Чудеса в сказке о царе салтане пушкина: «Три чуда из сказки о царе салтане какие инструменты?» – Яндекс.Знатоки – «Три чуда из сказки о царе салтане какие инструменты?» – Яндекс.Кью
Презентация по интеграции предметов «Три чуда в сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Три чуда в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина (интеграция литературного чтения, музыки и изобразительного искусства)
2 слайдЛитературное чтение раскрывает образ героев. Музыка помогает понять и почувствовать их душевные переживания. Изобразительное искусство дает зрительную полноту картины изучаемого материала.
3 слайд Описание слайда: 4 слайд Описание слайда:В синем небе звёзды блещут, В синем море волны плещут, Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. Словно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица…
5 слайд Описание слайда:Три чуда сказки
6 слайд Описание слайда: 7 слайдМихаил Врубель «Царевна-Лебедь»
8 слайд Описание слайда:Михаил Врубель «Лебедь»
9 слайд Описание слайда:Опера Николая Андреевича Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане»
10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда:«Ну, теперь уж сказка вся, дальше сказывать нельзя»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-1235652
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийУрок литературного чтения в 3-м классе «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Чудеса в сказке
Цели:- формировать навыки выразительного чтения;
- развивать речь, внимание, память;
- воспитывать красоту и культуру речи.
Оборудование: иллюстрации к сказке, аудиокассета с записью музыки к спектаклю Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», репродукция картины М.Врубеля «Царевна Лебедь».
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Речевая разминка.
— Для того, чтобы хорошо читать, урок начнём с речевой разминки.
— Читаем слоги, чётко произнося каждый звук:
чпа – ачпа |
|
|
чла – ачла |
3. Проверка домашнего задания.
— С какой сказкой мы познакомились?
— Кто её автор?
— Назовите главных героев.
— Какое домашнее задание было задано? (Дочитать сказку, нарисовать иллюстрации к чудесам.)
— Посмотрите на доску, перед вами выставка рисунков, на которых изображены чудеса. Расположите их по порядку, как они следуют в сказке.
4. Постановка цели урока.
— Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
— Сегодня мы поговорим о чудесах, которые встретились в сказке. Будем учиться анализировать их, сравнивать и выразительно читать.
5. Работа над темой урока.
Давайте подумаем, что такое чудо? У вас на партах словарь С. И. Ожегова, найдите и прочитайте, как в словаре дано понятие этого слова?
— Перечислите чудеса по порядку.
— Как и почему возникают чудеса? (Город — за спасение царевны Лебедь, белка и 33 богатыря — завлечь отца в гости, царевна Лебедь — для женитьбы князя Гвидона.)
1 чудо
— Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о появлении города.
— Найдите и прочитайте, каким увидели город корабельщики.
— Город новый, златоглавый…Что это значит?
— Что рассказали о городе корабельщики царю Салтану?
— Выделите слова, описывающие, каким был город?
— Прочитайте, голосом выделяя выделенные слова.
(Звучит музыка Н. Римского-Корсакова к спектаклю «Сказка о царе Салтане».)
Вывод. Можно ли считать чудом появление города за одну ночь?
Рассмотрите репродукции картин. На них изображены старинные города, в которых до наших дней сохранилась русская старина.
2 чудо
— Найдите и прочитайте, о каком чуде рассказала повариха? (О белке.)
— Прочитайте, как корабельщики рассказали царю Салтану о белке?
— Что нового мы узнали из их рассказа?
— Как вы думаете, почему они приукрасили чудо?
— С какой интонацией надо читать о белке? Почему?
— Выделите в каждой строчке главное слово.
— Какие слова выделили? К какой части речи они относятся?
— Прочитайте выразительно этот отрывок.
— Почему белочку назвали диковинкой?
— Найдите в словаре С.И. Ожегова значение слова диковинка.
(Звучит музыка из спектакля Н. Римского-Корсакова к этой части произведения.)
Физминутка.
3 чудо
— Прочитайте, о каком чуде рассказала ткачиха? (33 богатыря.)
— Найдите и прочитайте, как об этом чуде говорил князь Гвидон.
— Одинаково ли описание? В чём отличие? (Работа в парах.)
— Вернёмся к словам ткачихи. Найдите слова, которые помогают передать мощь и грандиозность чуда.
— К какой части речи относятся эти слова? (Глагол.)
— Прочитайте выразительно этот отрывок, силой голоса выделяя слова, соблюдая паузы.
— Можно ли это чудо назвать диковинкой?
— А как можно? (Диво.)
— Посмотрите значение этого слова в словаре С.И. Ожегова.
— Богатыри рождаются из морской стихии и также сильны, как и она.
(Звучит музыка из спектакля Н. Римского-Корсакова к этой части произведения.)
4 чудо
— О каком чуде рассказала баба Бабариха? (Царевна Лебедь.)
(Звучит музыка из спектакля Н.Римского-Корсакова.)
— Ожидал ли Гвидон, что царевна — это Лебедь?
— Обрадовался ли он, когда увидел её?
— Что вас больше всего поразило в облике царевны Лебедь?
— Почему это чудо последнее в сказке?
(Работа в группах.)
— Вам надо прочитать, выделить главные слова, подготовить выразительное чтение отрывка появления царевны Лебедь.
Проверка. Читает один представитель от группы.
— Рассмотрите репродукцию картины художника М. Врубеля «Царевна Лебедь». Удалось ли ему передать её сказочный образ?
6. Итог урока.
— Понравилась ли вам сказка?
— Есть ли чудо, которое понравилось вам больше всего?
7. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение фрагментов произведения о чудесах.
Сказка о царе Салтане (опера) — Википедия
«Ска́зка о царе́ Салта́не» — опера в 4 действиях с прологом (7 сценах) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Либретто Владимира Бельского по одноимённой сказке А. С. Пушкина.
Мысль о написании оперы на сюжет сказки Пушкина пришла к композитору вскоре после окончания «Царской невесты», и разработка сценария началась зимой 1898—1899 года. Окончить оперу предполагалось к столетию со дня рождения Пушкина (в 1899 году). Активным сотрудником композитора стал его либреттист В. И. Бельский. Весной 1899 года композитор приступил к сочинению музыки. К осени опера была написана, а в январе следующего года завершена работа над партитурой. Премьера «Сказки о царе Салтане» состоялась 21 октября (2 ноября) 1900 года на сцене московской частной оперы — Товарищества Солодовниковского театра. Дирижёр — Михаил Ипполитов-Иванов. Художник-постановщик — Михаил Врубель.
Сам композитор эту оперу особенно любил. После драматической «Царской невесты» она стала воплощением светлого, легкого юмора. В 1901 году Римский-Корсаков, просматривая корректуру «Салтана» писал Забеле-Врубель:
Иногда, как вчера вечером, когда… дошел до арии Лебеди, вдруг начинается прилив гордости, самодовольства и восхищения собственным творчеством. Думаешь, какой я был тогда умный, поэтичный и красивый, разумеется, в смысле музыки.[1]. |
«Салтан» стал последней оперой, в сценической истории которой ведущую роль сыграла Московская частная опера. Впоследствии Римский-Корсаков отдавал премьеры своих опер императорским театрам.
Партия | Голос | Исполнитель на премьере в Москве 3 ноября 1900 (Дирижёр: Михаил Ипполитов-Иванов) | Исполнитель на премьере в Петербурге 25 декабря 1902 (Дирижёр: В. Зелёный) |
---|---|---|---|
Царь Салтан | бас | Николай Мутин | Григорий Пирогов |
Царица Милитриса | сопрано | Елена Цветкова | Леонида Балановская |
Ткачиха, средняя сестра | меццо-сопрано | Александра Ростовцева | Ольга Павлова |
Повариха, старшая сестра | сопрано | Аделаида Веретенникова | Маргарита Гукова |
Сватья баба Бабариха | контральто | Варвара Страхова | Нина Правдина |
Князь Гвидон | тенор | Антон Секар-Рожанский | Фёдор Орешкевич |
Царевна Лебедь (вначале Лебедь-птица) | сопрано | Надежда Забела-Врубель | Елена Степанова/Антонина Нежданова |
Старый дед | тенор | Василий Шкафер | Константин Арсеньев |
Гонец | баритон | Николай Шевелёв | Леонид Савранский |
Скоморох | бас | Михаил Левандовский | Иван Дисненко |
Три корабельщика | тенор, баритон и бас | ||
Хор и без пения: Голоса чародея и духов, бояре, боярыни, придворные, нянюшки, дьяки, стражники, войско, корабельщики, звездочёты, скороходы, певчие, слуги и прислужницы, плясуны и плясуньи, народ, тридцать три морских витязя с дядькой Черномором, белка, шмель. |
Действие происходит частью в городе Тмутаракани, частью на острове Буяне.
Пролог[править | править код]
Эскиз декорации к первому действиюЗимний вечер. Деревенская светлица. Три сестры прядут. Старшая и средняя сёстры не слишком усердствуют, поощряемые бабой Бабарихой:
Через силу не пряди,
Дней-то много впереди!
Однако младшей сестре, Милитрисе, не дают сидеть сложа руки. Старшие сёстры похваляются друг перед другом своим дородством и красотой и мечтают о том, что бы каждая из них сделала, если бы стала царицей. У дверей светлицы остановился царь Салтан, проходивший мимо со свитой бояр. Он прислушивается к разговору сестёр. Старшая из них обещает устроить пир на весь мир, средняя — наткать полотна, тогда как Милитриса обещает для батюшки-царя родить богатыря.
Царь входит в светлицу. Ошеломлённые сёстры и Бабариха падают на колени. Царь велит всем следовать за ним во дворец, чтобы стать: Милитриса — царицей, а её сёстры — поварихой и ткачихой. Сёстры раздосадованы и просят Бабариху помочь им отомстить Милитрисе. Последняя предлагает план: когда Салтан уедет на войну, а его жена родит сына, они пошлют царю вместо радостного известия грамоту:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь,
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».
Сёстры одобряют план и заранее торжествуют победу.
Действие первое[править | править код]
Эскиз декорации к первому и третьему действиюЦарский двор в Тмутаракани. Милитриса грустит. Около неё Бабариха и скоморох, прислужницы, а у ворот — стража. Входит повариха с подносом яств. Появляется старый дед и просит пропустить его к царевичу, чтобы распотешить его сказками. Приходит Ткачиха — похвастать вытканным ею затейливым ковром. Проснулся царевич. Няньки поют ему весёлую детскую песенку «Ладушки». Царский двор наполняется народом. Все восхищаются царевичем, а хор исполняет здравицы в честь него и царицы.
Расталкивая толпу, вваливается пьяный гонец с грамотой от царя Салтана. Он жалуется царице на то, как плохо был принят царём, и рассказывает о «хлебосольной» бабушке, накормившей его досыта и напоившей допьяна. Дьяки читают царскую грамоту:
«Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу, и приплод
В бочке бросить в бездну вод».
Все в недоумении. Милитриса в отчаянии. Сёстры и Бабариха злобно радуются. Вводят царевича Гвидона. Царица обнимает его, в грустной песне изливая свою скорбь. Выкатывают огромную бочку. Под плач и причитания народа царицу с сыном замуровывают в бочку и провожают до берега. Плач толпы сливается с шумом набегающих волн.
Действие второе[править | править код]
Эскиз декорации ко второму действию. 1940Берег острова Буяна. Оркестр рисует величественную картину водной стихии. На гребне волны то появляется, то исчезает бочка. Постепенно море успокаивается, выбрасывает бочку на берег, и из неё выходят Милитриса и повзрослевший царевич. Они радуются спасению, но царица озабочена: ведь «остров пуст и дик». Гвидон успокаивает мать и принимается за дело — мастерит лук и стрелу. Вдруг раздаётся шум борьбы и стон: это на море бьётся «лебедь средь зыбей, коршун носится над ней».
Гвидон прицеливается и выпускает стрелу из лука. Стемнело. Изумлённые царица и царевич видят Лебедь-птицу, выходящую из моря. Она обращается к своему спасителю Гвидону с благодарностью, обещает отплатить ему добром и открывает свою тайну:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил.
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Лебедь-птица советует не горевать, а ложиться спать. Милитриса и Гвидон решают последовать совету. Мать поёт сыну колыбельную песню. Оба засыпают. Наступает рассвет, из утреннего тумана вырисовывается сказочный город Леденец. Царица и царевич просыпаются, любуясь видением, и Гвидон догадывается:
Вижу я:
Лебедь тешится моя.
Из ворот города выходит ликующий народ, благодарит Гвидона за избавление от злого чародея и просит княжить в славном городе Леденце.
Действие третье[править | править код]
Иван Билибин. Эскиз костюма боярина. 1936Картина первая[править | править код]
Берег острова Буяна. Вдали виден корабль, везущий гостей-корабельщиков в Тмутаракань. С тоской смотрит им вслед Гвидон. Он жалуется Лебедь-птице, что ему прискучили все чудеса острова, и он хочет видеть отца, да так, чтобы самому остаться невидимым. Лебедь-птица соглашается выполнить его просьбу и велит царевичу трижды окунуться в море, чтобы обернуться шмелём. Звучит знаменитый оркестровый полёт шмеля — это Гвидон улетает догонять корабль.
Картина вторая[править | править код]
Царский двор в Тмутаракани. Царь Салтан сидит на троне — он грустен. Около него повариха, ткачиха и сватья баба Бабариха. К берегу пристаёт корабль. Торговых гостей приглашают к царю, сажают за уставленный яствами стол и потчуют. В благодарность гости начинают рассказы о чудесах, виденных ими в свете: появление на пустынном острове красивого города Леденца, в котором живут и белка, умеющая грызть золотые орешки и петь песенки, и тридцать три богатыря.
Повариха и ткачиха стараются отвлечь внимание царя другими рассказами, а шмель злится на них за это и жалит каждую в бровь. У царя Салтана всё усиливается желание посетить чудесный остров. Тогда Бабариха рассказывает о самом удивительном из чудес: о прекрасной царевне, которая красотой «днём свет Божий затмевает, ночью землю освещает». Тут шмель жалит Бабариху в самый глаз, и она кричит. Начинается общий переполох. Шмеля ловят, но он благополучно улетает.
Действие четвёртое[править | править код]
Иван Билибин. Эскиз декорации к третьему и четвёртому действиюКартина первая[править | править код]
Берег острова Буяна. Вечер. Гвидон мечтает о прекрасной царевне. Он зовёт Лебедь-птицу, признаётся ей в любви к царевне и просит найти её. Лебедь не сразу выполняет его просьбу: она не уверена в его чувстве. Но Гвидон настаивает и готов идти за любимой «хоть за тридевять земель». И наконец, Лебедь говорит:
Нет, зачем искать далёко?
Я скажу, вздохнув глубоко:
Знай, пришла судьба твоя,
Та царевна — это я!
В сгустившейся темноте возникает Царевна-Лебедь в ослепительном блеске своей красоты. Наступает утро, и доносится песня — это царица Милитриса идёт к морю в сопровождении прислужниц. Гвидон и Царевна-Лебедь просят её дать согласие на брак, и Милитриса благословляет их.
Картина вторая[править | править код]
Оркестровое вступление повествует о городе Леденце и его чудесах: белка, богатыри, Царевна-Лебедь. На острове Буяне ждут прибытия Салтана. Раздаётся колокольный звон. Корабль пристаёт к пристани. На берег сходит свита царя, а за ней — Салтан в сопровождении поварихи, ткачихи и Бабарихи. Гвидон приветствует знатного гостя, усаживает рядом с собой на трон и предлагает полюбоваться чудесами. По знаку царевича трубят глашатаи, возвещая о появлении хрустального домика с замечательной белкой, а потом — витязей с дядькой Черномором, и, наконец, из терема выходит Царевна-Лебедь.
Все восхищены и прикрывают глаза руками, ослеплённые её красотой. Салтан взволнован и просит волшебницу Лебедь показать ему царицу Милитрису. Она отвечает:
Дар чудес царевне дан:
Взглянь на терем, царь Салтан.
На крыльце показывается царица. Дуэт Салтана и Милитрисы радостен и взволнован. Царь спрашивает о сыне. Гвидон выступает вперёд и говорит:
Мой родимый, это я!
Повариха и ткачиха падают в ноги царю Салтану, моля о прощении. Бабариха в страхе убегает, но на радости царь прощает всех.
Аудиозаписи[править | править код]
Год | Организация | Дирижёр | Солисты | Издатель и каталожный номер | Текст заголовка |
---|---|---|---|---|---|
1952 | Симфонический оркестр Штутгартского радио | Ганс Мюллер-Край | царь Салтан — Вильгельм Ширп, царица Милитриса — Maud Cunitz, Ткачиха — Hetty Plümacher, баба Бабариха — Res Fischer, царевич Гвидон — Christo Bajew, царевна Лебедь — Friederike Sailer, старый дед — Franz Fehringer, гонец — Robert Titze | Walhall «Eternity Series» WLCD 0242 (2008) | На немецком |
1955 | Хор и оркестр Большого театра | Василий Небольсин | царь Салтан — Иван Петров, царица Милитриса — Евгения Смоленская, Ткачиха — Лариса Никитина, Повариха — Елена Шумилова, баба Бабариха — Евгения Вербицкая, царевич Гвидон — Владимир Ивановский, царевна Лебедь — Галина Олейниченко, старый дед — Павел Чекин, гонец — Алексей Иванов, скоморох — Марк Решетин | Д 05010-5 (1959), Мелодия Д 032909-14 (1972) | |
1959 | Хорватский национальный театр в Загребе | Димитрий Зебре | царь Салтан — Zdravko Kovac, царица Милитриса — Nada Toncic, Ткачиха — Tatiana Slastenko, Повариха — Bjanka Decman, баба Бабариха — Mariana Radev, царевич Гвидон — Janec Lipusek, царевна Лебедь — Maria Glavasevic, старый дед — Franco Paulik, гонец — Milivoy Belavic, скоморох — Milivoy Bacanovic | Philips A 02014-6 L (1960) |
Видеозаписи[править | править код]
Год | Организация | Дирижёр | Солисты | Производитель или издатель и каталожный номер | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1978 | Дрезденская государственная опера | Зигфрид Курц | царь Салтан — Rolf Wollard, царица Милитриса — Lidija Rushizkaja, баба Бабариха — Barbara Hoene, царевич Гвидон — Stephan Spiewok, царевна Лебедь — Ilse Ludwig(-Jahns) | V.I.E.W. Video 1406 | На немецком |
2019 | Ла Монне | Ален Альтиноглу | царь Салтан — Анте Йеркуница, царица Милитриса — Светлана Аксёнова, царевич Гвидон — Богдан Волков, царевна Лебедь — Ольга Кульчинская | На русском |
- ↑ Цит. по: Римский-Корсаков А. Н. Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество. Вып. IV. М.: Музгиз, 1937. С. 146.
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Ефросинина Литературное чтение. Ответы. 3 класс. Рабочая тетрадь.
- Точное слово
Какие обещания дали сестры? Перечитайте и подчеркните. Соедините стрелками рифмующиеся строки.
Первая обещала пир, вторая наткать полотна, а третья родить сына.
2. Соответствие
Кто из героев сказки положительный, а кто отрицательный? Укажите стрелочкой.
Положительные герои — Гвидон, царица, царь Салтан.
Отрицательные герои — ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха.
3. Проталинки
Какую новость узнал царь Салтан? Перечитайте отрывок, впишите пропущенные слова. Подчеркните.
Царь Салтан узнал новость о рождении неведомой зверушки.
4. Точное слово
Каждая встреча князя Гвидона с царем Салтаном начинается с описания ветра и кораблика. Найдите эти описания и запишите. Подчеркните слова, которыми эти строчки различаются. Объясните почему.
Когда кораблик подплывает к Буяну, он бежит сам по себе. Плывя к Салтану он веселится, как и ветер, потому что Гвидон плывет к отцу.
5. Точное слово
Какие слова говорят о печали Салтана? Подчеркните. Почему печалился царь Салтан? Запишите.
О печали говорят слова “С грустной думой на лице”. А печалился Салтан потому, что ничего не знал о судьбе жены и ребенка.
6. Поиск
Какие чудеса происходят в сказке? Запишите или нарисуйте.
Главные чудеса: возникновение города на пустом острове, белка, которая грузла орехи из золота с изумрудными ядрами, появление из моря богатырей, превращение лебедя в царицу.
7. Сравнение
Перечитайте описание острова Буяна. Как изменился остров? Подчеркните слова, указывающие на эти изменения.
На пустом острове появился город с теремами и церквями, там правит князь Гвидон.
8. Таблица
Выскажите свое мнение о героях сказки
Заполним таблицу “Характеристика героев сказки”
9. Проба пера
Каким вы представляете остров Буян? Нарисуйте или запишите.
Остров Буян кажется мне райским уголком в океане. Небольшой, ровный, с дубом. На нем появляется красивый город со стенами, церквями, теремами и садами.
10. Поиск
Как сказать по-другому? Подберите синонимы.
Слова “С грустной думой” можно заменить синонимами: печально, расстроенно, мрачно.
11. Сравнение
Сравните русскую народную сказку “Царевич Нехитер-Немудер” и “Сказку о царе Салтане” А.С. Пушкина по плану:
- О чем сказка?
- Форма сказки
- Главные герои
- Отзыв о сказке
Пример заполнения таблицы “Сравнение сказок”:
Назад к содержанию
Leave a Reply