Курьи ножки для избушки: Избушка на курьих ножках: что это на самом деле? | НА ГРАНИ ИСТОРИИ
Избушка на курьих ножках: что это на самом деле? | НА ГРАНИ ИСТОРИИ
Легендарное жилище языческой богини, а по совместительству персонажа всем любимых сказок — Бабы Яги, на самом деле имеет вполне реальные прототипы в быту у древних славян, да и не только.
Дело в том что Избушку на курьих ножках Бабы Яги, уже благодаря фольклору и художникам мы давно воспринимаем как инфернальное живое жилище, которое умеет передвигаться на огромных ногах. В действительности же, избушки на куриьх ножках были , НО слово курьи не связано с курицей, а имеет другой смысл.Курьи ножки — пни или срубы деревьев освобожденные от коры и окуренные дымом для предотвращения гниения и вредителей на которых ставили избы. Правда, в этой истории все равно есть момент мистики, но об этом чуть позже.
Много веков славяне практиковали строительство изб и амбаров на таких курьих ножках. Поднятое строение таким образом защищали и от разливов рек, половодий, от вредителей, даже мышей и змей.
Скорее всего мистика и инфернальность знаменитой избушки на курьих ножках связана с обрядами древних славян. Дело в том, что до укрепления христианства на Руси часто практиковали кремированные мертвых. Трупы сжигали на ритуальных кострищах, затем прах помещали в специальные лесные домики на таких вот курьих ножках, которые служили родовыми усыпальницами.
В двадцатом веке археологи не раз находили на раскопках древних городищ подобные домики, где обнаруживали прах иногда нескольких десятков человек, часто помещенных в обожженные урны.
Арабский дипломат Ибн-Фадлан записал в 922 г. речь русского купца во время проведения кремации соотечественника: ““Вы, о, арабы, – глупы! Воистину вы берете самого любимого для вас человека и из вас самого уважаемого вами и бросаете его в землю, и съедают его прах и гнус и черви… А мы сжигаем его во мгновение ока, так что он входит в рай немедленно и тотчас».
Не трудно догадаться что Избушка на курьих ножках, которая неотрывно связана с образом Бабы Яги в сказках является скорее всего не просто домом, а именно усыпальницей в которой и живет колдунья Яга. Тем более что Баба Яга отчасти является трансформированным образом богини Мары ( богини смерти и потустороннего мира). У Бабы -Яги, кстати, всегда есть костяная нога, как раз для того что бы одной ногой стоять на том свете. То есть Бабая- Яга -хтоническое существо служащее помощником для попадания на тот свет, следовательно жить в «усыпальнице» ей самое место.
Другие статьи на моем канале:
Самые странные секты в России XIX века.
Чем занимался «Союз немецких девушек» Третьего Рейха?
Почему Маркс, Дарвин и Фрейд — ЗЛОдеи?
Откуда в сказки пришла избушка на курьих ножках?
04.07.2019 10:59:00Откуда в сказки пришла избушка на курьих ножках?
Все мы читали сказки про Бабу Ягу или смотрели замечательные фильмы Александра Роу. Помните: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом». Всегда ведь было интересно, что это за избушка такая. Жилище языческой ведуньи?
Причудливые образы русских народных сказок порой ввергают современного читателя в ступор. Что такое избушка на курьих ножках — порождение буйной фантазии наших предков или плод измененного состояния сознания? Оказывается, дело вовсе не в грибах-галлюциногенах, которыми славяне, в отличие от викингов, и не баловались. Избушка на курьих ножках — прямое отражение жутковатых древних реалий, которые со временем забылись.
На самом деле у избушки на курьих ножках есть вполне реальные прототипы. Все идет от наших предков славян.
Такие избушки на самом деле существовали, но только под словом «курьи» имелась в виду не курица, а совсем другое. Курьи ноги — это срубы деревьев, приготовленные для того, чтобы на них ставили дом. «Курьи» потому, что с них снимали кору и окуривали специальным дымом, защищающим от гниения и древесных насекомых. Таким образом, свое жилище древние славяне спасали от разливов рек, зверей, мелких вредителей, змей.
Избушка — это на самом деле широко распространенный у древних славян — лесной лабаз. Остановившиеся в нем путники всегда могли найти еду, питье и кров. Если помните, Баба Яга тоже прежде всего сажает за стол, кормит, поит, укладывает спать.
Располагалась избушка всегда входом к тропинке, «а к лесу задом».
Мистика связана, скорее всего, со славянскими традициями кремирования усопших. Когда человек уходил в мир иной, его тело сжигалось на ритуальном костре, затем прах помещался в специальный домик — усыпальницу. Они все относились к одному роду и располагались в лесу в избушке на курьих ножках.
В ХХ веке археологи на территории Верхней Волги, Оби и Москвы-реки обнаружили такие погребения, относящиеся к народам мери и веси. Они выглядели как деревянные домики на бревнах. В них находились останки пяти кремированных людей. Рядом был обнаружен еще один такой домик высотой около двух метров, с двускатной крышей. В нем было уже 24 кремированных тела. Некоторые были помещены в специальные урны.
Арабский дипломат Ахмад ибн Фадлан в 922 году оставил любопытные воспоминания о встрече с русским купцом. Он ему рассказал о том, как на его родине сжигают умерших родственников: «Вы, арабы, поступаете неумно. Действительно близкого, любимого и родного человека бросаете в землю и — о, ужас! — закапываете его. Там его съедают змеи и гнусные черви. Мы своих любимых сразу сжигаем, и они не мешкая отправляются в рай».
Сказочная избушка как раз и является такой усыпальницей, в которой живет ведунья Баба Яга. Бабушка эта тоже непростая. Она является образом славянской богини смерти Мары. Ее задача помочь человеку перейти из одного мира в другой.
Такое взаимопроникновение истории и сказок – это по сути тот самый магический реализм, который используется многими писателями для создания особой, странной атмосферы в своих произведениях. И действительно, почему бы не использовать, ведь от рационального мира до «другой стороны» всего один поворот избушки на курьих ножках!
Почему избушка на курьих ножках — это древний славянский гроб
Причудливые образы русских народных сказок порой ввергают современного читателя в ступор. Что такое избушка на курьих ножках — порождение буйной фантазии наших предков или плод измененного состояния сознания? Оказывается, дело вовсе не в грибах-галлюциногенах, которыми славяне, в отличие от викингов, и не баловались. Избушка на курьих ножках — прямое отражение жутковатых древних реалий, которые со временем забылись.
Изба и ее хозяйка
Описания жилища Бабы-Яги шокировали уже первых отечественных фольклористов. Одна из странностей, на которую не все обращают внимание — то, что в избушке очень мало места. Хозяйка лежит на печи, но занимает все пространство своего тесного жилища «из угла в угол». Бабе-Яге негде развернуться, да она, судя по всему, особо и не шевелится, недаром же «нос в потолок врос». Традиционные мотивы сказок, такие, как «костяная нога» и слепота, подсказывают, что речь идет о мертвеце. Этот мертвец вроде бы говорит, действует, дает советы Ивану-дураку и стремится съесть маленького братца Аленушки. Однако при этом он, как правило, не покидает своего жилья.
Но если избушка на курьих ножках — это гроб, то почему она так странно выглядит? Почему избушке можно сказать — «повернись к лесу задом, а ко мне передом» (или «к лесу глазами, ко мне воротами»)? Зачем вообще ей нужны ноги, да еще куриные, если она не перемещается? Баба-Яга могла бы заставить свою избу бежать вскачь за Аленушкой, но вместо этого посылает в погоню лебедей. Да и далеко ли избушка может уйти, если ее окружает забор из человеческих костей с насаженными людскими черепами?
Связь с языческим погребальным обрядом
Объяснение этим загадкам нашли этнографы и археологи. Оказывается, изба-домовина — древняя форма гроба у славян-язычников. Внутри помещался не только покойник, но и то, что, по мысли наших предков, могло пригодиться ему в загробной жизни. Такой гроб часто устанавливался на двух высоких пнях, чтобы внутрь не проникали дикие звери. Сама мысль хоронить мертвых таким образом могла возникнуть зимой, когда закапывать трупы в мерзлую землю было проблематично. Кроме того, древнему человеку расставание с умершим близким давалось непросто, а отверстие в избушке создавало иллюзию, что с покойным еще можно поговорить. Самые храбрые при этом заглядывали внутрь «домовины».
Подобные постройки по сей день можно встретить на старообрядческом русском Севере, в Карелии и Архангельской области. Ныне «избушки» увенчаны крестами и стоят не отдельно в лесу, а на кладбище — но форма остается почти той же самой. У русских этот похоронный обычай переняли аборигены Аляски (которые добавили «от себя» традицию красить домовины в родовые цвета).
Весьма запутанно происхождение сказочных «курьих ножек». С одной стороны, лесные пни с обнаженными корнями действительно похожи на куриные ноги. С другой стороны, исследователь, Владимир Пропп, посвятивший избушке Бабы-Яги целую главу книги «Исторические корни волшебной сказки», допускает, что в сознании древних славян гроб сохранял зооморфные черты. У охотников-собирателей, находившихся на первобытной стадии развития, были известны постройки в виде животных, куда клали трупы умерших вождей. «Птичьи ноги есть не что иное, как остаток зооморфных столбов, на которых некогда стояли подобного рода сооружения», — утверждает Пропп. Существует и альтернативная этимология слова «курьи» — утверждают, что столпы обкуривали дымом во время погребального обряда.
Древними славянами «избушка на курьих ножках» воспринималась как некая «сторожевая застава» на границе мира мертвых, и войти в нее просто так не получалось — следовало произнести ритуальные слова. В образе Бабы-Яги, вероятно, совместились черты типичного похороненного предка (бабушки) и, возможно, жрицы, отвечавшей за погребальный обряд. При такой интерпретации получает объяснение и ступа — после обряда кремации в ней дробили несгоревшие кости. Как доказывают археологические раскопки в землях балтийских славян, два способа погребения — и сожжение, и трупоположение в домовинах — существовали одновременно.
Читайте также:
Избушка на курьих ножках — Лукоморье в Ульяновке (Сказочные места Ленинградской области)
В Санкт-Петербурге и его окрестностях немало сказочных мест. Жители города на Неве и Ленобласти очень любят чудеса, свято в них веря, создают и сами много всего волшебного. Так, за последние лет 20 в Северной столице и пригородах было создано множество всевозможных неподражаемых сооружений, дворов и площадок.
Причём, их любят посещать как семьи с детьми, так и одинокие взрослые. Нравятся и местным, и туристам места в Санкт-Петербурге, где сбываются желания, стоит только сильно захотеть, выполнить требуемые ритуалы, или попросту правильно загадать.
Избушка на курьих ножках — исполняет желания тех, кто хочет попасть в сказку. Интересный момент: данное рукотворное Лукоморье вошло в список достопримечательностей Ульяновки вместе со знаменитейшим Саблинским заказником и его выдающимися водопадами, порогами, каньонами и пещерами.
К Избушке Бабки-Ёжки на курьих ножках приезжает множество туристов; даже свадьбы из Санкт-Петербурга стремятся сюда, чтобы сказочно нафотографироваться. Чем не исполнение желаний?
Начало сказки
В некотором царстве, в некотором государстве… что близ Московской трассы — на 30-м километре пути в Северную столицу, в 10 км к юго-востоку от границы Санкт-Петербурга расположен маленький и уютный посёлок Ульяновка, на его юго-западной окраине, откуда ни возьмись — выросла сказочная избушка на курьих ножках.
Избушка установлена на высоком цилиндрическом постаменте, красуясь перед туристами в огромную сказочную величину и доминируя над окрестными домостроениями. Её можно увидеть издалека всем проезжающим по трассе Москва — Санкт-Петербург.
Устроил Лукоморье под Петербургом, сделав сказку былью, бывший директор одного из петербургских заводов минеральных вод. Зовут нашего героя, который возвёл избушку бабы-Яги на своём подворье — настоящий русский мужик, кто и 3-х сыновей растит, и на ком страна стоит — Василий Козин. С чего же всё началось?
Как Козин пришёл к Пушкину
Когда у Василия из-за директорской должности случилась депрессия, он захотел обратиться к творчеству на природе, чтобы от городского недуга исцелиться. Козин решил стремительно действовать. Как вспоминает сам зодчий:
Всё началось со статьи в «Известиях» про пенсионера в Калужской области, который рисовал картины на домах. И понял, что в России еще что-то можно. Поверил, что необычные идеи можно реализовать.
Сначала хотел построить летающую тарелку, какие нередко сооружают в западных странах. Но потом решил: надо что-то наше, русское.
Тогда взял книгу Пушкина и увидел иллюстрации — избушку. Пушкин — это же наш первый фантаст! Сами почитайте: «русалка на ветвях сидит», «следы неведомых зверей»… Я избушку делал по Александру Сергеевичу — чтобы поворачивалась и чтобы выглядела по-сказочному.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Получается, сам Александр Сергеевич Пушкин воодушевил… В середине лета 2007 года Василий Козин купил участок земли, который некогда был занят мусорной свалкой. Отсюда умелец начал «плясать» и изобретать. Как только удалось ему эту территорию приобрести, решил избушку Бабы-Яги возвести.
Прежний сюжет в наши дни
К строительству избушки Василий Козин подошел основательно. Наш герой хорошенько изучил сказочную науку — русский фольклор, а заодно и справочники по возведению деревянных срубов. Он посетил даже Музей деревянного зодчества в Нижнем Новгороде.
Сперва создал зодчий макет будущей избушки и несколько образцов «курьих ножек». Из последних выбрал наилучший вариант. Друг автора, который является профессиональным конструктором, помог сделать расчёты.
Избушка деревянная, но «курьи ножки» для надёжности пришлось мастерить из железобетона. Этим делом занимался Козин самолично, окончив курсы сварщиков. Мастер соорудил внутренний каркас, покрыл его бетоном, оштукатурил, покрасил, наконец, вдохнул магию притягательной силы. Но расскажем всё по порядку и в целом.
Шаги Василия Козина
- купил место с бывшей свалкой
- проштудировал массу книг со сказочными иллюстрациями, по строительству деревянных срубов, съездил в Музей деревянного зодчества под Новгородом
- разработал дизайн-проект избушки, с другом-конструктором рассчитали нагрузки
- возвёл самостоятельно сруб «вразвалку» — это когда верхняя часть дома шире нижней
- закончил курсы сварщиков и сам сварил основание «курьих ножек»
- залил «курьи ножки» бетоном, оштукатурил и покрасил (о чём говорилось выше)
Избушечное волшебство
К делу волшебник Василий подошел очень творчески и получилось необыкновенное чудо. Хэппи эндом сказки её создатель весьма доволен. Ведь здесь не просто застывший объект, а настоящее сказочное строение, дышащее жизнью.
При проектировании и строительстве избушки зодчий учёл все параметры волшебного строения. Она состоит из настоящих брёвен. К тому же, избушка Бабы-Яги, построенная кудесником Василием Козиным, слушается приказов гостей. Как в сказке, помните?
Избушка, избушка! Повернись ко мне передом, а к лесу …
Не будем говорить, каким местом в сказке Иван Царевич просил повернуться избушку к лесу. А вернёмся к нашей доброй сказке. Так, вот эта избушка как из настоящей сказки умеет поворачиваться вокруг себя.
Больше всего мастер гордится тем, что его избушка по первому требованию способна повернуться «разными местами» — прямо как в сказке! Для этого — в пьедестал, на котором зиждется избушка, было вмонтировано поворотное устройство от крана «Ивановец».
Всё реально как в сказке
Но только ли можно ею повелевать? Да, её можно и посещать. Забраться в избушку можно по лесенке с песенкой… И попадаешь в палаты, точнее, в большую комнату, типа зала. И что же получилось в оконцовке?
«Вот и сказки — конец, а кто слушал молодец», — можно было бы сказать про любую другую сказку и поставить точку, но не про эту…. В то время сразу же народный умелец Козин замыслил продолжение и впереди его ждало — очень много работы.
В его мечтах было, в первую очередь, поместить саму хозяйку избушки — Бабу-Ягу, а также возвести некий замок, на его крышу усадить огнедышащего Змея Горыныча, а также населить двор другими сказочными персонажами…
Сказочное учение и продолжение
Неудивительно, что сюда приезжают туристы со всех уголков России и мира. И посмотреть тут реально есть на что. Избушка Бабы-Яги на курьих ножках пользуется огромнейшей популярностью. Здесь проводят утренники и праздники дети из интерната, расположенного неподалеку.
Василий был счастлив, но на этом не остановился. Автор планировал организовать на подворье настоящее Лукоморье. Хоть мы уже рассказывали, но повторимся. Ведь «повторение — мать учения». В поговорке тут поставим точку, и не будем заканчивать, что «и прибежище для лентяев».
Ведь у нас поблизости никаких лентяев нет. Мы сказки читаем и на них учимся, также кто-то обязательно последует примеру Василия Козина и создаст что-то этакое красивое и чудесное. Зодчий планировал изображения Бабы-Яги, Лешего, прочих сущностей. Как мы уже говорили выше, Козин хочет поставить Змея Горыныча на крыше…хозблока.
Пока умелец поместил под избушкой его хозяйку — деревянную Бабу-Ягу в ступе с волосами из пакли, зелёными глазами и даже с бородавкой на носу. Найдутся тут и другие интересные обитатели волшебного леса. Есть здесь и золотая цепь; осталось на неё кота учёного посадить…
Адрес и как добраться до Избушки Бабы-Яги
- Ленинградская область, Тосненский район, пос. Ульяновка, Московское ш., 52 / ул. Калинина
- Посёлок Ульяновка расположен на реке Саблинка, которая является притоком Тосны
- Из Санкт-Петербурга до Ульяновки ехать на электричке с Московского вокзала в направлении Тосно до ж/д. станции «Саблино»
- Больше подробностей про интересные места в окрестностях Санкт-Петербурга, до которых можно добраться на электричке
- Желаете продолжения путешествия? На северной окраине Ульяновки расположен Саблинский геоэкологический заказник — Саблинский памятник природы, основу которого составляют различные знаменитые объекты: Саблинские водопады, Саблинские пещеры, Каньоны рек Саблинки и Тосны, старинные выработки — каменоломни, что можно посетить там же рядышком.
Избушка на курьих ножках — языческий Домик мертвых
Известно, что давным-давно на территориях верхней Волги, Оби и Москва-реки жили племена финно-угров — предки летописных Мери и Веси. Их культура названа по городищу у с. Дьяково, расположенного вблизи Коломенского (усадьба в Москве), которое было исследовано в 1864 г. Д.Я. Самоквасовым и в 1889-90 гг. В.И. Сизовым.
Долгое время оставался неизвестным погребальный обряд дьяковцев. Ученые изучили десятки памятников, но среди них не было ни одного могильника. Науке известны погребальные обряды, после которых от праха не остается практически ничего, либо захоронения не имеют внешних признаков. Шансы найти следы подобных погребений почти равны нулю или во многом зависят от воли случая.
В 1934 г. в Ярославском Поволжье при раскопках дьяковского городища Березняки было найдено необычное сооружение. Когда-то это был небольшой бревенчатый домик, в котором находились кремированные останки 5-6 человек, мужчин, женщин и детей. Долгое время этот памятник оставался единственным в своем роде. Прошло более тридцати лет, и в 1966 г. был найден еще один «домик мертвых», и не на Верхней Волге, а в Подмосковье, близ Звенигорода, при раскопках городища у Саввино-Сторожевского монастыря.
По мнению исследователей, когда-то это была прямоугольная бревенчатая постройка высотой около 2 м с двускатной крышей. С южной стороны был устроен вход, внутри у входа находился очаг. В «домике мертвых» были найдены остатки не менее 24 трупосожжений и, как и на городище Березняки, обломки сосудов, украшения и грузики «дьякова типа». В нескольких случаях прах был помещен в сосуды-урны. Некоторые из урн были сильно обожжены с одной стороны, возможно, что во время погребальной церемонии они находились около костра.
Обычай строить бревенчатые надмогильные сооружения не является уникальным. Он широко известен по многочисленным археологическим и этнографическим данным на севере Восточной Европы и Азии, причем в некоторых областях эта традиция существовала вплоть до XVIII в. и даже позднее. Погребальный обряд выглядел, скорее всего, следующим образом: тело умершего сжигали на костре где-то за пределами поселения. Такой обряд у археологов называется кремацией на стороне. После совершения обряда кремированные останки помещались в «домик мертвых», своеобразную родовую усыпальницу, обычно находившуюся в удаленном от жилья месте.
Как и в предыдущем случае, «домик мертвых» был обнаружен прямо на территории поселения, что достаточно странно для погребального сооружения. Впрочем, как считают исследователи, коллективная усыпальница могла быть устроена там тогда, когда городище уже не использовалось как поселение.
Но наиболее интересно то, что с этими «домиками мертвых» русские знакомы с самого детства…
Избушка Бабы-Яги
«Домик мертвых» — это та самая избушка Бабы-Яги, на тех самых куриных ножках! Правда, они на самом деле курные. Древний погребальный обряд включал в себя обкуривание ножек «избы» без окон и дверей, в которую помещали труп или то, что от него осталось.
Избушка на курьих ножках в народной фантазии московитов была смоделирована по образу дославянского (финского) погоста — маленького «домика мертвых». Домик ставился на опоры-столбы. В «домик мертвых» московиты складывали испепеленный прах покойного (как и хозяйка избушки Баба-Яга всегда хочет засадить Ивана в печь и изжарить его там). Сам гроб, домовина или погост-кладбище из таких домиков представлялись как окно, лаз в мир мертвых, средство прохода в подземное царство. Вот почему сказочный герой московитов постоянно приходит к избушке на курьих ножках, чтобы попасть в иное измерение времени и в реальность уже не живых людей, а волшебников. Другого пути туда нет.
Куриные ноги — всего лишь «ошибка перевода». «Курьими (курными) ножками» московиты (славянизированные финно-угры) называли пеньки, на которые и ставилась изба, то есть домик Бабы-Яги изначально стоял всего лишь на закопчённых пеньках. Скорее всего, эти пеньки обкуривались, чтобы по ним не проникали в «домик мертвых» насекомые и грызуны.
В одной из двух сохранившихся повестей «О начале Москвы» рассказывается о том, что один из князей, спасаясь в лесу от сыновей боярина Кучки, укрылся в «срубе», где был погребен «некоторый мертвый человек».
Знаменательно и описание того, как старушка помещается в избушке: «Зубы на полке, а нос в потолок врос», «Лежит на печке Баба-Яга костяная нога, из угла в угол, зубы на полку положила», «Впереди голова, в углу нога, в другом другая». Все описания и поведение злобной старушки отличаются канонической заданностью. Это не может не наводить на мысль о том, что мифологический персонаж так или иначе навеян реальностью.
Не похоже ли это на впечатления человека, заглянувшего через щелку внутрь описанного выше небольшого «домика мертвых», где лежат останки погребенного? Но почему тогда Баба-Яга — женский образ? Это становится понятным, если предположить, что похоронные ритуалы исполняли дьяковские женщины-жрицы.
Русские — не славяне
Российские ученые с завидным упрямством отстаивают фантазии о якобы «славянском» происхождении русских, а потому называют «славянскими» и сказки о Бабе-Яге, и обряд «домика мертвых». Например, известный специалист в области мифологии А. Баркова пишет в энциклопедии «Славянская мифология и эпос» (ст. «Верования древних славян»):
«Её избушка «на курьих ножках» изображается стоящей то в чаще леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, то есть из мира смерти. Название «курьи ножки» скорее всего произошло от «курных», то есть окуренных дымом, столбов, на которых славяне ставили «избу смерти» — небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI-IX вв.). Баба-Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых).
Она узнавала о его прибытии по запаху — «русским духом пахнет» (запах живых неприятен мёртвым). Человек, встречающий на границе мира жизни и смерти избушку Бабы-Яги, как правило, направляется в иной мир, чтобы освободить пленную царевну. Для этого он должен приобщиться к миру мёртвых. Обычно он просит Ягу накормить его, и она даёт ему пищу мёртвых.
Есть и другой вариант — быть съеденным Ягой и таким образом оказаться в мире мёртвых. Пройдя испытания в избе Бабы-Яги, человек оказывается принадлежащим одновременно к обоим мирам, наделяется многими волшебными качествами, подчиняет себе разных обитателей мира мёртвых, одолевает населяющих его страшных чудовищ, отвоёвывает у них волшебную красавицу и становится царём».
Это выдумки, славяне к Бабе-Яге и ее «домику мертвых» не имеют никакого отношения. И.П. Шаскольский писал в очерке «К изучению первобытных верований карел (погребальный культ).
«Для изучения первобытных верований наиболее интересны представления карел о погребальном сооружении как о «доме для мертвого». Такие представления имелись в древности у многих народов, но на карельском материале они могут быть прослежены особенно явственно.
Как уже сказано, в карельских могильниках в каждую могильную яму обычно помещался сруб из одного или нескольких венцов; сруб обычно был около 2 м длины и (если могила предназначалась для одного покойника) 0,6 м ширины. В некоторых случаях над срубом устраивалась дощатая крыша. При этом все сооружение вместе с крышей оставалось ниже поверхности земли. В открытых В.И. Равдоникасом могильниках XI-XIII вв. на реках Видлице и Тулоксе (у северо-восточного берега Ладожского озера), принадлежавших, по-видимому, карелам-ливвикам, также существовал обряд погребения в срубе, с той лишь разницей, что сруб с погребением не опускался в могильную яму, а помещался на поверхности земли, и над ним насыпался невысокий курган.
В наиболее развитой форме (встретившейся в нескольких могилах) это сооружение имело не только крышу, но и пол из досок, вместо пола на дне сруба иногда бывала разостлана звериная шкура или же настлан слой глины (подражание глинобитному полу). Это сооружение представляло собой прямое подобие обычного крестьянского дома; в таком «доме» должна была, очевидно, протекать загробная жизнь умершего.
Аналогичные представления прослеживаются в Карелии и по этнографическим данным.
В глухих районах северной Карелии в конце XIX в. можно было видеть на старых кладбищах небольшие бревенчатые «домики для мертвых», вынесенные на поверхность земли; эти домики представляли собой глухой сруб из нескольких венцов и были снабжены двускатной крышей. К коньку крыши часто был прикреплен резной деревянный столбик, в свою очередь имевший маленькую двускатную крышу. В некоторых случаях это сооружение находилось над могилами двух или нескольких родственников; тогда число столбиков конька указывало на число погребений.
Иногда этот столбик ставили рядом со срубом. С течением времени обряд, видимо, несколько упростился. Вместо сруба со столбиком над могилой стали воздвигать только один столбик, сделавшийся символом «домика мертвых».
Подобные могильные столбы с двускатными крышами и богатой орнаментацией были широко распространены в Карелии еще в XIX в. Во многих местах под давлением православного духовенства столбы были заменены новой формой надгробных памятников — крестами с двускатными крышами.
Можно проследить и другую линию развития того же обряда. Уже в XII-XIII вв., вместо устройства целого «дома для мертвого», большей частью ограничивались символическим изображением этого дома в виде сруба из одного венца. Обычай опускать в могилу сруб из одного венца сохранялся в отдельных районах Карелии до конца XIX в. С той же лишь разницей, что срубом окружалось не одно захоронение, а все погребения одной семьи. В других районах вместо могильного сруба могилу стали окружать венцом из бревен, лежащим на поверхности земли. Находящаяся на Тикском кладбище могила легендарного карельского героя Рокача окружена на поверхности земли забором из девяти бревен, т. е. настоящим срубом».
Карельское старое кладбище
Как видим, это традиции не «древних славян», а карелов и прочих финнов. Предки русских — финно-угры Московии — хоронили своих покойников в «домиках мертвых», что казалось диким для киевских князей, захвативших Залесье. Болгарские попы, приехавшие с киевскими князьями, боролись с этим обрядом, но все равно русские по сей день ставят погребальные кресты с двускатными крышами. Эта русская традиция четко отражает финское происхождение русского этноса.
Откуда в сказках избушки на курьих ножках?
Помните: «Избушка-избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!». Во многих русских сказках фигурирует она, избушка на курьих ножках, где обитает Баба-яга… А почему именно избушка и почему на курьих ножках? Историки и специалисты по фольклору считают, что ответ на этот вопрос следует искать в древней языческой культуре…
Избушка
«Домики мертвых»
Когда-то территории верхней Волги, Оби и Москвы-реки населяли финно-угорские племена. Их культуру часто называют дьяковской, так как одно из их древних городищ было обнаружено близ села Дьяково в районе современного Коломенского.
Исследователей, изучавших дьяковскую культуру, долгое время удивляло, что среди древних памятников этого племени нет ни одного могильника. Поэтому не было никакой информации о погребальных обрядах дьяковцев.
Между тем в 1934 г. при раскопках городища Березняки в Ярославском Поволжье археологи наткнулись на остатки небольшого бревенчатого сруба, внутри которого находились кремированные останки нескольких человек. Среди них были и мужчины, и женщины, и дети. В 1966 г. похожая находка была сделана в районе Звенигорода при раскопках очередного дьяковского городища возле Саввино-Сторожевского монастыря.
Сооружение представляло собой невысокий бревенчатый домик с двускатной крышей. Вход в постройку располагался с южной стороны, у самого входа находился очаг. Внутри были найдены останки не менее 24 человек. Всех их кремировали. В некоторых случаях прах находился в специальных сосудах-урнах, стенки которых с одной стороны были сильно обожжены – скорее всего, так как их во время погребальной церемонии располагали у костра. Рядом лежали осколки древней утвари, фрагменты украшений и другие артефакты.
Ученые окрестили подобные сооружения «домиками мертвых». Известно, что ставить над могилами бревенчатые срубы было принято на севере Восточной Европы и Азии, причем в отдельных местах эта традиция существовала вплоть до XVIII столетия. По-видимому, тела сжигали где-то «на стороне», а затем помещали в бревенчатую «усыпальницу». Иногда «домики мертвых» располагались на территории поселений, иногда за их пределами.
Что же касается избушки на курьих ножках, то на самом деле речь идет вовсе не о куриных лапах: «домики мертвых» ставили на сваях или пнях, которые в ходе погребальной церемонии обкуривали дымом, перед тем как поместить туда останки покойника – чтобы внутрь не проникли грызуны или насекомые. Правильнее было бы назвать ножки «курными». «Курьи» получились, видимо, в процессе формирования фольклора.
В русских народных сказках Баба-яга хочет засадить своих гостей в печь и изжарить. Видимо, эта сюжетная линия как раз и связана с тем, что «домик мертвых» представлял собой хранилище для сожженных останков. Кстати, не исключено, что порой трупы сжигались прямо в очаге, который был выложен в «избушке».
«Порталы» в потусторонний мир
Очевидно, «домики мертвых» играли еще и культовую роль. Древние финно-угры видели в них порталы, ведущие в подземное царство, куда уходят усопшие… Ведь и для сказочных героев путешествие в волшебную реальность зачастую начинается именно с избушки Бабы-яги. А откуда, собственно, взялся сам образ злобной старухи-колдуньи с «костяной ногой»? Скорее всего, похоронные ритуалы поручалось исполнять именно жрицам женского пола, возможно, это были старые женщины…
Косвенное подтверждение этой гипотезы можно обнаружить в древней повести, где рассказывается о том, как князь Андрей Боголюбский укрылся от преследовавшего его сыновей боярина Степана Кучки в лесном срубе, где был погребен «некоторый мертвый человек».
Не случайно в сказках особо отмечено, что вход в избушку Бабы-яги находится со стороны леса (лес символизирует смерть). Чтобы войти в избушку, герой должен попросить ее «повернуться к лесу задом, а к нему передом». Тогда открывается вход в царство мертвых.
Баба-яга сначала не видит пришедших гостей и узнает об их приходе только по запаху – «русским духом пахнет!». Это объясняется тем, что она не принадлежит к миру живых. Гостю же, чтобы достичь намеченной цели, необходимо приобщиться к миру мертвых. Чтобы осуществить этот «переход», он обычно просит Бабу-ягу накормить его, и она угощает его пищей мертвых либо сажает в печь… Это своего рода обряд инициации, который помогает герою адаптироваться в потустороннем царстве, наделяет его «магическими» свойствами, которые позволяют подчинять себе обитателей этого мира и побеждать обитающих там чудовищ…
Есть даже спорная теория о том, что русские вовсе не являются славянами, а принадлежат именно к финно-угорскому этносу, отсюда и соответствующие фольклорные сюжеты, а также странные для славянской культуры традиции.
Откуда в сказках избушки на курьих ножках? / Газета «Ставропольская правда» / 2 августа 2013 г.
Избушка на курьих ножках российского художника может стать набором Lego
https://ria.ru/20210129/izbushka-1595134375.html
Избушка на курьих ножках российского художника может стать набором Lego
Избушка на курьих ножках российского художника может стать набором Lego
Проект художника-аниматора из Санкт-Петербурга Артема Бизяева «Баба-яга» набирает необходимое число голосов за лучшую идею конструктора Lego на сайте компании и РИА Новости, 29.01.2021
2021-01-29T16:05
2021-01-29T16:05
2021-01-29T16:05
культура
стиль жизни
новости культуры
lego group
санкт-петербург
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdn21.img.ria.ru/images/07e5/01/1d/1595131141_0:0:801:450_1920x0_80_0_0_e7b8033dba51a40807b6733cd11a00fd.jpg
С.-ПЕТЕРБУРГ, 29 янв — РИА Новости. Проект художника-аниматора из Санкт-Петербурга Артема Бизяева «Баба-яга» набирает необходимое число голосов за лучшую идею конструктора Lego на сайте компании и в будущем может стать официальным набором Lego.Конкурс Lego IDEAS — это серия наборов, вдохновленных идеями фанатов конструктора. Компания проводит открытый конкурс на своем сайте, и наборы, получившие поддержку 10 тысяч человек, имеют шанс стать официальным конструктором Lego. Среди конкурентов «славянского лего» есть замок Троллей, набор по сюжету «Чарли и Шоколадная фабрика», сериалу «Игра Престолов», фильму «Полярный экспресс» и другие работы.По его словам, Баба-яга и ее избушка — одни из самых ярких образов из славянской мифологии, а интерьер — это воспоминания из детства, проведенного в деревне. «Конструировать избушку было невероятно приятно. Особенную радость мне принесла русская печь из кубиков. Ведь я каждое лето в детстве проводил в деревнях и помню каждую деталь печи. А еще резные оконные наличники — именно с них меня потянуло на постройку славянской архитектуры из «лего», — сказал Бизяев.Художник-аниматор сообщил, что тесно общается с командой производителя конструкторов и даже переделывал макет по их просьбе.По словам петербургского художника, он уже получил большой отклик на свою работу и только положительные комментарии к ней.»Прошло полдня, а он уже практически набрал необходимое количество голосов. При этом конкурс дает на эту процедуру аж два года. Мне кажется, команда Lego будет в шоке от такого энтузиазма. Надеюсь, они не решат, что это какая-нибудь накрутка. Но уверяю, что это все 100% любовь людей к своей культуре», — считает Артем Бизяев.
https://ria.ru/20210125/sergeenko-1594495408.html
санкт-петербург
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2021
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdn23.img.ria.ru/images/07e5/01/1d/1595131141_90:0:690:450_1920x0_80_0_0_e3b12496caeac1c0ad151b74018efb33.jpgРИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
стиль жизни, новости культуры, lego group, санкт-петербург
С.-ПЕТЕРБУРГ, 29 янв — РИА Новости. Проект художника-аниматора из Санкт-Петербурга Артема Бизяева «Баба-яга» набирает необходимое число голосов за лучшую идею конструктора Lego на сайте компании и в будущем может стать официальным набором Lego.Конкурс Lego IDEAS — это серия наборов, вдохновленных идеями фанатов конструктора. Компания проводит открытый конкурс на своем сайте, и наборы, получившие поддержку 10 тысяч человек, имеют шанс стать официальным конструктором Lego. Среди конкурентов «славянского лего» есть замок Троллей, набор по сюжету «Чарли и Шоколадная фабрика», сериалу «Игра Престолов», фильму «Полярный экспресс» и другие работы.
«Я давно хотел поучаствовать в этом конкурсе, и сначала попробовал свои силы на идеях по популярным иностранным франшизам, вроде игры серии «Легенда о Зельде» и «Властелину колец». Но однажды, листая соцсети, я наткнулся на рисунок избушки на курьих ножках, и я понял, что это именно та тема, которую я хочу воплотить в виде «лего» более всего», — рассказал РИА Новости Артем Бизяев.
По его словам, Баба-яга и ее избушка — одни из самых ярких образов из славянской мифологии, а интерьер — это воспоминания из детства, проведенного в деревне. «Конструировать избушку было невероятно приятно. Особенную радость мне принесла русская печь из кубиков. Ведь я каждое лето в детстве проводил в деревнях и помню каждую деталь печи. А еще резные оконные наличники — именно с них меня потянуло на постройку славянской архитектуры из «лего», — сказал Бизяев.
Художник-аниматор сообщил, что тесно общается с командой производителя конструкторов и даже переделывал макет по их просьбе.
«Я пять раз переделывал свой набор, потому что для ребят из Дании он казался слишком страшным. Забор из костей и светящийся череп на палке — все эти канонические детали сказки, которые знает в России каждый ребенок, — пришлось убрать из набора. Но я хотя бы сохранил костяную ногу Бабы Яги», — делится он.
По словам петербургского художника, он уже получил большой отклик на свою работу и только положительные комментарии к ней.
«Прошло полдня, а он уже практически набрал необходимое количество голосов. При этом конкурс дает на эту процедуру аж два года. Мне кажется, команда Lego будет в шоке от такого энтузиазма. Надеюсь, они не решат, что это какая-нибудь накрутка. Но уверяю, что это все 100% любовь людей к своей культуре», — считает Артем Бизяев.
25 января, 16:18КультураНеделя высокой моды в Париже открылась показом российского модельераДом на куриных ножках
Все изображения сделаны Bernheimer Architecture.Сказки завораживали читателей на протяжении тысячелетий и по многим причинам; одно из самых убедительных — обещание волшебного дома. Сколько архитекторов, молодых и старых, были вдохновлены героем или героиней, изгнаны из коттеджа, заблудились в лесу, которые рискуют всем, чтобы найти вечное пространство? Дома в сказках никогда не бывают просто домами; в них всегда есть секреты и мечты. Этот проект представляет собой новый путь исследования, новую линию полета в архитектуру как фантастическое, литературное царство становления.
— Кейт Бернхаймер и Эндрю Бернхаймер
Баба Яга
Баба Яга — одна из самых ярких фигур русского фольклора. Старуха с колдовскими способностями, она летает в огромной ступе, используя пестик как руль, а иногда и на метле.
Иногда она похищает детей — или, заблудившись в лесу или на большом поле, они приходят к ее хижине и никогда не возвращаются домой. Трудно представить себе Бабу-Ягу, не представив ее эффектной хижины. В фольклоре его часто украшают костями и черепами.Стоит на куриных ножках, крутится, когда злится.
Хотя некоторые версии этой двусмысленной и поэтической истории предполагают, что Баба Яга ест детей, эта деталь никогда не бывает ясной; в некоторых научных интерпретациях она рассматривается как источник большого утешения. Дети, которые находят хижину, часто сбиты с толку и ищут ее совета. Как и во многих сказках, волшебная хижина может ассоциироваться с тоской по дому или комфорту.
Некоторые лингвисты отметили, что baba , славянское слово, обозначающее бабушку или старуху, может быть связано со словом, обозначающим пеликан, одну из великих легендарных птиц.Вернувшись в свое гнездо и обнаружив мертвых младенцев, пеликан пронзает ее грудь и оживляет их своей кровью. Не так уж сложно представить, что Баба Яга раскручивает свой дом от горя. Или, может быть, она летит со своим маленьким фонариком в поисках потерянных детей.
К сожалению, сказка о Бабе Яге не так широко известна.
— Кейт Бернхаймер
Посмотреть слайд-шоу
Три вопроса к архитектуре Бернхаймера от Кейт Бернхаймер
Как вы остановились на самом главном пространстве сказки?
Мы определили, что дом на куриных ножках был, хотя и очевидным, возможностью для интерпретации.Дома действительно не могут быть похожи на кур, не так ли? Поэтому мы подумали, как сделать структуру или архитектуру «куриной» как внешне, так и внутренне.
Когда вы были ребенком, встречалась ли вам какая-нибудь структура, которая напоминала вам сказку тогда или напоминает сейчас? Вы можете это описать?
В Денвере, штат Колорадо, был дом похорон, который меня окаменел. У моих родителей есть фотография, на которой я убегаю со скоростью света. Если я правильно помню, это было похоже на замок.Поэтому мое первое воспоминание об архитектуре замков было вместилищем страха.
Каковы ключевые элементы вашего архитектурного дизайна и как они расположены?
Дом расположен на поляне у основной траектории полета в аэропорт Владивостока. Белые и красные рыцари, обозначающие дневное и ночное время, — это самолеты, которые летают по этому коридору в разное время суток. Дом, сделанный из толсто изолированного стального каркаса, окутан древесной корой и выпирает, как куриный живот на стальной конструкции.Вращающийся поворотный стол, сидя на большой упорный подшипник позволяет дом в спину и сам Перенаправить. Большой ящик из кортеновской стали имитирует траекторию посадки самолета и служит точкой входа и выхода для Бабы Яги, чья стойка для метел находится внутри этого пространства. Небольшая дровяная печь занимает основную жилую площадь, компактная, но деформированная.
Хижина на куриных ножках — Lovelace Class 2018-2019
Есть избушка на куриных ножках с воротами из костей, палочек и тигра с хмурыми зелеными глазами.Дверь медленно открывает мужчина, покрытый инеем. У него было серьезное лицо, когда он пытался отпугнуть ворон. В них были черепа со свечами. Закричали черные разъяренные вороны. В хижине был небольшой дымоход из темных грязных кирпичей, покрытых снегом. Крыша была сломана, и на ее конце была большая темная дыра. Туманный и тусклый. Высокая зеленая трава сверкала алмазами.
- Хижина на куриных ножках !!!!!!
Под хижиной был тигр, такой страшный, что можно подумать, что у него нет друзей, но у него есть, и он был цыпленком.Тигр выглядел дерзко, сногсшибательно, но он не выглядел так, но определенно не был таковым: он был на самом деле уродливым и всегда чего-то боялся. Он СМЕРТЕЛЬНО !!!
черепов звучат так, будто он король мира.
Трава вокруг была такой длинной, что вы даже не видели его голову. Вдалеке виднелась хижина, которую тигр нашел посреди леса, и он был первым, кто узнал об этом.
Если он войдет внутрь …
Тигр был возле забора с черепами на нем.В этот момент кто-то открыл дверь. Черепа были жуткими, а птицы дерзко двигались. Птицы жуткие. В мгновение ока появился туман, затем темная пасмурная погода стихла.
Глубоко в темной туманной неизвестной стране сидел старый, заброшенный, зловещий лев. Его зеленые изумрудные глаза устрашающе смотрели на вас всякий раз, когда вы подходили близко, казалось, что он может выскочить на вас в любую секунду. Это было мурашки по спине. Это темные, зеленые, красивые глаза, мерцающие в лунном свете, как бриллиант, на каждой части которого светит солнце.
Глубоко в туманном лесу жил несчастный тигр. Он жил посреди леса рядом с жуткой хижиной. Хижина была сделана из черной коры, которая, как он выразился, лежала на траве очень камфтибуль. Трава была темно-зеленой и были пурпурные цветы.Там были также головы скелетов, я не знаю, были ли они катушками, но мне они показались довольно крутыми. В хижине был дымоход, и я уверен, что козы опускали дверь Повсюду были ворота, я не знаю почему, но это выглядело очень жутко, в глубине леса в головы скелетов клюнули халки.
Глубоко в глубине подземного мира лежал темный и таинственный лев. Он яростно смотрел на мрачные деревья и смотрел своими изумрудно-зелеными глазами. Он неудержимо вздрагивал. Место было жутким, жутким и жутким. Хижина грохотала, как группа слонов.
В темном лесу стояла избушка на куриных ножках, в избе был жуткий старик. Снаружи хижины был тигр, который пронзил мою душу взглядом. Это ужасно.Разложившиеся черепа светились оранжевым светом и были необычно большими, как взрослые гориллы. Читать далее «Изба на куриных ножках от Alex S»
Внутри экстерьерного дома с куриными ножками находилось зло, которое размешивало ее волшебное зелье. Вдруг на мальчика напал лев! , с той камандом, и испуганные девушки убежали. В темноте леса больше никогда не видели домика с куриными ножками…
До одного неудачного дня под БУМОМ, Конец света.Кроме того, что…
Прямо за пугающими джунглями стоял леденящий кровь тигр с глазами яркими, как изумруд, двумя воронами, черными, как тень, и человеком, который всех ненавидел. Он гнался за человеком со скоростью молнии. Он был напуган. В мгновение ока пугающий человек приказал сумасшедшему тигру и воронам уйти.
Рядом со старым жутким домом в передней части сада был тигр, а он был на мягкой волшебной траве возле дома был человек, но он выглядел таким темным, что выглядел как привидение, которое выглядывало из-за двери но там были черепа на палках, и вороны приземлились на вершину черепа, и они начали красться у двери, и была лестница, которая вела к хижине на куриных ножках, но там был забор с привидениями, сделанный из деревянных темных палочек, светящиеся черепа были на палках, и на вершинах черепов было 5 ворон, 2 на магической гра и 1 на крышах.
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
|
Leave a Reply