Сказка

Семь симеонов чему учит сказка: Энциклопедия сказочных героев: «Семь Симеонов» – Русская народная сказка «Семь Симеонов»

Содержание

Энциклопедия сказочных героев: «Семь Симеонов»


Русская народная сказка «Семь Симеонов»

Жанр: народная волшебная сказка

Главные герои сказки «Семь Симеонов» и их характеристика

  1. Семь Симеонов. Братья. Каждый умеет одно, но очень нужное дело. Друг за друга горой стоят.
  2. Царь. Важный, капризный, любопытный, влюбленный.
  3. Царевна. Очень любит кошек. Безрассудная, любопытная.

План пересказа сказки «Семь Симеонов»
  1. Семь Симеонов в поле
  2. Кто что умеет.
  3. Симеоны за работой
  4. В путь к царевне
  5. Кот сибирский, ученый.
  6. Любопытная царевна
  7. Неудачная погоня
  8. Царская свадьба.

Кратчайшее содержание сказки «Семь Симеонов» для читательского дневника в 6 предложений
  1. Жили-были семь братьев-близнецов, семь Симеонов, удальцы хоть куда.
  2. Увидел их царь, стал спрашивать что они умеют.
  3. Показали Симеоны царю свое умение и послал их царь за царевной.
  4. Младший Симеон был вор и решил украсть царевну на корабле
  5. Он заманил царевну сибирским котом на корабль и Симеоны украли девицу.
  6. Они ушли от погони и доставили царевну царю, а тот дал им вольную.

Главная мысль сказки «Семь Симеонов»
Любой талант пригодится в жизни, главное знать когда его применить.

Чему учит сказка «Семь Симеонов»
Сказка учит что дружные совместные усилия всегда приносят самые удивительные плоды. Учит быть дружными и помогать друг другу. Учит что любое умение, любой талант почетен. Учит быть хитрыми и ловкими.

Отзыв на сказку «Семь Симеонов»
Сказка конечно интересная, но мне как-то жаль царевну, которую без разрешения увезли Симеоны. Они поступили нехорошо и бедный царь-отец наверняка расстроился.  Так что Симеоны не являются положительными героями. Хотя их немного оправдывает подневольное положения.

Пословицы к сказке «Семь Симеонов»
Хороша нива у дружного коллектива.
Без уменья и сила ни при чем.

Доброе братство дороже всякого богатства.
Сколько голов, столько умов.
Сколько вору не воровать, а расплаты не миновать.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Семь Симеонов»
Жили были старик со старухой. И было у них семеро сыновей-близнецов, семь Симеонов.
И вот умер старик, стали Симеоны одни в поле работать.
А в ту пору мимо царь проезжал. увидал, что на поле много народу работает, удивился. Послал слугу узнать, кто такие.
Сбегал слуга, докладывает, что мол это семь близнецов, семь Симеонов работают, свой клочок земли обрабатывают. Подивился царь, велел братьям к нему в терем явиться.
Приходят Симеоны к царю, а царь их и спрашивает, кто что умеет.
Первый Симеон говорит, что может железный столб сковать. Второй говорит, что может столб в землю вкопать. третий говорит, что со столба может все на свете углядеть. Четвертый говорит, что корабль построить может, пятый говорит, что торговать умеет. Шестой обещает с кораблем нырнуть и вынырнуть где надо. А седьмой говорит, что он вор и может добыть то, что полюбится.
Хотел было царь седьмого Симеона выгнать, за ненадобностью, но бояре его отговорили — вспомнили, что царю девица нравится с другого королевства.
И вот решил царь посмотреть на работу Симеонов.
Выковал первый брат столб, второй его в землю упер, третий на столб забрался и углядел далеко-далеко красавицу-царевну. Отправил царь Симеонов за царевной.
Погрузились братья на корабль, по морю поплыли. А младший брат взял с собой еще и кота сибирского, ученого, что по цепи ходить может.
И вот пристал корабль к неведомому острову, пошел младший Симеон к терему, стал под окнами у царевны кота выгуливать, шутки разные показывать.
Увидела царевна кота, посылает служанку узнать, что за зверь такой диковинный. А Симеон и говорит, что то кот сибирский, ученый. ни за какие деньги не продается, а даром отдается, если полюбится кому.
И царевна просит передать Симеону, что крепко полюбился ей кот ученый.
Тогда младший Симеон отдает ей кота и просит пожить у нее в тереме три дня, чтобы разным штукам с котом обучить. Царевна согласилась.
Вот живет младший Симеон у царевны три дня, ест, пьет, гуляет. А на третий день зовет царевну на других зверей посмотреть, что у них на корабле находятся. Стало царевне любопытно, она и пошла за Симеоном. А от ее к кораблю приводит и просит дальше одну подняться, без нянек. И тут уступает просьбе царевна, и поднимается на корабль.
А как только она ступила на палубу, так корабль и отчалил.
Царь видит дело плохо — дочку увезли, погоню собирает и в след за царевной бросается. И почти настиг он корабль Симеонов, но братья заметили погоню и нырнул корабль, и под водой домой поплыл. А когда всплыл, то вот уже и берег родной близко.
Так погоня ни с чем вернулась.
А Симеоны привезли царевну своему царю, тот обрадовался, и щедро их наградил, да волную всем выписал.
И был пир по этому случаю по всей земле. Заодно и свадьбу царскую отпраздновали.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Семь Симеонов»



Русская народная сказка «Семь Симеонов»

Читательский дневник по русской народной сказке «Семь Симеонов»

Автор: устное народное творчество.

Название произведения: «Семь симеонов» 

Число страниц: 11.

Жанр произведения: русская народная сказка.

Главные герои: братья-близнецы, седьмой брат — Симеон, Царь, Царевна.

 

Краткое содержание сказки «Семь Симеонов» для читательского дневника

В одной семье умер старый отец и осталось у него семь сыновей — братья-близнецы.

Как выросли они, то стали на земле родной работать и поле пахать. 

Увидел их царь и пригласил к себе на работу.

Стал он расспрашивать про умения молодых парней, и каждый отвечал про то, что умеет делать лучше всех.

А как дошла очередь до последнего, то он назвался вором. 

Хотел было царь прогнать его, но слуги уговорили его оставить младшего брата.

На смотринах братья показали все свое мастерство, и тогда царь и дал им задание — привезти ему царевну с другого государства, на которой он женится хотел.

Отправились братья по морю в путешествие и вскоре прибыли к землям царевны.

Первым пошел Симеон и взял с собой кота.

Стал он играть с ученым котом, а занятие это увидела царица.

Пожелала она себе этого кота.

Погостил немного у нее молодец и пригласил к себе на корабль.

Только на корабль девушка должна была подняться без своих слуг.

И как только она это сделала, братья тут же пустили судно в ход.

Пытался отец царевны догнать ее, но корабль он так и не смог найти.

Вскоре причалили братья с царевной к землям и привели девушку царю.

Сыграли молодые пышную свадьбу, а братьям Симеонам он приказал жить вольно на его землях и ни в чем себе не отказывать.

Главные герои сказки «Семь Симеонов» и их характеристика

Братья Симеоны — храбрые и трудолюбивые парни.

Владели разными мастерствами и угодили царю.

Симеон — младший брат.

Честный и отважный.

Не побоялся признаться, кто он есть на самом деле.

Умеет сдерживать свое слово.

Хитрый и ловкий.

Царь — справедливый правитель.

Хотел женится на прекрасной царевне и братцы ему помогли.

План пересказа произведения «Семь Симеонов»

1. Семь сыновей остаются без отца.

2. Вспаханное поле и царь.

3. Царь приглашает братьев к себе.

4. Мастерство и умения семи молодцев.

5. Царь выставляет вора.

6. Царевна у окошка.

7. Семь Симеонов собираются к девушке.

8. Забавы ученого кота.

9. Симеон ночует во дворце.

10. Царевна поднимается на корабль и он отплывает.

11. Погоня за царевной.

12. Царь благодарит братьев.

Главная мысль русской народной сказки «Семь Симеонов»

Основная идея сказки заключается в том, что нужно быть дружными и едиными, и тогда каждого ждет успех.

Братья помогали друг другу, а их таланты дополняли один одного, что и позволяло им выполнять любые дела.

Чему учит произведение «Семь Симеонов»?

Сказка учит нас быть добрыми, дружными, действовать сообща ради достижения цели. 

Также произведение учит нас быть ловкими и мудрыми.

Краткий отзыв о русской народной сказке «Семь Симеонов» для читательского дневника

Сказка «Семь Симеонов» мне очень понравилась. Из нее я узнал, что каждый человек талантлив по-своему, и каким бы мастерством он не владел, рано или поздно это мастерство пригодится.

Однако, когда я читал сказку, больше всего мне стало обидно за царевну.

Ее без спросу взяли и увезли на чужие земли и выдали замуж.

Я считаю, что не все капризы стоит выполнять.

Иногда необходимо подумать, стоит ли делать тот или иной поступок.

Сказку я рекомендую всем прочитать на досуге.

Отрывок или эпизод, поразивший тебя больше всего:

— А я, — вор, — говорит седьмой, — могу добыть, что приглядится иль полюбится.

— Такого ремесла я не терплю в своем царстве-государстве, — ответил сердито царь последнему, седьмому Симеону,

— и даю тебе три дня сроку выбираться из моей земли куда тебе любо; а всем другим шестерым Симеонам приказываю остаться здесь.

Какие пословицы подходят к сказке «Семь Симеонов»?

«Дружба и братство — большое богатство».

«Талант рождает заботы».

«Сколько голов, столько умов».

Неизвестные слова и их значение:

Барщина — принудительный труд крестьян.

Сажон — молодой расток.

Овин — строение для сушки сена.

Клячонка — старая лошадь.

Какие произведения этого автора ты хотел бы прочитать?

«Семилетка»

«Иван Быкович»

«Елена Премудрая»

«Волшебная дудочка»

«Финист-ясный сокол»

«Марья Моревна»

«Бой на Калиновом мосту»

«Баба-Яга»

«Царевна-Несмеяна»

«Волшебное кольцо»

«Медное, серебряное и золотое царства»

«Никита — Кожемяка»

 «Крошечка-Хаврошечка»

«Летучий корабль».

«Каша из топора».

«Сивка — Бурка».

и множество других

Сказка Семь Симеонов. Русская народная сказка ~ Я happy МАМА

Сказка Семь Симеонов о семи братьях-близнецах и их удивительных способностях. Детям она дает уроки дружбы и взаимопонимания. С удовольствием ее прочитают онлайн и дети, и родители.

Сказка Семь Симеонов читать

Загрузка текста сказки…

Краткое содержание сказки

Семь братьев-близнецов жили в мире и согласии. Все, как один – рослые, статные, красивые и трудолюбивые. Однажды царь увидал, как братья слаженно в поле работают, подозвал их к себе, чтобы на близнецов посмотреть. Приглянулись они государю. Оказалось, что каждый из братьев был наделен особым талантом. Только умение седьмого брата не понравилось царю – тот был вором. Подумав, решил царь взять в услужение всех семерых братьев. Отправил царь братьев в чужедальние страны за красавицей царевной. Особые умения каждого брата в деле пригодились. А седьмой брат обманом царевну из дворца выманил и на корабль привел. Доставили царю красавицу. Женился царь на ней. А близнецов в знак благодарности наградил по-царски и домой отпустил. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Анализ сказки Семь Симеонов

Сказка Семь Симеонов несет читателю две идеи. Она – образец сплоченной и дружной семьи, где нет разногласий и ссор. Еще сказка показывает, что особые таланты каждого из близнецов приносят пользу общему делу и ведут братьев к успеху. Главная мысль сказки Семь Симеонов – дружба и братство – большое богатство.

Мораль сказки Семь Симеонов

Брату за брата держаться – со всеми трудностями справляться – мудрая мораль сказки Семь Симеонов. Она учит сообща преодолевать все трудности.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • С ремеслом спеши дружить.
  • Всякое дело мастера хвалит.
  • Братская дружба крепче каменных стен.

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Читать все Русские народные сказки

Семь Симеонов

Это русская народная сказка, в которой герои справляются со сложными заданиями без помощи волшебства. Все их достижения получены только благодаря труду, ловкости и взаимопомощи.

Краткое содержание для читательского дневника

  1. Семь братьев-близнецов стали сиротами.
  2. Царь решил приютить их, позвал к себе и спросил: «Кто в чём преуспел?».
  3. Каждый брат честно сказал, что умеет делать, а младший не побоялся признаться, что он вор.
  4. Правитель хотел прогнать «нечестного» Симеона, но потом решил дать всем семерым молодцам сложнейшее задание: выкрасть прекрасную заморскую царевну и привезти её во дворец.
  5. Симеоны справились с заданием, и больше всех помог братец-вор.
  6. Довольный царь женился на красавице-царевне и наградил храбрых молодцев.

Главные герои

  1. Трудолюбивые, смелые, честные и сильные братья. Они дружны, умеют действовать слажено, всегда стараются выполнить свою работу хорошо.
  2. Царь держит своё слово. Он справедлив и честен, умеет ценить добро.

Главная мысль

Если действовать сообща, можно справиться даже с самым сложным делом. Взаимопомощь поможет преодолеть любые трудности!

Чему учит

Добрая сказка учит нас быть честными и сознаваться даже в постыдных делах. Чтобы добиться успеха, нужно уметь дружить и трудиться. Пример героев показывает, что можно выполнить самое сложное и ответственное поручение, если приложить совместные усилия.

Пословицы

  1. Одна пчела немного мёду натаскает.
  2. В согласном стаде волк не страшен.
  3. Доброе братство дороже всякого богатства.

Отзыв

Мне понравились братцы-Симеоны. Каждый из них может быть хорошим другом и помощником. Вместе они способны свернуть горы, и волшебная помощь им совсем не требуется! Они ответственные, не складывают руки, а уверенно идут к своей цели!

Конспект по литературному чтению на тему русская народная сказка «Семь Симеонов»

Конспект урока литературного чтения

в 3 классе

Образ человека-умельца в сказке

«Семь Симеонов»

подготовила

учитель начальных классов

Галдина Валентина Анатольевна

2018г.

Новое знание Образ человека-умельца – собирательный образ.

Проблема Как дать характеристику не конкретному герою по его поступкам,

а собирательному образу человека-труженика?

Тип урока Урок комплексного применения знаний, умений, навыков учащихся.

Цель (ведущая) Развитие творческих способностей.

Цели (сопутствующие)

  • Актуализация знаний, умений, навыков, необходимых для творческого применения знаний;

  • развитие памяти;

  • развитие связной речи;

  • воспитание уважения к людям, хорошо владеющим своим ремеслом.

Задача Учить детей анализировать, рассуждать, обобщать, делать выводы.

Организационные формы урока

Методы обучения

Материально-техническое оснащение:

ноутбук, проектор, экран для

демонстрации презентации

Дидактический материал

Карточки с индивидуальным творческим заданием.

Используемые технологии

  • технология организации творческой деятельности;

  • технология рефлексии;

  • информационные технологии.

Ход урока.

1.(Актуализация знаний. )

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Добрый день! – тебе сказали,

Добрый день! – ответишь ты.

Нас две ниточки связали –

Теплоты и доброты!

Давайте же сегодня поделимся своей теплотой и добротой друг с другом и с окружающими.

Нам предстоит путешествие по океану знаний. А чтобы преодолеть сегодняшние испытания мы должны чувствовать и понимать друг друга, и тогда у нас всё получиться.

2. Повторение.

-Какое произведение мы с вами начали изучать на прошлом уроке? (русская народная сказка «Семь Симеонов») слайд 1

— К какому виду народных сказок можно отнести данную сказку? (волшебная сказка) Почему? (есть волшебство, волшебные предметы, добро побеждает зло)

Прочитайте зачин сказки

— У вас не возник вопрос, почему автор выбрал число 7? Какие будут предположения?

(Дети предположили, что число 7 в старину считалось магическим, потому что с ним что-то связано).

— Действительно, число 7 в старину рассматривалось, как некое магическое, волшебное число. Объяснялось это, возможно, тем, что человек воспринимает окружающие явления через 7 отверстий в голове (глаза, уши, ноздри и рот). Это число встречается и в других сказках. Вспомните, в каких? Слайд 2

В нашей библиотеке тоже встречаются сказки, в названиях которых есть число семь

— Это число повторяется и в устойчивых выражениях.

На партах лежит конверт, достаньте листочки жёлтого цвета и обсудите в группе, о ком или о чём так говорят.

Догадайтесь, о ком так говорят: – обсуждение в группах-

  • Он семи пядей во лбу;

  • У него семь пятниц на неделе;

  • Он за семь вёрст киселя хлебать ходил;

  • Работал до седьмого пота.

  • Семь шкур спускать с кого-нибудь;

  • Быть на седьмом небе;

  • Семь раз отмер, один раз отрежь

(Дети коллективно приходят к выбору правильного ответа)

. Об умном человеке;

  • О непостоянном человеке, часто меняющем свои решения;

  • О человеке, который вернулся издалека ни с чем;

  • О человеке, который хорошо трудится.

  • Ругать, наказывать не жалея

  • Испытывать большую радость, счастье

  • Перед тем, как сделать что-нибудь серьёзное, тщательно всё обдумай, всё предусмотри.

Я подготовила к уроку рисунок. Но это не просто рисунок, а зашифрованная пословица. Попробуйте прочитать эту пословицу.

Землю красит солнце, а человека – труд.

— Как вы думаете, о ком или о чём пойдёт речь на уроке?

Варианты ответов детей

  • О человеке-труженике;

  • О профессиях человека;

  • О том, как труд важен для человека;

  • О том, что человек красив в труде.

3. Знакомство с темой урока и постановка проблемы.

— Вы все правы. Тема нашего урока

«Образ человека-умельца в сказке «Семь Симеонов». Слайд 3

-Как вы думаете, почему в сказке семь братьев, семь работничков, а тема нашего урока предполагает создание одного образа – образа человека-умельца.

— Т.к. все братья – хорошие работники. Автор говорит о них, что «росту они одинакового и на одно лицо, пашут землю дедову и каждый своему ремеслу обучен».

— Как вы считаете, образ человека-умельца — это характеристика конкретного героя (каждого из братьев) или собирательный образ человека труда?

(Дети делают вывод, что это образ собирательный)

— Так какая задача стоит перед нами на уроке?

Выяснить, как выглядит человек-умелец, исходя из содержания сказки?

3. Пути решения проблемы

— Какими вы представили себе братьев? Подберите эпитеты по трём категориям: внешность, характер, мастерство братьев.

Внешность Характер Мастерство

рослые добрые ловкие

статные (стройные) весёлые умелые

сильные покладистые работящие

высокие смелые смекалистые

красивые находчивые трудолюбивые

— А есть ли существенное отличие у братьев? Как вы думаете, какое?

(- Братья отличаются ремеслом, которым каждый из них мастерски владеет и гордится этим.)

— Давайте представим братьев по их умению. Нужно прочитать по ролям эпизод встречи братьев с царём, но прочитать так, чтобы мы почувствовали гордость каждого из вас за своё мастерство.

— Чтение по ролям.

— Как автору удаётся убедить нас в том, что братья превосходно владеют своим ремеслом? Найдите доказательства в тексте и дайте ответ, используя авторские выражения.

  • Второй Симеон на тот столб залез и увидел на море-океане, на острове Буяне во дворце Елену прекрасную.

  • Симеон-мореход взял острый топор, соорудил корабль, снарядил, оснастил, да на воду пустил.

  • Симеон-хлебороб за один час морской песок вспахал, рожь посеял, урожай снял, на всю дорогу хлеба напёк.

  • Симеон-звездочёт посчитал на небе звёзды ясные, нашёл звезду новую.

  • Симеон-стрелец пустил в звезду золотую стрелу.

  • Младший Симеон-певец на берестяном рожке так играл, что все в пляс пускались.

– Каждый из братьев имеет свою профессию и владеет ею мастерски.

— Найдите подходящие слова, чтобы получились устойчивые выражения, применимые к хорошему работнику. (групповая работа)Слайд 4

У них … руки.

На все руки ….

Работает, не … рук.

Работает, … рукава.

Слова для справок: мастер, не покладая, засучив, золотые.

— Так кто же такой человек-умелец?

-человек, отлично владеющий своей профессией;

— человек, которому любая работа по плечу;

— человек, который постоянно совершенствуется в своей профессии;

— человек, которому труд приносит радость;

— человек, который удивляет всех своим творчеством.

— Все вы, несомненно, правы. Если обобщить ваши ответы, то получится следующее: человек-умелец хорошо владеет своей профессией, постоянно в ней совершенствуется и удивляет окружающих своим мастерством.

5. Лексическое задание по теме урока.

(работа в группах)

— Много пословиц о мастерстве создано. В вашем задании их тоже семь. Возьмите в конверте листочки зелёного цвета, закончите пословицу, соединив правую сторону с левой. Слайд 5

Игровой момент. Та группа, которая быстрее справится с заданием, будет признана знатоком пословиц.

1. Недаром говорится, ……. а само кормит

2. Терпение …… а потехе час.

3. Ремесло пить, есть не просит, … что дело мастера боится.

4. Работе время, ….. даёт умение.

5. Без дела жить – …… только небо коптить.

6. Труд человека кормит, ….. а лень портит.

7. Всякому мила ….. родная сторона.

Ответы победившей группы

1. Недаром говорится, что дело мастера боится.

2. Терпение даёт умение.

3. Ремесло пить есть не просит, а само кормит..

4. Работе время, а потехе час.

5. Без дела жить – только небо коптить.

6. Труд человека кормит, а лень портит.

7. Всякому мила родная сторона.

6. Переход от выразительного чтения к творческому заданию.

– Как вы считаете, какая пословица не относится к теме труда?

( «Всякому мила родная сторона».)

— Как бы вы определили её тему?(тема любви к Родине)

— В каком эпизоде автор через описание природы передаёт огромную любовь братьев к Родине?

Ученики находят этот эпизод, и учащийся читает выразительно

Что может быть милей

Бесценного родного края?

Там Солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая!

Творческое задание

– Попробуйте представить себя в роли Симеона-певца. Возьмите розовые листочки. Ваша задача подобрать такие слова, чтобы описанная вами картина природы вызвала у нас восхищение. Выберите яркие, образные слова.

Над рекой поднимается … туман. На траве блестит … роса.

Рощу освещают … лучи солнца. Дует … ветерок. Вдали стоит … лес. Раздаются … голоса птиц. Звенит … ручеёк.

Слова для справок:

лёгкий, седой;

светлая, серебристая, алмазная;

золотые, яркие;

лёгкий, ласковый;

тёмный, старый, задумчивый;

звонкие, весёлые, радостные;

быстрый, светлый.

7. Чтение рассказа с включением образных слов. Обсуждение. Выбор самых удачных вариантов.

(Удачный вариант ответа)

— Как мы можем связать между собой понятия:

ученье – уменье

ремесло

профессия

работа – Русь-матушка (Родина)

Дети делают вывод

  • Чтобы стать мастером своего дела, нужно постоянно учиться, совершенствоваться.

  • На всех работы на Руси-матушке хватит, только работай, не ленись.

  • Человек трудится на благо своей Родины.

-Ребята а всё, о чём мы сегодня говорили, относится только к сказочным персонажам или можно соотнести с нашей реальной жизнью?

( Всегда нужно хорошо выполнять свою работу. Приводят в пример своих родителей, рассказывают об их профессиях.)

(Учитель подводит итог всему сказанному сл.К.Ваншенкина)

Самая насущная забота

Всякого труда и ремесла-

Это , чтобы новая работа

Лучшей прежней сделана была.

X. Рефлексия деятельности (итог урока).

У вас на столах лежат трехцветные карточки-красного, синего и желтого цвета

Пожалуйста, подумайте и оцените свою работу на уроке -красный квадрат -я все понял, активно работал и мне было интересно;

-синий квадрат-я все понял, но не всегда включался в работу;

-желтый квадрат-я ничего не понял и мне было не интересно;

-Давайте проанализируем свою деятельность

9. Домашнее задание.

Задание 1. Найдите подходящие слова, чтобы получились устойчивые выражения, применимые к хорошему работнику.

У них … руки

На все руки …

Работает, не … рук

Работает, … рукава

Задание 2. Закончите пословицу.

1. Недаром говорится, ……. а само кормит

2. Терпение …… а потехе час.

3. Ремесло пить, есть не просит, … что дело мастера боится.

4. Работе время, ….. даёт умение.

5. Без дела жить – …… только небо коптить.

6. Труд человека кормит, ….. а лень портит.

7. Всякому мила ….. родная сторона.

Задание 3. Выберите яркие, образные слова и прочитайте рассказ.

Над рекой поднимается … туман. На траве блестит … роса. Рощу освещают … лучи солнца. Дует … ветерок. Вдали стоит … лес. Раздаются … голоса птиц. Звенит … ручеёк.

Слова для справок:

лёгкий, седой;

светлая, серебристая, алмазная;

золотые, яркие;

лёгкий, ласковый;

тёмный, старый, задумчивый;

звонкие, весёлые, радостные;

быстрый, светлый.

Конспект урока по чтению на тему «Народная сказка «Семь Симеонов» (3 класс)

Пояснительная записка

Фамилия, имя, отчество автора

(полно­стью)

Чихняева Ольга Викторовна

Должность

Учитель начальных классов

Место работы

МАОУ СОШ № 17 города Липецка

Программно-методологическое обеспечение

УМК «Планета Знаний», календарно-тематическое планирование уроков предмета «Литературное чтение», рабочая программа начального образования по литературному чтению, учебник «Литературное чтение», 4 класс, Кац Э.Э.

Предметная область материала

Литературное чтение

Вид материала

Материал для использования в урочной деятельности

Название материала

Русская народная сказка «Семь Симеонов» (1 урок).

Контактный телефон автора

8-952-597-76-67

E-mail автора

[email protected]

Краткая аннотация

Урок направлен на знакомство учащихся с русской народной сказкой «Семь Симеонов». Дети вспоминают определение сказки, выделяют ее характерные черты; вспоминают отличие народной сказки от литературной. У учащихся формируется познавательный интерес к предметы через выполнение различных заданий, поиска информации, работы с текстом сказки.

Ключевые слова

Литературное чтение

Количество страниц в статье

4

Методическая разработка урока

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с русской народной сказкой «Семь Симеонов»;

  2. развивать речь учащихся;

  3. развивать познавательный интерес к предмету;

  4. учить подбирать синонимы к словам, пользуясь словарем;

  5. воспитывать любовь к книге, слову, чтению.

Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель:

1) включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне;

2) определение содержательных рамок урока;

3) актуализировать требования к учащимся со стороны учебной деятельности.

I Организационный момент:

Как чудесно, что опять

Сказка начинается

А вам хочется узнать,

Что в ней ожидается?

Интересно? Интересно

В сказку нам попасть опять

Так пора, друзья, всем вместе.

Сказку нам быстрей начать.

У: Ребята, сегодня я предлагаю вам окунуться в мир народных сказок.

II. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

Цель:

1) актуализировать знания учащихся о народных сказках;

2) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, аналогия;

3) зафиксировать актуализированные знания;

4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;

У: Давайте с вами вспомним, чем народная сказка отличается от литературной?

Д: Народная сказка написана несколькими людьми (народом), а у литературной сказки есть автор.

У: Чем сказка отличается от любого другого произведения?

Д: Сказки рассказывают о необычных героях, которые совершают необыкновенные поступки. Необычные сказочные животные служат этим героям, чудесные предметы им помогают.

У: Какие выражения встречаются в волшебных сказках?

Д: В волшебных сказках встречаются выражения «утро вечера мудренее», «ни в сказке сказать, ни пером описать», «скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается» и многие другие.

У: Правильно. В сказках часто используются словосочетания. Попробуйте объяснить их смысл.

На доске записаны словосочетания:

С глаз долой (уйти)

Не сводить глаз (пристально смотреть)

Ломать голову (думать над чем-то)

Повесить голову (унывать, огорчиться).

Дети объясняют значения выражений.

У: С каких слов обычно начинается сказка?

Д: Многие сказки начинаются со слов: «В тридевятом царстве…», «В некотором царстве…», «Жили-были…».

У: Как называется начало сказки? Как называется завершение сказки?

Д: Зачин – начало сказки, а концовка – завершение сказки.

III. Изучение нового материала

  1. Подготовка

У: Ребята, вы сказали, что в сказках встречаются необычные герои. Каким качествами они обладают?

Д: Герои бывают добрые, злые, храбрые, хитрые…

У: Как вы понимаете слова «доброта» и «преданность». Подберите к ним синонимы.

Дети высказывают свои предположения и сверяют со словарем в учебнике.

Д: Доброта – отзывчивость, мягкосердечие. Преданность – верность, надежность.

  1. Первоначальное знакомство с текстом

У: Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой, которая называется «Семь Симеонов»

Чтение сказки учителем совместно с хорошо читающими детьми.

У: Понравилась вам сказка? Почему?

Д: Понравилась. Сказка интересная, поучительная.

У: Назовите главных героев сказки.

Д: Семь братьев Симеонов, царь, воевода.

  1. Работа по тексту сказки

У: Расскажите, какому ремеслу был обучен каждый брат?

Д: Первый брат мог сковать железный столб от земли до неба. Второй мог влезть на столб и сказать где что делается. Третий мог сделать корабль. Четвертый мог метко стрелять. Пятый звезды считает и ни одну не пропускает. Шестой за один день вспашет и посеет и урожай соберет. А седьмой поет, играет, пляшет.

У: Почему младший Симеон не нужен был царю?

Д: Царь считал, что плясун-игрец только зря хлеб ест да квас пьет.

У: Почему же царь его не прогнал. Найдите ответ в тексте и прочитайте.

Дети читают ответ на вопрос (с.30)

У: Какое задание получили братья от царя?

Д: Привезти Елену Прекрасную, которая живет на море-океане, на острове Буяне.

У: Для чего царь отправил воеводу с ними?

Д: Чтобы он за ними следил.

У: Давайте найдем отрывок или несколько отрывков, где описывается, как воевода мешал братьям.

Работа с текстом сказки. Дети находят фрагменты и зачитывают их.

У: Какими качествами обладает воевода? В каких поступках раскрываются его качества.

Д: Злой, коварный, хитрый.

IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности;

3) обсудить и записать домашнее задание.

— С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

— Кто написал сказку «Семь Симеонов»?

— Какой из братьев вам понравился больше остальных?

— С каким настроением вы заканчиваете урок?

V Домашнее задание.

Дифференцированное задание по рядам. Разобрать вопросы 1, 2, 6 с. 36

Семь Симеонов. Русская народная сказка

Семь Симеонов. Русская народная сказка.sem simeonov

Русские народные сказки.

Народные сказки заключили в себя мудрость и житейский опыт, накопленные человечеством за многие века. «Сказка ложь, да в ней намек…» Сложно переоценить важность сказок для развития ребенка: сказка учит смелости, честности, доброте, развивает чувство прекрасного. Расскажите ребенку сказку, он обязательно почерпнет из нее что-либо полезное. В этом выпуске русская народная сказка Семь Симеонов

Жил-был старик со старухой. Пришел час: мужик помер. Осталось у него семь сыновей-близнецов, что по прозванию семь Симеонов.

Вот они растут да растут, все один в одного и лицом и статью, и каждое утро выходят пахать землю все семеро.

Случилось так, что тою стороной ехал царь: видит с дороги, что далеко в поле пашут землю как на барщине — так много народу! — а ему ведомо, что в той стороне нет барской земли.

Вот посылает царь своего конюшего узнать, что за люди такие пашут, какого роду и звания, барские или царские, дворовые ли какие или наемные?

Приходит к ним конюший, спрашивает:

— Что вы за люди такие есть, какого роду и звания? Отвечают ему:

— А мы такие люди, мать родила нас, семь Симеонов, а пашем мы землю отцову и дедину.

Воротился конюший и рассказал царю все, как слышал. Удивляется царь.

— Такого чуда не слыхивал я! — говорит он и тут же посылает сказать семи Симеонам, что он ждет их к себе в терем на услуги и посылки.

Собрались все семеро и приходят в царские палаты, становятся в ряд.

— Ну, — говорит царь, — отвечайте: к какому мастерству кто способен, какое ремесло знаете? Выходит старший.

— Я, — говорит, — могу сковать железный столб сажон в двадцать вышиною.

— А я, — говорит второй, — могу уставить его в землю.

— А я, — говорит третий, — могу взлезть на него и осмотреть кругом далеко-далеко все, что по белому свету творится.

— А я, — говорит четвертый, — могу срубить корабль, что ходит по морю, как по суху.

— А я, — говорит пятый, — могу торговать разными товарами по чужим землям.

— А я, — говорит шестой, — могу с кораблем, людьми и товарами нырнуть в море, плавать под водою и вынырнуть где надо.

— А я — вор, — говорит седьмой, — могу добыть, что приглядится иль полюбится.

— Такого ремесла я не терплю в своем царстве-государстве, — ответил сердито царь последнему, седьмому Симеону, — и даю тебе три дня сроку выбираться из моей земли куда тебе любо; а всем другим шестерым Симеонам приказываю остаться здесь.

Пригорюнился седьмой Симеон: не знает, как ему быть и что делать.

А царю была по сердцу красавица царевна, что живет за горами, за морями. Вот бояре, воеводы царские и вспомнили, что седьмой Симеон, мол, пригодится и, может быть, сумеет привезти чудную царевну, и стали они просить царя оставить Симеона. Подумал царь и позволил ему остаться.

Вот на другой день царь собрал бояр своих и воевод и весь народ, приказывает семи Симеонам показать свое уменье.

Старший Симеон, недолго мешкая, сковал железный столб в двадцать сажон вышиною. Царь приказывает своим людям уставить железный столб в землю, но как ни бился народ, не мог его уставить.

Тогда приказал царь второму Симеону вставить железный столб в землю. Симеон второй, недолго думая, поднял и упер столб в землю.

Затем Симеон третий взлез на этот столб, сел на маковку и стал глядеть кругом далече, как и что творится по белу свету; и видит синие моря, на них, как пятна, мреют корабли, видит села, города, народа тьму, но не примечает той чудной царевны, что полюбилась царю. И стал пуще глядеть во все виды и вдруг заприметил: у окна в далеком тереме сидит красавица царевна, румяна, белолица и тонкокожа: видно, как мозги переливаются по косточкам.

— Видишь? — кричит ему царь.

— Вижу.

— Слезай же поскорее вниз и доставай царевну, как там знаешь, чтоб была мне во что бы ни стало!

Собрались все семеро Симеонов, срубили корабль, нагрузили его всяким товаром, и все вместе поплыли морем доставать царевну по-за сизыми горами, по-за синими морями.

Едут, едут между небом и землей, пристают к неведомому острову у пристани.

А Симеон меньшой взял с собой в путь сибирского кота ученого, что может по цепи ходить, вещи подавать, разны немецки штуки выкидывать.

И вышел меньшой Симеон с своим котом с сибирским, идет по острову, а братьев просит не сходить на землю, пока он сам не придет назад.

Идет по острову, приходит в город и на площади пред царевниным теремом забавляется с котом ученым, сибирским: приказывает ему вещи подавать, через плетку скакать, немецкие штуки выкидывать.

На ту пору царевна сидела у окна и завидела неведомого зверя, какого у них и не водилось отродясь. Тотчас же посылает прислужницу свою узнать, что за зверь такой и продажный али нет? Слушает Симеон красную молодку, царевнину прислужницу, и говорит:

— Зверь мой — кот сибирский, а продавать — не продаю ни за какие деньги, а коли крепко кому он полюбится, тому подарить — подарю.

Так и рассказала прислужница своей царевне, а царевна снова подсылает свою молодку к Симеону-вору:

— Крепко, мол, зверь твой полюбился!

Пошел Симеон во терем царевнин и принес ей в дар кота своего сибирского; просит только за это пожить в ее тереме три дня и отведать царского хлеба-соли, да еще прибавил:

— Научить тебя, прекрасная царевна, как играться и забавляться с неведомым зверем, с сибирским котом?

Царевна позволила, и Симеон остался ночевать в царском тереме.

Пошла весть по палатам, что у царевны завелся дивный неведомый зверь; собрались все: и царь, и царица, и царевичи, и царевны, и бояре, и воеводы, — все глядят, любуются не налюбуются на веселого зверя, ученого кота. Все желают достать и себе такого и просят царевну; но царевна не слушает никого, не Дарит никому своего сибирского кота, гладит его по шерсти шелковой, забавляется с ним день и ночь, а Симеона приказывает поить и угощать вволю, чтоб ему было хорошо.

Благодарит Симеон за хлеб-соль, за угощенье и за ласки и на третий день просит царевну пожаловать к нему на корабль, поглядеть на устройство его и на разных зверей, виданных и невиданных, ведомых и неведомых, что привез он с собою.

Царевна спросилась у батюшки-царя и вечерком с прислужницами и няньками пошла смотреть корабль Симеона и зверей его, виданных и невиданных, ведомых и неведомых.

Приходит, у берега поджидает ее Симеон меньшой и просит царевну не прогневаться и оставить на земле нянек и прислужниц, а самое пожаловать на корабль:

— Там много зверей разных и красивых; какой тебе полюбится, тот и твой! А всех одарить, кому что полюбится, — и нянек, и прислужниц — не можем.

Царевна согласна и приказывает нянькам да прислужницам подождать ее на берегу, а сама идет за Симеоном на корабль глядеть дива дивные, зверей чудных.

Как взошла — корабль и отплыл и пошел гулять по синему морю.

Царь ждет не дождется царевны. Приходят няньки и прислужницы, плачутся, рассказывая свое горе. И распалился гневом царь, приказывает сейчас же устроить погоню.

Снарядили корабль, и погнался царский корабль за царевной. Чуть мреет далече — плывет корабль Симеонов и не ведает, что за ним царская погоня летит — не плывет! Вот уж близко!

Как увидали семь Симеонов, что погоня уж близко — вот-вот догонит! — нырнули и с царевной и с кораблем. Долго плыли под водой и поднялись наверх тогда, как близко стало до родной земли.

А царская погоня плавала три дня, три ночи; ничего не нашла, с тем и возвратилась.

Приезжают семь Симеонов с прекрасной царевной домой, глядь — на берегу высыпало народу, что гороху, премногое множество! Сам царь поджидает у пристани и встречает гостей заморских: семерых Симеонов с прекрасной царевной, с радостью великою.

Как сошли они на берег, народ стал кричать и шуметь, а царь поцеловал царевну во уста сахарные, повел во палаты белокаменные, посадил за столы дубовые, скатерти браные, угостил всякими напитками медовыми и наедками сахарными и вскорости отпраздновал свадьбу с душою-царевной — и было веселье и большой пир, что на весь крещеный мир!

А семи Симеонам дал волю по всему царству-государству жить да поживать привольно, торговать беспошлинно, владеть землей жалованной безобидно; всякими ласками обласкал и домой отпустил с казной на разживу.

Была и у меня клячонка — восковые плечонки, плеточка гороховая. Вижу: горит у мужика овин; клячонку я поставил, пошел овин заливать. Покуда овин заливал, клячонка растаяла, плеточку вороны расклевали. Торговал кирпичом, остался ни при чем; был у меня шлык, подворотню шмыг, да колешко сшиб, и теперь больно.

Тем и сказке конец!

 

Пусть народная сказка рассказанная малышу, станет хорошей традицией и сблизит вас с малышом.

Leave a Reply