Разное

У лукоморья дуб зеленый пролог: Пушкин А.С. — Руслан и Людмила (пролог) – Художественное чтение А. С. Пушкин пролог к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый»

Пушкин А.С. — Руслан и Людмила (пролог)

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет:
Там русский дух… там Русью пахнет!
И я там был, и мед я пил;
У моря видел дуб зеленый;
Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
Поведаю теперь я свету…

Sur mara bordo izolita
verdighas kverko; ora cheno
sur ghi, kaj kato instruita
ghin chirkauiras en promeno;
ghi iras dekstren — kaj kantadas,
maldekstren — fablon ghi parolas.
Koboldo tie chi vagadas,
kaj nimfo en arbar’ petolas;
sur vojoj tie chi sekretaj
trarampas nesciataj bestoj;
dometo ia sur piedetoj
kokinaj staras sen fenestroj;
chi tie valoj, kaj arbaro,
kaj kampoj, kaj bruanta maro
da mirindajhoj estas plenaj;
chi tie ond’ facila, lerta
el maro brua kaj dezerta
al bordoj batas sin ebenaj,
kaj jen eliras tridek belaj
bravuloj en ondegoj helaj
kun guvernanto mara sia;
reghido tie juna ia
forkaptas reghon — minaculon;
sorchisto tie chi trans maron,
ondantan brue, tra arbaron
forportas ian grandegulon;
kaptita reghidino bela

sopiras, lupo do fidela
shin servas; jen maljunulino,
kolera, ruza sorchistino
saltadas en pistuj’; che oro
en mallumega nokta horo
Koshchejo-regho konsumighas;
Rusujo tie chi sentighas!..
Chi tie trinkis mi mielon
sur mara bordo izolita
sub kverk’, kaj kato instruita
al mi rakontis fablojn belajn
kaj kantis siajn mirajn kantojn…
Pri ghi sciigos mi legantojn.

Esperantighis Devjatnin V.N. (1908)

Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» («У Лукоморья дуб зеленый»)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд А. С. ПУШКИН. «У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ...» Учитель русского языка и литератур
Описание слайда:

А. С. ПУШКИН. «У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ…» Учитель русского языка и литературы Денисова В. Н. Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. МБОУ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1» Г САРОВ НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

2 слайд ЦЕЛИ: познакомить с фрагментами биографии А.С.Пушкина; расширить представлени Описание слайда:

ЦЕЛИ: познакомить с фрагментами биографии А.С.Пушкина; расширить представление об его сказочных произведениях; показать связь литературы с другими произведениями искусства; познакомить с прологом к поэме «Руслан и Людмила»; развивать творческое воображение учащихся.

3 слайд Что сказки? – Вымысел один, Скорее детям для острастки. Но малолетний господи Описание слайда:

Что сказки? – Вымысел один, Скорее детям для острастки. Но малолетний господин В них видел более, чем сказки. А зорко око, чуткий слух Не зря даны ему природой – Он понимал: Там русский дух! Там Русью пахнет! И – свободой. Сама не ведая о том, Она урок ему давала, Простым крестьянским языком Саму Россию диктовала!

4 слайд ВИКТОРИНА «УЗНАЙТЕ СКАЗКУ ПО СТРОЧКАМ» Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошёл поп
Описание слайда:

ВИКТОРИНА «УЗНАЙТЕ СКАЗКУ ПО СТРОЧКАМ» Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошёл поп по базару Посмотреть кой-какого товару. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

5 слайд Пошёл старик к синему морю. (Неспокойно синее море) Стал он кликать золотую р Описание слайда:

Пошёл старик к синему морю. (Неспокойно синее море) Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?» («Сказка о рыбаке и рыбке»)

6 слайд «Я ль скажи мне всех милее, Всех румяней и белее?» Что же зеркальце в ответ? Описание слайда:

«Я ль скажи мне всех милее, Всех румяней и белее?» Что же зеркальце в ответ? «Ты прекрасна, спору нет. Но царевна всех милее, всех румяней и белее». («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

7 слайд Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы. Чуть опасность где видна, В
Описание слайда:

Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы. Чуть опасность где видна, Верный сторож, как со сна, Шевельнётся, встрепенётся, К той сторонке обернётся. («Сказка о золотом петушке»)

8 слайд Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах На раздутых Описание слайда:

Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

9 слайд
Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах На раздутых Описание слайда: 10 слайд «У лукоморья дуб зеленый...» — вступление к поэме «Руслан и Людмила» — предс Описание слайда:

«У лукоморья дуб зеленый…» — вступление к поэме «Руслан и Людмила» — представляет собой «собирательную» картину сказочных мотивов, изобилующую необыкновенным, волшебным. Картины, изображенные в прологе, даны поэтом необычайно выразительно: часто два-три слова, две-три строки вызывают у читателя художественные образы, представления о картине, героях, фантастических событиях.

11 слайд Внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображае Описание слайда:

Внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье?  -Каким вы себе представляете это сказочное место? Опишите своими словами. О чём пушкинский пролог? Какова его тема? О лукоморье и чудесах, происходящих там.

12 слайд - Каким же поэт изобразил лукоморье? Сказочным, таинственным, загадочным, вол
Описание слайда:

— Каким же поэт изобразил лукоморье? Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным. Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? Что особенно понравилось и почему? Какие вам встретились трудные непонятные слова?

13 слайд Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», Описание слайда:

Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством

14 слайд А что же оно означает слово «Лукоморье»? – Излучина морского берега (от слов Описание слайда:

А что же оно означает слово «Лукоморье»? – Излучина морского берега (от слов «лука» — «изгиб»  и море Лукоморье — морской залив.). Если мы заглянем в толковый словарь современного русского языка, то узнаем, что лукоморье – это старинное народное название берега залива, бухты.

15 слайд Прочитайте про себя пушкинский пролог и попытайтесь обнаружить и другие устар Описание слайда:

Прочитайте про себя пушкинский пролог и попытайтесь обнаружить и другие устаревшие слова (они называются архаизмами). Златая, дол, брег, витязь, чредой, песнь… С какой целью автор употребляет их в прологе? Эти формы Пушкин употребляет, чтобы сделать стих торжественным, величавым.

16 слайд Сколько частей в этом произведении? Состоит из двух частей. Первая - состоит Описание слайда:

Сколько частей в этом произведении? Состоит из двух частей. Первая — состоит из шести строк. Что изобразил поэт в этой части? О чём пишет А. С .Пушкин? Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного мира.

17 слайд Что вы можете сказать о второй части? Более объёмна. Много сказочных персонаж Описание слайда:

Что вы можете сказать о второй части? Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса. Как можно понять строки: Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя… Объясните значение слова «мимоходом». Нарисуйте устно эту картину Мимоходом – значит попутно, одновременно с чем-либо, вскользь, между прочим. Следовательно, царь с виду был грозным, и в этом определении – «грозный» — видна тонкая насмешка над царём.

18 слайд Прочтите строчку о Кащее. Какое слово здесь главное, ключевое? Что оно означа Описание слайда:

Прочтите строчку о Кащее. Какое слово здесь главное, ключевое? Что оно означает? – Медленно увядает, слабеет; из него постепенно уходит жизнь. Читателю ясно, что Пушкин презирает жадного и злого Кащея.

19 слайд В народных сказках волк всегда серый. А какой масти волк у Пушкина? Почему? – Описание слайда:

В народных сказках волк всегда серый. А какой масти волк у Пушкина? Почему? – Бурый – с подпалинами, старый, опытный.

20 слайд Пушкинский пролог…Какой жанр устного народного творчества он напоминает? Сказ Описание слайда:

Пушкинский пролог…Какой жанр устного народного творчества он напоминает? Сказку.       Какую именно: бытовую, волшебную, о животных? Докажите свою мысль. Волшебную сказку. Здесь много сказочных героев: леший, русалка, Баба Яга…И кот волшебный говорящий, есть страшный колдун…

21 слайд Пушкин, когда писал о героях сказок, услышанных от Арины Родионовны, конечно Описание слайда:

Пушкин, когда писал о героях сказок, услышанных от Арины Родионовны, конечно, представлял их себе. Поэтому и построение пролога напоминает волшебную сказку. Какие элементы волшебной сказки можно выделить? 1. Присказку, или зачин. Это рассказ о коте. 2. Рассказ о чудесных героях. 3. Концовку

22 слайд Вспомним традиционную сказочную концовку. И я там был, мёд, пиво пил, по усам Описание слайда:

Вспомним традиционную сказочную концовку. И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. Что изменил в ней Пушкин и зачем? Он опустил отрицательную часть («по усам текло, а в рот не попало») и ввёл целый ряд утверждений: «был», «пил», «видел», «сидел», «мне сказку говорил». Этим поэт подчеркнул, что в чудесный мир сказок он вошёл навсегда и расстаться с ним не желает.

23 слайд Сделаем ещё один вывод: Пушкин – мастер композиции: его пролог – это своеобра Описание слайда:

Сделаем ещё один вывод: Пушкин – мастер композиции: его пролог – это своеобразная мозаика, в которой в сжатой форме предстали герои многих волшебных сказок; создаётся это сказочное полотно в соответствии с законами народных сказок: здесь есть и зачин, и концовка, представители сил добра и зла…

24 слайд Вспомним, что такое идея, основная мысль художественного произведения.    -В Описание слайда:

Вспомним, что такое идея, основная мысль художественного произведения.    -В каких строчках заключена основная мысль пролога? -Какое традиционное значение имело словосочетание  «русский дух» в народной сказке? Чем оно отличается от значения, которое вкладывает в это словосочетание Пушкин?

25 слайд И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел, и кот уче Описание слайда:

И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел, и кот ученый Свои мне сказки говорил…

26 слайд Художественное пространство в волшебной сказке делится на свой (человеческий, Описание слайда:

Художественное пространство в волшебной сказке делится на свой (человеческий, светлый) мир и чужой (враждебный, тёмный, мир мёртвых). Герой попадает в «чужой» мир, чтобы выручить невесту, добыть мёртвой и живой воды и т.д. Его дух сразу чувствуют враждебные силы (Баба Яга, Кащей) и восклицают: «Русским духом пахнет!» То есть жизнью, живым, чуждым для этого мира. Совсем иное значение вкладывает в эти слова Пушкин. У него «русский дух» — это подлинно живое, народное, светлое, доброе начало, истинная Русь, которой веет от сказок.                                  Там русский дух                                  Там Русью пахнет…-  эти строки выражают самое дорогое для писателя чувство – любви ко всему родному, русскому. 

27 слайд Домашнее задание Выучить пролог наизусть и приготовиться читать его выразител Описание слайда:

Домашнее задание Выучить пролог наизусть и приготовиться читать его выразительно.  Нарисовать понравившееся чудо. Дополнительно читать произведения А.С.Пушкина в хрестоматии по литературному чтению.

28 слайд ИТОГ УРОКА. С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке? Поэма. Описание слайда:

ИТОГ УРОКА. С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке? Поэма. Что особенно вам понравилось? Мне хочется, подводя итог нашего урока, сказать о том, что иногда надо посмотреть вокруг. И тогда, может быть, вы сможете увидеть сказку вокруг себя, чудеса и красоту. Постарайтесь включить свое воображение и фантазию, и тогда вам легко будет выполнить домашнее задание.

ИТОГ УРОКА. С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке? Поэма.

Курс повышения квалификации

ИТОГ УРОКА. С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке? Поэма.

Курс профессиональной переподготовки

Учитель русского языка и литературы

ИТОГ УРОКА. С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке? Поэма.

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДВ-358177

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Загадка пролога к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Загадка пролога к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

Салихов  А.С. 1

1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2» городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан

Колбасова  Е.В. 1

1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №2» городского округа город Октябрьский Республика Башкортостан

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

«У лукоморья дуб зеленый…» — пролог, вступление к поэме «Руслан и Людмила» — это «собирательная» картина сказочных мотивов, с помощью которых создаётся образ необыкновенного и таинственного мира. Многие образы этого мира знакомы нам с детства, благодаря русским народным сказкам. Однако более вдумчивое прочтение вызывает множество вопросов. Что такое «лукоморье» и почему А.С.Пушкин выбрал именно это место? Почему выбраны образы «дуба» и «кота учёного»? Почему «русалка на ветвях сидит»? Что за «королевич», который «мимоходом пленяет грозного царя»? Кроме того, в прологе присутствуют такие образы, как «тридцать витязей прекрасных…и с ними дядька их морской», «в облаках перед народом, через леса, через моря колдун несёт богатыря». Первый образ вызывает у читателя ассоциации со «Сказкой о царе Салтане…», а второй – не понятен, если поэма ещё не прочитана. Вновь возникают вопросы: поэма была написана в 1818-1820 годах, пролог – в 1828году, а «Сказка о царе Салтане…» — в 1831, следовательно, образ витязей не обусловлен «Сказкой о царе Салтане…». Бурый волк, который в пушкинском тексте «служит» царевне, позволяет связать пролог с известной русской сказкой «Царевич и серый волк». Но вызывает вопрос неожиданность ситуации: почему бурый волк служит царевне, когда в народной сказке, как мы помним, серый волк помогал Ивану-царевичу «добыть» царевну. Кроме того, непривычно для читателя и определение цвета волка – «бурый» вместо привычного «серый». Мы провели опрос учеников 5-х – 6-х классов и выяснили, что подавляющее большинство из них не может ответить на обозначенные выше вопросы.

Проблема заключается в том, что эти образы не встречаются в русских народных волшебных сказках или имеют некоторые противоречия со знакомыми сказочными образами и ситуациями. Этим объясняется актуальность нашей работы. Все эти неясности академик Н.М.Шанский назвал языковыми «шумами и помехами» в художественном тексте, которые мешают слышать и видеть, правильно понимать текст как информацию и образную структуру. Поэтому важно «устранить» эти помехи.

Ход исследования наметила выдвинутая гипотеза: важно понять источники всех образов для понимания смысла пролога. Объектом нашего исследования является пролог к поэме «Руслан и Людмила», Предметом выступают образы пролога: «лукоморье»; «дуб зелёный»; «кот учёный»; «русалка», сидящая на ветке; «королевич», пленяющий «грозного царя»; «тридцать витязей прекрасных»; «колдун», несущий богатыря; «бурый волк», служащий царевне. Гипотеза определила цель исследования: выяснить происхождение обозначенных образов в прологе к поэме «Руслан и Людмила» и определить их роль в идейно-художественном содержании текста. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач: выявить возможные источники обозначенных образов; проанализировать образы в контексте пролога;.определить авторский замысел и идею пролога.

Исследование проведено с помощью следующих методов: опрос и анкетирование, работа с научной и биографической литературой, отбор соответствующей информации, ее анализ и систематизирование, собственный анализ текста пролога, обработка данных исследования; формулирование выводов по исследованию.

Структура работы состоит из Введения, трёх глав, Заключения, Библиографического списка.

Анализ литературы по проблеме образной системы пролога к поэме «Руслан и Людмила»

Большой интерес для нашей работы представляет статья М. К. Азадовского «Сказки Арины Родионовны», в которой известный фольклорист исследовал творческую индивидуальность Арины Родионовны – сказочницы. Основываясь на конспективной записи Пушкиным семи народных сказок (Михайловская тетрадь), ученый отметил, что исполнительница владела традиционным репертуаром, который предстает в «прекрасной сохранности, большой художественной силе и поэтической свежести». [5,14]Он отмечает, что Арина Родионовна «незаурядная сказочница», она «обогащает сказку новыми деталями», вплетает в сказочный текст иногда реалистические штрихи, делая сказку ближе и понятней читателю. Действительное значение няни в творчестве поэта учёный определяет так: «…в сказках Арины Родионовны перед ним раскрывалось подлинное и великое мастерство народных поэтов-сказочников». [5,53]

В «Материалах для биографии А. С. Пушкина» П. В. Анненковым сообщается, что няня поэта Арина Родионовна «была посредницей ‹› в его сношениях с русским сказочным миром, руководительницей его в узнании поверий, обычаев и самых приемов народа, с какими подходит он к вымыслу и поэзии». [2,29] В тетрадях Пушкина находится семь сказок, бегло записанных со слов няни. Мы исследовали конспективные записи А.С.Пушкина сказок Арины Родионовны. В статье Михайлова В. Д. «К локализации пушкинского Лукоморья» исследуется происхождение этого образа, рассматриваются различные источники. Рогалёв А.Ф. в статье «Мифологическая символика слов и образов пушкинского вступления в поэме «Руслан и Людмила» рассматривает сказки А.С.Пушкина с точки зрения знаковой символики, исследует индоевропейские корни образов сказки «Руслан и Людмила».

Исследование образов пролога

3.1.Лукоморье, дуб и кот

О происхождении образа лукоморья существует несколько версий.В буквальном переводе лукоморье – это «изгиб (лука) морского берега». Оно происходит от старославянского лѫкъ и море. Слово «лука» означает изгиб. Однокоренные с ним слова — «лук», «излучина», «лука» (у седла). То есть «лукоморье» переводится как изогнутый берег моря, бухта.

«Слово о полку Игореве» для А.С. Пушкина стало для поэта источником творческого вдохновения.В «Слове» упоминается о легендарном Лукоморье:

А поганого Кобяка изъ луку моря/от желъзных великыхъ плъковъ половецкыхъ/ яко вихръ, выторже:/ и падеся Кобякъ въ градѣ Киевѣ,в гридницѣ Святъславли.

В русских летописях конкретно указываются имена ханов и местность, где в XI—XII вв. кочевали половцы, т. е. Лукоморьем названа территория Северного Приазовья. [5,61]Афанасьев в своем труде «Древо жизни» писал, что так в восточнославянской мифологии называлось заповедное место на границе миров, где растет мировое древо, упирающееся в преисподнюю и доходящее до неба[3,84]. Карамзин также писал, что слово Лукоморье употреблялось в значении северного царства, где люди на полгода впадают в спячку, а полгода бодрствуют. Дуб связан с культовыми ритуалами славянского язычества; образ дуба возникает в народных заговорах. В песнях дуб становится поэтическим символом, передающим красоту физической крепости доброго молодца. «Дуб зелёный» —это образ из мифа о Мировом Древе, которое связывает между собой Нижний Мир, Землю и девять небес. По мысли древних славян, Мировое Древо больше похоже на громадный раскидистый дуб, вершина которого над седьмым небом, где есть остров, и на том острове живут прародители всех зверей и птиц.

П. В. Анненков указывает, что многие эпизоды из сказок Арины Родионовны по-своему излагаются Пушкиным. Вот отрывок из «Сказке о царе Салтане», как он рассказан Анненковым: «У моря-лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, а по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет» [2,89]

В мифах всех народов обязательно есть животные, наделённые сакральными функциями. У А.С.Пушкина кот «учёный», он наделённый способностью говорить – священным даром, по представлениям наших предков. Кот ходит по цепи «и днём и ночью», каждый день, т.е события, как в мифе, движутся по кругу, составляют цикл.

Источником строк пролога могли стать и строки из сказки «Чудесные дети», воспроизведенные поэтом в конспективной записи: «Что за чудо, — говорит мачеха, — вот это чудо: у моря- лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки рассказывает, вниз идет – песни поет». В восточнославянской версии сказки «Чудесные дети» имеется образ кота – баюна. Встречается он и в других фольклорных текстах. Кот ходит вверх – вниз по столбу, по золотому столбу, по

дубу. Обычно кот имеет какой – либо эпитет (ученый, заморский, морской) или определения по типу клички – прозвища, в которой подчеркивалось его чудесное умение петь песни и рассказывать сказки (кот – баюн, кот – певун, кот – мур, кот – говорун, кот – самооговор).

Вывод. Образ лукоморья имеет исторические источники, которые отразились в летописях и «Слове о полку Игореве». Кроме того, этот образ мог появиться и из восточнославянской мифологии. Образ дуба появился в поэме из мифа о Мировом дереве. Образы Лукоморья, Дуба и кота имеют мифологические корни, они присутствовали и в фольклоре, в сказке «Чудесные дети», которую рассказывала Арина Родионовна.

Почему «русалка на ветвях сидит»?

В нашем представлении Русалки – водяные девы, обитающие в водоёмах, нижняя часть которых представляет собой рыбий хвост. Поэтому часто вызывает недоумение строка пролога: «…Русалка на ветвях сидит…»Однако в мифах и поверьях они представали как существа женского пола с длинными (иногда зелёными) волосами. Весенние праздники у восточных славян назывались русалиями.Отсюда и название русалок, которых в это время, по народным поверьям, можно было увидеть в воде и на деревьях. Согласно сложившимся мифологическим представлениям с Троицына дня Русалки живут в лесах на деревья, качаются на древесных ветках, заливаются злым хохотом и щекочут насмерть неосторожных путников. По народным поверьям, русалки — это некрещеные или неотпетые женщины, умершие не своей смертью: утопленницы, удавленницы, самоубийцы, не удостоенные погребения. В славянской мифологии русалок называют также омутницами, водяницами, болотницами, берегинями, мавками. Бледнолицые и прекрасные, с длинными зелеными волосами, они поют неземными голосами и заманивают к себе неосторожных рыбаков. Одним из развлечений русалок на земле является лазание по деревьям. Лесные и водяные девы разбегаются по ближним рощам и качаются на гибких ветвях. Любимым деревом их считается ива, так как она растет у воды, а также

берёза и старый дуб. [4]

Вывод. Русалка – образ, пришедший из славянской мифологии. В народных представлениях рыбьего хвоста у этого существа женского пола не было. Их развлечения, по мифологическим поверьям, лазание по деревьям и качание на ветвях. Это объясняет образ русалки, появившийся в прологе поэмы.

Образы королевича, витязей и колдуна

Эпизод «…И тридцать витязе прекрасных чредой из вод выходят ясных…» заимствован из сказки «Чудесные дети». Единственный варианте записан Пушкиным в Михайловском: «Что за чудо, а вот чудо: из моря выходят 30 отроков точь -в -точь равны и голосом, и волосом, и лицом, и ростом, а выходят они из моря только на один час». [12]

Сцена «Там королевич мимоходом пленяет грозного царя…» пришла из широко известной в России сказки о Бове – королевиче, [6]которая восходит к сказаниям о подвигах Бово д’Антона, впервые появившимся в средневековой Франции и получившими популярность в Европе.

Сцена «Колдун несет богатыря» связана с поэмой «Руслан и Людмила». Однако пролог предваряет содержание поэмы, то есть автор предполагал, что читателю этот образ знаком. Исследование показало, что этот образ появился из лубочной сказки «О Еруслане Лазаревиче». Образ Черномора (старого карлика с длинной бородой, летающего по воздуху) пришёл в поэму из древней, широко известной русской сказки «Три подземных царства». В этой сказке фигурирует «старицек с ноготок, борода с локоток, усы по земле тащатся, крылья на версту лежат». Он влетает птицей и, ударившись об пол, принимает свой вид. В Прологе сцена «Колдун несет богатыря…» указывает не на поэму, а на первоисточник: народную сказку «Три подземных царства».

Вывод. Образ королевича появился из русской лубочной сказки «Повесть о Бове –Королевиче»,образ колдуна из «Повести о Еруслане Лазаревиче», [7] а «тридцать витязей» были героями сказки «Чудесные дети» [12]. Эти сказки рассказывала Арина Родионовна, а А.С.Пушкин конспектировал их содержание.

Почему волк «бурый» и почему он «царевне служит»?

Кроме известной сказки «Иван-царевич и серый волк» есть и другая

версия сказки, и, по-видимому, эту сказку Пушкин знал, так как сохранился творческий набросок 1824 г., который можно считать замыслом ее литературной обработки: Иван – царевич по лесам,/И по полям, и по горам/

За бурым волком раз гонялся. Мы видим совпадение непривычного эпитета «бурый», относящегося к слову волк. «Бурый волк» – устойчивое сочетание в народном языке Псковской области, употребляется здесь в значении серый, темный. Пушкин усвоил выражение из народной поэтической речи той местности, где он слышал сказку. [13,30]

Вывод. «Бурый волк» служит царевне по одному из вариантов сказки, который встречается редко. «Бурый волк» – устойчивое сочетание в народном языке Псковской области, где находилось Михайловское. Это определение было распространено в народной речи той местности, откуда родом была и Арина Родионовна.

Заключение

Образы лешего и русалки не сказочные, а мифологические, в которых народ верил. Во второй части пролога появляются сцены из сказок, которые стремительно следуют одна за другой, разделенные почти перечислительной интонацией. В них утверждается красота народной сказки, фольклорного творчества. Порядок расположения картин имеет важное значение и не может быть нарушен. Сказки как жанр фольклора возникли на почве мифологии. Следовательно, художественный мир пролога в поэме не только сказочный, но и мифологический. Есть и исторические элементы (Лукоморье). В этом небольшом произведении поэт сумел выразить представления наших предков об устройстве мира, их понимание доброго и злого. Перед глазами читателя предстаёт удивительный мир славянской культуры, и в этом смысле А.С.Пушкин воспринимается нами как истинно

национальный поэт, прекрасно осознающий свою связь с далёким прошлым.

В результате исследования сделаны выводы: образы пролога связаны не только с образами русской сказки, но и с образами восточнославянской и скандинавской мифологии, отражёнными в русском фольклоре и фантастических произведениях древнерусской литературы. Лукоморье как некое реальное место упоминается в «Слове о полку и Игореве» и русских летописях, которые поэт изучал и оценил в полной мере значение великого памятника в конце 1820-х годов. Лукоморье – некое место, где проходит граница между миром реальным и нереальным, сказочным, мифологическим. Мифология, а затем и фольклор – это то, что определяет коллективное сознание народа, представление о добре и зле, о прекрасном и безобразном, его менталитет. В прологе А.С.Пушкин стремился в сконцентрированной форме представить древность, питающую и формирующую «русский дух». Не случайно в конце пролога появляются слова «Там русский дух! Там Русью пахнет». Они переносят нас не в сказку, а в глубокую древность, мир лукоморья, добрых и злых духов и напоминают нам о наших национальных корнях.

Заканчивается же пролог образом поэта «И я там был…», чем А.С.Пушкин подчёркивает органическую связь своего творчества с народом, его духом. Именно об этом сказал Н.А.Ильин: «Пушкин был живым средоточием русского духа, его истории, его путей, его проблем, его здоровых сил и его больных, чающих исцеления узлов… Его дух, как великий водоем, собрал в себя все подпочвенные воды русской истории, все живые струи русского духа».

Наша гипотеза подтвердилась: анализ образов пролога, выявление их источников и определение смысловой наполненности позволили прийти к пониманию глубокого и серьёзного смысла пролога, который открывается только после исследования всех этих образов.

Список использованных источников и литературы

 

Азадовский М.К. Литература и фольклор. Очерки и этюды. Л.: Гос. изд-во Худож. лит-ра, 1988.

 

Анненков П.В. Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина/ Послесл. М.Филина.-М.:ТЕРРА – Книжный клуб, 2007.

 

Афанасьев А.Н. Древо жизни. М, 1982.

 

Е.Л. Мадлевская. РУССКАЯ МИФОЛОГИЯ. Энциклопедия. Эриашвили Н., Мадлевская Е., Павловский В.(http://dic.academic.ru,http://www.e-reading.club)

 

Михайлов В. Д. К локализации пушкинского Лукоморья // Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. ОЛЯ. Пушкин. комис. — СПб.: Наука, 1995. — Вып. 26. — С. 192—196. (http://feb-web.ru/)

 

Повесть о Бове Королевиче. /Звездочтец: Русская фантастика XVII века..- М.: Сов.Россия, 1990.

 

Повесть о Еруслане Лазаревиче//Звездочтец: Русская фантастика XVII века. Сост., послесл. и коммент. 2-го разд. Ю.М.Медведева.- М.: Сов.Россия, 1990.

 

Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1986

 

Рогалёв А.Ф. Мифологическая символика слов и образов пушкинского вступления в поэме «Руслан и Людмила»// Литература в школе 8/2002

 

Слово о полку Игореве. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. С. 18

 

http://forum.gramota.ru/ РВБ: А.С.Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. Версия 2.2 от 30 января 2002 г. СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ. Конспективная запись Пушкина народной сказки на этот сюжет.

 

http://playground.ctp-design.net/ Чудесные сыновья. Русская народная сказка

 

Т.Яковлева, В.Демичева, О.Ерёменко «Культурологический комментарий» , http://dspace.bsu.edu.ru/

 

http://lib.pushkinskijdom.ru/

 

http://feb-web.ru/feb/pushkin/

11

Просмотров работы: 3456

Пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» («У Лукоморья дуб зелёный…»)

Тема урока: Пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» («У Лукоморья дуб зелёный…»)

Цели:

  1. Расширение представлений учащихся о личности А.С.Пушкина; знакомство с прологом к поэме «Руслан и Людмила»; знакомство с понятиями пролог, поэма; выявление связи пролога с фольклором.

  2. Развитие памяти, внимания, речи, вырабатывание навыка выразительного чтения.

  3. Способствовать формированию чувства любви к Родине, к творчеству А. С. Пушкина.

Модель урока:

поэма, пролог

Ц2 – познакомить учеников с прологом к поэме Пушкина «Руслан и Людмила», найти незнакомые слова и их значение, определить их функцию

Ц3 – проанализировать пролог к поэме, провести параллель со сказкой (сходства/различия)

Ц4 – подготовить к выразительному чтению пролога

На доске – портрет Пушкина кисти Кипренского. +годы жизни писателя.

Беседа.

Чей портрет перед вами? Что вы знаете о нем? Какие произведения читали?

Слово учителя.

Родился А.С.Пушкин в Москве в 1799 году, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. В его доме очень интересовались литературой. Отец А. С.Пушкина – Сергей Львович был поклонником французской литературы и сам иногда писал стихи. Среди его знакомых было очень много писателей и поэтов, которые приходили в гости к Пушкиным и читали свои произведения. Мальчик внимательно прислушивался ко всему. Уже тогда Александр Пушкин мечтал стать поэтом. С восьми лет он сам начал сочинять стихи.

Мать – Надежда Осиповна совершенно не занималась воспитанием детей, а Александра не очень любила. В детстве он был упитанным мальчиком, чего стеснялась Надежда Осиповна и во время прогулок с Александром держалась от него на расстоянии.
Воспитанием юного Пушкина занимались няня Арина Родионовна, заботливая бабушка Мария Алексеевна и крепостной дядька Никита. Они же и привили ему, выросшему в дворянской семье, где разговорным языком был французский, любовь к русскому языку. Им впоследствии поэт посвятил стихи. Няня рассказывала маленькому Саше русские сказки и пела песни. Нянины речи – певучие, медленные или бойкие, веселые – понимал он сначала не по смыслу, а по их музыке. А когда стал побольше, пришли сказки по вечерам, как награда за весь день. Няня была верным другом поэта долгие годы. Бабушка знала много рассказов  о старине, а с дядькой Никитой Саша часто гулял по шумным улицам Москвы. Уже в детские годы он многое узнал о народной жизни.

Доклады подготовленными учениками по биографии Пушкина (по учебнику Курдюмовой)

1 ученик – пересказ отрывка из книги А. Слонимского «Детство» (стр. 91-93)

2 ученик – рассказ о жизни Пушкина в лицее (стр. 93-95)

Какие незнакомые литературоведческие термины вы услышали в докладе?( пролог и поэма, записываем определения в тетрадь).

ПОЭМА большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

Чтобы узнать значение слова «пролог» обратимся к словарю литературоведческих терминов в конце учебника (стр 250)

Пролог – вводная часть художественного произведения, содержащая рассказ о событиях, предшествовавших основному повествованию.

Теперь проверим, как внимательно вы слушали.

Проверочная работа

Раздаются карточки с пропусками, которые нужно заполнить.

А.С.Пушкин родился в городе … в… году.

Школа, в которой обучался маленький Пушкин, называлась…и находилась в ….

Самым близким лицейским другом А.Пушкина стал….

Высокую оценку поэтическому творчеству молодого Пушкина дал во время лицейского экзамена известный поэт….

В лицее Пушкиным была задумана поэма…

Лето после окончания Лицея (1817год) Пушкин провёл в ….

Именно здесь он создает …

Теперь обменяйтесь тетрадками и проверьте друг друга по ответам, появившимся на слайде.

(в Москве в 1799 году; Лицей, в Царском Селе; Пущин; Державин; «Руслан и Людмила»; в Михайловском; пролог к поэме «Руслан и Людмила»)

Теперь прослушаем пролог к поэме «Руслан и Людмила». По ходу прослушивания записывайте незнакомые слова.

Показ мультфильма «У Лукоморья» (производство киностудии «Союзмультфильм», Москва 1950г.)

Беседа по первичному впечатлению

О чём пушкинский пролог? Какие знакомые сказочные герои вам встретились? Каким поэт изобразил лукоморье? Какие чудеса вам запомнились? Каким вы представляете  кота ученого? Как он «говорит» свои сказки?

Словарная работа

Какие вам встретились трудные непонятные слова? Дети называют слова, учитель записывает их на доске. Если дети назвали не все слова, учитель дописывает сам.

Откроем учебник и посмотрим, с какой буквы – прописной или строчной – написано слово «лукоморье».

Это не собственное имя, не название какой-то страны, государства. А что же оно означает? –  Если мы заглянем в толковый словарь современного русского языка, то узнаем, что лукоморье – это старинное народное название берега залива, бухты.

 Согласно славянской мифологии, Лукоморье — заповедное место, где стоит мировое древо — ось, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги.

Пушкинское Лукоморье, как считали комментаторы его текстов, могло располагаться на Чёрном море или на Азовском, или даже в Сибири.

В качестве региона Лукоморье упоминается в древнерусских летописях, как одно из мест обитания половцев. Предположительно Лукоморье располагалось возле излучин Азовского и Чёрного морей и низовья Дона и Днепра.

Для чего (с какой целью) Пушкин употребляет это старинное слово, выделяя его в строке обратным порядком слов? (чтобы читатель почувствовал, о какой древней сказочной стране будет рассказываться в поэме «Руслан и Людмила», чтобы он смог ощутить дыхание Древней Руси).

Давайте  обратимся  за  помощью  к  толковому   словарю  С.И. Ожегова, чтобы выяснить значение других непонятных слов. (работа в парах – каждой парте по слову, которое нужно найти)

Неведомые  (дорожки) – неизвестные,  незнакомые.

Невиданные   (звери) – неизвестные,  которых  никто  не  видел.

Дол – долина,  равнина.

Витязь – воин,  богатырь.

Чредой (выходят) – идут  парами.

Пленяет – берет  в  плен.

Тужить – горевать,  кручиниться.

Поведаю – расскажу.

Как вы думаете, зачем Пушкин использует устаревшие слова?

Используя слова «дол», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.

Самостоятельное прочтение пролога.

Аналитическая беседа

Прочтите строчку о Кащее. Какое слово здесь главное, ключевое? Что оно означает? (чахнет — Медленно увядает, слабеет; из него постепенно уходит жизнь. Читателю ясно, что Пушкин презирает жадного и злого Кащея.)

А как Пушкин относится к «грозному царю», которого «мимоходом» пленяет королевича? Почему вы так считаете? (Мимоходом – значит попутно, одновременно с чем-либо, вскользь, между прочим. Следовательно, царь с виду был грозным, и в этом определении – «грозный» — видна тонкая насмешка над царём).

В народных сказках волк всегда серый. А какой масти волк у Пушкина? Почему? (Бурый – с подпалинами, старый, опытный).

Какой жанр устного народного творчества напоминает пушкинский пролог? (Сказку).      

Какую именно: бытовую, волшебную, о животных?

(Волшебную сказку. Здесь много сказочных героев: леший, русалка, Баба Яга…)

Пушкин, когда писал о героях сказок, услышанных от Арины Родионовны, конечно, представлял их себе. Поэтому и построение пролога напоминает волшебную сказку. Какие части в нем можно выделить, которые характерны для сказки?

(Присказку, или зачин. Это рассказ о коте.

-Рассказ о чудесных героях.

-И концовку)

Вспомним традиционную сказочную концовку.

(И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало)

Что изменил в ней Пушкин и зачем?

(Он опустил отрицательную часть («по усам текло, а в рот не попало») и ввёл целый ряд утверждений: «был», «пил», «видел», «сидел», «мне сказку говорил». Этим поэт подчеркнул, что в чудесный мир сказок он вошёл навсегда и расстаться с ним не желает).

Сделаем ещё один вывод: Пушкин – мастер композиции: его пролог – это своеобразная мозаика, в которой в сжатой форме предстали герои многих волшебных сказок; создаётся это сказочное полотно в соответствии с законами народных сказок: здесь есть и зачин, и концовка, представители сил добра и зла.

Как вы думаете, какая функция пролога? Как по нему можно догадаться о дальнейшем содержании поэмы? (пролог создает особое настроение, можно предположить, что в поэме будет много сказочного, волшебного)

Какое традиционное значение имело словосочетание  «русский дух» в народной сказке? Чем оно отличается от значения, которое вкладывает в это словосочетание Пушкин? (Художественное пространство в волшебной сказке делится на свой (человеческий, светлый) мир и чужой (враждебный, тёмный, мир мёртвых). Герой попадает в «чужой» мир, чтобы выручить невесту, добыть мёртвой и живой воды и т.д. Его дух сразу чувствуют враждебные силы (Баба Яга, Кащей) и восклицают: «Русским духом пахнет!» То есть жизнью, живым, чуждым для этого мира. Совсем иное значение вкладывает в эти слова Пушкин. У него «русский дух» — это подлинно живое, народное, светлое, доброе начало, истинная Русь, которой веет от сказок.

                                 Там русский дух

                                 Там Русью пахнет…- 

эти строки выражают самое дорогое для писателя чувство – любви ко всему родному, русскому.  Пушкин умел глубоко любить свою землю, народ, родной язык, народные сказки и завещал это нам, его потомкам).

Подготовка к выразительному чтению

Дома вам надо будет выучить пролог наизусть и приготовиться читать его выразительно.

Несколько советов, как приготовиться к выразительному чтению пролога.

-Рассказываются волшебные сказки? (Медленно, напевно).

 Так надо читать и пушкинский пролог.

-Длительной паузой надо выделить в прологе зачин и концовку.

-Прочитать выразительно – значит передать своё отношение к читаемому, к героям пролога.

Попробуйте прочитать с учетом советов (несколько учеников выразительно читают)

Чтение пролога учителем наизусть.

Д/з: выучить пролог наизусть, сделать иллюстрацию к прологу (по желанию)

Репродукция картины О.А. Кипренского «Портрет Пушкина», учебник-хрестоматия для 5 класса под ред. Т. Ф. Курдюмовой, интерактивная доска (во время рассказа учителя и докладов на ней появляются изображения, иллюстрирующие рассказ – портреты близких, фотографии лицея и т.п. + ответы к заданию), карточки с заданием

Интерактивная доска (показ мультфильма), учебник, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

Учебник-хрестоматия

Учебник-хрестоматия

Знание биографии Пушкина (детство, лицейские годы), понятий поэма, пролог

Формировать умение работы со словарем, анализа художественного произведения

Формировать умение анализировать художественный текст, находить интертекстуальные связи

Развитие умения выразительного чтения

Умение внимательно слушать, пересказывать прочитанное

Умение формулировать и выражать свои мысли, слушать других, находить нужную информацию

Умение формулировать и выражать свои мысли, слушать других, умение сравнивать

Развитие речи

«У Лукоморья…». Пролог к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Тема. «У Лукоморья…». Пролог к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Цель: познакомить с прологом к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»; расширить представление о сказках Пушкина. Показать связь пролога с фольклором; развивать умение находить черты поэтики народных сказок в сказках Пушкина; вырабатывать навыки выразительного чтения; развивать навык анализа лирического произведения; развивать мышление, речь, воспитывать любовь и бережное отношение к народному творчеству; интерес к творчеству А.С.Пушкина.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: текст пролога.

Ход урока:

І. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Добрый день! – тебе сказали.

-Добрый день! — ответил ты.

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты!

Улыбнитесь друг другу и пожелайте успеха.


ІІ. Активизация знаний учащихся, формулирование темы урока.

…И снилось мне, что мы, как в сказке,

Шли вдоль пустынных берегов

Над диким синим лукоморьем,

В глухом бору, среди песков.

(писал Бунин)

Сегодня вместе мы пройдем по дорожкам необыкновенно поэтичного, всеми любимого, сказочного произведения А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…». Давайте вспомним, что нам известно о жизни поэта.

1. Литературная викторина по биографии:

• Когда и где родился А.С. Пушкин (6 июня 1799 года в Москве).

• В какой семье воспитывался будущий поэт (родился и воспитывался в семье, где была большая библиотека, собиралось много литераторов).

• Где получил Пушкин свое образование? (домашнее образование, его воспитывал дядька, воспитатель из простых людей, а потом Царскосельский лицей, где он проявил свой литературный талант, обрел верных и настоящих друзей на всю жизнь. С теплотой он вспоминал годы своей учебы. Однажды написал стихотворение на французском языке

«Мой портрет»

Проказник молодой, Хожу я в класс покуда.

Не глуп – и горд собой, И в том не вижу худа.

Нет болтуна шумней, Нет доктора Сорбонны

Назойливей моей Докучливой персоны.

Не вырос молодцом Высоким, величавым.-

Зато я свеж лицом И родился курчавым.

• В доме Пушкиных жила еще одна замечательная женщина, любовь и уважение к которой поэт пронес через всю жизнь. Это… (няня Арина Родионовна Яковлева, крепостная крестьянка, 31 год она прожила в их семье, была няней всех детей, а когда родился Александр, ей дали вольную, но она осталась в семье. Арина Родионовна знала множество народных сказок, песен, поговорок, присказок, русских обычаев, поверий..)

Мастерица ведь была,

И откуда что брала!

А куда разумны шутки,

Приговоры, прибаутки,

Небылицы, былины

Православной старины…!

• Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя…

Одна в глуши лесов сосновых

Давно-давно ты ждешь меня…

(С большим удовольствием Пушкин слушал свою няню и писал своим друзьям: «Что за прелесть эти

ІІІ. Работа с текстом пролога к поэме «Руслан и Людмила»

Выразительное чтение пролога.

— А почему Лукоморье? Что это такое?

Лукоморье — изгиб морского берега. В славянской мифологии — заповедное место на окраине вселенной, откуда можно попасть в заповедные миры, т.е. сказочные.

— С кем из сказочных героев мы встретились с вами у Лукоморья? — баба Яга, Кощей Бессмертный, королевич, царевна, грозный царь, колдун, богатырь).

Какой жанр напоминает вам лукоморье? Героев каких произведений напоминают вам они? Чудеса происходят в каких сказках? Мы знаем с вами три вида народных сказок. — в Волшебных.

ІV. Итог урока

Ребята сегодня на уроке мы работали с вами с прологом (введение, вступительная часть, предисловие) к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Сейчас я хочу, чтобы вы сами сделали вывод на основе проделанной нами работы.

1) мы можем назвать пролог к поэме — сказкой? — да (здесь и сказочные герои, и чудеса)

2) язык пролога прост, близок к народному? — да

3) произведения всех жанров фольклора написаны каким языком? — народным, разговорным.

4) со словом энциклопедия вы знакомы? — это книга, где можно найти краткие сведения обо всем на свете.

Значит, Пролог «У Лукоморья» — это …(энциклопедия русского сказочного фольклора).

Именно так называют его все литературоведы и исследователи творчества Пушкина.

V. Домашнее задание

Чит. С. 95-109.

Урок.Планирование.»А.С.Пушкин.Пролог к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый…»

Урок литературы в 5 классе.

Учитель: Мироненко С. В.

Учебник: Литература (под редакцией В. Я. Коровиной и др.)

Тема урока: «У лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

Цели и задачи урока:

обучающие : расширить представления учащихся о личности А.С.Пушкина; познакомить с прологом к поэме «Руслан и Людмила», с литературными понятиями «поэма», «строфа», показать своеобразие вступления в поэму «Руслан и Людмила»;

развивающие: развивать образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; творческое воображение, речь учащихся; формировать навык самостоятельного осознанного чтения; поисковой деятельности.

Воспитательные : воспитывать у учащихся интерес к творчеству А. С. Пушкина, к чтению художественных произведений, приобщать к национальным истокам русской литературы.

Оборудование:

Портреты А.С.Пушкина.

Видеофрагменты из мультфильма «У лукоморья…»

Ноутбук, проектор.

Грамзапись увертюры к поэме «Руслан и Людмила» М. Глинки.

Грамзапись пролога к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.

Выставка рисунков учащихся к сказкам А.С. Пушкина.

                   

                   Ход  урока

  1. Организационный этап. ( Определение настроения учащихся.)

II. Актуализация опорных знаний учащихся:

1.Беседа по вопросам:

-Что такое сказка?

-На какие группы делятся сказки?

-Какую сказку называют народной? Какие народные сказки вы знаете?

-Есть ли конкретный автор у народной сказки?

-А знаете ли вы сказки, у которых есть автор?

-Каких сказочников вы знаете?

2. Установите логическую связь между автором и сказкой:

Г. Х.Андерсен «Сказка о рыбаке и рыбке»

С. Я. Маршак «Чипполино»

Братья Гримм «Доктор Айболит»

Дж. Родари «Беляночка и Розочка»

К. Чуковский «Снежная королева»

А.Толстой «Приключение Буратино»

А. С.Пушкин «Двенадцать месяцев»

-Сделайте вывод: чем различаются народная и литературная сказки?

III. Работа по теме урока.

  1. Слово учителя:

-Скажите, чей портрет перед вами?  Какие впечатления у вас возникают  с именем А.С.Пушкина? Как вы считаете, какими чертами характера он обладает?

2. Интерактивное упражнение – «Ассоциации»: напишите эпитеты, характеризующие изображенного человека.

Объявление темы и определение задач урока учащимися и учителем.

1. Слушание сообщений учащихся о жизни А. С. Пушкина (домашнее задание).

2. Проверка знаний учащихся:

-Закончите фразу (предложение):

  1. — А.С.Пушкин родился в… году.

  2. — Школа, в которой обучался маленький Пушкин, называлась…и находилась в ….

  3. — Самым близким лицейским другом А.Пушкина стал….

  4. — Высокую оценку поэтическому творчеству молодого Пушкина дал во время лицейского экзамена известный поэт….

  5. — Лето после окончания Лицея (1817год) Пушкин провёл в ….

  6. — Именно здесь и в это время к нему приходит замысел поэмы….

— Ребята, а знаете ли вы сказки Пушкина? Давайте проверим!

 3. Литературная разминка.

— Из какой литературной сказки А.С.Пушкина эти стихотворные отрывки и художественные иллюстрации?

1) Пустились бесёнок и зайка:

Бесёнок по берегу морскому,

А зайка в лесок и до дому.

Вот, море кругом обежавши,

Высунув язык, мордашку поднявши,

Прибежал бесёнок, задыхаясь,

Весь мокрёшенек, лапкой упираясь…

2) В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут,

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.

3) Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,

Со мною дворянкой столбовою…

4) Не видать милого друга!

Только видит, вьётся вьюга,

Снег валится на поля,

Вся белёшенька земля…

5) Ох, дети, дети!

Горе мне! Попались в сети

Оба наши сокола!

6) Росла, росла,

Поднялась и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…

4.Физкультминутка.

 5. Беседа по рисункам детей к сказкам А. С Пушкина.

— Ребята, на доске ваши рисунки к сказкам А.С.Пушкина.

-Какие сказки А. С. Пушкина здесь представлены?

— Каких сказочных героев вы чаще всего изображали на своих рисунках?

— Какие персонажи вам удалось изобразить лучше других?

-Давайте же вслед за Пушкиным воскликнем: «Что за прелесть эти сказки! Каждая из них поэма!»

6. Слово учителя.

-Источником сказок Пушкина стал русский фольклор, которым его познакомила няня — Арина Родионовна. Сюжеты народных сказок Пушкин использовал для создания своих. Язык пушкинских сказок близок к народному: простой и быстрый, без длинных описаний и сложных оборотов. Ни один поэт не обладал таким удивительным даром легко и просто и вместе с тем так глубоко и ёмко высказывать свои мысли и чувства поэтическим слогом. Сказки Пушкина не перестают волновать сердца читателей красотой поэтического языка, утверждением в них добра, правды, справедливости, истинной красоты и человечности.

  Сегодня мы познакомимся с вводной вступительной частью поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». ( Знакомство с понятием «поэма», «строфа» по Краткому словарю литературоведческих терминов учебника.)

-Это удивительное произведение восприняли с восторгом современники автора.

(Демонстрация иллюстраций к поэме «Руслан и Людмила»).  

Это очаровательная поэма, в которой причудливо переплетаются нянины сказки, романтические баллады, рыцарские поэмы. Это мир добрых и злых волшебников, мир увлекательных и интересных, опасных приключений, похищений, фантастических превращений. Пролог к поэме начинается словами: «У лукоморья…» Что такое «лукоморье»? Кто знает? 

7.Выступление учащегося с проектом «Лукоморье».

Лукоморье – морской залив, бухта, изгиб морского берега. В фольклоре восточных славян – заповедное место на краю мира. Слово «лукоморье» происходит от словосочетания лука моря и означает изгиб морского берега. Для сравнения: лук ( для стрельбы), излучина ( реки), лукавить ( изворачиваться), лука ( седла).

8.Словарная работа.
— Почему А. С. Пушкин употребляет слова «златая», «песнь», «брег», «чредой»? (Во времена Пушкина употреблялись данные формы слов).

 (Золотая, песня, берег, чередой — по очереди.)

— Как вы понимаете выражение «неведомые дорожки»? ( Те, которые никто не знает, не ведает) 
— Что означает слово «дол»? ( Как бы противоположность лесу, но это и не горы, пространство без деревьев — долина.) 
— Как вы понимаете слова «видений полны»?  
— Почему воды названы ясными? (Прозрачные.) 
— Что значит слово «пленяет»? (Берет в плен). 
— Кто сможет объяснить значение слова « тужит»? (Грустит) 
— А «чахнет»? (Сохнет).

9. Прослушивание в записи «У лукоморья дуб зеленый…» ( с демонстрацией иллюстраций).

10.Аналитическая беседа:

— Ваши впечатления? Понравилось? Чем?

-Какой персонаж занимает центральное место в прологе?

-Кого   на Руси называли витязем?

-Какие персонажи русских народных сказок упомянуты А.С. Пушкиным?

-Какие чудеса и герои вас удивили?

-Каким вы представили себе лукоморье?

— В каких словах выражена основная мысль отрывка? Как вы понимаете это выражение?

 — Как вы думаете, почему этот отрывок воспринимается не как часть поэмы, а как отдельное произведение?

11.Слово учителя.

Поэма «Руслан и Людмила» вдохновила на написание одноименной оперы композитора Михаила Глинку. ( Прослушивание фрагмента увертюры к опере Михаила Глинки «Руслан и Людмила»).

-Какие сказочные сюжеты открылись вам в музыке?

-Какие чувства она вызывает?

-Каких героев вы представляете в музыкальных образах?

-Сегодня мы путешествовали по сказочному поэтическому миру А.С. Пушкина. Посмотрите ещё раз на иллюстрации ко вступлению к поэме «Руслан и Людмила». На Руси дуб считали символом мудрости и долголетия. А всякое дерево питают корни. Корни – это наша история, наша народная культура и фольклор. Чем больше дорожит человек этой памятью, тем глубже он чувствует свою ответственность за будущее. Сегодня мы прикоснулись к сказочному миру А. С. Пушкина, но мы продолжим раскрывать тайны и загадки пушкинских произведений.

IV. Рефлексия учебной деятельности учащихся.

-Сегодня на уроке я узнал (а)…

-Мне было интересно, потому что…

-Было сложно, потому что…

-Я понял (а), что…

-Я сделал (а) вывод о том, что…

Домашнее задание:

1.Прослушать актерское исполнение «У лукоморья…», выучить наизусть вступление к поэме «Руслан и Людмила».

2.Выполнить задания № 3,4 раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

3.Творческое задание: найти признаки сказки в прологе к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» ( по желанию учащихся).

Всем спасибо, урок окончен.

Урок литературы в 5 классе.

Учитель: Мироненко С. В.

Учебник: Литература (под редакцией В. Я. Коровиной и др.)

Тема урока: «У лукоморья дуб зелёный…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

Цели и задачи урока:

обучающие  расширить представления учащихся о личности А.С.Пушкина; познакомить с вступлением к поэме «Руслан и Людмила», с литературными понятиями «поэма», «строфа», показать своеобразие вступления в поэму «Руслан и Людмила»;

развивающие развивать образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; творческое воображение, речь учащихся; формировать навык самостоятельного осознанного чтения; поисковой деятельности.

воспитательные   — воспитывать у учащихся интерес к творчеству А. С. Пушкина, к чтению художественных произведений, приобщение к национальным истокам русской литературы.

Оборудование:

Портреты А.С.Пушкина.

Видеофрагменты из мультфильма «У лукоморья…»

Ноутбук, проектор.

Грамзапись увертюры к поэме «Руслан и Людмила» М. Глинки.

Грамзапись вступления к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.

Выставка рисунков учащихся к сказкам А.С. Пушкина.

                   

                   Ход  урока

  1. Организационный этап. ( Определение настроения учащихся.)

II. Актуализация опорных знаний учащихся:

1.Беседа по вопросам:

-Что такое сказка?

-На какие группы делятся сказки?

-Какую сказку называют народной? Какие народные сказки вы знаете?

-Есть ли конкретный автор у народной сказки?

-А знаете ли вы сказки, у которых есть автор?

-Каких сказочников вы знаете?

2. Установите логическую связь между автором и сказкой:

Г. Х.Андерсен «Сказка о рыбаке и рыбке»

С. Я. Маршак «Чипполино»

Братья Гримм «Доктор Айболит»

Дж. Родари «Беляночка и Розочка»

К. Чуковский «Снежная королева»

А.Толстой «Приключение Буратино»

А. С.Пушкин «Двенадцать месяцев»

-Сделайте вывод: чем различаются народная и литературная сказки?

III. Работа по теме урока.

  1. Слово учителя:

-Скажите, чей портрет перед вами?  Какие впечатления у вас возникают  с именем А.С.Пушкина? ( Интерактивное упражнение – «Ассоциации»).

Объявление темы и определение задач урока учащимися и учителем.

1. Слушание сообщений учащихся о жизни А. С. Пушкина (домашнее задание).

2. Проверка знаний учащихся:

-Закончите фразу (предложение):

  1. — А.С.Пушкин родился в… году.

  2. — Школа, в которой обучался маленький Пушкин, называлась…и находилась в ….

  3. — Самым близким лицейским другом А.Пушкина стал….

  4. — Высокую оценку поэтическому творчеству молодого Пушкина дал во время лицейского экзамена известный поэт….

  5. — Лето после окончания Лицея (1817год) Пушкин провёл в ….

  6. — Именно здесь и в это время к нему приходит замысел поэмы….

— Ребята, а знаете ли вы сказки Пушкина? Давайте проверим!

 3. Литературная разминка.

— Из какой литературной сказки А.С.Пушкина эти стихотворные отрывки и художественные иллюстрации?

1) Пустились бесёнок и зайка:

Бесёнок по берегу морскому,

А зайка в лесок и до дому.

Вот, море кругом обежавши,

Высунув язык, мордашку поднявши,

Прибежал бесёнок, задыхаясь,

Весь мокрёшенек, лапкой упираясь…

2) В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут,

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.

3) Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,

Со мною дворянкой столбовою…

4) Не видать милого друга!

Только видит, вьётся вьюга,

Снег валится на поля,

Вся белёшенька земля…

5) Ох, дети, дети!

Горе мне! Попались в сети

Оба наши сокола!

6) Росла, росла,

Поднялась и расцвела.

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…

 4. Беседа по рисункам детей к сказкам А. С Пушкина.

— Ребята, на доске ваши рисунки к сказкам А.С.Пушкина.

-Какие сказки А. С. Пушкина здесь представлены?

— Каких сказочных героев вы чаще всего изображали на своих рисунках?

— Какие персонажи вам удалось изобразить лучше других?

-Давайте же вслед за Пушкиным воскликнем: «Что за прелесть эти сказки! Каждая из них поэма!»

5. Слово учителя.

-Источником сказок Пушкина стал русский фольклор, которым его познакомила няня — Арина Родионовна. Сюжеты народных сказок Пушкин использовал для создания своих. Язык пушкинских сказок близок к народному: простой и быстрый, без длинных описаний и сложных оборотов. Ни один поэт не обладал таким удивительным даром легко и просто и вместе с тем так глубоко и ёмко высказывать свои мысли и чувства поэтическим слогом. Сказки Пушкина не перестают волновать сердца читателей красотой поэтического языка, утверждением в них добра, правды, справедливости, истинной красоты и человечности.

  Сегодня мы познакомимся с вводной вступительной частью поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». ( Знакомство с понятием «поэма», «строфа» по Краткому словарю литературоведческих терминов учебника.)

-Это удивительное произведение восприняли с восторгом современники автора.

(Демонстрация иллюстраций к поэме «Руслан и Людмила»).  

Это очаровательная поэма, в которой причудливо переплетаются нянины сказки, романтические баллады, рыцарские поэмы. Это мир добрых и злых волшебников, мир увлекательных и интересных, опасных приключений, похищений, фантастических превращений. Пролог к поэме начинается словами: «У лукоморья…» Что такое «лукоморье»? Кто знает? 

6.Выступление учащегося с проектом «Лукоморье».

Лукоморье – морской залив, бухта, изгиб морского берега. В фольклоре восточных славян – заповедное место на краю мира. Слово «лукоморье» происходит от словосочетания лука моря и означает изгиб морского берега. Для сравнения: лук ( для стрельбы), излучина ( реки), лукавить ( изворачиваться), лука ( седла).

7.Словарная работа.
— Почему А. С. Пушкин употребляет слова «златая», «песнь», «брег», «чредой»? (Во времена Пушкина употреблялись данные формы слов)

Попробуйте узнать эти слова. 
(Золотая, песня, берег, чередой — по очереди.)

— Как вы понимаете выражение неведомые дорожки? ( Те, которые никто не знает, не ведает) 
— Что означает слово «дол»? (Как бы противоположность лесу, но это и не горы). 
— Что же это? (Пространство без деревьев — долина.) 
— Как вы понимаете слова «видений полны»?  
— Почему воды названы ясными? (Прозрачные.) 
— Что значит слово «пленяет»? (Берет в плен). 
— Кто сможет объяснить значение слова « тужит»? (Грустит) 
— А чахнет? (Сохнет).

8. Прослушивание в записи «У лукоморья дуб зеленый…» ( с демонстрацией иллюстраций).

9.Аналитическая беседа:

— Ваши впечатления? Понравилось? Чем?

-Какой персонаж занимает центральное место в прологе?

-Кого   на Руси называли витязем?

-Какие персонажи русских народных сказок упомянуты А.С. Пушкиным?

-Какие чудеса и герои вас удивили?

-Каким вы представили себе лукоморье?

— В каких словах выражена основная мысль отрывка? Как вы понимаете это выражение?

 — Как вы думаете, почему этот отрывок воспринимается не как часть поэмы, а как отдельное произведение?

10.Слово учителя.

Поэма «Руслан и Людмила» вдохновила на написание одноименной оперы композитора Михаила Глинку. ( Прослушивание фрагмента увертюры к опере Михаила Глинки «Руслан и Людмила»).

Сегодня мы путешествовали по сказочному поэтическому миру А.С. Пушкина. Посмотрите ещё раз на иллюстрации ко вступлению к поэме «Руслан и Людмила». На Руси дуб считали символом мудрости и долголетия. А всякое дерево питают корни. Корни – это наша история, наша народная культура и фольклор. Чем больше дорожит человек этой памятью, тем глубже он чувствует свою ответственность за будущее. Сегодня мы прикоснулись к сказочному миру А. С. Пушкина, но мы продолжим раскрывать тайны и загадки пушкинских произведений.

IV. Рефлексия учебной деятельности учащихся.

-Сегодня на уроке я узнал (а)…

-Мне было интересно, потому что…

-Было сложно, потому что…

-Я понял (а), что…

-Я сделал (а) вывод о том, что…

Домашнее задание:

1.Прослушать актерское исполнение «У лукоморья…», выучить наизусть вступление к поэме «Руслан и Людмила».

2.Выполнить задания № 3,4 раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

3.Творческое задание: найти признаки сказки в прологе к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» ( по желанию).

Всем спасибо, урок окончен.

Руслан и Людмила — Википедия

Титульный лист первого издания, 1820 год

«Русла́н и Людми́ла» — первая законченная поэма Александра Сергеевича Пушкина; волшебная сказка, вдохновлённая древнерусскими былинами.

Поэма написана в 1818—1820, после окончания Лицея; Пушкин иногда указывал, что начал писать поэму ещё в Лицее, но, по-видимому, к этому времени относятся лишь самые общие замыслы, едва ли текст. Ведя после выхода из Лицея в Петербурге жизнь «самую рассеянную», Пушкин работал над поэмой в основном во время болезней.

Пушкин ставил задачей создать «богатырскую» сказочную поэму в духе известного ему по французским переводам «Неистового Роланда» Ариосто (критики называли этот жанр «романтическим», что не следует путать с романтизмом в современном понимании). Он вдохновлялся также Вольтером («Орлеанская девственница», «Что нравится дамам») и русскими литературными сказками (такими, как лубочная повесть о Еруслане Лазаревиче, «Бахарияна» Хераскова, «Илья Муромец» Карамзина или особенно «Альоша[sic] Попович» Николая Радищева). Непосредственным стимулом к началу работы над поэмой стал выход в феврале 1818 года первых томов карамзинской «Истории государства российского», откуда заимствованы многие подробности и имена всех троих соперников Руслана (Рагдай, Ратмир и Фарлаф).

Поэма написана астрофическим четырехстопным ямбом, который, начиная с «Руслана», стал господствующей формой романтической поэмы.

Поэма содержит элементы пародии по отношению к балладе Жуковского «Двенадцать спящих дев». Пушкин последовательно иронически снижает возвышенные образы Жуковского, насыщает сюжет шуточными эротическими элементами, гротескной фантастикой (эпизод с Головой)[1], употребляет «простонародную» лексику («удавлю», «чихнула»). Пушкинское «пародирование» Жуковского изначально не имеет негативного оттенка и носит скорее дружеский характер; известно, что Жуковский «сердечно радовался» пушкинской шутке, а после выхода поэмы подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побеждённого учителя». Впоследствии, в начале 1830-х годов, зрелый Пушкин, склонный критически переоценивать свои юношеские опыты, сокрушался, что пародировал «Двенадцать спящих дев» «в угоду черни».

У лукоморья дуб зеленый пролог: Пушкин А.С. - Руслан и Людмила (пролог) – Художественное чтение А. С. Пушкин пролог к поэме "Руслан и Людмила" "У лукоморья дуб зеленый"

Поэма начала печататься в «Сыне отечества» весной 1820 года в отрывках, первое отдельное издание вышло в мае того же года (как раз в дни ссылки Пушкина на юг) и вызвало возмущённые отклики многих критиков, усмотревших в ней «безнравственность» и «неприличия» (А. Ф. Воейков, начавший было журнальную публикацию нейтрально-доброжелательного разбора поэмы[2], в последней части отзыва под влиянием И. И. Дмитриева раскритиковал её). В переписке с Карамзиным И. И. Дмитриев сравнивает «Руслана и Людмилу» с известной ироикомической поэмой Николая Осипова «Вергилиева Енеида, вывороченная наизнанку», на что Карамзин в письме от 7 июня 1820 года отвечает:

В прежних письмах я забыл сказать тебе, что ты, по моему мнению, не отдаешь справедливости таланту или поэмке молодого Пушкина, сравнивая её с «Энеидою» Осипова: в ней есть живость, легкость, остроумие, вкус; только нет искусного расположения частей, нет или мало интереса; все сметано на живую нитку[3].

Особую позицию занял П. А. Катенин, упрекавший Пушкина, наоборот, в недостаточной народности и излишнем «приглаживании» русских сказок в духе французских салонных повестей. Значительная часть читающей публики приняла поэму восторженно, с её появления началась всероссийская слава Пушкина.

Эпилог («Так, мира житель равнодушный…») написан Пушкиным позже, во время ссылки на Кавказ. В 1828 Пушкин подготовил второе издание поэмы, добавил эпилог и вновь написанный знаменитый «пролог» — формально часть Песни первой («У лукоморья дуб зелёный…»), усиливший условно-фольклорную окраску текста, а также сократил многие эротические эпизоды и лирические отступления. В качестве предисловия Пушкин перепечатал некоторые критические отзывы на издание 1820 года, ставшие в новой литературной обстановке уже откровенно смешными, к примеру, критическую статью малоизвестного критика, который о поэме «Руслан и Людмила» написал: представьте, мол, мужик в лаптях, в армяке вторгся в какое-то «благородное собрание» и закричал: «Здорово, ребята!»[4], по поводу этого случая литературный критик Вадим Кожинов отметил: «Должен сказать: бывает, что самую высокую оценку дают человеку не друзья, а враги». В 1830 году, вновь отводя в «Опровержении на критики» старые обвинения в безнравственности, поэт подчеркнул, что теперь в поэме его не устраивает, наоборот, отсутствие подлинного чувства: «Никто не заметил даже, что она холодна».

В честь героини поэмы назван астероид (675) Людмила, открытый в 1908 году американским астрономом Джоэлом Меткалфом.

Очень естественно, что Пушкина называли по преимуществу творцом «Руслана и Людмилы»: позднейшие более зрелые произведения его не могли изгладить первое впечатление, произведенное им на общественное сознание. Содержание его ничтожно: это пустая сказка, ни на чем не основанная; герои не запечатлены никаким определенным характером места и времени, это какие-то воздушные призраки. Внутреннего творчества в ней нет; но есть творчество выражения; в ней слышится слово, которое вырвалось на вольный простор жизни; речения и обороты языка являются здесь во всей чистоте и силе своей (Катков, М.Н.)[5]

Leave a Reply