Сказка

Каша из топора сказка 2 класс: Урок по литературному чтению «Каша из топора» 2 класс – План-конспект урока по чтению (2 класс) по теме: Русская народная сказка «Каша из топора» 2 класс

Урок по литературному чтению «Каша из топора» 2 класс

Разработка урока по литературному чтению 2 класс

Тема: «Каша из топора» — русская народная бытовая сказка.

Цель: познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой.

Задачи:

    • отрабатывать навыки выразительного чтения.

    • обогащать речь учащихся.

    • учить работать с текстом.

    расширение и обогащение словаря учащихся.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: 

1) Учебник: Литературное чтение. Родная речь для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва «Просвещение» 2009 год.

2) Рисунки учащихся к сказке «Лиса и Журавль».

3) Аудиозапись для физ.минутки.

Оформление доски:

«Каша из топора» — русская народная бытовая сказка.

Около кола – колокола,

И на колах – колокола.

Служивый – солдат, военнослужащий.

Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время.

Изба

– деревянный, крестьянский дом.

Вдоволь – достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовой.

Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.

Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли – если бы.

Этакую – такую.

Смётка – смекалка.

А)Догадка и смекалка не хуже разума.

Б)Смётка дороже всего.

В)Глупый киснет, а умный всё промыслит.

Ход урока:

I.Организационный момент.

— Проверьте готовность к уроку литературного чтения.

II.Речевая разминка.

— Сегодня на речевой разминке мы будем произносить скороговорку, которая написана на доске:

Около кола – колокола,

И на колах – колокола.

— Вспомним, как работаем со скороговоркой.

— Первый раз читаем медленно, потом чуть быстрее, ещё быстрее, очень быстро.

— Самое главное, правильно произносить все слова.

— Потренируемся сначала хором, затем индивидуально.

III.Проверка домашнего задания.

Детям было задано перечитать сказку «Лиса и Журавль» и подготовить иллюстрацию понравившегося отрывка.

На магнитной доске (заранее) вывешиваются рисунки учеников. Дети зачитывают отрывки к своим иллюстрациям (2-3 человека).

IV.Самоопределение к деятельности.

Учитель:

— Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем?

Ученик:

— Волшебные, о животных, бытовые.

Учитель:

— О чём рассказывают бытовые сказки?

Ученик:

— В бытовых сказках говориться о бедных или богатых людях.

Учитель:

— В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

— Сегодня мы познакомимся с одной такой сказкой. Откройте учебники на странице 44, прочитайте название сказки.

Ученик:

— Каша из топора.

Учитель:

— Можно ли по названию сказки определить главных героев?

Ученик:

— Можно предположить, что это будут деревенские жители: топор используют, чтобы рубить дрова, а дрова используют в деревне.

V.Изучение нового материала.

1)Текст читают хорошо читающие дети, по ходу чтения ведётся словарная работа. Слова выписаны на доске.

Служивый – солдат, военнослужащий.

Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время.

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Вдоволь – достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовой.

Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.

Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли – если бы.

Этакую – такую.

Смётка – смекалка.

2)Первичная проверка понимания текста.

— Понравилась сказка? Чем понравилась?

— Удивило ли вас название сказки? О чём вы подумали, когда прочитали его?

— Зачем солдат постучал в избу?

— Кто там жил?

— Что попросил солдат у старухи?

— Как старуха отреагировала на просьбу солдата?

— Что придумал солдат?

— Что он сначала попросил у старухи?

— А потом?

— Что получилось у солдата сварить из топора?

— Какой показана старуха в сказке?

— Каким – солдат?

— Почему он так поступил?

VI.Физ.минутка.

— Сделаем небольшую паузу. Выполним упражнения под музыку.

VII.Закрепление изученного материала.

1)Работа над пословицами (на доске).

— Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.

— Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?

А)Догадка и смекалка не хуже разума.

Б)Смётка дороже всего.

В)Глупый киснет, а умный всё промыслит.

Ученик:

— Лучше всего по смыслу подходит вторая поговорка – смётка дороже всего.

В сказке идёт речь не о том какой солдат умный, а о том, что смекалка помогает ему выжить в тяжёлых условиях, когда нет еды, одежды, денег и т.д.

2)Повторное чтение.

Учащиеся читают сказку по цепочке, после по ролям.

— Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. Прочитайте в тексте.

— И как лицемерно отвечает ему старуха. Прочитайте.

— За ласковыми словами кроется подтекст. Эмоции не всегда выражаются прямолинейно, их можно выявить через поступки персонажей.

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

— Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.

3)Работа с иллюстрацией.

— А ещё эмоции можно изобразить на иллюстрации.

— Рассмотрим иллюстрацию на странице 45.

— Какие строчки из сказки подходят к иллюстрации?

Ученик:

Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

Учитель:

— Объясните, почему именно эти строки выбрали? Какие эмоции можно увидеть?

Ученик:

— Солдат пробует ложкой кашу. Руку отвёл в сторону, показывает как ему вкусно. Старуха стоит удивленная. Руки сложила под подбородком, рот открыла.

4)Работа над текстом.

— Возьмите простые карандаши и подчеркните слова в тексте, с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев.

Притомился солдат в пути, есть хочется – состояние усталости.

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой – пожадничала и решила обмануть.

Глядит старуха, оторваться не может – сильное удивление у старухи.

А солдат ест, да посмеивается – про себя смеётся над глупостью и жадностью старухи. Относится к старухе с иронией (скрытая насмешка).

Учитель:

— С симпатией в сказке изображен бывалый солдат, который умеет суп варить из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть глупую старуху. Служивый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуации. И в этом обнаруживается ирония.

— Дайте характеристику солдату. Какой он? (Вопрос можно прочитать в учебнике на стр. 47.)

  • Смекалистый

  • Рассеянный

  • Находчивый

  • Добрый

  • Смелый

Ученик:

— Смекалистый солдат, потому что сообразил, как кашу сварить «из ничего», перехитрил старуху. Также можно его назвать находчивым. Он не стал старуху упрашивать дать ему поесть, сам придумал, как выйти из ситуации. Ещё солдата можно назвать добрым. Он ни одного слова плохого не сказал старухе, вежливо, по-доброму с ней обращался.

— Что вы можете сказать о старухе? Какая она? Выберете:

  • Добрая

  • Жадная

  • Весёлая

  • Умная

Ученик:

— Про старуху можно сказать, что она жадная и глупая. Она так и не поняла, что обманула сама себя.

VIII.Рефлексия.

— С какой новой сказкой познакомились на уроке?

— Что в сказке фантастическое (сказочное), а что действительно могло случиться в жизни?

Ученик:

— Сказочное, что солдат сварил кашу из топора, что старуха разрешила в своём доме хозяйничать совершенно незнакомому, постороннему человеку.

— Реальное то, что солдат шёл на побывку, остановился на ночлег, что его кормить не хотели, старуха, живущая в деревне. Солдат мог перехитрить старуху.

Учитель:

— Добился ли солдат своего? Что ему помогло?

Ученик:

— Да, добился. Хотел поесть и поел. Помогла ему смекалка, доброе обращение со старухой, вежливость. Наказал старуху за жадность.

Учитель:

— Прав ли солдат?

Ученик:

— Так поступать солдата жизнь заставила, иначе от голода бы умер.

Учитель:

— Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?

Ученик:

— Сказитель на стороне солдата. Какие бы трудности не свалились на солдата, он не унывает. Находит выход из любой ситуации. Жадность и глупость должны быть наказаны. Только старуха этого не поняла. Солдат очень симпатичен сказителю.

IX.Домашнее задание.

Домашнее задание: подготовиться к чтению по ролям.

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ.

Класс: 2

Тема урока: «Каша из топора» — русская народная бытовая сказка.

Тип урока:

Это седьмой урок в системе. На первых уроках происходит знакомство со статьёй Ю.Коваля «Сказки», а также со стихами Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт…». На следующих уроках изучаются русские народные сказки о животных.

На первых уроках формируется понятия «что такое сказка», «почему все любят сказки», «чему учат сказки». На последующих уроках формируется понятие «сказки о животных». Седьмой урок посвящен изучению понятия «бытовая сказка». Далее дети знакомятся с волшебной сказкой. На протяжении всех уроков продолжается работа над умением выразительно читать. На обобщающем уроке, дети имеют возможность продемонстрировать свои знания и умения.

Цель урока познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора» была достигнута.

Задачи урока также были решены: отрабатывались навыки выразительного чтения. На доске были выписаны слова, которые на сегодняшний день редко употребляются, проводилась работа по разъяснению смысла этих слов. Тем самым расширялся словарный запас учащихся, и обогащалась их речь. На уроке отрабатывалось умение работать с текстом, находить нужный ответ.

Цели и задачи урока были достигнуты. Цель оправдана содержанием программы, художественной природой произведения, возрастом класса. Учитель опирается на уже имеющиеся знания учеников. На этом фоне вводится новое понятие – бытовая сказка.

В ходе урока формируются читательские и речевые умения и навыки (рассмотрены после анализа). Отрабатывается навык выразительного чтения, ролевое чтение. Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.

На уроке анализируется сказка достаточно подробно. Анализ отвечает требованиям.

Вопросы задаются аналитического, поискового характера, обеспечивающие вычитывание подтекстовой информации.

Работа на уроке была достаточно четко продумана, каждый вопрос раскрыт и объяснен. Этому способствовал продуманный план урока. Урок прошел в приподнятой эмоциональной атмосфере, поэтому степень активности детей достаточно высока. Этому способствовали самые разнообразные формы работы со сказкой.

Учитель: Репринцева В.В.

28«сентября» 2015 г.

Анализ урока по литературному чтению во 2 «Б» классе по теме:

«Каша из топора» — русская народная бытовая сказка».

Урок построен методически грамотно. Один из этапов урока вытекает из другого. Все учащиеся вовлечены в активную деятельность с первых минут урока. С целью предупреждения ошибок и формирования правильности чтения учитель перед чтением использует различные упражнения. Чтения текста осуществляется небольшими фрагментами. Умело организуется на уроке инсценирование фрагмента текста. На уроке было опрошено большое количество учащихся. Учитель хорошо подобрал вопросы для анализа произведения, которые помогли детям лучше понять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Оценена работа учащихся на уроке. Урок прошел в спокойной, комфортной обстановке. Цели урока достигнуты.

Учитель (методист)_____________________ Лобос С.А.

План-конспект урока по чтению (2 класс) по теме: Русская народная сказка «Каша из топора» 2 класс

Урок литературного чтения во 2-Г классе

Урок №17                01.10.2018 г.

Тема: «Каша из топора» (русская народная сказка).

Цели урока:

  1. Познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора»;
  2. Отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащения речи учащихся; учить работать с текстом, кроссвордом.
  3. Развивать мышление, внимание, память.

Задачи:

1.Мотивировать к учебной деятельности при знакомстве с планом урока и содержанием.

2.Учить обрабатывать полученную в процессе чтения и анализа информацию для решения конкретных задач, встречающихся в жизни.

3.Доносить свою позицию до других детей, высказывая свою точку зрения и пытаясь её обосновать, приводя аргументы.

Планируемые результаты:

 Предметные:

Выделять суть нравственных поступков героев, видеть мотивы поведения героев. Формировать собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности. Давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественного произведения

Личностные:

Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе. Проявление творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные.

Познавательные умения: применять методы информационного поиска.

Регулятивные умения: самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения.

Коммуникативные умения: слушать и вступать в диалог; участвовать в групповом обсуждении вопросов; организовывать работу членов группы, корректировать и оценивать их действия.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Слайд 1
  2. Проверка домашнего задания.

Проверим знание текста. Я зачитаю отрывки из предложений, вы их отыщите и прочитаете полностью.

а) Вот вздумала  лиса…

б) А лиса наварила…

в) Журавль стук-стук…

г) А лисица лижет…

д) На другой день…

е) И так зайдёт…

ж) Думала, что наестся…

  • Как вы думаете, почему дружба у лисы с журавлем не получилась?

Давайте придумаем, как помирить наших героев?

— Выразительное чтение, рисунок.

         III.   Постановка цели урока.

— Любите ли вы сказки? Когда – то давно сказки только рассказывались вслух, никто их не записывал. И когда появилась сказка точно нельзя сказать, но все это время она жила в народе, рассказывалась и учила подрастающее поколение. Слайд 2 « Сказка ложь, да в ней намек — добру молодцу урок »

— Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем?

—  Да сказки бывают разные. Есть сказки волшебные,   (Слайд 3 )     в них обязательно должны быть чудеса, о животных    

в таких сказках животные могут говорить, ходить друг к другу в гости,

есть бытовые сказки , в которых описывают жизнь простых людей.

     

Бытовые сказки появились позже всех. События в них происходят в повседневной жизни. В этих сказках говорится о бедных или богатых людях. Высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и восхваляется доброта, ум, смекалка бедных. Герой в этих сказках всегда веселый, находчивый, ловкий.

— Сегодня мы будем работать с русской народной сказкой «Каша из топора»

(Слайд 4 )    Русская народная сказка «Каша из топора»

IV.Изучение нового материала.

1. Словарная разминка.                                                 (Слайд 5)    

Побывка – недолгое пребывание на родине.

Служивый – солдат.

Притомиться – устать.

2.Читают подготовленные дети, словарная работа.

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Вдоволь – достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлебка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовкой.

Сдобрить – прибавить к еде чего-нибудь, для вкуса.

Котел – большой металлический сосуд для варка пищи.

Коли – если бы

Этакую – такую.

Сметка – смекалка.

ФИЗМИНУТКА)    

3. Первичная проверка понимания:

  • Понравилась сказка? Чем понравилась?
  • Зачем солдат постучал в избу?
  • Кто там жил?
  • Что попросил солдат у старухи? (Найти и прочитать)
  • Как старуха отреагировала на просьбу солдата? (Прочтите)
  • Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? (котёл) А потом?  (соль, крупа, масло)
  • Что получилось у солдата сварить из топора?      (каша)
  • Какой показана старуха в сказке? А почему старуха, у которой «всего вдоволь», «прикинулась» сиротой . Каким – солдат?
  • Почему он так поступил?
  • Добился ли солдат своего? Что ему помогло? (Слайд 8 )    

 V.ФИЗМИНУТКА

VI. Закрепление знаний.

  1. Работа с пословицами.  

-Прочитайте пословицы, которые записаны. Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?

  • Догадка и смекалка не хуже разума.
  • Сметка дороже всего.
  • Глупый киснет, а умный всё промыслит.

2.Повторное чтение.

Дети читают по цепочке, по ролям.

3.Работа над текстом.

— Найдите в тексте предложение в котором говориться что за предмет приметил солдат. (соотнеси с картинкой) (Слайд 9 )    

— Какую ошибку допустил художник. (Слайд 10 )  

   

  1. Работа с тетрадью.

      — Разгадать кроссворд (топор, вода, соль, крупа, масло) (Слайд 11 )

1

 

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

  VII. Итог  урока .

1. Беседа.

-Какой тебе показалась эта сказка? (Слайд 12 )    

— Прав ли солдат?

— Как вы думаете на чьей стороне сказитель?

— Почему сказка заканчивается словами «А солдат ест да посмеивается», над кем он посмеивается?

-Чему учит сказка? Какова её основная мысль?

(Сказка учит быть находчивым, смекалистым, решительным, щедрым

и высмеивает жадность, лень.)

   

VIII. Домашнее задание.

  1. Подготовиться к чтению по ролям. Стр.44-47.

Разработка урока литературного чтения 2 класс по теме: «Каша из топора»

Конспект урока во 2 классе по теме: «Каша из топора»

(русская народная сказка), демонстрирующий обоснованное и эффективное использование учителем начальных классов

МАОУ СОШ №1 Демченко Е.А. здоровьесберегающих технологий, технологии продуктивного чтения и проблемное обучение в образовательном процессе.

Тип урока: Урок – диалог.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с новым видом сказок (бытовой) на примере сказки «Каша из топора»;

  • отрабатывать навыки выразительного чтения;

  • обогащать речь учащихся, развивать мышление, внимание, память.

создание условий для самостоятельного формулирования детьми идеи сказки.

Задачи:

1) обучать детей осмысленному и вдумчивому чтению, стимулирующему к работе на уроке учащихся разного уровня мышления, имеющих различный словарный запас;

 2)развивать способность детей высказать собственное мнение по определенному вопросу, использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли;

 3)воспитывать у детей чувство помощи, сопереживания, великодушия, привитие духовно – нравственных ценностей, как основы личностной компетентности.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: умеют ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать, умеют оценивать поступки героев.

Метапредметные:

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3.  Находить ответы на вопросы в тексте.

Личностные УУД:

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2.  Учиться работать по предложенному учителем плану.

Методы и приёмы обучения: Проблемный, частично-поисковый. выборочное и выразительное чтение.

Формы обучения: Индивидуальная, фронтальная, коллективная.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник «Литературное чтение» для 2-го класса (авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.

План урока:

I. Организация начала урока. ( 1 мин.)

II. Актуализация знаний. ( 2мин.)

III. Изучение нового материала. ( 15 мин.)

IV. Физминутка (3 мин.)

V. Закрепление изученного материала. ( 10 мин.)

VI. Итог урока. ( 5 мин.)

VII. Домашнее задание. ( 2 мин.)

VIII. Рефлексия урока.( 2 мин.)

Ход урока.

I. Организация начала урока.

 Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, а теперь подарите ваши улыбки учителю. Спасибо.

II. Актуализация знаний.

— Какую тему изучали на уроке литературного чтения? (Устное народное творчество.)

— Какие жанры относятся к устному народному творчеству? (Пословицы, песни, сказки, поговорки.)

III. Изучение нового материала.

1. Прогнозирование темы и жанра произведения, изучаемого на уроке.

На доске запись: Обман – это . . .

Задание: Прочитайте предложение на доске. Как вы понимаете его смысл? (Ребята высказывают своё мнение.)

Задание: Прочитайте название произведения, рассмотрите иллюстрацию к тексту, определите, к какому жанру относится данное произведение?

— Что удивило вас в названии сказки?

— В каком домике будут жить герои этой сказки? (В избушке.)

— Какие предметы на иллюстрации доказывают, что это бытовая сказка?

2. Первичное восприятие произведения.

Сказку читает ученик.

    Задание перед чтением: Что заинтересовало вас в этой сказке?

Дети читают сказку про себя.

            Задание перед чтением: Найдите слова, которые нуждаются в объяснении

3. Словарная работа.  

    Как вы понимаете значение слов: ПОБЫВКА, ПРИТОМИЛСЯ, ЧУЛАН,

СДОБРИЛ, ДОРОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК, ВДОВОЛЬ. (Если ученики затрудняются ответить, помогает учитель.)

Проблемный анализ произведения.

— Как вы считаете, старуха – жадный человек или экономная хозяйка?

— Солдат положительный или отрицательный герой?

— правильно он поступил, обманув старуху?

IV. Физминутка.

V. Закрепление изученного материала.

1. Анализ художественных образов.

а)Работа по вариантам.

— Пересмотрите сказку и найдите, как по-разному  называют:

             I в. – СТАРУХУ (сирота, хозяйка, старуха)

             II в. – СОЛДАТА (дорожный, служивый добрый человек)

— Сколько раз повторяется в сказке слово старуха? Зачем автор это делает?

                б) Дайте характеристику главным героям.

            Девочки – СОЛДАТУ.

            Мальчики – СТАРУХЕ.

Используйте задание на стр. 47 учебника.  

             3. Запишите черты характеров героев в свою тетрадь, разделив их на положительные и отрицательные.

2. Стилистический анализ сказки.

— Как народ относится к своим героям?

     — Какими словами он их описывает?

— Что в сказке фантастическое, а что действительно могло случиться в жизни?

— Перечитайте сказку ещё раз и придумайте свои вопросы по содержанию.

1 ряд – С вопросом КАК? – Как солдат начал варить кашу?

                                            — Как солдату удалось выпросить соль?

— Как старуха следила за солдатом?

2 ряд – С вопросом ЧТО?-  Что приметил солдат под лавкой?

                                             — Что говорила старуха, когда ела кашу?  

3ряд – С вопросом ГДЕ?  — Где остановился солдат?

                                            — Где хранила старуха крупу?

— Чему учит эта сказка?

— Какова её идея?

VI. Итог урока.

1. Прочитайте шифрограмму.

СМЁТКАДОРОЖЕБОГАТСТВА

— Что прочитали? (пословицу.)

— Объясните смысл этой пословицы.

— Можно ли солдата назвать обманщиком?

2. Ответьте на задание, которое я дала в начале урока. Что такое обман?

Версии детей:

1.Обман – это хитрость.

2. Обман – это неправда, чтобы добиться желаемого.

3. Обман – это жульничество.

4.Обман – это смекалка, фантазия

3. Найдите значение этого слова в словаре.

ОБМАН – ЗАБЛУЖДЕНИЕ,

ОБМАНУТЬ – ПОСТУПИТЬ НЕДОБРОСОВЕСТНО,

НАРУШИТЬ ОБЕЩАНИЕ.

— Это положительная черта характера или отрицательная?

VII. Домашнее задание.

Научитесь читать эту сказку по ролям.

VIII. Рефлексия урока.

— А теперь встали те, кто активно работал на уроке.

— Теперь садитесь те, кто понял смысл этой сказки.

— А теперь похлопайте, кому понравилась эта сказка.

Конспект урока литературного чтения «Каша из топора» 2 класс

Урок литературного чтения во 2 классе

Учебник: Литературное чтение.2 класс 1 часть Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.,Виноградская Л.А., Бойкина М.В. Москва «Просвещение» 2012 год.

Тема: Сказка «Каша из топора»

Цель урока:

Задачи:

-учить обрабатывать полученную в процессе чтения и анализа информацию для решения конкретных задач, встречающихся в жизни;

— отрабатывать навыки выразительного чтения;

— расширение и обогащение словаря учащихся;

— осознавать и объяснять своё эмоциональное отношение к происходящему в сказке;

— воспитывать у детей чувство помощи, сопереживания,

великодушия, привитие духовно – нравственных ценностей, как основы

личностной компетентности.

Познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора»

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Выделять суть нравственных поступков героев , видеть мотивы поведения героев.

2.Формировать собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности.

3.Давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественного произведения

Личностные:

  1. Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.

  2. Проявление творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные.

Познавательные умения:

  1. Применять методы информационного поиска.

Регулятивные умения:

  1. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.

  2. Формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения.

Коммуникативные умения:

  1. Слушать и вступать в диалог.

  2. Участвовать в групповом обсуждении вопросов.

  3. Организовывать работу членов группы, корректировать и оценивать их действия.

  4. Оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок!

II. Речевая гимнастика:

Читай скороговорку быстро, не ошибайся.

Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.

III. Проверка домашнего задания.

Пересказ сказки «Лиса и журавль», подбор пословиц и поговорок к сказке.

IV.Постановка цели урока.

Когда появились сказки?

— Чему учат сказки?

-Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем? — Да сказки бывают разные.

Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса, о

животных ,в них животные могут говорить, ходить друг к другу в гости, есть

бытовые сказки , в которых описывают жизнь простых людей.

Бытовые сказки появились позже всех..

События в них происходят в повседневной жизни. В этих сказках говорится о бедных или богатых людях.

Высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и восхваляется доброта, ум, смекалка бедных. Герой в этих сказках всегда веселый, находчивый, ловкий.

— Сегодня мы будем работать с русской народной сказкой, а вот название этой сказки вы узнаете выполнив задание:

НМПРТТКАШАРБДТБДЖИЗКБДДЖРГТОПОРАЗЩШГ.

(Найти название сказки среди букв)

— Верно, «Каша из топора».

— Предположите, какие события могут быть в этой сказке?

V.Изучение нового материала.

1. Словарная работа.

Побывка – недолгое пребывание на родине.

Служивый – солдат.

Притомиться – устать.

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Вдоволь – достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлебка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовкой.

Сдобрить – Прибавить к еде чего нибудь, для вкуса.

Котел – большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли – еслибы

Этакую – такую.

Сметка – смекалка.

2.ФИЗМИНУТКА .

На горе стоит лесок

(круговые движения руками)

Он не низок не высок

(сесть, встать, руки вверх)

Удивительная птица подает нам голосок

(глаза и руки вверх, потянуться)

По тропинке два туриста

Шли домой издалека

(ходьба на месте)

Говорят:«Такого свиста,

Мы не слышали пока»

(плечи поднятью)

3. Первичная проверка понимания:

Понравилась сказка? Чем понравилась?

Ваши предположения о событиях в сказке подтвердились?

— Зачем солдат постучал в избу?

— Кто там жил?

— Прочитайте из текста:

-Что попросил солдат у старухи?

-Как старуха отреагировала на просьбу солдата?

-Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? А потом?

-Что получилось у солдата сварить из топора?

Какой показана старуха в сказке? А почему старуха, у которой «всего вдоваль», «прикинулась» сиротой.

Каким показан солдат?

-Почему он так поступил?

-Добился ли солдат своего? Что ему помогло?

VI. Закрепление знаний.

  1. Работа с пословицами.

-Прочитайте пословицы, которые записаны. Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?

2.Повторное чтение.

Дети читают по цепочке, по ролям.

3.Работа над текстом.

— Найдите в тексте предложение в котором говориться что за предмет приметил солдат.

— Какую ошибку допустил художник.( Работа в группах. Класс разделен на 5 групп. Каждой группе даны разные картинки. Нужно найти ошибки. Затем представить свою работу классу)

  1. Работа в парах

— Разгадать кроссворд ( топор, вода, соль, крупа, масло)

VII. Итог урока .

— С какой сказкой познакомились на уроке?

— К какому виду она относится?

— Что узнали о бытовых сказках?

— Прав ли солдат?

— Как вы думаете на чьей стороне сказитель?

— Почему сказка заканчивается словами «А солдат ест да посмеивается» над кем он посмеивается?

VIII. Домашнее задание.

Составить рассказ от имени солдата.

План-конспект урока по чтению (2 класс) по теме: конспект открытого урока по литературному чтению «Каша из топора» Русская народная сказка

Урок литературного чтения во 2 «а» классе.

Тема: «Каша из топора» (русская народная сказка).

Предметные цели урока:

  1. Познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора»;
  2. Отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащения речи учащихся; учить работать с текстом;
  3. Развивать мышление, внимание, память.
  4. Метапредметные результаты:
  • Формирование грамотного чтения, как основы информационной компетентности
  • Формирование учебного сотрудничества , как основы коммуникативной             компетентности.
  • Привитие духовно – нравственных ценностей ,как основы личностной компетентности.

Тип урока: ОНЗ

Технология: Личностно – ориентированного  обучения, направленного на культурологический подход

Методы и приемы: Проблемный, диалоговый , игровой , опорных знаков. Словесные,  наглядные, работа с учебником.

Оборудование: проектор, экран, учебник С.Д. Корген-оол, О.О. Иргит « Литературное чтение», Кызыл – 2013.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Речевая разминка

— На уроке литературного чтения мы много читаем. Чтобы полготовить наши язычки, проведём речевую разминку.

  • медленно, постепенно убыстряя темп
  • Начинаем читать с  шёпота, переходя к громкому чтению
  • Читаем громко, переходя к шёпоту
  • Начинаем читать быстро, постепенно переходим к медленному чтению

— Наши язычки готовы к уроку чтения? (Да, готовы)

 «Про кашку»

Кашка-малашка

(Левая ладонь изображает миску)

Ты так хороша

(указательным пальцем правой руки мешаем «кашку»

Если добавить стакан молока

(Пальцами проавой руки «держим стакан»

Сахар и соль понемножку клади

(пальцы правой «солят» кашку

Кашку-малашку мы детям дадим

(изображаем кормление)

  1. Постановка цели урока. 

— Вы знаете, из какой крупы варят каши?

Например, из овсянки, (из гречки, манки, пшена…)

1. Загадки.

До обеда сгоряча

поработает с плеча

и в итоге будь здоров,

наломает столько дров (топор)

-Это топор.

 Для чего нужен топор? (дрова рубить)

—  Вы догадались, про что мы будем говорить на этом уроке?

– Про топор, про кашу.

  1. Открытие новых знаний

1).  Приём антиципации.

-Да, сегодня мы будем читать о том, как один солдат кашу из топора сварил. Хотите о нём узнать? Говорят, славная  каша получилась!  (Да, хотим.)

— А так бывает, чтобы кашу из топора варили? ( Нет, топор не варят.)

—  Посмотрите на следующий слайд и скажите,

 какие виды сказок мы знаем? Например чудеса происходят? (Волшебные)

— о животных

Учитель: (бытовые сказки — говорится о жизни простых людей)

— Сегодня мы будем работать с русской народной сказкой «Каша из топора»

2.                 Словарная разминка.                                                

Деревня – бичии суур

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Горшок – посуда для варки еды,каши

Посмеивается – каттырып каап орган

Лень –чалгаа чорук

Смекалка-тывынгыр чорук

Находчивость – сагынгыр чорук

Удача – чогунгур чорук

  1. Работа над произношением

Шёл, солдат, деревня, хозяюшка, топор, положить, попробовал, ест да посмеивается

  1. Музыкальная физминутка  (танцы)    или физминутка про оловянного солдатика

«Стойкий солдатик»

  На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу левую — к груди,

Да смотри — не  упади.

А теперь постой на левой,

Будто ты солдатик смелый.

6). Чтение сказки «Каша из топора» учителем.

7). Чтение сказки учащимися: жужжащее чтение; выборочное чтение;

8). Первичная проверка понимания:

 — Понравилась сказка? Чем понравилась?

— Зачем солдат постучал в избу?

— Кто там жил?

— Что попросил солдат у старухи? (Найти и прочитать)

— Как старуха ответила? (Прочтите)

— Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? (топор)

—  А потом?  (крупы, масла, соли)

— Что получилось у солдата сварить из топора?      (каша)

 — Какой показана старуха в сказке? А почему старуха, что у неё ничего нет?  Каким – солдат?

— Почему он так поступил?(Знал, что у хозяйки есть еда.)

— Добился ли солдат своего? Что ему помогло? (Смекалка, находчивость)

9). Приём «Голова-хвосты» (3 предложения)

VI. Закрепление знаний.

Слайды № 14.15,16,17.

  1. Итог урока.

— Чему учит нас эта сказка?

— Каким надо быть, каким нельзя быть???

— С какой сказкой познакомились на уроке? (с русской народной сказкой)

-Какой тебе показалась эта сказка?

— Прав ли солдат?

— Как вы думаете, на чьей стороне сказитель?

— Почему сказка заканчивается словами «А солдат ест да посмеивается» над кем он посмеивается?

— К какому виду сказки относится эта сказка? (бытовая)

— В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

 VIII. Домашнее задание.

IX. А сейчас мы с вами соберем ожерелье настроения.

— У вас на столе лежат полоски: желтая, зеленая, красная  

Другой вариант рефлексии:

  • Я похвалил бы себя за ….

Разработка урока с презентацией 2 класс Каша из топора. Литературное чтение

русская народная сказка «каша из топора»

Цели. Создать условия для ознакомления с понятием «бытовая сказка»; способствовать развитию речи, навыков чтения, умения анализировать текст и пересказывать его.

Планируемые образовательные результаты. Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: читать, выражая настроение произведения; характеризовать героев сказки; соотносить качества героев сказки с их поступками; называть русские народные сказки и их героев; получат возможность научиться: рассказывать сказку по иллюстрации, по плану; соотносить пословицу и сказочный текст, рисунок и сюжет сказки; придумывать свои собственные сказочные сюжеты; самостоятельно оценивать свои достижения.

Метапредметные: познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации; регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективный способ достижения результата; коммуникативные: аргументированно высказывают свою позицию; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера, учатся работать в группах.

Личностные: сравнивают поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливают поступки героев

методы и формы обучения. Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование. Интерактивная доска, компьютер, проектор; домики «Жанры произведений», карточки с заданиями; выставка книг с русскими народными сказками, чугунок, ложка.

Ход урока

I. Организация начала урока.

Внимательно посмотрим друг на друга и улыбнемся. Как стало светло и приятно от ваших улыбок.

II. Актуализация знаний.

– Какую тему мы изучаем на уроках литературного чтения? («Устное народное творчество»). (Слайд 2)

– Какие жанры относятся к устному народному творчеству? (Пословицы, песни, сказки, поговорки, загадки…) (Слайд 2)

Работа в группах.

– Прочитайте первый текст и определите его жанр. (Это загадки). Разгадайте их.

Загадки. (на карточках голубого цвета)

1. Желта мала крошка,

А угодья много в ней:

В воде поварят,

Ребята съедят. (угодья – пользы) (Каша) (Слайд 3)

– А из чего варят каши? (из крупы: гречка, манка, пшено, овсянка…)

2. До обеда сгоряча

поработает с плеча

и в итоге будь здоров,

наломает столько дров (топор)

– Это топор.

– Для чего нужен топор? (дрова рубить)

А вы знаете, что топор появился очень давно. (Слайд №4,5) Топор – инструмент, обычно с металлическим лезвием, жёстко закреплённым на рукоятке, обычно деревянной. Топор обычно применяется в плотницком деле для разрубания или придания формы дереву, а также для сруба деревьев. Топор сохранился в классическом виде практически неизменным до наших дней.

Вы догадались, про что мы будем говорить на этом уроке? ( Про топор, про кашу).

III. Прогнозирование темы и жанра произведения, изучаемого на уроке.

На доске запись: Обман – это…

– Прочитайте высказывание на доске. Как вы понимаете его смысл?

– Прочитайте в книге «Литературное чтение» на с.44 название произведения, (На доску прикрепляется табличка: «Каша из топора») рассмотрите иллюстрацию к тексту, определите, к какому жанру относится данное произведение. (На доску прикрепляется табличка: Сказка). (Слайд 6)

– Как вы считаете, какая это будет сказка? (волшебная, о животных или бытовая). ( На доске к домику прикрепляется табличка: бытовая)

– Какие предметы на иллюстрации доказывают, что это бытовая сказка?

– В каком доме будут происходить события этой сказки? (В избе.)

(В бытовых сказках главные герои люди, действия происходят в обычных домах. В бытовых сказках высмеивают жадность, скупость, глупость, прославляются доброта, ум, смекалка).

– Что удивило вас в названии сказки?

IV. Первичное восприятие произведения.

Задание перед чтением:

– Что удивило?

– О чем подумали?

Сказку читает ученик.

– Понравилась сказка? Чем понравилась?

– Зачем солдат постучал в избу?

– Кто там жил?

– Что попросил солдат у старухи? (Найти и прочитать)

– Как старуха ответила? (Прочтите)

– Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? (топор)

– А потом? (соли, крупы, масла)

– Что получилось у солдата сварить из топора? (кашу)

Словарная работа. (Слайд 7,8)

– Найдите слова, которые нуждаются в объяснении.

– Как вы понимаете значение слов: (Если ученики затрудняются ответить, помогает учитель.)

Побывка – приезд домой на короткий срок (в учебнике с. 213)

Притомился – устал

Служивый – солдат, военнослужащий

Вдоволь – достаточно, много

Поскупилась – пожалеть отдать (дать) что-нибудь, пожадничать

Прикинулась – притворилась

Котёл – большой металлический круглый сосуд для нагревания воды, варки пищи

Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка

Коли (кабы) – если бы

Чулан – помещение в доме, служащее кладовой (в учебнике с. 213)

Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь для вкуса (в учебнике с. 213)

Этакую – такую

Сметка — смекалка

Физминутка

Мы читали и устали

Дружно тихо мы все встали

Мы потопаем ногами,

Мы похлопаем руками,

Покиваем головой.

Дружно руки поднимаем,

А теперь их опускаем.

Мы немножко отдохнём

И опять читать начнём.

V. Проблемный анализ произведения.

Учащиеся читают сказку жужжащим чтением.

Обсуждение в группах. (Вопросы написаны на карточках кремового цвета).

– Как вы считаете, старуха жадный человек или экономная хозяйка?

– Солдат положительный или отрицательный герой?

– Правильно ли он поступил, обманув старуху?

VI. Анализ художественных образов.

1. Работа в группах.

– Пересмотрите сказку и найдите, как по-разному называют: (на карточках серого цвета)

– старуху (хозяюшка, сирота, хозяйка).

– солдата (дорожный человек, служивый, добрый человек).

– Сколько раз повторяется в сказке слово «старуха» (9)? Зачем автор это делает?

2. Характеристика главных героев. (На карточках жёлтого цвета)

– Дайте характеристику главным героям:

1,3 группа – солдату;

2,4группа – старухе.

– Используйте задание 2 и 4 на с. 47 учебника, можете добавить свою версию.

VII. Творческое задание. (на карточках салатового цвета)

1 группа

– Приготовиться к инсценированию сказки

2,3,4 группы

– Восстановить последовательность событий в тексте. ( На карточках салатового цвета написаны предложения)

Шёл солдат на побывку.

Притомился, есть захотел.

В одной деревне постучался в крайнюю избу.

Там жила старуха.

Солдат попросил у неё что-нибудь поесть.

Старуха была скупой и отказала служивому.

А солдат был смекалистым.

Заприметил топор под лавкой и предложил сварить из него кашу.

Старуха удивилась, но согласилась.

Попом солдат выманил у старухи соль, крупу и масло.

Так он сварил кашу.

Славная получилась каша.

VIII. Итоговый анализ урока. Рефлексия учебной деятельности.

– Чему учит эта сказка?

– Добился ли солдат своего? Что ему помогло? (Смекалка, находчивость)

– Каким надо быть, каким нельзя быть?

– Почему сказка заканчивается словами «А солдат ест да посмеивается» над кем он посмеивается? (Слайд 9)

– К какому виду сказки относится эта сказка? (бытовая)

В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

Пословицы. (Слайд 10)

– Прочитайте пословицы.

– Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?

– Догадка и смекалка не хуже разума.

– Глупый киснет, а умный всё промыслит.

– Смётка всего дороже.

– Ответьте на задание, которое мы пытались выполнить в начале урока. Что же такое обман?

Варианты ответов: (Слайд 11)

1. Обман – это хитрость.

2. Обман – это неправда, чтобы добиться желаемого.

3. Обман – это жульничество.

4. Обман – это смекалка, фантазия.

Обман – 1. Введение в заблуждение, поступить недобросовестно по отношению к кому-нибудь. 2. Ложное представление о чём-нибудь, заблуждение.

Сказка – ложь, да в ней намёк нашим деточкам – урок. (Слайд 12)

Рефлексия.

– Выбери и продолжи любое предложение. (на карточках белого цвета)

На сегодняшнем уроке я узнал…

На этом уроке я похвалил бы себя за ……

После урока мне захотелось……

Сегодня я сумел…..

IX. Домашнее задание.

Чтение сказки по ролям.

Сказка. «Каша из топора». 2 класс.

Урок — сказка «Каша из топора».

Цели урока:

  1. Познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора»;

  2. Отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащения речи учащихся; учить работать с текстом;

  3. Развивать мышление, внимание, память.

Задачи:

1.Мотивировать к учебной деятельности при знакомстве с планом урока и содержанием .

2.Учить обрабатывать полученную в процессе чтения и анализа информацию для решения конкретных задач встречающихся в жизни.

3.Доносить свою позицию до других детей, высказывая свою точку зрения и пытаясь её обосновать, приводя аргументы.

4.Осознавать и объяснять своё эмоциональное отношение к происходящему в сказке.

5. Формировать способность к осуществлению сотрудничества, умения договариваться, распределять свою работу.

6.Оформлять свои мысли в устной (на уровне предложения или небольшого текста).

7. Развивать в детях умение высказывать своё мнение, умение принимать мнения.

8. Воспитывать взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом.

9.На примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства.

10.Организовать самостоятельную работу по составлению кластера на главных героев (внешность, поступки и действия)

11.Обеспечить снятие напряжения и усталости при проведении физкультминутки.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Выделять суть нравственных поступков героев , видеть мотивы поведения героев.

2.Формировать собственную позицию в отношении показанных в произведении норм морали и нравственности.

3.Давать оценку морального содержания и нравственного значения действий персонажей при изучении художественного произведения

Личностные:

  1. Ориентироваться в межличностных отношениях при работе в группе.

  2. Проявление творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные.

Познавательные умения:

  1. Применять методы информационного поиска.

Регулятивные умения:

  1. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий.

  2. Формулировать задание, определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения.

Коммуникативные умения:

  1. Слушать и вступать в диалог.

  2. Участвовать в групповом обсуждении вопросов.

  3. Организовывать работу членов группы, корректировать и оценивать их действия.

  4. Оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Ребята, давайте проведем наш сегодняшний урок с улыбкой.

Приветствуют учителя.

Личностные: проявлять интерес к учению;

Регулятивные: нацеливание на успешную работу;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

II Актуализация знаний

  1. Речевая гимнастика.

  1. Проверка домашнего задания.

— Ребята, прочитайте скороговорку про себя:

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

— А теперь, давайте прочитаем хором.

Первый ряд прочитайте с удивлением.

Второй ряд прочитайте весело.

Третий ряд прочитайте грустно.

— Молодцы, ребята.

— Кто хочет прочитать сам правильно, быстро, четко?

— Как оценим ребят?

— Молодцы, ребята, все вы сейчас готовы к работе.

— Какое было домашнее задание?

— Ребята кто хочет прочитать эту сказку по ролям? Сколько там действующих лиц? Назовите их.

-Ребята, как вы оцениваете своих товарищей? Почему вы поставили именно такую оценку?

— Давайте сделаем вывод по этой сказке, что хотел сказать народ этой сказкой?

Читают про себя.

Читают хором.

Читают с разной интонацией и темпом.

Индивидуально работают со скороговоркой.

— Прочитать сказку «Как Иван-дурак дверь стерег» по ролям.

— Три.

— Автор, Иван-дурак, братья.

Читают по ролям.

Оценивают товарищей.

— Нельзя совершать глупые поступки ( Иван-дурак не слушался родителей и братьев, снял дверь и принес с собой). Фразы, которые сказаны в переносном значении, понимать в переносном значении.

Коммуникативные: умение слушать и слышать; развивать речь;

Регулятивные: контроль и коррекция;

Познавательные: структурировать знания;

Коммуникативные: чтение по ролям; умение строить речевые высказывания;

Регулятивные: оценивание;

Познавательные: развитие операций мышления;

IIIФормирование новых знаний

1)Подготовка к первичному чтению.

  1. Антиципация по теме.

  1. Определение темы и цели.

  1. Словарная работа.

Физминутка

2)Первичное чтение.

3)Эмоционально-оценочная беседа.

4)Вторичное чтение.

5)Анализ сказки.

Работа над пословицами.

Работа с иллюстрациями.

Ребята, сказки учат нас мудрости. Сегодня мы продолжим наше путешествие в мир сказки и познакомимся с новой. А с какой, узнаете, разгадав ребусы.

— Ребята, разгадайте первый ребус, второй ребус.

— Ребята, а из чего варят кашу?

— Так, кашу варят из риса, манки и т.д., что еще добавляют?

— Для чего нужен человеку топор?

— Я вам расскажу про инструмент топор, а вы внимательно слушайте. Ребята, а вы знаете, что топор появился очень давно. Топор — инструмент, обычно с металлическим лезвием, жёстко закреплённым на рукоятке, обычно деревянной. Первобытный топор — это просто грубо заострённый камень в руке. В далекой древности пользовались просто заточенными или не очень камнями без рукоятки. Лезвия первых топоров изготовлялись из кости или рога. 

— Что вы запомнили из моего рассказа?

— Ребята, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Предположите, какова будет тема нашего сегодняшнего урока.

— А чем мы будем заниматься?

— Обобщив все ваши предположения, я хочу предложить вам план работы над произведением:

1. Прочитать произведение.

2. Познакомится и охарактеризовать главных героев,

3.Выяснить основную мысль,

4. Высказать своё отношение.

— Как вы думаете, можно ли действительно сварить кашу из топора?

— Чтобы ответить на этот вопрос нам нужно будет прочитать эту сказку.

— Ребята, что такое сказка?

— Какие виды сказок вы знаете?

— Ребята, предположите, к какому виду относится эта сказка?

— В бытовых сказках много слов, которые вышли из употребления, не соответствует современности. Такие слова называются устаревшими. В нашей сказке тоже есть устаревшие слова, давайте их разберем.

— Ребята, внимательно смотрим на доску. Прочитайте слово про себя, по слогам, быстро с ударением. Как вы понимаете это слово?

служивый

сдобрить

толика (то-ли́-ка)

— А теперь, я прочитаю вам сказку, а вы внимательно слушайте и подумайте, кто главный герой этой сказки.

-Вам понравилась сказка?

— А что вам понравилось?

— Какое чувство вызвала у вас эта сказка? Что вызвала у вас эта сказка?

— Кто герои этой сказки?

— Какой их героев вам понравился больше всего? Почему?

— Ребята, давайте прочитаем эту сказку по цепочке по одному предложению. Пока будем читать подумайте, можно ли сварить кашу из топора.

— Молодцы, ребята, а сейчас давайте проанализируем эту сказку.

— О чем эта сказка?

— Что попросил солдат у старухи?

— Как он к ней обратился?

— Как поступила старушка? Как она отреагировала на просьбу солдата?

— Как ее характеризует этот поступок? Это ее показывает бережливой хозяйкой или жадной?

— Прочитайте ответ старухи на просьбу солдата.

— Как ответил солдат?

— А как обращается старуха к солдату?

— Что придумал солдат?

— Как характеризует его этот поступок?

— А как на это отреагировала старуха? Прочитайте эту часть.

— Что дальше сделал солдат?

— Как вы понимаете фразу «всем бы кашица взяла»?

— Солдат говорит «всем бы кашица взяла, только б малую толику круп подсыпать!» Судя по этой фразе, что мы можем сказать?

— Затем что происходит?

— Как характеризует солдата это?

— Что дальше происходит?

Что спросила старуха за столом?

Прочитайте диалог солдата и старухи за столом.

Старуха догадалась, что солдат ее перехитрил? Почему?

— Какой по характеру солдат?

— Какая старуха?

— В начале, когда солдат просит ее сварить кашу, она говорит, что ей варить не из чего. Хотя на самом деле как оказалось?

— Ребята, давайте ответим на вопрос, который был вам задан в начале урока: можно ли всё-таки сварить кашу из топора?

— А вот в сказке солдат же сварил кашу из топора? То есть он смешал все необходимые ингредиенты, чтобы сварить кашу, он проявил для этого свою хитрость. Если бы он ничего не добавил, получилась бы каша?

Почему?

Почему так назвали сказку?

— Чему учит сказка?

— Ребята, посмотрите на доску. Вам даны слова, из них нужно собрать пословицу. Посовещайтесь в парах.

Кто хочет прочитать пословицу?

Догадка и смекалка не хуже разума.

Как вы понимаете эту пословицу?

Эта пословица подходит к нашей сказке, как вы думаете? Почему?

— Ребята, кто вам нравится больше всего – солдат или старуха?

— Как вы относитесь к старухе?

— Что бы вы хотели посоветовать героям?

— Что хотел сказать народ этой сказкой?

— Ребята, иллюстрации из нашей сказки смешались и нам нужно их расположить в правильной последовательности. Кто хочет их поставить в правильной последовательности в соответствии с сюжетом?

— Молодцы, ребята.

— Ребята, подберите строчки из текста к первой иллюстрации.

— Ко второй иллюстрации.

— К третьей.

— К четвертой.

— К пятой.

— Это слово «топор».

— Второе слово «каша».

— Из риса, манки и т.д.

— Воду или молоко, соль, масло.

-Чтобы рубить дрова.

Отвечают.

— Будем говорить о топоре и каше.

— Мы познакомимся со сказкой «Кашица из топора».

— Научимся читать сказку, познакомимся с героями сказки и охарактеризуем их поступки.

Слушают.

— Нет.

— Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.

— К бытовым сказкам.

Слушают.

Служивый – солдат, военнослужащий.

Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.

Толика — небольшое, незначительное количество. 

Слушают сказку.

— Да, понравилась.

Отвечают.

— Вызвалсмех, улыбку.

— Солдат и старуха.

— Солдат, потому что он вежливо обращается к старухе, воспитанный.

Читают по цепочке.

Отвечают.

— Попросил дать ему что-нибудь поесть.

— Он обратился к ней с почитанием, поздоровался с ней.

— Старуха прикинулась глухой. Она поскупилась покормить солдата.

— Это ее характеризует жадной.

Читают отрывок.

— Он разгневался, ответил грубо.

— Спокойно, называет его «родимый».

— Он придумал хитрость, попросил дать ему топор, сказал, что сварит кашу из топора.

— Хитрость, он понял старуху и решил пойти хитрым способом, чтобы не помереть с голоду.

— Она удивилась и решила посмотреть, как же солдат сварит кашу из топора.

— Он начал варить кашу из топора.

— Всего бы хватило (в каше), т.е. всех ингредиентов бы хватило: всех ингредиентов хватило бы.

— Солдат нашел хитрый ход, чтобы попросить крупы у старухи.

— Солдат просит масла.

— Солдат находчивый, не теряется, всеми своими силами, смекалкой пытается спасти себя от голодной смерти.

— Начинают есть.

— Спросила, когда они будут кушать топор.

Читают.

— Нет.

— Потому что он всё ловко продумал, не оставил подозрений.

— Смекалистый, сообразительный солдат, потому что сообразил, как кашу сварить «из ничего», перехитрил старуху. Также можно его назвать находчивым. Он придумал, как выйти из ситуации.

— Она скупая, хотела прикинуться сиротой, глухой старушкой, у которой ничего нет.

— Про старуху можно сказать, что она жадная и глупая. Она так и не поняла, что обманула сама себя.

— Нет. Потому что из топора кашу не варят.

— Потому что благодаря каше из топора солдат не остался голодным.

— В трудных ситуациях проявить смекалистость, хитрость, но хитрость должна быть только во благо, чтобы не причинять зла кому-т

Собирают пословицу из отдельных слов.

Читает один ученик.

— Разум, по-другому сознание, — это способность мыслить, анализировать и обобщать. То есть благодаря разуму человек живет в этом мире.

А догадка и смекалка тоже помогают жить, выпутываться в необычных ситуациях, когда нужно что-то придумать и т.д. Поэтому догадка и смекалка не хуже разума

— Да, потому что солдат тоже проявляет свою смекалку, чтобы выйти из трудной для него ситуации, чтобы накормить себя.

— Неунывающий солдат.

— Старуха не нравится. Она жадная, умеет притворяться и очень глупая: кашу из топора не сваришь.

— Не быть жадным и скупым. Сегодня ты помог другим, завтра помогут тебе.

— Народ хотел сказать, что нужно быть добрым, отзывчивым, милосердным. Нужно помогать другим в трудных для них ситуациях.

Располагают рисунки в правильной последовательности.

— Пришел солдат с походу на квартиру 

— «Что за диво! — думает баба. — Дай посмотрю, как из топора солдат кашицу сварит!»
Принесла ему топор;

— Солдат взял топор, положил его в горшок, налил воды и давай варить. 

— Варил-варил, попробовал и говорит:
— Всем бы кашица взяла, только б малую толику круп подсыпать!
Баба принесла ему круп. Опять варил-варил, попробовал и говорит:
— Совсем бы готово, только б маслом сдобрить!
Баба принесла ему масла.

— Солдат сварил кашицу:
— Ну, старуха, теперь подавай хлеба да соли да принимайся за ложку: станем кашицу есть! 

Коммуникативны: умение слушать и слышать;

Познавательные: развитие операций мышления; структурирование знаний; связь с жизнью;

Коммуникативные: умение строить речевые высказывания;

Коммуникативные: умение слушать и слышать;

Познавателтные: закрепление знаний;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: умение строить речевые высказвания;

Коммуникативные: умение слушать и слышать;

Познавательные: развитие операций мышления;

Познавателтные: структурирование знаний; знание видов сказок;

Коммуникативные: умение отвечать на вопросы учителя;

умение слушать и слышать;

Коммуникативные: развитие речи;

Познавательные: структурирование знаний; знание определений слов;

Коммуникативные: умение слушать и слышать;

Личностные: выражать свое отношение к сказке;

Познавательные: развитие операций мышления; Коммуникативные: умение строить речевые высказвания;

Познавательные: анализ; структурирование знаний;

Коммуникативные: умение строить речевые высказвания;

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование;

Регулятивные: контроль и коррекция;

Познавательные: умение ориентироваться в учебнике;

Коммуника-тивные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Познавателтные: анализ;

Познавательные:объяснение значения фразы;

Личностные: проявить интерес к анализу сказки;

Познавателные: развитие операций мышления;

Познавательные: ориентироваться в последовательности сюжета сказки; извлекать информацию из текста;

Коммуникативные: высказывать речевые высказвания;

Познавательные: определение качеств героя;

Регулятивные: контроль и коррекция;

Коммуникативные: высказвать совю точку зрения;

Личностные: высказвать свое отношение к герою;

Познавательные: развитие операций мышления;

Познавательные: понимание идеи сказки;

Коммуникативные: выражать мысли в устной форме;

Познавательные:

собрать пословицу из отдельных слов;

структурирование знаний;

Познавательные: понимание и объяснение значения пословицы;

Регуливняе: контроль и коррекция;

Личностные: давать нравственную оценку поступкам героев;

Познавательные: понимание идеи сказки;

Познавательные: определение последовательности картинок в соответствии с сюжетом;

Познавательные: умение извлекать информацию из текста;

Коммуникативные: умение строить речевые высказывания;

Познавательные: умение ориентироваться к тексте;

Коммуникативные: умение строить речевые высказвания;

Регулятивные: контроль и оценка;

IVИнформация о домашнем задании

— Запишите домашнее задание: подготовиться к выразительному чтению сказки по ролям.

Записывают домашнее задание.

Коммуникативные: умение слушать и слышать;

VРефлексия. Итог урока.

-С какой сказкой мы сегодня познакомились?

— Чему научились на уроке?

Что получилось? Что – нет?

Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.

— Спасибо всем за урок, мне было очень приятно с вами работать!

— Познакомились со сказкой «Кашица из топора».

Отвечают.

Познавательные: закрепление изученного;

Коммуникативные: умение осознанно строить речевые высказвания;

Регулятивные: оценивание своей деятельности на уроке;

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о