского, характер – это, прежде всего, инструмент адаптации к условиям внешней среды. Более детально мы исследовали этот вопрос в предыдущих работах. В тоже время, справедливости ради, отметим, что названные выше исследователи, совершили много удивительных открытий, которые были использованы в данной работе.

Эрик Берн еще в середине XX века доказал, что посредством сказок родители программируют жизненный сценарий ребенка. Проанализировав большое количество жизненных историй своих пациентов, Берн наглядно продемонстрировал, как в жизни современных людей осуществляются сценарии «Красной шапочки», «Золушки» и другие.

Предположим, что сказка «Колобок» также является кодом, хранящим определенный вариант жизненного сценария. Берн подчеркивал, что сказки написаны «марсианским языком», а Жак Лакан утверждал, что миф и сновидение не только говорят языком поэзии, но и подчиняются одним законам. Следовательно, будет правомочно использовать для анализа сказки инструментарий, использующий психологами для толкования сновидений.

Сказка «Колобок» как сновидение.

Жил-был старик со старухою. Были они бедны, настолько, что у них даже муки не было. По воле старика, старуха поскребла по сусекам, помела крылышком по амбарам и набрала немного муки и которой испекла колобок. Убежал Колобок от старика и старухи и покатился по свету. На его пути встретились заяц, волк, медведь. Каждый из них угрожал Колобку, но он убежал от всех. Позже Колобок встретил Лису, которая начала хвалить его, обманула и съела.

Если бы приведенный текст был бы предоставлен сновидцем, то вполне правомочен допуск, что Колобок – это символическое отображение самого сновидца. Идею, что Колобок имеет человеческую природу разделяют Толстой, Кабакова, Цивъян и другие. Тогда, старик и старуха его родители, а сам он поскребыш – последний, уже нежданный сын. Таких детей считали даром Богов и наделяли особой магической силой. Последнее, как справедливо замечено Толстым, постулируется текстовой структурой: «с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше», такая структура текста характерна для северорусских заговоров: «Стане ти раб Божий (имя рек) …пойдет из дверей дверьми, из сеней сеньми, из ворот воротами, выйдет далече в чистое поле…» (Кемский уезд Архангельской губернии), цит. по (Майков 1994, с. 81).

Владимир Даль связывает слово «коло» с идеей движения, а кроме того приводит еще одно понятие «колобойство». Колобойство – мука с упрямым, упорным человеком. С неслухом одно колобойство. Колобойничать – поживляться то тут, то там. Колобродить – шляться, слоняться, шататься без дела; бродить беспокойно из угла в угол, в помеху другим; шалить, проказить, баловать от безделья. В данном контексте Колобок напоминает героя популярных советских фильмов Ивана Бровкина, который тоже шалил, доставляя беспокойство односельчанам, а потом взял да и уехал осваивать Целину.

Еще одна важная деталь, которую упустили предыдущие исследователи, Колобок поет:
Я у дедушки ушел,
Я у бабушки ушел,
У тебя, зайца, не хитро уйти!
У тебя, волка,не хитро уйти!
У тебя, медведя, не хитро уйти!
У тебя, лиса, и подавно уйду!

Обратим внимание на использованный в сказке предлог. Древнейшие (непроизводные) предлоги – от, в, у, без, до, из, к, на, по, о, перед, при, через, с, и, нет, за, над, для, об, под, про. В наиболее архаичном варианте сказки используется предлог «у». В современных пересказах Колобка используется предлог «от», но в славянских языках, предлогу «у» соответствует не предлог «от», а предлог «в». Получается, Колобок поет о том, чему он учится по ходу сюжета:
Я в дедушку пошел,
Я в бабушку пошел,
В тебя, заяц, не хитро пойти!
В тебя, волк, не хитро пойти!
В тебя, медведь, не хитро пойти!
В тебя, лиса, и подавно пойду!

Напомним, что выражение «пошел в маму» является устойчивым и означает «похож на маму».

В методологии Позитивной Динамической Психотерапии мы исходим из того, что появление в сновидении множества персонажей свидетельствует о манифестации проблемы в кластере взаимоотношений и показывает развитие Ключевого конфликта, так как каждый из персонажей иллюстрирует проявление той или иной черты характера сновидца. Согласно другому правилу, чувство страха, возникающее во время сна, свидетельствует о Базовом конфликте, о неком качественном скачке личностного развития, зачастую связанном с определенной инициацией. Таким образом, в анализируемой сказке представлена динамика становления характера главного героя.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся коннотации персонажей: заяц – трусость, волк – злость, медведь – сила, лиса – хитрость. В свете принятой аксиомы о положительном смысле сказки, применим прием позитивной реинтерпритации: заяц – это осторожность, волк – ярость, медведь – сила, лиса – находчивость. Выходит, что на этом смысловом уровне, сказка «Колобок» – это жизненная история последнего сына, который от бедности и безысходности отправился в путь-дорогу, в результате приключений повзрослел (заматерел), а в концовке женился и осел на новом месте (символизм глотки, как вагины, с точки зрения психоанализа достаточно очевиден). Кроме того, напомним классическую схему ритуала инициации, предложенную Арнольдом де Геннепом: ритуальное выделение индивида из коллектива – пограничный период (фаза ритуальной смерти или бесстатустность) – реинкорпорапия в коллектив, но уже в новом качестве.

Получается достаточно типичная история жизни последних сыновей в дохристианскую эпоху. Сказки настойчиво твердят, что младшим сыновьям наследства не хватает. Оставил мельник старшему сыну – мельницу, среднему – осла, а младшему – сапоги (символ дороги!) и кота в придачу. Так ведь, так и в действительности было. Младшие сыновья сбивались в ватаги и отправлялись в набег. Так было у скифов, славян, германцев, чего стоит один только натиск на Европу норманнов. Те, кто выживал, становились настоящими воинами, и оседали где-то в новых землях, женившись на аборигенках.

Еще один пример. В горах Гиндукуша живет очень интересный народ, состоящий из светлоглазых, светловолосых, светлокожих людей. Вокруг них уже почти тысячелетие исламский мир, а они по вероисповеданию язычники. Ученые считают, что этот народ – арийский реликт, оставшийся в горах Афганистана со времен переселения ариев в Индию. А сами себя представители этого народа именуют калаши. Помните, пословицу: «Куда полез со свиным рылом да в калашный ряд» и присказку, в которой опытного человека называют «тертым калачом»? Целая страна колобков!

Выходит, что на этом смысловом уровне сказка «Колобок» формирует вполне положительный жизненный сценарий.

Однако, если сказка «Колобок» – это технология родительского программирования судьбы младших сыновей, что с точки зрения родовой общины было очень важной задачей, от решения которой напрямую зависела экспансия в новые земли к новым природным ресурсам, то в сказке должен быть минимум еще один смысловой пласт. Слишком уж важной для выживания общины задачей является колонизация новых территорий.

Рассмотрим персонажей сказки через призму архетипов. Напомним, что существуют две стратегии обучения. Постепенное, последовательное увеличение знаний путем сознательно присвоения новой информации, и обучение посредством импритингового запечатления учеником целостного образа учителя или другого образца для подражания. В восточных системах самосовершенствования этот вариант называется «гуру-йога». Импритинговое запечатление происходит тем легче, тем больше учитель соответствует архетипу. К примеру, при слове «волхв» всплывает образ пожилого мужчины с длинными распущенными волосами и окладистой бородой; при упоминании невесты представляется девушка в белом и с фатой на голове. Импритинговое запечатление – очень важная образовательная стратегия, так как позволяет ребенку не столько приобрести новые знания, сколько освоить новые умения. В сложной ситуации ребенок идентифицируется с образцом для подражания, и как бы становится им – начинает реагировать и вести себя как учитель.

Старик и старуха, или дед и баба – это не только родители, но и архетип родовой общины. В более широком смысле за этими персонажами скрывается бог Род.

Заяц – символ плодовитости, жизненной энергии. В народе считалось, что заяц, приснившийся во сне, предвещал скорую беременность. Заячья кровь считалась самым действенным средством повышения потенции. Заячьим жиром смазывали половые органы роженицам во время затянувшихся тяжёлых родов. Заячий помёт использовали при лечении венерических заболеваний. А, кроме того, у славян бытовали представления, что младенцев находят в капусте, куда их проносит заяц. Геродот в своей «Истории народов» приводит случай, как накануне начала сражения между войсками персов и скифов пробежали два зайца, после чего войну пришлось отменить. Славяне представляли битву Правды и Кривды в виде поединка двух зайцев.

Волк – символ воинской доблести, ярости, воинского и охотничьего умения. Многие индоевропейские народы считали себя людьми-волками. Достаточно упомянуть славян-волотов (позже взявших название лютичи) римлян, туркмен, греков-спартанцев. Волчица выкормила основателей Рима, персидского царя Кира, германского героя Дитриха, славянского богатыря Велигора. Славяне называли волками молодых воинов, занимавшихся озорством – набегами с целью захвата добычи и трофеев. Скандинавы называли воинами-волками (ульфхетнарами) свирепых бойцов, не только одевавшихся в волчьи шкуры, но и, по преданиям, превращавшихся во время битвы в этих животных. Схожие вещи рассказывали про казаков-характерников.

Медведь – символ доброты, силы и мудрости – «Мёд-ведающий». Хозяин леса – царь Северных лесов, медведь олицетворяет удачу и победу. У славян – это символ жреческого сословия. Символ медведя связан c пробуждением сил природы, трансформацией мужской энергии, супружества, когда преобразующая сила может находиться в длительной спячке, а затем встрепенуться, преобразиться. Напомним, что 25 декабря медведица рожает в берлоге медвежонка.

Лиса – второй женский персонаж сказки – символизирует эротику, плотскую любовь, грацию, хитроумие. В сказках Лиса Патрикеевна дурачит других животных: зайца, волка, медведя, но панически боится петуха.

В таком варианте жизненный путь Колобка соответствует этапам, по сути, шаманских посвящений, в результате которых неофит приобретал духов помощников. Психологический аспект данного процесса, несомненно, связан с импритинговым запечатлением. Маленького мальчика называли «зайчик», повзрослев, он становился «воином-волком», позже заматерев – «жрецом-медведем», и, наконец, женившись, основывал свой род.

Однако, если наша реконструкция верна, то должны сохраниться, хотя бы следы ритуалов соответствующих посвящений. Должны найтись аналогии в исторически засвидетельствованных обрядах. Такие аналогии существуют.

Дитер Лауэнштайн в своей монографии «Элевсинские мистерии» пишет, что подлинной целью античных ритуалов было пробуждение трех духовных органов. Первый размещался в области солнечного сплетения и даровал мисту чувство любви, второй соответствовал гортани и ярости, третий располагался в центре лба, открытие этого органа наделяло человека мудростью. Удивительное совпадение! Однако, этим совпадения не исчерпываются. Как доказал Лауэнштайн, Элевсинские таинства были связаны с культом Аполлона-Диониса, в котором, Аполлон был олицетворением Летнего Солнца, а Дионис – зимнего или ночного Светила. Плутарх так толкует взаимоотношения двух богов: «Дионис со своими оргиями – властелин зимы, Аполлон, которому ясными, чистыми звуками поют пеан, правит летом». В Дельфийском храме, посвященном Аполлону в тайном недоступном посторонним помещении, рядом с омфалом, где стоял треножник Пифии, находилась урна с прахом Диониса. Более поздний автор латинянин Макробий соединяет обоих в образе одного Аполлона: «Аполлон подобен солнцу ночи». Так ведь и Колобка многие исследователи отождествляют то с Солнцем, то с Луной, то есть видят в нем Аполлона и Диониса одновременно. Добавим, что тема ночного солнца присутствует в русских апокрифах и лубках.
Цивъян приводит восточнославянскую космологическую загадку «о качении круглого» (Рыбникова 128, с. 11):

Катится катушка,
Ни зверь ни птушка,
Ни камень ни вода,
Никто не отгадает никогда.

Отгадки: солнце, луна, дорога. Метафора солнца и луны понятна и подтверждается соответствующей фразеологией: они круглые и катятся по небу, как по блюдцу.

Еще более определенно говорится в другой загадке: «Голубой платок, красный колобок по платку катается…». Отгадка: солнце.

Великие мистерии Элевсина, по сути, закрепляли предыдущие возрастные инициации. Лауэштайн, справедливо сетует, что уже во времена Солона смысл и последовательность мужских инициаций были греками во многом утеряны. Однако, сохранившиеся фрагменты позволяют нам увидеть их логику.

Одной из важнейших ритуальных сцен в а

Вредные сказки? Антиобщественные действия в «Теремке» и насилие в «Колобке» | Проблема | Культура

Федеральный Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», вступивший в силу ещё в 2012 году, гласит, что каждая книга подлежит возрастной маркировке, но возрастные ограничения не распространяются на произведения, «имеющие значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества». Однако на сегодняшний день списка, в котором обозначены все произведения, считающиеся классикой, нет, поэтому у читателей, издателей и библиотекарей иногда возникают противоречия.

В качестве эксперимента мы предлагаем покуситься на самое «святое» — на любимые сказки — и представить, что ни русские народные, ни любые другие детские произведения не имеют привилегий культурной ценности. Рассмотрим их с точки зрения строгой буквы Федерального Закона № 436.

6+

Если обратиться к вариантам русской народной сказки «Теремок», где терем разрушает лиса, волк или медведь, то станет очевидно, что они должны быть запрещены для прочтения детям младше 6 лет. Согласно закону, произведения, «побуждающие к совершению антиобщественных действий или описание этих действий при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим», не рекомендуется лицам младше 6 лет. Дети, конечно, приходят к выводу, кто в «Теремке» отрицательный герой, а кто положительный, но, согласно строгой букве закона, сказка с таким сюжетом (при условии, что она не является культурным наследием) попадает под ограничения по возрасту.

Проблема в сказке колобок: Сказка — ложь? 5 скрытых смыслов в сказке «Колобок» – Литературоведческий анализ сказок "Колобок" и "Репка" Фото: АиФ

Маленьких детей также нельзя расстраивать сказкой «Цветик-семицветик». Ведь в этой книге мы встречаем информацию, «содержащую кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека». В сказке В. П. Катаева девочка с волшебным цветком встречает хромого от рождения мальчика Витю. Если отнестись к анализу этой сказки ещё серьёзнее и оценить врождённую хромоту мальчика как тяжёлое заболевание, то эта история уже попадёт под маркировку возрастного ограничения 12+.

Проблема в сказке колобок: Сказка — ложь? 5 скрытых смыслов в сказке «Колобок» – Литературоведческий анализ сказок "Колобок" и "Репка"  

12+

Ещё хуже дела обстоят в сказке «Колобок», в которой главный герой без сожаления и сочувствия был съеден лисой. Здесь не только зло восторжествовало над добром, но в истории нет ни сострадания к жертве, ни отрицательного отношения к насилию. Преступление налицо, и, согласно закону, книга тянет на ограничение по возрасту для чтения детей младше 12 лет.

По этой же классификации в список литературы, запрещённой детям до 12 лет, можно отнести многие сказки, где затронута тема насилия. Например, ребёнка должно шокировать произведение А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», где в бочку заточили царицу и царевича Гвидона. Произведения Г. Х.Андерсена тоже не рассчитаны на малышей: детей может напугать насильственное удержание Дюймовочки и принуждение её к вступлению в брак с кротом. Аналогичный запрет ждёт сказку «Снежная Королева», где мальчик Кай заперт в замке злой королевы.

Проблема в сказке колобок: Сказка — ложь? 5 скрытых смыслов в сказке «Колобок» – Литературоведческий анализ сказок "Колобок" и "Репка"  

Если обратиться к русским народным сказкам, то можно набрать не один десяток сюжетов, в которых герои подвергаются насильственному удержанию, например: «Маша и Медведи», «Марья Моревна», а сказка «Гуси-лебеди» даже начинается со сцены похищения ребёнка гусями. Особенно опасной может показаться новогодняя сказка «Морозко», ведь детей должно напугать насилие над падчерицей, которую мачеха решила «сжить со свету», для чего приказала увезти девочку в лес во время сильных морозов.

Проблема в сказке колобок: Сказка — ложь? 5 скрытых смыслов в сказке «Колобок» – Литературоведческий анализ сказок "Колобок" и "Репка"
 

16+

К сказкам Ш. Перро и без ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» у многих взрослых возникают вопросы на темуканнибализма. Но помимо этого в «Красной Шапочке» мы встречаем сцену убийства волка, а по закону «изображение или описание жестокости или насилия без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве или отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию» допускается только для детей старше 16 лет. Однако и это условие в сказке нарушено, ведь в тексте нет сострадания к убитому Волку, нет и осуждения жестокости дровосеков, которые лишили его жизни: «Услышали они шум, вбежали в домик и убили Волка. А потом распороли ему брюхо…». Делаем вывод, что эту сказку нужно отнести уже к категории 18+. Аналогичным образом можно рассуждать об убийстве Попа в сказке А. С. Пушкина «Сказка о Попе и работнике его Балде», где Балда совершает убийство, чего не должно быть в книге, разрешённой для прочтения детям младше 16 лет.

Проблема в сказке колобок: Сказка — ложь? 5 скрытых смыслов в сказке «Колобок» – Литературоведческий анализ сказок "Колобок" и "Репка"  

18+

И, наконец, самая опасная категория детских книг, которые не соответствуют требованиям Закона «О защите детей» и могут быть отнесены к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей. К таким произведениям можно отнести книгу М. Твена «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», потому что она «способна вызвать у детей желание заниматься бродяжничеством или попрошайничеством». К опасным произведением также нужно отнести историю о Карлсоне А. Линдгрен. Ведь книгу «Карлсон, который живёт на крыше» можно воспринимать как «информацию, отрицающую семейные ценности и формирующую неуважение к родителям или другим членам семьи».

Проблема в сказке колобок: Сказка — ложь? 5 скрытых смыслов в сказке «Колобок» – Литературоведческий анализ сказок "Колобок" и "Репка"  

Если строго следовать возрастной классификации Федерального Закона № 436, не обращая внимания на культурную ценность произведений, то в категории 18+ окажутся многие детские книжки, в которых обычно никто не видит ничего такого, что может навредить ребёнку. Ведь по закону к «взрослой» литературе нужно относить ещё и книги «побуждающие к совершению действий, представляющих угрозу их жизни или здоровью», «оправдывающие противоправное поведение», «обосновывающие или оправдывающие допустимость жестокости»…. Звучит страшно, но когда перед тобой текст сказки, то обычно не видишь в ней ничего плохого, а просто наслаждаешься красивой историей. Но если уже знаком с возрастной классификацией, то не стоит труда «подтянуть» к этому ограничению почти любую детскую сказку.

Проблема в сказке колобок: Сказка — ложь? 5 скрытых смыслов в сказке «Колобок» – Литературоведческий анализ сказок "Колобок" и "Репка"  

Проект «Психологическое влияние сказки на ребенка на примере сказки «Колобок»

IX открытая региональная научно-практическая конференция

школьников «Эврика»

Секция ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Психологическое влияние сказки на ребенка на примере сказки «Колобок»

Автор: Крохта Виктория

МКОУ Чулымский лицей , 11 класс,

Новосибирская область, г. Чулым

Научный руководитель:

Сафронова Наталья Анатольевна,

педагог-психолог высшей квалификационной категории

Контактный телефон руководителя: 89134532004

г. Новосибирск, 2014

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты психологического влияния сказки на ребенка

    1. Понятие психологического влияния…………………………………….4

Глава 2. Анализ психологического влияния сказки на ребенка

2.1. Процедура проведения исследования……………………………………..5

2.2.Результаты опроса………………………………………………………… 5

Заключение………………………………………………………………………10

Список литературы………………………………………………………………………11

Приложение…………………………………………………………………… 12

Введение

Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. Иногда очень многое можно понять, просто спросив человека, какая у него любимая сказка. Актуальность данного исследования видится в том, что в настоящее время сказка заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающим первоначальный смысл сказки, превращающим сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное.

Цель исследования: изучение психологического влияния сказки на ребенка.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

  1. Выделить теоретические аспекты психологического влияния сказки на младших школьников;

  2. Создать новый вариант сказки «Колобок».

  3. Проанализировать результаты исследования психологического влияния сказки на младших школьников лицея.

Объектом нашего исследования является сказка в формировании личности младших школьников.

Предмет исследования —  роль сказки в формировании личности младших школьников.

Гипотеза исследования: сказка оказывает психологическое влияние на ребенка.

Методы исследования: анализ; опрос; наблюдение; эксперимент, статистическая обработка.

Глава 1. Теоретические аспекты психологического влияния сказки на ребенка.

1.1.Понятие психологического влияния.

Психологическое влияние – это воздействие на состояние, мысли чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, с представлением ему права и времени отвечать на это воздействие [1].

«Влияние (в психологии) — процесс и результат изменения индивидуумом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним».

С целью структурного описания процесса влияния нами предлагается следующая четырехкомпонентная модель психологического влияния, предложенная Слабинским В.Ю. в книге «Психологические коды сказки «Колобок»:
вовлечение в контакт  фоновые факторы  воздействие на мишени  побуждение к активности.
Вовлечение (в контакт) — предъявление адресату информации с целью активизации его определенной направленности.
  Фоновые факторы (фон) — использование состояния сознания и функционального состояния адресата, привычных сценариев поведения; создание благоприятного внешнего фона (доверие к инициатору, его высокий статус, привлекательность и т.п.).
Мишени воздействия — источники мотивации адресата. К таковым относятся его актуальные потребности и их проявления — интересы, склонности, желания, влечения, убеждения, идеалы, чувства, эмоции и т.п.
Побуждение (к активности)— это то, что стимулирует, подталкивает адресата к активности в заданном инициатором направлении (принятие решения, совершение действия).

Сказки – это истории, метафорически рассказывающие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается ребенок. В них ситуация всегда обретает целостность: герой (с которым ребенок охотно отождествляет себя) преодолевает трудности и становится сильнее. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Она предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается и незаметно для себя усваивает жизненно важную информацию.

Глава 2. Анализ психологического влияния сказки на ребенка.

2.1. Процедура проведения исследования

Основными задачами эмпирической части исследовательской работы явились:

— подбор инструментария исследования;

— проведение исследований;

— интерпретация результатов.

В исследовании приняли участие 40 учащихся 4-ых классов, 50 первоклассников МКОУ Чулымский лицей, их родители в количестве 35 человек.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1 этап. Создание анкеты для родителей (Приложение 1). Проведение анкетирования среди родителей первоклассников и опрос самих первоклассников.

2 этап. Сбор и обработка первичных результатов. Написание нового варианта сказки «Колобок». Проведение опроса среди учащихся 1 «а» класса.

3 этап. Обработка результатов двух этапов.

2.2.Результаты опроса

С целью получения информации о любимых сказках наших первоклассников мы провели опрос среди обучающихся 1-ых классов (рис.1). Как видно из диаграммы, наиболее любимой является сказка «Колобок».

hello_html_6071b531.png

Рис.1. Любимые сказки учащихся 1-ых классов лицея

Интерес к вопросу: «Как долго ребенок помнит о любимом сказочном герое?» был нами удовлетворен после опроса учащихся 4-ых классов (рис.2). Сказка «Колобок» четвероклассниками включена в общий список.

hello_html_ec8a4c6.png

Рис.2. Любимые сказки учащихся 4-ых классов лицея

Необходимо было узнать, как происходит знакомство ребенка со сказками. Опрос родителей позволил получить информацию. На первый вопрос: «Какие сказки предпочитает ваш ребенок?» 40% родителей ответили, что русские, столько же – зарубежные сказки, а 20% считают, что разные сказки (рис.3).

hello_html_m27ce9647.png

Рис.3. Какие сказки предпочитает ребенок.

На второй вопрос «Есть ли любимая сказка у вашего ребенка?» все родители ответили положительно, 53% родителей назвали русскую сказку, 40% — зарубежную и 7% не указали название сказки. Родители подтвердили результаты опроса первоклассников (Приложение 2).

Вопрос «Играет ли ваш ребенок в сказки, которые любит?» больше был направлен на выявление ситуаций, когда ребенок проигрывает те роли, которые заложены в сказке, тем самым готовит себя к жизни. 60% родителей видят эту игру, 33% считают, что ребенок не играет, 7% не дали ответа (рис.4).

hello_html_m1ed38fe1.png

Рис.4. Играет или не играет ребенок в любимые сказки.

На вопрос «Как ребенок знакомится со сказками?» большинство родителей 63% называют в качестве источника интернет, телевидение. 33% родителей читают сказки детям, тем самым оберегая их порой от ужасных искажений первоисточников (рис.5).

hello_html_24650924.png

Рис.5. Источники знакомства ребенка со сказками.

Последний вопрос в анкете родителей напрямую связан с темой нашего исследования: «Влияет ли сказка на характер ребенка?». 77% родителей в этом уверены, 17% отрицают факт влияния сказки на ребенка, 6% не дали ответ (рис.6).

hello_html_m4e54ee9a.png

Рис.6. Влияние сказки на ребенка.

Получив информацию о любимых сказках первоклассников, выявив отношение родителей к вопросу психологического влияния сказки на ребенка, мы провели эксперимент с учащимися 1 «а» класса. Первоклассникам предложили прослушать чтение сказки «Колобок» из книги «Народные русские сказки» Афанасьева А.Н. и новый вариант этой же сказки (Приложения 3- 4). Анализ психологического влияния проведен в каждом случае с применением четырехкомпонентной модели психологического влияния (таблица 1):

Таблица 1.

Анализ психологического влияния сказки «Колобок» на первоклассников

Колобок не поддерживает разговор, а поет, хвастается, он еще маленький.

Встречается с зайцем, волком, медведем. Лиса прикидывается старой, глухой.

Колобок заговорил, он повзрослел.

Встречается с зайцем, волком, медведем, лисой. Лиса создает большую угрозу колобку.

Воздействие на мишени

Колобок без причины укатился от деда с бабой, спасся от зайца, волка, медведя, его обхитрила лиса. Он остался в ней (Колобка просто не стало).

Колобок ушел просто так от деда с бабой, от зайца, волка, медведя. От лисы. его спасли дед с бабой и забрали домой. Но ему было дома скучно.

Побуждение к активности.

Колобок не понимает хитрости лисы, поэтому ничего не делает для своего спасения.

Нужно быть осторожными с хитрыми людьми.

Помощь для спасения поступает от деда с бабой, они искали Колобка в лесу.

Колобок вновь уйдет из дома, но он теперь стал опытнее, умеет общаться. Колобок пойдет искать интересное, важное для себя в мире. Но он может всегда вернуться домой.

В беседе первоклассники отметили, что им всем понравился конец второй сказки, что Колобок вернулся домой, хорошо, что его нашли, сказка стала лучше. Из всех героев первой сказки отрицательным все считают лису («Она единственная проглотила колобка»), после прочтения авторской сказки в ряд отрицательных героев первоклассники поставили всех зверей, с кем встречается колобок («Они все хотели съесть колобка»).

Выводы

  1. 77% родителей первоклассников считают, что сказка оказывает психологическое влияние на ребенка.

  2. Создав новый вариант сказки «Колобок», мы изменили отношение к первоисточнику, к основным героям сказки.

  3. Анализ психологического влияния сказки «Колобок» показал, что внесенные изменения в текст первоисточника сказки воздействуют на состояние, мысли, чувства и действия первоклассников. Это воздействие осуществлялось с помощью исключительно психологических средств, которые сегодня актуальны во времени: перенос внимания (с образа лисы на другой объект – колобка нашли), прием формирования нужного образа (характер колобка меняется), отождествление себя как тип реакции (раскрыта хитрость — герой становится умнее), прием ориентации на ценность (одному не справиться). 

Заключение

Известно, что с помощью психологического анализа любимой сказки детства можно определить жизненные сценарии и психологические особенности человека, его способы справляться с трудностями и обозначить те сферы, с которыми стоит поработать психологу.

Обзор изученной литературы показал, что помогая ребенку переживать нормативные страхи, сказки помогают усваивать запреты. Невозможно все учесть, ответить на все «почему», рассказать массу страшных случаев из жизни окружающих, чтобы объяснить ребенку, почему нельзя делать все, что нельзя.

А ведь многие сказки, согласно исследованиям этнографов и психологов, это свернутые описания древних ритуалов, отвечающих за жизненно важные формы поведения человека, формирующих у него продуктивное и адаптивное поведение и накладывающих запреты на вредные и опасные для человека и общества в целом поступки.

Гипотеза исследования подтверждена результатами исследования, задачи решены, цель достигнута. Полученные результаты можно использовать для просвещения родителей, учителям начальных классов, воспитателям дошкольных учреждений.

Список литературы

1. Вачков, И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков — М.: Ось-89, 2001.

2. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 512 с.

3. Слабинский В.Ю. Психологические коды сказки «Колобок», Санкт-Петербург, 2010

4. Тихомирова, И. И. Мышление как основа вдумчивого чтения / И.И. Тихомирова // Школьная библиотека. — 2004. — № 8. — С.46–51.

5. Филиппов, Ю.В. Сказка как ирреальная структура и игра как реальное действие в реальном воспитательном процессе / Ю.В. Филиппов, И.Н. Кольцова // Мир психологии. – 2003. — № 3. – С. 160 – 173.

Приложение 1.

Анкета для родителей «Сказка в жизни вашего ребенка»

1. Какие сказки предпочитает Ваш ребенок?

_____________________________________________________________________________

2. Есть ли любимая сказка у Вашего ребенка? Если есть – какая?

_____________________________________________________________________________

3. Играет ли Ваш ребенок в сказки, которые ему нравятся?

_____________________________________________________________________________

4.Как Ваш ребенок знакомится со сказками (нужное подчеркните)?

Чтение, просмотр мультфильмов по телевизору, видеодиски, интернет

5.Влияет ли сказка на характер ребенка? Если «да», то как?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!

Приложение 2.

Результаты опроса родителей

Приложение 3

hello_html_413dbde9.jpg

hello_html_m71a4b4df.jpg

hello_html_m2521688e.jpg

hello_html_m4ac1a951.jpg

hello_html_5848953a.jpg

hello_html_m7a789ba7.jpg

Приложение 4.

Колобок

Жили-были старик со старухой. Одиноко им было. Надумали они как-то испечь колобок. Старик старухе и говорит:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Старуха так и сделала: по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две. Замесила тесто, скатала колобок, испекла и положила на окошко стынуть. Все рассмотрел за окном колобок, не интересно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку — и дальше по дорожке в лес.
Катится колобок, а навстречу ему заяц:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, от тебя, зайца, не хитро уйти!
И покатился колобок дальше — только заяц его и видел!
Катится колобок, а навстречу ему волк:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, волк, я тебе песенку спою: я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, а от тебя, волк, не трудно уйти!
И покатился колобок дальше!
Катится колобок, а навстречу ему медведь:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не съешь, медведь! Я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я волка ушел и от тебя, медведь, легко уйду! Медведь только его и видел.
Катится колобок дальше, а навстречу ему хитрая лиса:
— Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, хороший!
Колобок обрадовался, что его хвалят, и запел свою песенку. А лиса и говорит:
— Какая славная песня, только стара я стала, плохо слышу, сядь ко мне на нос да спой еще разок. Только хотел он прыгнуть лисе на нос и запеть, как лиса дернулась, услышав голоса приближающихся деда с бабой. Слетел колобок на дорожку, а лисы след простыл.
Слетел колобок на землю да бочок себе подмял, не покатился дальше. Увидели его дед с бабой на дорожке, обрадовались. А колобок говорит:

—Спасибо, что меня нашли! Но что случилось с лисой? Я ей песенку спел. Я колобок, по коробу скребен, по сусеку метен, я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, я от зайца ушел, я от волка ушел, от медведя ушел. Не стала слушать второй раз мою песенку.

А баба ему говорит:

—Хвастунишка ты наш, она же тебя могла и впрямь съесть.

—А я лисе-то поверил, говорит колобок, но теперь поумнел.

Дед положил его на тряпицу, осторожно завернул да сунул за пазуху. Пошли они все вместе домой.

Интерпретация фольклорной сказки «Колобок»

Колобок

Действующие лица:

  1. Ведущий

  2. Колобок

  3. Дед

  4. Бабка

  5. Заяц

  6. Медведь

  7. Лиса

Проблема:

Ввиду непрерывной популяризации интерне т-ресурсов нынешнее поколение все больше и больше использует сленг в повседневной жизни, из-за чего литературный русский язык, а также и литература в целом, становятся менее значимыми. Предлагается рассмотреть данную проблему в вольной интерпретации фольклора в лице русской народной сказки «Колобок»

Сказка

Ведущий:

-В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были дед с бабкой. Детей у них не было, и поэтому испекли они Колобок из подручных средств, добытых выметанием амбаров и выскребанием сусеков. Ну а чтобы дитя их воображения ни в чем не нуждалось и соответствовало современным деткам, решено было купить ему чудо заморское – ноутбук, да подключить его к всемирной паутине.

Растет детка не по дням, а по часам, да только вот же горе – на двор даже ногой ступить не хочет, и днем и ночью в интернете сидит, да не по-человечьи молвит.

Колобок: «Рак на миде, я танкую. Лол, да ты днище»

(весьма популярные выражения в среде игроков в популярную онлайн-игру «DOTA 2»).

Дед и бабка вовсе с ним контакт потеряли. Мало того что Колобок от ноутбука не отрывается, так ведь и простым русским языком и двух слов сказать не может.

Пытался Колобок бабку с дедом обучить, да разве научишь старую собаку новым трюкам?

Разозлился

Колобок: «Пойду-ка я в лес, френдов сёрчить»

(искать друзей).

Первым ему повстречался Заяц. Зайка, будучи существом умудренным годами, начал было заученную фразу

Заяц: – «..Колобок, Колобок, я тебя съем!»

Да не тут-то было. Колобок ему в ответ:

Колобок: -Йоу, да ты во мне фастфуд увидел? Заточить меня решил?

Заяц от такого опешил.

Заяц: Ой-ей! Как так! Ножи как заточить знаю, а тебя-то как?

Но сказка есть сказка, и Колобок должен был песенку спеть. Вместо этого чудо мысли деда и бабки извлекло из кармана штуку невиданную, яблочко на тарелочке. Только яблочко нарисованное да надкушенное.

Колобок: -Лол, заяц. Давай селфи замутим, да в инстаграмм запостим. Фолловеры залайкают.

Зайка и вовсе опешил.

Заяц: Да что-же это такое? Таких слов я не знаю!

Тут подоспел Медведь.

Медведь: Колобок, колобок я тебя съем

Колобок: Да подожди ты, медведь, давай лучше селфи на айфон сделаем

(селфи – фотография самого себя на фронтальную камеру).

Зверушки пытаются разъяснить Колобку:

Медведь:— Не говорят так на Руси, что ты тарабарщину заладил. Негоже это, сказку так опошлять, на самотек пускать.

Шум, гам на весь лес поднялся. На шумок и лисичка-сестричка подоспела, и видит ситуацию – Колобок с айфоном пытается фотографии делать, зайка с медведем за кустами прячутся, да кулаками грозят заморской штуковине. И смекнула лисичка, неглупый ведь зверь, что дело пахнет керосином.

Лисица: — Колобок, Колобок, песни петь нам ты не собираешься, видимо? И есть тебя опасно, вдруг это заразно.. Ты бы по-человечьи объяснил, чего тебе от нас надобно.

Колобок в ответ:

Колобок: -Boy, палехче. Я сам зашарю, чего мутить мне и как вам тему разжевывать.

Тут звери руки-то и опустили. Сели рядом на землицу сырую, и стали думу думать, как им фольклор спасти да Колобка на путь истинный наставить. В общем, решением звериного консилиума было принято штуковины заморские изъять, а Колобка на реабилитацию записать в библиотеку и учителя к нему приставить, чтоб запас словарный пополнял, да дурь басурманскую из головы выбросил.

Времена такие, что сказку защищать надо, а молодых учить уму-разуму и приобщать к культуре чтения. Вот и сказке конец, а кто слушал – с того лайк и репост)))

Проблема:

Ввиду непрерывной популяризации интерне т-ресурсов нынешнее поколение все больше и больше использует сленг в повседневной жизни, из-за чего литературный русский язык, а также и литература в целом, становятся менее значимыми. Предлагается рассмотреть данную проблему в вольной интерпретации фольклора в лице русской народной сказки «Колобок»

Колобок: «Рак на миде, я танкую. Лол, да ты днище»

Колобок: «Пойду –ка я лес , френдов сёрчить»

Колобок: -Йоу, да ты во мне фастфуд увидел? Заточить меня решил?

Колобок: -Лол, заяц. Давай селфи замутим, да в инстаграмм запостим. Фолловеры залайкают

Колобок: Да подожди ты, медведь, давай лучше селфи на айфон сделаем

Колобок: -Boy, палехче. Я сам зашарю, чего мутить мне и как вам тему разжевывать

Заяц: – «..Колобок, Колобок, я тебя съем!»

Заяц: Ой-ей! Как так! Ножи как заточить знаю, а тебя-то как?

Заяц: Да что-же это такое? Таких слов я не знаю!

Медведь: Колобок, колобок я тебя съем

Медведь:— Не говорят так на Руси, что ты тарабарщину заладил. Негоже это, сказку так опошлять, на самотек пускать.

Лисица: — Колобок, Колобок, песни петь нам ты не собираешься, видимо? И есть тебя опасно, вдруг это заразно.. Ты бы по-человечьи объяснил, чего тебе от нас надобно.

СказкаКолобок помогает написать сочинение в формате ЕГЭ


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

Сказка «Колобок помогает сдать ЕГЭ» Элементы сочинения в формате ЕГЭВыявление проблем, поставленных в тексте. Определение главной проблемы.Комментирование проблемы.Авторская позицияКомментирование проблемы Вопросы для исследования , проведённого в 10 и 11 классахО чём текст? (Этот вопрос помогает понять смысл прочитанного и выявить проблемы, поставленные в тексте)Зачем автор рассказал нам об этом?Определить идею текста. (Этот вопрос помогает определить авторскую позицию)Как автору удалось помочь читателю определить авторскую позицию? (Это помогает прокомментировать проблему) Ответы учащихся. О чём текст?1.Колобок ушёл в лес без спроса от бабушки и дедушки.2.Колобок обхитрил всех животных, но не смог обхитрить лису.3.Дед и баба мечтали о ребёнке.4.Дед и баба прожили много лет.5.Дед и баба мечтали об умном ребёнке.6.Дед и баба положили Колобка остужаться на окно.7. Колобок поёт одну и ту же песню.8. Колобок поёт песню смело, не боясь зверей.9.Лиса съела Колобка. Исходя из ответов, выявлены следующие проблемы1.Колобок ушёл от бабушки и дедушки самовольно, без спроса. Они положили его остужаться не в амбар, не на стол, а на подоконник: смотри на мир, учись жизни. Поэтому в тексте поставлена ПРОБЛЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ. 2.Мы можем предположить, что он разбил родительские сердца. Он ни разу о них не вспомнил. Потому в сказке поставлена ПРОБЛЕМА БЕССЕРДЕЧНОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИТЕЛЯМ. 3.Колобок обхитрил животных, но не смог обхитрить Лису. Он не знает психологии животных. А значит, в тексте поставлена ПРОБЛЕМА НЕЗНАНИЯ ПСИХОЛОГИИОКРУЖАЮЩИХ, НЕУМЕНИЯ ДОГОВАРИВАТЬСЯ ДРУГ С ДРУГОМ. 4.Баба с дедом вместе живут много лет. Видимо, живут дружно, если в старости мечтают о ребёнке, которого способны вырастить. Они не боятся трудностей , отдают последнее , чтобы осуществить свою мечту. Они не хотят жить только для себя. Поэтому в сказке поставлен вопрос «Что останется после человека на этой земле?» 5.Баба с дедом мечтают о ребёнке и долго добиваются этого. Значит, можно выделить ПРОБЛЕМУ БЕЗДЕТНОСТИ. 6.Дед и баба мечтают об умном и красивом ребёнке, поэтому сделали его без рук и ног, а только одну голову. А уж голова будет обязательно умная. А как красив Колобок :поджаристый, румяный. Поэтому в тексте поставлена ПРОБЛЕМА МЕЧТЫ РОДИТЕЛЕЙ. 7.Глупое, неопытное , не знающее мир существо уходит в неизведанный для него мир и погибает. Исходя из этого выявляется ПРОБЛЕМА НЕОПЫТНОСТИ, НЕЗНАНИЯ МИРА. 8.Колобок поёт глупую, бездарную песню. Он повторяет её много раз, потому что глуп и лучшего придумать не может. При этом он это делает самодовольно и заносчиво. У него завышена самооценка. Колобок быстро понял, что он не такой, как все: все с руками и ногами. А у него одна голова. Таким образом, выявляется ПРОБЛЕМА ЗАЗНАЙСТВА, ГОРДЫНИ, ЗВЁЗДНОСТИ. 9.Колобок ни разу не раскаялся за своё поведение. Ему были даны шансы для раскаяния (3 раза). Выявляется ПРОБЛЕМА ПОКАЯНИЯ И НАКАЗАНИЯ. Авторская позиция«Пафосного» Колобка в финале съедает Лиса, то есть ни к чему хорошему эта гордыня не привела. Нельзя быть излишне гордым, ставящим себя выше других. Завышенная самооценка ведёт к потере осторожности, а следовательно к трагедии.Необходимо уметь строить отношения с окружающими, почитать родителей. Средства, с помощью которых автор привлёк наше внимание к проблемам, поставленным в сказкеНеобычный портрет КолобкаПримитивная песня КолобкаМногоразовое исполнение

Leave a Reply