Почему подростки не хотят учиться: «Почему подростки не хотят учиться?» – Яндекс.Кью – Подросток 13-15 лет совсем не хочет учиться
Подросток 13-15 лет совсем не хочет учиться
Проблемы с детьми подросткового возраста были, есть и будут. Бурный физический рост и половое созревание вызывают кризис, порождающий трудности в обучении и воспитании подростка. Как же быть родителям, если ребенок наотрез отказывается учиться? Ведь данный период приходится на важный этап обучения. Подростки должны определяться с будущей профессией, делать первые важные шаги будущей взрослой жизни.
Почему дети в подростковом возрасте не хотят учиться: разбираемся в причинах
«До 6-7 класса сын отлично учился. В дневнике – одни пятерки, от учителей – сплошная похвала. И вдруг, ни с того ни с сего желание учиться пропало, на уме – компьютер и улица. Что делать, не знаю?» — примерно такими проблемами озабочены многие родители в определенный момент жизни.
Прежде чем паниковать или обвинять кого-то в данной ситуации, необходимо разобраться в том, что же вызывает такое стойкое нежелание учиться.
Психологи выделяют несколько основных причин, по которым подростки отказываются учиться:- Половое созревание.
- Стремительный физический рост.
- Проблемы с сердцем как следствие физического роста.
- Смена эмоционального фона.
Как же половое созревание влияет на обучение детей?
В период полового созревания процесс возбуждения довольно быстрый, а вот торможение, наоборот, замедленное. В связи с этим молодого человека любая мелочь способна завести, раздражать, заставить нервничать. Успокоиться непросто. Естественно, что в таком состоянии усвоить учебный материал очень трудно.
Стремительный физический рост подростка
Быстрое физическое развитие приводит к тому, что кости ребенка растут непропорционально. Результат: постоянная усталость, быстрая переутомляемость.
Причина усталости кроется иногда в сердце
Многие начинают жаловаться на сердечные боли, так как сердце не успевает расти. Сердечные спазмы вызывают проблемы при подаче кислорода в мозг. Поэтому дети начинают плохо соображать, внимание у них рассеяно, память слабая.
Эмоциональная неустойчивость подростков
На фоне гормональных всплесков подростки часто эмоционально неустойчивы, то есть подвержены психозам, упадку настроения. Особенно ярко эти признаки проявляются у девочек в связи с формированием менструального цикла.
Никакие кнуты успеха здесь иметь не будут. Если вы начнете допросы с пристрастием, применение таких методов, как домашний арест и пр., то вы лишь усугубите ситуацию.
В идеале нужно вместе с сыном (дочкой) посетить психолога. Однако мы понимаем, что в силу разных обстоятельств не все имеют такую возможность.
Как правильно объяснить, зачем нужно учиться? Или, может быть, правильно: «не хочешь -не учись» -какую позицию нужно занять родителям?
Вот как комментирует ситуацию, психолог из Санкт-Петербурга Гранкина Дарья:
Привить вкус к учебе можно любому человеку и в любом возрасте. Подростку необходимо предоставить спектр знаний о будущей жизни. Объяснить причинно следственные связи. Но не стоит говорить, что если он не будет учить алгебру, то будет мыть унитазы в плацкарте, хотя, и это тоже кто-то должен делать. Мы должны дать ребенку знания, ресурсы и альтернативы. Знания не сухими фактами, а как процесс познания этого мира. Альтернатива в том, что ребенок может и должен пробовать свои возможности во всем, исследовать. С ресурсами, понятно о чем речь. Конечно, это не полная свобода, но аккуратное сопровождение.
Можем ли мы мотивировать на учебу? Мотивировать= манипулировать, а мы не этого хотим же. Потому деньги, уговоры и угрозы не действенный метод.
У подростка в этом возрасте масса вопросов к обществу и миру. Кто я, зачем я, что меня ждет, что ждет страну, как правильно жить…? И конечно они не настолько странные, чтобы не понимать, что учиться им все же надо. Но школа, это рутинная работа, а внутри раздирают другие проблемы .
Есть еще немаловажный аспект, ребенок не хочет учиться или НЕ МОЖЕТ этого делать?
Возможно, надо снизить ожидания и понять, что хорошо не всегда 5, оценка 3 тоже хорошая. Надо понимать, что учиться, надо учиться. Это и режим, и система. Если этого не было с начальных классов, то возможно надо именно сейчас упорядочить график и свой и ребенка.Вообще, во всем, что касается детей надо начинать терапию с себя. Например, самому пойти на любые курсы, хоть компьютерные, вязания или латины. Этим Вы покажете Вашу способность приспосабливаться к новым веяниям и желание учиться новому, Вашу открытость миру. Вспомнить себя в этом возрасте очень полезно. Начать ходить с ребенком в музей, планетарий, зоопарк, да, наконец, книгу вечером почитать. Можно начать мягче и издалека, пойти с ребенком на концерт, в кино на новый фильм, попросить его объяснить, в чем суть его компьютерной игры. Это же уже общение, это уже обмен информацией, который подразумевает от вас отдачу и интересные диалоги, стимулирующие ребенка на познавательную деятельность. Ни в коем случае не опускать руки и не прятать голову в песок. Это Ваш ребенок и Вы можете ему помочь. С этим можно работать.
Как определить родителям, почему подросток не желает учиться?
Итак, родители столкнулись с проблемой: «не хочу учиться». Как действовать?
Для начала нужно выяснить, а что является главной причиной:
- А зачем нужно учиться?
Очень часто причина лежит на поверхности, а мы ее порой не видим или не хотим видеть. Подросток не понимает, зачем ему нужно учиться. В самом деле, мама такая умная, два высших образования имеет, а работает за нищенскую зарплату в школе. Зато тетя Маша, знакомая из соседнего коттеджа, ездит на иномарке, каждый год летает в Париж, в школе была – двоечница. Немного утрированная картинка, но все же.
Родители должны планомерно, на живых примерах объяснять ребенку выгоду обучения, рисовать ему будущие перспективы: возможность посмотреть на мир, изучить культуру, языки, сделать великие открытия, иметь интересную профессию.
- Взаимоотношения с учителями и сверстниками
Нежелание учиться может быть связано с взаимоотношениями со сверстниками или учителями. Все дети разные по характеру, темпераменту, уровню воспитания. В школе им предстоит не только усваивать предметы, но и нормы поведения, учиться жить в коллективе, устанавливать контакт с окружающим миром. К сожалению, не у всех это получается гладко. Естественно, если учащийся чувствует себя в школе неуютно, его обижают, над ним смеются или не замечают, желания учиться у него не возникнет.
- Семейное благополучие
Неизбежно на успеваемость ребенка в школе влияет семейное благополучие или его отсутствие.
Ссоры между родителями, аморальное поведение взрослых членов семьи негативно влияет на поведение школьника, его восприятие окружающей действительности.
- Плохая компания
«Плохая компания» может стать причиной понижения успеваемости подростка и постоянной лжи. Происходит это потому, что стать своим в уличной компании можно только при условии «забивания на учебу» (извините за сленг).
- Гиперактивность у подростка
Ребенок проявляет крайнюю нетерпимость к учебе, не может сосредоточиться на уроках при гиперактивности.
- Зависимость от гаджетов
Одной из причин угасания интереса к школе становится чрезмерное увлечение средствами современной техники.
Зависимость подростков (и не только) от всевозможных гаджетов, погружение в виртуальный мир, пресыщенность ненужной информацией извне отгораживает его от неинтересного процесса обучения в школе.
Что делать, если подросток 13-15 лет не желает учиться: советы психолога
Подчас мы, родные и близкие, из благих намерений допускаем настолько серьезные ошибки в отношении наших детей, что только усугубляем ситуацию. Опытные психологи на основе системного изучения поведения подростков вывели несколько хороших советов и правил, которым нужно следовать при установлении контакта с ребенком 13-15 лет.
Все очень ясно и просто, главное, следовать правилам регулярно:- Обеспечьте своему чаду такой режим труда и отдыха, чтобы он мог ежедневно проводить время на свежем воздухе. Это может быть прогулка, пробежка или езда на велосипеде. В это время мозг получает кислород, ребенок заряжается позитивной энергией, а тело получает необходимую ему норму физической нагрузки.
- Сон- главный помощник. Установите за правило спать не менее 8-9 часов в сутки. Ничто так не восстанавливает память и внимание, как полноценный сон.
- Распределите школьную нагрузку. Ребенок не должен переутомляться. Если ребенок только что пришел со школы, не нагружайте его уроками, дайте 1-1,5 отдохнуть.
- Ваш ребенок вырос, он хочет казаться взрослым, часто дерзит, показывает свой крутой нрав. Но он все равно остается вашим ребенком и нуждается в простом дружеском общении. Контакт не должен сводится к дежурным вопросам: «Как дела?», «Хочешь есть?» и пр. Отложите дела и поговорите. Покажите, что вы интересуетесь жизнью сына (дочери) как полноправного члена семьи и не считаете его неразумным малышом. Даже в ответ на его дерзости проявляйте такт и выдержку. Именно этим и отличаемся мы, взрослые, сформированные личности.
- Дети в этом возрасте хорошо запоминают интересный материал. Поэтому совет психологов как родителям, так и учителям: заинтересуйте ребенка предметом. И тогда он будет с радостью ходить на уроки, а учеба превратится для него в увлекательное путешествие в мир наук.
- Если причина в конфликте с одноклассниками, учителем , и конфликт не разрешается положительно, лучше поменять по возможности учителя или школу, дабы не усугублять ситуацию.
- В случае проблем именно с усвоением конкретного предмета можно нанять репетитора или самостоятельно помочь ребенку ликвидировать пробелы.
Не открещивайтесь от проблем, делая вид, что вы их не замечаете. На самом деле, сегодняшнее нежелание учиться может перерасти в гораздо более серьезные проблемы, если это не контролировать.
Дети очень остро чувствуют отношение взрослых. Стоит лишь ненадолго ослабить внимание, и вы упустите подростка. Каждый родитель как никто знает и чувствует своего ребенка. Нельзя подогнать поведение любого подростка под общие шаблоны.
Каждая личность в зависимости от темперамента, социального уклада, конкретной ситуации требует индивидуального подхода.
Поделитесь с друзьями:«Не хочу идти в школу». Почему подросток не хочет учиться?
Конечно, напряжение растет из-за того, что подростковый возраст – это ответственное время, когда нужно приложить все силы и поступить в хороший вуз или найти работу. Родители ломают голову, как отвечать на заявление «это мне в жизни не пригодится» и вообще не знают, как вдохнуть в своих детей мотивацию учиться, ставить цели и жить при этом с удовольствием.
Что стоит за этой ситуацией? Взрослый пытается вернуть ребенку ответственность, заставить или убедить учиться, а подросток сопротивляется родительским уговорам и пытается уйти из ситуации. Получается замкнутый круг, в котором никто не получает то, что хочет.
Причина снижения учебной мотивации – часто совсем не лень. Здесь играют роль особенности возраста и присущие ему психофизиологические особенности.
Разделим причины нежелания учиться на три группы:
- Социально-психологические причины: у подростка проблемы с окружающими людьми или особенности возраста влияют на его учебную мотивацию.
- Неумение учиться: у ребенка нет навыков для успешного обучения, он не знает, как это делать.
- Ошибки воспитательного характера: родители или учителя делают что-то не так.
Какие решения и действия родителей могут спровоцировать кризис учебной мотивации?
- Рано отдали ребенка в школу
Если ребенок уже умеет читать и писать – это не значит, что он готов к школе. Существует еще и психофизиологическое развитие. В 6 лет у дошкольников, особенно мальчиков, рука не готова к письму, нервная система не созрела до той степени, чтобы удерживать концентрацию внимания в течение 45 минут, поэтому ребенку трудно, он устает, и это заставляет его думать, что учеба – это непосильный и неприятный процесс. Это закрепляется в сознании ребенка и отбивает желание учиться в будущем.
- Построение слишком далеких перспектив
«Не будешь учиться, станешь дворником», — часто пугают родители. Но говорить это ребенку 13-14 лет неэффективно. Подростки воспринимают такие слова родителей, как преувеличение. Подростка чаще всего мотивируют ближайшие перспективы и наглядные примеры успеха.
- Отсутствие четкой организации жизни ребенка
Режим, четкая организация дня, понятный круг домашних обязанностей, например, что через день надо выносить мусор, два раза в неделю покупать продукты, раз в убирать квартиру, помогает почувствовать подростку контроль над своей жизнью. Если в его повседневной жизни царит хаос и постоянная спонтанность, то вряд ли можно ожидать от него организованности в учебе.
- Отсутствие единства требований со стороны родителей
Нередко мама и папа, бабушки и дедушки не могут договориться о том, по каким правилам должен жить подросток. И он достаточно быстро понимает, что всегда можно найти лазейку в требованиях, если они у родителей разные. Всем взрослым в семье надо договориться и придерживаться единой линии, чтобы ребенок знал правила.
- Некорректные методы воспитания
К плачевным последствиям приводит подавление личности. Оно часто озвучивается фразами: «Ты пока еще никто», «Тебя не спрашивали», — а также сопровождается угрозами, физическими наказаниями или, наоборот, излишними заискиваниями: «Ну, сделай, пожалуйста, я тебе разрешу еще два часа в телефон играть». Родители слишком жестко или слишком мягко себя ведут. Это давление или манипуляции, которые наносят подростку психологический вред, подавляя или развращая его.
- Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка
Возможно, подросток отказывается учиться не потому, что ленится. Это может быть особенностью умственного развития, усталостью или физическим недомоганием. Некоторые родители считают, что чем строже и требовательнее они относятся к ребенку в учебе, тем более ответственным и прилежным он будет. Увы, это не так. При этом они совсем не хвалят ребенка. Зато отказ ребенка воспринимаются негативно. Это приводит к тому, что ответственность ребенок начинает воспринимать, как тяжкий груз, от которого он устает и пытается избавиться. Он не уверен в себе, считает, что все равно не сможет заслужить высокой оценки со стороны родителей, поэтому даже и не старается.
- Привычка всегда быть на стороне учителя
Родители стремимся поддержать авторитет учителя в глазах их ребенка, но иногда встают на сторону педагога бездумно. Подросток должен чувствовать, что родители – это те люди, которые его поддержат и защитят в случае несправедливости. Тогда он будет увереннее чувствовать себя в школе, не будет бояться лишний раз ответить на обвинения. Это сделает подростка более спокойным.
- Высмеивание ребенка, частые негативные оценки
«Ты не способен даже на такую элементарную вещь? У тебя это не получится, даже не пробуй!». К сожалению, родители говорят это своим детям. Эти некорректные приемы воспитания касаются родительской эмоциональной реакции и означают дискомфорт и ощущение беспомощности, которые чувствует сам родитель. Когда у родителей исчерпывается воспитательный запас, они злятся, обижаются, боятся, но он не хотят это признавать и вымещать эти негативные эмоции на ребенка. Подросток под такой атакой закрывается, перестает доверять родителям или начинает активно обороняться, нападать в ответ и отказываться выполнять требования, предъявленные в такой форме.
- Требование безусловных успехов в учебе, наказание за плохие оценки
Плохо, когда родителей не интересуют обстоятельства, а только оценки. А ведь оценка отражает результат процесса обучения. Подросток мог стараться, но просто что-то не понять, упустить. Учителя не случайно просят детей делать работу над ошибками, чтобы ребенок разобрался, что и почему он сделал не так, за что он получил ту или иную оценку. Родители могут помочь ребенку проанализировать, что и почему не получилось: «А как ты это делал? А с чего ты начал? А почему здесь ты сделал именно вот так?»
Какие еще могут быть причины?
- Неблагополучие, напряженная обстановка в семье
Если в семье есть разлад между родителями или другими членами семьи, и подросток становится свидетелем частых конфликтов, негатива, то ребенку трудно прилагать усилия к учебе. Он переживает, устает эмоционально и физически, и ему не хватает сил на школу.
- Неблагополучие в классе
Родителям важно разобраться, нет ли у их ребенка проблем в школе. Возможно, у него не сложился контакт с учителем или способы коммуникации учителей не самые приятные. Или у ребенка могут быть проблемы со сверстниками: обижают, травят, не принимают. Может, просто период такой — поссорился с друзьями, в начале учебного года узнал, что лучший друг ушел в другую школу, а нового пока не нашел, влюбился в девочку.
- Отсутствие цели
Действительно, порой подростку трудно понять, зачем в жизни ему пригодятся те или иные знания или умения. Важно помочь ребенку это увидеть на наглядных примерах. А главное — дать ему понять, что учеба помогает человеку развиваться. Навыки быстрого обучения помогают во взрослой жизни — человек быстрее осваивает новые отрасли работы, быстрее адаптируется к новой ситуации.
Какие навыки нужны ребенку, чтобы УМЕТЬ учиться:
- Умение прилагать усилия
У него должен быть практический опыт проживания ситуации, когда нужно постараться, приложить усилия, чтобы что-то получить. Например, с самого раннего детства ребенок должен стремиться к чему-то сам: дотянуться до игрушки, позже – самому вырезать что-то из бумаги, в младшем школьном возрасте – доделать начатое дело до конца, получить желаемую вещь только в результате своего труда. То есть надо сформировать навык регуляции своего поведения.
- Умение действовать по инструкции взрослого
Опять же с раннего детства ребенок повторяет все за родителями и так учится. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок должен научиться не только повторять за взрослым, но и воспроизводить действия по инструкции самостоятельно.
- Умение организовывать себя
Для этого у ребенка с самого детства должны быть свои полки в шкафу, свои тумбочки, ящики, коробки. Он должен знать, где что лежит в доме и почему. Он должен понимать режим дня и осознавать, что за чем идет. Он должен жить по режиму и видеть, что взрослые тоже следуют распорядку. В школьном возрасте, как можно раньше, он должен знать, сколько времени уходит на выполнение того или иного задания, чтобы впоследствии уметь рассчитывать свое время.
- Умение разбивать массив учебных задач на мелкие шаги
Когда ребенок видит «махину» того, что нужно сделать, он говорит: «Нет, это невозможно!» и отказывается от выполнения. Большая и трудная работа не кажется такой страшной, если разделить ее на части и делать последовательно. Если не делать большие дела, то они сами не исчезнут, а накопятся и станут еще больше: из маленького снежка они превратятся в большой снежный ком.
Первопричина важнее борьбы с последствиями. Первый шаг к повышению учебной мотивации ребенка – это устранение истинных причин его кризиса. Важно уменьшить негативное влияние событий и обстоятельств, которые привели к снижению интереса к учебе. Помните, что хочет учиться только тот ребенок, которого поддерживают, хвалят за успехи, принимают как личность и доверяют. Объясните ребенку, что школа – это всего лишь этап, и помогите его пройти с удовольствием, вместе и несмотря на любые трудности.
Разобраться во всем трудно и вам, и самому подростку, поэтому если в какой-то момент станет тяжело и захочется обсудить это с профессиональными психологами, даже просто выговориться, то смело звоните 8 800 2000 122!
Звонок бесплатный и анонимный!
Ваш надежный семейный помощник — ваш Детский телефон доверия
причины, советы психолога. Что делать, если подросток не хочет учиться
: Время прочтения:
В нашем журнале психологи, психотерапевты и психиатры отвечают на вопросы читателей. Присылайте свои истории и вопросы в фейсбуке или вконтакте.
Здравствуйте!
Сын перестал учиться, уроки не делает. Оценки все хуже и хуже. В этом месяце уже третья двойка, хотя до шестого класса ниже четверки никогда не приносил.
Деньгами поощрять пробовали. На неделю за ум возьмется, а потом опять. Наказывать? Планшет не отберешь. Такие истерики устраивает — мама не горюй, и все равно не учится. Ремень? Меня никогда не наказывали, и я сомневаюсь, что поможет.
Посоветуйте что-нибудь, пожалуйста! Как заставить подростка учиться? Через несколько лет ЕГЭ, а я уже на нервах…
Мария
Здравствуйте, Мария!
Родители мальчиков и девочек с пятого по восьмой класс обращаются ко мне, потому что чувствуют бессилие. Как заинтересовать подростка учебой? Что предпринять, если подросток не хочет учиться, делать уроки и даже отказывается ходить в школу? Давайте разберемся.
Что происходит в голове подростка в средней школе
В средней школе у большинства падает мотивация. Нежелание учиться у подростка — правило, а не исключение. Детей в это время интересует не учеба, а общение между собой. В школу они ходят скорее тусить, чем получать знания.
Психика ребенка десяти-четырнадцати лет напоминает мне планшет из истории читательницы, на котором параллельно работает сразу множество приложений. Что произойдет, если открыть еще одно — «учеба в школе»? Да, гаджет начнет тормозить или совсем зависнет. Поэтому и перегруженный ребенок часто отвлекается, не может усвоить элементарные (на наш взгляд) вещи, а в итоге и совсем отказывается учиться в пользу соцсетей и тусовок.
Детей в это время интересует не учеба, а общение между собой. В школу они ходят скорее тусить, чем получать знания.
Крики, угрозы, запугивания и наказания работе планшета не помогают. Вместо этого включается еще одно приложение — «психологическая защита», которое предохраняет мозг от перегрева. Оно тормозит все процессы еще больше и начинает избавляться от лишнего «тепла» в система — ребенок начинает фонтанировать эмоциями (злостью, обидой, страхом). Учеба снова в пролете.
Может, в старших классах за голову возьмется?
ЕГЭ и поступление в вуз — хорошие мотиваторы, но подготовиться сможет только ребенок, который хоть что-то учил. Если провалов слишком много, или в голове вообще — один сплошной провал, никакие репетиторы не спасут.
Не ждите чуда, сделайте сейчас всё, что от вас зависит.
Что делать, чтобы подружить подростка с учебой? Во-первых, нужно закрыть все «фоновые приложения», во-вторых — зарядить «мозговой планшет» и научиться работать с приложением «учеба» на сто процентов.
Этап 1 Отключить «фоновые приложения» — разобраться с причинами, почему подросток не хочет учиться
Отвлекать от учебы может что угодно — собственное тело, проблемы самоопределения и отношения с людьми вокруг (включая вас). И если подросток не хочет учиться, причина может быть не одна, а сразу несколько.
Следить за здоровьем. В подростковом возрасте тело растет, «гормональная буря» постоянно колышет настроение, обостряются хронические болезни. Если симптомы мешают жить и учиться, сходите к педиатру, но пусть подросток сам расскажет, что его беспокоит.
Поговорите с подростком о диспансеризации — зачем ее проходят, о чем спрашивает врач, какие медицинские специальности существуют. Учите его наблюдать за своим самочувствием и видеть связь между горой чипсов и вздутым животом.
ЕГЭ и поступление в вуз — хорошие мотиваторы, но подготовиться сможет только ребенок, который хоть что-то учил.
Помириться с новым собой. Ребенок ищет ответы на вопросы: «Кто я? Какой я? Какие у меня сильные стороны? Кем я хочу стать в будущем?». Дайте время поразмыслить. Будьте рядом, если ему понадобится помощь.
Найти комфортное пространство внутри семьи. В любом кризисе ребенок стремится проверить родителей на прочность. Отказ учиться — один из признаков, что подросток начинает уходить из-под власти родительского авторитета. Он жаждет сам управлять жизнью. Пусть попробует! Его зону ответственности в учебе, выборе дополнительных занятий пора расширять. Мелочный контроль родителя не работает.
Поделить территорию со сверстниками. В этом возрасте ребенок познает, что значит дружба, отвержение. Как ладить с другими? Конфликты с одноклассниками или травля часто являются причиной, почему у подростков снижается успеваемость и начинаются прогулы.
Чаще беседуйте с подростком о его друзьях. Постарайтесь не осуждать, не давать оценок и готовых советов. Помогите ему вынашивать решения о дружбе внутри себя. Для этого говорите с позиции старшего товарища, доверительно, с уважением к подростку.
Выстроить отношения с учителями. В среднем звене каждый предмет ведет свой педагог. Со всеми учителями подростку приходится выстраивать свои отношения.
Конфликт с учителем, особенно с классным руководителем тоже возможная причина, почему подросток не хочет учиться. Особенно если ребенок отказывается делать один предмет, а по другим ситуация почти не меняется. Стоит сходить в школу поговорить, наметить пути решения конфликта.
Этап 2 «Зарядить» на учебу. Что делать, если подросток не хочет учиться
А теперь о том, как наладить приложение «обучение в школе», о мотивации учиться и том, как объяснить подростку, что нужно учиться.
Психологи различают внешнюю и внутреннюю мотивацию.
Внешняя мотивация (подарки, наказания) работает плохо. Внешняя мотивация не зависит от самого действия, она всегда работает для кого-то и исчезает, когда этого кого-то нет. Поощрения деньгами, лишение гаджета, наказание ремнем — примеры такой мотивации. Они работают, но не долго.
Внутренней мотивации сначала может не быть, но как только появляется — подросток готов к самостоятельности. Внутренняя мотивация включается, когда человек сам вносит смысл в то или иное действие. Вспомним притчу о каменщиках. Один из них «тупо» таскал кирпичи, другой из этих кирпичей строил для людей храм на века — то есть у них была разная внутренняя мотивация. Ее не создашь в одночасье, она вызревает в душе. Поэтому, в отличие от внешней, она прочная.
Внутренние мотивы обучения можно условно поделить на познавательные («хожу в школу, чтобы узнать новое и интересное») и социальные («чтобы общаться с друзьями», «чтобы потом зарабатывать много денег»).
Чтобы в душе ребенка развилось желание узнавать новое, попробуйте следующее. Как мотивировать подростка на учебу — советы психолога:
1 Связать школьные знания с жизнью. Пусть поможет сделать трехпроцентный уксус из девятипроцентной эссенции (задача на пропорции), напишет под диктовку поздравление бабушке в открытке и заполнит все данные на конверте.
2 Вместе представить разные ситуации из будущей жизни — собеседование, день на работе, презентацию важного проекта. Что делать, если подросток не хочет учиться? Рассказать ему, зачем он учится!
Кем ему хочется стать и какое для этого нужно образование? На занятиях я часто шучу с детьми про день выдачи первой зарплаты. Довожу до абсурда: «Придешь получать, а деньги и посчитать надо, и расписаться…». Кое с кем мы пишем автобиографию или резюме. Подросток начинает видеть, как это сложно.
Можете даже эксперимент провести, дать полы помыть. И для размышления поле, и для дома вашего польза. А потом спросите, хочет ли он так пять раз в неделю с восьми утра до пяти вечера?
3 Поговорить обо всех профессиях без исключения. А кем можно стать, если не учиться? Дворником? Уборщицей? Вот только не пугайте и не говорите, что это плохо. Профессии нужные, чистоту любят все. Можете даже эксперимент провести, дать полы помыть. И для размышления поле, и для дома вашего польза. А потом спросите, хочет ли он так пять раз в неделю с восьми утра до пяти вечера? Нет? А почему? Неинтересно? А что тебе интересно? И вообще, у кого выбор профессий шире? У того, кто учится, или не учится?
4 Рассказать, как вы выбирали вуз, профессию, где получали опыт. Пример взрослого важен для ребенка. Согласитесь, сложно ожидать, что у родителя, которого вечером хватает только на соцсети, ребенок будет «глотать» русскую классику. Исключения бывают, но гораздо реже, чем нам бы хотелось.
Подросток с удовольствием послушает, как вы учились в школе. Если учитесь сейчас — тем более расскажите. Это будет самый главный пример, что в современном мире нужно всё время учиться.
Внутренняя мотивация учиться формируется не за день и не за два, но любовь к познанию останется у ребенка на всю жизнь. А ради этого стоит стараться, не так ли?
«Почему подростки не хотят учиться?» – Яндекс.Знатоки
Мой ребенок постоянно сидит в интернете и больше ничего не хочет. Что делать?
Подростковый период у современных детей начинается значительно раньше классических 13 лет. Уже десятилетние мальчики и девочки отстаивают самостоятельность, пытаются отделиться от родителей и добиться права делать что вздумается. Редакция Chips Journal поговорила с подростковыми психологами центра «Точка» Марией Завалишиной и Анной Привезенцевой и выяснила, что делать, если ребенок не интересуется ничем, кроме роликов на YouTube, грубит и проверяет родителей на прочность.
Что делать с детьми, которые в 10-11 лет уже ничего не хотят? Родители прыгают вокруг них, возят отдыхать, предлагают кружки, а все, чего хотят дети, — это торчать в интернете.
Анна: Ребенок ничего не хочет — это традиционный запрос к психологу, достаточно частая ситуация. Худшее, с чем это может быть связано, — начало развития депрессии. Но когда ребенок психологически здоров и просто ничего не хочет, мы объясняем это следующим образом: в подростковом возрасте начинает формироваться самосознание — ребенок стремится понять, какой я, чего я хочу, чем мне заниматься, как дальше жить. Для того, чтобы понять, кто такой я, хочется сначала отказаться от всего, что не я.
Соответственно, все родительские предложения и идеи, как провести свободное время, автоматически становятся неактуальными. Потому что это не я придумал, это не я затеял, и все, что предлагают родители, автоматически — нет.
И если в тот момент, когда ребенок отказывается от чего-либо, родители спокойно это воспринимают, уходят от давления, у него появляется время и простор для того, чтобы начать ориентироваться в том, чего он хочет. Это не автоматически происходит и может занимать довольно много времени. Но этот процесс очень важный, нужно с уважением к нему относиться: это такой способ научиться делать выбор.
Но дети не сидят, отвернувшись к стене или глядя в потолок, они чаще всего заняты гаджетами или телевидением. Как быть с таким «ничего не хочу»?
Мария: На фоне личностных изменений очень важно помнить, что есть довольно серьезные нейрофизиологические изменения. Биохимия мозга подростков очень сильно отличается от взрослых людей. Если грубо совсем говорить, то нейромедиатор, который влияет на все познавательные процессы, отвечает за систему вознаграждения и удовольствия и частично за стрессоустойчивость, у подростков вырабатывается в гораздо меньшем количестве, чем у взрослого. В том числе с этим связано ощущение постоянной скуки и недовольства у подростков.
Но в тот момент, когда происходит какое-то действие, связанное с наградой, этот нейромедиатор вырабатывается в гораздо большем количестве, чем у взрослых. Подросток находится как бы на качелях: большую часть времени он в подавленном состоянии, но как только он получает «награду», он погружается в мир огромного удовольствия. Что именно может быть наградой — это отдельная тема. Как правило, это связано с одобрением сверстников или с какими-то достижениями внутри игры, а также с рискованным поведением (которое может проявляться в разных формах). У детей этого возраста в принципе энергии немного, но стремиться к награде готовность довольно высокая. И если мы говорим о гаджетах, это очень быстрое и простое удовольствие; то, что всегда в доступе.
И, конечно, ребенку очень сложно остановиться: чем больше ты погружаешься, тем больше тебе хочется. И еще: те структуры, которые отвечают за контроль и произвольность в мозге, у подростков еще не созрели. И они оказываются в клетке: с одной стороны, поток удовольствия, с другой стороны – скука, а с третьей – невозможность как-то себя регулировать и осознавать последствия.
Но это значит, что родителям нужно вступать в конкуренцию с гаджетами? Предлагать интересные занятия и постоянно развлекать.
Анна: В 11-12 лет у родителей еще есть возможность повлиять на поведение детей: роль родителя в это время достаточно велика. Кто-то решает это путем запрета и ограничения гаджетов. Это какое-то время работает, но потом ребенок все равно скажет в грубой форме: до свидания со своими указаниями и советами. Я не видела благополучных историй, когда родители контролировали время использования гаджетов: как правило, эти попытки обречены на провал за редким исключением.
Договоренности вроде «ты играешь два часа, а потом идешь делать уроки» ребенок будет нарушать. Он все равно будет играть сколько хочет, потому что удовольствие выше договоренности.
Но тем не менее кое-что можно сделать. Например, разговаривать с ребенком. Не говорить ему: «ты должен ходить в спортивную секцию», а разговаривать в ключе его личного развития. Вроде: «вот смотри, ты растешь, твое тело меняется, важно и хорошо, наверное, было бы следить за своей фигурой, за своим телом. Было бы здорово, если бы ты ходил на какие-то спортивные занятия. Давай посмотрим, какие есть и что бы тебе из этого хотелось и было бы интересно».
Путем переговоров родители могут достичь своей цели: ребенок три раза в неделю занят спортом, а не сидением в гаджетах. Но цель достигается не прямым запретом, а путем расширения детских возможностей, кругозора. Важно, чтобы ребенок научился выбирать, имел эту опцию выбора.
Важен диалог: не «ты будешь ходить на английский, потому что ты двоечник», а «смотри, тебе хочется путешествовать и классно будет, если ты выучишь какой-нибудь язык». Кстати, игры или видео-ролики тоже могут быть отправной точкой для таких разговоров. Например, если дети играют в онлайн-игры, там часто бывают иностранные команды, а в YouTube много англоязычных блогеров, и у ребенка появляется потребность понимать другой язык.
Мой призыв таков: не нужно объявлять вето на игры, потому что чаще всего это противостояние доводит до серьезного конфликта. Игру надо вплетать в действительность ребенка таким образом, чтобы она не являлась центром его жизни и центром ваших бесед и отношений.
Часто в семье борьба за отказ от гаджета доходит до такого абсурда, что родители и дети просто прекращают общаться на какие-либо другие темы, как будто кроме того, сколько ты сегодня часов играл и сколько это может продолжаться, и говорить больше не о чем. Родители вступают с ребенком в зависимые отношения и начинают таким образом поддерживать его зависимость. Важно все-таки поддерживать здравомыслие: меньше паники и больше конструктивных предложений.
Мария: Сейчас меняются вообще все процессы, отвечающие за восприятие, концентрацию внимания, память. Подростки сегодняшние и те, кто был подростками десять лет назад, очень сильно различаются. Даже на уровне физиологии: у них разные способы восприятия информации. И люди еще пока не очень понимают, что с этим делать. Мне кажется, я выступлю этаким злым полицейским, но у меня другая позиция в отношении гаджетов: контроль должен начинаться в детстве, а не когда подросток уже играет. Я согласна, что поздние запреты не сработают, но ограничения очень важны, потому что ребенок сам не в состоянии их регулировать. Они должны появиться в раннем возрасте, когда ребенок соприкасается с цифровой техникой. Но главное, это не должно быть скандалом, насилием, и не должно начинаться спонтанно и внезапно.
С подростками младшего возраста более-менее понятно, а как взаимодействовать с более старшими детьми, которые ничего не хотят? Давить уже нельзя, а что можно? Может быть, нужно «стать ребенку другом»?
Мария: Все-таки родитель – не друг. Друзья у ребенка есть, и у них другая функция, другие отношения. А у родителя есть позиция, которая предполагает в том числе и введение ограничений, выстраивание границ и прочую регуляцию. Просто во всем должен быть баланс.
Анна: Я согласна с тем, что функция родителя, это не «быть другом». У родителя есть ответственность за ребенка. Он юридически, по крайней мере, отвечает за него. Но нужно понимать, что ответственность родителя тоже имеет свои пределы, она не безгранична. Контролировать человек может только то, что принадлежит ему – например, свое тело, свои чувства, эмоции, мысли. Но контролировать другого человека, в частности, подростка он не может. Как бы ему ни хотелось и как бы его ответственность не диктовала ему это.
Жесткие попытки контроля подростка выглядят как насилие, и по сути им и являются. Эти попытки, как правило, встречают жесткий отпор со стороны подростка, но если у него недостаточно сил, чтобы бороться, он просто тихо саботирует. Например, родитель говорит: «Садись, делай уроки». Подросток как бы садится за стол, открывает учебник и ковыряет в носу оставшийся вечер.
Почему с подростками так трудно: 10 важных моментов от Катерины Мурашовой
Все, что родитель может сделать в данной ситуации, это сказать прямым текстом: «я считаю, что тебе было бы намного важнее и полезнее заниматься тем-то и тем-то. Я готов тебе предоставить возможности. Готов за тебя заплатить, готов тебя записать, готов тебя отвести, готов тебя поддерживать. Если нужна помощь, готов будить тебя по утрам, и так далее. Я все это готов делать, потому что я за тебя волнуюсь и тебя люблю. Но дальше наступает твоя ответственность». Такой разговор возможен где-то лет с тринадцати, четырнадцати. И дальше на этом моменте все, точка. Родитель больше ничего сделать не может. Подросток должен сам научиться брать ответственность за себя, за свою жизнь.
Чем раньше родитель избавится от иллюзии, что есть какие-то хитрые методы, которые способны заставить подростка делать то, что он хочет, тем меньше сложностей обретет и он, и подросток.
Часто на протест уходят все силы подростка, он борется с родителями вместо того, чтобы сесть и подумать, что делать с жизнью. И когда подростки оказываются в ситуации, что никто на них не давит, они начинают что-то делать сами. Через какое-то время. У всех по-разному это происходит в зависимости от интеллекта. Кто-то через месяц это понимает, кто-то через год, кто-то через два. Но в какой-то момент они все понимают, что так дальше жить нельзя, надо что-то делать.
Если родители при этом не давят, спрашивают, как дела, кормят обедом и так далее, то у подростка появляется возможность все-таки воспользоваться предложением родителей или придумать что-то свое и попросить родителей о помощи. Вот, как-то так я себе это представляю.
Статья Chips Journal
Подросток не хочет учиться — что делать? – Дети – Материалы сайта – Сноб
Поскольку я работаю в детской поликлинике, ко мне часто приходят семьи с детьми школьного возраста. И едва ли не самой частой причиной для их обращения к психологу является успеваемость чада. А еще точнее, проблема, выражаемая практически всегда одной и той же фразой: «Понимаете, он (она) совершенно не хочет учиться!»
Реальные проблемы школьной успеваемости (ребенок или подросток не понимает объяснений учителя, не может выучить материал, решить задачи, обобщить, выделить главное и т. д.) меркнут по сравнению с этим ведущим и откровенно экзистенциальным посылом. Особенно это, разумеется, относится к ученикам средней и старшей школы. Родители, как правило, уверены, что если бы он вот прямо сейчас «захотел», «взялся», «не ленился» и т. д., то все с учебой было бы нормально или даже очень хорошо. Удивительно, но учителя, судя по всему, массово поддерживают это странноватое родительское мнение. То есть получается, что ребенку надо просто что-то такое сказать или объяснить (ничего снаружи не меняя) и он — р-раз! — и захочет учиться!
И приходят, и просят: «Ну скажите хоть вы ему, что надо учиться! А то он (она) уже ни нас, ни учителей не слушает!»
«А меня, незнакомую тетку, послушает, что ли?!» — бормочу я себе под нос и с долей неуверенности спрашиваю вслух: «А может, если он не хочет учиться, тому есть какая-то причина?»
«Да они все сейчас такие!» — в сердцах отвечают родители и ссылаются на компьютер, телевизор и масскультуру, которые якобы отвратили их чадо от романов Достоевского, экономической географии и решения дифференциальных уравнений. Мне смешно.
Призванное к ответу чадо сидит на банкетке в кабинете, шаркает ногами по ковру, крутит в пальцах что попадется и подтверждает, что да, учиться ему не хочется совершенно. Уже давно. А может, и никогда не хотелось, просто оно боялось, что родители и учителя будут ругаться. Точно оно уже не помнит.
— Но что же нам с ним теперь делать? — восклицают обескураженные родители. – Ведь без образования-то никуда…
И мне уже не смешно.
Скажу сразу: несмотря на обширную практику в этом столь важном для родителей вопросе, у меня так и не появилось никакого внятного алгоритма его решения.
Каждый раз я пытаюсь исходить из индивидуальной ситуации и иногда достигаю поистине вершин оригинальности. Например, один пятиклассник с гипердинамическим синдромом по моей рекомендации учил уроки, катаясь на велосипеде, другой читал учебники, только вися вниз головой на турнике. Два десятиклассника под моим руководством сочиняли роман-фэнтези в виде учебника истории (по образцу учебника географии от Сельмы Лагерлёф). А одна девочка ушла из престижной гимназии (которую безбожно прогуливала) в медицинское училище и стала там круглой отличницей.
Но многим помочь так и не удается — моего творческого запала и инициативы родителей попросту не хватает, чтобы преодолеть инерцию «нехотения» данного конкретного ребенка.
И потому меня не покидают сомнения: если проблемы «не хотящих учиться» чад у сотен семей так похожи, так, может быть, существует и какое-то «правильное» решение этой задачи? Ведь любой обучавшийся математике знает: иногда можно подобрать корни уравнения, опираясь на интуицию. Но лучше все-таки знать, как его решить. И в идеале иметь обоснование, почему именно этот способ решения является самым эффективным.
Так что же все-таки делать?
В общем-то вариантов не так уж много.
1. Если ребенок не хочет учиться, а ценность образования представляется родителям безусловной, значит, его нужно просто заставить. Есть проверенная веками система поощрений и наказаний: если применять ее творчески, можно добиться неплохих результатов в управлении процессом. Потом чадо повзрослеет, разберется что к чему и еще будет нам благодарно за то, что не обращали внимания на его капризы.
2. Ничего не бывает просто так. У «нехотения» всегда есть конкретная причина. Возможно, ребенку не подходит эта программа, эта школа, эти учителя. Он не может и не хочет усваивать знания в одной форме, но, вполне вероятно, захочет, если форму поменять. По-настоящему заинтересованные в качественном образовании ребенка родители должны искать, пока не найдут нужное, и интерес ребенка к учебе не восстановится.
3. Не нужно заставлять и давить на ребенка, а также экспериментировать на нем и перетаскивать его из школы в школу. Он личность, а не объект приложения наших амбиций. Вспомните, как вы сами любили правила синтаксиса, химию галогенов или решение квадратных неравенств. Школьное образование — это еще не все. Пусть занимается тем, что ему нравится, и ищет себя. Со временем он сам во всем разберется.
Какой из трех вариантов представляется вам самым разумным и почему?
А может быть, вы хотели бы предложить четвертый (пятый, шестой) вариант, поделиться своим родительским опытом?
Статья: Почему подросток не хочет учиться
Почему подросток не хочет учиться
Отметки, которые получают дети на уроках – это оценки их труда. В подростковом возрасте успеваемость школьников часто снижается по сравнению с предыдущим годом обучения или даже по сравнению с предыдущей четвертью. Почему это происходит? Почему подростки не хотят учиться и как следствие – получают двойки?
Причина 1
Достигнув подросткового возраста, дети вдруг задаются вопросом: для чего это нужно? Ведь аргументы, бывшие вескими для нас, до детей в современном обществе попросту не доходят. Ваше поучение о том, что они должны учиться для будущих своих детей – пустой звук. Мало того, вызывает сомнение и утверждение: «Только если будешь хорошо учиться, достойно устроишься в жизни». Во-первых, они видят «прекрасно устроенных» в жизни явно не самых лучших в прошлом учеников. Во-вторых, ребёнок как до, так и после 14 лет, зачастую не очень способен к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ним через пять-шесть лет, да ещё как-то подчинять этому сегодняшние поступки – непосильный труд для разума подростка.
Совет
Ежедневно, при каждом удобном случае, нужно рассказывать и показывать своему повзрослевшему чаду, что образование делает жизнь интересней и полнее, помогает понять мир и многое в этом мире. И не стесняйтесь приводить доступные, понятные, интересные примеры.
Причина 2
Отсутствие интереса к учёбе. Это, как ни странно, характерно как раз способным, одарённым детям. Им просто неинтересно, и никакие ваши убеждения, мольбы и угрозы не помогут. Масла в огонь добавляют совершенно «неинтересные и скучные уроки». Хотя это вовсе необязательно, потому что в любой школе есть отличные педагоги, уроки которых по-настоящему заинтересовывают детей. Ещё сильнее снижает интерес к учёбе ярлык «негодяй» – то есть плохая репутация, сложившаяся у ребёнка в школе (из-за чрезмерной разговорчивости, подвижности, шумности, весёлости). В этом случае подросток оказывается крайним практически в любой проделке или конфликтной ситуации. В результате он, даже имея лёгкий и добродушный характер, постепенно настраивается «против» школы.
Совет
Если подросток действительно одарён и ему неинтересно, потому что школьная программа для него «простовата», подыщите школу или программу, более адекватную для его возможностей. Не бойтесь загрузить, если видите, что можно. Вернётся интерес к учёбе – повысится успеваемость, И срочно стирайте ярлыки. Поговорите с учителем и школьным психологом о вашем ребёнке: может, он слишком категоричен в «создании» неприглядного образа?
Причина 3
Конфликты в школе. В средних классах это встречается особенно часто. Во-первых, когда взрослеющий ребёнок хочет быть лидером, но не имеет сил или способностей вести за собой других. Во-вторых, если подросток попадает между двумя компаниями одноклассников и не может определиться, «куда ему нужно», конфликтует с обеими сторонами, оказываясь в результате в проигрыше. В-третьих, если переходит в другой класс или школу (что нынче бывает довольно часто в средней и старшей школе), где отношения уже сложились – друзей у него нет, а первым он начать общение не решается. Подростку некомфортно в «чужом» классе и, естественно, он не может хорошо учиться, не хочет идти в школу.
Совет
Первым делом проанализируйте причины конфликтов вашего ребёнка с одноклассниками. Поговорите с ним по душам, не обвиняя, не унижая и не ругая (даже если он в чём-то и не прав). Помните: нарушенные взаимоотношения в школе – это всегда беда, а не вина вашего ребёнка. Потому больше думайте о том, как ему помочь, а не о том, в чём его можно обвинить. Ищите способ изменить ситуацию к лучшему. Оказывайте ребёнку всемерную поддержку в семье. Обратитесь к психологу за индивидуальной или групповой психотерапией.
Как помочь ребёнку?
Не стоит говорить подростку о том, что он должен учиться в любом случае, несмотря на все чувства, которые он по этому поводу испытывает. И не надо «успокаивать», мол, ну – не любишь ты школу, ничего страшного. Расскажите лучше о тех близких и знакомых, кто благодаря любви к учёбе многого добился.
Никогда не сравнивайте своего сына (или дочь) со сверстником, который учится лучше, особенно если он испытывает к этому ребёнку антипатию (это может быть сосед, одноклассник или дочь (сын) вашей подруги). Никогда не акцентируйте внимание своего ребёнка на успехах другого, его хорошей учёбе, помощи маме и уважении к старшим.
Больше хвалите и меньше указывайте на недостатки своего подростка.
Никогда не ругайте в присутствии ребёнка его учителей и школу в целом. Это только усугубит его нежелание учиться, к тому же может стать причиной излишней грубости по отношению к учителям. Постарайтесь при ребёнке всегда положительно отзываться о школе и об учителях, не помешает и похвала – и подросток под вашим влиянием будет более позитивно воспринимать школу, учёбу, преподавателей.
Не запугивайте, не давите на то, какая ужасная судьба ждёт ребёнка, если он не будет хорошо учиться. Примеры криминальных и асоциальных элементов – категорически неуместны.
Помните, что подростки в трудном возрасте всегда нуждаются в родительской поддержке, и если мы хотим, чтобы у них не возникали проблемы успеваемости, нежелания учиться, нужно целенаправленно и терпеливо работать в этом направлении.
Консультация на тему: Почему подросток не хочет учиться
ПОЧЕМУ ПОДРОСТОК НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ?
О причинах снижения успеваемости
Отметки, которые получают дети на уроках – это оценки их труда. В подростковом возрасте успеваемость школьников часто снижается по сравнению с предыдущим годом обучения или даже по сравнению с предыдущей четвертью. Почему это происходит? Почему подростки не хотят учиться и как следствие – получают двойки?
Причина 1
Достигнув подросткового возраста, дети вдруг задаются вопросом: для чего это нужно? Ведь аргументы, бывшие вескими для нас, до детей в современном обществе попросту не доходят. Ваше поучение о том, что они должны учиться для будущих своих детей – пустой звук. Мало того, вызывает сомнение и утверждение: «Только если будешь хорошо учиться, достойно устроишься в жизни». Во-первых, они видят «прекрасно устроенных» в жизни явно не самых лучших в прошлом учеников. Во-вторых, ребёнок как до, так и после 14 лет, зачастую не очень способен к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ним через пять-шесть лет, да ещё как-то подчинять этому сегодняшние поступки – непосильный труд для разума подростка.
Совет
Ежедневно, при каждом удобном случае, нужно рассказывать и показывать своему повзрослевшему чаду, что образование делает жизнь интересней и полнее, помогает понять мир и многое в этом мире. И не стесняйтесь приводить доступные, понятные, интересные примеры.
Причина 2
Отсутствие интереса к учёбе. Это, как ни странно, характерно как раз способным, одарённым детям. Им просто неинтересно, и никакие ваши убеждения, мольбы и угрозы не помогут. Масла в огонь добавляют совершенно «неинтересные и скучные уроки». Хотя это вовсе необязательно, потому что в любой школе есть отличные педагоги, уроки которых по-настоящему заинтересовывают детей. Ещё сильнее снижает интерес к учёбе ярлык «негодяй» – то есть плохая репутация, сложившаяся у ребёнка в школе (из-за чрезмерной разговорчивости, подвижности, шумности, весёлости). В этом случае подросток оказывается крайним практически в любой проделке или конфликтной ситуации. В результате он, даже имея лёгкий и добродушный характер, постепенно настраивается «против» школы.
Совет
Если подросток действительно одарён и ему неинтересно, потому что школьная программа для него «простовата», подыщите школу или программу, более адекватную для его возможностей. Не бойтесь загрузить, если видите, что можно. Вернётся интерес к учёбе – повысится успеваемость, И срочно стирайте ярлыки. Поговорите с учителем и школьным психологом о вашем ребёнке: может, он слишком категоричен в «создании» неприглядного образа?
Причина 3
Конфликты в школе. В средних классах это встречается особенно часто. Во-первых, когда взрослеющий ребёнок хочет быть лидером, но не имеет сил или способностей вести за собой других. Во-вторых, если подросток попадает между двумя компаниями одноклассников и не может определиться, «куда ему нужно», конфликтует с обеими сторонами, оказываясь в результате в проигрыше. В-третьих, если переходит в другой класс или школу (что сегодня бывает довольно часто в средней и старшей школе), где отношения уже сложились – друзей у него нет, а первым он начать общение не решается. Подростку некомфортно в «чужом» классе и, естественно, он не может хорошо учиться, не хочет идти в школу.
Совет
Первым делом проанализируйте причины конфликтов вашего ребёнка с одноклассниками. Поговорите с ним по душам, не обвиняя, не унижая и не ругая (даже если он в чём-то и не прав). Помните: нарушенные взаимоотношения в школе – это всегда беда, а не вина вашего ребёнка. Потому больше думайте о том, как ему помочь, а не о том, в чём его можно обвинить. Ищите способ изменить ситуацию к лучшему. Оказывайте ребёнку всемерную поддержку в семье. Обратитесь к психологу за индивидуальной или групповой психотерапией.
Как помочь ребёнку?
Не стоит говорить подростку о том, что он должен учиться в любом случае, несмотря на все чувства, которые он по этому поводу испытывает. И не надо «успокаивать», мол, ну – не любишь ты школу, ничего страшного. Расскажите лучше о тех близких и знакомых, кто благодаря любви к учёбе многого добился.
Никогда не сравнивайте своего сына (или дочь) со сверстником, который учится лучше, особенно если он испытывает к этому ребёнку антипатию (это может быть сосед, одноклассник или дочь (сын) вашей подруги). Никогда не акцентируйте внимание своего ребёнка на успехах другого, его хорошей учёбе, помощи маме и уважении к старшим.
Больше хвалите и меньше указывайте на недостатки своего подростка.
Никогда не ругайте в присутствии ребёнка его учителей и школу в целом. Это только усугубит его нежелание учиться, к тому же может стать причиной излишней грубости по отношению к учителям. Постарайтесь при ребёнке всегда положительно отзываться о школе и об учителях, не помешает и похвала – и подросток под вашим влиянием будет более позитивно воспринимать школу, учёбу, преподавателей.
Не запугивайте, не давите на то, какая ужасная судьба ждёт ребёнка, если он не будет хорошо учиться. Примеры криминальных и асоциальных элементов – категорически неуместны.
Помните, что подростки в трудном возрасте всегда нуждаются в родительской поддержке, и если мы хотим, чтобы у них не возникали проблемы с успеваемостью, нежеланием учиться, нужно целенаправленно и терпеливо работать в этом направлении.
Leave a Reply