Делаешь наспех сделаешь на смех: Attention Required! | Cloudflare – Attention Required! | Cloudflare
Пословицы и поговорки в русском языке.
Что общего ?
Язык – величайшее народное достояние, неисчерпаемый источник вековой мудрости. Немалую часть его составляют пословицы и поговорки: короткие, простые, но богатые по мысли так складно сложены, что запоминаются сами собой. Дошедшие до нас с давних времен, они живут в родном языке и сегодня, украшая речь, делая ее
живой и выразительной.
В чем различие ?
Поговорка — от корня ГОВОР -окраска речи
синонимы – молвушка побасенка , помудрушка , прибаутка , … ,
- символичная фраза или словосочетание, не являющаяся
самостоятельным предложением.
- меткая оценка событий , поступков
- красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами
Пословица — от корня СЛОВ о -основа речи
синонимы – афоризм, изречение, фразеологизм…
- законченное предложение с моралью и глубоким смыслом
- законченное нравоучительное суждение, вывод
- часто обладает рифмой и ритмом
Примеры
Пословица
- Делаешь наспех, сделаешь на смех
- Ремесло пить-есть не просит, а само кормит
- Не рой другому яму — сам в нее попадешь
- Не тот хлеб, что на полях, а тот хлеб, что в закромах
- Какова у него совесть, такова про него и повесть
Поговорка
- Знание лучше богатства
- На чужой стороне и весна не красна
- У милого дитяти много имен
- Старый друг лучше новых двух
- Уменье всегда найдет примененье
- Хорошо медведя в окно дразнить
- Здоровому все здорово
Основой пословицы или поговорки является пример жизненной ситуации и иногда подсказка, иногда намек, иногда прямое указание на правильное решение. Их назначение:
Знаючи недруга,
не зови на пир
Основой пословицы или поговорки является пример жизненной ситуации и иногда подсказка, иногда намек, иногда прямое указание на правильное решение. Их назначение:
Пословицы и поговорки составлялись многие столетия и воплощают в себе всю историю развития народа, раскрывая его отношение:
к родине
Пословицы и поговорки составлялись многие столетия и воплощают в себе всю историю развития народа, раскрывая его отношение:
к добру и злу
Пословицы и поговорки составлялись многие столетия и воплощают в себе всю историю развития народа, раскрывая его отношение:
к дружбе
Пословицы и поговорки составлялись многие столетия и воплощают в себе всю историю развития народа, раскрывая его отношение:
к семье
Пословицы и поговорки составлялись многие столетия и воплощают в себе всю историю развития народа, раскрывая его отношение:
к здоровью
Пословицы и поговорки составлялись многие столетия и воплощают в себе всю историю развития народа, раскрывая его отношение:
к пословицам/поговоркам
Пословицы и поговорки составлялись многие столетия и воплощают в себе всю историю развития народа, раскрывая его отношение:
к лени
На работу он сзади последних,
а на еду – впереди первых
Поспешишь –
людей насмешишь
Пословицы и поговорки составлялись многие столетия и воплощают в себе всю историю развития народа, раскрывая его отношение:
к лени
Отчего кот гладок? –
Поел, да и на бок
Первое дошедшее до нас собрание русских пословиц и поговорок относится к концу XVII века.
Это «Повести или пословицы
всенароднейшие по алфавиту».
Составитель остался неизвестным, а вошло в сборник свыше 2500 пословиц и поговорок.
В XIX веке вышел сборник В.И. Даля *) «Пословицы русского народа», включавший уже 30 000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.
*) Даль Владимир Иванович (1801-1872) — лексикограф, этнограф, писатель, медик. Почетный академик Петербургской академии наук. Занимался изучением русских говоров и фольклора. Основные труды — «Толковый словарь живого великорусского языка» и «Пословицы русского народа»
Позже появились пословицы и поговорки
литературного происхождения.
А.С. Пушкин « Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок » ( «Сказка о золотом петушке),
И.А.Крылов «Ты всё пела? Это дело! Так поди же, попляши!» (басня «Стрекоза и Муравей») ,«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет» (басня «Лебедь, рак и щука»),
Л.Н.Толстой «На воре шапка горит», «Два раза не умирать», «За спором дело» стало» (рассказы)
Б.В.Шергин «Одно дело делаешь, другого не порть» (пословицы в рассказах)…
В конце урока при наличии времени можно прочитать сказку
Г.-Х.Андерсена «Всяк знай свое место»
В число народных пословиц вошли и выражения зарубежных писателей
Г.-Х. Андерсен
«К ороль-то голый!» (сказка «Новое платье короля»)
«Всяк знай свое место» ( сказка с одноименным названием )…
14
п о с л о в и ц а
Поговорка может являться отрывком пословицы
п о г о в о р к а
д о б а в л я е т п о с л о в и ц а
Издавна пословицы и поговорки собирали
не только в России, но и по всему миру
Американская
Прежде чем занять у друга деньги, подумай, что тебе нужнее:
друг или деньги
Английская
A tattler is worse than a thief.
Болтун хуже вора
Испанская
Безумцу и урагану
перечить не стану
Еврейская
Лучше умереть от смеха,
чем от страха
Татарская
И верблюд — подарок,
и пуговица — подарок
Узбекская и турецкая
Белая собака, черная собака –
все равно собака
Пословицы/поговорки могут передавать
прямой смысл
переносный смысл
составлена
Со
Пословицы/поговорки «рассыпались»
и потеряли свой смысл. Соберите их!
Всяк знай своё место!
Г.-Х. Андерсен
1
1
Всяк знай своё место!
Г.-Х. Андерсен
1
Найдите пословицы/поговорки
по иллюстрациям к ним
Найдите близкие по смыслу немецкие и русские
пословицы/поговорки.
Немецкая поговорка
Русская поговорка
Немецкая поговорка
Русская поговорка
Определите, где пословицы,
а где поговорки?
1
ПОСЛОВИЦЫ
ПОГОВОРКИ
1
1
1
1
1
1
Выберите пословицы/поговорки,
в прямом и переносном смысле говорящие
о пользе учения
1
1
- 1. Узнали, повторили, вспомнили – 1 20 пословиц и поговорок
- 2. Нашли объяснение, назначение, применение
пословицам и поговоркам
- 3. Закрепили знания на практике
- 4. Обобщили, сделали вывод…
- 5. Поделимся знаниями с другими
В. Смит. «Час потехи». Видеоурок. Чтение 1 Класс
Любите ли вы отдыхать, веселиться? А заниматься интересным делом? Как правильно распределить свое время, чтобы хватило на все? Сегодня мы постараемся найти ответы на эти вопросы. Познакомимся со стихотворениями «Час потехи», которое написал В. Смит, а перевел с английского языка Б. Заходер, будем учиться определять персонажей произведения, читать выразительно, используя выразительные средства речи.
Как вы понимаете пословицу «Делу – время, а потехе – час»?
Этот афоризм, ставший пословицей, принадлежит русскому царю Алексею Михайловичу.
В конце предисловия к «Уряднику» царь сделал собственноручно приписку: «Прилог книжный или свой: сия притча душевне и телесне; правды же и суда и милостивый любве и ратного строя не забывайте: делу время и потехе час».
Этот прилог (приписка) стал пословицей, которая иногда толкуется в смысле: делу – время, а потехе – только час из этого времени. Царь имел в виду другое: он просто хотел сказать, что нужно и делом заниматься, и потехе (отдыху) уделять внимание, тоже отводить свое время. А чтобы избежать тавтологии (повтора), Алексей Михайлович для слова «время» нашел синоним – слово «час», которое в старорусском языке тоже означало время (как сейчас в современном польском). То, что «время» и «час» равнозначны, показывает другое место из «Урядника», где сказано: «Время наряду и час красоте…», то есть нужно уделять время и тому и другому. Словом, автор приписки хотел сказать, что всему свое время, чтобы читатели «Урядника», увлекаясь потехой, не забывали и о другом – о службе государству.
(Энциклопедия. Крылатые слова и выражения.)
Рассмотрите картинки, определите, кто каким делом занят (рис. 1)? Это дело или потеха?
Рис. 1. Занятия (Источник)
Пословица «Делу – время, а потехе – час» учит нас ценить каждую минуту, основное время должно отдаваться делам, а забавам и веселью – только досуг.
Прочитайте пословицы, определите, какие из них на эту же тему.
Кончил дело – гуляй смело.
Делаешь наспех, сделаешь на смех.
Хорош отдых, когда работа сделана.
Кто не работает, тот отдыха не знает.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Проверьте себя.
Кончил дело – гуляй смело.
Хорош отдых, когда работа сделана.
Кто не работает, тот отдыха не знает.
Речевая разминка
Подготовимся к чтению произведения В. Смита «Час потехи».
1. Прочитайте сначала медленно, потом быстрее.
ВЕСЕЛ – ВЕСЕЛИТ – ВЕСЕЛИТЬСЯ
2. Читайте слитно.
ПОД + ХВА + ТИЛ – ПОДХВАТИЛ
ПОД + НЯ + ЛАСЬ – ПОДНЯЛАСЬ
О + ТО + ЗВА + ЛАСЬ – ОТОЗВАЛАСЬ
ОТ+ КЛИК + НУЛ + СЯ – ОТКЛИКНУЛСЯ
ЗА + У + ЛЫ + БА + ЛАСЬ – ЗАУЛЫБАЛАСЬ
Знакомство со стихотворением В. Смита «Час потехи».
Прочитайте текст.
Подчеркните непонятные слова и выражения. Выясните их значение.
ПОТЕХЕ ЧАС
– Ура! Как раз
потехе час! –
Расхохотался Дикобраз. –
Ха-ха!
– Хи-хи! – сейчас же подхватил
Весёлый Нильский Крокодил. –
Ха-ха! Хи-хи!
– Xe-xe! – откликнулся Жираф,
Высоко голову задрав. –
Хи-хи! Xe-xe!
– Хо-хо! – раздался хохот Льва.
– Уху! – отозвалась Сова. –
Xe-xe! Хо-хо! Уху!
Смеялись все – и млад и стар.
Смеялся Ворон: – Кар-кар-кар! –
Смеялся Пёсик: – Гав-гав-гав! –
Кто веселится, тот и прав!
На небо поднялась Луна,
Заулыбалась и она.
По всей Земле:
У вас,
У нас –
Везде настал
ПОТЕХЕ ЧАС!
Ха-ха! Хи-хи! Xe-xe! Хо-хо!
Уху-уху! Кар-кар! Гав!
Проверка понимания содержания и смысла текста
Перечитайте текст. Ответьте на вопросы.
Сколько всего животных приняли участие в часе потехи?
Сколько из них птиц? Назовите их?
Кто расхохотался первым?
Какой предмет неживой природы оживил автор?
Какое чувство вы испытываете после прочтения этого стихотворения?
Вспомните, как называется произведение со смешным сюжетом?
К какому жанру можно отнести это произведение?
Проверьте себя.
Семь
Две (сова и ворон)
Дикобраз
Луну
Смех, улыбку.
Юмористическое.
Юмористическое стихотворение.
Рассмотрите рисунки, назовите персонажей стихотворения в порядке их появления в стихотворении (рис. 2).
Рис. 2. Иллюстрация к стихотворению (Источник)
Проверьте себя.
- Дикобраз
- Крокодил
- Жираф
- Лев
- Сова
- Ворон
- Песик
- Луна
Работа над выразительным чтением стихотворения
1. Определяем темп чтения.
2. Определяем громкость чтения.
3. Определяем слова, которые необходимо выделить голосом.
4. Определяем интонацию.
5. Представляем себе, как могут говорить фразы герои стихотворения.
Сегодня на уроке мы прочитали стихотворение В. Смита «Час потехи», смогли определить персонажей произведения, учились читать выразительно, используя выразительные средства устной речи.
Список литературы
- Кубасова О.В. Любимые страницы: Учебник по литературному чтению для 1 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
- Кубасова О.В. Литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
- Кубасова О.В. Литературное чтение: Я хочу читать. Книга для чтения к учебнику «Любимые страницы». 1 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2011.
- Кубасова О.В. Учим читать. Методические рекомендации к учебнику 1 класса. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2006.
- Кубасова О.В. Литературное чтение: Тестовые задания. 1 класс. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Pedgazeta.ru (Источник).
- Umk-garmoniya.ru (Источник).
- Ru.wikipedia.org (Источник).
Домашнее задание
- Перечитайте стихотворения. Подготовьте его выразительное чтение.
- Прочитайте в учебнике задание на с. 33. Выполните его.
- Подготовьте рассказ, чем вы любите заниматься в свободное время.
- Нарисуйте, какие обязанности вы имеете дома.
» Сделано наспех — сделано на смех»
СДЕЛАНО НАСПЕХ — СДЕЛАНО НА СМЕХ
Корикова Яна Анатольевна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 67,
г. Новосибирск
Цель:
Обсудить с учащимися проблему человеческой лени.
Показать на примере мультипликационных героев, как лень мешает людям жить, делает их смешными, беспомощными..
Побудить учащихся делать собственные выводы о том, как можно преодолеть собственную лень, побуждать и формировать желание трудиться, в частности учиться.
Развивать у детей память, словарный запас, речь, чувство юмора.
Задачи:
Показать разрушительную силу такого человеческого порока, как лень.
Формировать творческие умения детей, способность к самовыражению..
Формировать эстетическое восприятие детей.
Способствовать самовыражению воспитанников,
Возникновению желанию внимательнее присмотреться к себе
Целевая группа: учащиеся 2 класса.
Длительность занятия: 60 минут
Оборудование и используемые материалы: ПК, проектор, экран, магнитная доска,пословицы..
Используемыеые медиаматериалы:
Мультфильм “ Вовка в тридевятом царстве”, 1965 год, СССР , Союзмультфильм, реж. Борис Степанцев, 18 мин.56сек.,.
Ключевые слова: лень, лоботряс, тунеядец, творец, знания, возможности, польза.
отношения с окружающими и самим собой, реализация своих возможностей, через обучение чему то новому, польза людям.
Ход мероприятия:
Ребята, вы любите смотреть мультфильмы? А почему? (Они веселые, поучительные, смешные….). Сегодня я вам предлагаю посмотреть мультфильм Б. Степанцева “ Вовка в тридевятом царстве”
Просмотр мультфильма “ Вовка в тридевятом царстве”.
Беседа после просмотра сказки.
Ребята, про что эта сказка? ( про мальчика который ленился и думал, что волшебство- это спасение от лени).
Правильно. И сегодня мы поговорим о такой привычке, как лень.
— А как по- вашему, что такое Л Е Н Ь?
Лень- отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью.
-А как можно назвать тех, в которых вселятся лень? (лентяи, ленивцы, лоботрясы)
— А давайте вспомним, как царь в сказке назвал Вовку? ( Т У Н Е Я Д Е Ц )
— А почему он так его назвал? ( “Только и делай, что ничего не делай…”- говорил Вовка, думая , что царю делать ничего не надо.)
— А как Вы думаете, если человек занимает ответственный пост ( президент, мер, директор) надо ли ему работать или за него все делают другие?
— А теперь вспомним когда Вовка попал к старухе.
— Чем схожи старуха из сказки “ О рыбаке и рыбке” и наш герой?( похожи, они хотели чтобы у них все было, а делать ничего не хотели)
— Почему рыбка помогала старику, а Вовке не помогла?( Палец о палец не ударил. Невод не сплел, три раза его не закинул, рыбку не поймал.)
— Что сделала рыбка? ( рассердилась, выкинула Вовку в другую сказку)
— Стал ли Вовка волшебником, как Марьи- царевны? ( нет, даже волшебству надо учиться )
— А кто же согласился все делать за Вовку?( двое из ларца, одинаковы с лица)
— Понравилось ему такое волшебство? (нет)
— Почему, как Вы думаете?( они все делали, как попало ( спустя рукава), они тоже лентяи)
-А как вы думаете из-за чего люди становятся лентяями, ленивцами. Наверное, они часто говорят «ай не буду, не хочу, как нибудь, так сойдет».
— А есть ли среди вас такие ребята?
-А быть ленивыми людьми это хорошо или плохо?
4. Ребята, сегодня мне хотелось бы обсудить очень серьёзную тему — как уберечь себя от пагубного влияния вредной привычки Л Е Н Т Я Й С Т В О.
— Что нужно делать чтобы не быть лентяем?
— Помогает ли волшебство в преодолении лени?
— Можно ли выполнять работу “как нибудь”, “ сойдет”?
— Как Вы думаете, стыдно ли быть лентяем?
5. Давайте вспомним про нашего героя Вовку:
-Подходит ли тема нашего разговора “ Делано наспех- сделано на смех” к нашему Вовке?
— Удалось ли Вовке чего-то добиться, избавиться от лени? Почему? (Да, потому что он изменился, сам стал трудиться, он понял, что без труда ничего не выйдет)
— Что помогло ему измениться? (Жизненная ситуация ( захотел испечь пирожки)- стыд- труд)
7.(На доске прикреплены разные пословицы)
Выберите пословицы, которые подходят к этому мультфильму.
— Труд кормит, а лень портит.
— Без труда, не вытащить рыбку из пруда.
— Труд- это жизнь.
8. Рефлексия:
Как вы считаете, полезна ли тема, которую мы сегодня затронули?
Научились ли вы чему то?
Понравился ли вам сегодняшний разговор?
Мы сегодня много говорили о лени, о том каким человек может стать, если в него вселилась вредная привычка.
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож …
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям
Придет пора, настанет час,
И мы трудиться будем.
Давайте будем трудиться: помогать родителям, друзьям, стараться хорошо учиться, делать все дела не наспех. Ведь в труде человек развивается, познает что- то новое, самовыражается. И тогда лень не настигнет вас.
Поспешишь людей насмешишь — пословица
- Скорый наспех — людям на смех.
- От спеху наделаешь смеху.
- Спешащий часто спотыкается.
- Скоро делают — так слепо выходит.
- Спеши, не торопясь, а медли без лени.
- Поспешай, да не торопись.
- Поспешность приносит много раскаяний.
- Спешащая нога скоро спотыкается.
- Дело верши, да не спеши.
- Поспешишь — людей насмешишь.
- Не спехом дело спорится, а толком.
- Спешить не спеши, а поторапливайся.
- Спеши, да людей не смеши.
- Скорый поспех — людям на смех.
- Не торопись отвечать, торопись слушать.
- Спешащая нога спотыкается.
- Не спеши, коза: все волки твои будут.
- За все браться — ничего не сделать.
- Скорость нужна, а поспешность вредна.
- И готово, да бестолково.
- Вперед невода рыбы не ловят.
- Кто отстал? — Скорый. — Кто дошел? — Спорый.
- Скоро бегающий скоро устанет.
- Кто не спешит, от того ничто не убежит.
- Где спех, там и смех.
- Поспешишь — упадешь, последним придешь.
- Прытко бегают, так часто падают.
- Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
- Не суйся, пятница, прежде четверга.
- Вперед людей не забегай, а от людей не отставай.
- Кто с умом спешит, тот всегда и во всем успевает.
- Не торопись ткать, посмотри в бердо.
- Спех людям на смех.
- Скоро хорошо не родится.
- Наскоро делать — переделывать.
- Спеши, да не торопись.
- Какой спех? Ведь не горит!
- Рано, пташечка, запела, как бы кошечка не съела.
- Спешлив, суетлив: обувшись, парится.
- Делали наспех, а сделали на смех.
- Делай не наспех, а споро.
- Делано наспех и сделано на смех.
- Не всегда успешно, что поспешно.
- Спешлив топором опоясывается, в котомку обувается.
- Кто слишком спешит, позже кончает.
- Поспешность нужна только блох ловить.
Читать еще материалы:
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Leave a Reply