Сказка

Баба яга и ягоды сказка: Сказка Баба-Яга и ягоды — читать онлайн

Сказка Баба-Яга и ягоды — читать онлайн

Время чтения: 2 мин.

В некотором царстве, в славном государстве, возле речки древней, у большой деревни стоял дремучий бор. Грибов и ягод водилось там видимо-невидимо, да только местным жителям радости от этого не было совсем, потому как обитала в чаще того леса старая карга — злобная Яга. Жадна была не в меру и никому в лес ступить не давала: кого в трясину заведёт, кого и вовсе изведёт.

Как-то летом в самую ягодную пору задумала она полакомиться земляникой, да вот незадача: не хотят ягодки в корзинку к старой Яге идти, под листочками спрятались, в травке затаились. Ворчит баба Яга, злобится, да под каждый листик не заглянешь, каждому кусту не поклонишься.

Той же порой ходила по лесу маленькая девочка. Ещё затемно из дому вышла, корзинку ягод набрать да малость подкормиться. Уж ей-то ягоды на показ выставляются:

— Здесь мы, бери нас скорей!

Наелась девочка ягод, набрала полную корзинку и хотела уж было домой идти, как повстречалась ей баба Яга, ухватила своей клюкой, да как зашипит:

— Вот почему мне ни одной ягоды не попалось! Ты их все собрала!

Отняла у девочки корзинку, и отправилась к себе в избушку, радуясь нежданной добыче.Баба яга и ягоды сказка: Сказка Баба-Яга и ягоды - читать онлайн А девочка присела на пенёк и горько заплакала от обиды.

Идёт баба Яга, корзинкой покачивает, а ягодки оттуда прыг да скок на травку, прыг да скок, так все и повыпрыгивали и покатились обратно на полянку.

Сидит девочка, жалобно всхлипывает и вдруг слышит из травы:

— Готовь-ка, милая, платочек!

Сняла она косынку, расстелила перед собой, ягодки туда и закатились. Связала их девочка в узелок и радостная побежала домой. А баба Яга пришла к себе в избушку, глядь — а ягод-то и нет! Один запах остался. Швырнула она в сердцах корзинку, затряслась, затопала ногами:

— А-а-а! Чтоб тебе ни дна, ни покрышки!

Ругалась, ругалась, да от злобы и лопнула, да с таким треском и грохотом, что вместе с ней рассыпалась и её избушка. И появилось в этом месте болото, а по краям его выросло много ягодных кустов, где деревенские ребятишки каждый год лакомятся спелой земляникой.

Сказка Баба-Яга и ягоды, Русская народная сказка

Русская народная сказка «Баба-Яга и ягоды» учит дружелюбию, доброте и щедрости.Баба яга и ягоды сказка: Сказка Баба-Яга и ягоды - читать онлайн Жила Баба-Яга в дремучем бору и не давала людям ягоды собирать. Кого пугала до смерти, кого в трясину заводила. Захотелось ведьме насобирать земляники, только ягодки прятались от нее. Увидела Баба-Яга маленькую девочку с полной корзинкой земляники и отобрала у малышки лукошко. Но ягодки все до одной убежали от злобной старухи. Глянула Баба-Яга в корзинку — а там уже нет ничего. Так и лопнула старая ведьма от злости.

Баба-Яга и ягоды

Читать сказку на весь экран

В некотором царстве, в славном государстве, возле речки древней, у большой деревни стоял дремучий бор. Грибов и ягод водилось там видимо-невидимо, да только местным жителям радости от этого не было совсем, потому как обитала в чаще того леса старая карга — злобная Яга. Жадна была не в меру и никому в лес ступить не давала: кого в трясину заведёт, кого и вовсе изведёт.

Как-то летом в самую ягодную пору задумала она полакомиться земляникой, да вот незадача: не хотят ягодки в корзинку к старой Яге идти, под листочками спрятались, в травке затаились.Баба яга и ягоды сказка: Сказка Баба-Яга и ягоды - читать онлайн Ворчит баба Яга, злобится, да под каждый листик не заглянешь, каждому кусту не поклонишься.

Той же порой ходила по лесу маленькая девочка. Ещё затемно из дому вышла, корзинку ягод набрать да малость подкормиться. Уж ей-то ягоды на показ выставляются:
— Здесь мы, бери нас скорей!

Наелась девочка ягод, набрала полную корзинку и хотела уж было домой идти, как повстречалась ей баба Яга, ухватила своей клюкой, да как зашипит:
— Вот почему мне ни одной ягоды не попалось! Ты их все собрала!
Отняла у девочки корзинку, и отправилась к себе в избушку, радуясь нежданной добыче. А девочка присела на пенёк и горько заплакала от обиды.

 

Идёт баба Яга, корзинкой покачивает, а ягодки оттуда прыг да скок на травку, прыг да скок, так все и повыпрыгивали и покатились обратно на полянку.
Сидит девочка, жалобно всхлипывает и вдруг слышит из травы:
— Готовь-ка, милая, платочек!
Сняла она косынку, расстелила перед собой, ягодки туда и закатились. Связала их девочка в узелок и радостная побежала домой.Баба яга и ягоды сказка: Сказка Баба-Яга и ягоды - читать онлайн

А баба Яга пришла к себе в избушку, глядь — а ягод-то и нет! Один запах остался. Швырнула она в сердцах корзинку, затряслась, затопала ногами:
— А-а-а! Чтоб тебе ни дна, ни покрышки!
Ругалась, ругалась, да от злобы и лопнула, да с таким треском и грохотом, что вместе с ней рассыпалась и её избушка. И появилось в этом месте болото, а по краям его выросло много ягодных кустов, где деревенские ребятишки каждый год лакомятся спелой земляникой.
Тут и сказке конец.


Шабарша, Русская народная сказка

Сказка Баба Яга и ее приключения, Артюхина Ольга

Увлекательная сказка О. Артюхиной «Баба Яга и ее приключения» о молодой ведьме, которая еще плохо знала колдовское дело, и из-за этого происходили совершенно неожиданные события.
Перед Новым годом баба Яга решила навести порядок в доме и вспомнила о подарках. Ей нужно было приготовить подарки для чёртиков. Вместе с Кощеем бессмертным они решили забрать подарки у детей. А что из это вышло, вы узнаете из волшебной истории.Баба яга и ягоды сказка: Сказка Баба-Яга и ягоды - читать онлайн

Баба Яга и ее приключения

Читать сказку на весь экран

Канун Нового года. В дремучем лесу, на опушке стоит домик на курьих ножках. Возле домика Баба Яга старательно чистила снегом свою ступку.
Маленькие злые глазки ее были сосредоточены на работе. Горб и крючковатый нос казалось, не мешали, а даже помогали ей, двигаясь вместе с рукой, державшей щетку. Несмотря на сморщенное лицо и сгорбленную фигуру она так и порхала вокруг ступки. За это время солнышко над лесом зевнуло, закрыло глазки — и уснуло. Сразу стало темно и пусто вокруг.

— Спа-а-а-ть, — устало потянулась Баба Яга и отправилась в избушку.
Утром Баба Яга решила сразу же заняться хозяйством по дому. Целый год ведь ничего не мыла и не чистила, вот к Новому году и собралась навести порядок, да вдруг вспомнила о Новогодних подарках.
— Ох, ох, ох, что же это я? Разве я оставлю своих чертиков без подарков! Как же быть? Где их взять подарки-то?! — прыгала Баба Яга — вся в заботе.


А забот еще в ее избушке оставалось, видимо — невидимо! Надо было вымыть пол, расчистить от снега тропинку, срубить хорошенькую ель, которая совсем не мешала Бабе Яге.Баба яга и ягоды сказка: Сказка Баба-Яга и ягоды - читать онлайн Но самая красивая ель для нее была просто невыносима!
— Эх, и много же дел у меня сегодня, — жалуется Яга, заглянув в гости к Кощею Бессмертному, который жил по соседству с ней.

— Ну а куда ты, Ягуша, торопишься, чего все суетишься? — спросил Кощей, встречая Бабу Ягу у двери.
— Дурачок, завтра же Новый год!
— Ах, да! А я и забыл совсем. Вот дурень-то…
— Я планирую, — начала загадочно Яга. — Я такое планирую…
— Ты планер что ли соорудила?! — не расслышал Кощей.
— Какой планер?! Я планы, говорю, строю. Пла-ны!
— А-а… Понял. А какие? — спросил Кощей.
— Тебе подарки дарили? — спросила Яга.
— Нет, — ответил Кощей.
— Мне тоже, вот мы сами себе их и подарим.
— А где возьмем? — спросил Кощей.
— Надо стащить детишкины подарки у Деда Мороза. Повеселимся, да и целый год лакомиться будем. Я страсть как сладкие подарки люблю.
— Здорово! Я тоже! Так наколдуй скорее, — предложил Кощей, потирая от удовольствия руки.
— Так ведь я же молодая ведьма, у меня такое колдовство иной раз и не получается.Баба яга и ягоды сказка: Сказка Баба-Яга и ягоды - читать онлайн
Что-то нехорошее сделать — пожалуйста, а такое наколдовать — это не просто. Я пыталась… Один раз должны были появиться шоколадки с мармеладками, а у меня посыпался вдруг с неба — град да лягушки! Ну, ничего. Я попробую еще раз сделать это волшебство.
Она повелела собраться в небе тучке, поманила ее к себе рукой и крикнула:
— А ну, тучка, пролейся сейчас же конфетами!
Тучка вначале нахмурилась, затем вспучилась, надула щеки и — прорвалась шишками! Одна из них так ударила Кощея по лысой голове, что он завопил:
— Ай, ну больно же! Прекрати скорее, а то своим умением мне всю голову шишками усеешь!
На голове Кощея выросла большая бардовая шишка.
— Я могу, я еще попытаюсь! — настаивала Баба Яга.
— Что ж ты еще наколдуешь? Может быть, гвозди?! — в ужасе произнес Кощей. — Нет, не надо!
— Может ты попробуешь, — предложила Яга.
— Я бы с радостью. Вот в дерево, в камень могу тебя превратить, а шоколадки — нет, — ответил Кощей.
— Ну, ты полегче. Я сама тебя в пень превращу, да и сожгу в пепел, — ответила Баба Яга.Баба яга и ягоды сказка: Сказка Баба-Яга и ягоды - читать онлайн
— Ой! — перепугался Кощей. — Ладно, ладно. Я только хотел спросить, когда пойдем.
— А-а-а, убедился теперь. А? Так что, выход один — стащить подарки! И почему пойдем? Полетим! Вот ступка моя стоит. Я как все женщины люблю с комфортом разъезжать.
— А зачем тогда тебе метла, — спросил Кощей.
— Это что-то вроде парашюта, на всякий случай. Вот сейчас для тебя пригодиться.
— Я на метле не умею, да и свалиться боюсь.
— Ладно, садись в ступу! — приказала Яга и лихо запрыгнула на метелку.


Когда Кощей забрался, Баба Яга свистнула трижды маленьким волшебным свистком — метла и ступа со свистом рванулись в небо, и понеслись над лесом!
Закат давно уже догорел. Над лесом начал стелиться густой белый туман.
— Плохи наши дела, — заметила огорченно Яга. — Туман закрыл весь лес.
В седой бороде тумана Бабе Яге вдруг показалось, что впереди мелькают какие-то фантастические тени, и она зорко стала всматриваться вдаль, цепляясь метелкой за ветки деревьев, забыв совсем и про Кощея и что летит-то она совсем уже близко над лесом… И вдруг, в лесной тиши раздался душераздирающий вопль!

— Кощей, — вскрикнула Яга.Баба яга и ягоды сказка: Сказка Баба-Яга и ягоды - читать онлайн — «Так и есть. Ну, конечно, из ступы моей вывалился», — ужаснулась она.
Баба Яга оглянулась и заметила порванный плащ, что висел на поломанной макушке высокой ели. Круто развернувшись, она приземлилась под злополучным деревом. Там Яга увидела разбитую ступу и большой сугроб, из которого торчали две ноги бедного Кощея.
— Пропала ступа! Разбил! Пропали наши подарки! Мои маленькие чертенята останутся без сладостей! Ну, уж нет! Не бывать этому! — ворчала Яга, привязывая платком ногу Кощея к метле. Метла с Ягой резко поднялась, дернула. Кощей вылетел из сугроба и потащился за метлой, стукаясь головой о деревья пока голова не застряла в коряге. Метла дернулась еще раз, раздался треск и… платок разорвался.
— Да, — только и сказала Баба Яга, когда увидела Кощея уже с двумя бардовыми шишками на голове. Они чем-то напоминали ей рожки чертенят.
— Садись-ка, чертушка на метлу, да держись крепко за меня. Так быстрее долетим на метле. Этот мотор уже проверенный, не подводил.
— Ой, я боюсь, а вдруг опять свалюсь, метла же короткая, — жаловался Кощей, потирая шишки на своей голове.Баба яга и ягоды сказка: Сказка Баба-Яга и ягоды - читать онлайн
— Летун! — сказала Яга. — Садись!
— Ты сама летать не умеешь. Это ты меня подрезала. Это из-за тебя я… — оправдывался Кощей.
— Хватит! Полетели! — скомандовала Яга.
И снова летят они, летят дальше над лесом. А воздух становился холоднее. Кощей с Ягой совсем обросли инеем. Метла тоже обледенела.
Она становилась все более тяжелой и неуправляемой.
— Может, погреемся где-нибудь, Ягуся, — предложил Кощей.
— С-с-сиди! — шикнула на него Яга, еле ворочая языком. Кощей замолк.
Долго ли коротко ли летели они, Кощей опять:
— Я-я-ягуся, д-д-давай погреемся, я весь с-с-сосульками оброс.
— Н-н-не могу. М-м-мы уже опаздываем.
— В-в-ведь и ты, Ягуся, вся дрож-ж-жишь, — жалобно бормотал Кощей.
— Ага, я з-з-замерз-зла…
— Ну, так давай отдохнем, пог-г-греемся, — умолял Кощей.
— Нет! Вперед! За подарками!
— З-з-зря я с тобой, Ягуся, связался. Из-за твоих конфет еще простуду схвачу.
— Чепуха! В-в-вернемся, на лопате в печке тебя п-п-прогрею! — шутила Баба Яга, хотя и ее терпению пришел конец.
— «Где бы погреться», — думала она. И тут ее осенило.
— Ну, да ладно, возьми у меня в кармане юбки мой маленький, мой волшебный бинокль, да гляди в оба, скоро должно быть Белкино дупло.
— Яга! Яга! Я уже его в-в-вижу! Вон, вон там ду-п-ло! Спускай-ся, — еле шевелил уже языком Кощей. Баба Яга свистнула разок в волшебный свисток, и они тотчас превратились в крохотную Ягу и крохотного Кощейчика. Они стали такими маленькими, что вполне могли уместиться на ладошке.
Баба Яга с Кощеем опустились на большущую ветку около дупла, с трудом встали на ноги и забрались в дупло. Там расселись по углам, да поближе к теплому камину. Белки с семьей дома еще не было, видимо задержались, в гостях у Зайчихи.
— Я есть хочу, — взмолился Кощейчик.
— Вон в том углу куча грибов, а в другом — орехи, — сказала Ягуша, расстилая себе из мягкой травы постель перед камином и, укрывая себя рваной шубейкой, чтобы быстрее согреться.
Кощейчик подошел к орехам, посмотрел на их большие размеры, постучал и пошел к грибам. Он выбрал красивый плотный гриб, откусил его…
— О, какой горький, — плевался во все стороны Кощей, ломая и разбрасывая весь грибной запас белок.
Вдруг, из одного разломленного гриба вылетела целая комариная семья и давай жужжать да кусать их. Каждый комар величиной с голову, а то и больше. Непрошеные гости испугались, заметались в дупле, да так, что стукнулись головами. Покусанные, ничего не видя, они поползли к выходу, — а попали вдруг в замысловатый лабиринт, который проел Жук-Короед. В ужасе ползали они по ходам и туда, и сюда до тех пор, пока не заблудились. Тут встретили сонную Личинку неизвестного им насекомого.
— Как поскорее выйти отсюда, — спросила Яга Личинку. — Спасения нет от комаров, чуть не съели они нас.
— А вы идите, идите, идите — там много входов и выходов, — ответила лениво Личинка, не обращая на них внимания.
— Где это там? Мы замерзли, заблудились, мы хотим есть и нас чуть не съели, — жалобно пропищал Кощейчик.
Личинке хотелось спать, она была очень молода, очень ленива, но очень добрая и еще не знала о существовании Бабы Яги и Кощея. Не знала она и об их коварных замыслах, поэтому-то и помогла им найти безопасный выход, просто как людям, попавшим в беду.
Тем временем, сидевшая рядом с дуплом Сова видела как Баба Яга и Кощей забрались в Белкино дупло. Быстренько поспешила Сова к сорокам сообщить, что семье Белки угрожает опасность.
Выйдя и лабиринта, Яга и Кощей сели отдохнуть на ветке.
— Почему комары такие злые? — спросил Кощей.
— Каждый комар — это неудавшаяся птичка, — ответила Баба Яга.
Покусанные комарами, и уставшие от лабиринта они еще не пришли в себя, как на них налетела целая стая огромных сорок.
Сороки растрещались. Над лесом поднялся такой шум и гвалт, что Кащей с Ягой задрожали, пожалуй, сильнее от страха, чем от мороза. Словно ветер, взлетели они над лесом. Но сороки не отставая, трещали и щипали прутья в метле и гнали, гнали их из леса.
— А-а-а! — кричал Кощей. — Скорее Яга доставай свисток и дуй в него, а не то эти коршуны нас растерзают.
В панике Баба Яга никак не могла его найти.
— Неужели потеряла, что же будет? — промелькнула мысль, холодные мурашки прошли по ее телу. Прутьев в метле становилось все меньше и меньше.
Метла опускаласьвсе ниже и ниже. Сороки совсем разъярились, того и гляди, съедят. Наконец-то рука Яги нащупала свисток. Достав его, Баба Яга пыталась свиснуть, но от страха и холода вместо свиста раздавалось шипение.
Вдруг вопли Кощея постепенно стали удаляться и совсем затихли. Баба Яга повернулась и чуть не свалилась с метелки. Кощей сидел на месте… только без головы. Его голову уносила одна из сорок. Следующее поразило ее еще больше. В месте, где должна быть голова вдруг вырос бугорок. Он рос, извивался и колыхался как мыльный пузырь на ветру. Появились глаза и рот, который произнес: «Как же больно-то». Отросли нос, уши и голова Кощея постепенно приобрела прежнюю форму. От удивления Яга два раза резко свистнула.
Только она с Кощеем стали рости, как раздался удар. «Врезались», — подумала Яга. Это снова была ель. Кощея с метлы как языком слизнуло. С воплями: «А-а-а, о-о-о, у-у-у», — он устремился к земле, сбивая по пути мелкие и ударяясь о крупные ветки. Бабе Яге, кувыркавшейся вместе с остатками метлы, удалось все-таки приземлиться.
На сей раз, Кощей свалился между сугробами на заячью тропинку.
— Ой, ой, ой! — вопил Кощей от боли. — Нога, ой, ой, ой! Попала моя нога в мышеловку!
— Мышеловка? Откуда? Откуда здесь мышеловка, — недоумевала Яга.
— Это я сам ее на зайцев ставил, понятно. Ой, ой, вытащи скорее мою ногу! — просил Кощей.
— Мышеловка?! На зайцев?! Глупенький! — рассмеялась Яга. — Так это же капкан на волка! Ну, уморил. Ладно, помогу, так и быть.
Яга с помощью палки освободила Кощея. Он, кряхтя, натянул на ногу то, что осталось от сапога, встал и сказал: «Спасибо Ягуся, век помнить буду. Ты как всегда вовремя свистнула. Уж я-то тебя отблагодарю! А как теперь полетим?»
Снова Яга повелела в небе собраться небольшой тучке, поманила ее к себе рукой и, когда тучка остановилась прямо над ними, Яга крикнула:
— А ну-ка, собери-ка, тучка, по прутику всю мою метлу! Туча закрутилась, и поднялась вдруг сильная метель.
— Что ты наделала? Нас ведь заметет сейчас, — испугался Кощей.
— Ой, я опять ошиблась, — ответила Яга.
— «Ошиблась» — передразнивая Ягу, проворчал Кашей.
— Да, ладно тебе, не ворчи, я попробую еще раз. Она повторила и тотчас же метель стихла, а метла была готова.
— Вот видишь, уже получается, — обрадовалась Яга. — Лететь надо, давай садись!
— Лети помедленнее, Яга, а то шею сломаем, уже два раза врезались. У меня память хорошая, еще не отшибли, — сказал Кощей и погладил свою голову.
На новой голове шишек не было. Кряхтя, он снова вскарабкался на метлу, и они полетели… Только теперь заметили, что уже светло, и туман рассеялся.
— Теплее становится, — обрадовался Кощей.
— Да-а-а, очень что-то стало тепло, — подтвердила Яга, сбивая с носа очередную сосульку. — И совсем светло.
— Надо прятаться, — предложил Кощей.
— Бинокль не потерял, Коша? — ласково обратилась Яга.
— Нет!
— Тогда гляди во все четыре, где спрячемся.
— Вижу, вижу — овраг… а там много коряг. Там и сядем?
— Сядем все… Сели, теперь можно и отдохнуть, — облегченно вздохнула Баба Яга. — Я пить хочу.
— А ты сосульку пососи, — посоветовал Кощей.
— Да где взять-то ее?
— Да вон под носом висит.
— Это мой нос так замерз, — сказала ведьма.
— Ну, тогда свистни и будет тебе, и сосулька, и скатерть-самобранка, и постель, — вспомнил Кощей.
— Верно, говоришь Кощеюшка.
Яга сунула в карман шубейки руку за волшебным свистком, а там — дыра!
— Где свисток?!
Кощей в ужасе посинел, Баба Яга позеленела. И что тут началось!! Баба Яга металась по оврагу, искала свой волшебный свисток. Кощей, ползая по снегу, искал его под корягами.
— Чья-то туфля нашлась, — удивилась Яга.
— Ой, ого! Это же моя! Левый! Нет, правый, — одевая его, радовался Кощей. Так весь день и проискали они свисток, то и дело, сталкиваясь друг с другом лбами.
Совсем измученные Баба Яга и Кощей свалились. Лежа под корягой, Яга вдруг вспомнила, что свисток-то затолкала в карман юбки, а не в шубейку.
Она сунула в карман руку, а там, о, чудо! — вскочила и запрыгала на одной ножке.
— Свисток! Мой волшебный свисток! — обрадовалась Яга. Она даже запела.


Лекции профессора Чайникова, Успенский Эдуард

Баба-Яга и ягоды — Русские сказки

В некотором царстве, в славном государстве, возле речки древней, у большой деревни стоял дремучий бор. Грибов и ягод водилось там видимо-невидимо, да только местным жителям радости от этого не было совсем, потому как обитала в чаще того леса старая карга — злобная Яга. Жадна была не в меру и никому в лес ступить не давала: кого в трясину заведёт, кого и вовсе изведёт.

Как-то летом в самую ягодную пору задумала она полакомиться земляникой, да вот незадача: не хотят ягодки в корзинку к старой Яге идти, под листочками спрятались, в травке затаились. Ворчит баба Яга, злобится, да под каждый листик не заглянешь, каждому кусту не поклонишься.
Той же порой ходила по лесу маленькая девочка. Ещё затемно из дому вышла, корзинку ягод набрать да малость подкормиться. Уж ей-то ягоды на показ выставляются:
— Здесь мы, бери нас скорей!

Наелась девочка ягод, набрала полную корзинку и хотела уж было домой идти, как повстречалась ей баба Яга, ухватила своей клюкой, да как зашипит:
— Вот почему мне ни одной ягоды не попалось! Ты их все собрала!
Отняла у девочки корзинку, и отправилась к себе в избушку, радуясь нежданной добыче. А девочка присела на пенёк и горько заплакала от обиды.

 
Идёт баба Яга, корзинкой покачивает, а ягодки оттуда прыг да скок на травку, прыг да скок, так все и повыпрыгивали и покатились обратно на полянку.
Сидит девочка, жалобно всхлипывает и вдруг слышит из травы:
— Готовь-ка, милая, платочек!
Сняла она косынку, расстелила перед собой, ягодки туда и закатились. Связала их девочка в узелок и радостная побежала домой.

А баба Яга пришла к себе в избушку, глядь — а ягод-то и нет! Один запах остался. Швырнула она в сердцах корзинку, затряслась, затопала ногами:
— А-а-а! Чтоб тебе ни дна, ни покрышки!
Ругалась, ругалась, да от злобы и лопнула, да с таким треском и грохотом, что вместе с ней рассыпалась и её избушка. И появилось в этом месте болото, а по краям его выросло много ягодных кустов, где деревенские ребятишки каждый год лакомятся спелой земляникой.
Тут и сказке конец.

Сказка Баба-Яга и ягоды — читать онлайн

В некотором царстве, в славном государстве, возле речки древней, у большой деревни стоял дремучий бор. Грибов и ягод водилось там видимо-невидимо, да только местным жителям радости от этого не было совсем, потому как обитала в чаще того леса старая карга — злобная Яга. Жадна была не в меру и никому в лес ступить не давала: кого в трясину заведёт, кого и вовсе изведёт.

Как-то летом в самую ягодную пору задумала она полакомиться земляникой, да вот незадача: не хотят ягодки в корзинку к старой Яге идти, под листочками спрятались, в травке затаились. Ворчит баба Яга, злобится, да под каждый листик не заглянешь, каждому кусту не поклонишься.

Той же порой ходила по лесу маленькая девочка. Ещё затемно из дому вышла, корзинку ягод набрать да малость подкормиться. Уж ей-то ягоды на показ выставляются:

— Здесь мы, бери нас скорей!

Наелась девочка ягод, набрала полную корзинку и хотела уж было домой идти, как повстречалась ей баба Яга, ухватила своей клюкой, да как зашипит:

— Вот почему мне ни одной ягоды не попалось! Ты их все собрала!

Отняла у девочки корзинку, и отправилась к себе в избушку, радуясь нежданной добыче. А девочка присела на пенёк и горько заплакала от обиды.

Идёт баба Яга, корзинкой покачивает, а ягодки оттуда прыг да скок на травку, прыг да скок, так все и повыпрыгивали и покатились обратно на полянку.

Сидит девочка, жалобно всхлипывает и вдруг слышит из травы:

— Готовь-ка, милая, платочек!

Сняла она косынку, расстелила перед собой, ягодки туда и закатились. Связала их девочка в узелок и радостная побежала домой. А баба Яга пришла к себе в избушку, глядь — а ягод-то и нет! Один запах остался. Швырнула она в сердцах корзинку, затряслась, затопала ногами:

— А-а-а! Чтоб тебе ни дна, ни покрышки!

Ругалась, ругалась, да от злобы и лопнула, да с таким треском и грохотом, что вместе с ней рассыпалась и её избушка. И появилось в этом месте болото, а по краям его выросло много ягодных кустов, где деревенские ребятишки каждый год лакомятся спелой земляникой.

Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!

Баба-Яга и ягоды » Сказки Стихи Рассказы

 

                                     Русская народная сказка 

 

 

 

 

В некотором царстве, в славном государстве, возле речки древней, у большой деревни стоял дрему-у-учий бор. Ягод и грибов в нём водилось видимо-невидимо, да только радости от этого местным жителям совсем не было никакой. Потому что в чаще того дремучего леса обитала старая карга — злобная Яга.

 Жадная она была не в меру. Никому в лес ступить не давала: кого в топкую трясину затянет, кого и вовсе изведёт.      

 

 

 

 

 

Как-то раз летом, в самую ягодную пору, решила она земляникой полакомиться. Да вот незадача: ягодки не хотят к старой Яге в корзинку идти. Под листочками прячутся, в травке таятся. Баба Яга злобится, ворчит. Да под каждый листочек не заглянешь, каждому кустику не поклонишься.

 

 

 

 

В эту же пору по лесу ходила маленькая девочка. Она вышла из дома ещё затемно. Набрать ягод корзинку да самой подкормиться малость. Уж ей-то ягоды на показ выставлялись:

 — Мы здесь, бери нас скорей!

 Девочка полную корзинку ягод набрала, сама наелась. И хотела уж было идти домой, как повстречалась ей баба Яга. Прихватила её своей клюкой, да как зашипит:

 — Так вот почему ни одной ягодки мне не попадается! Ты их все собрала!

 

 

 

 

 Отняла у девочки корзинку с ягодами, и отправилась к себе домой, в избушку, радуясь нежданной добыче. А девочка присела на пенёк и от обиды горько заплакала.

 Идёт баба Яга довольная домой, корзинкой покачивает. А ягодки оттуда на травку прыг да скок, прыг да скок, так и повыпрыгивали все. И обратно на полянку покатились.

 

 

 

 

 Девочка сидит на пенёчке, жалобно всхлипывает и вдруг из травы слышит:

 — Приготовь-ка, милая, платочек!

 Сняла девочка косынку, перед собой расстелила, ягодки туда сами и закатились. Завязала девочка косынку с ягодами в узелок и радостная домой побежала.

 А баба Яга к себе в избушку пришла, глядь — а ягод-то и нету! От них один запах остался. Зашвырнула она в сердцах корзинку подальше, затопала ногами, затряслась:

 — А-а-а, обманула меня девчонка! Чтоб тебе пусто было!

 

 

 

 

 Ругалась она так, ругалась, да от злобы своей и лопнула. Да с таким грохотом и треском, что вместе с ней и избушка её рассыпалась. И появилось на том самом месте болото. А по краям этого болота много кустов ягодных выросло. Там теперь каждый год деревенские ребятишки спелой земляникой лакомятся.

 Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.

 

 

— КОНЕЦ —

 

 

Поделиться с друзьями:

Баба Яга Русская народная сказка

Жили-были мужчина и женщина, у которых была единственная дочь. Когда его жена умерла, мужчина забрал другую. Но злая мачеха невзлюбила девочку, сильно ее избила и гадала, как от нее избавиться навсегда. Однажды отец куда-то ушел, и мачеха сказала девочке: «Пойди к тете, к моей сестре, и попроси у нее иголку и нитку, чтобы сшить тебе блузку». Тетя действительно была Баба Яга, костлявая ведьма.

Так вот, маленькая девочка не была дурой и сначала пошла за советом к своей тете.«Доброе утро. Тетя», — сказала она. «Мама послала меня к своей сестре за иголкой и ниткой, чтобы сшить мне блузку. Что мне делать?» Тетя сказала ей, что делать. «Моя дорогая племянница, — сказала она. «Вы найдете там березу, которая будет хлестать вас по лицу; вы должны связать ее лентой. Вы найдете ворота, которые будут скрипеть и хлопать; вы должны полить маслом петли. Вы найдете собак, которые будут пытаться порвать Вы должны бросить им свежие булочки. Вы найдете кошку, которая попытается выцарапать вам глаза, вы должны дать ей ветчины.»Маленькая девочка ушла, шла и шла и наконец пришла в обитель ведьмы.

Там стояла хижина, а внутри сидела костлявая ведьма Баба Яга, крутилась. «Добрый день. Тетя», — сказала девочка. «Добрый день, дорогая», — ответила ведьма. «Мама послала меня за иглой и ниткой, чтобы сшить мне блузку», — сказала девочка. «Хорошо, — сказала Баба Яга. «Сядьте и тките». Девушка села за ткацкий станок. потом вышла Баба Яга и сказала служанке: «Иди, топи баню и помой мою племянницу, я хочу съесть ее на завтрак».Служанка сделала, как ей велено, а бедная девочка села полумертвая от испуга и умоляла: «О, пожалуйста, дорогая служанка, не жги дрова, вместо этого наливай воду и неси воды в сите ». И она дала горничной платок.

Между тем Баба Яга ждала; она подошла к окну и спросила: «Ты ткаешь, дорогая племянница? Ты ткаешь, моя дорогая?» «Я ткаю, тетя, — ответила девушка, — ткаю, моя дорогая». Когда Баба Яга отошла от окна, девочка дала коту ветчины и спросила, есть ли выход.Тут же кошка ответила: «Вот гребень и полотенце. Возьми их и убегай. Баба Яга погонится за тобой; приложи ухо к земле и, когда услышишь ее приближение, брось полотенце? И широкий, широкий появится река. А если она перейдет реку и начнет вас догонять, снова приложите ухо к земле и, когда вы услышите ее приближение, опустите гребень? и появится густой лес. Она не будет в состоянии пройти через это «.

Маленькая девочка взяла полотенце, расческу и побежала.Когда она бежала из дома, собаки пытались разорвать ее на части, но она бросила им свежие булочки, и они пропустили ее. Ворота пытались хлопнуть, но она облила петли маслом, и они пропустили ее. Береза ​​пыталась ударить ее по лицу, но она связала его лентой, и она пропустила ее. Тем временем кошка села за ткацкий станок ткать — правда, вместо этого она все запутала. Время от времени Баба Яга подходила к окну и кричала: «Ты ткаешь, дорогая племянница? Ты ткаешь, дорогая?» И кот тихонько отвечал: «Я ткаю.Тетя. Я ткаю, дорогая ».

Ведьма ворвалась в хижину и увидела, что девушки больше нет. Она ударила кошку и отругала ее за то, что она не выцарапала девочке глаза. Но кошка ей ответила: «Я служила тебе много лет, а ты мне даже косточки не дал, а она дала мне ветчины». Тогда Баба Яга напала на собак, ворота, березу и служанку и принялась их всех бить и бранить. Но собаки сказали ей: «Мы служили тебе годами, но ты ни разу не бросил нам подгоревшую корку, но она дала нам свежие булочки».«И ворота сказали:« Мы служили тебе годами, а ты даже не лил воду на наши петли, но она намазывала их маслом ». И береза ​​сказала:« Я служила тебе годами. , но ты даже не связала меня ниткой, а она связала меня ленточкой ». И служанка сказала:« Я служила тебе много лет, а ты мне даже тряпки не дал, но она дала мне платок ».

Русские сказки (Библиотека сказок и фольклора Пантеона)

В этом наиболее полном сборнике классических русских сказок, доступном на английском языке, мы встречаем как универсальных сказочных персонажей — воров и героев, королей и крестьян, красивых девушек и устрашающих ведьм, заколдованных детей и хитрых животных, так и таких уникальных русских персонажей, как Кощей. Бессмертные, Баба Яга, Дева-Лебедь и славная Жар-птица.Более 175 сказок, составленных выдающимся русским этнографом Александром Афанасьевым на основе многовековой традиции русского повествования, открывают богатый и крепкий мир воображения, который очарует читателей как молодых, так и старых.

Цена — $ 16,62
Мягкая обложка: 672 страницы
Издательство: Pantheon Books;
Reissue edition (1973)
Размеры: 6,1 x 1,3 x 9,2 дюйма

Сказки фей: Толкование Бабы Яги

Мне нравится моя новая книга «Баба Яга: неоднозначная мать и ведьма русского фольклора» Андреаса Джонса.Его очень порекомендовала Хайди Энн Хайнер, она же Сурлалун, и Тони был достаточно любезен, чтобы подарить мне его на Рождество!

В первой главе «Интерпретация Бабы-Яги» Джонс излагает историю учености Бабы-Яги и различные теории о ее истории и значении. Удивительно видеть, сколько людей пытались проследить историю ее имени и происхождения. «Баба» — это обычное слово, встречающееся во всех славянских языках, которое в основном означает «бабушка», но может также означать «старуха / жена» или «замужняя женщина», а также может использоваться как уничижительный термин для мужчины. .В древнерусском языке это слово также имело оттенок акушерки, колдуньи или гадалки.

«Яга» намного противоречивее. Существует более 50 вариантов имени Яги, и ученые попытались доказать, что лингвистически это имя происходит от чего угодно, от «змеи» до «женского демона болезни».

Иван Билибин


Имя нигде не было записано до 1755 , когда оно было включено в список русских фольклорных персонажей. В 1780 году автор Василий Левшин представил отчет о ее происхождении , который может быть или не быть его собственным изобретением; дьявол сварил в котле двенадцать мерзких женщин, чтобы уловить суть зла, и в результате появилась Баба Яга.После этого Баба Яга регулярно появлялась в литературе и искусстве.

Первая попытка понять ее происхождение была мифической; как божество древних славян г. Михаил Чулков писал в 1782 году, что «славяне почитали этим именем богиню подземного мира, изображая ее пугающей фигурой, сидящей в железной ступе с железным пестиком в руках; они приносили ей кровавую жертву, думая, что она кормила ее две внучки, которых они приписали ей, и что она сама наслаждалась проливанием крови.»


Фольклористы, такие как знаменитый собиратель сказок Афанасьев, считали, что сказок были остатками старых религиозных верований и обрядов ; когда древние обычаи были забыты, смысл историй также был утерян, и сказки, которые у нас есть, являются лишь фрагментами этих древних религий. Пытаясь объяснить самые любопытные аспекты Бабы-Яги, тот факт, что она может быть как полезным донором, так и злой каннибалистической ведьмой, Афанасьев увидел ее как , передерживающую грозовое облако .Это было бы долгожданным облегчением летом, жизненной необходимостью, но также могло бы быть опасным и смертельным в долгие русские зимы.

В других мифологических интерпретациях Бабы-Яги она изображает потерю детских зубов, ворона, лису, богиню птиц, смерть, женственность и плодородие. Некоторое время было также популярно видеть сказки как результат солнечных мифов , а в 1973 году была выдвинута теория, что она представляет Луну; убывающий полумесяц — объяснение ее каннибалистических побуждений.

Некоторые ученые обращались к историческим обычаям, чтобы объяснить Бабу Ягу , например, фольклорист Владимир Пропп, который создал систему анализа сказок с точки зрения их общих функций. Пропп проследил историю Бабы-Яги до древних ритуалов посвящения, в которых посвященные подвергались символической смерти и обновлению. Тем не менее, хотя Пропп цитирует ритуалы со всего мира, он не объясняет, как эти обычаи были представлены в славянском образе. Хотя его логика сомнительна, работы Проппа стали очень влиятельными в последующих исследованиях Бабы Яги, и многие писатели связали ее со смертью и возрождением.


Одно очень интересное наблюдение было сделано Ольгой Перианез-Чавернов в 1983 году; Различия в том, как Баба Яга относится к герою (как злодей или донор / помощник), напрямую связаны с возрастом героя. Для маленьких детей Яга — угроза ; она похищает их и пытается приготовить и съесть. Тем не менее, когда герои — подростки, она обычно является донором. — даже если она пытается воспользоваться ими, старшие герои находят способы манипулировать ею, чтобы дать им совет или магическую помощь в их путешествии.

Некоторые люди интерпретируют Баба Яга как фигуру Матери . Иногда она свекровь или как-то связана с героем; даже если это не так, она может олицетворять обиды людей на контроль их матери в детстве. В европейских сказках часто предполагается, что злая мачеха или ведьма — это проявление «плохой» стороны матери глазами ребенка — того, кто контролирует и наказывает, тогда как «хорошая» мать часто изображается в другом виде, как у волшебного животного.Итак, в Бабе Яге две стороны присутствуют в одной фигуре; но почему она раскололась в Европе, а не в России?

\

Дэйв Кросленд


Джек Зайпс видит сказки с социальной точки зрения ; Яга представляет злых правителей, подавляющих народ. Но Джонс отмечает, что многие русские сказки явно нацелены на правительство и не скрывают их чувств, так зачем вообще нужен скрытый смысл в Бабе Яге?

Другие люди видели Бабу-Ягу в результате гендерных проблем .Яга, как они утверждают (без доказательств), была более доброжелательной и, вероятно, была хорошей в старые времена матриархата; затем в борьбе, в которой победил патриархат, она приобрела более злые черты.

Конечно, фрейдистских ученых рассматривают все в терминах фаллических образов. На самом деле забавно наблюдать, как они могут взять даже одну старую женщину с преувеличенными уродствами и превратить ее в нечто, что якобы представляет собой акт гетеросексуального контакта.


Особенно после прочтения всех этих теорий вместе становится очевидным, что никто не может утверждать, что знает единственное истинное значение любой сказки или истории (многие из этих же аргументов были сделаны для интерпретации классических сказок западной традиции.) Через некоторое время я даже задумался: «Неужели эти люди понимают, что Баба Яга — персонаж, а не настоящий?» Хотя ее уникальные черты, особенно ее неоднозначный моральный статус, заслуживают некоторого внимания, кажется странным, что ученые пытаются совместить все ее характеристики из всех ее рассказов в одном главном объяснении, хотя на самом деле эти истории в основном рассказывались рассказчиками, которые Знали только сказки Бабы-Яги в своем регионе, где каждый из них развил свои особенности.

Сам факт, что в некоторых вариантах сказок присутствует Баба Яга, тогда как в других вариантах — ведьма, указывает на то, что, хотя она является постоянным элементом фольклора, она явно взаимозаменяема с другими ведьмами или донорами . В русском фольклоре большинство героев-мужчин именуются «Иваном», но никто не пытается понять, как Иван мог совершить каждое действие, которое ему приписывают в каждой русской сказке.


Опять же, важно быть единственным персонажем, который колеблется между добром и злом, иногда в одной и той же сказке.Но Яга — полезный персонаж только в 1/3 ее рассказов, и даже там она обычно оказывается невольной помощницей. Для меня это не означает моральной двусмысленности, но то, что герой иногда бывает сильнее ее и способен обмануть ее. Действия Бабы Яги могут просто отражать характер героя — либо его доброту, либо ум, либо силу. Баба Яга грозна и жестока, но персонажи не беспомощны против ее -зла, которое можно победить.

Остальная часть книги определенно должна пролить больше света на этого интригующего персонажа!

сказок русского языка: Баба Яга

сказка русского языка: Баба Яга
Священные тексты Легенды и саги Индекс Предыдущий следующий
Купить эту книгу на Kindle


Русские народные сказки , Верра Ксенофонтовна Каламатиано де Блюменталь, [1903], в священных текстах.ком


п. 118

БАБА ЯГА

Где-то я не могу точно сказать где, но уж точно на огромной территории России жил мужик с женой и у них родились близнецы — сын и дочь. Однажды умерла жена, и муж очень искренне очень долго оплакивал ее. Прошел год, два, а то и больше. Но в доме без женщины нет порядка, и настал день, когда мужчина подумал: «Если я снова выйду замуж, возможно, все будет хорошо.»Так он и поступил, и от второй жены у него родились дети.

Мачеха завидовала пасынку и дочери и стала ими почти не пользоваться. Она ругала их без всякой причины, отсылала их из дома так часто, как ей хотелось, и почти не давала им есть. Наконец, ей захотелось полностью от них избавиться. Знаете ли вы, что значит позволить злой мысли проникнуть в сердце?

с. 119

Злая мысль все время растет, как ядовитое растение, и медленно убивает хорошие мысли.В сердце мачехи росло злое чувство, и она решила отправить детей к ведьме, будучи уверенной в том, что они никогда не вернутся.

«Дорогие дети, — сказала она детям-сиротам, — идите к моей бабушке, которая живет в лесу в хижине на куриных ножках. Вы сделаете все, что она хочет от вас, и она накормит вас сладостями, и вы будете будь счастлив.»

Сироты пошли. Но вместо того, чтобы пойти к ведьме, сестра, умная маленькая девочка, взяла своего брата за руку и побежала к своей старой-старой бабушке и рассказала ей все о том, как они пошли в лес.

«Бедные мои милые!» — сказала старая добрая бабушка, жалея детей, — мое сердце болит за тебя, но не в моих силах помочь тебе. Тебе нужно идти не к любящей бабушке, а к злой ведьме. А теперь послушай меня, моя дорогие, «продолжала она; «Я дам вам подсказку: будьте добры и добры с каждым

с. 120

один; не говорите никому дурных слов; не пренебрегайте помощью самым слабым и всегда надейтесь, что и вам будет необходимая помощь.«

Старая добрая бабушка дала детям выпить вкусного свежего молока и каждому по большому куску ветчины. Еще она дала им печенье — печенье есть повсюду, — а когда дети ушли, она долго-долго стояла, глядя им вслед.

Послушные дети пришли в лес и, о, чудо! там стояла хижина, и какая любопытная! Он стоял на крошечных куриных лапках, а наверху была голова петуха. Своими пронзительными детскими голосами они громко кричали:

«Избушка, Избушка! Отвернись к лесу, а перед нами — к нам!»

Хижина сделала, как они приказали.Двое сирот заглянули внутрь и увидели, что ведьма отдыхает там, ее голова у порога, одна ступня в одном углу, другая в другом углу, а ее колени довольно близко к шесту хребта.

«Фоу, Фоу, Фоу!» воскликнула ведьма; «Я чувствую русский дух».

с. 121

Дети испугались и стояли близко, очень близко друг к другу, но, несмотря на свой страх, они сказали очень вежливо:

«Хо, бабушка, наша мачеха послала нас к тебе служить тебе.«

«Хорошо; я не против того, чтобы держать вас, дети. Если вы удовлетворите все мои желания, я награжу вас; если нет, я съем вас».

Без промедления ведьма приказала девушке плести нить, а мальчику, ее брату, отнести воду в сите, чтобы наполнить большую ванну. Бедная девочка-сирота заплакала за прялкой и вытерла горькие слезы. Вдруг вокруг нее появились маленькие мышки, пищащие и говорящие:

«Милая девочка, не плачь. Дай нам печенье, и мы поможем тебе.«

Маленькая девочка охотно сделала это.

«А теперь, — благодарно пищали мыши, — иди и найди черного кота. Он очень голоден; дай ему кусок ветчины, и он тебе поможет».

Девушка быстро пошла искать кота и увидела своего брата в большом отчаянии из-за ванны, так много раз он наполнил

с. 122

через сито, но ванна все еще была сухой. Птички пролетали мимо, пролетая рядом, и щебетали детям:

«Добросердечные детки, дайте нам крошек, и мы вас проконсультируем.«

Сироты дали птицам крошки, и благодарные птицы снова щебетали:

«Немного глины и воды, дорогие дети!»

Потом они улетели по воздуху.

Дети поняли намек, плюнули в сито, залили глиной и за очень короткое время наполнили чан. Затем они оба вернулись в хижину и на пороге встретили черную кошку. Они щедро подарили ему немного хорошей ветчины, которую дала им их добрая бабушка, погладили его и спросили:

«Милая кошечка, черная и хорошенькая, скажи нам, что делать, чтобы сбежать от твоей хозяйки, ведьмы?»

«Ну, — очень серьезно ответила кошка, — я дам тебе полотенце и расческу, и тогда ты должен бежать.Когда вы услышите, как ведьма бежит за вами, бросьте полотенце за спину, и на его месте появится большая река.

с. 123

Если вы услышите ее еще раз, опустите гребень, и на его месте появится темное дерево. Это дерево защитит тебя от злой ведьмы, моя госпожа ».

Баба Яга как раз тогда пришла домой.

«Разве это не чудесно?» она думала; «все в точности правильно».

«Что ж, — сказала она детям, — сегодня вы были храбрыми и умными; давайте посмотрим завтра.Ваша работа будет труднее, и я надеюсь, что я вас съеду ».

Бедные сироты ложились спать не в теплую постель, приготовленную любящими руками, а на соломе в холодном углу. Напуганные до смерти от страха, они лежали там, боясь говорить, боясь даже дышать. На следующее утро ведьма приказала ткать все белье и принести из леса большой запас дров.

Дети взяли полотенце и расческу и убежали со всей возможной скоростью.Собаки погнались за ними, но бросили им оставшееся печенье; ворота не открывались, но дети натирали их маслом; береза ​​возле

с. 124

Путь

чуть не выцарапал им глаза, но кроткая девушка привязала к нему симпатичную ленточку. Так что они шли все дальше и дальше и выбегали из темного леса на широкие солнечные поля.

Кот сел у ткацкого станка и с восторгом порвал нить. Вернулась Баба Яга.

«Где дети?» — закричала она и стала бить кошку. «Почему ты отпустил их, коварный кот? Почему ты не поцарапал им лица?»

Кот ответил: «Ну, это потому, что я служил тебе столько лет, и ты ни разу не дал мне кусочек, а милые дети дали мне хорошего окорока».

Ведьма ругала собак, ворота и березку у тропы.

«Что ж, — залаяли собаки, — ты, конечно, наша хозяйка, но ты никогда не оказывала нам услугу, и сироты были к нам добры.«

Ворота ответили:

«Мы всегда были готовы повиноваться тебе, но ты пренебрегал нами, и милые дети растирали нас маслом».

с. 125

«Дети убежали так быстро, как только могли унести их ноги»

с. 126

Береза ​​шепеляла своими листьями: «Ты никогда не обматывал мои ветки простой ниткой, а миленькие красавицы украшали их красивой лентой».

Баба Яга поняла, что помощи нет, и сама стала следить за детьми.В большой спешке она забыла найти полотенце и гребень, но вскочила на метлу и улетела. Дети услышали ее приближение и бросили за собой полотенце. Тут же появилась широкая синяя река и орошала поле. Баба Яга прыгала по берегу, пока наконец не нашла мелководье и не пересекла его.

Опять дети услышали, как она поспешила за ними, и бросили гребень. На этот раз появился лес, темный и сумрачный лес, в котором корни были переплетены, ветви сплетены вместе, а верхушки деревьев касались друг друга.Ведьма изо всех сил пыталась пройти, но тщетно, и поэтому, очень, очень рассерженная, она вернулась домой.

Сироты бросились к своему отцу, рассказали ему все о своем большом бедствии и на этом завершили свой жалкий рассказ:

с. 127

«Ах, дорогой отец, почему ты любишь нас меньше, чем наших братьев и сестер?»

Отец был тронут и рассердился. Он прогнал злую мачеху и начал новую жизнь со своими хорошими детьми. С тех пор он следил за их счастьем и никогда больше не пренебрегал ими.

Как я узнаю, что эта история правдива? Да ведь там был один, который мне об этом рассказал.


Далее: Димиан Крестьянин

Почему старушки часто являются лицом зла в сказках и фольклоре? : NPR

В фильме Disney Snow White есть сцена, в которой красивая королева / мачеха превращается в старую ведьму. Ученый Мария Татар говорит, что это «вероятно, более страшно для взрослых, чем для детей, потому что оно сокращает процесс старения примерно до 20 секунд.» Дисней скрыть подпись

переключить подпись Дисней

Дисней Белоснежка имеет сцену, в которой красивая королева / мачеха превращается в старую ведьму. Ученый Мария Татар говорит, что это «вероятно, более страшно для взрослых, чем для детей, потому что оно сокращает процесс старения примерно до 20 секунд.«

Дисней

Бойтесь старушек в сказках. С тех пор, как люди рассказывают истории, старухи пугают детей до смерти. Но почему так часто лицо зла принадлежит старухе?

Приведение типов — одно из объяснений. «Что у нас есть? Клячи, ведьмы, злые мачехи, каннибалы, людоеды. Это довольно ужасно», — говорит Мария Татар, преподающая курс фольклора и мифологии в Гарварде.Тем не менее, татарка сразу же указывает на то, что старушки тоже могущественны — часто именно они могут творить магию.

«Я всегда смотрю на фильм Диснея Белоснежка и эту харизматичную злобную королеву, которая находится в подвале со своим химическим набором. Есть эпизод, в котором она превращается из красивой, харизматичной, злой королевы в старую ведьму. , — говорит Татарин. «Я думаю, что это сцена, которая, вероятно, пугает взрослых больше, чем детей, потому что она сокращает процесс старения примерно до 20 секунд.«

Королева отравляет Белоснежку, чтобы она проспала вечно, и другие персонажи так же несчастны. Старушка в Гензель и Гретель хочет запечь детей в своей духовке, а ведьма в Русалочка отрезает Ариэль язык.

Татарка говорит, что старушки-злодеи особенно страшны, потому что исторически самым влиятельным человеком в жизни ребенка была мать. «У детей действительно есть способ разделить фигуру матери на … злую мать, которая всегда устанавливает правила и нормы, контролирует ваше поведение, злится на вас , а затем доброжелательного воспитателя — того, кто дает и защищает вы, убедитесь, что вы выжили.«

Вероник Таджо, писательница, выросшая в Кот-д’Ивуаре, считает, что существует страх перед женской властью в целом. Она говорит, что обычная фигура в африканских народных сказках — это старая ведьма, разрушающая души людей. Как объясняет Таджо, Обычно она одинокая женщина. Она уже маргинальна. Она злится на что-то — на жизнь или что-то еще — и она будет «есть» — это выражение — души людей, в том смысле, что она овладеет людьми, и тогда они умрут ужасной смертью. И все знают, что это ведьма; это старуха.»

Тем не менее, они не все злые и злобные ведьмы. Старая мать Хаббард, возможно, не самая яркая лампочка, но она очень старается доставить удовольствие своей собаке. Пожилые женщины в народных сказках часто используют свои знания и опыт мира. чтобы направить встревоженного главного героя. Таджо указывает на кенийскую историю «Марве в подземном мире» о девушке, которая совершает самоубийство, утопившись, потому что чувствует, что подвела своих родителей. Марве попадает в Страну мертвых, где встречает старуху.

«Эта старуха учит ее многому, — говорит Таджо. «А также, когда Марве начинает тосковать по миру живых, она помогает ей вернуться на поверхность, если хотите, с большим количеством богатств. И мы понимаем, что Марве была вознаграждена за свою доброту». Другими словами: делайте свои дела, и вы будете вознаграждены. Смысл этих древних сказок, независимо от того, с какого континента они происходят, мог заключаться в том, чтобы запугать детей и заставить их вести себя хорошо.

Пожалуй, самый страшный персонаж старухи — чудовищная Баба Яга — родом из России. Она костлявая, с крючковатым носом и длинными железными зубами. Ее хижина стоит на куриных ножках, она похищает детей и ест их. Можно с уверенностью сказать, что Баба Яга веками доставляла детям из Восточной Европы бессонницу.

В одной из интерпретаций злая мачеха отправляет молодую девушку Василису в лес в хижину Бабы Яги за свечой. Девушка уверена, что ее отправляют на смерть.Баба Яга заставляет ее готовить и убирать, а Василиса делает все, что ей говорят. В конце концов, старая старуха дает ей то, что ей нужно, и отправляет домой. «Вы видите такое двоякое лицо ведьмы», — говорит Мария Татар. «С одной стороны: каннибалистический, агрессивный, угрожающий. А с другой стороны: иногда вмешивается, чтобы быть уверенным, что все будет долго и счастливо». Снова эта сила.

В японском фольклоре Яма Уба — столь же неоднозначная старая женщина. Она горная ведьма, которая, как Баба Яга, заманивает людей в свою хижину и ест их.Но она также поможет заблудившемуся путешественнику. Норико Рейдер — профессор Университета Майами в Огайо, который провел обширное исследование историй Ямы Уба. «Она приносит удачу и счастье», — говорит Рейдер. «Она также может принести смерть и разрушение тем, кто не очень хорош».

Есть теория, что Яма Уба — или Ямауба , как ее иногда называют — была вдохновлена ​​ужасным голодом в Японии. Пожилых родителей увезли в горы умирать, чтобы у других членов семьи было больше еды.Яма Уба — голодный демон, рожденный этой практикой.

В фильме The Happy Man’s Tunic старуха (с белым попугаем) помогает спасти сына халифа после того, как он серьезно заболел. Перепечатано с разрешения Atheneum Books for Young Readers, оттиска издательства Simon & Schuster Children’s Publishing из книги «Tales Our Abuelitas Told» Ф.Изабель Кампой и Альма Флор Ада. Авторские права на иллюстрацию 2006 года принадлежат Виви Эскриве. скрыть подпись

переключить подпись Перепечатано с разрешения Atheneum Books for Young Readers, оттиска Детского издательства Simon & Schuster из «Tales Our Abuelitas Told» Ф. Изабель Кампой и Альма Флор Ада. Авторские права на иллюстрацию 2006 года принадлежат Виви Эскриве.

В Туника счастливого человека , старуха (с белым попугаем) помогает спасти сына халифа после того, как он серьезно заболел.

Перепечатано с разрешения Atheneum Books for Young Readers, оттиска Детского издательства Simon & Schuster из «Tales Our Abuelitas Told» Ф. Изабель Кампой и Альма Флор Ада. Авторские права на иллюстрацию 2006 года принадлежат Виви Эскриве.

По словам кубино-американской писательницы Альмы Флор Ада, этого никогда не случится с видом abuela .«В нашей культуре бабушки очень важны». Ада — соавтор книги Tales Our Abuelitas Told, в которую входит история о сыне халифа, который серьезно заболел. После того, как «все лучшие врачи страны» не смогли его вылечить, халиф отправляет своих посланников за помощью. Затем однажды утром приходит старушка и дает такой совет: чтобы выздороветь, принц должен носить тунику человека, который действительно счастлив. И конечно работает.

Ада говорит, что в латиноамериканской культуре пожилые женщины разносторонне развиты.«Как правило, именно они держат семью, передают традиции, знают средства, которые вылечили бы различные болезни. Поэтому неудивительно, что она появляется в популярных сказках».

Другими словами, старушки в сказках и фольклоре практически сплачивают цивилизацию. Они судят, награждают, вредят и лечат; и они часто самые интригующие персонажи в истории.

Русские сказки


Русские сказки

Баба Яга

Баба Яга — старая ведьма из русских преданий, летающая на гигантской ступе. и пестик, похищающий и пожирающий детей.Она живет в хижине, стоит на паре гигантских куриных ножек. Хотя русское суеверие имеет тенденцию изображать ее как злую демоническую фигуру. предположение, что она изначально была хорошим персонажем. Я бы поспорил что кажется более вероятным, что она внутренне дуалистическая фигура, быть одновременно добром и злом в зависимости от ситуации. На одном она часто злодей, уродливые старые дети, пожирающие ведьму. С другой рука она та, кто оказывает помощь, действуя как донор герою так что они могут вернуть потерянного любовника.Это концепция, которую мы видим неоднократно с феоподобными существами (те существа, которые контролируют судьба человека), что они хорошие или плохие в зависимости от ситуации и их настроение.
Это было высказано предположение, что Баба Яга — это остаток духа ветра, что она мчится через лес, заставляя деревья гнуться. Такая роль поставил бы ее в соответствие с Русским Морозом и / или с Ветром Европейские сказки. Оба эти персонажа нападают на слабых, но уходят только те, кто действуют сильными и храбрыми.Таким образом, если к ним подойти смело так же, как князь в «Царевне-лягушке» смело подошел к Бабе Яге. Называя ее «бабушкой», Баба-Яга будет относиться к ним хорошо. Срок Бабушка важна, потому что ветер иногда действует как Бабушка и дедушка по отношению к тем, кто ищет любви, или к тем, кто много работает или возможно чистым сердцем. Конечно, пока есть мнение, что природа выберет своих жертв, есть также некоторое понимание, что она может ударить кого угодно в любое время. Значит, это, вероятно, корень Бабы. Дуалистическая природа Яги, потому что с одной стороны ветер может дуть в теплый погода зимой или прохладный ветерок летом жара, ветер приносит дождь, который орошает посевы.Однако ветер приносит бури, метели, наводнения и т. д. Таким образом, если мы должны верить, что Баба Яга связана с Ветром или с природой, мы должны понимать что, как и все природные явления, она хороша и плоха.

Баба в имени Бабы Яги означает «Старушка» или «Бабушка» в переводе с английского. Русский, болгарский, польский и японский. Таким образом, термин «Баба» часто используется в этих регионах для ведьмоподобных фигур.

В Русские сказки Баба Яга — чудовищная ведьма, живущая в срубе березы, окруженной частоколом с черепами на каждом полюсе и забор из человеческих костей.Его дверь часто остается скрытой, пока кто-нибудь не скажет на него: «Повернись спиной к лесу и повернись ко мне лицом». однажды эта фраза произнесена, дверь появляется с замочной скважиной, заполненной острые зубы. Фраза, с помощью которой показалась дверь Бабы Яги: интересно и заставляет задуматься о его значении и происхождении. Если мы хотим принять Бабу Ягу как духовную сущность какой-то формы, тогда мы может рассматривать этот термин как просьбу к ней отказаться от своих обязанностей, от леса на мгновение или, возможно, как просьба о входе в тайный мир природы, частью которого она является.Конечно ее хижина связан с духами природы, так как в некоторых сказках имеет трех всадников вокруг него; один белый — день, другой красный — солнце, и один в черном, кто Ночь. Ясно, что она путешествует и живет с природные духи, интересно отметить, однако, что она не Путешествие с жарой и холодом, как ветер Вернее Баба Яга путешествует с днем, солнцем и ночью. Оставив одного задаться вопросом, где Луна есть, и если возможно, утверждение, что она ветер, неверно.Может, Баба Яга вместо Луны? Конечно, можно сказать, что Луну будут любить и бояться, добро и зло. Все еще в отличие от другие всадники, когда Баба Яга выходит из дома в темных лесах, она не уезжает на лошади, как другие всадники, а летает по воздуху в гигантском миномете, используя руль в качестве руля сметая свой след веником из березовой березы. Серебряная береза ​​была используется в Финляндии для расслабления мышц в сауне.
Чистота Для Бабы Яги важна вежливость.Таким образом, чтобы приблизиться к ней должен быть чистым и вежливым. Баба Яга поможет тем, кто чист и вежливо, отвечая на их вопросы, хотя она не любит этого потому что она стареет с каждым задаваемым вопросом. Однако, как и многие бессмертные фигуры в индоевропейской мифологии она может обратить вспять эффекты старения волшебным растением; в данном случае чай из синих роз.

Bba Яга 3. Она сверхъестественное существо, которое обычно изображается под облик отвратительной старухи, очень высокого роста, очень костлявой конечности, с чрезмерно длинным носом и растрепанными волосами.Ее нос иногда описывают как железный, как и ее длинные кулон на груди и ее крепкие острые зубы. Поскольку она лежит в ней, но она часто «простирается от одного угла до другого, и ее нос проходит прямо через потолок. «Ее обычное жилище — коттедж. [избушка, разм. избушка], которая стоит «на птичьих лапах», то есть на тонкие опоры. Дверь смотрит в сторону леса, но когда хижина заклинается, в правильных словах поворачивается, так что спиной к лесу и лицом к лицу, обращающемуся к нему.Иногда, однако, Баба Яга живет в более крупном доме, круглой который стоит за забором из костей людей, которых она съела, и с черепами. Стойки ворот — человеческие ноги, болты — это человеческие руки, а «вместо замка есть рот с острые зубы ».

Когда Баба-Яга уезжает за границу, она едет в железной ступе. Это она толкает пестиком, что-то вроде
г. клуб, и на ходу сметает следы своего движения веник. Согласно некоторым историям Солнце, День и Ночь — это ее слуги, банды без сундуков ждут ее, стихии наполняют ее заветы.У нее есть волшебная дубина, достаточно взмахнуть ею. превратить любое живое существо в камень, и она всегда может помочь сама «огнедышащих коней», «курьеров» [то есть семилетних] сапоги »,« самоигрывающиеся гусли »,« саморезного меча »и «Самолетный ковер». Всеми этими средствами и приспособлениями она может чтобы обезопасить многих, жертв, которых она готовит и ест, часто воруя дети за ее столом, часто снабжая его также запоздалыми путешественниками.

Белорусские заявляют, что Баба Яга летает по небу в огненный миномет, который она подгоняет горящей метлой, и что во время время ее полета, воет ветер, стонет земля, и деревья корчиться и трескаться.В такие моменты она очень похожа на Змею Огненную, который играет ведущую роль в славянских сказках, и, действительно, Баба-яга и Змея часто оказываются идентичными персонажами, разные версии одного и того же повествования, иногда с использованием одного имя, а иногда и другое для одного и того же мифического существа.

В на Украине летающую ведьму обычно называют змеей; на словацком Сказка Сыновья Бабы Яги описаны как «губительные змеи». Один из вкусы, которые характеризуют змею из басни, иногда приписывается также Бабе Яге.Она должна «любить сосать белая грудь из
красивых женщин «. Как и Змея, она тоже стоит на страже и знает, как источники «Живой воды» — той воды, которая лечит раны и воскрешает мертвых к жизни.

Иногда В рассказе упоминаются три Баба Яги. В этом случае они обычно три сестры, которые, несмотря на свое имя, не недоброжелательная природа, и кто помогает «сказочному принцу» или другому герою сказка, давая ему хороший совет и даря ему волшебные подарки.Кажется, они связаны с «Пророчицами» или «Мудрыми женщинами». на которых смотрели с таким почтением в старые времена язычества, и которые превратились в вульгарных ведьм под влиянием Христианство. Но, как правило, Баба Яга описывается как будучи крайне злобным и всегда жаждущим человеческой плоти. По некоторым преданиям она даже питается душами умерших. Белорусские, например, утверждают, что «смерть отдает мертвых Баба Яга, с которой она часто бродит.И что Баба Яга и подчиненные ей ведьмы питаются душами людей, а таким образом станьте легкими, как духи 4. «
In местами, когда ветер опускает колосья, крестьяне говорят что Баба Яга бегает за детьми с намерением ослепление
их или забивая их в железную маслобойку. Кукурузные поля особенно часто посещаются Баба Яга, в память о которой, пожалуй, последняя связка в время сбора урожая облачается в женские одежды и называется джитной. Баба — «Кукуруза», — отвечая немецкому Корнпуппе, Гроссу. Mutter или Die Alte дома урожая.Российские критики склонны отождествляют Бабу Ягу с Хольдой или Бертой — или, по крайней мере, с неблагоприятные изображения тех некогда добрых божеств. «Дикий» «железная» и «длинноносая» Берта [фрау Precht mit der langen Nase] кажется, действительно, иметь много общего с Бабой Ягой, тем более что последнее часто называют прядением. Сервианский Баба Яга, известный как «Железный Зуб», таскает в кувшине горящие угли, и сжигает прялки ленивых прядильщиков. Мифологам Баба Яга кажется олицетворением духа бури.Когда она пробирается через лес, заставляя деревья корчиться и выть, когда она проходит, и сметая следы своего продвижения метла, она воспринимается как вихрь. Когда как «черное облако» она преследует беглых героев, она кажется грозовой тучей, которая грозит погасить дневной свет.

Leave a Reply