Сказка

Скорпион и черепаха узбекская сказка: Черепаха и скорпион (Узбекская сказка). Универсальная хрестоматия. 3 класс – Скорпион и черепаха (Узбекская сказка) читать онлайн текст

Черепаха и скорпион (Узбекская сказка). Универсальная хрестоматия. 3 класс

Черепаха и скорпион (Узбекская сказка)

Жила на свете черепаха. Это была старая, мудрая черепаха. Много она на своём веку видала, а чего не видала – про то слыхала.

Однажды ползла черепаха по дороге.

Вдруг из-за камня высунулся скорпион. Увидел черепаху и говорит:

– Эй, подруга! Ты куда? И я с тобой! В пути с товарищем всегда веселее.

Черепаха подумала: «Уж если скорпион привязался – от него не отделаться. А в пути и вправду вдвоём лучше».

– Что ж, – говорит черепаха, – идём! Будешь моим товарищем!

Вот и отправились они вместе – черепаха и скорпион.

Ползли, ползли и добрались до берега реки. Черепахе вода не помеха. Вошла она в воду и поплыла – то нырнёт с головой, то всплывёт на поверхность.

На середине реки оглянулась черепаха – а спутника её нет.

Посмотрела она на берег и видит: скорпион закинул хвост на спину и мечется по берегу туда-сюда, а войти в воду не смеет.

– Эй, друг! – крикнула ему черепаха. – Почему ты не плывёшь за мной?

Тут скорпион и признался:

– Ах, подруга, ведь плавать-то я не умею! Черепаха подумала: «Что там ни говори, а он был моим дорожным товарищем. А товарища бросать не годится. Я должна помочь ему переправиться через реку».

И черепаха повернула назад.

Она гребла лапами, как вёслами, и быстро подплыла к берегу.

– Садись ко мне на спину, – сказала она скорпиону. – Но только смотри сиди спокойно, не шевелись, а не то тебе же будет хуже!

– Ну что ты! Разве я себе враг! – сказал скорпион и взобрался на спину черепахи.

А черепаха снова вошла в воду и поплыла.

Проплыла немного, и вдруг стало её качать из стороны в сторону, будто ветер поднялся и волну нагоняет. Только ветра никакого не было, – это скорпион у неё на спине взад-вперёд ползает.

– Эй, приятель! – окликнула его черепаха. – Ты что на месте не сидишь? Так и в воду свалиться можешь!

– Правду говоришь ты, – сказал скорпион и тяжело вздохнул. – Я и хотел бы сидеть на месте, да вот ведь беда – меня так и тянет воткнуть в тебя жало. Такая уж у нас, скорпионов, привычка. На чём сидишь, то и ужалишь.

– Ну, твоё жало для моего панциря всё равно что маленькая колючка для каменной стены, – сказала черепаха и поплыла дальше.

Ещё немного проплыла, и опять скорпион заёрзал на её спине.

– Послушай, – сказала черепаха, – мы ведь с тобой товарищи, а разве это дело – втыкать жало в спину своего товарища?

– Твои слова справедливы, – сказал скорпион, – но я ничего не могу с собой поделать. Ведь я скорпион, а скорпиону всё равно, кого ужалить – товарища или врага. Не сердись на меня. Так уж я устроен! – И он снова принялся долбить своим жалом спину черепахи.

– Да разве я сержусь, – сказала черепаха. – У каждого свои привычки! Я, например, очень люблю нырять и тоже ничего не могу с собой поделать, – меня словно кто тянет вниз, на самое дно. Уж ты не сердись на меня!

С этими словами черепаха нырнула, а скорпион захлебнулся и утонул.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Скорпион и черепаха (Узбекская сказка) читать онлайн текст

Юный любитель литературы, мы твердо убеждены, в том, что тебе будет приятно читать сказку «Скорпион и черепаха (Узбекская сказка)» и ты сможешь извлечь из нее урок и пользу. Десятки, сотни лет отделяют нас от времени создания произведения, а проблематика и нравы людей остаются прежними, практически неизменными. Ознакомившись с внутренним миром и качествами главного героя, юный читатель невольно испытывает чувство благородности, ответственности и высокой степени нравственности. Здесь во всем чувствуется гармония, даже негативные персонажи они, словно являются неотъемлемой частью бытийности, хотя, конечно выйдя за границы приемлемого. Все образы просты, обыденны и не вызывают юношеского непонимания, ведь мы сталкиваемся с ними ежедневно в нашем быту. Зачастую вызывают умиление диалоги героев, они полны незлобия, доброты, прямоты и с их помощью вырисовывается иная картина реальности. Увенчано успехом желание передать глубокую моральную оценку действий основного персонажа, побуждающее переосмыслить и себя. Сказка «Скорпион и черепаха (Узбекская сказка)» читать бесплатно онлайн можно бесчисленное количество раз, не потеряв при этом любви и охоты к данному творению.

Как-то ползла черепаха по своим черепашьим делам.
В дороге увязался за ней скорпион. Поневоле черепахе пришлось ползти с ним вместе.
Что касается черепахи, то она была необыкновенно умна и проницательна, так как в частых путешествиях приобрела большой опыт.
И вдруг дорогу путникам пересекла широкая река.
Тогда черепаха устремилась к цели своих желаний и стремлений и, покачиваясь, как гусь или утка, поплыла к другому берегу.
Случайно она оглянулась назад и увидела, что ее спутник бегает по берегу взад и вперед, держа свой хвост на плече торчком.
– О, друг мой, – спросила его черепаха, – почему ты не переправляешься на ту сторону?
И скорпион ответил:
– Увы, я не умею плавать. Черепаха подумала про себя:
«Могут ли спутники по всякому пустячному поводу отбрасывать в сторону правила товарищества? Это не хорошо. Лучше мне переправить его на тот берег».

Словом, черепаха повернула назад. Начала она грести своими веслами-лапами, в несколько взмахов подплыла к берегу и сказала:
– О, друг мой, я вернулась, чтобы переправить тебя через реку. Садись на мою спину, но только не ерзай зря, а не то сам себе навредишь.
– Всякий сам отлично знает, в чем для него благо, – ответил скорпион, и заполз черепахе на спину, а она спустилась в реку и поплыла.
Вскоре скорпион начал раскачиваться на своих ногах и вперед.
– Чего это ты без толку там шевелишься? – спросила черепаха.
– Я решил: поучусь втыкать свое жало в твой кожаный щит, – ответил скорпион.
– Что может сделать моему щиту твое бессильное жало, похожее на колючку? – раздраженно воскликнула черепаха.
– Разве ты не знаешь, – возразил скорпион, – что цель скорпиона наносить удары своим жалом хоть товарищу в грудь, хоть недругу в спину?
Как у животных, так и у людей
Привычки часто разума сильней.
Знай: скорпион на то и скорпион,
Что даже камни станет жалить он.
Тут черепаха окончательно рассердилась и молвила: – О, друг мой, доколе буду я плавать по воде, словно щепка? Надо полюбоваться жемчужинами на дне глубокого потока.
Сказав это, она нырнула, подобно тому, как это делают водолазы, и начала собирать жемчужины. А скорпион захлебнулся и утонул.

Скорпион и черепаха — сказка, текст читать. Узбекские народные сказки

Как-то ползла черепаха по своим черепашьим делам.

В дороге увязался за ней скорпион. Поневоле черепахе пришлось ползти с ним вместе.

Что касается черепахи, то она была необыкновенно умна и проницательна, так как в частых путешествиях приобрела большой опыт.

И вдруг дорогу путникам пересекла широкая река.

Тогда черепаха устремилась к цели своих желаний и стремлений и, покачиваясь, как гусь или утка, поплыла к другому берегу.

Случайно она оглянулась назад и увидела, что ее спутник бегает по берегу взад и вперед, держа свой хвост на плече торчком.

 — О, друг мой, — спросила его черепаха, — почему ты не переправляешься на ту сторону?

И скорпион ответил:
 — Увы, я не умею плавать. Черепаха подумала про себя:
«Могут ли спутники по всякому пустячному поводу отбрасывать в сторону правила товарищества? Это не хорошо. Лучше мне переправить его на тот берег».

Словом, черепаха повернула назад. Начала она грести своими веслами-лапами, в несколько взмахов подплыла к берегу и сказала:
 — О, друг мой, я вернулась, чтобы переправить тебя через реку. Садись на мою спину, но только не ерзай зря, а не то сам себе навредишь.
 — Всякий сам отлично знает, в чем для него благо, — ответил скорпион, и заполз черепахе на спину, а она спустилась в реку и поплыла.

Вскоре скорпион начал раскачиваться на своих ногах и вперед.

 — Чего это ты без толку там шевелишься? — спросила черепаха.
 — Я решил: поучусь втыкать свое жало в твой кожаный щит, — ответил скорпион.
 — Что может сделать моему щиту твое бессильное жало, похожее на колючку? — раздраженно воскликнула черепаха.
 — Разве ты не знаешь, — возразил скорпион, — что цель скорпиона наносить удары своим жалом хоть товарищу в грудь, хоть недругу в спину?

Как у животных, так и у людей

Привычки часто разума сильней.

Знай: скорпион на то и скорпион,

Что даже камни станет жалить он.

Тут черепаха окончательно рассердилась и молвила: — О, друг мой, доколе буду я плавать по воде, словно щепка? Надо полюбоваться жемчужинами на дне глубокого потока.

Сказав это, она нырнула, подобно тому, как это делают водолазы, и начала собирать жемчужины. А скорпион захлебнулся и утонул.

Сказка Скорпион и черепаха — Узбекские сказки: читать онлайн текст

Как-то ползла черепаха по своим черепашьим делам.

В дороге увязался за ней скорпион. Поневоле черепахе пришлось ползти с ним вместе.

Что касается черепахи, то она была необыкновенно умна и проницательна, так как в частых путешествиях приобрела большой опыт.

И вдруг дорогу путникам пересекла широкая река.

Тогда черепаха устремилась к цели своих желаний и стремлений и, покачиваясь, как гусь или утка, поплыла к другому берегу.

Случайно она оглянулась назад и увидела, что ее спутник бегает по берегу взад и вперед, держа свой хвост на плече торчком.

— О, друг мой, — спросила его черепаха, — почему ты не переправляешься на ту сторону?

И скорпион ответил:

— Увы, я не умею плавать. Черепаха подумала про себя:

‘Могут ли спутники по всякому пустячному поводу отбрасывать в сторону правила товарищества? Это не хорошо. Лучше мне переправить его на тот берег’.

Словом, черепаха повернула назад. Начала она грести своими веслами-лапами, в несколько взмахов подплыла к берегу и сказала:

— О, друг мой, я вернулась, чтобы переправить тебя через реку. Садись на мою спину, но только не ерзай зря, а не то сам себе навредишь.

— Всякий сам отлично знает, в чем для него благо, — ответил скорпион, и заполз черепахе на спину, а она спустилась в реку и поплыла.

Вскоре скорпион начал раскачиваться на своих ногах и вперед.

— Чего это ты без толку там шевелишься? — спросила черепаха.

— Я решил: поучусь втыкать свое жало в твой кожаный щит, — ответил скорпион.

— Что может сделать моему щиту твое бессильное жало, похожее на колючку? — раздраженно воскликнула черепаха.

— Разве ты не знаешь, — возразил скорпион, — что цель скорпиона наносить удары своим жалом хоть товарищу в грудь, хоть недругу в спину?

Как у животных, так и у людей

Привычки часто разума сильней.

Знай: скорпион на то и скорпион,

Что даже камни станет жалить он.

Тут черепаха окончательно рассердилась и молвила: — О, друг мой, доколе буду я плавать по воде, словно щепка? Надо полюбоваться жемчужинами на дне глубокого потока.

Сказав это, она нырнула, подобно тому, как это делают водолазы, и начала собирать жемчужины. А скорпион захлебнулся и утонул.

Читать похожие записи:

План-конспект урока по чтению (3 класс) на тему: Узбекская сказка » Черепаха и скорпион»

Технология проведения

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

УУД

1. Организационный момент

2. Психологический настрой

Цель:

— актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

3.Определение целей урока.

— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Слайд 1.

Дети читают хором:

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем вместе мы трудиться,
Чтобы весело учиться.

– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

– Что вы почувствовали?

– Какое у вас настроение?

— Как вы думаете, чем вы будете заниматься на уроке?

Слайд 2.

Дети говорят свои предположения, заполняют клайстер.

 На доске опорные слова (читать,  слушать, высказывать свое мнение, узнавать новое, работать в группе, уважительно относится друг к другу).

Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Р3 умение определять цель деятельности на уроке

4. Проверка домашнего задания.

Цель:

— заинтересовать учащихся, удивить, постановка проблем

Ребята, что вы готовили к уроку дома?

Сказки Ю. Ф. Ярмыш «Добрый клен», «Озеро».

К какому жанру относятся эти произведения?

Чтение по ролям «Добрый клён», выразительное чтение сказки «Озеро», пересказ сказок.

— Чему учат нас эти сказки?

— За что были наказаны Плющ и Озеро?

 — Эти сказки были забавные, веселые, поучительные?

— Какие это сказки?

Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

5.Подготовительный.

Цель: 
— выяснить то, что знают дети по теме;
— активизация имеющихся знаний.

Стадия вызова

Предлагается синквейн без первой строчки

Слайд.

—————

Мудрая, таинственная.

Учит задумываться, удивляет.

В ней добро побеждает зло.

Тайна.

Вопрос:

– Определите первое слово синквейна. (Дети говорят свои предположения).

 Выбирается  слово — сказка.

– Произведение,  какого жанра мы будем изучать сегодня на уроке?

Какие сказки — бывают?

Мы сегодня будем изучать узбекскую народную сказку.

Слайд 3.

 Карта Узбекистана.

Слайд 4.

Сказки народов мира

Прогнозирование.

Работа с деревом предсказаний.

Слайд 5

 – О чем может быть сказка с таким названием?

Дети говорят свои предложения.

– Можно ли по названию определить, будет ли он шуточной, серьёзной, поучительной?

-Чем закончится сказка с таким названием?

П2 умение на основе анализа объектов делать выводы

К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К3 умение оформлять свои мысли в устной форме

Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

П2 умение на основе анализа объектов делать выводы

К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К3 умение оформлять свои мысли в устной форме

Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

  1. Физминутка

Физминутка для глаз

7. Восприятие нового.

Цель:   Развивать читательские умения формулировать основную мысль текста, выбору наиболее подходящего заглавия, нахождения ключевых слов.

Стадия осмысления

  • Чтение с остановками.

Фрагмент 1 Дети читают цепочкой.

Вопросы по осмыслению текста:

– Что вы знаете о черепахах?

Черепаха относится к классу пресмыкающихся. Черепахи имеют костяной панцирь, срастающийся с позвонками и ребрами. Обитают преимущественно в степях, пустынях, в пресноводных водоемах и морях. У нас известно 7 видов черепах.

— Что вы знаете о скорпионах?

Скорпионы относятся к паукообразным. Длиной бывают до 20 см. Вооружены клещами, на конце брюшка – ядовитое крючкообразное жало. Обитают в странах с теплым или жарким климатом, встречаются и в горах. Охотятся ночью на пауков, насекомых. Крупные скорпионы – на мелких грызунов и ящериц. Для них укус скорпиона смертелен. Для человека весьма болезненен, но жизни, как правило, не угрожает.

Хотела ли черепаха отправиться в путь вместе со Скорпионом? (нет)

Какие слова нам помогают это понять (привязался).

А почему согласилась его взять? (так было веселее)

Почему Черепаха вернулась за Скорпионом? (он не умел плавать, а товарища бросать не годиться)

Что почувствовала Черепаха, когда перевозила Скорпиона на другой берег? (качает из стороны в сторону)

Работа в группах.

Заполнение кластера.

– Ребята, сейчас мы с вами поработаем в группах.

– Какие правила общения в группе нужно соблюдать?

Задание для 1 и 2 группы.

– Впишите в клайстер действия и  высказывания черепахи.

Задание для 3 и 4 группы.

— Впишите в клайстер действия и высказывания скорпиона

Кто вам нравится больше из героев?

Приложение 1.

П1 умение извлекать информацию из текста

П2 умение на основе анализа объектов делать выводы

П4 умение делать выводы в результате совместной работы

К1 умение слушать и понимать других

К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К3 умение оформлять свои мысли в устной форме

Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Р4 умение принимать и сохранять учебную цель и задачу

Р5 умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Л1 формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

7.  Физминутка под музыку.

«Качание головой» (улучшает мыслительную деятельность, чтение). Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.

 «Ленивые восьмерки» (активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обеими руками.

8.  Восприятие нового.

Цель:   -выяснить как учащиеся поняли произведение;

-развивать читательские умения формулировать основную мысль текста, выбору наиболее подходящего заглавия, нахождения ключевых слов.

Прогноз: – Изменилось ли ваше мнение о том, чем закончится сказка с таким названием «Скорпион и черепаха»?

Фрагмент 2. Дети читают самостоятельно.

Вопросы по осмыслению:

О чем Черепаха напомнила Скорпиону?

 ( Можешь свалиться.  Мы ведь с тобой товарищи.)

Как закончилась сказка?

Давайте попробуем ответить вот на такой вопрос:

ПРАВИЛЬНОЛИ ПОСТУПИЛА ЧЕРЕПАХА, УТОПИВ СКОРПИОНА?         

Отвечая на наш вопрос “ДА”, поставьте себя на место Черепахи.

Отвечая “НЕТ”, поставьте себя на место Скорпиона – какие доводы он мог привести в свое оправдание.

П1 умение извлекать информацию из текста

К1 умение слушать и понимать других

К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

К3 умение оформлять свои мысли в устной форме

9. Присвоение информации

Цель:

— организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Слайд 5

Работа с пословицами.

Внимательно прочитайте каждую.

Приложение 3

Палка о двух концах: либо ты меня, либо я тебя.

Всякая дорога вдвоем веселей.

Не давши слова – крепись, а давши – держись.

Делая зло, на добро не надейся.

Сам погибай, а товарища выручай.

Подчеркните ту пословицу, которая, по вашему мнению, выражает главную мысль этой сказки.

Группы выбирают задания.

  • Составление синквейна.

1 и 2 группа

Черепаха

          3 и 4 группа

Скорпион.

(Звучит  песня «Дорогою добра).

Приложение 4

Шли ли черепаха и скорпион дорогою добра?

Р2 умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Р5 умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

К2 умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами

10. Д.З.

На доске: стр. 52-56 по ролям.

Придумайте другой конец сказки. Пусть их дорога будет доброй.

11. Итог урока

Что удивило вас на уроке?

Дети проявляют своё отношение к происходящему на уроке.

Сегодня на уроке путешествовали не только черепаха и скорпион, и мы с вами.

Если на уроке у вас все получилось, вы узнали, что то  новое ваш кораблик причалит к острову – Радости.

Если, что то не получилось, вы испытывали трудности, то ваш кораблик причалит к острову — Затруднений.

Если урок был не интересен, то вы попали в Бермудский треугольник.

Узбекская сказка: Черепаха и скорпион. Читать бесплатно

Детские умные часы Elari KidPhone 3G с трекингом, голосовым помощником Алисой от Яндекса, видеозвонком и кнопкой SOS Купить

Узбекская сказка (Пересказ А. Любарской)

Из сборника: Сказки народов мира

Жила на свете черепаха. Это была старая, мудрая черепаха. Много она на своем веку видала, а чего не видала – про то слыхала.

Однажды ползла черепаха по дороге.

Вдруг из-за камня высунулся скорпион. Увидел черепаху и говорит:

– Эй, подруга! Ты куда? И я с тобой! В пути с товарищем всегда веселее.

Черепаха подумала:

«Уж если скорпион привязался – от него не отделаться. А в пути и вправду вдвоем лучше».

– Что ж, – говорит черепаха, – идем! Будешь моим товарищем!

Вот и отправились они вместе – черепаха и скорпион.

Ползли, ползли и добрались до берега реки. Черепахе вода не помеха. Вошла она в воду и поплыла – то нырнет с головой, то всплывет на поверхность.

На середине реки оглянулась черепаха – а спутника ее нет.

Посмотрела она на берег и видит: скорпион закинул хвост на спину и мечется по берегу туда-сюда. А войти в воду не смеет.

– Эй, друг! – крикнула ему черепаха. – Почему ты не плывешь за мной?

Тут скорпион и признался:

– Ах, подруга, ведь плавать-то я не умею!

Черепаха подумала: «Что там ни говори, а он был моим дорожным товарищем. А товарища бросать не годится. Я должна помочь ему переправиться через реку».

И черепаха повернула назад.

Она гребла лапами, как веслами, и быстро подплыла к берегу.

– Садись ко мне на спину, – сказала она скорпиону. – Но только, смотри, сиди спокойно, не шевелись, а не то тебе же будет хуже!

– Ну что ты! Разве я себе враг! – сказал скорпион и взобрался на спину черепахи.

А черепаха снова вошла в воду и поплыла.

Проплыла немного, и вдруг стало ее качать из стороны в сторону, будто ветер поднялся и волну нагоняет. Только ветра никакого не было – это скорпион у нее на спине взад-вперед ползает.

– Эй, приятель! – окликнула его черепаха. – Ты что на месте не сидишь? Так и опрокинуться можешь!

– Правду говоришь ты, – сказал скорпион и тяжело вздохнул. – Я и хотел бы сидеть на месте, да вот ведь беда – меня так и тянет воткнуть в тебя жало. Такая уж у нас, скорпионов, привычка. На чем сидишь, то и ужалишь.

– Ну, твое жало для моего панциря – все равно что маленькая колючка для каменной стены, – сказала черепаха и поплыла дальше.

Еще немного проплыла, и опять скорпион заерзал на ее спине.

– Послушай, – сказала черепаха, – мы ведь с тобой товарищи, а разве это дело – втыкать жало в спину своего товарища?

– Твои слова справедливы, – сказал скорпион, – но я ничего не могу с собой поделать. Ведь я скорпион, а скорпиону все равно кого ужалить – товарища или врага. Не сердись на меня. Так уж я устроен! – И он снова принялся долбить своим жалом спину черепахи.

– Да разве я сержусь? – сказала черепаха. – У каждого свои привычки! Я, например, очень люблю нырять и тоже ничего не могу с собой поделать: меня словно кто тянет вниз, на самое дно. Уж ты не сердись на меня!

С этими словами черепаха нырнула, а скорпион захлебнулся и утонул.

Читать бесплатно все Сказки народов мира

Скорпион и черепаха (узбекская сказка)

Как-то ползла черепаха по своим черепашьим делам. В дороге увязался за ней скорпион. Поневоле черепахе пришлось ползти с ним вместе.

Что касается черепахи, то она была необыкновенно умна и проницательна, так как в частых путешествиях приобрела большой опыт.

И вдруг дорогу путникам пересекла широкая река. Тогда черепаха устремилась к цели своих желаний и стремлений и, покачиваясь, как гусь или утка, поплыла к другому берегу.

Случайно она оглянулась назад и увидела, что ее спутник бегает по берегу взад и вперед, держа свой хвост на плече торчком.

— О, друг мой, спросила его черепаха, почему ты не переправляешься на ту сторону?

И скорпион ответил:
— Увы, я не умею плавать.

Черепаха подумала про себя: «Могут ли спутники по всякому пустячному поводу отбрасывать в сторону правила товарищества? Это не хорошо. Лучше мне переправить его на тот берег».

Словом, черепаха повернула назад. Начала она грести своими веслами-лапами, в несколько взмахов подплыла к берегу и сказала:
— О, друг мой, я вернулась, чтобы переправить тебя через реку. Садись на мою спину, но только не ерзай зря, а не то сам себе навредишь.

— Всякий сам отлично знает, в чем для него благо, ответил скорпион, и заполз черепахе на спину, а она спустилась в реку и поплыла.

Вскоре скорпион начал раскачиваться на своих ногах и вперед.

— Чего это ты без толку там шевелишься? — спросила черепаха.

— Я решил: поучусь втыкать свое жало в твой кожаный щит, — ответил скорпион.

— Что может сделать моему щиту твое бессильное жало, похожее на колючку? — раздраженно воскликнула черепаха.

— Разве ты не знаешь, возразил скорпион, что цель скорпиона наносить удары своим жалом хоть товарищу в грудь, хоть недругу в спину?

Как у животных, так и у людей
Привычки часто разума сильней.
Знай: скорпион на то и скорпион,
Что даже камни станет жалить он.

Тут черепаха окончательно рассердилась и молвила:
— О, друг мой, доколе буду я плавать по воде, словно щепка? Надо полюбоваться жемчужинами на дне глубокого потока.

Сказав это, она нырнула, подобно тому, как это делают водолазы, и начала собирать жемчужины. А скорпион захлебнулся и утонул.

Литература: Узбекские народные сказки / Перевод С. Паластрова, М. Салье, Л. Сацердотова, И. Шевердиной, А. Мордвилко, Н. Ивашева. — М., 1955.

Оцените статью:

Всего голосов 15, средний балл 3.5

Leave a Reply