Задания для моторики мелкой: Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста 2-3, 4-5 лет
Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста, дошкольного периода занимает умы родителей, обеспокоенных будущим обучением ребенка в школе. В нашей статье вы узнаете, что такое мелкая моторика, как и зачем ее развивать.
Определение
М. Монтессори, В.А.Сухомлинский, А.Р. Лурия, другие психологи, педагоги и физиологи посвятили жизнь изучению свойств и особенностей мелкой моторики. Они обнаружили зависимость уровня развития речи дошкольников от организации движений пальцами, кистями. Точность выполнения манипуляций зависит от развития мелких мышц. При застегивании пуговок, рисовании, лепке усиливается работа речевых отделов мозга.
Мелкая моторика рук скоммутирована с сознанием, мышлением, пространственной ориентацией, памятью, со зрением. Это важно и для развития речи, успехов в обучении ребенка, дальнейшей жизни уже взрослого человека.
Таким образом, под понятием логопедического термина “мелкая моторика рук ” подразумевается комплекс умственных и физиологических процессов.
Диагностика
Обследование уровня развития физиологических особенностей мелкой моторики у детей – это важный этап коррекционной, развивающей работы.
Диагностику проводят логопеды, дефектологи, неврологи, педагоги детских садов.
Особенность проведения обследования заключается в том, что ребенок повторяет манипуляции за педагогом. Для проведения занятия создайте непринужденную обстановку, лучше использовать игру. Задания делятся по возрасту обследуемых.
Для обследования развития мелкой моторики рук у детей 3-4 лет используются следующие упражнения:
- Прикосновение указательными пальчиками к носу с закрытыми глазами.
- Сгибание фаланг на обеих кистях поочередно.
- Выполнение двух противоположных действий одновременно. Например, одну ручку сжимает в кулак, а пальцы другой разжимаются.
- Складывание большого и указательного пальцев в кольцо.
- Манипуляции с пуговицами: расстегивание, застегивание.
- Перекладывание мелких предметов со стола в коробочку.
Анализ уровня развития мелкой моторики рук у детей 4-5 лет проводится следующим образом:
- Ребенок должен нарисовать прямую, ломаную линию.
- Нанизывать пуговки на нить.
- Вытягивать указательный, средний пальчики.
- Погладить большим пальцем все остальные пальцы.
- Разрезать бумагу на ровные полоски.
- Выполнить движение щепоть и распрямить ладошку обратно свободно.
Нормы
Развитие мелкой моторики рук у детей происходит постепенно. К определенному возрасту ребенок должен выполнять следующий набор действий, соответствующий уровню физиологического, умственного развития:
- В 2-2,5 года малыш умеет расстегивать липучки, большие пуговицы, проталкивает мелкие предметы в отверстия, снимает прищепки, размашисто рисует. Осваивает простые упражнения пальчиковой гимнастики.
- В 2,5 – 3 года откручивает крышки, рисует пальцами, лепит куличики, копирует линии. Умеет нанизывать бусинки на жесткую нить, проволоку, разрезать лист бумаги, собирать крупу ложкой в емкости и переносит ее в другую баночку.
- В 3 -3,5 года рисует ровные линии, обводит пунктиры, повторяет простые фигуры по образцу карандашом, лепит шарики, колбаски из пластилина. Умеет застегивать и расстегивает все виды замочков, пуговиц, хорошо выполняет пальчиковую гимнастику, свободно владеет ножницами.
- В 4 года правильно держит карандаш, рисует шестигранники, звезды, вырезает любые геометрические фигуры. Умеет сортировать мелкие предметы, разворачивает обертки, нанизываеть мелкие бусы на нить лепить фигуры из теста, пластилина, завязывать узлы, повторяет пальчиком в воздухе контуры предметов.
- В 5 лет копирует буквы, цифры, складывает бумагу в несколько раз, рисует дом. Умеет определять мелкие предметы на ощупь, шнуровать ботинки, ловить мяч двумя ручками. В старшем дошкольном возрасте навыки развития мелкой моторики у детей заключаются в том, что руки, пальцы уже сформированы для овладения письмом.
- В 6 лет дошкольник копирует сложные фигуры карандашом, части тела человека, ловит брошенный предмет одной рукой, может выполнить зеркальное отображение. Умеет играть на клавишном инструменте, заплетает косички, почти полностью овладевает возможностями моторики рук к 1 классу.
Развитие навыков у детей 2-3 лет может проходить индивидуально, с небольшими отклонениями. Чаще всего они быстро догоняют сверстников. При обнаружении на диагностике сильных отклонений от норм, например, выполняется 1-2 задания из 6 правильно или средне, можно говорить о нарушениях в интеллектуальном, физиологическом плане. Коррекцию развития проводят специалисты, чаще всего детям хватает одного года полноценных занятий с педагогом, чтобы войти в возрастную норму, устранить отставания в развитии речи.
Если к 3-4 годам малыш не может держать правильно карандаш, не складывает пирамидку, не удерживает ложку, ножницы в руке, не ловит, не кидает мяч, то нужно срочно обращаться к специалистам. Эти показатели свидетельствуют о серьезных отклонениях в развитии, воспитании.
Развиваем мелкую моторику
Для детей младшего дошкольного возраста используются следующие занятия.Массаж
Используется самомассаж и помощь взрослых. Проводят 2 раза в день, используют как разминку перед рисованием, лепкой. В комплекс упражнений входит:
- Разминание ладоней, кистей.
- Погружение ладошек в сухой бассейн с песком крупой, крышками от пластиковых бутылок и т.д.
- Использование приспособлений: ежиков, колечек для пальцев, шариков “марлбс”.
Массаж ладоней нужно делать упругими движениями, растирать кожу докрасна. Можно использоватьподручные средства, например, карандаш, орехи. На первом занятии обучите дошкольникам правильным массирующим движениям, что он мог прикладывать необходимое количество сил для разминания рук.
Орех катается между ладоней, удерживается по краям на весу. Карандашик просовывают между пальчиками, фиксируют в определенном положении.
Малышам в возрасте 3-5 лет подойдут следующие упражнения для самомассажа:
- Прищепка
Разминаются подушечки пальцев с помощью бельевой прищепки. Кожа прикусывается легкими, но ощутимыми движениями. Прищепка как бы кусается. Обязательно провести процедуру на обеих ручках. - Разминка с помощью Су-Джок
Это специальные мячики с шипами для развития мелкой моторики рук. Упражнения улучшают кровоток, разминают и тренируют мышцы.
Дети катают их по ладоням сверху вниз.
Важно не забывать о здоровьесбережении, кожа рук, пальцев должна быть чистой, без царапин, подготовленной к массажу.
Пальчиковые игры
Необходимы для развития речи и координации движений, разминки мышц ладоней, фаланг.
Пальцы делают шагательные движения по столу
Дети изображают пальцами очки, образуя круги с помощью большого и указательного пальцев. Подносят их к глазам.
- Идем за грибами
Считаем пальчики: раз, два, три и т. д. Загибаем каждый палец поочередно, проговаривая стишок о том, как пальчики искали грибочки, кулачок не разжимаем.
Изображаем кулачком и ладошкой стол, меняйте положение рук поочередно. Потом стул: поднесите к кулачку раскрытую ладонь, приставьте ее к одной из сторон кулака.
Используется стих:
Лисенок в лодочке плывет (ладошки сложены в виде лодки),
Зайчонка в лодочку зовет (малыши машут, призывая друга).
Ребенок изображает пальцами ножницы, делает характерные движения, будто режет ткань.
Пальчиковые краски
Развитие мелкой моторики происходит быстрее посредством изобразительной деятельности. Используйте современные методы и материалы для рисования. Одним из них являются пальчиковые краски.
Рисуйте фигуры, пейзажи, большие композиции по образцу или фантазийно.
С ребенком 1-2 лет рисуйте линии, круги. С детьми с 3-4 лет – животных, дома, машины, геометрические фигуры.
Для работы со старшими дошкольниками распечатайте для рисунков сложные образцы, с необходимостью использовать большое количество оттенков, изображением многоугольников, цифр, букв.
Аппликация
Занимательный метод для занятий с детьми всех возрастов. Дети с 4-5 лет уже вырезают фигуры крупных и мелких размеров. Умеют приклеивать бумагу к картону, размещать элементы произведения на листе.
Используйте для аппликаций конструкции с небольшими деталями. Например, осеннее дерево с множеством маленьких листочков на кроне, или аппликацию в форме рыбки, где нужно вырезать каждую чешуйку отдельно.
В качестве материала подойдет цветная бумага, салфетки, гофрированный картон, природные средства (палочки, камушки, песок, крупа).
Из скрученных салфеток получаются отличные цветы. Материал можно не только крутить в шарики, но и рвать на части, приклеивая кусочки друг на друга.
Из цветного риса и манки можно сделать овечку. На листе рисуется контур овечки, он покрывается клеем ПВА, затем на туловище посыпается манка, а ножки и рога выполняются из риса.
Лепка
Для занятий используется пластилин различной жесткости, тесто, кинетический песок.
Малышам в возрасте 2-4 лет подойдет мягкий пластилин. Их нужно обучить катать колбаски, шарики, конструировать простые фигуры, прикрепляя их к картону.
Дети постарше уже могут выполнять и сложные задания. Например, картину из пластилина разными способами.
Используйте метод размазывания и конструирования. Обязательно наглядно показать ребенку как соединяются детали, как изготовить мелкие части и использовать цветные элементы.
Во время занятий развивается не только моторика, но и творческий потенциал ребенка, расширяется кругозор, знания о цвете, форме, размере, фактуре материала. Изобразительная деятельность вырабатывает навык усидчивости, целеустремленности.
Как проводить занятия
- Занимайтесь с ребенком регулярно, уделяя внимание массажу, играм, гимнастикам, творческим занятиям.
- В 2-3 года достаточно массировать кисти, пальчики 3-5 минут. Потом выполнить 1-2 упражнения гимнастики с произношением небольших стишков. Пару раз в неделю проводите занятия по лепке, обучению рисованию.
- К 4-5 годам увеличьте время самомассажа до 10-15 минут 2 раза в день. Выполняйте пальчиковую гимнастику не менее 20 минут в день. Рисовать или лепить ребенок должен ежедневно.
- В старшем дошкольном периоде заниматься можно более 30 минут без перерыва. Чередуйте массаж, тренировку пальчиков и кистей в одном занятии. Лепите, рисуйте с ребенком вместе, обязательно включайте в композицию сложные элементы, изображение букв и цифр.
- Основной принцип занятий – это систематичность, последовательность. Учитывайте особенности развития детей при подборе материалов, карточек, стихов, заданий.
В детском саду есть стенды, методические рекомендации для родителей о том, как развивать мелкую моторику рук у ребенка. Советуйтесь с педагогами и повторяйте пройденный в ДОУ материал дома.
Развитие мелкой моторики у ребенка 2-3 лет. Задания и упражнения.
Русские народные аудиосказки
- Волшебные (62)
- Про животных (42)
- Бытовые (27)
- Русские народные аудиосказки (все) (131)
Русские аудиосказки
- Бианки В. В. (31)
- Козлов С.Г. (29)
- Абрамцева Н.К. (27)
- Сутеев В.Г. (23)
- Пляцковский М.С. (20)
- Усачёв А.А. (20)
- Бажов П.П. (17)
- Прокофьева С.Л. (16)
- Мамин-Сибиряк Д.Н. (14)
- Толстой А.Н. (13)
- Заходер Б.В. (12)
- Салтыков-Щедрин М.Е. (12)
- Остер Г.Б. (12)
- Успенский Э.Н. (10)
- Иванов А.А. (9)
- Михалков С.В. (9)
- Пушкин А.С. (8)
- Цыферов Г. (7)
- Онисимова О. (7)
- Берестов В.Д. (6)
- Одоевский В.Ф. (6)
- Крюкова Т.Ш. (3)
- Огурцова Л.В. (3)
- Катаев В.П. (2)
- Телешов Н.Д. (2)
- Маркин Г. (1)
- Епифановы А. и А. (1)
- Волков А. (0)
- Русские аудиосказки (все) (320)
Зарубежные аудиосказки
- Ганс Христ. Андерсен (54)
- Братья Гримм (50)
- Дональд Биссет (25)
- Харрис Д.Ч. (24)
- Родари Дж. (12)
- Киплинг Р. (11)
- Хогарт Энн (11)
- Астрид Линдгрен (11)
- Шарль Перро (11)
- Уайльд О. (6)
- Стюарт П. (4)
- Вильгельм Гауф (4)
- Поттер Б. (1)
- Топелиус С. (1)
- Зарубежные аудиосказки (все) (225)
Сборник аудиосказок
- Сказки Диснея (47)
- Сказки-мультфильмы (34)
- Классические шедевры (9)
- Сборник аудиосказок (все) (90)
Аудиосказки народов мира
- Британские аудио-и (44)
- Восточные аудио-и (34)
- Белорусские аудио-и (25)
- Латышские аудио-и (22)
- Украинские аудио-и (19)
- Скандинавские аудио-и (17)
- Аудиосказки народов мира (все) (161)
Развитие мелкой моторики младших школьников 13 игр
Ниже приведены 13 игр на развитие мелкой моторики у младших школьников:
«Золушка»
Первый вариант — Нам понадобиться две пустые емкости и одна наполненная гречкой и рис, еще две картонки с крупными и мелкими отверстиями. Ребенку надо разделить поровну, пересыпая крупы с помощью двух картонок, используя одновременно две руки.
Второй вариант – рассыпать на столе смешенный крупы и с помощью картонок (или пальцами), но одновременно двумя руками разделить крупы.
«Разорви лист»
Понадобиться лист бумаги и на нем произвольные линии. Ребенок должен двумя руками разорвать лист по линиям. Для усложнения можно нарисовать или распечатать на листе фигуры, и ребенок должен двумя руками отделять фигуры от листа.
«Веселые клубки»
Вам заранее нужно будет размотать клубок до конца, а ребенок должен будет смотать клубок вначале при помощи ведущей руки, а потом другой рукой.
«Болото»
На столе или на ровной поверхности разложить мелкие камушки (пуговицы) – «кочки». Зажав в щепотку 1,3,5 одной руки, ребенок шагает по «кочки» указательным и безымянным пальцем с одного края на другой «выбираясь из болота». Надо следить, чтобы вес всегда был на одном пальце. «Кочки» можно нарисовать бумаге или сделать из любых предметов (крышки).
«Мастер»
Для игры нужны мелкие или средние кубики. Вы даете ребенку различные задания, например, собрать большой кубик, большую башню, пирамиду, стол, стул и другие различные предметы.
«Водитель»
Раскладываете игрушки в хаотичном порядке на расстоянии 5-7 см на столе или другой ровной поверхности. Даете ребенку задание объехать все игрушки на одном пальце и так по очереди с каждым пальцем на двух руках.
«Конструктор»
Выдаете ребенку конструктор (лего, железный, фанкластик) желательно, где много мелких деталей для развития мелкой моторики рук и говорите задание, что надо собрать из него, например, машину, робота, зверушку, карусель, домик и т.д.
«Слепи картину»
Выдаем ребенку пластилин и задание, вылепить, например: собаку, кошку, квадрат, башню, машину, робота или на Ваше усмотрении. Можно усложнить задачу – это распечатать сложную картину и сделать ее из пластилина. Скатывание шариков и различных геометрических фигур.
«Рисуем в удовольствие»
Даете ребенку краски и просто говорите, пусть рисует, что ему захочется от Вас только нужно, что он правильно держал кисточку.
«Пазлы»
Сборка пазлов развивает у ребенка не только мелкую моторику, координацию, воображение, внимательность, сообразительность.
«Резиночка»
Для этой игре используют резиночку для волос диаметром 4-5 см. Все пальцы вставляются в резинку. Основная задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев перекрутить резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала ведущей рукой, потом другой рукой.
Задания для ребенка.
Катание карандаша между рук, катание шарика поверхности выполняется с начала ведущей рукой и потом другой, а затем катание между ладошек. Это развивает координация, мелкую моторику и происходит массаж кистей рук.
Также для развития мелкой моторики у школьника 1 класса — это пальчиковые игры, театр теней руками.
Можно использовать рисунки для развития мелкой моторики, но они уже должны быть более сложными по сравнению с дошкольными.
Как организовать с ребенком занятия по развитию мелкой моторики
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
Уровень владения мелкой моторикой, то есть точность и ловкость движений, которые совершаются с помощью пальцев рук и кистей, напрямую влияет на развитие ребенка в целом и его речь в частности. Зависит он от того, насколько скоординированы три главные системы организма – нервная, костная и мышечная.
Развитие мелкой моторики и речи идет параллельно
Как и почему мелкая моторика влияет на развитие ребенка
Развитие мелкой моторики ребенка помогает повысить его уровень владения речью, создает благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание и правильно его распределять. Это является залогом готовности к обучению в школе и формированию почерка. Все движения, которые совершаются нашими пальцами, способствуют развитию важных психических функций – памяти, внимания, мышления.
Мелкая моторика и речь у людей развиваются параллельно: сперва мы осваиваем тонкие движения пальцами рук, затем учимся произносить слова. В дальнейшем чем более ловкими становятся наши пальцы, тем больше совершенствуются речевые реакции. С точки зрения биологии эта связь обуславливается тем, что моторный и речевой центры в головном мозге располагаются рядом друг с другом. Если мы начинаем стимулировать первый, автоматически начинает активизироваться и второй.
Заниматься развитием мелкой моторики нужно начинать как можно раньше. У детей часто наблюдаются скованность движений, отсутствие гибкости и плавности в них, нарушение координации и ритма. Систематическая работа над совершенствованием двигательных навыков приводит к улучшению речевых реакций. Если же занятия по развитию мелкой моторики будут сопровождаться заучиванием и повторением стихов, речь ребенка станет более четкой, ритмичной и эмоционально окрашенной.
Начать никогда не поздно
Существует заблуждение, что эффект от занятий по развитию мелкой моторики можно получить только в младшем возрасте. На самом деле – в любом. Однако чем старше мы становимся, тем меньше работаем над тренировкой важных психологических процессов. Мы не просто не стремимся совершенствоваться, а перестраиваем функции нашего организма в сторону меньших требований. Поэтому считается, что дети в силу своего возраста эмоционально, интеллектуально, психически более пластичны, что помогает им добиться хороших результатов в короткие сроки.
Развивать мелкую моторику можно и нужно в любом возрасте
Как организовать занятия по развитию мелкой моторики
Выбор способов развития мелкой моторики зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка: каждому присущи свои качества, у каждого свой уровень развития и свой первоначальный сенсорный опыт. Самое главное – занятия должны быть систематическими, это поможет сформировать необходимые моторные функции, а также добиться организованности и последовательности в достижении качественного результата на этапе раннего детства.
В этом возрасте процесс обучения лучше всего организовать в игровой форме: занятия не должны вызывать у ребенка скуку, он должен быть полностью вовлечен в процесс. Использование дидактических игр помогает совместить познавательную деятельность малыша и игровую.
Следуйте за интересами ребенка
Помните, что в индивидуальном подходе нуждаются все дети, а не только те, кто по каким-либо причинам выделяется из коллектива. Это является одним из важнейших принципов воспитания и обучения. Любой педагог и родитель должен стараться учитывать интересы ребенка, чтобы коррекционная работа позволила добиться положительных результатов с одной стороны и реализовать разностороннее развитие личности с другой. Так мы сможем сформировать у ребенка те черты и качества, которые будут ценны для него.
Занятия должны учитывать интересы ребенка
Чем можно заниматься с ребенком для развития мелкой моторики
Пальчиковая гимнастика
Дошкольников легко заинтересовать двумя формами пальчиковых упражнений:
- Играми, в которых движения пальцев зависят от сюжета истории. В этом случае важно соблюдать правильную последовательность:
- Покажите малышу упражнение.
- Пусть ребенок 1–2 раза повторит движения пальцев, ладошек, рук.
- Медленно проиграйте вместе с ним весь сюжет без слов.
- Добавьте слова.
- Театральными представлениями с пальчиковыми куклами. Это могут быть как готовые сюжеты (например, сказок, с которыми ребенок уже знаком), так и импровизации.
Работа с массажными мячами и валиками, Су-Джок терапия
Это может быть:
- Самомассаж, когда ребенок выполняет действия с предметом и проговаривает слова в соответствии с сюжетом истории, как в случае с пальчиковыми играми. Или проговаривает стишок, нацеленный на автоматизацию конкретного звука.
- Игра на знакомство с лексико-грамматическими категориями: «один-много», «назови детеныша», «назови ласково» и т. д. В этом случае взрослый перекатывает мячик ребенку, называя предмет (мяч, корова, кошка), малыш ловит мячик ладошками, перекатывает обратно и отвечает в соответствии с заданием (мячей, теленок, кисонька).
- Отработка использования предлогов. Например, по заданию взрослого ребенок будет брать мячик в руки, прятать за спину, класть около себя и т. п.
Игры с мелкими предметами
Это может быть все что угодно – бусы, пуговицы, мелкие игрушки, камешки, счетные палочки. Их можно по одному складывать в коробку и вытаскивать из нее; пытаться нащупать этот предмет в емкости, заполненной крупой; опознавать различные предметы на ощупь с закрытыми глазами и т. д.
Игры со шнуровками
В процессе этой игры ребенок научится делать различные стежки (простые, крест-накрест), продевать шнурки в дырочки, завязывать бантики, нанизывать мелкие предметы. Не менее важно, что потом ему придется все это расшнуровать, что может оказаться даже более сложным.
Вышивание
Для детей младшего возраста можно приобрести специальные наборы, которые представляют собой заготовки из пластика или картона и безопасную пластиковую иголку. В более старшем возрасте ребенок может учиться уже традиционной вышивке.
Работа с бумагой
Такие задания могут включать складывание, вырезание, выполнение аппликаций, оригами.
Работа с карандашом
Это может быть обычное рисование и с использованием трафаретов, раскрашивание и закрашивание фигур, обведение их по контуру, заполнение штриховкой.
Игры с песком
Ребенку можно предложить:
- Рисовать на песке пальчиками.
- Пересыпать из одной ладошки или емкости в другую.
- Рыть ямки, закапывать в них различные предметы, а потом стараться найти их пальчиками.
- Лепить куличики или сооружать целые строения из влажного песка, которые можно дополнительно украсить мелкими камушками, ракушками и т. п.
Лепка
Делать различные поделки можно из обычного пластилина, глины, соленого теста. Для начала это могут быть простые предметы – шарики, колбаски, фрукты, животные и др. Затем можно перейти к сюжетной лепке: ее герои должны быть связаны между собой какой-то историей, явлением, событием.
Игры с прищепками
Ребенку можно давать различные задания:
- Снять прищепки («жучков») с различных поверхностей и собрать их в баночку.
- Подцеплять с помощью прищепок («птичек») различные предметы («червячков»): нитки для вязания, резинки и т. п.
- Делать бусы, нанизывая прищепки на шнурок.
Массаж пальчиков рук
Это может быть пассивный массаж, который выполняется взрослым и комментируется потешками («Сорока-белобока» и т. п.). Или активный, когда ребенок по очереди разминает подушечки и фаланги пальцев, проговаривая стишки.
Хвалите ребенка даже за самые маленькие достижения
Как видите, процесс развития мелкой моторики можно сделать увлекательным для любого ребенка. Не забывайте хвалить его даже за небольшие достижения, заниматься систематически – и результаты не заставят себя ждать.
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников (детей 2, 3, 4, 5, 6, 7 лет)
Уже в девятнадцатом веке учёными-биологами была открыта связь умственных и творческих способностей человека с развитием умения воспроизводить точные движения пальцами и кистью рук (мелкой моторики). Впоследствии было установлено, что формирование речи у маленького ребёнка неотделимо от умения правильно повторять небольшие движения руками. Уроки письма и рисования, игра на музыкальных инструментах, развитие памяти, внимания и мышления, хорошая координация движений — всё это связано с развитием мелкой моторики. Кроме того, фаланги пальцев — основные инструменты трудовой деятельности представителей ряда профессий. Всё перечисленное указывает на необходимость уделять большое внимание этому вопросу при организации дошкольного обучения.
Теоретические аспекты проведения занятий по развитию мелкой моторики в ДОУ
Одной из проблем, вызванной ухудшением экологической ситуации на нашей планете, стало увеличение количества детей с различными нарушениями речевого развития. На настоящий момент эта цифра превысила 50 процентов, хотя в конце ХХ в. речь шла только о 17 процентах. Поэтому и воспитатели, и родители должны помогать ребёнку преодолевать недостатки в формировании правильной речи. Важной частью такой работы является использование упражнений для развития мелкой моторики. Этот вид заданий применяется для воспитанников всех возрастов в системе дошкольного образования, но имеет некоторые различия по отдельным группам.
С увеличением возраста дошкольника выполнение упражнений требует приложения большей физической силы, движения становятся более сложными, детали — более мелкими. Это направлено на улучшение ловкости пальцев, повышение точности и скоординированности движений.
Перебирание крупы — увлекательнейшее занятие для малыша
Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Автор:
В. А. Сухомлинский
Формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев рук ребёнка усложняет строение мозга, развивает психику, речевые и интеллектуальные способности, способствует становлению личности дошкольника. Это и является основной целью занятий в детском саду.
Задачи занятий
- Развитие умения ребёнка производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развитие тактильной чувствительности рук.
- Формирование способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Развитие речи, улучшение произношения звуков.
- Развитие мышления, воображения, ориентировки в пространстве, памяти, внимания.
- Овладение жизненно важными умениями, бытовыми навыками.
- Подготовка руки к письму.
- Развитие умения создавать поделки из различных видов материала (пластилина, бумаги, круп, пуговиц и т. п.).
- Снятие психоэмоционального напряжения.
Рисование пальчиковыми красками развивает тактильную чувствительность
Простые движения рук помогают снять напряжение не только с самих рук, но и с губ.
Таблица: приёмы, применяемые для развития моторики разных возрастных групп
Виды развития мелкой моторики ребёнка
Выделяют несколько видов психофизического развития дошкольника:
- Зрительно-моторная координация обеспечивает визуальное восприятие движущихся предметов и соотносит его с движением тела, она определяет движение руки ребёнка во время письма или рисования, умение найти оптимальный способ выполнения графического задания, обеспечивает тактильную чувствительность.
- Графомоторное развитие позволяет правильно удерживать ручку или карандаш, определяет положение пишущей руки, включает пространственную ориентацию, в том числе на листе бумаги, чувство ритма.
- Психомоторное (двигательное) развитие включает вырабатывание не только мелкой, но и крупной моторики. Причём крупная моторика считается базовой, без её достаточного развития ребёнок не сможет правильно отрабатывать мелкие движения.
Для овладения навыком письма важно, чтобы ребёнок правильно держал ручку
Система занятий по развитию мелкой моторики в дошкольном учреждении учитывает особенности всех видов развития ребёнка. Ежедневно в занятия включаются упражнения, направленные на решение этой задачи. Педагоги привлекают к работе и родителей, потому что отработку мелких движений с детьми нужно проводить постоянно: во время игр, выполняя несложные поручения по дому, одеваясь и раздеваясь самостоятельно.
Игры на развитие мелкой моторики в детском саду
Игра в жизни дошкольника — это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром, у него формируется психика, происходит становление личности и физическое развитие. Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении небольших движений пальцами. Ребёнку быстро надоест выполнять такую работу, если не подать её в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры с ровесниками пробуждают чувство коллективизма, а игры с участием родных объединяют семью. В детском саду упражнения по развитию мелкой моторики можно совмещать с разминкой занятия.
Для дошкольников старшего возраста можно включать в занятия представления из театра теней.
Такие игры с прищепками не только развивают мелкую моторику, но и закрепляют знание цветов
Таблица: картотека игр по развитию мелкой моторики в ДОУ
Фотогалерея: примеры игр для развития мелкой моторики
- Пальчиковая игра «Два медведя» направлена и на запоминание частей тела
- Дошкольники с удовольствием выполняют упражнение «Чижик-пыжик»
- Игра «Царёв двор» требует хорошей координации движений
- Игра «Зайка и ёжик» подойдёт для самых маленьких воспитанников
Фотогалерея: театр теней
- С помощью театра теней можно показывать различных животных
- Данные фигуры не так просты в исполнении, как кажется
- Ребёнок должен запомнить определённое положение рук для получения соответствующего образа
Занятия по развитию мелкой моторики в ДОУ
Как правило, те или иные упражнения по развитию мелкой моторики воспитатель включает в ежедневные занятия с детьми. Но можно провести полноценный урок, ориентированный на достижение этой цели. Как и любое занятие с дошкольниками в детском саду, оно состоит из 3 частей:
- Вводная часть: в неё включаются упражнения для разминки пальцев, кистей рук; здесь же происходит завязывание сюжета занятия, используются приёмы для повышения интереса детей к участию в уроке.
- Основная часть: используя развитие сюжета, включаются упражнения, соответствующие поставленным задачам.
- Заключительная часть: подводятся итоги занятия, проводится релаксация.
Подробнее о том, как составить план по развитию мелкой моторики, читайте в нашей статье — Как составить план самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников».
Занятие может быть посвящено лепке из кинетического песка или солёного теста
Таблица: пример конспекта по развитию мелкой моторики во второй младшей группе
Таблица: пример конспекта коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе
Диагностика развития мелкой моторики рук в детском саду
Для правильного планирования работы педагог должен проводить диагностику развития мелкой моторики воспитанников ДОУ. Диагностика проводится по следующим критериям:
- Статические нагрузки на мускулатуру кисти рук. Выполняются упражнения, в которых ребёнок должен удерживать пальцы в определённом положении при счёте до 10.
- Динамические нагрузки. Даются задания с ножницами и по ровному отрыву бумаги (проверяется скоординированная работа обеих рук).
- Тактильные ощущения. Дошкольник должен уметь определить методом ощупывания форму предмета и материал, из которого он сделан: металл, стекло, пластмасса, дерево.
- Величина тонуса мышц кистей рук. Упражнение на сжатие двумя или одной рукой какого-то предмета, можно сжимать ладонь воспитателя.
- Умение координировать движения руки. Вдевание нити в ушко иголки, упражнение на быструю смену двух статических положений кисти руки (кулак — ребро).
- Работа щепоти руки. Анализируется, как ребёнок держит ручку, в какой руке, когда пишет; получается ли выполнить растирание комочка соли кончиками пальцев.
Для верного определения уровня развития ребёнка важно проводить диагностику в комфортной для малышей обстановке
Все диагностические упражнения выполняются детьми после показа воспитателем. Желательно фиксировать информацию в непринуждённой обстановке, создавая игровые ситуации.
Видео: диагностика мелкой моторики детей 4–5 лет
Развитие мелкой моторики начинается с первых месяцев жизни. Каждый новый предмет ребёнок стремится потрогать, подвигать, даже попробовать на вкус. Эти действия заложены самой природой. Взрослым нужно только помочь маленькому человеку получить больше информации из окружающего мира, научить его правильно двигаться, развивать речь, воспитывать характер. Ведь от этого зависит интеллектуальное и творческое развитие личности. И родители, и воспитатели должны сделать всё необходимое, чтобы ребёнок смог полностью раскрыть свой потенциал и в будущем стал успешным человеком.
Мелкая моторика рук у детей 2 – 3 лет: необходимость развития, игры, упражнения
Содержание статьи
Мелкая моторика — это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Эту уникальную способность необходимо целенаправленно тренировать с самого раннего возраста, поэтому развитие мелкой моторики у детей 2–3 лет — актуальный вопрос для родителей.
Необходимость развития мелкой моторики
Невозможно научиться держать ложку, застегивать пуговицы, писать, шнуровать, пользоваться ножницами и выполнять еще миллион разных действий, которых мы даже не замечаем, без виртуозного владения руками. Мало того, благодаря современной науке мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения родным языком. Подробнее об этом читайте в нашей статье.
Один из старейших и эффективнейших способов развития координации движений рук, сохранивший популярность по сей день, — пальчиковые игры. В ходе простой, постепенно усложняющейся игры в детском мозге закладывается фундамент умственного развития, что впоследствии окажет влияние на память и внимание малыша, его способность логически мыслить. Ребенок с недостаточно развитой моторикой пальцев не только имеет проблемы с речью — он может отставать и в психомоторном развитии.
Примеры игр и упражнений
В 2–3 года малыш уже способен справляться с застежками-липучками, крупными пуговицами, проталкивать предметы в отверстия, разбирать и собирать пирамидки, строить башни из кубиков, рисовать, лепить куличики, откручивать крышки, нанизывать бусины на шнурок и еще много чего. Он даже начинает пользоваться безопасными детскими ножницами. Чем разнообразнее игры и занятия ребенка, тем более разносторонним будет развитие его рук и пальчиков. Это не значит, что нужно покупать ему как можно больше игрушек, — в любом доме легко найдется множество подходящих для этой цели предметов.
Самые простые упражнения для пальцев
Заинтересовать и вовлечь в игру малыша 2-3 лет легко, и чем проще игра — тем лучше.
- «Улитка». Самым маленьким это упражнение поможет научиться удерживать большим пальцем безымянный и мизинец в согнутом состоянии, оставляя указательный и средний прямыми. Одну руку нужно сжать в кулачок и аккуратно высвободить из него 2-й и 3-й пальчики так, чтобы 4-й и 5-й остались под большим. Чтобы малышу было проще сохранить такую комбинацию, можно слегка прижать ее к повернутой вверх ладошке другой руки. Теперь пора пошевелить свободными указательным и средним пальцами, изображая рожки улитки, сидящей на листочке-ладошке.
- «Ножки». Ребенку непременно понравится изображать указательным и средним пальчиками шагающего по столу человечка, повторяя за взрослым. Чтобы игра стала интереснее, «ножкам» можно сделать башмачки из теста или массы для лепки, а можно нарисовать на тыльной стороне ладони забавную рожицу, превратив человечка в веселого монстрика или даже в осьминога.
- «Очки». Соединить большой и указательный пальцы так, чтобы получилось кольцо, не такая уж простая задача для малыша. Но, немного потренировавшись, он сможет соорудить себе импровизированные очки и полюбоваться своим отражением в зеркале. Остальные три пальчика, оставшиеся свободными, можно растопырить наподобие птичьего хохолка, а можно сложить в замысловатую фигуру — тут все зависит от фантазии и уровня владения пальцами.
Играя с ребенком, проявляйте фантазию: это поможет не только развеселить его, но и стимулирует развитие творческих способностей, воображения.
Рисование
Впервые взяв в руки карандаши, восковые мелки или пальчиковые краски, ребенок с восторгом понимает, что теперь он умеет оставлять разноцветные каракули практически на любой доступной поверхности.
Пользу рисования сложно переоценить, ведь помимо мелкой моторики оно развивает:
- мышление;
- фантазию;
- чувство прекрасного;
- творческие способности.
Многие родители расстраиваются, что их чадо не желает держать пишущий предмет правильно, а зажимает его в кулачке, но в таком раннем возрасте об этом можно не беспокоиться.
Вот несколько рекомендаций для того, чтобы рисование принесло удовольствие и пользу малышу:
- В качестве инструмента для первых опытов предпочтительнее безопасные восковые мелки, чем карандаши, так как при поломке они не теряют пишущих качеств. К тому же, с их помощью можно проводить линии разной толщины, а также рисовать боковой поверхностью.
- Чтобы уберечь от потока детского творчества обои, нужно обеспечить ребенка необходимым пространством для рисования: например, предложить ему лист ватмана, разложенный на полу. Это обязательно понравится маленькому художнику, если в альбоме ему тесновато.
- Работу с пальчиковыми или обычными красками удобно организовать в ванной, совместив с купанием. Рисовать можно на кафельной стене или другой подходящей поверхности, и при этом не боясь запачкаться. В магазинах даже можно найти специальные мелки для ванной.
Как мелки, так и карандаши лучше покупать толстые, диаметром около 1,5 см, – их малышу будет намного удобнее держать, чем «взрослые» тонкие, а значит, он охотнее будет ими пользоваться.
Лепка
Одно из самых важных упражнений для детских пальцев — лепка. Даже простое разминание пластилина или теста великолепно развивает сенсомоторику ребенка. Выбору массы для лепки следует уделить особое внимание: материал должен быть безопасным и достаточно мягким, чтобы малыш мог с ним работать. Занятия должны проходить под присмотром и при участии взрослых:
- «Лепешки и колбаски». Чтобы наглядно продемонстрировать малышу возможности пластилина, можно скатать несколько небольших шариков (лучше разноцветных) и предложить ему расплющить один из них ладошкой — получится лепешка. Второй шарик ребенок должен будет покатать по столу так, чтобы получилась колбаска. Следующие несколько шариков нужно предоставить в распоряжение ребенка и понаблюдать, что он из них сделает.
- «Прилипалка». Начинающему скульптору нужно показать, что иногда фигурка может состоять из нескольких деталей. Для этого нужно слепить несколько незамысловатых фигур — шариков, кубиков, колбасок — и предложить малышу соединить их как ему захочется. Возможно, он слепит человечка.
- «Палитра». Через какое-то время после начала работы с пластилином ребенку обязательно придет в голову идея смешать цвета. Не стоит его в этом ограничивать! Наоборот, полезно будет показать ему несколько удачных сочетаний, например, перекрутив между собой две тонкие колбаски разных цветов, а потом позволив перемять их. Конечно, разделить пластилин обратно уже не удастся, но зато палитра пополнится новыми оттенками.
Подобные маленькие уроки расшевелят фантазию ребенка, и он уже сам придумает множество интересных «пластилиновых» игр.
У малыша не сразу получится воплощать все свои замыслы, поэтому ему нужно помогать в наиболее сложных деталях, иначе он может потерять интерес к лепке.
Игрушки
Детские магазины предоставляют огромный выбор развивающих игрушек для малышей. При желании почти любую из них можно воспроизвести дома из подручных материалов. Здесь главное условие — чтобы игрушка нравилась ребенку. Вот несколько популярных примеров:
- Мозаика. Представляет из себя перфорированное пластмассовое поле и набор разноцветных фишек, которые вставляются в дырочки. Обычно к мозаике прилагается инструкция с образцами фигурок, но собирать собственные картинки для развития мелкой моторики ничуть не менее полезно.
- Шнуровка. Это набор из картонных карточек с отверстиями и разноцветных шнурков. На картонках — яркие картинки, иногда со сказочными сюжетами, и шнурки нужно продевать в отверстия так, чтобы дополнить их. Как и в случае с мозаикой, допускается беспорядочное шнурование.
- Сортировка. Для этой игры подойдет любая россыпь разноцветных мелких предметов — бусин, фишек от мозаики, фасоли, деталей конструктора, макаронных изделий, прищепок — список можно продолжать. Смысл в том, чтобы рассортировать всю кучку по цветам. Это занятие развивает не только мелкую моторику, но и усидчивость.
- Подбор крышки. Это домашняя игра, для которой понадобится несколько небольших пластиковых бутылок и банок с крышками разного диаметра. Ребенку предлагается подобрать нужную крышку к каждому горлышку и закрутить ее.
- Конструктор. Универсальная игра, интересная ребенку любого возраста. Возводить постройки можно как по образцу, так и в свободной форме. При выборе конструктора для малыша нужно учитывать одно требование: чтобы он соответствовал категории «0+» как по размеру деталей, так и по качеству материала, из которого он изготовлен.
В 2-3 года вся активная деятельность ребенка сводится к игре. Играя, он учится, развивается, растет. А играть можно только в хорошем настроении – родителям об этом стоит помнить. Поэтому к любым развивающим занятиям нужно приступать, когда малыш пребывает в соответствующем расположении духа, – тогда они принесут максимальную пользу и радость.
Занятия по развитию мелкой моторики — PreKinders
Вот идеи для улучшения мелкой моторики у детей дошкольного и дошкольного возраста.
Найдите больше идей в области тонкой моторики на странице ресурсов Fine Motor Skills.
Навыки мелкой моторики — одна из основных областей, которую я стремился улучшить в своем классе Pre-K в прошлом году (2008-09).Я думаю, что мелкая моторика — это область, о которой часто забывают, но она очень важна. Мелкая моторика — это фундамент, который необходим детям до того, как они научатся писать от руки, чтобы правильно владеть карандашом и владеть пишущим инструментом.
Мои цели состояли в том, чтобы увеличить количество материалов для мелкой моторики, доступных в нашей классной среде, и спланировать занятия и материалы, которые будут интересными и увлекательными, чтобы дети были мотивированы использовать их и выбирали их в свободное время.В большинстве этих мероприятий используются «найденные материалы», которые можно заимствовать, подарить или купить недорого, а не производить и продавать коммерчески в образовательном каталоге. Ниже приведены несколько упражнений на мелкую моторику, которые мой класс выполнял в этом году. Некоторые из этих идей были заимствованы у Монтессори (и я отметил их ниже).
Капли воды с присосками
Маленькие присоски на дне ванн этих форм превращаются в мини-чаши, если их перевернуть вверх дном и использовать в этом упражнении.(Их купили в Долларовом дереве.) Дети пальцами выжимают по капле цветной воды в каждую миску на тарелке. [Идея позаимствована у Монтессори]
Бусины с присосками
Это те же формы ванн, что и в предыдущем упражнении. Дети большим и указательным пальцами берут каждую бусинку и кладут ее в миску на форме. Бусинки-пони куплены в магазине для рукоделия. [Идея позаимствована у Монтессори]
Бельевая веревка
Дети используют свои мелкие моторные мышцы, чтобы сжимать прищепки, чтобы прикрепить каждый предмет одежды к веревке.Я привязал кусок толстой веревки к ручкам деревянного подноса, чтобы сделать веревку для белья, и использовал мини-прищепки (хотя можно использовать и прищепки обычного размера). Это одежда куклы Барби, купленная в долларовом магазине. Как вариант, вы можете вырезать из фетра формы рубашек и брюк.
Прищепки на ящик
Дети сжимают прищепки и пристегивают их к бокам коробки. Чтобы сделать занятие более интересным, я написал буквы на наклейках с точками и разместил наклейки с точками по бокам коробок.Я написала буквы на прищепках, чтобы дети сопоставили буквы на прищепках с буквами на коробках. Могут быть использованы другие навыки, например цвета, числа, начальные звуки. Это похоже на занятия, когда дети прикрепляют прищепки к бумажной тарелке или кругу из картона; однако, по моему опыту, они были хлипкими и неудобными в использовании, поэтому мне больше нравится коробка. Можно использовать любую прочную коробку (обувную, почтовый). В коробках на этой картинке лежали подарочные коробки с орехами в шоколаде (рождественский подарок), и все получилось идеально.
Гайки и болты
Эти большие гайки и болты можно приобрести по отдельности в хозяйственных магазинах. Стоимость обычно составляет не более 0,40–0,50 доллара за штуку. Дети используют свои пальцы, руки и запястья, координируя обе руки, захватывая и закручивая металлические гайки на болтах.
Открытки для шитья / шнуровки
Их можно купить или сделать из картона для плакатов и дырокола. Используйте шнурки для обуви или пластиковую шнуровку. Привяжите один конец шнурка к одному отверстию карты.Дети продевают шнурок через каждое отверстие. Их можно сделать под разные темы или праздники.
Тарелка для шитья
Свяжите отрезки пряжи с иглами для пластиковой пряжи и завяжите конец узлом. Дети «пришивают» пряжу к пластине из пенопласта, продвигая иглу внутрь и наружу через пластину.
Нанизывающая нарезанная соломка
Нарежьте пластиковые соломинки для питья на мелкие кусочки, около 1 дюйма. (Нарезание соломки — еще одно прекрасное занятие для детей.Привяжите пряжу к пластиковой игле или используйте пластиковые шнурки и завяжите конец узлом. Дети нанизывают соломку на пряжу или кружево.
Бусины для нанизывания
Дети нанизывают бусинки пони на ершики.
Склеивание фасоли
Дети рисуют карандашом на листе плотной бумаги простую картинку. Карандашные линии обводят клеем и приклеивают бобы на дизайн. Схватить бобы пальцами — это хорошая практика для мелкой моторики.
Семена и пинцет
Дети собирают пинцетом разные виды семян и сортируют их по типу в чашки.
Кубы Unifix или кубы блокировки
Дети толкают кубики руками, чтобы связать их вместе. Кубы Unifix соединяются одним концом и могут образовывать длинный «шлейф». Блокировочные кубики соединяются с разных сторон и могут образовывать разные вещи, например собак, которых дети изображают на фотографии.
Мозаика
Заранее разрежьте плотную бумагу на полоски длиной в 1 дюйм.Дети «разрезают» полоски на более мелкие кусочки и наклеивают их на бумагу, чтобы получилась мозаика. Это упражнение отлично подходит для детей, которые еще не умеют обращаться с ножницами, но нуждаются в резке, потому что они могут разрезать бумагу одним разрезом.
Пипетка Art
Дети с помощью пипетки капают жидкую акварель на кофейный фильтр или бумажное полотенце. (Я использую жидкую акварель для окраски из Discount School Supply.) Если жидкая акварель недоступна, вы можете окрасить воду пищевым красителем.Также смотрите мою запись в блоге, чтобы адаптировать это занятие для праздников или тем.
Скрепки
Дети в моем классе всегда хотят использовать скрепки, потому что видят, как я их использую, поэтому я организовал это занятие в центре мелкой моторики. Я вырезал квадраты из цветной плотной бумаги и положил их на лоток вместе с цветными скрепками. Дети складывают бумаги (все одного цвета) и скрепляют их скрепкой соответствующего цвета. Некоторым детям было сложно манипулировать скрепкой, но им это нравилось, и это дало им возможность использовать скрепки с разрешения.
точка к точке
Я распечатал Dot Paper Geoboard с веб-сайта Math They Way для этого упражнения (я использовал размер на второй странице). Я добавил маркеры Pip Squeak, которые отлично подходят для маленьких детей, потому что они короткие. Дети рисуют маркерами линии, чтобы соединить точки на бумаге.
Пробойник с зубочисткой
Для этого упражнения вырежьте квадраты из цветной бумаги (я вырезал свой размером 6 × 6 дюймов). Нарисуйте цифру, букву или простую фигуру с помощью Sharpie.Я положил стопку этих бумаг в центр мелкой моторики вместе с зубочистками и ковровым квадратом. Дети кладут бумагу на квадрат ковра и с помощью зубочистки пробивают дыры вдоль черных линий. Когда они закончат, они могут поднести свою бумагу к свету и увидеть свет, сияющий через отверстия. Детям это нравится, и это отличная тренировка мелкой моторики!
Щипковый песок
Искусство из песка — отличная двигательная активность, потому что дети могут ущипнуть песок пальцами, чтобы нанести его на свои художественные работы.Подготовьте простой контур (или попросите детей нарисовать его), небольшую миску с белым клеем, маленькую миску с цветным песком и «кисточку для клея». Я покупаю дешевые кисти с жесткой щетиной, которые продаются в упаковке за 1 доллар в долларовых магазинах. Эти кисти недостаточно хорошего качества для рисования, но они отлично подходят для нанесения клея. Дети рисуют клей на бумаге кисточкой, пощипывают пальцами немного песка и сбрызгивают клей. Поставьте на стол сковороду, поднос или бумажную тарелку, чтобы дети стряхивали излишки песка.
Упаковка для насекомых
Дети оборачивают пластиковых насекомых кусочками белой пряжи («паутиной»). Когда они закончат обматывать всех насекомых, они разворачивают их и кладут пряжу обратно в миску. Мы занимаемся этим во время исследования ошибок и пауков.
Птицы, питающиеся червями
Разрежьте очистители труб на более мелкие кусочки и придайте им форму нескольких «червяков». Поместите червей на коричневый квадрат ковра (это грязь).Дети используют прищепку как птичий клюв и ловят клювом червей. Когда они ловят червей, они кладут их в корзину, пока все черви не будут собраны.
Лопатки для мрамора и дыни
Дети зачерпывают шарики дынными шариками и кладут их в поддон для кубиков льда. Этот лоток для кубиков льда был найден в кухонном магазине со скидкой. Также размещен на Fine Motor в сенсорной таблице. Смотрите мою запись в блоге, чтобы узнать об адаптации этого занятия к Хэллоуину.
Заливка
Дети переливают что-то из одной бутылки в другую.Я начал с того, что они насыпали семена попкорна. Позже они могут попробовать насыпать песок, а затем воду.
Смешение цветов
Дети смешивают воду основного цвета, чтобы получить второстепенные цвета. Ведро посередине предназначено для слива воды по окончании или для начала. Также размещен на странице Сенсорной таблицы.
Пазлы с ручками
Дети упражняют пальцы, используемые для захвата карандаша, когда собирают кусочки пазла с ручками или колышками.
Лего
Немного очевидно, но не следует забывать.
Тесто для лепки
Старый резервный. Также посетите мою веб-страницу, чтобы узнать о других играх с пластилином.
Доски для колышков
Еще один старый резервный.
Дополнительные стойки точного двигателя
Добро пожаловать!
Хотите подписаться на мою БЕСПЛАТНУЮ еженедельную рассылку обновлений? Присоединяйтесь к более чем 85 000 подписчиков!
Мы собираем, используем и обрабатываем ваши данные в соответствии с нашей Политикой конфиденциальности.Не волнуйтесь — мы никогда не продаем и не передаем адреса электронной почты!
Улучшите навыки мелкой моторики детей с помощью 30 материалов и занятий
Мелкая моторика
ПопулярныеДошкольникиМое избранное
Ресурсы76 Комментарии
Сделайте мелкую моторику легче и проще с помощью простых материалов и упражнений для развития мелкой моторики!
Мелкая моторика в этом доме отошла на второй план на некоторое время, около года. Теперь мы вернулись к большой активности в области мелкой моторики!
Что, наверное, хорошо.
Крупная моторика должна предшествовать мелкой моторике.
Эти большие мышцы помогают маленьким!
Но вау! Какая разница за год!
Вы должны попробовать эти виды резки, чтобы развить мелкую моторику, а также научиться пользоваться ножницами!
В прошлом году Генри не сидел на месте. У него не было никакого желания делать что-либо, что не требовало бы много беготни.
В то время мы действительно увлекались деятельностью, которая способствовала развитию его крупной моторики.
Но в последнее время Генри решил сосредоточиться на более мелких вещах. Особенно любит стричь.
Улучшите мелкую моторику детей с помощью 30 материалов и занятий
Теперь, когда он заинтересовался этой мелкой моторикой, что мы можем сделать?
Я почерпнул вдохновение.
Но, прежде всего, что — это мелкая моторика, ?
По данным Understanding.org:
«Мы используем мелкую моторику, чтобы делать небольшие движения.Эти движения настолько естественны для большинства людей, что мы обычно не думаем о них. Однако мелкая моторика сложна. В них задействованы скоординированные усилия мозга и мышц, и они основаны на общих моторных навыках, которые позволяют нам совершать более крупные движения ".
Какие примеры мелкой моторики и активности?
Мелкая моторика может включать небольшие движения, такие как:
- держать карандаш
- маневрировать карандашом
- навыки ножниц
- сдвигать блоки Lego вместе (и разрывать их)
- манипулировать пластилином
- одеваться с ремнями, пуговицами, молниями и кнопками
- использовать столовое серебро во время еды
- открывающие и закрывающие защелки
- технологии / манипуляции с мышью
Почему мелкая моторика важна для дошкольника?
Как видите, многие из этих навыков необходимы ребенку (и взрослому) для решения повседневных задач.
Не набравшись силы в мелкой моторике, ребенок может страдать от движения вперед. Они могут не иметь возможности выполнять эти небольшие задачи, но им также может не хватать уверенности для выполнения более сложных задач или проектов из-за этой неспособности.
Вы можете ознакомиться с таблицей развития мелкой моторики на Kidsense.org.
Теперь вы уверены, что мелкая моторика важна, чтобы на ней хоть немного сосредоточиться?
Конечно, все же рекомендую не сходить с ума по этому поводу.Не ждите, что ваш ребенок сможет рисовать прямые линии и правильно держать карандаш в два года.
Но если вы заметили, что им не хватает мелкой моторики, есть масса забавных способов улучшить их.
Большой вопрос становится…
«Как я могу улучшить мелкую моторику моего ребенка?»
Давайте развлекаемся, продвигая их мелкую моторику в любое время! Не нужно ждать, пока они отстанут, верно?
Это некоторые предложения, которые естественным образом способствуют развитию мелкой моторики посредством занятий для дошкольников.
Материалы, развивающие мелкую моторику … и щелкните ссылку (или посмотрите ниже), чтобы найти связанные с ними виды деятельности, связанные с мелкой моторикой!
Между прочим, их было бы здорово собрать в «комплект точного мотора», чтобы иметь под рукой.
- Помпоны в целом маленькие, и для их захвата, поднятия и перемещения требуются небольшие движения. Это отличный материал для работы над зрительно-моторной координацией.
- Пуговицы — это также небольшие предметы, которые отлично подходят для развития мелкой моторики.Поднимая их, вы задействуете эти маленькие мышцы, но настоящая мелкая моторика проявляется в процессе застегивания чего-либо, что требует удивительной силы пальцев и координации рук и глаз.
- Скрепки отлично подходят для движения пальцев и манипуляций. Возможность надеть зажим на лист бумаги требует от детей в дошкольных учреждениях и детских садах большой концентрации.
- Прищепки — фантастический материал для укрепления пальцев рук. Мы часто используем их в наших учебных занятиях, которые очень нравятся детям.
- Резинки также влияют на прочность пальцев, но не так, как большинство материалов. Это прекрасное дополнение к любой мелкой моторике!
- Пинцет требует большой координации рук и глаз, чтобы иметь возможность успешно перемещать предмет из одного места в другое. Попытайся!
- Очистители труб могут использоваться как отличный инструмент для развития мелкой моторики. Их можно продеть и ткнуть!
- Соломинку можно использовать как бусинки, чтобы нанизать на что-нибудь! Но они также отлично работают с пластилином.
- Play Dough отлично подходит для наращивания этих маленьких мышц! Замешивание, раскатывание и раскатывание теста действительно помогает! Узнайте, как приготовить самодельный пластилин.
- Ручки и винты (или гайки и болты), любой настоящий инструмент из папиного ящика — это настоящий хит для моих детей! Это также требует невероятной координации рук и глаз и концентрации, чтобы иметь возможность напрягаться и расслабляться.
- Наклейки потрясающие! Пусть ваш ребенок попытается снять наклейки с листа наклеек! Если это сложно, вы можете удалить часть листа без наклеек, и это все равно будет отличной мелкой моторикой.А нанесение наклейки на бумагу также требует ручного управления.
- Дырокол — это сложно! Поверьте мне, вашему ребенку нужно будет работать над этим количеством мышц рук, прежде чем он сможет это сделать. Так что планируйте помощь, но дайте им возможность попробовать!
- Шприцы доставляют огромное удовольствие детям и дают дополнительный бонус в виде контролируемой проработки этих маленьких мышц рук, чтобы они не выплескивали жидкость слишком быстро.
- Пипетки для глаз — это увлекательный способ для детей поработать клещи.Соси и выпей!
- Кухонные щипцы могут быть отличным инструментом для работы над силой и контролем рук. Вынесите их во время уборки, и я уверен, что ваш ребенок будет охотнее забирать свои игрушки, а вы получите дополнительный бонус в виде работы над их мелкой моторикой.
- Зубочистки маленькие, и их нужно хорошо держать в клещах.
Материалы, развивающие мелкую моторику:
Идеи деятельности по развитию мелкой моторики
Теперь, когда у вас есть материалы, которые нужно собрать и которые можно использовать для развития мелкой моторики, используйте их в некоторых упражнениях, способствующих их развитию!
Эти действия можно выполнять с использованием самых разных материалов, поэтому не ограничивайте себя только тем, что указано выше.Вместо этого используйте наши предложения как вдохновение!
Если вы изо всех сил пытаетесь помочь детям младшего возраста развить мелкую моторику, возможно, вы захотите ознакомиться с нашими предложениями по развитию мелкой моторики.
Ниже приведены некоторые отличные виды деятельности, связанные с мелкой моторикой, для начала дошкольников.
Действия, развивающие мелкую моторику
Тонкая моторика
Тонкая моторика относится к группе навыков, связанных со способностью манипулировать более мелкими предметами руками и пальцами, например, хватать, удерживать и щипать.
На этой странице
Обзор
Мелкая моторика отличается от крупной моторики, которая включает развитие более крупных групп мышц, необходимых для таких движений, как удары ногами, бег и прыжки.
Мелкая моторика необходима для многих аспектов ухода за собой в детстве, например: надевать обувь, кормить себя, чистить собственные зубы. Мелкая моторика также имеет решающее значение для развития навыков письма.
Важность развития мелкой моторики
Развитие мелкой моторики — важный компонент благополучия детей:
С рождения до восьми лет дети постоянно приобретают, совершенствуют и укрепляют свои моторные функции и навыки и интегрируют свои навыки в разных областях.VEYLDF (2016)
Развитие мелкой моторики имеет важное значение для вовлечения детей в изобразительное искусство, рисование и начальный опыт письма.
Письмо — это сложный процесс, который требует развития языка, визуальной информации, знания графемы, знания слов и концепций печати, и это лишь некоторые из них. Управление двигателем для создания текста посредством рисования, маркировки и символического представления букв жизненно важно для передачи сообщения.
Развитие мелкой моторики имеет важное значение для развития способности делать пометки и писать эффективно, чтобы сообщение могло быть передано.
Развитие мелкой моторики
Развитие мышц от всей руки до кончиков пальцев дает детям силу, необходимую для манипулирования оборудованием для маркировки.
Развитая сила и контроль руки и пальцев поддерживают начало клещевого захвата, полезного для захвата карандашей и ручек.
Точный мотор можно развить на основе опыта с использованием материалов, поддерживающих укрепление рук, кистей и пальцев, а также возможностей делать пометки, рисовать и писать.
Ранний захват карандаша рукой и указательным пальцем. Фото: L StewartВся рука
Это относится к развитию крупной моторики, включая силу плеча, плеча и предплечья.
Вся рука
Развитие мускулов руки имеет важное значение для хватательных действий и координации движений пальцев.
Развитие всей руки можно наблюдать у очень маленьких детей, например, хватание предметов, перемещение предметов из рук в рот и между ладонями, хлопая и стуча предметами вместе.
Дети могут использовать захват всей ладонью, чтобы начать делать отметки.
Захват для зажима
Зажим для зажима — это прижатие большого и указательного пальцев вместе. Примеры движений щипцов включают в себя подъем и опускание более мелких предметов, таких как небольшие блоки, сбор бусинок для нити, использование указательного и большого пальца для захвата пищи.
Клещи
Клещи задействуют большой, средний и указательный пальцы, координирующие действия для управления объектами. Он поддерживает рукоятку штатива для рисования и письма.
Примеры использования клещей могут включать использование щипцов для переноса еды или других мелких предметов, сжимание колышков, поднятие мелких предметов большим, средним и указательным пальцами.
Теория на практике
Исследователи признают, что развитие мелкой моторики необходимо для формирования у детей возникающих и последующих навыков письма.
Прогресс письма во многом зависит от развития мелкой моторики, включающей небольшие движения мышц руки. — Хаффман и Фортенберри (2011, стр. 100).
Один из подходов к пониманию мелкой моторики — это «теория динамических систем моторного развития»:
Когда моторные навыки работают как система, отдельные способности сливаются вместе, каждая из которых взаимодействует с другими. для разработки более эффективных способов исследования окружающей среды и управления ею.
— Берк (2013, стр. 148)
Мелкая моторика детей может рассматриваться как набор способностей, которые образуют систему перцептивно-моторных навыков, включающую как мелкую, так и грубую моторику. Развитие мышц, необходимое для мелкой моторики при письме, начинается с наращивания силы всей руки до более детального развития силы и контроля рук, а также ловкости кончиков пальцев (Huffman & Fortenberry, 2011).
Несмотря на растущее распространение и использование цифровых технологий, исследователи по-прежнему рассматривают почерк как
Навыки мелкой моторики для малышей и дошкольников: советы и мероприятия
Развитие в раннем детстве включает в себя приобретение мелкой и крупной моторики.Хотя оба эти навыка связаны с движением, у них есть различия:
- Мелкая моторика включает движение меньших групп мышц рук, пальцев и запястий вашего ребенка.
- Крупная моторика включает движение более крупных групп мышц, таких как руки и ноги. Именно эти большие группы мышц позволяют младенцам сидеть, переворачиваться, ползать и ходить.
Оба типа моторики позволяют детям стать более независимыми.Тем не менее, мелкая моторика особенно важна, потому что способность использовать более мелкие мышцы рук позволяет детям выполнять задачи по уходу за собой без посторонней помощи. Это включает:
- чистить зубы
- есть
- писать
- одеваться
Младенцы и дети ясельного возраста развивают мелкую и крупную моторику в своем собственном темпе. У некоторых детей одни навыки развиваются раньше, чем у других, и это совершенно нормально. Дети обычно начинают приобретать эти навыки уже в возрасте 1–2 месяцев и продолжают приобретать дополнительные навыки в дошкольных учреждениях и в начальной школе.
Самыми важными навыками мелкой моторики, которые необходимо развивать детям, являются следующие:
- Ладонные дуги позволяют ладоням загибаться внутрь. Их усиление помогает координировать движения пальцев, что необходимо для письма, расстегивания одежды и захвата.
- Стабильность запястья развивается к младшему школьному возрасту. Это позволяет детям двигать пальцами с силой и контролем.
- Квалифицированная сторона руки — это использование большого, указательного и других пальцев вместе для точного захвата.
- Внутреннее развитие мышц кисти — это способность совершать небольшие движения рукой в местах соприкосновения кончика большого, указательного и среднего пальцев.
- Двустороннее владение руками позволяет координировать обе руки одновременно.
- Навыки работы с ножницами развиваются к 4 годам и учит силе рук и зрительно-моторной координации.
Вот краткая шкала этапов развития мелкой моторики у младенцев и детей ясельного возраста:
От 0 до 3 месяцев
- кладет руки в рот
- руки становятся более расслабленными
от 3 до 6 месяцев
- держит руки вместе
- перемещает игрушку из одной руки в другую
- держит и встряхивает игрушку обеими руками
от 6 до 9 месяцев
- начинает хватать вещи, «сгребая» рукой
- сжимает предмет руками
- соприкасается пальцами вместе
- хватает игрушку обеими руками
- использует указательный палец для прикосновения к предметам
- хлопает в ладоши
от 9 до 12 месяцев
- кормит себя пальцами
- хватает маленькие предметы большим и указательным пальцами
- стучит вместе
- держит игрушку одной рукой
от 12 месяцев до 2 лет
- строит блокнот r
- каракулей на бумаге
- ест ложкой
- переворачивает книгу за раз по одной странице
- держит карандаш кончиками пальцев и большим пальцем (хватка клешнями)
от 2 до 3 лет
- поворачивает дверную ручку
- моет руки
- правильно использует ложку и вилку
- застегивает и расстегивает одежду
- закрывает и снимает крышки с канистр
- завязывает бусинки на пряжу
от 3 до 4 лет
- расстегивает и пуговицы на одежде
- использует ножницы вырезать из бумаги
- очертить фигуры на бумаге
Мелкая моторика развивается естественным образом, когда ваш ребенок приобретает способность контролировать и координировать свое тело.Помните, что у одних детей мелкая моторика может развиться раньше, и у них лучше координация, чем у других.
Один ребенок может научиться трясти погремушку в 3 месяца, тогда как ребенок того же возраста может не трясти погремушку раньше, чем через месяц. Это совершенно нормально.
Не беспокойтесь, если ваш ребенок не развивается так быстро, как ребенок того же возраста. Помните, тело вашего ребенка все еще растет. За несколько недель или месяцев они могут нарастить мышечную силу рук, достаточную для приобретения новых навыков мелкой моторики.
Включение веселых занятий в распорядок дня вашего ребенка может помочь улучшить его мелкую моторику. Способность изучать и практиковать мелкую моторику в раннем возрасте может принести им пользу в учебе, обществе и лично.
Вот некоторые занятия, которые вы и ваш ребенок можете выполнять вместе:
- Позвольте вашему ребенку помочь с приготовлением еды, например, перемешивать, смешивать или наливать ингредиенты.
- Соберите пазл всей семьей.
- Играйте в настольные игры, в которых нужно бросать кости.
- Нарисуйте пальцы вместе.
- Пусть ваш ребенок накроет обеденный стол.
- Научите ребенка наливать себе напитки.
- Попросите ребенка раскатать и разгладить глину руками, а затем с помощью формочки для печенья сделать вырезы.
- Покажите своему ребенку, как пользоваться дыроколом.
- Практикуйтесь в наложении резинок на банку.
- Поместите предметы в контейнер и попросите ребенка вынуть их пинцетом.
Хотя мелкая моторика развивается с разной скоростью, обратитесь к педиатру вашего ребенка, если у него проблемы с этими навыками или крупной моторикой.Задержки могут быть признаком нарушения координации развития. Он поражает от 5 до 6 процентов детей школьного возраста.
Признаки проблемы с мелкой моторикой включают:
- падение предметов
- невозможность завязать обувь
- трудности в удержании ложки или зубной щетки
- проблемы с письмом, раскрашиванием или использованием ножниц
Некоторые задержки мелкой моторики Не обнаруживается, пока ребенок не подрастет. Раннее выявление задержки может гарантировать, что ваш ребенок получит помощь, в которой он нуждается, чтобы развить свои навыки и помочь ему расти.
Педиатр вашего ребенка может диагностировать нарушение координации, если у вашего ребенка:
- мелкой моторики ниже ожидаемой для его возраста
- плохой мелкой моторики, которая затрудняет выполнение повседневных задач в школе и дома
- задержка развития моторные навыки, начавшиеся в раннем возрасте
Вашему ребенку может потребоваться индивидуальная работа с эрготерапевтом, чтобы изучить методы улучшения координации в его небольших группах мышц.
Мелкая моторика необходима для жизни и обучения. Если ваш ребенок испытывает трудности с повседневными делами или вы чувствуете, что у него проблемы с этими навыками, обсудите возможность задержки в развитии со своим врачом.
С помощью ранней диагностики, домашних занятий и помощи эрготерапевта вы можете помочь своему ребенку развиваться и достичь вех в развитии.
Навыки тонкой моторики — Набор инструментов OT
Читайте дальше, чтобы узнать, как улучшить мелкую моторику и двигательную активность детей.
Мелкая моторика необходима для выполнения каждого задания, которое ребенок выполняет. От игры до почерка, управления застежками на одежде и раскрашиванием; Навыки мелкой моторики необходимы и являются областью дефекта для многих детей. Двигательные навыки, такие как хватание клешнями и сила рук, необходимы для развития ребенка и способности использовать руки для небольших двигательных движений.
Мелкая моторика, которой мы делимся в приведенных ниже творческих упражнениях, — это одни из наших любимых способов игры! Эта страница — огромный ресурс забавных способов играть и учиться, работая над мелкой моторикой. Большинство занятий здесь легко подготовить с использованием переработанных материалов или предметов, которые можно найти дома. Трудотерапевты могут использовать эти занятия в лечении, а родители могут выполнять эти проекты дома в спокойное время или в целях развития навыков. Почти каждое упражнение, которое вы видите здесь, содержит информацию о развитии и объяснения того, какие навыки ваш ребенок будет развивать с помощью упражнений. Я люблю обсуждать основы игровой деятельности и то, почему она помогает в развитии навыков и функциональных задач, таких как почерк, навыки ножниц, одевание и завязывание обуви.Все эти задачи требуют от ребенка мелкой моторики. Такие навыки, как двусторонняя координация рук, разгибание запястья, общая сила захвата, захват клешнями, открытая перепонка большого пальца и разделение сторон кисти, — это всего лишь несколько примеров мелкой моторики, которые необходимы для функционального развития и эффективного манипулирования руками. инструменты.
Добавьте эти занятия мелкой моторикой в свой набор терапевтических инструментов:
Эта страница будет часто обновляться, но не всегда легко добавлять новые ссылки на ежедневной (или даже еженедельной!) Основе.Почаще останавливайтесь и проверяйте новые идеи. Присоединяйтесь к нам в еженедельной беседе, подписавшись на рассылку новостей. Вы найдете поле для регистрации внизу этого сайта.
Упражнения для развития мелкой моторики для детей
Щелкните вокруг, чтобы развлечься и узнать больше Внизу этого поста вы найдете мелкую моторику, отсортированную по категориям.10 примеров мелкой моторики
10 примеров мелкой моторики
Большинство из нас делает моторные навыки, даже не задумываясь о них.Двигательные навыки делятся на грубые и мелкие.
Общая моторика включает стояние, ходьбу, подъем и спуск по лестнице, бег, плавание и другие действия, в которых задействуются большие мышцы рук, ног и туловища. Мы развиваем их в основном в детстве через игры и физическую активность.
Мелкая моторика, с другой стороны, задействует мышцы пальцев, кистей и запястий и, в меньшей степени, пальцев ног, ступней и лодыжек. Координация рук, глаз и мозга делает приобретение этих навыков немного более сложным, чем, например, обучение ползанию.Развитие этих навыков происходит постоянно, часто на протяжении всей нашей жизни.
Приобретение этих навыков — это больше, чем вопрос хронологического возраста или достижения определенной стадии развития. Необходимо изучить индивидуальные навыки, включая задействованные физические движения.
Примеры некоторых повседневных действий, требующих мелкой моторики, и то, что они включают
- Застежки для одежды — пуговицы, которые должны входить в петли или петли, молнии, кнопки, галстуки, воротнички или воротники на пуговицах и шнурки
- Использование посуды — нож, вилка или ложка, как для личного пользования, так и посуда, используемая для сервировки блюд
- Открытие и закрытие пищевых контейнеров — крышки с винтами, носики картонных коробок, пластиковые контейнеры для остатков коробки
- Поворотные дверные ручки — также замки, скользящие цепочки и ключи
- Личная гигиена — бритье, чистка зубов, укладка волос, нанесение макияжа (особенно подводка для глаз), надевание сережек, вставка контактных линз, купание , принятие душа и пользование туалетом
- Рукописный ввод — держать ручку или карандаш, печатать vs.рукописное письмо, размер отдельных букв, одинаковый размер букв и письмо прямыми линиями
- Рукоделие — заправка нити в иглу, выполнение правильного размера и последовательных стежков, включение / выключение вязания, поддержание надлежащего натяжения нити / пряжи
- Видеоигры — нажатие джойстика, быстрое нажатие клавиш и одновременное наблюдение за экраном и управление контроллером
- Управление другим электронным оборудованием — с помощью клавиатуры, телефона или сенсорной панели системы сигнализации
- Музыкальный инструменты — координация обеих рук при игре на инструменте, размещение пальцев в нужных местах на струнах, над отверстиями или клавишами
Дети демонстрируют тонкую координацию движений и навыки, которые им присущи по мере взросления и развития.
Если вы хотите знать, достигает ли ваш ребенок или маленький близкий соответствующий этап развития вовремя или близко, рано или поздно, пожалуйста, обращайтесь в службу RISE.
Leave a Reply