Разное

Былины о олеге вещем олеге: Анализ былины о Вещем Олеге

Анализ былины о Вещем Олеге

Определение 1

Анализ былины о Вещем Олеге – это изучение особенностей произведения, представленного в «Повести временных лет», а впоследствии подвергшегося литературной обработке в творчестве А. С. Пушкина.

Былина в «Повести временных лет»

В ее изначальном виде былина дошла до нас в «Повести временных лет», где повествовалось об истории князя Олега, принявшего смерть от своего коня. В центре повествования – два ключевых образа: образ самого князя и образ Кудесника, «любимца богов». На противостоянии указанных образов строится сюжет былины, основной конфликт произведения, заключающийся в отображении невозможности человека, даже властителя противостоять воле судьбы, детерминизма человеческой судьбы, и невозможности «власти земной» противостоять «власти небесной».

Замечание 1

Иначе говоря, центральным мотивом былины выступает мотив судьбы, невозможности человека ее изменить, избежать предназначенного.

В основании памятника древнерусской литературы – норвежская «Сага об Орваре Одде».Былины о олеге вещем олеге: Анализ былины о Вещем Олеге Сага повествует об Орваре, сыне знатного викинга Грима. Прорицательница Гейда нагадала Орвару смерть от змеи, которая выползет из черепа его любимого коня. Тогда Орвар убил своего коня и закопал череп. Однако спустя много лет, путешествуя, он споткнулся, пошевелил копьем песок и нашел череп коня, из которого выползла змея и укусила его за щиколотку.

Таким образом, древнерусская былина заимствовала сюжет норвежского фольклорного текста. По мнению исследователей, Сага была занесена на Русь викингами еще в IX в., и впоследствии послужила для Нестора источником написания древнерусской летописи. Кроме того, близость норвежского и древнерусского вариантов былины позволяет ряду исследователей отожествлять образ Вещего Олега с Орваром.

Важно добавить, что по сегодняшний день образ Вещего Олега остается дискуссионным: исследователи не могут прийти к единому мнению относительно его происхождения, реальности этой фигуры как таковой. Доподлинно известно только то, что Олег был древнерусским князем, правил в Киеве с 882 по 912 гг.Былины о олеге вещем олеге: Анализ былины о Вещем Олеге , совершил победоносные походы в Византию и в знак победы прибил щит на вратах Царьграда. В летописях описывается, что князю чудом удалось избежать отравления на пиру, после чего он получил прозвище «Вещий».

События, описанные в летописи, позволяют сделать вывод, что во время правления Олега Древняя Русь находилась в периоде расцвета древнеславянской культуры, которая основывалась на мифологическом восприятии и объяснении окружающего мира.

К этому времени сложился многоуровневый пантеон богов, существовали:

  • высшие боги: Велес, Перун, Сварог и др.;
  • календарные боги: Масленица, Купало, Ярило и др.

Отдельно в славянской мифологии существовали и низшие боги – духи.

Определение 2

Духи – мифологические существа, обладающие сверхъестественными силами и находящиеся в постоянных взаимодействиях с человеком.

Духи могли быть враждебными человеку или предрасположенными к нему.

Существовало у древних славян и мифологическое существо – Судьба, которая управляла жизнью людей.Былины о олеге вещем олеге: Анализ былины о Вещем Олеге

Как высшие, так и календарные боги, и духи управляли человеческой жизнью, противостоять их воле было невозможно, человек целиком и полностью зависел от воли богов. Главная задача человека – задобрить богов, попросить у них милости для того, чтобы род человеческий мог выжить в этом опасном, непонятном, сложном мире. Всех этих богов, традиций и обрядов, направленных на то, чтобы удовлетворить богов, после принятия христианства назовут язычеством.

Подобное мировосприятие, предрешенность судьбы человека нашли свое отражение и в древнерусской летописи. По сути, былина – рассказ о встрече человека и Судьбы, гласом которой выступает кудесник, волхв.

Особенности былины в пушкинском изложении

На протяжении своей литературной деятельности Пушкин внимательно относился к народному творчеству, которое оказало огромное влияние на становление особенностей его индивидуально-авторского стиля. Особенно ярко влияние фольклора проявляется в его «Песни о Вещем Олеге». Важно добавить, что произведение Пушкина основывается на «Повести временных лет» и на летописном рассказе о трагической гибели первого русского князя, изложенной Н.Былины о олеге вещем олеге: Анализ былины о Вещем Олеге

Карамзиным.

Главным отличием произведения Пушкина от варианта былины, представленного в «Повести…» выступает акцент внимания на «теме коня», выступающей пружиной дальнейшего действия. Образ Олега выписан более тщательно, Пушкин дает ему развернутую характеристику.

Образ «вдохновленного кудесника» становится не символом неотвратимости судьбы, но голосом самого поэта, который позднее напишет:

Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен

Как и образ князя, образ волхва выписан более детально.

Былина Пушкина, таким образом, не только и не столько рассказ о Вещем Олеге, сколько репрезентация мировосприятия самого автора. Его язык современен, сам автор мыслит реалиями XIX века. Пушкинская баллада, таким образом, при всей эпической объективированности изображения – это также рассказ поэта о самом себе.Былины о олеге вещем олеге: Анализ былины о Вещем Олеге

Отмечаются и существенные отходы от оригинала и в самом строе повествования: если в «Повести…» былина – это рассказ через события, любые сдвиги в повествовании, изложении последовательности событий выглядят намеренными и выступают средством достижения смысловой выразительности, Пушкин инверсии «выпрямляет». Повествование разделено на две основных части, разделенных пиром. Основными моментами разворачивания сюжета выступают следующие:

  • встреча и пророческое слово кудесника;
  • воспоминания;
  • посещение останков и смерть.

В «Повести…» образ пира отсутствует.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что баллада о вещем Олеге представляет собой один из выдающихся памятников древнерусской литературы, породивший множество авторских интерпретаций.

Песнь о вещем Олеге. Древняя мудрость Руси. Сказки. Летописи. Былины

Песнь о вещем Олеге. Древняя мудрость Руси. Сказки. Летописи. Былины

ВикиЧтение

Древняя мудрость Руси.Былины о олеге вещем олеге: Анализ былины о Вещем Олеге Сказки. Летописи. Былины
Жикаренцев Владимир Васильевич

Содержание

Песнь о вещем Олеге

«…И живяше Олег, мир имеа ко всем странам, княжа в Киеве. И приспе осень, и помяну Олег конь свой, иже бе поставил кормити и не вседати на нь, бе бо въпрашал волъхвов и кудесник: „от чего ми есть умрети?“ и рече ему кудесник один: „княже! конь, его же любиши и ездиши на нем от того ти умрети“. Олег же приим в уме, си рече: „николиже всяду на нь, ни вижу его боле того“; и повеле кормити и не водити его к нему, и пребы неколико лет не виде его, дондеже на грекы иде. И пришедшу ему к Кыеву и пребывьшю 4 лета, на пятое лето помяну конь, от негоже бяхуть рекли волсви умрети, и призва старейшину конюхом рече: „кое есть конь мъй, егоже бех поставил кормити и блюсти его?“ Он же рече: „умерл есть“. Олег же посмеася и укори кудесника, река: „то ти неправо глаголють волъсви, но все лжа есть: конь умерл есть, а я жив“. И повеле оседлати конь: „а то вижю кости его“.Былины о олеге вещем олеге: Анализ былины о Вещем Олеге

И прииде на место, идеже беша лежаще КОСТИ его ГОЛЫ: и ЛОБ ГОЛ и сседе с коня, и посмеяся рече: „ОТ СЕГО ЛИ ЛБА СМЬРТЬ БЫЛО ВЗЯТИ МНЕ?“ ИВЬСТУПИ НОГОЮ НА ЛОБ; И ВЫНИКНУВШИ ЗМИЯ ИЗО ЛБА, И УКЛЮНУ В НОГУ, и с того разболеся и умре. И плакашася людие вси плачем великим и несоша и погребоша его на горе, еже глаголеться Щековица; есть же могила его и до сего дни, словеть могыла Ольгова. И бысть всех лет княжениа его 33».

Я не буду толковать весь отрывок, нас интересует только выделенное большими буквами место про голый лоб и про змею, которая укусила Олега. О чём здесь идёт речь? Вспомните змею на лбу египетских фараонов. Теперь понимаете?

Лоб гол, значит, ПУСТ, а пустота принадлежит нави. Пустота всегда принадлежит нави, в то время как явленный мир – это мир явленных форм, мир полноты. Великий Змей – Сила Жизни – где обитает? В нави, то есть в пустоте, в пустоте ума, правильнее сказать. Когда Змей пробуждается и поднимается? Когда соединяются верх и низ, то есть когда прежний полный ум умирает, становится пустым, именно поэтому фараоны, то есть правители, соединившие верх и низ, изображаются с змеем во лбу.Былины о олеге вещем олеге: Анализ былины о Вещем Олеге

Олег ступил ногою на лоб голый? Значит, когда он опустошил свой ум, верх и низ у него соединились. Когда верх и низ соединились, Сила Жизни в виде змеи выползла и укусила его. Олег умер – его «я» умерло. Умер он от коня, а именно на коне – на смертном одре – наши предки спускались в мир иной к Велесу. То есть весь этот отрывок описывает смерть «я» Олега и то, как он спустился в навный мир к Велесу за Силой Жизни.

Далее. Имя Олег означает на древнерусском ВОЛЯ (мы это увидели, расшифровав историю княгини Ольги). Следовательно, когда Олег ступил на лоб и его укусила змея, он, соединив верх и низ, обрёл ВОЛЮ, заметьте, не свободу, а ВОЛЮ. В данной истории речь идёт о том, как выйти на ВОЛЮ, и знаком, указывающим читателям и слушателям на этот факт, является само имя Олег.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ПЕТЬ ПЕСНЬ

ПЕТЬ ПЕСНЬ Несмотря на самоуверенность, Шурик был не из тех, кто считает, что снаряд якобы дважды в одну воронку не падает.Былины о олеге вещем олеге: Анализ былины о Вещем Олеге Видел он воронку, в которую снаряд ложился и четыре раза подряд. Однажды в Ростове в доме своей приятельницы, назовем ее Катей, он раз и навсегда

Песнь Катарине [15]

Песнь Катарине[15] В зеленом голоде всходов красныхты, улыбаясь, игла Катарина.В зеленом голоде всходов красных —полей деревенских мак безвинный!В красном голоде всходов черныхлик твой отмечен печатью скорбей.В красном голоде всходов черныхвороны застят путь тебе!В

2. А.С.Пушкин “Песнь о вещем Олеге”

2. А.С.Пушкин “Песнь о вещем Олеге” Как ныне сбирается вещий ОлегОтмстить неразумным хозарам:Их сёла и нивы за буйный набегОбрёк он мечам и пожарам;С дружиной своей, в цареградской броне,Князь по полю едет на верном коне.Из темного леса навстречу емуИдёт вдохновенный

3. В.С.Высоцкий “Песня о вещем Олеге”

3.Былины о олеге вещем олеге: Анализ былины о Вещем Олеге В.С.Высоцкий “Песня о вещем Олеге” Как ныне сбирается Вещий ОлегЩиты прибивать на ворота,Как вдруг подбегает к нему человекИ ну, шепелявить чего-то.— Эх, князь, — говорит ни с того, ни с сего, -А примешь ты смерть от коня своего!Вот только собрался идти он на вы,Отмщать

ПЕСНЬ О КРИЗИСЕ!

ПЕСНЬ О КРИЗИСЕ! Над лужковскою Москвою Кто кружится с перепою? Между тучами и крышей Чей противный голос слышен? Это злобный неудачник Отомстить решил всем мачо. Он долбит им прямо в темя: «Вышло на хер ваше время! Много ждет нас всех сюрпризов Пусть сильнее грянет

ПЕСНЬ ЖИЗНИ

ПЕСНЬ ЖИЗНИ Искусство (Kunst) есть искусство жить. Жить — значит уметь, знать, мочь (K?nnen). Знание жизни есть умение сохранить всякую жизнь (мою, чужую, родовую). Но сохранение жизни — в продолжении ее; продолжение чего бы то ни было есть творчество; искусство есть творчество

II Песнь парий

II Песнь парий В ТОЙ ТАИНСТВЕННОЙ, ПЕЧАЛЬНОЙ ДРАМЕ, которая разыгрывается на земле уже сотни столетий, есть одна роль, для которой никогда не было недостатка в исполнителях, — это роль угнетенного, раба, отверженного, парии.Былины о олеге вещем олеге: Анализ былины о Вещем Олеге Сколько раз мне случалось видеть бедного индуса,

Песнь о «Родине»

Песнь о «Родине» 26 ноября 2005 года в Москве произошло событие, воспринятое большинством россиян, интересующихся политикой, как сенсационное и выходящее далеко за рамки сугубо столичной политической жизни: Московский городской суд удовлетворил иск ЛДПР к партии «Родина»

Песнь о вещем Олеге

Песнь о вещем Олеге «…И живяше Олег, мир имеа ко всем странам, княжа в Киеве. И приспе осень, и помяну Олег конь свой, иже бе поставил кормити и не вседати на нь, бе бо въпрашал волъхвов и кудесник: „от чего ми есть умрети?“ и рече ему кудесник один: „княже! конь, его же любиши

Песнь об Азийяте

Песнь об Азийяте Клуб 12 стульев Песнь об Азийяте Если спросите – откуда Есть-пошла земля родная, – Я скажу вам, я отвечу: Мы пока ещё не ели, Никуда мы не ходили, Мы духовностью богаты.Былины о олеге вещем олеге: Анализ былины о Вещем Олеге Если спросите – откуда В нас богатая духовность, – Я скажу вам, я отвечу: Мы ж –

ПЕСНЬ ПЕШЕХОДА ПЕСНЬ ПЕШЕХОДА Денис Коваленко 26.12.2012

Козлиная песнь

Козлиная песнь Библиосфера Козлиная песнь КУМИРНЯ Игорь ПАНИН Эдуард Лимонов выпустил очередную книгу. «Основу этого новейшего по времени сборника моих стихотворений составляют послания к молодой женщине, скрытой под именем Фифи. Достигнув известного возраста,

ПЕСНЬ БОРЬБЫ

ПЕСНЬ БОРЬБЫ К 80-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОГО ОКТЯБРЯ И 4-Й ГОДОВЩИНЕ РАССТРЕЛА ДОМА СОВЕТОВ Как уже сообщалось, газета “Дуэль” проводит конкурс “Песни Сопротивления непокоренного народа”. Время его проведения — конец октября. Напоминаем условия конкурса.Для участия в нем

Песнь героя

Песнь героя Вышедшая четыре года назад в издательстве «Информреклама» историческая повесть Бату Сиразитдинова «Последняя песня» – вещь, конечно же, некоммерческая и, стало быть, на массового читателя не рассчитанная.Былины о олеге вещем олеге: Анализ былины о Вещем Олеге Но литературная ценность ее и важность для

Песнь о мудром Олеге — стихи А.С.Пушкина

Олег, мудрый князь, вооружился, Кричал: «Отмщение беспощадной орде О набегах Хосаров! Поле и ферма Мои люди будут преданы огню и мечу!» И когда привели его верного коня, Он выехал со своими рыцарями и людьми, В дамасских, кованых золотых доспехах, Каким-то хитрым сарацином- Перед своими людьми он ехал гордо, Их герой-принц и ничего не боялся; Но, прежде чем он достиг леса; Из его темных глубин появились Страшный пророк Перуна, старый и мудрый, Кто учился в тайной святыне Что он мог бы в глазах каждого человека Его судьба и гибель божественны. Храбрый князь подъехал к нему и крикнул: «О Волшебник, избранный богами, Какое горе или благо мне предстоит? Как скоро я, под дерном, Лежать похороненным, пока мои враги радуются? Ничего не бойся; ни говорить запинающимися словами- Какой бы ни была моя гибель, будь твоим выбором Из всех лошадей в моем табуне!» «Ни один волшебник не боится земного лорда!» Старик презрительно в ответ бросил: «И ничто не поможет взятке или мечу Развязать или связать язык пророка.Былины о олеге вещем олеге: Анализ былины о Вещем Олеге Небесные секреты не покупаются и не продаются: Будущее окутано туманом и мраком: Но, как уже было сказано, На твоих ярких бровях я читаю твою гибель». «Хорошо запомни в этот день слова, которые я говорю, Навсегда, к воинской славе Приносит утешение, когда он слабеет С годами и ранами. Знай, твое имя Победа! Страны уступают Перед ужасным наступлением твоей армии: Все завидуют твоему золотому щиту Висит над воротами гордой Византии». Предательские волны синего моря тебе, Хоть бушует буря, не принесет вреда: Они знают тебя, Владыка Победы! Не страшись ни стрелы, ни пращи, Или предательский кинжал; за твою жизнь Для всех священно; и без удара Должен пронзить твою броню в борьбе С тобою идет невидимая стража». «Твой конь, который не боится яростной схватки, Хорошо носил тебя во многих землях; И как скала среди брызг Среди свистящих валов он стоит, Или пронзит тебя сквозь копья, Послушный твоему легчайшему дыханию: Ни мороза, ни борьбы с тобою он боится: Но даже он будет твоей смертью».Былины о олеге вещем олеге: Анализ былины о Вещем Олеге Храбрый принц вынес странную речь, С улыбающимися губами, но угрюмым челом: Потом, грустно, сгорая с коня, Он сказал: «И теперь мы должны расстаться?» (Ласкает ласковым прикосновением, Шелковистая шея его слуги) «Старый друг, Вместе мы многое пережили Победоносно: но все кончается; И мы должны расстаться. Ты, кто вынес Твой господин торжествует, Восток и Запад, Не вынесет никого другого сейчас и никогда Нога в твоем золотом стремени упирается. Меня еще ждет поле раздора; Но ты будешь жить в мирных лугах. Пока смерть не прекратит твою верную жизнь, Не забывай меня, старый друг. Прощальный привет!» Затем, обращаясь к своим конюхам: «Конь мой К приятным речным пастбищам принесите; И купайте его там каждый день; и кормить Ему попадались на выбор овсы; и бросать Мягкий шерстяной ковер вокруг его бока Чтобы ему было тепло. «Всадники вели Удивительный зверь вернулся в ряды; И привел другую лошадь взамен. Прошли годы. Олег со всеми господами своими, Состарился с ним в драке и борьбе, Пировали в один летний день — их мечи Обшит после победы; и белый Как снег на вершине горы, Их волосы — как старые дела В доблестной юности они еще говорили, И победы вместе одержаны.Былины о олеге вещем олеге: Анализ былины о Вещем Олеге «А где теперь мой товарищ? Где Мой верный конь? — спросил тогда Олег; Он на свете, быстроногий, все еще жив- Тот, кого ни одно путешествие не заставляло — Тот, кто никогда не оставался для раздора или крутого?» Один ответил: На берегу реки, На высокой вершине холма крепко спит Он лжет; и больше не проснется». Размышляя, Олег низко склонил голову, Вспоминая дни старые; И грустно про себя сказал: «Если бы я не боялся предсказанной гибели Этим старым модником лжи, Мой старый друг все еще был со мной!» И тогда он приказал своим лордам подняться; И искать с ним холм погребения. В полной печали принц выехал К реке, с сыном, Доблестный Игорь, столпившись Его старыми воинами, пока они не победили К берегу Днепра, где разбросаны На высоком холме, среди песка и камней, «Нит колышущейся травы, в сиянии полудня Обнажи старые побелевшие от дождя кости. С нежной ногой, и склонившись от горя, Прикоснувшись к черепу, Олег сказал тогда: «Спи спокойно, мой друг! Наш день короток; Хотя я живу; ты с мертвыми: Ни на моих поминках, полночь, Пролитый мечом твоя теплая жизненная кровь упадет На меня мертвого, когда даже я Падайте в прах, который покончит со всеми нами».Былины о олеге вещем олеге: Анализ былины о Вещем Олеге И даже когда он говорил эти слова, Из безглазого черепа выстрелил Черная смертоносная змея, похожая на ленту, Который ужалил ногу. «Это мой удел Тот старый волшебник пророчествовал? Смерть затаилась в безжизненной кости! Тогда добро пожаловать, смерть!» — воскликнул храбрый принц: И опустился на землю без стона. Полная грусти, когда кружились чашки На высоких похоронах-фестивалях, Когда, Игорь, на кургане С Ольгой сидели, его воины все Вокруг них сидели, говорили о днях Когда под знаменем Олега они сражались Мир, и выиграл; и воспел хвалу О том, кого смерть свела на нет. Перевод А. Л. Погоского

Олег: Принц, которого убила его любимая лошадь

Раньше граница между историей и легендой была податлива. Люди не всегда так любили факты. И, честно говоря, это делало исторические отчеты и хроники намного более интересными для чтения. Кого волнует, что многое из того, что мы читаем, легендарно? Это не плохое слово в моей книге.

Одним из самых известных примеров такого полулегендарного, полуисторического героя древней Руси является князь Олег Ясновидец.Былины о олеге вещем олеге: Анализ былины о Вещем Олеге

Олег: князь, убитый любимым конем

 

Князь Олег Ясновидец (что означает «ясновидящий» или «пророк») — одна из самых загадочных фигур в ранней русской истории. Он был либо в родстве с Рюриком, полумифическим варягом, объединившим Русь, либо с его главным полководцем. Но он сделал гораздо больше, чем Рюрик, для объединения Руси. Когда сын Рюрика Игорь был еще ребенком, Олег захватил Смоленск и Любеч, оба важных города. Он также обманул и убил киевских князей Аскольда и Дира и сделал его культурным и политическим центром Руси.

Все разрозненные группы славян пришли к признанию его суверенитета как «великого князя» Руси.

Он также добился больших успехов в иностранных делах. За двести лет до Олега Хазарский каганат успешно взимал дань с восточнославянских земель. Олег первым открыто с ними боролся, и почти всегда добивался успеха. Ему даже удалось заставить Византию сесть и обратить на это внимание. При нем русские купцы получили уникальное для того времени право беспошлинной торговли с Византией.Былины о олеге вещем олеге: Анализ былины о Вещем Олеге Византия также дала им почти неограниченное количество материалов и мастеров для ремонта их лодок. Бесплатно!

По этим причинам некоторые историки предпочитают считать Олега, а не Рюрика истинным объединителем Руси. Однако, если этот список достижений звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, вероятно, так оно и есть.

Вторжение, которого никогда не было

 

В народе Олег наиболее известен тем, что напал на Константинополь, после чего получил прозвище «Видящий». Согласно летописям, князь собрал две тысячи кораблей, каждый из которых мог перевозить по сорок воинов. Тогдашний император Лев VI «Философ» так испугался одного лишь вида такой армии, что закрыл внутренние ворота города, оставив окраины Византии открытыми для грабежей.

Однако вместо атаки Олег выбрал хитрость. Как говорит Хроника,

Он приказал своим людям сделать колеса и поставить на эти колеса свои корабли. И когда подул попутный ветер, они подняли паруса и поплыли к городу по суше.Былины о олеге вещем олеге: Анализ былины о Вещем Олеге

После этого перепуганные до смерти римляне должны были предложить Олегу дань и мир. По этому мирному договору 907 г. русские купцы получили право на беспошлинную торговлю, о чем я уже упоминал выше.

Однако, хотя это нашествие упоминается практически в каждом русском средневековом источнике, большинство историков считают его не более чем легендой. Во-первых, о нем не упоминается ни в одном византийском источнике, хотя подобные нашествия со стороны славян зафиксированы и в 860, и в 941 году. Больше вопросов вызывает и мирный договор 907 года. Кажется, это сборник нескольких других договоров, в том числе одного от 911 года, когда Олег, по-видимому, отправил посольство в Византию для подтверждения мира.

Более того, точное описание возвращения русских с добычей звучит так, будто оно было скопировано с предыдущих аккаунтов. Во-первых, предполагалось, что их паруса были сделаны из золотого шелка, что встречается в том же летописном сообщении о возвращении князя Владимира из Византии после его крещения.Былины о олеге вещем олеге: Анализ былины о Вещем Олеге Аналогичное описание можно также найти в 12 век сага о возвращении короля Норвегии Олафа с удачной войны:

Говорили, что после некоей победы он вернулся домой, а его корабли были так великолепны и величественны, что их паруса были сшиты из драгоценных шелков, как и их павильоны.

А как насчет змеи?

 

Другая претензия Олега на известность исходит из популярной народной песни с описанием эпизода, также найденного в Хронике . Согласно этому преданию, друид предсказал, что Олега убьет его же любимый конь. Убитый горем этим пророчеством, Олег приказал увести коня. Он вспомнил о пророчестве гораздо позже, спустя годы после того, как умерла его любимая лошадь.

Посмеявшись над друидами, Олег отправился посмотреть место, где кости его коня. Когда он поставил ногу на череп лошади, он сказал: «Это то, чего мне следует бояться?» В этот самый момент из черепа вышла ядовитая змея и укусила принца.Былины о олеге вещем олеге: Анализ былины о Вещем Олеге

Естественно, это легенда — легендарная смерть полулегендарного воина-принца. На самом деле это был популярный литературный образ для саг того времени. Такие смерти придавали большее значение жизням великих героев. Так, например, исландские саги рассказывают о некоем викинге по имени Эрвард-Оддр. Согласно Википедии, «когда он был младенцем, друид предсказал, что его убьет собственная лошадь Факси в том месте, где он родился, в возрасте 300 лет».

Оддр убил свою лошадь, бросил ее в яму и засыпал ее тело камнями. Позже, как и Олег, он также посетил могилу Факси и высмеял пророчество. Но тогда:

Когда они быстро ушли, Оддр ударил ногой и нагнулся. — Что это я ударился ногой? Он коснулся его острием своего копья, и все увидели, что это череп лошади. Тут же из него выскользнула змея, напала на Оддра и укусила его за ногу выше лодыжки. Яд немедленно подействовал, и его нога распухла до самого бедра.

По сей день на самом деле непонятно, кто у кого скопировал историю.Былины о олеге вещем олеге: Анализ былины о Вещем Олеге Трудно определить точную дату смерти Олега от Хроника , тем более, что оригинальная рукопись много раз переписывалась. Все, что мы знаем наверняка, это то, что Эрвард-Оддр — вымышленный персонаж, который, вероятно, был придуман не ранее 13 -го -го века. Возможно также, что трагическая смерть от укуса змеи — это скандинавский сюжетный троп, проникший на Русь вместе с варягами и обретший свою окончательную русскую форму в полулегендарных преданиях, окружающих князя Олега. Однако некоторые историки настаивают на том, что Орвард-Оддр и Олег на самом деле одно и то же, и оба вымышлены.

В любом случае получается отличная история.

Персидская сага

Ранее я писал о популярности Александра Македонского среди средневековых россиян. Не исключено, что знаменитая смерть Александра на Востоке послужила поводом для другой, малоизвестной версии гибели Олега. Одной из древнейших русских летописей является Новгородская летопись. Он называет Олега «воевода Игоревы (т.Былины о олеге вещем олеге: Анализ былины о Вещем Олеге е. главный военачальник)» и упоминает, что он, возможно, погиб в военной авантюре «за морями».

Возможно, это военное приключение описано арабским писателем Аль-Масуди (иногда его называют арабским Геродотом). Аль-Масуди описывает флот из 500 русских кораблей, атаковавших Керченский пролив в 912 году, во главе с двумя воинами, которых он называет «Ал-дир и Ольванг». Этим вторым лидером действительно мог быть Олег.

История этого вторжения была следующей. Хазарский хан разрешил русам выход через Дон к Волге, а оттуда в Каспийское море. Взамен он должен был получить половину их военной добычи. Целью этого приключения были легендарные богатства самой Персии. Одним из результатов этого нашествия было почти полное уничтожение Персидского Азербайджана.

Когда добыча из «Персии» вернулась к хазарам, некоторые ханские наемники-мусульмане были так возмущены гибелью своих собратьев-мусульман в Азербайджане, что решили напасть на русских. Хан хазар не предупредил своих русских «союзников», и, согласно Новгородской летописи, при внезапном нападении погибло 30 000 русских.Былины о олеге вещем олеге: Анализ былины о Вещем Олеге

Leave a Reply