Разное

Колыбельные что такое: Колыбельная песня — это… Что такое Колыбельная песня? – Колыбельные песни: зачем нужны и история происхождения

Колыбельная песня — это… Что такое Колыбельная песня?

Ф. Рисс. Колыбельная песня. Ранее 1886

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем могут быть влюблённые, колыбельная может быть записана на носитель информации, может петься родными для больного и в прочих случаях. В пионерлагерях/ детских лагерях общелагерная колыбельная является старейшим по происхождению песенным сигналом. Отличительным признаком колыбельной песни является её цель — достичь засыпания человека. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.

В большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание[1].

В данном жанре сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее.

Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Баю-баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
И ухватит за бочок,
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток
Там пташки поют
тебе спать не дадут.

— А.С.Королёв

Часто в колыбельных возникает образ невидимого, но могущественного существа — Дрёмы или Сна.

Сидит Дрема,
Сидит Дрема,
Сидит Дрема, сама дремлет,
Сидит Дрема, сама дремлет.
Взгляни Дрема,
Взгляни Дрема,
Взгляни Дрема на народ,

Взгляни Дрема на народ
Бери Дрема,
Бери Дрема,
Бери Дрема кого хошь,
Бери Дрема кого хошь.
Сидит Дрема,
Сидит Дрема,
Сидит Дрема, сама дремлет,
Сидит Дрема, сама дремлет.

Целый цикл колыбельных связан с образом домашнего кота.

Вы коты, коты, коты,
У вас жёлтые хвосты.
Вы коты, коты, коты,
Принесите дремоты.

В искусстве

См. также

Примечания

Ссылки

Колыбельные песни: зачем нужны и история происхождения

Колыбельные песни: история происхождения

Колыбельные песни: история происхождения

Колыбельные песни появились давным-давно. Многие учёные предполагают, что подобие колыбельных было ещё у первобытных людей. Раньше такие песни выполняли защитную функцию, были чем-то наподобие оберегов для детей. Считалось, что мама должна была создать для ребёнка его собственную колыбельную, которая оберегала бы дитя на протяжении всей его жизни.

В древности предполагали, что произошедшее с ребёнком во сне не сбудется в жизни, именно поэтому по сей день в колыбельных часто встречаются пугающие персонажи. Но со временем эти песни утратили свой магический смысл.

Колыбельная призвана убаюкивать детей, поэтому в ней важно соблюдение определённого такта. Наши предки когда-то поняли, что при монотонном покачивании малыш лучше засыпает, так появились колыбельки и песни, которые стали напевать, чтобы ребёнок быстрее уснул. Название кроватки произошло от слова «колыбать», то есть качать.

Раньше колыбель представляла из себя лубяной ящик, который вешали на специальный гибкий шест. При помощи верёвки можно было качать дитя, занимаясь при этом домашними делами.

Читайте также:

  1. 5 причин читать детям сказки перед сном
  2. Советы родителям: как сделать ребенка счастливым
  3. 5 необычных факторов, влияющих на вкус
  4. Почему человек зевает: причины и польза
  5. Почему человек картавит?

Содержание

В колыбельных песнях часто упоминается кот. Эта традиция появилась неспроста. Раньше, прежде чем положить малютку в колыбель, туда запускали кота, поскольку считалось, что это животное отгоняет злые силы. Очень часто в песнях присутствуют Сон или Дрёма. Эти персонажи играют роль оберега для сна ребёнка.

Иногда в колыбельных появляются образы птиц, предназначенные для быстрого и лёгкого укачивания детей на природе. Описание полёта птиц было направлено на создание убаюкивающего эффекта. Встречаются в песнях и названия различных растений, трав. Наши предки придавали им особое значение, ведь раньше детей купали в отварах трав, что действовало на малышей успокаивающе.

Содержание колыбельных периодически менялось. В одно время в них появлялись опасные персонажи, цель их внедрения — уберечь детей от влияния зла в реальной жизни. В другое время в колыбельных содержались пожелания добра, здоровья, счастливой жизни.

Но не только текст и образы, заключённые в песнях, являются важной частью колыбельной, ведь самые маленькие дети ещё не понимают, о чём поётся в песне. Поэтому нельзя недооценивать важность ритма, а также интонации. Песню нужно петь размеренно, спокойным голосом. Народные колыбельные содержат очень много шипящих звуков не просто так, поскольку это способствует усыплению ребёнка.

Влияние колыбельных песен: зачем они нужны

Влияние колыбельных песен: зачем они нужны

Какие же функции выполняют эти серенады перед сном? Для детей очень важны колыбельные, поскольку через песни он познаёт окружающий мир и сближается с матерью. У ребёнка появляется доверие к миру через доверие к своей маме. Малыш знает, что рядом есть близкий человек, который непременно защитит его от любых неприятностей.

Ещё колыбельные развивают мышление ребёнка, из них он выносит свои первые уроки. Колыбельная — не просто способ укачать малыша, а возможность передать ему знания о мире.

Колыбельные благоприятно отражаются на психическом и эмоциональном состоянии ребёнка. Повышается эмоциональная устойчивость, уходят стрессы, дети становятся более добрыми, чувствуют себя защищёнными. Некоторые учёные сравнивают колыбельную с медитацией.

Мама во время исполнения песни представляет образ той жизни, которую желает своему малышу. Затем она передаёт эту информацию своему отпрыску. В ранние годы формируется базовое доверие к миру, поэтому очень важно, чтобы ребёнок научился воспринимать его добрым, а не злым и опасным.

Проведённые исследования

Психологи провели исследование, чтобы выяснить, как колыбельные сказываются на детях. Для этого были собраны две контрольные группы. В первой мамы пели детям колыбельные перед сном, а во второй вместо песен, исполняемых мамами, малышам включали спокойные мелодии. В итоге разница между детьми из двух групп была значительной. Малыши, которым мамы пели колыбельные, были гораздо спокойнее, охотнее слушались родителей и были лучше развиты интеллектуально. Это можно объяснить несколькими обстоятельствами.

У детей из первой группы и их мам установились более доверительные отношения. Перед сном, когда малыш засыпает, ему очень важно ощущать материнскую заботу и ласку. При этом неважно, насколько хорошо мама поёт, главное, что ребёнка убаюкивает такой родной и любимый голос. Колыбельные помимо мамы могут петь и папы, бабушки, дедушки. Неважно, кто из близких будет это делать, главное — вкладывать в песни свои ласку и любовь. Колыбельные полезны не только детям, но и их мамам. Многие врачи заметили улучшение лактации у мам, которые поют своим малышам колыбельные.

Было доказано, что наиболее благоприятно на детей влияют фольклорные песни. Их лучше петь несколько раз в день в течение 10 минут. Для этого необязательно заучивать много колыбельных, ведь одну и ту же песню можно петь несколько раз подряд.

Когда малыш станет старше, начнёт воспринимать то, о чём идёт речь в песне, из колыбельных он начнёт узнавать об окружающем мире. Поэтому чем старше становится ребёнок, тем более содержательные песни нужно выбирать. Кроме того, детям постарше важно разнообразие, поэтому чем ярче образы и сюжеты будут встречаться в колыбельных, тем лучше.

Материал обновлён

Отличная статьяЧего-то не хватило

Колыбельная песня — Велемудр. Мир тесен.

 

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем могут быть влюблённые, колыбельная может быть записана на носитель информации, может петься родными для больного и в прочих случаях. В пионерлагерях детских лагерях общелагерная колыбельная является старейшим по происхождению песенным сигналом. Отличительным признаком колыбельной песни является её цель — достичь засыпания человека. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса. 

В большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание.

В данном жанре сохранились элементы заговора — оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее.

Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

С чего начинается любое воспитание? Конечно же, с матери! И первое что слышит и ощущает ребёнок, только что появившись на свет, это ласковый голос мамы, и её тёплые руки. А когда приходит пора спать, мама баюкает и напевает колыбельные.

Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, потом он начинает их петь своим детям. Они появились давно, и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений.

Наши предки заметили, что при монотонном покачивании малыш быстро затихает, успокаивается и засыпает. Для того, чтобы малыш быстрее засыпал, была придумана специальная кроватка для укачивания — колыбелька (зыбка), а песни, под которые малыш засыпал, назвали колыбельными. Название колыбели происходит от глагола «колыбать» (колыхать, качать).

Колыбель — зыбку (ящик, изготовленный из луба) подвешивали к гибкому шесту на потолке, снизу прикреплялась веревка, которая позволяла взрослым качать эту колыбель с находящимся в ней ребенком, не отвлекаясь от повседневной домашней работы.

Устройство колыбели для новорожденного традиционно на Руси обыгрывалось множеством таинств и мистических обрядов. Прежде, чем впервые положить в новую колыбельку младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота. Считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов, поэтому коту доверяют баюкать ребеночка. Теперь понятно, почему народные колыбельные песни наполнены образами кота.

Баю-баюшки-баю,
Баю, Сашеньку, баю!
Приди котик ночевать,
Мою детоньку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.

Главные мотивы колыбельных песен — пожелание сна, здоровья, хорошей жизни, заговоры-обереги. Наши предки считали, что колыбельная обладает особой магией. Неспроста в колыбельку укладывали различные ритуальные вещи, выполняющие охранительную функцию: коготь медведя, ломоть хлеба, железный предмет, зерна ячменя, ржи.

Структура колыбельной песни формировалась на протяжении многих веков. Что-то уходило, что-то оставалось. Для новорожденного малыша текст колыбельной был не главным. Ведь малыш в раннем детстве еще был не в состоянии понять слова, он воспринимает только звуки, интонации. Поэтому в колыбельной важным является ровный ритм, однообразная, спокойная напевность. К тому же в текст таких песен должны входить слова с большим количеством шипящих и свистщих звуков, как бы усыпляющих малыша. Например: «Шла наша Дрема, зашла наша Дрема…» или «Шиш вы, куры, не шумите, мою детку не будите…»

Колыбельные песни состоят практически из существительных и глаголов, так ребенок реально может воспринимать предмет и его движение.

Колыбель при раскачивании совершает плавные и ритмичные движения по направлениям «вверх — вниз», «вправо — влево», «назад — вперед». Подобно ритму раскачивающейся колыбели происходит и звуковое «раскачивание» во время исполнения колыбельной песни. Голос совершает движение то вверх, то вниз: «кач-кач-кач», «баю-баю-бай», «люли-люли-люли» и т.п. Колыбельные песни исполнялись одновременно с раскачиванием люльки — в такт друг другу. Кроме этого размеренность колыбельных песен совпадает частотой пульса и дыханием, оказывая на ребенка успокаивающее и усыпляющее действие.

Для колыбельной песни характерен не только покачивающий ритм, но и монотонная мелодия. Все колыбельные песни создавались на повторяющемся мотиве, на который пели «лю-ли», «люшеньки-люли». Поэтому колыбельку до сих пор называют «люлькой», а ребенка — «лялей», «лялечкой», детей «лелеют». Происходят все эти ласковые слова от дочери богини Лады — Лели. Славянская Леля — это Богиня Весны, первых ростков, цветов. Древние славяне считали, что именно Леля заботится о будущем урожае, о материнстве и о малышах.

колыбельная песня фольклор

Ай, люли-люленьки.
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать.
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стал наш Юра засыпать.

Птицы в древнеславянском мировоззрении — это вестники Бога. Именно они помогают заботиться о растущем малыше.

Еще в колыбельных песнях популярны слова «баю-баюшки-баю», которые возникли от устаревшего глагола «баять», т.е. «говорить», «рассказывать». Отсюда же произошло слова «баян» — «сказитель», «рассказчик» и «байка» — «сказка». О чем же рассказывалось в колыбельных песнях?

В колыбельных песнях часто упоминается кот, который приятно мурлычет, воркующие голуби — гули. А в старинных колыбельных есть еще образы как бы живых существ: Сон, Дрема, Угомон. В каждой из них обращение по имени к ребёнку и обязательно в уменьшительно-ласкательной форме — Машенька, Васенька, Сашенька. Колыбельная песенка все время старается создать образ покоя и тишины.

А бабай, бабай, бабай,
Ты, собачка, не лай,
И гудочек не гуди,
Нашу Маню не буди…

Часто, напевая колыбельную, мать рассказывала ребёнку о прошедшем дне, о случившихся событиях, о том, каким вырастет ребенок, и чем будет заниматься.

Вырастешь большой,
Недосуг будет спать,
Надо работу работать,
Пахать, боронить,
В лес по ягоды бродить,
По коровушку ходить.

А когда уж совсем устанет, рассердится, она и попугать может: «Баю-баюшки-баю, колотушек надаю, колотушек двадцать пять, будет лучше Ваня спать».

Технике исполнения колыбельных песен учили с детства. «Байкать» девочки начинали своих младших братьев и сестер с 5 лет. Таких нянь называли «байкалы», «байкальшицы», «баюкалки».

Древние придавали большое значение колыбельным песням, ведь для них это было не просто пение, а некое таинство, волшебство, через которое поддерживается связь малыша со всем окружающим миром. Предки считали, что малышу одиноко и неуютно в мире взрослых, а колыбельная была показателем, что все в порядке, мамочка рядом и очень любит его. С этой же целью в колыбельной очень много ласковых слов, через них взрослые выражают свою нежность к малышу: дорогулечка, золотая золотиночка, жумчужная жумчужиночка, деточка-крохотулечка.

Колыбельные песни пелись многие столетия всем детям вне зависимости от знатности, богатства. У каждого народа есть свои колыбельные песни со своими «секретами»: своя философия и свой взгляд на жизнь. У Сибирских народов через колыбельные передавались нравственные идеалы от одного поколения к другому. Согласно древним традициям татар, казахов, для каждого малыша создавалась своя колыбельная песня и всю жизнь служила ему оберегом, защищающего малыша от сглаза, проблем, бед, болезней. У ненецкого народа создавались песни как для мальчиков, так и для девочек со своим смыслом и особым руководством к действию. В колыбельной для девочки говорилось «будешь мне помощницей», а песня для мальчика содержала программу на будущее «ты хозяин и оленевод». Однако основное содержание народных колыбельных песен — любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем.

Таким образом, народные колыбельные песни — это величайшее завоевание народной педагогики, наполненные народной мудростью, пробуждающие в ребенке чувство родной земли, родного языка и материнской любви.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани:
В няньки я тебе взяла:
Ветер, солнце и орла.
Улетел орел домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер, после трех ночей,
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
«Где изволил пропадать?
Али звезды воевал?
Али волны всё гонял?»
«Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелочку качал!»

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Дремлют стрелки на часах,
Сны по крышам ходят.
Гаснут лампочки в домах,
Вечер спать уходит.
Хочет вечер отдохнуть,
Подремать немножко.
Ну и нам пора уснуть,
Ночь глядит в окошко.
Шелестят по мостовой
Тихо-тихо шины.
В гаражи к себе домой
Едут спать машины.
За витриной прилегли
Мягкие игрушки,
А к малышке забрели
Сказки под подушки.
Баю-бай, баю-бай
Спи, малышка, засыпай…

СПЯТ УСТАЛЫЕ ИГРУШКИ

Спят усталые игрушки, книжки спят,
Одеяла и подушки ждут ребят.
Даже сказка спать ложится,
Чтобы ночью нам присниться.
Ты ей пожелай: «Баю-бай!»
Обязательно по дому в этот час
Тихо-тихо ходит Дрема возле нас.
За окошком все темнее,
Утро ночи мудренее,
Глазки закрывай! Баю-бай!
В сказке можно покачаться на луне
И по радуге промчаться на коне.
Со слоненком подружиться
И поймать перо жар-птицы
Глазки закрывай! Баю-бай!
Баю-бай, должны все люди ночью спать.
Баю-баю, завтра будет день опять.
За день мы устали очень,
Скажем всем: «Спокойной ночи!»
Глазки закрывай! Баю-бай!

БАЮ, БАЮШКИ, БАЮ

Баю, баюшки, баю,
Не ложися на краю.
Придёт серенький волчок
И ухватит за бочок.
Унесёт во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Мою детку не буди.

СПИ, МОЯ РАДОСТЬ, УСНИ!

Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду.
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит…
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!
В доме все стихло давно,
В погребе, в кухне темно,
Дверь ни одна не скрипит,
Мышка за печкою спит.
Кто-то вздохнул за стеной…
Что нам за дело, родной?
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!
Сладко мой птенчик живет:
Нет ни тревог, ни забот,
Вдоволь игрушек, сластей,
Вдоволь веселых затей.
Все-то добыть поспешишь,
Только б не плакал малыш!
Пусть бы так было все дни!
Спи, моя радость, усни!
Усни, усни!

Литература

1. Ветухов А., Народные колыбельные песни, «Этнографическое обозрение», 1892, № 1—4;
2. Шейн П.В., Великорусе в своих песнях-обрядах и т. д., т. I, СПБ., 1898;
3. Карский Е.Ф., Белоруссы, т. III, вып. I, М., 1916:
4. Капицын О.И., Детский фольклор, Л., 1928;
5. Элиаш Н.М., До вивчання колискових пісень, «Бюллетень Етнографічноi комісi ВУАН», 1930, № 14;
6. Гагенторн Н., Колыбельная песня как отражение быта русской деревни, «Художественный фольклор», 1930, № VI—VII.

Настя Реброва

Источник

Что такое колыбельные для детей

Все прекрасно знают, что такое колыбельные. Это мелодичные и спокойные песни, которые наполнены невероятным теплом и нежностью. Их поют любящие мамы своим деткам. Малышам под такие песенки очень комфортно засыпать, они чувствуют себя в полной безопасности. Мамин голос знаком крохам лучше всего, он успокаивает и убаюкивает. Это своеобразная пища для духовного развития человека с самого рождения. К большому сожалению, не все понимают, что такое колыбельные, и как они важны. Детки, которым не поют таких песен, лишаются очень многого. Это отражается впоследствии как на характере, так и на судьбе малыша.

что такое колыбельные

Начало воспитания

Только родившийся на свет малыш абсолютно не понимает смысла произнесенных мамой слов. Однако он прекрасно чувствует интонации, слышит родной голос, к которому он уже так привык, находясь в утробе. Неторопливый темп и повторяющийся ритм мелодии совместно с ласковыми руками мамы оказывают убаюкивающее воздействие. Благодаря этому сынок или доченька спокойно засыпает и крепко спит. А во время сна ребенок правильно развивается, здоровье его крепнет. На начальном этапе можно напевать одну и ту же мелодию несколько раз. Либо отобрать ваши любимые колыбельные. Когда кроха подрастает — учится говорить, начинает распознавать слова, — следует как можно чаще менять репертуар. Ему будет не только интересно слушать и понимать, что такое колыбельные, но и овладевать речью и развивать ее. Даже во сне дети учатся на подсознательном уровне. А такие песни играют большую роль в воспитании нравственности малыша. В них заложены разнообразные ценные знания о мире вокруг нас. Они несут в себе определенный смысл и мудрость поколений. Интеллект и мышление ребенка благодаря им также развиваются.

колыбельные для новорожденных

Фундамент здоровья

Что такое колыбельные, помимо замечательного помощника маме и папе? Это незаменимый источник здоровья не только для деток, но и для их родителей. Ученые доказали удивительный факт, который подтвердился на практике. Если кормящие мамы поют колыбельные песни, то у них улучшается процесс лактации. Также специалисты отмечают, что беременным женщинам очень важно петь песенки своим малышам. Это облегчает столь сложный и ответственный период, а также последующие роды.

Живая история

Сколько же лет существуют детские колыбельные? Наверное, столько же, сколько и само человечество. На протяжении многих веков мамы поют перед сном своим малышам песни, в которых таится настоящее волшебство. Среди множества колыбельных у каждого ребенка есть своя. Ведь каждая мама поет ее иначе. В каких-то песенках меняется ритм, а кто-то вносит собственные мотивы. Именно поэтому колыбельная песня словно рождается заново и становится неповторимой. Малыша может укладывать спать не только мама. Петь нежную и лиричную колыбельную может папа, бабушка, старшая сестра или кто-то еще. Главное, чтобы песня звучала с душой и любовью.

детские колыбельные

Разнообразные жанры песен содержит фольклор. Колыбельные относятся к самым древнейшим произведениям устного творчества. Люди верили, что человека окружают невидимые враждебные существа. Однако если ребенок увидит во сне что-то страшное и нехорошее, то наяву это уже не повторится. Именно поэтому в колыбельных можно найти «серенького волчка» и других не слишком позитивных персонажей. Постепенно эти песни теряли магические элементы, приобретая значение доброго пожелания на будущее. В их основе заложены мудрые, добрые и одновременно простые тексты. Они наполнены ласковыми обращениями к маленьким ненаглядным созданиям и призваны дарить малышам спокойствие и передавать любовь родителей.

Как влияют колыбельные на взрослых

Со временем люди взрослеют, однако знакомые с детства песни по-прежнему хранятся в их сердцах. Они не только остаются с нами, но и задевают некоторые струны человеческой души, вызывают приятные воспоминания, возвращают в детство без забот. В них есть что-то особенное, родное и теплое. Колыбельные песни способны очистить и вылечить душу. Поэтому их полезно слушать как малышам, так и взрослым.

Особенности песен для самых маленьких

колыбельные для самых маленькихПодбирая колыбельные для новорожденных, следует учитывать возрастные особенности. По большому счету, крохе абсолютно все равно, о чем идет речь в той или иной песенке, главное — чтобы звучал родной голос. Рекомендуется начинать с простых народных напевов. Необходимо, чтобы на начальном этапе знакомства малыша с песней (первый год жизни) колыбельные являли собой простой текст с понятными словами. Не нужно нагружать малыша в этот временной отрезок высокой поэзией — это бесполезно. Безусловно, есть универсальные песни, которые поют деткам с рождения. Они нравятся и взрослым, практически выросшим на них. Это такие известные произведения, как:
  • «Колыбельная медведицы».
  • «За печкою поет сверчок».
  • «Баю, баюшки, баю».
  • «Спи, моя радость, усни».
  • «Спят усталые игрушки» и многие другие.

Колыбельные для новорожденных выучить совершенно несложно. В их основе — незамысловатые мотивы, движущиеся по кругу и многократно повторяющиеся. Очень часто мама сама становится автором новых мелодий и слов. Порой они рождаются сами собой, причем очень быстро и легко. Важно то, что они принадлежат только ей и ее ребенку. И, соответственно, создают прочную эмоциональную связь между ними. Лучше всего воздействуют на новорожденного повторения напевных звуков «а», «у» и попевок «баю, баюшки, баю».

колыбельные для детей

Десятка лучших

10. Колыбельная от «Максим». В последнее время сочинять и петь колыбельные для детей стало очень популярным занятием современных звезд российской эстрады. Будучи мамой, успешная певица записала прекрасную музыку и подобрала к ней не менее удачные слова.

9. Колыбельная Полины Гагариной. Очень красивая и нежная мелодия замечательной певицы.

8. Павел Воля и Елка: «Мальчик». Для чрезмерно активных малышей, которые никак не угомонятся перед сном, можно включить эту композицию, чтобы они послушали, как важен сон и как он прекрасен.

7. «Носики-курносики» Валентины Толкуновой. Довольно длинная песня с глубоким смыслом. Это произведение из прошлого, знакомое всем бабушкам, может понравиться и современным родителям.

6. «Песня звездочета». Музыка из доброго советского фильма «Красная шапочка». Интересный текст и завораживающая мелодия поможет убаюкать любого малыша.

5. «Спи, моя радость, усни» — это классика! Такая колыбельная не только поможет уложить ребенка спать, но и расширит его представление об окружающем мире — рыбках в пруду, пчелках в саду и т. д.

4. «Спят усталые игрушки». Любимая и знакомая с детства мелодия из передачи «Спокойной ночи, малыши» безумно понравится и вашему ненаглядному маленькому человечку.

3. «Колыбельная медведицы». Красивая музыка с замечательными словами из мультфильма «Умка». От такой мелодии становится тепло на душе. Появляется ощущение чего-то доброго и очень хорошего.

2. «Баю, баюшки, баю». Никому не хочется, чтобы серенький волчок укусил за бочок. Поэтому малыш ляжет поближе к стеночке и быстренько уснет сладким сном.

1. Авторская песня. На почетное первое место можно поместить самую любимую вами колыбельную. Их огромное количество, выбирать только вам и ребеночку. Но самостоятельно придуманная песенка будет звучать лучше всего. В ней раскроется ваша индивидуальность, а малышу будет приятно, что ему посвящают колыбельную.

фольклор колыбельные

Итак, мы убедились, что колыбельные песни необходимы детям и даже взрослым. Их существует огромное количество, поэтому есть из чего выбирать. Это может быть музыка из кинофильма или мультфильма. Или же народная песня, взятая из фольклора либо придуманная лично вами. Главное, чтобы малыш чувствовал вашу любовь и ласку перед сном.

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора.


Ф. Рисс. Колыбельная песня. 1886.

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора.
Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания.
В большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку
на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание.


В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем могут быть влюблённые,
может петься родными для больного и в прочих случаях.
Отличительным признаком колыбельной песни является её цель — достичь засыпания человека.

А. Бугро. Колыбельная.

В данном жанре сохранились элементы заговора-оберега.
Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое,
страшное, то наяву это уже не повторится.
Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей.
Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее.


The Watchful Mother
Колыбель (кроватка для грудных детей)  сама по себе была мощным языческим оберегом,
православные священники боролись и добивались, чтобы ребёнка в первый раз
в колыбель клали с особой молитвой:
«Молитва, дитя в колыбель класти», которая была внесена в старинные Требники,
и только после крещения,потому что колыбельные возникли в древнее время,  до введения христианства на Руси,а церковь изживала и заменяла
языческие обряды на христианские.


Русская колыбель.1765.
Jean-Baptiste Le Prince (1734 — 1781)

Большинство народов европейской части России и Сибири верило, что в подвешенной (приподнятой над полом)
колыбели ребёнок находится под покровом небесных сил.
Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
Баю-баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придёт серенький волчок,
И ухватит за бочок,
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток
Там пташки поют
тебе спать не дадут.

Колыбельная песня — Википедия. Что такое Колыбельная песня

Ф. Рисс. «Колыбельная песня». Ранее 1886

Колыбельная песня — песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка[1]; особый лирический жанр, популярный в народной поэзии[2].

Один из древнейших жанров фольклора. В традиционной народной культуре колыбельная песня могла выполнять магическую охранную функцию (напр., изображали смерть ребёнка, чтобы защитить его от реальной смерти)[3]. В основном колыбельную поёт мать своему ребёнку. У всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса.

Описание

Колыбельные песни обнаруживают стилистическое сходство с обрядовыми жанрами музыкального фольклора, в первую очередь с плачами.

В данном жанре сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. У сербов считалось, что колыбельные песни, защищают ребёнка от порчи. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее.

Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Часто в колыбельных возникает образ невидимого, но могущественного существа — Дрёмы или Сна.

Сидит Дрёма,
Сидит Дрёма,
Сидит Дрёма, сама дремлет,
Сидит Дрёма, сама дремлет.
Взгляни Дрёма,
Взгляни Дрёма,
Взгляни Дрёма на народ,
Взгляни Дрёма на народ
Бери Дрёма,
Бери Дрёма,
Бери Дрёма кого хошь,
Бери Дрёма кого хошь.
Сидит Дрёма,
Сидит Дрёма,
Сидит Дрёма, сама дремлет,
Сидит Дрёма, сама дремлет.

Целый цикл колыбельных связан с образом домашнего кота. Кот (кошка), как и заяц, оказывает благотворное влияние на сон. Поэтому образ кота часто встречается в детских колыбельных песнях.

Вы коты, коты, коты,
У вас жёлтые хвосты.
Вы коты, коты, коты,
Принесите дремоты.

Лес в русских колыбельных песнях выступает как опасное место, куда грозят унести ребенка:

…Придет серенький волчок,
Хватит Нину за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
Там волки воют…

Поскольку повсеместно считается, что ребенок растёт во сне, тема роста оказывается одной из основных в колыбельных песнях: ср. «Уж ты спи по ночам, Ты расти по часам».

Так же колыбельные описывают животных, которые спят вместе с ребёнком или грозят ему некой опасностью.

Спи, мой мальчик! птицы спят,
Накормили львицы львят,
Прислоняясь к дубам, заснули
В роще робкие косули,
Дремлют рыбы под водой,
Почивает сом седой.

[источник не указан 195 дней]

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

ЧТО ТАКОЕ КОЛЫБЕЛЬНАЯ | Социальная сеть работников образования

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора.

Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания.
В большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку
на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание.

В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем могут быть влюблённые, 
может петься родными для больного и в прочих случаях.

Отличительным признаком колыбельной песни является её цель — достичь засыпания человека. 
В данном жанре сохранились элементы заговора-оберега.

Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое,
страшное, то наяву это уже не повторится.
Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей.
Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее.

Колыбель (кроватка для грудных детей)  сама по себе была мощным языческим оберегом,
православные священники боролись и добивались, чтобы ребёнка в первый раз
в колыбель клали с особой молитвой:
«Молитва, дитя в колыбель класти», которая была внесена в старинные Требники,
и только после крещения,потому что колыбельные возникли в древнее время,  до введения христианства на Руси,а церковь изживала и заменяла
языческие обряды на христианские.

Большинство народов европейской части России и Сибири верило, что в подвешенной (приподнятой над полом)

колыбели ребёнок находится под покровом небесных сил.
Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
Баю-баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придёт серенький волчок,
И ухватит за бочок,
И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток
Там пташки поют
тебе спать не дадут.

 

Leave a Reply