Из какой сказки клубок: 7 сказочных предметов | Русская семерка – Зашифрованный язык русских сказок. Тайны волшебного клубочка, прялки, печки…Как сказкой открывать дорогу познания самих себя.
Зашифрованный язык русских сказок. Тайны волшебного клубочка, прялки, печки…Как сказкой открывать дорогу познания самих себя.
Для того, чтобы уметь интерпретировать символы русских сказок, необходимо понимать значение предметного мира древних славян, обрядов и традиций.
Так, познавая символику народного костюма, его космологический характер, его обереги-заповеди, становится понятным, какую рубаху сшила царевна-лягушка царю. Применяя знания о трехчленном делении избы, где крыша — небо и голова человека, сруб — четыре стороны света и тело человека, подпол — мир загробный и ноги человека, можно прийти к выводу, что Емеля возлегает и путешествует на печи – сердце дома. Отсюда и качества Емели — щедрость, любовь, доброта, бескорыстие, забота о других, а вовсе не лень, как принято сейчас интерпретировать. Архетип людей, живущих в России — это не Емеля-лентяй, а человек любящий, заботливый, умеющий мечтать, стремящийся к развитию — путь Емели от темной избы до дворца и управления своим новым миром вместе с царевной — в конце сказки. Кем бы мы ни были, если мы родились и живем в России, нужно любить эту культуру и самих себя. Я часто встречаюсь с нелюбовью российского современного человека к самому себе. Каждый народ гордится своим прошлым, своей историей, традициями, мудростью и уважает себя. Обращаясь к русским сказкам, можно почерпнуть и любовь к себе и самоуважение.
Опираясь на символику прялки, становится понятным значение волшебного клубочка и пряжи, серебряного донца и золотого веретенца. Почему клубочек — волшебный и приводит героя к источнику зла — смерти Кощея? Прялка отражала космогонические представления древних славян, где солнце, рождаясь из наднебесного высшего мира, согревает мир земной и совершает путешествие в мир загробный, замыкая круг. Кудель привязывали к вершине прялки, т.е. к миру небесному и спускали оттуда нить, свивая ее символически из света, из небесной влаги.
(Фото «Подоить тучку» из книги «Символизм сказок и мифов народов мира».)
Таким образом клубочек — это нить мудрости, спущенная с неба, ведущая к познанию самих себя.
Как писал Сергей Есенин, исследуя символику орнамента, русский человек, встав рано утром и умывшись водой, прикладывал к лицу полотенце с вышитым на нем древом жизни, напоминая себе, что в конце этого дня он, подобно этому мировому древу, должен принести плоды своих рук и шишки своих дум.
Орнамент костюма и утвари любого древнего народа несет в себе космогонию, целый рассказ об окружающем мире и способе гармоничного бытия в нем.
В славянской культуре символ имеет понятие оберега. Символами украшали все, чем пользовались и где жили. Это «изба-храм», как называл ее Сергей Есенин, а ее обереги – «избяными заповедями». Конь на крыше, петухи и розетки на ставнях и фронтоне избы – символы солнца и его лучей. Матица – символ млечного пути, волнистые линии – воды и дождя, ромбы с точками – символы засеянного поля. Крыша является символом неба, сруб – мира земного с четырьмя сторонами света, подвал – мир подземный. Так изба отражала представления о мире, была целым необъятным космосом. Изба – человек. Крыша избы – голова, сруб – тело, печь – сердце, подпол – ноги. Еще один персонаж, связанный с печкой — баба Яга.
Почему она стремится поместить героев в печь? Печь в русской традиции это и сердце и лоно матери. В старину, если младенец рождался недоношенным, больным, его обмазывали тестом -символом солнечных лучей, и помещали на лопате для выпечки хлеба в теплую печь, а когда вынимали — считалось, что он переродился здоровым, допекся. Яга стремится перепечь, переродить героев, усадив на лопату и поместив в печь.
Однажды на семинаре, посвященном символизму сказок и мифов, я рассказала про обряд перепекания младенцев в русской традиции. И одна женщина поделилась своей историей:
— Мой дедушка родился болезненным, с врожденным пороком сердца. Врач сказала, что младенец не выживет. Но мама дедушки несколько раз повторяла с ним обряд перепекания — обмазывала тестом и помещала в теплую печь, а потом вынимала. И он не только выжил — всю Великую Отечественную войну прошел и прожил 85 лет.
Почему череп с тына бабы Яги помогает Василисе? Обнаженный череп – символ смерти. А так как при жизни в его лоне живет мозг, то это символ смерти разума. Череп со светящимися глазницами — это символ смерти обыденного мирского разума. Свет же во многих культурах символизирует знание, дух, свет истины. Недаром говорит пословица: «Знание – свет, неведение – тьма». Происходит замена смертного ограниченного сознания сознанием неограниченным. Василиса возвращается от Яги с обновленным сознанием, способным трансформировать свой мир. Поэтому негативные начала — мачеха и сестры, носители зависти, лени, злости, мести — исчезают.
Все предметы быта несли в себе рассказ о мире: вышитые полотенца и коромысла, сундуки, валики для стирки белья, прялки, костюм, постельное белье, занавески, дорожки тканых ковров.
«Как же мне, старцу
Старому не плакать.
Как же мне, старому, не рыдать:
Потерял я книгу золотую
Во темном бору,
Уронил я ключ от церкви
В сине море».
Отвечает старцу господь бог:
«Ты не плачь, старец, не вздыхай,
Книгу новую я вытку звездами,
Золотой ключ волной выплесну».
Приводит народные слова Сергей Есенин в своем произведении «Ключи Марии» — исследовании корней русской культуры, сетуя на то, что утерян символический язык «избяных заповедей», космогоническое, сакральное значение орнамента, одежды и утвари – всего созданного руками человека предметного мира, несущего сказания о вселенной и смысле бытия.
В сознании древнего человека любая созданная им вещь несла в себе смысл, миф о сотворении мира, о цели и смысле жизни его самого в этой безграничной вселенной. Круги, кресты, ромбы, зигзаги, покрывающие глиняные горшки или деревянные изделия отражали космос – солнце и круговращательное движение, стороны света, смену времен года, мифологическое отделение света от тьмы и т.д. Предметный мир, миф и сказка были неотделимы друг от друга, являясь наставлениями, духовной грамотой о способе гармоничного и счастливого бытия в этом мире. Линии орнамента, вышивка костюма, занавесок, полотенец, резьба покрывающая утварь и стены дома, архитектурные элементы избы, устное творчество – фольклор, сказка, миф – все это древняя молитва, письмена мудрости, напоминание о праведной и плодотворной жизни.
Сундуки, наличники на окнах, валики для стирки белья и т.д. – все украшалось символами солнца, воды и земли, напоминая, как человек должен жить – по законам солнца, т.е. добра, истины, привнося в жизнь чистоту ума и души, отраженные в символах воды, и в конце каждого дня приносить прекрасные плоды своих рук. Таким образом, любая вещь была не просто произведением декоративно-прикладного искусства, но и несла в себе целую философию.
Изделия декоративно-прикладного искусства Древнего мира можно назвать молитвой и мудростью, запечатленными в трехмерной форме, несущей прикладное назначение.
Если перевести язык древних на наш современный, то на каждой вещи окружающего нас мира – на мебели, посуде, одежде, на полу, оконных рамах, на домах, дорогах, машинах, витринах, — везде мы бы видели надписи: «помни о вечном», «стремись к мудрости», «будь справедливым», «люби и дари любовь», «будь плодотворен», «стремись к чистоте души»…
«Вся наша жизнь есть не что иное, как заполн
СКАЗКА про Бабу Ягу и волшебный клубок ЧИТАТЬ
Что вы говорите?… Какого цвета? Ну, лично мне приходилось его видеть зеленым, но Иван Царевич клятвенно утверждал, будто моток был красным. Это наводит на мысль, что клубок может, подобно ящерице – хамелеону менять цвет.Некоторые особенно любопытные, спрашивают также какой толщины нить в клубке, искусственная она или натуральная и так далее. Но, помилуйте, для изучения всех этих тонкостей в сказочной академии существует целая наука. Называется она «Сказочное материаловедение». Вот там обо всем этом знают наверняка.
Я что-то отклонился от темы.
Как мы уже выяснили, клубок – это вещь, принадлежащая Бабе Яге. Судьбе было угодно соединить их при достаточно курьезных обстоятельствах…
Давным-давно (а Баба Яга у нас женщина в приличных летах), когда люди все больше своим хозяйством жили, в доме, на окраине одного села (название запамятовал) родился Васильчик. Не Вася, не Василий, а именно Васильчик. Уж больно матушка его дочку хотела, Василису. Тогда вообще мода была – Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая… Словом, назвали паренька Васильчиком и стал он расти – подрастать как маменька нарекла.
Других вечерами по селу кличут Петрами, Саватиями, Никанорами или Федорами, а его, смешно сказать… Хохот в округе стоит, когда Васильчик домой с сенокоса ворочается. Девчата на завалинке шепчутся, мол, вон наша Василисушка идет, краса – белы волоса. А у Васильчика, как назло волосы белоснежные и кудрявые.
Было ему тогда годков эдак восемь. Но в те времена, восемь годков – это не то, что теперь. Уже человек солидный, рабочий, в хозяйстве незаменимый. И вот, рассудив знаючи, решил Васильчик из дома уйти. И до тех пор не возвращаться, пока имя себе новое не сыщет. А иначе, не видать ему счастья.
Как ни отговаривала его матушка, как ни увещевала, как ни стращала – ничего не вышло. Тогда, связала она Васильчику рубаху дорожную, чтобы в холод и ветер не студено было. А еще, с внутренней стороны ниточку нашила – бараний волосок. Так крестьяне в старину обереги делали, чтоб домой всегда воротиться и в дороге не заплутать.
Пошел Васильчик далече, куда глаза глядят. Шел-шел и пришел к колодцу. Сидит у колодца того старик согбенный, костлявый. Говорит он Васильчку, подай мне дитятко водицы, самому мне не по силам.
Васильчик был добрый малый, закинул в колодец ведерко и вытянул свежей водицы для старика. Тот напился и в тот же час обратился статным молодцем. Говорит он:
— Спасибо тебе, мил человек. Спас ты меня от страшного наговора. Заколдовала меня старуха Баба Яга за то, что я ей не давал в нашем селе народ баламутить, да детушек малых красть. Век бы мне без водицы коротать, силушки-то в руках поубавилось. Не то, что ведро поднять, с землицы сырой встать невмоготу. Расскажи, зачем ты в эти края пришел, авось и я тебе сгожусь.
И рассказал ему Васильчик о своей беде. О том, как имя его треклятое всю жизнь молодую перепортило, и что если не поменяет его, то домой не воротится.
— Не нужен мне такой оберег, — говорит Васильчик, — есть у меня один уже, — и показывает бараний волос.
— Глупости все это, — махнул рукой молодец. – Это если по мелочи, а как что серьезное приспичит, только именем одним и спасешься.
Но, Васильчик, услышанному не верит. Да и как поверить, когда ему имя словно кость поперек горла? Простился он с молодцем и пошел дальше.
Под вечер прибрел к лесочку. Расположился на ночлег под кустом. Посреди ночи просыпается. Слышит стук какой-то. Словно кто-то по лесу идет и деревья подминает. Перепугался до смерти, еще дальше под куст залез и сидит не шелохнется.
А то была Баба Яга – костяная нога. Почуяла она русский дух в своих владениях и рыщет. Глядит она из-под куста голые пятки топорщатся.
Говорит тогда Баба Яга:
— Ох и страшно же здесь в лесу! Волки бродют, да медведи. Ворочусь ка я лучше к себе в избу. Там и тепло, и сготовлено, и банька натоплена. А тому, кто тут прячется, ох и не позавидую.
Сказала так, и уже как будто уходить собралась. Тут Васильчик из-под куста и вылез:
— Возьмите меня с собой, — говорит, — я волков боюсь и медведей.
Обрадовалась Баба Яга, приголубила его, посадила к себе в ступу и на окраину леса полетела, где ее избушка стояла. В избе тепло, банька истоплена, пироги на столе, в печи огонь теплится. Отъелся Васильчик, отмылся.
Сидит довольный. Чаек попивает и слова из него сами лезут, непрошено. Рассказал он Бабе Яге, зачем в путь собрался и как имя ему родное нелюбо, точно ком в горле.
— Что проще, — говорит старуха Яга, — у меня в закромах каких хошь имен навалом: есть Иваны, Афанасии, Николы и Митрии — выбирай любое!
Обрадовался Васильчик. Решил Иваном назваться. Не иначе, как в честь Ивана Царевича. Достала Баба Яга из закромов Иваново имя, ярке такое, точно перышко от диковинной птички. Говорит:
— Только у нас с тобою уговор – я тебе Ивана, а ты мне свое?
Согласился Васильчик, и уже было собрался именем поменяться, но что-то уж больно слова молодца у колодца, встреченного его смутили. Решил он проверить, не дурит ли его Яга. Взял он Иваново имя, а как бабка отвернулась сунул его в золу. Стало оно чернехонько, не узнать. Повернулась Яга, а Васильчик ей обратно Ивана тянет. Взяла Баба имя и в свои закрома обратно убрала.
На том и сон пришел.
Наутро проснулся Васильчик, до дому в обратный путь собрался. Только вот дверь у избушки заперта. И Баба Яга в сторонке сидит посмеивается:
— Куда ты, родименький? Али зря я тебя кормила? Зря в баньке парила? Именем новым нарекла? Останешься ты теперь здесь со мною на веки вечные, будешь мне службу служить. А как надоешь – съем тебя и косточек не оставлю.
Заплакал тогда Васильчик, и говорит:
— Все равно я от тебя, Старая убегу! Не удержишь.
— А вот и не убежишь. У меня имя твое припрятано, а без имени нареченного человек, что букашка никчемная. Раздавишь – одна мокрота по земле.
— У меня оберег есть, — жалуется Васильчик, — он меня отсюда до дому выведет.
В тот же миг взъерошился черный кот Котофеич, к Васильчику подскочил и за волосок бараний потянул. Стала рубаха его, маменькой вязанная, распускаться.
— Ага! – кричит Баба Яга, — оно мне еще и лучше. Я сейчас из этого твоего оберегу клубок смотаю, и станет он меня по горам – по долам водить, да куда надо дорогу показывать. Был твой оберег, а станет – мой!
Пока Яга клубок мотала, Васильчик в окошко выскочил и побежал куда глаза глядят. А старуха ему в след кричит:
— Не уйдешь далеко, у тебя мое имя. Захочу, так вмиг назад ворочу!
Не знала Яга, что Васильчик ее обманул и Иваном-таки не назвался.
Долго ли он бежал, неведомо. Да только, как пятки все пооббивал воротился до дому до хаты своей родной. Ни жив ни мертв от страха.
Матушка его встречает и не знает, как звать – величать родного сыночка. А он ей:
— Маменька, Васильчик я, и имя вовек не сменю. Как родился Васильчиком, так и помру им.
Урок такой разве забудешь?
А Баба Яга что? Скоро смекнула обман, но в накладе-то не осталась. При ней клубок появился – нитки с рубахи Васильчиковой маменькой связанной, благословенной и бараньим волоском обережённой. И стал тот клубок путь всем указывать, в трудностях направлять и из беды вызволять. Схоронила его Яга в своем сундуке, за семью замками, и по сей день хранит. Не так-то просто бывает добрым молодцам его для сказочных дел заполучить.
Спросите, откуда мне история эта разузналась? Да я давеча у Бабы Яги чаевал, так мне ее кот Котофеич все начистоту и выложил. Он за кусок колбасы докторской еще не те секреты откроет.
Читать также:
Яга и Ивашка-небояшка СКАЗКА Красотка Баба Яга СКАЗКАСКАЗКА про Бабу Ягу правдивая Баба Яга и три Ванечки СКАЗКА Откройте Баба Яга СКАЗКАВолшебный клубочек. Символизм сказок и мифов народов мира. Человек – это миф, сказка – это ты
Волшебный клубочек
Яга дает герою или героине клубочек, который сам собой катится, указывая дорогу к суженому или суженой, дорогу к месту их заточения, к царству зла. Герой не знает сам, где находится царство Кощея или Змея Горыныча. Баба Яга, как мудрая душа, дает ему это знание в виде путеводной нити. Славяне изготавливали нить из кудели, которую привязывали к верхней лопасти прялки. Прялка олицетворяла небесный свод с движущимся по нему солнцем, земной мир людей и подземный мир.
Верхняя часть прялки отображала наднебесный свет, предшествующий свету солнца. «Это имеет далекую средневековую традицию: «Свет на всю Вселенную есть свет неосяжаем, неисповедим, никим же где ся водворяет» (Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Зап. Моск. археолог, ин-та, 1913, т. II, с. 78).
«Солнцу же отведена второстепенная роль субъекта света: «Вещь бо есть солнце свету, осияя всю Вселенную». Солнце как бы украшает собою светлый мир, но не является первоисточником «неисповедимого» света… Возвращаясь к нашим прялкам, следует обратить внимание на то, что в них почти всегда наряду с условными солнечными знаками, отмечающими дневной и ночной путь солнца, присутствует огромный «солярный знак», возвышающийся над «землей» и занимающий почти все верхнее пространство широкой лопаски прялки. Он почти всегда составной – из отдельных кругов, шестиконечных розеток, полукружий. У него нет лучей, испускаемых вовне. Иногда в центре его изображался меньший круг с лучами, в котором естественно видеть солнце. Вполне возможно, что великолепная, полная гармонии геометрическая резьба, вся пронизанная лучами, исходящими из всех углов прялки и освещающими большой центральный круг, и есть попытка изобразить не солнце, а тот загадочный неисповедимый белый свет, существовавший, по мысли древних, независимо от солнца» (Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994).
Аналогичный символ мы видим в греческом мифе о Минотавре, живущем в лабиринте, попадая в который герои не могут вернуться обратно. Тезея спасает путеводная нить Ариадны, разматывая которую он проникает в лабиринт и с ее помощью находит спасительную дорогу. В русских сказках герой сражается со змеем или Кощеем, в греческом мифе герой побеждает чудовище Минотавра – человека с головой быка. В обоих случаях мы видим чудовище. Минотавр – человек, но мыслящий не человеческим рассудком, а инстинктами разъяренного быка. Тезей погружается в лабиринт инстинктов-иллюзий, чтобы победить их – освободиться. Но самостоятельно обратный путь из пространства первобытного хаоса он совершить не может. И как в русской сказке Баба Яга – женское начало – помогает Ивану победить дракона, так и Тезею помогает женское начало – Ариадна. Ее светоносная тиара, венчающая лоб Тезея, освещает ему путь в непроглядной тьме лабиринта, ее путеводная нить выводит из тупиков неведения, мрака неосознанности. Ариадна – символ мудрой анимы, возвышенных эмоций.
Нить, таким образом, спускалась с небесной сферы, из иного высшего мира и была символом дождя, солнечных лучей, неисповедимого белого света. Атрибуты прядения считались подарком птиц – также вестниками небесной сферы.
Смотанная в клубочек нить – это небесная влага и небесный свет – знание высшей космической мудрости, которая приводит героя к месту, где рождаются иллюзии, к корню заблуждений, чтобы освободиться от них.
Баба Яга – символ принципа трансформации и смерти. Она является принципом мироздания, космическим явлением. Об этом говорят всадники дня, солнца и ночи. «Вдруг едет опять всадник: сам черный, одет во всем черном и на черном коне; подскакал к воротам бабы-яги и исчез, как сквозь землю провалился, – настала ночь». Яга отвечает Василисе на вопрос о белом всаднике: «Это день мой ясный». Красный всадник «это мое солнышко красное», черный всадник «это ночь моя темная – все мои слуги верные!» («Василиса Прекрасная». «Русские народные сказки». Афанасьев). Яга здесь выступает как властительница космических явлений, как вселенское начало. Ее дом вмещает и ночь, и день, и само солнце, т.е. ее дом – космос и она сама космос и повелевает его законами.
К Яге как символу трансформации и смерти можно прийти на время за знанием, преображением, но нельзя оставаться в ее сфере, т.к. жизнь противопоставлена смерти. Получив необходимое, герои убегают, а мотив преследования Ягой – это желание процесса трансформации и разложения, захватив что либо в свой поток, удержать (коагулирующие силы), не отпускать. В ее сфере невозможна жизнь – развитие тех знаний, что Яга дала, поэтому героям нужно покинуть ее владения, чтобы, если понадобится, прийти к ней еще раз за новым знанием, за обновлением, очередным рождением.
Огненный щит яги. В сказке «Баба Яга и Заморышек» упоминается огненный щит. Здесь Яга не в печи сжигает героев, здесь происходит замена огня печи огнем щита: «…приказала подать свой огненный щит, поскакала в погоню и начала палить щитом на все четыре стороны».
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Урок-игра «В гостях у сказки». 2-й класс
Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках, развить интерес к сказкам, совершенствовать устную речь учащихся, внимание, память.
Оборудование: проектор, экран, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
Слово учителя: сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы собрались сегодня, чтобы отправиться в гости в волшебный мир любимых сказок. Недаром говорится “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам — урок”. Жители сказочной страны приготовили интереснейший, веселый конкурс. Вы готовы поиграть?
Условия проведения: Класс делится на команды. Каждая команда выбирает капитана. Кто знает ответ на вопрос, дает сигнал. Жюри оценивает знания учащихся. Счет игры сообщается игрокам после каждого тура и записывается на доске.
2. Конкурс.
1 конкурс. “Сказочный блиц-опрос ”
Учитель предлагает командам на время (за 1 минуту) отгадать как можно больше сказочных вопросов. Засекается время, ведущий быстро читает вопросы, участники команды отвечают не раздумывая.
Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были…)
Кто снес не простое яичко, а золотое? (Курочка Ряба)
Кого величают по отчеству – Патрикеевна? (Лиса)
Кто закопал 5 золотых монет? (Буратино)
По какой особой примете можно узнать Бабу Ягу? (Костяная нога)
После каких слов Али-Бабы волшебные ворота пещеры открывались? (Сим-Сим)
На какой птице летала Дюймовочка? (Ласточка)
Что не смог вытащить из земли дед, бабка и все их семейство? (Репку)
Из какого инструмента солдат сварил суп? (Топор)
Какой предмет потеряла Золушка? (Хрустальную туфельку)
Что потерял ослик Иа? (Хвост)
Встреча, с какой рыбой очень сильно повлияла на жизнь Емели? (Щука)
Назовите одну особенность известной сказочной избушки? (Курьи ножки)
Кто говорил, что он красивый и в меру упитанный мужчина? (Карлсон)
Какой сказочный герой придумал хранить смерть на конце иголки, а иголку в яйце и т.д.? (Кощей Бессмертный)
Какое хлебобулочное изделие ушло и от бабушки, и от дедушки? (Колобок)
Какие герои сказки кушали из кувшина и из тарелки и оба остались голодными? (Лиса и Журавль)
Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)
Кличка собаки из сказки “Репка”. (Жучка)
Сказочная героиня ,владелица первого летательного аппарата. (Баба Яга)
Материал, из которого старуха слепила колобок. (Мука)
Эта героиня немного болтлива, что чуть не привело к гибели её и бабушки. (Красная Шапочка)
Подруга семи гномов. (Белоснежка)
Предмет гордости Карабаса-Барабас. (Борода)
Имя поросёнка в сказке “Вини-Пух”. (Пятачок)
Как звали обладателя больших усов, живущего в Африке и захватившего в заложники доброго Айболита? (Бармалей)
Этот герой любил похвастаться и за это поплатился своей жизнью. (Колобок)
Транспорт Бабы Яги. (Ступа)
Какое средство помогло Карлсону избавиться от высокой температуры? (Банка варенья)
Что купила на базаре Муха-Цокотуха? (Самовар)
За кого вышла замуж Дюймовочка? (Король эльфов)
Кто ждал Красную шапочку? (Бабушка)
Учреждение, в котором работает Печкин из Простоквашино? (Почта)
Животное, в которое была заколдована Кощеем Бессмертным прекрасная девушка. (Лягушка)
Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке Андерсена “Дикие лебеди”? (Крапива)
Пожилая и подлая помощница злой ткачихи и коварной поварихи. (Баба Бабариха.)
Сказочная красавица с необычной внешностью, которая любила всех воспитывать. (Мальвина)
Что усыпило Белоснежку? (Яблоко)
Кем был по профессии силач, который одним ударом мог убить семерых? (Портной)
Какой герой с помощью своей бороды делал всякие чудеса? (Старик Хоттабыч)
Универсальное сказочное средство для проверки благородного происхождения? (Горошина)
Кто дал Буратино золотой ключик? (Черепаха Тортилла)
Этот кровожадный владелец замка пострадал от собственного умения перевоплощаться? (Людоед)
То, что в сказках всегда побеждает? (Добро)
Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (Игла)
2 конкурс. “Сказочный предмет”
— Определите принадлежность того или иного сказочного предмета к сказкам.
Учитель показывает предмет – учащиеся называют сказку.
- Деревянная ложка – “Жихарка”
- Зеркало – “Сказка о мертвой царевне”
- Игла – “Царевна-лягушка”
- Клубок – показывает дорогу героям сказок.
- Кувшин – “Лиса и журавль”
- Лук и стрела – “Царевна-лягушка”
- Топор – “Каша из топора”
- Яблоко – “сказка о мертвой царевне”
- Яйцо – “Курочка-ряба”
- Рыба – “Сказка о золотой рыбке”
- Туфля – “Золушка”
- Сапог – “кот в сапогах”
- Шапка – “красная шапочка”
- Корова – “Хаврошечка”
- Зайчик – “Колобок”.
3 конкурс “Отгадай название”
Учитель каждой команде даёт карточку, где записаны названия новогодних и зимних сказок без гласных букв. Командам надо угадать правильные названия.
- СНГРЧК
- МРЗК
- СНЖН КРЛВ
- ЩЛКНЧК
- МРЗ ВНВЧ
- ДВНДЦТЬ МСЦВ
- ДВЧК С СПЧКМ
4 конкурс. “Сказочный аукцион”
— Чья команда больше назовет сказок, где бы говорилось о волке и лисе, Бабе-Яге или Иванушке.
5 конкурс. “Сочинение сказки”
Каждой команде учитель раздает листы, на которых написаны предложения с пропусками слов. Командам необходимо, пользуясь предложениями-помощниками, создать свою сказку.
Сказка про…
Шел__________. По дороге он нашел___________, взял и понес царю. Пришел _______ во дворец. Кругом слуги царские с топорами да копьями. Испугался ____________, хотел было ___________, как вдруг_________из-за________ выскочил _________ и давай __________. Глянул на _________ и____________. Поблагодарил царь умного_________, и он отправился домой.
6 конкурс. «Сказочная реплика»
Угадать из какой сказки эта реплика?
1 команда | 2 команда |
1. И так только она поцеловала лепестки, там внутри в бутоне что-то щёлкнуло и цветок распустился. («Дюймовочка») | 1. По щучьему велению, по моему хотению, ступайте сани в лес сами. («По щучьему велению») |
2. Мышка бежала, хвостиком махнула («Курочка Ряба») | 2. Дурачина, ты, простофиля!!! («Сказка о золотой рыбке») |
3. Тянут, потянут, а вытянуть не могут («Репка») | 3 .Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях») |
4. Где моя большая ложка? («Три медведя») | 4. Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл. («Колобок») |
7 конкурс. “Сказочный кроссворд”
Будем угадывать кроссворд “Герои любимых
сказок”.
Подведение итогов. Пока жюри подводит итоги, я хочу у вас спросить ребята, понравился ли вам конкурс? Какой конкурс показался вам наиболее трудным, а какой вам больше понравился?
Жюри подводит итоги. По итогам сегодняшнего сказочного конкурса победу одержала команда … класса. Молодцы!
Мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное… До новых встреч дорогие ребята, уважаемые гости!
План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: Конспект ООД по сказкам «Путешествие с волшебным клубочком»
Муниципальное бюджетное
Дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №4
Конспект ООД по сказкам
Тема: «Путешествие с волшебным клубочком»
Воспитатель: Е.И.Енина
ст. Отрадная
ООД по сказкам с волшебным клубочком.
Цель: Вызвать интерес к театрально- игровой деятельности.
Задачи: Формировать умения выражать свое эмоциональное состояние (радость, грусть) при помощи мимики. Развивать память, фантазию, образное мышление.
ООД.
В – Ребята, давайте с вами познакомимся и пожелаем друг другу доброго утра.
Солнце раннее проснулось,
Осторожно потянулось.
Лучикам пора вставать,
Нашу землю согревать.
А теперь соседу справа,
Мячик ты передавай,
Друга называй по имени,
Утра доброго желай.
Дети, когда я к вам шла, по дороге повстречала клубочек,
Он тоже к вам в гости спешил, как вы думаете, что это за клубочек?
Ответы детей ( волшебный сказочный, шерстяной, круглый и т.д.)
Правильно! Это непростой клубочек, а волшебный!
Давайте вспомним, в каких сказках можно встретить волшебный клубочек.
( Ответы детей:Царевна – лягушка, Василиса Прекрасная, Иван Царевич и Серый Волк.)
Ребята, а в какое путешествие вы хотели бы отправиться с волшебным клубочком?
(Ответы детей: да).
Тогда отправляемся в путь, а клубочек нам покажет дорогу.
Ты катись, катись клубок,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Приведи нас к волшебству.
(Бросают клубочек, он приводит к доске).
Клубочек привел нас к волшебной шкатулке,
Ребята, как вы думаете, что в ней находится?
( Ответы детей: книга сказок, волшебный ключик и т.д)
Давайте откроем и посмотрим, что там. Здесь спрятаны загадки,
Если мы их правильно отгадаем, то увидим героев сказок.
- Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети?
(козлята)
( слайд — волки семеро козлят).
- В гости к бабушке пошла,
Пирожки ей понесла,
Серый волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Слайд – Красная Шапочка.)
- Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь еще, собака Жучка,
Деду с бабкой помогали,
Корнеплоды собирали.
(Слайд репка.)
- Возле леса на опушке,
Трое их живет в избушке,
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки.
(Слайд: три медведя.)
- На тарелке лежал,
как остыл, и убежал.
Встретил он зверей в лесу,
На беду свою лису.
Ей попался на зубок,
Круглый, вкусный (колобок).
(Слайд: колобок).
В – Молодцы ребята!
Отгадали все загадки
Сказки правильно назвали.
А волшебный клубочек снова зовет в дорогу.
Ты катись, катись клубок,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Приведи нас к волшебству.
(Бросают клубочек, он катится к столам, на которых разрезные картинки.)
В – Ой. Ребята, вы только посмотрите, куда привел нас клубочек. Что произошло здесь?
(Ответы детей: картинки испорчены, злой волшебник побывал здесь.)
В – Да, кто-то испортил все картинки. Поможем? Справитесь с заданием?
Давайте будем внимательными, сложим картинки и вспомним из какой они сказки.
( Дети складывают картинки).
В — Эти герои из какой сказки?
(Слайд:Заюшкина избушка.)
В — Какие вы молодцы, справились с трудным заданием.
А теперь, поиграем.
Физминутка.
Зайка наш в избушке жил.
( Руки над головой, пальцы соединены в виде домика.)
Никогда он не тужил.
(Повороты головой вправо, влево.)
Песни весело он пел,
(Кивают головой).
И на дудочке дудел.
(Имитация игры на дудочке.)
Но лисичка постучала,
(Стучат кулачек об кулачок.)
Из избушки зайчика прогнала.
(Хлопают в ладоши.)
И теперь зайчишка грустный ходит.
(Кружатся )
Себе места не находит.
(Вздыхают и разводят руками.)
И собаки и медведь,
(Виляют хвостом и качаются из стороны в сторону.)
К зайцу нашему подходят.
(Идут в круг)
И не с чем они уходят.
(Идут из круга, расходятся)
Лишь единственный петух,
Зайцу нашему помог.
(Машут руками вверх, вниз.)
И живут теперь в дому,
(Руки над головой, как домик)
Припеваючи, в ладу.
(Обнимаются).
В – Что случилось с зайчиком в этой сказке?
Какая лиса была в этой сказке?
(Хитрая, злая, коварная).
А зайчик какой в этой сказке?
(Доверчивый, трусливый, слабый.)
Какой в сказке был петушок?
( Храбрый, сильный, бесстрашный).
Что победило в сказке: зло или добро?
Чему нас учат сказки?
( Ответы детей).
В – Дети, покажите настроение зайчика, когда его лиса выгнала из избушки.
( Удивление, испуг, недоумение).
А когда медведь с собаками гнали и не выгнали лису, какое настроение было у зайчика?
( Грустное, печальное).
Покажите, какое настроение стало, когда петушок выгнал лису из избушки.
(Радостное).
В – Мне хочется узнать, какое у вас настроение сейчас. Перед вами –смайлики. Возьмите тот, какое у вас сейчас настроение. Ответьте, почему вы взяли именно этот смайлик?
(Ответы детей)
В –Молодцы, вы все постарались,
похлопайте друг другу от души.
Ребята, вам понравилось играть и путешествовать с волшебным клубочком?
(Ответы детей).
В – Во что, больше всего, понравилось играть? Какие трудности были на вашем пути?
Что расскажете дома?
Всем спасибо.
12 детских сказок, которые только на первый взгляд кажутся невинными
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Сказки неразрывно связаны с древними обрядами и обычаями. Их оригинальные версии, как правило, непосредственно отражают то, что делали наши предки. Возможно, вы заметили некоторые странности в поведении сказочных персонажей, которые часто противоречат логике и здравому смыслу. Мы нашли объяснения подобным поступкам.
Мертвая царевна спала, потому что готовилась выйти замуж
Один из частотных сказочных сюжетов — это временная смерть. Девушка надевает запретную одежду, укалывается булавкой или съедает яблоко и падает замертво, а оживает только после поцелуя любви. В реальности был похожий обычай: прежде чем отдать девушку замуж, нужно было ее понарошку умертвить.
Главная часть церемонии была посвящена как раз этому: девица должна была умереть как невинная девушка и возродиться к жизни уже женщиной. Проделывали это играючи: укалывали невесту иголкой или булавкой, после чего она картинно падала на землю, будто мертвая. «Оживляли» героиню обычно песнями и плясками.
Баба-яга на самом деле охраняет вход в царство мертвых
На границе между царством живых и мертвых стоит избушка, в которой живет Баба-яга — этакий Харон на русский лад. Задача героя, добравшегося сюда, — назвать магическое слово или принести жертвоприношение, чтобы избушка повернулась к нему «передом, а к лесу задом». Когда же персонаж попадает внутрь, первое, что он слышит:
«Фу, фу, фу! Прежде русского духу слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится!»
На самом деле в изначальных вариантах сказки слова «русский» здесь не было. Вместо этого Баба-яга говорила «живым пахнет». Чтобы избавиться от этого аромата, герой должен был поесть местной пищи, и тогда другие мертвецы признали бы его за своего. Эта деталь тесно связана с таким обрядом, как поминки. Персонаж как бы устраивает поминки по самому себе и прощается со своей живой половиной, превращаясь в мертвеца.
Вообще исследователи выделяют три типа Яги: дарительница (дает Иванушке волшебный клубок, волшебного коня и т. п.), похитительница (крадет детей и пытается изжарить их в печке) и воительница (нападает на героев и вырезает из их кожи ремни). С царством мертвых может быть связана любая из них.
Иногда Баба-яга — буквально теща героя
В некоторых случаях сказка о Бабе-яге восходит к обряду посвящения перед свадьбой. Известно, что древнейшая традиция предполагала, что обряд должен проводить непосредственный родственник невесты, часто мама или тетя. Перед заключением брака она подвергала зятя различным испытаниям.
Интересно, что традиция восходит к матриархальному прошлому, когда главенствующим был род жены, а не мужа. Иногда обряд немного трансформировался: посвящаемому жениху приходилось наряжаться женщиной и некоторое время выполнять типично «женскую» работу. Свадьба могла состояться, только если жених достойно справлялся со своей задачей.
Девица, которая живет в доме с богатырями и ведет все хозяйство, им не сестра
Девица попадает в дом богатырей двумя способами: или приходит добровольно (выгнала мачеха, заблудилась и т. д.), или ее похитили
Клубок-колобок — Тартария.Ру — культура человечности
Музыкальная сказка
Валерия и Зульфии МИрошниковых
по мотивам сказки Татьяны Лепихиной «Клубок-путешественник»
Вы, конечно, знаете, какие бывают бабушки. Бабушки бывают добрые, заботливые, весёлые, умные, строгие. Они очень радуются, когда к ним приезжают внуки, и всегда стараются их чем-нибудь угостить. А когда всех накормят и отправят во двор, то сидят в кресле и вяжут тёплые шерстяные носки на зиму.
И вы, конечно, знаете, какие бывают внуки. Внуки бывают шумные, непоседливые, неумытые, с разорванными коленками и вечно голодные. Они врываются со двора в кухню как ураган, едва не уронив холодильник и чудом не проскочив сквозь стену, и кричат:
— Бабушка, дай что-нибудь вкусненькое!
— Сначала умойся!
— А, когда умоюсь, дашь?
— Конечно, дам. У меня пирожки готовы.
А, когда стемнеет и пора уже будет ложится спать, бабушка уложит внуков в постель, укроет одеялом. А они просят:
— Бабушка, расскажи сказку!
— А вот если угадаете загадку, то расскажу!
— А вот и угадаем.
— Слушайте.
Очень трудная загадка
(прослушать MP3)
A D
Держим мы себя в руках,
E A
Целый день не спится,
A D
Птицами порхаем мы,
E A
А носим рукавицы.
Этим птицам колобок
Как-то раз попался –
Только вязаный носок
От него остался.
Мы не сабли, да остры,
Сталь о сталь стучится.
Мы сестрицы близнецы –
Вязальные…
— Спицы! Спицы! Спицы! – закричали внуки так, что у соседей проснулась кошка.
— Молодцы! Угадали. Так что слушайте сказку, улыбнулась бабушка.
— Только такую, которую мы ещё не слышали, попросили внуки.
— Такой вы ещё никогда не слышали. Это будет сказка… про Колобка.
— У-у! Мы её наизусть знаем, — заныли ребятишки.
— А вот и не знаете! Слушайте.
Однажды к бабушке приехали внуки. Она отложила своё вязание на подоконник и пошла с ними в парк. А в это время шерстяной Клубок посмотрел в даль, открывавшуюся с подоконника до самого забора, и вздохнул:
— Ну, чем я хуже Колобка?
Вязальные спицы – близнецы-сестрицы — о чём-то шушукались между собой и не обратили внимания на его реплику.
Тогда Клубок сказал громче:
— Если Колобок смог добраться до самого тёмного леса, то и я смогу.
Девчонки прекратили шушукаться и с интересом посмотрели на Клубка-Колобка. А он, польщённый их вниманием, запел песенку.
Песенка Клубка-Колобка
(прослушать MP3)
A F#m
Помню, был я весел и спокоен,
D E A
И душа моя, как пух, была легка.
A F#m
А теперь мне не даёт покоя
D E A
Слава Колобка.
Я ведь колобка сто раз круглее,
Путешественник от мозга до костей.
Шерстяного съесть никто не смеет,
И к тому же в дороге теплей.
Зимними холодными ночами
Будет что зевакам рассказать:
Мы в такие катались дали,
Что отсюда и не видать!
Но девчонки они и есть девчонки. И, дослушав песенку Клубка-Колобка, спицы только рассмеялись:
— А вот и никуда ты не пойдёшь! Побоишься!
— А кого мне бояться? – храбрился Клубок. – Лиса меня не съест, подавится. Холода я не боюсь, шерстяной – из меня из самого шубу связать можно.
Но спицы пошептавшись, засмеялись ещё звонче:
— А моль?
— Моль? – тут у Клубка даже голос сел, ведь всем известно, что моль питается шерстью. Но Клубок быстро пришёл в себя, — А кто видел эту моль? Может, это только бабушкины сказки? И нет на свете никакой моли!
— И всё равно не пойдёшь!
— Думаете, высоко? Не прыгну? А я прыгну — и не разобьюсь!
— Да куда ж ты уйдёшь? У тебя же хвост привязан!
Но Клубок их уже не дослушал. Он покатился по подоконнику и полетел вниз.
Однако спицы успели прокричать ему вслед свою прощальную дразнилку.
Прощальная дразнилка
(прослушать MP3)
A D
Эй, Клубок-Колобок,
E A
Ты куда собрался?
A D
Как ты был шерсти клок,
E A
Так им и остался.
Эй, храбрец-удалец,
Ты из шерсти овец.
Как такого молодца
Выносить могла овца?
А Клубок в это время долетел до земли и упал в кусты под окном.
— Ух, ты! Вот здорово! Эй, спицы, я уже внизу!
Но спицы уже потеряли его из виду и ничего не ответили. От их молчания Клубку стало одиноко и страшно. Но он вспомнил, что он путешественник и отправляется в неизведанные дали, может быть, даже до самого забора, и Клубок осмелел, и даже дух у него захватило от собственной смелости.
Но в это время на спину ему опустилась чья-то когтистая лапа…
— Кто это? – шёпотом спросил Клубок-Колобок, — Это лиса? Или моль? – закончил он уже в совершенном ужасе.
— Ну, что ты, — раздался мягкий вкрадчивый голос, — Я не моль. Я — кошка.
Песенка кошки
(прослушать MP3)
F G C Am
Кошка знает, чьё мясо съела,
F G C Am
Ей до птиц никакого дела.
F G C Am
Кошка даже мышей не ловит,
F G C Am F G C
Кошке надо,
кошке надо
забавы новой.
Кошке скучно лежать на солнце,
Кошке грустно смотреть в оконце.
Даже жалко собак дворовых.
Кошке надо,
кошке надо
забавы новой.
— Так, значит, ты меня не съешь? обрадовался Клубок.
— Ну, что ты! – замурлыкала кошка. — Есть я тебя не буду, — она уже успела легонько куснуть Клубок и теперь отплёвывалась. – Лучше я с тобой поиграю.
— Ура! обрадовался Клубок-Колобок. – Будем играть!
А кошка ударила по нему лапой и стала гонять его по всему двору – до самого забора. Разумеется Клубочек скоро размотался… и его не стало. Только нитка, спутавшись, лежала на траве. Но нитка – это не Клубок.
— Так и закончилось путешествие Клубка-Колобка, — сказала бабушка.
А внуки вздохнули:
— Сказка не должна так грустно кончаться.
— А сказка и не окончилась, потому, что в это время из парка вернулась бабушка со внуками.
Бабушка ахнула:
— Да кто же это так напакостил?
Но тот, кто напакостил уже выглядывал из-под кустика с самым невинным видом.
Тогда бабушка нашла кончик ниточки и стала сматывать Клубок обратно. А поскольку дело это долгое, она потихонечку запела.
Детская метафизическая
(прослушать MP3)
Am Dm
Ой, куда-то ниточка
E Am
Вьётся-извивается,
Dm
А какой была длины,
E Am A7
Той и размотается.
Dm
Больше, чем отмерено,
G C
Больше, чем напрядено –
Am Dm
Пережить свою судьбу
E Am A7
Никому не дадено.
Dm7
Ой, ты путь мой путаный,
G6 C9-7
Да как пойдёшь – состаришься.
Am7 Dm7
Кто-то выйдет кофточкой,
E7 Am7 A7
Кто-то станет варежкой.
Dm7
А иной свою судьбу
G6 C9-7
Кружевами вывяжет.
Am Dm
Непутёвый только лишь
E Am
Выкрасит да выбросит.
Я Клубочек соберу,
Я смотаю ниточку.
Только не доверь её
Шутнику-баловнику.
Догадайтесь, мальчики,
Да подскажите, девочки,
Сколько виться ниточке?
Сколько длиться песенке?
Что это за кошечка?
Да что это за бабушка?
Что там за окошечком?
Да про что эта сказочка?
— Ну что, слыхали вы такую сказку? – спросила бабушка.
— Знаешь, бабушка, а ты нам эту сказку завтра ещё расскажи.
— Ну, я вам не магнитофон. Завтра будет другая сказка.
Leave a Reply