Разное

Жанр огниво: Огниво (сказка) — Википедия – «Огниво» краткое содержание для читательского дневника по сказке Андерсена (2 класс) – главная мысль, отзыв, чему учит, сюжет

Содержание

Огниво (сказка) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 июня 2019; проверки требуют 7 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 июня 2019; проверки требуют 7 правок.

«Огни́во» (дат. Fyrtøiet) — сказка датского писателя и поэта Ханса Кристиана Андерсена, была впервые опубликована 8 мая 1835 года в сборнике сказок «Сказки, рассказанные для детей» (дат. «Eventyr, fortalte for Børn»). Перевод с датского на русский выполнен Анной Васильевной Ганзен.

Шёл солдат с войны. По дороге повстречал безобразную старуху (ведьму). Попросила ведьма солдата слазить в дупло старого дерева и пообещала, что найдёт он там много денег, которые сможет взять себе. Но только деньги лежат в трёх сундуках, каждый из которых стоит в отдельной комнате. На каждом из сундуков сидит собака, одна другой страшнее. У первой глаза как чайные чашки, у второй — как мельничные колёса, а у третьей, самой страшной, каждый глаз размером с Круглую башню. И рассказала ведьма солдату, как с собаками справиться, чтобы они не причинили вреда. А для себя попросила принести ей старое огниво.

Залез солдат в дупло, нашёл там три комнаты, в каждой комнате по сундуку, на каждом сундуке по собаке. Набрал денег сколько смог. Взял огниво. А когда вылез, всё ему покоя не даёт, зачем старухе старое огниво, а денег не нужно. А старуха не говорит. Солдат рассердился и отрубил ей голову своей саблей. А сам пошёл в город, где жила принцесса. Только увидеть эту принцессу никто не мог, потому что было про неё предсказание, что выйдет замуж она за простого солдата. И её заперли в высокой башне, чтобы такого не произошло.

Быстро потратил солдат все деньги и тут вспомнил про огниво. Огниво оказалось волшебным. Оно могло вызвать собак из подземелья в дупле. А собаки могли выполнить любое желание.

Попросил солдат собаку привезти к нему принцессу. Три раза привозила собака принцессу. Принцессе солдат понравился, и она ему.

На третий раз король выследил, куда девается принцесса. Приказал схватить солдата и на следующее утро его казнить. Но огниво снова выручило солдата. Собаки его спасли. И так как, спасая солдата, они убили короля, то жители города попросили солдата стать их королём, а принцесса попросила его на ней жениться.

Солдат стал королём и женился на принцессе.

  • «Огниво» / Fyrtøjet — 1946, Дания, режиссёр: Свенд Метлинг, первый датский полнометражный мультфильм
  • «Огниво» / Elddonet — 1951, Швеция, режиссёр: Хельг Хагерман
  • «Огниво» / Das Feuerzeug — 1958, Германия (ГДР), реж: Зигфрид Хартманн
  • «Старая, старая сказка» (1968, СССР, режиссёр: Надежда Кошеверова), снят по мотивам трёх сказок Х. К. Андерсена «Огниво», «Свинопас» и «Дурень Ганс».
  • «Огниво» / Křesadlo — 1985, Чехословакия, режиссёр: Дагмар Доубкова
  • «Огниво» / Fyrtøjet — 1993, Дания, режиссёр: Михаил Бадица, короткометражный мультфильм
  • «Огниво» / Fyrtøjet — 2005, Дания, режиссёр: Ёрген Бинг, короткометражный мультфильм
  • «Огниво» — 2009, Россия, режиссёр: Мария Парфенова, мультфильм
  • «Duch nad zlato» — 2013, Чехия, режиссёр: Зденек Зеленка

«Огниво» краткое содержание для читательского дневника по сказке Андерсена (2 класс) – главная мысль, отзыв, чему учит, сюжет

«Огниво» – сказка об отважном везучем солдате, которому удалось обмануть страшную ведьму, стать королем и жениться на красивой принцессе.

Читательский дневник «Огниво»

Краткое содержание «Огниво» для читательского дневника

ФИО автора: Ханс Кристиан Андерсен

Название: Огниво

Число страниц: 28. Х. К. Андерсен. «Огниво». Издательство «Детская литература». 1979 год

Жанр: Сказка

Год написания: 1835 год

Главные герои

Солдат – хитрый, проворный малый, легкомысленный, эгоистичный, безжалостный.

Ведьма – старая страшная колдунья.

Принцесса – красивая девушка, в которую влюбился солдат.

Король и королева – заботливые, осторожные родители принцессы, убитые по приказу солдата.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Шел по дороге солдат, а навстречу ему шла старая и очень страшная ведьма. Она попросила солдата залезть в дупло и вытащить старое огниво. За эту услугу старуха обещала дать щедрую награду. Солдат согласился и залез глубокое дупло, внутри которого оказался подземный ход. Увидел солдат дверь, открыл ее, а в комнате на сундуке с медными монетами сидела огромная собака с глазами, словно чайные блюдца. По совету ведьмы поставил солдат ее на передник, и та его не тронула. Во второй комнате на сундуке с серебром сидела собака с глазами размером с мельничные колеса. Солдат также поставил собаку на ведьмин передник и беспрепятственно прошел дальше. В третьей комнате на сундуке с золотом огромный пес с глазами, что высокая башня. Солдат забрал огниво, набрал столько золота, сколько мог унести. Он выбрался на поверхность, отрубил ведьме голову и направился в город.

Солдат устроился на постоялом дворе и принялся вести роскошную жизнь. Но деньги быстро закончились, друзья разбежались, и солдат вновь остался без денег, в одиночестве. Когда он чиркнул огнивом, чтобы зажечь свечку, то неожиданно перед ним появилась волшебная собака. Солдат попросил у нее мешок денег, и она тут же исполнила его пожелание. Солдат сразу понял, в чем сила огнива, и вновь зажил на широкую ногу.

Но захотелось солдату большего, и приказал он собаке принести ему принцессу. Поцеловав спящую девушку, он велел собаке отнести ее обратно во дворец. Так продолжалось несколько ночей, пока король с королевой не заметили исчезновение дочери. Они приставили к принцессе фрейлину, и та отметила крестом дом, в котором жил солдат. Собака это увидела, и поставила кресты на всех домах. Тогда королева дала принцессе мешочек с гречкой, в котором проделала маленькую дырочку. Гречка просыпалась, указав дорогу к дому солдата. По приказу короля его тут же схватили и отправили на плаху. Перед смертью солдат попросил исполнить последнее желание – покурить. Он трижды чиркнул огнивом, и сию же секунду появились три огромные собаки . Они принялись подбрасывать людей высоко вверх, и те падали на землю, разбиваясь насмерть. Та же участь постигла короля и королеву. Тогда принялся простой народ просить солдата пожалеть их и стать королем. Солдат согласился, и сразу же женился на принцессе.

План пересказа

  1. Встреча с ведьмой.
  2. Три собаки и три сундука.
  3. Солдат убивает ведьму и присваивает огниво.
  4. Жизнь на широкую ногу.
  5. Тайна огнива.
  6. Поцелуй принцессы.
  7. Кресты на дверях и мешок гречки.
  8. Казнь.
  9. Появление собак.
  10. Солдат становится королем и женится на принцессе.

Главная мысль

Достигать своей цели можно только способами, которые не вредят другим людям.

Чему учит

Сказка учит не опускать руки в сложных жизненных ситуациях и не унывать, если что-то не выходит с первого раза.

Отзыв

Впечатление от сказки неоднозначное: с одной стороны, солдат вызывает сочувствие, но с другой – негативное отношение оттого, что он оказался таким жестоким и бездушным, убив даже родителей своей возлюбленной.

Рисунок-иллюстрация к сказке Огниво

Рисунок-иллюстрация к сказке Огниво.

Пословицы

  • Жених весел – всей свадьбе радость.
  • Не думалось жить богато, да пришлось.
  • Если воля тверда, цель достигнешь всегда.

Что понравилось

Показалось, что сказка слишком жестокая. Солдат мог получить все, что хотел, но не убивая при это невинных людей.

Тест по сказке

Рейтинг читательского дневника

Средняя оценка: 4.8. Всего получено оценок: 38.

Огниво (сказка) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Огни́во» (дат. Fyrtøiet) — сказка датского писателя и поэта Ханса Кристиана Андерсена, была впервые опубликована 8 мая 1835 года в сборнике сказок «Сказки, рассказанные для детей» (дат. «Eventyr, fortalte for Børn»). Перевод с датского на русский выполнен Анной Васильевной Ганзен.

Сюжет

Шёл солдат с войны. По дороге повстречал безобразную старуху (ведьму). Попросила ведьма солдата слазить в дупло старого дерева и пообещала, что найдёт он там много денег, которые сможет взять себе. Но только деньги лежат в трёх сундуках, каждый из которых стоит в отдельной комнате. На каждом из сундуков сидит собака, одна другой страшнее. У первой глаза как чайные чашки, у второй — как мельничные колёса, а у третьей, самой страшной, каждый глаз с Круглую башню. И рассказала ведьма солдату, как с собаками справиться, чтобы они не причинили вреда. А для себя попросила принести ей старое огниво.

Залез солдат в дупло, нашел там три комнаты, в каждой комнате по сундуку, на каждом сундуке по собаке. Набрал денег сколько смог. Взял огниво. А когда вылез, всё ему покоя не дает, зачем старухе старое огниво, а денег не нужно. А старуха не говорит. Солдат рассердился и отрубил ей голову своей саблей. А сам пошёл в город, где жила принцесса. Только увидеть эту принцессу никто не мог, потому что было про неё предсказание, что выйдет замуж она за простого солдата. И её заперли в высокой башне, чтобы такого не произошло.

Быстро потратил солдат все деньги и тут вспомнил про огниво. Огниво оказалось волшебным. Оно могло вызвать собак из подземелья в дупле. А собаки могли выполнить любое желание.

Попросил солдат собаку привезти к нему принцессу. Три раза привозила собака принцессу. Принцессе солдат понравился, и она ему.

На третий раз король выследил, куда девается принцесса. Приказал схватить солдата и на следующее утро его казнить. Но огниво снова выручило солдата. Собаки его спасли. И так как, спасая солдата, они убили короля, то жители города попросили солдата стать их королём, а принцесса попросила его на ней жениться.

Солдат стал королём и женился на принцессе.

Экранизации

  • «Огниво» / Fyrtøjet — 1946, Дания, реж: Svend Methling, первый датский полнометражный мультфильм
  • «Огниво» / Elddonet — 1951, Швеция, реж: Хельг Хагерман
  • «Огниво» / Das Feuerzeug — 1958, Германия (ГДР), реж: Зигфрид Хартманн
  • «Старая, старая сказка» (1968, СССР, реж: Надежда Кошеверова), снят по мотивам трёх сказок Х. К. Андерсена «Огниво», «Свинопас» и «Дурень Ганс».
  • «Огниво» / Křesadlo — 1985, Чехословакия, реж: Дагмар Доубкова
  • «Огниво» / Fyrtøjet — 1993, Дания, реж: Михаил Бадица, короткометражный мультфильм
  • «Огниво» / Fyrtøjet — 2005, Дания, реж: Ёрген Бинг, короткометражный мультфильм
  • «Огниво» — 2009, Россия, реж: Мария Парфенова, мультфильм
  • «Duch nad zlato» — 2013, Чехия, реж: Зденек Зеленка

Примечания

Ссылки

Огниво (сказка) — Википедия. Что такое Огниво (сказка)

«Огни́во» (дат. Fyrtøiet) — сказка датского писателя и поэта Ханса Кристиана Андерсена, была впервые опубликована 8 мая 1835 года в сборнике сказок «Сказки, рассказанные для детей» (дат. «Eventyr, fortalte for Børn»). Перевод с датского на русский выполнен Анной Васильевной Ганзен.

Сюжет

Шёл солдат с войны. По дороге повстречал безобразную старуху (ведьму). Попросила ведьма солдата слазить в дупло старого дерева и пообещала, что найдёт он там много денег, которые сможет взять себе. Но только деньги лежат в трёх сундуках, каждый из которых стоит в отдельной комнате. На каждом из сундуков сидит собака, одна другой страшнее. У первой глаза как чайные чашки, у второй — как мельничные колёса, а у третьей, самой страшной, каждый глаз с Круглую башню. И рассказала ведьма солдату, как с собаками справиться, чтобы они не причинили вреда. А для себя попросила принести ей старое огниво.

Залез солдат в дупло, нашел там три комнаты, в каждой комнате по сундуку, на каждом сундуке по собаке. Набрал денег сколько смог. Взял огниво. А когда вылез, всё ему покоя не дает, зачем старухе старое огниво, а денег не нужно. А старуха не говорит. Солдат рассердился и отрубил ей голову своей саблей. А сам пошёл в город, где жила принцесса. Только увидеть эту принцессу никто не мог, потому что было про неё предсказание, что выйдет замуж она за простого солдата. И её заперли в высокой башне, чтобы такого не произошло.

Быстро потратил солдат все деньги и тут вспомнил про огниво. Огниво оказалось волшебным. Оно могло вызвать собак из подземелья в дупле. А собаки могли выполнить любое желание.

Попросил солдат собаку привезти к нему принцессу. Три раза привозила собака принцессу. Принцессе солдат понравился, и она ему.

На третий раз король выследил, куда девается принцесса. Приказал схватить солдата и на следующее утро его казнить. Но огниво снова выручило солдата. Собаки его спасли. И так как, спасая солдата, они убили короля, то жители города попросили солдата стать их королём, а принцесса попросила его на ней жениться.

Солдат стал королём и женился на принцессе.

Экранизации

  • «Огниво» / Fyrtøjet — 1946, Дания, реж: Svend Methling, первый датский полнометражный мультфильм
  • «Огниво» / Elddonet — 1951, Швеция, реж: Хельг Хагерман
  • «Огниво» / Das Feuerzeug — 1958, Германия (ГДР), реж: Зигфрид Хартманн
  • «Старая, старая сказка» (1968, СССР, реж: Надежда Кошеверова), снят по мотивам трёх сказок Х. К. Андерсена «Огниво», «Свинопас» и «Дурень Ганс».
  • «Огниво» / Křesadlo — 1985, Чехословакия, реж: Дагмар Доубкова
  • «Огниво» / Fyrtøjet — 1993, Дания, реж: Михаил Бадица, короткометражный мультфильм
  • «Огниво» / Fyrtøjet — 2005, Дания, реж: Ёрген Бинг, короткометражный мультфильм
  • «Огниво» — 2009, Россия, реж: Мария Парфенова, мультфильм
  • «Duch nad zlato» — 2013, Чехия, реж: Зденек Зеленка

Примечания

Ссылки

«Огниво», анализ сказки Андерсена

История создания

Сказка «Огниво» была написана 30-летним Андерсеном в 1835 г. Она вошла в первый сборник сказок под названием «Сказки, рассказанные детям», изданный в том же году. Большинство сказок этого сборника основано на фольклоре. Такова и сказка «Огниво».

Литературное направление и жанр

По сюжету авторская сказка «Огниво» напоминает традиционные волшебные сказки. В основе таких сказок лежат приключения героя, в результате которых меняется его статус (солдат становится королём). Достичь этого помогают волшебные предметы (огниво) и волшебные помощники (три огромных пса). Часто в таких сказках фигурирует ведьма, связанная с миром мёртвых.

Романтики первыми заинтересовались волшебными сказками, стали собирать фольклор и писать собственные сказки на фольклорной основе. Именно с этого начал свою карьеру сказочника романтик Андерсен.

Тема и проблематика сказки

«Огниво» — одна из немногих сказок писателя, в которой он почти не выходит за рамки фольклорной основы. В ней нет свежих идей или подтекста. Тема сказки – истинные ценности. Ими становятся упорство в достижении цели, любовь, смелость, а вовсе не деньги, которые в сказке обесценены, равны сору, недаром их так легко и получить, и потерять.

Основная проблема сказки тоже традиционна: социальные ограничения, непреодолимая пропасть между разными сословиями, богатством и бедностью, которая преодолевается с помощью волшебства. В этой проблеме отразились собственные непростые отношения Андерсена с властями и покровителями. Другие проблемы сказки менее заметны, например, проблема воспитания, которое не должно быть сопряжено с насилием. Принцесса радуется смерти отца короля, потому что это означает её взрослую жизнь и освобождение. Проблема истинных и ложных друзей, исчезающих у обедневшего героя, традиционна для фольклора и литературы.

Сюжет и композиция

Волшебная сказка всегда строится по определённому канону. Герой преодолевает трудности и достигает цели, обратившись сначала к миру мёртвых. Дерево, через дупло которого солдат спускается в подземелье – мировое древо, в корнях которого расположено подземное царство, мир мёртвых.

Из подземного царства солдат получает богатство, волшебный предмет и волшебных помощников. Главным среди даров оказывается огниво, потому что владеющий им становится повелителем потусторонних существ.

Сюжет сказки строится на тройных повторах и градации (усилении признака). Каждая следующая собака во много раз больше предыдущей. Она охраняет большие сокровища.

Солдат трижды набирает в ранец, карманы, а потом и в сапоги медь, серебро и золото. Важный сюжетный ход – испытание солдата богатством, которое он проходит с честью, много помогает бедным. Но вот испытания тщеславием солдат не проходит, он верит ложным друзьям, называющим его славным малым и настоящим кавалером, и ему это очень нравится. Солдат дерзок, но это качество помогает ему добиться запретного плода.

Волшебное свойство огнива открывается солдату случайно. От количества ударов по кремню зависит то, какая собака появится перед хозяином.

Трижды солдат приказывает самой маленькой собаке с глазами как чайные чашки доставить ему ночью принцессу, и только на третью ночь фрейлина придумала привязать к спине принцессы мешочек с крупой.

Мотив пророчества часто встречается в волшебных сказках. Солдат приговорён к казни, чтобы пророчество о его браке с принцессой не сбылось. Но, с одной стороны, невозможно обмануть судьбу, другой – смекалка помогает солдату послать мальчишку за огнивом, вызвать волшебных собак и стать королём и счастливым мужем принцессы.

Герои сказки

Главный герой сказки – солдат. Это традиционный герой фольклора. В отличие от фольклорного дурака, солдат в сказке сметливый, а не просто везучий. Это пример героя, который при благоприятных обстоятельствах может сам построить своё счастье.

Герой сказки – человек бывалый, «служивый». Служба его закончена, он возвращается домой с войны. Это человек перед началом новой жизни. Герой не имеет ни профессии, ни денег, только саблю на боку и ранец за спиной. Герой подобен витязю на распутье. По законам волшебной сказки, он справляется с ситуацией, обратившись к миру мёртвых.

Образ солдата прописан более подробно, чем в фольклоре. Он щедр и расточителен, тщеславен, авантюрист, храбр. Страх солдат побеждает смехом, он шутит даже перед лицом смерти. Страшным псам солдат говорит: «Вот так молодец», «Нечего тебе таращиться на меня», «Моё почтение». А с мальчишкой, посланным за огнивом, солдат в преддверии казни шутит: «Без меня ведь дело не обойдётся».

Ведьма в волшебной сказке – проводник из мира мёртвых. Поэтому и сама она напоминает мертвеца: «Безобразная, противная, нижняя губа висела у неё до самой груди». Ведьма лжива и льстива. Она начинает разговор с того, что хвалит солдата: «Вот бравый солдат!» Она хочет хитро обмануть солдата, предлагая ему взять сколько душе угодно денег, а старое огниво представляя как что-то негодное.

Ведьма вынуждена искать союзника, который спустится в дупло. Можно только догадываться, почему она сама не решается сделать это, ведь огниво лежит в подземелье уже 300 лет. Когда солдат достаёт огниво, поведение ведьмы меняется. Она грубит солдату, за что тот её и убивает. Её не должно быть жалко, потому что она отвратительна и внешне (см. её портрет вначале), и внутренне.

Три собаки, стерегущие медь, серебро и золото, – родные сёстры Цербера, стерегущего царство мёртвых. Ужасные стражи превращаются в послушных слуг с помощью волшебных предметов. Клетчатый передник ведьмы нейтрализует агрессию собак, парализует их. Огниво делает их послушными слугами, выполняющими любое желание.

О размере собак читатель догадывается лишь по одной детали – размеру глаз. Уже собака с глазами, как чайные чашки, огромна.

Собаки не только преданны хозяину, но и по-человечески умны. Так собака поставила кресты на всех домах, чтобы фрейлина не нашла помеченный ею крестом дом солдата. Кроме того, в финале сказки на свадебном пиру собаки сидят за столом и таращат глаза. А ещё собаки умеют танцевать и кричать «ура».

А уж тем более собака, чьи глаза размером с мельничные колёса или Круглую башню.

Король с королевой олицетворяют зло, жестокое и неразумное правление. При этом королева – женщина умная и трудолюбивая. Король запер принцессу в медном замке, испугавшись пророчества о её замужестве с солдатом. Так что о смерти короля никто не жалеет, даже обиженная принцесса.

Художественное своеобразие

В отличие от фольклорной сказки, действие в которой никак не связано с земными царствами, все образы «Огнива» связаны с родными Андерсену Данией и Копенгагеном. Глаза самой большой собаки размером с Круглую башню (астрономическую башню в Копенгагене), а за золото собаки солдат мог бы купить весь Копенгаген.
Ещё одно отличие от фольклорной сказки – постоянное эмоциональное присутствие автора, чьё повествование обращено к ребёнку. Он шагает вместе с солдатом: «Раз-два! Раз-два!» Богатство солдата измеряется тем, сколько сахарных поросят, оловянных солдатиков и кнутиков он может купить. Автор эмоционально комментирует происходящее междометиями, сочувствует солдату в тюрьме: «Как там было скучно!» Сказочник предупреждает читателя о самых напряжённых моментах повествования: «А вот теперь послушаем!»

  • Андерсен Ганс Кристиан, краткая биография
  • «Снежная королева», краткое содержание по главам сказки Андерсена
  • «Девочка со спичками», анализ рассказа Андерсена
  • «Гадкий утёнок», анализ сказки Андерсена
  • «Снежная королева», анализ сказки Андерсена
  • «Русалочка», анализ сказки Андерсена
  • «Русалочка», краткое содержание по главам сказки Андерсена
  • «Стойкий оловянный солдатик», анализ сказки Андерсена
  • «Соловей», анализ сказки Андерсена
  • «Снеговик», анализ сказки Андерсена
  • «Дикие лебеди», анализ сказки Андерсена
  • «Дюймовочка», анализ сказки Андерсена

По писателю: Андерсен Ганс Кристиан


Огниво — это… Что такое Огниво?

Набор, необходимый для разведения огня: кресало, кремень, трут.

Огни́во — приспособление для получения открытого огня. Имело широкое распространение до конца XVIII — начала XIX вв., когда были изобретены спички. На сегодняшний день пользуется популярностью среди туристов. Простейшее огниво состоит из кресала (как правило — напильника с очень мелкой насечкой), «кремня» (обычно — минерал, окись кремния SiO2) и трута. Сноп высекаемых искр, получаемый от удара кремня о кресало, воспламеняет трут, в дальнейшем тлеющий трут раздувается, а при хорошем качестве трута — немедленно вспыхивает пламя.

Кресало

Кресало (кромсало, а также резало и тесало — от «кресать», «кромсать», то есть резать) представляет собой полоску закаленной стали, имеющую на своей поверхности очень мелкую насечку. Насечка предназначена для выкалывания (вырезания) из материала «кремня» очень мелких стружек, и так как при резании материала «кремня» развиваются значительные локальные температуры (900—1100 °C), то разогретые мельчайшие стружки немедленно воспламеняются, взаимодействуя с кислородом, содержащимся в воздухе. В известной степени этот процесс схож с шлифованием какого-либо стального предмета на точильном камне, где, как известно, мелкие стружки железа воспламеняются на воздухе, образуя сноп искр. Впоследствии при улучшении способов зажигания кресало претерпело конструктивные изменения, превратившись из полоски металла с насечкой в колесико с насечкой. Это позволило улучшить процесс образования искр и сделать приспособления для зажигания в значительной степени более компактными. Колесико с насечкой нашло свое применение в огнестрельном оружии (колесцовый замок) для воспламенения пороха, а в более позднее время и по наши дни кресало, приводимое в движение большим пальцем руки, можно чаще всего встретить в конструкции обыкновенной бензиновой или газовой зажигалки. При характерном «чирканьи» можно легко наблюдать короткий и обильный сноп ярких искр пирофорного сплава.

«Кремень»

Современное туристическое огниво. Лабораторное огниво для газовых горелок.

В качестве «кремня» издавна применяется природный сульфид железа — минерал пирит (pyrite). По-гречески кремень — pyropetra (огненный камень). Пирит и пиропетра — это простые названия средневекового огнива. При подборе формы и качества «кремня» руководствуются тем, что размеры его должны соответствовать хорошему удержанию его рукой (длина 4—5 см, толщина 2—3 см), на поверхности «кремня» не должно быть видимых трещин (так как материал очень хрупок) или слоистой структуры (для исключения намокания в объеме). Таким образом, лучший выбор «кремня» представляет собой природный монокристалл пирита достаточных размеров. Точное происхождение применения пирита в качестве «кремня» неизвестно, в то же время ряд источников ссылается на тот факт, что эффект «кремня» был впервые замечен рудокопами Германии в раннем средневековье. При ударах стальным кайлом и киркой о сухой материал разрабатываемой горной породы, пирит крошится с образованием значительного количества ярко-желтых искр, в то же время мокрый пирит при любых условиях не позволяет высечь искры. Впоследствии пирит был заменен железом и специальными пирофорными сплавами. В настоящее время наиболее широкораспространенным пирофорным сплавом является мишметалл — сплав железа, лантана, церия, суммы лантаноидов и магния.

Трут

В качестве трута выбирается любой волокнистый материал, способный к немедленному возгоранию (тлению) при попадании искр. В качестве трута издавна используются природные растительные материалы, специально обработанные и подготовленные. Трут хранится в сухой герметичной таре, так же как и «кремень». Основные материалы для приготовления трута:

  • Хлопок
  • Высушенный мох
  • Волокна льна
  • Трутовые грибы

Во всех случаях материал трута — это растительная целлюлоза, и потому в качестве удобной формы трута чаще всего выступает опаленная сухая ткань (тряпка). Трут должен быть очень сухим, поэтому его предварительно опаливают пламенем, для того чтобы воспламенение происходило мгновенно. Предполагается, что при опаливании происходит возгонка летучих легковоспламеняющихся компонентов (терпентин, смолы и др.), содержащихся в неочищенной растительной целлюлозе и оседающих на поверхности волокон.

Техника зажигания огнивом

Техника зажигания огнивом достаточно проста, но, в то же время, требует определенного навыка и достаточной сухости и качества применяемых компонентов. При попытке зажечь трут производятся следующие действия: сухой трут укладывается на какую-либо поверхность из горючих материалов, «кремень» удерживается неподвижно рукой в непосредственной близости от трута (расстояние 3-5 см), после этого кресало, удерживаемое другой рукой и прижатое к поверхности «кремня», приводится в движение. Скорость кресала должна быть достаточно высокой и напоминает резкий толчок, при котором сразу образуется толстый сноп ярких желто-оранжевых искр, которые и поджигают трут. Далее тлеющий трут раздувается, а при хорошем качестве трута — немедленно вспыхивает пламя.

Высекание искр при помощи туристического огнива

Огниво в мировой культуре

Ссылки

Огниво (сказка) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Огни́во» (дат. Fyrtøiet) — сказка датского писателя и поэта Ханса Кристиана Андерсена, была впервые опубликована 8 мая 1835 года в сборнике сказок «Сказки, рассказанные для детей» (дат. «Eventyr, fortalte for Børn»). Перевод с датского на русский выполнен Анной Васильевной Ганзен.

Сюжет

Шёл солдат с войны. По дороге повстречал безобразную старуху (ведьму). Попросила ведьма солдата слазить в дупло старого дерева и пообещала, что найдёт он там много денег, которые сможет взять себе. Но только деньги лежат в трёх сундуках, каждый из которых стоит в отдельной комнате. На каждом из сундуков сидит собака, одна другой страшнее. У первой глаза как чайные чашки, у второй — как мельничные колёса, а у третьей, самой страшной, каждый глаз размером с Круглую башню. И рассказала ведьма солдату, как с собаками справиться, чтобы они не причинили вреда. А для себя попросила принести ей старое огниво.

Залез солдат в дупло, нашёл там три комнаты, в каждой комнате по сундуку, на каждом сундуке по собаке. Набрал денег сколько смог. Взял огниво. А когда вылез, всё ему покоя не даёт, зачем старухе старое огниво, а денег не нужно. А старуха не говорит. Солдат рассердился и отрубил ей голову своей саблей. А сам пошёл в город, где жила принцесса. Только увидеть эту принцессу никто не мог, потому что было про неё предсказание, что выйдет замуж она за простого солдата. И её заперли в высокой башне, чтобы такого не произошло.

Быстро потратил солдат все деньги и тут вспомнил про огниво. Огниво оказалось волшебным. Оно могло вызвать собак из подземелья в дупле. А собаки могли выполнить любое желание.

Попросил солдат собаку привезти к нему принцессу. Три раза привозила собака принцессу. Принцессе солдат понравился, и она ему.

На третий раз король выследил, куда девается принцесса. Приказал схватить солдата и на следующее утро его казнить. Но огниво снова выручило солдата. Собаки его спасли. И так как, спасая солдата, они убили короля, то жители города попросили солдата стать их королём, а принцесса попросила его на ней жениться.

Солдат стал королём и женился на принцессе.

Экранизации

  • «Огниво» / Fyrtøjet — 1946, Дания, режиссёр: Свенд Метлинг, первый датский полнометражный мультфильм
  • «Огниво» / Elddonet — 1951, Швеция, режиссёр: Хельг Хагерман
  • «Огниво» / Das Feuerzeug — 1958, Германия (ГДР), реж: Зигфрид Хартманн
  • «Старая, старая сказка» (1968, СССР, режиссёр: Надежда Кошеверова), снят по мотивам трёх сказок Х. К. Андерсена «Огниво», «Свинопас» и «Дурень Ганс».
  • «Огниво» / Křesadlo — 1985, Чехословакия, режиссёр: Дагмар Доубкова
  • «Огниво» / Fyrtøjet — 1993, Дания, режиссёр: Михаил Бадица, короткометражный мультфильм
  • «Огниво» / Fyrtøjet — 2005, Дания, режиссёр: Ёрген Бинг, короткометражный мультфильм
  • «Огниво» — 2009, Россия, режиссёр: Мария Парфенова, мультфильм
  • «Duch nad zlato» — 2013, Чехия, режиссёр: Зденек Зеленка

Ссылки

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о