Разное

Чудеса в сказке о царе салтане пушкина: «Три чуда из сказки о царе салтане какие инструменты?» – Яндекс.Знатоки – «Три чуда из сказки о царе салтане какие инструменты?» – Яндекс.Кью

Презентация по интеграции предметов «Три чуда в сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Три чуда в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина (интеграция литературного чтен Описание слайда:

Три чуда в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина (интеграция литературного чтения, музыки и изобразительного искусства)

2 слайд Литературное чтение раскрывает образ героев. Музыка помогает понять и почувст
Описание слайда:

Литературное чтение раскрывает образ героев. Музыка помогает понять и почувствовать их душевные переживания. Изобразительное искусство дает зрительную полноту картины изучаемого материала.

3 слайд Чудеса в сказке о царе салтане пушкина: «Три чуда из сказки о царе салтане какие инструменты?» – Яндекс.Знатоки – «Три чуда из сказки о царе салтане какие инструменты?» – Яндекс.Кью Описание слайда: 4 слайд В синем небе звёзды блещут, В синем море волны плещут, Туча по небу идет, Боч
Описание слайда:

В синем небе звёзды блещут, В синем море волны плещут, Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. Словно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица…

5 слайд Три чуда сказки Описание слайда:

Три чуда сказки

6 слайд Чудеса в сказке о царе салтане пушкина: «Три чуда из сказки о царе салтане какие инструменты?» – Яндекс.Знатоки – «Три чуда из сказки о царе салтане какие инструменты?» – Яндекс.Кью Описание слайда: 7 слайд Михаил Врубель «Царевна-Лебедь»
Описание слайда:

Михаил Врубель «Царевна-Лебедь»

8 слайд Михаил Врубель «Лебедь» Описание слайда:

Михаил Врубель «Лебедь»

9 слайд Опера Николая Андреевича Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Описание слайда:

Опера Николая Андреевича Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане»

10 слайд Чудеса в сказке о царе салтане пушкина: «Три чуда из сказки о царе салтане какие инструменты?» – Яндекс.Знатоки – «Три чуда из сказки о царе салтане какие инструменты?» – Яндекс.Кью Описание слайда: 11 слайд Чудеса в сказке о царе салтане пушкина: «Три чуда из сказки о царе салтане какие инструменты?» – Яндекс.Знатоки – «Три чуда из сказки о царе салтане какие инструменты?» – Яндекс.Кью Описание слайда: 12 слайд Чудеса в сказке о царе салтане пушкина: «Три чуда из сказки о царе салтане какие инструменты?» – Яндекс.Знатоки – «Три чуда из сказки о царе салтане какие инструменты?» – Яндекс.Кью Описание слайда:
13 слайд
Чудеса в сказке о царе салтане пушкина: «Три чуда из сказки о царе салтане какие инструменты?» – Яндекс.Знатоки – «Три чуда из сказки о царе салтане какие инструменты?» – Яндекс.Кью Описание слайда: 14 слайд Чудеса в сказке о царе салтане пушкина: «Три чуда из сказки о царе салтане какие инструменты?» – Яндекс.Знатоки – «Три чуда из сказки о царе салтане какие инструменты?» – Яндекс.Кью Описание слайда: 15 слайд Чудеса в сказке о царе салтане пушкина: «Три чуда из сказки о царе салтане какие инструменты?» – Яндекс.Знатоки – «Три чуда из сказки о царе салтане какие инструменты?» – Яндекс.Кью Описание слайда: 16 слайд Чудеса в сказке о царе салтане пушкина: «Три чуда из сказки о царе салтане какие инструменты?» – Яндекс.Знатоки – «Три чуда из сказки о царе салтане какие инструменты?» – Яндекс.Кью
Описание слайда: 17 слайд Чудеса в сказке о царе салтане пушкина: «Три чуда из сказки о царе салтане какие инструменты?» – Яндекс.Знатоки – «Три чуда из сказки о царе салтане какие инструменты?» – Яндекс.Кью Описание слайда: 18 слайд «Ну, теперь уж сказка вся, дальше сказывать нельзя» Описание слайда:

«Ну, теперь уж сказка вся, дальше сказывать нельзя»

«Ну, теперь уж сказка вся, дальше сказывать нельзя»

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

«Ну, теперь уж сказка вся, дальше сказывать нельзя»

Курс повышения квалификации

«Ну, теперь уж сказка вся, дальше сказывать нельзя»

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-1235652

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Урок литературного чтения в 3-м классе «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Чудеса в сказке

Цели:

  • формировать навыки выразительного чтения;
  • развивать речь, внимание, память;
  • воспитывать красоту и культуру речи.

Оборудование: иллюстрации к сказке, аудиокассета с записью музыки к спектаклю Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», репродукция картины М.Врубеля «Царевна Лебедь».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Речевая разминка.

— Для того, чтобы хорошо читать, урок начнём с речевой разминки.

— Читаем слоги, чётко произнося каждый звук:

чпа – ачпа
чпы – ычпы
чпэ – эчпэ
чпо – очпо
чпу – учпу

 

 

чла – ачла
члы – ычлы
члэ – эчлэ
чло – очло
члу – учлу

3. Проверка домашнего задания.

— С какой сказкой мы познакомились?

— Кто её автор?

— Назовите главных героев.

— Какое домашнее задание было задано? (Дочитать сказку, нарисовать иллюстрации к чудесам.)

— Посмотрите на доску, перед вами выставка рисунков, на которых изображены чудеса. Расположите их по порядку, как они следуют в сказке.

4. Постановка цели урока.

— Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

— Сегодня мы поговорим о чудесах, которые встретились в сказке. Будем учиться анализировать их, сравнивать и выразительно читать.

5. Работа над темой урока.

Давайте подумаем, что такое чудо? У вас на партах словарь С. И. Ожегова, найдите и прочитайте, как в словаре дано понятие этого слова?

— Перечислите чудеса по порядку.

— Как и почему возникают чудеса? (Город — за спасение царевны Лебедь, белка и 33 богатыря — завлечь отца в гости, царевна Лебедь — для женитьбы князя Гвидона.)

1 чудо

— Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о появлении города.

— Найдите и прочитайте, каким увидели город корабельщики.

— Город новый, златоглавый…Что это значит?

— Что рассказали о городе корабельщики царю Салтану?

— Выделите слова, описывающие, каким был город?

— Прочитайте, голосом выделяя выделенные слова.

(Звучит музыка Н. Римского-Корсакова к спектаклю «Сказка о царе Салтане».)

Вывод. Можно ли считать чудом появление города за одну ночь?

Рассмотрите репродукции картин. На них изображены старинные города, в которых до наших дней сохранилась русская старина.

2 чудо

— Найдите и прочитайте, о каком чуде рассказала повариха? (О белке.)

— Прочитайте, как корабельщики рассказали царю Салтану о белке?

— Что нового мы узнали из их рассказа?

— Как вы думаете, почему они приукрасили чудо?

— С какой интонацией надо читать о белке? Почему?

— Выделите в каждой строчке главное слово.

— Какие слова выделили? К какой части речи они относятся?

— Прочитайте выразительно этот отрывок.

— Почему белочку назвали диковинкой?

— Найдите в словаре С.И. Ожегова значение слова диковинка.

(Звучит музыка из спектакля Н. Римского-Корсакова к этой части произведения.)

Физминутка.

3 чудо

— Прочитайте, о каком чуде рассказала ткачиха? (33 богатыря.)

— Найдите и прочитайте, как об этом чуде говорил князь Гвидон.

— Одинаково ли описание? В чём отличие? (Работа в парах.)

— Вернёмся к словам ткачихи. Найдите слова, которые помогают передать мощь и грандиозность чуда.

— К какой части речи относятся эти слова? (Глагол.)

— Прочитайте выразительно этот отрывок, силой голоса выделяя слова, соблюдая паузы.

— Можно ли это чудо назвать диковинкой?

— А как можно? (Диво.)

— Посмотрите значение этого слова в словаре С.И. Ожегова.

— Богатыри рождаются из морской стихии и также сильны, как и она.

(Звучит музыка из спектакля Н. Римского-Корсакова к этой части произведения.)

4 чудо

— О каком чуде рассказала баба Бабариха? (Царевна Лебедь.)

(Звучит музыка из спектакля Н.Римского-Корсакова.)

— Ожидал ли Гвидон, что царевна — это Лебедь?

— Обрадовался ли он, когда увидел её?

— Что вас больше всего поразило в облике царевны Лебедь?

— Почему это чудо последнее в сказке?

(Работа в группах.)

— Вам надо прочитать, выделить главные слова, подготовить выразительное чтение отрывка появления царевны Лебедь.

Проверка. Читает один представитель от группы.

— Рассмотрите репродукцию картины художника М. Врубеля «Царевна Лебедь». Удалось ли ему передать её сказочный образ?

6. Итог урока.

— Понравилась ли вам сказка?

— Есть ли чудо, которое понравилось вам больше всего?

7. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение фрагментов произведения о чудесах.

Сказка о царе Салтане (опера) — Википедия

«Ска́зка о царе́ Салта́не» — опера в 4 действиях с прологом (7 сценах) Николая Андреевича Римского-Корсакова. Либретто Владимира Бельского по одноимённой сказке А. С. Пушкина.

Мысль о написании оперы на сюжет сказки Пушкина пришла к композитору вскоре после окончания «Царской невесты», и разработка сценария началась зимой 1898—1899 года. Окончить оперу предполагалось к столетию со дня рождения Пушкина (в 1899 году). Активным сотрудником композитора стал его либреттист В. И. Бельский. Весной 1899 года композитор приступил к сочинению музыки. К осени опера была написана, а в январе следующего года завершена работа над партитурой. Премьера «Сказки о царе Салтане» состоялась 21 октября (2 ноября) 1900 года на сцене московской частной оперы — Товарищества Солодовниковского театра. Дирижёр — Михаил Ипполитов-Иванов. Художник-постановщик — Михаил Врубель.

Сам композитор эту оперу особенно любил. После драматической «Царской невесты» она стала воплощением светлого, легкого юмора. В 1901 году Римский-Корсаков, просматривая корректуру «Салтана» писал Забеле-Врубель:

«Иногда, как вчера вечером, когда… дошел до арии Лебеди, вдруг начинается прилив гордости, самодовольства и восхищения собственным творчеством. Думаешь, какой я был тогда умный, поэтичный и красивый, разумеется, в смысле музыки.[1].»

«Салтан» стал последней оперой, в сценической истории которой ведущую роль сыграла Московская частная опера. Впоследствии Римский-Корсаков отдавал премьеры своих опер императорским театрам.

ПартияГолосИсполнитель на премьере в Москве
3 ноября 1900
(Дирижёр: Михаил Ипполитов-Иванов)
Исполнитель на премьере в Петербурге
25 декабря 1902
(Дирижёр: В. Зелёный)
Царь СалтанбасНиколай МутинГригорий Пирогов
Царица МилитрисасопраноЕлена ЦветковаЛеонида Балановская
Ткачиха, средняя сестрамеццо-сопраноАлександра РостовцеваОльга Павлова
Повариха, старшая сестрасопраноАделаида ВеретенниковаМаргарита Гукова
Сватья баба БабарихаконтральтоВарвара СтраховаНина Правдина
Князь ГвидонтенорАнтон Секар-РожанскийФёдор Орешкевич
Царевна Лебедь (вначале Лебедь-птица)сопраноНадежда Забела-ВрубельЕлена Степанова/Антонина Нежданова
Старый дедтенорВасилий ШкаферКонстантин Арсеньев
ГонецбаритонНиколай ШевелёвЛеонид Савранский
СкоморохбасМихаил ЛевандовскийИван Дисненко
Три корабельщикатенор, баритон и бас
Хор и без пения: Голоса чародея и духов, бояре, боярыни, придворные, нянюшки, дьяки, стражники, войско, корабельщики, звездочёты, скороходы, певчие, слуги и прислужницы, плясуны и плясуньи, народ, тридцать три морских витязя с дядькой Черномором, белка, шмель.

Действие происходит частью в городе Тмутаракани, частью на острове Буяне.

Пролог[править | править код]

» Эскиз декорации к первому действию

Зимний вечер. Деревенская светлица. Три сестры прядут. Старшая и средняя сёстры не слишком усердствуют, поощряемые бабой Бабарихой:

Через силу не пряди,
Дней-то много впереди!

Однако младшей сестре, Милитрисе, не дают сидеть сложа руки. Старшие сёстры похваляются друг перед другом своим дородством и красотой и мечтают о том, что бы каждая из них сделала, если бы стала царицей. У дверей светлицы остановился царь Салтан, проходивший мимо со свитой бояр. Он прислушивается к разговору сестёр. Старшая из них обещает устроить пир на весь мир, средняя — наткать полотна, тогда как Милитриса обещает для батюшки-царя родить богатыря.

Царь входит в светлицу. Ошеломлённые сёстры и Бабариха падают на колени. Царь велит всем следовать за ним во дворец, чтобы стать: Милитриса — царицей, а её сёстры — поварихой и ткачихой. Сёстры раздосадованы и просят Бабариху помочь им отомстить Милитрисе. Последняя предлагает план: когда Салтан уедет на войну, а его жена родит сына, они пошлют царю вместо радостного известия грамоту:

«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь,
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».

Сёстры одобряют план и заранее торжествуют победу.

Действие первое[править | править код]

» Эскиз декорации к первому и третьему действию

Царский двор в Тмутаракани. Милитриса грустит. Около неё Бабариха и скоморох, прислужницы, а у ворот — стража. Входит повариха с подносом яств. Появляется старый дед и просит пропустить его к царевичу, чтобы распотешить его сказками. Приходит Ткачиха — похвастать вытканным ею затейливым ковром. Проснулся царевич. Няньки поют ему весёлую детскую песенку «Ладушки». Царский двор наполняется народом. Все восхищаются царевичем, а хор исполняет здравицы в честь него и царицы.

Расталкивая толпу, вваливается пьяный гонец с грамотой от царя Салтана. Он жалуется царице на то, как плохо был принят царём, и рассказывает о «хлебосольной» бабушке, накормившей его досыта и напоившей допьяна. Дьяки читают царскую грамоту:

«Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу, и приплод
В бочке бросить в бездну вод».

Все в недоумении. Милитриса в отчаянии. Сёстры и Бабариха злобно радуются. Вводят царевича Гвидона. Царица обнимает его, в грустной песне изливая свою скорбь. Выкатывают огромную бочку. Под плач и причитания народа царицу с сыном замуровывают в бочку и провожают до берега. Плач толпы сливается с шумом набегающих волн.

Действие второе[править | править код]

» Эскиз декорации ко второму действию. 1940

Берег острова Буяна. Оркестр рисует величественную картину водной стихии. На гребне волны то появляется, то исчезает бочка. Постепенно море успокаивается, выбрасывает бочку на берег, и из неё выходят Милитриса и повзрослевший царевич. Они радуются спасению, но царица озабочена: ведь «остров пуст и дик». Гвидон успокаивает мать и принимается за дело — мастерит лук и стрелу. Вдруг раздаётся шум борьбы и стон: это на море бьётся «лебедь средь зыбей, коршун носится над ней».

Гвидон прицеливается и выпускает стрелу из лука. Стемнело. Изумлённые царица и царевич видят Лебедь-птицу, выходящую из моря. Она обращается к своему спасителю Гвидону с благодарностью, обещает отплатить ему добром и открывает свою тайну:

Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил.
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.

Лебедь-птица советует не горевать, а ложиться спать. Милитриса и Гвидон решают последовать совету. Мать поёт сыну колыбельную песню. Оба засыпают. Наступает рассвет, из утреннего тумана вырисовывается сказочный город Леденец. Царица и царевич просыпаются, любуясь видением, и Гвидон догадывается:

Вижу я:
Лебедь тешится моя.

Из ворот города выходит ликующий народ, благодарит Гвидона за избавление от злого чародея и просит княжить в славном городе Леденце.

Действие третье[править | править код]

» Иван Билибин. Эскиз костюма боярина. 1936
Картина первая[править | править код]

Берег острова Буяна. Вдали виден корабль, везущий гостей-корабельщиков в Тмутаракань. С тоской смотрит им вслед Гвидон. Он жалуется Лебедь-птице, что ему прискучили все чудеса острова, и он хочет видеть отца, да так, чтобы самому остаться невидимым. Лебедь-птица соглашается выполнить его просьбу и велит царевичу трижды окунуться в море, чтобы обернуться шмелём. Звучит знаменитый оркестровый полёт шмеля — это Гвидон улетает догонять корабль.

Картина вторая[править | править код]

Царский двор в Тмутаракани. Царь Салтан сидит на троне — он грустен. Около него повариха, ткачиха и сватья баба Бабариха. К берегу пристаёт корабль. Торговых гостей приглашают к царю, сажают за уставленный яствами стол и потчуют. В благодарность гости начинают рассказы о чудесах, виденных ими в свете: появление на пустынном острове красивого города Леденца, в котором живут и белка, умеющая грызть золотые орешки и петь песенки, и тридцать три богатыря.

Повариха и ткачиха стараются отвлечь внимание царя другими рассказами, а шмель злится на них за это и жалит каждую в бровь. У царя Салтана всё усиливается желание посетить чудесный остров. Тогда Бабариха рассказывает о самом удивительном из чудес: о прекрасной царевне, которая красотой «днём свет Божий затмевает, ночью землю освещает». Тут шмель жалит Бабариху в самый глаз, и она кричит. Начинается общий переполох. Шмеля ловят, но он благополучно улетает.

Действие четвёртое[править | править код]

» Иван Билибин. Эскиз декорации к третьему и четвёртому действию
Картина первая[править | править код]

Берег острова Буяна. Вечер. Гвидон мечтает о прекрасной царевне. Он зовёт Лебедь-птицу, признаётся ей в любви к царевне и просит найти её. Лебедь не сразу выполняет его просьбу: она не уверена в его чувстве. Но Гвидон настаивает и готов идти за любимой «хоть за тридевять земель». И наконец, Лебедь говорит:

Нет, зачем искать далёко?
Я скажу, вздохнув глубоко:
Знай, пришла судьба твоя,
Та царевна — это я!

В сгустившейся темноте возникает Царевна-Лебедь в ослепительном блеске своей красоты. Наступает утро, и доносится песня — это царица Милитриса идёт к морю в сопровождении прислужниц. Гвидон и Царевна-Лебедь просят её дать согласие на брак, и Милитриса благословляет их.

Картина вторая[править | править код]

Оркестровое вступление повествует о городе Леденце и его чудесах: белка, богатыри, Царевна-Лебедь. На острове Буяне ждут прибытия Салтана. Раздаётся колокольный звон. Корабль пристаёт к пристани. На берег сходит свита царя, а за ней — Салтан в сопровождении поварихи, ткачихи и Бабарихи. Гвидон приветствует знатного гостя, усаживает рядом с собой на трон и предлагает полюбоваться чудесами. По знаку царевича трубят глашатаи, возвещая о появлении хрустального домика с замечательной белкой, а потом — витязей с дядькой Черномором, и, наконец, из терема выходит Царевна-Лебедь.

Все восхищены и прикрывают глаза руками, ослеплённые её красотой. Салтан взволнован и просит волшебницу Лебедь показать ему царицу Милитрису. Она отвечает:

Дар чудес царевне дан:
Взглянь на терем, царь Салтан.

На крыльце показывается царица. Дуэт Салтана и Милитрисы радостен и взволнован. Царь спрашивает о сыне. Гвидон выступает вперёд и говорит:

Мой родимый, это я!

Повариха и ткачиха падают в ноги царю Салтану, моля о прощении. Бабариха в страхе убегает, но на радости царь прощает всех.

Аудиозаписи[править | править код]

ГодОрганизацияДирижёрСолистыИздатель и каталожный номерТекст заголовка
1952Симфонический оркестр Штутгартского радиоГанс Мюллер-Крайцарь Салтан — Вильгельм Ширп, царица Милитриса — Maud Cunitz, Ткачиха — Hetty Plümacher, баба Бабариха — Res Fischer, царевич Гвидон — Christo Bajew, царевна Лебедь — Friederike Sailer, старый дед — Franz Fehringer, гонец — Robert TitzeWalhall «Eternity Series» WLCD 0242 (2008)На немецком
1955Хор и оркестр Большого театраВасилий Небольсинцарь Салтан — Иван Петров, царица Милитриса — Евгения Смоленская, Ткачиха — Лариса Никитина, Повариха — Елена Шумилова, баба Бабариха — Евгения Вербицкая, царевич Гвидон — Владимир Ивановский, царевна Лебедь — Галина Олейниченко, старый дед — Павел Чекин, гонец — Алексей Иванов, скоморох — Марк РешетинД 05010-5 (1959), Мелодия

Д 032909-14 (1972)

1959Хорватский национальный театр в ЗагребеДимитрий Зебрецарь Салтан — Zdravko Kovac, царица Милитриса — Nada Toncic, Ткачиха — Tatiana Slastenko, Повариха — Bjanka Decman, баба Бабариха — Mariana Radev, царевич Гвидон — Janec Lipusek, царевна Лебедь — Maria Glavasevic, старый дед — Franco Paulik, гонец — Milivoy Belavic, скоморох — Milivoy BacanovicPhilips

A 02014-6 L (1960)

Видеозаписи[править | править код]

ГодОрганизацияДирижёрСолистыПроизводитель или издатель и каталожный номерПримечания
1978Дрезденская государственная операЗигфрид Курццарь Салтан — Rolf Wollard, царица Милитриса — Lidija Rushizkaja, баба Бабариха — Barbara Hoene, царевич Гвидон — Stephan Spiewok, царевна Лебедь — Ilse Ludwig(-Jahns)V.I.E.W. Video 1406На немецком
2019Ла МоннеАлен Альтиноглуцарь Салтан — Анте Йеркуница, царица Милитриса — Светлана Аксёнова, царевич Гвидон — Богдан Волков, царевна Лебедь — Ольга КульчинскаяНа русском
  1. ↑ Цит. по: Римский-Корсаков А. Н. Н. А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество. Вып. IV. М.: Музгиз, 1937. С. 146.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Ефросинина Литературное чтение. Ответы. 3 класс. Рабочая тетрадь.

  1. Точное слово

Какие обещания дали сестры? Перечитайте и подчеркните. Соедините стрелками рифмующиеся строки.

Первая обещала пир, вторая наткать полотна, а третья родить сына.

2. Соответствие

Кто из героев сказки положительный, а кто отрицательный? Укажите стрелочкой.

Положительные герои — Гвидон, царица, царь Салтан.

Отрицательные герои — ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха.

3. Проталинки

Какую новость узнал царь Салтан? Перечитайте отрывок, впишите пропущенные слова. Подчеркните.

Царь Салтан узнал новость о рождении неведомой зверушки.

4. Точное слово

Каждая встреча князя Гвидона с царем Салтаном начинается с описания ветра и кораблика. Найдите эти описания и запишите. Подчеркните слова, которыми эти строчки различаются. Объясните почему.

Когда кораблик подплывает к Буяну, он бежит сам по себе. Плывя к Салтану он веселится, как и ветер, потому что Гвидон плывет к отцу.

5. Точное слово

Какие слова говорят о печали Салтана? Подчеркните. Почему печалился царь Салтан? Запишите.

О печали говорят слова “С грустной думой на лице”. А печалился Салтан потому, что ничего не знал о судьбе жены и ребенка.

6. Поиск

Какие чудеса происходят в сказке? Запишите или нарисуйте.

Главные чудеса: возникновение города на пустом острове, белка, которая грузла орехи из золота с изумрудными ядрами, появление из моря богатырей, превращение лебедя в царицу.

7. Сравнение

Перечитайте описание острова Буяна. Как изменился остров? Подчеркните слова, указывающие на эти изменения.

На пустом острове появился город с теремами и церквями, там правит князь Гвидон.

8. Таблица

Выскажите свое мнение о героях сказки

Заполним таблицу “Характеристика героев сказки”

9. Проба пера

Каким вы представляете остров Буян? Нарисуйте или запишите.

Остров Буян кажется мне райским уголком в океане. Небольшой, ровный, с дубом. На нем появляется красивый город со стенами, церквями, теремами и садами.

10. Поиск

Как сказать по-другому? Подберите синонимы.

Слова “С грустной думой” можно заменить синонимами: печально, расстроенно, мрачно.

11. Сравнение

Сравните русскую народную сказку “Царевич Нехитер-Немудер” и “Сказку о царе Салтане” А.С. Пушкина по плану:

  1. О чем сказка?
  2. Форма сказки
  3. Главные герои
  4. Отзыв о сказке

Пример заполнения таблицы “Сравнение сказок”:

Назад к содержанию

Похожее

Leave a Reply