Семь симеонов чему учит сказка: Энциклопедия сказочных героев: «Семь Симеонов» – Русская народная сказка «Семь Симеонов»
Энциклопедия сказочных героев: "Семь Симеонов"
Русская народная сказка "Семь Симеонов"
Жанр: народная волшебная сказка
Главные герои сказки "Семь Симеонов" и их характеристика
- Семь Симеонов. Братья. Каждый умеет одно, но очень нужное дело. Друг за друга горой стоят.
- Царь. Важный, капризный, любопытный, влюбленный.
- Царевна. Очень любит кошек. Безрассудная, любопытная.
План пересказа сказки "Семь Симеонов"
- Семь Симеонов в поле
- Кто что умеет.
- Симеоны за работой
- В путь к царевне
- Кот сибирский, ученый.
- Любопытная царевна
- Неудачная погоня
- Царская свадьба.
Кратчайшее содержание сказки "Семь Симеонов" для читательского дневника в 6 предложений
- Жили-были семь братьев-близнецов, семь Симеонов, удальцы хоть куда.
- Увидел их царь, стал спрашивать что они умеют.
- Показали Симеоны царю свое умение и послал их царь за царевной.
- Младший Симеон был вор и решил украсть царевну на корабле
- Он заманил царевну сибирским котом на корабль и Симеоны украли девицу.
- Они ушли от погони и доставили царевну царю, а тот дал им вольную.
Главная мысль сказки "Семь Симеонов"
Любой талант пригодится в жизни, главное знать когда его применить.
Чему учит сказка "Семь Симеонов"
Сказка учит что дружные совместные усилия всегда приносят самые удивительные плоды. Учит быть дружными и помогать друг другу. Учит что любое умение, любой талант почетен. Учит быть хитрыми и ловкими.
Отзыв на сказку "Семь Симеонов"
Сказка конечно интересная, но мне как-то жаль царевну, которую без разрешения увезли Симеоны. Они поступили нехорошо и бедный царь-отец наверняка расстроился. Так что Симеоны не являются положительными героями. Хотя их немного оправдывает подневольное положения.
Пословицы к сказке "Семь Симеонов"
Хороша нива у дружного коллектива.
Без уменья и сила ни при чем.
Доброе братство дороже всякого богатства.
Сколько голов, столько умов.
Сколько вору не воровать, а расплаты не миновать.
Жили были старик со старухой. И было у них семеро сыновей-близнецов, семь Симеонов.
И вот умер старик, стали Симеоны одни в поле работать.
Сбегал слуга, докладывает, что мол это семь близнецов, семь Симеонов работают, свой клочок земли обрабатывают. Подивился царь, велел братьям к нему в терем явиться.
Приходят Симеоны к царю, а царь их и спрашивает, кто что умеет.
Первый Симеон говорит, что может железный столб сковать. Второй говорит, что может столб в землю вкопать. третий говорит, что со столба может все на свете углядеть. Четвертый говорит, что корабль построить может, пятый говорит, что торговать умеет. Шестой обещает с кораблем нырнуть и вынырнуть где надо. А седьмой говорит, что он вор и может добыть то, что полюбится.
Хотел было царь седьмого Симеона выгнать, за ненадобностью, но бояре его отговорили - вспомнили, что царю девица нравится с другого королевства.
И вот решил царь посмотреть на работу Симеонов.
Выковал первый брат столб, второй его в землю упер, третий на столб забрался и углядел далеко-далеко красавицу-царевну. Отправил царь Симеонов за царевной.
Погрузились братья на корабль, по морю поплыли. А младший брат взял с собой еще и кота сибирского, ученого, что по цепи ходить может.
Увидела царевна кота, посылает служанку узнать, что за зверь такой диковинный. А Симеон и говорит, что то кот сибирский, ученый. ни за какие деньги не продается, а даром отдается, если полюбится кому.
И царевна просит передать Симеону, что крепко полюбился ей кот ученый.
Тогда младший Симеон отдает ей кота и просит пожить у нее в тереме три дня, чтобы разным штукам с котом обучить. Царевна согласилась.
Вот живет младший Симеон у царевны три дня, ест, пьет, гуляет. А на третий день зовет царевну на других зверей посмотреть, что у них на корабле находятся. Стало царевне любопытно, она и пошла за Симеоном. А от ее к кораблю приводит и просит дальше одну подняться, без нянек. И тут уступает просьбе царевна, и поднимается на корабль.
А как только она ступила на палубу, так корабль и отчалил.
Царь видит дело плохо - дочку увезли, погоню собирает и в след за царевной бросается. И почти настиг он корабль Симеонов, но братья заметили погоню и нырнул корабль, и под водой домой поплыл. А когда всплыл, то вот уже и берег родной близко.
А Симеоны привезли царевну своему царю, тот обрадовался, и щедро их наградил, да волную всем выписал.
И был пир по этому случаю по всей земле. Заодно и свадьбу царскую отпраздновали.
Рисунки и иллюстрации к сказке "Семь Симеонов"
Русская народная сказка "Семь Симеонов"
Читательский дневник по русской народной сказке "Семь Симеонов"
Автор: устное народное творчество.
Название произведения: "Семь симеонов"
Число страниц: 11.
Жанр произведения: русская народная сказка.
Главные герои: братья-близнецы, седьмой брат - Симеон, Царь, Царевна.
Краткое содержание сказки "Семь Симеонов" для читательского дневника
В одной семье умер старый отец и осталось у него семь сыновей - братья-близнецы.
Как выросли они, то стали на земле родной работать и поле пахать.
Увидел их царь и пригласил к себе на работу.
Стал он расспрашивать про умения молодых парней, и каждый отвечал про то, что умеет делать лучше всех.
А как дошла очередь до последнего, то он назвался вором.
Хотел было царь прогнать его, но слуги уговорили его оставить младшего брата.
На смотринах братья показали все свое мастерство, и тогда царь и дал им задание - привезти ему царевну с другого государства, на которой он женится хотел.
Отправились братья по морю в путешествие и вскоре прибыли к землям царевны.
Первым пошел Симеон и взял с собой кота.
Стал он играть с ученым котом, а занятие это увидела царица.
Пожелала она себе этого кота.
Погостил немного у нее молодец и пригласил к себе на корабль.
Только на корабль девушка должна была подняться без своих слуг.
И как только она это сделала, братья тут же пустили судно в ход.
Пытался отец царевны догнать ее, но корабль он так и не смог найти.
Вскоре причалили братья с царевной к землям и привели девушку царю.
Сыграли молодые пышную свадьбу, а братьям Симеонам он приказал жить вольно на его землях и ни в чем себе не отказывать.
Главные герои сказки "Семь Симеонов" и их характеристика
Братья Симеоны - храбрые и трудолюбивые парни.
Владели разными мастерствами и угодили царю.
Симеон - младший брат.
Честный и отважный.
Не побоялся признаться, кто он есть на самом деле.
Умеет сдерживать свое слово.
Хитрый и ловкий.
Царь - справедливый правитель.
Хотел женится на прекрасной царевне и братцы ему помогли.
План пересказа произведения "Семь Симеонов"
1. Семь сыновей остаются без отца.
2. Вспаханное поле и царь.
3. Царь приглашает братьев к себе.
4. Мастерство и умения семи молодцев.
5. Царь выставляет вора.
6. Царевна у окошка.
7. Семь Симеонов собираются к девушке.
8. Забавы ученого кота.
9. Симеон ночует во дворце.
10. Царевна поднимается на корабль и он отплывает.
11. Погоня за царевной.
12. Царь благодарит братьев.
Главная мысль русской народной сказки "Семь Симеонов"
Основная идея сказки заключается в том, что нужно быть дружными и едиными, и тогда каждого ждет успех.
Братья помогали друг другу, а их таланты дополняли один одного, что и позволяло им выполнять любые дела.
Чему учит произведение "Семь Симеонов"?
Сказка учит нас быть добрыми, дружными, действовать сообща ради достижения цели.
Также произведение учит нас быть ловкими и мудрыми.
Краткий отзыв о русской народной сказке "Семь Симеонов" для читательского дневника
Сказка "Семь Симеонов" мне очень понравилась. Из нее я узнал, что каждый человек талантлив по-своему, и каким бы мастерством он не владел, рано или поздно это мастерство пригодится.
Однако, когда я читал сказку, больше всего мне стало обидно за царевну.
Ее без спросу взяли и увезли на чужие земли и выдали замуж.
Я считаю, что не все капризы стоит выполнять.
Иногда необходимо подумать, стоит ли делать тот или иной поступок.
Сказку я рекомендую всем прочитать на досуге.
Отрывок или эпизод, поразивший тебя больше всего:
— А я, — вор, — говорит седьмой, — могу добыть, что приглядится иль полюбится.
— Такого ремесла я не терплю в своем царстве-государстве, — ответил сердито царь последнему, седьмому Симеону,
— и даю тебе три дня сроку выбираться из моей земли куда тебе любо; а всем другим шестерым Симеонам приказываю остаться здесь.
Какие пословицы подходят к сказке "Семь Симеонов"?
"Дружба и братство - большое богатство".
"Талант рождает заботы".
"Сколько голов, столько умов".
Неизвестные слова и их значение:
Барщина - принудительный труд крестьян.
Сажон - молодой расток.
Овин - строение для сушки сена.
Клячонка - старая лошадь.
Какие произведения этого автора ты хотел бы прочитать?
"Семилетка"
"Иван Быкович"
"Елена Премудрая"
"Волшебная дудочка"
"Финист-ясный сокол"
"Марья Моревна"
"Бой на Калиновом мосту"
"Баба-Яга"
"Царевна-Несмеяна"
"Волшебное кольцо"
"Медное, серебряное и золотое царства"
"Никита - Кожемяка"
"Крошечка-Хаврошечка"
"Летучий корабль".
"Каша из топора".
"Сивка - Бурка".
и множество других
Сказка Семь Симеонов. Русская народная сказка ~ Я happy МАМА
Сказка Семь Симеонов о семи братьях-близнецах и их удивительных способностях. Детям она дает уроки дружбы и взаимопонимания. С удовольствием ее прочитают онлайн и дети, и родители.
Сказка Семь Симеонов читать
Загрузка текста сказки…
Краткое содержание сказки
Семь братьев-близнецов жили в мире и согласии. Все, как один – рослые, статные, красивые и трудолюбивые. Однажды царь увидал, как братья слаженно в поле работают, подозвал их к себе, чтобы на близнецов посмотреть. Приглянулись они государю. Оказалось, что каждый из братьев был наделен особым талантом. Только умение седьмого брата не понравилось царю – тот был вором. Подумав, решил царь взять в услужение всех семерых братьев. Отправил царь братьев в чужедальние страны за красавицей царевной. Особые умения каждого брата в деле пригодились. А седьмой брат обманом царевну из дворца выманил и на корабль привел. Доставили царю красавицу. Женился царь на ней. А близнецов в знак благодарности наградил по-царски и домой отпустил. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.
Анализ сказки Семь Симеонов
Сказка Семь Симеонов несет читателю две идеи. Она – образец сплоченной и дружной семьи, где нет разногласий и ссор. Еще сказка показывает, что особые таланты каждого из близнецов приносят пользу общему делу и ведут братьев к успеху. Главная мысль сказки Семь Симеонов – дружба и братство – большое богатство.
Мораль сказки Семь Симеонов
Брату за брата держаться – со всеми трудностями справляться – мудрая мораль сказки Семь Симеонов. Она учит сообща преодолевать все трудности.
Пословицы, поговорки и выражения сказки
- С ремеслом спеши дружить.
- Всякое дело мастера хвалит.
- Братская дружба крепче каменных стен.
Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!
Читать все Русские народные сказки
Семь Симеонов
Это русская народная сказка, в которой герои справляются со сложными заданиями без помощи волшебства. Все их достижения получены только благодаря труду, ловкости и взаимопомощи.
Краткое содержание для читательского дневника
- Семь братьев-близнецов стали сиротами.
- Царь решил приютить их, позвал к себе и спросил: "Кто в чём преуспел?".
- Каждый брат честно сказал, что умеет делать, а младший не побоялся признаться, что он вор.
- Правитель хотел прогнать "нечестного" Симеона, но потом решил дать всем семерым молодцам сложнейшее задание: выкрасть прекрасную заморскую царевну и привезти её во дворец.
- Симеоны справились с заданием, и больше всех помог братец-вор.
- Довольный царь женился на красавице-царевне и наградил храбрых молодцев.
Главные герои
- Трудолюбивые, смелые, честные и сильные братья. Они дружны, умеют действовать слажено, всегда стараются выполнить свою работу хорошо.
- Царь держит своё слово. Он справедлив и честен, умеет ценить добро.
Главная мысль
Если действовать сообща, можно справиться даже с самым сложным делом. Взаимопомощь поможет преодолеть любые трудности!
Чему учит
Добрая сказка учит нас быть честными и сознаваться даже в постыдных делах. Чтобы добиться успеха, нужно уметь дружить и трудиться. Пример героев показывает, что можно выполнить самое сложное и ответственное поручение, если приложить совместные усилия.
Пословицы
- Одна пчела немного мёду натаскает.
- В согласном стаде волк не страшен.
- Доброе братство дороже всякого богатства.
Отзыв
Мне понравились братцы-Симеоны. Каждый из них может быть хорошим другом и помощником. Вместе они способны свернуть горы, и волшебная помощь им совсем не требуется! Они ответственные, не складывают руки, а уверенно идут к своей цели!
Конспект по литературному чтению на тему русская народная сказка "Семь Симеонов"
Конспект урока литературного чтения
в 3 классе
Образ человека-умельца в сказке
«Семь Симеонов»
подготовила
учитель начальных классов
Галдина Валентина Анатольевна
2018г.
Новое знание Образ человека-умельца – собирательный образ.
Проблема Как дать характеристику не конкретному герою по его поступкам,
а собирательному образу человека-труженика?
Тип урока Урок комплексного применения знаний, умений, навыков учащихся.
Цель (ведущая) Развитие творческих способностей.
Цели (сопутствующие)
Актуализация знаний, умений, навыков, необходимых для творческого применения знаний;
развитие памяти;
развитие связной речи;
воспитание уважения к людям, хорошо владеющим своим ремеслом.
Задача Учить детей анализировать, рассуждать, обобщать, делать выводы.
Организационные формы урока
Методы обучения
Материально-техническое оснащение:
ноутбук, проектор, экран для
демонстрации презентации
Дидактический материал
Карточки с индивидуальным творческим заданием.
Используемые технологии
технология организации творческой деятельности;
технология рефлексии;
информационные технологии.
Ход урока.
1.(Актуализация знаний. )
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Добрый день! – тебе сказали,
Добрый день! – ответишь ты.
Нас две ниточки связали –
Теплоты и доброты!
Давайте же сегодня поделимся своей теплотой и добротой друг с другом и с окружающими.
Нам предстоит путешествие по океану знаний. А чтобы преодолеть сегодняшние испытания мы должны чувствовать и понимать друг друга, и тогда у нас всё получиться.
2. Повторение.
-Какое произведение мы с вами начали изучать на прошлом уроке? (русская народная сказка «Семь Симеонов») слайд 1
- К какому виду народных сказок можно отнести данную сказку? (волшебная сказка) Почему? (есть волшебство, волшебные предметы, добро побеждает зло)
Прочитайте зачин сказки
- У вас не возник вопрос, почему автор выбрал число 7? Какие будут предположения?
(Дети предположили, что число 7 в старину считалось магическим, потому что с ним что-то связано).
- Действительно, число 7 в старину рассматривалось, как некое магическое, волшебное число. Объяснялось это, возможно, тем, что человек воспринимает окружающие явления через 7 отверстий в голове (глаза, уши, ноздри и рот). Это число встречается и в других сказках. Вспомните, в каких? Слайд 2
В нашей библиотеке тоже встречаются сказки, в названиях которых есть число семь
- Это число повторяется и в устойчивых выражениях.
На партах лежит конверт, достаньте листочки жёлтого цвета и обсудите в группе, о ком или о чём так говорят.
Догадайтесь, о ком так говорят: – обсуждение в группах-
Он семи пядей во лбу;
У него семь пятниц на неделе;
Он за семь вёрст киселя хлебать ходил;
Работал до седьмого пота.
Семь шкур спускать с кого-нибудь;
Быть на седьмом небе;
Семь раз отмер, один раз отрежь
(Дети коллективно приходят к выбору правильного ответа)
. Об умном человеке;
О непостоянном человеке, часто меняющем свои решения;
О человеке, который вернулся издалека ни с чем;
О человеке, который хорошо трудится.
Ругать, наказывать не жалея
Испытывать большую радость, счастье
Перед тем, как сделать что-нибудь серьёзное, тщательно всё обдумай, всё предусмотри.
Я подготовила к уроку рисунок. Но это не просто рисунок, а зашифрованная пословица. Попробуйте прочитать эту пословицу.
Землю красит солнце, а человека – труд.
- Как вы думаете, о ком или о чём пойдёт речь на уроке?
Варианты ответов детей
О человеке-труженике;
О профессиях человека;
О том, как труд важен для человека;
О том, что человек красив в труде.
3. Знакомство с темой урока и постановка проблемы.
- Вы все правы. Тема нашего урока
«Образ человека-умельца в сказке «Семь Симеонов». Слайд 3
-Как вы думаете, почему в сказке семь братьев, семь работничков, а тема нашего урока предполагает создание одного образа – образа человека-умельца.
- Т.к. все братья – хорошие работники. Автор говорит о них, что «росту они одинакового и на одно лицо, пашут землю дедову и каждый своему ремеслу обучен».
- Как вы считаете, образ человека-умельца - это характеристика конкретного героя (каждого из братьев) или собирательный образ человека труда?
(Дети делают вывод, что это образ собирательный)
- Так какая задача стоит перед нами на уроке?
Выяснить, как выглядит человек-умелец, исходя из содержания сказки?
3. Пути решения проблемы
- Какими вы представили себе братьев? Подберите эпитеты по трём категориям: внешность, характер, мастерство братьев.
Внешность Характер Мастерство
рослые добрые ловкие
статные (стройные) весёлые умелые
сильные покладистые работящие
высокие смелые смекалистые
красивые находчивые трудолюбивые
- А есть ли существенное отличие у братьев? Как вы думаете, какое?
(- Братья отличаются ремеслом, которым каждый из них мастерски владеет и гордится этим.)
- Давайте представим братьев по их умению. Нужно прочитать по ролям эпизод встречи братьев с царём, но прочитать так, чтобы мы почувствовали гордость каждого из вас за своё мастерство.
- Чтение по ролям.
- Как автору удаётся убедить нас в том, что братья превосходно владеют своим ремеслом? Найдите доказательства в тексте и дайте ответ, используя авторские выражения.
Второй Симеон на тот столб залез и увидел на море-океане, на острове Буяне во дворце Елену прекрасную.
Симеон-мореход взял острый топор, соорудил корабль, снарядил, оснастил, да на воду пустил.
Симеон-хлебороб за один час морской песок вспахал, рожь посеял, урожай снял, на всю дорогу хлеба напёк.
Симеон-звездочёт посчитал на небе звёзды ясные, нашёл звезду новую.
Симеон-стрелец пустил в звезду золотую стрелу.
Младший Симеон-певец на берестяном рожке так играл, что все в пляс пускались.
– Каждый из братьев имеет свою профессию и владеет ею мастерски.
- Найдите подходящие слова, чтобы получились устойчивые выражения, применимые к хорошему работнику. (групповая работа)Слайд 4
У них … руки.
На все руки ….
Работает, не … рук.
Работает, … рукава.
Слова для справок: мастер, не покладая, засучив, золотые.
- Так кто же такой человек-умелец?
-человек, отлично владеющий своей профессией;
- человек, которому любая работа по плечу;
- человек, который постоянно совершенствуется в своей профессии;
- человек, которому труд приносит радость;
- человек, который удивляет всех своим творчеством.
- Все вы, несомненно, правы. Если обобщить ваши ответы, то получится следующее: человек-умелец хорошо владеет своей профессией, постоянно в ней совершенствуется и удивляет окружающих своим мастерством.
5. Лексическое задание по теме урока.
(работа в группах)
- Много пословиц о мастерстве создано. В вашем задании их тоже семь. Возьмите в конверте листочки зелёного цвета, закончите пословицу, соединив правую сторону с левой. Слайд 5
Игровой момент. Та группа, которая быстрее справится с заданием, будет признана знатоком пословиц.
1. Недаром говорится, ….... а само кормит
2. Терпение …... а потехе час.
3. Ремесло пить, есть не просит, … что дело мастера боится.
4. Работе время, ….. даёт умение.
5. Без дела жить – …... только небо коптить.
6. Труд человека кормит, ….. а лень портит.
7. Всякому мила ….. родная сторона.
Ответы победившей группы
1. Недаром говорится, что дело мастера боится.
2. Терпение даёт умение.
3. Ремесло пить есть не просит, а само кормит..
4. Работе время, а потехе час.
5. Без дела жить – только небо коптить.
6. Труд человека кормит, а лень портит.
7. Всякому мила родная сторона.
6. Переход от выразительного чтения к творческому заданию.
– Как вы считаете, какая пословица не относится к теме труда?
( «Всякому мила родная сторона».)
- Как бы вы определили её тему?(тема любви к Родине)
- В каком эпизоде автор через описание природы передаёт огромную любовь братьев к Родине?
Ученики находят этот эпизод, и учащийся читает выразительно
Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там Солнце кажется светлей,
Там радостней весна златая!
Творческое задание
– Попробуйте представить себя в роли Симеона-певца. Возьмите розовые листочки. Ваша задача подобрать такие слова, чтобы описанная вами картина природы вызвала у нас восхищение. Выберите яркие, образные слова.
Над рекой поднимается … туман. На траве блестит … роса.
Рощу освещают … лучи солнца. Дует … ветерок. Вдали стоит … лес. Раздаются … голоса птиц. Звенит … ручеёк.
Слова для справок:
лёгкий, седой;
светлая, серебристая, алмазная;
золотые, яркие;
лёгкий, ласковый;
тёмный, старый, задумчивый;
звонкие, весёлые, радостные;
быстрый, светлый.
7. Чтение рассказа с включением образных слов. Обсуждение. Выбор самых удачных вариантов.
(Удачный вариант ответа)
- Как мы можем связать между собой понятия:
ученье – уменье
ремесло
профессия
работа – Русь-матушка (Родина)
Дети делают вывод
Чтобы стать мастером своего дела, нужно постоянно учиться, совершенствоваться.
На всех работы на Руси-матушке хватит, только работай, не ленись.
Человек трудится на благо своей Родины.
-Ребята а всё, о чём мы сегодня говорили, относится только к сказочным персонажам или можно соотнести с нашей реальной жизнью?
( Всегда нужно хорошо выполнять свою работу. Приводят в пример своих родителей, рассказывают об их профессиях.)
(Учитель подводит итог всему сказанному сл.К.Ваншенкина)
Самая насущная забота
Всякого труда и ремесла-
Это , чтобы новая работа
Лучшей прежней сделана была.
X. Рефлексия деятельности (итог урока).
У вас на столах лежат трехцветные карточки-красного, синего и желтого цвета
Пожалуйста, подумайте и оцените свою работу на уроке -красный квадрат -я все понял, активно работал и мне было интересно;
-синий квадрат-я все понял, но не всегда включался в работу;
-желтый квадрат-я ничего не понял и мне было не интересно;
-Давайте проанализируем свою деятельность
9. Домашнее задание.
Задание 1. Найдите подходящие слова, чтобы получились устойчивые выражения, применимые к хорошему работнику.
У них … руки
На все руки …
Работает, не … рук
Работает, … рукава
Задание 2. Закончите пословицу.
1. Недаром говорится, ….... а само кормит
2. Терпение …... а потехе час.
3. Ремесло пить, есть не просит, … что дело мастера боится.
4. Работе время, ….. даёт умение.
5. Без дела жить – …... только небо коптить.
6. Труд человека кормит, ….. а лень портит.
7. Всякому мила ….. родная сторона.
Задание 3. Выберите яркие, образные слова и прочитайте рассказ.
Над рекой поднимается … туман. На траве блестит … роса. Рощу освещают … лучи солнца. Дует … ветерок. Вдали стоит … лес. Раздаются … голоса птиц. Звенит … ручеёк.
Слова для справок:
лёгкий, седой;
светлая, серебристая, алмазная;
золотые, яркие;
лёгкий, ласковый;
тёмный, старый, задумчивый;
звонкие, весёлые, радостные;
быстрый, светлый.
Конспект урока по чтению на тему "Народная сказка "Семь Симеонов" (3 класс)
Пояснительная записка
Фамилия, имя, отчество автора
(полностью)
Чихняева Ольга Викторовна
Должность
Учитель начальных классов
Место работы
МАОУ СОШ № 17 города Липецка
Программно-методологическое обеспечение
УМК «Планета Знаний», календарно-тематическое планирование уроков предмета «Литературное чтение», рабочая программа начального образования по литературному чтению, учебник «Литературное чтение», 4 класс, Кац Э.Э.
Предметная область материала
Литературное чтение
Вид материала
Материал для использования в урочной деятельности
Название материала
Русская народная сказка «Семь Симеонов» (1 урок).
Контактный телефон автора
8-952-597-76-67
E-mail автора
Краткая аннотация
Урок направлен на знакомство учащихся с русской народной сказкой «Семь Симеонов». Дети вспоминают определение сказки, выделяют ее характерные черты; вспоминают отличие народной сказки от литературной. У учащихся формируется познавательный интерес к предметы через выполнение различных заданий, поиска информации, работы с текстом сказки.
Ключевые слова
Литературное чтение
Количество страниц в статье
4
Методическая разработка урока
Цели урока:
познакомить учащихся с русской народной сказкой «Семь Симеонов»;
развивать речь учащихся;
развивать познавательный интерес к предмету;
учить подбирать синонимы к словам, пользуясь словарем;
воспитывать любовь к книге, слову, чтению.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне;
2) определение содержательных рамок урока;
3) актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности.
I Организационный момент:
Как чудесно, что опять
Сказка начинается
А вам хочется узнать,
Что в ней ожидается?
Интересно? Интересно
В сказку нам попасть опять
Так пора, друзья, всем вместе.
Сказку нам быстрей начать.
У: Ребята, сегодня я предлагаю вам окунуться в мир народных сказок.
II. Актуализация знаний. Постановка цели урока.
Цель:
1) актуализировать знания учащихся о народных сказках;
2) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, аналогия;
3) зафиксировать актуализированные знания;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
У: Давайте с вами вспомним, чем народная сказка отличается от литературной?
Д: Народная сказка написана несколькими людьми (народом), а у литературной сказки есть автор.
У: Чем сказка отличается от любого другого произведения?
Д: Сказки рассказывают о необычных героях, которые совершают необыкновенные поступки. Необычные сказочные животные служат этим героям, чудесные предметы им помогают.
У: Какие выражения встречаются в волшебных сказках?
Д: В волшебных сказках встречаются выражения «утро вечера мудренее», «ни в сказке сказать, ни пером описать», «скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается» и многие другие.
У: Правильно. В сказках часто используются словосочетания. Попробуйте объяснить их смысл.
На доске записаны словосочетания:
С глаз долой (уйти)
Не сводить глаз (пристально смотреть)
Ломать голову (думать над чем-то)
Повесить голову (унывать, огорчиться).
Дети объясняют значения выражений.
У: С каких слов обычно начинается сказка?
Д: Многие сказки начинаются со слов: «В тридевятом царстве…», «В некотором царстве…», «Жили-были…».
У: Как называется начало сказки? Как называется завершение сказки?
Д: Зачин – начало сказки, а концовка – завершение сказки.
III. Изучение нового материала
Подготовка
У: Ребята, вы сказали, что в сказках встречаются необычные герои. Каким качествами они обладают?
Д: Герои бывают добрые, злые, храбрые, хитрые…
У: Как вы понимаете слова «доброта» и «преданность». Подберите к ним синонимы.
Дети высказывают свои предположения и сверяют со словарем в учебнике.
Д: Доброта – отзывчивость, мягкосердечие. Преданность – верность, надежность.
Первоначальное знакомство с текстом
У: Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой, которая называется «Семь Симеонов»
Чтение сказки учителем совместно с хорошо читающими детьми.
У: Понравилась вам сказка? Почему?
Д: Понравилась. Сказка интересная, поучительная.
У: Назовите главных героев сказки.
Д: Семь братьев Симеонов, царь, воевода.
Работа по тексту сказки
У: Расскажите, какому ремеслу был обучен каждый брат?
Д: Первый брат мог сковать железный столб от земли до неба. Второй мог влезть на столб и сказать где что делается. Третий мог сделать корабль. Четвертый мог метко стрелять. Пятый звезды считает и ни одну не пропускает. Шестой за один день вспашет и посеет и урожай соберет. А седьмой поет, играет, пляшет.
У: Почему младший Симеон не нужен был царю?
Д: Царь считал, что плясун-игрец только зря хлеб ест да квас пьет.
У: Почему же царь его не прогнал. Найдите ответ в тексте и прочитайте.
Дети читают ответ на вопрос (с.30)
У: Какое задание получили братья от царя?
Д: Привезти Елену Прекрасную, которая живет на море-океане, на острове Буяне.
У: Для чего царь отправил воеводу с ними?
Д: Чтобы он за ними следил.
У: Давайте найдем отрывок или несколько отрывков, где описывается, как воевода мешал братьям.
Работа с текстом сказки. Дети находят фрагменты и зачитывают их.
У: Какими качествами обладает воевода? В каких поступках раскрываются его качества.
Д: Злой, коварный, хитрый.
IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности;
3) обсудить и записать домашнее задание.
- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?
- Кто написал сказку «Семь Симеонов»?
- Какой из братьев вам понравился больше остальных?
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
V Домашнее задание.
Дифференцированное задание по рядам. Разобрать вопросы 1, 2, 6 с. 36
Семь Симеонов. Русская народная сказка
Русские народные сказки.
Народные сказки заключили в себя мудрость и житейский опыт, накопленные человечеством за многие века. «Сказка ложь, да в ней намек...» Сложно переоценить важность сказок для развития ребенка: сказка учит смелости, честности, доброте, развивает чувство прекрасного. Расскажите ребенку сказку, он обязательно почерпнет из нее что-либо полезное. В этом выпуске русская народная сказка Семь Симеонов
Жил-был старик со старухой. Пришел час: мужик помер. Осталось у него семь сыновей-близнецов, что по прозванию семь Симеонов.
Вот они растут да растут, все один в одного и лицом и статью, и каждое утро выходят пахать землю все семеро.
Случилось так, что тою стороной ехал царь: видит с дороги, что далеко в поле пашут землю как на барщине - так много народу! - а ему ведомо, что в той стороне нет барской земли.
Вот посылает царь своего конюшего узнать, что за люди такие пашут, какого роду и звания, барские или царские, дворовые ли какие или наемные?
Приходит к ним конюший, спрашивает:
- Что вы за люди такие есть, какого роду и звания? Отвечают ему:
- А мы такие люди, мать родила нас, семь Симеонов, а пашем мы землю отцову и дедину.
Воротился конюший и рассказал царю все, как слышал. Удивляется царь.
- Такого чуда не слыхивал я! - говорит он и тут же посылает сказать семи Симеонам, что он ждет их к себе в терем на услуги и посылки.
Собрались все семеро и приходят в царские палаты, становятся в ряд.
- Ну, - говорит царь, - отвечайте: к какому мастерству кто способен, какое ремесло знаете? Выходит старший.
- Я, - говорит, - могу сковать железный столб сажон в двадцать вышиною.
- А я, - говорит второй, - могу уставить его в землю.
- А я, - говорит третий, - могу взлезть на него и осмотреть кругом далеко-далеко все, что по белому свету творится.
- А я, - говорит четвертый, - могу срубить корабль, что ходит по морю, как по суху.
- А я, - говорит пятый, - могу торговать разными товарами по чужим землям.
- А я, - говорит шестой, - могу с кораблем, людьми и товарами нырнуть в море, плавать под водою и вынырнуть где надо.
- А я - вор, - говорит седьмой, - могу добыть, что приглядится иль полюбится.
- Такого ремесла я не терплю в своем царстве-государстве, - ответил сердито царь последнему, седьмому Симеону, - и даю тебе три дня сроку выбираться из моей земли куда тебе любо; а всем другим шестерым Симеонам приказываю остаться здесь.
Пригорюнился седьмой Симеон: не знает, как ему быть и что делать.
А царю была по сердцу красавица царевна, что живет за горами, за морями. Вот бояре, воеводы царские и вспомнили, что седьмой Симеон, мол, пригодится и, может быть, сумеет привезти чудную царевну, и стали они просить царя оставить Симеона. Подумал царь и позволил ему остаться.
Вот на другой день царь собрал бояр своих и воевод и весь народ, приказывает семи Симеонам показать свое уменье.
Старший Симеон, недолго мешкая, сковал железный столб в двадцать сажон вышиною. Царь приказывает своим людям уставить железный столб в землю, но как ни бился народ, не мог его уставить.
Тогда приказал царь второму Симеону вставить железный столб в землю. Симеон второй, недолго думая, поднял и упер столб в землю.
Затем Симеон третий взлез на этот столб, сел на маковку и стал глядеть кругом далече, как и что творится по белу свету; и видит синие моря, на них, как пятна, мреют корабли, видит села, города, народа тьму, но не примечает той чудной царевны, что полюбилась царю. И стал пуще глядеть во все виды и вдруг заприметил: у окна в далеком тереме сидит красавица царевна, румяна, белолица и тонкокожа: видно, как мозги переливаются по косточкам.
- Видишь? - кричит ему царь.
- Вижу.
- Слезай же поскорее вниз и доставай царевну, как там знаешь, чтоб была мне во что бы ни стало!
Собрались все семеро Симеонов, срубили корабль, нагрузили его всяким товаром, и все вместе поплыли морем доставать царевну по-за сизыми горами, по-за синими морями.
Едут, едут между небом и землей, пристают к неведомому острову у пристани.
А Симеон меньшой взял с собой в путь сибирского кота ученого, что может по цепи ходить, вещи подавать, разны немецки штуки выкидывать.
И вышел меньшой Симеон с своим котом с сибирским, идет по острову, а братьев просит не сходить на землю, пока он сам не придет назад.
Идет по острову, приходит в город и на площади пред царевниным теремом забавляется с котом ученым, сибирским: приказывает ему вещи подавать, через плетку скакать, немецкие штуки выкидывать.
На ту пору царевна сидела у окна и завидела неведомого зверя, какого у них и не водилось отродясь. Тотчас же посылает прислужницу свою узнать, что за зверь такой и продажный али нет? Слушает Симеон красную молодку, царевнину прислужницу, и говорит:
- Зверь мой - кот сибирский, а продавать - не продаю ни за какие деньги, а коли крепко кому он полюбится, тому подарить - подарю.
Так и рассказала прислужница своей царевне, а царевна снова подсылает свою молодку к Симеону-вору:
- Крепко, мол, зверь твой полюбился!
Пошел Симеон во терем царевнин и принес ей в дар кота своего сибирского; просит только за это пожить в ее тереме три дня и отведать царского хлеба-соли, да еще прибавил:
- Научить тебя, прекрасная царевна, как играться и забавляться с неведомым зверем, с сибирским котом?
Царевна позволила, и Симеон остался ночевать в царском тереме.
Пошла весть по палатам, что у царевны завелся дивный неведомый зверь; собрались все: и царь, и царица, и царевичи, и царевны, и бояре, и воеводы, - все глядят, любуются не налюбуются на веселого зверя, ученого кота. Все желают достать и себе такого и просят царевну; но царевна не слушает никого, не Дарит никому своего сибирского кота, гладит его по шерсти шелковой, забавляется с ним день и ночь, а Симеона приказывает поить и угощать вволю, чтоб ему было хорошо.
Благодарит Симеон за хлеб-соль, за угощенье и за ласки и на третий день просит царевну пожаловать к нему на корабль, поглядеть на устройство его и на разных зверей, виданных и невиданных, ведомых и неведомых, что привез он с собою.
Царевна спросилась у батюшки-царя и вечерком с прислужницами и няньками пошла смотреть корабль Симеона и зверей его, виданных и невиданных, ведомых и неведомых.
Приходит, у берега поджидает ее Симеон меньшой и просит царевну не прогневаться и оставить на земле нянек и прислужниц, а самое пожаловать на корабль:
- Там много зверей разных и красивых; какой тебе полюбится, тот и твой! А всех одарить, кому что полюбится, - и нянек, и прислужниц - не можем.
Царевна согласна и приказывает нянькам да прислужницам подождать ее на берегу, а сама идет за Симеоном на корабль глядеть дива дивные, зверей чудных.
Как взошла - корабль и отплыл и пошел гулять по синему морю.
Царь ждет не дождется царевны. Приходят няньки и прислужницы, плачутся, рассказывая свое горе. И распалился гневом царь, приказывает сейчас же устроить погоню.
Снарядили корабль, и погнался царский корабль за царевной. Чуть мреет далече - плывет корабль Симеонов и не ведает, что за ним царская погоня летит - не плывет! Вот уж близко!
Как увидали семь Симеонов, что погоня уж близко - вот-вот догонит! - нырнули и с царевной и с кораблем. Долго плыли под водой и поднялись наверх тогда, как близко стало до родной земли.
А царская погоня плавала три дня, три ночи; ничего не нашла, с тем и возвратилась.
Приезжают семь Симеонов с прекрасной царевной домой, глядь - на берегу высыпало народу, что гороху, премногое множество! Сам царь поджидает у пристани и встречает гостей заморских: семерых Симеонов с прекрасной царевной, с радостью великою.
Как сошли они на берег, народ стал кричать и шуметь, а царь поцеловал царевну во уста сахарные, повел во палаты белокаменные, посадил за столы дубовые, скатерти браные, угостил всякими напитками медовыми и наедками сахарными и вскорости отпраздновал свадьбу с душою-царевной - и было веселье и большой пир, что на весь крещеный мир!
А семи Симеонам дал волю по всему царству-государству жить да поживать привольно, торговать беспошлинно, владеть землей жалованной безобидно; всякими ласками обласкал и домой отпустил с казной на разживу.
Была и у меня клячонка - восковые плечонки, плеточка гороховая. Вижу: горит у мужика овин; клячонку я поставил, пошел овин заливать. Покуда овин заливал, клячонка растаяла, плеточку вороны расклевали. Торговал кирпичом, остался ни при чем; был у меня шлык, подворотню шмыг, да колешко сшиб, и теперь больно.
Тем и сказке конец!
Пусть народная сказка рассказанная малышу, станет хорошей традицией и сблизит вас с малышом.
Leave a Reply