У лукоморья дуб зеленый 2 класс: Методическая разработка по чтению (2 класс) по теме: Урок литературного чтения во 2 классе «А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зелѐный» – Конспект по литературному чтению 2 класс «У Лукоморья дуб зеленый»
Методическая разработка по чтению (2 класс) по теме: Урок литературного чтения во 2 классе «А.С.Пушкин «У Лукоморья дуб зелѐный»
Слайд 1
Урок литературного чтения А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный» 2 класс УМК «Школа России» Нягань 2018 Подготовила: учитель начальных классов Буриева Анжела Рустамовна. Муниципальное автономное образовательное учреждение муниципального образования г. Нягань «Начальная общеобразовательная школа № 9»Слайд 2
Есть у радости подруга В виде полукруга. На лице она живёт, То куда-то вдруг уйдёт, То внезапно возвратится, Грусть-тоска её боится. Отгадайте загадку ©Буриева Анжела Рустамовна, МАОУ МО г.Нягань «НОШ №9»
Слайд 3
РНЕЛСААКД — 743856291 ЧЕРГВЕСЕИ — 783462591 НУИПШК- 425631 Разгадайте анаграмму Александр Сергеевич Пушкин ©Буриева Анжела Рустамовна, МАОУ МО г.Нягань «НОШ №9»
Слайд 4
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) ©Буриева Анжела Рустамовна, МАОУ МО г.Нягань «НОШ №9»
Слайд 5
Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской семье. ©Буриева Анжела Рустамовна, МАОУ МО г.Нягань «НОШ №9»
Слайд 6
Любовь к родному языку и чтению ему привили бабушка, Мария Александровна и няня Арина Родионовна. ©Буриева Анжела Рустамовна, МАОУ МО г.Нягань «НОШ №9»
Слайд 7
В 1811 году Пушкин поступил в Царскосельский лицей. ©Буриева Анжела Рустамовна, МАОУ МО г.Нягань «НОШ №9»
Слайд 8
27 января 1837 года состоялась дуэль А. Пушкина с Ж. Дантесом, в результате которой Александр Сергеевич был смертельно ранен. ©Буриева Анжела Рустамовна, МАОУ МО г.Нягань «НОШ №9»
Слайд 9
Сказки Александра Сергеевича Пушкина ©Буриева Анжела Рустамовна, МАОУ МО г.Нягань «НОШ №9»
Слайд 10
Эту поэму Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет. ©Буриева Анжела Рустамовна, МАОУ МО г.Нягань «НОШ №9»
Слайд 11
Вступление к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкин написал в 1824 году. «У Лукоморья дуб зеленый…» ©Буриева Анжела Рустамовна, МАОУ МО г.Нягань «НОШ №9»
Слайд 12
«У лукоморья дуб зелёный…» А. С. Пушкин ©Буриева Анжела Рустамовна, МАОУ МО г.Нягань «НОШ №9»
Слайд 13
Поэма — это большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова ©Буриева Анжела Рустамовна, МАОУ МО г.Нягань «НОШ №9»
Слайд 14
морской залив. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова Лукоморье – это ©Буриева Анжела Рустамовна, МАОУ МО г.Нягань «НОШ №9»
Слайд 15
©Буриева Анжела Рустамовна, МАОУ МО г.Нягань «НОШ №9»
Слайд 16
В темном лесу есть избушка. Стоит задом наперед. В той избушке есть старушка. Бабушка Яга живет. Нос крючком, Глаза большие, Словно угольки горят. Ух, сердитая какая! Дыбом волосы стоят. ФИЗМИНУТКА ©Буриева Анжела Рустамовна, МАОУ МО г.Нягань «НОШ №9»
Слайд 17
Учебник с. 86-87 ©Буриева Анжела Рустамовна, МАОУ МО г.Нягань «НОШ №9»
Слайд 18
в старину: воин, богатырь. морской залив. Лукоморье – На неведомых дорожках – на незнакомых дорожках. Дол – долина. Витязь – Объясните значение слов ©Буриева Анжела Рустамовна, МАОУ МО г.Нягань «НОШ №9»
Слайд 19
Объясните значение слов сохнуть, изводить себя, страдать. Чредой – чередой, по очереди. Дядька – в старину: слуга-воспитатель при мальчике в дворянской семье. Мимоходом – по пути, проходя мимо. Пленяет – берет в плен. Чахнуть – ©Буриева Анжела Рустамовна, МАОУ МО г.Нягань «НОШ №9»
Слайд 20
Разгадайте кроссворд «Лукоморье» И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними … (1) их морской; Там … (2) мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря … (4) несет богатыря; В темнице там … (3) тужит, А бурый … (5) ей верно служит… Д Я Д Ь К А О Р О Л Е В И Ч Ц А Е В Н А К О Д У Н О Л К ©Буриева Анжела Рустамовна, МАОУ МО г.Нягань «НОШ №9»
Слайд 21
Продолжите строки: Какой был прекрасный сегодня … И много в душе родилось у нас … И ум наш в порядке, и есть у нас … Теперь не страшны нам любые … Подведение итогов урок. строк. знанья. заданья.
Слайд 22
У с. 86 наиз . 12 строк. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ©Буриева Анжела Рустамовна, МАОУ МО г.Нягань «НОШ №9»
Слайд 23
Спасибо всем за урок!
Конспект по литературному чтению 2 класс «У Лукоморья дуб зеленый»
Учитель начальных классов МБОУ «Нышинская СОШ»
Власова Марина Сергеевна.
Урок литературного чтения во 2 классе (Школа России).
Тема. А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»
Цель урока:
Задачи урока:
— Развивать интеллектуальные способности учащихся, самостоятельность;
— Развивать навыки выразительного, правильного и беглого чтения;
— Воспитывать любовь к русской поэзии, чувство прекрасного.
Оборудование к уроку:
учебник «Литературное чтение. 2 класс», Л.Ф. Климанова, В.Г. Городецкий и т.д.
портрет А.С.Пушкина;
выставка книг поэта;
Картинка золотой рыбки и голубой конверт, который символизирует синее море.
Ход урока:
1.Организационный момент.
— Ребята, сегодня в нашей школе необычный день. Сегодня 19 октября мы празднуем день открытия Лицея. Где учился А.С.Пушкин.
2. Психологический настрой на работу.
Учитель:
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.
-Ребята, а что такое сказка?
-Сказка — это не просто вымышленная история. Сегодня мы попробуем раскрыть один из ее секретов. Для этого мы будем исследовать произведение А.С.Пушкина «У Лукоморья …»
Проблемная ситуация.
— А кто же поведет нас в мир сказки?
3. Сообщение темы урока.
— Сегодня на уроке мы будем говорить о Пушкине и читать его произведение. Мы будем говорить о солнце русской поэзии – так называют А.С.Пушкина, его уже нет в живых, но он остается в наших сердцах вечно, его произведения живы до сих пор.
— И отправимся мы сегодня в мир сказок, мы литературные исследователи.
— Сегодня мы постараемся открыть для себе что-то новое о А.С.Пушкине. (Портрет А.С.Пушкана)
— Посмотрите внимательно на портрет Пушкина, вглядитесь в его лицо. Пушкин родился 6 июня(26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве в старинной дворянской семье. Отца его звали Сергей Львович, мать-Надежда Осиповна.
У каждого из нас есть свое любимое произведение Пушкина. С самых ранних лет мы слышим его волшебные сказки, позже сами читаем лирические стихотворения и поэмы. Но сколько бы ни было человеку лет, в сказках мы всегда находим что-то новое для себя, сказки многому нас учат. Необычны и сказки А.С.Пушкина.
А.С.Пушкин – великий поэт и писатель. В его доме очень интересовались литературой. Отец А.С.Пушкина – Сергей Львович был поклонником французской литературы и сам иногда пописывал стихи.. Среди его знакомых было очень много писателей.
Мать – Надежда Осиповна совершенно не занималась воспитанием детей, а Александра не очень любила. В детстве он был упитанным мальчиком, чего стеснялась Надежда Осиповна и во время прогулок с Александром держалась от него на расстоянии.
Воспитанием Александра занималась няня, которая нянчила поэта с пеленок. Обладая богатой фантазией, блестящей памятью, она рассказывала мальчику сказки, пела песни, вводила в чарующий мир русского фольклора. Когда она умерла, то Пушкин тяжело переживал ее смерть. Она практически заменила ему мать.
В семье Пушкиных кроме Александра было еще двое детей – старшая сестра Ольга и младший брат Лев., которого очень любила мать.
В 1811 году открывалось новое учебное заведение, именно для дворян – Лицей в Царском Селе. Туда повёз Пушкина дядя его, довольно известный в то время писатель, Василий Львович Пушкин. В октябре того года дядя и отдал племянника на житьё-бытьё и в науку в Царскосельский Лицей.
В 1817 году Александр закончил образование в Лицее. Из стен Лицея Александр Сергеевич вышел другим человеком: он имел огромный запас сведений, навыков, знаний по русской литературе и латыни, по истории и мифологии, французской риторике и российской поэзии, математике, эстетике, немецкой риторике и других.
Когда лицейская жизнь ушла в светлые воспоминания прошлого, Пушкин, почти ежегодно 19 октября, в день открытия Лицея и вступления его в это учебное заведение, вспоминал о нём с грустным чувством умиления; и не раз обращался ко всему, что связано с Лицеем в прекрасных, звучных стихах
— Вы уже знакомы со сказками Пушкина?
— Скажите, какие сказки Пушкина вы знаете?
— На самом деле у Пушкина было 6 сказок. Но Пушкин писал не только сказки, но и стихи и рассказы.
4. Работа над новым материалом.
— Ребята, сказочное исследование продолжается. А сегодня мы познакомимся с произведением.
У Пушкина принято называть сказкой и сказочную поэму «Руслан и Людмила».
ПОЭМА — большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему (толковый словарь Ожегова)
-Кто слышал об этом произведении? О чем поэма?
-Эту поэму Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней в 1824 году.
— Кто из вас уже читал? И что вы знаете об этом произведении?
— Сегодня мы будем работать над вступлением к поэме. Вступление к поэме «Руслан и Людмила» У лукоморья дуб зеленый…
— Откройте учебник на странице 86.
Словарная работа.
— Что такое «Лукоморье»? Кто знает?
— Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря ЛУКОМОРЬЕ. Получается залив.
— Слова – златая, брег, песнь, чредой –
старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по очереди).— Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает.
— Что означает «дол»? Как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это такое? ( пространство без деревьев –долина).
— Как вы понимаете слова «видений полны»? (Много выдуманных героев).
— о заре – на заре.
— Почему воды названы ясными? ( прозрачные).
— Пленяет – берет в плен.
— Тужит – грустит, тяжело ей, туго приходится.
— Чахнет – сохнет, худеет.
-Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.
Техника чтения.
— А еще нам встретятся слова в стихотворении трудные в произношении, давайте научимся читать их правильно! Прочитайте слова по слогам, а затем целыми словами быстро без ошибок.
Учащиеся хором читают с доски трудные слова и объясняют их смысл:
У ЛУ- КО- МОРЬ-Я НЕ-ВЕ-ДО-МЫХ
НЕ-ВИ-ДАН-НЫХ ИЗ-БУШ-КА
ПРИ-ХЛЫ-НУТ ТРИД-ЦАТЬ
ПРЕ-КРАС-НЫХ МИ-МО-ХО-ДОМ
5.Физкультминутка
А сейчас мы отдохнем,
По тропиночке пойдем.
Между сосен и березок,
В Лукоморье попадем.
Мы глазами миг-миг;
Мы плечами чик-чик;
Мы руками хлоп-хлоп;
Мы ногами топ-топ;
Раз – туда, два – сюда,
А потом – вокруг себя
Надо низко поклониться,
Чтобы в сказке очутиться.
В сказке – бабушка Яга, у нее одна нога.
В сказке – смелый князь Гвидон,
Он Салтану шлет поклон.В сказке петушок сидит – во все стороны глядит.
Сказки Пушкина стоят – нас к себе позвать хотят!
6. Работа над произведением.
— Ребята, сказочное исследование продолжается, давайте – ка мы с вами отправимся в лукоморье.
— Садитесь поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте каждый себе свое лукоморье, а самое главное внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье? ( Чтение учителем отрывка наизусть)
7. Первичное восприятие текста.
— Беседа по первичному восприятию:
Понравилась ли сказка?
Что понравилось?
— Вспомните, героями, каких сказок являются персонажи и действующие лица, упомянутые А. С. Пушкиным в отрывке?
Есть ли зачин и концовка традиционные для русских сказок?
Повторное чтение в паре. Вопросы после чтения:
-Каким же поэт изобразил лукоморье?( сказочным, таинственным, загадочным, волшебным)
— Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем?
-Что особенно понравилось и почему?
Чтение цепочкой.
-Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении? ( Состоит из двух частей. Первая состоит из шести строк)
— что изобразил поэт в этой части? О чем пишет А.С.Пушкин?( Описал время и место, где и когда происходят события сказочного мира)
-нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как вы думаете?(Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание).
— Что вы можете сказать о второй части?( более объемна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса).
— Как можно понять строки:
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя…
(Объясните значение слова «мимоходом»).
— Какие сказочные герои повстречались?
Работа с иллюстрацией в учебнике.
Выразительное чтение учащимися отрывка.
-Как нужно читать это стихотворение?
Задача выразительного чтения: поставить себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно слушать.
Самостоятельная работа детей.
Чтение про себя
Работа над выразительным чтением.
Чтение вслух.
Самостоятельное чтение последних шести строк.
— Что напоминают последние строки?(концовку русских народных сказок)
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
8. Итог урока:
— С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке? (Поэма)
— Что особенно вам понравилось?
9. Рефлексия:
— Ребята, скажите мне пожалуйста, вам понравился урок?
— Чему учились на уроке?
-Что нового узнали?
А еще хочу вам предложить Записать своё желание на золотой рыбке и опустите ёё в голубой конверт, который символизирует синее море.
— Всем спасибо за урок!
Домашнее задание:
Выучить наизусть первые 12 строчек; нарисовать понравившееся чудо.
5. Первичное закрепление. (4-5 мин) Повторное чтение | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. — Каким же поэт изобразил лукоморье? Техника чтения трудных слов. Слайд 7 У Лу-ко-морь-я не-ве-до-мых Не-ви-дан-ных при-хлы-нут пре-крас-ных ми-мо-хо-дом Чтение произведения детьми Словарно-лексическая работа Слайд 8 Лукоморье — такой изгиб морского берега , когда часть моря вдается в сушу. Морской залив. На неведомых дорожках — на незнакомых дорожках. Дол — долина. Витязь — в старину: воин, богатырь. Чредой — чередой, по очереди. Дядька — в старину: слуга-воспитатель при мальчике в дворянской семье. Мимоходом — по пути, проходя мимо. Пленяет — берет в плен. Чахнуть — сохнуть, изводить себя, страдать. Повторное чтение произведения детьми -Вспомните, героями, каких сказок являются персонажи и действующие лица, упомянутые А. С. Пушкиным в отрывке? – Какие волшебные предметы называет? – Какие слова и выражения говорят о том, что сказочный мир таинственный и загадочный? — Есть ли зачин и концовка традиционные для русских сказок? Зарядка для глаз Слайд 9 | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. — Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным. Дети выбирают трудные слова для чтения. чтение произведения детьми Они объясняют значения слов, как понимают сами. Затем смотрят на монитор, где дается объяснение Дети выразительно читают пролог по частям. Ступа, избушка на курьих ножках и др. Чудеса, неведомые дорожки, невиданные звери и т. д. Да.Окончание пролога похоже на конец народной сказки. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль (4-5 мин) | Организует деятельность с применением новых знаний. – Разгадайте кроссворд «Лукоморье»: …И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними … (1) их морской; Там … (2) мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря … (4) несет богатыря; В темнице там … (3) тужит, А бурый … (5) ей верно служит… Просмотр мультфильма «У Лукоморья…» – Сегодня вы почувствовали таинственность, богатство и красоту пушкинского слова. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Коллективная работа О т в е т ы: 1. Дядька. 2. Королевич. 3. Царевна. 4. Колдун. 5. Волк. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение | 7. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (7-8 мин) | — Исследователь, в наш сказочный сундучок необходимо добавить важные сведения. Слайд 10 1.В волшебном мире часто есть водное пространство под названием (…,) Слайд 11 2.В волшебном мире растёт дерево (…,)Сл.12 3.Важные предметы непременно золотые (…)Слайд13 4. Животные, которые являются волшебными помощниками (…)Слайд14,15 5. Разгадывание шифровки-анаграммы: ЛОМЫЦОД-3217645 Слайд 16 | Работа в группах. (Море, океан, река) (Дуб, яблоня, ель…) (Рыбка, яйцо, орехи, перо, ключик, петушок…) (Рыбка, щука, волк, кот, корова, Конёк –горбунок, Сивка Бурка…) (МОЛОДЦЫ) | 7. Рефлексия деятельности (итог урока). (2-3 мин) Итог урока Домашнее задание | Организует рефлексию. Слайд 17 — Запишите своё желание на золотой рыбке и опустите ёё в голубой конверт, который символизирует синее море. С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке? — Что особенно вам понравилось? Слайд 18 — Стр 112-113Выразительное чтение — Выучить первые 12 строчек наизусть — Нарисовать понравившееся чудо. Просмотр видеоролика к песне из кинофильма «Там, на неведомых дорожках…» | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Поэма. Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |
План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему: Урок литературного чтения «А.С. Пушкин.У лукоморья дуб зелёный»
Урок
литературного чтения
по теме
«А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»
МБОУ «Красномихайловская средняя общеобразовательная школа»
Тема. А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зеленый…»
Цели урока:
- Организация условий для обобщения знаний по литературному чтению;
- Создать условия для формирования читательских умений при различных видах работы;
- А) анализ сюжета
Б) выборочное чтение
В)чтение про себя
- Развивать интеллектуальные способности учащихся, самостоятельность;
- Развивать навыки выразительного, правильного и беглого чтения;
- Воспитывать любовь к русской поэзии, чувство прекрасного.
Ход урока.
1.Организационный момент.
— Ребята, сегодня в нашей школе необычный день. У нас в гостях учителя из других школ нашего района.
Психологический настрой на работу.
Учитель:
— Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
Подарите улыбки друг другу.
— Я желаю вам успехов на уроке! Начинаем урок литературного чтения!
2. Проверка домашнего задания.
— Рассказать наизусть отрывок из стихотворения «Федорино горе».
3. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем говорить о Пушкине и читать его произведение. Мы будем говорить о солнце русской поэзии – так называют Пушкина.
— А отправимся мы сегодня в мир сказок, мы литературные исследователи.
И предстоит нам раскрыть тайны сказки.
— Мы вспомним сказки этого автора, узнаем новое о нем, постараемся ответить на трудные вопросы, будем учиться выразительно читать.
На доске слова:
«Пока в России Пушкин длится,
Метелям не задуть свечу.» (Н.Доризо.)
( Портрет Пушкина).
— Эти слова Николая Доризо стали замечательным эпиграфом к нашему уроку.
И сегодня мы начнем урок со священного ритуала – символа памяти.
Пушкина уже нет в живых, но он остается в наших сердцах вечно, его произведения живы до сих пор.
4. Повторение изученного.
Подготовительная беседа учителя о поэте.
— Посмотрите внимательно на портрет Пушкина, вглядитесь в его лицо. Пушкин родился 6 июня(26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве в старинной дворянской семье. Отца его звали Сергей Львович, мать-Надежда Осиповна.
У каждого из нас есть свое любимое произведение Пушкина. С самых ранних лет мы слышим его волшебные сказки, позже сами читаем лирические стихотворения и поэмы. Но сколько бы ни было человеку лет, в сказках мы всегда находим что-то новое для себя, сказки многому нас учат. Необычны и сказки А.С.Пушкина.
А.С.Пушкин – великий поэт и писатель. В его доме очень интересовались литературой. Отец А.С.Пушкина – Сергей Львович был поклонником французской литературы и сам иногда пописывал стихи.. Среди его знакомых было очень много писателей.
Мать – Надежда Осиповна совершенно не занималась воспитанием детей, а Александра не очень любила. В детстве он был упитанным мальчиком, чего стеснялась Надежда Осиповна и во время прогулок с Александром держалась от него на расстоянии.
Воспитанием Александра занималась няня, которая нянчила поэта с пеленок. Обладая богатой фантазией, блестящей памятью, она рассказывала мальчику сказки, пела песни, вводила в чарующий мир русского фольклора. Когда она умерла, то Пушкин тяжело переживал ее смерть. Она практически заменила ему мать.
В семье Пушкиных кроме Александра было еще двое детей – старшая сестра Ольга и младший брат Лев., которого очень любила мать.
— Сегодня мы постараемся открыть для себе что-то новое о А.С.Пушкине. Вы уже знакомы со сказками Пушкина.
— Скажите, какие сказки Пушкина вы знаете?
— на самом деле у Пушкина было 6 сказок. Но Пушкин писал не только сказки, но и стихи и рассказы.
3. Работа над новым материалом.
У. Ребята, сказочное исследование продолжается. А сегодня мы познакомимся с произведением, которое написано красивым литературным языком.
— Герои какого произведения находятся в сундуке?
-«У лукоморья дуб зеленый…»
— Кто из вас уже читал? И что вы знаете об этом произведении?
— Сегодня мы будем работать над вступлением к поэме. Вступление к поэме «Руслан и Людмила» У лукоморья дуб зеленый…
Словарная работа.
— Что такое «Лукоморье»? Кто знает?
— Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря ЛУКОМОРЬЕ. Получается залив.
— Слова – златая, брег, песнь, чредой – старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по очереди).
— Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает.
— Что означает «дол»? Как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это такое? ( пространство без деревьев –долина).
— Как вы понимаете слова «видений полны»? (Много выдуманных героев).
— о заре – на заре.
— Почему воды названы ясными? ( прозрачные).
— Пленяет – берет в плен.
— Тужит – грустит, тяжело ей, туго приходится.
— Чахнет – сохнет, худеет.
У.Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.
Техника чтения.
— А еще нам встретятся слова в стихотворении трудные в произношении, давайте научимся читать их правильно! Прочитайте слова по слогам, а затем целыми словами быстро без ошибок.
Учащиеся хором читают с доски трудные слова и объясняют их смысл:
У ЛУ- КО- МОРЬ-Я НЕ-ВЕ-ДО-МЫХ
НЕ-ВИ-ДАН-НЫХ ИЗ-БУШ-КА
ПРИ-ХЛЫ-НУТ ТРИД-ЦАТЬ
ПРЕ-КРАС-НЫХ МИ-МО-ХО-ДОМ
А) Работа над произведением.
У. Ребята, сказочное исследование продолжается, давайте – ка мы с вами отправимся в лукоморье.
— Садитесь-ка поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте каждый себе свое лукоморье, а самое главное внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье? ( Чтение учителем отрывка наизусть)
Первичное восприятие текста.
— Беседа по первичному восприятию:
- Понравилась ли сказка?
- Что понравилось?
Повторное чтение в паре. Вопросы после чтения:
-Каким же поэт изобразил лукоморье?( сказочным, таинственным, загадочным, волшебным)
— Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем?
-Что особенно понравилось и почему?
Чтение цепочкой.
-Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении? ( Состоит из двух частей. Первая состоит из шести строк)
— что изобразил поэт в этой части? О чем пишет А.С.Пушкин?( Описал время и место, где и когда происходят события сказочного мира)
-нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как выдумаете?(Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание).
— Что вы можете сказать о второй части?( более объемна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса).
— Как можно понять строки:
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя…
(Объясните значение слова «мимоходом». Нарисуйте устно эту картину).
— Какие сказочные герои повстречались?
Работа с иллюстрацией в учебнике.
Выразительное чтение учащимися отрывка.
-Как нужно читать это стихотворение?
Задача выразительного чтения: поставить себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно слушать.
Самостоятельная работа детей.
- Чтение про себя
- Работа над выразительным чтением.
Чтение вслух.
Самостоятельное чтение последних шести строк.
— Что напоминают последние строки?(концовку русских народных сказок)
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил.
Кульминационный момент.
-Прикрыли книжки.
-Кто какие строчки запомнил?
-Откройте книги. Проверьте себя, правильно ли вы воспроизвели.
ИТОГ УРОКА.
— Сегодня мы только начали наши исследования, на следующем уроке продолжим раскрывать тайны и загадки Пушкинского произведения.
— В благодарность за его творчество многие поэты посвящают ему стихи. Послушайте одно из них.
Учитель читает стихотворение наизусть:
Вы подарили нам царевну,
Что спит спокойно вечным сном.
И море синее и пену…
И рыбку золотую в нем.
И три девицы пряжу пряли…
По морю плавал царь Гвидон.
А поп с Балдою выясняли,
Кому и как менять закон…
Мы с детства знаем сказки эти,
Они нам дороги всегда.
Вы нам оставили в наследство
Любовь друзей и злость врагов,
И изумительное средство
Познанья вечного стихов.
— Ребята, скажите мне пожалуйста, вам понравился урок?
Чему учились на уроке?
-Что нового узнали?
— Всем спасибо за урок!
Материал по чтению (2 класс) по теме: План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый…» с применением презентации.
План-конспект по чтению.
Тема урока: А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…»
Цели урока: Обучающие: ознакомить детей с творчеством А.С. Пушкина, со вступлением к поэме «Руслан и Людмила», добиться понимания содержания;
Развивающие: развивать умение переводить зрительную информацию в словесную; развивать навыки выразительного и беглого чтения;
Воспитательные: воспитывать любовь к русской поэзии, расширять кругозор учащихся.
Оборудование: использование презентации «А.С.Пушкин. Сказки».
- Орг. момент.
- Речевая разминка.
— Прочитайте «Птичьим базаром»:
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входит семь богатырей,
Семь румяных усачей.
-Откуда эти строки?
-Прочитайте медленно, с ускорением, выразительно.
3. Постановка цели урока. Актуализация знаний.
А) Предварительная беседа.
-Какие сказки и стихи А.С. Пушкина вам читали дома?
-Какие вы читали самостоятельно?
Использование презентации «Сказки А.С. Пушкина».
(Дети читают отрывок из сказки. По тексту и иллюстрации отгадывают название сказки.)
1 слайд.
Портрет писателя. (Учитель рассказывает о жизни писателя. Материал прилагается.)
2 слайд.
Узнай сказку.
— Отправимся в путешествие по сказкам А.С. Пушкина.
3 слайд, 4 слайд.
-Прочитаем.
Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете чудо?»
-Как называется эта сказка? («Сказка о царе Салтане, о сыне его могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)
5слайд, 6 слайд.
-Прочитаем отрывок.
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лёжа на боку!»
-А эта сказка? («Сказка о золотом петушке».)
7слайд, 8 слайд.
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчевая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
-Вспомни название. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
9слайд, 10 слайд.
-Читаем дальше.
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
-Кто вспомнил эту сказку? («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
11слайд, 12 слайд.
«Свет наш солнышко! ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей».
-Вспомнили.
-Что ответило солнце Королевичу Елисею?
13 слайд.
Рекомендательный список по сказкам А.С. Пушкина для самостоятельного чтения.
В)Вывод. Чтение статьи (стр.84 учебника).
-Всего сказок у А.С. Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке. Ещё сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».
-Кто слышал эту сказку? О чем она? (О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу. О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об их приключениях и счастливом конце.)
4. Изучение нового материала.
-Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислушиваясь, делайте легкие пометки карандашом в тексте, если встретятся непонятные слова.
А) Чтение стихотворения учителем. (две последних строки — не читать).
-Почему я не прочитала вам последние две строки? (Это уже относится к поэме. Начинается новая мысль.)
Б) Словарная работа.
-Что такое Лукоморье? Кто знает?
-Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут берег моря – ЛУКоМОРЬЕ. Получается залив. (Учитель рисует на доске.)
-Слова «златая», «песнь», «брег», «чредой» — старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по очереди.)
Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает.
-Что означает слово «дол»? Как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это? (Пространство без деревьев – долина.)
-Как вы понимаете слова «видений полны»?
О заре- на заре.
-Почему воды названы ясными? (Прозрачные.)
Пленяет — берет в плен.
Тужит — грустит, тяжело ей, туго ей приходится.
Чахнет – сохнет.
В) Техника чтения.
-Какие слова кажутся вам трудными для чтения?
(Дети выбирают трудные для чтения слова, учитель записывает их на доске с разбивкой на слоги.)
у Лу-ко-морь-я не-ве-до-мых
не-ви-дан-ных из-буш-ка
при-хлы-нут трид-цать
пре-крас-ных ми-мо-хо-дом
Г) Выразительное чтение детьми.
Физкультминутка.
5.Закрепление изученного материала. Проверка усвоения текста.
-Я покажу вам картинки, а вы выберете из текста строки, которые к ним подходят.
(Учитель демонстрирует иллюстрации, дети находят соответствующие строки)
6. Итоги урока.
-Произведение, какого писателя читали?
-Какая сказка вам понравилась больше всего?
Домашнее задание.
Выучить наизусть законченный отрывок (или до слов «И с ними дядька их морской…», или начиная со следующей строки идо конца.)
Нарисовать иллюстрацию к одной из сказок А.С. Пушкина.
Дополнительный материал.
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837гг.)
Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве. Маленький Саша рано научился читать. Он в детстве в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи.
Бабушка и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.
Прошли годы. Александр Сергеевич стал поэтом. Он написал много стихов о свободе, о любви, о дружбе, о природе.
Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поет в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером, торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок поэт использовал при создании своих сказок.
Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.
Каждый, кто прочтет сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин.
Литературное чтение 2 класс А.С.Пушкин » У лукоморья дуб зеленый…»
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе
Тема: Русские писатели. А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»
Цели:
Познакомить учащихся со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А .С .Пушкина ,добиться понимания его содержания;
Развивать умение переводить зрительную информацию в словесную;
Совершенствовать навыки выразительного , правильного и беглого чтения, прививать любовь к русской поэзии.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина ,книги писателя, аудио запись вступления к поэме «Руслан и Людмила»; карточки (текст для речевой разминки, задания)
Ход урока
Организационный момент
Начинаем урок. Сегодня у нас много гостей, поприветствуем их. Стараемся работать дружно, активно, чтоб получить хороший результат.
Речевая разминка (на карточках у учащихся)
Пришёл Прокоп-
кипит укроп.
Ушёл Прокоп –
кипит укроп.
И при Прокопе
кипит укроп,
И без Прокопа
кипит укроп.
-Прочитайте медленно с «ворчащей» интонацией ( с удивлением, сердито ,скороговоркой ,весело)
Введение в тему урока
-Сегодня мы открываем новый раздел учебника. Прочитайте ,как он называется.
(читают учащиеся)
-Как вы считаете ,какие произведения помещены в этот раздел?(Дети высказывают свои предположения)
С.83 Прочитайте ,с чем мы познакомимся в этом разделе ,чему будем учиться ?
(на доске) –Разгадайте шифровку-анаграмму.
РНЕЛСААКД-743856291
ЧЕРГВЕСЕЙ-783462591
НУИПШК-425631 (Александр Сергеевич Пушкин)
-Какие сказки и стихи А. С. Пушкина вы читали?
Сегодня мы начинаем изучать раздел «Русские писатели» творчеством А.С. Пушкина.
Работа по теме урока
Учащиеся читают текст статьи на стр. 84
Выборочное чтение
-В каких строчках говорится о предметах из произведений А .С. Пушкина? Прочитайте их.
-Какие чувства испытывает человек ,читающий произведения этого поэта ? Запишите эти строчки.
Чтение отрывков
(Учащиеся читают на с. 85 отрывки из сказок А. С. Пушкина)
-Прочитайте отрывки, найдите их героев .Вспомните названия сказок.
+ «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане …»
Физкультминутка
Александр Сергеевич Пушкин написал сказочную поэму «Руслан и Людмила» .Она повествует о том ,как злой волшебник унёс со свадьбы Людмилу ,невесту Руслана. Руслан отправился за своей невестой .Много препятствий было у него на пути, но всё закончилось счастливо .К этой поэме А. С. Пушкин написал вступление .Сегодня мы его будем читать.(Прослушивание аудиозаписи поэмы «Руслан и Людмила»)
Словарная работа
У лукоморья-у морского залива.
Дол-то же ,что долина.
Пленяет- берёт в плен.
Тужит- грустит
Чахнет- сохнет
-Прочитайте вступление самостоятельно. Найдите в нём сказочные чудеса, о которых рассказал кот учёный. ( Дети читают ,делая пометки карандашом. Затем идёт проверка самостоятельной работы.)
Кроссворд «Любимые сказки»
- 1.Тот,кого проучил Балда.(Поп)
2.То,где висит златая цепь ,по которой ходит кот ученый.(Дуб)
3. Тот, кто предупреждал Дадона об опасности (Петушок)
4. Персонаж, который грызет непростые орешки(Белка)
5.Персонаж, у которого есть необычное зеркальце(Царица)
6. Имя дядьки, который возглавил чудесное войско(Черномор)
Если вы правильно разгадаете кроссворд, то по вертикали прочитаете фамилию того,кто сказал: «Что за прелесть эти сказки!»
Итог урока
— Какой раздел начали изучать на уроке?
-Что нового узнали, чему научились?
Домашнее задание
Выучить наизусть отрывок( или до слов « Там королевич мимоходим…»,или с этих слов и до конца).
Литературное чтение 2 класс «А.С. Пушкин. У лукоморья дуб зеленый…»
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:ИДЁМ ПО НЕВИДАННЫМ СЛЕДАМ… Литературное чтение 2 класс Подготовила:Морозова Е.Н.
2 слайд Описание слайда:Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837)
3 слайд Описание слайда:В. А. Тропинин. Портрет А. С. Пушкина.
4 слайд Описание слайда:Сказки А. С. Пушкина Сказка о царе Салтане
5 слайд Описание слайда: 6 слайд Описание слайда:ЛУКОМОРЬЕ Так в старину называли морской залив
7 слайд Описание слайда: 8 слайд Описание слайда: 9 слайд Описание слайда: 10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда: 14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда: 16 слайд Описание слайда: 17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда: 19 слайд Описание слайда: 20 слайд Описание слайда: 21 слайд Описание слайда: 22 слайд Описание слайда: 23 слайд Описание слайда: 24 слайд Описание слайда: 25 слайд Описание слайда: 26 слайд Описание слайда: 27 слайд Описание слайда: 28 слайд Описание слайда: 29 слайд Описание слайда: 30 слайд Описание слайда:Домашнее задание: выучить первые 12 строк наизусть
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-380548
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Leave a Reply