Изба загадки: Русские народные загадки о крестьянской избе – Конспект «Загадки русской избы» — Публикации — Мой успех
Русские народные загадки о крестьянской избе
Болт
Висит, болтается,
к ночи в дырочку спущается.
День мотается,
никто не догадается;
ночь придет,
дыру найдет.
Днем висит, болтается,
к ночи в норку собирается.
Брёвна и матица
Сто гостей,
сто постель,
одному гостю
нет постели
(постели не вышло).
Брёвна и мох между ними
На поле на Романове
стоят кони отобраные,
пьют воду дождевую,
едят траву болотную.
Сто гостей,
сто постелей,
одному гостю
постелей нет.
Сто гостей,
сто постель,
у всех по войлочку.
Сто гостей,
сто постель,
у каждого гостя
своя постеля.
Что гость, то постеля,
что гость, то постеля.
Бревно
В избе сплющилось,
снаружи растопырилось.
На улице кромушка (горбушка),
в избе ломоток.
Волоковое окно
Двину, подвину
по белому Трофиму;
спит Трофим,
не ворохнется
(не пробудится).
И зиму и лето
на одном полозу ездит.
У нас в избушке
все поползушки.
Воронец
Два ворона летят,
одну голову едят.
(Два воронца)
Что в избе за канат?
Что в избе за тончик?
Вышка с решеткою
Била меня мать
уздой перед избой.
Гобец
Сухой Матвей
привязался к ней.
Две двери в сенях
Две кумушки кланяются,
а вместе не сходятся.
Дверная ручка
Всем, кто придёт,
всем, кто уйдёт,
руку подаёт.
Куда не пойдёшь,
всё за язык дёрнешь.
Стару бабушку за пуп
да за пуп,
сколя ее ни мнут — ни трут,
она все тут.
Дверные косяки
Два стоят —
не сойдутся;
два лежат —
не сойдутся.
Дверные петли и дверь
Два подъячих
водят Марью вертячу.
И в избе,
и надворе
соловьиное гнездо
(соловей поет).
Соловьиное гнёздышко
ни в избе, ни на дворе (улице).
Дверь
В сенях ходит,
да в избу не заходит.
Два лежачих,
два стоячих,
другой бродит
(всех за собой водит).
Два попа стоячих,
два — лежачих,
а пятый ходит да поет.
Два стоят,
два лежат,
пятый ходит,
шестой водит,
седьмой песенки поет (поворачивает).
Два стоячих,
два лежачих,
один побегай.
Двое стоят,
двое лежат,
пятый пошел да пошел
(пятый бежит да бежит).
Двое ходят,
двое бродят,
двое сойдутся,
приобоймутся,
поцелуются.
Дерну, подерну
Егора за горло.
Елка смахнется,
все люди оглянутся.
Зиму и лето
на одном полозе езжу.
И день и ночь
на одном полозу ходит.
И старый,
и малый
за пупок тянут.
Кто всякому руку подает?
Медведица встряхнется —
все люди оглянутся.
Не шагает, а ходит,
по сеням и стук и бряк,
бьется и так и сяк,
а в избу войти не может никак.
Ночь всю спит,
а днем стару бабу
за пуп да за пуп.
По мосту ходит,
а в избу не заходит.
По сеням и так и сяк,
а в избу — никак.
По сеням ходит,
а в избу нейдет.
Старик горбатый
всем руку подает.
Стару бабу
за пуп тинут.
Стоит баба поперек:
одна рука в избе,
а другая — на дворе.
Ходит без ног,
держит без рук,
кто ни идет,
тот за ворот берет.
Хода ходит,
в избу не входит.
Жилая изба
Дуб дыроват,
в дубу ядра говорят.
У быка, быка
прорезались бока;
у быка ядра говорят.
Замазка щели
Заплачу заплатку
без иглы, без нитки.
Замок
Маленька (черная) собачка
домок стережет.
Маленькая собачка
свернувшись лежит,
не кусает,
не лает,
а в дом не пускает.
Маленький
да гнутенький
весь дом бережет.
Маленький,
пузатенький (горбатенький) —
весь дом стережет.
Молчан собака
весь дом стережет.
Не ест,
не лает,
в дом не пускает.
Не трогаешь — так не говорит,
Узелок Кузьма —
развязать нельзя;
имячко хорошо:
Алексеем зовут.
Черненька собачка
амбар караулит.
Замок и ключ
Верть! верть!
Черепочку смерть.
Висит Анюта,
нога загнута;
пришел Панюта,
в дырочку подудел,
дырочка отомкнулась,
нога отогнулась.
Лежит Химка на полу,
у ней дырка на боку;
подошел Тимошка
попробовал немножко.
Летит Турчен
на сторбучен
и в дырочку штурх!
На реке на Клязьме
два бога огрязли,
пришел Спас,
выткнул Миколе глаз.
Стоит Сидора,
просит стоя.
Мой кулик велик,
А дыра-то мала.
Сую, посую
в муравлену посуду:
там тощо —
подвигай еще.
Тычу, потычу,
ночью не вижу,
дай-ка, невестка,
днем попытаю.
У тебя пестрец,
у меня вострец,
пойдем в дверь
потычемся!
Засов (задвижка)
День провесится,
а к ночи в дырочку просится.
И у нас,
и у вас
поросёнок увяз.
Староста выборной
запехнул да выдернул.
Что день висит,
а к ночи закладывается?
Изба
Книга-раздвига
о четыре листа,
а серёдка пуста.
Курица на курице,
а хохол на улице.
Снаружи — рогата,
Изнутри — комола.
Стоит бычище —
проклёваны бочища.
Ключ в замке
Хвост во дворе,
нос в конуре,
кто хвост повернёт,
тот и в дом войдёт.
Косяки
Две сестры
по край двери стоят,
в избу войти не смеют.
Косяки, порог, притолока, дверь, ручка, петли
Два стоят,
два лежат,
пятый ходит,
шестой водит,
седьмой песенки поёт.
Крыша
Стоит Вахрамей,
брови нахмурил.
Крыша из соломы
Основа деревянная,
уток соломенный.
Основа
соснова,
уток соломенный.
Крыша из теса
Сорок пол,
один подол.
У сорока семи пол
один подол.
Крюк в стене
Верхогляд в избе.
Идёт мужик на горку,
Стоит мальчик,
скрюча пальчик.
Крюк и петля
Баран в хлеве,
нога в стене.
День висит,
а ночью в дыру глядит.
Маленький
удаленький
в кулачке увяз.
Лестница
Каждый ходит по мне
летом и зимой,
а ездить нельзя.
Крутая гора:
что ни шаг — то нора.
Матица
Барыня (мать) в избе,
рукава на дворе.
Барышня в избе,
а рукавички на дворе.
Все кишки
в горшок ушли,
одна кишка
поперек горшка.
Все кишки
вдоль горшка,
одна — поперек.
Все кишки
вдоль пришли;
одна кишка
поперек пришла.
Золотой мост
на семь верст.
Корова в избе,
рога в стене.
Лежит брус
во всю Русь,
в том брусе
двенадцать гнезд;
в каждом гнезде
по двенадцати яиц;
в каждом яйце
по двенадцати цыплят.
Лежит коза в избе,
а рога — на дворе.
Лютая свекровь
семью стережет;
семья разбежится.
Марья царевна
сама в избе,
рукава на дворе.
Щука в море,
концы на берегах.
Мороз и ставень
Трофим встал,
а Филатка зубы сжал.
Мох между брёвен
Круг избы
зелены вожжи.
На улице киски,
в избе пояски.
Сколько гостей,
столько постель.
Против вас,
против нас
поросёнок увяз.
У нас да у вас
поросенок увяз.
Накат на матице
Двадцать пять
на одной подушке спят.
Сорок братанов
на одном сголовке спят.
Сорок братцев
на одной подушке лежат.
Сто молодцев
на одном головище спят.
Окна
Кругом хаты
синие лопаты.
Много соседей
рядом век живут,
а никогда не видятся?
Окно, дверь и потолок
Один говорит: «Светай, Боже!»
Другой: «Не дай, Боже!»
Третий: «Мне все равно,
что день, что ночь».
Оконная рама и стёкла
Блюдо оловянно,
края деревянны.
Круг гуменца
Около гумешка
Четыре бревешка.
Поле хрустальное,
межи деревянные.
Полосы оловянны,
а межи деревянны.
Поля стеклянные,
берега деревянные.
С Нестером
шестеро
и без Нестера
шестеро.
Оконное стекло
В избе мёрзнет,
а на дворе не мёрзнет.
Зяб, перезяб
в тонких березях
(в одних ферезях).
Стоит Фёкла —
глаза мокры.
Что в избе мёрзнет,
а на улице нагревается?
Подъемное окно
Двину, подвину
по белому Мартыну,
Мартын взглянет,
зубы оскалит.
Дерну, подерну
по белому Леонтью,
Леонтий взглянет
и рот разжанет (растянет).
Дерну, подерну
по белому полотну.
Пол и потолок
Брат с сестрой видятся,
а не сходятся.
Дарья да Марья
без устали
одна другой
в глаза глядят.
Дарья да Марья
часто видятся,
да не обоймутся.
Два брата всегда видятся (водятся),
а вместе не сойдутся.
Два братца
в зеркало смотрятся,
в кучу не сойдутся.
Два братца
глядятся,
а вместе не сойдутся.
Два братца
друг на друга смотрят,
а сойтись не могут.
Два быка бодутся,
в одно место не сойдутся.
Две сестрицы
часто свидятся,
да никогда не сходятся.
Кум с кумой видятся (водятся),
а близко не сходятся.
Одна коптится,
другая топчется.
Тон да тотонок?
Полати
Ниже верху,
выше печи —
греет плечи.
Что в избе за Филаты?
Порог
Маленький Захарчик
всем в миру заглядчик.
Маленький Макарчик
под подол заглядчик.
Маленький мальчик
всем под ноги смотрит.
Маленький Парамонец
всякому — под подолец.
Маленький подрядчик
под полы заглядчик.
Маленький Трофим
у всех жопы пересмотрел.
Маленький Филимончик
всем под подольчик.
Толстый, зарубистый,
под подол заглядистый,
никому не говорит.
Потолочины и матица (потолок)
Двенадцать братьев,
все Кондраты,
на одной подушке спят.
Семьдесят семь Семёнов,
одна мать Матрёна.
Сорок братьев
на одном изголовье лежат
(на одной подушке спят).
Притолоки
Две овечки
в печку глядят.
Две сестры страдают,
в каморку зазирают,
войти не смеют.
Пробой и замок
В море грязно:
два бога увязло;
пришел спас,
да Миколе в глаз.
На дубу, на вязе
два бога увязли;
пришел к ним спас,
выколол им глаз.
На море на Клязьме
два борова увязли;
пришел спас
да ткнул в Николин глаз.
Рама, открывающаяся кверху
Дерну-подерну
по Герасимову горлу,
по белому суконцу,
по бархатцу.
Скоба
Баран в хлеве,
а рога в стене.
Что в избе погано?
Сруб дома с прорубленными окнами и дверями
Стоит бычише—
проклеваны бочища.
Ставни
Вокруг избушки
все поползушки.
И лето и зиму
По стене ползет
то к свету, то от свету.
У нас за клетью
мужик с плетью.
Стены, брёвна в стенах избы
На улице краюшки,
в избе ломотки.
Стёкла и щели
Кто в избе плачет
и кто смеется?
Сучок (сучки)
Бык в хлеве,
рога в стене.
Бычачьи глаза в стене.
В избе кудак,
на улице кудак,
не вытащить никак.
В нашей избе
по козельи глядит.
Коровий глаз в избе.
Кривой
сысой
за печкой лежит,
на улицу глядит
и в избе стережет (сторожит).
Кругом по избушке —
лягушки.
Лежит на лавке пятак,
не выдернуть никак.
Медвежий глаз
на полке лежит.
На лавке кутак,
не повернешь никак.
На окошке пятак,
никому его не взять:
ни попам,
ни дьякам,
ни гороховикам.
На полу, на лавке
натыканы булавки.
Полна хата
воробьёв нагната.
Сидит Микит,
сквозь стены глядит.
Сквозь стену торчок?
Сука вон!
Сука вон!
Сука нейдет вон!
Что в избе за медвежий (бычий) глаз?
Что пучеглаз в избе?
Труба на крыше
Сидит (стоит) Арина,
рот разиння.
Сидит Гараша на вороне.
Сквозь потолок
кишку (мужик бабу) проволок.
Сохнет Софья:
не пьет, не ест —
все на небо глядит.
Стоит Варвара
выше амбара.
Углы (угол) избы
В избе — комолые,
на улице — рогатые.
Выгляну (высунусь) в окошко:
стоит долгий Антошка.
На улице рогато,
Изнутри комлато
На улице рогато,
а в избе — гладко.
Четыре брата —
годами равные,
один главный.
Цепь
Не плеть плетена,
не вязь вязена,
не узлы знать,
а не развязать.
Щель в бревне
Кто в избе родится
без отца, без матери?
Сам самодел
самоделается.
Сама самоделка,
сама сделалася,
без топора,
без клина,
без ножичка.
Самодел в избе
расточил везде.
Самодельщина,
сама делается.
Цепь за цепь,
конец на печь.
Что в избе само диется (делается)?
2.Сообщение темы | Хозяйка. Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи. Хозяйка. Много лет назад, люди жили в домах, которые назывались (избами). Хозяйка: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена. Хозяйки содержали свои избы в чистоте. Что же значит название Красный угол? Хозяйка: Скажите,пожалуйста, что вы видите в избе? Образ русской печки хорошо нам всем знаком. А для чего нужна печка? Дети: В печи готовится еда, печётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища. Хозяйка: Но это ещё не всё, что « делала» русская печь много-много лет назад. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Давайте и мы поиграем в русскую народную игру: «Игра с ленточкой» Считалка. Катилось яблоко: Мимо сада, Мимо огорода, Кто его поднимет, тот и выйдет Игра с ленточкой ВышлаНастя погулять Стала друга выбирать Стала друга выбирать (подружку ) Кому ленточку отдать Поклонись, поклонись, да за ленточку держись. Хозяйка А сейчас давайте вспомним о предметах быта русской избы. Стоит жилище И помогут нам в этом загадки: Эту обувь не забыли, Воду дед носил с утра, Он как круглая кастрюля Прялка — предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки. Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Прядением, как правило, занимались девушки. Без прялки невозможно представить быт русского человека, Прялка была и орудием и оберегом. При помощи прялки получали нити, которые затем использовали для изготовления одежды. Ручное прядение было медленным, малопроизводительным. Чтобы приготовить себе приданное, девушка начинала прясть с 6-8 лет. . Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях нашей страны. Хозяйка. Скажите, а такие куклы у вас есть? — Как вы думаете, из чего они сделаны? — Посмотрите, на этих кукол, скажите, они отличаются друг от друга? Чем? А чем они похожи? Что у них общего? — Правильно, эти куклы отличаются друг от друга. У современных кукол есть лицо, а тряпичных и соломенных кукол лица нет. Также они отличаются материалом, из которого изготовлены. Современные куклы изготовлены из пластмассы, а эти куклы из соломы и ткани. — Сегодня я расскажу вам и покажу, как создавалась первая игрушка-кукла. — Посмотрите, перед вами куклы – самоделки. Как вы думаете, почему они так называются? (Ответы детей). — Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Изготавливали игрушки из подручного материала: соломы, бересты, тряпки, мочалки. — Подручный, это значит материал, который всегда под рукой. — Куклы в основном делались из мягких материалов – шерстяных, льняных тканей, ниток, хлопка, мочала. — Давно–давно были вот именно такие куклы. Куклы делились на 3 группы: обрядовые, игровые, куклы – обереги. Ребята, а как вы думаете, почему называют кукла-оберег? Кукла-оберег, это, кукла, которая оберегала человека от несчастья. Куклу-оберег наряжали, но никогда ей, ни рисовали лицо. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить. Как вы думаете, называлась такая кукла без лица? (Ответы детей). Таких кукол называли «безликая». Обратите внимание куклы на картинках, все «безликие». Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Вы хотите иметь куколку – оберег? Тогда делу время, потехе час! Не зря так говорят у нас. Хватит, дети, забавляться, пора делом заниматься. | Дети: Название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый». Дети перечисляют: печь, сундук, скамейки, столы, лапти и другие Чтобы печь, готовить Дети слушают звуки, как горят дрова Дети пластмассовые Эти куклы из кусков ткани кукла, которая оберегала человека от несчастья. |
Загадки про избу для детей с ответами
Загадка про печь для взрослых:
Бабушка старая, вся белая.
Лето придёт – не глядят на неё.
Зима настаёт – обнимают её.
Ответ: Печь в избе
Загадка про мороз для детей:Без рук, без ног,
А в избу лезет.
Ответ: Мороз
Загадка про ветер для детей:Без рук, без ног,
Под окном стучит,
В избу просится.
Ответ: Ветер
Загадка про гнездо для детей:Без рук, без топора
Построена изба.
Ответ: Гнездо
Загадка про гнездо для взрослых:Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
Ответ: Гнездо
Загадка про букву И для детей:Буковка на курьих ножках
Служит домом бабке ёжке
И хранят ее запас
Ёлка, ёж и дикобраз.
Ответ: Буква «И» (избушка, иголки)
Автор: Емельянова Олеся
Детская загадка про черепаху :
В доброй избушке
Старушка живёт.
Порой на прогулку
Тихонько идёт.
То в зарослях бродит,
То выйдет к воде,
Хотя не выходит из дому нигде.
Ответ: Черепаха
Детская загадка про печь :В избе – изба,
На избе – труба.
Я лучинку зажёг,
Положил на порог,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт.
Ответ: Печь
Автор: Маршак Самуил Яковлевич
Загадка про собаку для взрослых:
В избе пирогом,
А на дворе калачом.
Ответ: Собака
Загадка про ведро для взрослых:В избу идут – плачут,
А из избы – скачут.
Ответ: Вёдра
Загадка про пчелу для взрослых:В тесной избушке
Ткут холсты старушки.
Ответ: Пчелы
Загадка про пословицы для детей:Вам выражения знакомы:
Про первый блин, что вечно комом,
Про сор, что из избы несут.
Как их в народе все зовут?
Ответ: Пословицы
Загадка про окно для взрослых:Вокруг избы озёра.
Ответ: Окна
Загадка про газету для взрослых:Голубочка бела
В избу залетела,
Что на свете видала,
Про всё рассказала.
Ответ: Газета
Детская загадка про улитку :Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе её везет,
Очень медленно ползёт.
Ответ: Улитка
Загадка про рукавицы для детей:Две избушки небольшие,
В них теплы и мягки стены.
По пять братьев молодых
Проживает мирно в них.
Ответ: Рукавицы
Сложная загадка про косяк :Две сестры
По край двери стоят,
В избу войти не смеют.
Ответ: Дверные косяки
Загадка про паровоз для взрослых:Железные избушки
Держатся друг за дружку,
Одна, с трубой,
Тянет всех за собой.
Ответ: Паровоз
Загадка про паровоз для детей:Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой
Ведёт всех за собой.
Ответ: Паровоз
Детская загадка про окно :Зимой заклеено оно,
А летом открывается.
Оно кончается на «о»
И так же начинается.
Ответ: Окно
Загадка про печь для взрослых:Зимой нет теплей,
Летом нет холодней.
Ответ: Печь
Детская загадка про кормушку :Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовёт обедать,
Крошек отведать.
Ответ: Кормушка
Загадка про окно для взрослых:Кругом хаты синие лопаты.
Ответ: Окна
Загадка про печь для взрослых:Летом спит,
Зимой ест.
Тело тёплое,
А крови нет.
Ответ: Печка
Загадка про печь для взрослых:Мать грузна,
Дочь красна,
А сын легче пёрышка.
Ответ: Печь, огонь, дым
Загадка про печь для взрослых:Мать толста,
Дочь красна,
Сын – бес долетел до небес.
Ответ: Печь, огонь, дым
Загадка про печь для взрослых:Мать толста,
Дочь красна,
Сын – воробей под небеса улетел.
Ответ: Печь, огонь, дым
Сложная загадка про печь :Мать толста,
Дочь красна,
Сын кудреват,
Отец горбоват.
Ответ: Печь, огонь, дым, кочерга
Загадка про печь для взрослых:Мать толста,
Дочь красна,
Сын – сокол под небеса ушёл.
Ответ: Печь, огонь, дым
Загадка про окно для взрослых:Межи деревянные,
А поля стеклянные.
Ответ: Окна
Автор: Мордвинов Лев, “Загадки”, 1929
Загадка про окно для детей:
Много соседей рядом живут,
А никогда не видятся.
Ответ: Окна
Загадка про муравейник для взрослых:Мужички без топоров
Рубят избу без углов.
Ответ: Муравейник
Детская загадка про снег :На дворе – горой,
А в избе – водой.
Ответ: Снег
Детская загадка про елку :На лесной опушке,
Около избушки,
Выросли подружки –
Шишки на макушке,
Острые иголки
Зелены и колки.
Ответ: Ёлка
Детская загадка про бобра :На речке-речушке
Весенней порой
Строили избушку
Дружною семьёй.
Ветка да хворост,
Деревьев – груда,
Вот и готова
Плотина-запруда.
Ответ: Бобёр
Загадка про солнце для взрослых:На улице рубашка,
В избе рукава.
Ответ: Солнце
Загадка про луну для детей:Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка,
Собаки лают – никак не достанут.
Ответ: Луна
Загадка про пол для взрослых:Один коптится,
Другой топчется.
Ответ: Пол и потолок
Загадка про ухват для взрослых:Однорук, зато рогат,
Он в избе первейший хват.
Ухватил горшок –
Да в печку.
Ответ: Ухват
Загадка про двери для взрослых:По сеням ходит,
А в избу не идёт.
Ответ: Дверь
Загадка про перо для взрослых:Поднять можно,
А через избу перекинуть нельзя.
Ответ: Перо
Загадка про спички для взрослых:Полная изба парней
С чёрными головками.
Ответ: Спички
Загадка про окно для взрослых:Поля стеклянные,
Межи деревянные.
Ответ: Окна
Автор: Мордвинов Лев, “Загадки”, 1929
Загадка про муравейник для взрослых:
Пришли мужички без топоров,
Срубили избу без углов.
Ответ: Муравейник
Загадка про веник для взрослых:Скручен, связан,
По избе пляшет.
Ответ: Веник
Автор: Сахаров Иван Петрович, 1837
Сложная загадка про петлю :
Соловьиное гнёздышко
Ни в избе, ни на дворе.
Ответ: Дверные петли
Сложная загадка про избу :Стоит бычище –
Проклёваны бочища.
Ответ: Изба
Сложная загадка про печь :Стоит в углу матрёна –
Здорова, ядрёна.
Пасть открывает,
Что дают – глотает.
Ответ: Печь
Загадка про улей для взрослых:Стоит изба безугольна,
Живут люди безуёмны.
Ответ: Улей
Загадка про печь для детей:Стоит изба из кирпича
То холодна, то горяча.
Ответ: Печь
Загадка про двери для детей:Стоит поперёк входа.
Одна рука в избе,
Другая на улице.
Ответ: Дверь
Загадка про печь для взрослых:Стоит свинья – красны бока.
Ответ: Печь
Сложная загадка про печь :Стоит терем,
В тереме ящик,
В ящике мучка,
В мучке – жучка.
Ответ: Изба, печь, зола, жар
Загадка про мороз для детей:У избы побывал –
Всё окно разрисовал,
У реки погостил –
Во всю реку мост мостил.
Ответ: Мороз
Загадка про ложку для взрослых:У нас в избушке
Красны бабушки.
Ответ: Деревянная ложка
Загадка про дрова для взрослых:У нас в печурочке
Золотые чурочки.
Ответ: Печь, дрова
Загадка про месяц для детей:Хлеба краюшка
Висит над избушкой.
Собаки лают,
Достать не могут.
Ответ: Месяц
Загадка про муравейник для взрослых:Ходили мужики
В лес без топоров,
Срубили избу без углов.
Ответ: Муравейник
Сложная загадка про дым :Ходит хам по избам,
Лезет хам ко глазам;
Отворю окошко: –
Выйди, хам, хоть немножко.
Ответ: Дым
Детская загадка про медведя :Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
Ответ: Медведь
Детская загадка про поезд :Что ж, дружочек, отгадай,
Только это не трамвай.
Вдаль по рельсам быстро мчится
Из избушек вереница.
Ответ: Поезд
Сложная загадка про печь :Что из угла в угол не переставишь?
Ответ: Печь
Загадка про муравейник для взрослых:Шли плотнички без топоров,
Срубили избу без углов.
Ответ: Муравейник
Загадка про печь для взрослых:Шуба в избе,
Рукав на улице.
Ответ: Печь
Загадка про сосну для взрослых:Этой бабке уж сто лет,
А горба у неё нет,
Высоконько торчит,
Далеконько глядит,
Придёт смерть за старушкой,
Станет бабка избушкой.
Ответ: Сосна
КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности с детьми группы образовательной направленности от 5-6 лет №2 «ЗАГАДКИ РУССКОЙ ИЗБЫ»
МАДОУ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №83 «ЖЕМЧУЖИНА»
КОНСПЕКТ
Непосредственной образовательной деятельности с детьми группы образовательной направленности от 5-6 лет №2
«ЗАГАДКИ РУССКОЙ ИЗБЫ»
Подготовила воспитатель высшей категории
Султанбратова Г.В.
Нижневартовск 2016 г.
Конспект занятия «Загадки русской избы»
Цель: Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
1. Расширение кругозора и эрудиции детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины.
2.Закрепить знания детей о русской избе, о предметах русского быта, о народном творчестве.
3.Развитие речи детей, мышления, памяти, творческой активности.
4.Вызвать желание создать оберег своими руками.
5.Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к своей работе, усидчивость, культуру труда.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание хороводов. Чтение русских народных сказок.
Оборудование: уголок русской избы с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка, чугунок и др.). Яблочко, компьютер, записи русских народных песен, атласная ленточка для игры «Золотые ворота», русский народный костюм для хозяйки, шапочки: «Солнце» и «Луна», лоскутки, нитки.
Ход занятия.
Этапы занятия
Содержание занятия
Примерные ответы детей
1.Организационный момент
Хозяйка. Я хозяйка этого дома. И встречу я вас, так как в старину встречали гостей. На столе у меня хлеб да соль.
—Милости просим, гости дорогие!
Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «3драве-буде». Что означает, как вы думаете?
Хозяйка. Правильно, будьте здоровы, здравствуйте.
Будьте здоровы, здравствуйте.
2.Сообщение темы
Хозяйка. Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи.
Горница у меня небольшая. Да красивая какая! На убранство поглядите. Да про всё мне расскажите!
Хозяйка Много лет назад, люди жили в домах, которые назывались ( избами).
Раньше не было многоэтажных домов, и у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен.
Кто из вас помнит, из какого дерева строили на Руси избу? (из сосны или ели). В избу вели деревянные ступеньки.
Хозяйка: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена. Хозяйки содержали свои избы в чистоте.
Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.
Что же значит название Красный угол?
В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи. Вот так жили люди раньше!
Хозяйка : Скажите, пожалуйста, что вы видите в избе?
Образ русской печки хорошо нам всем знаком. А для чего нужна печка?
Дети: В печи готовится еда, печётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища.
Хозяйка: Но это ещё не всё, что « делала» русская печь много-много лет назад. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей.
В старину любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.
Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли, пели песни, играли в народные игры.
Давайте и мы поиграем в русскую народную игру: «Игра с ленточкой»
Считалка.
Катилось яблоко:
Мимо сада,
Мимо огорода,
Кто его поднимет, тот и выйдет
Игра с ленточкой
Вышла Настя погулять
Стала друга выбирать
Стала друга выбирать (подружку )
Кому ленточку отдать
Поклонись, поклонись, да за ленточку держись.
Хозяйка А сейчас давайте вспомним о предметах быта русской избы.
Стоит жилище
деревянные бочища,
Внутри печь да дрова
это русская… (изба).
И помогут нам в этом загадки:
Стоит толстячок,
Подбоченившись бочок,
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит.
/Самовар/
В избе – изба,
На избе – труба,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идёт.
/Печь/
Черный конь
Скачет в огонь.
(Кочерга.)
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдает,
А сам на отдых идет.
(Ухват.)
То назад, то вперед,
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – продырявит
(Утюг)
В лесу родился,
В руках крестился,
На ногах умер.
(Лапоть.)
Тело бело,
Душа льняная,
Маковка золотая.
(Свеча.)
Синее море,
Стеклянные берега,
Плавает утка,
Горит голова.
(Керосиновая лампа.)
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят… (лапти).
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло.
Держит ведра… (коромысло).
Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит… (чугунок).
Прялка — предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки.
Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Прядением, как правило, занимались девушки. Без прялки невозможно представить быт русского человека, Прялка была и орудием и оберегом. При помощи прялки получали нити, которые затем использовали для изготовления одежды. Ручное прядение было медленным, малопроизводительным.
Чтобы приготовить себе приданное, девушка начинала прясть с 6-8 лет. . Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях нашей страны.
Хозяйка. Скажите, а такие куклы у вас есть?
— Как вы думаете, из чего они сделаны?
— Посмотрите, на этих кукол, скажите, они отличаются друг от друга? Чем? А чем они похожи? Что у них общего?
— Правильно, эти куклы отличаются друг от друга. У современных кукол есть лицо, а тряпичных и соломенных кукол лица нет. Также они отличаются материалом, из которого изготовлены. Современные куклы изготовлены из пластмассы, а эти куклы из соломы и ткани.
— Сегодня я расскажу вам и покажу, как создавалась первая игрушка-кукла.
— Посмотрите, перед вами куклы – самоделки. Как вы думаете, почему они так называются? (Ответы детей).
— Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Изготавливали игрушки из подручного материала: соломы, бересты, тряпки, мочалки.
— Подручный, это значит материал, который всегда под рукой.
— Куклы в основном делались из мягких материалов – шерстяных, льняных тканей, ниток, хлопка, мочала.
— Давно–давно были вот именно такие куклы.
Куклы делились на 3 группы: обрядовые, игровые, куклы – обереги.
Ребята, а как вы думаете, почему называют кукла-оберег?
Кукла-оберег, это, кукла, которая оберегала человека от несчастья.
Куклу-оберег наряжали, но никогда ей, ни рисовали лицо. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить.
Как вы думаете, называлась такая кукла без лица? (Ответы детей).
Таких кукол называли «безликая». Обратите внимание куклы на картинках, все «безликие».
Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия.
Вы хотите иметь куколку – оберег? Тогда делу время, потехе час! Не зря так говорят у нас. Хватит, дети, забавляться, пора делом заниматься.
Дети: Название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый».
Дети перечисляют: печь, сундук, скамейки, столы, лапти и другие
Чтобы печь, готовить
Дети слушают звуки, как горят дрова
Дети пластмассовые
Эти куклы из кусков ткани
кукла, которая оберегала человека от несчастья.
Заключительная часть.
Какие красивые куклы у вас получились! Но у наших кукол нет лица. Лицо, как правило, оставалось белым. Считается, что в куклу без лица не могут вселиться недобрые силы. Ведь кукла должна оберегать того, у кого она находиться. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинках, коробах, запирали в ларчик.
Хоровод с куклами.
Игра «Солнце и луна»
Золотые ворота
Проходите, господа
Первой мать пройдет
Всех детей проведет
Первый раз прощается
Второй раз запрещается
А на третий раз
Не пропустим вас
Вос-ль: Ребята, скажите, вам сегодня понравилось в гостях. Где вы были? А что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.
До свидания гости, дорогие! Приходите еще раз.
Дети прощаются и уходят.
Да, были мы в гостях в русской избе.
Картотека по развитию речи: Картотека «Загадки русской избы».
КАРТОТЕКА «ЗАГАДКИ РУССКОЙ ИЗБЫ».
Дети очень любознательны, поэтому разгадывание загадок они воспринимают как веселую игру. А мы знаем, что загадки расширяют кругозор ребенка, развивают мышление и речь. С помощью загадок можно развить у малыша наблюдательность и интерес к родному языку.
В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
(Дом)
Много соседей
Рядом век живут,
А не видятся.
(Окна)
Одной рукой всех встречает,
Другой рукой — провожает.
Кто приходит, кто уходит —
Все её за руку водят.
(Дверь)
Хвост во дворе,
Нос в конуре.
Кто хвост повернет,
Тот и в дом войдет.
(Ключ)
Стоит волчище,
Разинув ртище.
(Колодец)
Наш дед Ермолай
Съест все, что ни дай.
(Огонь)
Есть три брата родные:
Один ест — не наестся,
Другой пьет — не напьется,
Третий гуляет — не нагуляется.
(Огонь, земля, вода)
Бабушка седа-бела,
Зимой всем мила,
А как лето наступает —
Про бабушку забывают.
(Печь)
Попало наше тесто
В горячее место.
Попало –
Не пропало,
Румяной булкой стало.
(Печь)
Стоит изба из кирпича,
То холодна, то горяча.
(Печь)
В избе – изба,
На избе – труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет.
(Печь)
В воду идет красный,
А из воды — черный.
(Уголь)
Полна коробушка
Золотых воробушков.
(Угли в печке)
Зимой — нет теплей,
Летом — нет холодней.
(Погреб)
Маленький мальчик
Всем под ноги смотрит.
(Порог)
Залезла Варвара
Выше амбара,
Не ест, не пьет,
Все на небо глядит.
(Труба на крыше)
Стоит Арина,
Рот разиня.
(Труба на крыше)
Сто один брат.
Все в один ряд,
Вместе связаны стоят.
(Изгородь: частокол, плетень, забор)
Кривая собака
В кувшин глядит.
(Журавель у колодца)
Чем больше я верчусь,
Тем больше становлюсь.
(Веретено)
Палят и варят, а не едят.
(Валенки) В избу идут — плачут, из избы идут — пляшут. (Ведра) На одном месте мотков двести. (Клубок) Жужжит, жужжит, а с места не улетит (Веретено) Сяду на хвост, а руками бороду дергаю. (Пряжа) Рыба в море — хвост на заборе. (Черпак) Без начала, без конца (Колечко) В лесу снято, в дому гнуто, а посередке заплетено. (Решето) В лесу родился, а в доме хозяйничает (Веник) Старая бабка по двору шныряет, чистоту соблюдает. (Метла) Кто дом стережет? (Замок) Красная девица росла в темнице, люди в руки брали, косы срывали. (Морковка) Летом — в огороде, свежие, зеленые, а зимой — в бочке, желтые, соленые. (Огурец) Малые малышки, зеленые катышки, сквозь землю прошли, на тычинку всползли. (Горох) С виду — красная, раскусишь — белая (Редиска) Кругла, а не шар, с хвостом, а не мышь, желта, как мед, а вкус не тот. (Репка) Меня одну не едят, а без меня мало едят. (Соль) Упадет, разобьется — никакой кузнец не скует. (Яйцо) Гибкий лес на плечи влез (Коромысло) Стоит копытце полно водицы. (Колодец) Живу я от ветра, сама не ем, а тебе еду готовлю. (Мельница) Красненький котик по грядочке ходит, крошечки ронит. (Лучина) Полна коробушка золотых воробышков. (Печка) Небо да земля, в середке огонь да вода. (Самовар) Длинная бечева потянулась в облака. (Дым) Бьют Ермилку что есть сил по затылку, он не плачет, только ножку прячет. (Гвоздь) Спереди носок, сзади рулек, по бокам ручищи, а внутри людищи (Лодка) Был я копан, Был я топтан, Был я на пожаре, Был я на кружале. Молод был — сто голов кормил; Сделался стар — пеленаться стал. Выбросили за окно, и собакам не надобно. (Глиняный горшок) Слезу пьет, сама молчит. (Подушка) Какое дерево без ветра шумит? (Осина) Есть дерево об четыре дела: первое дело — мир освещает, второе дело — крик утишает, третье дело — больных исцеляет, четвертое дело — чистоту соблюдает. (Береза) Шубу два раза в год снимает. Кто под шубою гуляет? (Овца) Стоит изба без угольна, Живут в ней люди безуёмны. (Улей) Лицом — к стене, А спиной к избе (Топор) Два кума Абакума, Две кумы Авдотьи, Шесть Фалелеев, Да девять Андреев. (Сани) Вот Ася, разлеглася, Кабы встала, Небо достала!, Кабы руки — вора связала, Кабы ноги — коня догнала, Кабы глаза — увидала! Как бы язык – рассказала! (Дорога) Без ног бегут, Безо рта кричат, Дороги не знают, А других провожают (Полозья) Явился в жёлтой шубке:-Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок) Петух снёс яйцо. Кому оно достанется? (Никому, петух яйца не несет) Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух) Сверху кожа, снизу тоже, А в середине пусто. (Барабан) К реке идут — поют, Назад идут — плачут. (Ведра) Двое ходят, двое бродят. Двое сойдутся, да поцелуются. (Двери) Чего на свете нет буйнее? (Ветер и вода) Чего нет быстрее? (Очи) Кто родится с усами? (Кот) Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька, два яхонта под шапкой. (Кошка) Баран — в хлеве, А рога — в стене (Скоба) Маленький мальчик всем под ноги смотрит. (Порог) Во что гвоздь колотят? (В шляпку) Двое купаются, третий валяется; Двое вышло, третье повисло. (Ведра и коромысло) Рук и ног у него нет, А всех трясёт и качает. (Ветер) Маленький пузатенький. А весь дом бережет. (Замок) Черненька собачка, свернувшись лежит; Не лает, не кусает. А в дом не пускает (Замок) Нас семь братьев. Летами мы равны. А именами разны. (Дни недели) Старик с мальчиком шел, Мальчика спросили: Какая тебе родня старик? Он отвечал: Его матушка моей матери — свекровь. Какая это родня? (Дядя) Стучу — голова болит, А не стучу — голодный. (Дятел) Что есть на свете слаще? (Хлеб-соль) Черненька, маленька, Все поле обегала, у царя пообедала. (Перец) Возьму пыльно, сделаю жидко; Брошу в пламень — будет как камень. (Пирог) Сидит на ложке, свесив ножки (Лапша) Матушкой весной – в платьице цветном, Матушкой зимой – в саване одном. (Поле) Железный нос в землю врос, роет, копает, землю разрыхляет. (Плуг) Ни море, а волнуется. (Нива) Кого бьют по голове, чтобы ровно шел? (Гвоздь) Ног много, а с поля на спине едет. (Борона) Стучит, вертится, страху божьего не боится. Считает наш век – а не человек. (Часы) Кланяется, кланяется, придёт домой — растянется.
Два кольца, два конца, в середине гвоздик. (Ножницы) Нос стальной, хвост льняной. (Нитка с иголкой) | Что в сундук не запрешь?
(Звезды) У нас под окошком полно репы лукошко. (Звезды) Красная девица в зеркало глядится. (Заря) Не стукнет, не брякнет, а в окно войдет. (Свет) Бык во дворе – рога во стене. (Месяц) Родится с рогами, потом их теряет. (Месяц) Погляжу в окошко – висит лукошко. (Месяц) Без счёту одёжек, и все без застёжек. (Капуста) Не огонь, а жжётся. (Крапива) Не шмель, не пчела, а жалит. (Крапива) Стоит древо кудряво: Кто подойдет, того обоймет. (Репейник) Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина) Золотое решето чёрных домиков полно. (Подсолнух) Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает — слёзы проливает. (Лук) Стоит кузница – вся в пуговицах. (Черемуха) Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь) Сто братьев в одну избушку соткнулись. (Колос) Белым цветёт, зелёным висит, красным падает. (Яблоко) Что в хлебе родится, а есть не годится? (Василек) Стоит старик над водой, качает бородой. (Камыш) Золотой теленок на привязи толстеет. (Дыня) Мягок, а не пух, Зелен, а не трава. (Мох) Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж) Не прядёт и не ткёт, а людей одевает. (Овца) Шубу два раза в год снимает. Кто под шубою гуляет? (Овца) По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (Овца) Сидел на заборе, пел да кричал, а как все собрались, замолчал. (Петух) Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух) Кто больше всех кричит, а меньше всех делает? (Петух) Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла. (Корова) Она на белых камушках сидит, не подходите близко — закричит.1 (Наседка) Явился в жёлтой шубке: -Прощайте, две скорлупки! (Цыпленок) Под большим камнем много камешков поют. Стоит изба безугольна, живут в ней люди безуёмны. (Улей) Заплелись как густые травы, Закудрявились рога, Да и сам я весь кудрявый, Даже с завитком рога. (Баран) Пятак есть, а ничего не купит. (Свинья) Вся мохнатенька, четыре лапки, сама усатенька, два яхонта под шапкой. (Кошка) Зелёные глаза — всем мышам гроза. (Кошка) От одного очага весь свет греется. (Солнце) Сито свито, Золотом покрыто, Кто взглянет, Тот заплачет. (Солнце) Что без крыльев летит и без огня горит? (Солнце) Шёл долговяз, в землю увяз. (Дождь) Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга) Белая скатерть все поле укрыла. (Снег) День и ночь кричит, а голос не устает. (Водопад) Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас погоняет. (Ветер) Без рук, без ног, А дерево гнёт. (Ветер) Никто меня не видит, А всякий слышит. (Ветер) Летит не птица, воет не зверь. (Ветер) Живет без тела, говорит без языка (Ветер) Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет да растёт. (Дождь, земля и трава) Седой дедушка у ворот всем глаза заволок. (Туман) Сивые кабаны все поля облегли. (Туман) Над рекой, над долиной Повисла белая холстина. (Туман) Гаркнул гусь на всю Русь. (Гром) Бежала – шумела, заснула – заблестела. (Река) Дверь откроешь – лохматая собака зайдет. (Пар в мороз) Все есть, не наедается, а воды попьет – умрет. (Огонь) Где лежала красная коза, там трава не растет. (Кострище) Солёная водица из огня родится. (Слеза) Острый, как бритва. Сладок, как мёд. И друга отыщет, И врага обретёт. (Язык) На лице она цветёт – И от радости растёт. (Улыбка) Что на всех языках мира звучит одинаково? (Смех и плач) Маленький, пузатенький, а весь дом бережет. (Замок) Никого не обижает, а ее все толкают. (Дверь) С потолка свисает груша, И не думай ее скушать. Ярко светится, как солнце, А уронишь – разобьётся. (Лампочка) Черная гагара по полю скакала, золото сбирала. (Кочерга) Без рук, без ног, лапшу крошит (Нож) Встану, так выше коня, А лягу, так ниже кота. (Коромысло) Два братца хотят подраться, да руки коротки. (Коромысло) Ни свет, ни заря пошел, согнувшись со двора. (Коромысло) Выкинем – не обеднеем: соберем – разбогатеем. (Посев) Стоит Баба Яга, распорота нога. Весь мир кормит, а сама голодная. (Соха) Не столько поест, сколько истопчет. (Ступа) Один братец отдыхает зимой, а другой летом. (Телега и сани) |
Конспект внеклассного мероприятия ЗАГАДКИ РУССКОЙ ИЗБЫ для обучающихся начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Райсеменовская средняя общеобразовательная школа»
Конспект внеклассного мероприятия для обучающихся начальных классов
ЗАГАДКИ РУССКОЙ ИЗБЫ
Подготовила: Бибеева Татьяна Георгиевна воспитатель Высшей кв. категории
ТЕМА: «ЗАГАДКИ РУССКОЙ ИЗБЫ»
Особенностью этого занятия является форма его проведения – конкурсная программа, составленная из русских загадок. Знания о крестьянском быте, сельскохозяйственном труде, предметах обихода ребята получают, находя ответы на загадки о соответствующих предметах. Педагогу помогает экскурсовод – он указывают на предмет, после того как школьники отгадали загадку, комментируют его назначение, правильное употребление, при необходимости демонстрируя способ действия.
Группа состоит из 10 — 12 человек, для того, чтобы каждый получил возможность проявить себя, взять в руки музейный экспонат. Ученик может задать вопрос непосредственно по ходу программы, уточнить материал или способ изготовления конкретного предмета.
Цель: создание условий для развития личности путём включения её в интерактивную деятельность на базе школьного музея.
Задачи:
1) Образовательная: знакомство обучающихся с устройством русской избы, крестьянским бытом, предметами обихода, кухонной утварью.
2) Развивающая: развитие логического и образного мышления, воображения, эстетического восприятия исторического и культурного прошлого, развитие интереса к изучению крестьянского быта.
3) Воспитательная: воспитание уважительного отношения к историческому прошлому, формирование опыта работы с музейными экспонатами, коллективное общение.
Оборудование: экспозиция школьного музея «Русская изба»
Подготовительная работа:
1) Подбор загадок.
2) Подготовка помощников-экскурсоводов из учащихся среднего звена.
3) Подготовка чтецов.
4) Покупка призов.
5) Музыкальное сопровождение.
План занятия:
1. Организационный момент. Инструктаж по технике безопасности в школьном музее.
2. Поэтическая страница.
3. Конкурсная программа с включением динамических пауз.
4. Подведение итогов. Награждение наиболее активных участников.
5. Рефлексия-впечатление от инсценированной песни.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Вступительное слово педагога о том, как будет проходить занятие.
Ученики читают стихотворение Поперечного А.Г.
1 ученик
Здравствуй,
В отсвете заката,
Деревянная изба!
У больших домов —
За кадром —
Ты средь них одна
Из ста.
Спит изба.
Лишь пляшут тени
По углам,
До потолка.
2 ученик
Над избой Телеантенна
Словно крест
Под облака.
Дух укропный
От порога
Прямо душу окропит.
На печи
Спят ахи-охи,
Кот мурлычет,
Дед храпит…
3 ученик
Тихо скрипнут половицы.
В горнице зажжется свет.,.
Мне бы низко поклониться,
Тихо вымолвить:
«Привет».
И сказать в пространство глухо
Не хозяйке, так себе:
«Очень пахнет русским духом
В вашей солнечной избе»
Разделы конкурсной программы:
1. Своя-то избушка как милая подружка.
2. Красна река берегами, а обед – пирогами.
3. Мастерские руки – от доброй науки.
4. Умей дело делать, умей и позабавиться.
Много здесь экспонатов отличных,
Изучив их, мы станем умней,
И историю знать помогает
Краеведческий школьный…(МУЗЕЙ)
Своя-то избушка как милая подружка
1. И сияет, и блестит,
Никому оно не льстит.
А любому правду скажет.
Всё, как есть, оно покажет. (зеркало)
2. Наша толстая Федора
Наедается не скоро,
А зато, когда сыта,
От Федоры – теплота. (печь)
3. Деревянная дорога
Вверх ведёт она отлого,
Что ни шаг – то овраг (лестница)
4. У бабушки сейф,
Он давно уже не новый.
И к тому же совсем не стальной,
А дубовый.
Он скромно стоит у неё в уголочке
В нём бабушка держит халаты, носочки,
Отрезы на платья, немножечко пряжи
Пуховый платочек
И пенсию даже. (сундук)
5. Много пуха, но не птица,
День и ночь в мешке таится.
Если к ней щекой прижаться,
То цветные сны приснятся. (подушка)
6. Встану рано – подойду к Роману
Длинному носу – пустой голове. (рукомойник)
7. Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое.
Всегда под рукою.
Что это такое? (полотенце)
8. Черненькая собачка,
Свернувшись, лежит.
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (замок)
9. Дом – стеклянный пузырёк,
А живёт в нём огонёк.
Днём не спит, а как проснётся,
Ярким пламенем зажжётся. (керосиновая лампа)
Красна река берегами, а обед – пирогами.
1. Ножек четыре, шляпка одна.
Нужен, коль сядет обедать семья (стол)
2. Он круглый, но не шар,
Медный, но не монета
В нём пылает алый жар,
Им вода согрета.
Чай готовить он мастак,
Чайник вспомнил даром,
Ведь зовут его в веках люди…… (самоваром)
3. Немного жил,
Многих кормил.
Упал, пропал,
Костей не собрал (глиняный горшок)
4. Длиннохвостая лошадка
Принесла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот –
Открывай пошире рот (ложка)
5. Купили новенькое –
Такое кругленькое.
Качают в руках,
А оно всё в дырках (решето)
6. Из русской печи кашу тащил
Чугунок очень рад, что его схватил……(ухват)
7. Вы в деревне не кричите,
Холодильник не ищите,
Потому что молоко
И не в ведре в коровнике,
А здесь, на подоконнике.
Не купить уже на рынке
Нынче глиняную ….(кринку)
Мастерские руки – от доброй науки
1.На речку пошла за водою сестра
И вскоре приносит два полных ведра.
Ни капельки не было её тяжело.
Скажите, что вёдра нести помогло? (коромысло)
2. Я, не хвастая, скажу:
Всех друзей омоложу.
Идут ко мне, унылые –
С морщинками, со складками,
Уходят очень милые –
Красивые и гладкие.
Значит, я надёжный друг
Металлический…….(утюг)
3. Наша тётушка игла
Строчку по полю вела.
Строчка в строчку, строчка в строчку,
Будет платье вашей дочке. (швейная машинка)
4. Врать не привык –
На спине язык.
Что скажет
Люди верят. (весы)
5. Верчусь. Верчусь – не потею,
Только всё больше толстею. (веретено)
6. Стоит свинка –
Вырезана спинка. (челнок)
7. Хор – хорки,
И опять в портки. (брусок для заточки косы)
Умей дело делать, умей и позабавиться
1. Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь вчетверо умней. (книга)
2. Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент – самый русский инструмент. (балалайка)
3. То толстеет, то худеет,
На весь дом голосит. (гармонь)
4. С горы – коняшки,
В гору – деревяшки. (санки)
5.Деревянные гонцы,
Словно братья-близнецы!
На лыжне вдвоём всегда
Друг без друга никуда. (лыжи)
Подведение итогов.
При подведении итогов ребята делают вывод о важности каждодневного труда в жизни крестьянина. Прослушивание песни.
Весело мы, весело
По селу идём,
Мы венки душистые
С песнями несём.
— А венки из золота,
Молодые жницы?
— Лучше, чем из золота:
С поля из пшеницы!
Ребята обсуждают, как они поняли смысл этой песни, задумываются о том, а как сейчас люди относятся к труду, своему дому, предметам быта. Хорошо, если ребята вспомнят пословицы и поговорке о труде, народной жизни, объяснят их смысл.
Дома предлагается нарисовать интерьер русской избы, сделав акцент на одном из запомнившихся экспонатов. В дальнейшем школьники могут прокомментировать свой рисунок, объяснить, чем запомнился тот или иной экспонат, какую роль выполняет он в крестьянском обиходе. Затем воспитатель оформляет выставку рисунков, посвященную Международному дню музеев (18 мая).
Leave a Reply