Старик годовик почему загадка называется сказкой: Отзыв о сказке В.И.Даля «Старик годовик» – В.И. Даль. Старик-годовик | Умники и умницы
Отзыв о сказке В.И.Даля «Старик годовик»
У Владимира Ивановича Даля есть необычная сказка, сюжет которой основан на загадке. Главный герой этой сказки – старик, которого автор называет «годовик». В сказке старик годовик выходит и взмахивает рукой. Делает он так четыре раза. С каждым взмахом из его рукава вылетают три необычных птицы. Чем же они необычны?
Необычность состоит в том, что каждая вылетевшая тройка птиц меняет погоду в окружающем мире. Первая тройка приносит холода и морозную погоду. Вторая тройка птиц своим появлением заставляет снег таять, а цветы – распускаться. Третья тройка птиц приносит жару и зной. А четвертая тройка несет на своих крыльях холод, дожди и туманы.
Крылья у птиц тоже необычные. У каждой птицы не по два крыла, а по четыре. Каждое крыло состоит из семи перьев. У каждого пера есть свое имя. С одной стороны перо белое, а с другой черное. Когда необычные птицы машут крыльями, становится то светло, то темно.
В конце сказки автор задает вопросы читателю, спрашивая, что за птиц выпускает старик годовик, почему у них по четыре крыла, что означают семь перьев в каждом крыле и почему перья у птиц черно-белые.
Автор в самой сказке дает подсказки к загадке. Описывая, как при появлении каждой тройки птиц меняется погода, он намекает читателю на смену времен года. А каждое время года включает в себя три месяца. Значит, птицы, которых выпускает старик годовик – это календарные месяцы , по три на каждое время года. В каждом месяце содержится примерно четыре недели и у птиц по четыре крыла. А в каждой неделе семь дней – ровно столько, сколько перьев на каждом крыле у птиц. И каждый день недели имеет свое название. А перья черно-белые потому, что сутки состоят из дня и ночи. Махнет птица крылом раз – наступает ночь, второй взмах крыльев приносит день. Вот так, в форме занимательной сказки-загадки В.И.Даль рассказывает читателям о смене времен года, о месяцах, о днях недели и чередовании дня и ночи.
Таково краткое содержание сказки.
Главный смысл сказки «Старик годовик» состоит в том, чтобы в интересной и привлекательной для детей форме познакомить их с понятием «времена года», объяснить, что такое месяц, неделя, день и ночь. Загадки очень нравятся всем и, разгадывая ту загадку, которую автор заложил в сказке, дети лучше усвоят новые для них знания об окружающем мире.
Сказка «Старик годовик» учит внимательно наблюдать за природными явлениями и подмечать закономерности, свойственные окружающему миру.
Какие пословицы подходят к сказке «Старик годовик»?
Весна да осень – на дню погод восемь.
Лето – страдная пора.
Зима не лето, в шубу одета.
Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка. В. Даль «Старик – годовик».
Тема: Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка.
В. Даль «Старик – годовик».
Цель деятельности учителя:
— дать представление о временных понятиях (год, сезон, месяц, неделя, сутки, закрепить знания, полученные на уроках,
— развивать логическое мышление, память, речь,
— воспитывать аккуратность, доброжелательное отношение друг к другу, ответственное отношение к выполнению задания.
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие детей. Подготовка к работе на уроке.
Сообщение темы урока.
— Сказка, которую мы будем сегодня читать, это- «Старик – годовик».
И это непростая сказка, это — сказка- загадка. Чтобы разгадать все загадки, вам нужно будет выполнить задания старика- годовика.
Изучение нового материала.
1.Загадки. Какие бывают загадки.
– Самый интересный и, пожалуй, самый многообразный и многочисленный жанр устного народного творчества – это загадка. Как бы вы объяснили, что такое загадка?
– В русском устном народном творчестве есть загадки на все случаи жизни: о животных и явлениях природы, о растениях и инструментах, описание предметов или явлений, о школе и о многом другом.
Стоит городок.
Сколько сереньких домков,
Столько беленьких жильцов.
(подсолнух)
Два братца
В воду глядятся,
Век не сойдутся.
(берега)
Не море, не земля,
Корабли не плавают,
И ходить нельзя.
(болото)
2.Загадка-сказка «Старик-годовик».
— Сегодня на уроке мы познакомимся с одной очень интересной сказкой, её автор — Владимир Иванович Даль. (показ портрета).
— Владимир Иванович жил 200 лет назад. Он очень любил «живой русский язык», т. е. тот язык, на котором мы разговариваем повседневно. Интересное слово, услышанное им впервые, он записывал в свой блокнот с подробным объяснением значения этого слова. Кроме слов, он собирал пословицы, поговорки, сказки и загадки. Когда накопилось очень много таких сокровищ – Владимир Иванович поместил их в книгу — «Толковый словарь русского языка» (показ, без которого мы и сегодня не можем обойтись. Этот словарь поможет нам узнать значение слова и правильно употреблять его в нашей речи.
Чтение сказки учителем.
— Внимательно послушайте сказку и приготовьтесь разгадывать загадки.
Владимир Иванович Даль. «Старик – годовик»
— Как мы видим, птицы вылетают тройками. Что это значит? (Это времена года, в каждом по 3 месяца)
— Давайте вместе назовем времена года. (Хором дети называют времена года)
— Следующую загадку, которую мы должны отгадать – это узнать как зовут каждую птицу.
— Молодцы, вы успешно справились со второй загадкой. Что же это за птицы? (птицы-месяцы). Давайте хором назовем их имена.
В КАЖДОМ МЕСЯЦЕ ПО 4 НЕДЕЛИ- 4 крыла.
— Почему на каждом крыле по семь перьев? (в каждой недели 7 дней)
— А как же зовут этих семерых братьев?
(Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)
— Почему перья на крыльях наполовину черные, наполовину белые? (День светлый – белый цвет пера на крыле)
— Ночь темная — черный цвет пера на крыле.
— Вот и разгадана еще одна загадка старика- годовика. Молодцы
— Ребята, а кто же такой сам старик- годовик?
— Правильно. Загадочный старик- годовик и есть — год.
Подведение итогов. Рефлексия.
— Вот и разгадали мы с вами всю сказку.
— Скажите мне, понравилось ли вам занятие?
— Что нового вы узнали?
— Давайте все вместе нарисуем картину вашего настроения после занятия.
Домашнее задание:
Читать загадку-сказку «Старик-годовик», найти загадки о природе, животных, явлениях природы.
План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: НОД «Чтение сказки – загадки В.И. Даля «Старик — годовик»»
Конспект НОД
Образовательная область «Речевое развитие»
Тема: «Чтение сказки – загадки В.И. Даля «Старик — годовик»»
в подготовительной группе
МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи
Воспитатель: Антонова Е.Ф.
Дата проведения: 2016г.
1.Непосредственно образовательная деятельность.
Воспитатель: Антонова Е.Ф.
2.Возрастная группа: подготовительная.
3.Образовательная область «Речевое развитие».
4. Тема: «Чтение сказки – загадки В.И. Даля «Старик — годовик»».
5.Тип деятельности: тематическое, творческое.
6.Используемые методы и технологии обучения: интегрированные, проблемные, дифференцированные, личностно – ориентированные.
7.Форма организации обучения: фронтальная (коллективная работа), подгрупповая (работа малыми подгруппами), индивидуальная.
8.Форма обучения на занятии: игра.
9.Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательные:
— продолжить учить понимать жанровые особенности сказки, учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения;
— уточнять знания детей о временах года;
— обогащать и активизировать словарь детей.
Развивающие:
— развивать монологическую и диалогическую речь детей;
— развивать умение отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ.
Воспитательные:
— воспитывать желание детей слушать произведение;
— воспитывать чувство уважения друг к другу;
— воспитывать желание познавать новое.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, двигательная, музыкальная, познавательная.
Методы: наглядные (просмотр презентации), словесные (вопросы проблемного характера, краткая беседа, обсуждение), практические (сотворчество, самостоятельный выбор).
Словарная работа: «тройка», «знойно», «душно», «жать рожь».
Средства обучения для воспитателя: мультимедийное оборудование, презентация «Времена года», 4 мольберта, аудиозаписи звуков природы, 4 корзинки, снежинки, цветы, листочки зеленые и желто-красные, конфеты для детей.
Средства обучения для детей: картинки признаков времен года, «Времена года» (4 макета).
Предшествующая работа: загадки про времена года, чтение рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания», беседы по временам года: зима, весна, лето, осень, знакомство с временем, работа в уголке природы по временам года, месяцам, выставка «В. Даль», разучивание физминутки «Весна».
Проблема: «Почему произведение В.И. Даля «Старик — годовик» и сказка и загадка?».
Предполагаемые результаты:
— обогатится словарный запас и расширится кругозор;
— сформируются навыки диалогичной речи;
— возникнет желание познакомиться с другими произведениями В.И. Даля;
— закреплены знания о временах года.
Ход занятия:
Дети стоят в кругу.
В: Здравствуйте, ребята! Помогите мне отгадать загадку. (слайд 1)
В:На одном боку цветы расцветают,
На другом — листы опадают,
На третьем – плоды созревают,
На четвёртом — сучья подсыхают.
Д: времена года
В: Посмотрите в окошко.
Какое время года наступило?
Д: весна
В:А что на это указывает? Какие признаки весны вы знаете?
Д: тает снег, ярче греет солнышко, капель, деревья набивают почки и т.д
В: Сколько всего времён года? Назовите их.
Д: зима, весна, лето, осень.
В: Молодцы, ребята, давайте пока присядем на стульчики.
Появляются под звуки природы по очереди времена года (лето, осень, зима, весна) и загадывают загадки(дети в костюмах времен года с корзинками)
Лето: (слайд 2,3)
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«КУПАЙТЕСЬ»-приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я … (лето)
Осень: (слайд 4,5)
Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (осень).
Зима: (слайд 6,7)
Дел у меня немало-
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня… (зима).
Весна: (слайд 8,9)
Я раскрываю почки,
В зелёные листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня … (весна).
Времена года выстраиваются друг за другом.
В: Времена года, а вы хотите послушать, что же ребята о вас знают? Ну тогда, оставайтесь с нами.
В:Ребята, теперь я прочту вам сказку-загадку, написанную Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад. Даль очень любил и уважал русскиё язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых. (слайд 10)
Чтение сказки- загадки В.И. Даля «Старик — годовик» (слайд 11-16)
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.
В: Ребята, кто знает , что означает слово «знойно» -означает «горячо», «душно» — спёртый для дыхания воздух, насыщенный испарениями, трудный для дыхания.
Мужики стали жать рожь.
В: Что означает выражение «жать рожь» означает срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами.
Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно.
В: Ребята, но на этом сказка-загадка не заканчивается, Владимир Иванович Даль приготовил нам вопросы, на которые мы сейчас с вами ответим. Вы готовы ответить на вопросы?
В:Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? (дети отвечают полным, развернутым ответом) (слайд 17)
Д: из рукава старика годовика вылетели месяцы
Зима: А назовите мои зимние месяцы.
Д: зимние месяцы — декабрь, январь, февраль
Весна: А мои месяцы вы знаете?
Д: весенние месяцы — март, апрель, май.
Лето: А порадуйте теперь лето своими ответами, назовите моих месяцев- помощников.
Д: летние месяцы- июнь, июль, август.
Осень: Ой, ребята, неужели вы и мои месяцы знаете?
Д: осенние месяцы — сентябрь, октябрь, ноябрь.
В: Ребята, а сколько же в году месяцев?
Д: В году 12 месяцев.
В: А ты как думаешь?
(дети повторяют ответ)
В: Следующий вопрос. Какие это четыре крыла у каждой птицы?
Д: недели.
В: Ребята, а какие семь перьев в каждом крыле?
Д: Это дни недели.
В: Ребята, а назовите дни недели.
Д: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
В: Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная?
Д: Это день и ночь.
В: Молодцы, вы ответили правильно на все вопросы Владимира Ивановича Даля.
В: Ребята, так кто же такой Старик- годовик? (слайд 18)
Д: год.
В: Времена года следуют друг за другом и образуют год. Ребята, а вы знаете, почему год называется круглым? Давайте посмотрим на экран. Зима, весна, лето, осень – так и прошел год, и так до бесконечности.
В: Ребята, а мы вместе с весной приготовили вам теплую, весеннюю физминутку.
Повторяйте за нами (дети проговаривают стихотворение и выполняют движения под легкую музыку)
От солнышка весеннего лучики бегут,
Травушку-муравушку выглянуть зовут,
Вот проклюнулись росточки,
Потянулись вверх листочки,
Кулачки-бутоны сами
Так и брызнули цветами.
(Руки вверх, все пальцы разъединены – «лучики»
Приседают на корточки.
Над головой двумя руками делают «бутон» и потихоньку выпрямляются, встают.
Руки вверх и в стороны, пальчики широко расставлены.)
В: Ну вот мы и отдохнули немного, давайте присядем на стульчики.
В: Определение главной мысли сказки:
В: А почему это произведение названо сказкой — загадкой?
Д: потому в этом произведении есть и сказочное, и загадки.
В: Что сказочного?
Д: Старик – годовик, птицы, у которых по 4 крыла и т.д.
Главная мысль, мораль.
Как вы думаете, для чего В.И. Даль написал такую сказку – загадку?
Чему хотел научить?
В: Нужно знать названия месяцев, дни недели, времена года. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придёт следующее, ещё лучше прежнего. (слайд 19)
Дидактическая игра «Панно времен года»
В: Ребята, а давайте мы с нашими временами года немного поиграем (создание из элементов времен года 4-х панно: зима, весна, лето, осень).
В: Времена года, а теперь мы с ребятами вас попросим встать рядом с панно, которое подходит зиме, весне, лету, осени.
В: Правильно ли времена года определили свое панно? А давайте мы подарим эти панно им на память.
(времена года благодарят детей)
Итог занятия
- Что нового и интересного узнали сегодня?
- С каким автором вы сегодня познакомились?
- Какую сказку-загадку мы с вами сегодня прочитали?
- С какими новыми словами познакомились?
- Что понравилось?
- Что показалось трудным?
- О чём сможете рассказать друзьям, родителям?
В: Ребята, а времена года за то, что вы столько знаете о них, приготовили вам подарки (конфеты).
В: До свидания!
«Чтение сказки – загадки В.И. Даля «Старик
Конспект НОД
Образовательная область «Речевое развитие»
Тема: «Чтение сказки – загадки В.И. Даля «Старик — годовик»»
в подготовительной группе
МДОУ детский сад «Сказка» р. п. Дергачи
1.Непосредственно образовательная деятельность.
2.Возрастная группа: подготовительная.
3.Образовательная область «Речевое развитие».
4. Тема: «Чтение сказки – загадки В.И. Даля «Старик — годовик»».
5.Тип деятельности: тематическое, творческое.
6.Используемые методы и технологии обучения: интегрированные, проблемные, дифференцированные, личностно – ориентированные.
7.Форма организации обучения: фронтальная (коллективная работа), подгрупповая (работа малыми подгруппами), индивидуальная.
8.Форма обучения на занятии: игра.
9.Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
Образовательные:
— продолжить учить понимать жанровые особенности сказки, учить выделять главную мысль сказки, её мораль, использовать образные выражения;
— уточнять знания детей о временах года;
— обогащать и активизировать словарь детей.
Развивающие:
—
— развивать умение отвечать развёрнуто, обосновывая свой ответ.
Воспитательные:
— воспитывать желание детей слушать произведение;
— воспитывать чувство уважения друг к другу;
— воспитывать желание познавать новое.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, изобразительная, двигательная, музыкальная, познавательная.
Методы: наглядные (просмотр презентации), словесные (вопросы проблемного характера, краткая беседа, обсуждение), практические (сотворчество, самостоятельный выбор).
Словарная работа: «тройка», «знойно», «душно», «жать рожь».
Средства обучения для воспитателя: мультимедийное оборудование, презентация «Времена года», 4 мольберта, аудиозаписи звуков природы, 4 корзинки, снежинки, цветы, листочки зеленые и желто-красные, конфеты для детей.
Средства обучения для детей: картинки признаков времен года, «Времена года» (4 макета).
Предшествующая работа: загадки про времена года, чтение рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания», беседы по временам года: зима, весна, лето, осень, знакомство с временем, работа в уголке природы по временам года, месяцам, выставка «В. Даль», разучивание физминутки «Весна».
Проблема: «Почему произведение В.И. Даля «Старик — годовик» и сказка и загадка?».
Предполагаемые результаты:
— обогатится словарный запас и расширится кругозор;
— сформируются навыки диалогичной речи;
— возникнет желание познакомиться с другими произведениями В.И. Даля;
Ход занятия:
Дети стоят в кругу.
В: Здравствуйте, ребята! Помогите мне отгадать загадку. (слайд 1)
В:На одном боку цветы расцветают,
На другом — листы опадают,
На третьем – плоды созревают,
На четвёртом — сучья подсыхают.
Д: времена года
В: Посмотрите в окошко.
Какое время года наступило?
Д: весна
В:А что на это указывает? Какие признаки весны вы знаете?
Д: тает снег, ярче греет солнышко, капель, деревья набивают почки и т.д
В: Сколько всего времён года? Назовите их.
Д: зима, весна, лето, осень.
В: Молодцы, ребята, давайте пока присядем на стульчики.
Появляются под звуки природы по очереди времена года (лето, осень, зима, весна) и загадывают загадки(дети в костюмах времен года с корзинками)
Лето: (слайд 2,3)
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«КУПАЙТЕСЬ»-приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я … (лето)
Осень: (слайд 4,5)
Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят… (осень).
Зима: (слайд 6,7)
Дел у меня немало-
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня… (зима).
Весна: (слайд 8,9)
Я раскрываю почки,
В зелёные листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня … (весна).
Времена года выстраиваются друг за другом.
В: Времена года, а вы хотите послушать, что же ребята о вас знают? Ну тогда, оставайтесь с нами.
В:Ребята, теперь я прочту вам сказку-загадку, написанную Владимиром Ивановичем Далем более 100 лет назад. Даль очень любил и уважал русскиё язык, составлял словари. Писал стихи, рассказы, сказки для детей и взрослых. (слайд 10)
Чтение сказки- загадки В.И. Даля «Старик — годовик» (слайд 11-16)
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз — и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз — и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз — полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.
В: Ребята, кто знает , что означает слово «знойно» -означает «горячо», «душно» — спёртый для дыхания воздух, насыщенный испарениями, трудный для дыхания.
Мужики стали жать рожь.
В: Что означает выражение «жать рожь» означает срезать под корень стебли растений серпом или специальными машинами.
Махнул старик-годовик четвертый раз — и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая — черная. Махнет птица раз — станет светлым-светло, махнет другой — станет темным-темно.
В: Ребята, но на этом сказка-загадка не заканчивается, Владимир Иванович Даль приготовил нам вопросы, на которые мы сейчас с вами ответим. Вы готовы ответить на вопросы?
В:Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика? (дети отвечают полным, развернутым ответом) (слайд 17)
Д: из рукава старика годовика вылетели месяцы
Зима: А назовите мои зимние месяцы.
Д: зимние месяцы — декабрь, январь, февраль
Весна: А мои месяцы вы знаете?
Д: весенние месяцы — март, апрель, май.
Лето: А порадуйте теперь лето своими ответами, назовите моих месяцев- помощников.
Д: летние месяцы— июнь, июль, август.
Осень: Ой, ребята, неужели вы и мои месяцы знаете?
Д: осенние месяцы — сентябрь, октябрь, ноябрь.
В: Ребята, а сколько же в году месяцев?
Д: В году 12 месяцев.
В: А ты как думаешь?
(дети повторяют ответ)
В: Следующий вопрос. Какие это четыре крыла у каждой птицы? (слайд 18)
Д: недели.
В: Ребята, а какие семь перьев в каждом крыле? (слайд 19)
Д: Это дни недели.
В: Ребята, а назовите дни недели.
Д: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
В: Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная?
(слайд 20)
Д: Это день и ночь.
В: Молодцы, вы ответили правильно на все вопросы Владимира Ивановича Даля.
В: Ребята, так кто же такой Старик- годовик? (слайд 21)
Д: год.
В: Времена года следуют друг за другом и образуют год. Ребята, а вы знаете, почему год называется круглым? Давайте посмотрим на экран. Зима, весна, лето, осень – так и прошел год, и так до бесконечности. (слайд 22)
В: Ребята, а мы вместе с весной приготовили вам теплую, весеннюю физминутку.
Повторяйте за нами (дети проговаривают стихотворение и выполняют движения под легкую музыку)
От солнышка весеннего лучики бегут,
Травушку-муравушку выглянуть зовут,
Вот проклюнулись росточки,
Потянулись вверх листочки,
Кулачки-бутоны сами
Так и брызнули цветами.
(Руки вверх, все пальцы разъединены – «лучики»
Приседают на корточки.
Над головой двумя руками делают «бутон» и потихоньку выпрямляются, встают.
Руки вверх и в стороны, пальчики широко расставлены.)
В: Ну вот мы и отдохнули немного, давайте присядем на стульчики.
В: Определение главной мысли сказки:
В: А почему это произведение названо сказкой — загадкой?
Д: потому в этом произведении есть и сказочное, и загадки.
В: Что сказочного?
Д: Старик – годовик, птицы, у которых по 4 крыла и т.д.
Главная мысль, мораль.
Как вы думаете, для чего В.И. Даль написал такую сказку – загадку?
Чему хотел научить?
В: Нужно знать названия месяцев, дни недели, времена года. Каждое время года прекрасно по-своему, надо помнить, что ему на смену придёт следующее, ещё лучше прежнего. (слайд 23)
Дидактическая игра «Панно времен года»
В: Ребята, а давайте мы с нашими временами года немного поиграем (создание из элементов времен года 4-х панно: зима, весна, лето, осень).
В: Времена года, а теперь мы с ребятами вас попросим встать рядом с панно, которое подходит зиме, весне, лету, осени.
В: Правильно ли времена года определили свое панно? А давайте мы подарим эти панно им на память.
(времена года благодарят детей)
Итог занятия
Что нового и интересного узнали сегодня?
С каким автором вы сегодня познакомились?
Какую сказку-загадку мы с вами сегодня прочитали?
С какими новыми словами познакомились?
Что понравилось?
Что показалось трудным?
О чём сможете рассказать друзьям, родителям?
В: Ребята, а времена года за то, что вы столько знаете о них, приготовили вам подарки (конфеты).
В: До свидания!
«Загадки. Понятие о загадке, виды загадок. Загадка-сказка. В.Даль «Старик-годовик»» «
Класс: 3 класс.
Учебный предмет: Литературное чтение.
Автор учебника, учебных пособий: Л.А.Ефросинина
Тема урока Загадки. Понятие о загадке, виды загадок. Загадка-сказка. В.Даль «Старик-годовик»
Цели урока. 1.формировать целостное представление о годичном круге на примере сказки-загадки В. Даля «Старик-годовик»; развивать навык чтения, формировать понятие «сказка», умение правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), тему и жанр, на основе анализа выявить особенности фольклорной и литературной сказки, воспитывать доброе отношение к сказкам, сказочным героям; расширять читательский опыт детей, кругозор учащихся, творческое воображение
2. Обогащать словарный запас детей, развивать внимание, память, умение моделировать;
3.Воспитывать доброжелательность и умение работать в парах, прививать любовь к художественной литературе.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Оборудование урока: учебник «Литературное чтение», 3 класс, часть 1, автор Л.А.Ефросинина, Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2013 г.; тетрадь «Литературное чтение» №1, 3 класс, автор Л.А.Ефросинина, Москва, издательский центр «Вентана – Граф», 2013 г.; презентация, индивидуальные карточки
Планируемые результаты
Предметные: развитие фантазии и воображения; составление связного рассказа; знакомство с творчеством В. И. Даля;
умение проникать в глубину содержания произведения; формулирование эмоционально-оценочных суждений.
Формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения; приёмами понимания прочитанного и прослушанного; научатся выразительно читать по ролям, решать учебные и практические задачи; формирование необходимого уровня читательской компетентности;
Метапредметные: ПУУД овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений; освоение приёмов поиска нужной информации при чтении авторской сказки «Старик-годовик», сравнивать авторские и народные сказки.
РУУД опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации прослушанных рассказов; КУУД излагать мысли точно, ясно и просто, осознавать цели и ситуации общения; овладение основами коммуникативной деятельности.
Личностные: Мотивируют свои действия; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников; выражают интерес к познанию нового; знакомство общечеловеческими ценностями; восприятие литературных произведений как особого вида искусства; высказывание своей точки зрения уважение мнения собеседника.
Этапы урока | Деятельность учителя | Планируемые результаты УУД |
Организация начала занятия | Организационный момент, эмоциональный настрой Прозвенел уже звонок. | РУУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками (Коммуникативные УУД) |
Актуализация субъектного опыта учащихся | Выяснение степени усвоения учащимися пройденного учебного материала. Устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях и способах деятельности. (Работа в паре.) — У вас на столе лежат шесть карточек с текстами. Прочитайте и разбейте на две группы. Дайте общее название каждой группе. / карточка Новый дом несу в руке, Дверца дома на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные (портфель) 2 карточка Алёнушка, сестрица моя! Выплынь, выплынь на бережок. Костры горят высокие, Котлы кипят чугунные, Ножи точат булатные, Хотят меня зарезати! (рнс «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») 3 карточка Сели на странички Тридцать три сестрички, Сели рядом — не молчат, Нам загадки говорят (буквы) 4 карточка Удивляется народ: едет печка, дым идёт, А Емеля на печи ест большие калачи! Чай сам наливается по его хотению, А сказка называется…(рнс «По щучьему велению») 5 карточка Стальной конёк по белому полю бегает, За собой чёрные следы оставляет (ручка) 6 карточка Вот и стала у них дочка Снегурочка расти не по дням, а по часам. За зиму уж совсем большой девочкой стала. И что ни день, она всё краше становится.(рнс «Снегурочка») — На какие группы разбили? (Сказки и загадки.) — Вы отгадали загадки? Узнали сказки? -Давайте проверим! | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД). |
Постановка проблемы | Игра «Доскажи словечко» На уроках мы, ребятки, Отгадали все… (загадки). Не спеши катать салазки, А послушай лучше… (сказки). — А может ли быть такое, что произведение одновременно является и сказкой, и загадкой? Нам предстоит раскрыть этот литературный секрет. Разгадайте шифровку и вы узнаете название такого произведения. 19, 20, 1,18, 10, 12 — 4, 16, 5, 16, 3, 10, 12 — Подсказка: вам поможет порядок букв в алфавите. — О чем вам говорит название? ^ Предположите, о чем будет произведение. | Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД). |
Определение темы и целей урока | Тема нашего урока: Загадки. Понятие о загадке, виды загадок. Загадка-сказка. В.Даль «Старик-годовик» Цель нашего урока, найти эти мостики, которые связывают нас с прошлым. Шаги деятельности на уроке Девиз урока: “Кто много читает – тот много знает!” | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
Объяснение нового материала | — Откройте учебник на стр. 133. Кто написал это произведение? Информация об авторе Владимир Иванович Даль (1801-1872) — русский писатель, лексикограф, этнограф. Родился в Луганске в семье обрусевшего датчанина. В 1814 г. поступил в Морской кадетский корпус. В 1819 г. выпущен мичманом. В 1825 г. Даль, оставив морскую службу навсегда, отправился в Дерпт, где с 1826 по 1829 г. был студентом медицинского факультета, а 29 марта 1829 г., еще будучи студентом, он был зачислен во 2-ю Действующую армию ординатором при военном госпитале. Еще в детстве заметил распад в речи образованных людей и простолюдинов. Мысль составить словарь появилась у него в 1819 г., и с этих пор он стал заносить в записную книжку все слышанные им чисто народные слова и выражения и старался находить их корни и происхождение. Большой материал дала ему Турецкая война, а затем польская капания. В 1831 г. Даль поступил ординатором в военный сухопутный госпиталь, где приобрел известность окулиста-хирурга. К этому времени относится его дружба с писателем Погорельским (А. Перовским) и сближение с В. Жуковским, А. Пушкиным, И. Крыловым, Н. Гоголем, В. Одоевским и другими литераторами. | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Физминутка | Вы немножечко устали? | |
Изучение нового произведения. | (Чтение произведения учителем.) — Это первая загадка, которую мы разгадали. – Дома вы попробуете изобразить этого Старика-годовика. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
Выполнение заданий в рабочих тетрадях | Самостоятельная работа Проверка самостоятельной работы.
| Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). |
Подведение итогов учебного занятия, рефлексия. | Домашнее задание В чем же секрет этого произведения? (Произведение одновременно может являться и сказкой, и загадкой.)-Мы достигли поставленной цели? — Оцените свою деятельность на уроке, используя смайлики. Д/З– стр. 151 — 155, читать, пересказывать, составить краткий план пересказа, – Спасибо за прекрасный урок. | Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
Энциклопедия сказочных героев: Даль В. «Старик годовик»
Жанр: литературная сказка-загадка
Главные герои сказки «Старик годовик» и их характеристика
- Старик Годовик. Год.
План пересказа сказки «Старик годовик»
- Старик Годовик
- Первые птицы
- Вторые птицы
- Третьи птицы
- Четвертые птицы
- Крылья
- Перья
- Вопросы и ответы
Кратчайшее содержание сказки «Старик годовик» для читательского дневника в 6 предложений
- Выходит старик годовик и руками машет.
- Каждый раз по три птицы с его рук слетает.
- Сперва мороз настает, потом цветы появляются, потом жара, а потом дожди.
- У каждой птицы четыре крыла.
- У каждого крыла по семь перьев.
- Половина пера черная, другая белая.
Главная мысль сказки «Старик годовик»
Год состоит из месяцев, месяц из недель, неделя из дней, сутки из дня и ночи.
Чему учит сказка «Старик годовик»
Сказка учит помнить, как устроен календарный год.
Отзыв на сказку «Старик годовик»
Это интересная сказка-загадка, ответ на которую очень прост. Старик Годовик — это сам календарный год, от зимы до осени. Птицы в нем — это месяца, крылья у птиц — недели, а перья — дни недели.
Пословицы к сказке «Старик годовик»
Новый год к весне поворот.
Семь пятниц на неделе.
Год кончается, а зима начинается.
Год не неделя, все будет, да не теперя.
Не суйся, пятница, наперед четверга.
Вышел старик Годовик и давай руками махать.
Махнул первый раз, полетели три птицы, стало холодно, морозно.
Второй раз махнул руками Годовик и полетели еще три птицы. Снег начал таять, появились цветы.
В третий раз махнул Годовик и третья тройка птиц полетела. Жарко стало, солнечно, мужики рожь жать начали.
Но в четвертый раз махнул Годовик и, вместе с последними тремя птицами, пришли дожди и туманы.
И птицы у Годовика не простые, у каждой по четыре крыла, а на каждом крыле по семь перьев. У каждого пера свое имя, одна половина белая, а другая черная.
Махнет такая птица крылом, станет светло, махнет второй раз — темно станет.
А птицы эти — месяцы в году.
Крылья птиц — недели, а перья на крыльях — дни недели.
Светлая сторона пера — день, черная — ночь.
Такие вот птицы у старика Годовика. Рисунки и иллюстрации к сказке «Старик годовик»
Исследовательская работа по сказке-загадке В.Даля «Старик-годовик» (3 класс)
Инфоурок › Начальные классы ›Презентации›Исследовательская работа по сказке-загадке В.Даля «Старик-годовик». Проект выполнен ученицей 3б класса Ондар Аматой под руководством учителя русского языка Ондар Г.ООписание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Владимир Иванович Даль «Старик-годовик»
2 слайд Описание слайда:Исследовательская работа по сказке –загадке В.Даля «Старик-годовик» Выполнила: Ондар Амата ученица 3 «б» класса МБОУ СОШ с. Эрзин, руководитель ПРОЕКТА : учитель русского языка и литературы Ондар Г. О
3 слайд Описание слайда:Цель исследования: ОТГАДАТЬ ЗАГАДКИ В СКАЗКЕ «Старик-годовик»
4 слайд Описание слайда:Задачи исследования: Прочитать сказку-загадку и сделать выводы по теме исследования.
5 слайд Описание слайда:Гипотеза исследования: Процесс работы над загадкой будет успешным, если мы научимся отгадывать загадки и самостоятельно их придумывать.
6 слайд Описание слайда:Старик- ГОДовик
7 слайд Описание слайда:Старик годовик Вышел старик – годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз –полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
8 слайд Описание слайда:Вторая загадка Что за птицы вылетели из рукава старика – годовика ?
9 слайд Описание слайда:В гостях у зимы.
10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда: 12 слайд Описание слайда: 13 слайд Описание слайда:Птицам зимой холодно и голодно.
14 слайд Описание слайда: 15 слайд Описание слайда:Махнул старик – годовик второй раз, и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
16 слайд Описание слайда:Третья загадка. Какие четыре крыла у каждой Птицы ?
17 слайд Описание слайда:МАРТ- капельник Проталина-аланды , шокар, хирлиг хар
18 слайд Описание слайда:Апрель – весна воды.
19 слайд Описание слайда:Май-цветень
20 слайд Описание слайда: 21 слайд Описание слайда: 22 слайд Описание слайда: 23 слайд Описание слайда:Махнул старик годовик ещё раз — и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
24 слайд Описание слайда:Четвёртая загадка Какие семь перьев в каждом крыле?
25 слайд Описание слайда:Махнул старик-годовик четвёртый раз – и поле- тели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
26 слайд Описание слайда:Сентябрь * * * Опустел наш сад, Паутинки в даль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ… Что за месяц к вам пришел?…
27 слайд Описание слайда:Октябрь * * * Всё мрачней лицо природы – Почернели огороды. Оголяются леса. Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился, Что за месяц к вам явился?…
28 слайд Описание слайда:Ноябрь Поле черно – белым стало, Падает то дождь, то снег. А еще похолодало, Льдом сковало воды рек. Мёрзнет в поле озимь ржи, Что за месяц, подскажи?… * * *
29 слайд Описание слайда:В чём главная идея сказки? Даль хотел показать, что природе подвластно всё, в том числе и смена дня и ночи, дней недели, месяцев, времён года. Мы ничего не можем изменить в этом круговороте. Природа распоряжается сама. Независимо от нас приходит зима, весна…Наступает день, ночь…
30 слайд Описание слайда:http://www.baby-news.net/paint3/paint4033.html http://copypast.ru/2011/08/18/forfriend-1-serija_alfavit_c.html http://www.liveinternet.ru/users/jelly77/rubric/1279527/ http://baby-scool.narod.ru/media/book/metod/gramota/bukvi_podskazki/ http://www.free-lancers.net/users/gipatia/projects/20480/ http://animo2.ucoz.ru/photo/ http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei/zagadki-pro-javlenija-prirody/zagadki-pro-yeho.html
31 слайд Описание слайда:Спасибо за внимание !
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДВ-457620
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Leave a Reply