Стих про дуб пушкина: У лукоморья дуб зелёный (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») — Пушкин. Полный текст стихотворения — У лукоморья дуб зелёный (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)
Короткие стихи А.С. Пушкина
- Домашняя /
- Стихи для детей /
- Короткие стихи А.С. Пушкина
У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЕНЫЙ
(Из поэмы «Руслан и Людмила» )
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
НЯНЕ
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдалённый путь;
Тоска, предчувствия, заботы
То чудится тебе………
ПАМЯТНИК
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
ПРОРОК
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
ЗИМНЕЕ УТРО
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечер, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Я ПОМНЮ
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Я ВАС ЛЮБИЛ
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
А.С.Пушкин
- ← Предыдущая Кирилл Авдеенко
- Вы прочитали: Короткие стихи А.С. Пушкина
- → Следующая Короткие стихи С. Я. Маршака
А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый» полный анализ стихотворения
Автор Дарина Донецкая На чтение 5 мин Просмотров 2. 2к. Обновлено
Александр Сергеевич Пушкин, перу которого принадлежит произведение «У лукоморья дуб зеленый», раскрывает невероятную красоту поэтического слова, понять которое поможет полный анализ стихотворения. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал.
Содержание
- История создания
- Темы, проблемы
- Жанр, размер
- Композиция
- Образы и символы
- Основная мысль
- Средства выразительности
Данное стихотворение является прологом великой поэмы «Руслан и Людмила». В основу произведения легли старые народные сказки, которые он часто слышал, будучи ребенком, от своей няни.
«У лукоморья дуб зеленый» — вступление к поэме. Данное стихотворение смело можно назвать одним из самых известных произведений, написанных на русском языке. При его прочтении, читатель имеет возможность познакомиться с невероятными сказочными персонажами, а так же насладиться пейзажами, которые умело, рисует автор.
Названием стихотворения становится его первая строка. Понятие «лукоморье» происходит от слияния двух слов «лука» и «море». Данным понятием Александр Сергеевич пытался показать некую бухту, или залив. Есть даже предположение, что местность, описанная автором, существует на самом деле. Расположено оно в Крыму, и носит название мыс Фиолент. Там так же располагается очень старый монастырь, который достаточно часто посещал автор.
Александр Сергеевич не мог устоять перед прекрасными явлениями природы, поэтому и столетний дуб, который рос на берегу, не смог ускользнуть от его внимания. Именно это дерево натолкнуло поэта на создание великой поэмы, которая начинается так необычно.
Писать поэму поэт начинает в 1817 году, еще, когда учился в Царскосельском лицее. Окончена данная поэма была лишь через три года.
Темы, проблемыСтихотворение «У лукоморья дуб зеленый» нельзя назвать отдельным произведением, поэтому главная задача стихотворения – перенести читателя в мир сказки, познакомить со сказочными существами, которые встречаются в основной поэме. Поэтому главная задача стихотворения – это подготовить читателя к дальнейшему прочтению большого произведения.
Здесь мы можем видеть самобытность и богатство русского фольклора. Здесь все пронизывается неповторимым «Русским духом», который так старается передать читателю Александр Сергеевич. Так же автор показывает силу русского народа, их мощь, которая всегда так восхищала Пушкина. В данном произведении поэту удалось собрать всё хорошее и великое, чему с детства учат русские сказки. Ведь мы с детства воспитываемся на примерах русских богатырей, сказочных персонажей, которые отличаются неимоверной силой, мужеством, храбростью и добротой.
Жанр, размерЧто касается жанра произведения, то это поэма. Размер – любимый размер Пушкина – четырехстопный ямб. Но в первой строке используется пиррихий, что придает тексту особую плавность и размеренность. Рифмовка используется перекрестная, с чередованием мужской и женской рифмы.
КомпозицияВ анализируемом стихотворении достаточно интересное и своеобразное построение. В произведении «У лукоморья дуб зеленый» имеет двухчастную композицию. Первая часть произведения является началом и концом стихотворения, тем самым заключая вторую часть в своеобразное кольцо.
Лирический герой так же присутствует в стихотворении. Его роль исполняет сам поэт, которому «ученый кот» рассказывает сказки.
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Композиционно стихотворение построено на манер старых русских сказок. Разделяется анализируемое стихотворение на несколько частей.
Первая часть – вступительная. В ней идет речь о самом лукоморье.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
Вторая часть – основная. Здесь речь идет о мифических героях, с которыми нам предстоит встретиться.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
И заключительная часть, которая возвращает читателя обратно к лирическому герою и коту.
Образы и символыИ там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Данное произведение включает в себя огромное количество различных образов. В каждом из которых кроется определенный символ. Например, ученый кот символизирует науку и образованность; образ лешего, что свойственно русским сказкам, символизирует хозяина леса; в образе русалки раскрывается дух озера, поля и леса; невиданные звери – вымышленные существа, которые встречаются преимущественно в сказках; морской дядька и тридцать витязей прекрасных – некие герои, в обязанность которых входит охрана границ; баба Яга – так же старая знакомая, которая встречается в большом количестве русских сказок; царь Кащей – так же частый герой русских сказок, смерть которого сосредоточена в игле.
Основными героями анализируемого стихотворения являются ученый кот, который рассказывает сказки нашему лирическому герою, который с удовольствием их слушает.
Основная мысльОсновной идеей произведения является то, чтобы подготовить читателя к удивительному миру сказок, настроить на необходимый лад. Как таковой смысловой нагрузки данный отрывок не несет, поскольку является лишь вводной частью большого произведения. Но это не значит, что его роль так же незначительна. Напротив. Данное произведение с детства любимо всеми детьми, изучается в школе.
Большинство взрослых по сей день помнят наизусть эти бессмертные строки, которые прошли с ними на протяжении всей жизни. Потому что данное произведение интересно для прочтения не только детям, но и старшему поколению. Ведь так порой хочется отвлечься от повседневных проблем и перенестись в прекрасный мир сказок. А уж это Александру Сергеевичу удалось в полном объеме.
Средства выразительностиГлавная задача Александра Сергеевича Пушкина в данном стихотворении заключается в том, что перенести читателя в сказочный мир и познакомить с его обитателями. Здесь автор использует большое количество глаголов, с помощью которых придает динамичность стихотворению.
Так же здесь мы видим большое количество эпитетов, которые помогают придать сказочности лукоморью, а так же передают свойства и цвета.
Так же в произведении можно встретить метафоры, олицетворения, эллипсы, анафоры. Благодаря всей совокупности данных средств выразительности стихотворение и приобретает волшебный, сказочный характер, погружая читателя в состояние сказки.
Лишение студентов возможности изучать классические произведения литературы ведет к культуре посредственности (Гостевая точка зрения)
«Восстань, о пророк, смотри и слушай,
исполнись Моей воли,
иди вперед над сушей и морем,
и зажги сердца людей своим Словом».
-Александр Пушкин, «Пророк» (1828)
В июне исполняется 220 лет со дня рождения Пушкина, отца современной русской литературы и гения начала 19 века. Романтическая поэзия, художественная литература и драма ХХ века. Отражая его глубокую духовную глубину, его универсальные стихи захватывают неуловимую русскую душу.
Все величайшие русские писатели, среди самых могущественных в западном каноне — Тургенев, Достоевский, Толстой, Чехов, Набоков и Солженицын — признают Пушкина своим Шекспиром. Мы тоже должны.
К шедеврам Пушкина относятся эпические сказки типа Руслан и Людмила (1820), поэмы «Ода воле» (1817) и «Медный всадник» (1837), роман в стихах Евгений Онегин (1833), и пьеса Борис Годунов (1831). Его литературные произведения были переложены в оперы знаменитыми русскими композиторами Глинкой, Мусоргским и Чайковским.
Американцам безжалостные режимы самодержавных царей, коммунистических лагерей и путинского бандитизма всегда казались холодными, скрытными и угрожающими. Парадоксально, но русская литература, математика, опера и балет, вдохновленные страданием от деспотизма, демонстрируют неувядающую любовь к совершенству и красоте.
На протяжении веков российские школьники декламировали изящные сказки Пушкина и читали Евгения Онегина . Так поэт стал национальным героем «Страны жар-птицы».
Руслан и Людмила , история воина-рыцаря, ищущего свою принцессу-невесту, похищенную злым волшебником, начинается:
Дуб, зеленеющий у океана;
Золотая цепь обмотана:
Где ученый кот в движении
И днем, и ночью будет ходить;
Идя направо, он поет песенку;
Пройдя налево, он рассказывает сказку.
Чтение вневременной народной поэзии, вероятно, кажется старомодным нам, ориентированным на будущее американцам, которые гордятся практическим, «реальным» применением идей.
Но утомительная приверженность американского государственного образования пустым, неэффективным учебным причудам в сочетании с голливудским бездушным карикатуризмом привела к десятилетиям застойных оценок по чтению в K-12 и обрекает слишком многих студентов на культурное рабство.
Прадед Александра Пушкина, Абрам Петрович Ганнибал — черный раб, в детстве похищенный из Африки, — стал слугой русского царя Петра Великого, а затем усыновил крестника. Ганнибал стал опытным инженером 18-го века, генералом и дворянином. Он является героем « Мавра Петра Великого » (1837 г.), незаконченного романа, который Пушкин писал перед смертью.
Собственная мимолетная, но страстная жизнь Пушкина, наполненная придворными интригами, либеральными революционерами, цензурой и ссылкой, красивыми женщинами и 29дуэли, сам был достоин русского романа. Возможно, поэтому в его поэзии воплощен дух его цивилизации.
Нашему обществу и образовательным учреждениям необходимо серьезно задуматься о том, что представляет собой культура и образование молодежи. Поскольку классика западной литературы в значительной степени исключена из школьной программы, наши дети остаются с неглубокой смесью графических романов, поп-культуры, смартфонов и видеоигр. Чтение Толстого Война и мир может быть слишком многого, но молодые умы просто не могут поддерживаться модными банальностями.
«[Пушкин] мощно помогает нам в нашем темном пути новым путеводным светом, — сказал Федор Достоевский в июне 1880 года. — В этом он был провидцем, в этом пророком».
Евгений Онегин — самое влиятельное произведение Пушкина, рассказ о талантливом молодом аристократе, чья скука проистекает из его эгоистичного и беззаботного образа жизни. В конце концов, этот «лишний человек» убивает на дуэли своего друга-поэта. Роман мрачно предвещает безвременную смерть Пушкина в зимней перестрелке, защищая честь кокетливой жены.
Июньская дата рождения Пушкина объявлена Днем русского языка. К сожалению, его очаровательные сказки и гениальные стихи далеки от жизни американских детей. Мы не можем сослать в Сибирь чиновников от образования и укоренившихся особых интересов, которые препятствуют интеллектуальному содержанию наших государственных школ, но можем ли мы изменить курс?
«Лучше видеть тысячу снов, которых никогда не было, — советовал Пушкин, — чем вообще никогда не видеть».
Если образование K-12 снова сможет служить культурно возрождающей силой в жизни американских студентов, то все наше общество выиграет от пророческой литературной мудрости великих поэтов, таких как Александр Пушкин.
Джейми Гасс — директор Центра школьной реформы Института пионеров, бостонского аналитического центра.
Если вы приобретете продукт или зарегистрируете учетную запись по одной из ссылок на нашем сайте, мы можем получить компенсацию.
Другие стихи Александра Пушкина
Другие стихи Александра Пушкинасм. также — «Любимые стихи Пушкина»
И Биография Александра Пушкина
- Я пережил все желания,
- Эпиграмма на А. А. Давыдову*
- Маленькая птичка
- «Вышел сеятель сеять семена свои…»
- На графа Воронцова
- К морю
- Розочка, нет, я не ссорюсь
- Лиза боится любить.
- Ты из тех, кто всегда проигрывает,
- О Муза сатиры, дышащая огнем!
- Признание
- Под голубым небом родной земли
- Императору Николаю I
- Зимняя дорога
- Пророк
- Арион
- Доу, эсквайр *
- Бродя по шумным улицам,
- Я любил тебя; и, возможно, я все еще люблю тебя,
- Мой румяный критик, мой пузатый насмешник,
- В альбоме красавицы
- Я думал ты забыл, сердце,
- Exegi Monumentum
1821
Я пережил все желания,
Мы с мечтами разошлись;
Одна моя скорбь осталась целой,
Остатки пустого сердца.
Бури безжалостного устроения
Онемели мою цветочную гирлянду-
Я живу в одиноком запустении
И интересно, когда придет мой конец.
Таким образом, на голой ветке дерева, взорванной
Свистящим холодом запоздалой зимы,
Один лист, который пережил
Его время еще будет дрожать.
хх
Наверх
1822
Был у Аглаи по влечению
Вороньих завитков и боевой стойки,
Один за свои деньги (без возражений),
Третий, потому что он >из Франции,
Клеон* по уму,
Damis* для нежных песен в изобилии;
К, моя Аглая, скажи, что угодно
Вы были для собственного мужа?
Наверх
хх
1823
Маленькая птичка
В чужих землях преданно цепляясь
К исконным обрядам русской земли,
Я выпустил птицу в плен
Встречать возрождение лучезарной весны.
На душе стало легче тогда: зачем бормотать
Против божьего промысла и гнева,
Когда я был свободен, чтобы трепетать
Но один бедный пленник из своей клетки!
хх
Наверх
«Вышел сеятель сеять семена свои…»
Как сеятель свободы в пустоши
Из рук безупречных и наказанных
В канавки тюрьмы
Бросив жизненное семя, я бродил—
Но было время и труды растрачены,
Благотворительные проекты потрачены впустую. ..
Пасись, пасись, народ покорный!
Ты не проснешься по зову чести.
Зачем предлагать стадам освобождение?
Для них ножницы или скотобойня,
Их наследие каждого поколения
Ярмо с бубенцами и желчью.
ххх
Наверх
О графе Воронцове
Половина милорд, половина в обмен,
Наполовину мудрец, наполовину болван,
Пол-мошенник, но здесь на этот раз
Есть все основания надеяться, что он справится.
ххх
Наверх
К морю
Прощай, распряжённый Океан!
Ты больше не будешь бросаться на меня
Твоя лазурь набухает в бесконечном движении
Или сиять в безмятежном величии.
Сломанные слова товарища при уходе,
Его град разлуки у дверей:
Твое пение соблазнения, пение скорби
Больше не будет шептать мне в уши.
О родина избранная моим духом!
Как часто в ваших банках на свободе
Я бродил немой и смутно размышляя,
Таит в себе священный, тревожный заряд!
Как бы я хотел твое глубокое звучание,
Приглушенный голос первобытной бездны,
Как в твоём вечернем покое радуйся,
И в твоем внезапном безрассудном прыжке!
Низкие брезентовые шлепанцы рыбака,
Твоей капризной милостью укрылся,
Неустрашимый в твоих губах:
И все же твои титанические возни запутались
И затонули толпы мачтовых кораблей.
Увы, судьба помешала мне взвесить
Мой якорь у грязного берега,
Ликуя, исследуя свое царство,
И твоими дрейфующими хребтами, лежащими
Мой поэтический курс навсегда.
Ты ждал, звал… Я был в кандалах,
И напрасно восстала душа моя,
Успокоился в этих неотесанных окрестностях
Всепоглощающим заклинанием страсти.
Но к чему эта печаль? К какой стойкости
Расправятся ли теперь мои беззаботные паруса?
К одной-единственной цели во всем твоем просторе
Мой дух с радостью бы помчался.
Одинокая скала, гробница славы…
Там леденящий сон опустился
Призрак самой гордой истории человечества:
Там Наполеон вздохнул в последний раз.
Там покой он променял на страдания;
И несутся бурей за ним ручьи
Другой* царственный дух замучен,
Еще один регент нашей мечты.
Он ушел, и ушел на Свободу в трауре,
Его лавры Вечности.
Восстань, рев грозным предостережением:
Он был твоим истинным бардом, о Море!
Его душу преследовал твой дух,
По твоему образу он был создан:
Как ты огромный, глубокий, неустрашимый,
Как и ты, ночной дикий.
Лишенный мира… где твоей силой,
О, Море, не могли бы вы сейчас нести меня?
Жизнь предлагает везде одно приданое:
При любом отблеске блаженства
Просвещение или тирания.
Прощай, Море! Отныне в изумлении
Я преклонюсь перед твоей царственной милостью;
Долго будет твой глухой сумеречный гром
Отразиться в моем ухе.
В леса и безмолвные глуши
Могу ли я перевести ваши мощные заклинания,
Твои скалы, твои бухты, твои сияющие локоны,
Твои тени и твои ропотные волны.
Наверх
1824
Роза-дева, нет, я не ссорюсь
С этими милыми цепочками не унижают;
Соловей, увитый лавром,
Пернатая королева лесных певцов,
Разве она не та же сладкая участь,
Возле жилища красоты гордой розы,
И ее нежные гимны волнуют
Сумерки сладострастной ночи.
хх
Наверх
Лиза боится любить.
А может это просто ее мода?
Что, если Диана не выше
Скрывать свою любовь к страсти?
Опущенные веки, могут ли они вообще
Скрывать хитрые взгляды, затаив лукавый
Сбор нас, робкий поиск
Кто из нас может помочь ей упасть?
хх
Наверх
1825
Ты всегда проигрываешь,
Блисс и вы все в разногласиях:
Ты слишком мил, когда шанс отказывает
И слишком умный, когда кивает.
хх
Наверх
О муза сатиры, дышащая огнем!
О, приди и услышь мой срочный призыв!
Мне не нужна гремящая лира,
Подай мне бич Ювенала!
Не пешие имитаторы,
Не скупые переводчики,
Ни рифмы беззвучные, бедные ягнята,
Гноится от моих эпиграмм!
Мир поэту, увядшему от голода,
Мир сплетникам из журналов.
Мир каждому безобидному дураку!
А что до вас, мои негодяи крутые,
Вперед! Я обязательно зацеплю одну,
Крюкни всех мразей колючей ручкой,
И если случайно я пропущу один,
Напомните мне, господа!
Ах, рожи с землистым наветом ужасным,
Ах, лоб за медным лбом,
Все из-за моей мстительной руки
Неистребимое клеймо!
ххх
Наверх
1826
Исповедь
Я люблю тебя, хоть я и злюсь на это,
Хоть позор и тяжкий труд напрасны,
И к моей глупости высмеял себя
Здесь, у твоих ног, я признаюсь!
Не подобает моим годам, моему положению,
Здравый смысл давно назрел!
И все же, судя по всему,
Чума любви снова поразила меня:
Тебя не видно. .. Я зеваю;
Ты здесь — мне грустно и грустно,
И еле сдерживаюсь от владения,
Дорогой эльф, как ты мне дорог!
Почему, когда твоя бесхитростная девичья болтовня
Сугробы >из соседнего дома, твоя воздушная поступь,
Твое шуршащее платье, мои чувства рассеиваются
И совсем голову теряю.
Ты улыбаешься — Я краснею от восторга;
Ты отворачиваешься — Я погрузился в мрак;
Ваша бледная рука — компенсация
Целый день воображаемой гибели.
Когда к кадру с бесхитростным движением
Ты наклоняешься крестиком, вся преданность,
Твои глаза и локоны распущены,
Мое сердце замирает в немом волнении
Радуюсь тебе как дитя!
Смею признаться тебе в своих вздохах,
Как ревниво я раздражаюсь и сопротивляюсь
Когда вы отправляетесь в путь, временами бросая вызов
Плохая погода, длительная прогулка?
И тогда твой одинокий плач,
Эти двое шепчутся вне поля зрения,
Твоя карета в Опочку курсирует,
И пианино поздно ночью. ..
Алин! Я прошу, но чтобы меня пожалели,
Я не смею молить о любви;
Любовь, за совершенные мной грехи,
Возможно, я недостоин.
Но притворись! Твой взгляд, дорогой эльф,
Подходит для колдовства, поверьте мне!
Ах, меня легко обмануть!. . .
Я сам хочу быть обманутым!
ххх
Наверх
Под голубым небом родной земли
Она томилась и начала увядать. . .
До тех пор, пока не пролетел без звука
Надо мной ее юная тень;
Но между нами пролегает непреодолимая черта.
Напрасно я пытался пробудить свои чувства.
Губы, принесшие весть, сделаны из камня,
И я слушал, как камень, непоколебимый.
Так это та, за кого когда-то горела моя душа
В напряженном и шквальном огне,
Одержимый, измученный, сведенный с ума
Нежностью и желанием!
Где мучения? Где любовь? Увы!
Для невозвратных дней’
Сладкая память и для бедных доверчивых
Шейд, я не нахожу ни плача, ни слез.
ххх
Наверх
Императору Николаю I
Его сделали императором, и тут же
Проявил свое чутье и драйв:
Отправлено в Сибирь сто двадцать человек
И повесил пятерых.
хх
Наверх
Зимняя дорога
Сквозь мрак луна виляет,
Призрак-концертмейстер ночи,
На унылых полянах
Проливной меланхолический свет.
Бежит тройка со своей тоскливой
Бесцветный звенящий бубенчик на
Над унылым снегом я устал,
Голодный, промёрзший до костей.
Кучер в домашней одежде
Пение, когда мы мчимся;
Теперь урывок скорбной страсти,
Теперь матерная застольная песня.
Не светит свет, не одинокий
Темная каюта. . . Снег и тишина. . .
Поток только мимо тройки
Вехи, полосатые и пестрые, спешка.
Мрачный, тоскливый. . . Но возвращаясь
Домой! А завтра через
Приятные потрескивания горящего
Сосновые бревна, я буду смотреть на вас:
Мечтай и смотри, Нина,
Один полный круг часов;
Полночь не встанет между нами,
Когда мы осторожно поворачиваем замок
О наших абонентах. . . Может быть, дремлет,
Ямщик поблек, сбился с мелодии;
Бесцветный, унылый, едет бубенчик;
Нина, тучи закрывают луну.
ххх
Наверх
Пророк
Иссохший от жажды духа, я пересек
Бескрайняя пустыня, погруженная во мрак,
И пришел шестикрылый серафим
Там, где сошлись пути, и я заблудился.
Пальцы легкие, как мечта, которую он положил
На моих веках; я широко открыл
Мой орлиный взор и огляделся.
Он приложил пальцы к моим ушам
И наполнились ревом:
Я услышал музыку сфер,
Полет ангелов по небу,
Звери, что ползали под морем,
Пьянящий порыв виноградной лозы;
И, как любовник меня целует,
Он вырвал этот мой язык
Владеет ложью и тщеславием;
Он разорвал мои обморочные губы
И с правой рукой в крови,
Он вооружил меня змеиным дротиком;
Своим светлым мечом он рассек мне грудь;
Мое сердце подскочило к нему скачком;
Пылающий багровый уголь, который он нажал
В полость раны.
Там в пустыне я лежал мертвый,
И воззвал ко мне Бог и сказал:
‘Восстань, пророк, встань, и услышь, и увидишь,
И пусть мои дела будут видны и услышаны
Всем, кто отворачивается от меня,
И сожгу их огненным словом моим.
1827
Наверх
Арион
Мы плыли многочисленной компанией.
Некоторые из нас быстро натянули брезент,
Остальные могучим веслом били
Рассол; в то время как, спокойный на дремлющем море,
Наш умелый рулевой сжал руль
Чтобы направлять тягу судна,
И я, в беззаботной доверчивости,
Я им пел… Внезапный порыв
Пронесло и заставило глубоко содрогаться,
И команда, и рулевой, все погибли!—
Я только, тайный певец, подкинул
На берегу моря в муках,
Я по-прежнему пою свои гимны,
И у валуна на берегу
Высушить на солнце промокшую одежду.
хх
Наверх
Доу, эсквайр*
Мой мавританский профиль, чтобы выявить?
Ваше искусство поможет ему выжить,
Но Мефистофель зашипит.
Нарисуйте лицо мисс Олениной. Служить
Долг его пылающего вдохновения,
Гений должен тратить свое воодушевление
Дань уважения молодости и красоте.
хх
Наверх
1829
Входя в переполненную церковь,
Сидя среди диких юношей,
Я потерялся в своих мыслях.
Я говорю себе: годы пролетят,
И сколько бы здесь ни было, мы все будем
Спуститесь под вечные своды.
Чей-то час уже близок.
Глядя на одинокий дуб,
Я думаю: этот патриарх
переживу свой забытый век
Как пережил век моих отцов.
Когда я ласкаю дорогое дитя,
Я уже думаю: до свидания!
Я уступаю тебе свое место: пора
Чтобы я истлел, а ты расцвел.
Я прощаюсь с каждым днём,
Пытаюсь угадать
Кто из них будет
Годовщина моей смерти.
И как и где мне умереть?
Борьба, путешествия, волны?
Или будет соседняя долина
Получи мою холодную пыль?
И хотя все равно
Бесчувственному телу,
Я хотел бы отдохнуть
Ближе к любимым местам.
И у входа в могилу
Пусть жизнь юная играет,
И красота равнодушной природы
Никогда не переставай сиять.
ххх
Наверх
Я любил тебя; и, возможно, я люблю тебя до сих пор,
Пламя, быть может, не погасло; пока что
Так тихо горит в душе моей,
Это больше не должно тебя огорчать.
Безмолвно и безнадежно я любил тебя,
Иногда слишком ревнив, а иногда слишком застенчив.
Дай Бог тебе найти другого, кто полюбит тебя
Так же нежно и правдиво, как я.
ххх
Наверх
1830
Всегда готовый ругать мою заброшенную музу,
Иди сюда и посиди рядом со мной немного,
Посмотрим, сможем ли мы найти немного удовольствия. . .
Посмотри перед собой: несколько убогих лачуг,
Впереди чернозем, наклонная равнина,
И над всем густая полоса серых облаков.
Где светлые нивы, леса, ручейки?
У низкого забора в нашем дворе
Два хилых деревца чаруют взгляд.
Всего два. И один из них был раздет догола
К осеннему дождю и чужой листве, намокшей
И желтый, свалится в лужу с первым порывом.
Вот и все. Даже собака не рыскает по дороге.
О, вот идет мужик, а за ним две бабы:
С непокрытой головой, под мышкой детский гроб;
Издалека он кричит ленивому сыну священника
Позвонить отцу и открыть церковь.
«Поторопись! У нас нет целого дня!»
ххх
Наверх
1832
В альбоме красавицы
Вся гармония, вся чудесная справедливость,
В стороне от страстей и мира,
Она отдыхает в спокойном бессознательном состоянии
В ее триумфальной красоте свернулась.
Когда вокруг нее все взоры устремлены,
Ни друзей, ни соперников не найти,
Бледный круг других наших красавиц
Полностью погас ее блеск.
И ты был связан не знаю куда,
Будь то объятия любви,
Или какое видение выбора вы можете иметь
В самой сокровенной комнате сердца спрятано,—
Но, встретив ее, ты затянешь,
Пораженный смущением в середине движения,
И пауза в почтительной преданности
У святилища красоты помолиться.
ххх
Наверх
1835
Я думал ты забыл, сердце,
Ваша способность терпеть боль.
Этот легкий подарок придет, я думал,
Больше нет! Больше нет!
Прошли восторги и печали
И сны ты полуверил. . .
Но теперь я знаю, пока жива красота
так долго будет жить моя сила скорбеть.
ххх
Наверх
1836
Exegi Monumentum
Я себе памятник поставил
Нерукотворный; след его, хотя и проторенный
Народом не зарастет,
И стоит выше Александровской колонны.
Я не умру полностью. В моей священной лире
Моя душа переживет мой прах и избежит тления—
И я буду славен до тех пор, пока внизу
На Луне одинокий поэт остался жив.
Меня зашумят за границей по всей великой России,
Ее бесчисленные языки будут говорить мое имя:
Язык гордого внука славян, финна, и ныне
Дикие тунгусы и калмыки, друзья степей.
Leave a Reply