Конфликт с учителем что делать: Конфликт между учителем и учеником в школе: что делать, примеры и методы решения конфликта
Конфликт между учителем и учеником в школе: что делать, примеры и методы решения конфликта
<<Лид>>
Причины конфликтов учащихся и учителей
Поводом для ссоры может быть что угодно, но можно выделить несколько ситуаций, которые чаще других становятся яблоком раздора.
#1
Низкая успеваемость. Если учителю кажется, что класс недостаточно старается, он может высказывать это, не подбирая слов: «Тупицы, как вы будете экзамены сдавать?!». Неаккуратно поданная критика воспринимается детьми болезненно.
#2
Одарённость. Когда ребёнку скучно на уроках, он отвлекается сам и отвлекает других, спорит с учителем и критикует его методы. Порой преподаватель в ответ не сдерживает эмоции, и возникнет взаимная неприязнь: «Если ты такой умный, выйди к доске и сам расскажи тему урока».
#3
Отношение к правилам. Учителя, которым важна субординация, часто недолюбливают учеников, пренебрегающих правилами. А свободолюбивые подростки воспринимают требования дисциплины как ущемление своих прав.
#4
Несоответствие учебной программы возможностям школьника. Некоторые дети требуют специального подхода в обучении, но несмотря на это, они посещают обычную школу, и учителя вынуждены предъявлять к ним требования, которые те не в состоянии выполнить. Рано или поздно это приводит к конфликту.
«Ребёнок с СДВГ заперся в туалете и ни с кем не хотел говорить, ругался. Мы писали ему письма на листочках и просовывали под дверь. Рисовали на листках солнышки. Вскоре ребёнок вышел и продолжил нормально общаться с группой и преподавателями».
Алина Чекмарёва, преподаватель английского языка
#5
Субъективные причины. Например, ребёнку не нравится предмет или учитель, и он не видит причин это скрывать. Либо учителя раздражает что-то в ученике — внешний вид, манеры или другие особенности. Квалифицированный преподаватель должен уметь справляться с эмоциями, но не всегда это удаётся.
#6
Борьба за авторитет. В отдельных случаях школьники с яркими лидерскими качествами вступают в противостояние с преподавателями, пытаясь завоевать уважение класса. Например, подбивают одноклассников сорвать урок.
«Были ситуации на грани конфликта: подросток стремится найти любой изъян в работе преподавателя. Не так говорит (неважно при этом, что именно), а вот у того исследователя иначе, с какой стати после этого вам верить?! Из этих ситуаций удавалось выйти, приглашая ученика к сотрудничеству. Он же явно стремится получить внимание, утвердиться в собственной значимости».
Ольга Евсеева, преподаватель литературы
#7
Проблемы в семье. Если у ребёнка напряжённая ситуация дома, он может транслировать негативные эмоции на учителей. Порой это выражается в агрессии: он может хамить, нарываться на ссору, не зная, как ещё можно справиться со стрессом. Не каждый учитель способен увидеть в таких действиях призыв о помощи. Многие начинают вести себя агрессивно в ответ.
«Однажды случился мини-конфликт прямо на уроке. Девочка просто подняла руку и спросила меня, за что я её так не люблю. Самое страшное было то, что этот вопрос прозвучал при всём классе и стал для всех полнейшей неожиданностью. На тот момент у меня не было никаких конфликтов с этой девчушкой. Тогда я просто попросила Дашу остаться после урока и всё обсудить. Оказалось, что она так думала из-за плохих отметок, которые я ей ставила. Пришлось объяснить ей, что её отметки и её личность, характер никак не связаны друг с другом. Что она мне симпатична, что она хороший друг, активная и так далее. А когда я познакомилась с её родителями, мне стало ясно, почему у неё возник такой вопрос. Просто папа не стеснялся в выражениях своего отношения к дочери. И у ребёнка просто была низкая самооценка. А отметки это только усугубляли. А потом помогла похвала на уроке, разговоры на перемене при встрече, интерес к её жизни. Важно дать ребёнку понять, что он может попросить о помощи».
Ирина Кирсанова, преподаватель русского языка
Как решить конфликт ученика и учителя
Узнав, что у ребёнка напряжённые отношения с преподавателем, нельзя пускать ситуацию на самотёк. Конфликт с учителем в школе может привести к потере учебной мотивации, снижению успеваемости и даже психологической травме. В то время как помогая ребёнку уладить сложную ситуацию, родители учат его цивилизованному решению проблем.
По какой бы причине ни возник конфликт, необходимо как можно скорее найти решение. Любая межличностная проблема требует взгляда со стороны. Для разрешения противоречий может потребоваться помощь школьного психолога, другого педагога или родителей. Если, конечно, они сами смогут не вовлекаться в ситуацию эмоционально.
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
Шаг 1.
Разговор с ребёнкомВести беседу лучше дома, в спокойной обстановке. Нужно спросить, с чего всё началось. Как, по мнению школьника, выглядит ситуация глазами учителя, как можно уладить конфликт и готов ребёнок к компромиссу.
Если родители узнали о конфликте от учителя, нужно спокойно рассказать об этом школьнику. Фразы для начала разговора:
- «я знаю только одну версию случившегося и думаю, что…»;
- «меня это расстраивает, я думаю, что недостаточно разговариваю с тобой…»;
- «мне важно выслушать тебя, ведь у тебя тоже есть мнение».
«Если ребёнок отказывается говорить с вами, попросите выяснить причину конфликта других членов семьи. Возможно, с братом или сестрой, бабушкой или дедушкой у школьника более открытый контакт».
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
Необходимо дать ребёнку выговориться. Не критикуйте учителя. Реплика вроде «Да что эта училка себе позволяет!» окончательно уничтожит авторитет педагога. Вместо этого следует узнать, что думают об этом учителе другие дети. Возможно, кто-то из них подстрекает ребёнка, или конфликт был попыткой завоевать уважение одноклассников.
Не стоит впадать и в другую крайность — обвинять в случившемся школьника: «Сам виноват, старших нужно уважать!». Так вы рискуете потерять доверие ребёнка.
«Хорошо, когда ребёнок легко идёт на контакт и может объяснить или сочинить причины конфликта. Всегда поддерживайте его — ребёнок должен видеть в вас авторитет, опору, безопасность. Даже если он неправ — не спешите его ругать, сейчас ему требуется ваша помощь».
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
К какому бы выводу ни пришли родители, до поры свои мысли стоит держать при себе. Главное на этом этапе — убедить ребёнка, что разрешить конфликт необходимо.
Шаг 2. Разговор с учителем
По возможности нужно посетить школу и поговорить с преподавателем лично. Ребёнка при этом не должно быть рядом.
Не стоит сразу привлекать к решению проблемы школьное руководство. Обращение к учителю напрямую — знак того, что родитель пришёл разобраться в ситуации, а не скандалить.
«Важен первоначальный посыл. Вы идёте не на разборки. Вы идёте узнать, что происходит. Заранее уточните удобное время для встречи и подготовьте вопросы. Если необходимо, обратитесь к школьному психологу или соцпедагогу за рекомендациями».
Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
Сохраняя доброжелательный тон, нужно расспросить учителя о причинах конфликта. Важно, чтобы разговор строился на фактах. Если преподаватель говорит, что ребёнок плохо себя ведёт или не хочет учиться, нужно поинтересоваться, почему он сделал такие выводы. Если учитель обвиняет ребёнка в хамстве — узнать, что именно он сказал и что этому предшествовало.
Нужно постараться сохранить спокойствие, даже услышав обвинения в плохом воспитании: «Совсем ребёнком не занимаетесь!». Ведь цель разговора с преподавателем — разрешить конфликт, а не найти виноватого. Если разговор зашёл в тупик, нужно просто спросить, какой выход из ситуации видит учитель.
Шаг 3. Урегулирование конфликта
- Если проблема в неуспеваемости, нужно помочь ребёнку устранить пробелы в знаниях. Например, можно обратиться к репетитору или подтянуть знания на онлайн-курсах.
- Если ребёнку скучно на уроках, можно попросить учителя давать ему дополнительные задания или, к примеру, разрешить читать книгу, пока остальные ребята доделывают упражнение.
- Если у ребёнка проблемы с дисциплиной, вероятно, ему потребуется помощь психолога.
- Если причина конфликта в борьбе за уважение класса, можно попробовать найти более достойное применение лидерским качествам ребёнка, например, в командных видах спорта.
- Если школьник отказывается признать авторитет учителя, можно объяснить, что в жизни будут часто встречаться неприятные в общении люди, но с многими из них придётся выстраивать деловые отношения. Этот навык — признак взрослого цивилизованного человека.
Редко бывают ситуации, когда подросток целенаправленно и умышленно начинает конфликт, когда им руководит осмысленная озлобленность. Чаще он идёт на поводу временных эмоций, необдуманно. И завтра ему будет самому неудобно, он захочет забыть ситуацию, но как выйти из неё, он не знает. Так бывает и со своими детьми, и с учениками. Мы же не знаем, что произошло у ученика, как начался его день, что там у него стряслось. Первый выход, который чаще всего работает, и этого бывает достаточно — превратить в шутку, прокомментировать неконфликтно, то есть посмотреть на ситуацию с позиции взрослого (не в том смысле, что «я взрослый, и все меня должны меня уважать за это», а с позиции «я взрослый и понимаю, что творится у тебя внутри, и вижу, как сложно тебе справляться с эмоциями»). Это проходят все, и я, учитель, это наблюдаю каждый год. Главное — не акцентировать внимание. Подбадривать, когда такой ученик включается в работу. Помнить только хорошее, а плохому дать шанс стереться!
Ольга Шинкарёва, преподаватель обществознания
Шаг 4. Контроль ситуации
Важно, чтобы родители и после разрешения конфликта интересовались успехами школьника, время от времени заглядывали в школу и общались с учителями. Зачастую это помогает избежать конфликтов с педагогами.
Если уладить конфликт не удалось
Большинство конфликтов между учеником и учителем легко уладить конструктивным диалогом. Но если одна из сторон преступает закон, требуется вмешательство руководства школы.
Права учителя и ученика определяются законом «Об образовании в Российской Федерации» и закрепляются в локальных нормативных актах школы и договоре об образовании.
Учитель не имеет права:
- причинять физический вред ученику,
- портить имущество ученика,
- оскорблять и унижать ученика,
- отказывать ученику в получении знаний,
- необъективно оценивать знания ученика.
«Если учитель использует методы воспитания, связанные с физическим и психическим насилием над личностью обучающегося, то в соответствии со статьёй 336 ТК РФ трудовой договор с таким педагогом может быть расторгнут. При этом применение дисциплинарного взыскания не исключает возможности привлечения его к другим видам юридической ответственности. Например, если преподаватель испортил вещи ученика, то вы вправе требовать возмещения ущерба. Если же учитель своими действиями причинил ребёнку физические или нравственные страдания — выплаты компенсации морального вреда. Помимо этого учителя можно привлечь и к административной ответственности за побои (ст. 6.1.1. КоАП РФ) или оскорбление (ст. 5.61. КоАП РФ)».
Юлия Сидорова, юрист
Ученики также обязаны соблюдать нормы закона. Поэтому запрет на физическое и психическое насилие, а также нанесение вреда имуществу, в том числе школьному, распространяется и на них.
Если разговор с учителем не привёл к миру, родители могут обратиться к администрации школы. Но важно понимать, что выговор от директора точно не улучшит отношения учителя с учеником. Поэтому данную меру нужно использовать только в критических ситуациях.
Если ничего не помогло, и учитель с учеником отказываются идти на контакт, возможно, придётся сменить школу или форму обучения. На семейном образовании родители могут выбирать преподавателей для ребёнка исходя из его симпатий, и вероятность конфликта между учителем и учеником существенно снижается.
Рассказываем, что делать, чтобы уладить конфликт между ребёнком и учителем без ущерба для чьей-либо психики.
Что делать, если у ребенка конфликт с учителем?
Главная
Родителям
Как воспитывать ребенка?
Что делать, если у ребенка конфликт с учителем?
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 7-12 лет
- подросток
Конфликты между школьниками и учителями, к сожалению, не редкость. Иногда его провоцируют сами дети, а иногда – взрослые. Скоро дети вновь пойдут в школу, и некоторые ученики могут столкнуться с подобными ситуациями. О том, что делать, если ваш ребенок не находит общего языка с учителем, расскажет «Я родитель».
Стоит ли вмешиваться?
Этот вопрос часто задают нашим психологам мамы и папы. Ответить на него в самом деле бывает непросто: многое зависит от ситуации, от возраста ребенка, от его отношения к происходящему.
Некоторые родители считают, что школьник – уже не малыш, а значит налаживать отношения с окружающими и отвечать за свои поступки он должен самостоятельно. В целом это правильная точка зрения, но лишь в том случае, если ребенок действительно сам виноват в конфликте с педагогом и у него есть желание признать свою вину и извиниться. Вероятней всего, учитель в таком случае проявит мудрость и пойдет на контакт, чтобы исчерпать неприятный инцидент. Но что делать, если конфликт приобретает затяжной характер?
Разбираемся в ситуации
Если вы все-таки решили вмешаться, то первым делом необходимо понять, в чем состоит главная причина конфликта.
«Моя дочь учится в 10 классе и отказывается ходить в школу, — написала нам Галина. – Говорит, что учительница занижает ей оценки из-за того, что моя девочка отказалась встречаться с ее сыном. Успеваемости дочери действительно снизилась. Как вести себя в этой ситуации и понять, кто прав, не испортив при этом отношений с учителями?»
Как видно из письма, самый главный шаг Галина сделала: она поговорила с дочерью. Разрешение любого конфликта надо начинать именно с этого. Внимательно выслушайте точку зрения ребенка, чтобы получить хотя бы какое-то представление о сложившейся ситуации. Не стоит ругать и уж тем более кричать на сына или дочь, пока вы не поймете, что же происходит между ребенком и учителем на самом деле. Общайтесь спокойным и доброжелательным тоном в спокойной обстановке.
Затем стоит договориться о встрече с учителем.
В самом начале разговора с педагогом объясните, что вы пришли не ругаться и не обвинять его, а разобраться в том, что происходит и вместе найти выход из положения.
Многие учителя, завидев разъяренных родителей, с порога предъявляющих претензии, сразу же начинают защищаться, даже если их вины в конфликте нет, и естественно, что такой разговор не получается конструктивным. Поэтому, если вы идете выяснять, кто прав, кто виноват, спокойно выслушайте точку зрения педагога, сравните ее с версией, которую рассказал вам ребенок, а затем уже делайте собственные выводы.
Если виноват учитель
Если после выяснения ситуации стало понятно, что виноват учитель, не спешите кидаться обвинениями и добиваться его увольнения, а попробуйте спокойно поговорить с педагогом, вы ведь взрослые люди и умеете находить компромиссы. Признание в своей некомпетентности любому учителю дается очень нелегко, ведь это связано с осознанием своей профессиональной несостоятельности. Скажите учителю, что вы не хотите раздувать конфликт еще больше, что не сомневаетесь в его профессионализме, но вам бы не хотелось повторения подобной ситуации.
Но даже если учитель признает свою ошибку, это не значит, что он сможет публично извиниться перед ребенком, поэтому на помощь ему должны прийти вы. Дома поговорите с ребенком по душам, объясните ему, что все имеют право на ошибку, и взрослые тоже. Скажите, что учитель просто устал, перенервничал, что у него очень сложная работа. Главное в разговоре – не убедить ребенка в том, что педагог плохой, а сделать так, чтобы школьник не потерял к нему уважения. Понимание того, что все люди могут ошибаться, позволит ребенку чувствовать себя спокойнее.
Главная ошибка, которую допускают родители – это негативные высказывания в адрес учителя. Если вы будете настраивать ребенка против педагога, то рискуете раздуть конфликт еще больше, так как школьник, почувствовав свою правоту, может потерять контроль над своими эмоциями.
Если виноват ребенок
Если оказалось, что в конфликте виноват ребенок, вы должны серьезно поговорить с ним, вместе проанализировать сложившуюся ситуацию, объяснить ему, в чем он не прав и убедить его извиниться перед учителем.
Если ребенок отказывается идти «на мировую», поговорите с педагогом и попросите его дать вашему чаду отсрочку. Скорее всего, со временем, когда первые эмоции немного поутихнут, все утрясется, и ребенок, осознав свое неправильное поведение, уже сам попробует наладить отношения с педагогом.
Главное – следить, чтобы изначальный конфликт не зашел еще дальше, поскольку некоторые дети настолько упрямы, что принципиально стараются сделать еще хуже, обидевшись и разозлившись на то, что родители априори не приняли их сторону.
Если это произошло, то, возможно, придется обратиться за помощью к детскому психологу и поискать причины упрямства. Может оказаться, что конфликтность – черта характера вашего ребенка, и тогда с ней придется бороться.
Если точка зрения родителей не совпадает с мнением педагога
Бывает и третий исход ситуации, когда учитель настаивает, что виноват ребенок, а родители не могут с этим согласиться, соответственно, прийти к общему консенсусу не удается. Так, например, случается, когда педагог слишком строгий и требует от детей беспрекословного подчинения его правилам, а родителям такой подход кажется неверным.
Вы можете выбрать один из трех вариантов дальнейших действий. Первый – это пересмотреть свое собственное отношение к ситуации. В этом случае вашей главной задачей будет сделать так, чтобы из-за произошедшего конфликта не пострадала самооценка вашего ребенка. Помогайте ему с домашними заданиями по предмету, который ведет этот учитель, поддерживайте его, дайте ему почувствовать, что вы на его стороне.
Второй вариант более кардинальный – это перевод ребенка в другой класс или школу. Если у вашего чада сложились хорошие отношения с одноклассниками, переводить его в другую школу – не лучший вариант, так как ребенок потеряет контакт со своими друзьями. В таком случае стоит подумать о переводе в другой класс: так он сможет общаться с ровесниками на переменах, до и после уроков.
Если с переводом возникают сложности (например, у вас специализированная школа или класс, которые в целом вас устраивают), поговорите с учителем еще раз и объясните, что ему стоит поменять отношение к вашему ребенку. Не устраивайте скандала, но говорите об этом уверенно и твердо. Скажите, что вы уважаете его как педагога, вам нравится в целом уровень преподавания в этой школе, но сложившуюся ситуацию вы видите в ином свете. Скорее всего, учитель не захочет возникновения проблем и вы сможете прийти к взаимной договоренности.
И третий вариант, который представляет собой крайнюю меру – это обращение в школьную администрацию или районный образовательный комитет. Быть может, этому учителю сделают выговор или назначат другого педагога вести его предмет, либо предложат какой-то другой выход из сложившегося положения.
Виктория Котлярова
Часто ли ребенок врет?
Некоторые дети часто врут: по поводу домашнего задания, того, что они ели на обед, действительно ли они почистили зубы. Но родители не всегда могут различить, что правда, а что ложь. Пройдите тест и узнайте, как часто ваш ребенок говорит неправду.
Пройти тест
Совет от бывшего директора
Иметь дело с конфликтами учителей в школе необычно, но не неслыханно. Как и на любом рабочем месте, иногда учителя предпочитают одних коллег другим или имеют несовместимые образовательные подходы или личности. Но когда разногласия достигают уровня, привлекающего внимание со стороны, директор должен принять меры. Один случай конфликта между двумя учителями, в котором мне нужно было выступить посредником, произошел между моими коллегами Айрис и Джоном.
Подробнее: Содействие здоровым дебатам в классе
Как может возникнуть конфликтВ течение многих лет Айрис преподавала вместе с Шондрой в пятом классе. Ирис вела занятия по английскому языку и искусству, а Шондра изучала математику и естественные науки. Они были отличной командой и друзьями вне школы. Ученики любили их, а родители уважали. Затем Шондра ушел на пенсию.
Вместо нее я нанял Джона, молодого человека, только что окончившего колледж. Я уважал и восхищался Шондрой, но был в восторге от свежих идей, которые Джон принесет в класс. Я также надеялся, что он станет хорошим образцом для подражания для наших мальчиков — возможно, он даже примет участие в некоторых внеклассных мероприятиях с ними. Объединение его с таким ветераном, как Айрис, поможет ему быстро освоиться. Я подумал, что она могла бы дать ему несколько полезных советов, особенно в отношении управления классом (что всегда сложно для новых учителей). Мой оптимизм помешал мне осознать, что я придумал рецепт катастрофы.
Были проблемы в течение недели. Айрис не была заинтересована в том, чтобы наставлять нового учителя или давать ему какое-либо право голоса в расписании или повседневных решениях. Джон возмущался, когда с ним обращались как со студентом-учителем. Он жаловался, что хочет более мягкого дисциплинарного подхода, чем у Айрис, и в результате поведение некоторых учеников было приемлемым в его классе, но неприемлемым в ее. Айрис подумала, что его больше интересует популярность, чем привлечение детей к ответственности (и сказала ему это), и он сказал, что она слишком строга с ними. До того, как их первый месяц в команде закончился, они не разговаривали. Айрис и Джон использовали для общения электронную почту, и их ученики оказались в ловушке посередине.
Не желая принимать чью-либо сторону, враждующие коллеги учителей обратили мое внимание на этот конфликт. Они подумали, что пришло время мне вмешаться и навести порядок. Я думал поговорить с Айрис и Джоном по отдельности, но в конце концов решил, что будет лучше встретиться вместе и выложить все карты на стол.
В нейтральном конференц-зале я начал процесс посредничества, изложив конфликт так, как я его видел. Я признал, что, возможно, несу некоторую ответственность за проблему — различия между стилями, опытом и ожиданиями Джона и Айрис от студентов были слишком велики, чтобы они могли создать сотрудничество и взаимное уважение, необходимые для создания успешной команды.
Интересно, что ни один из них не хотел признавать, что не может работать вместе. «Ну, — сказал я, — я пока не видел никаких признаков сотрудничества, а ваши ученики несут основную тяжесть проблемы. Это не может продолжаться. Что нам нужно сделать, чтобы улучшить ситуацию?»
К их чести, Ирис и Джон признали, что могли бы работать лучше. То, что директор говорил с ними об их поведении, было смущающим, но мое решение не винить никого напрямую уменьшило их оборонительную позицию. В конце концов, мы втроем придумали какие-то конкретные действия, которые они предпримут для улучшения ситуации, и мы договорились встретиться снова через две недели, чтобы следить за прогрессом.
Разрешение конфликтовЯ хотел бы сказать, что Джон и Ирис стали большими друзьями и продолжали работать вместе в гармонии в течение многих лет, но это было не так. Хотя их отношения действительно улучшились, в конце года я переназначил их в разные команды, и новый старт оказался полезным. Все чему-то научились из этого тяжелого опыта, в том числе и я.
Хотя этого конфликта можно было бы избежать, большинство конфликтов между учителями в школе происходят без предупреждения. Но я изучил некоторые приемы, которые могут использовать другие директора и школьные администраторы при разрешении конфликтов между учителями, в том числе:
- Сосредоточьтесь на проблеме, а не на личностях. Вы ищете решение, а не виновника.
- Будьте вежливы, но не приукрашивайте проблему. Опишите эффект, который это оказывает на других, особенно на студентов.
- Держите ваши разговоры или решения строго конфиденциальными. Вы не можете контролировать то, что говорят другие, но от вас ничего не должно исходить.
- Вместо того, чтобы навязывать решение, пусть участники придут к нему вместе. Это их проблема, а вы просто посредник.
- Дайте понять, что ожидаете улучшения и будете следить за прогрессом.
Дополнительная литература: Рецензия на книгу: Преодоление конфликтов с коллегами с помощью важных бесед
Когда вы занимаете административную должность, ваша обязанность — помогать разрешать конфликты между учителями. Эти ситуации могут обостриться до такой степени, что они повлияют на учащихся и их образование, а это не то, чего мы хотим как преподаватели. До тех пор, пока у вас есть правильные отношения со своими учителями, вы можете обеспечить своевременное и тщательное разрешение любого конфликта.
Управление конфликтами для инструкторов | Центр педагогического мастерства
Приходилось ли вам когда-нибудь иметь дело с буйным или очень эмоциональным учеником? Были ли у вас ученики, которые сомневались в вашей оценке или бросали вызов вашему авторитету в классе? Эти ситуации являются примерами конфликтов или ситуаций, в которых по крайней мере один человек считает, что его интересы противоречат интересам других. Применяя открытый и активный подход к конфликтам, вы можете уменьшить частоту возникновения конфликтов и их влияние. Вот несколько стратегий, которые помогут вам предотвращать и разрешать конфликты в процессе обучения.
Предотвращение конфликтов
- Заслуживайте доверия. Доверие закладывается с первого дня занятий и постоянно оценивается на протяжении всего семестра. В первый день укрепите доверие к себе, предоставив некоторую справочную информацию о своем опыте работы с предметом, своем опыте студента, своих исследованиях и т.
- Установите четкие ожидания. Озвучивайте ожидания с самого начала, записывая их в план курса и излагая в классе. Вы можете описать цели курса и наметить роли для вас и ваших студентов. Вы также можете четко подчеркнуть свои ожидания в отношении поведения учащихся и последствия запрещенного поведения, подчеркнув взаимное уважение в качестве обоснования любых основных правил. Вы также можете включить политику университета в отношении определенного поведения (например, плагиата) в план своего курса.
- Развитие взаимопонимания. Студенты работают лучше, когда чувствуют, что их преподаватели заботятся о них; поэтому постарайтесь уменьшить анонимность и по возможности используйте имена студентов (например, на лекциях и при оценке заданий или работ). Присутствуйте за несколько минут до и после урока, чтобы ответить на вопросы и пообщаться со студентами в неформальной обстановке.
- Используйте динамичный стиль обучения. Хорошие навыки презентации и фасилитации, а также энтузиазм в отношении преподавания являются активами, которые будут удерживать внимание учащихся и помогут предотвратить отвлекающее поведение в классе, такое как опоздания, разговоры, сон и т. д. Использование интерактивных методов обучения также помогает предотвратить отвлекающее поведение путем вовлечения студенты на лекции.
Реагирование на конфликтные ситуации
Не всех конфликтов можно избежать с помощью упреждающих мер. Следующие шесть шагов описывают гибкую реакцию на многие конфликтные ситуации. Чтобы попрактиковаться в выполнении этих шагов, вспомните конфликт, с которым вы столкнулись, и подумайте, как эти шаги можно было бы адаптировать, чтобы помочь вам реагировать на эту ситуацию.
Не принимайте близко к сердцу. Конфликтные ситуации могут вызвать у участников чувство расстроенности, угрозы, разочарования и/или гнева. Эти эмоциональные реакции неприятны и могут помешать вашей способности реагировать конструктивно. Помогите контролировать свои эмоциональные реакции на сложные ситуации, изменив свое восприятие их. Вместо того, чтобы сердито думать: «Этот студент — придурок» или чувствовать себя несчастным из-за того, что «на меня напали», вы можете подумать про себя: «Этот студент действительно расстроен — интересно, в чем проблема?» или «В чем проблема?» отвлечение, которое необходимо устранить». Не принимая ситуацию на свой счет, вы контролируете собственную эмоциональную реакцию, что позволяет реагировать спокойно.
Выберите, когда и где разобраться с ситуацией. Незамедлительное реагирование на опасения, переживания и ненадлежащее поведение учащихся демонстрирует, что вы внимательны к их потребностям, и подкрепляет ваши ожидания в отношении поведения учащихся. Например, если учащиеся шумят в классе, вы можете немедленно отреагировать, сделав паузу до тех пор, пока вы не вернете внимание учащихся, установив зрительный контакт с мешающими учащимися или спросив, есть ли проблема, которую вы можете помочь решить. Некоторые ситуации не могут быть полностью разрешены сразу. Например, решение серьезных разногласий в классе может отвлечь учащихся, подорвать ваш авторитет и отвлечь время от запланированной учебной деятельности. Наилучший ответ может состоять в том, чтобы отметить, что существует ситуация, которую необходимо разрешить, и предложить, когда и где ее можно было бы исследовать дальше. Постарайтесь быть внимательными как к своим потребностям, так и к ситуации студента, выбирая время и место. Если вы чувствуете, что учащийся запуган властью, вы можете захотеть встретиться в нейтральном месте, например, в конференц-зале, а не в своем офисе. Встречаясь в подходящее время и в подходящем месте, вы можете способствовать открытому общению между собой и учащимися.
Слушайте студента. При встрече с учащимися подчеркните, что вам интересно узнать их точку зрения, сохраняя позитивный тон и задавая им открытые вопросы, например: «Какую часть выставления оценок вы считаете несправедливой?» Когда учащиеся объясняют свою ситуацию, внимательно слушайте: сосредоточьтесь на их сообщении, не перебивайте и дайте им закончить.
Проверьте свое восприятие. Очень легко неправильно понять человека, особенно если он вообще эмоционален. Чтобы убедиться, что вы понимаете своих учеников, вы можете проверить свое восприятие их рассказов, описав свое понимание и попросив их исправить любые неверные толкования или уточнить все, что вы считаете неясным. Описывая свое понимание, переформулируйте их точки зрения как положительные комментарии, используя не обвиняющие слова. Например: «Если члены моей группы думают, что могут сделать это снова со мной, они ошибаются!» можно перефразировать так: «Для вас важно, чтобы ваши права соблюдались». Перефразирование проблемы убеждает учащихся в том, что вы их слушаете, и гарантирует, что все стороны понимают проблему. Вы также можете задавать много открытых вопросов, пока у вас не будет достаточно информации, чтобы понять проблему. В идеале процесс обратной связи должен заканчиваться, когда комментарии и язык тела студентов подтвердят, что они уверены, что вы полностью поняли их сообщение.
Выберите и объясните свою позицию. Теперь, когда вы понимаете студентов, вы можете выбрать курс действий. Обязательно выберите действие, которое соответствует вашим учебным целям курса. Сообщите учащимся, что вы решили, и объясните им свое решение. Например, отвечая на спор об оценках, вы можете просмотреть задание вместе с учащимся, сославшись на критерии оценки. Объясняя свою позицию, вы можете показать пример задания, которое лучше соответствует вашим ожиданиям.
Обсудите следующие шаги и задокументируйте свое решение. Когда вы объясните, что вы решили сделать, вы можете обсудить возможные следующие шаги с учениками. Наконец, во многих случаях вам потребуется задокументировать свои решения и, при необходимости, информацию, на которой вы основывали свое решение.
- Если ваш план действий требует дальнейших действий с вашей стороны, вы можете кратко объяснить процесс. Например, если вы согласны проверить задание, вы можете указать, когда они могут ожидать получения ваших комментариев.
- Вы можете направить учащихся к другим ресурсам в кампусе, включая консультационные или медицинские услуги, для получения поддержки и/или документации.
- Если учащиеся не удовлетворены вашим решением, рекомендуется направить их в соответствующий орган для подачи апелляции (например, к заведующему кафедрой).
Реакция на очень эмоциональных учащихся
- Назначить встречу. Если учащийся слишком эмоционален, чтобы сообщить о своей ситуации, можно назначить встречу на более позднее время. Эта задержка дает обеим сторонам шанс успокоиться и рассмотреть проблему.
- Открой дверь. Это дает возможность нейтральным внешним наблюдателям стать свидетелями события. Если оставить дверь открытой, это защитит как студента, так и инструктора.
- Признание поведения и эмоций. Вы можете узнать эмоциональное состояние учащегося в начале встречи. Например, можно сказать: «Я вижу, что ты очень расстроен. Можете ли вы сказать мне, что вас особенно расстраивает?» Если поведение учащегося становится неприемлемым, укажите на это учащемуся.
- Получить помощь. Если вы не знаете, как действовать в конфликтной ситуации, обратитесь за помощью к коллеге или в Управление по урегулированию конфликтов и правам человека (CMAHRO). Если студент становится очень агрессивным или угрожающим, обратитесь в полицию Университета Ватерлоо.
- Держите других в курсе. Если вы обеспокоены развитием сложной ситуации, немедленно сообщите об этом другим. Например, если вы являетесь ассистентом преподавателя, вы можете уведомить преподавателя, заведующего кафедрой и CMAHRO.
Неэффективные способы разрешения конфликтов
- Завоевание . Попытка выиграть спор превратит разногласие в битву за доминирование. Тактика запугивания может привести к тому, что учащиеся будут бросать вам вызов и препятствовать их участию.
- Избегание . Игнорирование проблем не избавляет от них.
- Торг . Компромисс может быть похвальным способом разрешения конфликта, но не тогда, когда ваши цели обучения подрываются процессом разрешения. Например, просьба к учащемуся меньше мешать работе в классе в обмен на более высокую оценку за задание вознаграждает неприемлемое поведение, подрывает доверие к вам и несправедливо по отношению к другим учащимся. Убедитесь, что ваша реакция на конфликтные ситуации соответствует вашим целям обучения и оценивания и справедлива для всех участников вашего курса.
- Быстрое решение. Временное решение, такое как изменение оценки, чтобы избавиться от учащегося, не может разрешить конфликт. Эта стратегия также вознаграждает неприемлемое поведение, наносит ущерб вашему авторитету и несправедлива по отношению к другим учащимся.
Ресурсы
- Совет для преподавателей Центра педагогического мастерства (CTE): «Большие классы: ограничение хаоса»
- Совет преподавателя CTE: «Управление классом: создание инклюзивной среды»
- Маккичи, У. Дж. (1999). Советы по обучению. Бостон: Компания Houghton Mifflin.
- недели, Д. (1992). Восемь основных шагов к разрешению конфликтов. Нью-Йорк: Penguin Putnam Inc.
- Управление по урегулированию конфликтов и правам человека Университета Ватерлоо (CMAHRO)
Эта лицензия Creative Commons позволяет другим микшировать, настраивать и использовать нашу работу в некоммерческих целях при условии, что они ссылаются на нас и указывают, были ли внесены изменения.
Leave a Reply