Пословицы о служении родины 3 класс: Пословицы про служение родине: 50 поговорок со смыслом ✍
Пословицы про служение родине: 50 поговорок со смыслом ✍
- Велика русская земля и везде солнышко. родина
- Любовь к родине на огне не горит и на воде не тонет.
- Позор перед Родиной хуже смерти.
- Родных нет, а по родимой стороне сердце ноет.
- Родину головой оберегают.
- С родной земли умри, а не сходи.
- Не временем годы долга, долга годы отлучкой с родной стороны.
- Золоту — старости нет, родине — цены нет.
- Со своей сторонки и собачка мила.
- За морем светло, а у нас светлее.
- Не ищи обетованные края-они там, где родина твоя.
- О тех и радио вещает, кто Родину защищает.
- И кости по родине плачут.
- На родной стороне и камешек знаком.
- Кто к нам метит, тот и смерть встретит.
- Далеко сосна стоит, а своему лесу шумит.
- Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.
- Велика русская земля, и везде солнышко.
- Не расти траве на Неве-реке, не владеть чужим землей русской.
- Не отрекайся от земли русской — не отречется она от тебя.
- Не временем годы долги, долги годы отлучкой с родной стороны.
- На чужбине и сладкое в горчицу, а на Родине и хрен за леденец.
- Севастополь падением славен.
- Если нет у меня родины — пусть не всходят для меня луна и ссгмце.
- Родина — мать, умей за нее постоять.
- Жить — Родине служить.
- Береги землю родимую, как мать любимую.
- Родина любимая — мать родимая.
- Родину любить — верно Родине служить.
- Любовь к Родине сильнее смерти.
- Родина — всем матерям мать.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Если дружба велика — будет Родина крепка.
- За правое дело стой смело!
- Человек без Родины — соловей без песни.
- Кто Родину любит, тому она в долгу не будет.
- Родина наша солнца краше.
- Всякому мила своя сторона.
- За морем теплее, а у нас светлее.
- Родину-мать умей защищать.
- Одна мать родна и Родина одна.
- Нашему народу Родина всего дороже.
- Кто служит Родине верно, тот долг исполняет примерно.
- Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
- Родной куст и зайцу дорог.
- За Родину-мать не страшно умирать.
- Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет.
- На чужой стороне Родина милей вдвойне.
- Любовь к Родине побеждает смерть.
- За Родину, за честь — хоть голову снесть.
Пословица про родину охарактеризует всю сущность родной местности.
А пословицы о родине 2 класса помогут вашим детям понять важность понимания родной земли и ее истории.
Напишите свои 3 пословицы о родине или внимательно посмотрите пословицы на тему родина в нашей статье.
Пословицы о служении Родине и родной земле
В школе для 3 класса может быть дано задание такой формулировки:
- Найдите и запишите пословицы о служении Родине.
Пословиц на тему «Служение Родине» в копилке народной мудрости много, но нам нужно выбрать лишь несколько. Для удобства тематически подходящие пословицы мы собрали на этой страничке.
Русский солдат готов для Родины на любые подвиги:
За Москву-мать не страшно и умирать.
Кто за Родину горой, тот и герой.
Если народ един, он непобедим.
Если по-русски скроен, и один в поле воин.
К нам с пушками, а от нас с клюшками.
Крепка рука у советского моряка.
Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.
Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.
Кто честно служит, с тем слава дружит.
Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.
Лучше смерть на поле, чем позор в неволе.
Не силою дерутся, а умением.
Родина — мать, умей за нее постоять.
Русские медленно запрягают, но потом быстро скачут.
Авось да небось на фронте брось.
Береги землю родимую как мать любимую.
Бой — святое дело, иди на врага смело.
Видит Москву фашистское око, да зуб неймет.
Враг хотел пировать, а пришлось горевать.
Где робкий Семен, там враг силен.
Для советского солдата граница свята.
До Москвы на танках, а от Москвы на санках.
Смело иди в бой, Родина за тобой.
Фашист с шумом идет, русский сметкой берет.
Честь солдата береги свято.
Русский солдат не знает преград.
Русский боец – всем образец.
Дым отечества светлее чужого огня.
Русский ни мечом, ни калачом не шутит.
Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Родина — мать, умей за нее постоять.
Смело иди в бой, Родина за тобой.
Любовь к Родине сильнее смерти.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Всяк человек свою Родину любит:
Велика святорусская земля, а везде солнышко.
Всякая птица свое гнездо любит.
Всякому мила своя сторона.
Где кто родится, там и пригодится.
Дома и стены помогают.
Каждому свой край сладок.
Всякому мила своя сторона.
Родной край – сердцу рай.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Каждому свой край сладок.
Нет в мире краше Родины нашей.
Родина краше солнца, дороже золота.
Родная сторона — мать, чужая — мачеха.
Русский в словах горд, в делах тверд.
Своя земля и в горсти мила.
Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.
Человек без Родины — что соловей без песни.
Своя земля и в горсти мила.
Без любви к человеку нет любви к Родине.
Береги землю любимую, как мать, родимую.
За морем теплее, а у нас светлее.
Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.
К Родине любовь у семейного очага рождается.
Любишь жену – люби и её Родину.
Любовь к Родине побеждает смерть.
Только тому почёт будет, кто родину не словом, а делом любит.
Чужая сторона — мачеха.
Та земля мила, где мать родила.
Родина – всем матерям мать.
Родина любимая – мать, родимая.
Ребят, подберите пословице о служение Родине. прошу срочно
Помогите плиз, вопрос: качест качества Герасима из повести муму
Жага до життя зав’язка, розвиток діі, кульмінація, розв’язка
опис природи в творі жага до життя
Сюжет зав’язка розвиток діі, кульмінація, розв’язка жага до життя
Жага до життя ідея твору
второй класс о хоккее и рыцари тексткраткий пересказ текста хоккея и рыцари второй класс
5. ПЫТАЕМСЯ понять, КАК НА НАСвозДЕЙСТВУЕТ КРАСОТАРаздели стихотворение на две части го смыслу.Какая живность есть на болоте? Подчеркни нуж-ные слова … волнистой линией. С чем в картине болота сравнивается белоус? Старый пень? Подчеркни этисравнения. Какие цвета есть в картине болота? Обве-ди нужные слова простым карандашом.А теперьво второй части стихотворения найдислова, подтверждающие, что и в другой картине приро-ды основные цвета это белый, зелёный и голубой.Почему же пейзажи такие разные?Что (или кто) имеет голубой цвет:в 1-й картинево 2-й картине?незабудки стрекозкинебесаСоедини стрелками нужное. Аллоллон МайковБОЛОТО(фрагмент)я целый час болотом занялся.Там белоус торчит, как щётка жёсткий;Там точно пруд зелёный разлился;Лягушка, взгромоздясь, как на подмостки,На старый пень, торчащий из воды,На солнце нежится и дремлет… БелымПушком одеты тощие цветы;Над ними мошки вьются роем целым;Лишь незабудок сочных бирюзаКругом глядит умильно мне в глаза,Да оживляют бедный мир болотныйПорҳанье белой бабочки залётнойи хлопоты стрекозок голубыхВокруг тростинок тощих и сухих.Ах! прелесть есть и в этом запустенье!..Абыли дни, моё воображеньеПленял лишь вид подобных тучам гор,Небес глубоких праздничный простор,Монастыри да белых вилл оградаПод зеленью плюща и винограда…Или луны торжественный восходМежду колонн руины молчаливой,Над серебром с горы падучих вод…Что (или кто) имеет белый цвет:в 1-й картинево 2-й картине?бабочкапушок цветов монастыри и ограда виллСоедини стрелками нужное.Что имеет зелёный цвет:в 1-й картинево 2-й картине?прудплющ и виноградСоедини стрелками нужное.Какие определения могутбыть использованыв описаниях природы в этих двух картинах?Природа: неброская, величественная, невзрачная,пышная, бедная, торжественная, скромная, празднич-ная, будничная, яркая, обыкновенная, эффектная.
5. ПЫТАЕМСЯ ПОНЯТЬ, КАК НА НАСвозДЕЙСТВУЕТ КРАСОТАв картине боло-BOРаздели стихотворение на две части по смыслу.Какая живность есть на болоте? Подчерк … ни нуж-ные слова волнистой линией. С чемта сравнивается белоус? Старый пень? Подчеркни этисравнения. Какие цвета есть в картине болота? Обве-ди нужные слова простым карандашом.А теперьвторой части Стихотворения найдислова, подтверждающие, что и в другой картине приро-ды основные цвета — это белый, зелёный и голубой.Почему же пейзажи такие разные?Что (или кто) имеет голубой цвет:в 1-й картинево 2-й картине?незабудки стрекозкинебесаСоедини стрелками нужное.Аполлон МайковБОЛОТО(фрагмент)я целый час болотом занялся.Там белоус* торчит, как щётка жёсткий;Там точно пруд зелёный разлился;Лягушка, взгромоздясь, как на подмостки,На старый пень, торчащий из воды,На солнце нежится и дремлет… БелымПушком одеты тощие цветы;Над ними мошки вьются роем целым;Лишь незабудок сочных бирюзаКругом глядит умильно — мне в глаза,Да оживляют бедный мир болотныйПорханье белой бабочки залётнойИхлопоты стрекозок голубыхВокруг тростинок тощих и сухих.
Ах! прелесть есть и в этом запустенье!..Абыли дни, моё воображеньеПленял лишь вид подобных тучам гор,Небес глубоких праздничный простор,Монастыри да белых вилл оградаПод зеленью плюща и винограда…Или луны торжественный восходМежду колонн руины молчаливой,Над серебром с горы падучих вод…Что (или кто) имеет белый цвет:в 1-й картинево 2-й картине?бабочкапушок цветов Монастыри и ограда ВиллСоедини стрелками нужное.Что имеет зелёный цвет:в 1-й картинево 2-й картине?прудплющ и ВиноградСоедини стрелками нужное.могут бытьКакие определенияиспользованыв описаниях природы в этих двух картинах?Природа: неброская, величественная, невзрачная,пышная, бедная, торжественная, скромная, празднич-ная, будничная, яркая, обыкновенная, эффектная.* Белоус — травянистое злаковое растение.43кортик 58-64 глава краткое содержание очень очень кратко
в литературе 4 класа Климанова станица 61 вопрос 5. 2 частьВопрос Напиши отзыв на понравившуюся книгу и составь к ней аннотацию. Обясни разницу.
Эссе учеников 11-х классов на тему патриотизма
«Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя – спроси, что ты можешь сделать для своей родины» (Д. Кеннеди)
На планете вряд ли найдется человек, который был бы полностью доволен своей страной. Но проблема в том, что люди зачастую только требуют от страны для себя всяческих благ, не задумываясь о том, что они сами ничего не сделали для своего благополучия. Хватит даже того, если каждый человек приложит хоть малейшие усилия, внесет свой небольшой вклад в развитие страны, чтобы получить взамен желаемое, и, разумеется, сделает хоть что-то для удовлетворения своих потребностей САМ.
Таким образом, я поддерживаю точку зрения Д. Кеннеди, ведь все мы являемся частью одного целого, и, делая блага стране, мы обеспечиваем благо и самим себе.
Ясько Виктория
11 «Б»
Мы живем в современном мире, полном инноваций, с другой стороны, люди страдают от голода и войн. Нашу страну тоже потрясали великие войны, но, к счастью, теперь мы живем в согласии с европейскими странами. А все это благодаря тому, что в свое время россияне отстаивали честь своей Родины, боролись за лучшую жизнь, за свободу. Наша Родина сделала много для граждан, и мы должны быть ей крайне благодарны за это. Но как еще можно отблагодарить Отечество помимо слов?
Люди должны развивать в себе чувство патриотизма, преданности своей стране. Граждане не должны забывать про такие праздники как «День Победы», «День защитника Отечества» и другие памятные даты. Мы должны проявлять особое уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и пожилым людям вообще. Не стоит также забывать о памятниках культуры, посвященных ВОВ. Нужно брать пример с людей, искренне верных своей Родине. Они осознают, что значит для них страна, родные поля, луга, леса…
Я считаю, что граждане России должны в корне изменить свое отношение к Родине, осознать насколько она важна для них, начать по-настоящему уважать ее, гордиться ей и заботиться о ней.
Квитка Виктория
11 «Б»
Сейчас люди часто задают вопрос: «Почему мы живем в такой ужасной стране?». Но никто не задумывается о том, почему за такую «ужасную» страну веками сражались многотысячные армии. Эти люди не спрашивали для себя, эти люди делали все возможное для своей Родины. Они защитили ее, обеспечили будущее себе, своему поколению и поколению своих детей. Если каждый из нас внесет посильный вклад в развитие своей страны, жить станет лучше, комфортней и намного интересней.
Я полностью согласна с мнением Дж. Кеннеди, так как весь мир в наших руках, люди сами вершители своих судеб. Если в каждом из нас будет хотя бы капелька патриотизма, то наша страна сможет подняться на новый уровень развития. А что же такое патриотизм и как воспитать его в себе?
Патриотизм – это любовь к родине и выполнение долга перед Отечеством. Он воспитывается и растет в каждом из нас. Родители, бабушки, дедушки – это те, кто прививает нам его с раннего детства. Каждый может поверить в свою страну, взрастить в своей душе дерево под названием «патриотизм».
Ярким примером человека, стремившегося внести вклад в развитие своей страны, является М. В. Ломоносов. Он сам добился всего в жизни, самостоятельно получил необъемлемое количество знаний. Он не ждал, пока Родина поможет ему, а взял судьбу в свои руки. Ломоносов не просто достиг высот, но и помог Отечеству развиться, стать лучше.
В заключение хотелось бы сказать, что каждый из нас кузнец своего счастья, а кузнецом государства является полноценное гражданское общество. Помните про это, прежде чем говорить или думать, что ваша страна ни на что не способна!
Файзулина Алина
11 «Б»
Каждый человек может сделать что-то полезное для своей Родины, и тем самым улучшить свою собственную жизнь. Кеннеди говорил, что человек должен в первую очередь сделать добро для своей страны. С этим утверждением я не могу полностью согласиться. От одного человека мало что может измениться. Для счастливого проживания на территории отдельно взятой страны необходимо усилие масс.
Если будут организованы крупные сообщества, которые попытаются помочь Родине, то, возможно, условия существования улучшатся. Но, в любом случае, человек должен добровольно приносить пользу обществу и государству, от насильственного принуждения его к этому пользы не будет.
На сегодняшний день в нашей стране велик процент людей, стремящихся покинуть ее пределы. Эти люди надеются на лучшую жизнь в другом государстве, но не каждый понимает, что в другом месте вовсе не обязательно будет хорошо. Недаром Грибоедов писал, что лучше там, где нас нет.
Человек не всегда осознает, что нужен той стране, в которой родился и живет. Благополучие государства зависит от общества. Именно это, как я считаю, подразумевал своими словами Дж. Кеннеди. Каждый человек, сделав благое дело для своей страны, улучшает и свою жизнь.
Алтаравичюте Виктория
11 «Б»
Нельзя не согласиться с Дж. Кеннеди, так как государство не может выполнить все, что требуют граждане, поэтому мы должны сами сделать что-то на благо своей страны. В каждом государстве живет множество людей, и всегда есть среди них те, кто чувствует себя ущемленным и недовольным и винит в этом государство, не пытаясь как-то изменить свое положение. Жаловаться на свою жизнь всегда проще, чем делать что-нибудь самому. Многие люди просто не задумываются о том, что государство не в состоянии выполнить каждое желание населения.
Поэтому необходимо, чтобы в государстве существовало гражданское общество. Только при наличии гражданского общества могут образовываться объединения, которые обеспечивают общественное самоуправление, тем самым помогая разрешить многие проблемы.
Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях политического плюрализма эти интересы столь многочисленны, что государственная власть просто не имеет информации о каждом из них. Задача институтов гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, а также помочь удовлетворить как можно больше из этих интересов. Поэтому каждый гражданин обязан участвовать в жизни государства, что реализовать то, что может помочь государству в целом, повысить уровень благосостояния и благополучия страны.
Родионова Арина
11 «А»
Фраза Дж. Кеннеди означает то, что люди сами должны начинать действовать во благо своей страны. Большинство людей просто ждут действий от государства, что вдруг все станет хорошо, а ведь при это они совершенно не хотят ничего делать. Если люди начнут действовать все вместе во благо своей страны, то они смогут многое поменять и сделать жизнь такой, какой они хотят ее видеть.
Дж. Кеннеди пытается показать людям, что все зависит именно от них, что не государство управляет людьми, а наоборот. Самое главное в отношении человека к государству – это патриотизм. Если люди будут любить свою страну, то они смогут поставить ее на правильный путь.
Я полностью согласен с этим высказыванием, оно показывает нам то, что если хочешь поменять что-то в своей стране, нужно не ждать, а начинать действовать самому. В истории много примеров того, как люди меняли власть в государстве, в том числе и в нашей стране. Все зависит от каждого члена общества в отдельности, а не от масс. Если мы начнем действовать, то получим страну, о которой мечтаем.
Яшнов Максим
11 «А»
Это высказывание связано с проблемой взаимоотношения человека и государства. Эта проблема на сегодняшний день актуальна и для нашего государства, я считаю ее одной из главных бед России.
По мнению Дж. Кеннеди, гражданин должен сам понимать, что он может предоставить своей родине, чем помочь ей. А не ждать от государства, что оно сделает, чтобы ему хорошо жилось.
Я считаю, что эта фраза очень подходит для России, потому что люди, которые не довольны государством, президентом, системой образования, качеством жизни и так далее, только требуют чего-то для себя, даже не задумываясь о том, что они могут дать взамен. Примером могут служить митинги и демонстрации, на которых народ только требует. А ведь государство и народ должны действовать заодно…
«Буду Родине служить и Отчизной дорожить!»: в библиотеках города проходят тематические мероприятия
Уже несколько десятилетий 23 февраля мы широко и всенародно отмечаем праздник День защитника Отечества. 23 февраля — День воинской славы России, которую российские войска обрели на полях сражений. Изначально в этом дне заложен огромный смысл — любить, почитать и защищать свою Отчизну, а в случае необходимости, уметь достойно ее отстоять.
В преддверии праздника, в Центральной библиотеке с десятиклассниками школы №5 состоялся актуальный разговор «В служении верном Отчизне клянусь».На встречу со старшеклассниками пришел военный комиссар г. Канаш, Канашского и Янтиковского районов Чувашской Республики Ю. В. Барышов. Заведующая отделом обслуживания Ильина И.Н. рассказала об истории праздника День защитника Отечества, обратила внимание школьников на выставку «Береги Отчизну – без нее не жить!» и призвала читать литературу, посвященную военной истории России, Великой Отечественной войне и современной армии. Военный комиссар Ю.В. Барышов рассказал о российских военных учебных заведениях, о военной службе по контракту, о социальных правах и гарантиях военнослужащих и о многом другом. Юрий Витальевич также ответил на вопросы учащихся и пожелал получить солидный багаж знаний в школе и в скором будущем сделать осознанный выбор жизненного пути.
В краеведческой библиотеке с учащимися 2 класса средней школы №11 состоялась конкурсно – игровая программа «Буду Родине служить и Отчизной дорожить!». Библиотекарь Вершинина Д.Ю. рассказала об истории создания российской армии, о военачальниках и великих полководцах, чьи имена остались навеки в памяти народной. Затем начались конкурсы, где соревновались 2 команды, участники которых показали свою силу и ловкость. Было много интересных и веселых игр, таких как: «Военная техника», «Заминированное поле», «Меткий стрелок», «Моряки», «Санитары», «Собери волю в кулак» и «Радисты». Мероприятие сопровождалось просмотром видеоролика «Парад военной техники», «Моя армия» и обзором литературы по теме.
В библиотеке семейного чтения с учащимися 3 класса школы №1 состоялась конкурсно-игровая программа «Буду я в армии служить». Заведующая библиотекой Тимофеева Е. Н. рассказала историю праздника «День защитника Отечества» и показала видеоролик «Моя армия». Затем команда девочек «Медики» и команда мальчиков «Красная Армия» состязались в конкурсах: «А ну-ка, капитан», «Разминировать поле», «Шифровка», «Назови военную профессию», «Кто сильнее», «Сбор по тревоге». Мероприятие завершилось обзором выставки-экспозиции «Доблесть. Отвага. Честь».
Заведующая Игнатьева Г.Н. с учащимися 5 класса школы №6 провела урок мужества Есть такая профессия — Родину защищать», в ходе которого ознакомила с историей праздника, порекомендовала для домашнего чтения художественную литературу, связанную с историей возникновения праздника и воинами – Героями нашей страны. Затем сотрудник вневедомственной охраны по г. Канашу филиала ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии России по Чувашской Республике» младший лейтенант полиции А.Н. Суранов рассказал о нелегких буднях сотрудников вневедомственной охраны, о требованиях к профессии полицейского, о специфике охраны объектов с применением различных видов сигнализаций. Особый интерес школьников вызвала демонстрация технических средств охраны и экипировки сотрудников ОВО, заступающих на службу.
Сотрудники библиотеки семейного чтения в детском саду №8 провели конкурс отцов и сыновей «Аты-баты, вот такие мы солдаты!». Вначале мероприятия библиотекарь Николаева М.В. предложила юным читателям послушать песню и совершить небольшой экскурс в историю российской армии. Затем состоялись соревнования между двумя командами пап, где они вместе с сыновьями выполняли различные задания: вспомнили известные сказки, где главными героями являются солдаты, собирали пословицы о силе и мужестве из слов, отгадывали загадки, спели песню «Шли солдаты на войну». А конкурсы «Мамины помощники», «Лучший водитель» и «Один дома», показали, что папы отлично владеют и навыками ведения домашнего хозяйства. Внимание родителей и детей привлекла выставка-досье «Святое дело — Родине служить»с книгами о наших защитниках, стихами о боевых буднях солдат и военных наградах.
Воспитанников детского сада №13 в библиотеке семейного чтения ждала познавательно-игровая программа «Отчизне служат настоящие мужчины». Библиотекарь Федорова Т.Ю. рассказала о боевом прошлом российской армии. Мероприятие продолжилось играми, чтением стихотворений, отгадыванием загадок, просмотром мультфильма «Каша из топора» и изготовлением аппликации к 23 февраля.
Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич
В русских былинах упоминается более 30 богатырей. Среди них были герои с древними мифологическими корнями, такие как Святогор и Волх Всеславьевич, и заезжие гости — например, Дюк Степанович и Чурило Плёнкович. Были даже женщины-воительницы, которых называли поленицами: Василиса Микулишна, Настасья Микулишна, Настасья-королевишна и другие. Они считались ровней богатырям-мужчинам, а иногда и превосходили их. Но больше всего народ любил былины про Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. Ученые выделяют от 53 до 100 сюжетов русского героического эпоса, около 26 из которых связаны с подвигами легендарной троицы. «Культура.РФ» рассказывает об истории самых известных русских богатырей.
Ростовский Попович
Георгий Юдин. Алеша Попович и Тугарин. Иллюстрация к былине. Год неизвестен
Борис Ольшанский. Алеша Попович и Елена Краса. 1996. Музей славянской живописи
Андрей Рябушкин. Алеша Попович. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри». 1895
Алеша Попович изображался самым молодым из богатырей. В былинах говорилось, что он был сыном соборного попа из Ростова (ныне город в Ярославской области). Отцом Алеши в разных текстах назывались два ростовских святых — святитель Леонтий, чьи мощи находятся в ростовском Успенском соборе, или Феодор, первый епископ Ростова.
Несмотря на религиозное воспитание, Алеша вырос шутником и балагуром, а его смелость всегда граничила с дерзостью. В некоторых былинах он изображался «бабьим пересмешником», а в более поздних текстах и вовсе стал отрицательным персонажем. Например, иногда рассказывалось, как Алеша солгал о смерти Добрыни и обманом попытался жениться на его жене Настасье. Добрыня вовремя узнал об этом и в последний момент успел остановить венчание. В XX веке исследования доказали, что изначально Алеша не противопоставлялся другим богатырям, а был воплощением истинно народных качеств — азарта, смекалки и юмора.
В былине «Алеша Попович и Тугарин Змеевич» богатырь увидел на княжеском пиру врага — Тугарина. Князь Владимир Красное Солнышко привечал его как дорогого гостя, а княгиня Евпраксия на глазах у мужа оказывала Тугарину недвусмысленные знаки внимания. Алеша стал насмехаться над таким поведением, напрашиваясь на бой, — и победил Тугарина хитростью. Разные версии описывают, как Попович притворился тугим на ухо, чтобы Тугарин приблизился, либо обманом заставил противника отвернуться, либо нанес удар, спрятавшись за гриву коня. Голову Тугарина Алеша в шутку предложил князю как посуду:
Ты ой есь, Владимир стольнокиевской!
Буде нет у тя нынь пивна котла, —
Да вот те Тугаринова буйна голова;
Буде нет у тя дак пивных больших чаш, —
Дак вот те Тугариновы ясны оци;
Буде нет у тя да больших блюдишшов, —
Дак вот те Тугариновы больши ушишша.
Считается, что образ богатыря Алеши восходит к реальному ростовскому воину Александру Поповичу, погибшему в 1223 году в битве с монголо-татарами на реке Калке. Академик Дмитрий Лихачев отнес первое упоминание об Александре Поповиче в летописи к 1423 году, то есть через 200 лет после предполагаемой смерти героя. Лихачев установил, что не богатырь попал в былины из летописи, а, наоборот, летопись зафиксировала персонажа из эпоса как историческое лицо. Это был осознанный шаг летописцев в эпоху становления централизованного Русского государства.
Фольклорист Владимир Пропп считал, что образ Алеши Поповича мог возникнуть вскоре после крещения Руси, потому что в это время священнослужители еще не воспринимались как далекое от простого люда привилегированное сословие. В более позднюю эпоху сын священника не смог бы стать в глазах народа дерзким смельчаком, насмехающимся над властьимущими, поминающим в прибаутках даже собственного отца-попа.
На этот же период — XI век — косвенно указывает имя соперника Алеши, Тугарина Змеевича. В то время с Русью воевал половецкий хан Тугаркан, а его дочь стала женой киевского князя Святополка Изяславича. В XI–XII веках князья нередко заключали соглашения с половцами и выступали с ними против других русских княжеств. Народ осуждал дружбу с врагом ради братоубийственных войн, и именно такой «дружбе» и положил конец Алеша, убив Тугарина.
Рязанский княжич
Георгий Юдин. Поход Добрыни Никитича против змея лютого. Иллюстрация к былине. Год неизвестен
Андрей Рябушкин Добрыня Никитич. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри». 1895
Георгий Юдин. Добрыня Никитич и татарский богатырь-боец. Иллюстрация к былине. Год неизвестен
Согласно былинам, Добрыня родился в Рязани в те времена, когда Рязань «селом слыла». Многие исследователи считают, что этот богатырь был княжеского рода. Его отец Никита Романович был «князем без удела», умер в возрасте 60 лет, оставив молодую жену и малолетнего сына. Мать Амелфа Тимофеевна дала Добрыне хорошее образование. В науках он поспевал быстрее сверстников, в возрасте 12 (в некоторых вариантах — 15) лет освоил ратные премудрости. Владимир Пропп писал:
Читайте также:
«Он прекрасный певец и играет на гуслях. Он играет в шахматы так, что уверенно обыгрывает татарского хана, непобедимого знатока этой игры. В лице Добрыни народ воплотил те качества, которые он в совокупности обозначил словом «вежество». В понятие «вежества» входит и знание внешних форм вежливости и культуры в обращении людей друг с другом. Добрыня всегда знает, как войти в палату, как закрыть за собой дверь, знает, как и кого надо приветствовать, кому надо поклониться «в особину». Он умеет держать себя за столом; Добрыня владеет искусством не только письма, но разумной речи, беседы».
Народ, создавший такого героя, явно осознавал себя как высококультурную нацию. Киевская Русь переживала расцвет культуры в XI–XII веках; в Новгороде XI–XIV веков практически все население, включая женщин, было грамотным. В это время в Западной Европе даже не все монархи могли похвастаться умением писать и читать.
Если вычислять дату рождения богатыря по дате основания Рязани, то она приведет нас в XI век: в летописи Старая Рязань впервые упомянута под 1096 годом, но историки считают, что поселение появилось за 30–35 лет до этого. Но был в истории и настоящий Добрыня.
Он жил в X веке и приходился дядей князю Владимиру I Святославичу. Воевода Добрыня сопровождал племянника, когда тот в 970 году отправился княжить в Новгороде. В 978 году Владимир организовал убийство своего старшего брата Ярополка и занял киевский престол, и, по мнению историков, за этим поступком стоял Добрыня. Он же убедил Владимира жениться на невесте Ярополка, полоцкой княжне Рогнеде. Таким же сватом для былинного князя Владимира Красное Солнышко был богатырь Добрыня. Эпический Добрыня победил Змея с помощью «шапки земли греческой» — византийского монашеского головного убора. Этнограф Всеволод Миллер увидел в этом параллель с крещением Руси: реальный воевода Добрыня участвовал в насильственном крещении Новгорода.
В XIII веке в Норвегии была записана «Сага о Тидреке Бернском», тогда же в Южной Германии появилась героическая поэма «Ортнид». В этих памятниках германского эпоса упоминается русский князь, военачальник по имени Ilias König von Riuzen — Илиас, король Русский. Вероятно, так в представлении европейцев слились в одну фигуры двух богатырей — Добрыни Никитича и Ильи Муромца.
Муромский крестьянин
Георгий Юдин. Болезнь и исцеление Ильи Муромца. Иллюстрация к былине. Год неизвестен
Андрей Рябушкин. Илья Муромец. Иллюстрация к книге «Русские былинные богатыри». 1895
Георгий Юдин. Три поездки Ильи Муромца. Иллюстрация к былине. Год неизвестен
Илья Муромец, «сын Иванович», — крестьянин, плоть от плоти своего народа. Ему посвящено 18 разнообразных сюжетов, это рекорд для русского эпоса.
Да едино солнышко на небеси,
Един богатырь на святой Руси,
Един Илья да Илья Муромец!
Былинная биография Ильи достаточно подробна. Он родился в селе Карачарове под Муромом, до 30 лет не владел ни руками, ни ногами, был парализован. Однажды, когда вся семья работала в поле, а Илья лежал на печи, в дом постучали калики перехожие. Странники попросили чарочку водицы, Илья ответил, что не может принести воды. Калики стали уговаривать его подняться, и случилось чудо: Илья пошел. Когда он принес каликам воды, они предложили выпить и ему, после чего у богатыря появилась невиданная сила. Исцеленный герой поспешил на помощь родственникам, выкорчёвывавшим деревья. Увидев, как Илья легко выворачивает дубы с корнем, родители поняли, что его призвание не крестьянский труд, а защита Отечества.
Образ Ильи, по мнению исследователей, стал вершиной русского эпоса. Он сформировался позже, чем образы Алеши и Добрыни. Илья — зрелый воин, убеленный сединами, терпеливый, держащий себя с достоинством. Исследователь былин Александр Гильфердинг охарактеризовал его силу как «скромную, чуждую всякой аффектации и хвастовства, но требующую к себе уважения».
Один из центральных сюжетов о подвигах Ильи Муромца — его победа над Идолищем поганым. Богатырь пробрался в захваченный врагом Киев в одежде странника и стал просить милостыню под окнами дворца. Идолище, запрещавшее просить во имя Христа, тут же приказало привести неизвестного и стало расспрашивать его о прославленном герое:
Ты скажи, калика перехожая,
По многу ли Илейко хлеба ест,
По многу ли Илейко к выти пива пьет?
Услышав, что «ест Илейко по калачику, пьет Илейко по стаканчику», Идолище заключило, что такой соперник ему не страшен, и тогда Илья убил его ударом шелепуги — выменянного у калики кнута.
Георгий Юдин. Илья Муромец и Идолище поганое. Иллюстрация к былине. Год неизвестен
Георгий Юдин. Илья Муромец и Калин-царь. Иллюстрация к былине. Год неизвестен
Георгий Юдин. Илья Муромец и Соловей-разбойник. Иллюстрация к былине. Год неизвестен
В образе Идолища явно отразились черты монголо-татарских завоевателей XIII–XV веков, а войско, окружившее Киев, в сознании народа слилось с татарскими захватчиками. Это подтверждает гипотезу о более позднем формировании образа Ильи в русском эпосе, хотя само имя героя могло быть известно уже в XII веке.
В некоторых былинах Муромца называли Муравленином. Это дало повод предположить, что родиной богатыря мог быть Моровийск (ныне Моровск) под Черниговом.
Традиционно былинного Илью соотносят с преподобным Илией Печерским, иноком Киево-Печерской лавры. До принятия пострига он прославился как воин по прозвищу Чоботок, то есть Сапожок: предание гласит, что однажды Илья отбился от врага сапогом. Он умер в 1188 году и был канонизирован в 1643 году. Его мощи по сей день хранятся в пещерах лавры.
В 1988 году комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей. Она показала, что при жизни Илия Печерский был исключительно сильным человеком, ростом около 177 сантиметров, и по меркам Средневековья считался вполне высоким. У него обнаружились признаки заболевания позвоночника, а причиной смерти ученые назвали рану, нанесенную острым оружием в грудь. На момент гибели воину было 40–55 лет. В Киево-Печерском патерике — сборнике о ранней истории монастыря — нет жития этого преподобного. Это косвенно подтверждает, что в монашестве Илия провел недолгое время. Предполагается, что он принял постриг уже после полученного в бою смертельного ранения.
Фольклорист Владимир Пропп писал: «Суровый и могучий Илья, выдержанный и культурный Добрыня, веселый и находчивый Алеша выражают героические черты русского народа. В них народ изобразил самого себя. При всем их отличии они объединены одним чувством, одним стремлением: они не знают более высокого служения, чем служение своей родине; за нее они всегда готовы отдать свою жизнь».
Автор: Екатерина Гудкова
Проверьте себя, с. 36 – 38
Былины
Ответы к стр. 36 – 38
1. Поиск
Запишите имена русских богатырей.
Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Вольга Святославович, Микула Селянинович.
2∗. Поиск
Кроссворд “По страницам былин”
1. Имя чуда поганого.
2. Имя жены князя Владимира.
3. Город, из которого приехал Алёша Попович.
4. Имя племянницы князя Владимира.
5. Город, в который приехал Илья Муромец.
3∗. Соответствие
Из каких былин эти герои? Соедините ⇒.
Забава Путятична ⇒ «Добрыни и Змея»
Пелька ⇒ «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Яким Иванович ⇒ «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич»
4. Найдите пословицы о служении Родине. Запишите.
Родина — мать, умей за неё постоять.
Жить — Родине служить.
Береги землю родимую, как мать любимую.
5∗. Таблица
Перечитайте былины и заполните таблицу.
Имя богатыря | Оружие или орудие | Основное занятие |
Добрыня Никитич | колпак в три пуда, нож булатный, плёточка шёлковая | защитник земли русской |
Илья Муромец | тугой лук со стрелами, сабля острая | защитник земли русской |
Алёша Попович | сабелька острая | защитник земли русской |
Микула | сошка | землепашец, оратай |
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №1. 3 класс. Ефросинина Л. А.
4.7 / 5 ( 126 голосов )
Пословицы о служении Родине и родной земле
В школе для 3 класса может быть дано задание такой формулировки:
- Найдите и запишите пословицы о служении Родине.
Пословиц на тему «Служение Родине» в копилке народной мудрости много, но нам нужно выбрать несколько лишь. Для удобства тематически подходящие пословицы мы собрали на этой страничке.
Русский любые солдат готов для Родины на подвиги:
За Москву-мать не страшно и умирать.
Кто за Родину горой, тот и герой.
Если народ един, он непобедим.
Если по-русски скроен, и один в поле воин.
К нам с пушками, а от нас с клюшками.
Крепка рука у советского моряка.
Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.
Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.
Кто честно служит, с тем слава дружит.
Либо грудь в крестах, либо голова в кустах.
Лучше смерть на поле, чем позор в неволе.
Не силою дерутся, а умением.
Родина — мать, умей за нее постоять.
Русские медленно запрягают, но потом быстро скачут.
Авось да небось на фронте брось.
Береги землю родимую как мать любимую.
Бой — святое дело, иди на врага смело.
Видит Москву фашистское око, да зуб неймет.
Враг хотел пировать, пришлось горевать.
Где робкий Семен, там враг силен.
Для советского солдата граница свята.
До Москвы на танках, а от Москвы на санках.
Смело иди в бой, Родина за тобой.
Фашист с шумом идет, русский сметкой берет.
Честь солдата береги свято.
Русский солдат не знает преград.
Русский боец - всем образец.
Дым отечества светлее чужого огня.
Русский ни мечом, ни калачом не шутит.
Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.
Родина — мать, умей за нее постоять.
Смело иди в бой, Родина за тобой.
Любовь к Родине сильнее смерти.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Всяк человек свою Родину любит:
Велика святорусская земля, а везде солнышко.
Всякая птица свое гнездо любит.
Всякому мила своя сторона.
Где кто родится, там и пригодится.
Дома и стены позволяют.
Каждому свой край сладок.
Всякому мила своя сторона.
Родной край — сердцу рай.
Глупа та птица, которая гнездо свое не мило.
Каждому свой край сладок.
Нет в мире краше Родины нашей.
Родина краше солнца, дороже золота.
Родная сторона — мать, чужая — мачеха.
Русский в словах горд, в делах тверд.
Своя земля и в горсти мила.
Скучно Афонюшке на чужой сторонушке.
Человек без Родины — что соловей без песни.
Чужбина — калина, Родина — мать.
Своя земля и в горсти мила.
Без любви к человеку нет любви к Родине.
Береги землю любимую, как мать, родимую.
За морем теплее, а у нас светлее.
Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.
К Родине любовь у семейного очага рождается.
Любишь жену — люби и её Родину.
Любовь к Родине побеждает смерть.
Только тому почёт будет, кто родину не словом, а делом любит.
Чужая сторона — мачеха.
Та земля мила, где мать родила.
Родина — всем матерям мать.
Родина любимая — мать, родимая.
Пословицы про служение родине: 50 поговорок со смыслом ✍
- Велика русская земля и везде солнышко. родина
- Любовь к родине на огне не горит и на воде не тонет.
- Позор перед Родиной хуже смерти.
- Родных нет, а по родимой стороне сердце ноет.
- Родину головой оберегают.
- С родной земли умри, а не сходи.
- Не время годы долга, долга годы отлучкой с родной стороны.
- Золоту — старости нет, родине — цены нет.
- Со своей сторонки и собачка мила.
- За морем светло, а у нас светлее.
- Не ищи обетованные края-они там, где родина твоя.
- О тех и радио вещает, кто Родину защищает.
- И кости по родине плачут.
- На родной стороне и камешек знаком.
- Кто к нам метит, тот и смерть встретит.
- Далеко сосна стоит, а своему лесу шумит.
- Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.
- Велика русская земля, и везде солнышко.
- Не расти на Неве-реке, не владеть чужим землей русской.
- Не отрекайся от земли русской — не отречется она от тебя.
- Не время годы долги, долги годы отлучкой с родной стороны.
- На чужбине и сладкое в горчицу, а на Родине и хрен за леденец.
- Севастополь падением славен.
- Если нет у меня родины — пусть не всходят для меня луна и ссгмце.
- Родина — мать, умей за нее постоять.
- Жить — Родине служить.
- Береги землю родимую, как мать любимую.
- Родина любимая — мать родимая.
- Родину любить — верно Родине служить.
- Любовь к Родине сильнее смерти.
- Родина — всем матерям мать.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Если дружба велика — будет Родина крепка.
- За правое дело стой смело!
- Человек без Родины — соловей без песни.
- Кто Родину любит, тому она в долгу не будет.
- Родина наша солнца краше.
- Всякому мила своя сторона.
- За морем теплее, а у нас светлее.
- Родину-мать умей защищать.
- Одна мать родна и Родина одна.
- Нашему народу Родина всего дороже.
- Кто служит Родине верно, тот исполняет примерно.
- Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
- Родной куст и зайцу дорог.
- За Родину-мать не страшно умирать.
- Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет.
- На чужой стороне Родина милей вдвойне.
- Любовь к Родине побеждает смерть.
- За Родину, за честь — хоть голову снесть.
Пословица про родину охарактеризует всю сущность родной местности.
А пословицы о родине 2 класса вашим детям понять понимания родной земли и ее истории.
Напишите свои 3 пословицы о родине или внимательно посмотрите пословицы на тему родина в нашей статье.
Цитаты и афоризмы про Родину
Нет ничего худшего, чем блуждать в чужих краях.
Гомер
Людей, покидающих отечество для чужих краев, на чужбине не уважают, а на родине чуждаются.
Эзоп
Ради отечества следует жертвовать даже славой.
Фабий Максим
Битва за алтари и очаги.
Цицерон Марк Туллий
Только одно отечество заключает в себе то, что дорого всем.
Цицерон Марк Туллий
Приятно и почетно умирать за отечество.
Гораций (Квинт Гораций Флакк)
Смерть за отечество отрадна и славна — бежавший от нее в бою не уцелеет.
Гораций (Квинт Гораций Флакк)
Что нам искать земель, согреваемых иным солнцем?
Кто, покинув Отчизну, сможет убежать от себя?
Гораций (Квинт Гораций Флакк)
Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.
Сенека Луций Анней (Младший)
Тот, кто всю жизнь, нигде не живет.
Марциал Марк Валерий
Будем любить родину, будем подчиняться [ее] законам.
Неизвестный автор
Взгляды переменчивы, а родина одна.
Неизвестный автор
Дым отечества ярче огня чужбины.
Неизвестный автор
И дым отечества сладок.
Неизвестный автор
Мы любим родину не потому, что она большая, а потому, что она своя.
Неизвестный автор
Мы считаем отечеством то место, где мы родились.
Неизвестный автор
Надо, чтобы родина была для нас дороже нас.
Неизвестный автор
Не для себя, а для родины ты рожден.
Неизвестный автор
Нам дороги родители, дети, родственники, домашние, но любовь ко всем им заключает в себе любовь к родине.
Неизвестный автор
Родина — общая мать всех граждан.
Неизвестный автор
Отдать жизнь за родину.
Неизвестный автор
Пожертвовать жизнью для блага родины.
Неизвестный автор
Родина для меня дороже жизни.
Неизвестный автор
Там хорошо, где родина.
Неизвестный автор
Этот уголок земли для меня дороже всех других.
Неизвестный автор
Любовь к родине начинается с семьи.
Фрэнсис Бэкон
Отчизну кто клянет — с семьей тот порывает.
Пьер Корнель
Пасть за отечество — счастливая чреда:
Умерший доблестно бессмертен навсегда.
Пьер Корнель
У подданных деспота нет родины.Мысль о ней вытеснена корыстью, честолюбием, раболепством.
Жан ле Лабрюйер
Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.
Шарль Луи Монтескье
Нужно быть правдивым во всем, даже в том, что касается родины. Каждый гражданин обязан умереть за свою родину, но никогда нельзя обязать лгать во имя родины.
Шарль Луи Монтескье
Отчизна — это край, где пленница душа.
Вольтер
Будь гражданином, ибо родина нужна для твоей безопасности, для твоих удовольствий, для твоего благополучия.
Клод Адриан Гельвеций
Для отечества сделано недостаточно, если не сделано все.
Максимильен Робеспьер
Порадуемся и поблагодарим нас достаточно хорошо послужили отечеству, чтобы нас сочли достойными кинжалов тирании!
Максимильен Робеспьер
Дерзайте отчизну мужеством прославить!
Михаил Васильевич Ломоносов
Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может.
Джордж Ноэл Гордон Байрон
Высшее и прекраснейшее в природе — любовь к родной земле, ощущение свободы и независимости под защитой отечественных болезней.
Иоганн Вольфганг Гёте
Люди, с которой мы вступаем во взаимно приятное общение, и есть то, что я называю родиной.
Иоганн Вольфганг Гёте
Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству. Виссарион Григорьевич Белинский
Любовь к отечеству должна исходить из любви к человечеству, как частное из общего. Любить свою родину значит — пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому.
Виссарион Григорьевич Белинский
Можно не любить и родного брата, если он дурной человек, но нельзя не любить отечества, какое бы оно ни было: только надобно, чтобы эта любовь была не мертвым довольством тем, что есть, но живым желанием усовершенствования.
Виссарион Григорьевич Белинский
И дым Отечества нам сладок и приятен!
Александр Сергеевич Грибоедов
Мила нам добра весть о нашей стороне:
Отечества и дым нам сладок.
Гаврила Романович Державин
Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и свое отечество…
Федор Михайлович Достоевский
Многие склонны путать два понятия: «Отечество» и «Ваше превосходительство».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Прежде всего ты обязан своей родине, как и своим друзьям, — правдой.
Петр Яковлевич Чаадаев
Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, — только бы ее не обманывать.
Петр Яковлевич Чаадаев
Нельзя быть героем, сражаясь против отчизны.
Виктор Мари Гюго
Позорить свое отечество — значит предавать его.
Виктор Мари Гюго
Рану, нанесенную родине, каждый из нас ощущает в глубине своего сердца.
Виктор Мари Гюго
Любовь к родине — первое достоинство цивилизованного человека.
Наполеон I (Бонапарт)
Любовь к родине не знает границ.
Станислав Ежи Лец
Чем больше чувствуешь связь с родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм.
Александр Александрович Блок
Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства Родины.
Иван Петрович Павлов
Защита Родины есть защита и своего достоинства.
Николай Константинович Рерих
Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека.
Василий Александрович Сухомлинский
Без подлинной любви к человечеству нет подлинной любви к родине.
Анатоль Франс
Кто из нас не испытывал желания жить одновременно и в своем отечестве, волнуясь всеми интересами своей родины, и в то же время где-ни-будь в Париже, Лондоне?
Николай Онуфриевич Аосский
Родина есть для нас предмет культурного творчества, это мы сами в наших особенных дарах и талантах.
Сергей Николаевич Булгаков
Для всякого изгнанника родина — это язык, на котором он не перестает говорить.
Мирче Элиаде
Все толкает меня забыть родину, а я не хочу, сопротивляюсь, сколько есть сил.
Эмиль Мишель Чоран
Меня спросили, почему я не возвращаюсь на родину. — Из тех, кого я знал, одни умерли, другие — еще хуже.
Эмиль Мишель Чоран
Рубрика
Близкие темы
Популярные темы
Комментарии
МБОУ СОШ № 18 — Жить
Эту пословицу знает каждого настоящего патриот, а для воспитанников школы номер 18, она стала девизом.
Патриотическому воспитанию в учебном учреждении уделяется особое внимание. С первого класса ребят учат любить свою Родину, помнить подвиги наших предков, хранить традиции. Для того, чтобы в школе росли настоящие патриоты и будущие Защитники, директором школы Игорем Григорьевичем Гребенюк, создан военно — патриотический клуб «Патриот». Его участники всегда авторитетом для учеников всей школы. Своим опытом служению родине майор в отставке делится с ребятами, обучает военному делу.Многие воспитанники клуба связывают свою жизнь с военным делом. Вот и командир ВПК «Патриот» Сергей Литвиненко решил поступать в этом году в военный вуз.
Я в военной пойду
Военно — спортивные соревнования, оружие, военная техника, строевая подготовка привлекли внимание Серёжи ещё в начальных классах. Он приходил на каждую тренировку. Руководитель клуба сразу заметил, как горят глаза мальчишки. Игорь Григорьевич разрешил юнцу посещать подготовительные мероприятия, но на соревнования пока ездить было запрещено в силу возраста.Мальчишка был в восторге, старался изо всех сил и никогда не пропускал занятия.
Достигнув определенного возраста, Сергей вошёл в команду патриотического клуба. На 5 лет он активный участник всех военно — патриотических мероприятий, различных соревнований и смотров. Добился огромных успехов. Два года назад сбылось заветное желание юноши: он стал командиром ВПК «Патриот».
На собственном примере юноша показывает, какими качествами должен обладать каждый выпускник нашей школы: стойкость, выдержанность, храбрость, воспитанность, а самое главное — патриотичность.Юноша не только хороший командир, он душа класса. Всегда инициативный, ответственный, креативный, хороший организатор. Его уважают и беспрекословно все выполнить поручения, на него можно положиться.
Для него не стоит вопрос: Кем быть? Он твердо знает, что станет военным. Сейчас он всё свободное время посвящает подготовке к предстоящей службе.
Судьба нашей Родины в руках будущих Защитников Отечества, поэтому очень важно вовремя воспитывать в молодёжи любовь к Родине и положительное отношение к патриотизму.
Юнкор объединения «Серебряное перо» Виктория Лавринец.
«Буду Родине служить и Отчизной дорожить!»: В библиотеках города проходят тематические мероприятия
Уже несколько десятилетий 23 февраля мы широко и всенародно отмечаем праздник День защитника Отечества. 23 февраля — День воинской славы России, которую российские войска обрели на полях сражений. Изначально в этом дне заложен огромный смысл — любить, почитать и защищать свою Отчизну, в случае необходимости, уметь достойно ее отстоять.
В преддверии праздника, в библиотеке с десятиклассниками школы №5 состоялся актуальный разговор «В служении верном Отчизне клянусь ». На встречу со старшеклассниками пришел военный комиссар г. Канаш, Канашского и Янтиковского Чувашской Республики Ю. В. Барышов. Заведующая отделом обслуживания Ильина И.Н. рассказала об истории праздника День защитника Отечества, обратила внимание школьников на выставку «Береги Отчизну — без нее не жить!» и призвала читать литературу, посвященную военной истории России, Великой Отечественной войны и современной армии.Военный комиссар Ю.В. Барышов рассказал о военных услугах России, о военной службе по контракту, о социальных правах и гарантиях военнослужащих и о многом. Юрий Витальевич также ответил на вопросы учащихся и пожелал получить солидный багаж знаний в школе и в скором будущем сделать осознанный выбор жизненного пути.
В краеведческой библиотеке с учащимися 2 класса средней школы №11 состоялась конкурсно — игровая программа «Буду Родине служить и Отчизной дорожить!». Библиотекарь Вершинина Д.Ю. рассказала об истории создания российской армии, о военачальниках и великих полководцах, чьи имена остались навеки в памяти народной. Затем начались конкурсы, где соревновались 2 команды, участники которых показали свою силу и ловкость. Было много интересных и веселых игр, таких как: «Военная техника», «Заминированное поле», «Меткий стрелок», «Моряки», «Санитары», «Собери волю в кулак» и «Радисты». Мероприятие сопровождалось просмотром видеоролика «Парад военной техники», «Моя армия» и обзором литературы по теме.
В библиотеке семейного чтения с учащимися 3 класса школы №1 состоялась конкурсно-игровая программа «Буду я в армии служить». Заведующая библиотекой Тимофеева Е. Н. рассказала историю праздника «День защитника Отечества» и показала видеоролик «Моя армия». Затем команда девочек «Медики» и команда мальчиков «Красная Армия» состязались в конкурсах: «А ну-ка, капитан», «Разминировать поле», «Шифровка», «Назови военную профессию», «Кто сильнее», «Сбор по тревоге» ». Мероприятие завершилось обзором выставки-экспозиции «Доблесть. Отвага. Честь ».
Заведующая Игнатьева Г.Н. с учащимися 5 класса школы №6 провела урок мужества Есть такая профессия — Родину защищать », в ходе которого ознакомила с историей праздника, порекомендовала для домашнего чтения художественную литературу, связанную с историей возникновения праздника и воинами — Героями нашей страны. Затем сотрудник вневедомственной охраны по г. Канашу филиала ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии России по Чувашской полиции» младший лейтенант полиции А.Н. Суранов рассказал о нелегких буднях сотрудников вневедомственной охраны, о требованиях к профессии полицейского, о специфике охраны объектов с применением различных видов сигнализаций. Особый интересиков вызвала демонстрация школьных средств охраны и экипировки сотрудников ОВО, заступающих на службу.
сотрудников библиотеки семейного чтения в детском саду №8 сыграли конкурс отцов и сыновей «Аты-баты, вот такие мы солдаты!» . Вначале мероприятия библиотекарь Николаева М.В. предложила юным читателям послушать песню и совершить небольшой экскурс в историю российской армии. Затем состоялись соревнования между двумя командами, где они вместе с сыновьями выполняли различные задания: вспомнили известные сказки, где главными героями являются солдаты, собирали пословицы о силе и мужестве из слов, отгад загадки, спели песню Шли солдаты на войну ». А конкурсы «Мамины помощники», «Лучший водитель» и «Один дома» показали, что папы отлично владеют и навыками домашнего хозяйства.Внимание родителей и привлекла детей выставка-досье «Святое дело — Родине служить детей» с книгами о наших защитниках, стихами о боевых буднях солдат и военных наградах.
Воспитанников детского сада №13 в библиотеке семейного чтения ждала познавательно-игровая программа «Отчизне природа настоящие мужчины» . Библиотекарь Федорова Т.Ю. рассказала о боевом прошлом российской армии. Мероприятие продолжилось играми, чтением стихотворений, отгадыванием загадок, просмотром мультфильма «Каша из топора» и изготовлением аппликации к 23 февраля.
Классный час «Моя малая Родина!»
Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.
Задачи:
Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина
Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
Воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины.
Оформление:
Рисунки (фотографии) учащихся.
Ход занятия.
Эпиграф:
«Для России наш город — частица,
А для нас он — родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем ”.
- Вступление.
Учитель: Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы — россияне! Россия — огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге.Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми
Ученик читает стихотворение А. Прокофьева «С чего начинается Родина?»
Учитель: Но у каждого из нас есть своя малая Родина — тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом.Для кого-то малая Родина — родной город. Для кого-то — сельская улица или уютный дворик с качелями.
Словом, малая Родина у каждого своя!
Ученик читает стихотворение «Малая Родина»
Малая Родина —
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья —
Ласковая малая
Родина моя!
II. Родная улица моя.
Ученик читает стихотворение:
Калининград- красивый, величавый,
Ты столько тайн в себе хранишь!
Историю твою мы все, конечно, знаем
Ты- памятником ей стоишь.
Ты — город настоящих королей,
Хозяин мощных кораблей
И властелин морские пучины,
Куда деревья превратили их в янтарь.
Так и возник балтийский рай.
Здесь сосны, ели величавы.
Дубы живут по триста лет,
Песок лежит как в золотой оправе
И излучает солнце свет.
Здесь воздух ладаном наполнен.
Покой и тишина живут.
И аисты с большой любовью
Надежно свои гнезда вьют.
Здесь лебеди в любовь играют.
И рыбкам золотым вся благодать.
И краше нет родного края!
Кто не был здесь, тем не понять.
Наверно, климат в этом виноват
И, голубое ласковое море,
А может, тополя на косогоре —
Учитель: Слово предоставляется группе учащихся, которые подготовили рассказ города о своем родном крае¸, где они родились, исследовали названия улиц, села , в которых они живут.
Выступление учащихся.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что у многих из вас есть своя любимая зелёная полянка возле дома или у озера.Здесь под присмотром мамы или бабушки вы играете с друзьями, любуетесь первыми весенними цветами, наблюдаете за неторопливым полётом важного шмеля или пестрокрылой бабочки.
Когда вы станете взрослыми, память обязательно вернёт вас в безмятежные дни, на солнечную поляну вашего детства.
Поляна детства.
Поляна детства! Как ты далеко…
Лишь в памяти моей ты сохранилась:
С извилистой заросшею рекой,
С плакучей ивой, что над ней склонилась.
С высоким шелковистым колоском
С невинным взглядом белой маргаритки,
С пичуги малой чистым голоском,
С уютным домом-теремом улитки.
Поляна детства есть у нас у всех.
На ней резвятся беззаботно крохи,
Над ней витает радость, льётся смех.
В ней нашей жизни светлые истоки!
Вопросы:
1. Расскажите о вашей «поляне детства».
2. Какие цветы на ней растут?
3. Какие деревья и кусты её окружают?
4. В какие игры вы играете с друзьями на этой поляне?
Как вы думаете — почему детство называют «утром жизни»?
Верно! Потому что Утро — начало дня, а детство — начало жизни. У ребёнка впереди вся жизнь! С её открытиями и радостями, трудностями и заботами. Детство — самое беззаботное и счастливое время жизни. Может быть поэтому и называют его «золотым» ?!
«Золотое детство»
Почему мы называем
Наше детство золотым?
Потому что мы играем,
Веселимся и шалим.
Потому что окружает
Нас заботою семья,
Потому что обожают
Нас родные и друзья!
Вопросы:
1. Почему детство называют «золотым временем жизни»?
2. Расскажите о самых интересных и запоминающихся событиях своего детства.
3. Какие стихи, песни, рассказы о детстве вы знаете?
Работа с картинками:
Физминутка : (все движения дети показывают руками)
«На пеньке лежит комок
Что за маленький зверёк?
Он колючки раскрывает,
Очень широко зевает,
Умывает мордочку,
И ерошит чёлочку! »
Упражнение: «Всё прекрасное планете сохраним»
Дети рассказывают, что они сохранили бы на нашей планете Земля.
• Чистый воздух
• Прозрачные реки
• Цветущие поляны
• Колосящиеся луга
• Вековые леса
• Птиц и зверей
• Родники и озёра
Сегодня у нас очень важная встреча с вами, дорогие ребята! Мы будем с вами обсудить и принять «Правила настоящего гражданина», который не будет
• Людям досаждать;
• Дом и село обижать;
• В квартире прыгать и скакать;
• Громким голосом кричать;
• Дверь ню открывать
• В лифте кнопками играть;
• И на стенах рисовать;
• Сор на улице бросать;
• Правила движенья выполнять.
Путешествие — игра: «По всему свету» (Упражнение по карте мира)
К стенке сдвинув табуретку,
На нее проворно влез,
К карте мира в пёстрых клетках
Проявляю интерес.
Я пройдусь по Антарктиде,
Полюс Южный покорю.
— А зачем? — меня спросите.
— Там пингвинов покормлю!
До свиданья, чудо — страны,
Бирма, Индия, гуд-бай!
Африканская саванна,
Ты теперь меня встречай!
Атлантические воды
Наблюдаю чуть дыша,
Мимо статуи Свободы
Прибываю скоро в США.
По дороге, между прочим,
Парк с названьем «Диснейленд».
Побывать хочу я очень
В мире сказок и легенд.
Н.Григорьева.
Творческое задание: «Чем вы гордитесь?»
Нарисуйте то, чем вы гордитесь в своём селе? Расскажите, где бы вам хотелось побывать в каникулы? Почему?
Все вместе поём выученную ранее песню: «Шире круг»
«Дружат солнце и весна,
Дружат звёзды и луна,
Дружат в море корабли,
Дружат дети всей Земли… »
. Проводится конкурс «Родня».
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.) (Слайд 4)
РОДИТЕЛИ — отец и мать, у которых рождаются дети.
РОДИЧ — родственник, член рода.
РОДНЯ — родственники.
РОДОСЛОВНАЯ — перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её
РОДИНА — это и Отечество, страна, и место рождения человека.
НАРОД — нация, жители страны.
Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.
Человек рождается, чтобы жить, главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа — такие простые, тёплые, человеческие ценности используются настоящим любовью к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.
Итак, у нас используем слово — РОДИНА. О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах.
6. (Игра составь пословицу)
Родина — мать, Родине служить.
Жить-, умей за неё постоять.
Человек без Родины, там и пригодится.
Где кто родится, что соловей без песни.
— Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен.И среди всего этого множества есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.
— Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем — это наш родной край, это наша малая Родина. Это слово я записала два раза. В чём их различие?
Когда слово «Родина» пишется с большой буквы?
— Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы?
— Чем дорого вам это место кроме того, что там вы родились и с вами проживают ваши родственники?
— Знаете ли вы знаменитых земляков?
— Что из истории своего края вы рассказать?
Анкета «Знаю ли я свою малую Родину?»
Инструкция: выбрать один или несколько ответов.
1. Безопасность ли Вы историю жизни Ваших родственников (Ф.И.О., род деятельности, место жительства)?
o Знаю все о своих родителях
o Знаю все о своих родителях и бабушках-дедушках
o Знаю о своих родителях, бабушках-дедушках, прабабушках-прадедушках
o Затрудняюсь ответить
o Владею информацией частично
2.Являетесь ли Вы коренным жителем своего села (3 и более поколения Вашей семьи проживали в этом селе)?
o Да
o Нет
o Затрудняюсь ответить
3.Знаете ли Вы знаменитых земляков?
o Не знаю
o Знаю (укажите) _______________________________________________
4. Безопасность ли Вы историю своего края (области)?
o Особенности речи
o Традиции праздников
o Особенности местного костюма
o Легенды, сказки, предания
o Другое
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ.
По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что ребята нашего класса хорошо осведомлены о своей малой родине.
.Викторина для учащихся. (Составляется групп учащихся по исследованным вопросам).
Учитель:
Ребята, как вы думаете, имеет значение английский писатель Джек Лондон, который утвержден, что истинное значение человека жить, а не существовать. Какая в понятиях «жить» и «существовать»?
Выслушиваю ответы учащихся, подвожу итог: «Существовать» — это бесцельно, беспечно проводить время, не думая о будущем, не помня прошлого, не заботясь ни о ком и ни о чем.«Жить» — это значит приносить пользу, иметь цели в жизни, достигать их, заботиться о ближнем.
Недаром говорят: «Где родился, там и пригодился». Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, пусть в сердце каждого из вас любовь к родной земле, родному краю, к родному городу и улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.
Итог: — Наш классный час подошёл к концу.
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым светом, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.
Ученик:
О родине — негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она — моя отрада и награда,
Скажу о ней — молитву сотворю:
«Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе, Всевышний, мир хранить,
Дай сил нам жить, не мудрствуя лукаво
И пред тобой себя не» уронить! ».
«Служение Родине — это…?» — Парфеньевский Вестник
Влад, 15 лет:
— Служить Родине — это значит защищать её. Не только с оружием в руках, нужно быть патриотом, любить её, помогать ей во всём. Что ещё? Служить Родине — это значит быть достойным гражданином своей страны.
Владимир Сергеевич,
53 года:
— Первым делом приходит на ум воинская служба. Но ведь не только два года мы Родине служим? Так что служение — это честно, достойно делать свою работу, каждому — свою, воспитывать достойных детей. Жить в своей стране и жить своей страной.
Николай Иванович, 57 лет:
-На мой взгляд, служение Родине — это ежедневный труд, не на словах, а на деле! Сейчас в России больше говорят о патриотизме, а сами смотрят на Запад.
Иван Ильич, 48 лет:
— Я свои два года давно уже оттрубил, так что свой долг Родине отдал.
Наталья, 30 лет:
— Фразу «служение Родине» я понимаю в двух смыслах. Первое — это долг, честь, добросовестное выполнение поставленных задач, а также защита родного края и своих близких. Второе — патриотизм, любовь к Родине, память о своих предках, сохранение того, что они оставили нам. Могу добавить, что я искренне люблю свою малую родину, потому что с ней связаны самые замечательные моменты моей жизни.
Leave a Reply