Загадки на балкарском языке для детей: ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОЙ ЗАГАДКИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»
Математическая загадка — Блог Ассоциации Репетиторов
Зачем учить математику в школе (даже если не хочется)
Сегодня вряд ли кто-нибудь спросит “Зачем нужен английский?” — в том, как часто с ним приходится сталкиваться в повседневной жизни, прошедшим летом убедились жители всех городов, в которых проходил чемпионат мира.
Но что отвечать на тот же вопрос, если спрашивают о математике? Как объяснить школьнику, вооружённому калькулятором, что эта дисциплина важна и нужна?
Разбираемся вместе с преподавателем Ассоциации репетиторов Олегом Олеговичем.
Я гуманитарий!
Широко известна одна история из биографии Александра Сергеевича Пушкина. На уроке математики юный Пушкин сочинял очередное стихотворение. Учитель, увидев это, вызывал отрока к доске, а тот, попытавшись решить предложенную задачу, получил в итоге ноль. «Я вижу, на моём уроке для вас всё равно нулю», — заключил преподаватель и больше Пушкина не трогал, поняв, что математикой лирика не увлечь.
Этот эпизод очень любят вспоминать как косвенное подтверждение тезису о пропасти, отделяющей физиков от лириков: вот гуманитарии, а вот «технари», и не надо мешать их в одну кучу. Математика должна «подходить по складу ума», и если ум склонен слагать стихи, писать прозу и вообще видеть в мире в первую очередь нарратив, а не математические модели, то и незачем его, этот ум, принуждать.
Впрочем, история Пушкина — скорее крайность: ежегодно миллионы «гуманитариев», зачитывающихся на досуге мировой литературой не по программе, прекрасно справляются с задачами, щёлкают примеры и с азартом погружаются в тригонометрические формулы. Противоречие налицо.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/66253101@N03/6279479810/sizes/o/)
Романтический флёр «гуманитарности» привлекателен, но, как и многие другие искусственно созданные ментальные конструкты, рано или поздно требует пересмотра. И вот вся правда:
математические способности есть у каждого человека просто в силу того, что мозг устроен у всех одинаково;
овладеть базовыми навыками математического мышления способен любой;
кому-то это даётся проще, а кому-то сложнее, но это связано не со «складом ума», а с личным интересом, планами на будущее, способом преподавания, личностью преподавателя и обстановкой, в которой проходит обучение;
Последний пункт, пожалуй, стоит того, чтобы отдельно на нём остановиться. У многих уже взрослых «гуманитариев» нежелание заниматься математикой связано не столько с неприязнью к самому предмету, сколько в страхе потерпеть неудачу, который сопровождает нас всех из школьных времён. А потерпеть неудачу в школе проще простого: хорошее понимание предмета требует сочетания сосредоточенности, заинтересованности и преподавателя, который готов повторять и разъяснять не только отличникам, но и тем, кто сидит дальше второго ряда. Прямо скажем, не самое часто встречающееся комбо.
Но даже если этого пресловутого разделения на гуманитариев и не-гуманитариев не существует, зачем может пригодиться математика человеку, который собирается связать свою жизнь с театром, литературоведением, журналистикой, да даже видеоблогингом? Зачем ему это?
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/119693143@N02/13223448253/sizes/o/)
Тренажёр широкого действия
«Самый важный эффект от изучения математики в школе и вообще в целом — это развитие интеллекта», — уверен Олег Олегович, преподаватель математики и информатики.
Он считает, что математика может стать своего рода тренажёром, который позволит подготовиться к « нагрузкам» самого разного рода.
«По моим наблюдениям, именно математика (а не поэзия или история) — в частности, алгебра, матанализ, теория групп — помогает в создании тех инструментов мышления, которые помогут в итоге в любой профессии. Особенно в тех сферах, где нужно нестандартное или стратегическое мышление. Невозможно представить программирование, разработку компьютерных игр, политику, топ-менеджмент и многое другое без использования самого широкого спектра математического аппарата», — подчёркивает преподаватель.
О математике принято думать как о предмете, на котором учат складывать, умножать, делить и вычитать. Спору нет, этому на уроках действительно учат — более того, именно к этим нехитрым навыкам апеллируют родители, когда пытаются мотивировать ребёнка заниматься предметом: во взрослом мире придётся много считать, как тогда справиться без такого важного навыка, как счёт?
Хорошая новость для родителей: судя по исследованиям уровня математических навыков у взрослых, выжить без хороших счётных навыков в наше время не только реально, но и, вообще говоря, нормально: так живёт большая часть человечества, совершенно от этого не страдая.
Но если счётные операции можно запросто делать с помощью калькулятора в смартфоне, то некоторые другие навыки с помощью занятий математикой можно развить и углубить с гораздо большей пользой — пусть даже практическое её применение будет не так очевидно.
О чём речь?
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/adammulligan/2125422742/sizes/l)
Скрытые закономерности
Роджер Антонсен, профессор информатики в Университете Осло, в своём блестящем выступлении на конференции TED, объясняет: математика — это способ осмысления мира, способ его понимания в самом широком смысле.
«Я хочу поговорить о том, что значит понимать что-то, и что мы имеем в виду под пониманием. Это моя цель сегодня. Я считаю, чтобы понимать что-то, нужно уметь видеть это с разных точек зрения.
<…>
Понимание и изменение вашего взгляда на вещи тесно связаны друг с другом. Я учитель и преподаватель, и я действительно могу применить эту методику в преподавании, потому что, когда я рассказываю кому-то историю, метафору, аналогию с другой точки зрения, я «включаю» понимание. Я делаю понимание возможным, потому что нужно обобщить всё то, что ты видишь и слышишь, и когда я предлагаю вам другую точку зрения, вам становится легче понять».
Антонсен объясняет математику виртуозно — показывая, что на самом деле пресловутое сложение, вычитание, деление и умножение — не «математические действия», а настоящее волшебство. Секрет прост: учёный просто определяет математику как отдельный язык, который позволяет делать многое из того, что нельзя сделать никак иначе.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/conskeptical/361555297/sizes/l)
«Моё определение математики следующее:
во-первых, это поиск закономерностей. Под «закономерностью» я подразумеваю некую связь, структуру, постоянство, некие правила, управляющие чем-либо.
Во-вторых, я думаю, математика — это представление таких закономерностей с помощью языка. Мы придумываем язык, если у нас его нет, а в математике это просто необходимо. Математика также предполагает высказывание предположений и экспериментирование с этими предположениями.
И, наконец, математика — это разные классные штуки. Благодаря этой науке можно столько всего сделать!».
Антонсен демонстрирует свои тезисы на самых разных примерах, находя математические закономерности в завязывании галстука, в бите ударной установки, в закономерностях природных циклов.
«Я играю с метафорами. Я играю с точками зрения и аналогиями. Я рассказываю одно и то же по-разному. Я рассказываю истории. Я повествую; и таких рассказов несколько. Я думаю, всё это делает понимание возможным. На мой взгляд, в этом и состоит суть понимания», — подчёркивает математик.
Абсолютно созвучную мысль высказывает и Олег Олегович.
«Ребенку нужно разъяснять как можно более показательно СМЫСЛ того, чему его учат и он должен ясно видеть ЦЕЛЬ, которая, безусловно, не должна сводиться к «хорошо сдать ЕГЭ».
А в школах часто математику преподают бессистемно, с надрывом, давят количеством информации, превращая этот великий инструмент по развитию личности человека в набор бессвязных теорем, тем самым профанируя его».
Ну что сказать?
Едва ли кто-то может в ответ на внезапный вопрос «А зачем мне математика?» выступить в том же духе, что и учёный-математик на TED. Но есть неоспоримые факты — как, например, то, что математика помогает во многих других, не связанных с ней, казалось бы, напрямую областях.
(Источник картинки: https://www.flickr.com/photos/46762949@N02/43913931525/sizes/l)
Именно навыки системного мышления, умение формулировать сложные теории и логика оказываются совершенно необходимы, когда речь идёт о романтизированных «гуманитарных» предметах.
Существуют юристы, нарочно получавшие математическое образование, чтобы уметь выстраивать сложные комбинации вариантов защиты в суде, изобретать ловкие способы взаимодействия с законодательной базой и придумывать различные нетривиальные решения.
Литературоведение, к слову сказать, тоже оперирует схемами и моделями, а о стихосложении и говорить не приходится. И знание математики нисколько не сужает литературоведческий горизонт, а даже напротив.
Набоков, к слову, был блестящим шахматистом и на досуге решал и составлял шахматные задачи — что нисколько не притупило его талант литератора, а, надо думать, позволило создать сеть взаимоотношений между своими персонажами поистине потрясающей сложности и слаженности.Заглавная картинка — отсюда: https://www.flickr.com/photos/mancat49/7711024228/sizes/l
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:
Мудрая сова 02 ноября 2018
Детям
Эскимосские сказки
Эскимо́сы (эскимос. ᐃᓄᐃᑦ) — народ, составляющий коренное население территории от Гренландии и Нунавута (Канада) до Аляски (США) и восточного края Чукотки (Россия).
Мансийские сказки
Ма́нси (манс. меньдси, моансь; устаревшее — вогу́лы, вогуличи) — малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа — Югры. Ближайшие родственники хантов. Говорят на мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции около 60 % используют в обиходе русский язык.
Тофаларские сказки
Тофала́ры (ранее их называли — карагасы, самоназвание — тоъфа, тофа, топа, тоха, тыва, что значит «человек») — коренной малочисленный народ России в Восточной Сибири.
Нанайские сказки
Нана́йцы (нанайск. нанай, нани; кит. 赫哲族; устаревшее гольды) — коренной малочисленный народ Дальнего Востока, проживающий по берегам Амура и его притоков Уссури и Сунгари в России и Китае.
Ненецкие сказки
Не́нцы (ненец. ненэй ненэче, хасово, нещанг; устаревшее — самоеды, юраки) — самодийский народ, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. В 1 тысячелетии н. э. мигрировали с территории южной Сибири к месту современного обитания.
Саамские сказки
Саа́мы (саа́ми, лопари́, лапла́ндцы; самоназвание — кильд. са̄мь, с.-саамск. sámit, sampelaš; фин. Saamelaiset, нюнорск Samar, швед. Samer) — малочисленный финно-угорский народ; коренной народ Северной Европы. Скандинавы и русские называли их «лопари», «лопляне» или «лопь», от этого наименования происходит название Лапландия (Лаппония, Лаппоника), то есть «земля лопарей». Область знаний, сферой изучения которой является этнография, история, культура и языки саамов, называется «лопаристикой», или «лапонистикой».
Энецкие сказки
Энцы (самоназвание эньчо, могади, пэбай, устаревшее енисейские самоеды) — малочисленная самодийская народность численностью менее 300 человек. Верующие — православные, сохраняются традиционные верования. По языку и культуре близки нганасанам и ненцам.
Хантыйские сказки
Ха́нты (самоназвание — ханти, хандэ, кантэк, устар. остяки́) — коренной малочисленный угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири. Самоназвание ханты означает люди.
Нганасанские сказки
Нганаса́ны (нган. нгана́саны́ — «люди», самоназвание няа, ня — «товарищ») — самодийский народ в Сибири. Термин нганасан (от нанаса, нанасан — человек) был введён cоветскими лингвистами в 1930-е годы как ошибочное обобщение известного многим народам Севера употребления слова со значением «человек» в качестве эндоэтнонима.
Селькупские сказки
Сельку́пы (селькуп. сёльӄуп, суссе ӄум, чумыль-ӄуп, шельӄуп, шешӄум; устаревшее — остяки-самоеды) — народ, живущий на севере Западной Сибири. До 1930-х их называли остя́ко-самое́дами.
Кетские сказки
Ке́ты (самоназвание кето, кет — «человек», мн. ч. денг — «люди», «народ»; ранее применялись этнонимы остяки, енисейские остяки, енисейцы) — малочисленный коренной народ Сибири, живущий на севере Красноярского края. Используют кетский язык, который относится к группе енисейских языков.
Долганские сказки
Долга́ны (самоназвание — долган, тыа-кихи, саха) — тюркоязычный народ в России (всего 7900 чел., в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края ок. 5500 чел., в Якутии ок. 1900 чел.). Верующие — православные.
Эвенкийские сказки
Эвенки (самоназвание — эвенкил, ставшее официальным этнонимом в 1931 году, старое название — тунгусы) — коренной народ Российской Федерации (Восточная Сибирь). Живут также в Монголии и на северо-востоке Китая. Отдельные группы эвенков были известны как орочены, бирары, манегры, солоны. Язык — эвенкийский, принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе алтайской языковой семьи. Выделяется три группы диалектов: северная, южная и восточная. Каждый диалект подразделяется на говоры.
Эвенские сказки
Эве́ны (эвенск. эвен, устар. ламуты; муж.род — эвен, жен.род — эвенка) — сибирский тунгусо-маньчжурский народ, родственный эвенкам.
Ульчские сказки
Ульчи (самоназвание — нани, ульча — «местные жители» (общее для ряда народов Приамурья), устаревшее: мангуны, ольчи). С 1926 года принято официальное название ульчи.
Удэгейские сказки
Удэге́йцы — один из коренных малочисленных народов Дальнего Востока, антропологически относятся к байкальскому типу монголоидов. Язык — удэгейский, относящийся к амурской группе тунгусо-маньчжурских языков, наиболее схож с орочским, практически вытеснен русским языком.
Негидальские сказки
Негидальцы (от негидал. ңегидал — «береговой», «прибрежный», самоназвание: элькан бэйэнин — местные люди; амгун бэйэнин — люди реки Амгунь) — малочисленный тунгусо-маньчжурский народ в Приамурье.
Орочские сказки
О́рочи (самоназвание орочисэл, ороч, а также нани (утраченное, старое самоназвание, заимствовано от амурских нанайцев: «на» — земля, «ни» — человек, перевод — «местный житель»; обычно именовали себя по местам проживания, по родовой принадлежности)) — народ в России.
Орокские сказки
Оро́ки (самоназвание: ульта́, уйльта, на́ни) — тунгусо-маньчжурский народ, один из коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Нивхские сказки
Ни́вхи (нивх. нивах, нивух, нивхгу, ньигвнгун; устар. гиляки) — малочисленная народность на территории Российской Федерации. Самоназвания: нивх — «человек», нивхгу — «люди».
Ительменские сказки
Ительме́ны (ительмен. — ительмень, итэмэн) — одна из коренных народностей полуострова Камчатка. Язык — ительменский. Название является русской адаптацией этнонима «итэнмэн» («сущий», «живущий здесь»).
Корякские сказки
Коря́ки (нымыланы, чавчувены, алюторцы) — народ, коренное население северной части полуострова Камчатка. В настоящее время компактно проживают в Камчатском крае, Магаданской области и Чукотском автономном округе России.
Алеутские сказки
Алеу́ты (самоназвание — унаңан / unangan) — коренное население Алеутских островов. Большая часть живёт в США (Аляска), часть в России (Камчатский край).
Юкагирские сказки
Юкаги́ры (самоназвание деткиль, одул, ваду, алаи) — восточно-сибирский народ. Относятся к древнейшему (аборигенному) населению северо-восточной Сибири. Происхождение именования «юкагир» точно не установлено, возможно, было дано этому народу русскими, вероятно, через посредство эвенков (тунгусов) и в XX веке закрепилось как официальное наименование. Традиционные занятия — рыболовство (с помощью невода), охота на диких оленей, ездовое собаководство.
Чукотские сказки
Чу́кчи, или луораветланы (самоназвание — ԓыгъоравэтԓьэт, оравэтԓьэт), — немногочисленный коренной народ крайнего северо-востока Азии, разбросанный на огромной территории от Берингова моря до реки Индигирки и от Северного Ледовитого океана до рек Анадыря и Анюй. Численность по данным Всероссийской переписи населения 2002 года — 15767 человек, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года — 15908 человек.
Керекские сказки
Кере́ки (самоназвания анкалгакку — «приморские люди», аракыкку — от чук. кэрэкит) — один из палеоазиатских народов России. По переписи 2010 года кереками себя записали 4 чел. (в 2002 году — 8 человек). В 1959 году насчитывали около 100 чел. В XX столетии жили в населённых пунктах Беринговского района Чукотского автономного округа (Мейныпильгыно, Хатырка, Беринговский). Проживали в нескольких посёлках отдельными семьями смешанно с чукчами, подверглись ассимиляции с их стороны.
Башкирские сказки
Башки́ры (башк. башҡорттар) — тюркоязычный народ, проживающий на территории Республики Башкортостан и одноимённой исторической области. Автохтонный (коренной) народ Южного Урала и Приуралья. Численность в мире — около 2 миллионов человек. В России по данным Всероссийской переписи населения 2010 года проживает 1 584 554 башкир. Национальный язык — башкирский. Традиционная религия — ислам суннитского толка ханафитского мазхаба.
Кабардинские сказки
Кабарди́нцы (кабард.-черк. адыгэ) — субэтнос адыгов, коренное население Кабардино-Балкарии, также проживают в Краснодарском и Ставропольском краях, в Карачаево-Черкесии, Адыгее и Северной Осетии. В Кабардино-Балкарской республике составляют 45,3 % населения. Говорят на кабардино-черкесском языке абхазо-адыгской группы.
Татарские сказки
Тата́ры (самоназвание — тат. татар, tatar, мн. ч. татарлар, tatarlar) — тюркоязычный народ, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, СУАР и на Дальнем Востоке.
Карельские сказки
Каре́лы (общее самоназвание — карел. karjalaizet) — финно-угорский народ, проживают в основном в России: в Республике Карелия, Ленинградской области, Тверской области и в восточной Финляндии.
Сказки Коми
Респу́блика Ко́ми (коми Коми Республика) — республика в составе Российской Федерации, субъект Российской Федерации, входит в состав Северо-Западного федерального округа. Ко́ми — группа народов, проживающих на севере Российской Федерации: коми-зыряне (часто просто ко́ми), коми-ижемцы, коми-пермяки, коми-язьвинцы.
Мордовские сказки
Мордва́ — финно-угорский народ, который делится на два субэтноса — мокша и эрзя. Самоназвание мокшан мокш. мокшет, эрзян — эрз. эрзят. Говорят на мокшанском и эрзянском языках, относящихся к мордовской подгруппе. Этнографические группы: эрзян — шокша, мокшан — каратаи. Проживают в Российской Федерации, около трети — в Мордовии, а также в сопредельных областях — Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Самарской, Московской. Относятся к коренному населению Центральной России. Верующие — в основном православные, есть также приверженцы народной религии (традиционная религия мокшан — мокшень кой), лютеране и молокане.
Калмыцкие сказки
Калмы́ки (калм. хальмг, хальмгуд, монг. халимаг) — западномонгольский (ойратский) народ, живущий главным образом в Республике Калмыкия — субъекте Российской Федерации. Разговаривают на калмыцком и русском языках. Являются потомками ойратских племён, мигрировавших в конце XVI — начале XVII веков из Центральной Азии на Нижнюю Волгу и в Северный Прикаспий. Численность современных калмыков в России — 183 372 человек (Всероссийская перепись 2010 года), имеются также небольшие диаспоры за границей. Основная религия среди верующих калмыков — тибетский буддизм школы Гелуг.
Адыгейские сказки
Адыги (самоназвание — адыгэ) — народ в России и за рубежом, коренное население Адыгеи и Краснодарского края, в том числе Черноморского побережья от Анапы до Сочи — собирательный термин западно-адыгских субэтносов.
Ногайские сказки
Нога́йцы (самоназвание — ногай [noɣaj], мн.ч. — ногайлар [noɣajlar]) — тюркоязычный народ на Северном Кавказе. Численность в РФ — 103,7 тыс. чел. (2010).
Балкарские сказки
Балка́рцы (карач.-балк. таулула — дословно: «горцы») — тюркоязычный народ на Северном Кавказе, коренное население Кабардино-Балкарии, населяющее в основном её горные и предгорные (т. н. Балкария) районы в верховьях рек Хазнидон, Черек-Балкарский (малкарцы), Черек-Безенгиевский (безенгийцы, холамцы), Чегем (чегемцы), Баксан (баксанцы или в прошлом — урусбиевцы) и Малка. Фактически балкарцы составляют единый с карачаевцами народ, разделенный административно на две части. Они относятся к кавкасионскому антропологическому типу большой европеоидной расы. Говорят на карачаево-балкарском языке половецко-кыпчакской группы тюркской семьи. Диалектные различия незначительны.
Осетинские сказки
Осети́ны (иронск. ир, ирӕттӕ, ирон адӕм, дигор. дигорӕ, дигорæнттæ; др.-рус. яси, ед.ч. ясинъ, яс) — народ, живущий на Кавказе, потомки алан, основное население Осетии: республик Северная Осетия — Алания и Южная Осетия. Живут также в других районах Российской Федерации, в Грузии, Турции и других странах. Осетинский язык принадлежит к иранской группе индоевропейской семьи языков; осетины в основном двуязычны (двуязычие — осетинско-русское, реже — осетинско-грузинское или осетинско-турецкое). Общая численность в мире — до 700 тыс. человек, из них в России — 528,5 тыс. (по переписи 2010)
Чеченские сказки
Чече́нцы (самоназв. но́хчий) — северокавказский народ, проживающий на Северном Кавказе, основное население Чечни. Исторически также проживают в Хасавюртовском, Новолакском, Казбековском, Бабаюртовском, Кизилюртовском, Кизлярском районах Дагестана, Сунженском и Малгобекском районах, Ингушетии, Ахметском районе Грузии. Общая численность чеченцев во всём мире — 1 550 000. Антропологически относятся к Кавкасионскому типу Европеоидной расы.
Ингушские сказки
Ингуши́ (самоназвание — ингуш. ГIалгIай — мн.число, ГIалгIа — ед.число) — вайнахский народ на Северном Кавказе. Говорят на ингушском языке нахской группы северокавказской семьи, письменность на основе кириллицы.
Аварские сказки
Ава́ры (греч. Άβαροι, Ουαρχωννιται; лат. Avari; др.-рус. О́бры) — кочевой народ центрально-азиатского происхождения, переселившийся в VI веке в Центральную Европу и создавший там государство Аварский каганат (VI—IX вв.).
Тувинские сказки
Туви́нцы (самоназвание — тыва, множ. число — тывалар; устар. названия: сойоты, сойоны, урянхайцы, танну-тувинцы, таннутувинцы) — народ, основное население Тувы (Тывы). Говорят на тувинском языке, входящем в саянскую группу тюркских языков. Верующие — буддисты; сохраняются также традиционные культы (шаманизм).
Бурятские сказки
Буря́ты (Буря́т-монго́лы; самоназвание буряадууд) — народ в России, Монголии и КНР. Буряты подразделяются на ряд субэтносов — булагаты, эхириты, хоринцы, хонгодоры, селенгинские буряты (сартулы, цонголы, табангуты), хамниганы, а также по территориальному признаку, т.е. западных, восточных, шэнэхэнских. Бурятов, живущих в Восточной части Бурятии и Забайкальском крае, называют восточными.
Якутские сказки
Яку́ты (среди местного населения распространено произношение — якуты́, самоназвание — якут. саха́; якут. сахалар) — тюркский народ, коренное население Якутии. Якутский язык принадлежит к тюркской группе языков.
Leave a Reply