Разное

Старик годовик почему загадка называется сказкой: Отзыв о сказке В.И.Даля «Старик годовик» – В.И. Даль. Старик-годовик | Умники и умницы

Отзыв о сказке В.И.Даля «Старик годовик»

Отзыв о сказке В.И.Даля «Старик годовик»У Владимира Ивановича Даля есть необычная сказка, сюжет которой основан на загадке. Главный герой этой сказки – старик, которого автор называет «годовик». В сказке старик годовик выходит и взмахивает рукой. Делает он так четыре раза. С каждым взмахом из его рукава вылетают три необычных птицы. Чем же они необычны?

Необычность состоит в том, что каждая вылетевшая тройка птиц меняет погоду в окружающем мире. Первая тройка приносит холода и морозную погоду. Вторая тройка птиц своим появлением заставляет снег таять, а цветы – распускаться. Третья тройка птиц приносит жару и зной. А четвертая тройка несет на своих крыльях холод, дожди и туманы.

Крылья у птиц тоже необычные. У каждой птицы не по два крыла, а по четыре. Каждое крыло состоит из семи перьев. У каждого пера есть свое имя. С одной стороны перо белое, а с другой черное. Когда необычные птицы машут крыльями, становится то светло, то темно.

В конце сказки автор задает вопросы читателю, спрашивая, что за птиц выпускает старик годовик, почему у них по четыре крыла, что означают семь перьев в каждом крыле и почему перья у птиц черно-белые.

Автор в самой сказке дает подсказки к загадке. Описывая, как при появлении каждой тройки птиц меняется погода, он намекает читателю на смену времен года. А каждое время года включает в себя три месяца. Значит, птицы, которых выпускает старик годовик – это календарные месяцы , по три на каждое время года. В каждом месяце содержится примерно четыре недели и у птиц по четыре крыла. А в каждой неделе семь дней – ровно столько, сколько перьев на каждом крыле у птиц. И каждый день недели имеет свое название. А перья черно-белые потому, что сутки состоят из дня и ночи. Махнет птица крылом раз – наступает ночь, второй взмах крыльев приносит день. Вот так, в форме занимательной сказки-загадки В.И.Даль рассказывает читателям о смене времен года, о месяцах, о днях недели и чередовании дня и ночи.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Старик годовик» состоит в том, чтобы в интересной и привлекательной для детей форме познакомить их с понятием «времена года», объяснить, что такое месяц, неделя, день и ночь. Загадки очень нравятся всем и, разгадывая ту загадку, которую автор заложил в сказке, дети лучше усвоят новые для них знания об окружающем мире.

Сказка «Старик годовик» учит внимательно наблюдать за природными явлениями и подмечать закономерности, свойственные окружающему миру.

Какие пословицы подходят к сказке «Старик годовик»?

Весна да осень – на дню погод восемь.
Лето – страдная пора.
Зима не лето, в шубу одета.

Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В. Даль «Старик – годовик».

Тема: Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка.

В. Даль «Старик – годовик».

Цель деятельности учителя:

— дать представление о временных понятиях (год, сезон, месяц, неделя, сутки, закрепить знания, полученные на уроках,

— развивать логическое мышление, память, речь,

— воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение друг к другу, ответственное отношение к выполнению задания.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие детей. Подготовка к работе на уроке.

  1. Сообщение темы урока.

Сказка, которую мы будем сегодня читать, это- «Старик – годовик».

И это непростая сказка, это — сказка- загадка. Чтобы разгадать все загадки, вам нужно будет выполнить задания старика- годовика.

  1. Изучение нового материала.

1.Загадки. Какие бывают загадки.

– Самый интересный и, пожалуй, самый многообразный и многочисленный жанр устного народного творчества – это загадка. Как бы вы объяснили, что такое загадка?

– В русском устном народном творчестве есть загадки на все случаи жизни: о животных и  явлениях природы, о растениях и инструментах, описание предметов или явлений, о школе и о многом другом.

Стоит городок.
    Сколько сереньких домков,
    Столько беленьких жильцов. 
                               (подсолнух) 
  

  Два братца
   В воду глядятся,
     Век не сойдутся. 
                               (берега) 


    Не море, не земля,
   Корабли не плавают,
   И ходить нельзя. 

                             (болото) 

2.Загадка-сказка «Старик-годовик».

— Сегодня на уроке мы познакомимся с одной очень интересной сказкой, её автор — Владимир Иванович Даль. (показ портрета).

— Владимир Иванович жил 200 лет назад. Он очень любил «живой русский язык», т. е. тот язык, на котором мы разговариваем повседневно. Интересное слово, услышанное им впервые, он записывал в свой блокнот с подробным объяснением значения этого слова. Кроме слов, он собирал пословицы, поговорки, сказки и загадки. Когда накопилось очень много таких сокровищ – Владимир Иванович поместил их в книгу — «Толковый словарь русского языка» (показ, без которого мы и сегодня не можем обойтись. Этот словарь поможет нам узнать значение слова и правильно употреблять его в нашей речи.

Чтение сказки учителем.

— Внимательно послушайте сказку и приготовьтесь разгадывать загадки.

Владимир Иванович Даль. «Старик – годовик»

— Как мы видим, птицы вылетают тройками. Что это значит? (Это времена года, в каждом по 3 месяца)

— Давайте вместе назовем времена года. (Хором дети называют времена года)

— Следующую загадку, которую мы должны отгадать – это узнать как зовут каждую птицу.

— Молодцы, вы успешно справились со второй загадкой. Что же это за птицы? (птицы-месяцы). Давайте хором назовем их имена.

В КАЖДОМ МЕСЯЦЕ ПО 4 НЕДЕЛИ- 4 крыла.

— Почему на каждом крыле по семь перьев? (в каждой недели 7 дней)

— А как же зовут этих семерых братьев?

(Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)

— Почему перья на крыльях наполовину черные, наполовину белые? (День светлый – белый цвет пера на крыле)

— Ночь темная — черный цвет пера на крыле.

— Вот и разгадана еще одна загадка старика- годовика. Молодцы

— Ребята, а кто же такой сам старик- годовик?

— Правильно. Загадочный старик- годовик и есть — год.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

— Вот и разгадали мы с вами всю сказку.

— Скажите мне, понравилось ли вам занятие?

— Что нового вы узнали?

— Давайте все вместе нарисуем картину вашего настроения после занятия.

Домашнее задание:

Читать загадку-сказку «Старик-годовик», найти загадки о природе, животных, явлениях природы.

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: НОД «Чтение сказки – загадки В.И. Даля «Старик — годовик»»

Конспект НОД

Образовательная область «Речевое  развитие»

Тема: «Чтение сказки – загадки В.И. Даля «Старик — годовик»»

в подготовительной группе

МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи

Воспитатель: Антонова Е.Ф.

Дата проведения:  2016г.

1.Непосредственно образовательная деятельность. 

Воспитатель: Антонова Е.Ф.

2.Возрастная группа: подготовительная.

3.Образовательная область «Речевое развитие».

4. Тема: «Чтение сказки – загадки В.И. Даля «Старик — годовик»».

5.Тип деятельности: тематическое, творческое.

6.Используемые методы и технологии обучения: интегрированные, проблемные, дифференцированные, личностно – ориентированные.

7.Форма организации обучения: фронтальная (коллективная работа), подгрупповая (работа малыми подгруппами), индивидуальная.

8.Форма обучения на занятии: игра.

9.Интеграция образовательных областей:

 «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательные: 

— продолжить учить понимать жанровые особенности сказки,  учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения;

— уточнять знания детей о временах года;

— обогащать и активизировать словарь детей.

Развивающие:

— развивать монологическую и диалогическую речь детей;

— развивать умение отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ.

Воспитательные:

— воспитывать желание детей слушать произведение;

— воспитывать чувство уважения друг к другу;

— воспитывать желание познавать новое.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная,  двигательная,  музыкальная, познавательная.

Методы: наглядные (просмотр презентации), словесные (вопросы проблемного характера, краткая беседа, обсуждение), практические (сотворчество, самостоятельный выбор).

Словарная работа: «тройка», «знойно», «душно», «жать рожь».

Средства обучения для воспитателя: мультимедийное оборудование, презентация «Времена года», 4 мольберта, аудиозаписи звуков природы, 4 корзинки, снежинки, цветы, листочки зеленые и желто-красные, конфеты для детей.

Средства обучения для детей: картинки признаков времен года, «Времена года» (4 макета).

Предшествующая работа: загадки про времена года, чтение рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания», беседы по временам года: зима, весна, лето, осень, знакомство с временем, работа в уголке природы по временам года, месяцам, выставка «В. Даль», разучивание физминутки «Весна».

Проблема:   «Почему произведение В.И. Даля «Старик — годовик» и сказка и загадка?».

Предполагаемые результаты:

 — обогатится словарный запас и расширится кругозор;

— сформируются навыки диалогичной речи;

— возникнет желание познакомиться с другими произведениями В.И. Даля;

— закреплены знания о временах года.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу.

В: Здравствуйте, ребята! Помогите мне отгадать загадку. (слайд 1)

В:На одном боку цветы расцветают,

На другом  — листы опадают,

На третьем – плоды созревают,

На четвёртом  — сучья подсыхают.

Д: времена года

В: Посмотрите в окошко.

Какое время года наступило?

Д: весна

В:А что на это указывает? Какие признаки весны вы знаете?

Д: тает снег, ярче греет солнышко, капель, деревья набивают почки и т.д

В: Сколько всего времён года? Назовите их.

Д: зима, весна, лето, осень.

В: Молодцы, ребята, давайте пока присядем на стульчики.

Появляются под звуки природы по очереди времена года (лето, осень, зима, весна) и загадывают загадки(дети в костюмах времен года с корзинками)

Лето: (слайд 2,3)

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«КУПАЙТЕСЬ»-приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я … (лето)

Осень: (слайд 4,5)

Утром мы во двор идём-

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…  (осень).

Зима: (слайд 6,7)

Дел у меня немало-

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня… (зима).

Весна: (слайд 8,9)

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня … (весна).

Времена года выстраиваются друг за другом.

В: Времена года, а вы хотите послушать, что же ребята о вас знают? Ну тогда, оставайтесь с нами.

В:Ребята, теперь я прочту вам сказку-загадку, написанную Владимиром   Ивановичем Далем более 100 лет назад. Даль очень любил и уважал русскиё язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых. (слайд 10)

Чтение сказки- загадки В.И. Даля «Старик  — годовик» (слайд 11-16)

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.

В: Ребята,  кто знает , что означает слово «знойно» -означает  «горячо», «душно» — спёртый для дыхания воздух, насыщенный испарениями, трудный для дыхания.

Мужики стали жать рожь.

В: Что означает выражение «жать рожь»  означает срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами.

Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно.
 В: Ребята, но на этом сказка-загадка не заканчивается, Владимир Иванович Даль приготовил  нам вопросы, на которые мы сейчас с вами ответим. Вы  готовы ответить на вопросы?
В:Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? (дети отвечают полным, развернутым ответом)                                     (слайд 17)

Д: из рукава старика годовика вылетели месяцы 

Зима: А назовите  мои зимние месяцы.

Д: зимние месяцы — декабрь, январь, февраль

Весна: А мои месяцы вы знаете?

Д: весенние месяцы —  март, апрель, май.

Лето: А порадуйте теперь лето своими ответами, назовите моих месяцев- помощников.

Д: летние месяцы- июнь, июль, август.

Осень: Ой, ребята, неужели вы и мои месяцы знаете?

Д: осенние месяцы — сентябрь, октябрь, ноябрь.

В: Ребята, а сколько же в году месяцев?

Д: В году 12 месяцев.

В: А ты как думаешь?

(дети повторяют ответ)
В: Следующий вопрос. Какие это четыре крыла у каждой птицы?

Д: недели.
В: Ребята, а какие семь перьев в каждом крыле?

Д: Это дни недели.

В: Ребята, а назовите дни недели.

Д: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
В: Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная?

Д: Это день и ночь.

В: Молодцы, вы ответили правильно на все вопросы Владимира Ивановича Даля.  

В: Ребята, так кто же такой Старик- годовик? (слайд 18)

Д: год.

В: Времена года следуют друг за другом и образуют год. Ребята, а вы знаете, почему год называется круглым? Давайте посмотрим на экран. Зима, весна, лето, осень – так и прошел год, и так  до бесконечности.

В: Ребята, а мы вместе с весной приготовили вам теплую, весеннюю физминутку.

Повторяйте за нами (дети проговаривают стихотворение и выполняют движения под легкую музыку)

От солнышка весеннего лучики бегут,

Травушку-муравушку выглянуть зовут,

Вот проклюнулись росточки,

Потянулись вверх листочки,

Кулачки-бутоны сами

Так и брызнули цветами. 

(Руки вверх, все пальцы разъединены – «лучики»

 Приседают на корточки.

Над головой двумя руками делают «бутон» и потихоньку    выпрямляются, встают.

Руки вверх и в стороны, пальчики широко расставлены.)

В: Ну вот мы и отдохнули немного, давайте присядем на стульчики.

В: Определение главной мысли сказки:

В: А почему это произведение названо сказкой — загадкой?

Д: потому в этом произведении есть и сказочное, и загадки.

В: Что сказочного?

Д: Старик – годовик, птицы, у которых по 4 крыла и т.д.

Главная мысль, мораль.

Как вы думаете, для чего В.И. Даль написал такую сказку – загадку?

Чему хотел научить?

В: Нужно знать названия месяцев, дни недели, времена года. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придёт следующее, ещё лучше прежнего. (слайд 19)

Дидактическая игра «Панно времен года»

В: Ребята, а давайте мы с нашими временами года немного поиграем (создание из элементов времен года 4-х панно: зима, весна, лето, осень).

В: Времена года, а теперь мы с ребятами вас попросим встать рядом с панно, которое подходит зиме, весне, лету, осени.

В: Правильно ли времена года определили свое панно? А давайте мы подарим эти панно им на память.

(времена года благодарят детей)

Итог занятия

  • Что нового и интересного узнали  сегодня?
  • С каким автором вы сегодня познакомились?
  • Какую сказку-загадку мы с вами сегодня прочитали?
  • С какими новыми словами познакомились?
  • Что понравилось?
  • Что показалось трудным?
  • О чём сможете рассказать друзьям, родителям?

В: Ребята, а времена года за то, что вы столько знаете о них, приготовили вам подарки (конфеты).

В: До свидания!

«Чтение сказки – загадки В.И. Даля «Старик

Конспект НОД

Образовательная область «Речевое развитие»

Тема: «Чтение сказки – загадки В.И. Даля «Старик — годовик»»

в подготовительной группе

МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи

1.Непосредственно образовательная деятельность.

2.Возрастная группа: подготовительная.

3.Образовательная область «Речевое развитие».

4. Тема: «Чтение сказки – загадки В.И. Даля «Старик — годовик»».

5.Тип деятельности: тематическое, творческое.

6.Используемые методы и технологии обучения: интегрированные, проблемные, дифференцированные, личностно – ориентированные.

7.Форма организации обучения: фронтальная (коллективная работа), подгрупповая (работа малыми подгруппами), индивидуальная.

8.Форма обучения на занятии: игра.

9.Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Образовательные:

продолжить учить понимать жанровые особенности сказки, учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения;

уточнять знания детей о временах года;

обогащать и активизировать словарь детей.

Развивающие:

развивать монологическую и диалогическую речь детей;

развивать умение отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ.

Воспитательные:

воспитывать желание детей слушать произведение;

воспитывать чувство уважения друг к другу;

воспитывать желание познавать новое.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, двигательная, музыкальная, познавательная.

Методы: наглядные (просмотр презентации), словесные (вопросы проблемного характера, краткая беседа, обсуждение), практические (сотворчество, самостоятельный выбор).

Словарная работа: «тройка», «знойно», «душно», «жать рожь».

Средства обучения для воспитателя: мультимедийное оборудование, презентация «Времена года», 4 мольберта, аудиозаписи звуков природы, 4 корзинки, снежинки, цветы, листочки зеленые и желто-красные, конфеты для детей.

Средства обучения для детей: картинки признаков времен года, «Времена года» (4 макета).

Предшествующая работа: загадки про времена года, чтение рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания», беседы по временам года: зима, весна, лето, осень, знакомство с временем, работа в уголке природы по временам года, месяцам, выставка «В. Даль», разучивание физминутки «Весна».

Проблема: «Почему произведение В.И. Даля «Старик — годовик» и сказка и загадка?».

Предполагаемые результаты:

— обогатится словарный запас и расширится кругозор;

— сформируются навыки диалогичной речи;

— возникнет желание познакомиться с другими произведениями В.И. Даля;

— закреплены знания о временах года.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу.

В: Здравствуйте, ребята! Помогите мне отгадать загадку. (слайд 1)

В:На одном боку цветы расцветают,

На другом  — листы опадают,

На третьем – плоды созревают,

На четвёртом  — сучья подсыхают.

Д: времена года

В: Посмотрите в окошко.

Какое время года наступило?

Д: весна

В:А что на это указывает? Какие признаки весны вы знаете?

Д: тает снег, ярче греет солнышко, капель, деревья набивают почки и т.д

В: Сколько всего времён года? Назовите их.

Д: зима, весна, лето, осень.

В: Молодцы, ребята, давайте пока присядем на стульчики.

Появляются под звуки природы по очереди времена года (лето, осень, зима, весна) и загадывают загадки(дети в костюмах времен года с корзинками)

Лето: (слайд 2,3)

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю,

«КУПАЙТЕСЬ»-приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я … (лето)

Осень: (слайд 4,5)

Утром мы во двор идём-

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят… (осень).

Зима: (слайд 6,7)

Дел у меня немало-

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня… (зима).

Весна: (слайд 8,9)

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня … (весна).

Времена года выстраиваются друг за другом.

В: Времена года, а вы хотите послушать, что же ребята о вас знают? Ну тогда, оставайтесь с нами.

В:Ребята, теперь я прочту вам сказку-загадку, написанную Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад. Даль очень любил и уважал русскиё язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых. (слайд 10)

Чтение сказки- загадки В.И. Даля «Старик — годовик» (слайд 11-16)

Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.

В: Ребята, кто знает , что означает слово «знойно» -означает «горячо», «душно» — спёртый для дыхания воздух, насыщенный испарениями, трудный для дыхания.

Мужики стали жать рожь.

В: Что означает выражение «жать рожь» означает срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами.

Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно.
 В: Ребята, но на этом сказка-загадка не заканчивается, Владимир Иванович Даль приготовил нам вопросы, на которые мы сейчас с вами ответим. Вы готовы ответить на вопросы?
В:Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? (дети отвечают полным, развернутым ответом) (слайд 17)

Д: из рукава старика годовика вылетели месяцы

Зима: А назовите мои зимние месяцы.

Д: зимние месяцы — декабрь, январь, февраль

Весна: А мои месяцы вы знаете?

Д: весенние месяцы — март, апрель, май.

Лето: А порадуйте теперь лето своими ответами, назовите моих месяцев- помощников.

Д: летние месяцыиюнь, июль, август.

Осень: Ой, ребята, неужели вы и мои месяцы знаете?

Д: осенние месяцысентябрь, октябрь, ноябрь.

В: Ребята, а сколько же в году месяцев?

Д: В году 12 месяцев.

В: А ты как думаешь?

(дети повторяют ответ)
В: Следующий вопрос. Какие это четыре крыла у каждой птицы? (слайд 18)

Д: недели.
В: Ребята, а какие семь перьев в каждом крыле? (слайд 19)

Д: Это дни недели.

В: Ребята, а назовите дни недели.

Д: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
В: Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная?
(слайд 20)

Д: Это день и ночь.

В: Молодцы, вы ответили правильно на все вопросы Владимира Ивановича Даля.

В: Ребята, так кто же такой Старик- годовик? (слайд 21)

Д: год.

В: Времена года следуют друг за другом и образуют год. Ребята, а вы знаете, почему год называется круглым? Давайте посмотрим на экран. Зима, весна, лето, осень – так и прошел год, и так до бесконечности. (слайд 22)

В: Ребята, а мы вместе с весной приготовили вам теплую, весеннюю физминутку.

Повторяйте за нами (дети проговаривают стихотворение и выполняют движения под легкую музыку)

От солнышка весеннего лучики бегут,

Травушку-муравушку выглянуть зовут,

Вот проклюнулись росточки,

Потянулись вверх листочки,

Кулачки-бутоны сами

Так и брызнули цветами. 

(Руки вверх, все пальцы разъединены – «лучики»

 Приседают на корточки.

Над головой двумя руками делают «бутон» и потихоньку    выпрямляются, встают.

Руки вверх и в стороны, пальчики широко расставлены.)

В: Ну вот мы и отдохнули немного, давайте присядем на стульчики.

В: Определение главной мысли сказки:

В: А почему это произведение названо сказкой — загадкой?

Д: потому в этом произведении есть и сказочное, и загадки.

В: Что сказочного?

Д: Старик – годовик, птицы, у которых по 4 крыла и т.д.

Главная мысль, мораль.

Как вы думаете, для чего В.И. Даль написал такую сказку – загадку?

Чему хотел научить?

В: Нужно знать названия месяцев, дни недели, времена года. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придёт следующее, ещё лучше прежнего. (слайд 23)

Дидактическая игра «Панно времен года»

В: Ребята, а давайте мы с нашими временами года немного поиграем (создание из элементов времен года 4-х панно: зима, весна, лето, осень).

В: Времена года, а теперь мы с ребятами вас попросим встать рядом с панно, которое подходит зиме, весне, лету, осени.

В: Правильно ли времена года определили свое панно? А давайте мы подарим эти панно им на память.

(времена года благодарят детей)

Итог занятия

  • Что нового и интересного узнали  сегодня?

  • С каким автором вы сегодня познакомились?

  • Какую сказку-загадку мы с вами сегодня прочитали?

  • С какими новыми словами познакомились?

  • Что понравилось?

  • Что показалось трудным?

  • О чём сможете рассказать друзьям, родителям?

В: Ребята, а времена года за то, что вы столько знаете о них, приготовили вам подарки (конфеты).

В: До свидания!

«Загадки. Понятие о загадке, виды загадок. Загадка-сказка. В.Даль «Старик-годовик»» «

Класс: 3 класс.

Учебный предмет: Литературное чтение.

Автор учебника, учебных пособий: Л.А.Ефросинина

Тема урока Загадки. Понятие о загадке, виды загадок. Загадка-сказка. В.Даль «Старик-годовик»

Цели урока. 1.формировать целостное представление о годичном круге на примере сказки-загадки В. Даля «Старик-годовик»; развивать навык чтения, формировать понятие «сказка», умение правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), тему и жанр, на основе анализа выявить особенности фольклорной и литературной сказки, воспитывать доброе отношение к сказкам, сказочным героям; расширять читательский опыт детей, кругозор учащихся, творческое воображение

2. Обогащать словарный запас детей,  развивать внимание, память, умение моделировать;

3.Воспитывать доброжелательность и умение работать в парах, прививать любовь к художественной литературе.

Тип урока:  урок получения новых знаний.

Оборудование урока:  учебник «Литературное чтение», 3 класс, часть 1, автор Л.А.Ефросинина, Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2013 г.; тетрадь «Литературное чтение»  №1, 3 класс, автор Л.А.Ефросинина, Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2013 г.; презентация, индивидуальные карточки

Планируемые результаты

Предметные: развитие фантазии и воображения;  составление связного рассказа;  знакомство с творчеством В. И. Даля; 

умение проникать в глубину содержания произведения; формулирование эмоционально-оценочных суждений.

Формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения; приёмами понимания прочитанного и прослушанного; научатся выразительно читать по ролям, решать учебные и практические задачи; формирование необходимого уровня читательской компетентности;

Метапредметные: ПУУД овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений; освоение приёмов поиска нужной информации при чтении авторской сказки «Старик-годовик», сравнивать авторские и народные сказки.

РУУД опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации прослушанных рассказов; КУУД излагать мысли точно, ясно и просто, осознавать цели и ситуации общения; овладение основами коммуникативной деятельности.

Личностные: Мотивируют свои действия; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников; выражают интерес к познанию нового; знакомство общечеловеческими ценностями; восприятие литературных произведений как особого вида искусства; высказывание своей точки зрения уважение мнения собеседника.

Этапы урока

Деятельность учителя

Планируемые результаты

УУД

Организация

начала занятия

Организационный момент, эмоциональный настрой

Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
В путешествие пойдём.
В страну сказок попадём.
Слушай, думай, наблюдай,
Сказку нашу отгадай.
Глазки дружно закрывайте.
Сказку в душу пропускайте.

РУУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками

(Коммуникативные УУД)

Актуализация субъектного опыта учащихся

Выяснение степени усвоения учащимися пройденного учебного материала. Устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях и способах деятельности.

(Работа в паре.)

— У вас на столе лежат шесть карточек с текстами. Прочитай­те и разбейте на две группы. Дайте общее название каждой группе.

/ карточка

Новый дом несу в руке,

Дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные (портфель)

2 карточка

Алёнушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь 

на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати! (рнс «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

3 карточка

Сели на странички

Тридцать три сестрички,

Сели рядом — не молчат,

Нам загадки говорят (буквы)

4 карточка

Удивляется народ: 

едет печка, дым идёт,

А Емеля на печи 

ест большие калачи!

Чай сам наливается 

по его хотению, 

А сказка называется…(рнс «По щучьему велению»)

5 карточка

Стальной конёк 

по белому полю бегает,

За собой 

чёрные следы оставляет (ручка)

6 карточка

Вот и стала у них дочка Снегурочка расти не по дням, а по часам. За зиму уж совсем большой девочкой стала. И что ни день, она всё краше становится.(рнс «Снегурочка»)

— На какие группы разбили? (Сказки и загадки.)

— Вы отгадали загадки? Узнали сказки?

-Давайте проверим! 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).

Постановка проблемы

Игра «Доскажи словечко»

На уроках мы, ребятки, 

Отгадали все… (загадки).

Не спеши катать салазки,

А послушай лучше… (сказки).

 А может ли быть такое, что произведение одновременно яв­ляется и сказкой, и загадкой?

Нам предстоит раскрыть этот литературный секрет. Разгадайте шифровку и вы узнаете название такого произведения. 

19, 20, 1,18, 10, 12 — 4, 16, 5, 16, 3, 10, 12

— Подсказка: вам поможет порядок букв в алфавите. 

— О чем вам говорит название? ^ Предположите, о чем будет про­изведение.

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).

Определение темы и целей урока

Тема нашего урока: Загадки. Понятие о загадке, виды загадок. Загадка-сказка. В.Даль «Старик-годовик»

Цель нашего урока, найти эти мостики, которые связывают нас с прошлым.

Шаги деятельности на уроке

Девиз урока: “Кто много читает – тот много знает!”

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Объяснение нового материала

— Откройте учебник на стр. 133. Кто написал это произведение? 

Информация об авторе

Владимир Иванович Даль (1801-1872) — русский писатель, лекси­кограф, этнограф. Родился в Луганске в семье обрусевшего датчанина. В 1814 г. поступил в Морской кадетский корпус. В 1819 г. выпущен мичма­ном. В 1825 г. Даль, оставив морскую службу навсегда, отправился в Дерпт, где с 1826 по 1829 г. был студентом медицинского факультета, а 29 марта 1829 г., еще будучи студентом, он был зачислен во 2-ю Действующую армию ординатором при военном госпитале.

Еще в детстве заметил распад в речи образованных людей и просто­людинов. Мысль составить словарь появилась у него в 1819 г., и с этих пор он стал заносить в записную книжку все слышанные им чисто народные слова и выражения и старался находить их корни и происхождение. Боль­шой материал дала ему Турецкая война, а затем польская капания. В 1831 г. Даль поступил ординатором в военный сухопутный госпиталь, где приобрел известность окулиста-хирурга. К этому времени относится его дружба с пи­сателем Погорельским (А. Перовским) и сближение с В. Жуковским, А. Пуш­киным, И. Крыловым, Н. Гоголем, В. Одоевским и другими литераторами.
В 1830 г. Даль напечатал в «Московском телеграфе» первый литера­турный опыт — «Русские сказки». Вскоре вышли в свет его «Рассказы изнародного быта» и были написаны «Уральские рассказы». В 1861 вышло «Полное собрание сочинений В.И. Даля» и 1 том «Толкового словаря живого великорусского языка».

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Физминутка

Вы немножечко устали?
Ну тогда все дружно встали.
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп.
Мы глазами миг-миг,
Мы глазами чик-чик.
Повернись вокруг себя
Влево, вправо- раз, два,
Раз – присели, два –привстали,
Руки вверх мы все подняли.
Руки опускаем, тихонько приседаем.

Изучение нового произведения.

(Чтение произведения учителем.)
— Понравилось ли вам произведение? Чем? Кто герой? (Старик-годовик.)
 Подтвердились ли ваши предположения?
— Прочитайте задание в конце страницы.
(Чтоб секрет произведения
Лучше понять
«Задачки для Ватсонов» будем решать.)
(Чтение по абзацам.)
— Разгадаем каждую деталь, упомянутую в этом тексте. 
Прочи­тайте первый абзац. Что поняли? (Каждая птица — это один из зимних месяцев.)
— Назовите зимние месяцы по порядку.
— Как догадались, что речь идет о зиме? («Повеял холод, мороз».)
 Какие еще признаки зимы вам известны?

— Это первая загадка, которую мы разгадали.
— Прочитайте вторую загадку (второй абзац). О чем она? (О ве­сенних месяцах.)
 Найдите в тексте признаки весны. («Снег стал таять, на полянах показались цветы».)
 Перечислите названия весенних месяцев.
— Прочитайте третий абзац и разгадайте его секрет. (Говорится о летних месяцах.)
— Назовите по порядку летние месяцы. Докажите словами тек­ста, что это говорится о летних месяцах.
– Что происходит в эти месяцы? («Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь».)
– Что означают слова «жарко», «душно», «знойно»? 
Жарко  жаркая, горячая (погода). 
Душно  жаркий воздух, стесняющий дыхание. 
Знойно  сильная жара от нагретого солнцем воздуха (обычно летом в полдень).
– Как они называются? (Слова, близкие по значению, – синонимы.)
– Как вы думаете, почему Даль использует все три слова? (Чтобы показать оттенки жаркой погоды летом.)
— Прочитайте четвертый абзац. Назовите признаки осени. Пе­речислите по порядку осенние месяцы.
– Итак, скажите наконец: что это за тройки? (Это месяцы времен года.)
– Назовите, какие вы знаете времена года. (Зима, весна, лето, осень.)
– Сколько же всего птиц выпустил Старик-годовик? Что это за птицы? (Двенадцать месяцев.) 
– Мы ответили на первую загадку Даля: это месяцы. 
— Прочитайте последний абзац. 
– Что это за четыре крыла у каждой птицы? (Четыре недели в месяце.)
– Почему в каждом крыле (неделе) по семь перьев? (Семь дней в неделе.)
– Почему у каждого пера одна половина белая, а другая – черная? (День и ночь  сутки.)
– Мы с вами ответили на все четыре вопроса-загадки Даля.
— Перечислите названия дней недели. А знаете ли вы, почему так названы дни недели?
1-й день — понедельник — его назвали так потому, что он шел сразу после «недели», а неделей в прежние времена называли вы­ходной день.
2-й день — вторник — это второй день недели.
3-й день — среда — середина недели.
4-й день — четверг — очень просто, это четвертый день.
5-й день — пятница — «пятница-опрятница» — пятый день неде­ли; в этот день хорошо навести порядок в своем доме и помыться, приготовиться к выходным дням.
6-й день — суббота — это слово пришло к нам из далекой страны; день отдыха у еврейского народа приходится не на воскресенье, а на субботу. Такой день по-еврейски называется «шаббат». В русском языке это слово прижилось, но превратилось в субботу.
7-й день — воскресенье — раньше его называли неделей, а те­перь — воскресеньем, т. к. в этот день, согласно Библии, воскрес из мертвых Иисус Христос.
— Мы разгадали загадки?
— А что же в этом произведении сказочного? (Сам герой — ста­рик-годовик.)
– Ребята, а в чем же заключалась главная загадка Даля, кто такой Старик-годовик? (Это год.)
– В чем состоит волшебство этого произведения? Почему Даль назвал его сказкой? (В жизни не бывает на самом деле такого старика.)
– В чем главная идея сказки? (Даль хотел показать, что природе подвластно все, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времен года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама. Независимо от нас приходит зима, весна… Наступает день, ночь…)
– Ребята, а каким вы себе его представляете? (Похож на Деда Мороза, такой же большой, с посохом в руке.)

– Дома вы попробуете изобразить этого Старика-годовика.
– Как вы думаете, все ли Даль рассказал нам про год? 
Дети делятся своими размышлениями.
— Каким вы его представляете? Рассмотрите иллюстрацию. Что видите?
— Какие тройки птиц изобразил художник? (Лето и зима.)
А помните ли вы, что у древних славян год распадался на две • половины — летнюю и зимнюю — и начинался с первого весеннего месяца марта. Считалось, что именно с этой поры природа пробу­ждается от зимнего сна к жизни.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Выполнение заданий в рабочих тетрадях

Самостоятельная работа

Проверка самостоятельной работы.

 

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Подведение итогов учебного занятия,

рефлексия.

Домашнее задание
1. Подобрать пословицы о временах года из сборника В. Даля.
2. По желанию нарисовать старика-годовика, как вы его себе представляете.-Чему научила эта сказка?

В чем же секрет этого произведения? (Произведение одновре­менно может являться и сказкой, и загадкой.)-Мы достигли поставленной цели?

— Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики.

Д/З– стр. 151 — 155, читать, пересказывать, составить краткий план пересказа,

– Спасибо за прекрасный урок.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Энциклопедия сказочных героев: Даль В. «Старик годовик»


Жанр: литературная сказка-загадка

Главные герои сказки «Старик годовик» и их характеристика

  1. Старик Годовик. Год. 

План пересказа сказки «Старик годовик»
  1. Старик Годовик
  2. Первые птицы
  3. Вторые птицы
  4. Третьи птицы
  5. Четвертые птицы
  6. Крылья
  7. Перья
  8. Вопросы и ответы

Кратчайшее содержание сказки «Старик годовик» для читательского дневника в 6 предложений
  1. Выходит старик годовик и руками машет.
  2. Каждый раз по три птицы с его рук слетает.
  3. Сперва мороз настает, потом цветы появляются, потом жара, а потом дожди.
  4. У каждой птицы четыре крыла.
  5. У каждого крыла по семь перьев.
  6. Половина пера черная, другая белая.

Главная мысль сказки «Старик годовик»
Год состоит из месяцев, месяц из недель, неделя из дней, сутки из дня и ночи.

Чему учит сказка «Старик годовик»
Сказка учит помнить, как устроен календарный год.

Отзыв на сказку «Старик годовик»
Это интересная сказка-загадка, ответ на которую очень прост. Старик Годовик — это сам календарный год, от зимы до осени. Птицы в нем — это месяца, крылья у птиц — недели, а перья — дни недели.

Пословицы к сказке «Старик годовик»
Новый год к весне поворот.
Семь пятниц на неделе.
Год кончается, а зима начинается.
Год не неделя, все будет, да не теперя.
Не суйся, пятница, наперед четверга.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Старик годовик»
Вышел старик Годовик и давай руками махать.
Махнул первый раз, полетели три птицы, стало холодно, морозно.
Второй раз махнул руками Годовик и полетели еще три птицы. Снег начал таять, появились цветы.
В третий раз махнул Годовик и третья тройка птиц полетела. Жарко стало, солнечно, мужики рожь жать начали.
Но в четвертый раз махнул Годовик и, вместе с последними тремя птицами, пришли дожди и туманы.
И птицы у Годовика не простые, у каждой по четыре крыла, а на каждом крыле по семь перьев. У каждого пера свое имя, одна половина белая, а другая черная.
Махнет такая птица крылом, станет светло, махнет второй раз — темно станет.
А птицы эти — месяцы в году.
Крылья птиц — недели, а перья на крыльях — дни недели.
Светлая сторона пера — день, черная — ночь.
Такие вот птицы у старика Годовика. Рисунки и иллюстрации к сказке «Старик годовик»

Исследовательская работа по сказке-загадке В.Даля «Старик-годовик» (3 класс)

Инфоурок › Начальные классы ›Презентации›Исследовательская работа по сказке-загадке В.Даля «Старик-годовик». Проект выполнен ученицей 3б класса Ондар Аматой под руководством учителя русского языка Ондар Г.О

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Владимир Иванович Даль «Старик-годовик» Описание слайда:

Владимир Иванович Даль «Старик-годовик»

2 слайд Исследовательская работа по сказке –загадке В.Даля «Старик-годовик» Выполнил Описание слайда:

Исследовательская работа по сказке –загадке В.Даля «Старик-годовик» Выполнила: Ондар Амата ученица 3 «б» класса МБОУ СОШ с. Эрзин, руководитель ПРОЕКТА : учитель русского языка и литературы Ондар Г. О

3 слайд  Цель исследования: ОТГАДАТЬ ЗАГАДКИ В СКАЗКЕ «Старик-годовик» Описание слайда:

Цель исследования: ОТГАДАТЬ ЗАГАДКИ В СКАЗКЕ «Старик-годовик»

4 слайд Задачи исследования: Прочитать сказку-загадку и сделать выводы по теме иссле Описание слайда:

Задачи исследования: Прочитать сказку-загадку и сделать выводы по теме исследования.

5 слайд Гипотеза исследования: Процесс работы над загадкой будет успешным, если мы н Описание слайда:

Гипотеза исследования: Процесс работы над загадкой будет успешным, если мы научимся отгадывать загадки и самостоятельно их придумывать.

6 слайд Старик- ГОДовик Описание слайда:

Старик- ГОДовик

7 слайд Старик годовик Вышел старик – годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. К Описание слайда:

Старик годовик Вышел старик – годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз –полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.

8 слайд  Вторая загадка Что за птицы вылетели из рукава старика – годовика ? Описание слайда:

Вторая загадка Что за птицы вылетели из рукава старика – годовика ?

9 слайд В гостях у зимы. Описание слайда:

В гостях у зимы.

10 слайд Старик годовик почему загадка называется сказкой: Отзыв о сказке В.И.Даля «Старик годовик» – В.И. Даль. Старик-годовик | Умники и умницы Описание слайда: 11 слайд Старик годовик почему загадка называется сказкой: Отзыв о сказке В.И.Даля «Старик годовик» – В.И. Даль. Старик-годовик | Умники и умницы Описание слайда: 12 слайд Старик годовик почему загадка называется сказкой: Отзыв о сказке В.И.Даля «Старик годовик» – В.И. Даль. Старик-годовик | Умники и умницы Описание слайда: 13 слайд Птицам зимой холодно и голодно. Описание слайда:

Птицам зимой холодно и голодно.

14 слайд Старик годовик почему загадка называется сказкой: Отзыв о сказке В.И.Даля «Старик годовик» – В.И. Даль. Старик-годовик | Умники и умницы Описание слайда: 15 слайд Махнул старик – годовик второй раз, и полетела вторая тройка. Снег стал таят Описание слайда:

Махнул старик – годовик второй раз, и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.

16 слайд Третья загадка. Какие четыре крыла у каждой Птицы ? Описание слайда:

Третья загадка. Какие четыре крыла у каждой Птицы ?

17 слайд МАРТ- капельник Проталина-аланды , шокар, хирлиг хар Описание слайда:

МАРТ- капельник Проталина-аланды , шокар, хирлиг хар

18 слайд  Апрель – весна воды. Описание слайда:

Апрель – весна воды.

19 слайд Май-цветень Описание слайда:

Май-цветень

20 слайд Старик годовик почему загадка называется сказкой: Отзыв о сказке В.И.Даля «Старик годовик» – В.И. Даль. Старик-годовик | Умники и умницы Описание слайда: 21 слайд Старик годовик почему загадка называется сказкой: Отзыв о сказке В.И.Даля «Старик годовик» – В.И. Даль. Старик-годовик | Умники и умницы Описание слайда: 22 слайд Старик годовик почему загадка называется сказкой: Отзыв о сказке В.И.Даля «Старик годовик» – В.И. Даль. Старик-годовик | Умники и умницы Описание слайда: 23 слайд Махнул старик годовик ещё раз - и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, Описание слайда:

Махнул старик годовик ещё раз — и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.

24 слайд  Четвёртая загадка Какие семь перьев в каждом крыле? Описание слайда:

Четвёртая загадка Какие семь перьев в каждом крыле?

25 слайд Махнул старик-годовик четвёртый раз – и поле- тели ещё три птицы. Подул холод Описание слайда:

Махнул старик-годовик четвёртый раз – и поле- тели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.

26 слайд Сентябрь * * * Опустел наш сад, Паутинки в даль летят, И на южный край земли Описание слайда:

Сентябрь * * * Опустел наш сад, Паутинки в даль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ… Что за месяц к вам пришел?…

27 слайд Октябрь * * * Всё мрачней лицо природы – Почернели огороды. Оголяются леса. М Описание слайда:

Октябрь * * * Всё мрачней лицо природы – Почернели огороды. Оголяются леса. Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился, Что за месяц к вам явился?…

28 слайд Ноябрь Поле черно – белым стало, Падает то дождь, то снег. А еще похолодало, Описание слайда:

Ноябрь Поле черно – белым стало, Падает то дождь, то снег. А еще похолодало, Льдом сковало воды рек. Мёрзнет в поле озимь ржи, Что за месяц, подскажи?… * * *

29 слайд В чём главная идея сказки? Даль хотел показать, что природе подвластно всё, Описание слайда:

В чём главная идея сказки? Даль хотел показать, что природе подвластно всё, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времён года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама. Независимо от нас приходит зима, весна…Наступает день, ночь…

30 слайд http://www.baby-news.net/paint3/paint4033.html http://copypast.ru/2011/08/18/ Описание слайда:

http://www.baby-news.net/paint3/paint4033.html http://copypast.ru/2011/08/18/forfriend-1-serija_alfavit_c.html http://www.liveinternet.ru/users/jelly77/rubric/1279527/ http://baby-scool.narod.ru/media/book/metod/gramota/bukvi_podskazki/ http://www.free-lancers.net/users/gipatia/projects/20480/ http://animo2.ucoz.ru/photo/ http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-pro-javlenija-prirody/zagadki-pro-yeho.html

31 слайд Спасибо за внимание ! Описание слайда:

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Спасибо за внимание !

Курс повышения квалификации

Спасибо за внимание !

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДВ-457620

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Leave a Reply