Оригами развивает что: 10 преимуществ хобби оригами для детей и взрослых – Консультация «Оригами как средство развития и воспитания детей в игре»
Значение оригами для развития ребенка
Консультация для родителей
Тема: «ЗНАЧЕНИЕ ОРИГАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, внимание, память, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. У ребенка должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением. Мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. Это достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезывании и в других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук и пальцев, но и четкого согласования руки и глаза. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет ОРИГАМИ – искусство близкое ему и доступное. От Японского «ори» означает «сложенный», «ками» — «бумага».
— Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Такая координация зрения и движения является необходимым условием дальнейшего успешного выполнения любых действий. Когда движение контролируется зрением, оно достигает высокого качества.
— Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
— Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
— Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
— Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
— Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
— Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
— Способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке ,становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т.д.
Систематические занятия с ребенком оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОМУ КОНСТРУИРОВАНИЮ ИЗ БУМАГИ:
— Белая и цветная бумага;
— ножницы;
— клей;
— кисточки;
— салфетка;
— цветные карандаши или фломастеры;
— коробка для обрезков.
ТЕРМИНЫ, ПРИНЯТЫЕ В ОРИГАМИ:
— Верхняя сторона;
— нижняя сторона;
— левая сторона;
— правая сторона;
— диагонали;
— левый верхний (нижний) угол;
— правый верхний (нижний) угол;
— центральная вертикальная сторона;
— центральная горизонтальная сторона;
— «глухой» (нераскрывающийся) угол;
— «глухая» сторона;
— раскрывающийся угол;
— раскрывающаяся сторона.
УПРАЖНЕНИЯ ПО ОТРАБОТКЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СКЛАДЫВАНИЯ:
Прежде чем приступить к конструированию игрушек, отработайте с ребенком самые простые приемы складывания квадрата. В первую очередь научить ребенка аккуратно сгибать квадрат, четко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Здесь же знакомить с условными знаками оригами.
Упражнение 1. Сложить квадрат по диагонали.
Упражнение 2. Сложить квадрат пополам.
Упражнение 3. Найти центр квадрата, складывая его по диагонали.
Упражнение 4. Найти центр квадрата, складывая его пополам.
Упражнение 5. Загнуть край листа к середине (середину определите путем сгибания пополам).
Упражнение 6. Загнуть углы квадрата к середине (середину определите путем сгибания квадрата по диагонали).
Упражнение 7. Загнуть углы квадрата к центру (центр определите путем сгибания квадрата пополам от разных сторон).
СОВЕТЫ ВЗРОСЛЫМ
С детьми от четырех до пяти лет рекомендуется выполнять первые два упражнения, так как поделки для этого возраста основаны только на данных приемах складывания.
Упражнения в складывании необходимо сочетать со словесными комментариями и наводящими вопросами:
— Где угол квадрата?
— Как можно найти середину квадрата?
— Где верхний угол квадрата? (нижний, левый, правый)
— Где нижняя сторона? (верхняя, левая, правая)
— Где диагонали? и т.д.
Практические действия, дополненные объяснениями, способствуют более эффективному усвоению приемов складывания.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРИ ОБУЧЕНИИ ТЕХНИКЕ ОРИГАМИ:
- Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый, а дети-школьники готовят их самостоятельно.
- Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
- Бумага для поделок должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной.
- Показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.
- При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
- Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приема – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми.
- Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.
- Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.
- После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить прием складывания. В итоге ребенок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
Поделки для детей 4,5-5 лет основаны на одной базовой форме – «треугольнике». Дети 5-6 лет осваивают приемы складывания на основе нескольких базовых форм: «треугольник», «двойной треугольник», «конверт», «воздушный змей». В 6-7 лет детям доступны уже более сложные базовые формы: «рыба», «двойной квадрат».
БАЗОВЫЕ ФОРМЫ ОРИГАМИ
В основе любой поделки лежит определенная заготовка – БАЗОВАЯ ФОРМА
Каждая форма имеет свое название. Умение складывать базовые формы позволит ребенку быстрее сориентироваться в изготовлении любой фигурки и усвоить приемы ее конструирования:
— треугольник
— дверь
— воздушный змей
— конверт
— двойной треугольник
— двойной квадрат
— рыба
— катамаран
В проведении занятий вам поможет сказочный персонаж, чудесный Квадратик. Присутствие сказочного героя вызывает у ребенка интерес и способствует достижению результата.
СКАЗКА КВАДРАТИКА
Здравствуйте, дорогие ребята!
Меня зовут Квадратик. Я квадратик не простой. Все меня называют чудесным. А знаете почему? Потому что я умею творить чудеса, могу совершать разные превращения.
Красивая бабочка – это я. Смешной лягушонок – это тоже я. Я умею стать самолетиком и рыбкой, сумочкой и корабликом, шапочкой и мотыльком. Всего не перечислить.
И еще я хочу вам сказать, что очень люблю ходить в гости и показывать фокусы девочкам и мальчикам. Знаете, ребята, любая девочка и любой мальчик может стать волшебником и научиться превращать на вид простой бумажный квадрат в любую фигурку. Но для этого нужно стараться и быть очень внимательным.
Мне всегда хочется узнать как можно больше о том, в кого или во что я превращаюсь. А помогают мне в этом книги и рассказы детей и взрослых. Я очень люблю сказки, стихи, загадки и обязательно расскажу вам. От вас я надеюсь тоже услышать много интересного. В добрый
Статья по теме: Современное оригами для детей
СОВРЕМЕННОЕ ОРИГАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Оригами – древнее искусство складывания поделок из бумаги. Раньше оно было доступно лишь избранным, ведь бумага считалась настоящей роскошью и была очень дорогой, однако времена изменились, и теперь поделки из бумаги может делать любой желающий.
На западе к оригами относились долгое время лишь как к детской забаве, но не спешили принять искусством. Многие поколения мальчиков и девочек в Европе и Америке складывали в детстве бумажные фонарики, птичек, лягушек и фигурки звездочетов. Лишь совсем недавно мир, наконец, рассмотрел в оригами именно искусство, развивают творческие и интеллектуальные возможности человека.
Кто в детстве не делал самолетики, не складывал журавликов и не изготавливал водяные бомбочки? Однако на этом оригами не заканчивается, а только начинается. Сегодня оригамисты по всему миру складывают новые модели, придумывают оригами схемы, в Японии выпускаются даже специальные журналы со схемами оригами.
Много лет назад в Японии был издан учебник по оригами для школьников. Эта книга смогла завоевать доверие не только в учителей, но и у школьников. В учебнике были подробно расписаны различные методики складывания фигурок из бумаги.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
В современном мире техника оригами используется для развития у детишек логического мышления, интеллекта, фантазии и воображения. Кроме этого, занятия по этому виду искусства значительно улучшают координацию движения, логику, конструктивное мышление.
Техника оригами очень продуктивно используется в процессе обучения. С помощью оригами ученики смогут быстрее освоить геометрию, основы архитектуры и другие искусства. Человек, который усвоит основы этой науки, смогут применить свои знания в рекламе, в сервировке стола, в упаковке подарков.
Педагоги давно подметили, что оригами:
- Развивает способность работать руками, точность движений пальцев, улучшает
восприятие информации, - Развивает пространственное воображение, зрительное восприятие информации, учит читать чертежи;
- Учит следовать устным инструкциям и последовательности действий;
- Стимулирует развитие памяти, в том числе мышечной;
- Учит концентрации внимания;
- Развивает уверенность в собственных силах,
- Развивает коммуникативные способности;
- Развивает творческие способности и исследовательские навыки;
- Знакомит на практике с основными геометрическими понятиями.
Складывая фигурки из бумаги, человек поневоле концентрирует своё внимание на этом процессе. Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Поэтому занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способной на время отвлечь человека от повседневных мыслей, то есть направить его внимание на творческую работу. Оригами повышает активность, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей.
Экспериментальные психологические исследования влияния оригами на школьников показывает, что это занятие:
- Развивает навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки;
- Повышает активность правого и левого полушарий мозга;
- Развивает интеллектуальные способности;
- Активизирует творческое мышление;
- Развивает пространственное воображение;
- Улучшает глазомер;
- Снижает тревожность;
- Стабилизирует на высоком уровне эмоциональное состояние.
- Воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу, дисциплинируют ребенка.
- Влияют на формирование самостоятельности, уверенности в себе, повышают самооценку.
Первые попытки использовать оригами в педагогических целях в Европе связывают с именем немецкого гуманиста Фридриха Фребеля (1782-1852 г.г.). Именно ему принадлежит заслуга создания в начале XIX в первых детских садов и внедрения практики их работы в систему образования Германии, а впоследствии и других стран Европы.
Фребель предлагал своим ученикам развивающие игры, манипулирование предметами. Основы геометрии он предлагал изучать не с помощью линейки, циркуля и отвлечённых понятий, а через осязаемые реалии складывающейся бумаги.
Начиная с середины XX в. оригами становится известным в Европе и Америке. В апреле 1967 г. создается Английское общество оригами. Параллельно идёт становление этого искусство в США. В России толчок развитию оригами дают создание в 1989 и 1991 г.г. общественные организации — Московский и Петербургский центры оригами. В октябре 1995 г. выходит в свет одобренное Министерством образования Российской Федерации первое издание учебника для начальной школы: «Уроки оригами в школе и дома». С 1996 г. в Москве издательская фирма «Аким» начинает печатать журнал «Оригами. Искусство складывания из бумаги». В марте 1996 г. в Петербурге проходит Первая Всероссийская конференция «Оригами и педагогика», материалы которой издаются отдельным сборником. Конференция становится традиционной и проводится теперь ежегодно. Оригами вводится как дополнительный или факультативный предмет в ряде школ страны. В 1998 г. в США издательство ST. Martin Press выпускает книгу «Russian origami», в которой представлены лучшие работы в технике складывания, изобретённые в России. История развития отечественного оригами происходит буквально на наших глазах.
В настоящее время оригами получило широкое распространение во всём мире. Существует большое число организаций (центров, студий), работающих в этой области. Издаются книги, бюллетени, проводятся конференции, выставки, ведётся обучение. В нашей стране, однако, работа в области оригами носит случайный бессистемный характер, ею занимаются буквально отдельные энтузиасты. Отсутствует серьёзная литература (кроме единичных журнальных статей). Основная масса художников, архитекторов, школьных учителей с оригами практически не знакомы. Однако в Санкт-Петербурге вот уже много лет активно работает Городское методическое объединение по направлению оригами. В нем принимают участие более 50 педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов, педагогов школ.
Важным преимуществом в процессе складывания оригами является то, что задействованы обе руки, тогда как многие из нас способны работать лишь правой рукой. Можно делать специальные упражнения для того, чтобы разрабатывать левую руку, а именно рисовать, писать левой рукой, можно даже рисовать что-либо одновременно двумя руками.
Данный вид искусства развивает воображение и конструктивное мышление. Необходимо иметь отличное воображение, чтобы увидеть сначала в геометрических формах, к примеру, лисичку, а затем сложить ее из бумаги. Моделирование из бумаги позволяет детям знакомиться с геометрическими понятиями и формами, хорошо развивает глазомер, повышает усидчивость, развивает внимание, позволяет сосредоточиться на процессе изготовления.
По мнению известных оригамистов Афонькиных С.Ю и Е.Ю., дети любого возраста любят заниматься оригами потому, что:
— Оригами похоже на фокус — из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная поделка!
— Для занятий нужна только бумага и ваши знания!
— С помощью оригами легко и быстро создаётся целый мир, в который можно играть.
— Занятия оригами совершенно безопасны даже для самых маленьких детей.
— Оригами — коллективное творчество! Работая вместе, дети сделают множество интересных композиций!
— Оригами не требует больших материальных затрат.
— Для занятий оригами нет возрастных пределов.
— Не требуется особых способностей — получается у всех!
— Помогает быстро украсить класс, комнату, зал.
— С помощью оригами дети научатся быстро делать удивительные и самобытные подарки.
Какие навыки и способности укрепляет оригами?
— Совершенствует способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания.
— Совершенствует пространственное воображение — учит читать чертежи, по которым складываются поделки и представлять по ним изделия в объёме.
— Знакомит с основными геометрическими понятиями.
— Улучшает способность следовать устным инструкциям.
— Укрепляет уверенность в своих силах и способностях — неуспевающих на уроках оригами не бывает!
— Помогает укреплению чертёжных навыков. Схему понравившегося изделия хочется записать в тетрадку.
— Подталкивает развитие памяти. Ученикам хочется запомнить как можно больше поделок на память.
— Учит сосредоточению внимания. Складывать и заниматься чем-то посторонним невозможно.
— Разрабатывает имеющиеся от природы творческие способности. Многие ребята становятся авторами собственных изобретений.
— Способствует созданию игровых обстоятельств. На уроках оригами играют часто и весело!
— Расширяет способности общения.
— Позволяет почувствовать личную причастность к новому международному явлению культуры.
Важная особенность оригами, способствовавшая его быстрому распространению — практически неограниченные комбинаторные возможности, кроющиеся в обычном листе бумаги. Мы, европейцы, привыкли, что любой конструктор состоит из определённого набора деталей, которые можно соединять, создавая разнообразные построения. Теория изобретательства (ТРИЗ) утверждает, что Совершенный Конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создаётся бесконечное разнообразие форм. Оказывается, такой конструктор существует. Это — оригами, где из одной детали (листа) складываются тысячи и тысячи разнообразнейших поделок! Несложные приёмы складывания и безграничное воображение людей способны сотворить с помощью оригами целый мир. Мир особый, радостный, весёлый, добрый и ни на что иное не похожий. Искусство оригами открыто всему миру.
Его подхватывают и парижские модельеры, и американские дизайнеры, и шестилетние дети. Каждый находит в оригами что-то своё. Архитектор — причудливо пересечённые плоскости, юноша — необычный подарок своей возлюбленной, издатель — спрос на книги по оригами, педагог — возможность стать в глазах своих учеников настоящим волшебником, человек преклонного возраста — способ удивить своих многочисленных внуков, а школьник — радость от необычных занятий. Оригамисты — народ общительный и весёлый. Разве станет человек мрачный и хмурый тратить своё время на какую-то ерунду — складывание бумажек! А между тем это занятие радует душу и позволяет человеку хотя бы ненадолго оторваться от груза повседневных сложностей и улететь вместе с квадратиком бумаги в руках в замечательную страну Творчества.
Статья составлена по материала,
взятым из сети Интернет
Статья по конструированию, ручному труду (старшая группа): Статья «Значение оригами для развития ребенка»
ЗНАЧЕНИЕ ОРИГАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление и радость. Кажется, совсем недавно малыш сделал первый шаг, произнес первое слово, удивил своим «я сам» и, вот, он уже весело скачет по дорожке, делится своими впечатлениями, с удовольствием выполняет поручение. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности — все это факты, характеризующие развитие ребенка.
Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, внимание, память, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.
С первых же дней в школе ребенок должен сидеть за партой 40—45 минут, соблюдать определенную позу, держать определенным образом ручку или карандаш. Значит, его мускулатура должна быть достаточно развитой, движения координированы и точны. Особое значение имеет готовность руки ребенка к выполнению тех мелких, точных и разнообразных движений, которых требует овладение письмом. Подготовка руки ребенка к овладению в школе письмом достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезывании и в других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук и пальцев, но и четкого согласования движения руки и глаза.
Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет ОРИГАМИ — искусство, близкое ему и доступное.
Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
Систематические занятия с ребенком оригами — гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
Древнейшее японское искусство оригами — складывание различных фигурок из бумаги. Ещё Лев Николаевич Толстой в трактате «Что такое искусство» предсказал великое будущее оригами в духовном и физическом развитии и воспитании детей. Оригами развивает способность работать руками, приучает пальцы к точным движениям, что особенно важно для детей, у которых имеются проблемы с мелкой моторикой и координацией рук. Дети, увлекающиеся оригами, обладают пространственным воображением. Они без труда разбираются в чертежах, легко представляют будущее бумажное изделие в объёме. Педагоги по оригами считают, что занятия им развивают память, активизируют мозг, способствуют развитию умения концентрировать внимание.
Дети ведут настоящий творческий поиск, сами изобретают новые фигуры, создают весёлые игровые ситуации. Это своего рода игровая терапия.
Казалось бы, какая может быть связь между мелкими движениями рук и развитием речи у детей? На деле такое взаимодействие существует. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики.
Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве, существует прямая связь. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук установили, что уровень развития речи детей находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Занятия оригами способствуют не только развитию тонких движений пальцев, но и улучшают внимание, память, мышление и творческие способности. Кроме этого, занимаясь с детьми оригами, педагог развивает восприятие, пространственную ориентацию, сенсомоторную координацию детей, то есть те школьно-значимые функции, которые необходимы для успешного обучения в школе.
Хорошо известно, что формирование правильной речи тесно связано с дыханием. Надо учить ребенка координировать воздушную струю, правильно пользоваться силой голоса, управлять интенсивностью выдоха. Необходимо также развивать подвижность органов артикуляционного аппарата (вытянуть губы вперед трубочкой, растянуть в широкую улыбку…). Речь образуется во время выдоха. Специальные дыхательные упражнения развивают фонетическое дыхание, особенно удлинённый, сильный выдох. И вот тут «палочкой-выручалочкой» становятся игрушки — оригами. Координировать воздушную струю помогают сделанные детьми простые лёгкие фигурки. Их можно подвесить на ниточку и слегка на них дуть, растягивая рот и сжимая губы. Управлять силой выдоха можно учиться при изготовлении надувных игрушек.
Такая форма взаимодействия может дать новый толчок как детскому, так и взрослому творчеству, а возможно откроет такие черты ребенка, о которых близкие и не подозревали.
Оригами что такое — истоки возникновения
Добрый день, дорогие читатели блога.
На днях делал поделку с сыном, о которой я рассказывал в статье «Как сделать ёлку из бумаги в технике оригами». Она очень понравилась его одноклассникам и его классной руководительнице, да так, что сын вдохновившись наделал целый лес елок из бумаги. И у меня возник неподдельный интерес узнать об этом древнем искусстве оригами, чтобы рассказать о нем своим детям. Оригами что такое и каковы истоки его возникновения, вот этими вопросами я увлекся в ближайшие дни. Результатами своих поисков хочу поделиться с вами.
Оригами — это искусство из Японии по созданию различных моделей цветов, предметов, животных, птиц методом определенного сгибания листа бумаги. Бытует мнение, что первые фигурки появились из техники драпировки ткани, необходимой при изготовлении японской одежды. С древних времен, ни одно поколение внесло свой вклад в данное искусство, передавая от поколения к поколению умения складывания листа бумаги в изящную фигурку, совершенствуясь с каждым годом и отбирая для потомков самые лучшие творения.
История возникновения и развития в мире
Оригами берет свои истоки из Китая. Почему из Китая? Дело в том, что именно в Китае научились делать столь обыденный на сегодняшний день материал — бумагу. Конечно, ее изобрели не для складывания фигурок, необходимость возникновения данного материала обусловлена письменностью. До изобретения бумаги для письма использовали деревянные дощечки и шелк. Однако дощечки были не удобны с точки зрения хранения больших объемов текста, а шелк был дорогим удовольствием.
В результате долгих экспериментов великие древние умы Китая додумались изготавливать бумагу. Секрет изготовления держался в строжайшем секрете, можно сказать за семью печатями. Все же согласно легенде в седьмом веке нашей эры буддийский монах Дан Хо добирается до Японии, где делится секретами производства бумаги с японцами. Произошло это событие согласно утверждениям Японской хроники в 610 году нашей эры. Прошли столетия, и японцы уже изготавливают бумагу собственного производства, по качеству превосходящую даже китайскую.
Кстати в Японии наряду с высокотехнологичными фабриками даже сегодня изготавливают ее ручным трудом по технологии предков. Такая бумага очень дорогая и по качеству очень высокая, у нее даже есть свое название “ваши”. Она очень прочная способна выдержать более тысячи сгибов. К примеру, на “ваши” после второй мировой войны был подписан мирный договор в Версале.
Хотя Китай и открыл бумагу и первые поделки в технике оригами были именно там, наибольшими успехами в технике создания фигур из нее достигли Японцы. Первой японской книгой по оригами, вышедшей в 1787 году, считается книга “Семба-цуру-ориката”, что в переводе означает “как сложить тысячу журавлей”. Эта книга посвящена складыванию всего лишь одной модели — журавлика. Автором данной книги считается настоятель из храма Рокан.
В 1845 году на свет выходит книга “Кан-но мадо”, в переводе означает “окно середины зимы”, в нее входит описания создания десятков классических моделей и рисунки готовых изделии. Именно в этой книге впервые напечатана схема складывания формы “лягушка”, и ее модели.
В 1885 году Окамоту Консеки выпустил книгу под названием “Ориката”, которая впоследствии была переведена на английский язык.
Искусство складывания бумаги развивалось своим путем и в других странах мира, хоть и не так искусно как в Японии. Описания складывания из бумаги менее задокументированы, нежели в Японии. Известно, что технология изготовления дошла до арабов в восьмом веке нашей эры. До Испании бумага дошла в одиннадцатом веке. Примерно с этого времени в Испании и с пятнадцатого века в Германии развивается техника складывания из бумаги. К семнадцатому веку Европа имела свои традиционные модели лодки, шляпы, домики. А в начале девятнадцатого века Фридрих Фрёбель предложил это занятие в качестве обучения в детских садах, чтоб развить детскую моторику.
Развитие оригами после второй мировой войны связано с таким выдающимся мастером как Акиро Ёсидзава. Именно он предложил и описал схематично технику складывания, которой пользуются и по сей день. С помощью данных условных знаков удалось описать пошаговую сборку создания сложной фигуры. Акиро Ёсидзава изобрел сотни новых моделей и показал миру искусство перевоплощения плоской бумаги в объемную фигуру.
В начале двадцатого века Япония открыла свои двери миру. Европейцы познакомились с классическими фигурками — журавликом, лягушкой, цветком ириса, рыбой.
Виды техник оригами
В современном мире разделяют различные виды техник оригами:
- Классическое оригами подразумевает создание фигурок методом складывания без клея и ножниц квадратного листа бумаги
- Модульное оригами — предполагает создание сложных композиции и моделей путем соединения мелких отдельно взятых модулей, своего рода бумажное лего
Методы складывания
- Простое оригами — предполагает складывание, только используя складки горой и долиной. Этот метод был придуман оригамистом из Британии Джоном Смитом. Цель данного метода является облегчение создания фигуры неопытными начинающими оригамистами — детьми, людьми с ограниченными двигательными навыками.
- Складывание по Паттерну — подразумевает создание модели по предварительному чертежу, на котором изображены складки модели. Паттерны используют при создании новых моделей.
- Смоченное складывание — было придумано Акирой Ёсидзавой и подразумевает смачивание бумаги перед складыванием для придания фигуркам плавных линий, либо жесткости в зависимости от задумок автора. Данный метод очень эффективен при создании цветков, различных животных, при этом они выглядят более естественно и наиболее похожи оригиналу.
Благодарю за внимание. Следите за выходом новых статей и подписывайтесь на наш семейный блог. Пока, пока.
Какую роль играет оригами в развитии ребенка?
Древневосточное искусство оригами покорило сердца не только малышей, но даже взрослые проявляют мастерство в изготовлении фигурок из бумаги. Оригами помогает воплотить необычные фантазии. Из бумаги можно сделать цветы, обитателей морского дна, диких и домашних животных, динозавров и мифических драконов.
Что понадобится для занятий оригами?
Если вы вплотную решили научить ребенка искусству складывания из бумаги, то вам понадобятся:
— плотная разноцветная бумага;
— ножницы;
— линейка:
— схемы;
— карандаш;
— клей;
— бусинки и ленточки для украшения готовых изделий.
Профессиональные мастера изготавливают фигурки из специальной плотной бумаги, но ребенку, начинающему осваивать искусство оригами, подойдет и офисная бумага. Сначала с ребенком можно сделать тюльпанчики, самолетики, кармашки, журавликов.
Какую пользу приносит оригами детям?
Оригами развивает мелкую моторику, тренирует память и логику малышей. Искусство способствует развитию нестандартного мышления. Благодаря творчеству, ребенок учится выполнять инструкцию, он привыкает к сложным задачам и старается их успешно выполнить.
Оригами развивает математические способности, пространственное мышление, умение рассуждать и нестандартно мыслить.
Фигурки животных, сделанные своими руками, станут хорошим подарком родным и друзьям. Похвала в адрес ребенка побуждает его к созданию более сложных и красивых моделей, повышает самооценку малыша.
Фигурки из бумаги, сделанные своими руками, развивают творческие и умственные способности ребенка. Не лишайте малыша возможности творчества. Купите разноцветную бумагу и найдите схемы. С каждой новой поделкой ребенок будет чувствовать себя увереннее.
Статья (старшая, подготовительная группа) на тему: Оригами в развитии ребёнка дошкольного возраста
Оригами в развитии ребёнка дошкольного возраста
Оригами – это искусство складывания бумаги.
Слово «оригами» пришло к нам из страны восходящего солнца. Оно состоит из двух частей, это «ори», что значит «складывать» и «ками» — бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен лишь представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Лишь после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока. Самой известной фигуркой оригами является – журавль. Он стал международным символом мира. В Японии практически каждый ребенок умеет создавать бумажных журавлей. Своей популярностью данная форма обязана книге Элеанор Коэр — «Садако и 1000 бумажных журавлей». Данная история получила широкую огласку по всему миру. Пример маленькой девочки заставил человечество задуматься об опасности применения ядерного оружия, а бумажный журавлик, стал символом мира и напоминанием о случившейся трагедии.
Виды оригами.
Простое оригами — стиль оригами ,придуманный британским оригамистом Джоном Смитом, и который ограничен использованием только складок горой и долиной. Целью оригами является облегчение занятий неопытным оригамистам.
Модульное оригами — вид оригами, при котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.
Складывание по развёртке — один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели. Складывание по развёртке сложнее складывания по традиционной схеме, однако, данный метод даёт не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана — дело в том, что развёртки используются при разработке новых моделей оригами. Последнее также делает очевидным факт отсутствия для некоторых моделей иных диаграмм, кроме развёртки.
Мокрое складывание — техника складывания, использующая смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости. Особенно актуален данный метод для таких негеометричных объектов, как фигурки животных и цветов — в этом случае они выглядят намного естественней и ближе к оригиналу. Не всякая бумага подходит для мокрого складывания, а лишь та, в которую при производстве добавляют водорастворимый клей для скрепления волокон. Как правило, данным свойством обладают плотные сорта бумаги.
Большая часть условных знаков была введена в практику в середине 20 века известным японским мастером Акирой Йошизавой. В оригами сложился набор условных знаков. Любая работа воспроизводится, благодаря этим условным знакам, как по нотам. Также существует небольшой набор приёмов, помимо знаков. Способы и приемы складывания фигурок передаются на схемах с помощью линии, стрелок и вспомогательных знаков. На чертежах, прежде всего, следует различать линии. Для того чтобы научиться делать оригами, необходимо разобраться в условных знаках оригами, которые помогают правильно «читать» диаграммы для изготовления сложных фигур. Основные обозначения и условные знаки, принятые в оригами, необходимо знать очень хорошо, чтобы без труда читать схемы. Поначалу запомнить их бывает трудно, но, сделав несколько несложных фигурок, вы запомните эти обозначения. Вот несколько обозначений для примера.
Условные обозначения оригами.
1. Согнуть на себя
2. Линия сгиба «долиной»
3. Согнуть от себя
4. Линия сгиба «горой»
5. Сгиб «долиной»
В основном для фигур с большим количеством сгибов рекомендуется использовать тонкую и гибкую бумагу, а простые фигуры получаются лучше из плотной бумаги. Она позволяет фигуре надолго сохранить форму.
Искусство оригами тесно связано с математикой и может стать хорошей основой для её изучения. Оригами позволяет детям оценить возможности своих рук, помогает приобрести очень важные навыки: терпение, трудолюбии, усидчивость. Развиваются креативное и пространственное мышление, мелкая моторика пальцев, координация движений, воображение, тонкая психомоторика. Малыш лучше воспринимает точные знания, например в области геометрии. На практике изучает, что такое диагональ, угол, вершина, медиана, кроме того улучшается зрительное восприятие геометрических фигур. В процессе создания фигурки оригами подключается воображение, аналитическое мышление, сообразительность, вырабатываются стратегии решения логических задач. Это очень важно для развития ребёнка. Оригами – это увлекательное занятие и серьёзное искусство, помогающее маленькому волшебнику создавать интересные поделки.
Значение оригами для развития ребёнка:
- учит детей различным приёмам работы с бумагой;
- знакомит детей с основными геометрическими понятиями;
- стимулирует развитие внимания, памяти, пространственного воображения;
- развивает мелкую моторику рук и глазомер;
- помогает формировать умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
- развивать художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию;
- способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей;
- совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности.
Всё что нужно для занятий оригами – бумага, ножницы, желание и немного терпения. Если вы будете внимательно следить инструкциям, то оригами станет очень полезным и интересным занятием для вас и ваших детей!
Я сделала вывод о том, что оригами – это интересный вид искусства. Техника оригами активизирует мыслительные процессы, способствует концентрации внимания, развивает мелкую моторику пальцев. Это один из способов познания себя и окружающего мира.
Консультация (старшая группа) по теме: Оригами — значение и польза
Оригами («ори» — сгибать, «гами» — бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами — волшебство, чудо и конечно, игра.
Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий».
В.М. Бехтерев писал: «что движение рук тесно связано с речью и её развитием». В.А Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма).
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход о простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности все это факты, характеризующие развитие ребенка. Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память, речь, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть, способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.
Выше сказанное позволяет выделить ряд достоинств оригами как средства интеллектуального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.
В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.
Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы.
Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.
Leave a Reply