Сказка

Присказка сказки царевна лягушка 5 класс: Attention Required! | Cloudflare – Какая присказка в сказке Царевна лягушка

Урок 3. русская народная сказка «царевна-лягушка» — Литература — 5 класс

Литература

5 класс

Урок № 3

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

• сказка как вид народной прозы;

• виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных;

• сказочные формулы и приёмы сказочного повествования.

Тезаурус

Сказка – устное повествовательное произведение волшебного, авантюрного или бытового содержания с установкой на вымысел, рассказанное в развлекательных и поучительных целях.

Присказка – шутливое вступление или концовка народной сказки, рассказа, обычно не связанные с их содержанием; иногда в виде прибаутки, поговорки.

Зачин – устойчивая формула, с которой начинаются фольклорные произведения. Служит для описания места, где будут происходить дальнейшие события, а также для того, чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета.

Постоянные эпитеты – красочное определение, неразрывно сочетающееся с определяемым словом и образующее при этом устойчивое образно поэтическое выражение.

Сказочные формулы – устойчивые и ритмически организованные прозаические фразы, которые используются в фольклорных сказках.

Троичность – художественный приём, который характерен для повествования в фольклорных произведениях и заключающийся в трёхкратном повторении действия.

Концовка – устойчивая словесная формула, которой завершается повествование в народных сказках и былинах.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В. И. Литература. 5 кл.: Учебник в 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 304

2. Иванова Е.В., Дидактические материалы по литературе: 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112

3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2019, стр. 80

Дополнительная литература:

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Книга для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 254

2. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96

3. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112

4. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400

5. Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80

6. Карасева И. В.,Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 – стр. 279

7. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр.80

8. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64

Открытые электронные ресурсы:

1. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm (16.06.2019)

2. Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (16.06.2019)

3. Поиск книг в электронных библиотеках Рунета http://www.eboogle.net/ (16.06.2019)

4. Все книги России, библиографический каталог http://www.biblus.ru/Default.aspx (16.06.2019)

5. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей http://feb-web.ru/ (16.06.2019)

6. Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы» http://mlis.ru/ (16.06.2019)

7. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/ (16.06.2019)

8. Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» http://www.encyclopedia.ru/literature.html (16.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что собой представляет сказка как жанр? Каковы основные признаки волшебных историй, которые исследователи относят к сказкам? Прежде всего, это один из древнейших фольклорных жанров, известных нам. Многие годы они передавались из уст в уста на деревенских посиделках, от бабушек внукам, от нянь ребятишкам. А появились они, наверное, тогда, когда древние люди после долгого дня сели у костра, и один их них рассказал не о том, как прошёл его реальный день, а удивительную историю.

Чем она была так удивительна? Может быть тем, что в ней были необычные герои, предметы стали волшебными, звери говорящими? А может быть, это была история про неведомых зверей и птиц…

С тех самых пор самым дорогим и желанным гостем на долгих зимних посиделках стали люди, обладающие очень хорошей памятью или фантазией, чтобы рассказать услышанную от кого-то историю, либо придумать свою. Таких людей называли сказителями или сказочниками.

Сказитель – рассказчик народных сказок, легенд и былин, часто под аккомпанемент гуслей. Имел исключительный статус повествователя: когда он говорил – все слушали.

Раньше, чтобы было не скучно работать и не жечь лишние лучины, ведь электричества не было, деревенские девушки, женщины собирались в одном доме и либо пряли на прялках, либо вышивали, шили одежду – занимались рукоделием. И сказительница с ними тоже занималась чем-то, так что привлечь внимание гуслями у неё не было возможности, тогда за общей беседой она начинала рассказ с присказки.

Присказка – шутливое вступление или концовка народной сказки, рассказа, обычно не связанное с их содержанием, иногда в виде прибаутки, поговорки. Например:

Жил-был царь.

У царя был двор.

На дворе был кол.

На колу – мочало. Не начать ли сказку сначала?

У многих сказочников были излюбленные сюжеты – у кого-то волшебные, у кого-то бытовые, кто-то предпочитал рассказывать о животных.

В фольклоре выделяют 3 типа сказок:

1. Сказки о животных.

2. Волшебные сказки.

3. Бытовые сказки.

Самую большую группу составляют волшебные сказки, где развитию замысловатого сюжета способствуют необыкновенные герои и чудесные существа. В волшебных сказках действуют герои тёмного мира, к которым традиционно относят Кощея Бессмертного, Змея Горыныча, Бабу Ягу и Соловья-разбойника.

Светлый мир представлен Иваном Царевичем, Василисой Премудрой и героями, не имеющими благородного происхождения – например, Емеля или Крошечка-Хаврошечка.

Рассмотрим сказку «Царевна-лягушка».

Начинается сказка со слов: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него три сына. Младшего звали Иван Царевич». Это традиционное сказочное начало. Такая устойчивая формула, переходящая из сказки в сказку, называется зачином.

Зачин – это начало сказочного повествования. Он служит для описания места, где будут происходить дальнейшие события (В некотором царстве, в некотором государстве…), а также для того, чтобы познакомить слушателей с основными героями сюжета (царь и три сына).

Три – магическое число для этой сказки: три сына у Царя-батюшки, три задания от него получают невестки, три пары железных сапог износить Ивану Царевичу и так далее. Троичность – художественный приём, который характерен для повествования в фольклорных произведениях, и заключающийся в трёхкратном повторении действия.

Кульминацией, моментом наивысшего напряжения сюжетного действия, в волшебной сказке является битва тёмных и светлых сил. Обрадовался Царевич, разбил яйцо, достал иглу и отломил у неё кончик. И как только отломил – умер Кощей Бессмертный, прахом рассыпался.

После окончания приключений героев ждет возвращение домой, пир или свадьба.

Сказочник заканчивал рассказ традиционно. Например: «И я там был, мёд-пиво пил – по усам текло, да в рот не попало…».

Такие выражения, переходящие из одного сюжета в другой, называются концовкой.

Концовка – завершающие фразы сказки. Они возвращают слушателя в реальный мир или содержат поучение: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Мы уже обратили внимание, что язык сказки наполнен выражениями, знакомыми нам по другим сказкам. Такие выражения называются сказочными формулами. Они встречаются не только в зачине и концовке, но и соединяют некоторые детали сюжета: «Долго ли коротко ли». Или присутствуют в речи: «Фу-ты, ну-ты, русским духом пахнет!».

Повторяются и характеристики многих герои и предметов (красна девица, добрый молодец, золотое веретено).

Постоянный эпитет – красочное определение, неразрывно сочетающееся с определяемым словом и образующее при этом устойчивое образно-поэтическое выражение (синее море, белокаменные палаты, красна девица, ясный сокол, сахарные уста).

Каждая сказка имела мораль — добро всегда побеждало зло.

Теоретический материал для углубленного изучения

Эта сказка записана собирателем сказок А. Н. Афанасьевым под номером 104. Это одна из самых известных сказок в русском фольклоре. Исследователи считают, что её корни находятся в языческих верованиях, когда для удачной охоты мужчине надо было совершить обряд женитьбы на тотемном животном, в данном случае – лягушке. В славянской мифологии это животное обладало магией плодородия, повелевало дождями. Кроме того, в сказке есть отзвуки и матриархата. Надо сказать, что сюжет, когда невеста превосходит жениха умом и богатством – не редкость для русских сказок.

Доктор филологических наук Е. М. Мелетинский в своей книге «Герой волшебной сказки» писал: «Сказка – один из древнейших видов словесного искусства. Она уходит корнями в народное творчество доклассовой эпохи и до сего дня остается спутником человека, доставляя ему огромное художественное наслаждение. Высокие поэтические достоинства сказки в значительной мере объясняются тем, что в ней выражены накопившиеся столетиями мысли и чувства народа».

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный выбор.

Из предложенных словосочетаний выберите то, где есть постоянный эпитет:

1) Красна девица

2) Долго ли, коротко ли…

3) Жили-были….

Вспоминаем пройденный материал и делаем вывод, что постоянный эпитет – это «красна девица».

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.

Вставьте в текст подходящие по смыслу слова из списка ниже:

– Ах, Иван Царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще ______ подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в _______ царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как ______ железных сапог износишь, как _________ железных хлеба изгрызёшь – только тогда и разыщешь меня…

Слова: три дня, тридесятое, три пары, три.

Это задание на знание текста сказки, на закрепление пройденного материала – троичность в сказке. Нужно вспомнить, что такое троичность и заполнить пропуски.

Правильный ответ:

Три дня, тридесятое, три пары, три

– Ах, Иван Царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызёшь – только тогда и разыщешь меня…

Тест по литературе 5 класс. тема «Русские народные сказки. Сказка «Царевна лягушка».


Тест. Русские народные сказки. «Царевна – лягушка»

Жанр устного народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях:
  1. загадка;

  2. колыбельная песня;

  3. сказка:

  4. потешка

1

А2

В какой строчке правильно указаны виды сказок:

1. сказки о животных, волшебные сказки, сказки о растениях;

2. волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных;

3. бытовые сказки, волшебные сказки, сказка «Царевна – лягушка»

1

А 3

«Жили – были старик да старуха…» — это:

  1. присказка;

  2. зачин;

  3. эпитет;

  4. концовка

1

А 4

К какому виду сказок принадлежит сказка «Царевна – лягушка»:

  1. бытовая сказка;

  2. волшебная сказка;

  3. сказка о животных;

  4. сказка о добре и зле

1

А 5

Главной идеей сказки «Царевна – лягушка» является:

  1. герои добиваются победы добра и справедливости, преодолев различные испытания;

  2. Василиса Премудрая лучше всех выполнила три приказа царя;

  3. Иван – царевич сжег лягушачью кожу

1

В1

Кому принадлежат слова:

Сказка — ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

_________________________________________________

2

В2

Укажите художественное средство, помогающее описать образ Василисы Премудрой («красная девица»)

3

В 3

Какие животные помогали Ивану – царевичу?

__________________________________________

2

В 4

Какие черты характера Ивана – царевича помогли отыскать Василису Премудрую?

3

С1

Чему учит сказка «Царевна – лягушка»?

максимально 13 баллов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Диагностическая работа по литературе проводится после изучения темы «Устное народное творчество. Русские народные сказки» с целью определения уровня усвоения учебного материала обучающимися 5-х классов в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы для образовательных учреждений в контексте перехода на ФГОС ООО.

Диагностическая работа сориентирована на содержание, включенное в основные учебно-методические комплекты по литературе, используемые в 5-х классах, и составлена на основе требований к метапредметным и предметным результатам обучения ФГОС ООО.

Задания диагностической работы охватывали практически все изученные темы раздела «Устное народное творчество. Русские народные сказки» (жанры фольклора, виды сказок, структура сказки, средства художественной выразительности, тема и идея художественного произведения, речевая деятельность.

В соответствии с требованиями ФГОС ООО к планируемым результатам обучения диагностическая работа была сориентирована на проверку аналитических умений учащихся 5 класса работать с различными литературоведческими терминами и понятиями и создавать письменное монологическое высказывание в соответствии с определенной коммуникативной задачей. В таблице 1 приведено распределение заданий по планируемым результатам обучения.

Таблица 1

Планируемые результаты обучения

Ученик научится:

Число заданий

Определять жанр художественного произведения

1

Знать и уметь определять виды сказок

2

Уметь определять средства художественной выразительности в художественных произведениях

1

 Осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания

2

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок

1

Знать содержание и авторов художественных произведений

1

 Создавать письменные монологические высказывания в ответ на поставленный вопрос по произведению художественной литературы

1

Итого:

19

К метапредметным умениям, проверяемым в данных тестах, относится умение адекватно воспринимать самостоятельно прочитанную информацию, умение проводить информационно-смысловой анализ текста и извлекать из него нужную информацию, умение классифицировать, анализировать средства художественной выразительности, а также умение действовать согласно инструкции.

Каждое задание оценивается в соответствии со степенью сложности выполнения.


Тест состоит из трех частей. В части А даны четыре варианта ответа на поставленный вопрос, учащийся должен выбрать правильный ответ (ВО). В части В в трех ученик сам должен дать краткий ответ (КО). Часть С — творческая, в которой проверяется не только уровень изученности текста, но и степень владения учащимися навыками связной письменной речи (РО).

Максимальное количество баллов — 38 баллов

  1. % от максимальной суммы баллов — оценка «5»

60 – 80% — оценка «4»

40 – 60% — оценка «3»

0 – 40% — оценка «2»

Ответы

А 1

3

В 1

А.С. Пушкину

А 2

2

В 2

эпитет

А 3

2

В 3

медведь, селезень, заяц, щука

А 4

2

В 4

смелость, справедливость, доброта

А 5

1


Конспект урока «Волшебная сказка «Царевна-лягушка»» (5 класс)

«Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»

Цель урока: подготовить учащихся к анализу сказки

Задачи урока:

Образовательные: научить видеть художественные особенности жанра;

Воспитательные: помочь понять внутренний мир героини и раскрыть лучшие черты ее характера;

Развивающие: развить речевые умения путем пересказа произведения.

Предполагаемые результаты урока: овладение учащимися навыков анализа художественного произведение, речевых умений.

Ход урока

I. Вступительная беседа.

Вопросы: из фонохрестоматии.

II. Работа над эпизодами по плану, составленному на предыдущем уроке.

Вопросы:

1. В каких словах, выражениях прочитанного текста появляется волшебство, загадочность, сказочность?

В некотором царстве, в некотором государстве…; …Где стрела упадет, там и сватайтесь; …Полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка…

2. Что изменится, если текст будет звучать по-другому: «В государстве

жил царь… испугался Иван, хотел убежать»?

Сказка потеряет загадочность, произойдет нарушение жанра произведения, текст станет «сухим», неинтересным. Это и есть художественные особенности сказки.

3. Как долго искал Иван-царевич свою стрелу? Почему он хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?

Обобщив ответы учащихся, учитель продолжает беседу: Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь».

4. Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»?

Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.

ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ВЫПЕЧКА ХЛЕБА ЗА ОДНУ НОЧЬ»

Вопросы:

1. Какие чувства охватили царевну-лягушку в тот момент, когда возвратился Иван-царевич?

2. Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?

3. Докажите, что героиня обладает необыкновенными достоинствами. Какими?

4. Какие необыкновенные качества сказочных героев вам понравились?

Царевна, увидев опечаленного Ивана-царевича, поняла, что произошло что-то серьезное. Своей ласковой речью старается успокоить мужа. Слова ее задушевны, теплы: «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!» Понятно, что царевна ласковая, внимательная, заботливая, скромная. Старается оградить царевича от переживаний, сама же тем временем думает, как выполнить приказ царя? От царевича эту мысль утаивает. Почему? Это тоже мудрость: «Сначала сделай — потом говори..,»

5. Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится? (Премудрой.)

Один из учащихся читает наизусть отрывок-описание труда царевны (чтение отработанное, выразительное, напевное).

Учащиеся замечают плавность прозаических строк, напевность, скрытую поэтичность, ритм, своеобразную мелодичность, присущую подобным описаниям.

6. Почему о труде народ сложил такие неподражаемые строки? Почему они проникнуты любовью, уважением к труду?

Пересказ эпизода о представлении хлебов.

7. Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших.)

— Какие же качества характера героини проявились во время испытания?

ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ТКАНЬЁ КОВРА ЗА НОЧЬ»

Звучит пересказ эпизода. В беседе по вопросам можно использовать прием выборочного чтения.

Вопросы:

1. Вспомним и сравним, как трудились все три царевны над своими коврами.

(Чтение эпизода. Вывод: Василиса ткет сама, за боярскую дочь и дочь купеческую трудятся другие.)

2. Понаблюдайте, как работает Василиса.

Вновь звучит (наизусть) описание процесса работы над ковром Василисы Премудрой.

Учащиеся отмечают, что изменился ритм, вновь прозаический текст похож на стихотворный, опять «звучит волшебность».

3. Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде?

Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.

4. Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич?

В первый раз: «диву дался» (удивился), во второй — «ахнул». Раз от разу растет удивление и восхищение царевной и плодами ее труда. Иван-царевич умеет оценить по достоинству труды Василисы.

ТРЕТЬЕ ИСПЫТАНИЕ «ПРИСУТСТВИЕ НА ЦАРСКОМ ПИРУ»

Чтение эпизода. Сопоставительный анализ поведения царевен.

Вопросы:

1. Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)

2. Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?

3. С какой целью автор-народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой?

«Василиса Премудрая … пьет … остатки себе в левый рукав выливает. Покушала лебедя жареного — косточки в правый рукав бросила. Жены старших царевичей … чего не допьют — в рукав льют, чего не доедят — в другой кладут».

Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда.) Это и есть момент проявления борьбы Добра со Злом.)

4. Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой?

Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим)

III. Просмотр и обсуждение репродукции картины В. Васнецова.

Ребята рассказывают о том, какой образ им ближе.

IV. Беседа обобщающего характера.

Вопросы:

1. Почему же поторопился Иван-царевич спалить лягушачью кожу?

2. Почему в ответ царевна не бранит царевича, а только упрекает его и советом одновременно помогает, подсказывает, как теперь быть, что делать?

3. Какой же предстает перед нами Василиса Премудрая?

4. Чем удивляет и покоряет она нас?

5. В чем ее истинная красота?

V. Заключительное слово учителя.

Василиса Премудрая — образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера.

По словам Горького, Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце.

Основная роль героини волшебной сказки — быть помощницей своего жениха или мужа. Сказка сохранила отзвуки допатриархальной свадебной этики. Женщина — Елена Прекрасная, Марья Моревна, Василиса Премудрая — обычно сама стремится к соединению с героем, только благодаря ей герои (возлюбленные) оказываются вместе.

Что такое «красота»?

В. И. Даль определил так: «Соединение истины и добра рождает премудрость в образе красоты». Именно поэтому народ и создал такой величественный образ Василисы Премудрой, соединивший в себе истину жизни, тепло и доброту души, любовь, ум.

Домашнее задание. Пересказать сказку от лица Василисы и Ивана-Царевича.

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Чтение русской народной сказки Царевна-лягушка»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. БУЮКЛЫ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ «СМИРНЫХОВСКИЙ»

САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе на тему

«Чтение русской народной сказки Царевна-лягушка»

Составила: воспитатель

Мкоян Н.А.

2018 г.

Цель: Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка» (в обработке М. Булатова). Развитие интереса детей к русским народным сказкам

Задачи:

Образовательные:

Закреплять умение отличать народную сказку от других жанров устного народного творчества и художественных произведений.

Формировать умение анализировать содержание сказки.

Развивающие:

Развивать эстетическое восприятие сказки. Учить понимать содержание сказки.

Развивать память и мышление.

Воспитательные:

Вызвать у детей эмоциональный отклик на сказку «Царевна-лягушка», интерес к образам этой сказки.

Форма занятия: Совместная деятельность воспитателя с детьми, коллективное.

Продолжительность: 25 мин.

Участники: воспитанники старшей группы.

Оборудование и материалы: ноутбук, интерактивная доска, презентация.

Предварительная работа. Работа педагога над выразительной передачей сказки (подбор правильной интонации и тона, какими будет прочитана сказка, расстановка логических ударений и пауз).

Методы приемы работы: словесные, наглядные, практические.

Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

1.Организационный момент

Присказка отрывка

«У лукоморья дуб зеленый…» из поэмы А. Пушкина.

5 мин

2.Основная часть

Чтение русской народной сказки «Царевна лягушка», просмотр презентации к сказке.

17 мин

3. Заключительная часть

Вопросы детям.

3 мин

Ход ОД

1. Организационная часть.

Чтение присказки детям отрывка «У лукоморья дуб зеленый…» из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила».

— Ребята, а с какими русскими народными сказками мы уже знакомы?

-Кто их написал?

В нашем книжном центре есть много разных сказок. И сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Царевна лягушка».

2. Основная часть.

Чтение сказки «Царевна-лягушка». К каждому из эпизодов, представляется иллюстрация из презентации. (Приложение 1)

3. Заключительная часть.

Вопросы детям:

— Понравилась ли вам сказка?

— Кто из героев понравился больше всего?

— Чему нас учит эта сказка? (Добру, что добрые поступки будут вознаграждены)

— Что в итоге получил Иван царевич за добро, какое вознаграждение? (Василису Прекрасную)

-Многие из вас и раньше слышали эту сказку, но и сейчас наверняка с удовольствием ее прослушали. Замечательная волшебная сказка. „В ней русский дух… в ней Русью пахнет!“

Только в русских сказках живут Иван-царевич, Василиса Премудрая, Кощей Бессмертный; стоит избушка на курьих ножках с Бабой-ягой; А чтобы злое колдовство победить, надо быть упорным, сильным и добрым.

Список литературы.

1. Гербова В.В. «Занятия по развитию речи в старшей

группе детского сада».

2. Комарова Т.С. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы в детском саду».

3. Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (в обработке М. Булатова).

4. Ушакова О.С. «Развитие речи».

Царевна-лягушка на странице 48-49

1.  О чём эта сказка? Кто её герои? К каким сказкам она относится (сказкам о животных, волшебным, бытовым)? Каковы её особенности?

Царевна-лягушка – русская народная сказка, где главный герой, Иван-царевич, младший сын царя, находит себе жену лягушку. Иван не знал, что его жена-это Василиса Премудрая, обращённая Кощеем в лягушку. Поспешил Иван, сжёг лягушачью шкуру в печи и пришлось ему выручать жену из плена Кощеева. Иван пожалел диких зверей и они помогли ему справиться с Кощеем, отплатили добром, «за добро добром платят».

Сказка о доброте, мудрости и счастье, которое обретают герои, пройдя через испытания.

Главные герои: Иван-царевич, Василиса Премудрая. Герои: Царь, старшие братья и их жёны, Баба-яга, Кощёй, заяц, селезень, медведь, щука.

Царевна-лягушка-это волшебная сказка.

Признаки волшебной сказки «Царевна Лягушка»: -Зачин-» было три сына», описание сказочного государства. – Волшебные предметы: избушка Бабы-Яги, игла(смерть Кощея на конце волшебной иглы). – Сказочные слова и превращения: лягушка превращалась в Василису Премудрую, звери говорили человеческим голосом, яйцо превратилось в зайца, утку, иглу. -Троекратный повтор: три сына, три жены, три наказа царя. – Добро побеждает зло: Иван-царевич победил Кощея. – Концовка: жили долго и счастливо до глубокой старости.

Особенности сказки-в её главной мысли и чему она учит, не в каждой сказке есть мораль.

Как каждая русская народная сказка, «Царевна лягушка» учит доброте, Иван пожалел диких зверей и они помогли ему справиться с Кощеем, отплатили добром, «за добро добром платят». В сказке есть и мораль, которая учит не спешить, а подумать, прежде, чем делать – «семь раз отмерь, один раз отрежь», поспешил Иван, сжёг лягушачью кожу и обрёк себя на испытания, а Василису на страдания в плену у Кощея. Сказка учит бороться за своё счастье, не сдаваться и не отчаиваться, тогда найдёшь то, что потерял.

Смысл сказки – не суди о людях по внешности, смотри на дела, под некрасивым обличием может быть самый лучший, добрый и прекрасный человек, с красивой душой. Главное- внутренняя красота и богатство, а не внешняя оболочка. Настоящая любовь пройдёт сквозь любые испытания и обретёт счастье.

2. Как оценивал царь работу невесток? Как вы понимаете эти оценки?

Царь решил проверить, какие жёны достались сыновьям и велел каждой, сшить по рубашке, испечь по хлебу и на пиру себя показать. Рукоделие царь оценил по достоинству: рубашку от жены старшего сына-«в черной избе носить, «среднего-» только, в баню ходить», а от лягушки рубашка-«в праздник её надевать. «Хлеба двух старших жён,, царь отослал в людскую, а от Василисы премудрой-«Вот это хлеб, только, в праздник его есть. «Царь признал, что старшие жёны и рукодельницы никудышные, и хозяйки нерадивые, а жена Ивана-царевича всем хороша: и умением, и красотой, и мудростью, и потешить народ танцем умеет.

3.  Чем отличается Царевна-лягушка от других невесток? Почему её называют премудрой?

Царевна-лягушка отличает от невесток мудростью, за внешностью лягушки скрывалась красота, но важнее, что Василиса и мужу помогает, и сама всё делать умеет, за себя постоит и другим поможет

4. Кто помогает Ивану-царевичу найти Василису Премудрую?

Ивану-Царевичу помогали:

Дедушка, медведь, заяц, селезень и щука.

5.  Найдите в сказке фрагменты, которые читаются ритмично, как стихотворение, и подумайте, зачем они введены в сказку. Например: «Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди… »

«- Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила»

«ты бы меня прежде напоила, накормила, в бане выпарила, тогда бы и спрашивала. «

«в бане выпарила, напоила, накормила, в постель уложила»

» Трудно её будет достать, нелегко с Кощеем сладить: его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный, как свой глаз, бережёт. «

«Долго ли, коротко ли, дошёл туда Иван-царевич, видит – стоит, шумит высокий дуб, на нем казённый сундук, а достать его трудно. «

«Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть. «

«Иван-царевич пошёл в Кощеевы палаты белокаменные. Выбежала к нему Василиса Премудрая, поцеловала его в сахарные уста. «

6.  Обратите внимание на то, как начинается и завершается сказка. Есть ли у неё присказка, зачин, концовка? Есть ли повторы, эпитеты, гиперболы и какую роль они выполняют?

Сказка содержит в себе традиционные элементы. ‘Гак, сказка начинается так: «В неком королевстве. . . ». Это зачин. Л завершается так: «И стали они жить дружно, в любви и согласии». Это называется концовка.

В притче встречаются повторы. Например, ква-ква, подумал-подумал, царство- государство, кости-огрызки, мамки-няньки. Есть и эпитеты: тугие луки, буйная голова, столы дубовые, скатерти кружевные, белоснежные лебеди. Встречаются и гиперболы: махнула левым рукавом – сделалось озеро; железные сапоги и хлеба.

Все художественные средства делают повествование образнее, интереснее, ярче и конкретнее.

7. Можно ли считать незаслуженно забытыми слова: печалиться, тужить, кручиниться, слово мудрёное, молвить, дивиться, снарядиться? Подберите к ним синонимы.

Да, слова забыты

Синонимы:

  • огорчаться
  • переживать
  • сложное
  • говорить
  • удивляться
  • собраться

8.  Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

Главные герои — Иван-царевич и Василиса Премудрая (Царевна-лягушка).

В названиях русских сказок можно заметить одну интересную закономерность. Большинство из них, особенно это касается волшебных сказок, сразу в названии указывают и главного героя и главного антигероя, с которым приходится иметь дело герою. В сказке «Царевна-лягушка» главными героями оказываются сама царевна- лягушка, она же Василиса Премудрая и Иван Царевич, который вынужден биться с Кощеем Бессмертным. Причем если в отдельных эпизодах на первое место в повествовании несомненно выходит образ царевны-лягушки, то в целом в сказке главный герой все-таки Иван Царевич.

И тем не менее, сказка не названа «Иван Царевич и Кощей Бессмертный», возможно потому, что эти образы стали уже привычными и не создают оригинальность сказки, а вот образ Царевны-лягушки почти уникален и сразу запоминается. И именно Царевна-лягушка вызывает наибольшие симпатии у читателя сказки.

9. Известно, что сказка «Царевна-лягушка» имеет 24 варианта. Один из лучших вариантов этой сказки включён в вашу хрестоматию. Знаете ли вы другие варианты? Какая между ними разница?

Действительно у сказки «Царевна лягушка» есть множество вариантов, которые отличаются в деталях, но обладают одной и той же сюжетной линией. Например чаще всего братья стреляют из луков, но есть вариант, когда используется самострел. Часто появляется в сказке старичок, который направляет Ивана подарив ему волшебный клубок, но в некоторых вариантах сказки его нет и Иван напрямую выходит к Бабе-Яге. Есть варианты сказки в которых даже нет Кощея, а есть некий таинственный жених, к которому улетает превратившись в лебедя Василиса и тогда Ивану приходится заручиться поддержкой сразу трех баб Яг, а вот помощь животных ему тогда не требуется.

10. В электронном приложении найдите сказку «Чего на свете не бывает». Прочитайте её. Определите, к какому виду сказок она относится. Над кем она «смеётся»?

План-конспект урока по литературе (5 класс) на тему: Народная мудрость в сказке «Царевна-лягушка»

Стуруктура

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

Ответное приветствие

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Постановка цели

*Мотивация учебной деятельности. Загадочная пауза

Домик маленький, а в нём
Уместились впятером:
Мышь, лягушка, волк с лисой,
Зайчик был ещё косой.
А медведь к ним влезть не смог
И разрушил… (теремок).

***
Посмотри-ка, на печи
Наш герой по снегу мчит.
Он «по щучьему веленью»
Рад безделью, дружит с ленью.
Догадаться вы успели?
Это сказка про … (Емелю).

***

Выросла она когда-то
Преогромной — в три обхвата!
И её, как пишет книжка,
Помогала вырвать мышка.
Если б не тянули крепко,
Кашки не было б из … (репки).

*Эвристическая беседа

— Что объединяет все эти загадки? (сказки)

— Кто может ответить, что такое сказка? (произведение фантастического характера)

-На какие группы сказки можно разделить? (бытовые, волшебные, о животных)

-Каковы особенности каждой группы сказок? (в бытовых сказках люди являются главными героями, в сказках о животных – животные, в волшебных сказках  имеются чудесные предметы и герои)

-Чем отличается народная сказка от литературной? (народную сказку создал народ, литературную – написал автор)

*Постановка цели урока

— С каким произведением вы познакомились дома? (русской народной сказкой «Царевна-лягушка)

— Что на уроке мы должны с вами сделать?

-Верно, сегодня на уроке мы должны с вами проанализировать прочитанную вами сказку, выявить, главных героев и их качества, а также узнать, с какой целью русский народ создал данную сказку.

Дети разгадывают загадки

Учащиеся вступают в эвристический  диалог

Формирование учебной цели

Актуализация знаний

— О чем данная сказка?

— Кто является главными героями?

*Работа в парах: составление кластера

   Царь                царские сыновья      Иван-цареви

  медведь                       Герои сказки        Василиса

заяц, селезень,                                       Премудрая

 щука                                                      невестки

                                      Баба-Яга

                                  Кощей Бессмертный

*Фронтальная проверка кластеров

-В соответствии с персонажами произведения определите вид сказки (данная сказка является и бытовой, и о животных, и волшебной)

Составление самостоятельного речевого высказывания

Учащиеся в парах составляют кластер.

Дети высказывают мнение о виде сказки, доказывают собственное мнение

Первичное усвоение знаний

Перспективное домашнее задание

*Эвристическая беседа

-С чего начинается сказка? (царь велел сыновьям жениться)

-Почему царские сыновья безропотно выполнили волю своего батюшки? (в древности дети беспрекословно выполняли любую волю родителей, старших уважали, слушали)

-Куда попала стрела Ивана-царевича? (в болото)

-Почему не отказался жениться на лягушке? (выполнял родительскую волю)

— Какие испытания приготовил царь для своих невесток? (сшить рубашку, испечь хлеб, показать себя в обществе на пиру)

-Какая цифра встречается? (3)

-Вы заметили, что во многих сказках русского народа встречается данная цифра. Как вы думаете, почему?

Предлагаю дома вам найти ответ на данный вопрос.

— Что произошло после пира? (Иван-царевич сжег лягушачью шкурку)

— Почему Иван-царевич так поступил?  Какое качество характера можно увидеть? (эгоизм, т.к. в первую очередь подумал о себе)

*Словарная работа

Эгоизм — себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих

*Фронтальная проверка найденной информации

-Эгоизм является положительным или отрицательным качеством характера? Почему вы так считаете? Докажите свое мнение, примерами из жизни, литературных произведений.

— Как царский сын искупил свою вину? (пришлось долго странствовать, пройти множество испытаний, прежде чем он нашел свою жену)

Учащиеся вступают в эвристический  диалог, при необходимости обращаются к тексту учебника

Индивидуальная работа со словарем

Построение самостоятельного речевого высказывания

Проверка понимания

*Работа над проблемным вопросов , работа в группах

-Почему народ создал сказку «Царевна-лягушка».

(старших нужно слушать и уважать, в семье нельзя думать только о себе)

*Фронтальная проверка

Учащиеся работают в группах, создают тезисы к сказке

Закрепление

*Рефлексивная беседа

— О какой сказке мы говорили на уроке?

-Вид данной сказки?

-Какова история Ивана-царевича и Василисы Премудрорй?

— Чему учит нас сказка?

Дети отвечают на вопросы

Информация о домашнем задании

Домашнее задание дается на выбор.

1.Подготовить сообщение о значении цифры 3 в русских народных сказках

2.Нарисовать иллюстрацию к произведению.

3.Подготовить творческий пересказ от лица Василисы-Премудрой (девочкам), Ивана-царевича (мальчикам)

Учащиеся записывают домашнее задание

Рефлексия

*Закончи фразу

— Изучаемая тема побудила меня задуматься о …;

-Я почувствовал (а)…;

-Мне было трудно…

Дети анализируют урок

Тест по литературе (5 класс) по теме: Тест. Русские народные сказки. «Царевна-лягушка»

№  задания

задания

баллы

А 1

Жанр устного народного творчества, занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях:

  1. загадка;
  2. колыбельная песня;
  3. сказка:
  4. потешка

 

1

А2

В какой строчке  правильно указаны виды сказок:

1. сказки о животных, волшебные сказки, сказки о растениях;

2. волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных;

3.  бытовые сказки, волшебные сказки, сказка «Царевна – лягушка»

1

А 3

«Жили – были старик да старуха…» — это:

  1. присказка;
  2. зачин;
  3. эпитет;
  4. концовка

1

А 4

К какому виду сказок принадлежит  сказка «Царевна – лягушка»:

  1. бытовая сказка;
  2. волшебная сказка;
  3. сказка о животных;
  4. сказка о  добре и зле  

1

А 5

Главной  идеей  сказки «Царевна – лягушка» является:

  1. герои добиваются победы добра и  справедливости, преодолев различные испытания;
  2. Василиса Премудрая    лучше всех  выполнила три приказа царя;
  3. Иван – царевич сжег лягушачью кожу

1

В1

Кому принадлежат слова:  

Сказка  — ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

_________________________________________________

2

В2

Укажите художественное средство, помогающее описать образ Василисы  Премудрой ( «красная девица»

3

В 3

Какие  животные  помогали Ивану – царевичу?

__________________________________________

2

В 4

Какие черты характера  Ивана – царевича  помогли  отыскать Василису Премудрую?

3

С1

Чему учит сказка «Царевна – лягушка» ?

максимально 13 баллов

Leave a Reply