Детей

Сказки научные для детей: 50 сказок о науке. Сказка о камнях, летающих по небу – Николай Горькавый «Научные сказки»

Содержание

50 сказок о науке. Сказка о камнях, летающих по небу

Николай Горькавый
«Троицкий вариант» №2(146), 28 января 2014 года

Николай Горькавый

Астрофизик, доктор физ.-мат. наук, ведущий аналитик в группе спутника «Суоми» (NASA) Николай Горькавый прислал в редакцию ТрВ-Наука один из своих рассказов, вошедших в его новый сборник «Создатели времен» (Астрель-ACT). Мы бы хотели привлечь внимание читателей к этому необычному научно-популярному жанру — научной сказке.

Предисловие

Автор — астроном. Он свободно перемещается внутри Солнечной системы и знает каждый ее уголок, а также заглядывает в планетные системы и других звезд — Бета Пикторис, Эпсилон Эридана и голубой Веги.

Однажды автору захотелось заглянуть в будущее. Захотелось так остро, что стало понятно, что с этим надо что-то делать. Но машины времени еще не изобрели — и вряд ли изобретут, потому что будущее, в которое хочется слетать, еще не осуществилось. А если добраться до этого будущего медленным ходом — как все, кто не имеет машины времени,— то окажется, что возвращаться уже некуда — прошлого, в котором жил когда-то, уже нет.

Тогда автор решил написать книгу про наиболее вероятное будущее, чтобы, читая ее, можно было очутиться в этом будущем вместе с героями книги. Конечно, это только вероятное будущее — но оно ничем не хуже другого, потому что любое будущее, пока не реализовалось, балансирует на острие вероятности, подчиняясь воле людей, — и каким оно будет, зависит только от нас.

Автор написал такую книгу о будущем, и она вышла под названием «Астровитянка». В книге рассказывается о мире XXIII века, в котором люди летают на удобных и быстрых космических кораблях, беседуют по душам с умными компьютерами, создают города на Марсе и обсерватории на Обероне.

Дети XXIII века, которые хотят стать учеными, инженерами или писателями, мечтают попасть в знаменитую школу-интернат имени Эйнштейна на Луне. Они готовятся к экзамену в эту школу с самого раннего детства — нередко родители даже читают им на ночь не обычные волшебные, а совершенно необычные научные сказки.

Одна из героинь книги, принцесса Дзинтара, рассказывала своим детям истории из толстой книги «Сто научных сказок» — и читатели «Астровитянки» смогли прочитать одну из них.

Когда «Астровитянка» была напечатана, то посыпались вопросы читателей — а где можно купить книжку «Сто научных сказок»?

Ответ был простой — нигде, потому что такой книги еще не существует. Но такие простые ответы не приносят счастья.

Автор призадумался и пообещал читателям написать такую книгу, тем самым реализовать хотя бы малую часть описанного. Почему бы и не осуществить будущего, в котором хочется очутиться?

Первый сборник научных сказок «Звездный витамин» вышел в 2012 году, второй — «Небесные механики» — в 2013. Обе книги были приняты читателем очень хорошо — и вот перед вами уже третий сборник научных сказок, повествующий о создателях времен, о людях, которые создали наше будущее, несмотря на то, что часто жили они в далеком прошлом.

Эти три книги в сумме содержат 50 научных сказок — и автор полон решимости выполнить свое обещание и довести это количество до 100.

Сказка о камнях, летающих по небу

Гроздья янтарных ягод заставляли лозу сгибаться до земли. Крестьяне, работающие на полях вблизи французского городка Люсэ, спешили с уборкой урожая: сверкали в загорелых руках острые ножи, и корзины быстро наполнялись тугими виноградными кистями. Двое подростков относили поскрипывающие от веса плетенки на край поля. Сентябрьское солнце клонилось к западу, но времени до заката оставалось достаточно. Неожиданно в чистом голубом небе что-то ярко вспыхнуло и возникло странное облако. Многие крестьяне оставили работу и выпрямились, разглядывая зловещий дым. Неспешно переговариваясь, они смотрели на облачко, загораживаясь от солнца козырьками из мозолистых ладоней. Вдруг грянул неожиданный гром, заставивший многих испуганно вскрикнуть. Те, кто внимательно следил за облаком, успели увидеть темный предмет, промелькнувший на фоне синего неба и врезавшийся совсем недалеко от виноградника.

Подростки первыми бросились к месту падения небесного камня. Поколебавшись, за ними отправились и остальные.

В неглубокой яме лежал черный, словно обугленный, камень. Крестьяне осторожно подошли к пришельцу, окружили его кольцом. Нервы у всех были напряжены, многие крестились и шептали молитвы. Самый непоседливый паренек Жак протянул руку, коснулся камня — и вскрикнул! Этого уже крестьяне не выдержали — и дружно шарахнулись от страшного камня, прилетевшего с неба.

Только Жак остался на месте, воскликнув:

— Ничего страшного, он просто оказался холодным! Я думал — будет горячий, а он как лед!

Действительно, небесный камень был промороженным, словно прилетевшим из зимы.

Все крестьяне побросали работу и дружно отправились к мэру города Люсэ. Гордый Жак тащил небесный камень — никто больше не хотел иметь с ним дело.

Мэр выслушал взволнованных очевидцев падения камня — и сразу поверил им. Эти трудолюбивые люди не будут выдумывать нелепицы, чтобы морочить ему голову. Да вот и сам камень — всё еще странно прохладный, словно небеса сделаны изо льда. Мэр поблагодарил крестьян, забрал находку и отправил ее во Французскую академию наук вместе с сопроводительным письмом, рассказывающим о падении небесного камня ранним вечером 13 сентября 1768 года.

Рис. 1. Коллекция метеоритов Смитсонианского музея натуральной истории (Вашингтон). Слева вверху: каменный марсианский метеорит со следами плавления в атмосфере. Слева внизу: палласит, железокаменный метеорит. Справа вверху: металлический метеорит, покрытый характерными вмятинами из-за частичного расплавления. Справа внизу: видманштеттеновы фигуры на срезе металлического метеорита. Фото автора

Никто не знал, откуда берутся такие камни. В те времена многие обыватели считали, что это «громовые камни», которые рождаются в небе громом. А большинство ученых считало истории о камнях с неба народными суевериями.

Французская академия наук назначила специальную комиссию по изучению громового камня, якобы упавшего возле города Люсэ. Туда входил знаменитый химик Лавуазье, открыватель кислорода в атмосфере Земли. Комиссия исследовала камень и признала его результатом удара молнии в песок. «Камни с неба падать не могут!» — твердо заявила комиссия. И Французская академия держалась этой позиции очень долго, высмеивая всех легковерных и суеверных обывателей.

В середине того же века, в 1749 году, в далекой тайге под Красноярском сибирский казак Яков Медведев наткнулся на странную глыбу — она была явно металлической, но включала множество желтых полупрозрачных камней. Металл был покрыт мхом, но ржавчиной не тронут. Казак Медведев был кузнецом и решил пристроить глыбу к делу. С большим трудом он перевез семисоткилограммовую глыбу в Красноярск. Но странный металл не поддавался молоту — ничего выковать из него кузнец не смог. Больше двадцати лет пролежала глыба, пока в 1772 году в Красноярск не приехал петербургский академик Паллас, который путешествовал по Сибири по заданию Академии наук. Найденная Медведевым железная глыба заинтересовала ученого и вскоре была доставлена в Петербург, где из нее напилили немало кусков, — и они отправились по многим странам Европы. Образцы «Палласова железа» попали и в Парижскую академию наук, а также к немецкому ученому Эрнсту Хладни, бывшему иностранным членом-корреспондентом Петербургской академии наук.

Французские академики, узнав, что этот тяжеленный камень упал, по мнению сибирских казаков и охотников, с неба, только посмеялись диким суевериям жителей далекой Сибири. Академики не поверили и очередному сообщению о небесных камнях, которое пришло от мэра гасконского города Жюльяка. Хотя письмо было подписано тремя сотнями очевидцев падения метеорита, французские академики обозвали мэра города Жюльяка суеверным глупцом.

Но Эрнст Хладни не побоялся пойти против мнения французских академиков и издал в 1794 году книгу о «Палласовом железе». В своей книге Хладни доказывал, что такие «глыбы самородного железа», а также падающие с неба камни прилетели из космоса и являются, видимо, осколками крупных космических тел. Труд Хладни ознаменовал начало новой науки — метеоритики, которая изучает камни, падающие с неба.

Чтобы поддержать смелого Хладни, в том же году камни с неба просто посыпались. И ученые разных стран стали признавать правоту теории о небесных камнях.

Только французские академики держались стойко и не хотели отменять свое постановление о невозможности падения небесных камней. Лишь когда в 1803 году во Франции выпал настоящий метеоритный дождь, только тогда академики сдались, скрипя зубами.

Сейчас метеоритика — активно развивающаяся наука, которая исследует химический и физический состав прилетающих с неба камней.

Метеориты бывают каменными, железными и железокаменными. Следы оплавления видны на поверхности железных метеоритов в виде характерных вмятин — регмалиптов — или, на каменных метеоритах, в виде бороздок, отмечающих движение капель расплавленного камня, которые сдувались набегающим потоком воздуха. Но хотя поверхность небесного камня плавится при падении, внутри он хранит холод межпланетного пространства. Считанные секунды стремительного полета в атмосфере недостаточны для прогревания массивного камня, и нередко вокруг упавших крупных метеоритов образуется иней. Небольшим метеоритам легче нагреться и они, наоборот, могут быть на ощупь теплыми и даже растопить снег, в который они упали.

Рис. 2. Бзрыв болида над Челябинском 15 февраля 2013 года. Кадры из видео Сергея Жабина (Челябинск)

Каменные метеориты падают гораздо чаще железных, но найти их на земле труднее. Каменные метеориты состоят, в основном, из таких минералов, как оливины и пироксены. Среди каменных метеоритов выделяют хондриты — метеориты, включающие округлые зерна древнего космического вещества — хондры. Это явный признак космического происхождения камня.

Железокаменные метеориты представляют собой железную губку, в порах которой находятся камни (как у палласитов), или наоборот — каменистую губку с металлическими прожилками. На Земле такие породы не встречаются.

Железные метеориты состоят из никелистого железа или твердого раствора никеля в железе. Когда немецкий ученый Видманштеттен распилил железный метеорит и протравил поверхность распила кислотой, то обнаружил таинственные узоры, которые сейчас называют «видманштеттеновыми фигурами». Ученые немало поломали голову над их образованием, пока наконец не доказали, что эти узоры образованы сложным взаимным проникновением железа и никеля, возможным только в условиях космоса.

К очень редким метеоритам относятся лунные и марсианские метеориты.

— Лунные и даже марсианские? Как же они попали на Землю? — удивился Андрей.

— И Луна, и Марс обстреливаются астероидами, которые при ударе образуют кратеры и тучу разлетающихся обломков. Благодаря разреженной атмосфере Марса и практически ее полному отсутствию на Луне, некоторые обломки выходят в космос и блуждают между планетами, пока не упадут на какое-нибудь другое космическое тело. Изредка такие космические скитальцы попадают и на Землю.

— Но как можно определить, что этот метеорит — с Марса? — заинтересованно спросила Галатея.

— Ученые определяют происхождение метеорита по его химическому составу. Космохимики — это настоящие кудесники, с помощью химических анализов и современных приборов они могут рассказать о метеоритах множество интереснейших историй.

Одна научная группа даже нашла признаки окаменелых бактерии в одном из марсианских метеоритов, подобранных в Антарктиде. Правда, другие ученые отнеслись скептично к этим «марсианским бактериям».

— В Антарктиде? — подняла брови Галатея. — Там же все метеориты сразу засыпает снегом!

Дзинтара пояснила:

— Антарктида оказалась удобным местом для поиска метеоритов. Они падают на ледник и, действительно, быстро покрываются снегом. Но ледник с застрявшими метеоритами течет к океану, как очень медленная река. И на более теплом побережье, где лед тает, постепенно скапливается большое количество метеоритов, вынесенных ледяной рекой из центра континента.

Постепенно учеными была осознана и опасность таких небесных пришельцев.

В 1908 году, в районе сибирской реки Подкаменная Тунгуска, взорвался каменный астероид размером в 60 м. Он повалил лес на площади в тысячу километров. Многочисленных жертв удалось избежать только благодаря малонаселенности этой глухой сибирской тайги.

Рис. 3. Вверху: облако пара и пыли, оставленное взрывом Челябинского суперболида. Фото Эльзы Кобелевой (село Петропавловка Кусинского района челябинской области), сделано спустя 4 минуты после взрыва. Внизу: американский спутник «суоми» обнаружил пылевое облако, оставленное болидом в стратосфере. Компьютерная анимация студии научной визуализации NASA (GSFC)

В Аризоне существует кратер с диаметром более километра. Он возник 50 тысяч лет назад из-за удара железоникелевого астероида 50 м в диаметре.

66 миллионов лет назад астероид 10 км в диаметре — «убийца динозавров», как его часто называют — оставил в Центральной Америке кратер Чиксилуб размером в 180 км. Удар суперметеорита вызвал суперцунами и мощную сейсмическую волну, породившую всплеск землетрясений и вулканических извержений. Из-за запыления атмосферы климат планеты поменялся, и динозавры вымерли.

Но даже небольшие астероиды опасны. 15 февраля 2013 года над Челябинском взорвался каменный астероид размером в 20 м и весом более 10 тыс. тонн. В миллионном городе были разбиты стекла в тысячах домах, а крыши некоторых зданий были серьезно повреждены. Полторы тысячи жителей обратились за медицинской помощью — лечить порезы от стекол и ушибы.

— А почему взорвался астероид? Разве камни могут взрываться? — спросила удивленно Галатея.

— Камень прекрасно взрывается, если летит со скоростью почти в 20 км/с. Кинетическая энергия килограмма такого небесного камня оказывается в 40 раз больше, чем энергия килограмма мощной взрывчатки. Если такой камень сталкивается с атмосферой, то разрушается — и его кинетическая энергия выделяется в виде светового излучения и ударной воздушной волны.

Рис. 4. Пылевое кольцо вокруг земли, сформировавшееся через неделю после взрыва челябинского болида. Фото из статьи Горькавого и др. (Письма в геофизический журнал, сентябрь, 2013)

Мощность взрыва Челябинского болида достигала 500 тыс. тонн обычной взрывчатки или 30 хиросимских атомных бомб. Челябинский болид показал, что тело даже в десятки метров может оказаться смертоносным для целого города. Жителей уральского города спасла только пологая траектория болида, который вошел в атмосферу под углом меньше 20°, из-за чего его путь в атмосфере удлинился и он сгорел на высоте 30 км. Если бы траектория была круче, то болид взорвался бы ниже, — и город получил бы серьезные разрушения.

Мы живем на космическом корабле — планете Земля. Эта планета огромна для нас, но по масштабам космоса — это утлое суденышко. Она хорошо защищена от метеоритов и опасных излучений атмосферой и магнитным полем, но любая естественная защита имеет свои пределы — и если люди не хотят испытать на себе судьбу динозавров, они должны научиться защищаться от падающих из космоса тел, а также поставить перед собой задачу постепенного расселения по другим телам Солнечной системы. Если на Луне и Марсе возникнут города, то человечество станет космическим — и перестанет бояться угроз со стороны случайных пришельцев.

— На Луне людям понравиться жить! — авторитетно заявила Галатея. — На Луне человек может летать на крыльях, как птица!

Сказки По Физике

Tweet — А снега все нет и нет, — вздохнул Котёнок, глядя на лужи за окном. — Да успокойся ты, — ответила ему кошка-мама, — зима еще свое возьмет, и снега будет ого-го, разгребать устанешь! — Что значит возьмет? — не понял Котёнок. — У кого возьмет? — У затянувшейся осени, мурр-мяу! Малыш все равно не особо понял мамин ответ. Он задумчиво глядел в окно на плывущие по луже листья. Да, уже заканчивался декабрь (вы только представьте себе!), а снега все не было, и горок не было и в снежки играть было невозможно… Так Котенок повздыхал еще какое-то время, пока за окном не стало совсем темно и отправился спать. А ночью, … читать далее →

Рубрика: Вода, сказки по физике |

Tweet Добрый день, читатели моего сайта! И еще одна сказка. О космосе. Еще в апреле написанная, как раз ко дню космонавтики. Думаете это сказка о людях- космонавтах? О людях – нет, о космонавтах – да. Итак, слушайте. У одного летчика-космонавта была любимая красная ручка. Не смейтесь, да, любимая ручка. Космонавт редко бывал дома, всё летал. А когда возвращался домой, то записывал этой ручкой свои наблюдения.

Tweet Доброго весеннего дня всем читателям моего сайта. Давненько я сказок не выкладывала новых. Ай-ай-ай. Надо исправляться) Читайте сказку про зеркало, про его тайны… В доме, где жили лампочки, висело большое старинное зеркало. Попадая на него, лучи света отражались от зеркала, и создавалась такая же комната, как снаружи, только где-то внутри зеркала. Там так же, как и в комнате, висели часы, стоял стол, и, конечно, висела люстра с лампочками. Это особенно им нравилось. Они даже называли отражённых лампочек сестричками. Но однажды у них случилась беда, настоящая трагедия! Одна лампочка перегорела. Как же были расстроены все остальные. Их  самая младшая подружка, самая крайняя слева лампочка в люстре перегорела и перестала светиться. … читать далее →

Tweet Здравствуйте, дорогие мои читатели. Я вернулась с моря, отпуск закончился, я снова у себя в Тамбове, у реки.) И так много новых мыслей и вдохновения) Но о море, звездах, штормах и цикадах потом, а сегодня я хочу рассказать вам сказку. Колокол у моря Волшебный звон колоколов Той сказочной страны

Tweet Приветствую всех читателей моего сайта. У меня для вас новая сказка, об электричестве.) Она родилась внезапно, когда Сеня заинтересовался угрями, а еще больше электрическими. И мы стали в интернете смотреть картинки с ними, с их охотой. Я и сама, зная что есть такие угри электрические, как-то никогда не думала об их устройстве. А тут стали читать, да так здорово! Оказывается типы электрического соединения до людей еще живые существа задолго-долго использовали! Однако, читайте)

Tweet Здравствуйте, дорогие гости моего сайта. Делюсь с вами хорошим настроением. У нас, наконец, выпал снег. Вернее, он  раньше выпадал уже, но почти сразу таял. А тут и река под окном замерзла, и снег на ней лежит, хоть немного… Красиво! И сразу настроение стало почти новогоднее) А пока Сеня зачеркивает на календаре ожидания Нового Года только 47-ой день, то есть ещё долго ждать, вспоминается одна из моих химических сказок, про соль и сахар. Это из книги «Химия комаров«. Как раз зимняя и не новогодняя.

Tweet Приветствую всех читателей моего сайта. Уже начинается подготовка к Новому Году… Как я это время люблю. Про него у меня как раз есть и сказка. Географическая сказка из моей новой книги «Дым Альгамбры«. Там действие в самой резиденции Деда Мороза происходит! Мышиный Новый Год (сказка о Великом Устюге) Завтра в полночь настаёт Зимний праздник Новый Год!

Tweet Приветствую всех гостей моего сайта. В прошлый раз я рассказывала о своих новых химических сказках, целой книге «Химия комаров«, которую можно купить. А сегодня я расскажу вам о новой географической книге сказок.

Tweet Здравствуйте, уважаемые гости моего сайта. Сегодня я, как и обещала, расскажу вам о новом своем сказочном направлении. Это географические сказки. Сказки о странах и городах, о достопримечательностях и забытых диковинках. А вот и сказка о первой стране. Эта сказка первая в моей географической книжке «Дым Альгамбры». Йоркширский пирог — Мама, я спать хочу, — говорил Сеня, проснувшись, и без того поздно. Его можно было понять,  погода за окном стояла дождливая. Начавшийся еще ночью, дождь и утром забыл прекратиться. — Я тебя понимаю, — сказала мама, — в дождь всегда спать хочется. Но есть такие места на нашей планете, где дождь идет почти постоянно. Люди из дому без зонтика там … читать далее →

Tweet Приветствую всех гостей моего сайта! У меня хорошая новость. Ну, моя книга сказок никак не издается, но во всем же нужно искать хорошее. У книги три части: физика, химия и география. Сказки по физике здесь и так почти все, кроме летних сказок. А вот сказки по химии почти все новые, а география вообще новый раздел для меня) И я выложу две части книги в качестве платных проектов тут. Сегодня расскажу о книге химических сказок «Химия комаров», состоящую из трех глав. Что входит в книгу? Все сказки книги мама рассказывает своему сыну. Он — главный слушатель. Глава 1. Кухня В этой главе действие наших химических сказок происходят на кухне. Вы … читать далее →

Познавательные сказки для детей

Малыш не хочет приучаться к горшку? Ребенок категорично отказывается умываться, а спать его и подавно не уложишь? Помогут познавательные сказки!

Горшечная сказка

(проблема: не любит горшок)

познавательные сказки для детей

В одном городе жили-были машинки. У каждой машинки был свой домик-гараж, где они спали, заправлялись бензином, ходили в туалет. Да-да, машинки тоже ходят в туалет! Ведь сзади у каждой машинки есть выхлопная труба, из которой выходит черный дым.

Каждый день машинки кушали – заправлялись бензином, целый день катались по всему городу, играли, ходили в садик (можно вставить описание из жизни ребенка). Целый день машинки сдерживали свои черные выхлопные газы. Под вечер машинки возвращались в свой домик- гараж, заезжали в специальную комнату-туалет и там выпускали все выхлопные газы.

Иногда у маленьких машинок не получалось целый день держать черные выхлопные газы, и тогда они пачкали свои задние бамперы. Мамы-машинки чистили им бамперы, и в следующий раз маленькие машинки сразу ехали в свой гараж и там выпускали все выхлопные газы, и их задний бампер всегда оставался чистым.

p.s. Эту сказку лучше всего использовать перед началом приучения к горшку. Сказка помогает объяснить ребенку, почему надо какать именно в горшок/унитаз (чтобы не пачкать «задний бампер»)

Сказка-Антигрязнулька

(проблема: не любит умываться)

познавательные сказки для детей

Про Лисенка, который не любил умываться.

Жил-был лисенок по имени Мося, у него был пушистый рыжий хвостик, красивые ушки, черные лапки. Мося очень любил бегать по лесу, играть с зайцами в догонялки, а еще любил помогать маме носить сумки из магазина.

Лисенок был очень умный и хитрый. И поэтому, когда мама говорила ему: «Мося, иди умываться и чистить зубы», то он говорил: «Ага!», но не шел умываться, потому что ему это очень не нравилось.

Мося думал, что умываться и чистить зубы – это очень глупое занятие. Ведь это время можно потратить на более увлекательные вещи: можно поиграть, побегать, телевизор посмотреть и т.п.

Поэтому Мося и не умывался, если мама его не заставляла. Так и ходил весь день с грязными зубами и неумытой мордашкой.

Однажды пошел лисенок Мося гулять, и заметил, что все на него как-то странно смотрят и отходят от него подальше.

-Что это они? – подумал Мося и пошел дальше гулять.

Идет он мимо речки и вдруг видит что-то страшное в реке! Мося так испугался, что даже закричал: «Монстр, монстр! В реке монстр!»

Все вокруг загомонили, засуетились, а маленький зайчонок побежал скорее за Михаилом Потапычем – он был главный в лесу.

Пришел Михаил Потапыч к реке, стал монстра искать, но никого не нашел.

-Кто шум поднял? Кто монстра видел? – спросил он.

-Это он, он – лисенок Мося! – воскликнул зайчонок.

Как только Михаил Потапыч увидел Мосю, то сразу догадался, в чем дело. (А ты догадался?)

-Подойди ко мне, Мося, — попросил Михаил Потапыч, стоя на берегу реки.

Мося осторожно подошел и снова увидел это ужасное черное чудовище в реке и закричал. И все остальные звери тоже увидели это чудовище, но почему-то не испугались, а только засмеялись над испуганным Мосей.

-Эх ты, грязнуля, только зря всех напугал… — вздохнул Михаил Потапыч и ушел заниматься важными делами в лесу.

Да и все вокруг тоже стали расходиться, кто-то посмеиваясь, а кто качая головой.

Остался один лисенок Мося на берегу да монстр, смотрящий на него из реки.

Как думаешь, что это за чудовище в реке увидел Мося? Почему его назвали грязнулей? Как Мося может победить этого монстра?

Сказка на ночь

(проблема: не уложить спать ночью)

познавательные сказки для детей

Жил-был в деревне Петя-Петушок. Очень Петечка любил кукарекать по утрам, солнышку песни петь. Веселее этого ничего на свете не было для Пети.

Целый день Петя-Петушок играет, песенки поет Солнышку, а как вечер наступает, то грустно ему становится. Не любит наш Петя-Петушок ночь, спать не любит.

Как только Солнышко садиться начинает, то Петечка сразу грустит и плачет:

-Ко-ко-ко, не хочу я спать идти! Ко-ко-ко, хочу песни кукарекать.

И так горько Петя-Петушок плакал однажды, что решило Солнышко его пожалеть. Не стало Солнышко спать ложится, решило, что будет и днем, и ночью светить для Петечки.

Петя так обрадовался, весь день и всю ночь весело кукарекал да игрался.

Но, вот незадача: Солнышко ночь просветило, а Петя прокукарекал, а на следующий день Солнышко и сиять-то перестало, а у Пети-Петушка голос пропал.

Как думаешь, почему так произошло? Правильно, потому что всем надо отдыхать, сил набираться. А лучше всего сил мы набираемся во сне.

Понял Петя-Петушек, что ему и Солнышку надо спать. И наступила ночь, Солнышко отдохнуло, Петечка тоже выспался. А на следующее утро Солнышко сияло как прежде, а Петя-Петушек кукарекал еще громче.

Сказка-Антикапризулька

(проблема: требует игрушек в магазине)

познавательные сказки для детей

Жила-была одна девочка, звали ее Машенька. Это была замечательная девочка: она была очень веселой, любила играть с игрушками и помогать маме пылесосить.

А еще Машенька больше всего на свете любила игрушечных лошадок. Каждый раз, когда Машенька шла с мамой или папой в магазин она всегда просила купить ей новую лошадку. И каждый раз, когда мама ее о чем-то просила, то Машенька спрашивала: «А ты купишь мне новую лошадку?»

Очень скоро у Машеньки стало очень много разных лошадок. Были у нее и маленькие лошадки и большие, и наклейки с лошадками, и сумки, и даже туфельки с лошадками. Но Машеньке всегда было мало лошадок, ей хотелось еще и еще.

Иногда случалось так, что мама с папой говорили Машеньке в магазине: «Мы не можем купить тебе новую лошадку. У тебя уже много лошадок, зачем тебе еще одна? А у нас осталось мало денег, мы купим тебе лошадку в следующий раз!» Машеньку это очень расстраивало, она начинала громко плакать и кричать: «Купите мне лошадку! Я хочу лошадку!» (вставить конкретное поведение ребенка) И родители, как ни старались, не могли успокоить свою дочку. Чем больше они ее уговаривали, тем громче начинала Машенька кричать, топать ногами и т.п. И тогда родители все-таки покупали Машеньке очередную лошадку, чтобы ее успокоить. А Машенька радовалась новой игрушке всю дорогу домой, а как только приезжали домой, то Машенька забывала новую лошадку. И все игрушки-лошадки удивлялись: «И зачем мы ей, если она с нами и не играет?!»

Со временем Маша стала просить покупать ей самых больших и самых красивых лошадок, а такие лошадки были ооочень дорогими. И папе с мамой приходилось работать все больше и больше, чтобы заработать больше денег, чтобы хватило на еду и лошадок.

Однажды, когда мама с Машенькой были в магазине, девочка увидела красивую лошадку, и начала просить маму: «Купи, купи, купи!»

-Если я куплю тебе лошадку, то нам не хватит денег на еду и ужинать будет нечем, — ответила мама.

-Ну, мам, ну смотри какая лошадка, я ее хочу. Она красивая такая, мам ну купи!- начала канючить и плакать Машенька.

Мама тяжело вздохнула и разрешила купить лошадку, а кроме лошадки они купили еще хлебушек в магазине.

Машенька очень радовалась лошадке, играла с ней всю дорогу, даже дома с ней поиграла немного, а потом с работы пришел папа и сели они ужинать. Мама накрыла стол: поставила каждому тарелочку, чашку с чаем, а на тарелочки положила несколько кусочков хлеба.

-А где ужин?- удивилась Машенька;

-Это все, что я смогла купить на те денежки, что остались после покупки лошадки. Кушай, доченька, хлебушек и пей чай, пока горячий, -ответила мама.

-Машенька, у нас для тебя хорошая новость, — сказал папа,- мы с мамой нашли новую работу, за которую нам заплатят много-много денег, и мы сможет покупать тебе лошадок и будет оставаться на еду. Для этой работы нам с мамой надо будет уехать на неделю в командировку, а ты будешь дома одна. Ты уже большая девочка и справишься сама.

На следующий день мама с папой прямо с утра уехали в командировку. Машенька до обеда играла с лошадками, потом порисовала, посмотрела мультики. А к вечеру Маше стало скучно без мамы и папы, ведь некому было почитать ей сказку. Вечером Машенька стала ложиться спать, и некому было поцеловать ее перед сном.

На следующий день Машеньке было очень грустно без мамы и папы, но она понимала, что родители уехали по важным делами, чтобы заработать деньги на ее лошадок. Чтобы не скучать, Машенька решила сделать родителям подарок: навести дома порядок. Она убралась на кухне и в коридоре расставила все по своим местам. Потом девочка стала убираться в своей комнате и разбирать свою гору лошадок. Машенька даже удивилась тому, как много у нее лошадок. Большую часть из них она даже и не помнила, да и лошадки от лежания в куче-мале все помялись и покрылись пылью.

До самого вечера Маша разбирала всех своих лошадок. У нее получилась одна большая коробка с наклейками, пять больших ящиков с игрушками-лошадками, и еще половина горы лошадок так и осталась не разобранной. Посмотрела на это все Машенька и сказала: «Ну, и что мне с ними делать? Куда мне их убрать?» Так ничего и не придумав, Маше легла спать одна, без мамы и папы.

А на следующий день Маша так соскучилась по маме и папе, так ей хотелось их увидеть, обнять и поцеловать, что она даже заплакала. И так горько Машенька плакала, что даже лошадкам стало ее жалко, и они решили ее пожалеть.

— Не плачь Машенька, родители вернутся через несколько дней. Они же уехали по важным делам. Им надо заработать деньги на новых лошадок. Ты же хочешь новых лошадок? – спросила у Машеньки самая новая лошадка.

-Хочу,- ответила Машенька, — но я хочу, чтобы мама с папой были дома!

-Машенька, не расстраивайся, ты лучше подумай о том, что будет, когда они вернутся! Родители приедут и купят тебе новую лошадку. Разве не этого тебе хочется?

Маша подумала и сказала: «Нет, не этого! Я не хочу новую лошадку! Я хочу, чтобы мама с папой были дома. Хочу, чтобы папа вечерами со мной играл, чтобы мама читала сказки перед сном. Хочу, чтобы мамы с папой не уезжали никогда!»

-Как так? Ты что, нас, лошадок больше не любишь? А зачем тогда ты просила родителей нас так много купить? Ведь на нас ушли все деньги, которые мама с папой заработали, — удивленно ответила лошадка.

-А ведь и правда…-задумчиво ответила Маша, -если бы не лошадки, то мама с папой не уехали бы…

-Неужели тебе родители нужнее, чем мы, лошадки? – обиделась лошадка.

-Конечно! Ведь вы всего лишь игрушки, с вами весело и интересно, но вы меня никогда не поцелуете перед сном, не прочитаете сказку, не обнимете. Зачем я просила родителей покупать вас так много? Мне ведь не надо так много лошадок, я же с вами даже не играю почти. Мне хватило бы всего нескольких лошадок для игр.

Сказав это Маша, кое-что поняла. Она поняла, что важнее мамы с папой не может быть ничего. И игрушки тоже совсем не важны, если рядом нет родителей.

И решила Машенька сделать маме с папой настоящий подарок. Она взяла первую коробку с лошадками и понесла ее в магазин. Продавцы очень удивились, но разрешили Машеньке вернуть все игрушки и отдали ей за них деньги.

Все оставшиеся дни до приезда родителей Машенька относила своих лошадок обратно в магазин. И за них ей дали целый ящик денег.

Машенька оставила себе несколько лошадок, ведь деткам нужны игрушки, а все остальные вернула в магазин. И в ее комнате стало гораздо больше места для игр, да и лошадки у нее остались самые нужные и любимые.

А вечером приехали уставшие родители. Машенька им очень обрадовалась, а мама с папой сразу стали ее целовать и обнимать, потому что они тоже соскучились по своей дочке.

-Мамочка, папочка! Я так грустила без вас! Пожалуйста, не уезжайте больше так надолго! –сказала Машенька.

-Нам теперь долго не придется уезжать, ведь мы заработали много денег. Не расстраивайся! Завтра пойдем в магазин и выберем тебе новую лошадку, — сказал папа.

-Мне не нужны больше лошадки, мне вы нужны,- сказала Машенька, а, увидев удивление на лицах родителей, она улыбнулась и побежала в свою комнату. Маша принесла весь ящик с деньгами, которые ей отдали за лошадок, и сказала, — Вот, это все вам! Я вернула в магазин всех лошадок, мне они не нужны. Мне нужны мои мама и папа! И теперь у нас много денег, и мы можем с вами проводить все время вместе, и вам еще долго не придется работать!

-Ты наше сокровище!- воскликнула мама.

-Нет, это вы мое самое дорогое сокровище, которое никакие игрушки не заменят!- ответила Машенька и еще раз обняла маму и папу.

И не заметила Машенька, как счастливо улыбались ее мама и папа, ведь им самим так хотелось проводить все свое время рядом с дочкой, а не зарабатывать только на лошадок.

Сказка-подружилка

(проблема: привлекает внимание негативным поведением)

познавательные сказки для детей

Сегодня я расскажу тебе историю про одного моего друга. Это Кактус. Да-да, именно, обыкновенный кактус. Когда-то давно Кактус был совсем маленький и жил в Цветочном магазине. В магазин часто приходили покупатели, смотрели растения, восхищались ими, забирали себе домой.

Кактусу тоже очень хотелось, чтобы на него смотрели и забрали скорей домой. Но почему-то, почти все покупатели проходили мимо него. Его это очень расстраивало и злило. Кактус решил стать особенным. Он посмотрел вокруг: у некоторых растений были большие и маленькие разноцветные цветы, а у Кактуса не было цветов; у других были резные, большие листья, а у Кактуса и листьев не было; у третьих были длинные, стройные стволы, а у Кактуса, страшно сказать, даже ствола не было, он был круглый как зеленый мячик и всё. Кактус совсем расстроился, насупился, разозлился. Ему так и хотелось закричать: «Да посмотрите же кто-нибудь на меня! Я здесь! Я очень классный, интересный!»

И вот, когда он уже думал, что сейчас лопнет с досады, у него вдруг выросла колючка! Кактус огляделся по сторонам и жутко обрадовался: ни у кого больше не было колючек! И Кактус стал усердно растить новые и новые колючки, и вскоре он стал похож на ёжика. Пару раз растения даже обратили на него внимание, сказали, что колючки очень интересные. Но Кактусу этого было мало, ему хотелось, чтобы смотрели на него все и всегда. Тогда он стал стараться, чтобы колючки стали еще длиннее. И вот они стали такими длинными, что стали задевать соседние растения. Что тут началось! Все стали разговаривать, возмущаться, просить, требовать, чтобы Кактус убрал свои колючки. Представляете, даже между собой растения говорили о Кактусе. Он был безумно счастлив! Ну и что, пусть говорили в основном неприятные, плохие вещи, но зато о нем, про него.

Но вскоре растения, израненные колючками, стали увядать, и Продавец переставил их в другое место. Кактус остался совсем один. Больше никто не говорил с ним или о нем, больше никто не смотрел на него. Даже Покупатели боялись к нему подходить из-за его колючек. Кактус совсем загрустил, опечалился, ему было очень плохо и одиноко.

Однажды, в Цветочный магазин пришла Девочка, она осмотрела все растения, но никто ей не понравился. И вот она увидела Кактус: «Ух ты! Какой интересный» — воскликнула она, подбегая к нему. Но тут же маленькая покупательница вскрикнула от боли, уколовшись об острые колючки. Девочка даже заплакала с досады: «А я так хотела с ним подружиться, он такой интересный, симпатичный, милый, эх, если бы не эти колючки …» Кактус очень удивился: «Неужели это она обо мне?! Как, оказывается, приятно слышать, что тебя хвалят, а не ругают. Ой, неужели эта милая Девочка сейчас уйдет? Это все глупые колючки, я же не специально, я не хотел!»

Как только он это подумал, его колючки стали опадать, и вскоре остались только маленькие, мягкие, как пушок иголочки. Девочка очень этому обрадовалась, легонечко их потрогала, ну и, конечно же, забрала Кактус себе домой.

С тех пор они стали лучшими друзьями. Девочка рассказывала Кактусу все свои секреты, заботилась о нем. Да и Кактус заботился о ней, он больше не отращивал колючек, чтобы ее не поранить, а наоборот очень старался получить ее похвалу, доброе внимание.

Прошло уже много лет, та Девочка уже выросла, но до сих пор у нее дома на самом видном, удобном месте стоит ее друг Кактус и радует всех гостей своим необыкновенным цветком.

Понравились сказки?

Скачайте Бесплатно еще множество подобных сказок здесь: http://psychologia-prosto.ru/skazki

Хотите научиться сочинять сказки сами? Вам сюда: http://psychologia-prosto.ru/zapis

Поучительные сказки

Поучительные сказки для детей

Поучительные сказки для детей

Поучительные сказки дают ребенку жизненный опыт, позволяются понять житейскую мудрость в простой и понятной форме.
Они позволяют сформировать из ребенка гармоничную личность. Также они заставляют детей думать и размышлять, развивать фантазию, воображение, интуицию и логику. 

Поучительные сказки ненавязчиво подводят ребенка к правильным решениям и поступкам. Они позволяют ребенку задуматься и найти правильные способы разрешения конфликтов, пути преодоления трудностей и собственных страхов.

Содержание

Кому же идти за дровами?

Камень

Дуб под окном

Флейта и Ветер

Куда муравьишки спешили

Зайчик и Месяц

Путешествие во Врунляндию

Маленькая принцесса

Про обман, Асю и рисование

Про жадность

Волшебные шахматы

Быстрые ноги и крепкий панцирь

Самовар

Мудрый мышонок

Игрушки из сундучка

Братья и Леший

Золотая монета

По одёжке протягивай ножки

Тяп-Ляп

Про кошек

А морковка уплыла

pouchitelnye-skazki

Старый мудрый филин

Черная овечка

Мудрый счет

Трушка-умник

Жадный Тошка

Тишка-тихоня

Обещайкин

Про еду

Про Федины игрушки

Все игрушки по местам

Мадам Моднючка

Волшебный кабинет

Потерянный ежик

Паровозик Чух-Чух-Пых

О поросенке-лежебоке

О том, как важно иметь свое имя

О временах года

Страна «Кувыркандия»

О лисичке и радуге

Три Ангела

Кто главнее?

Гнев — жало скорпиона

pouchitelnye-skazki

«Давай – давай!»

Ленивец и муравей

О том, как девочка Маша изменилась

Королевство «Пустых слов»

О непослушных зайчатах

Хитрая гусеница

Настоящая мама для щенка

Как Лимончик по русскому лесу гулял

Почему змеи и лягушки больше не дружат

Как Ложка с Вилкой поссорились

Как Петушок Лисоньку перехитрил

О рыбаке

Болтунья

Жадный вельможа

Кто заговорит первый

Золотой топор

Самое дорогое

Диво дивное, чудо чудное

 

Учебно-методический материал: Научно-познавательная литература для детей

Природоведческая литература для детей и ее особенности

К природоведческой литературе относят произведения самого разного характера. Это познавательные беседы по зоологии и биологии, рассказы и повести о животных, описание явлений природы, природоведческие сказки, практические рекомендации юным любителям природы. Популярность природоведческих тем объяснить нетрудно — с животными и растениями ребенок встречается на каждому шагу, и интерес к ним сохраняется на протяжении всех детских лет. С объяснения явлений природы начинается для ребенка путь к научному познанию мира. Но объяснениями природоведческая тема ограничивается редко, довольно часто она выходит в область духовно-нравственных идей. Они связаны с осмыслением места человека в мире и воспитанием в нем бережного отношения ко всему живому. Несомненно и патриотическое звучание такой литературы: она прививает любовь к своей стране и родному краю. Читая книги талантливых писателей-натуралистов, мы не только узнаем окружающий мир, но и начинаем лучше понимать жизнь. Именно на таком значении природоведческой литературы настаивал Виталий Бианки:

 

…задача художественных произведений совсем не в том, чтобы дать читателю некий комплекс научных («объективных») знаний о тех или иных животных, растениях и т.д., а в том, чтобы дать образ животного, растения, даже неодушевленного предмета…

 

Тогда читателю откроется «чистейшая «правда», глубоко верное изображение действительности…». Причем речь идет не только о «правде» из мира животных или растений. Сравним два коротких рассказа Геннадия Снегирева. В заметке «Ворон» из книги «Птицы наших лесов» описывается жизнь воронов:

 

Лесные вороны живут парами. А живут они по двести и больше лет. Летит пара воронов над тайгой и внимательно осматривает каждую полянку, каждый ручеек. Если заметят добычу: остатки оленя, которого загрыз медведь, или мертвую рыбину на берегу, — сразу дадут знать другим воронам. «Крук-кррук-кррук», — несется над тайгой крик ворона, он оповещает других воронов, что нашел добычу.

 

Картинка очень выразительна, да к тому же оживлена звуковой игрой. Теперь читатель-дошкольник сможет отличить среди птиц наших лесов ворона. Совсем иначе описан ворон в другом рассказе Снегирева. Черная одинокая птица кружит над землей в поисках добычи, вызывая у всех страх и неприязнь.

 

Ворон возвращается ни с чем: он очень стар. Он сидит на скале и греет больное крыло. Ворон отморозил его лет сто, а может, и двести назад. Кругом весна, и он совсем один.

 

Больное крыло и неудачная охота — это не только зарисовка с натуры, но и образ печальной одинокой старости, которая вызывает у читателя ассоциации с человеческой жизнью и связанные с этим эмоции и раздумья.

Гуманистический пафос, характерный для природоведческих книг, выделяет их на фоне остальной познавательной литературы. Писатели часто открыто обращаются к юному читателю, призывая его бережно относиться к природе. Но сила литературы не в призывах. Любовь к природе начинается с живого интереса к ней, и задача писателя-натуралиста пробудить этот интерес средствами литературы. Немалую роль здесь играют интересные факты и наблюдения из мира природы, способные поразить воображение читателя. Писатель берет их из научных книг по биологии, но чаще он опирается на собственные наблюдения, полученные в экспедициях и путешествиях. Но факты сами по себе не могут составить содержание природоведческой книжки. Важнее оказывается то, как рассказывает о них писатель.

Авторы многих природоведческих книг пишут в форме познавательной беседы, используя все преимущества этого жанра: разговорную манеру, эмоциональный тон, яркие сравнения, шутливые замечания. Особенно отличаются этим книги Игоря Акимушкина. Они пестрят выражениями «интересно узнать», «поразительное открытие», которыми сопровождается рассказ о научных фактах. Писатель словно призывает читателя разделить с ним восхищенное удивление перед чудесами природы. Одна из книг Акимушкина для малышей так и называется «Природа-кудесница» (1990), и каждое описание в ней полно эмоций, например, о каракатице сказано:

 

Живет она в море, а плавает — диво дивное! — наоборот. Не так, как все животные. Головой не вперед, а назад!

 

В книгах для подростков писатель прибегает к другому приему: он остроумно сопоставляет повадки животных с жизнью современного человека. Поэтому кенгуру («Мир животных», 1971):

 

переговариваются с родичами по беспроволочному телеграфу, такого же типа, как у кроликов и зайцев — стучат лапами по земле.

 

Пробудить интерес читателя к миру природы помогают и такие испытанные в литературе приемы, как загадки, тайны, интриги. Автор умеет так расположить материал, что он вызывает интерес у читателя, интригует его. При этом не теряются из вида научная логика и объективность. Многие книги Акимушкина знакомят с классификацией животных. Но писатель постоянно играет с научной логикой, удивляя читателя тем, что вместе оказываются столь не похожие по внешнему виду звери. Особенно это заметно в книгах для маленьких. Их названия звучат интригующе — «Это все кошки» (1975), «Это все собаки» (1976), «Это все антилопы» (1977). Видовая классификация превращается в увлекательную игру-загадку — попробуй, догадайся о родстве столь разных животных. Композиция книги может следовать и другому принципу — показать различие в повадках животных, которые объясняются разной средой обитания. В книге Юрия Дмитриева «Здравствуй, белка! Как живешь, крокодил?» (1986) рассказы посвящены тому, как слышат, чувствуют, передвигаются разные животные. Иногда кажется, что все эти приемы призваны позабавить читателя, «подсластить» ему горький корень учения. Но это далеко не так. Не меньший интерес вызывает личность писателя-натуралиста, человека, влюбленного в природу. Мы обращаемся к книгам И.Акимушкина, Ю.Дмитриева, В.Бианки или Н.Сладкова не только для того, чтобы узнать что-то новое про природу, но и для того, чтобы вместе с ними пережить чувство радости от встречи с удивительным и прекрасным миром. Разумеется, это относится не только к авторам отечественной природоведческой литературы, но и к замечательным зарубежным писателям, таким как Эрнест де Сетон-Томпсон или Джералд Даррелл.

 

Вопросы и задания

1. Какие задачи стоят перед природоведческой литературой для детей и как она их решает? Покажите это на примере книг И. Акимушкина и Ю.Дмитриева.

2. Какими средствами решают эти задачи писатели-натуралисты?

Сказки В.Бианки

Сказка — самый популярный в детском чтении жанр, и попытки использовать его преимущества в природоведческой литературе для детей делались не раз. Однако сделать это непросто, поскольку сказочная фантастика не должна искажать факты науки. Не должны искажать их и моральные представления о добре и зле, которым не соответствуют царящие в природе законы. Поэтому традиционный тип сказки, содержащей «добрым молодцам урок», для природоведческой тематики мало подходит. Речь в такой сказке идет об «уроках» другого рода, а животные в них не превращаются в аллегории человеческих достоинств и недостатков, как это происходит в баснях.

Создателем природоведческой сказки по праву считают Виталия Бианки (1894—1959). Под его пером сказка перестала быть только носительницей морально-этических идей, она наполнилась естественнонаучными знаниями (поэтому свои произведения Бианки называл «сказки-несказки»). Сказочная фантастика не была для писателя просто развлекательным приемом, в понимании Бианки художественно-поэтическая форма познания мира не менее важна, чем научно-реалистическая.

В рассказе «Глупые вопросы» (1944) описывается разговор между отцом-ученым и его маленькой дочерью. Предметом спора между ними стало разное восприятие природы: отец познает окружающий мир в категориях объективного научного знания и учит этому свою дочь. Но девочке мало точных определений и научных классификаций. Расспрашивая про птиц, она задает отцу вопросы, в которых отражен поэтический взгляд на мир («Отчего зуёк кланяется, а плиска хвостиком кивает? Это они здороваются?»). Отцу такой ненаучный подход кажется глупостью («Какие пустяки! Разве птицы здороваются?»). И только когда отец ловит себя на мысли, что «глупые» вопросы дочери натолкнули его на интересные открытия, он признает значение поэтического взгляда на мир. Этот взгляд позволяет познать природу во всей ее глубине. Вот почему сказка, по словам Бианки, «самый глубинный вид литературы».

Важным достоинством сказки Бианки считал ее остросюжетность, эмоциональную насыщенность и близость к живой разговорной речи — наследство народной сказочной традиции. К ней писатель обращался в собственном творчестве, называя «эмоции, фабульность, простоту языка» тремя китами своей поэтики.

Связь с народной сказкой в произведениях Бианки не была прямолинейной, ведь перед ним стояли иные, познавательные задачи. Но, рассказывая о законах природного мира, писатель не раз обращался к отдельным мотивам и приемам народной сказки, а также пользовался разговорной речью с характерным для нее метким словом. Но не только этим отличаются сказки Бианки. В них есть напряженный повествовательный ритм, художественная игра со звуком и словом, яркая образность — все это характерно для поэтической культуры начала XX века, на которой Бианки воспитывался и сформировался как писатель. Традиция двух культур — народной и литературной — определила своеобразие природоведческих сказок Бианки.

Материалом для них послужили наблюдения над жизнью различных животных. Особенно много Бианки писал о птицах (его отец был известным орнитологом, и в своих научных интересах писатель шел по стопам отца). Но о чем бы ни писал Бианки, он придерживался правила: изображать жизнь животных не в виде отдельных разрозненных фактов, а в глубокой взаимосвязи с общими законами природы. От этого зависят внешний вид и повадки животного, и задача писателя — показать действие этих общих законов на примере конкретных представителей из мира птиц и животных. Сохраняя общее в своих персонажах, писатель избегает безликости, которая чужда самой природе литературного героя.

Индивидуальность начинается с того, что персонаж получает имя. Случайных имен у Бианки нет, каждое имя говорит о принадлежности персонажа к тому или иному виду животных, и в то же время характеризует его. Иногда для имени достаточно большой буквы (ласточка Береговушка) или легкого изменения слова (Муравьишка). Часто встречаются у Бианки имена, которые обыгрывают внешний облик животного (куропатка Оранжевое горлышко). Не редкость у Бианки и звукоподражательные имена (мышонок Пик, воробей Чик). Что же касается черт характера героев, то они писателем только намечены. Гораздо важнее, что они — маленькие, и такая близость к миру детства всегда вызывает живой отклик у читателей.

Сказка «Лесные домишки» (1924) — одна из самых популярных среди произведений Бианки. Причину такого успеха писатель связывал с образом главной героини сказки — ласточки Береговушки.

 

Отовсюду слышу, что «Лесные домишки» — любимейшая книжка дошколят. Что в ней угадано для маленьких? Мне кажется — большая уютность: все домики, и один другого лучше, уютнее. Маленький герой — еще «глупенький», ничего в большом мире не знающий, всюду тыкающийся носом, как и сами читатели. Может быть, то доброе, что встречает Береговушку, — слабую и беспомощную в этом огромном, но уже не чужом ей мире.

 

Действительно, история странствий Береговушки в поисках домика для ночлега похожа на рассказ о заблудившемся ребенке. Сходство с миром детства обнаруживается уже в первых словах сказки:

 

Высоко над рекой, над крутым обрывом, носились молодые ласточки-береговушки. Гонялись друг за другом с визгом и писком: играли в пятнашки.

 

Чем не детские игры? Но игра продолжается и потом, когда ласточка посещает птичьи гнезда, каждое из которых чем-то похоже на игрушечный домик. Ни один из них не нравится маленькой страннице, и только достигнув родного дома, Береговушка сладко засыпает в своей кроватке.

Детская игра в маленькие домики не исчерпывает содержания сказки. Сюжет о странствованиях Береговушки позволяет Бианки развернуть широкую картину жизни птиц на примере рассказа о птичьих гнездах. Их описания точны и достоверны, но каждый раз наблюдательность орнитолога дополняется взглядом художника. Вот одно из описаний:

 

Висит на березовой ветке крошечный, легкий домик. Такой уютный домик и похож на розу, сделанную из тонких листков серой бумаги.

 

Каждое слово эмоционально окрашено и приближено к детскому видению мира. Поэтому гнезда птиц называются то «воздушной колыбелькой», то «шалашиком», то «плавучим островком». Ни один из этих милых домиков не привлекает Береговушку — чем не привередница из сказки «Гуси-лебеди»? Но Бианки исподволь подводит читателей к тому, что не капризный характер мешает Береговушке найти подходящий домик, а зависимость каждой птицы от определенной среды обитания. На это указывают факты, которые есть в описаниях всех сказочных домиков.

Детские черты есть и в герое сказки «Мышонок Пик» (1927). Его приключения описываются в духе популярных в детском чтении робинзонад. Отсюда интригующие названия глав («Как мышонок стал мореплавателем», «Кораблекрушение»), которые напоминают об опасных морских приключениях. Несмотря на то что сопоставление мышонка с Робинзоном комично, рассказ о его злоключениях не превращается в шутку или пародию. Речь идет о реальных отношениях в мире природы, участником которых оказывается герой Бианки. Эти отношения достаточно суровы, и сказка служит иллюстрацией существующей в природе борьбе за жизнь. Так, страшный соловей-разбойник — это сорокопут-жулан, гроза мышей, который «хоть и певчая птица, а промышляет разбоем». Сам мышонок — представитель определенного биологического вида. Поэтому домик он строит так, «как строили все мыши его породы», а от верной смерти его спасает не чудо, а «желто-бурая шерстка, точь-в-точь под цвет земли». Рассказывая мышиную робинзонаду, Бианки не выходит за пределы природных законов. Это не мешает читателю видеть в мышонке бесстрашного мореплавателя и переживать за исход его приключений. Они завершаются главкой под названием «Хороший конец», и такой конец — важное условие для детской книжки.

Такая же приближенность к миру детства есть и в сказке «Приключения Муравьишки» (1936). Ее герой должен поспеть в муравейник до захода солнца — факт из жизни муравьев. В то же время в поведении героя есть явное сходство с ребенком, который торопится домой до наступления темноты и жалостливо просит о помощи у взрослых. Этим он вызывает сочувствие у всех персонажей сказки, которые готовы помочь попавшему в беду малышу. Кроме того, Муравьишка похож на хитрецов народных сказок о животных: с помощью ловкости и хитрости они неизменно одерживают победу, и герой Бианки в нужную минуту к таким хитростям прибегает. А вот описание того, как ходит или летает каждый из персонажей, к традиции народной сказки отношения не имеет: речь у Бианки идет о строении насекомых и способах их передвижения. Но, рассказывая о них, писатель не порывает со сказкой — все описания из мира художественной образности. Поэтому крылья у жука «точно два перевернутых корыта», жужжит он, «словно мотор заводит», а на нитке, что гусеница дала, можно весело покачаться, как на настоящих качелях. Сравнения, которыми часто пользуется Бианки, не только соотносят неизвестное с известным ребенку, но и вносят в повествование элемент игры. Игра продолжается и в звукоподражании, а также в использовании метафорических выражений и поговорок. О закате сказано: «Солнышко уже краем землю зацепило», а о переживаниях героя: «Хоть вниз головой бросайся». Все это позволяет сохранить в повествовании на познавательную тему атмосферу настоящей сказки.

Из народной сказочной традиции взял Бианки тип героя-хвастуна. Такой хвастунишка — щенок в сказке «Первая охота» (1924). Он посрамлен тем, что все животные и птицы сумели от него скрыться. Рассказ о том, как животные укрываются от врагов в природе, похож на описание детской игры в прятки, только играют в нее не дети, а звери. И «играют» они по правилам, подсказанным самой природой. Рассказано об этих правилах в образных сравнениях.

 

Удод припал к земле, крылья распластал, хвост раскрыл, клюв вверх поднял. Смотрит Щенок: нет птицы, а лежит на земле пестрый лоскут, и торчит из него кривая игла.

 

Совсем другой хвастун в сказке «Росянка — комариная смерть» (1925). Это типично сказочный герой, хвастливо распевающий песню о своей неуязвимости. И если глупого щенка автор пожалел (уж больно в нем много детского), то хвастливый комар наказан, но вполне естественным образом — он стал жертвой болотного растения.

Не раз обращался Бианки к характерному приему народной сказки — загадке. Иногда загадка звучит уже в заголовке («Кто чем поет?», «Чьи это ноги?»). Разгадать их не просто, потому что загадка усложняется игрой в парадоксы. Сказка «Кто чем поет?» (1923) начинается с парадокса: «Вот послушай, чем и как поют безголосые». А разве безголосые могут петь? Так возникает новая загадка. «Слышно с земли: будто в вышине барашек запел, заблеял». Поющий в небе барашек — это бекас. Но тут же новая загадка: чем он поет? И новый парадокс — хвостом. На читателя обрушивается целый хор голосов, которые Бианки воспроизводит средствами звуковой игры и ритмическим построением фразы. «То тише, то громче, то реже, то чаще трещотка трещит деревянная» (это об аисте). «Вокруг цветка на лужку кружит, жужжит жилковатыми жесткими крылышками, словно струна гудит» (это о шмеле). Но звуковая игра имеет и самостоятельное значение. «Прумб-бу-бу-бумм» — это кто? Не обязательно сразу искать реалистическое объяснение, это говорит на своем языке чудесный мир природы. Передача звуков животных в сказках Бианки не сводится к натуралистическому звукоподражанию (хотя на этом основывается). Не менее важны для писателя поэтическое и игровое преображение мира. В сказке «Птичьи разговоры» (1940) звуки птичьих голосов легко переходят в стишки и прибаутки, которыми густо пересыпано повествование.

Многие народные сказки о животных повествуют о спорах зверей за первенство, и выглядят они как непрерывный диалог между спорщиками. Немало таких споров и в сказках Бианки. Аргументами в них служат природные закономерности («Чей нос лучше?», 1924).

Об этих закономерностях Бианки рассказывает во многих сказках. Одна из них — «Теремок» (1929) — написана в традиции народных кумулятивных сказок. Для этой разновидности сказок характерно присоединение одинаковых звеньев, завершающееся гротескным финалом. Однако сказка Бианки не повторяет народный «Теремок». Писатель откровенно играет с традицией: его «теремок» оказывается дуплом лесного дуба, в котором находят временное пристанище обитатели леса. Так народная сказка в изложении Бианки становится иллюстрацией природных закономерностей. Как и сказка «Сова» (1927), рассказывающая о неразумном желании человека прогнать сову. Словно в кумулятивной сказке здесь выстраивается цепочка, но в соединении ее звеньев есть объективная логика: ведь речь идет о пищевой цепочке. Так сказочный парадокс (улетят совы — не будет молока) получает вполне научное подтверждение.

Есть у Бианки сказки, в которых тому или иному природному явлению дается не научное, а мифологическое объяснение. Традиция таких сказок восходит к мифологическим рассказам. Некоторые из них Бианки слышал и записывал сам во время своих поездок. В цикле «Сказки зверолова» (1935) нашли отражение записи сказочного фольклора, которые Бианки сделал у живущих на Крайнем Севере остяков. В сказке «Люля» рассказывается о том, почему у этой птички, обитающей на севере, красные глаза и клюв. Народная мифология связала внешний вид птицы с происхождением суши. Маленькая бесстрашная птичка, ныряя на большую глубину, достала со дна моря щепотку земли и спасла тем самым все живое.

Некоторые сказки Бианки посвящены описанию годового природного цикла. Картина годового цикла есть в сказочном «романе» «Оранжевое горлышко» (1941), рассказывающем о жизни куропаток. Бианки называл это произведение «маленьким гимном Родине», тесно связывая знание природы с чувством любви к родной земле.

 

Вопросы и задания

1. Как традиции народной сказки живут в сказках В. Бианки?

2.В чем своеобразие героев сказок В. Бианки?

3. Приведите примеры словесной игры из сказок В. Бианки.

 

Рассказы о животных

 

Рассказы о животных очень популярны в детском чтении. Среди их авторов не только детские писатели, но и признанные классики русской литературы. Тематика большинства произведений связана с идеями гуманного отношения человека к «меньшим братьям», вот почему героем многих рассказов о животных является человек. В его общении с животными раскрываются истинные свойства характера. Писатели любят приводить примеры заботливого отношения людей к животным, особенно в рассказах о дружбе детей и животных. Общение с животным много значит и для взрослого человека, который видит в нем верного и преданного друга. Но даже если в мир животных писателя-натуралиста влечет исключительно познавательный интерес, то и в этом случае мы довольно много узнаем о человеке, наблюдающем природу.

Но присутствие человека не заслоняет в рассказах о животных самих животных, будь то гигантский слон или маленькая лесная пичужка. Такое преувеличенное внимание в литературе к «мелочам» имеет свое объяснение — в каждом из зверей отражен мир природы, и это придает значительность происшествиям, связанным с ними. В рассказах для детей об этой значительности говорится прямолинейно — описываются случаи, в которых звери или птицы проявляют сообразительность и находчивость. «Разумными» могут быть как домашние животные, так и дикие, с которыми человек встретился в их естественной среде или наблюдал их в зоопарке. О способностях животных рассказывают также истории, написанные известными дрессировщиками (например, В. Дуровым) про своих четвероногих воспитанников.

Многие рассказы о животных близки к документальной литературе (использование фотографий в их оформлении — не редкость), но и те из них, которые относятся к литературе художественного вымысла, отличаются достоверностью описания животных и их повадок. Как правило, писатели опираются на реальные наблюдения и собственный жизненный опыт. Сошлемся на свидетельство В. Бианкипо поводу его «Маленьких рассказов» (1937):

 

В.Ф. Одоевский – автор первого русского произведения жанра научно – популярной сказки для детей. Значение творчества В.Ф. Одоевского для развития детской литературы.

Он был педагогом, музыкальным критиком, писателем, философом. Очень серьезно он интересовался проблемами воспитания детей. В.Одоевский призывал воспитывать нравственного гуманного человека. Он делил детей на «проснувшихся» и «непроснувшихся». «Непроснувшиеся» — это такие дети, которые не думают, не сочувствуют другим. Разбудить таких детей можно с помощью книги. Много он сделал для развития детской литературы. Известны 2 его сборника: »Детские песни дедушки Иринея»(1847) и « Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея»(1840).В жанровом отношении его произведения разнообразны: рассказы, сказки, очерки, стихи, пьесы. Одно из самых известных сегодня его произведений — «Городок в табакерке»(1834).Это первая в русской литературе научно-познавательная сказка для детей. Предмет изображения в этой сказке — устройство музыкальной шкатулки. Главный герой истории — мальчик Миша, которому была подарена музыкальная шкатулка. Его заинтересовало, почему играет в ней музыка, а отец предложил ему самому подумать. Помогает мальчику колокольчик, появившийся из городка Динь-динь, который предлагает мальчику прогуляться по их городку. В ходе этой небольшой экскурсии Миша наглядно было показано, отчего играет музыка, кто издает эти красивые звуки. Научная информация дается завуалировано — в ходе бесед Миши с колокольчиками, которые ведут себя как маленькие мальчики, по которым постоянно бьют сердитые дядьки — молоточки, а их толкает старый лежебока — валик. Главная в этом придуманном Одоевским городке – принцесса — пружинка, капризная, взбалмошная. Одоевский использует прием очеловечивания, а переход из реальности в сказку совершается с помощью приема сна. Научный материал «ловко приноровлен к детской фантазии» . В других сказках писатель использует традиции фольклорных сказок, как, например, в сказке «Мороз Иванович», содержание которой перекликается с русской народной сказкой «Морозко». Кроме сказок, большой популярностью у читателей пользовались его рассказы: «Бедный Гнедко», «Столяр», «Шарманщик» и др. В произведениях Одоевского успешно сочетаются элементы романтического, реалистического и сентиментального повествования. Он одним из первых стал создавать произведения, ориентируясь на читателей младшего школьного возраста.

 

 

А.С. Пушкин. Особенности сказок. Использование в работе с дошкольниками отрывков из сказок А.С. Пушкина. Значение творчества Пушкина для поэтического восприятия мира, понимания мира, понимания красоты родной природы, богатства и выразительности русского языка.



Исп. в работе:Сказки Пушкина довольно длинные, поэтому для знакомства малышей с пушкинским творчеством лучше взять отрывок из произведения «Руслан и Людмила» — «У лукоморья дуб зеленый». Детям нравится это стих, они слушают его с удовольствием. Удивительно, что в таком небольшом стихотворении Пушкин сумел уместить весь сказочный мир русского народа. Это и удивительный ученый кот, и царевна, и царь Кощей с Бабой Ягой. А чего стоят русалки, витязи и неведомые звери. Деткам постарше и ученикам начальной школы будет интересно прочитать веселую сказку Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказку о семи богатырях и мертвой царевне», «Сказку о царе Салтане» и «Сказку о рыбаке и рыбке».Поклонникам и почитателям творчества Пушкина нельзя пропустить произведение писателя «Песнь о вещем Олеге» и «Руслан и Людмила». Рассказывая детям о сказках Пушкина, не стоит упускать из виду отечественные и красочные мультипликационные фильмы по сказкам этого замечательного поэта. Также родители могут познакомить ребенка с операми и балетами, созданными великими композиторами по сказкам Пушкина.Особенности:динамичный сюжет, необычные ситуации и события, сцены, полные чудес и роскоши. И так как каждая деталь в них естественна, реальна, тесно связана с жизнью или взята из мира, окружающего ребенка, то читать и понимать их очень просто. Сказки Пушкина обычно в стихах, но дети всегда на ура воспринимают их, так как написаны они простым и понятным языком. В каждой сказке встречаются афоризмы и доступное пояснение того, какой вывод должен сделать ребенок после прочтения.Многие герои сказок Пушкина ведут себя как люди из трудовой, крестьянской среды. Не чуждаются простого физического труда: печку затопить, дом прибрать. Такая простота в отношении к труду помогает воспитывать в детях уважение к работе. Значение:его стихи о природе полны любви, грусти об уходящем мгновении.в его зарисовках каждому понятна и мила природа, с которой человек сталкивается на протяжении всей своей жизни. Ни один русский поэт не может сравниться с Пушкиным по прелести и легкости изображения молчаливой красоты природы, Картины природы в его лирике являлись превосходным средством воспитания любви к Родине. Можно беззаветно любить только ту землю, ту красоту, среди которой родился и вырос. И хотя на земле немало экзотических стран с чудесными высокими пальмами и голубыми морями, мы только восхищаемся этой природой, но она нам не столь близка. Недаром, когда поэты и писатели покидают Родину, то больше всего они тоскуют по русской природе.
В последние годы жизни Пушкин создает произведения, наполненные безысходной тоской, глубоким сожалением о прошедших годах. В печальном голосе поэта постоянно присутствуют нотки скорби, разочарования, в его стихах природа грустит вместе с ним.



П.П. Ершов. Краткие биографические сведения. Сказка «Конёк – Горбунок». История создания, композиционное построение. Народность идей и образов. Сатирическое изображение героев. Волшебные образы в сказке.

П.П. Ершов родился 22 февраля 1815 года в деревне Безруково Тобольской губернии в семье чиновника. Детские годы будущего поэта про­шли в городе Березово. В 1827 году Ершов поступил в Тобольскую гимназию, которую закончил в 1831 году. В это время в России пробуждался особый интерес к си­бирской земле, к ее культуре, традициям. Ершов начи­нает собирать сибирские сказки, песни, легенды. В 1831 году Ершов поступил на философско-юриди­ческое отделение Петербургского университета. В сту­денческие годы он писал и печатал свои стихи. Под впе­чатлением сказок А. С. Пушкина Ершов начал работу над сказкой в стихах «Конек-горбунок», которую в 1834 году он опубликовал в журнале «Библиотека для чтения». Пушкин очень высоко оценил эту сказку. После окончания университета Ершов возвратился в Тобольск, так как после смерти отца семья нуждалась в его поддержке. В 1836 году он работал учителем, за­тем инспектором, с 1857 года стал директором Тоболь­ской гимназии. Ершов не оставлял литературную дея­тельность, написал рассказы, стихи и пьесу, но все эти произведения не имели такого успеха, как «Конек-горбунок».История создания:сказка «Конёк-Горбунок» принадлежит перу Ершову, однако, в мире литературы со времён издания текста бытует мнение, что молодой автор не мог начать своё творчество со столь глубокого и острого произведения. Сказка «Конёк-Горбунок» написана очень бодрым, складным и напористым стихом, в нём отчетливо прослеживается перо гения и, скорее всего, этот гений — А.С.Пушкин. Из истории достоверно известно, что в конце жизни Пушкин находился в гонениях, а его произведения уже не публиковались. Вот и сказка «Конёк-Горбунок», возможно, была бы утеряна и забыта, если бы не помощь верного друга и соратника Ершова, которому Пушкин доверил свои рукописи.Композиционное построение и всё остальное:В сказке изображены 3 мира: 1-ый реальный, который рисует картины крестьянского труда. Государственная иерархия (царские придворные, слуги, чиновники всех рангов). 2. Подводное царство (кит держит в подчинении весь подводный мир) соблюдается субординация (осетры, лещи, сомы, чёрный рак, дельфины) 3. Небесное царство (царят солнце и месяц месяцович). Конец сказки необычный, Иван сам становится царём. Иван видимо отвечает представлениям о народном заступнике и им становится. В сказке можно наблюдать «пёстрый ковёр» русской речи, много просторечий, много диалектизмов, эмоционально – экспрессивная лексика, сравнения, метафоры, загадки, фразеологизмы, пословицы, поговорки.Большую роль в сказке играет эпиграфы, которые раскрывают сюжетную линию читателю. Первый эпиграф- это своеобразная прелюдия к дальнейшем сказочным событиям. Вторым эпиграфом автор говорит читателю, что главному герою еще много предстоит преодолеть. Этим эпиграфом нам Ершов говорит о том, что главный герой как и народной сказке, будет победителем. О победе добра над злом. Так же через отношения Ивана к братьям и к Царю можно судить о них. Ершов изображает их с иронией, с юмором, но если Ивана он изображает с добрым юмором, то братьев Ивана и Царя с придворными он изображает с сарказмом. Братья падают, спотыкаютсяЕршов изображает их жадными, подлыми, трусливыми и для сравнения ставит Ивана, который не врет, а сочиняет, он честный.Очень хорошо проявляется отношение к Царю и его придворным, Иван у Ершова не уважает Царя, так как Царь капризен, труслив и сумасброден, он напоминает избалованного ребенка, а не мудрого взрослого человека. Ивана хотя и называют дураком, но он с самого начала сказки занят делом, он единственный не спит в дозоре и ловит вора. Он чистит , моет и ухаживает за лошадьми. Он не гонится за деньгами, славой или властью. Ему доставляет радость обычные житейские дела. Царь же напротив изображён смешным и не приятным над ним смеётся не только Иван, но и Месяц Месяцович. Ершов использует фольклорные мотивы в своей сказке , она собрана из нескольких сказках здесь есть и друг главного героя. Конек помогает Ивану во всём и не бросает его в беде. Как и в русских народных сказках главный герои переживает воплощение и становится мужем прекрасной Царевны и сам становиться Царем. Главные «злодеи « повержены и наказаны.

 


13. Картины родной природы в лирике русских поэтов второй половины 19 века. (Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков, А.Н. Плещеев, И.С. Никитин, И.З. Суриков)

Природа в стихотворениях русских поэтов показана по-разному. Каждый из них находит свои, неповторимые образы для передачи впечатлений и чувств. В своих шедеврах русские поэты изображают природу такой, какой они ее видят, чувствуют. Они переживают вместе со своим лирическим героем. Можно заметить, что тема природы у них связана с темой родины. Природа в стихах русских поэтов одушевлена и согласуется с их настроением. Через описание природы он показывает свое настроение и состояние души. Они связывают явления внешнего мира и эмоциональное состояние человека.Узнав в детстве эти стихи, человек через всю жизнь проносит благородную память о художниках, открывших для него поэзию родной природы. Эти стихотворения наполнены гармонией, любовью к окружающему миру. Майков:Все реальное в стихах Майкова гармонично и исполнено красотой. Благодаря этим свойствам ряд стихотворений поэта стал достоянием детского чтения и школы. Такое и стихотворение «Летний дождь», написанное в 1856 году и считается одним из самых любимых стихотворений детей. Здесь показана короткая летняя сценка во время дождя. Майков больше любил сельскую природу, чем городскую, большее число его произведений посвящены сельской природе.Никитин:Стихи писать начал рано — их темой сделалось окружающая поэта провинциальная жизнь.Ряд стихотворений поэта прочно вошел в детское чтение.В его стихотворениях промежаются раздумья о народе, его выносливости, жизнерадостном характере с картинами природы.

Плещеев: Одно из самых видных мест занимает Плещеев в детской литературе. В 1858 году Алексей Плещеев написал стихотворении «Сельская песня». Он коснулся уже ставшей к середине 19 века традиционной весенней темы: прилет ласточек предотвращает радостный приход теплых дней. Стихотворение написано про ласточку. Строй стихотворных строчек энергичен, пронизан радостным настроением: с прилетом ласточки и само солнце становится краше, а весна — милей. Суриков:К числу поэтов, любящих «живую природу» можно отнести Ивана Сурикова .Стихотворение «Зима» оно было написано в начале 1880 года. Название стихотворение определяет его тему — о зиме, описывается прекрасная пора. Поэт всецело доверился поэтичности самой картины природы: выпал снег, настала зима. Зима — это время года, когда детям радостно, они катаются с горок, лепят снеговиков, катаются на санках, играют в снежки. Стихотворение им покажется очень близким, красивым и веселым. Тютчев:Преобладание пейзажей — одна из примет его лирики.Природа у Тютчева изменчива, динамична. Она многолика, насыщена звуками, красками, запахами.Природа в стихах Тютчева очеловечена, одухотворена. Словно живое существо, она чувствует, дышит, радуется и грустит.

Leave a Reply