Сказка андерсен: Сказки Андерсена читать онлайн. Список лучших сказок Андерсена
Дурень Ганс — сказка Андерсена читать онлайн
Жил в усадьбе старик хозяин, и было у него два сына, такие умные, что и вполовину хватило бы. И решили они посвататься к королевне — отчего же нет? Она сама объявила, что возьмет в мужья того, кто за словом в карман не лезет.
Двое умников готовились целую неделю; больше времени у них не было, да и того достаточно: начатки знаний у них были, а это главное. Один знал наизусть весь латинский словарь и местную газету за три года, с начала до конца и с конца до начала. Другой изучил всю цеховую премудрость: что какому цеховому старшине полагается знать; стало быть, мог рассуждать и о делах государственных — так, по крайней мере, он сам полагал. Кроме того, он был франт и умел вышивать подтяжки, а это немалое искусство.
—Королевна будет моей, — говорил и тот и другой.
И вот отец дал каждому чудесного коня; тому, который знал словарь и газету, — вороного, а тому, который был цеховым знатоком и умел вышивать, — белого.
—Вы куда это собрались, что так распарадились? — спросил он.
—Ко двору. Хотим выговорить себе королевну. Или ты не слыхал, о чем барабанили по всей стране? — И они рассказали ему, в чем дело.
—Эге, так и я с вами, — сказал Дурень Ганс.
Братья только засмеялись и тронулись в путь.
—Отец, давай и мне коня! — закричал Дурень Ганс. — И меня разбирает охота жениться. Возьмет меня королевна — ладно, а не возьмет — я ее возьму.
—Полно пустое болтать, — сказал отец. — Не дам я тебе коня. Ты и говорить-то не умеешь. Вот братья твои — те молодцы.
—Не дашь коня — возьму козла, — сказал Дурень Ганс. — Козел мой собственный и небось довезет меня. — И он уселся на козла верхом, всадил ему пятки в бока и помчался по дороге во всю прыть.—Го-го! Берегись! — крикнул он и запел во все горло.
А братья ехали себе потихоньку, не говоря ни слова: надо же было хорошенько обдумать заранее все шутки и острые словечки, сразу-то ведь они в голову не придут.
—Го-го! Вот и я! — закричал им Дурень Ганс. — Гляньте, что я на дороге нашел. — И он показал им дохлую ворону.
—Дурак, — сказали они. — Куда она тебе?
—Я ее королевне подарю.
—Подари, подари! — засмеялись они и поехали дальше.
—Го-го! Вот и я! Гляньте, что я еще нашел. Это не каждый день на дороге валяется.
Братья поглядели.
—Дурак, — сказали они. — Это же просто деревянный башмак, да еще без передка. Ты и его королевне подаришь?
—Непременно, — сказал Дурень Ганс.
Братья засмеялись и уехали вперед.
—Го-го! Вот и я! — опять закричал Дурень Ганс. — Одно к одному. Вот находка так находка.
—Ну, что ты там еще нашел? — спросили братья.
—О-о, — сказал Дурень Ганс, — просто и слов не подберешь. То-то королевна обрадуется.
—Тьфу!.. — сказали братья. — Да это грязь из канавы.
—Верно, — сказал Дурень Ганс, — первейшего сорта. На ладони не удержишь, так и ползет. — И он набил себе грязью карман.
А братья помчались от него во всю прыть; приехали целым часом раньше и остановились у городских ворот, где женихи записывались в очередь и получали номерки. Потом их всех выстроили по шести в ряд, да так тесно, что и не шевельнуться. И хорошо, что так, а то они исполосовали бы ножами друг другу спины за то лишь, что одни очутились впереди других.
Все жители страны столпились у дворца и заглядывали в окна: всем хотелось видеть, как королевна принимает женихов. А женихи входили в залу один за другим, и как кто войдет, так язык у него и отнимается.
—Не годен, — говорила королевна. — Следующий!
Вот вошел старший брат, который знал наизусть словарь. Но он уж позабыл все, пока стоял в очереди, а тут — паркет скрипучий, потолок зеркальный, так что видишь самого себя кверху ногами, и у каждого окна по три писца да по одному писаке, и все записывают каждое слово, чтобы сейчас же тиснуть в газету да продать за два гроша на углу. Просто ужас! К тому же печку в зале так натопили, что она раскалилась докрасна.
—Какая жара здесь, — сказал жених.
—Отцу моему вздумалось поджарить молодых петушков, — сказала королевна.
—Э-э… — сказал жених: такого разговора он не ожидал и не нашелся, что сказать в ответ — сказать-то ведь надо было что-нибудь остроумное. Э-э…
—Не годен, — сказала королевна. — Вон!
И пришлось ему убраться восвояси. Вошел второй брат.
—Ужасно жарко здесь, — сказал он.
—Да, мы сегодня поджариваем молодых петушков, — сказала королевна.
—Ка-ак? Ка… — сказал он.
И все писцы записали: «Ка-ак? Ка…»
—Не годен, — сказала королевна. — Вон!
Следующим был Дурень Ганс. Он въехал на козле прямо в зал.
—Ну и жарища тут, — сказал он.
—Это я молодых петушков поджариваю, — сказала королевна.
—Славно, — сказал Дурень Ганс. — Так и мне заодно можно зажарить мою ворону?
—Отчего же нельзя, — сказала королевна. — А у вас есть в чем жарить? У меня нет ни кастрюльки, ни сковородки.
—У меня найдется, — ответил Дурень Ганс. — Вот посудина, да еще с ручкой. — И он вытащил старый деревянный башмак с отколотым передком и положил в него ворону.
—Да это целый обед! — сказала королевна. — Только где же мы возьмем подливки?
—У меня в кармане, — ответил Дурень Ганс. — У меня ее хоть отбавляй. — И он зачерпнул из кармана горсть грязи.
—Вот это я люблю, — сказала королевна. — Ты за словом в карман не лезешь. Тебя я и возьму в мужья. Но знаешь, каждое наше слово записывается и завтра попадет в газеты. Видишь, у каждого окна три писца да еще старший писака. Всех хуже самый главный, он ведь ничего не понимает.
Это уж она припугнуть его хотела. А писцы заржали и посадили на пол по жирной кляксе.
—Вот так компанийка! — сказал Дурень Ганс. — Сейчас я разуважу самого главного.
И он недолго думая выворотил карманы и залепил главному писаке все лицо грязью.
—Ловко, — сказала королевна. — У меня бы так не вышло. Ну да поучусь.
И стал Дурень Ганс королем: женился, надел корону и сел на трон. Мы же взяли все это прямо из газеты главного писаки, а на нее ведь положиться нельзя.
Слыхали вы историю про старый уличный фонарь? Она не то чтобы так уж занятна, но послушать ее разок не мешает. Так вот, жил-был этакий почтенный старый уличный фонарь; он честно служил много-много лет и наконец должен был выйти в отставку.
Видали вы когда-нибудь старинный-старинный шкаф, почерневший от времени и украшенный резными завитушками и листьями? Такой вот шкаф — прабабушкино наследство — стоял в гостиной. Он был весь покрыт резьбой розами, тюльпанами и самыми затейливыми завитушками.
Расписание на Сказки Андерсена проходящее в Новокузнецкий драматический театр, город Новокузнецк
Режиссёр – Елена Ненашева (Москва)
Автор инсценировки – Анастасия Букреева (Санкт-Петербург)
Сценография, видео – Мария Левина (Испания, Мадрид)
Художник по костюмам – Саша Агеева (Москва)
Художник по свету – Александр Романов (Москва)
Хореограф – Даниил Нагайцев
Саунд-дизайнер – Степан Андреев
Видеооператор – Алексей Фомяков
Музыкальная аранжировка – Валерий Гнездилов
Помощник режиссёра – Анна Морозова
Ганс Христиан Андерсен
Сказки Андерсена
сказка 0+
перевод с датского – Анна Ганзен
Есть имя, которое мы сразу вспоминаем, говоря о сказках. Это имя датского писателя, великого сказочника, Ганса Христиана Андерсена. «Сказки Андерсена» –история, сочинённая сразу из нескольких сюжетов, – всемирно известных, как «Снежная королева», «Русалочка», и чудесных открытий, подобных «Диким лебедям».
Нежный, хрупкий, красивый мир спектакля, созданный из текстов Андерсена и современных визуальных технологий, наполнен важными темами любви и прощения. Из сказки в сказку героиня проходит испытания чувств и веры, чтобы спасти тех, кого любит.
Продолжительность спектакля – 1 час 15 минут
Премьера состоялась 20 декабря 2019 года
8
Светлана 23.03.2021 в 16:38
На спектакль ходили бабушка и внук шести лет. Спектакль очень понравился, было красиво. В некоторых отзывах написано, что ребенок испугался. Наш ребенок не испугался. Сказал что хочет еще посетить другие спектакли.
Чернова Гульнара 22.03.2021 в 17:06
В восторге и дети, и взрослые. Спасибо всем, за отличный вечер.
Сорока Алёна 31.12.2020 в 17:11
Очень понравился спектакль
Анастасия 30.12.2020 в 14:35
Ходили бабушка с внуком 7 лет. Даже не знают, кому больше понравилось, все в восторге. Спасибо!
Лазарева Елена 31. 01.2020 в 05:02
Были с мальчиками 4, 9 и 30 лет) Все остались довольны!!! Наши артисты, как всегда, супер!!!
Репина Елена 09.01.2020 в 18:41
Отличная работа актеров, сказки Андерсона это же ностальгия для взрослых поэтому даже мне было интересно. Качественный визуальный ряд, хороший звук, свет и очень понравилось оформление сцены, весь антураж, костюмы шикарные. Браво! Время для детишек идеальное, было бы больше они бы устали. Русалочка соглашусь с некоторыми отзывами держит в напряжении, остальные попроше и легче,что даёт определенную динамику и это здорово!
Татьяна 30.12.2019 в 02:48
Впечатления неоднозначные.
Лично я в восторге от постановки «Сказки Андерсена». Вот она такая, как я себе представляю творчество Андерсена — депрессивное, мрачноватое, заставляющее задуматься о том, а на какую ты готов самоотдачу, сострадание, сопережевание и помощь. Ничего лишнего! Отличная постановка и игра актеров. Браво!!!
Но это с точки зрения взрослого человека.
А вот с точки зрения постановки для нового года, именно возрастной аудитории, здесь у меня сомнения.
Спектакль никак не 0+, даже в 6+ я не уверена, если только 10+.
Моя Лена обожает «Русалочку», первые 25 минут она сидела завороженная в буквальном смысле слова. Она обожает именно книгу, а постановка была именно по книге, даже буквально цитатами. Коллосальный эффект!!!! Мрачно, сюрреалистично, держит до последней секунды. Морской ведьме прям брависсимо!!!
И все, а потом она устала…
Она также обожает Элизу и Снежную королеву, эти сказки тоже были в постановке, но такая сложновзрослая постановка забрала все силы и внимание на Русалочке. Нам ведь только 6 лет (ну почти). Так что с удовольствием конечно все до конца досмотрели, но эффекта Русалочки уже не было.
Как то так. Многие к сожалению уходили, кто с совсем маленькими детишками. Это им не под силу, мое мнение.
Елка в фоей отличная, но по другому и быть не может у актеров!!!
Надежда 23.12.2019 в 13:26
О сокровенном не говорят вслух. .. Пошла ради внука и хотелось увидеть костюмы, т.к видела их в соц.сетях. Актёрам как всегда Браво!!! Костюмы шикарные. Интересная постановка. Нам с внуком очень понравилось!!! Внуку 5 лет. Благодарю!!!
Топ-5 сказки Андерсена: список лучших
Ганс Христиан Андерсен – детский писатель из Дании. Его сказки известны на весь мир своей сатирой, юмором, фантастикой и очень глубокой моралью. С самого детства Христиан выделялся любовью к творчеству, он часто ставил импровизированные пьесы, в которых между строк читалась интересная и поучительная идея. Хотя Андерсен и не был евреем, его отдали в еврейскую школу. Дело в том, что в не столь далекие времена в учебных заведениях часто присутствовали физические наказания, а мальчик их очень боялся. Родители также были гуманными, поэтому хотели защитить кроху и направили в еврейскую школу, где подобные воспитательные меры были строго запрещены. Лучшие сказки Андерсена, список которых мы предлагаем, знакомы многим. Они закрепились в культуре надолго, ведь являются невероятно легкими, фантастическими, поучительными и трогательными.
Сказки Христиана Андерсена: список лучших
Гадкий утенок. Одной из самых трогательных сказок писателя является «Гадкий утенок». Многие считают, что эта сказка автобиографичная. Действительно, она необыкновенно душевна и полна переживаний, страданий. Ганс и сам был непривлекательный внешне, из-за этого он очень страдал. Его же внутренний мир был богатым и прекрасным. Повествует произведение о маме-утке, у которой родилось несколько утят. Одни из них был не таким как все, его дразнили и обижали. Однажды, он чуть было не замерз во льду. Но после превратился в красивого лебедя, а те, кто смеялся над ним, были повержены его красотой. Рассказ помогает вселить надежду в тех, кто на пути к совершенству. Идея о гадком утенке глубоко поселилась в коллективном бессознательном общества, а название повествования стало крылатым выражением. Теперь каждый знает, что за гадким утенком стоит большая внутренняя сила, которая может превратить любого в непревзойдённое и красивое существо, подобное белому лебедю.
Дюймовочка. Сказка с глубоким смыслом, как и все произведения гениального сказочника. В ней речь идет о маленькой девочке, которой предстояло пережить много трудностей. Каждое испытание крохотная Дюймовочка проходила с достоинством, терпением и легкостью. В итоге она заслужила любовь и счастье.
Принцесса на горошине. Еще одна поучительная история. В отличие от Дюймовочки, принцесса была очень требовательной, чувствительной и капризной. Некоторые полагают, что подобным образом Ганс пытался высмеять знать. При этом список сказок Ганса Андерсена полон сценариями из жизни. Поэтому психологи нашли свой контекст, они утверждают, что сказка о чувствительности настоящей девушки, которую трудно спрятать, но можно развить. Эмпатия поможет в любой ситуации, даже когда твоя красивая и дорогая одежда промокла, и никто не может признать в тебе принцессу.
Русалочка. Героиня стала любимицей многих девочек на всей Земле. Красивая и добрая, бескорыстная русалка с ее любовью к принцу, которая помогает преодолеть все препятствия.
Снежная королева. По этой истории было снято несколько мультиков и фильмом. Снежная королева стала символом и прообразом многих реальных людей. У них есть деньги, власть, но их чувства заморожены, они не способны чувствовать, а значит, не способны жить.
Список легендарных сказок Андерсена можно продолжать, ведь в каждой найдется нечто поучительное. При этом важно помнить, что дети легко подвергаются навязыванию сценариев. Читая на ночь сказки, важно объяснять малышам о том, что существует и другой выход. Если принц отверг Русалочку, это не значит, что настоящая любовь всегда проиграет. После этого произведения стоит почитать крохе повествование с другим концом и показать то, что жизнь бывает разной, но она всегда удивительна. Спокойной ночи вам и сладких снов!
Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!
ПІДТРИМАТИ
Как создавал сказки Андерсен
Оценка:
С детства я мечтал увидеть места, где жил и сочинял Ганс Христиан Андерсен, и вот мечта моя сбылась: в рамках круиза по четырём скандинавским столицам я побывал в Копенгагене. В детстве я был заворожен сказками Андерсена: «Снежная королева», «Гадкий утёнок», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Русалочка», «Свинопас»…Почему-то особенно запомнилась сказка «Ель». Когда отец привёз из Кишинёва двухтомник сказок Ганса Христиана Андерсена (издание 1975 года), я с удивлением обнаружил, что это не совсем те сказки, которые я читал в детстве, а скорее сказки для взрослых. Некоторые исследователи считают, что великий сказочник Андерсен недолюбливал детей. Ганс Христиан раздражался, когда его называли детским писателем. Он считал себя серьёзным писателем для взрослых. Но критики не признавали его как поэта и романиста. Зато Андерсен был признанным королём сказки. Заплатил он за это ценой личного счастья! Как сочинял свои истории Ганс Христиан? Откуда приходят сказки? По сути это вопрос о природе вдохновения и природе человеческого гения. Мне понравился Копенгаген, его улицы и каналы. Рядом с современными зданиями гармонично соседствуют старинные, что создаёт неповторимый колорит города. Самый вкусный кофе и самый вкусный торт я попробовал именно в Копенгагене. Приятной было встретить наших военных моряков с противолодочного корабля «Неустрашимый»; я даже побеседовал с одним из них. В тот день в Копенгагене стоял и наш известный парусник «Седов». Сейчас в столице Дании живёт более 1 млн. человек. Дания (Kongeriget Danmark) – старший член содружества государств Королевство Дания, в которое на правах автономии также входят Фарерские острова и остров Гренландия. Население Дании 5,5 млн.человек (как в Санкт-Петербурге). По индексу лучшей жизни, из 36 стран Дания стоит на третьем месте после Австралии и США. Средняя продолжительность жизни мужчин – 78 лет, женщин – 86 лет. Половина семей владеют собственными домами. Дания имеет свою валюту, но везде принимают евро. Дания – древнейшая монархия в Европе, существует с 936 года. Глава государства — королева Маргарет — осуществляет верховную власть через назначаемое правительство. Королева также является верховным главнокомандующим вооружёнными силами Дании и главой официальной государственной церкви. В 1940 году фашистская Германия оккупировала Данию и немцы вошли в Копенгаген. Дания была объявлена немецким протекторатом, но Гитлер пообещал сохранить королю его власть. Фашисты потребовали, чтобы евреи носили на груди жёлтую звезду Давида. Тогда король Дании прицепил себе жёлтую звезду на китель и выехал на коне в город. Король хотя и признал власть Германии, однако остался со своими народом. Дания – родина таких известных людей как физик Нильс Бор, философ Сёрен Кьеркегор, кинорежиссёр Ларс фон Триер, сказочник Ханс Кристиан Андерсен. Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 г. в маленьком городе Оденсе, расположенном на одном из датских островков – Фионсе. Его отцу в ту пору было двадцать, а матери – на пару лет больше. Отца будущего великого сказочника звали так же Ханс Кристиан Андерсен (1782—1816), и был он бедным башмачником. Отец великого писателя любил читать и путешествовать. Он без конца перечитывал сыну сказки «Тысяча и одна ночь». Однажды отец сходил с сыном в театр, что повлияло на всю дальнейшую жизнь мальчика. Испытывая тягу к приключениям, в 1812 году отец отправился воевать в составе армии Наполеона. На деньги, заработанные отцом, семья жила три года. Через четыре года он вернулся калекой и вскоре умер. Деда великого сказочника, старика Андерса Хансена, резчика по дереву, считали в городке сумасшедшим, потому что он вырезал странные фигурки полулюдей с крыльями. Мать Анна Мари Андерсдаттер (1775—1833), была прачкой из бедной семьи, ей приходилось в детстве просить подаяние. С психикой у неё тоже было не всё в порядке. Похоронена она на кладбище для бедных. В Дании существует легенда о королевском происхождении Андерсена, поскольку в ранней биографии Андерсен писал, что в детстве играл с принцем Фритсом, впоследствии — королём Фредериком VII. Причиной этой фантазии Андерсена послужили рассказы его отца, будто бы он родственник короля. После смерти короля Фредерика VII, за исключением родственников, один лишь Андерсен был допущен к гробу покойного. В раннем детстве Ханс Кристиан был замкнутым ребёнком. Он рос мечтателем и фантазёром. Любимой его игрой был кукольный театр, который он сам смастерил и где разыгрывал свои пьесы. Сын соседки Готфред Шенк, узнав об увлечении Андерсена, дразнил его «писателем пьес» и при каждом удобном случае колотил почём зря. Мальчик пел в церковном хоре и раз в неделю мать водила его на воскресные проповеди. В приходской школе Андерсен не был прилежным учеником. Он не учил уроков, не пытался постичь математику и заковыристую грамматику, за что получал хлёсткие удары учительской указкой. После нескольких физических наказаний Ханс Кристиан отказался ходить в приходскую школу, и мать отдала его в еврейскую школу, где физические наказания в отношении детей были запрещены. В еврейской школе Андерсен подружился с девочкой по имени Сара, которая назвала его милым и пообещала, что когда вырастет, станет его женой. В благодарность Ханс Кристиан поведал ей свою «самую страшную тайну»: «Знаешь, а ведь я из благородной семьи. Вот увидишь, когда-нибудь передо мной будут снимать шляпу…» Андерсен не собирался стать писателем, а мечтал стать актёром; он хотел танцевать и петь на сцене, декламировать стихи. Мальчик с большими голубыми глазами обладал звонким голосом, мог часами читать стихи и петь песни. «Когда-нибудь ваш сын станет знаменитым, и Оденсе зажжёт в его честь огни», – сказала прорицательница матери Андерсена, когда он был ещё ребенком. В 1816 году отец Андерсена умер, и мальчику пришлось пойти работать. Он был подмастерьем у ткача, затем у портного, работал на сигаретной фабрике. Мать пыталась устроить сына на швейную фабрику. Работницы, знавшие о певческом таланте мальчика, попросили его спеть. Чистое и звонкое сопрано вызвало всеобщий восторг. Однако на следующий день над звонким голосом Андерсена начали смеяться. Кто-то предложил проверить, а не девочка ли этот долговязый паренёк. С Андерсена стянули штаны и под общий гогот проверили… После этого Андерсен окончательно ушёл в себя. Его лучшими друзьями стали деревянные куклы, сделанные когда-то отцом. Ханс Кристиан шил им платья, сочинял для них смешные и грустные истории, в которых куклы оживали. Для своих героев он придумал новый язык, некую помесь датского, немецкого, английского и французского. Мать Андерсена, не в силах более выносить нищеты, решила снова выйти замуж. С отчимом, который был бедный башмачник, Андерсен не поладил. Испортились и отношения с матерью, которую Ханс Кристиан ревновал к приёмной сестре Карен-Мари. За восхитительный голос Андерсена прозвали «маленький соловей с острова Фюн». Его стали приглашать в приличные дома. Через полгода выступлений Андерсен собрал 13 риксдаллеров и в придачу получил рекомендательное письмо к ведущей балерине королевского театра Анне Маргарете Шелл. Патрон молодого Андерсена обратился к будущему королю Дании с просьбой поддержать талант. Фредерик VII ответил: «Если у человека есть талант, то он прорастёт и сам». Откуда и как рождается талант в семье сапожника? Почему одни довольствуются своим происхождением и всю жизнь работают сапожником, поваром или плотником, а другие дети рвутся к чему-то недостижимому, непонятному их родителям? Когда Андерсену исполнилось 14 лет, он решил поехать в Копенгаген. Мать спросила его, зачем он едет. Ханс Кристиан ответил: «Чтобы стать знаменитым!» 4 сентября 1819 г. он покинул Оденсе и вернулся на родину лишь через 50 лет. В течение целого года жизни в Копенгагене Андерсен пытался поступить в театр. Сначала он пришёл домой к известной певице и, заливаясь слезами, просил её устроить его в театр. Чтобы отвязаться от назойливого подростка, она обещала всё устроить, но не выполнила своего обещания. Позднее певица объяснила Андерсену, что приняла его тогда за сумасшедшего. Ханс Кристиан был долговязым подростком с удлинёнными и тонкими конечностями, длинной шеей и таким же длинным носом. Но благодаря его приятному голосу и настойчивым просьбам Ханс Кристиан был принят в Королевский театр на второстепенные роли. Когда началась возрастная ломка голоса, юноша был уволен. Тогда Ханс Кристиан сочинил пьесу в пяти актах и написал письмо королю, с просьбой дать деньги на её издание. Книга была напечатана, но никто её не покупал, и она пошла на обёртки. Андерсен не терял надежды и понёс свою книгу в театр, чтобы по пьесе был поставлен спектакль. Но ему было отказано с формулировкой «ввиду полного отсутствия опыта у автора». Удача улыбнулась Андерсену в лице профессора консерватории Сибони, композитора Вейзе, поэта Гольдберга и конференц-советника Коллина. Видя настойчивое желание Ханса Кристиана, они ходатайствовали перед королём Дании Фредериком VI, который дал деньги на обучение Андерсена в гимназии. 17-летнего Андерсена определили в начальный класс, где ученики были младше на 6 лет. Директор гимназии Мейслинг всячески унижал Андерсена. – Ваш отец был сапожник, отчим тоже. Вы поймите, сколько пользы вы могли бы принести, выполняя благородный труд сапожника, починяя сапоги. А здесь на вашем месте мог бы находиться действительно способный человек. Откуда у Андерсена была такая вера в собственное предназначение? Кто был на самом деле отец великого писателя? Андерсен – пример величайшей веры в свой талант. Именно эта вера позволила пройти сквозь все беды и ненастья, стать великим писателем. Глядя на жизнь Андерсена, создаётся впечатление, что каждый человек рождается с определённым предназначением. Андерсен_2 Недавно в архивах Дании была найдена чуть ли не первая сказка начинающего писателя. В сказке «Сальная свечка» рассказывается о приключениях свечи, которая не могла определить смысл своего существования. В конце повествования свеча встречает огниво, которое зажигает свечу, тем самым указав на её предназначение. В 1827 году Андерсен завершил учёбу. Но он до конца жизни делал множество грамматических ошибок. На всю жизнь Андерсен сохранил недобрую память о своём учителе Мейслинге. – На ваших уроках я научился многому, не научился только ненавидеть людей, – сказал на прощание Ханс Кристиан своему учителю. – Вон отсюда, тварь неблагодарная! – Люди будут знать того, кто третировал гения Ханса Кристиана Андерсена. Когда Мейслинг стал королевским цензором, он продолжал критиковать и насмехаться над бывшим своим учеником. «Последняя его сказка о гадком утёнке это просто возмутительная вещь. Я был вынужден сделать внушение редакции журнала. Недопустимо публиковать подобные вещи. Это пасквиль на нашу Родину. В гадком утёнке Андерсен изобразил самого себя; птичий двор это наша страна, а мы все злобные отвратительные обыватели, все эти индюки, петухи, гуси, павлины, которые только и делают, что на него шипят, клюют его и щиплют. А он возомнил себя прекрасным белым лебедем…. А какой он лебедь?… у него руки до пола… типичный павиан, орангутанг…» «Да, гадкий утёнок – вылитый я», – признавал Андерсен. «А чему может научить детей сказка «Новое платье короля»? – не унимался Мейслинг, – где его величество изображается в совершенно непотребном виде, то есть голый…». То, над чем насмехались, тем потом восторгались! В 1829 году поступив в университет, Андерсен опубликовал свой первый рассказ – «Путешествие пешком от Гольме-канала до Амака». Рассказ принёс ему известность. Андерсен получил от короля денежное пособие, позволившее осуществить первое в жизни заграничное путешествие. Но поистине новая жизнь началась у Андерсена, когда в 1835 году бедный и почти безвестный тридцатилетний Ханс Кристиан написал сказку «Огниво». Первый сборник сказок, вышедший в 1835 году, назывался «Сказки, рассказанные детям». 2-й выпуск «Новые сказки» был начат в 1838 году, а 3-й «Новые сказки и истории» в 1845. Сказками Андерсена зачитывались, книги раскупали мгновенно, стихи дети заучивали наизусть. Путевые заметки, стихи и сказки Ханса Кристиана были переведены на 125 языков мира. Когда в июне 1847 года Андерсен впервые приехал в Англию, ему устроили триумфальную встречу. Сказку Андерсена «Новое платье короля» разместил в первом своём букваре Лев Николаевич Толстой. Как ни странно, Андерсен презирал свои сказки, принесшие ему заслуженную славу. Он не любил слово «сказка», а предпочитал «рассказ» или ещё лучше «история». Андерсен писал не только сказки. Из-под его пера вышли пьесы и романы, полные тонкого психологизма. Однако критики продолжали игнорировать Андерсена как драматурга и романиста. Андерсен Однажды известный критик в гостях у одной особы долго ругал книгу Андерсена. А когда закончил, маленькая дочка хозяев протянула ему книгу со словами: «Тут есть ещё слово «и», вы его пропустили и не поругали!» Критик покраснел и поцеловал наивного ребенка. Андерсен рассмеялся. Знаменитые люди того времени, писатели и поэты, стремились стать друзьями или хотя бы знакомыми Андерсена. Но даже среди своих знакомых Андерсен был чужой странный непонятный необыкновенный чужак. Один исследователь написал: «Вероятно, Андерсену было очень странно жить среди обыкновенных людей…» Как-то Андерсена пригласили рассказывать сказки молодому принцу Людвигу – будущему монарху Баварии – которого спустя много лет прозвали «сказочный король». Возможно, именно сказки Андерсена разбудили воображение сказочного короля, построившего великолепные замки Баварии. Самый знаменитый – Нойшванштайн. До сих пор остаётся тайной, кто же на самом деле отец Людвига Баварского, и почему отец Ханса Кристиана Андерсена считал себя королевских кровей. В автобиографической книге «Сказка моей жизни» Андерсен признался: «Из этой книги ребята узнают только сахарную сторону моей жизни, я очень многое сгладил». В 2007 году на экраны вышел замечательный фильм Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви». Андерсен_фильм Фильм настолько откровенный, что его не рекомендовано смотреть детям младше 14 лет. В фильме король спрашивает Андерсена: – Я читал ваш прекрасный роман «Импровизатор». Признайтесь, дорогой Андерсен, вы написали его с себя? – В какой-то степени, – ответил Ханс Кристиан. – А он всё пишет с себя, – пояснили королю. – Как же вы сочиняете свои дивные истории? – Это очень просто. Я утром сажусь за стол, макаю перо в чернильницу и думаю, что бы такое мне сочинить. Вдруг стук в дверь, я говорю «войдите», входит женщина и едва слышно произносит «я сказка, я пришла тебе помочь». Она молча стоит у меня за спиной, и вдруг в моём мозгу появляются лица, рождаются образы, слова теснят друг друга, фразы так и льются с моего пера. Я резко оборачиваюсь, но там никого нет. Король попросил сочинить с ходу сказку о славе. Андерсен тотчас ответил: «Слава – это женщина гигантского роста, величиной с башню нашей ратуши. Она смотрит как внизу на земле копошатся люди, мелкие-мелкие. Слава нагибается, наугад берёт одного из них из толпы, поднимает высоко-высоко на уровень своих глаз, внимательно рассматривает его и разочарованно произносит: «опять не тот», и роняет его на землю». Андерсен писал легко. Даже большие истории рождались всего за одну ночь, самое долгое за два дня. Однажды его знакомый в шутку сказал: «Напишите нам новую, забавную историю. Вы ведь можете написать даже о штопальной игле!» И Андерсен написал историю жизни штопальной иглы. «Сказки сами приходят ко мне, – говорил Ханс Кристиан. – Их нашёптывают деревья, они врываются с ветром… У меня масса материала. Иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый маленький цветок говорит: “Взгляни на меня, и тебе откроется история всей моей жизни!” И стоит мне так сделать, как у меня готов рассказ о любом из них». Сюжеты своих сказок Андерсен черпал прежде всего из детских воспоминаний. Сказку «Огниво» он фактически пересказал из того, что услышал в детстве. Сюжет сказки «Новое платье короля» тоже был заимствован Андерсеном из старинных источников. «Я иногда сочиняю, но никогда не лгу!» – говорил Андерсен. – «Вообще-то я находил сюжеты своих историй повсюду. Однажды я вспомнил книгу о человеке, продавшем свою тень. Я переписал этот сюжет по-своему, так родилась сказка «Тень». Когда Андерсену заметили, что его история в точности повторяет трагедию Шекспира «Отелло», Андерсен отвечал: «Это такая прекрасная история, что я решил написать её ещё раз своими словами». Как Андерсен переписывал чужие истории на собственный лад, так и Евгений Шварц переписал сказки Андерсена, превратив их в собственные пьесы: «Обыкновенное чудо», «Старая старая сказка», «Тень». Андерсен_старая сказка Проблема «тени» – «двойника» волновала воображение людей с древних лет. Представления о двойственной сущности человека были ещё в древнем Египте. Двойник был и в сказках Гофмана, потом появился в повести Достоевского «Двойник». Откуда приходят сказки? Как и почему они возникают в воображении писателя? Были ли сказки Андерсена всего лишь сублимацией неудовлетворённой сексуальности, как учит Зигмунд Фрейд, или они были чем-то большим? Какова метафизика сказки? Андерсен выбрал сказку как форму познания мира, это определённый взгляд на мир. Поэтому его сказки носят философский характер. Философский смысл сказок Андерсена состоит в идее органической взаимосвязи всего живого и неживого. Сила любви разлита во всём сущем и в конечном итоге торжествует над силами зла и разрушения. Именно сила любви позволяет Герде победить Снежную королеву. Именно ради любви Русалочка жертвует своей жизнью, как и стойкий оловянный солдатик. Кто-то считает сказки Андерсена детскими и наивными. Но в них есть и философская иносказательность, и психологическая глубина, и жизненная правда, и мораль. «Сказки Андерсена – это иносказание жизненной правды в форме фантастики». Сказочник Андерсен верен правде жизни, и потому большинство его сказок имеют печальный конец. Сказки Андерсена не столько о радостной весёлой жизни, сколько о гордом сопротивлении жестокой действительности. Почти все истории наполнены грустью, и лишь немногие имеют счастливый финал. Из 156 сказок, написанных Андерсеном, 56 заканчиваются смертью героя. Некоторые исследователи считают, что великий сказочник Андерсен недолюбливал детей. Отдельные произведения Андерсена действительно наводят на подобные мысли. Например, в сказке «Девочка, наступившая на хлеб» маленькая героиня расплачивается за свой поступок муками ада. В волшебной истории «Красные туфельки» провинившейся девочке справедливый топорик отрубает ноги. Предполагают, что Андерсен сочинял такие «страшилки», когда его одолевала депрессия или мучила зубная боль. Сказку «Иб и Кристиночка» вряд ли можно назвать сказкой; скорее это сказочная история, имеющая вполне достойное реальное содержание для романа. Откуда взялась идея Русалочки – жертвенной любви фантастического существа, готового ради любимого пожертвовать своей жизнью? Эта идея встречается ранее у Г.Гейне («Лорелея») и Фуко («Ундина»). Про свою сказку «Русалочка» Андерсен говорил: «она – единственная из моих работ, которая трогала меня самого». Знаменитая скульптура Русалочки в бухте Копенгагена стала символом столицы Дании. Андерсен_русалочка В сказках Андерсена важно не столько содержание, сколько двойная линия развития сюжета (одна для детей, другая для взрослых). Взрослым читать «детские» сказки Андерсена нужно между строк. Надо сказать, что и сказки Шарля Перро предназначены для взрослых. Известная сказка «Красная шапочка» о том, как нужно вести себя девушкам при встрече с волками (мужчинами). Сказка «Синяя борода» о том, чем грозит пожилым мужчинам женитьба на молоденьких девушках. Но большинство сказок Андерсена о смысле жизни и смысле искусства: «Лён», «Сальная свечка», «Последний сон старого дуба», «Кое-что» … «Тебя не отгонят прочь, тебе позволят стоять тут, за дверями, и придумывать, как бы поправить твою земную жизнь, но в рай тебя не впустят, пока ты воистину не совершишь кое-чего». «Как безрассудно было бы со стороны смычка и скрипки кичиться своим искусством. А как часто делаем это мы, люди – поэты, художники, учёные, изобретатели, полководцы! Мы кичимся, а ведь все мы – только инструменты в руках создателя! Ему одному честь и хвала! А нам гордиться нечем!» (сказка «Перо и чернильница»). Какова природа гения? Когда мне говорят «вы – гений», я возражаю. Мне близко представление древних римлян, которые считали, что у каждого мужчины есть своей гений, у каждой женщины – юнона. Сократ называл этот голос свыше – «даймон». Откуда приходят идеи и мечты? Платон считал, что идеи приходят свыше, и что идея предшествует любой вещи. Его знаменитая метафора о пещере помогает понять сущность человеческой жизни и тени. Поэту даётся образ (Идея), которую он должен расшифровать, изложить словами. Причём на родном языке это получается, а на не родном адекватно не получается. Откуда приходят сказки? Какова природа нашего воображения? Мне близка мысль Джона Пристли, что всё, возникающее в нашем воображении, должно где-то существовать во Вселенной. В своей сказке «31 июня» Пристли доказывает связь судеб во времени и пространстве. Люди любят сказки, в которых добро побеждает зло, потому что в жизни чаще бывает наоборот. Люди хотят верить в победу любви и справедливости, потому что сами поступают противоположным образом. Откуда вообще берётся вера в любовь и торжество добра над злом, ведь в жизни всё иначе? Возможно, мотивы написания Андерсеном сказок были из жизни, но идеи и смыслы – с Небес! – ноосферы, как называл информационное поле Земли Вернадский, или как называли древние «Хроники Акаши». Именно этим можно объяснить, что одинаковые идеи возникали одновременно у нескольких людей, как, например, идея радио у Маркони и Попова. Как возникают сказки? Некоторые считают, что сказки рождаются из мифов. Салтыков-Щедрин тоже писал сказки. Но разве можно назвать его сказочником? Жизнь Андерсена была драматичной, если не сказать трагичной. Детство и отрочество Ханса Кристиана было травмировано сценами сексуальной жизни. Характер у Андерсена был скверный. Он был высок, худощав, нелеп, сутул, с невыразительными чертами лица, единственной приметной деталью был длинный нос. Андерсен был подвержен истерикам, депрессии, был мнителен, не выносил критики в свой адрес. Поступки его были эксцентричны. Одевался без вкуса. Он понимал, что создан не для семейной жизни. Андерсен не имел успеха у женщин – и не стремился к этому. Но сексуальная потребность требовала удовлетворения. И однажды Андерсен пошёл в публичный дом. Он хотел любви, а ему предложили секс. «Ты не мужчина и никогда им не будешь». Шок от увиденного в публичном доме надолго сформировал отношение к женщинам. Трагедия жизни многих выдающихся людей заключалась в сексуальной дисгармонии и неудовлетворённости. Это и король Людвиг Баварский, и композитор Пётр Ильич Чайковский, изобретатель Альфред Нобель, и многие другие. В своей жизни Андерсен любил двух женщин: шведскую певицу Йенни Линд и дочь адмирала Вульфа Генриетту. Ему предлагали жениться на Генриетте, которая была к Андерсену неравнодушна. – Вы хотите, чтобы у первого писателя Дании была горбатая жена? – возмутился Ханс Кристиан. В 1840 году в Копенгагене Андерсен встретил шведскую певицу Йенни Линд. Андерсен_4 «Визит мой был очень короток, расстались мы, едва познакомившись, и она оставила во мне впечатление совершенно заурядной личности, которую я скоро и позабыл», – пишет в «Сказке моей жизни» Ханс Кристиан. Через три года они встретились вновь и Андерсен влюбился. Он посвящал ей стихи и писал для неё сказки. Хотя ему было 40, а ей всего 26 лет, и она обращалась к нему исключительно «братец» или «дитя». — Вы, наверное, ненавидите меня? — спросил её Андерсен. — Чтобы ненавидеть, я должна сначала полюбить… — ответила Йенни. Андерсен ездил за Йенни Линд в Лондон и Берлин, где она гастролировала, но так и не добился взаимности. Он признался Йенни, что у него никогда не было близости с женщиной. Но, несмотря на искреннее признание, получил отказ. Сказку «Снежная королева» и «Соловей» Андерсен посвятил Йенни Линд. Поклонники сказочника назвали Йенни «Снежной королевой»; ведь её сердце не смогла растопить даже любовь великого датчанина. Андерсен_снежная королева Сказку «Свинопас» Андерсен написал про своё неудачное сватовство к Йенни Линд. Так он отомстил своей пассии. Большинство читали сказки Андерсена только в детстве. Но если перечитать их во взрослом возрасте, то открывается довольно фривольный смысл. В полной мере постичь значение сказок датского писателя могут только взрослые. В «Огниве» разыгрывается сексуальная сцена: собака приносит спящую принцессу в каморку к солдату. Вместе они проводят ночь, а утром принцесса вспоминает об «удивительном сне». Эротический подтекст присутствует почти в каждой сказке Андерсена. Снежная королева целует мальчика в губы и с определённой целью поселяет в своём ледяном дворце. Гадкий утёнок влюбляется в красавцев-лебедей, причем при виде прекрасных птиц его охватывает «непонятная тревога», он становится «словно не в себе». Сейчас бы это назвали гомосексуальными фантазиями. Герои «Дюймовочки» вообще одержимы лишь одной маниакальной целью – поскорее предаться страсти с этой маленькой девочкой. Сегодня за такие вольности писателя могли бы (по примеру В.В.Набокова) обвинить в педофилии, а саму сказку рекомендовать +18. Извращённые умы могут и в сказке «Свинопас» увидеть зоофилию… За свою долгую жизнь Андерсен много раз влюблялся, но всегда был несчастлив в любви. Трагедия безответной любви Ханса Кристиана проявилась в его сказках. «Грустный сказочник, убегающий от любви», – так называли Ханса Кристиана Андерсена. Андерсен всю жизнь относился к женщинам как к чему-то недосягаемому. Он мог пробудить в женщине страсть, наговорив романтической чепухи, но, когда дама протягивала к нему руки, сказочник спешил скрыться бегством. В старости он стал ещё более экстравагантным, проводил много времени в публичных домах. Он не прикасался к работавшим там девушкам, а просто разговаривал с ними. Ему предлагали секс, а он хотел любви. «Лучше выдумать любовь, чем испытать её в действительности», – говорил сказочник. Андерсен_старый Андерсен объехал весь свет и повидал то, о чём когда-то мечтал его отец. Почти всю жизнь он провёл в гостиничных номерах, и всюду возил с собой верёвку на случай пожара. Великий сказочник всерьёз считал, что количество зубов во рту влияет на его творчество. В январе 1873 года Ханс Кристиан потерял последний зуб и тут же перестал сочинять. «Волшебные истории больше не приходят ко мне. Я остался совершенно один», – записал Андерсен в дневнике. Ханс Кристиан Андерсен добился мировой славы при жизни, но до конца своих дней остался одиноким. Незадолго до смерти он сказал: «Я заплатил за свои сказки большую, непомерную цену. Отказался ради них от личного счастья и пропустил то время, когда воображение должно было уступить место действительности». В 1867 году уже будучи стариком, Андерсен вновь приехал в Оденсе. Родной город объявил сына прачки своим почётным гражданином. В день, когда состоялось это торжество, в городе гремел салют, все дети были освобождены от школьных занятий, а толпа восторженных жителей кричала на площади «ура»! Андерсен всю жизнь стыдился своего происхождения и своей сестры-проститутки. «Ханс Кристиан, ты великий лжец и обманщик. Ты ведёшь двойную жизнь. В своих сказках ты добр, великодушен и благороден. А на самом деле ты страшный человек, ты расчётливый и холодный. Ты всю жизнь скрывал убожество своего происхождения. Ты боялся, что это осквернит тебя в глазах света. Ты укрывал свои низменные сластолюбивые наклонности. Ты предал нашу мать. Когда ты умрёшь, твой гроб не проводит ни один близкий и дорогой человек, потому что у тебя их нет. Ханс Кристиан, ты великий лжец и обманщик». «В моей жизни было много суеты и тщеславия. Честолюбие моё казалось чрезмерным. Я отвернулся от матери своей, отрёкся от сестры. Это мой огромный грех. Я преклонялся перед властителями. Был заносчив. Бывал жестоким, эгоистичным, скупым. Я стыжусь этого. – Ты искупил свою вину тем, что страдал и не озлобился. Твои творения вселяли добро в души людей. И люди отплатили тебе любовью и почитанием. Но ты дурак, Андерсен, что прошёл мимо такого чуда, как любовь женщины!» Когда Андерсен незадолго до смерти заболел, жители столицы решили заранее подготовиться к прощанию со своим писателем. Был объявлен сбор средств на памятник. Скульптор Огюст Сабё пришёл к Андерсену с проектом. Когда Андерсен увидел себя сидящим в кресле, окружённый детьми, он возмутился: «Вы хотите, чтобы я читал сказки в окружении детей, которые виснут на моих плечах и коленях? Да я и слова не произнесу в такой обстановке!» Скульптор был шокирован, но детей убрал. Памятник Андерсену поставили ещё при его жизни. И теперь на площади возле Ратуши в Копенгагене, названной в его честь, стоит памятник – сказочник в кресле с книгой в руке и в одиночестве. Андендерсен_памятник Последняя сказка написана Андерсеном в Рождество 1872 года. В 1872 году писатель упал с кровати, сильно расшибся и больше уже не оправился от травм, хотя прожил ещё три года. Умер Андерсен 4 августа 1875 года в Копенгагене. На похороны великого сказочника, состоявшиеся 8 августа 1875 года на кладбище Ассистэнс, пришли бедняки и знать, студенты, иностранные послы, министры и сам король. В Дании был объявлен национальный траур. Люди читали стихи Андерсена. “Как хочется верить мне в сказку, что сбудутся давние сны, что встречу свою половинку и с ней воплотим мы мечты. Но жизнь шепчет песню иную: на опыт других посмотри, и укажи мне любую семью, где бы счастлив был ты. Но нет таковых, все несчастны, друг друга терзают, терпя. Мечтанья вредны и опасны. Живут большинство не любя. А ты захотел мир построить, создать идеальный очаг, не нужно где было бы спорить, где каждый был искренне рад, где мог бы любить не стесняясь, и нежным мог быть не таясь, где жил каждый день, улыбаясь, даря всем вокруг благодать, где каждая ночь восхищенья и нежною лаской полна, а день весь исполнен творенья, в котором росла бы душа, где слов говорили бы мало, глазами внимая сполна, душа никогда б не устала любить губы, плечи, глаза… Но хватит фантазий нелепых. То сон или бред наяву. Не терпит жизнь сказок про смелых медведей, сказавших «люблю». Не застраховать нам мечтаний от прозы предательств, обид. Всё в жизни творим мы лишь сами, и сказочник в душах сокрыт”. (из моего романа-быль «Странник(мистерия) на сайте Новая Русская Литература А по вашему мнению, В ЧЁМ ЗАГАДКА СКАЗОК АНДЕРСЕНА? © Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ruГанс Кристиан Андерсен — Фильмы, истории и факты
Ганс Кристиан Андерсен был датским писателем, наиболее известным благодаря написанию детских рассказов, включая «Русалочку» и «Гадкий утенок».
Кем был Ганс Христиан Андерсен?
Ганс Христиан Андерсен получил всемирную известность благодаря написанию новаторских и влиятельных сказок. Многие из его рассказов, в том числе «Гадкий утенок» и «Принцесса на горошине», остаются классикой жанра.
Ранняя жизнь
Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Оденсе, Дания.Ганс Андерсен-старший умер в 1816 году, оставив сына и жену Анн Мари. В то время как семья Андерсена не была богатой, молодой Андерсен получил образование в школах-интернатах для привилегированных. Обстоятельства образования Андерсена породили слухи о том, что он был незаконным членом датской королевской семьи. Эти слухи так и не подтвердились.
В 1819 году Андерсен поехал в Копенгаген, чтобы работать актером. Через короткое время он вернулся в школу, поддержанный покровителем по имени Джонас Коллин.Он начал писать в этот период по настоянию Коллина, но учителя отговаривали его продолжать.
Писательская карьера
Работа Андерсена впервые получила признание в 1829 году, когда был опубликован рассказ под названием «Путешествие пешком от канала Холмена до восточной точки Амагера». Затем он выпустил пьесу, сборник стихов и путеводитель. Многообещающий молодой автор выиграл грант от короля, который позволил ему путешествовать по Европе и развивать свои произведения.Роман, основанный на его пребывании в Италии, The Improvisatore , был опубликован в 1835 году. В том же году Андерсен начал сочинять сказки.
Несмотря на его успехи как писателя до этого момента, Андерсен изначально не привлекал внимания своими произведениями для детей. Его следующие романы, O.T. и Только Fiddler остались критическими фаворитами. В течение следующих десятилетий он продолжал писать как для детей, так и для взрослых, сочиняя несколько автобиографий, рассказов о путешествиях и стихов, превозносящих достоинства скандинавского народа.Между тем критики и потребители упустили из виду тома, в том числе ставшие уже классикой рассказы Русалочка и Новая одежда императора .
В 1845 году английские переводы сказок и рассказов Андерсена начали привлекать внимание иностранной аудитории. Андерсен подружился с известным британским писателем Чарльзом Диккенсом, которого он посетил в Англии в 1847 году и снова через десять лет. Его рассказы стали англоязычной классикой и оказали сильное влияние на последующих британских детских авторов, в том числе А.А. Милн и Беатрикс Поттер. Со временем скандинавская аудитория открыла для себя истории Андерсена, как и зрители в Соединенных Штатах, Азии и по всему миру. В 2006 году в Шанхае открылся парк развлечений, основанный на его творчестве. Его рассказы были адаптированы для сцены и экрана, в том числе популярная анимационная версия Русалочка .
Смерть
Андерсен получил серьезную травму в 1872 году, упав с кровати в своем доме в Копенгагене. В том же году вышла его последняя публикация — сборник рассказов.
Примерно в это время у него начали проявляться признаки рака печени, который унес его жизнь. Датское правительство начало отмечать жизнь и деятельность Андерсена перед его смертью. Планировалось установить памятник автору, которому правительство выплатило стипендию «национальное достояние». Андерсен умер 4 августа 1875 года в Копенгагене.
Личная жизнь
Хотя он много раз влюблялся, Андерсен так и не женился. Он направил свою безответную привязанность как на мужчин, так и на женщин, включая знаменитую певицу Дженни Линд и датского танцора Харальда Шарффа.Личная жизнь Андерсена стимулировала академический анализ возможных гомоэротических тем в его работах.
Фильм
Жизнь и истории Андерсена были показаны на большом экране в мюзикле « Ганс Христиан Андерсен » 1952 года, где Дэнни Кэй играл Андерсена.
Сказочный мир Ганса Христиана Андерсена | Книги | DW
Спичка, Принцесса на горошине, Оловянный солдатик и Русалочка : это лишь некоторые из самых известных сказок Ганса Христиана Андерсена.Всего он написал около 160 сказок, которые были опубликованы в восьми томах с 1835 по 1848 год и переведены более чем на 120 языков.
Многие из его рассказов были преобразованы в пьесы, сняты или сняты в мюзиклы, и даже вдохновили на создание популярных анимационных картинок, таких как Ariel . Сказки Андерсена сегодня являются частью мировой литературы.
Ганс Христиан Андерсен в 1860 году
Андерсен был вдохновлен традиционными скандинавскими, немецкими и греческими историями от древних времен до средневековья.Басни, реальные происшествия и природные явления также будоражили его воображение. Он мастерски соткал различные материалы и влияния, чтобы создать сказки, которые мы знаем сегодня. Но сказочник, родившийся в 1805 году в очень бедной семье, писал не только сказки. Мало кто знает, что Андерсен также писал стихи, пьесы, романы и рассказы о путешествиях и был очень талантливым художником-силуэтистом.
Родина писателя в Оденсе
Андерсен любил путешествовать и много путешествовал, прежде всего в Германию, чтобы навестить своих друзей и покровителей Фридерике и Фридрих Антон Серре.Именно в Германии Андерсен прославился еще до того, как люди в его родной стране узнали его — по крайней мере, при его жизни. Когда Андерсен умер в возрасте 70 лет в Копенгагене, он уже был всемирно известным писателем. Еще совсем недавно дом, в котором он родился, был местом паломничества его поклонников. 30 июня 2021 года в его родном Оденсе открылся музей нового типа: H.C. Дом Андерсена, по-датски, «H.C. Andersen Hus».
Инновационная выставка в H.C. Дом Андерсона
Музей стремится представить жизнь Андерсена совершенно по-новому и дать посетителям возможность ощутить его мир.Пейзаж, архитектура и современный выставочный дизайн тесно переплетаются. Музей был спроектирован звездным японским архитектором Кенго Кума и его командой, которая также создала новый олимпийский стадион в Токио. Ярко освещенный музей площадью более 5000 квадратных метров, построенный так, чтобы сливаться с окружающей средой, приглашает посетителей погрузиться в мир Андерсена. Две трети музея находятся под землей, а над ним — сказочный сад.
Архитектура сливается с природой в H.C. Дом Андерсона
Согласно пресс-релизу, намерение японского архитектора Кенго Кума и его команды состояло в том, чтобы общаться не об Андерсене, а как об Андерсене.Миры вне музея и внутри него общаются друг с другом. Изнутри подземного музея, на вершине которого построено озеро, посетители могут увидеть небо, как русалочка из одноименной истории.
В помещении персонажи из любимых сказок писателя ждут посетителей
Созданный ландшафтными архитекторами «Волшебный сад» встроен в городской пейзаж Оденсе и предназначен для использования в качестве общественного пространства. Цвета, разные растения и ароматы предназначены для создания «конфликта между гармонией и хаосом».«Залитые светом места чередуются с причудливыми деревьями или изгородями, подстриженными с острыми углами. Здесь прекрасное сосуществует со сверхъестественным — как в сказках Андерсена.
Взгляд на волшебный сад
12 international художники создали эксклюзивные работы для интерьеров музея. Датский писатель Кум Фупз Аэксон и ее американский коллега Дэниел Хэндлер, он же Лемони Сникет, создали в музее различные звуковые впечатления, композитор Луиза Алениус музыкально интерпретировала рассказы, Соловей, Снежная королева, Гадкий утенок, и Русалочка.
Мечты смешиваются с реальностью
Вдохновленная ласточкой из Дюймовочки, Вероника Ходжес создала фантастическую инсталляцию из бумаги. Другой художник-инсталлятор, бразилец Энрике Оливейра, разместил в Оденсе массивную инсталляцию с деревом, вдохновленную The Tinder Box. Художник и режиссер короткометражных фильмов Тимоти Дэвид Орм создал анимационное путешествие в фантастический мир Андерсена.
Вырезы, свет и тень, винтовая лестница
Ганс Христиан Андерсен никогда не считал себя только сказочником для детей.Для него было важно, чтобы социально-критические или сатирические элементы его рассказа, которые он сознательно включил для взрослых читателей, были подчеркнуты не меньше фантастики и сказки. В музее есть собственная «детская зона», в том числе ателье под названием «Ville Vau», где дети могут заниматься творчеством и участвовать в мастерских. Здесь детям доступны сказочные мотивы Ганса Христиана Андерсена.
Эта статья переведена с немецкого.
7 удивительных фактов о Гансе Христиане Андерсене
Датский писатель Ганс Христиан Андерсен (1805-1875) известен во всем мире своими любимыми книгами, в том числе Гадкий утенок , Дюймовочка , Маленькая спичка , Принцесса на горошине и многие другие. .Однако мало кто много знает о человеке, стоящем за этими знаменитыми сказками — человеке, который выдержал множество невзгод и, по некоторым данным, превратил свою боль в искусство. Вот семь удивительных фактов о жизни и наследии Андерсена, которых вы не найдете в детском разделе книжного магазина.
1. Некоторые сказки Ганса Христиана Андерсена автобиографичны.
По мнению ученых, рассказ о Гадкий утенок отражает собственное чувство отчуждения Андерсена.В детстве его дразнили за его внешний вид и высокий голос, из-за чего он часто чувствовал себя изолированным, а позже он написал рассказ о мальчике по имени Ханс, над которым смеялись в детстве. Подобно гадкому утенку, Андерсен только в более позднем возрасте стал «лебедем» — культурным писателем с мировым именем и друзьями в высоких кругах. Андерсен даже признал Гадкий утенок : «Эта история, конечно, отражение моей собственной жизни».
Есть также свидетельства того, что Андерсен помещал своих персонажей в отчаянные и безнадежные ситуации, чтобы отразить свои личные травмы, включая то, что они выросли в бедности, потеряли отца и вынуждены были ненадолго поработать на фабрике в возрасте 11 лет, чтобы содержать свою мать.Пол Биндинг, литературный критик, написавший книгу об Андерсене, сказал, что длительная привлекательность его рассказов выходит за рамки их подлинности. «Да, некоторые из самых известных рассказов Андерсена — Гадкий утенок , Стойкий оловянный солдатик , даже Русалочка — представляют собой драматизацию или сублимацию его собственных дилемм, но они не подействовали бы на нас так, как если бы они не выходили за пределы личного — в языке, наблюдении и деталях, а также в сложной, но ненавязчивой структуре — чтобы стоять сами по себе как совершенные артефакты универсальной привлекательности », — писал Биндинг для The Guardian .
2. Оригинальная версия Ганса Христиана Андерсена «
Русалочка » была гораздо более удручающей, чем версия Диснея.История Андерсена « Русалочка » 1837 года была намного мрачнее детского фильма Диснея, на который она позже вдохновила. В оригинале (который вы можете бесплатно прочитать онлайн здесь) безымянной русалке, которая влюбляется в принца, предлагается шанс принять человеческий облик, хотя она будет жить в бесконечных агониях и ей придется отрезать себе язык. вне.Цель русалки — помимо любви — обрести бессмертную душу, что возможно только в том случае, если принц влюбится в нее и женится на ней. Однако после того, как принц женится на ком-то другом, русалка обдумывает его убийство, но вместо этого принимает свою судьбу и бросается в море, где она растворяется в морской пене. Русалку встречают духовные существа, которые говорят, что помогут ей попасть на небеса, если она будет совершать добрые дела в течение 300 лет. По крайней мере, так оно и есть.
3. Плохие переводы могли изменить образ Ганса Христиана Андерсена за границей.
По данным ЮНЕСКО, Андерсен занимает восьмое место в мире по количеству переводимых писателей, уступая только Владимиру Ленину. Хотя его произведения были воспроизведены более чем на 125 языках, не все они были точным пересказом. С самого начала было много примеров «дрянных переводов», которые «стирали» его оригинальные рассказы, как утверждают писатели Дайана Крон Франк и Джеффри Франк в их современном переводе Истории Ганса Христиана Андерсена .В результате Андерсен пользовался репутацией за пределами Скандинавии «не как литературный гений, а как странный автор очаровательных детских сказок XIX века», — пишут они.
4. Ганс Христиан Андерсен устал от встречи с Чарльзом Диккенсом.
Андерсен встретил своего литературного героя Чарльза Диккенса на аристократической вечеринке в 1847 году. Они поддерживали связь, и десять лет спустя Андерсен приехал к Диккенсу в дом британского писателя в Кенте, Англия. Визит должен был продлиться максимум две недели, но Андерсен остался там на пять недель, к ужасу семьи Диккенс.В свое первое утро там Андерсен объявил, что по датскому обычаю один из сыновей дома бреет своего гостя мужского пола. Вместо того, чтобы подчиниться, семья познакомила его с местным парикмахером. Андерсен также был склонен к истерикам: однажды он бросился лицом вниз на лужайку и рыдал после прочтения особенно плохой рецензии на одну из его книг. Когда Андерсен наконец ушел, Диккенс написал и показал записку, в которой говорилось: «Ганс Андерсен проспал в этой комнате пять недель — что, по мнению семьи, ВРЕМЯ!» Диккенс перестал отвечать на письма Андерсена, что фактически положило конец их дружбе.
5. Ганс Христиан Андерсен боялся быть похороненным заживо.
У Андерсена было много фобий. Он боялся собак. Он не ел свинину, потому что боялся заразиться трихинеллами — паразитом, который встречается у свиней. Во время путешествия он держал в багаже длинную веревку на случай, если ему понадобится спастись от пожара. Он даже опасался, что его случайно объявят мертвым и похоронят заживо, поэтому каждую ночь перед сном он подпирал записку, в которой говорилось: «Я только выгляжу мертвым».
6.Ганс Христиан Андерсен, возможно, хранил целомудрие всю свою жизнь.
Хотя Андерсен прожил долгую и полную жизнь, он боролся с личными отношениями и так и не получил финала своей сказки. В разные моменты своей жизни он влюблялся в несколько женщин — и, возможно, в несколько мужчин, согласно некоторым интерпретациям любовных писем, которые он писал молодым мужчинам, — но каждый раз его чувства оставались безответными. «Я считаю, что у него никогда не было сексуальных отношений», — сказала биограф Бенте Кьоэль-бай в интервью Deseret News .Хотя Андерсена часто считают чистым и целомудренным человеком, ему были не чужды похотливые мысли. Когда ему был 61 год, он впервые пошел в бордель в Париже и заплатил проститутке, но ничего не делал, кроме как смотреть, как она раздевается. После второго посещения «магазина, который торговал людьми», — написал он в своем дневнике, — «я поговорил с [женщиной], заплатил 12 франков и ушел, не согрешив в действии, но, вероятно, в мыслях».
7. Ганс Христиан Андерсен считается в Дании «национальным достоянием».
Датское правительство объявило Андерсена «национальным достоянием», когда ему было под шестьдесят, примерно в то же время, когда у него начали проявляться симптомы рака печени, которые в конечном итоге унесли его жизнь. Впоследствии правительство выплатило ему стипендию и начало строительство статуи автора в Королевском саду в Копенгагене в ознаменование его 70-летия. Андерсен дожил до своего дня рождения, но умер четыре месяца спустя. Спустя более века в Копенгагене все еще можно увидеть дань уважения наследию писателя, в том числе вторую статую Андерсена на улице, названной в его честь (H.C. Andersens Boulevard) и скульптуру Русалочки на пирсе Лангелинье. Посетителей также ждут в доме его детства в Оденсе, Дания, и в музее, посвященном его работе в том же городе.
Вы любите читать? Хотите узнать невероятно интересные факты о писателях и их произведениях? Тогда возьмите нашу новую книгу Любопытный читатель: Литературный сборник романов и романистов , выйдет 25 мая!
Фантастическая физика: читайте викторианские оригиналы
Дэвид Робсон
Сказки могут показаться безобидной прихотью, но некоторым они оказали разрушительное влияние на юный разум.Педагоги викторианской эпохи считали, что детям следует узнавать неопровержимые факты, а не предаваться легкомысленным фантазиям. Чтобы обойти эту проблему, многие рассказчики объединили факты с фантазией, что положило начало новому литературному жанру & Colon; «сказка науки».
Как объясняется в статье Мелани Кин «Фантастическая физика, сказочные факты», эти сказки не такие скучные, как можно было ожидать. Содержащие изобретательные и остроумные повествования, они часто высмеивали ключевые научные дискуссии того времени.Здесь мы собрали несколько лучших примеров.
«Капля воды» Ганса Христиана Андерсена черпал вдохновение из страстного интереса к микроскопии в XIX веке. Непрофессиональные ученые были очарованы многолюдным миром, который дешевый домашний микроскоп показал в капле воды. В рассказе Андерсена домашний микроскопист окрашивает этих существ в красный цвет и убеждает приезжего фокусника, что он становится свидетелем событий в жестоком городе.
Бриллиантовая линза от Фитца Джеймса О’Брайена взяла ту же тему.В этой истории мужчина влюбляется в крошечное существо по имени Анимула, которое он находит на конце своего микроскопа. К сожалению, роману суждено закончиться трагедией.
Сказки этого типа стали настолько популярными, что публике были написаны целые сборники, которые с нетерпением их пожирали. Популярной в то время была книга Джона Каргилла Броу The Fairy Tales of Science , получившая восторженные отзывы. В сборнике представлены биография атома и палеонтологическая сказка под названием Эпоха монстров .
Учебные сказки
Арабелла Бакли придерживалась другого подхода. В своей коллекции The Fairy-Land of Science она использовала сказочные темы для объяснения сложных понятий на вводных уроках естествознания. Кристаллизация и сплоченность, например, изображались как изящные феи, производящие снежинки, в то время как гравитация была невидимым гигантом.
К середине 19 века о зарождающейся науке об эволюции заговорили во всей стране. Часто эти новые идеи пародировались в таких сказках, как Притчи из природы Маргарет Гатти, в которых есть парламент птиц, обсуждающих происхождение человека.Другие сказки были более позитивными, например, The Water-Babies & Colon; Сказка о сухопутном ребенке от жестокого дарвиниста Чарльза Кингсли.
Конфликт между фактом и фантазией, который первым породил эти сказки о науке, имел такое культурное значение, что привлек внимание даже сатирических глаз Чарльза Диккенса. Однако вместо того, чтобы сочинять сказку, он высмеивал опасения преподавателей — и недавно созданную Британскую ассоциацию развития науки — в своем рассказе Полный отчет о первом заседании Ассоциации грязевого тумана за прогресс всего .
Внутри Нового музея Ганса Христиана Андерсена в Дании
Говорящие цилиндры, подшучивание в стиле «Лемони Сникет», комната Русалочки: В Оденсе разгуливается воображение.
поделиться статьей
Оденсе, дом детства писателя Ганса Христиана Андерсена и место, где был открыт новый музей в его честь, когда-то был причудливым тихим городом — своего рода сказочной деревней, которая сама по себе могла вдохновить богатое воображение.Мощеные улицы и красочные здания, похожие на хоббитов, датируются концом 1800-х годов; даже сейчас парки и детские площадки, исчисляемые сотнями, предоставляют достаточно места для игр и мечтаний.
В последние годы старый морской порт и теперь третий по величине город Дании — в двух часах езды от Копенгагена и Орхуса — был благоустроен пешеходными улицами, трамвайной линией и новым музыкальным и театральным центром Одеон. Последнее дополнение — это то, что доставило меня в самолет в Данию: новый музей Ганса Христиана Андерсена, спроектированный японским звездным архитектором Кенго Кума (известный благодаря V&A Dundee и Олимпийскому стадиону в Токио), который открылся на церемонии с датской королевой Маргрет. 30 июня.
H.C. Дом Андерсена, как он официально известен, построен на базе оригинального музея, который был домом Андерсена с 2 до 14 лет. Город освободил больше места, превратив близлежащее шоссе в пешеходные улицы, и таким образом музей начал новую главу: как великолепный Круглая конструкция из стекла и дерева, окруженная холмистыми зелеными насаждениями, все еще соединяется с домом Андерсена.
Продолжение статьи ниже реклама
Этот новый музей, что неудивительно, призван вызвать сказку.Креативный директор Хенрик Любкер хотел поделиться историей Андерсена, чтобы почувствовать, что вы проходите через сборник рассказов, который подходит как детям, так и взрослым. «Идея заключалась не только в том, чтобы рассказать о Гансе Христиану Андерсену», — говорит Любкер. «Он самый известный в мире автор сказок, но [здесь] не было ничего, что рассказывало бы сказку. Мы хотели создать опыт, в котором все происходит здесь и сейчас — это должно быть живое существо ».
Посетители прибывают из «реального мира» к застекленному входу с деревянными балками, напоминающим те, что были в старых домах в Оденсе, и новому кафе от пионера скандинавской кухни и соучредителя Noma Клауса Мейера.Оттуда они входят в комнату, где оживают изображение Андерсена, коллаж из фотографий и скульптура на экране. Затем посетители спускаются по пандусу в мир, где предметы из жизни Андерсена — бритва, пишущее перо — тоже словно оживают, а знаменитые цитаты автора («Одного сердца недостаточно для любой женщины!») Напечатаны на табличках.
«Мы не хотели, чтобы музей был гиперреалистичным. Мы хотели сохранить его открытым, чтобы вы могли вложить в него свое воображение », — говорит Любкер. Одна из функций использует продвинутую аудиосистему с рассказчиком, который, кажется, заводит беседу с посетителями.Когда зритель приближается к объекту, он начинает говорить, когда активируется датчик.
Статья продолжается ниже, реклама
«[Андерсен] популяризировал идею озвучивания вещей», — говорит Любкер. «Он постоянно спрашивает: что это за человеческое представление? У всех есть перспективы, так откуда же должна быть точка зрения на сказку? Кому следует рассказать эту историю? Солнце? Ветер?» В музее каждый объект, в том числе сувениры из его жизни, например цилиндр, имеет возможность поделиться своей историей.
Детские рассказы Андерсена быстро превратились в сказки о морали, поэтому команда хотела воссоздать этот сдвиг и провести посетителя в личном путешествии. Чтобы представить шутливую беседу между экспонатами музея от разных рассказчиков, команда привлекла к написанию сценария опытного писателя-диалога Дэниэла Хэндлера, автора серии детских книг Лемони Сникет . По словам Любкера, «нам нужно было шутливо подшучивать. Между объектами происходит постоянная игра — все думают, что они должны быть самой важной частью истории.
Многие из главных героев Андерсена появляются по всему музею. Маленькая спичка была воссоздана кукольником (работавшим над фильмами Тима Бертона и Уэса Андерсона), а затем снята в покадровой анимации. Зрители могут управлять повествованием Маленькой спички, нажимая кнопку. «Мы — вуайеристы в этой истории», — говорит Любкер.
экспонатов из архивов, таких как коллекции рисунков Андерсена, вырезок из бумаги и письменных работ, но большинство посетителей, скорее всего, будут привлечены к комнатам, где 12 самых известных сказок Андерсена были сняты со страниц.Есть место, где можно поиграть с тенью или повернуть ручку металлического соловья. И, конечно же, есть комната Русалочки, где посетители лежат под окном с водой.
Продолжение статьи под рекламой
В истинном стиле Андерсена этот опыт не лишен смысла. Те, что находятся под окном, освещенные мягким лучом голубого света, вводятся в повествование благодаря звуку пения и разговоров о них других русалок. «Идея в том, что вы чувствуете тоску, сказки становятся помощниками», — говорит Любкер.«Вы смотрите в небо и задаетесь вопросом, что вам нужно в вашем мире». Последняя глава этой истории — «Гадкий утенок» — аллегория, чтобы подвести итог. Те, кто знаком с этой сказкой, знают, что она об утенке, которого отвергли, потому что он выглядит иначе. «Кто не чувствовал себя одиноким в своей жизни?» — спрашивает Любкер. Сможем ли мы появиться, не заботясь о том, что о нас думают другие?
Покидая музей, вы не можете не чувствовать себя так, как будто вы прибыли из кроличьей норы другого сборника рассказов (не андерсеновского), Алиса в стране чудес .Вас ждет сияющий центр Оденсе с его новыми трамваями и зданиями. Как и в сказках Андерсена, которые вошли во многие детские воспоминания, опыт остается неизменным. Он предлагает игривое и острое напоминание о том, что нужно лучше слушать и усерднее стараться понять разные точки зрения людей.
Leave a Reply