Автоматизация звука р в скороговорках: Материалы по автоматизации звуков речи (звук «Р») | Картотека по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему:
Скороговорки со звуками Р, РЬ при помощи мнемодорожек
Скороговорки со звуками Р, РЬ при помощи мнемодорожек помогут взрослым научить малышей:
- четко и правильно произносить звуки Р, РЬ;
- сформировать выразительную речь, четкую дикцию;
- правильно произносить все слова родного языка;
- медленно проговаривать слова,без «съедания» окончаний;
- осмысливать слова и их значение ;
- использовать правильную интонацию;
- умение слушать, что очень важно при поступлении в школу
Полезные советы:
- Заучивание скороговорок при помощи мнемодорожек значительно облегчит этот процесс. Слово ребенок воспринимает через образ – картинку, модель, символ, знак. А мнемотехника направлена именно на это — замену слов образами.
- Перед тем как начать работать с данными мнемодорожками необходимо закрепить навыки четкого произношения и различения звуков « Р», «РЬ» в слогах, словах. Учим малышей выделять данные звуки в начале, середине и конце слов.
- Все занятия по автоматизации звуков строятся по принципу от простого к сложному.
- Каждое занятие следует начинать с разминки, это 2-3 упражнения артикуляционной гимнастики.
- Далее переходим к изолированному «рычанию», автоматизации в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и других игровых упражнениях.
- Если ребенок не усваивает или ему тяжело выполнять новые задания, можно возвратиться назад и закрепить произношение на более простом материале.
ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ — ДОБИВАТЬСЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ.
Звук Р должен быть раскатистым и звонким: Р-Р-Р-Р-Р
1. Скороговорки со звуками Р,РЬ (о людях):
Егор, Егор! Покажи свой двор
Вот мой двор, зеленый забор.
Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.
Тарара-тарара — поднимайся, детвора!
Тарара-тарара – в детский сад идти пора!
Туруру-туруру – поднимаем детвору.
Тырыры-тырыры – нету дома детворы!
Дал Макар Роману карамельку,
А Роман Макару – карандаш
Рома Маше нарвал ромашек.
Брат продал брату паркет из граба.
Красной краскою Егор
Красит крышу и забор.
Три сороки–тараторки
Тараторили на горке.
В грозу от груза арбузов развалился кузов.
Макару в карман комар попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору рассказала:
«В кармане Макара корова пропала».
Ворон Карлсону оторвал карман,
Карлсон завёл моторчик и пропал.
На ярмарке Торговый Яр
Продавал товар Макар.
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
У Кондрата
Куртка коротковата.
Дали карапузу кукурузу,
А карапуз просит арбуз.
На горе Арарат
Рвет Варвара виноград.
Кавалеры королевы плыли
К ней на каравелле.
У корнета нет кларнета.
У корнета – кларнет,
У нас – контрабас.
На сцене корнет играл на кларнете,
В партере сидела дама с лорнетом,
Следя за дуэтом корнета с кларнетом.
Карл играл на черном кларнете,
А на рояле Лара играла.
У Марфы – нет арфы,
У Глафиры – кефира.
Хранитель храма хазар храпел.
У вдовы Варвары
Два вора дрова воровали.
Рассердилася вдова – убрала во двор дрова.
Открывай, Варвара, ворота,
От Варвариных ворот – поворот.
Открывай, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.
Открывай, Увар, ворота,
Дров несём невпроворот мы.
Карп Карпыч
У Карпа Карпыча
Карпа купил.
На завтрак у Варвары
Крабы и омары.
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл у Клары не крал кораллы,
То Клара у Карла не крала б кларнет.
Карл у Клары украл доллары,
А Клара у Карла – квартальный отчет.
Матрос на корме кормит морских рыбок.
На корме, кроме Ромы,
Егор и Артем.
На корме кроме Марка,
Рая и Тамарка.
На горе Арарат
Караулила Варвара воронят.
На горе Арарат
Карл с Кларой рвали виноград.
В огороде у Федоры – помидоры.
За забором у Федоры – мухоморы.
2. Скороговорки на автоматизацию звука Р при помощи мнемодорожек (о животных, птицах, насекомых):
Ворона ворона враз вразумит.
Проворонила ворона воронёнка.
Во мраке раки шуршат в драке.
У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке.
Рыбы в проруби – пруд пруди.
Враги – у рва в овраге.
За тараканом с барабаном, за комаром с топором.
Рано, рано, поутру скачет рыжий кенгуру.
Один рой комаров – за горой,
А второй рой – под горой.
Будь добр, добудь кобр.
Бобр добр до бобра.
Храбры бобры идут в боры.
В бору бобёр и брат бобра
Работают без топора.
Ждут воробьи у кормушки кормёшки,
Несёт им Маркушка в кармашке морошки.
Свинья тупорыла,
Весь двор перерыла,
Вырыла подрыла,
До норы не дорыла
Рыла свинья белорыла, тупорыла;
Полдвора рылом изрыла,
Вырыла, подрыла, до норы не дорыла.
На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.
У коровы короб корок.
Не ест корова короб корок,
Ей короб сена дорог.
Заяц Егорка свалился в озерко.
Бегите под горку,
Спасайте Егорку.
На горе Арарат
Живет сорок воронят.
У ракушки остры створки,
У совенка глазки зорки.
Змей Горыныч сгорбясь,
Взгромоздился на гору
И с громким грохотом
Грохнулся вниз.
Борона боронила неборонованное поле.
Сыворотка из-под простокваши.
Черной ночью черный кот
прыгнул в черный дымоход.
Мудрый ворон проворно рвал во рву мухоморы.
Рыла, рыла свинья, вырыла подрыла.
Все бобры добры для своих бобрят.
Три сороки–тараторки
Тараторили на горке.
Проворонила ворона воронёнка.
Верзила-динозавр дерзил дракону.
Краб забрался на трап
И заснул на трапе краб.
На корабль прокрался краб,
Караси украли трап.
Хитрую сороку
Поймать морока,
А сорок сорок –
Сорок морок.
Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон.
Сорок коров разогнали орлов.
Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек
Всё утро строчат.
Сорока за строчкою строчка
Строчит сорочатам сорочки.
На лугу под горкой
Лежит сырок с красной коркой.
Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
Зубр с зеброй запанибрата.
Серые бараны били в барабаны,
Без разбора били – лбы себе разбили.
Рано утром два барана
Барабанят в барабаны.
Кобра – в торбе,
А торба – в коробе.
Морочила морока,
Пророчила сорока
Проворонила ворона воронёнка.
3. Скороговорки на звук Р (о природе):
В небе гром, гроза,
Закрывай глаза.
Грома нет, трава блестит.
В небе радуга стоит.
С горы – не в гору,
В гору – не с горы.
До города – в гору,
От города – с горы.
На горе Арарат
Растет крупный виноград.
4. Скороговорки на сочетание звуков ТР, ДР (в стечении согласных):
Тропка на травке, травка на тропке.
По травке тропа протоптана.
Трое трубачей трубят в трубы.
Два дровосека,
Два дроворуба,
Два дровокола.
Два дровосека, два дроворуба,
Два дровокола отточили топоры.
Топоры остры-то до поры,
До поры остры топоры.
Бомбардир бомбардировал Бранденбург.
Крот-проныра запросто проник в парник.
Шустрая норка юркнула в норку.
В поле Фрося полет просо,
Сорняки выносит Фрося.
Скороговорка о сковородке
И скороварке.
Круг за кругом, круг за кругом
Маршируем друг за другом.
Скороход покупал скороварки –
Друзьям-скороходам подарки.
Скороходы скоро ходят,
Скороварки им подходят.
Скороговорки со звуками Р, РЬ при помощи мнемодорожек станут веселым занятием взрослого с малышом.
Скачивайте наглядный материал или занимайтесь онлайн у нас на сайте по 15-20 минут каждый день. И вскоре вы услышите как выразительно разговаривает ваш малыш. А также имеет четкую дикцию и правильное речевое дыхание.
Вам также будет интересно:
- Артикуляционная гимнастика для звуков Р, РЬ
- Биоэнергопластика
- Кинезиология
- Занятия по автоматизации звука Р
- Раскраски со звуками Р, РЬ
- Раскраски для автоматизации звука Р в обратных слогах
- Звук Р в словах
- Автоматизация звука Р в чистоговорках
- Автоматизация звука Р в стихах
- Дифференциация звуков
Желаем Всем хорошего настроения и положительных результатов!!
Автоматизация звуков Р и РЬ в скороговорках и стихотворениях. — P — для родителей — Каталог статей
Скороговорки
Бобр добр до бобрят.
Пекарь Пётр пёк пирог.
Три вороны — на воротах, три сороки – на пороге.
Добры бобры идут в боры.
На горе Арарат рвёт Варвара виноград.
На горе, на горке горько ревёт Егорка.
У Кондрата куртка коротковата.
У редьки и репки корень крепкий.
Три дроворуба на трёх дворах дрова рубят.
Крута гора, в горе — дыра, в дыре – кротовая нора.
На дворе – трава, на траве – дрова; не руби дрова на траве двора.
Баран барабанит в барабан.
Рубят дроворубы сыры дубы на срубы.
Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
У Риты растут маргаритки, а у Бориса – барбарис.
Марина маринует грибы-боровики.
На пригорке – робкий Борька.
В квартире у Катерины дорогие картины.
Роман барабанит в барабан.
Рано утром три барана барабанят в барабаны.
Гера говорит, что думает, а Вера думает, что говорит.
На завтрак у Варвары крабы и омары.
Сидят друг и подруга друг против друга.
Cтихи на звукопроизношение
Окуньки.
Раз купили окуньки
Серебристые коньки
И поэтому зимой
Расхрабрились под водой.
Дразнят смело: «Ну — ка,
Догони нас, щука!
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки.
По камушкам, по камушкам.
По ровненькой дорожке.
По ровненькой дорожке.
Устали наши ножки.
Вот наш дом,
Там мы живём.
Рады? Рады? Рады?
Да! Да! Да!
Хороша у нас Тура.
Хороша у нас Тура.
Мы купались там вчера,
И сегодня мы опять
На Туру пойдём гулять.
Поиграем на песке
И поплаваем в реке.
Хороша у нас Тура!
На горе, на горке,
На крутом пригорке
Стройная рябинка,
Будто на картинке.
Крикливые чайки над морем кружат,
Крикливые чайки громко кричат.
Нравятся чайкам морские просторы,
О море они и ведут разговоры.
Гремят громовые раскаты,
Грохочут над самой горой.
Речные журчат перекаты,
Играя прозрачной струёй.
Труба трубит,
Труба поёт,
Трубач по улице идёт.
Трубач трубит в трубу не зря,
Ведь скоро праздник октября.
Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла серёжку Поля.
Ту серёжку нашёл Серёжка,
Прибежал, постучал в окошко:
«Отыскалась твоя серёжка».
Взял Егор в углу топор.
С топором пошел во двор.
Стал чинить Егор забор,
Потерял Егор топор.
Вот и ищет до сих пор.
Поищи и ты топор.
Норка у норки
Норка вылезла из норки,
И пошла к знакомой норке,
В норку норкину зашла,
Норку в норке не нашла.
Если норки нету в норке,
Может норка возле норки?
Нет нигде, пропал и след,
Норка – здесь, а норки – нет!
Мы на саночках катались —
И прощались, и встречались…
Попрощались мы с зимою!
Повстречались мы с весною!
Мухомор.
Возле леса на опушке,
Украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка,
Ядовитый мухомор.
Белый гриб.
Белый гриб боровик
Всех грибов отличнее:
Богатырь — лесовик
С головой коричневой.
Помидоры.
В огороде за забором
Поспевают помидоры.
Держатся за колышки,
Греются на солнышке.
Работа на огороде.
Глушит сорная трава
Кустики гороха,
И морковь видна едва.
В общем, дело плохо.
Так не вырастет морковь.
Так не будет толку!
Две подружки утром вновь
Вышли на прополку.
У Маринки две руки.
И у Светы две руки.
Хорошо пошла работа —
берегитесь, сорняки!
Мороз.
Такой мороз!
Такой мороз!
Берёт за нос,
Дерёт до слёз.
Такой мороз трескучий!
Пристал, пристал, прискучил.
Такой мороз!
Такой мороз!
Укроешь нос,
К бровям прирос.
Такой мороз здоровый,
Идёт, хрустит дорогой.
Грибы.
Мы идём дорожками,
Мы идём тропинками,
Мы идём с лукошками,
Мы идём с корзинками.
Прямо за опушкою
Вдруг нашли волнушки мы
И пенёк с опёнками
Под рябиной тонкою.
Крепкий подберёзовик
Вырос под берёзою.
Красный подосиновик
Вырос под осиною. /А. Кузнецов/
Про машину.
Я — шофёр.
Качу, лечу
Во весь опор.
Я сам шофёр,
Я сам мотор,
Нажимаю на педаль,
И машина мчится вдаль.
Ворона
Кра!
Кричит ворона
Кража!
Караул!
Грабёж!
Пропажа!
Вор пробрался
Утром рано
Брошь украл он
Из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую коробку!
Стой ворона,
Не кричи,
Не кричи ты
Помолчи.
Жить не можешь без обмана
У тебя ведь нет кармана.
-Как! Подпрыгнула ворона
И моргнула удивлённо
Что ж вы раньше не сказали!
Каррраул!
Карррман укрррали!
Буква «Р»
Пять лет Серёже в январе,
Пока четыре, пятый,
Но с ним играют во дворе
И старшие ребята.
А как на санках, например,
Он с гор летает смело.
Серёже только буква «р»
Немножко портит дело.
На брата сердится сестра,
Её зовут Марина,
А он стоит среди двора,
Кричит: «Ты где, Малина?»
Твердит Марина: «Рак, ручей»
Марина учит брата.
Он повторяет: «Лак, лучей»
Вздыхая виновато.
Сестра твердит: «Прижми язык,
Прижми покрепче к нёбу».
Он, как прилежный ученик,
Берётся за учёбу.
Она твердит: «Скажи – метро.
В метро поедем к дяде».
-«Нет» — отвечает он хитро,-
В автобус лучше сядем.
Не так легко сказать
Ремень, мороз, река, простуда.
Но вот в один прекрасный день
С утра случилось чудо.
Чихнула старшая сестра,
Он крикнул: «Будь здорова!»
А ведь не мог ещё вчера
Сказать он это слово.
Теперь он любит букву «р»
Кричит, катаясь с горки:
«Берите все с меня пример,
Умею говорить я «р».
Картинки в лужах.
В лужах картинки. На первой — дом.
Как настоящий, только вверх дном.
Вторая картинка. Небо на ней.
Как настоящее, даже синей.
Третья картинка. Ветка на ней.
Как настоящая, но зеленей.
А на четвёртой картинке
Я промочил ботинки.
Логопедические скороговорки на звук р
На данной странице вы найдете логопедические скороговорки на звук р, вам обязательно пригодится эта информация для общего развития.
Ворона ворона враз вразумит.
***
Проворонила ворона воронёнка.
***
Во мраке раки шуршат в драке.
***
У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке.
***
Рыбы в проруби – пруд пруди.
***
Враги – у рва в овраге.
***
Тропка на травке, травка на тропке.
***
По травке тропа протоптана.
***
Трое трубачей трубят в трубы.
***
За тараканом с барабаном, за комаром с топором.
***
Один рой комаров – за горой,
А второй рой – под горой.
***
Будь добр, добудь кобр.
***
Бобр добр до бобра.
***
Храбры бобры идут в боры.
***
В бору бобёр и брат бобра
Работают без топора.
***
У коровы короб корок.
***
Не ест корова короб корок,
Ей короб сена дорог.
***
Дал Макар Роману карамельку,
А Роман Макару – карандаш.
***
Рома Маше нарвал ромашек.
***
Борона боронила неборонованное поле.
***
Сыворотка из-под простокваши.
***
Брат продал брату паркет из граба.
***
Нравы мавров варварские.
***
Верзила-динозавр дерзил дракону.
***
Кавалеры королевы плыли
К ней на каравелле.
***
У корнета нет кларнета.
Подари кларнет корнету.
***
У корнета – кларнет,
У нас – контрабас.
***
На сцене корнет играл на кларнете,
В партере сидела дама с лорнетом,
Следя за дуэтом корнета с кларнетом.
***
На верхнем ярусе театралы в ярости.
***
Карл играл на черном кларнете,
А на рояле Лара играла.
***
У Марфы – нет арфы,
У Глафиры – кефира.
***
Хранитель храма хазар храпел.
***
Поросли заросли порослями,
Заросли зарослями поросли.
***
Проросли ростки,
Повыросли,
Да ростом не выросли.
Проросли ростки,
Повыросли,
Ростом ростки
Расхвастались.
***
Родственники разводили раствор,
Чтобы ростки розы росли красиво.
***
Карп Карпыч
У Карпа Карпыча
Карпа купил.
***
На завтрак у Варвары
Крабы и омары.
***
Краб забрался на трап
И заснул на трапе краб.
***
На корабль прокрался краб,
Караси украли трап.
***
Тары-бары, растабары!
У Варвары куры стары.
***
У вдовы Варвары
Два вора дрова воровали.
Рассердилася вдова – убрала во двор дрова.
***
Открывай, Варвара, ворота,
Коли не враг за воротами,
А врагу да недругу
От Варвариных ворот – поворот.
***
Открывай, Варвара, ворота,
У двора на траве коли дрова.
***
Открывай, Увар, ворота,
Дров несём невпроворот мы.
***
Подорожник по дороге
Собирал прохожий строгий.
Выбирал себе прохожий
Подорожник подороже.
***
Змей Горыныч сгорбясь,
Взгромоздился на гору
И с громким грохотом
Грохнулся вниз.
***
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл у Клары не крал кораллы,
То Клара у Карла не крала б кларнет.
***
Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
***
Карл у Клары украл доллары,
А Клара у Карла – квартальный отчет.
***
Карл украл у Поликарпа полкарася, полкарпа.
***
Фрол у Флоры украл фарфор.
***
Прокл разбил у Флора
Склянку с хлором,
А Фрол разлил у Прокла
Пробирку с бромом.
***
Громко порох грохнул,
Прохор в страхе охнул.
***
Торопке порка не впрок.
***
Парк в Праге, граб в парке.
Пруд у граба, в пруду карпы.
***
Пришел Прокоп – кипел укроп,
Ушел Прокоп – кипит укроп.
Как при Прокопе кипел укроп,
Так и без Прокопа кипит укроп.
И спит Прокоп – кипит укроп.
***
Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.
***
Зубр с зеброй запанибрата.
***
В грозу от груза арбузов развалился кузов.
***
Дали карапузу кукурузу,
А карапуз просит арбуз.
***
С горы – не в гору,
В гору – не с горы.
***
До города – в гору,
От города – с горы.
***
Рано утром два барана
Барабанят в барабаны.
***
Серые бараны били в барабаны,
Без разбора били – лбы себе разбили.
***
В огороде у Федоры – помидоры.
За забором у Федоры – мухоморы.
***
Кобра – в торбе,
А торба – в коробе.
***
Морочила морока,
Пророчила сорока.
***
Макару в карман комар попал.
Комар у Макара в кармане пропал.
Про это сорока в бору рассказала:
«В кармане Макара корова пропала».
***
Микро- и макромир комара Макара.
***
На ярмарке Торговый Яр
Продавал товар Макар.
***
Ворон Карлсону оторвал карман,
Карлсон завёл моторчик и пропал.
***
У Кондрата
Куртка коротковата.
***
К Габсбургам из Страсбурга.
***
Два дровосека,
Два дроворуба,
Два дровокола.
***
Два дровосека, два дроворуба,
Два дровокола отточили топоры.
Топоры остры-то до поры,
До поры остры топоры.
***
Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.
***
Бомбардир бомбардировал Бранденбург.
***
Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень.
***
Крот-проныра запросто проник в парник.
***
Шустрая норка юркнула в норку.
***
В поле Фрося полет просо,
Сорняки выносит Фрося.
***
Скороговорка о сковородке
И скороварке.
***
Круг за кругом, круг за кругом
Маршируем друг за другом.
***
Скороход покупал скороварки –
Друзьям-скороходам подарки.
Скороходы скоро ходят,
Скороварки им подходят.
***
Мудрый ворон проворно рвал во рву мухоморы.
***
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
***
Ждут воробьи у кормушки кормёшки,
Несёт им Маркушка в кармашке морошки.
***
Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.
***
Свинья тупорыла,
Весь двор перерыла,
Вырыла полрыла,
До норы не дорыла
***
Рыла свинья белорыла, тупорыла;
Полдвора рылом изрыла,
Вырыла, подрыла, до норы не дорыла.
На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.
***
Рубят дроворубы
Сыры дубы на срубы.
***
Хитрую сороку
Поймать морока,
А сорок сорок –
Сорок морок.
***
Сорок сорок воровали горох,
Сорок ворон отогнали сорок.
Сорок орлов напугали ворон.
Сорок коров разогнали орлов.
***
Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек
Всё утро строчат.
***
Сорока за строчкою строчка
Строчит сорочатам сорочки.
***
На лугу под горкой
Лежит сырок с красной коркой.
Сорок сорок в короткий срок съели сырок.
Автоматизация звука Р — Сайт logo676!
[Р]
1. Повтори слоги. 1
Дра дра-дро дра-дру-дры
Дро дру-дры дро-дра-дру
Дру дро-дру дры-дро-дра
Дры дры-дра дру-дры-дро
2. Повтори слова.
Драп, драка, дразнит, дрозд, дробь, дрожжи, друг, дружный, дружба, драчун, дракон, драгоценность, драже, дрожать, дрофа, дрова, дровосек, друзья, дружина, Дружок, другой.
3. Посчитай слова до 5.
Дрозд, друг, дракон, дровосек.
4. Игра «Один – много».
Дрозд – дрозды
Драка — …
Драчун — …
Дракон — …
Друг — …
Дробь — …
Дрофа — …
Драгоценность — …
[Р]
1. Назови ласково. 2
Дракон – дракончик
Друг — …
Дрова — …
2. Изменяй предложения.
Я звоню другу. Ты… он… она… мы… вы… они…
Я покупаю дрожжи.
Я вижу дрозда.
Я дрожу от холода.
Я несу дрова.
Я читаю о драконах.
Я съем другое драже.
3. Повтори предложения.
Дрозды – лесные птицы.
Дрожжи нужны для теста.
Алмаз – драгоценный камень.
Нельзя дразнить собак.
Друзья любят есть драже.
Дровосек заготавливает дрова.
Друзья помогают друг другу.
Драчуны затеяли драку.
[Р]
1. Повтори слоги. 3
Дра-дро-дру
Дро-дры-дра
Дру-дра-дры
Дры-дру-дро
2. Повтори слова.
Ведро, бедро, квадрат, подросток, подруга, ядро, пудра, выдра, эскадра, бодрый, мудрый, щедрый.
3. Игра «Один – много».
Кедр – кедры
Кадр — …
Ведро — …
Выдра — …
Подруга — …
Эскадра — …
4. Изменяй предложения.
Я несу ведро. Ты… он… она… мы… вы… они…
Я звоню подруге.
Я обведу квадрат.
Я вижу кедр.
Я найду кедровые орешки.
[Р]
1. Повтори предложения. 4
Дрозд сел на кедр.
У подруги болит бедро.
Выдры живут в другом лесу.
Для печки нужны дрова.
2. Повтори предложения.
У Кати много подруг и друзей.
Подросток несёт ведро с водой.
Таня с подругами гуляет в кедровом лесу.
У кедровых шишек вкусные ядрышки.
Эскадра самолётов летит на юг.
Мама купила пудру в квадратной баночке.
3. Ответь на вопросы полным предложением.
Кто рубит дрова?
Где живёт выдра?
Когда дрозды улетают на юг?
Чем достают воду из колодца?
Во что кладут дрожжи?
Что умеет делать дракон?
Что бывает квадратным?
[Р]
1. Назови ласково. 5
Друг – дружок
Подруга — …
Дракон — …
Квадрат — …
Дрова — …
Ведро — …
Ядро — …
Бедро — …
2. Повтори слоги.
Тра тра-тро тро-тру-тра
Тро тры-тру тру-тра-тры
Тру тро-тры тры-тро-тра
Тры тру-тра тра-тры-тро
3. Повтори слова.
Трап, травка, трасса, трапеза, травушка, трос, трон, тройка, тропка, трогать, труд, трус, трубка, трудный, трутень, трава, трамвай, трамплин, траншея, традиция, тропинка, троллейбус, тростник, Трофим, тромбон, труба, трубач, трубочист, трудиться, трущоба.
[Р]
1. Посчитай слова. 6
Тройка, трубка, трамвай, трубач.
2. Повтори предложения.
Король сидит на троне.
Трубочист чистит печные трубы.
Трубач играет на трубе.
Тромбонист играет на тромбоне.
По рельсам в городе ездит трамвай.
Петя не может решить задачу, она очень трудная.
Коля сделал в диктанте много ошибок, ему поставили тройку.
Весной вырастает мягкая, зелёная трава.
Труженик не ленится, он много трудится.
Гоночные машины мчатся по трассе.
3. Изменяй предложения.
Я бегаю по травке. Ты… он… она… мы… вы… они…
Я иду по тропинке.
Я копаю траншею.
Я поеду на трамвае.
Я жду троллейбус.
Я буду трудиться.
Я трогаю мягкую травку.
[Р]
1. Повтори слоги. 7
Тра-тры-тро
Тру-тра-тры
Тры-тро-тра
Тро-тру-тры
2. Повтри слова, поиграй в игру «Один – много».
Матрас, тетрадь, отрава, метро, ситро, патрон, ватрушка, петрушка, торывок, утро, гетры, отруби, отражение, метр, литр, Пётр, театр, осётр, осмотр, сантиметр, педиатр.
3. Назови ласково.
Матрас – матрасик
Патрон — …
Тетрадь — …
Матрос — …
Ватрушка — …
Отрывок — …
4. Повтори предложения.
Под землёй ездят метро.
Ученик достал книги и тетради.
Бабушка испекла с творогом ватрушки.
Вечером мама и папа пойдут в театр.
Для ружья нужен патрон.
Детский врач – это педиатр.
На кровати лежит мягкий матрас.
Зарядку делают утром.
[Р]
1. Повтори предложения. 8
У Петрова в тетради тройка.
Папа потрошит осетра.
Матрос идёт по трапу.
Трофим сажает петрушку.
Петр едет в школу на метро.
Трое матросов ждут трамвай.
Мама ведёт сына на осмотр к педиатру.
У метро будет театр для детей.
2. Изменяй предложения.
Я ем ватрушку. Ты… он… она… мы… вы… они…
Я буду матросом.
Я пойду в театр.
Я не трогаю чужую тетрадь.
3. Продолжи предложение по образцу.
Катя заходит в метро, а Коля выходит из метро.
Ваня заходит в трамвай, а Дима…
Таня убирает тетрадь, а Валя…
Миша идёт в театр, а Петя…
Николай продаёт трубу, а Трофим…
Маша садится на матрас, а Даша…
Дима поднимается на трамплин, а Толя…
Вова копает траншею, а Ваня…
[Р]
1. Повтори слоги. 9
Тра-дра дра-дра-тра
Дро-тро тро-дро-дро
Дру-тру дру-тру-тру
Тры-дры тры-дры-дры
2. Повтори слова.
Трава, трамвай, тройка, тромбон, матрос, метро, пудра, квадрат, трудный, хитрый, мудрый, щедрый.
3. Повтори предложения.
У Петра много друзей.
Трамваи идут один за другим.
У троих подружек костюмы снежинок.
Трудно подражать пению дрозда.
4. Продолжи предложения по образцу.
Оля подражала трубачу, и Дима подражал трубачу.
Таня дотронулась до стенки, И Ваня…
Ива отражалась в воде, и берёза…
Настя отрывала листок, и Петя…
Юля дрожала от холода, и Саша…
Даша дрыгала ногой, и Миша…
Лена трубила на тромбоне, и Тёма…
Наташа драила песком ведро, и Олег…
[Р]
1. Выучи чистоговорки. 10
Дра-дра-дра, ливень льёт, как из ведра.
Дро-дро-дро, матрос несёт ведро.
Дру-дру-дру, трутень лезет по ведру.
Дры-дры-дры, хитры гномы и мудры.
2. Повтори предложения.
Папа дотрагивается до шкафа.
Мама едет на трамвае.
Сын отражается в прозрачной трубе.
Бабушка печёт ватрушки для Петра.
Дедушка выходит из троллейбуса.
Тётя Тоня беседует с подругой.
Дядя Трофим сидит за кедром.
[Р]
1. Повтори слоги. 11
Стра, стро, стру, стры, втра, втро, втру, втры, штра, штро, штру, штры, здра, здро, здру, здры.
2. Повтори слова.
Страх, страус, стража, стройка, строчка, стружка, иностранец, сестра, страна, строгать, струя, страница, остров, острая, быстрая, пёстрая, штраф, втроём, завтра, завтрак, здравствуй, здравница, поздравлять, поздравление.
3. Повтори предложения.
Трамвай едет быстро.
У страуса быстрые ноги.
У сестры много пёстрых лент.
Завтра утром я поздравлю маму.
На завтрак у Петра чай с ватрушками.
Строители быстро построили дом.
Папа строгает доски, поэтому летят стружки.
На странице строчки на иностранном языке.
4. Изменяй предложения.
Я строю дом. ты… он… она… мы… вы… они…
Я вижу страуса.
Я подметаю стружки.
Я иду завтракать.
[Р]
1. Изменяй предложения. 12
Я покупаю острый нож ты… он… она… мы… вы… они…
Я быстро читаю.
Я еду в другую страну.
Я построю домик для дроздов.
2. Выучи скороговорки.
Трое трубачей трубили в трубы.
Друг – у друга, подруга – у подруги.
Дружат с другом. Дружат и с подругой.
3. Продолжи предложения по образцу.
У Нади 1 пёстрая лента, а у Кати 2 пёстрые ленты.
У Вани 1 острый ножик, а у Вити 2…
У Пети 1 страшный мультфильм, а у Алёши 2 …
У Димы 1 быстрая машинка, а у Миши 2 …
У Трофима 1 иностранная книга, а у Петра 2…
У Саши 1 строгий учитель, а у Люды 2 …
[Р]
1. Повтори слоги. 13
Ра ра-ро-ру
Ро ры-ру-ра
Ру ро-ра-ры
Ры ру-ры-ро
2. Повтори слова.
Рак, радио, радуга, радость, раковина, рот, роза, Рома, робот, Родина, ручка, русский, рысь, рыба, рынок, работа, ракета, ракушка, рассказ, расчёска, рука, ручей, рукав, рубашка, рукавица, рыбак, рычаг, роса, родник, Россия.
3. Повтори предложения.
У Раи отец – рабочий.
У Ромы на руке рана.
На кухне работает радио.
На Рому нападает рой ос.
На рынке много рыбы.
Рысь рыщет за добычей.
Рая расчёсывает волосы расчёской.
Мама зашивает рукав у рубашки.
[Р]
1. Продолжи предложения. 14
Рысь роет ямку.
Рыбак пошёл на рыбалку.
Русские живут в России.
Рая видит рака на дне ручья.
Рабочий работает на заводе.
Рома написал в тетради рассказ.
2. Изменяй предложения.
Я мою руки. Ты… он… она… мы… вы… они…
Я поймаю рыбу.
Я пишу в тетради ровно.
Я разыщу рака.
Я радуюсь новому ранцу.
[Р]
1. Повтори слоги. 15
Ра-ро-ру
Ры-ру-ра
Ро-ра-ры
Ру-ры-ро
2. Повтори слова.
Гора, нора, дыра, баран, буран, сарай, операция, перо, народ, пирог, порог, сироп, сорока, ворона, оружие, Маруся, кенгуру, кукуруза, старуха, зарубка, нарыв, корыто, порыв, шары. Дворы, топоры, фара, пещера, ураган, муравей, барабан, парашют, парус, поручение, карусель, подарок, паровоз, пёрышко.
3. Назови ласково.
Корова – коровка
Коробка — …
Дорога — …
Пирамида — …
Подарок — …
Перо — …
Пирожок — …
Дырка — …
Норка — …
Корка — …
Творог — …
Сарафан — …
[Р]
1. Изменяй предложения. 16
Я еду в гараж. Ты… он… она…мы.. вы… они…
Я учу уроки.
Я ем макароны.
Я собираю ракушки.
Я стираю рубашку.
Я работаю на огороде.
2. Повтори предложения.
Ира собирает ракушки.
Рома едет на пароходе.
Корова подходит к воротам.
Ворона сидит в огороде.
Шуру ведут за ручку.
У старухи старое корыто.
Шофёры завели моторы.
У Юры на руке нарыв.
От мороза на окне разные узоры.
У мамы на руках румяный карапуз.
В нашем городе широкие дороги.
Маруся катается на карусели второй раз.
3. Выучи чистоговорку.
Ра-ра-ра, у мышки старая нора.
Ро-ро-ро, у норы лежит перо.
Ру-ру-ру, загораживает вход в нору.
Ры-ры-ры, никак не выйти из норы.
[Р]
1. Повтори слова. 17
Гараж, гитара, пирамида, карандаш, корона, мороз, ворота, огород, воробей, операция, макароны, микстура, старый, серый, оранжевый, дорогой.
2. Повтори предложения.
Ира несёт розу.
Юра учит уроки.
Шура моет раму.
Мама Киры работает вечером.
Шофёры идут в гараж.
В серой коробке лежат старые карандаши.
3. Выучи скороговорку.
Барабанщик барабанит в барабан.
4. Повтори чистоговорки.
Ра-ра-ра, на рукаве дыра.
Ра-ра-ра, на дубе старая кора.
Ро-ро-ро, воробьиное перо.
Ру-ру-ру, быстро скачет кенгуру.
Ру-ру-ру, мама штопает дыру.
Ры-ры-ры, в лесу летают комары.
Ры-ры-ры, на ниточках шары.
[Р]
1. Выучи стихотворение. 18
Горошина.
Горошина, горошина,
Какая ты хорошая.
Какая ты хорошая,
Зелёная горошина.
2. Повтори слоги.
Ар ар-ор ар-ур-ир
Ор ор-ур ор-ир-ур
Ур Ур-ир Ур-ар-ор
Ир Ир-ар Ир-ор-ар
3. Повтори слова.
Пар, удар, загар, комар, повар, пожар, хор, бор, забор, мотор, топор, спор, мир, жир, сыр, кефир, зефир, шнур, ковёр, актёр, костёр, боксёр, шофёр, монтёр, веер, пионер, катер, ветер, вечер, свитер.
4. Изменяй предложения.
Я несу топор. Ты… он… она… мы… вы…они…
Я пью кефир.
Я ем помидор.
Я тяну шнур.
Я жду катер.
Я найду мухомор.
[Р]
1. Повтори чистоговорки. 19
Ар-ар-ар, из чайника идёт пар.
Ар-ар-ар, Вову укусил комар.
Ар-ар-ар, в доме начался пожар.
Ор-ор-ор, в зале выступает хор.
Ор-ор-ор, на даче высокий забор.
Ор-ор-ор, у машины завели мотор.
Ур-ур-ур, за телефоном тянется шнур.
Ир-ир-ир, Таня пьёт кефир.
Ыр-ыр-ыр, мама покупает сыр.
Ёр-ёр-ёр, дети потушат костёр.
Ёр-ёр-ёр, папа чистит ковёр.
Ёр-ёр-ёр, машины водит шофёр.
2. Повтори предложения.
Егор ест зефир.
Дровосеку нужен топор.
Шофёр заводит мотор.
Ветер усиливает пожар.
Повар моет помидор.
Самовар пускает пар.
Комар сядет на забор.
Завтра надо купить сыр и кефир.
[Р]
1. Выучи скороговорку. 20
— Егор, Егор! Покажи свой двор!
— А вот мой двор, зелёный забор.
2. Послушай предложения. Назови профессии.
Водит машину.
Работает в шахте, добывает уголь.
Играет в кино и театре.
Ремонтирует лифт.
Работает на комбайне, убирает хлеб.
Работает в ресторане, готовит еду.
Лепит из глины горшки и вазы.
Работает в котельной.
Выдаёт билеты в трамвае и автобусе.
Экзаменует студентов на экзамене.
Пишет музыку.
Перевозит деньги.
[Р]
1. Повтори слова. 21
Арбуз, арфа, марка, артист, парта, карта, картина, карман, фартук, форма, горка, корка, норка, орден, норма, корзина, георгин, тормоз, Мурка, шкурка, пурга, куртка, ферма, верба, зерно, черта, дырка, март, карп, зоопарк, марш, торт, корм, морж, шторм, корт, сорт, порт, насморк.
2. Повтори предложения.
В кармане дырка.
В корзине огурцы.
Шофёр тормозит.
У Мурки мягкая шёрстка.
У мышки в норке корка.
В зоопарке живёт морж.
Дует северный ветер.
В августе идёт уборка зерна.
Сержанту дали орден.
Картошка кипит в горшочке.
У старшей сестры насморк.
Барбос любит мясные консервы.
В кармане куртки лежат перчатки.
Для борща нужны свёкла, морковь, капуста и картошка.
[Р]
1. Изменяй предложения. 22
Я покупаю торт. Ты… он… она… мы… вы… они…
Я чищу картошку.
Я вешаю картину.
Я несу арбуз.
Я топаю по паркету.
Я вырву сорняк.
Я первым сяду за парту.
Я держу корзину с огурцами.
2. Выучи стихотворение.
Мухомор.
В яркой куртке мухомор
Гордо сел на косогор.
Нам не нужен мухомор,
Не пойдём на косогор.
[Р]
1. Повтори слоги. 23
Ра-ро-ру ор-ур-ир
Ры-ру-ра Ур-ир-ар
Ро-ры-ра ар-ор-ур
2. Послушай слова, повтори только те, в которых есть звук Р.
Нога, роза, рука, коса, баран, вагон, пирог, батон, нора, гора, вата, вода, сок, сыр, шум, пар. Носок, палец, забор, топор, карта, майка, дырка, норка.
3. Повтори предложения.
Артем стоит у парты.
Арбузы растут на огороде.
Вера живёт на Арбате.
Ира нарвала ромашек.
Федор надевает куртку и перчатки.
В порту много кораблей и катеров.
У Шуры на фартуке карман.
Кира отвечает урок за партой.
Осенью идёт уборка урожая.
Барбос рычит на Мурку.
Дежурный раздаёт тетради.
Верба распускается рано весной.
Рая вертит ручку мясорубки.
На вершине горы стоит горный баран.
В руках у дяди Егора рубанок и топор.
Зимой Рома катается в парке с горки.
[Р]
1. Изменяй предложения. 24
Я работаю поваром. Ты… он… она… мы… вы… они…
Я рву ромашки.
Я разведу костёр.
Я каркаю, как ворона.
Я собираюсь в цирк, я порву старый билет.
Я разведу руки в стороны.
Я вырываю сорняки на огороде.
Я рано разбужу Артёма.
Я разведу костёр у ручья.
[Р]
1. Повтори слоги. 25
Пра пра-про-пру
Про про-пру-пры
Пру пру-пры-пра
Пры пры-пра-про
Апр апр-опр-упр
Опр опр-упр-ипр
Упр упр-ипр-апр
Ипр Ипр-апр-опр
То же со звуком Б: бра, бро, бру, бры.
То же со звуком К: кра, кро, кру, кры.
То же со звуком Г: гра, гро, гру, гры.
2. Повтори слова.
Правда, праздник, прачка, провод, продукт, простуда, простыня, пруд, пружина, прыжок, брат, брак, браслет, брошка, брови, бросать, брусника, брызги, брынза, брыкается, кран, краска, крапива, кровь, крошка, круг, кружка, крупа, крыса, крыжовник, град, градусник, графин, граната, гром, гроза, группа, груша, грузовик, грызун, направо, напротив, оправа, запрос, запруда, упругий, обрыв, собрание, кобра, образ, зебра, доброта, икра, микроб, вокруг, сокровище, укрытие, мокрый, игра, фотография, угроза, сугроб, огрызок, фотограф.
[Р]
1. Назови ласково. 26
Брат – братик
Браслет — …
Пружина — …
Пруд — …
Прыжок — …
Простыня — …
Краска — …
Кружка — …
Графин — …
Груша — …
Грузовик — …
Игрушка — …
2. Повтори предложения.
У брата простуда.
Зебра брыкается.
Продукты продают в магазине.
Продавец продаёт брынзу.
У брата завтра праздник.
Направо от пруда стоят кедры.
Бобры построили запруду.
Подруги собрали бруснику.
Мама провожает папу на собрание.
У прабабушки прочная оправа для очков.
[Р]
1. Повтори предложения. 27
Крыса грызёт крупу.
Крысы – это грызуны.
Грузовик везёт груши.
Друзья нашли сокровища.
Мама покупает красную икру.
Идёт гроза, грохочет гром.
У друзей красивые кружки.
Скамейка покрашена красной краской.
Зимой вокруг дома много сугробов.
На фотографии крапива и крыжовник.
Друзья играют с подъёмным краном, они строят дом.
2. Изменяй предложения.
Я продаю продукты. Ты… он… она… мы… вы… они…
Я брошу пружинку.
Я грызу грушу.
Я накрою ведро крышкой.
Я боюсь грозы и грома.
Я играю на траве с игрушками.
[Р]
1. Повтори слова. 28
Фраза, француз, фрукт, фронт, врач, враг, вращение, овраг, сразу, сравнение, сражение, справка, мрак, сумрак, домра, нрав, храп, хруст, храм, шрам.
2. Изменяй предложения.
Я продаю ковры. Ты… он… она… мы… вы… они…
Я прыгаю, как пантера.
Я рою норку, как крот.
Я пью кефир из кружки.
Я грызу твёрдую баранку.
Я кручу обруч в руке.
3. Повтори предложения.
Пруд зарос травой.
Роман чинит пружину.
Воробей прыгает по дорожке.
Проводник размещает пассажиров.
Брат работает инженером-строителем.
У Артёма чёрные брови.
С огорода собран урожай.
Рая обрызгивает розы водой.
У Вероники – брошка и браслет с изумрудами.
Прабабушка готовит брусничный морс.
[Р]
1. Повтори предложения. 29
Врач промывает рану.
Фрося собирает фрукты в корзинку.
Коровы пьют воду в ручье.
У Юры в руке карандаш.
В универмаге продают ковры.
Петрушка растёт в огороде.
Трутни не собирают мёд.
Друзья собираются на экскурсию.
Шура открывает кран.
Кур кормят крупой.
Продаются консервы из крабов.
Крот портит корни растений.
Вокруг забора растёт крапива.
Егор пьёт кефир из кружки.
На воротнике красивые кружева.
Крыша покрашена красной краской.
В овраге протекает ручей.
Вера грызёт твёрдую грушу.
Грузовик везёт арбузы на рынок.
Пограничники охраняют границу.
[Р]
1. Назови ласково. 30
Красный карандаш – красненький карандашик
Чёрное перо — …
Розовая брошка — …
Хорошая рубашка — …
Короткий рассказ — …
Красивый браслет — …
2. Выучи стихотворение.
Крот.
Дни и ночи напролёт
Роет крот подземный ход.
Что же надо там кроту?
— Потемнее темноту.
3. Выучи скороговорки.
Трут морковь на тёрке Рае и Егорке.
У крутой горки кротовые норки.
У Кондрата куртка коротковата.
[Р]
1. Повтори слоги. 31
Пра-рпа бра-рба
Про-рпо бро-рбо
Пру-рпу бру-рбу
Пры-рпы бры-рбы
2. Повтори слова.
Размер, раствор, разговор, проверка, простор, мрамор, кругозор, прорубь, оркестр, фарфор, квартира, маршрут, аэродром, термометр, транспорт, трактор, прорыть, разорвать, пробраться, раскрывать, разворачивать, разгружать, разбирать, сортировать.
3. Повтори предложения.
С горы бежит проворный ручеёк.
У Фёдора квартира на втором этаже.
Зимой рыбаки прорубают проруби во льду.
В порту разгружают пароходы и баржи.
У Ромы много разных книжек-раскрасок.
Машину загрузили утром и разгрузили вечером.
Тр
Скороговорки на «Р», чистоговорки на «Р», автоматизация звука «Р» в стихах
У детей бывают трудности с произношением отдельных звуков. Среди них особенно выделяется звук «р». Множество родителей переживают за своих детей из-за этого «непослушного» звука! Чтобы вместо «рыба» ваш малыш с улыбкой не отвечал «селедка», нужно регулярно тренировать произношение. Помогут в этой работе скороговорки на «р». Если периодических их повторять, речь ребенка со временем исправится.
Для чего нужны скороговорки
Сегодня много обучающих методик, интерактивных игрушек и прочих «штучек» для развития. Судя по статистике, нельзя с уверенностью говорить, что они помогают преобладающему количеству детей. У каждого четвертого ребенка фиксируют задержку речевого развития. Как быть и что делать, чтобы ребенок не попал в эту статистику?
Успех в жизни зависит от коммуникативных навыков. Речь — важная составляющая при впечатлении, которое человек оказывает на окружающих. В число недостатков речи входит следующее:
- слишком монотонные или экспрессивные нотки интонации;
- беспрерывная «болтовня»;
- недоразвитая дикция;
- чересчур быстрый или, наоборот, медленный темп речи;
- громкий или тихий голос.
Почти все недостатки речи исправимы.
Необязательно использовать раскрученные методики, разработанные за границей, чтобы устранить недостатки. Несправедливо забытые скороговорки (на букву «р» в нашем случае), способны сослужить добрую службу.
Игры для детей — естественное занятие. Поэтому, изучая в такой форме скороговорки с «р», у родителей появляются шансы на успех занятия. В игре, словесный материал и изучаемый звук, запоминаются сами собой. Ребенок даже не заметит, как автоматизация скороговорки «Р», приведет к приобретению новых нужных навыков. Постепенно они станут частью его речи. Затем лягут в основу быстрого восприятия и развития чтения.
Скороговорки с буквой «Р» для достижения нормы
Каждый малыш индивидуален. Поэтому освоение речи отличается. Тем не менее, существует средняя норма развития русского языка.
- Для детей от одного годика до двух лет осваиваются звуки: А; О; Э; М; П; Б.
- До трех лет им становятся доступны звуки: У; И; Ы; Т; Д; В; Ф; Г; К; Х; Н; Й.
- К четырем годам ребята осваивают: С; З; Ц.
- К пяти — Ш; Ж; Ч; Щ.
- А к шести, для детей не составляет проблемы произнести Л и, наконец, звук «Р».
Таким образом, если родители замечают, что к школьному возрасту у ребенка остаются проблемы со звуком «Р», значит, следует чаще заниматься дома либо обращаться за помощью к логопеду.
Скороговорки с «Р» часто используются логопедами для развития речи. Они решают следующие задачи:
- упражняют артикуляцию звуков;
- помогают освоить правильную речь;
- исправляют ошибки;
- устраняют косноязычие;
- развивают слух и фонетическое запоминание.
Чем раньше ребенок слышит скороговорки на «Р», тем скорее он воспримет на слух соответствующие сочетания звука. Тогда он стремится повторять его правильно.
Автоматизация скороговорки на «Р»
Перед тем, как проговаривать скороговорку на букву «Р», нужно запомнить правила.
- Сначала ее лучше проговаривать медленно, усваивая комбинации звука и четко произнося каждый из них. Если вы учите скороговорку на «Р» с ребенком, этап обучения такой же. Каждое слово произносится отдельно: четко и медленно.
- Не стоит ожидать, что малыш сразу повторит фразу. Не злитесь, если он говорит несколько иначе, чем требуется.
- Занятие длится максимум десять минут.
- А вот повторять занятие можно сколько угодно.
- Кроме говорения скороговорки с «Р», ее напевают или нашептывают. Также полезно говорить с разным тембром голоса, скоростью, интонацией и так далее. Главное, чтобы каждый звук произносился четко. Это должно контролироваться.
- Когда в четкости сомнений нет, проговаривают скороговорку с буквой «Р» как можно быстрее.
- Перед заучиванием скороговорки на «Р», желательно провести логопедическую гимнастику для разогрева и укрепления органов артикуляции.
Что нужно делать перед тем, как заучивать скороговорки с буквой «Р»
Итак, приступим к практической части. Этот звук наверняка тревожил многих родителей. Если следовать рекомендациям логопеда, и уделять упражнениям со скороговорками на букву «Р» должное внимание, ребенок научится не только правильно выговаривать звук, но даже сможет зарычать, как львенок!
Занятие начинают с разминки — чистоговорки на «Р». Пример:
- ру-ру-ру, скачет кенгуру;
- ра-ра-ра, у лисы нора;
- ры-ры-ры, летают комары;
- ре-ре-ре, новый год ждем в декабре;
- рю-рю-рю, кушать я тебе варю;
- ря-ря-ря, новый день календаря;
- ро-ро-ро, в том углу стоит ведро.
Закончив чистоговорки на «Р» с двумя буквами, слегка усложняют задачу:
- арь-арь-арь, в парке том горит фонарь;
- ары-ары-ары, как поют гитары;
- уры-уры-уры, просят пшена куры;
- оры-оры-оры, мы увидим горы.
Скороговорки с буквой «Р» для маленьких детей и постарше
После освоения чистоговорки на «Р», произносят звук в стихах:
Приготовила актриса
Тридцать три и три ириса.
Подарила все ириски
Грише, Мише и Бориске.
За веселыми стишками следуют легкие скороговорки с «Р».
Морковку на терке растирает Артем.
Все бобрята — добрые ребята.
Протрубили в трубы трое трубачей.
Иришка — сестра Маришки.
Рыбы — в аквариуме, а кобры — в террариуме.
Для детей школьного возраста полезно запоминать скороговорки «Р» более длинные и сложные. Пример:
Ворота, Варвара, отвори,
У двора дрова поколи.
Или другая известная скороговорка с буквой «Р»:
Украл у Клары Карл кораллы,
А Клара украла у Карла кларнет.
Для развития дикции, изучив легкие скороговорки «Р», попробуйте освоить вместе с ребенком сложные варианты:
Скороговорил скороговорун, выскороговаривал, что не перескоровыговариваешь не перескороговоришь всех скороговорок. Но заскороговорившись, перескоровыговорил, что скоро перескороговоришь все скороговорки. И вот они прыгают как караси на сковородке.
Когда достигнута автоматизация в проговаривании скороговорки на букву «Р», вне зависимости от сложности, вы заметите, что звук, произношение которого так тревожило недавно, уже говорится по-другому.
Постепенно, изо дня в день, дикция будет улучшаться. И может быть, скоро ребенок освоит звук «Р» идеально. Главное, не перестараться. Не перетруждайте его, чтобы занятия оставались радостными и приносили не только пользу, но и удовольствие.
Скороговорки на букву р: 50 лучших скороговорок со смыслом ✍
Картавость – это дефект речи, одна из форм нарушения произношения звуков. Слова с буквой Р для картавых становятся проблемой. Скороговорка на Р выходит не чёткой, а смазанной, тяжёлой, путанной. Сложные логопедические скороговорки на букву Р смогут помочь научить детей произношению звука Р с вибрацией кончика языка что приведет к исправлению картавости.
- Фрол подол у кафтана порол,
Распарывал, распарывал –
И подол не распорол - Чёрной ночью чёрный кот
Прыгнул в чёрный дымоход.
В дымоходе чернота.
Отыщи-ка там кота. - Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера! - Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
- На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова.
- Шли три пекаря, три Прокопия пекаря, три Прокопьевича. Говорили про пекаря, про Прокопия пекаря, про Прокопьевича.
- Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
- Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
- Город Нерль на Нерли–реке.
- Два дровосека, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларину жену.
- У нас во дворе–подворье погода размокропогодилась.
- Рапортовал, да не дорапортовал, стал дорапортовывать, да зарапортовался.
- Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
- Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.
- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
- Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
- Все клены стали рыжие,
И не один не дразнится,
Раз все равно все рыжие
Кому какая разница? - Ест Федька с водкой редьку, ест редька с водкой Федьку.
- Ехал Гpека через реку, видит Гpека в реке – рак. Сунул Гpека руку в реку, рак за руку Гpеку – цап!
- Наша дочь речистая, у нее речь чистая.
- Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот.
- Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.
- Как на утренней на зорьке
Два Петра и три Федорки
Соревнуются с Егоркой
Говорить скороговоркой. - Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.
- Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром. - Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
- Выскочила мышка из–под рундучка,
И опять под рундучок. - Осип орёт, Архип не отстает –
Кто кого переорет.
Осип–осип, Архип – охрип - Краб крабу сделал грабли, Подарил грабли крабу: Грабь граблями гравий, краб.
- Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет. - Два дровосека, два дровокола, два дроворуба
говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену. - Во мраке раки шумят в драке.
- Дал Макар Роману карамель,
А Роман Макару карандаш. - Хрюхрюшкина частушка
Я хрюхрюшка, я хрюхрюшка,
Я купаю в луже брюшко.
Для чего ходить под душ,
Раз на свете столько луж. - Раз – росинка–бусинка, и еще раз – бусинка, засверкали бусинки на травинках–усиках.
- Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовашегося Николку.
- Рама рано розовеет, рама рада – солнце греет.
- Рано коваль встал, сталь ковал, ковал, сталь перевыковывал, да не перековал.
- Дробью по перепелам да по тетеревам.
- Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
- Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
- Клара-краля кралась к Ларе.
- На дворе дрова, за двором дрова,
под двором дрова, над двором дрова,
дрова вдоль двора, дрова вширь двора,
не вместит двор дров.
Двора выдворить обратно на дровяной двор. - Дробью по перепелам да по тетеревам.
- У тридцати трёх полосатых поросят тридцать три хвостика висят.
- Сорок сорок
Для своих сорочат
Сорок сорочек,
Не ссорясь строчат.
Сорок сорочек
Прострочены в срок –
Сразу поссорились
сорок сорок. - Карасёнку раз карась
подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят
перекрасил в карасят! - Проворонила ворона воронёнка.
- Рыла свинья, тупорыла, белорыла,
Полдвора рылом из–рыла,
Вырыла, подрыла, до норы не дорыла.
На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.
Скороговорка с буквой Р, равно как и поговорка с этой буквой станет первым помощником и ребенку и взрослому на начальном этапе избавления от картавости, и для дальнейшего правильного развития речи.
Скороговорки: звонкие и глухие «th»
Сегодня мы собираемся попрактиковаться в нескольких английских скороговорках — мини-речах, которые помогут вам разучивать звук снова и снова. Мы сосредоточимся на «th» на английском языке.
Примеры голосовых и невокализованных «TH»
В английском языке два звука «th»: «глухой» th и «звонкий». Безголосый звук «th» производится без использования голосовых связок. Этот звук часто встречается в словах, начинающихся с «th.«Думай», «третий» и «благодари» начинаются с безмолвного «го».
При озвучивании «th» говорящие по-английски используют свои голосовые связки, пока они издают звук «th». Это слышно почти во всей структуре слов английского языка, которые начинаются с «th». Под «структурными словами» я подразумеваю слова, цель которых в основном грамматическая. Структурные слова, которые начинаются с озвученного звука «й», включают «тот», «те», «то», «это», «чем» и другие.
Прежде чем мы воспользуемся скороговорками для произношения этих двух вариаций «й», давайте убедимся, что вы слышите разницу.
Послушайте, я скажу слово «чертополох», которое имеет безголосое «th» в начале:
ЧЕРТОСТОП:
https://magoosh.com/toefl/files/2016/05/THISTLE.mp3А теперь послушайте мою аудиозапись «этого», грамматического слова, которое начинается с озвученного «th:»
ЭТО
https://magoosh.com/toefl/files/2016/05/THIS.mp3Вы слышите разницу между звуками «th» в начале этих двух похожих слов? Если нет, то послушайте еще раз.На этот раз я буду медленнее, когда скажу начальный звук «ой» в словах:
ЧЕРТОСТОП, ЭТО
https://magoosh.com/toefl/files/2016/05/THISTLE-THIS.mp3Сейчас вы, наверное, уже слышите разницу. Но на всякий случай, давайте еще раз послушаем эти два слова. Я бы сказал, что «th» звучит даже на медленнее :
ЧЕРТОТ ЭТО (очень медленно)
https://magoosh. com/toefl/files/2016/05/THISTLE-THIS-SLOW.mp3В тот раз вы определенно слышали разницу, верно? Чтобы освоить эти два английских звука «th», следующий шаг — произнести их самостоятельно.Вот тут и пригодятся скороговорки!
Скороговорки со звонкими и незвучными «TH»
Для начала прочтите вслух эту скороговорку:
- эта тонкая, что покрывает эти темы эти шипы, головорез, которым они благодарны
Как дела? Удалось ли вам сказать, что два английских «th» звучат по-разному и отчетливо? Проверьте свою речь, послушав мой пример записи двенадцати слов выше:
TONGUE TWISTER: МИНИМАЛЬНЫЙ ПАРИЖ С «TH»
https: // magoosh.ru / toefl / files / 2016/05 / TongueTwister1.mp3А теперь давайте попробуем скороговорку , настоящую скороговорку — полное предложение, в котором часто используются оба звука «th»:
- Они, к счастью, думают, что эта вещь — лучшее, что они могут бросить три раза, когда им нужно бросить вещь.
Прочтите это предложение вслух несколько раз, чтобы попрактиковаться в английском «th». И снова вы можете проверить свою работу, послушав одну из моих записей:
TONGUE TWISTER: ГОЛОСОВЫЙ И БЕСГЛОСНЫЙ TH
https: // magoosh.ru / toefl / files / 2016/05 / TongueTwister2-1.mp3Эти упражнения помогут вам развить реальные навыки произнесения и слышания «th» на английском языке. В моем следующем посте-скороговорке мы рассмотрим пару связанных звуков в английском языке: звонкий звук «th» и звук «L».
Самые популярные ресурсы
О Дэвиде Ресине
Дэвид Ресин — специалист по устной подготовке к экзаменам в Magoosh. Он имеет степень бакалавра социальной работы Университета Висконсин-О-Клэр и степень магистра преподавания английского языка носителям других языков от Университета Висконсин-Ривер-Фолс.Дэвид преподавал подготовку к тестам и языковые навыки студентов всех возрастов и со всех континентов. В настоящее время он живет в О-Клэр, Висконсин, США; когда он не работает на Магуша, он занят кулинарией, рисованием и воспитанием детей.Скороговорки для повышения языковых навыков
Нет ничего лучше скороговорки для экспертов, чтобы проверить свои языковые навыки! В этой статье вы узнаете, как использовать скороговорки, чтобы улучшить свое произношение на любом изучаемом вами языке.Это принесено вам нашими друзьями из Magoosh.
Скороговорки, как вы, наверное, знаете, — это глупые стихи, в которых используются очень похожие звуки. Они особенно популярны среди детей, которым нравится говорить на них четко. Многие известные американские книжки с картинками, такие как Fox in Socks , , волнуют детей всех возрастов скороговорками, которые трудно (но весело) читать вслух.
Многие другие скороговорки в англоязычном мире являются просто частью культуры.Известные скороговорки включают в себя такие предложения, как «Она продает ракушки на берегу моря» и «Питер Пайпер сорвал кусок маринованного перца».
Вы также можете использовать скороговорки, чтобы улучшить свои навыки во втором языке. Действительно, на каждом языке от испанского до вьетнамского есть скороговорки различной сложности. Вы хотите знать, что нужно, чтобы стать экспертом в скороговорке на выбранном вами языке? Читай дальше что бы узнать!
Простые скороговорки на английском языке для начинающих
Дети любят читать эти стихи для развлечения, но они могут очень пригодиться людям, изучающим английский как второй язык.Например, скороговорка о продаже морских ракушек может быть особенно полезна для студентов ESL, поскольку она противопоставляет похожие звуки «s» и «sh» в английском языке.
Скороговорки могут помочь вашему ребенку произнести определенные трудные для него звуки. Их навыки памяти также улучшатся, когда они попытаются вспомнить эти сложные фразы. Умение обращать пристальное внимание на нюансы речи можно использовать в публичных выступлениях и даже в пении в более позднем возрасте.
Классическая скороговорка о Питере Пайпере — отличный способ практиковать английские гласные; он помещает разно звучащие гласные между одинаково звучащими согласными.Он также объединяет гласные с «r», комбинацией гласных и согласных, которая часто встречается в английском, но редко встречается во многих других языках. Эти простые скороговорки на английском языке для начинающих могут повысить интерес вашего ребенка к языку.
Использование скороговорок для других языков
Скороговорки предназначены не только для изучения английских гласных и согласных звуков — они могут помочь вам освоить гласные и согласные любого языка. Корейские скороговорки всемирно известны своей способностью сбить с толку даже самых опытных лингвистов.Есть также много забавных, которым можно научиться как новичок!
Корейские скороговорки обычно фокусируются на повторении согласных и контрасте гласных. Корейские скороговорки также часто противопоставляют две похожие по звучанию фамилии. Это очень полезно для студентов, изучающих корейский язык, потому что корейские фамилии обычно односложные и часто отличаются только одним гласным или согласным.
Вот хороший пример скороговорки на корейском языке с английским переводом и фонетической транслитерацией:
Скороговорка на корейском языке:
“ 간장 공장 공장장 은 이고, 된장 공장 공장장 은 장 공장장 이다 . ”
Английский перевод:
« Владельца фабрики по производству соевого соуса зовут Ганг, а владельца фабрики по производству соевой пасты зовут Джанг ».
Фонетическая транслитерация:
Gan-jang gong-jang gong-jang jang-eun gang gong-jang-jang i-go dwayn-jang gong-jang gong-jang jang-eun Jang gong-jang-jang i -da.
Хотите попрактиковаться в этих корейских скороговорках с учителем? Найдите своего репетитора корейского сегодня!
Другие скороговорки могут охватывать особенности, более специфичные, чем гласные или согласные, — особенности, которые могут быть не во всех языках. Например, в тональных языках могут быть скороговорки на основе тонов, где высота слогов меняется, но согласные и гласные остаются практически неизменными. Высокотональные языки включают китайский, тайский, вьетнамский и хмонг. Вот особенно хорошая скороговорка для отработки тональной речи на хмонг:
Скороговорка для хмонг:
“ Lub luv luj luj lug lawm. “
Английский перевод:
“ Большая машина уже приехала.”
Фонетическая транслитерация (без фактических тонов):
Loo loo loo loo loo la-oo.
Вот видеоурок с правильным тональным прочтением предложения.
Заключение
Это были лишь несколько примеров скороговорок для начинающих и экспертов. В Интернете вы можете найти скороговорки практически на любом языке, который хотите изучать, уделяя особое внимание практически любому звуку, который вам нужно практиковать. Используйте эти скороговорки, чтобы испытать свой язык и вывести свои навыки произношения на новый уровень.
Два лучших международных портала скороговорок, которые можно найти в сети, — это порталы из всемирной языковой энциклопедии Omniglot и 1-я Международная коллекция скороговорок на веб-сайте службы переводов Uebersetzung. Если вы берете уроки языка, обязательно спросите своего репетитора о скороговорках для изучения языка.
Безусловно, лучший способ овладеть этими профессиональными скороговорками — это работать один на один с репетитором языка. Онлайн-уроки позволяют практиковать разговорные навыки и совершенствовать произношение, не выходя из дома.TakeLessons позволяет легко оставаться на связи с учителем языка из любой точки мира. Найдите своего репетитора сегодня!
Есть ли у вас еще какие-нибудь любимые скороговорки, которыми вы бы хотели поделиться?
Дайте нам знать в комментариях ниже!
Этот пост написал Дэвид Ресин , эксперт ESL и TOEFL в Magoosh . Вы можете узнать больше о TOEFL в Magoosh’s Что такое TOEFL? инфографика.Скороговорки на английском языке для практики произношения
Скороговорки для английского языка отлично подходят для практики произношения, так как они действительно помогают правильно произносить слова. Они также хороши для того, чтобы показать вам, где вам нужна помощь с формированием письма.
Для изучающих английский язык скороговорки могут показаться тяжелым трудом, но стоит освоить пару на вашем изучаемом языке, потому что они являются интересным способом узнать больше о взаимосвязи между словами и звуками.Кто-нибудь продает морские ракушки?
Скороговорки полагаются на юмористические результаты, когда говорящий пытается быстро переключаться между двумя похожими, но разными фонемами, например звуками «с» и «ш».
Скороговорки в английском языке используют похожие звуки в английском языке, чтобы сбить говорящего с толку! Для изучающих английский язык важно уметь произносить звуки каждой буквы, прежде чем они попытаются закончить скороговорку.
Скороговорки также помогут вам понять ритм английского языка.Начните очень медленно и обращайте внимание на форму вашего рта и языка, когда вы произносите каждое слово. Это поможет вам узнать свое произношение.
Когда вы освоитесь с произношением, вы можете попытаться ускорить его, так как привыкнете к словам и смене звука.
Посмотрите на наши примеры скороговорок на английском языке ниже и посмотрите, как у вас дела!
Некоторые известные забавные скороговорки для практики произношения включают:
Она продает морские ракушки
«Она продает ракушки на берегу моря.
Ракушки, которые она продает, — это морские ракушки.
Если она продает ракушки на берегу моря,
Ракушки, которые она продает, я уверен.
Морские ракушки — одна из самых известных скороговорок в английском языке. Здесь приятно и весело, возможно потому, что морские раковины напоминают нам о пляжах, солнце и отпуске!
Ракушки напоминают нам о пляжном отдыхе — Источник изображения
Питер Пайпер
«Питер Пайпер сорвал кусочек маринованного перца.
Кусок маринованного перца, который сорвал Питер Пайпер.
Если Питер Пайпер сорвал перец,
Где кусок маринованного перца, который сорвал Питер Пайпер? »
Рассказ о Питере Пайпере и его перцах, возможно, самый известный из всех скороговорок на английском языке. Вы слышали это раньше?
Вы могли бы съесть целиком? — Источник изображения
Сурок
«Сколько древесины выколотит патрон для дерева, если патрон может заколоть дерево?»
Скороговорка про сурка (также известного как сурок) может оказаться самой простой из скороговорок на этой странице, если вы уясните смысл предложения.Что вы думаете?
Сурок также известен как земляной боров — источник изображения
Грузовики и кожа
«Красный грузовик, желтый грузовик»
«Красная кожа, желтая кожа»
Эту скороговорку легко запомнить. Лучше всего будет повторять фразу снова и снова. «L» в словах «желтый» и «грузовик / кожа» смешиваются друг с другом — и «r» и «th» хотят превратиться в «l»!
Вам легче «грузовики» или «кожаные»? — оригинал изображения
Плавательный лебедь
«Лебедь плавал над морем»,
Плыви, лебедь, плыви!
Лебедь снова поплыл,
Хорошо поплыл, лебедь »
Эта скороговорка менее известна, чем другие на этой странице, но мы думаем, что она ничуть не хуже.
Leave a Reply