Разное

Что случилось с ведьмой в сказке сестрица аленушка и братец иванушка: Сестрица Аленушка и братец Иванушка – Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

31 Июль 2013       Galina      Главная страница » Народные сказки      Просмотров:  

ne pej_iz_kopytca

Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка. Старик со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни-одинешеньки. Пошла Алёнушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить.

– Сестрица Алёнушка, я пить хочу!

– Подожди, братец, дойдем до колодца.

Шли-шли, – солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце полно водицы.

– Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!ne pej_iz_kopytca_2

– Не пей, братец, телёночком станешь!

Братец послушался, пошли дальше. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.

– Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца!

– Не пей, братец, жеребёночком станешь!

Вздохнул Иванушка, опять пошли дальше. Идут, идут, – солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.

Иванушка говорит:

– Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!

– Не пей, братец, козлёночком станешь!

Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком… Зовет Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек. Залилась Алёнушка слезами, села на стожок – плачет, а козлёночек возле неё скачет.

В ту пору ехал мимо купец:

– О чём, красная девица, плачешь?

Рассказала ему Алёнушка про свою беду. Купец ей и говорит:

– Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в златосеребро, и козлёночек будет жить с нами.

Алёнушка подумала, подумала и пошла за купца замуж. Стали они жить-поживать, и козлёночек с ними живет, ест-пьет с Алёнушкой из одной чашки.

ne pej_iz_kopytca_5

Один раз купца не было дома. Откуда не возьмись приходит ведьма: стала под Алёнушкино окошко и такто ласково начала звать её купаться на реку. Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и бросила её в воду. А сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы. Никто ведьму не распознал. Купец вернулся – и тот не распознал. Одному козлёночку все было ведомо. Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовёт:

– Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок…

Узнала об этом ведьма и стала просить мужа зарежь да зарежь козлёнка. Купцу жалко было козлёночка, привык он к нему.

А ведьма так пристает, так упрашивает:

– Ну, зарежь его! – делать нечего, купец согласился.

Велела ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные, точить ножи булатные. Козлёночек проведал, что ему недолго жить, и говорит названому отцу:

– Перед смертью пусти меня на речку сходить, водицы испить, кишочки прополоскать.

– Ну, сходи.

Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнёхонько закричал:

– Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

Алёнушка из реки ему отвечает:

ne pej_iz_kopytca_1

– Ах, братец мой Иванушка!

Тяжёл камень на дно тянет,

Шелкова трава ноги спутала,

Желты пески на груди легли.

А ведьма ищет козлёночка, не может найти и посылает слугу:

– Пойди найди козлёнка, приведи его ко мне.

Пошёл слуга на реку и видит: по берегу бегает козлёночек и жалобнёшенько зовет:

– Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

А из реки ему отвечают:

– Ах, братец мой Иванушка!

Тяжел камень на дно тянет,

Шелкова трава ноги спутала,

Желты пески на груди легли.

Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал на речке. Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Алёнушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули её в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Алёнушка ожила и стала краше, чем была. А козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.

Ведьму привязали к лошадиному хвосту, и пустили в чистое поле.

**

Хотите читать сказки, рассказы и другие новинки сразу же, после их появления? Для этого вовсе не обязательно на них подписываться! Просто перейдите по ссылке

 и нажмите «Да». Теперь все новинки будут отображаться в вашем браузере на странице поиска Yandex.

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Это волшебная сказка с превращением. В таких сказках герой превращается не просто в кого-то другого, но в кого-то, противоположного себе: человек в животное, ведьма в прекрасную девушку, царевна в лягушку и т. п. Мудрость сказки в том, что она учит быть готовым к непостоянству внешних характеристик, учит видеть не только различие, несовпадение противоположностей, но и возможности их перехода друг в друга. Превращение происходит мгновенно и чудесно — сказка ни о каких промежуточных состояниях не сообщает.

Зато, как и во многих подобных сказках, здесь есть герои-перевертыши, которые приняли чужой облик на короткое время. И маленький читатель должен учиться увидеть за прекрасной внешностью скрывающуюся ведьму, и наоборот, за безобразным — прекрасное. Единство противоположностей в одном герое описывает диалектическое действие объединение.

Средством решения задачи при работе с этой сказкой станет диалектическая схема. Квадраты черного и белого цвета фиксируют отношения противоположностей. Знак для обозначения объекта, одновременно обладающего противоположными характеристиками, дети будут создавать уже в ходе занятия с помощью взрослого.

1. Читаем сказку, отвечаем на вопросы

Цель. Развитие умения выделять основных действующих лиц и последовательность основных эпизодов художественного текста.

Материалы. Иллюстрации к сказке — Иванушка с Аленушкой; Аленушка с козленком; ведьма с Аленушкой и козленком; козленок на бережку; купец, Иванушка и Аленушка.

Методика проведения

Воспитатель читает сказку и показывает иллюстрации.

Затем задает вопросы по содержанию сказки и выставляет на доску сюжетные картинки, иллюстрирующие основные эпизоды. Вопросы следует задавать таким образом, чтобы детям не приходилось соглашаться или не соглашаться (отвечать «да» или «нет»), а давать развернутый ответ.

Примерные вопросы:

— Кто главные герои сказки? (Тут возможно обсуждение — если дети назовут только Аленушку и Иванушку, можно спросить, является ли ведьма главным героем или нет.)

— Куда пошли Аленушка и Иванушка?

— О чем попросил Иванушка Аленушку в первый (второй, третий) раз? Почему он попросил об этом? Разрешила ли ему Аленушка сделать то, что он хотел? Почему? Послушался ли он сестрицу?

— Послушался ли Иванушка Аленушку в третий раз? Почему? Что случилось с Иванушкой?

— Куда отправились Аленушка с братцем после этого?

— Что сделала ведьма с Аленушкой?

— Что она захотела сделать с Иванушкой? Почему она решила его зарезать?

Важно, чтобы дети попытались восстановить причинно-следственные связи. Если они дают, например, такой ответ: «Хотела зарезать, потому что была злая», стоит удивиться: «Ну а почему она тогда не всех зверей перерезать решила? Чем ей именно козленок помешал?»

— А что сказал козленок купцу, когда на речку побежал? А на самом деле он зачем побежал? А почему он купцу правду не сказал?

«Хитрости», к которым прибегают герои, ребенку понять не так просто — ведь они требуют способности занять чужую позицию, увидеть ситуацию с точки зрения разных героев.

— Что спасло Иванушку? Как удалось спасти Аленушку? Что с ним после этого случилось?

— Что сделали с ведьмой?

В итоге на доске выстраиваются все иллюстрации к сказке.

Воспитатель предлагает детям стать сказочниками и рассказать сказку, а картинки им в этом помогут. Дети по очереди выходят к доске и пересказывают эпизоды сказки, опираясь на иллюстрации. Воспитатель помогает восстановить связки между эпизодами, объяснить причинно-следственные связи.

2. Разыгрываем сказку по ролям

Цели. Выражение отношения к героям сказки через символические средства. Создание проблемно-противоречивых ситуаций и решение их символическими средствами.

Материалы. Значки с изображениями персонажей сказки: сестрицы Аленушки, братца Иванушки, козленка, ведьмы, купца.

Методика проведения

На этом занятии дети получают возможность в игре-драматизации выразить свое отношение к героям через такие символические средства, как движение, голос, интонация и пр.

Уже при распределении и проигрывании ролей дети столкнутся с противоречивыми ситуациями — остается ли козленок Иванушкой после превращения или нет? Кем является превратившаяся в Аленушку ведьма? Разбираться и анализироваться эти проблемные ситуации будут на следующем занятии, а сейчас важно показать детям их существование и предложить их символическое решение — через роль. Значок с героем является средством удержания роли.

Педагог напоминает детям содержание сказки и предлагает распределить роли. Уже в ходе распределения ролей возникнет вопрос о том, нужен ли отдельный исполнитель для роли козленка или его должен играть тот же мальчик, что и Иванушку.

Распределять роли стоит начать с Иванушки:

— Мы сегодня разыграем сказку по ролям. Вот значки, на них изображены все персонажи сказки. Каждый актер, который будет играть чью-то роль, получит свой значок. Сначала давайте выберем, кто будет играть роль Аленушки, Иванушки.

Проблемно-противоречивая ситуация.

— Вася будет играть Иванушку, а кому нам отдать значок козленка?

Обоснование (доказательство) противоположных суждений.

Если дети говорят, что нужно выбрать еще одного актера на роль козленка и отдать ему значок, стоит спросить:

— То есть козленок — это уже не Иванушка? Он уже просто козленком стал? Так что, Вася должен сразу две роли играть? Но ведь тогда непонятно будет, кого он сейчас играет — Иванушку или козленка, превращенного в Иванушку.

Диалектическое преобразование.

Эти вопросы стоит задавать детям в разной формулировке, пока у кого-то из ребят не возникнет идея предложить одному актеру менять значок в ходе сказки: сначала надевать значок Иванушки, а потом — значок козленка. Может возникнуть и идея маски — она тоже вполне отражает суть превращения. Ценна сама эта идея как решение задачи, поэтому заранее готовить маску не стоит.

На этом занятии достаточно обозначить проблему и решить ее таким символическим способом (сменой значка). Заметим, что ошибки в этом не будет — так как разные значки будет надевать один и тот же ребенок — принимая роль и в одно и то же время оставаясь самим собой и становясь другим.

Проблемная ситуация возникнет и с тем, кому играть ведьму, уже превратившуюся в Аленушку. Этот вопрос возникнет только по ходу сказки, так как при распределении ролей точно будут нужны две исполнительницы — ведь в сказке самостоятельно существуют оба персонажа.

Дети могут предложить разные варианты решения: надеть Аленушке значок ведьмы, ведьме значок Аленушки или выбрать третью актрису на роль ведьмы. Все три решения возможны, так как позволяют удержать двойственность персонажа, объединение в нем противоположностей, но все варианты стоит подробно обсудить и предложить детям выбрать один.

3. Решаем диалектическую задачу с помощью схемы объединения

Цель. Решение диалектической задачи с помощью диалектической схемы объединения.

Материалы. Картинка с козленком, квадраты белый, черный, серый.

Диалектическая задача: после превращения Иванушка — козленок или мальчик?

Методика проведения

«Формально-логическая ловушка»: ребенок замечает только одну из противоположностей или «не видит» их единства.

Надо помочь детям обнаружить момент объединения противоположностей. В качестве средства, помогающего ребенку понять суть сказки, надо использовать диалектическую схему, позволяющую отразить отношения противоположностей и их перехода друг в друга.

Диалектическая задача.

Воспитатель прикрепляет к доске картинку с изображением козленка и спрашивает: «Ребята, а кто это?»

Интересно выслушать ответы детей: обязательно надо повторить все варианты, чтобы они стали слышны участникам обсуждения. Почти наверняка кто-то простодушно ответит, что это козленок, а кто-то скажет, что это на самом деле Иванушка, превращенный в козленка. Вокруг этих вариантов и надо завязать обсуждение:

— Прозвучали разные ответы, давайте все же разберемся — кто же это? Помогут нам в этом квадратики. Кто помнит, что они обозначают?

Хорошо, если дети скажут, что квадратики обозначают то, что «наоборот». Если не скажут — стоит на этом коротко остановиться:

— Помните, в прошлый раз мы с вами обозначали этими квадратами то, что наоборот друг другу? Мы даже играли в такую игру — я показываю белый квадрат и называю слово, а потом показываю черный квадрат и вы называете слово наоборот. Давайте попробуем сейчас еще раз так поиграть.

В ходе игры педагог напоминает детям способ действия — в ответ на появление контрастного квадрата надо называть слово с противоположным значением.

— А теперь давайте вернемся к нашей сказке. Выпил Иванушка воду из козлиного копытца и стал козленочком, говорится в сказке. Вот картинка. Так как же вы думаете, кто это теперь?

В этот момент очень важно услышать противоположные ответы и обратить на них внимание всех детей:

— Ваши мнения разошлись — кто-то говорит, что это Иванушка, кто-то, что козленок. Давайте, если мы считаем, что это Иванушка, обозначим его белым квадратиком, а если считаем, что козленок — черным.

По обе стороны от картинки прикрепляются белый и черный квадраты.

Обоснование (доказательство) противоположных суждений.

Педагог говорит: «Раз есть разные мнения, значит, нужны объяснения, доказательства».

Каждое доказательство надо выслушать (или помочь детям выстроить) отдельно.

Педагог задает вопрос:

— Кто считает, что Иванушка выпил из копытца и стал козленочком, а мальчиком быть уже перестал?

Вместе с детьми надо выделить на то, что он действительно стал козленком, с копытцами и рожками.

Когда дети согласятся, что Иванушка окончательно превратился в козленка, задается контрвопрос:

— А как к нему обращалась и относилась Аленушка, как называла его? (Указывая на то, что она понимала, что он не только козленок, но и мальчик.) Так кто считает, что в сказке Иванушка выпил из копытца, но все-таки остался мальчиком?

Если дети согласятся, что все же это был и остался мальчик Иванушка, педагог задает еще один контрвопрос:

— Ну разве у вас в группе такие мальчики, с копытцами и рожками? Вы уверены, что он остался мальчиком?

Возвращение к решению диалектической задачи при помощи схемы.

— Итак, одни ребята доказывают, то Иванушка был козленком, а другие — что мальчиком. Кем же он был?

Такой вопрос уже задавался в начале обсуждения, но теперь он для детей звучит совсем иначе — ведь они уже успели «прожить» каждый вариант ответа и теперь действительно могут обнаружить проблемную ситуацию!

Скорее всего, кто-то из ребят попытается решить задачу и скажет, что это был и «мальчик и козленок одновременно» или «не совсем козленок». Это уже замечательный ответ. Казалось бы, задача решена — обнаружено объединение. Однако поиск соответствующего схематического обозначения покажет, есть ли подлинное понимание.

Педагог спрашивает:

— Лена говорит, что он был и мальчиком и козленком одновременно. Но как же нам это обозначить?

Вопрос надо задать именно так, не стоит спрашивать: «Какой квадрат нам выбрать?» — это будет слишком сильно провоцировать на выбор одного из имеющихся квадратов.

Взрослый снимает с доски оба квадрата и предлагает кому-либо из детей обозначить Иванушку-козленка.

Наверняка дети сначала будут пытаться выбрать один из квадратов — в этом случае воспитатель должен напоминать:

— Все-таки ты считаешь, что он был совсем мальчик? (Если выбирают белый квадрат.)

— Ты считаешь, что он был совсем козленком? (Если выбирают черный квадрат.)

Смысл этого вопроса в том, чтобы дети сами открыли необходимость особого значка для объединения. Варианты могут быть разными: дети могут предложить взять сразу два квадрата (в этом случае стоит спросить — почему квадратов два, ведь речь идет об одном персонаже), сдвинуть два квадрата, взять один квадрат, но двух цветов и пр. Если кто-то предложит взять оба квадрата и попытается их сдвинуть и наложить друг на друга (например), нужно радостно отметить это предложение.

Диалектическое преобразование.

Только в том случае, если ребята сами предложат один из вариантов объединения черного и белого, воспитатель предлагает им серый значок.

— Я вижу, вы хотите сказать, что квадратик должен быть в одно и то же время и черным и белым, но не знаете, как это сделать. Давайте я вам предложу вот такой значок.

Если взрослый чувствует, что детям по силам и более сложный вопрос, можно предложить им решить эту «задачу в задаче» самим:

— Я вижу, что вы хотите сказать, что квадратик должен быть одновременно и черным и белым, но вот как это сделать?

После введения значка педагог подводит итог:

— Итак, что же у нас будет обозначать серый значок?

Очень важно, чтобы схема не стала самоцелью, а помогла детям уловить диалектику ситуации: чудесное объединение противоположных характеристик — мальчика и козленка — в одном персонаже.

4. Решаем диалектическую задачу с помощью схемы объединения

Цель. Решение диалектической задачи с помощью схемы объединения.

Материалы. Картинка с изображением девочки, белый, черный, черно-белый квадраты.

Методика проведения

Теперь проблемная ситуация разворачивается вокруг картинки с изображением Аленушки: дело в том, что за внешностью Аленушки в сказке скрывается то девушка, то ведьма. Купец попал впросак, что не понимал этого, слепо доверяя своим глазам. Решением задачи будет открытие превращения.

Диалектическая задача: за внешностью Аленушки скрывается девочка или ведьма?

«Формально-логическая ловушка»: дети могут не заметить превращения — того, что в одних эпизодах сказки за одним и тем же внешним обликом может скрываться девочка, а в других — ведьма.

Сначала обсуждение ведется в том же ключе, что и решение предыдущей задачи, хотя ситуация несколько отличается: в сказке есть персонаж, противоположный Аленушке — в отличие от настоящего козленка ведьма в сказке присутствует в своем натуральном виде. Это значит, что за одной и той же внешностью может скрываться то девушка, то ведьма. На примере этого персонажа можно обсудить сначала объединение, а потом превращение. Задачу надо сформулировать чуть иначе, чем в случае с козленком, чтобы дети не действовали по образцу.

Диалектическая задача.

Воспитатель говорит:

— Помните, что сделала ведьма в сказке? Да, она превратилась в Аленушку и стала жить в доме купца. А вот кем она стала после превращения — ведьмой или Аленушкой?

Обоснование (доказательство) противоположных точек зрения.

Скорее всего, первым прозвучит ответ, что это Аленушка. Следует поддержать эту первую версию и спросить:

— Из чего в сказке видно, что она была Аленушкой?

Хотелось бы, чтобы дети вспомнили, что купец ее принимал за свою жену («не распознал» в ней ведьму) — значит, ведьма совсем стала как Аленушка.

После этого звучит контрвопрос:

— Так что, она превратилась в девушку, и теперь можно сказать, что это уже Аленушка?

Только когда дети возмутятся, педагог спрашивает:

— А из чего в сказке видно, что она была ведьмой?

Дети должны вспомнить, как она себя вела, как хотела зарезать Иванушку, как подговаривала на это купца.

— Значит, она все же осталась ведьмой?

Возвращение к решению диалектической задачи при помощи схемы.

Воспитатель прикрепляет к доске квадраты и говорит:

— Давайте черным квадратом обозначим ведьму, а белым — Аленушку. А как же нам обозначить, что ведьма превратилась в Аленушку?

Скорее всего, дети скажут, что Аленушку стоит обозначить черно-белым квадратом. Если же этого не происходит — можно построить работу так же, как при обсуждении Иванушки-козленка.

Если дети единодушно предлагают черно-белый квадрат, педагог говорит: «Я думаю — черно-белый: вдруг это уже не Аленушка, а ведьма в ее обличии?»

Если ребята соглашаются, что это Аленушка, превращенная в ведьму, воспитатель говорит: «А может, это настоящая Аленушка, и ее можно обозначить белым квадратом?».

Когда дети подтвердят, что вполне такое может быть, воспитатель повторяет вопрос: «Так какой же значок можно подобрать к картинке с изображением Аленушки?».

Диалектическое преобразование.

Результатом обсуждения может быть вывод, что, в зависимости от эпизода сказки, нужно использовать то белый (в начале), то черно-белый квадратик. Кто-то из ребят может обнаружить, что белым квадратиком можно обозначить и Аленушку в самом конце сказки.

5. Рисуем иллюстрации к сказке

Цели. Развитие способности выражать отношение к героям сказки через символические средства.

Материалы. Серый, черный, белый квадраты.

Методика проведения

В начале занятия педагог предлагает детям вспомнить те открытия, которые были сделаны в ходе работы со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», затем говорит: «Посмотрите, сегодня на доске нет никаких картинок — только квадратики. А вы сможете расшифровать, что они обозначают?»

По ответам ребят можно судить, насколько им удалось усвоить суть схемы объединения.

Если дети будут говорить, что это Иванушка, превратившийся в козленка, или ведьма, превратившаяся в Аленушку, — замечательно. Если же будут звучать другие версии (Иванушка, Аленушка), обязательно стоит остановиться и поставить перед детьми вопрос:

— Вася говорит, что серый квадратик обозначает Аленушку, а Петя — Аленушку, превратившуюся в ведьму. Кто же из них прав?

Следует обязательно выслушать все версии и завершить обсуждение только тогда, когда будет получено убедительное объяснение, что черно-белый квадрат обозначает одновременность противоположностей — девочки и ведьмы, мальчика и животного.

Далее педагог предлагает каждому ребенку выбрать эпизод сказки, который он хочет нарисовать. Выбор эпизода для дошкольников — серьезная задача: они очень подражательны и часто принимают чужие предпочтения за собственные. Поэтому воспитатель выслушивает детей, помогает им объяснить свой выбор эпизода и делает акцент на том, что всем понравились разные моменты сказки.

Дети рисуют понравившийся фрагмент. По окончании работы детям предлагается рассказать, что они изобразили; можно обсудить, какой эпизод изображался чаще всего, т. е. оказался самым любимым в группе, и почему. Очень важно посмотреть, насколько часто в рисунках и рассказах детей встречаются диалектическое действие объединения или превращения (изображаются ли персонажи-перевертыши, рассказывают ли о них дети).

Детские рисунки скрепляют в одну книжку под названием «Мы читаем сказку „Сестрица Аленушка и братец Иванушка“», к которой педагог рисует обложку. Сюжет для обложки тоже можно придумать вместе с детьми; рисунок должен соответствовать названию — изображать, как дети читают сказку.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Нравственный смысл сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Кто записал сказку

Одной из самых любимых сказок нашего народа можно назвать краткую, но изобилующую сюжетными элементами «Сказку о сестрице Аленушке и братце Иванушке». В сборнике собирателя русского фольклора А. Н. Афанасьева записано целых четыре варианта сказки (том 3, «Народные русские сказки», А. Н. Афанасьев, №260-263), которые собраны в различных уголках России.

Однако сюжет сказки нельзя назвать уникальным или чисто славянским, т. к. схожие мотивы встречаются в сказках других народов. Так, в международном классификаторе сюжетов фольклорной сказки Аарне – Томпсона под типом №450 записано:

Братец и сестрица: брат превращается в козленочка, живет с сестрой в лесу; царь женится на ней; мачеха топит ее и заменяет своей родной дочерью, козленочка хотят зарезать; все выясняется (Н.П. Андреев «Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне»).

Самой популярной в настоящее время можно назвать версию этой сказки, обработанную А. Толстым, которая не сильно отличается от инварианта.

Сестрица и братец – образ полноты друг в друге

Почти во всех версиях русской сказки сестрица Аленушка и братец Иванушка – сироты. Это означает, что помощи от родителей героям ждать не стоит, т. е. рассчитывать они должны друг на друга, что в сказке и происходит. А Царь (или купец в других вариантах) предлагает свою помощь сам.

Герои обязательно называются сестрица и братец, т.е. подчеркивается их первостепенная важность друг для друга. Иными словами они являются сопомощниками.

Оба героя обладают именами. Это тоже немаловажная деталь в сказках. Например, в сказке Александра Сергеевича Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях» имена есть только у положительных персонажей. В рассматриваемой сказке – аналогично.

Образ Аленушки

Главным положительным героем сказки является Аленушка. Через ее образ передается ментальное представление народа о главных достоинствах девушки: кротости, смиренности, милостивости, отзывчивости. Тем самым изображается основополагающая христианская добродетель – любовь. Именно такие аллюзии возникают при раскрытии образа Аленушки. Неслучайно Аленушка является старшей сестрой, что подразумевает ее ответственность за младшего брата.

Для создания образа героя важное значение имеет его появление или то, чем он занимается. Как наши герои появляются в сказке? В некоторых вариантах они идут на работу, в других – странствуют. Здесь можно отметить то, что герои не являются праздными. В случае с работой понятно почему, а странствие ведь тоже своего рода труд, только другого характера – поиск спасения от беды или справедливости. Таким образом перед нами возникает образ девушки, которая уповает на свои силы и на промысел Божий, при этом со смирением приняла потерю родителей и став, по сути, матерью для младшего брата.

Аленушка – это прежде всего любовь, которая является главной добродетелью, так коннотационно можно объяснить почему именно сестра в сказке является старшей. Помните слова апостола Павла:

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. (Кор. 13:13)

Нравственный проступок Иванушки

Итак, как проявляется образ второго героя сказки. Братец Иванушка постоянно просит сестру разрешения напиться воды из лужицы. Заметим, что сначала братец спрашивает сестрицу, т. е. действует по послушанию и не позволяет себе ослушаться когда проходил мимо следа копытца теленочка и жеребеночка. Не удержался он только перед козьим копытцем. Вспомним, что олицетворяет собою козел.

В толковании на Евангелие Святитель Григорий Палама писал следующее:

«Козлищами» же Он именует грешников, как наглых и беспутных и сбрасываемых с обрывов греха. И первых (овец – прим. авт.), как делающих правые дела, Он поставит по правую сторону, а тех, которые не таковы, как оные, – на левую сторону.

Получается, если козел олицетворение зла, то Иванушка не выдержал самого трудного испытания. Это можно назвать крайней точкой нравственного падения Иванушки, т. к. дальше будет подъем.

Итак, что плохого совершил Иванушка? Томимый жаждою, не послушался сестру, испив из грязного источника. Он проявил своеволие, за которое был наказан. Но это обусловлено какой-то коренной причиной, скорее всего, эгоизмом и упрямством. Трижды Аленушка вразумляла братца, но в итоге он ослушался. Какой урок хотел нам показать древний сказатель? Вроде бы, Иванушка сделал такой маленький проступок, всего лишь попил из копытца. Но важно понять главное, что, за казалось бы, за маленьким послаблением или озорством или другим малым злом может оказаться огромная бездна других более серьезных злодеяний. Вот и получается в сказке: всего лишь попил из копытца, а вид человеческий потерял.

Но нет такого падения, после которого невозможно подняться. Любой проступок, который губит в нас человеческое, можно исправить в корне изменив отношение к нему. Так, в дальнейшем повествовании сказки мы видим исправление Иванушки.

Какая реакция Аленушки на то что Иванушка ослушался и стал козленочком? Она могла впасть в отчаяние и убежать, озлобившись на брата. Но она поступила истинно кротко: «…обвязала его шёлковым поясом и повела с собою, а сама-то плачет, горько плачет…».

Но терпящий, претерпит до конца… После случившегося, Аленушке и Иванушке выпадает еще одно испытание, которое в итоге оказывается для них спасительным.

Роль колдуньи

Почему колдунья извела Аленушку? Что ей руководило? Разве она не могла очаровать Царя раньше? Конечно могла. Но каким духом руководима губительница? Непомерная злоба и зависть овладели ею. Будучи воплощением зла, она не могла просто так смотреть на человеческое счастье. Сначала она извела Аленушку, но на этом не остановилась, задумав погубить и козленочка. Она наверняка знала что козленочек – это заколдованный Иванушка и пыталась избавиться от него. Остановилась бы она на этом? Как известно, зло не имеет предела удовлетворения, оно постарается погубить все вокруг себя. Наверное, избавившись от козленочка, колдунья захотела бы и завладеть всем богатством Царя (купца)…

Исправление Иванушки

Мы упомянули об исправлении Иванушки. В чем оно выразилось? Козленочек узнал, что злая колдунья хочет его погубить. Как он мог отреагировать? Он мог убежать, мог просить колдунью не делать этого, исполнив все что та попросит. Но Иванушка, вместо этого, бегает на пруд и зовет сестрицу. Может показаться, безнадежно, т. к. по сути, он обращается к утопленнице. Но, значит, его вера была настолько сильна, что даже сестрицу, лежавшей на дне пруда – оживила. Таким образом, Иванушка, хоть и совершил страшный поступок непослушания, спасся живой верой. Он знал, что за ним правда, поэтому, совершая, казалось бы, безумные вещи (бегает и зовет утопленницу), Иванушка совершает спасение и свое, и сестрицы. Если Аленушка – это образ любви, то Иванушка олицетворяет собою два других качества – веру и надежду…

Подоплека

Если провести параллели с нашей духовной жизнью, то окажется, что посыл этой сказки направлен не столько на нравственное осуждение непослушания, сколько на закреплении понимания того, что вера в Истину спасает человека. Такая вера придает человеку уверенность в правде: «не в силе Бог, а в правде Божьей».

Мы писали, что Аленушка олицетворяет собою христианскую любовь, которую часто называют неиссякающим источником… Разве могла она не спастись в конце сказки? Конечно же нет. Спасение Аленушки и Иванушки являет собою соединение главных добродетелей – веры, надежды, любви, но любовь из них больше…

Поделиться ссылкой:

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и их характеристика

  1. Сестрица Аленушка, умная и работящая девушка, заботилась о любимом брате. Доверчивая и безобидная. Очень красивая.
  2. Братец Иванушка, молодой, непослушный, беззаботный. Стал козленочком из-за того, что не слушал сестрицу.
  3. Купец, молодой и красивый, честный и порядочный.
  4. Ведьма, злая и коварная, обманщица, жестокая.

План пересказа сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 
  1. Смерть родителей
  2. Дорога в поле
  3. Коровье копытце
  4. Лошадиное копытце
  5. Козье копытце
  6. Встреча с купцом
  7. Ведьма
  8. Разговор козленка
  9. Прощание козленка
  10. Спасение Аленушки
  11. Смерть ведьмы

Кратчайшее содержание сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» для читательского дневника в 6 предложений
  1. Сироты Аленушка и братец Иванушка отправились в жару через поле.
  2. Иванушка все хотел пить и наконец выпил воды из копытца и стал козленком
  3. Аленушка вышла замуж за купца, но ведьма утопила ее в пруду
  4. Ведьма уговорила купца зарезать Иванушку, а тот побежал прощаться с Аленушкой
  5. Слуга услышал их разговор и Аленушку спасли
  6. Ведьму привязали к конскому хвосту.

Главная мысль сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Чтобы не было беды, всегда слушайте, что говорят старшие, знающие люди.

Чему учит сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Сказка эта учит быть послушными и не баловаться. Учит не пить грязную воду. Учит не верить первому встречному. Учит не терять надежду. Учит тому, что все должно закончится хорошо и добро обязательно победит.

Отзыв на сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Эту русскую народную сказку нам пересказал Алексей Толстой. Это интересная и поучительная история о непослушном братце и работящей сестре. Мне не понравилось поведение Иванушки, хотя конечно он не заслужил того, чтобы вечно оставаться козленочком. А вот сестра Аленушка очень хорошая и добрая девушка. Я рада, что все для нее закончилось хорошо, хотя и ей следовало быть осторожней, как она советовала братцу.

Пословицы к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Слушайся добрых людей — на путь наставят.
Слушай умом, а не брюхом.
Во всяком худе не без добра.

Краткое содержание краткий пересказ сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Жили старик со старухой и были у них дочка Аленушка и сыночек Иванушка.
Но умерли старики и остались дети сиротами.
Пошла однажды Аленушка на работу и Иванушку с собой взяла. А идти пришлось через поле. Жарко было, пить очень Иванушке захотелось. Видит он копыто коровье с водой, захотел из него напиться. Но сестрица не велела, а то стал бы братец теленочком.
Идут дальше, лошадиное копытце и опять хочется Иванушке воды напиться. Но опять сестрица не дает — жеребеночком станет.
Идут дальше. Козье копытце. Не послушал тут Иванушка сестрицу и выпил воды. Стал он козленочком, Аленушка рядом стоит, слезами заливается.
Ехал мимо купец молодой, узнал о горе девичьим, предложил замуж за него выйти, а козленочка с собой взять.
Согласилась Аленушка и зажили они с купцом счастливо.
Только уехал раз купец, пришла к Аленушке злая женщина и позвала на пруд купаться. Привязала ведьма Аленушке камень на шею, столкнула Аленушку в воду, а сама в нее превратилась. Никто и не узнал ведьму.
Только козленочек знал что случилось, и бегал на пруд, сестрицу звал.
Узнала о том ведьма, попросила зарезать козленочка. Не хотел купец, но согласился. А козленочек просит напоследок на пруд сбегать, водички попить.
Прибежал козленок на берег, кричит, Аленушку зовет, говорит, что его убить хотят. А Аленушка из-под воды отвечает, что не может встать, камень давит, пески держат.
Услышал то слуга, рассказал купцу. Сбежался народ, достали Аленушку, обмыли ее чистой водой и ожила девушка. А козленочек на радостях трижды через себя перепрыгнул и Иванушкой стал.
А ведьму к хвосту конскому привязали, да в поле пустили.

Признаки волшебной сказки в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

  1. Волшебные превращения — козленок, оживление Аленушки
  2. Традиционный зачин и концовка
  3. Победа добра.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»


Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Издательство«Советская Россия»
Год издания1989
ХудожникП. Багин

Я начал читать 1 августа                               

Я завершил чтение 1 августа                       

  • Укажи жанр произведения.

   народная сказка

  • Отметь основную тему произведения.

   о людях и их отношениях

  • Отметь главных героев сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

 ∨  Сестрица Алёнушка

 ∨  Иванушка

   Козлёнок

  • Почему Алёнушка и Иванушка остались одни-одинёшеньки? Напиши краткий ответ.

Старик со старухой умерли.       

  • Копытца каких животных встретились Алёнушке и Иванушке на пути?
  1. Коровы.   
  2. Лошади.   
  3. Козы.   
  • Продолжи фразу словами из сказки.

… Зовёт Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней…

беленький козлёночек.           

  • Выбери слова, которыми можно охарактеризовать сестрицу Алёнушку. Раскрась их зелёным карандашом.

 

 

 

 

ответственная

 

  • Разгадай ребусы, напиши отгаданные слова.

Ведьма                                                   Алёнушка                

Иванушка                                             Купец                         

  • Слова, которые ты отгадал, имеют отношение к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?
  • Рассмотри иллюстрации. Раскрась ту из них, которая тебе больше всего нравится.

Алёнушка -1               Алёнушка - 2

Алёнушка -3                                              Алёнушка - 4

Алёнушка - 5                    Алёнушка -6

 

  • Объясни значения слов, которые тебе встретились в сказке. Если затрудняешься, воспользуйся Толковым словарём.

Зной (донимает) —  сильная жара                              

Мóчи нет —  сил не осталось                                         

Хлебну (я из копытца) — попью из копытца           

Купец —  торговец                                                            

Хоромы —  богатый деревянный дом                        

Ключевая вода — родниковая вода                            

  • Продолжи фразу словами из сказки.

… Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал на речке. Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шёлковые и вытащили Алёнушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули её в ключевую воду, одели её в нарядное платье. Алёнушка ожила и стала краше, чем была.

А козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.

  • Может ли сказка учить? Научила ли чему-нибудь тебя эта сказка? Напиши краткий ответ.

Да. Слушаться старших.                                                  

 

 

Читать сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

Читательский дневник. 1 класс. ОТВЕТЫ

Русская народная сказка “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”

3.8 (76%) от 5 голосующих

Народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Читательский дневник

Автор: народ

Название: “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”

Жанр: волшебная сказка

Тема произведения: непослушание, превращения

Число страниц: 8

Главные герои и их характеристика

  1. Сестрица Аленушка. Добрая и красивая девушка. Неосторожная и доверчивая.
  2. Братец Иванушка. Меньшой брат Аленушки. Непослушный, бойкий.
  3. Купец. Богатый красавец.
  4. Ведьма. Злая, жестокая, безжалостная.

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Непослушный братец Иванушка становится козленочком, а Аленушка выходит замуж за богатого купца. Ведьму убивает Аленушку, но Иванушка помогает разоблачить ведьму и спасти сестру.

Сюжет — краткое содержание

  1. Аленушка просила Иванушку не пить из копытца, но тот не послушал, и стал козленочком.
  2. Богатый купец взял Аленушку в жены, и козленок стал жить вместе с ними.
  3. Ведьма заманила Аленушку к озеру и утопила ее.
  4. Козленок ходил к озеру и разговаривал с Аленушкой, а ведьма решила его убить.
  5. Слуга рассказал купцу про козленка и его разговоры, и тот велел достать Аленушку.
  6. Аленушка ожила, Иванушка превратился в мальчика, а ведьму убили.

Понравившийся эпизод

Больше всего мне понравилось начало сказки, когда Аленушка упрашивала Иванушку не пить то из одного копытца, то из другого. Но мальчик не послушал мудрых советов и все-таки выпил из козлиного копытца. И стал козленочком.

План произведения для пересказа

  1. Дорога в жару;
  2. Козлиное копытце;
  3. Превращение Иванушки;
  4. Богатый купец;
  5. Хитрая ведьма;
  6. Утопленница;
  7. Козленок у воды;
  8. Подслушанный разговор;
  9. Спасение Аленушки;
  10. Смерть ведьмы.

Главная мысль

Всегда следует соблюдать осторожность, не пить грязную воду, не слушать незнакомых людей, и никуда с ними не ходить.

Чему учит эта книга

Сказка учит быть послушными, слушать советов старших, не баловаться. Учит быть осторожными и предусмотрительными. Учит не доверять незнакомцам. Учит тому, что зло неминуемо накажет само себя.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне понравилась эта красивая сказка, в которой так много приключений и превращений. Больше всего мне нравится сестрица Аленушка, которая кажется умной и опытной девушкой. Но она напрасно доверилась малознакомой женщине, и из-за этого чуть не погибла.

Новые слова и выражения

Копытце — след от ноги, наполненный дождевой водой.

Стожок — собранное горкой сено.

Распознать — узнать.

Пословицы к произведению

Слушайся умных людей, на путь наставят.

А Васька слушает, да ест.

Зло само себя наказывает.

Назад к содержанию

Похожее

Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Русская народная сказка

Русская народная сказка

Козленок

Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка.

Старик со старухой умерли. Остались Аленушка да Иванушка одни-одинешеньки.

Пошла Аленушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить.

Сестрица Аленушка и братец Иванушка - В. Васнецов

— Сестрица Аленушка, я пить хочу!

— Подожди, братец, дойдем до колодца.

Шли-шли — солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце полно водицы.

— Сестрица Аленушка, хлебну я из копытца!

— Не пей, братец, теленочком станешь!

Козленок

Братец послушался, пошли дальше.

Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.

— Сестрица Аленушка, напьюсь я из копытца!

— Не пей, братец, жеребеночком станешь!

Вздохнул Иванушка, опять пошли дальше.

Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.

Иванушка говорит:

— Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!

— Не пей, братец, козленочком станешь!

Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца.

Напился и стал козленочком…

Козленок

Зовет Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козленочек.

Залилась Аленушка слезами, села под стожок — плачет, а козленочек возле нее скачет.

В ту пору ехал мимо купец:

— О чем, красная девица, плачешь?

Рассказала ему Аленушка про свою беду.

Купец ей говорит:

— Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в злато-серебро, и козленочек будет жить с нами.

Аленушка подумала, подумала и пошла за купца замуж.

Стали они жить-поживать, и козленочек с ними живет, ест-пьет с Аленушкой из одной чашки.

Один раз купца не было дома. Откуда ни возьмись, приходит ведьма: стала под Аленушкино окошко и так-то ласково начала звать ее купаться на реку.

Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на нее, привязала Алёнушке на шею камень и бросила в воду.

А сама оборотилась Аленушкой, нарядилась в ее платье и пришла в ее хоромы. Никто ведьму не распознал. Купец вернулся — и тот не распознал.

Одному козлёночку все было ведомо. Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовет:

Козленок

— Алёнушка, сестрица моя!..
Выплынь, выплынь на бережок…

Узнала об этом ведьма и стала просить мужа — зарежь да зарежь козлёнка…

Купцу жалко было козленочка, привык он к нему. А ведьма так пристает, так упрашивает, — делать нечего, купец согласился:

— Ну, зарежь его…

Велела ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные, точить ножи булатные.

Козленочек проведал, что ему недолго жить, и говорит названому отцу:

— Перед смертью пусти меня на речку сходить, водицы испить, кишочки прополоскать.

— Ну, сходи.

Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнехонько закричал:

— Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!

Аленушка из реки ему отвечает:

— Ах, братец мой Иванушка!
Тяжел камень на дно тянет,
Шелкова трава ноги спутала,
Желты пески на груди легли.

А ведьма ищет козленочка, не может найти и посылает слугу:

— Пойди найди козленка, приведи его ко мне.

Пошел слуга на реку и видит: по берегу бегает козленочек и жалобнехонько зовет:

Козленок

— Аленушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!

А из реки ему отвечают:

— Ах, братец мой Иванушка!
Тяжел камень на дно тянет,
Шелкова трава ноги спутала,
Желты пески на груди легли.

Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал на речке. Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Алёнушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули ее в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Аленушка ожила и стала краше, чем была.

А козленочек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.

Козленок

Ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле.

Leave a Reply